Театр зрелище театр праздник смысл

Работа по теме: Krasnaya_tetrad_1. Глава: Многообразие видов театрализованных и праздничных действ: сущность понятия «театрализованное представление», «праздник», «зрелище», «шоу-программа».. ВУЗ: ВГИИК.

Многообразие видов театрализованных и праздничных действ: сущность понятия «театрализованное представление», «праздник», «зрелище», «шоу-программа».

Наиболее полное
представление о разнообразии массового
праздника дает богатство форм его
художественного воплощения и организации
в наши дни. Это богатство и разнообразие
форм определяется в первую очередь,
богатством и разнообразием содержания,
палитры выразительных средств, площадок
праздничного действия.

Основные формы:

  • Массовое праздничное
    шествие (было распространено еще в
    древние века);

  • Шествие предоставляет
    возможность каждому человеку выразить
    свое личное отношение к торжественным
    событиям, продемонстрировать свою
    активность.

  • Театрализованные
    карнавальные шествия и кавалькады в
    праздничные дни;

  • Театрализованные
    митинги;

  • Театрализованное
    массовое представление (на закрытой и
    открытой сценической площадке);

  • Театрализованный
    тематический вечер (документально-художественное
    представление в закрытом помещении);

  • Массовые
    представления на открытом воздухе
    (парк, стадион);

  • Театрализованный
    концерт;

Итак, массовые
шествия, театрализованные митинги,
массовые представления и театрализованный
концерт являются ведущими формами
современного массового праздника.
Значение массового праздника как
средство общения людей чрезвычайно
велико.

Празднику
соответствуют самые разнообразные
уличные, стадионные, водные, парковые
массовые
действия:

карнавалы,
шествия, митинги, манифестации, фестивали.

Праздник
– это сумма одновременно происходящих
мероприятий. Это особое многостороннее
общественное явление, которое отражает
жизнь каждого человека и общества в
целом.

Возникнув на основе
трудовой деятельности, праздники
художественно осмысливают жизнь
человека. Праздник сосредоточен на
обширной территории и предусматривает
не одну, а несколько площадок и не имеет
границ (весь поселок, весь город).

Классификация
праздников:

1. Государственные
(1 января, 23 февраля, 8 марта, 12 июня);

2. Праздники,
созданные в честь героических и
исторических событий (2 февраля, 9 мая);

3. Трудовые праздники
профессий (день медика, день учителя);

4. Трудовые праздники
села (уборка урожая, день первой борозды);

5. Праздники времен
года, народные календарные обряды и
праздники (масленица, Иван Купала);

6. Бытовые праздники
и обряды (свадьба, проводы в армию, день
рождения).

Функции праздников:

1. Психолого-педагогическая,
воспитательная;

2. Контактно-деятельная
(в контакте с различными общественными
организациями, школа, ДДТ…);

3. Коммуникативная;

4. Рекреативная
(восстановление сил и эмоций людей);

5. Гедонистическая
(отдых с пользой для себя, удовольствие);

Праздничное
осмысление и оформление труда являются
генеральной линией развития массового
праздника.

Торжество возникает
и выливается в определенное, эмоционально
окрашенное действие исходя из содержания
праздника. Как разновидность праздничного
действия торжество отличается именно
этим всеобщим, публичным моментом
единения, находящим свое выражение в
митингах, шествиях, манифестациях,
соответственно оформленных
сценарно-режиссерски, художественно,
музыкально. Торжество предполагает
настроение радости и веселья, которые
вызываются слиянием общего и личного,
единением каждого человека с торжествующим
народом.

Зрелище
всегда есть часть праздника.

Зрелище является
эстетическим феноменом широчайшего
диапазона: спортивные состязания, игры,
публичные ритуалы и церемонии, празднества
и театрализованные представления, не
говоря уже о театре, цирке, эстраде,
кинематографе – все это зрелище. Сами
зрелищные формы называются «синтетическими»,
поскольку в них синтезируются элементы
всех видов искусств; действительность
и коллективность выступают как два
самых основных зрелищных признака. В
любом зрелище присутствует эффект
соучастия, сопереживания и сотворчества
зрителя.

Карнавал;

Балаган;

Театрализованные
представления делятся на
:
спектакли, происходящие на определенной
сценической площадке; стадионно-спортивные
представления; театрализованные
представления на открытом воздухе.

Массовый
праздник
,
как правило, не предусматривает локальной
сценической площадки, в то время как
массовое зрелище всегда вписывается в
ограниченную сценическую площадку. В
массовом празднике участники сами
выбирают интересный для них объект, а
массовое зрелище сосредотачивает
внимание зрителей на заданном объекте.

Массовый праздник
может не иметь временных рамок, массовое
зрелище всегда имеет лимит времени.

Массовый праздник
предполагает большую инициативу и
импровизационный характер участия в
нем зрителей, тогда как зрелище разделяется
на зрителей и актеров.

Представление
на открытых сценах
,
и особенно на воде, — одна из наиболее
привлекательных форм массовых, зрелищ.
Иногда действие развертывается не
только на сценической площадке, но и на
лестницах, парковых каскадах вокруг
фонтанов (представления в Санкт-Петербурге,
в Петергофском дворце), ведущих от дворца
к сценической площадке. Зрелищу под
открытым небом очень помогает сама
природа, которая «играет» лучше, чем
декоративное оформление.

Все массовые
театрализованные представления на
открытом воздухе

можно условно разделить на две группы:

  • Орнаментально-декоративные
    зрелища

    (присущи яркие краски, сложные фигурные
    перестроения больших масс участников;
    фейерверк светоэффектов; чистота линий,
    синхронность движений, гармония цвета;
    все это пробуждает у зрителя светлое
    оптимистическое мироощущение).

  • Сюжетно-образные
    спектакли
    (суть
    – создать публицистический, образный,
    аллегорический спектакль на открытом
    воздухе; сюда относятся и мемориальные
    представления на ритуальных площадках
    больших скульптурных комплексов
    («Мамаев Курган» в Волгограде,
    «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге,
    «Самбекские высоты» в Таганроге)).

В таких представлениях
кульминационной частью является
обязательное ритуальное действо как
носитель основной идеи самого зрелища.

Праздник может
включать в себя зрелищные формы – от
стадионного представления до ритуально
– обрядового действия.

Шоу-программа
особый жанр искусства современные
тенденции в развитии шоу-программ.
Шоу-программы в нашей стране и за рубежом.
Основные технологические особенности
шоу-программ. Основные специфические
особенности шоу-программ и конкретные
возможности исполнителя. Номер – как
строительный материал шоу-программ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Роль театра в жизни людей: почему стоит посещать спектакли?

Автор:

10 декабря 2019 14:00

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры». Так сказал когда-то великий драматург Уильям Шекспир. Чем привлекательно происходящее на сцене действо, и почему ходят в театр как завзятые театралы, так и далекие от этого искусства люди?

Роль театра в жизни людей: почему стоит посещать спектакли?

Источник:

Большинство современных людей относится к искусству скептически, игнорируя художественные выставки, музеи, театральные постановки и выбираясь разве что только на премьеру новинки в кино пару раз в квартал. Но не все. Чем же привлекателен театр?

Этот вид искусства возник в Древней Греции и изначально задумывался как зрелище для развлечения публики. Сейчас это целая система, объединяющая разные виды искусства, способная повлиять на духовное становление личности.

В отличие от других, оно живое, динамичное, ведь во время спектакля идет постоянный энергетический обмен между актерами и зрителями, в результате которого создается, пусть и ненадолго, целый мир – мир грез, желаний, мечтаний, чаяний, надежд, эмоций и чувств.

Сила театрального искусства столь сильна и впечатляюща, что заставляет взглянуть на себя и собственные недостатки со стороны и, возможно, попытаться что-то исправить. Посещение спектаклей способствует нравственному и духовному воспитанию личности, умению сопереживать, любить, сострадать.

10 причин любви к театру

10 причин любви к театру

Источник:

Итак, если абстрагироваться от эмоциональной составляющей, то есть и вполне реальные причины, объясняющие тягу к театру:

  1. Возможность абстрагироваться от повседневных проблем. Дом, учеба, работа… И такой бег по кругу изо дня в день… Плюс ежедневные бытовые хлопоты и заботы, суета и погруженность в мир электронных гаджетов. Подобный ритм может вызывать стресс даже у самых стойких. Театр – идеальный способ сменить картинку жизни и понаблюдать за жизнью иной, на сцене. Что немаловажно, это не отнимет много времени.
  2. Проживание роли. Живизна – это важное достоинство этого вида искусства. Наблюдая за персонажами, невольно начинаешь ассоциировать себя с кем-то из них, размышляя, как бы поступил на его месте, в определенной ситуации. У актеров нет вторых шансов и дублей, ведь действо происходит здесь и сейчас.
  3. Доступность. Сейчас требования к дресс-коду не такие строгие, как раньше. А стоимость билета, если это не какая-то долгожданная премьера, вполне бюджетная для разового мероприятия.
  4. Возможность поднять самооценку. Это касается прекрасных дам, ведь выход в свет – это отличный повод «выгулять» наряд, который долго дожидался своего часа в шкафу. При походе в кино, кафе, боулинг одеваешься больше из соображений удобства и практичности, тогда как поход на спектакль – это возможность сделать прическу, подобрать туфли, аксессуары и украшения, превратив уже саму подготовку в своего рода мини-праздник.
  5. Подспорье для нелюбителей литературы. Не любите классику, а окружение обязывает, тогда как времени на чтение совершенно не остается? Театральная постановка – идеальное решение. Благодаря им можно приобщиться к творениям мировой культуры, понять базовые посылы авторов без чтения многотомных произведений.
  6. Всплеск эмоций. Разные спектакли – это разные мысли, чувства, эмоции, что значительно обогащает эмоциональную сферу и заставляет под иным углом взглянуть на привычные вещи, вдохновиться и даже задуматься над тем, чтобы что-то поменять в своей жизни.
  7. Новые знакомства. Безусловно, обсуждение во время спектакля – дурной тон. А вот после завершения вполне можно обсудить действо с другими зрителями. Театр выступает той самой незримой ниточкой, объединяющей души.
  8. Культурное воспитание. Как уже говорилось, театральное искусство объединяет сразу несколько других видов – литературу, живопись, музыку, хореографию, архитектуру. Нельзя не отметить ярко выраженный нравственный аспект и невольное расширение словарного запаса. Каждый зритель может выделить и развить что-то особенное, важное и интересное именно для себя. Удивительный многогранный синтез – это еще один плюс в пользу театра.
  9. Прививка от проблем. Посещение театра позволяет использовать накопленный эмоциональный опыт и при принятии решений в реальной жизни. Создается ощущение, что вы уже имеете определенный чувственный опыт и заранее знаете, к чему приведет тот или иной выбор.
  10. Источник вдохновения. Доказанный факт: после спектакля зрители ощущают бодрость, прилив сил и эмоциональный подъем благодаря живой энергетике. В голову даже начинают приходить небанальные идеи, которые раньше могли показаться невероятными.

Польза посещения театра для детей

Польза посещения театра для детей

Источник:

Брать или нет на спектакли детей? Определенно да! Это отличная возможность провести досуг с семьей и оторвать ребенка от гаджетов. Естественно, надо ориентироваться на тематику и возраст. Посещение театра – это отличная школа чувств, а на спектакле-уроке дети учатся сопереживать, отличать правду от лжи, добро от зла.

Еще театральное действо помогает в развитии творческого мышления. Наблюдая за ходом с позиции режиссера, ребенок учится мыслить креативно, находить нестандартные решения для различных ситуаций. Во время спектакля дети также развивают внимательность, наблюдательность, умение видеть незначительные детали, которые впоследствии сыграют свою роль.

Неоспоримые плюсы театральных представлений для детей – это приобретение новых знаний и получение новой информации, а также постепенное и ненавязчивое знакомство с другими видами искусства.

Основные правила поведения

Основные правила поведения

Источник:

Естественно, при посещении театра важно соблюдать правила этикета, что позволит получить удовольствие от представления самим и не испортить настроение другим зрителям. На спектакль нужно прийти заранее, чтобы успеть сдать в гардероб верхнюю одежду и привести себя в порядок. Телефоны надо перевести в беззвучный режим или вообще выключить: звонки мешают игре актеров и другим зрителям.

Видео- и фотосъемка, а также употребление в зале любой еды и напитков в театре запрещены: не пренебрегайте этими правилами. Помните об аплодисментах, ведь это лучшая награда для актеров и проявление зрительской признательности. В театре не место домашним животным, каким бы милым не был котенок и очаровательной – собачка. Простуда – это тоже повод остаться дома. При походе на детское представление ориентируйтесь на рекомендуемый возраст и заранее обговорите дома с малышом все «нельзя» (вставать во время спектакля с места, ходить по залу, бегать, кричать, громко разговаривать, мешать другим зрителям).

Итак, мы рассмотрели лишь небольшое количество причин посещать царство Мельпомены. Наверняка у каждого есть и свои собственные поводы периодически окунаться в эту удивительную завораживающую атмосферу. А за что вы любите театр, и как часто ходите на спектакли?

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

ТЕАТР – ЭТО ПРАЗДНИК!

Л. Н. Толстой очень тонко заметил: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг.  А  от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых. 

Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий,

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а все это может дать театр.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Известно, что игра дело серьёзное, но и веселое тоже. Юмор гостит у нас в детском саду, театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость, присущее детству, неотделимое от него.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. В нашем дошкольном учреждении система работы по театрализованной деятельности строится в три этапа:

  • художественное восприятие литературных произведений;
  • освоение специальных умений;
  • самостоятельная творческая деятельность.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.

Путешествуйте в сказку вместе

  • Самостоятельно придумайте сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграйте его.
  • Почитайте ребёнку знакомую сказку и предложите придумать новую, но с теми — же персонажами.
  • Предложите ребёнку нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес и для разных  ролей (Дед Мороз и  Лягушка, Снегурочка и Петушок).
  • Предоставьте возможность для выполнения контрастных ролей — старого медведя и маленького медвежонка,  злой собаки и беззащитного щенка.

Не отвечайте отказом на просьбу детей посетить театральную постановку, поиграть в театр,  предложите поход в  театр сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении родного языка, развитии умения общения.  Театр всегда праздник – дарите его детям!

Литература:
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. «Академия развития», 2008

2.Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. – Ярославль: «Академия развития», 2007

Тема: «Волшебный мир театра»

Класс: 3 «А»

Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства, вызвать у детей интерес к театральному искусству

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с историей возникновения театра и основными театральными профессиями;

  • познакомить с театральной терминологией;

  • способствовать формированию актёрского мастерства.

Развивающие:

  • способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

  • способствовать развитию фантазии и воображения;

  • Приобщение к навыками коллективного взаимодействия и общения.

Воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом;

  • способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;

  • пробудить положительный эмоциональный настрой на занятия театральным творчеством.

  • Воспитывать культуру поведения в театре

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид занятия: практическое, с элементами беседы. Информационное.

Методы: словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры, метод мотивации и эмоционального стимулирования.

I Эмоциональный настрой на работу. Приветствие в кругу.

  1. Начало занятия.

Так часто в мире случается,

Что люди просто встречаются,

Люди встречаются,

Люди общаются,

Общеньем друг с другом они наслаждаются,

Проводят время чудесно:

Разговоры ведут интересные,

Новых друзей обретают,

Шутят, смеются, мечтают!

Поднимается вдруг настроенье

От такого вот простого общенья!

Ребята, я нашей встрече очень рада!

А при встрече, как водится,

Всем нам надо пожелать …..

  1. Введение в тему.

Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в чудесную страну, полную тайн и волшебства. В страну, которой нет ни на одной карте мира. А что это за страна вы узнаете, отгадав загадку.

Там есть сцена и кулисы, и актёры, и актрисы,

Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно, что это … (Театр).

Скажите, а кто из вас бывал в театре? (Ответы детей).

Какой спектакль вы смотрели? Что вы там видели, узнали и что вам там понравилось? (Ответы детей).

Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (Ответы детей).

Просмотр видеофильма.

На основе полученной информации, определяем для себя.

Слово «театр» пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Театр – это место, куда мы приходим на спектакли, место, где показывают представление.

. Слайд «МаскиСо времён древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. А надевали маски потому, что при огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям.

Слайд «Музы» По древнегреческой мифологии театру покровительствовали две музы: Талия – муза комедии, она изображается с весёлой маской, и Мельпомена – муза трагедии с маской грусти.

Слайд «Маски – символ театра» Именно поэтому символом, логотипом театра и являются эти две маски.

А откуда берёт истоки русский театр, мы узнаем из нашего волшебного сундука.

Достаёт коробку, из неё колпак скомороха.

Кто на Руси носил такие головные уборы? Дети отвечают.

Это колпак скомороха!

Слайд «Скоморохи» На Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно они являются родоначальниками русского театра.

(ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ РУССКАЯ МУЗЫКА, Театрализация)

1 СКОМОРОХ — Здравствуйте, гости дорогие!

2 СКОМОРОХ — Здравствуйте, честная публика!

1 СКОМОРОХ — К вам на праздник по дорожке

Прибежали Скоморошки!

2 СКОМОРОХ — Мы зовем на праздник всех,

Будет музыка и смех!

1 СКОМОРОХ — Пусть сегодня никому дома не сидится,

Выходите в хоровод, будем веселиться!

2 СКОМОРОХ — С нетерпеньем ждали мы первого снежка,

Наконец-то наступила Русская Зима!

Слайд. (Виды представлений) Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Каждое посещение в театр – это праздник.

А как узнать о предстоящем представлении?

Афища

Что она может нам рассказать?

Но, как же мы можем попасть в театр? Конечно, нужно купить билет на представление в театральной кассе.

Касса

И вот мы все с билетами проходим в вестибюль. Как здесь всё красиво, загадочно и культурно. В народе говорят: «Театр начинается с вешалки! »

Давайте пройдём в гардероб. Нас вежливо обслуживает гардеробщица, принимает одежду, выдаёт взамен неё номерки, которые нельзя терять.

После этого мы попадаем в зрительный зал

Слайд Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре.

Правила поведения в театре:

1.Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило.

  1. Важное правило – приходить вовремя.

3. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.

Ну, вот мы с вами и оказались в волшебном мире театра. (Включается аудиозапись — первый театральный звонок).

Но что это? Кто из вас самый внимательный, кто услышал необычный звук? А, может, кто-то из вас знает, в каких случаях он звучит в театре? (Ответы детей).

Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка.

Первый звонок приглашает нас в зрительный зал.

Второй о начале спектакля

Третий- для актеров

Огромное количество людей трудятся в театре. А кто они, угадаем!!!

Кассир

Билетер

художник-декоратор

светооператор

звукооператор.

костюмер

Кого не хватает?

Первостепенная роль в театре – актёр.

Великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист».

Кто мне скажет, что это за профессия такая актёр? Кто что о ней знает? Дети отвечают

Чтобы быть актёром, нужно, несомненно, обладать талантом, но помимо этого много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.

Что же это за качества такие?

Разобраться в этом нам поможет волшебный сундучок.

  1. Достаём из него волшебную коробочку, ….

Открываем… достаёт книгу скороговорок.

Эта книга научит актёра правильно говорить, ведь актёр должен владеть речью. Что же такого интересного в этой книге? Здесь живут скороговорки.

Дети по очереди говорят скороговорки.

2.Продолжаем знакомиться с элементами актёрского мастерства. Достаём из нашего волшебного сундучка ещё одну коробочку,… открываем… коробка пустая Что это? Коробка пуста?

Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней… Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, огрызки положите в коробку!

Упражнение «Невидимые яблоки»

3. Актёр должен хорошо уметь владеть мимикой (выражением лица).

Упражнение «Отгадай настроение».

  1. Постоянные репетиции. Сказка «Репка»

  1. Закрепление.

Выполнение заданий с рабочего листа. (Приложение)

IV Итог.

Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир театра? (Ответы детей). Театр – незабываемый праздник, который создают не только люди театральных профессий, но и зрители. От зрителей во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение.

  1. Рефлексия.

Оцени аплодисментами

Весь мир — театр, а люди в нем — актеры” – это одна из наиболее цитируемых фраз Шекспира — начало монолога Жака из второго акта комедии “Как вам это понравится”.  

All the world’s a stage,
And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages. At first the infant,
Mewling and puking in the nurse’s arms.
And then the whining school-boy, with his satchel,
And shining morning face, creeping like snail
Unwillingly to school. And then the lover,
Sighing like furnace, with a woful ballad
Made to his mistress’ eyebrow. Then a soldier,
Full of strange oaths, and bearded like the pard,
Jealous in honour, sudden and quick in quarrel,
Seeking the bobble reputation.
Even in the cannon’s mouth. And then the justice,
In fair round belly with good capon lin’d,
With eyes severe, and beard of formal cut,
Full of wise saws and modern instances;
And so he plays his part. The sixth age shifts
Into the lean and slipper’d pantaloon
With spectacles on nose well and pouch on side,
His youthful hose well sav’d a world too wide
For his shrunk shank; and his big manly voice,
Turning again toward childish treble, pipes
And whistles in his sound. Last scene of all,
That ends his strange eventful history,
In second childishness and mere oblivion
Sans teeth, sans eyes, sans taste, sans everything.
http://en.wikipedia.org/wiki/All_the_world%27s_a_stage

В переводе Т. Щепкиной-Куперник этот монолог звучит следующим образом: 

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, —
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего. 

Речь здесь — о “Человеческой комедии” в ее ренессансном понимании, когда человек воспринимался как игралище Фортуны, выступающей главным постановщиком в этом театре. Семь возрастов человека, упоминаемых здесь, соотносятся с семью планетами (так: солдат — Марс, любовник — Венера, судья — Юпитер, старик — Сатурн). 

Но Шекспир часто всего лишь резонатор своей эпохи, ее эхо, до нас долетевшее. Он усиливает, модулирует чужие голоса. Например, королевы Елизаветы, выступающей перед Парламентом и произносящей следующее: “Мы, властители, выходим на подмостки этого мира, чтобы сыграть нашу роль на глазах всего человечества...”  

Идею мира-театра обыгрывает в стихах УолтерРэли: 

Что наша жизнь? — Комедия о страсти.
Бравурна увертюра в первой части.
Утроба материнская — гримерка
Комедиантов слишком расторопных.
Подмостки — мир, и зритель в сей юдоли —
Господь, — шельмует за незнанье роли.
Как занавес после спектакля — тьма
Могилы ждет, бесстрастно-холодна.
И вот, фиглярствуя, идем мы до конца.
Но в миг последний — маску прочь с лица. 

(“What’s our life…” Перевод А. Нестерова) 

Но и для стихотворения Рэли существует свой источник: вполне затертое риторическое сравнение, использовавшееся еще во времена античности, например, у Лукиана в диалоге “Менипп”: “… человеческая жизнь подобна какому-то длинному шествию, в котором предводительствует и указывает места Судьба, определяя каждому его платье. Выхватывая, кого случится, одевает на него царскую одежду, тиару, дает ему копьеносцев, венчает главу диадемой; другого награждает платьем раба, третьему дает красоту, а иного делает безобразным и смешным: ведь зрелище должно быть разнообразно! Часто во время шествия она меняет наряды некоторых участников, не позволяя закончить день в первоначальном виде. При этом она заставляет Крёза взять одежду раба или пленного; Меандрию, шедшему прежде вместе со слугами, она вручает царство Поликрата, разрешая некоторое время пользоваться царской одеждой. Но лишь только шествие закончено — все снимают и возвращают свои одеяния вместе с телом, после чего их внешний вид делается таким, каким был до начала, ничем не отличаясь от вида соседа. И вот иные, по неведению, огорчаются, когда Судьба повелевает им возвратить одежды, и сердятся, точно их лишают какой-либо собственности, не понимая, что они лишь возвращают то, что им дано во временное пользование 

А есть еще и стихотворение сэра Генри Уоттона (1568-1639), приятеля Джона Донна: 

De morte

Man’s life a tragedy: his mother’s womb
(From which he enters) is the trining room;
This spacious earth the theatre; and the stage
This country which he lives in; passion, rage,
Folly and vice are actors: the first cry
The prologue to th’ ensuing tragedy.
The former act consistent of dumb shows;
The second, he to more perfection grows;
I’th third he is a man, and doth begin
To nature vice and act the deeds of sin:
I’th fourth declines; I’th fifth diseases clog
And trouble him; then death’s his epilogue. 

 [Жизнь человеческая — трагедия: материнская утроба / (Из которой он выходит на сцену>) — гримерка; / Этот земной простор — театр; а сцена / — Страна, где живет он; страсть, гнев, / Глупость и порок — актеры: первый крик / — Пролог к грядущей трагедии. / Первый акт по содержанию своему — пантомима; / Второй акт> — герой совершенствуется; / В третьем — он мужчина и начинает / платить дань> пороку, заложенному в его природе, и совершать грешки: / В четвертом — он идет к закату; В пятом болезни обступают / И изводят его; а потом — смерть, его эпилог.]

http://magazines.russ.ru/inostran/2010/12/ne14.html

ВЕСЬ МИР — ТЕАТР — константа культуры. Театр жизни, представление о жизни как о театре.
Идея, что весь мир — это театр, буквально пронизывает разные стороны жизни и разные эпохи.

Сегодня мы иногда вкладываем в эти слова смысл тотального лицедейства, всеобщей неискренности. Греческое слово θέατρον «место для зрелищ», «театр» связано со словом θέα «вид», «взгляд», «зрелище». Но θεάозначает так же «богиня»;
θεός«бог». «Смотреть» мифологически значит «жить» (Илиада XVIII,61; Одиссея IV,833), а «слепой» — «мертвец». В архаическом мире главной сверхъестественной способностью зрения являлось воздействие на объект с целью его усмирения или же наделения силой. Греческий θέατρον (как и любой «театр») связан с ритуалом, во время которого актеры-боги разыгрывали сцены творения мира; они творили мир заново.
 

      Актер в маске бога не успевал возгордиться. Он был и богом, и марионеткой бога.

Платон видит в людях «чудесные куклы богов, сделанные ими либо для забавы, либо с какой-то серьезной целью» (Законы I, 644d). «Миф о том, что мы куклы богов способствовал бы сохранению добродетели» (I, 645b). Игру с куклами ведет само божество, всегда разумное и совершенное. У Плотина вселенная непрестанно создает людей, «прекрасные и милые видом живые игрушки» (III, 2,15,30-33 Harder). Слезы и заботы их, пусть даже самые глубокие, с точки зрения вечности, только пустая забава. Люди «принимают свои игрушки за нечто важное, так как им неведомо, что действительно важно, и потому, что сами они игрушки»(III,2,15,50-56) 

      Идея константа «Весь мир — театр» впервые обнаруживается в Греции у Пифагора (втор. пол. VI в. до н. э.), в приписываемом ему афоризме: «Зрелище мира похоже на зрелище Олимпийских игр: одни приходят туда поторговать, другие — проявить себя, третьи — посмотреть на все это».

В приведенной форме афоризм сформулирован блестяще: в нем отчетливо проявляются три «актанта»—

1) действующие творцы, олимпийцы;

2) снующие в толпе там и сям торговцы;

3) наблюдатели всего этого со стороны, зрители (а возможно, среди последних и наблюдатель-философ); и все это окутывает атмосфера зрелища спектакля.

      В Испании, одной из самых мощных театральных культур Европы XVII в., эта константа получила отчетливое и притом как бы раздельное осмысление. Великий драматический писатель Кальдерон (1600-1681) создает два отдельных действа «ауто» — 1) «El gran teatro del mundo» — букв. «Великий театр мира»

2) «El gran mercado del mundo» — букв. «Великая ярмарка мира », «Весь мир — ярмарка », «Ярмарка Мира ». И, поскольку они противопоставлены, то, таким образом, отводится отчетливо выделенное третье место наблюдателю того и другого со стороны — философу.  

У Сенеки: «Некоторые принимают только ту часть философии, что дает особые наставления человеку в каждой роли и, не стремясь придать стройность всему в его жизни, советуют мужу, как вести себя с женою, отцу — как воспитывать детей, хозяину — как управлять рабами; прочие же части философии они оставляют как витающие за пределами нашей пользы, — как будто можно дать совет касательно части, не постигнув прежде всей жизни в целом

Эпиктет:  «Помни: ты — актер в спектакле и должен играть роль, назначенную тебе распорядителем, будь эта роль велика или мала. Если он назначил тебе роль нищего, постарайся и ее сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело — хорошо исполнить свою роль; выбор роли — дело другого».

Стихотворение Николая Гумилева «Театр»:

Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога,
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.


Бог восседает на троне,
Смотрит смеясь на подмостки,
Звезды на пышном хитоне —
Позолоченные блестки.


Так хорошо и привольно
В ложе предвечного света.
Дева Мария довольна,
Смотрит, склоняясь, в либретто:

«Гамлет? Он должен быть бледным.
Каин? Он должен быть грубым…»
Зрители внемлют победным
Солнечным, ангельским трубам.


Бог, наклонясь, наблюдает,
К пьесе он полон участья.
Жаль, если Каин рыдает,
Гамлет изведает счастье!


Так не должно быть по плану!
Чтобы блюсти упущенья,
Боли, глухому титану,
Вверил он ход представленья.


Боль вознеслася горою,
Хитрой раскинулась сетью,
Всех, утомленных игрою,
Хлещет кровавою плетью.


Множатся пытки и казни…
И возрастает тревога:
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!


    Гумилев отказывается видеть в людях простых исполнителей «сценария», так понятый им миропорядок он совершенно не принимает. Отношения поэта к христианству было в значительной степени противоречивым: от таких стихотворений как «Пять коней подарил мне мой друг Люцифер» в юности до истового православия в годы гонений на церковь. Пафос этого стихотворения явно антирелигиозен, так как поэт видит в отношении Бога и мира, Бога и человека только отрицание его свободы. Гумилев считает принцип театра в мире нравственно несостоятельным, так как он оправдывает страдания людей. Таким образом, отношение Гумилева к проблеме можно противопоставить отношению Кальдерона, для которого неуклонное исполнение роли в «театре Господа Бога» было, напротив, нравственно обусловлено.

    Другой пример — несомненно, более известное стихотворение «Гамлет» Бориса Пастернака из «Стихотворений Юрия Живаго». Оно, как по смыслу, так и по композиции, противоположно вышеприведенному стихотворению Гумилева. Если в последнем автор как бы внеположен картине мира, то у Пастернака текст написан от первого лица, и центр композиции — сцена, автор — на сцене:

Гул затих. Я вышел на подмостки
Прислонясь к дверному косяку…


    У Гумилева Господь Бог непосредственно является зрителем, у Пастернака Он присутствует лишь незримо, а зрители иные:

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси…
 


      Но главное различие стихотворений в их идее. Герой Пастернака смиряется, хотя в нем и происходит борьба. Он как бы повторяет Христа в Гефсиманском саду, из соответствующего места Евангелия заимствованы слова: «Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси». Если общая оценка мира как мира детерминизма у обоих поэтов близка —

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.


— то вывод из этого различен. Пастернак принимает это с христианским смирением. Как бы за кадром остаются выражающие его заключительные слова «моления о чаше» Христа («впрочем не Моя воля, но Твоя да будет», — Лука, 22, 42), но общий смысл стихотворения именно в них.

Отсюда: http://www.ec-dejavu.net/m/Mir_teatr.html

 
Юлий Ким «Театральный пролог»

Мадам, месье, сеньоры,
К чему играть спектакли,
Когда весь мир театр,
и все мы в нем актеры,
Не так ли, не так ли?

Мадам, месье, сеньоры,
Как жаль, что в общей драме,
Бездарные гримеры, коварные суфлеры
Мы сами — мы с вами!

О как бы нам, сеньоры,
Сыграть не фарс, а сказку,
О счастье и надеждах сыграть, пока не скоро
Развязка, развязка…

О мир, где вместо падуг
Над нами арки радуг,
Где блещет вместо ламп Луна,
Где мы, мы играем слабо,
О, как бы нам хотя бы
Не путать амплуа, амплуа,
амплуа, амплуа, амплуа,
Оп-ля-ля.

Пускай блондина играет блондин
И никогда — брюнет,
А то перпутаем все как один
Черный с белым цвет.
И пусть врача играет врач
И никогда — палач,
А то — чуть запор,
Он хвать за топор,
И нет живота, хоть плачь!

Пускай корона венчает того,
Кто в самом деле лев,
А примутся уши расти у него —
Тут же заприте в хлев.
Не дайте шакалу сыграть овцу,
Копейке лезть в рубли,
Но дайте певцу — и только певцу! —
Считать, что он пуп земли.

Вон вы, чья важность и полнота
Видны издалека,
Идите сюда на роль шута,
Идиота, простака,
А вас, наверно, судьба
Прислала в этот день:
У нас пустует роль столба,
А вы здоровый пень.

Эй-эй, а ваша прыть и стать
И хитрость и отвага
Вполне годятся, чтоб сыграть
Макбета или Яго.
Эй, сеньоры, к нам, эй сеньоры, к нам сюда!
И кто из вас герой, и кто из вас лакей,
И кто из вас герой-лакей укажем без труда,
И только вы, красавицы,
Так прелестны, так уместны в роли нежных дам,
Как вам это нравится?
О, как вам это нравится?
О, как вам это нравится?
Как это нравится вам?

Мадам, месье, сеньоры,
Как это нравится вам?

http://www.topicmusic.net/index.php?song_id=6056

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Театрализованный конферанс две кумы сценарий
  • Творческий вечер учителей сценарий
  • Театр детских праздников невеличка
  • Театрализованный день открытых дверей сценарий
  • Творческий вечер самодеятельного поэта сценарий