Театрализованный праздник это

ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ, особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.). Истоки театрализованных праздников. Истоки праздников лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Сикретическое сознание древнего человека воспринимало мир, как нечто единое, неразделимое; явления природы,

ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ, особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).

Истоки театрализованных праздников.

Истоки праздников лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Сикретическое сознание древнего человека воспринимало мир, как нечто единое, неразделимое; явления природы, животные и растения, – все, что окружало человека, – наделялось им душой и персонифицировалось в том или ином божестве. Каждое божество следовало задобрить – тогда и охота будет удачной, и зима теплой и земля плодородной. Отсюда возникли обряды и ритуалы, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную «роль» в них исполняло божество, управлявшее конкретным событием: Сатурн, в Древнем Риме управлявший течением времени и плодородием; Коляда, в славянской мифологии олицетворяющий середину зимы; Купала, у тех же славян заботящийся о лете и полевых плодах, и т.д. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей. Все участники праздника – активны, все включены в действие.

Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из неразделимого восприятия рождения и смерти, пошли и т.н. личные праздники – дни рождения, дни основания, юбилеи и т.п. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.

Второй, очень серьезный аспект праздников – идеологический. Властные структуры (будь то ранне-языческие жрецы и шаманы, клерикальные власти или современные государственные правители) широко использовали праздники (и продолжают использовать) в своих интересах, формируя нужную им систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоциональной включенности окружающих; в этом состоянии люди наиболее подвержены внушению. Вот почему в истории праздников, как в капле воды, отражается вся история государственности и цивилизации.

ИСТОРИЯ

Массовые праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов, занимали огромное место в жизни широчайших народных масс античности: в Древней Греции – Дионисии, в Риме – Сатурналии. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздников: народная, балаганная, карнавальная стихия, обитающая на площадях, ярмарках, улицах; и праздники церковные. Они сосуществовали в сложном диалектическом противостоянии и взаимодействии (см. также КАРНАВАЛ).

 Painet, Inc.     БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ

Христианская церковь вела беспощадную войну с языческими традициями празднований, одновременно широко используя театрализацию в праздниках церковных (особенно это свойственно католической церкви, с ее пышностью и зрелищностью служб и обрядов). Можно вспомнить праздничные крестные ходы, своей величавостью и торжественностью поднимая их участников над бытовым уровнем существования, приобщая к категориям высоким и вечным. Кроме того, уже в ранний период средневековья (9–12 вв.) внутри храмов начали давать представления т.н. «литургической драмы», которая позже (12–13 вв.), для увеличения зрительской аудитории, была перенесена на паперть. В 14–16 вв. чрезвычайно широко распространились постановки мистерий и моралите. Их популярность росла, количество зрителей продолжало увеличиваться, и церковные представления переместились на перегороженные площади и улицы. Однако все эти действия не смогли не только уничтожить народные театрализованные праздники, но даже снизить их популярность. В итоге церковью был выбран иной, более разумный путь – интеграционный, когда, при сохранении самого праздника, его языческая форма замещалась христианской. Ярким примером могут служить рождественские торжества, христианизировавшие два языческих праздника: рождение непобедимого Солнца (25 декабря) и рождение Диониса (6 января) (см. ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ). При этом наряду с официальными мероприятиями, в празднике Рождества были органично адаптированы и народные формы празднования новогоднего цикла: колядки, вертеп.

Наиболее драматичной в этом смысле была история борьбы с Масленицей (в католических странах – Карнавалом). Масленица в языческой традиции символизирует плодородие, но вместе с тем – зиму и смерть. Вот почему этот праздник, начинающийся с величания куклы-Масленицы, непременно заканчивается ее «похоронами», обозначающими начало нового весеннего цикла и обновления природы. Особую длительность этого праздника обусловливала, несомненно, временная свобода от насущно необходимой трудовой деятельности: сельскохозяйственные работы начинались позже. Так, весенние европейские карнавалы первоначально продолжались не менее двух недель. После ожесточенной борьбы, продолжавшейся несколько столетий, христианская церковь признала закономерность и естественность существования этого праздника, связанного с одним из главных переломных моментов природного цикла. Однако длительность канонизированного праздника была сокращена до одной недели. В православный канон масленица вошла под названием Сырной седмицы – недели, предшествующей Великому посту.

Таким образом, обычаи, традиции и даже конкретная атрибутика осваивалась христианской церковью и отчасти бралась ею на вооружение. Например, в древнейшем славянском летнем празднике «похороны кукушки» (позже – «крещение кукушки») обязательным элементом был обмен крашеными желтыми и красными яйцами среди участников. Однако это обстоятельство сегодня прочно забыто, а крашеные яйца стали непременным атрибутом праздника Пасхи.

В эпоху Возрождения начинает развиваться придворно-праздничная маскарадная культура театрализованных праздников, вбирающая в себя преимущественно внешние декоративные карнавальные формы и символику. Несомненно, эти праздники носили прежде всего увеселительный характер. Однако здесь формировалась традиция государственных праздников, постепенно включаемых светскими властями в арсенал идеологического воздействия на массы.

Театрализованные праздники в России.

В начале 18 в., Петр I, начавший гигантскую работу по европеизации России, особым приказом ввел в обычай т.н. ассамблеи, ставшие, по сути, российской формой придворных маскарадов. Возможно, это было средством психологического воздействия на массы: новые принципы имперской государственности формировались через эмоциональную вовлеченность в атмосферу праздника. Придворные театрализованные маскарады сопутствовали всей истории Императорского Дома Романовых, равно как и санкционированные государственной властью народные театрализованные увеселения балаганного характера.

Традиции театрализованных праздников с самого начала были взяты на вооружение государством и после Октябрьской революции. Основными целями оставались политические: пропаганда и агитация нового образа жизни. В 1920-е формы советских театрализованных праздников были необычайно разнообразны: митинги-концерты, демонстрации, политические спектакли, спортивные парады, и т.д. При этом широко использовались как массовые, так и коллективные формы театрализованных праздников.

Особое значение молодое государство придавало т.н. массовым инсценировкам, посвященным политическим датам. В Петрограде только на протяжении нескольких месяцев 1920 было проведено два грандиозных театрализованных праздника-инсценировки: К мировой Коммуне (19 июля) и Взятие Зимнего Дворца (7 ноября), в которых принимали участие многотысячные массы народа. Принципиально политический характер праздника Октябрьской революции (и Дня Международной солидарности трудящихся 1 мая) сохранялся до конца существования советской власти.

В те же 1920-е была заложена традиция физкультурных парадов, идеологически переосмысливающих античные Олимпиады (эта традиция продолжена в мировой практике Олимпийских игр).

Некоторым особняком в череде массовых государственных праздников стоит Праздник Урожая, соединяющий древние славянские языческие обычаи не только с идеологической нагрузкой, но и с экономическими интересами аграриев. Эти праздники всегда были приурочены к ярмаркам, где шла оптовая и розничная распродажа сельскохозяйственной продукции. В более поздний период с изменением общественной формации, Праздники Урожая идеологическую окраску практически потеряли.

Наследниками и продолжателями традиций массовых праздников стали сначала советские, а позже – российские Дни рождения городов. Они прочно вошли в культурный контекст социальной жизни и празднуются ежегодно. С особым размахом проводятся юбилейные праздники (850-летие Москвы, 300-летие Санкт-Петербурга).

Особым явлением в совокупности массовых праздников стал День Победы (9 мая). Поскольку в России практически не было семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война, масштабы этого праздника остаются поистине всенародными.

К категории массовых можно отнести и некоторые профессиональные праздники, преимущественно связанные с военными специальностями: День Советской Армии (День Защитника Отечества); День Военно-Морского Флота (особо популярный в портовых городах). В 1980–1990-х, как одно из следствий афганской и чеченской войн, в категорию массовых перешел и праздник Дня десантника.

Без внимания государства не оставались и коллективные формы театрализованных праздников. Начиная с первых годов советской власти, на производственных предприятиях и в учебно-воспитательных учреждениях внедрялись всевозможные театрализованные действа: «суды» над литературными персонажами, политические викторины (т.н. полит-удочки, когда участники с помощью рыболовной снасти «выуживали» сначала вопросы, а потом и призы), представления агитационных бригад (в т.ч. – передвижных, т.н. агитпоезда) и многое другое. Позже, с началом коллективизации и активизацией идеологической борьбы за сознание крестьянства, театрализованные коллективные праздники импортировались и в деревню (в частности, силами городских рабочих, направленных туда на подъем сельского хозяйства).

На более позднем этапе политическая направленность советских коллективных праздников несколько редуцировалась. Однако идеологическая подоплека сохранялась в каждом из них – начиная с профессиональных (День металлурга, День радио и многие др.), и кончая новогодними торжествами.

Особое место в советских театрализованных праздниках занимала атеистическая пропаганда: Красные Пасхи, Красные Крестины, позже – комсомольские свадьбы, и т.п., где вместо религиозных обрядов предлагались новые, искусственно сконструированные ритуальные формы, основанные на государственной идеологии. История повторялась на новом витке: фактически была предпринята попытка «зеркального отражения» опыта борьбы христианской церкви с языческими традициями – сохранения существа старых праздников в новой идеологической форме. Церковь перешла на положение изгоя, однако ее наиболее эффективные средства психологического воздействия осваивались и присваивались государственной идеологией. Вплоть до элементов атрибутики: в 1950-е, когда празднование Нового Года уже было признано официальным праздником, но электрические елочные гирлянды еще не были освоены советской промышленностью, массово производились специальные «елочные» свечи (и подсвечники-прищепки к ним), по форме напоминавшие свечи церковные. Одновременно шли жестокие гонения на народные религиозные формы театрализованных праздников, сохранившиеся в отдельных регионах. Так, известно много драматических примеров борьбы с традициями колядования и вертепов, особенно на Западной Украине. В целом попытка «осовечивания» религиозных праздников бесславно провалилась. (Но и исторического времени на борьбу с традициями у советской власти было неизмеримо меньше, чем у христианства на борьбу с язычеством). Тем не менее, отдельные особенности и элементы советских традиций были интегрированы в театрализованные праздники, и прочно вошли в быт. Так, с возрождением Рождественских праздников, празднование Нового года не потеряло своей актуальности, и сегодня обе традиции мирно сосуществуют. Или: светская часть празднования официально начинается в первый день Пасхи, тогда как в дореволюционных православных традициях было положено открывать светские увеселения лишь на второй день, в понедельник.

Более камерной разновидностью театрализованных коллективных праздников являются корпоративные и домашние: утренники в детских садах и школах, свадьбы, празднования годовщин и юбилеев учреждений и компаний, и даже – отдельных лиц. Такие праздники традиционно сопровождаются самодеятельными спектаклями, капустниками, концертами с выступлениями самодеятельных и профессиональных артистов; а также различными игровыми театрализованными действиями – шарадами, игрой в «фанты», конкурсами и т.п.

Если раньше профессиональная режиссура и организация театрализованных праздников в России распространялась только на их массовую разновидность, а все остальные осуществлялись преимущественно силами энтузиастов, то в настоящее время существует множество компаний и организаций, предлагающих свои услуги по профессиональному проведению театрализованных коллективных праздников любого уровня.

Татьяна Шабалина

        в СССР массовые театрализованные зрелища, состоящие из многих тематически объединённых художественных программ. Ставятся режиссёром на основе сценария. Связанные обычно со значительными общественными событиями или знаменательными датами, Т. п. проводятся, как правило, на открытых сценах, стадионах, площадях, аренах, в аллеях и на прудах парков и т. п. Истоки Т. п. — массовые празднества Великой французской революции, обогащенные опытом подобных праздников в первые годы Октябрьской революции 1917. Характерные черты Т. п. — сочетание всех видов искусств, активное участие масс в их подготовке и проведении.

         Т. п. организуются в различных городах СССР с первых лет Октябрьской революции. В 1920 в Петрограде были поставлены массовые инсценировки — «К мировой коммуне» (режиссёры К. А. Марджанов, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, участвовали 4 тысячи рабочих и красноармейцев, до 45 тысяч зрителей), «Взятие Зимнего дворца» (режиссёр Н. Н. Евреинов, 8 тысяч участников, зрителей около 100 тысяч). Т. п. проводились в 20-х гг. в Москве, Киеве, Иванове, Тбилиси, Самарканде и др. городах, 10-летие революции отмечалось инсценировками в Ленинграде, Москве, Воронеже, Курске, Николаеве и др. Большое Т. п. было проведено в 1930 в Москве в центральном парке культуры и отдыха в дни 16-го съезда ВКП (б). В 1934 в Москве и Ленинграде состоялись Т. п. «Славим подвиг» — в честь возвращения челюскинцев и спасавших их советских лётчиков (см. «Челюскин»).

         Развитию жанра Т. п. способствовало развернувшееся в годы первых пятилеток строительство масштабных культурных сооружений — парков культуры и отдыха, открытых театров, стадионов. Много театрализованных митингов-концертов и представлений было организовано в Зелёном театре центрального парка культуры и отдыха в Москве (до 20 тысяч зрителей). В послевоенные годы в этом парке устраивались Т. п., посвящённые 800-летию Москвы (1947) и др. В прибалтийских республиках с 1950 каждые 5 лет проходят театрализованные Праздники песни и танца с участием многотысячных хоров, оркестров, танцевальных ансамблей. В Москве в 1957 в дни 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов было проведено 17 Т. п. — открытие и закрытие фестиваля на стадионе в Лужниках, водный карнавал на Москве-реке, праздник девушек и др. Т. п. прошли в честь 250-летия Ленинграда (1957), 950-летия Ярославля (1960), 1100-летия Смоленска (1963) и многих др. юбилейных дат. Т. п. и торжественные ритуалы широко проводились в 1975 в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—45.

         Значительную роль в распространении Т. п. сыграли также Всесоюзные фестивали 60-х и 70-х гг., посвящённые выдающимся датам в истории Советского государства: «Навстречу Великому Октябрю» (1964), 50-летию Октябрьской революции (1967), 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1969—70), 50-летию образования СССР (1971—73).

         Особое место среди массовых форм театрального искусства приобрёл театрализованный концерт, состоящий из отдельных тематически связанных номеров. Возникнув ещё в 30-е гг. при проведении торжественных вечеров, декад искусства и литературы и др., он стал особенно популярен в послевоенные годы. Являясь часто центральной частью программы или кульминацией массового праздника, театрализованные концерты завоевали в 60—70-е гг. прочное место и как самостоятельная форма концерта-представления.

         Т. п. проводятся и за рубежом. Часто они бывают приурочены к знаменательным датам, например: образования республики в социалистических странах, во Франции («День взятия Бастилии»), США, Италии, Канаде и др.; освобождения от колониальной зависимости («День независимости» в странах, освободившихся от колон. гнёта) и др. Во Франции, Италии, Бельгии и др. проходят массовые Праздники коммунистической печати, пропагандирующие коммунистические газеты и журналы (участвуют десятки тысяч человек). Устраиваются Т. п., посвящённые людям определённых профессий — шахтёрам и судостроителям (Польша), виноградарям (Швейцария, Италия, Франция, Венгрия), рыбакам (во многих приморских городах) и др. Особый вид Т. п. представляют Праздники на воде (особенно популярны в Юго-Восточной Азии — Бирме, Шри-Ланке), во время которых показываются сказочные феерии, балеты, спортивные выступления. В социалистических странах систематически проводятся Праздники труда, посвящённые успехам в развитии промышленности и сельского хозяйства, Праздники дружбы народов (с обменом лучшими спектаклями, коллективами, артистическими силами).

Лит.: Луначарский А. В., О народных празднествах, «Вестник театра», 1920, №62; Цехновицер О., Празднества революции, 2 изд., Л., 1931; Массовые праздники и зрелища, М., 1961: Режиссура массовых зрелищ. [Сб.], М., 1963.

Б. Н. Глан.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Театрализованные праздники и обряды как средство развития личности

1. Социально-психологические механизмы театрализованного праздника и обряда

Театрализованные
праздники и обряды — это многогранное
общественное явление, отражающее жизнь
каждого человека и общества в целом.
Являясь неотрывной частью социальной
жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности
и выступают как особый вид человеческой
деятельности, выражающей гармонию
человека и обществ или стремление к
ней.

Для каждого человека
праздник связан с особым праздничным
состоянием, которое и побуждает его к
участию в том или ином театрализованном
празднично-обрядовом действии. Ощущение
праздничности — это ощущение радости,
бодрости, приподнятости духа. Однако
этого недостаточно для полной
характеристики праздничности. Чрезвычайно
важны социальные мотивы. Понятия
«праздник» и «праздничность» неразрывны
и представляют со бой диалектическое
единство. Праздничность или праздничное
настроение есть конкретный отклик
каждого человека на праздничное событие.

Это положение
чрезвычайно важно подчеркнуть, так как
некоторые буржуазные ученые-идеалисты
отрывают друг от друга эти понятия,
рассматривая «праздничность» как особую
духовную реальность, существующую
независимо и первичную по отношению к
празднику. Вопрос, таким образом,
поставлен с ног на голову: праздничное
настроение многих людей, появившееся
неизвестно откуда, создает явление
праздника, а не наоборот.

Это в корне неверно,
ибо нельзя поставить перед человеком
цель — испытай то или иное чувство.
Такого прямого пути к чувствам нет, он
идет косвенно через переживания, через
создание такой психологической ситуации,
которая способствует возникновению
отношения человека к явлению, событию.
Именно в такой психологической ситуации
у человека проявляются ситуативные
эмоциональные потребности, которые в
данный момент занимают, волнуют,
приковывают к себе внимание, побуждают
к участию в действии.

Многолетние
наблюдения, анализ и систематизация
мотивов участия в том или ином
театрализованном действии позволяют
выделить основные такие потребности.
Прежде всего это стремление к всеобщему
ощущению, к одной цели. Праздники и
обряды всегда связаны с переломными,
этапными моментами в жизни природы,
общества, человека. Именно эти моменты,
выраженные в конкретных театрализованных
праздниках и обрядах, и создают
специфическую праздничность. Чем
значительнее событие, лежащее в основе
праздника, тем больше потребность у
человека ощутить свою причастность к
нему, выразить свое отношение, объединить
свои чувства с чувствами других людей,
своего народа, всего человечества.
Ощущение личной причастности к событию
— побудительный стимул к действию
вместе со всеми, с массой.

Это ощущение в
свою очередь рождает у человека
потребность в широком социальном
общении, которое основано на причастности
к празднику и представляет собой
возможность проявить себя в театрализованном
действии. Потребность в широком социальном
общении в рамках конкретной событийной
общности — другая важная черта
праздничности как особого состояния
человека.

Наконец, праздничность
характеризуется особым общественным
настроением торжества, радости, оптимизма,
которое вызывается коллективными
эмоциями, возникающими в праздничном
общении и рождающими заряд созидательной
энергии масс. Общественное настроение
накладывает отпечаток на поведение
значительных слоев общества, классов
и даже народов. Оно создает одновременно
и атмосферу праздничности, и определенный
психологический настрой, окраску
праздников и обрядов, что оказывает
существенное влияние на сам момент их
реализации, на выбор жанра театрализованного
действия.

Анализируя пути
реализации праздничной ситуации, т.е.
ее превращения в театрализованное
действие как особый вид социально-культурной
деятельности, следует обратить внимание
на феномен праздничного общения, который
исследован пока еще недостаточно.
Очевидно, в дальнейшем он будет одним
из центральных в проблематике
социально-психологического изучения
праздников и обрядов. Общение в условиях
празднично-обрядового действия имеет
свою специфику, которая выражается, в
частности, в своеобразном сочетании
массового и межличностного,
регламентированного и свободного
общения.

В самом деле,
праздник — это всегда событие для каждой
отдельно взятой личности. В структуре
психического настроя личности, выдвинутой
Б. Д. Парыгиным, нас особенно интересует
ситуативный настрой, тесно связанный
с условиями повседневной жизни и
деятельности человека, с потоком
жизненных событий и впечатлений и, что
очень важно, окрашенный эмоционально
113.
Ситуативный настрой в значительной
степени влияет на самооценку и оценку
личностью того или иного события,
получаемой информации, окружающих его
людей. Нетрудно заметить, что по отношению
к празднику ситуативный настрой может
выражать праздничную ситуацию на уровне
отдельно взятой личности. При этом
большое значение имеет социальная
позиция личности, связанная уже не с
ситуативным, а с константным психическим
настроем, влияющая на отношение к
театрализованному действию и создающая
установочную ориентацию.

Итак, установка и
психический настрой личности каждого
будущего участника являются основой
праздничного общения. Они актуализируются
в сходном комплексе ожиданий и создают
общность отношения к данному событию
— ситуативную общность, стимулируя тем
самым взаимодействие участников
праздника, т. е. их общение.

Речь идет прежде
всего о свободном личностном общении,
зависящем от склонностей и характера
каждого. Известное положение о том, что
в праздник хочется быть на людях,
поделиться своими чувствами, каждый
реализует по-своему, выбирая себе объект
для общения среди родных, друзей,
товарищей по работе, учебе, отдыху и т.
д.

Общность участников
театрализованного действия во время
праздника как макроструктура предполагает
множество микроструктур, являющихся
средой личностного общения. В качестве
таких микроструктур выступают семья,
трудовой или учебный коллектив,
общественная или культурно-просветительная
организация, группа, объединенная
сходными интересами, типом совместно
проводимого досуга, наконец, группа,
которая, кроме общего отношения к
празднуемому событию, объединяется
особым отношением, связанным со сходным
социальным опытом, например ветераны
войны.

Организаторы
театрализованного действия обязательно
должны учитывать необходимость
личностного общения как его основы и
предусматривать условия для такого
общения. Именно в силу этого важным
требованием к замыслу театрализованного
действия является дифференцированный
подход к участникам праздника не только
по возрасту, социальному положению,
образованию, но и, насколько это возможно,
по интересам, типу досуга, жизненному
опыту. Сценарист и режиссер должны ясно
представлять себе социально-психологический
настрой празднующей ситуативной общности
и опираться на ее потребности при
рождении замысла театрализованного
действия.

Своеобразие
праздничного общения состоит в том, что
оно сочетает межличностное общение с
массовым. Массовое общение в театрализованном
действии — не механический момент. Оно
не рождается простым суммированием
общающихся людей, а предполагает общность
их социальных позиций и эстетических
переживаний, в первую очередь в
общественном настроении. Феномен
общественного настроения имеет
первостепенное значение для
социально-психологической ситуации
празднично-обрядового действия, ибо в
основе последнего всегда лежит именно
общественное настроение большой группы
людей.

Акцентируя еще
раз внимание на том, что общественное
настроение всегда социально и носит
групповой характер, так как связано с
общественной жизнью людей и идеологией,
подчеркнем, что оно является важнейшим
фактором, побуждающим людей к деятельности.
По сути своей театрализация как раз и
представляет собой тип социально
окрашенного и художественно оформленного
праздничного действия больших человеческих
общностей под влиянием сложившегося
общественного настроения.

Сочетание личностного
общения с групповым и массовым предполагает
в каждом празднике сложную внутреннюю
систему контактов. Мы видим, что
праздничное общение — это чрезвычайно
широкий, многоплановый процесс. В рамках
театрализованного действия оно отличается
от общения в театре, проходящего в
основном лишь по линии сцена — зритель
и не предполагающего межличностных и
групповых контактов. Успех
празднично-обрядового действия в очень
большой степени зависит от того, насколько
предусмотрены в его сценарно-режиссерском
замысле возможности общения, межличностных
и групповых контактов. Именно активное
общение превращает зрителей в участников
театрализованного действия во время
праздников и обрядов.

Понимание
театрализованного действия в рамках
праздника как взаимовлияющего и
взаимодействующего синтеза межличностного
и массового общения позволяет ставить
вопрос о широком использовании механизма
социально-психологического или
эмоционального заражения в празднике
как об организованной, а не
стихийно-бессознательной форме
коллективного поведения людей.

Конечно, многократное
усиление эмоционального настроя всегда
таит в себе известную опасность
манипулирования. Однако здесь большое
значение приобретают отмеченные нами
выше моменты установки и ситуативного
психического настроя личности, рождающие
потребность в эмоциональном контакте
с другой личностью, в сознательном
приобщении к коллективной и эмоциональной
деятельности.

Нельзя также
забывать, что общение в театрализованном
действии всегда ценностно ориентировано
и несет в себе наряду с определенной
информацией предписания в отношении к
ней. С точки зрения пропагандистского
воздействия, театрализация представляет
собой программирование социально
значимых идей, выработку типа поведения
по отношению к ним и создание условий
для стимулирования конкретной реакции.

Эмоциональное
восприятие идей усиливается атмосферой
коллективизма, превращающейся, в свою
очередь, в мощный стимул психологического
воздействия на массы. В этих условиях
предметом передачи в процессе
социально-психологического заражения
становится не спонтанно возникающая
абстрактная эмоция сама по себе, а
осознанное отношение к определенной
ценности, волеизъявление масс, оценка
тех или иных событий, которые стали
основой праздничной ситуации.

Для сценаристов,
режиссеров и организаторов праздника
из всего сказанного следует несколько
очень важных выводов.

Прежде всего
социально-психологическое заражение
осуществляется через восприятие при
непосредственном общении человека с
окружающими людьми, а также через
эмоционально окрашенные переживания.
Стремление превратить эмоцию по поводу
того или иного события в средство
воздействия на других людей всегда было
заметной педагогической и
сценарно-режиссерской тенденцией в
театрализованных праздниках. Чем ярче,
масштабнее и значительнее личность
героя или героев праздничного действия,
тем большую симпатию вызывает она у
аудитории, тем больше потребность в
подражании или идентификации с героями
праздника, превращающая заражение в
более осознанный социально-психологический
процесс. Причем у театрализованного
празднично-обрядового действия здесь
чрезвычайно большой диапазон возможностей
— от использования реальных героев до
превращения в героев целого коллектива
людей.

Стремление
многократно усилить и передать через
реально действующих лиц чувство
солидарности, радости, скорби — важная
социально-психологическая тенденция
праздника. Она требует превращения
самой празднующей общности в коллективного
героя театрализации. При этом
театрализованное действие всегда имеет
реальную основу, использует реальных
героев, а задача сценариста и режиссера
состоит в том, чтобы все это художественно
оформить, эмоционально усилить звучание
реального образа.

Эта задача имеет
свою теоретическую предпосылку,
вызываемую специфической природой
социально-психологического заражения.
Анализируя механизм заражения,
исследователи справедливо подчеркивают,
что присутствие других людей не создает
эмоциональной реакции, а лишь облегчает,
усиливает, взаимостимулирует ее 114.
Естественно, что эта первичная реакция
как основа заражения не привносится
извне, а вызывается определенной
ситуацией, которая связана с той или
иной эмоцией или переживанием, т. е.
имеет реальную основу. Следовательно,
реализуя праздничную ситуацию в
театрализованном действии, мы должны
опираться на эту реальную основу
эмоциональных переживаний личности, а
в качестве основных действующих лиц
выбирать саму эмоционально настроенную
массу — ситуативную общность, особо
выделяя из нее тех, кто наиболее
ассоциируется с празднуемым событием.
Расхождение театрализованного действия
с реальной основой служит исходной
точкой для возникновения ощущения
фальши. Именно по этой причине можно
часто наблюдать, как включенное в
праздник либо обряд театральное действие
или игровой эпизод даже при очень высоком
художественном качестве оставляет
людей равнодушными, не вызывает
коллективной эмоциональной реакции, а
появление участников того или иного
празднуемого события, шествие героев
торжества, даже недостаточно ярко и
интересно художественно оформленные,
вызывают эмоциональный взрыв.

Следует, однако,
сказать, что сама по себе личная
эмоциональная настроенность многих
людей не создает эффекта заражения.
Необходим толчок для эмоционального
взаимодействия массы. В качестве такого
толчка выступает индукция эмоций. По
мнению выдающегося ученого-психолога
В. М. Бехтерева, «прямая индукция является
одним из факторов, которые действуют в
каждом собрании, как в едином коллективе,
объединенном одним общим настроением
или одним лозунгом» 115.
Именно индукция устанавливает подобие,
представляет собой объединяющий фактор,
синтезирует эмоциональную реакцию
массы.

Понимание механизма
индукции чрезвычайно важно для сценариста,
режиссера и организатора театрализованного
действия. Многолетние наблюдения дают
возможность сделать вывод о том, что
праздничная ситуация, вызывая в человеке
особый настрой, не всегда, однако, делает
его социально активным. Очень часто
эмоциональный настрой формирует в
человеке внутреннюю готовность,
предрасположение к определенной реакции
на происходящее, к определенному
действию, однако не саму реакцию, не
само действие. Прямая индукция как
дополнительный стимул, способствующий
переходу эмоциональной готовности в
праздничное действие, побуждает к той
или иной реакции, к тому или иному виду
социально окрашенного действия, призывает
объединить и выразить те же чувства,
что и окружающие люди.

Участвуя в течение
ряда лет в практической организации
театрализованных праздников ленинградской
молодежи, автор убедился, что для такой
однородной аудитории, со сходной
установкой, как актив комсомольской
организации, бойцы студенческого
строительного отряда, учащиеся
профтехучилищ, молодые рабочие, необходимо
предусмотреть в сценарно-режиссерской
разработке приемы, позволяющие реализовать
готовность к действию, праздничную
активность массы, особенно в рассредоточенном
пространстве улицы, площади, стадиона,
дворца спорта, большого концертного
зала. Так, многократно в различных
вариантах был использован прием
театрализованного рапорта-переклички,
как раз и выполнявшего роль прямой
индукции, вызывающей и многократно
усиливающей потребность в едином
коллективном действии. Очень часто в
качестве прямой индукции, содержащей
предписание действия, может выступать
удачно выбранное стихотворение, песня,
фрагмент из спектакля или кинофильма.

Обычно подобного
рода театрализованные действия
программируются сценарным замыслом в
прологе либо финале праздника и выполняют,
кроме своего прямого индуктивного
назначения, еще и важную интегративную
функцию, усиливая групповую сплоченность
празднующей массы.

Рассмотрение
процесса социально-психологического
заражения в театрализованном действии
требует акцентировать внимание на том,
что, стимулируя и интегрируя эмоциональную
реакцию аудитории, необходимо в дальнейшем
ее постоянно интенсифицировать. В этом
плане большое значение для организатора
массового праздника приобретает среди
других механизм круговой реакции. Его
следует рассматривать как взаимостимуляцию,
при которой эмоциональная реакция
одного человека стимулирует других и,
возвращаясь к нему же обратно, усиливает
его собственные эмоции. Принимая круговую
форму, такая взаимостимуляция путем
отражения чувств друг друга интенсифицирует
эти чувства.

Наблюдения
показывают, что механизм круговой
реакции особенно эффективно проявляет
себя в условиях театрализованного
праздника, в больших человеческих
общностях, когда уже самой его исходной
точкой является не столько эмоциональная
реакция индивидуума, сколько коллективная
эмоциональная реакция одной из групп
внутри празднующей общности, обладающей
большой силой воздействия,

В празднике
социально-психологическое заражение
посредством круговой реакции происходит
по линии: личность — группа — общность.
Оно заключает в себе множество
взаимовлияний, контактов, интегрирующих
эмоциональный настрой и обеспечивающих
праздничное общение. Причем основные
механизмы заражения обязательно должны
учитываться в сценарном замысле
театрализованного действия и
реализовываться в процессе его
режиссерского воплощения.

Социально-психологическое
заражение — чрезвычайно эффективное
пропагандистское оружие в руках
сценаристов и режиссеров театрализованных
праздников и обрядов. Однако история
знает много примеров его успешного
использования в целях пропаганды, самых
реакционных идей. Именно поэтому на
организаторах празднично-обрядового
действия лежит огромная идеологическая
ответственность.

Праздник одновременно
обращен ко всей массе участвующих в нем
людей и к каждому из них в отдельности.
Участники его, как правило, ощущают себя
органичной частью данной общности и
почти синхронно реагируют; на происходящее
действие и предлагаемую информацию. А
это, в свою очередь, позволяет опираться
в методике театрализации не столько на
индивидуальность каждого, сколько на
типичное и уникальное, что отличает
конкретную общность людей.

В своем предельно
широком смысле общность предполагает
единство общечеловеческих признаков
и охватывает любую совокупность
индивидов, способных к общению друг с
другом. В более же узком понимании такая
общность — это объединение различных
групп людей в; какие-то постоянные или
временные формы совместной
социально-психической деятельности
(аудитория публичной лекции, зрители в
театре, на концерте, в кинотеатре,
болельщики на стадионе, пассажиры в
автобусе и т. д.).

Нас интересует
еще более узкий смысл общности,
обозначающий уже не случайную совокупность
общающихся индивидов, а группы людей,
объединенных устойчивыми социальными
признаками, безотносительно к тому,
наблюдается или не наблюдается между
ними непосредственная межличностная
связь (народы, классы, люди одной
профессии, праздничные коллективы и т.
д.). В понятие общности в этом смысле
вкладывается и характеристика внутренней
духовной солидарности общающихся,
уровень их единения и взаимопонимания.

Степень интеграции,
сплочения, внутригрупповой солидарности,
взаимопонимания и взаимодействия членов
общности находится в прямой зависимости
от целевых установок, порождающих
совместную деятельность, от единства
интересов, стремлении, духовных ценностей,
стимулирующих сплочение людей и создающих
на короткое праздничное время ситуативную
коллективную общность людей116.

Разумеется, в силу
комплексного характера самого
театрализованного празднично-обрядового
действия его складывающаяся общность
неоднородна. В нее могут входить и те,
кто просто ищет развлечения в красивом
зрелище, и те, кто составляет праздничную
толпу. Однако лицо ситуативной общности
определяют не эти случайные образования,
а основная группа участников, объединенная
целью в театрализованном действии,
стремящаяся к коллективной организации
на основе праздничной ситуации. Такая
ситуативная коллективная общность,
являясь героем и главным участником
того или иного театрализованного
действия, не только предопределяет его
структуру, но и оказывает большое
воспитательное воздействие на
сопутствующие общности.

  1. Активизация
    участников театрализованного действия
    как педагогический процесс

Рассматривая
театрализацию как один из наиболее
аффективных каналов реализации и
творческого развития социально-художественной
активности масс, необходимо иметь в
виду две важнейшие методологические
позиции.

Во-первых, являясь
компонентом духовного мира личности,
совокупностью ее психологических черт,
направленности интересов, установок и
волевых качеств, эта активность всегда
проявляется в деятельности, прямо
зависящей от сущностных качеств личности.
В этом смысле деятельность выступает
как важнейший показатель духовного
мира, критерий любой воспитательной
акции. «…По каким признакам, — спрашивал
В. И. Ленин, — судить о реальных «помыслах
и чувствах» реальных личностей?» И сам
же отвечал: «Понятно, что такой признак
может быть лишь один: действия этих
личностей…»117.
Можно утверждать, что степень эффективности
воспитательного воздействия
театрализованного действия находится
в прямой зависимости от степени
социально-художествен ной активности
масс, их самодеятельности и инициативы.
Отсюда поиск каналов стимулирования
действия массовой аудитории, путей
активизации участников праздников,
обрядов приобретает решающее значение
по отношению к теории и методике
театрализации в целом.

Во-вторых, отмечая
прямую и обратную связь между духовной
сущностью личности и ее деятельностью,
нельзя рассматривать последнюю статично,
как сумму определенных действий и
поступков. Любую разновидность
деятельности, в том числе и
социально-художественную, являющуюся
сущностью театрализации, можно исследовать
только в динамике. Динамический подход
помогает выявить внутренние пружины
деятельности, проследить и взаимодействие,
т. е. дать основу методике. Такой
динамический подход позволяет
рассматривать театрализованное действие
как педагогический процесс активизации
его участников, помогающий превратить
каждого присутствующего из пассивного
наблюдателя в заинтересованно лицо,
далее — в лицо, испытывающее потребность
в приобщении к действию, и, наконец,
участвующее в нем.

Многолетние
наблюдения и анализ опыта проведения
театрализованных праздников в СССР
позволяет нам определить основные этапы
процесса активизации их участников и
соответствующие им уровни социально-худо
жест венной активности аудитории.

Первый этап
охватывает время до праздника, т.е.
процесс его подготовки и широкого
информирования, постепенно втягивающий
людей в орбиту будущего театрализованного
действия. Педагогическая задача на этом
этап состоит в раскрытии социального
значения праздника, возбуждении интереса
и внимания людей к происходящему,
создании вокруг него атмосферы
взволнованности, готовности к восприятию.
При этом на первое мест выходит социальный
момент значимости события, которое
ляжет в основу театрализации. Именно
он определяет степень активности будущих
участников, которая выражается в создании
различного рода инициативны групп,
штабов, оргкомитетов, комиссий по
подготовке сбору материалов, других
временных общественных институтов.
Размах подготовки к мероприятию
определяется его масштабами — от
локального до общеколлективного.

Что же касается
художественной активности, то на первом
этапе она ограничивается подготовительно
работой в коллективах самодеятельного
творчества Очень важным деятельным
моментом этого этапа является
информирование о будущем празднике.
Информационная кампания создает
общественное мнение и определенную
социально-нравственную атмосферу вокруг
события, становящегося предметом
театрализации. Степень участия и
подготовительной деятельности на первом
этапе дает основание для дифференциации
уровня социально-художественной
активности масс и позволяет различить
среди участников следующие группы:

1) инициаторы и
организаторы массового праздника с
ярко выраженной социальной активностью;

2) участники
массового праздника, активно одобряющие
его идейно-тематическое содержание и
проявляющие готовность к участию;

3) пассивные зрители,
не имеющие ярко выраженной готовности
к участию.

Стратегия
деятельности организаторов театрализованного
действия по отношению к этим группам
должна способствовать их переходу на
более высокую ступень активности в ходе
мероприятия.

Второй этап
процесса активизации охватывает
непосредственно проведение праздника,
т. е. воплощение в жизнь сценария,
включающего в себя такие основные
композиционные части, как пролог, цепь
эпизодов, кульминацию и финал.
Соответственно дифференцируются и
проявления активности. В прологе это
прежде всего побуждение собравшихся к
концентрации внимания и проявлению
более или менее сходных эмоций через
социально-психологическое взаимодействие,
являющееся одним из проявлений активности.
В ходе эпизодов — нарастание эмоций и
готовность к реагированию на информацию,
побуждение к театрализованному действию
как следствие эмоционального напряжения.
Наконец, в кульминации — непосредственное
активное участие в театрализованном
действии как результат эмоционального
потрясения аудитории.

На этом этапе
художественная сторона превалирует
над социальной, находясь в то же время
в гармоническом сочетании с ней. Ведущими
средствами активизации выступают:
сценарно-режиссерское решение, образность,
компоненты идейно-эмоционального
воздействия, стимулирующие внутренний
настрой, готовность к совместному
реагированию и коллективные действия
участников театрализованного праздника.
По уровню социально-художественной
активности масс можно выделить две
группы в праздничной аудитории —
участники и зрители. Педагогическая
задача состоит в превращении зрителей
в участииков театрализованного действия.

Третий этап
процесса активизации участников
праздника относится ко времени после
театрализованного дей­ствия, когда
стимулированная им активность,
проявившая­ся в финале самого
мероприятия, дает себя знать в последующей
социальной деятельности масс, особенно
в отношении к труду, в его морально-этической
оценке и осмыслении. Удовлетворение,
возникающее от чувства своей сопричастности
с происходящим, гордости за дела, в
которые вложена частица собственного
труда, единения с активно действующей
массой участников праздника, вызывает
потребность еще активнее трудиться на
благо Родины, родного города, своего
предприятия.

Анализ общественного
мнения показывает, что социально-культурная
активность в результате точного
педагогического воздействия театрализации
проявляется также в готовности быть
привлеченными к следующему празднику,
но уже в роли более активного участника,
а не зрителя. Организуя в течение ряда
лет подготовку к дню молодого рабочего
в профессионально-технических училищах
Ленинграда, мы обратили внимание на то,
что наиболее активны в подготовке к
училищным, районным и городскому
праздничным мероприятиям именно те
ребята, которые уже принимали участие
в подобных театрализованных действиях.

Это же подтвердил
опрос, проведенный среди контрольных
групп. Опрошенные не просто проявляли
готовность к празднику, а стремились к
активным формам участия в нем. Эта
активность на новом витке стимулируется
запасом эстетической информации о
предыдущем празднике, о том типе ролевого
участия, который они выработали на
основе этой информации. Таким образом,
при условии соединения предыдущего
мероприятия с последующим, процесс
активизации в театрализованном празднике
может стать фундаментом эффективной
воспитательной системы.

Основными приемами
активизации массовой аудитории в
процессе педагогически запрограммированного
театрализованного действия являются:

вербальная
активизация
,
дающая участникам возможность
самовыражения посредством слова;

физическая
активизация
,
побуждающая массу к движению, перемещению
и другим физическим действиям;

художественная
активизация
,
стимулирующая эмоциональную сферу
участников и вызывающая их художественную
самодеятельность.

На практике
встречается весь комплекс приемов
активизации, однако наиболее типичной
для театрализации является активизация
художественная, которую мы и рассмотрим
специально.

1. Целеполагание.

В современных условиях воспитание детей должно
отвечать целям создания гуманистической школы,
способной удовлетворять интересы и потребности
ребенка, приобщить его к духовно-нравственным
ценностям народа, сформировать высокую культуру
речевого общения, развивать творческие
способности, удовлетворять стремление ребёнка
мыслить и действовать самостоятельно.

Работа над формированием коммуникативной
компетентности обучающихся ставит перед
классным руководителем вопрос, как организовать
воспитательную работу в классе так, чтобы она
осуществляла на оптимальном уровне развитие
коммуникативных способностей всех детей, в том
числе и активных, и неактивных, поэтому поставила
перед собой проблему: каковы возможности
праздников в форме театрализованных
представлений в формировании коммуникативных
способностей школьников в современных условиях?
Для реализации поставленных задач выработали
свою систему проведения, а главное подготовки
внеклассных мероприятий, где дети являются
участниками подготовки и проведения, а не
исполнителями.

Сегодня мы предлагаем для вашего внимания
мастер-класс по теме: “Подготовка и проведения
праздников в форме театрализованных
представлений”.

Работу будем выполнять в следующей
последовательности: целеполагание, ознакомление
с понятием и структурой театрализованного
праздника, работа над проблемной ситуацией на
основе групп постоянного состава, выполнение
практического задания творческого характера,
рефлексия.

2. Ознакомление с понятием и структурой
театрализованного праздника.

— Давайте совместно попробуем ответить на
вопрос: “Что такое театрализованный праздник?”
— Как мы видим, в понятие “театрализованный
праздник” входит два составляющих:
театрализованный, образованный от слова театр, и
праздник. Каждой группе я предлагаю наиболее
популярные интернет-ответы на вопросы: “Что
такое театр?” и “Что такое праздник?” А также
определение этих слов из словаря Ожегова и
Большой Советской энциклопедии. Вам необходимо
выбрать наиболее подходящие ответы и
определения, на основе которых вы сможете
ответить на вопрос: “Что такое театрализованный
праздник?”, следовательно, станете авторами
определения “театрализованный праздник”.

Интернет-ответы:

  1. Праздник – день торжества, установленный в
    честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
  2. Праздник – 1) торжественное, радостное событие;
    2) официально отмечаемый торжественный день,
    связанный с годовщиной радостного события или
    церковной традицией; 3) увеселительное,
    развлекательное или торжественное мероприятие
  3. Праздник (ср. с однокоренным словом
    “праздный” — свободный, не занятый) — день, в
    который по традиции (например, религиозной)
    принято радостно проводить время, устраивать
    церемонии, вечеринки, застолья (иногда с
    предшествующими постами). Праздники бывают как в
    выходные, так и в рабочие дни. Праздники делятся
    на религиозные, официальные и неофициальные.
    Существует множество профессиональных
    праздников.

Толковый словарь Е. Ожегова:

ПРАЗДНИК, -а, м.

  1. День торжества, установленный в честь или в
    память кого-чего-нибудь. Первомай п. весны.
  2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память
    религиозного события или святого. В день
    храмового ~а. Престольный п.
    (в честь церковного
    события или святого, имя которого присвоено
    данной церкви). П. Рождества. Христианские,
    церковные ~и.
  3. Выходной, нерабочий день. П. Нового года.
  4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Семейный
    п. На душе п.
    (перен.: радостно).
  5. День игр, развлечений. Спортивный п. П. песни.

Интернет-ответы:

  1. Театр (греч. – основное значение – место для
    зрелищ, затем – зрелище, от – смотрю, вижу).
  2. Театр – это синтез всех искусств, он включает в
    себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф,
    фотографию и т. д. Основным средством
    выразительности, является актёр, который через
    действие, используя разные театральные приёмы и
    формы существования, доносит до зрителя суть
    происходящего на сцене.
  3. Театр считается самым сильным средством
    влияния на человека, поскольку, видя
    происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя
    с тем или иным персонажем, и через катарсис
    (очищение через страдание) внутри него
    происходят изменения.
    ТЕАТР (от греч . theatron — место для зрелищ, зрелище),
    род искусства, специфическим средством
    выражения которого является сценическое
    действие, возникающее в процессе игры актера
    перед публикой.

Толковый словарь Е. Ожегова:

ТЕАТР, -а, м.

  1. Искусство представления драматических
    произведений на сцене; само такое представление. Музыка
    и т. Увлекаться ~ом.
  2. Зрелищное предприятие, помещение, где
    представляются на сцене такие произведения. Драматический,
    оперный т. Т. мимики и жеста
    (пантомимы). Идти в
    т., из ~а. Т.-кабаре
    (небольшой эстрадный ~ в
    ресторане, кафе).
  3. Совокупность драматических произведений
    какого-нибудь писателя или направления, школы. Т.
    Шекспира.

| прил. ~альный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

Большая Советская энциклопедия:

ТЕАТР (от греч. theatron – место для зрелищ,
зрелище), род искусства, специфическим средством
выражения которого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера
перед публикой.

Музыкальное оформление.

— Что такое театральный праздник? (Участники
дают свои варианты ответов).

Театрализованный праздник – особая форма
зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции
(народные, религиозные, бытовые, государственные
и т.д.).

По нашему мнению, при организации детских
праздников необходимо помнить, что тема
праздника должна быть интересной, личностно
значимой для каждого участника, соответствовать
возрасту детей.

Создавая праздник, необходимо помнить о его
структуре:

  1. Пролог – вступительная часть праздника,
    настраивающая участников на определённое
    эмоциональное восприятие.
  2. Заявка – этап, запускающий в движение праздник.
  3. Развитие действия – это смена видов
    деятельности, смена эпизодов, которые добавляют
    торжеству всё новые и новые краски.
  4. И, наконец, финал – самый яркий, красочный,
    эмоциональный эпизод праздника.

Нужно помнить и о том, что дети и гости должны
быть не зрителями, а участниками праздника, и
никаких генеральных репетиций.

Согласно просмотренному мероприятию можно
увидеть, что в качестве пролога дети
спроецировали агитбригаду, заявка –
инсценирование стихотворения “Домашнее
задание”, развитие действий – это конкурсы,
финал – чтение стихотворений + исполнение песни.

— Какие формы проведения каждого этапа наиболее
успешны по вашему мнению. На столах у вас имеется
структура мероприятия. Обсудите и предложите
свои формы работы.

Музыкальное оформление.

Мне бы хотелось услышать ваши рекомендации.
(Участники дают свои варианты ответов.)

3. Работа над проблемной ситуацией на
основе групп постоянного состава.

Разумно включать средства эмоционального
воздействия:

  • Музыка.
  • Художественное оформление.
  • Костюмы.
  • Слово.
  • Песня.
  • Танец.
  • Театрализация.

Необходимо помнить, что все эти компоненты
должны быть подчинены идее праздника.

Из семи предложенных средств попробуйте
выделить 4 основных, расставив по местам согласно
их значимости.

Музыкальное оформление.

— Что у вас получилось?

Ещё одно условие успешной подготовки и
проведения праздника — это чередование различных
видов деятельности:

  • Исполнение.
  • Соревнование.
  • Рисование.
  • Игра.
  • И самое главное – свободное общение.

В праздник обязательно должны быть включены
конкурсы, состязания, соревнования.

При этом нужно выполнить следующие условия:

  • Чётко объяснить задания.
  • Создать одинаковые условия для их выполнения.
  • Задания по трудности должны соответствовать
    возрасту и полу ребёнка.
  • Судить должно компетентное жюри.
  • Результаты соревнований на каждом этапе должны
    быть доведены до участников и болельщиков.
  • Обязателен ритуал награждения.

4. Выполнение практического задания
творческого характера.

В заключение нашего мастер-класса хотим
предложить вам несколько конкурсов. Один из
кулинарных конкурсов, который предлагали дети
для нашего праздника.

СКАНВОРД “СЛАДОСТИ”

Найдите расположенные по горизонтали и
вертикали сладости

О М П И Р О Ж Н О Е Е К
Т А В Ш О К О Л А Д П О
О Р А Р П Р Я Н И К Е Н
Р М Р П О В И Д Л О Ч Ф
Т Е Е О Ж З Е Ф И Р Е И
К Л Н В А Ф Л Я Н Е Н Т
Е А Ь О Х А Л В А М Ь Ю
К Д Е П А С Т И Л А Е Р
С Ж Е Л Е К О Н Ф Е Т А
О М П И Р О Ж Н О Е Е К
Т А В Ш О К О Л А Д П О
О Р А Р П Р Я Н И К Е Н
Р М Р П О В И Д Л О Ч Ф
Т Е Е О Ж З Е Ф И Р Е И
К Л Н В А Ф Л Я Н Е Н Т
Е А Ь О Х А Л В А М Ь Ю
К Д Е П А С Т И Л А Е Р
С Ж Е Л Е К О Н Ф Е Т А

КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”

Задание: закончите фразу или вставьте
необходимое слово.

1) Мама спрашивает: Миша, сколько тебе годиков?

3-летний Миша показывает пять пальцев, хотя
всегда показывал три.

Мама: Так, а теперь убери лишние пальчики.
Миша (возмущённо): Мама, у меня нет лишних
пальчиков!

2) Каждую ночь 3-летний Артем приходит к маме
спать.

Старшая сестра Даша (4,5 года) говорит: А я не буду
ночью бегать (в смысле, к маме спать).
Тёма: А я тоже.
Потом подумал и добавил: Да, я не буду бегать. Я
буду ходить…

3) Паше 3 года: Мам, дай мне СОКОладку!

Мама приносит шоколадку.

Паша: А сок где?

4) Идем с 5-летней Ладой мимо стройки.

Она спрашивает: Мама, а что это за трубы?
Отвечаю: Это краны. А где же тогда вода?

5) Даше 4 года. Под Новый год говорим, что Деду
Морозу можно заказать только ОДИН подарок и
спрашиваем у Даши, что бы она хотела получить.

Даша подумала-подумала и говорит:Хорошо, пусть
Дед Мороз подарит мне тогда волшебную
палочку,
а все остальное я сделаю себе сама…

6) Воспитатель в саду спрашивает 3-летнего
Димулю:Кто тебя сегодня заберет?

Тот отвечает:Меня заберет папина жена, ее зовут
Настя, она моя мама.

Подводя итог мастер-класса, хочу предложить
схему, которая поможет каждому классному
руководителю во время подготовки и проведения
театрализованного праздника или утренника.
Самое главное необходимо помнить, что дети
составляют проект мероприятия и подбирают его
содержание, а мы лишь помогаем им в этом.

5. Рефлексия.

В Древней Японии был такой ритуал: когда
корабль отправлялся в плавание,
путешественников и экипаж провожали все
родственники. От провожающих до самого корабля
тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега,
ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась
на корабле, другая – в руках у провожающих.
Кусочки ленты хранились до возвращения корабля
на родину. Сегодня мы завершаем путешествие. Но
мне бы хотелось с вами ещё встретиться.
Возьмитесь за ленточку.

От тех, кто держит красную ленточку, мне бы
хотелось услышать, что понравилось им сегодня? От
тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось
услышать, что нового интересного они сегодня
узнали? От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы
хотелось услышать, будут ли они применять
правила, с которыми сегодня познакомились? От
тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось
услышать, какое у вас настроение после нашего
занятия?

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Александренко М.К. Совместные праздники
    взрослых и детей//Начальная школа. — 1990. — №1. — с. 56.
  2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология
    образования. – М.: Просвещение, 1995. – 346 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
    русского языка. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
  4. Спицин Н П., Время доброго общения// Начальная
    школа. — 1991. — №1. — с. 48-50.
  5. Силевко Г.К. Энциклопедия образовательных
    технологий т. 1, — М.: НИИ школьных технологий, 2006 –
    567 с.

Презентация
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Домарева Наталья Ивановна, учитель музыки,

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Никольская средняя школа» Белгородской области, Белгородского района

Детский театрализованный праздник – полифункциональное явление

Детский, как и взрослый театрализованный массовый праздник, представляет собой достаточно сложную структуру, как в плане возникновения, так и в плане реализации. Очевидно, что столь многогранное явление должно быть полифункционально. Наибольшую значимость в театрализованном детском празднике приобретают функции идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Рассмотрим эти функции подробнее.

Идеологическая функция. Театрализованные массовые праздники являются своеобразной идеологической системой, которая обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззренческие, идейно-нравственные и эстетические позиции общества. Идеологичность заложена в самой природе праздника.1 Массовые праздники и зрелища издревле активно используются структурами власти с целью управления жизнью общества в качестве наиболее яркого и действенного культурного социально-психологического механизма. Сущностное наполнение массового праздника, максимальная концентрация индивидов локализованная в едином пространстве-времени, широкое, многоплановое общение, эффект социального и эмоционально-психологического заражения создают неограниченные возможности использования театрализованные массовых праздников как мощного средства формирования общественного мнения и манипулирования общественным сознанием.

Социально-интегративная функция. Социальная сущность театрализованных массовых праздников проявляется в первую очередь в том, что они представляют собой особый тип социального действия людей, объединяющий их, идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы. Любой акт праздничного поведения индивида социален по своей природе, так как включен через каналы различного порядка в контекст социальной действительности, в функционирование общественной системы. Социально-интегративная функция театрализованных массовых праздников может рассматриваться в разных аспектах:

— как повышение уровня, стимулирование групповой консолидации;

— как прием организации совместной жизнедеятельности людей;

— как прием самоидентификации членов группы, класса, общества.

Коллективный характер театрализованных массовых праздников отражает факт участия в них вполне определенной единой общности, считающей данный конкретный праздник своим достоянием и выражающей в этом празднике свои ценности. Потребность в возникновении и существовании театрализованных массовых праздников вытекает из динамики общественной жизни. На время своей продолжительности театрализованный массовый праздник порождает своеобразную организацию общественной жизни, с четко обозначенными функциями, задачами, обязанностями каждого члена общества. Театрализованный массовый праздник — это всегда выражение коллективной активности. Интегративные начала массовых праздников выражаются в различного рода коллективных действиях, процессиях, шествиях, манифестациях и т.д. С помощью театрализованных массовых праздников общность периодически утверждает себя, свое единство. Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, эффект эмоционального заражения, возникновение всеобщей эйфории порождает у индивида чувство причастности, принадлежности к целому, осознание «я» и «мы», т.е. себя как частицы общности.

Функция трансляции социального опыта. В.О. Ключевский отмечал: «Неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Обрядово-зрелищные формы театрализованных массовых праздников сохраняют и передают традиции, нормы, эстетические идеалы и нравственные ценности, информационные ориентиры. Огромный социальный опыт, год, за годом воспроизводящийся в форме праздничного действа, транслируется от поколения к поколению. Театрализованные массовые праздники активизируют и интенсифицируют культурную жизнь, прежде всего потому, что открыто, утверждают основные, доминантные для празднующего сообщества ценности, характерные для данной культуры и этапа ее развития, исторического бытия. Массовые праздники и зрелища являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь. Праздник через обновление ценностей, напоминание важных событий, связанных с ним, выполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение, позволяет людям осуществлять свою культурную самоидентификацию. Театрализованные массовые праздники, таким образом, представляют собой самодостаточное семиотическое поле, в котором, как в зеркале отражается быт, нравы, ценности, идеалы общества и конкретной пространственно-временной ситуации.

Эстетическая функция театрализованных массовых праздников и зрелищ выражается, прежде всего, в эстетической организации и переоформлении времени и пространства человеческой жизни, внесении в нее элементов полноты, удовлетворения, гармонии, соизмерении ее с жизнью общества и с жизнью природы. Внешняя зрелищность театрализованного массового праздника, яркость, эффектность, блеск, масштабность обладают огромным потенциалом проникновения в сознание масс и закрепления, фиксации эстетических норм, ценностей, идеалов.

Эффективность эстетической функции массовых праздников и зрелищ обеспечивается тем, что ситуация сопричастности происходит в условиях эмоционального подъема, который подкрепляется активным использованием визуальных, акустических, действенных средств художественной выразительности. Театрализованные массовые праздники во все времена служили своеобразным подиумом демонстрации и утверждения эстетических идеалов общества.

Коммуникативная функция. Общение — есть наиболее общая, универсальная категория общества, способствующая связи индивидов друг с другом, а также с окружающей социальной и природной средой. Общение в принципе является обязательным условием функционирования всякого социального организма, при этом связи общения не только повторяют систему функциональных отношении различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим структурным выражением. В этом смысле общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. Поскольку театрализованные массовые праздники локализуют процесс общения, как во времени, так и в пространстве, то это предполагает и особое праздничное общение. Эмоционально приподнятая атмосфера театрализованных массовых праздников, — снятие запретов, временное неподчинение традиционным нормам, ослабление социального контроля, — создает ситуацию идеальную для свободного, избыточного, анонимного общения, которое в принципе невозможно в будничной жизни. Сочетание в театрализованном массовом празднике личностного общения с групповым и массовым предполагает сложную систему контактов.

Эмоционально-психологическая функция массовых праздников и зрелищ тесно взаимосвязана с коммуникативной. Синтез межличностного и массового общения, особая атмосфера праздничности, яркость красок, зрелищность, избыток впечатлений генерируют своеобразный механизм эмоционально-психологического заражения. Многократное усиление эмоционального настроя личности рождает потребность в сознательном приобщении к коллективной деятельности. Театрализованные массовые праздники — период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград. Театрализованный массовый праздник — время эмоционального подъема, особого праздничного настроя; участие в культурных событиях массового праздника вместе со всеми и на виду у всех оказывает более сильное влияние на членов группы и имеет более глубокие последствия для них, чем участие в культурных событиях повседневности.

Компенсаторная функция театрализованных массовых праздников выражается, прежде всего, в контрастном отражении реальной, повседневной жизни. В театрализованных массовых праздниках претворяется модель, образец идеального общественного состояния. Яркая, эмоциональная, раскрепощенная атмосфера зрелищного действия призвана, по выражению. Массовый праздник — это идеальный мир, ставший на время реальностью. Пребывая на стыке искусства и жизни, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия — реально-эмпирическим и идеально-утопическим, массовый праздник наделен особым временем и располагается в особом пространстве. Будучи идеальной моделью мира, театрализованный массовый праздник оказывается способным снять или решить (пусть даже иллюзорным образом) противоречия реальной действительности. Реализация идеальных представлений в данном случае распространяется на строго ограниченный временной и пространственный промежуток праздника. Временное отрицание различных ограничений, предоставленная возможность переступать границы и нормы, помогает переносить суровую реальность повседневной жизни. Театрализованный массовый праздник, таким образом, претендует на преодоление противоречий существующей действительности, выступая идеальной моделью преображения мира.

Таким образом, театрализованные массовые праздники представляют собой полифункциональное явление. Наиболее значительными представляются идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Функции эти переплетены и взаимосвязаны, усиление или выделение какой-либо из этих функций ведет к дестабилизации театрализованного массового праздника как целостного явления. Так, например, искусственное акцентирование идеологической функции влечет ослабление коммуникативной и компенсаторной функций, эмоциональный спад, потерю интереса к происходящему; усиление компенсаторной, эмоционально-психологической функций приводит к выхолащиванию духовной сущности праздника, низводит массовый праздник до уровня потребительского развлечения.

1 Литвинова, М.В. Театрализованные программы и праздники: Учебное пособие. /М.В.Литвинова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. –с.198-199.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Театрализованный праздник троица
  • Театр теней лунтик сценарий
  • Творчество марины цветаевой сценарий
  • Театрализованный праздник первоклассника
  • Театр сценарий казакша