Тех карта буддийские праздники

На уроке мы должны узнать о главных праздниках буддистов.Иллюстративный материал способствует более полному пониманию и усвоению данной темы. Целевая аудитория: для 4 класса. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте «Праздник Букваря»

Урок «Праздник Букваря»  раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины «Обучение грамоте». Содержание, формы и методы,  использованные на уроке, соответ…

Конспект урока ОРКСЭ тема «Праздники в религиях мира»

Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля «Основы мировых религиозных культур». Урок составлен в технологии критического мышления….

конспект урока ОРКСЭ «Семейные праздники» 4 класс

конспект урока ОРКСЭ «Семейные праздники» 4 класс…

Конспект урока по ИЗО « Праздник весны» 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе на тему « Праздник весны»…

Конспект урока-викторины»Православные праздники. Пасха»

Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был …

Конспект урока по ОПК «Праздники в нашем доме. День ангела.»

Данная разработка может быть использована не только в качестве урока, но и как внеклассное мероприятие….

Конспект урока изоискусства. Тема: Праздник «Мы — актеры». 3 класс (Б. М. Неменский)

Тема урока: Праздник «Мы — актеры» …

Автор: Лариева Дина Ивановна
Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая–Пандиты»
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: конспект урока 4 класс
Тема: Буддийские праздники

Раздел: начальное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты»

ТЕМА: Буддийские праздники

АВТОР: Лариева Дина Ивановна

КЛАСС: 4

ПРЕДМЕТ: ОРКСЭ (ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

АННОТАЦИЯ:

Данный

урок является двадцать восьмым в модуле «Основы буддийской культуры».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока – рассказ с элементами беседы и использованием презентации Power

Point.

Основные формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,

групповая.

Виды деятельности:

беседа, работа в парах, работа с иллюстративным материалом,

работа с источниками информации.

ЦЕЛЬ:

1. Уважение к культурным традициям предков на примере рассмотрения буддийских

праздников.

2. Осмысление буддийских праздников.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: 1.Формирование у учащихся первоначальных представлений об

основных праздниках в буддийской религии.

2. Рассмотреть традиции буддийских праздников.

3. Обсудить роль праздников в жизни человека.

Развивающая: 1. Обогащение словарного запаса детей новыми словами.

2. Развитие духовно- нравственной культуры, творческого воображения.

Воспитательная: 1. Воспитание уважения и бережного отношения к буддийским

традициям народов, устойчивого интереса к буддийской культуре.

2. Воспитание толерантности и доброжелательного отношения к одноклассникам.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате занятия учащиеся смогут:

— уметь выбирать и систематизировать нужную информацию;

— назвать не менее 3-х буддийских праздников;

— высказать свое мнение о ценности буддийских праздников:

— создать тест по теме.

КОМПЕТЕНТНОСТИ:

1.

Коммуникативная

2.

Творческая

3.

Познавательная

4.

Личностная

5.

Знаково – смысловая

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (словарь занятия):

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Шакъямуни;

Майтрейя – Будда будущего;

Богиня Лхамо – Богиня Огня;

«Монлам Ченмо» — название молебна.

План занятия:

1.

Организация учебной деятельности. Мотивация.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Новая тема

4. Закрепление.

5 Заключение. Рефлексия. Д/З

Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Мультимедийная презентация,

Компьютер, проектор

Иллюстративный материал.

Ход урока:

Вводная часть

1.

Организация учебной деятельности. Мотивация:

— Мендвт! Я очень рада видеть вас!

(звучит буддийская мелодия)

Лучше будет, если взамен тысячи слов

Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.

Лучше будет, если взамен тысячи стихов

Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.

Лучше будет, если взамен тысячи песен

Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.

(Дхаммапада)

— Какие чувства вы испытываете, слушая эту мелодию?

— (Спокойствие)

— А какие ассоциации возникают у вас при слове Праздник?

— (Радость, веселье, подарки, отдых)

— Что такое праздник?

— Праздник – нерабочий день, день радости, установленный в честь какого либо

события.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы будем говорить о праздниках в буддийской культуре. Тема нашего урока

«Буддийские праздники».

Основная часть

Новая тема

Слово учителя:

— Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного

«сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать». Праздник для буддистов –

это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем

совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. В

праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек

должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила

всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в

1000 раз последствия совершенных негативных действий и в такое же количество раз

увеличиваются заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Работа с основными понятиями (словарь занятия):

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Шакъямуни;

Майтрейя – Будда будущего;

Богиня Лхамо – Богиня Огня;

«Монлам Ченмо» — название молебна.

Основными праздниками буддийской культуры являются:

1. Весак

2.

Круговращение Майтрейи.

3.

Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цаган сар)

4.

Праздник тысячи лампад (Зул)

5.

День рождения Далай – ламы 14

Давайте подробнее остановимся на каждом из них:

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Шакъямуни. Считается, что эти 3 события произошли в один день, но в разные годы.

Праздник Весак отмечается по – разному. В Японии в этот день делают маленькие храмы

из цветов. Проводится детский парад, во время которого храм из цветов провозят по

улицам на спине белого слона. В Мьянме (Бирма) в этот день поливают священное

дерево бодхи, растущее в монастыре или храме.

В Бурятии, Калмыкии, Туве в знак уважения и почитания Будды последователи

учения делают подношения, зажигают лампады, читают молитвы.

Круговращение Майтрейи. У буддистов считается, что когда максимальный срок

жизни людей будет составлять 10 лет, придет Будда Майтрейя. С этого времени начнется

возрождение человечества. Приходу Майтрейи посвящается большой праздник, который

проводится летом. В этот день из храма выносят статую Будды Майтрейя и

устанавливают ее на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или

слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг

территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.

Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или

сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной

стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития.

Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество

завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской

общины.

В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со

спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет

кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.

Буддийский Новый год – Сагаалган.

Праздник Белого месяца,

праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

только в светлое верится.

Знакомство с текстом документа (материалами учебника)

Чтение материала учебника (стр 72-73) о празднике Белого месяца и обмен опытом (о

празднике Цаган Сар)

«Праздник тысячи лампад» (Зул) — важнейший памятный день для последователей

буддизма. Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе.

Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости,

рассеивающий тьму неведения у живых существ.

С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи

масляных лампадок «зул», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе

лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в

эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к

небожителям всех времён.

В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные

благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак

почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать

подношения храмам и монастырям.

У калмыков этот праздник отмечается и как праздник наступления Нового года. Он

отмечается 25-го числа месяца коровы по лунному календарю.

6.

В настоящее время каждый год отмечается День рождения Далай – ламы 14.

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому

календарю. 6 июля — день рождения Далай-ламы XIV. Буддисты почитают Его

Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига)

— Будды Сострадания.

Закрепление

— В чем состоит смысл буддийских праздников? ( чистота в храмах, в домах, в

душах и телах)

— Блиц-турнир. Я называю определение, а вы очень кратко объясняете его суть.

1.

Весак (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды:

Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)

2.

Зул («праздник тысячи лампад»)

3.

Круговращение Матрейи (приход будды будущего)

4.

Сагаалган (Новый год в буддизме.)

5.

«Монлам Ченмо» (15 чудесных деяний Будды Шакъямуни.

Назовите праздник по словосочетаниям:

1.

Бессонная ночь, белые продукты (сагаалган)

2.

Золотистый цвет кожи, ваза с напитком бессмертия и колесо Дхармы

(Круговращение Матрейи)

3.

Тысячи лампад, обет молчания (Зул)

4.

Рождение, Просветление, Уход в нирвану Будды (Весак)

5.

Шестое июля (День рождения Далай ламы 14)

— Составить тест по прочитанному тексту (стр 72-73):

Сформулировать 3 вопроса и 3 варианта ответа.

Заключение. Рефлексия

— Что вы сегодня узнали новое?

— Чем отличаются буддийские праздники от светских?

— Создайте синквейн:

Праздник-

Радостный, чистый, возрождающий

Создает чистое пространство в храме, в домах, в душах, телах-

Добро.

Домашнее задание: Расскажите членам семьи и друзьям о понравившемся

религиозном празднике.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какой вопрос вызвал затруднение? (Не смогли ответить)

-Сформулируйте цель урока.(Знакомство с праздниками ислама и буддизма)

-Назовите тему урока. Слайд 7

Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию;

умение слушать и понимать других.

4.Построение проекта выхода из затруднения

.

-С какой целью мы будем знакомиться с праздниками ислама и буддизма?

— А, что вы хотите узнать об этих праздниках?

Тогда, давайте составим план (что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопросы?)

1.С каким событием или преданием связан праздник.

2.Сколько он длится

3. Какие совершаются религиозные ритуалы и обряды

4. Как его отмечают люди

Слайд9. (план)

Ученики составляют план работы на урок

В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Поиски способов решения проблемы.

Формирование умения выявлять сущность и особенности объекта;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

5.Реализация построенного проекта.

Слайд 10.

Деление класса на две группы. Учебник стр.65-67

Задание 1 группе

Праздники ислама

Курбан –байрам

Ураза –байрам

Мавлид

Задание 2 группе

Праздники буддизма

Дончод

Сагаалган

Слайд 11.

Выступление 1 группы

Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) — мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Слайд 12-13

Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр — обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Слайд 14.

Выступление 2 группы

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. «Белый месяц») — самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана — великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» — чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.

Слайд 15

День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) — самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

Внимательно слушают.

Работа в группах.

Выступления.

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Ориентироваться в тексте учебника;

Извлекать информацию из текстов.

Обновлено: 02.02.2023

Дать представление об основных праздниках и обрядах буддистов.

Познакомить с новыми понятиями.

Познакомить учащихся с направлениями и обрядами буддистов.

Формировать представление роли бодхисатв,монашества и монастырей в буддизме.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной

учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля

по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия,

структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности,

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале,

высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-

символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

формулированиеи аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных

мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции

Мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки, на столах карточки с номерами столов

Фронтальная работа, работа в парах, в группах, индивидуальная работа

I.Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Умный не тот, кто много читает, или знает, а тот, кто может этими знаниями пользоваться

— Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться (Будда (Сиддхартха Гаутама))

-Объясните, как понимаете это высказывание?

-Давайте и мы с вами будем не только усердными и внимательными, но и активными на уроке.

II. Актуализация знаний

-Что мы должны сделать перед изучением нового материала? (Повторить то, что пригодится при изучении нового материала)

У вас на столе 4 карточки с заданиями, вы их будете открывать по моей команде. Ученики под №1 откройте и зачитайте своей группе задания в соответствии со своими номерами и постарайтесь найти правильный ответ.

Задания №1 ,2-ученик под №1

-Кто такой Сиддхартха? (Будда)

-Как называется просветление, достигшее Буддой? (Бодхи)

-Как называли людей, добровольно отказывавшихся от каких-либо развлечений и удовольствий? (аскеты)

-Состояние умиротворенности и покоя (нирвана)

-Явление, цель которого — достижение глубокого внутреннего спокойствия и душевного равновесия (медитация)

-Физические упражнения, которые совершают буддисты (йога)

— Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Узнать, какие существуют традиции и обряды в буддизме

5. Раскрытие темы урока.

-Откройте конверт №2 и соедините стрелками понятие и картинку

-О каких понятиях шла речь в задании? (о церкви,мечети,синагоге- о культовых сооружениях религий,о которых мы с вами уже говорили)

-А сегодня мы с вами обратимся к культовым сооружениям в буддизме, будем говорить о буддистском храме.

У буддистов нет четкой религиозной организации, как у христиан, мусульман и иудеев. В связи с отсутствием религиозной организации важную роль играют монастыри и монахи.

Поначалу буддистских святынь и храмов вообще не было. Со временем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, под которым он вошел в нирвану.

Оно называется деревом бодхи — деревом просветления. Слайд Дерево.

Отростки этого дерева растут во многих буддистских храмах.

Особое значение стало придаваться и телесным останкам, а так же вещам Будды. Например, особая святыня-зуб Будды находится на острове Цейлон.

Слайд Храм Главным местом для буддистов — это монастыри, где они совершают молитвы.

Слайд Ступа. Рядом с монастырем можно увидеть особое сооружение, где хранятся святыни буддистов, это сооружение называется ступа.

(Ступа — здание, где хранятся священные предметы (реликвии) буддистов) Ступа находится рядом с храмом буддистским.

— Мы с вами уже изучили три мировые религии, побывали на экскурсии в христианском, мусульманском храмах, были возле храма иудеев. Давайте вспомним, что можно увидеть внутри церкви, мечети и синагоги; какое внутреннее убранство можно было увидеть.

-На этот вопрос будут отвечать вторые номера? (В церкви-иконы святых, много святых; в мечети можно увидеть изречения из Корана на арабском языке, в синагоге — запрещены рисунки людей, богов, имеются витражи, какие-то фрески)

-Хотите узнать, что можно увидеть в современном буддистском храме?

В современных буддистских храмах очень ярко и красиво. Там находится множество скульптур, статуэток, разных рисунков, а в торжественных случаях храм украшают цветами. Сначала Будду вообще никак не изображали, но постепенно стали появляться его портреты и многочисленные статуи, где Будда обычно предстает сидящим на лотосе, с поджатыми ногами, со спокойным сосредоточенным лицом. Лотос — это почитаемое буддистами растение, священное растение. В качестве приношений в храме часто используются цветы, в том числе и лотос.

В храмах горят специальные свечи с благовониями.

— А теперь давайте вспомним символы христианства, мусульманства и иудаизма. Работать будем в группе.

Проверим. Ответят третьи номера

(№ стола) у христиан это крест, на котором был распят Иисус,

(№ стола) у мусульман — полумесяц со звездой Юпитера,

(№стола) у иудеев — звезда Давида)

Слайд Символ Символом буддизма является колесо жизни Хавачакра, которое символизирует вечную, круговую цепь перерождений.

Особое место помимо красочного оформления храмов цветами, еще уделяется своеобразной музыке и ритуальным танцам.

Слайд — фильм Буддистский храм

Возле храмов живут различные животные, например, обезьяны, домашние птицы, в бассейнах плавают огромные рыбы — монахи часто заботятся о них, обижать, а тем более убивать их запрещено.

Вы помните, что в буддизме строго соблюдается принцип не нанесения вреда живым существам. Мы с вами говорили об этом, когда начинали изучение буддизма.

Вы видели, как буддисты произносили молитвы. Кто помнит как называются эти молитвы? (Мантры) Их следует повторять как заклинание на древнем священном языке санскрите.

Слайд Мантры Чтобы не повторять молитвы многократно, в монастырях и около ступ делают своеобразные мельницы- цилиндры с текстами- мантрами, которые вращаются при ветре и от воды. Таким образом, они вращаются, а молитвы повторяются.

В повседневной жизни, буддисты пользуются так же, как и в других религиях, календарем.

Сейчас у меня к вам задание: вспомнить, каким календарем пользуются в христианстве, в исламе, в иудаизме. Подумайте без обсуждений. А теперь встаньте, найдите пару из другого стола и расскажите, каким календарем пользуются в разных религиях.

Сели. Сейчас будут четвертые номера стола отвечать.

В христианстве стол№__ отвечает. (Григорианский — солнечный календарь)

В исламе стол№__(лунный)

В иудаизме стол№—-(лунно-солнечным)

А в буддизме так же как в исламе пользуются лунным календарем. И все праздники у них отмечаются по этому календарю. Годовой цикл буддийских праздников в основном связан с событиями из жизни Будды (15-й день лунного месяца)

Вы посмотрели, какого цвета были одежды монахов? (ярко красные или бордовые). Праздники у буддистов проводятся тоже очень ярко и красочно! Не одно торжество не проходит без монахов, т.к. они читают молитвы, исполняют необходимые ритуалы. В каждой стране праздники отмечаются по разному, даже если они проводятся по одному какому-то поводу.

-Какой праздник открывает все праздники? (Новый год)

Слайд Новый год.

Партнер по плечу слева расскажет, как отмечается этот праздник буддистами в целом, а партнер по правому плечу расскажет, как отмечается этот праздник в нашей стране.

Слайд Весак. Следующий еще один важный для верующих праздник Весак отмечается весной в апреле-мае. Празднуется одновременно рождение Будды, его просветление и уход в нирвану. Монахи в это время совершают молитву, а верующим рассказывают различные истории из жизни Будды и его учеников. Изображения, статуи Будды омывают подслащённой водой и украшают цветами. Вечером верующие совершают шествия с зажженными лампадами.

Слайд Поминовение. Важную роль буддистов играет и поминовение усопших. Это день, когда верующие посещают могилы предков, раздают милостыню, а вечером пускают горящие фонарики на поверхность озер и рек.

Закрепить представления об обрядах, культовых сооружениях, символах буддистов.

Все о чем мы говорили сегодня на уроке мы повторим в групповой

работе. Начнут вторые номера и продолжут по кругу следующие.

Проверим ваши ответы:

— Где хранятся священные вещи буддистов? (Ступа)

-Где находится ступа? (возле буддийского храма)

-Что можно увидеть в буддийском храме? (рисунки, статуи Будды, цветы)

-Что является одним из символов Буддизма? (Колесо Сансары)

-Как называются молитвы буддистов? (Мантры)

-Каким календарем пользуются буддисты? (Лунным)

-С чем связаны основные праздники буддизма? (С жизнью Будды)

-Как называется праздник связанный с рождением Будды? (Весак)

-Как называется символический цветок буддизма? (Лотос)

-Поднимите руки, у кого все ответы были правильные, у кого были ошибки? К следующему уроку вы повторите материал и закрепите эту тему.

-Как и традиционные религии России, буддизм не обходится без праздников, обрядов и культовых сооружений. В них отражены особенности буддистского вероучения.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Домашним заданием будет подумать, в каких поступках проявляются добрые и злые качества.

-А сейчас я хотела бы закончить урок притчей.

Слайд Лесенка. А сейчас на лесенке знаний вы поставите себя на первую ступень, если делали на уроке ошибки и не запомнили тему; на вторую ступень- запомнили тему, но были ошибки, на третью ступень- не было ошибок, запомнили тему и можете её рассказать.

Пусть человек победит гнев любовью, пусть он победит зло добром, пусть он победит жадность щедростью, а ложь — правдой. Изречения Будды (Дхаммапада)

Цель: сформировать у учащихся представление о значении праздников в буддийской культуре.

  1. формирование у учащихся первоначальных представлений об основных праздниках буддийской религии;
  2. выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни.
  1. обогащение словарного запаса детей новыми словами историко-культурологического значения (сагаалган, хуралы, дончод-хурал, майдари-хурал, лхабаб дуйсэн, зула-хурал, круговращение Майтреи, майдари-хурал);
  2. развитие духовно-нравственной культуры, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
  1. воспитание взаимоуважения и бережного отношения к буддийским традициям народов, устойчивого интереса к буддийской культуре;
  2. воспитание толерантности и доброжелательного отношения к одноклассникам.

(Звучит буддийская мелодия) (слайд№1-стихотворение)

Лучше будет, если взамен тысячи слов
Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.
Лучше будет, если взамен тысячи стихов
Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.
Лучше будет, если взамен тысячи песен
Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.
(Дхаммапада)

— Какие чувства вы испытываете, слушая эту мелодию?

— А какие ассоциации возникают у вас при слове праздник?

(радость, веселье, подарки, угощения, отдых).

— Что такое праздник?

— ПРАЗДНИК — нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.

— Наверное, вы уже догадываетесь, о чём на этом уроке пойдёт речь?

— Вы совершенно правы. Сегодня вы познакомитесь с праздниками в буддийской культуре.

III. Работа над темой урока.

Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов.

В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Основными праздниками буддийской культуры являются: (слайд№3-название праздников)

Сагаалган, дончод-хурал,майдари-хурал, лхабаб дуйсэн, зула-хурал, круговращение Майтреи (майдари-хурал). Давайте подробней остановимся на каждом из них.

(слайд№4-Сагаалган)

1.Буддийский Новый год – Сагаалган.

Праздник Белого месяца,

праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

только в светлое верится.

Праздник Нового года празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым.

^ 2.Чтение текста учебника стр. 73

4. (слайд№6) Лхабаб дуйсэн (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю)

6. (слайд№8) Дончод-хурал — праздник посвящен 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.

В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов принято расставлять масляные лампы. Люди посылают открытки своим друзьям; на них, как правило, изображаются памятные события из жизни Гаутамы Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, Дхармы и Сангхи (трёх драгоценностей), являющимися для буддистов исключительно важными. Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам.

^ 7.Чтение текста учебника стр. 70-71

8. (слайд №9-Будда Майтрея)

  • В заключении хочу сказать вам, что Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме.

— В чем состоит смысл буддийских праздников? ( чистота в храмах, в домах, в душах и телах)

Автор: Лариева Дина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая–Пандиты»
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: конспект урока 4 класс
Тема: Буддийские праздники
Раздел: начальное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕМА: Буддийские праздники

АВТОР: Лариева Дина Ивановна

ПРЕДМЕТ: ОРКСЭ (ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока – рассказ с элементами беседы и использованием презентации Power

Основные формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,

беседа, работа в парах, работа с иллюстративным материалом,

работа с источниками информации.

1. Уважение к культурным традициям предков на примере рассмотрения буддийских

2. Осмысление буддийских праздников.

Образовательная: 1.Формирование у учащихся первоначальных представлений об

основных праздниках в буддийской религии.

2. Рассмотреть традиции буддийских праздников.

3. Обсудить роль праздников в жизни человека.

Развивающая: 1. Обогащение словарного запаса детей новыми словами.

2. Развитие духовно- нравственной культуры, творческого воображения.

Воспитательная: 1. Воспитание уважения и бережного отношения к буддийским

традициям народов, устойчивого интереса к буддийской культуре.

2. Воспитание толерантности и доброжелательного отношения к одноклассникам.

В результате занятия учащиеся смогут:

— уметь выбирать и систематизировать нужную информацию;

— назвать не менее 3-х буддийских праздников;

— высказать свое мнение о ценности буддийских праздников:

— создать тест по теме.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (словарь занятия):

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Майтрейя – Будда будущего;

Богиня Лхамо – Богиня Огня;

План занятия:

Организация учебной деятельности. Мотивация.

5 Заключение. Рефлексия. Д/З

Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Вводная часть

Организация учебной деятельности. Мотивация:

— Мендвт! Я очень рада видеть вас!

(звучит буддийская мелодия)

Лучше будет, если взамен тысячи слов

Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.

Лучше будет, если взамен тысячи стихов

Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.

Лучше будет, если взамен тысячи песен

Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.

— Какие чувства вы испытываете, слушая эту мелодию?

— А какие ассоциации возникают у вас при слове Праздник?

— (Радость, веселье, подарки, отдых)

— Что такое праздник?

— Праздник – нерабочий день, день радости, установленный в честь какого либо

— Сегодня мы будем говорить о праздниках в буддийской культуре. Тема нашего урока

Основная часть

— Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного

это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем

совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. В

праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек

должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила

всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в

1000 раз последствия совершенных негативных действий и в такое же количество раз

увеличиваются заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Работа с основными понятиями (словарь занятия):

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Майтрейя – Будда будущего;

Богиня Лхамо – Богиня Огня;

Основными праздниками буддийской культуры являются:

Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цаган сар)

Праздник тысячи лампад (Зул)

День рождения Далай – ламы 14

Давайте подробнее остановимся на каждом из них:

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Шакъямуни. Считается, что эти 3 события произошли в один день, но в разные годы.

Праздник Весак отмечается по – разному. В Японии в этот день делают маленькие храмы

из цветов. Проводится детский парад, во время которого храм из цветов провозят по

улицам на спине белого слона. В Мьянме (Бирма) в этот день поливают священное

дерево бодхи, растущее в монастыре или храме.

В Бурятии, Калмыкии, Туве в знак уважения и почитания Будды последователи

учения делают подношения, зажигают лампады, читают молитвы.

Круговращение Майтрейи. У буддистов считается, что когда максимальный срок

жизни людей будет составлять 10 лет, придет Будда Майтрейя. С этого времени начнется

возрождение человечества. Приходу Майтрейи посвящается большой праздник, который

проводится летом. В этот день из храма выносят статую Будды Майтрейя и

устанавливают ее на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или

слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг

территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.

Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или

сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной

стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития.

завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской

В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со

спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет

кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.

Буддийский Новый год – Сагаалган.

Праздник Белого месяца,

праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

только в светлое верится.

Знакомство с текстом документа (материалами учебника)

Чтение материала учебника (стр 72-73) о празднике Белого месяца и обмен опытом (о

празднике Цаган Сар)

буддизма. Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе.

Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости,

рассеивающий тьму неведения у живых существ.

С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи

лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в

эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к

небожителям всех времён.

В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные

благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак

почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать

подношения храмам и монастырям.

У калмыков этот праздник отмечается и как праздник наступления Нового года. Он

отмечается 25-го числа месяца коровы по лунному календарю.

В настоящее время каждый год отмечается День рождения Далай – ламы 14.

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому

календарю. 6 июля — день рождения Далай-ламы XIV. Буддисты почитают Его

Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига)

Закрепление

— В чем состоит смысл буддийских праздников? ( чистота в храмах, в домах, в

— Блиц-турнир. Я называю определение, а вы очень кратко объясняете его суть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКСЭ «Основы мировых религий» «Праздники и календари. Главные праздники иудаизма и христианства». Урок является вторым из двух уроков по теме «Праздники и календари». К уроку прилагается презентация. Урок составлен по всем требованиям ФГОС. В уроке представлены сравнения праздников и календарей двух религий: ислама и буддизма.

Кузьмина Наталья Николаевна Конспект урока по ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур Праздники и календари

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: ПРАЗДНИКИ И КАЛЕНДАРИ.

ГЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ИСЛАМА И БУДДИЗМА

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20 г. Новомосковска

Тульской области

Кузьмина Наталья Николаевна

Новомосковск

Тема: Праздники и календари. Главные праздники ислама и буддизма. (СЛАЙД 1)

1. Повторить ранее изученные темы.

3. Познакомить с понятиями: Курбан-байран, Ураза-байрам, рамадан, зуль-хиджа, Мавлид, Дончод, Сагаалган.

4. Организовать самостоятельную и творческую работу учащихся.

5. Развивать умение анализировать, делать выводы, аргументировать своё мнение.

6. Развивать мышление и грамотную речь учащихся.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор, компьютер, экран или интерактивная доска для показа презентаций.

2.Презентация по теме урока.

3.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов и др.- М.: Просвещение — 2010.

Этапы урока

Деятельность учителя

М/м сопровождение

Деятельность учащихся

1.Организацион

2.Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.

3. Определение темы урока.

4. Изучение нового учебного материала. (Знакомство с главными праздниками и понятиями двух религий: ислама и буддизма).

5. Работа с учебником. Комментированное чтение.

6.Физкультминут

ка для глаз.

7. Изучение нового учебного материала (продолжение).

8. Работа с учебником. Чтение с обсуждением прочитанного.

9. Работа с новыми понятиями. Словарная работа в тетрадях.

10. Закрепление учебного материала. Беседа по вопросам. Работа в группах.

11. Итог урока. Релаксация.

12. Домашнее задание.

-Здравствуйте! Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. Начинаем наш урок.

-Посмотрите, пожалуйста на экран. Вы видите фото. Скажите что изображено на этих фото?

-Как вы догадались?

-Хорошо. Давайте вспомним, что вы узнали из нашего прошлого урока и о чём хотели бы напомнить?

Курбан-байрам — главный праздник мусульман. Это праздник жертвоприношения. Он является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.

-Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако, на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Праздник длится 3 дня, во время которых принято просить прощение у своих близких за плохие поступки, посещать могилы умерших, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать угощения, дарить подарки.

-Следующий праздник мусульман, с которым мы с вами познакомимся, это Ураза-байрам. О нём мы прочтём в нашем учебнике на с.66.

-Молодцы! Хорошо поработали. Давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее и внимание на экран.

-Продолжаем нашу работу. Внимание на доску.

-Кто изображён на фото?

-А это значит, что речь у нас пойдет о .

-Самый важный праздник из всех буддийских праздников считается день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды — Дончод. Он отмечается в мае-июне в течение семи дней. В этот период в монастырях совершаются торжественные молебны, после которых монахи устраивают красочные шествия и процессии. Стены храмов в эту неделю украшены цветочными гирляндами и бумажными фонариками, символизирующими просветление, которое пришло в этот мир вместе с учением Будды. Вокруг священных деревьев на территории храмов расставляют масляные лампадки. Ночи напролет монахи читают возле них молитвы и повествуют верующим деяния Будды и его учеников. Во время Дончода запрещено выполнять какие-либо сельскохозяйственные работы и проводить занятия, которые могут принести вред живым существам. После молебна верующие устраивают монахам обильное угощение, дарят подарки, подчеркивая таким образом свою верность Будде. В канун торжества верующие обмениваются с родственниками, друзьями и знакомыми поздравительными открытками, на которых изображены памятные события в жизни Будды.

-О следующем празднике буддистов мы прочтём с вами в учебнике на с.67.

-Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями. Они выведены на доске (Приложение 1). Запишите, пожалуйста их себе в тетради. Работу оформляйте красиво, творчески.

-С какими праздниками ислама вы познакомились сегодня на уроке?

-С какими праздниками буддизма вы познакомились?

-А теперь работа по группам. Разделитесь на две группы. Задания для вас написаны на доске. Будьте внимательны. (Задания в Приложении 2)

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Я ещё хотел бы узнать…

-Поведать своим членам семьи об изученном на уроке.

-По желанию, подготовить проектно-исследовательскую работу по одному изученному празднику или нескольким праздникам; оформить презентацию с помощью взрослых.

Читайте также:

      

  • Обществознание 9 класс формы правления конспект
  •   

  • Рабочие совещания на английском конспект урока
  •   

  • Конспект на тему планирование на предприятии
  •   

  • Конспект урока деление двузначного числа на двузначное 3 класс
  •   

  • Конспект знать значение тезисов этюд прелюдия вальс реквием

Обобщающий урок по темам

  • Буддийские символы.
  • Буддийские ритуалы и обряды.
  • Буддийские святыни.

Цели урока:

  • Обобщить изученный материал о буддийских символах, ритуалах, обрядах, святынях.
  • Воспитывать волевые качества у учащихся: умение отвечать перед всем классом за группу.
  • Формировать умения правильно оформлять свои мысли.
  • Учить учащихся работать в группе.

Форма проведения урока: Игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, чёрный ящик, раздаточный материал, книги на призы, танка

Буддийские символы. Колесо учения. Триратна. Раковина. Драгоценный сосуд. Золотые рыбки. Лотос. Знамя победы. Бесконечный узел. Зонт. Ступа. Лампада. Лев. Слон.

Буддийские ритуалы и обряды. Принятие прибежища. Чтение мантр. Подношение. Простирание. Мистерия Цам. Хий морин. Чётки.

Буддийские святыни.Храм. Лумбини. Бодхгая. Сарнатх. Кушинагар. Мощи и прах Будды. Мощи и прах буддийских святых. Храм зуба Будды. Зандан Жуу. Даша-Доржо Итигэлов. Золотая обитель Будды Шакьямуни. Статуя Будды.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?»

В последнем раунде будут разыгрываться книги. В игре принимают участие три команды.

II. Актуализация знаний

Слайд 1. Кто это? Что это? Фотографии: Его Святейшество Далай-лама XIV, Чже Цонкапа — основатель школы гелуг, Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Колесо учения, хурул, чётки, маски мистерии Цам.

III. Игра

1. Разминка.

Каждая команда получает карточки со словами, которые надо разложить по группам.

Слова по трём темам: Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни.

Итог разминки. Слайд 2. Проверь себя.

Сегодня с вами играют жители большой страны, под названьем «Школа».

РАУНД ПЕРВЫЙ

Слайд 3. Со знатоками играет Уланова Надежда Босхаевна. Она учитель нашей школы. Уже много лет Н.Б. работает с младшими школьниками.

— Уважаемые знатоки! Первое. Перечислите буддийские обряды и ритуалы, с которыми вы ознакомились в ходе изучения предмета.

Второе. Прочитайте, пожалуйста, утверждения, которые записаны у вас на карточках и выберите правильное утверждение.

Слайд 4.

а) Принятие прибежища означает найти место, где можно укрыться, найти приют, средство спасения и защиты.

б) Принятие прибежища происходит, прежде всего в сердце человека, в его мыслях.

в) Мантра — это священные слоги, которые произносят вслух, про себя или шёпотом.

г) При чтении мантры буддисты желают освобождения от страданий только себе.

д) Подношения делают образам Будды, «трём драгоценностям», всему хорошему, что есть в мире.

е) Подношения совершаются материальными предметами, словесно или в уме.

Слайд 5. Вывод по ходу работы в 1-м раунде: Какой цели служат все ритуалы и обряды? (Облегчить жизнь человека и приблизить его к учению Будды)

Слайд 6. Физминутка.

Слайд 7. Звучит мантра. Эстафета. Совершим виртуальное путешествие к центральному хурулу «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Объясните:

  1. Зачем прихожане трижды обходят хурул?
  2. Что символизирует изображение двух ланей и колеса на верху здания?
  3. Что внутри барабанов кюрде?

РАУНД ВТОРОЙ

Слайд 8. Со знатоками играет учитель начальных классов нашей школы Энчеева Лидия Чимидовна.

— Уважаемые знатоки! Назовите святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Что вы знаете об этих местах?

Слайд 9.

  • Город Лумбини (территория современного Непала) — место, где родился царевич Сиддхартха.
  • Город Бодхгая (Индия) — место, где Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой.
  • Город Сарнатх (Индия) — место, где Будда дал свою первую проповедь.
  • Город Кушинагар (Индия) — место, где Будда простился со своими учениками и «ушёл» из мира «сансары».

Слайд 10. Вывод: Для чего буддисты совершают паломничество к священным местам? (Считается, что паломничество к священным местам способствует улучшению благополучия в окружающем мире и приближает верующего к учению Будды).

РАУНД ТРЕТИЙ

Со знатоками играет Тикеева Гиляна Алексеевна, преподаватель музыкальной школы.

Внимание, чёрный ящик.

— Уважаемые знатоки! По перечисленным признакам определите, что за предмет лежит в чёрном ящике.

Слайд 11. По форме эти предметы восходят к индийским ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется «зеркало» (тиб. — мелонг).

Размеры предмета изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие предметы часто выполняет группа художников.

Предмет создаётся или в строгом соответствии с текстом и в этом случае предназначается для медитации, или на основе житийных сочинений, используется в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.

Слайд 12. Вывод: Танка, тхангка, кутханг (свиток) — в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.

Объекты изображения на танка — Будда Шакьямуни, буддийские иерархи, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо.

РАУНД ЧЕТВЁРТЫЙ

Слайд 13. Со знатоками играет тётя Таня, Бадмаева Татьяна Улюмчаевна, техничка нашей школы.

— Уважаемые знатоки! Как выглядит символ восьмеричного пути?

Что он символизирует?

Слайд 14. Проверь себя. Символ «колеса учения». Будда предложил путь, ведущий к освобождению от страданий, и назвал его восьмеричным. Этот путь рассказывает о восьми принципах, следуя которым, буддист может достичь духовного совершенства.

РАУНД ПЯТЫЙ

Слайд 15. Со знатоками играет Чимидова Гиляш Гореевна, ваш учитель

Восточная притча

В саду жил павлин. Эта птица была отрадой садовника. Он её пестовал и лелеял. А соседу, который заглядывал через забор, тоже хотелось иметь такого красивого павлина. От зависти и глупости он швырял в птицу камнями. Это увидел садовник и очень разозлился. Сосед пытался украсть павлина или подкупить стражу, но ничего не получалось. Тогда он пошёл к хозяину сада и попросил у него хотя бы одно павлинье яйцо, чтобы подложить его наседке, а она высидит птенца. Хозяин велел своему садовнику подарить соседу одно яйцо. Садовник выполнил то, что ему велели.

Через некоторое время сосед пришёл к хозяину с жалобой:

— С яйцом что-то неладное. Мои наседки неделями сидели на нём, однако птенец не вылупился.

Хозяин позвал садовника и спросил его, почему из яйца не вылупился птенец. Садовник ответил в своё оправдание:

— Вы велели мне подарить ему одно яйцо, но о том, что оно не должно быть варёным, вы ничего не сказали…

— Как бы вы объяснили действия каждого героя этой притчи? Чьи действия вам более симпатичны? А что бы сказал Будда героям этой притчи? Придумайте свой конец притче, не нарушая основных канонов буддизма.

Слайд 16. Сравним… А вот что думаю я… Чьи мысли созвучны с моими?

Будда говорил о том, что человек должен взращивать в себе Святую Любовь, которая не предполагает никакого вознаграждения и желание духовного роста каждому живому существу, и Святое Сострадание. Когда кто-то делает что-то плохое — неважно, в отношении тебя или нет, ты должен сочувствовать этому человеку, он достоин сострадания, потому что из-за своих пагубных желаний он создает причины для своих несчастий, «роет себе яму».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель: подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой народ, знать и уважать его традиции и обычаи, его святыни и, уважая и любя своё родноё, вы будете всегда уважать и понимать традиции и святыни других людей, которые живут рядом с вами. И я думаю, что изучение предмета «Основы буддийской религии» поможет вам в этом.

Итог игры. Вручение призов.

Слайд 1ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Модуль: Основы мировых религиозных культур
ПРАЗДНИКИ И

КАЛЕНДАРЬ
БУДДИЗМА

Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2057
Взнуздаева Наталья Александровна
2014-2015 учебный год

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИМодуль: Основы мировых религиозных культурПРАЗДНИКИ И КАЛЕНДАРЬ БУДДИЗМАПодготовила: учитель начальных классов ГБОУ


Слайд 2 Буддийский календарь был заимствован у индуистов и основан на фазах луны.

Поэтому буддийский календарь называется лунным.
Начало летоисчисления буддийского календаря ведется с года ухода Будды Гаутамы в нирвану (ปรินิพพาน, париниппхан) и опережает григорианское летоисчисление на 543 года.

БУДДИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Буддийский календарь был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь называется лунным.	Начало летоисчисления


Слайд 3 В буддийском календаре неделю составляют 7 дней. При этом дни недели

связываются с планетами солнечной системы и стихиями, которые им покровительствуют: первый день — день Солнца, второй — день Луны, третий — день Огня, четвертый — день Воды, пятый — день Дерева, шестой — день Металла и седьмой — день Земли.
Кроме того, каждому дню присваивается и знак Зодиака животных, который еженедельно меняется при прохождении годового цикла.
Каждый день недели характеризуется особыми качествами и, в соответствии со знаком года рождения, у каждого человека есть благоприятные и неблагоприятные дни недели.

В буддийском календаре неделю составляют 7 дней. При этом дни недели связываются с планетами солнечной системы и


Слайд 4 Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты

праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах


Слайд 5Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления

и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы

Сагаалган — Новый годДуйнхор-хурал — праздник КалачакрыДончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды


Слайд 6 Новый год у буддистов празднуется в первое новолуние весны по лунному

календарю. Поэтому в разных странах даты различны. Обычно самые почитаемые и уважаемые ламы делают в новогоднюю ночь для своих учеников предсказания и прогнозы. В двадцать девятый лунный день буддисты совершают обряд очищения, который называется Дугжууба. Все буддисты очень серьёзно и трепетно относятся к этому обряду. Новый год у буддистов — самый главный религиозный праздник.

САГААЛГАН – НОВЫЙ ГОД

Новый год у буддистов празднуется в первое новолуние весны по лунному календарю. Поэтому в разных странах даты


Слайд 7 У буддистов нет как такого праздника день рождения и возраст каждого

буддиста увеличивается лишь с приходом нового года — Саалгана. Накануне этого праздника во всех домах в обязательном порядке проводится генеральная уборка. Приготавливаются особые наряды, которые используются лишь раз в году. Буддисты готовят подарки всем друзьям и родным. Чистят курительные трубки, чтобы прикурить их старшим родственникам. Приготавливают в знак уважения платки из шёлка — хадаки. Мужчины выбирали из своего табуна лучшего коня, расчёсывали ему гриву и украшали новыми бляхами и стременами. Меняют даже ошейники и привязи у собак. Дугжууба — это ещё и обряд очищения от всего плохого, чтобы буддист в новом году обрел благополучие, мир, спокойствие и счастье.

У буддистов нет как такого праздника день рождения и возраст каждого буддиста увеличивается лишь с приходом нового


Слайд 8 В этот день, по преданию, Будда начал свою проповедь, которая получила

название Калачакра-тантры. Затем на основе этой проповеди разработали даже целую философию, называемую «Ваджраяна».
Каланчакра-тантра, праздник которой и отмечается в этот день, позволяет своим адептам достичь состояния просветления, которое испытал Будда под знаменитым деревом.

В этот день, по преданию, Будда начал свою проповедь, которая получила название Калачакра-тантры. Затем на основе этой


Слайд 9 Этот общебуддийский праздник отмечают в пятнадцатый день четвертого лунного месяца, он

выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря.
Дончод считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Этот общебуддийский праздник отмечают в пятнадцатый день четвертого лунного месяца, он выпадает на конец мая — начало


Слайд 10МАЙДАРИ-ХУРАЛ
Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода.

Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни». В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.

МАЙДАРИ-ХУРАЛ	Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок


Слайд 11ЛХАБАБ ДУЙСЕН
Лхабаб Дуйсэн отмечается в 22-й день девятого месяца лунного календаря

(октябрь — ноябрь) и посвящается нисхождению Будды Шакьямуни с неба Тушита для своего последнего перерождения на земле.
В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками.

ЛХАБАБ ДУЙСЕН	Лхабаб Дуйсэн отмечается в 22-й день девятого месяца лунного календаря (октябрь - ноябрь) и посвящается нисхождению


Слайд 12ЗУЛА ХУРАЛ
Зула Хурал — «Праздник тысячи лампад» (День ухода в нирвану

Богдо Цзонхавы).
В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок.
В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.

ЗУЛА ХУРАЛ	Зула Хурал — «Праздник тысячи лампад» (День ухода в нирвану Богдо Цзонхавы).В день памяти Цзонхавы принято


Слайд 13 В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов —

дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива,


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тест русские праздники
  • Тест праздники народов россии
  • Тефтели на праздник
  • Тест праздники великобритании
  • Тетя мотя сценарий новогоднего утренника