Тех карта урока изо народные праздники

Урок для учителя начальных классов для 4 класса по ФГОС. Методические разработки по Изобразительному искусству для 4 класса по УМК под ред. Б. М. Неменского.

Урок Изобразительного искусства

Класс 4 «А» (УМК Школа России)

Тема

«Народные праздники»

Педагогическая цель

Развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Уметь применять художественные умения, знания и представления в процессе художественно-творческих работ; научиться выполнять сюжетные композиции.

Личностные результаты

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осуществляют контроль по результату учебной деятельности;

Познавательные: получают представление о проведении ярмарки; обобщают знания по изученным ранее темам;

Коммуникативные: развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

Образовательные ресурсы

Листы А4, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для воды, палитры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

— Доброе утро, ребята. Присаживайтесь.

— Проверьте, готовы ли вы к уроку.

— Доброе утро.

— Проверяют свою готовность к уроку.

1. Актуализация опорных знаний

— Ребята, подумайте, как называется день, когда все радуются и поздравляют друг друга с каким-либо событием?

— Вы абсолютно правы. У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.

— Скажите, какие праздники традиционны для русского народа?

— Послушаем сообщения учащихся о праздниках.

Святки длились две недели, начинались в рождественский сочельник 6 января (24 декабря) и завершались в день крещения.

— Основными праздниками Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы.

Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица издавна была общенародным праздником.

— Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света на зло и тьмой.

— Молодцы ребята, отличный материал.

— Скажите, что традиционно для каждого праздника?

— Как вы считаете, для каждого праздника готовят свои праздничные блюда или общие для всех?

— Докажите, что это не так.

— Праздники.

-Дети читают сообщения.

— Поздравления, праздничный стол.

— Нет.

— На Пасху готовят куличи и красят яйца.

— На Рождество носят угощение из риса или перловки.

Познавательные УУД:-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других;-строить понятные для собеседника высказывания;-высказывать свое мнение(точку зрения), -дополнять, уточнять высказанные мнения;-отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;-организовать выполнение заданий учителя

2. Постановка учебной задачи

— Молодцы. ребята, а для того, чтобы узнать, что вы сегодня будете изображать, послушайте стихотворение:

Народ собрался на площади.

Шум, веселье вокруг.

На карусели лошади

Мчат нас за кругом круг.

Куклы, медведь дрессированный,

Цыганки пестрый наряд.

Смех, на ходулях клоуны,

Вверх качели летят.

Гогот, писк и мычание.

У коров грустный взгляд.

Лает пес и отчаянно

Поросята визжат.

Можно здесь купить семечки,

Сапоги и парчу.

Развеселое времечко.

Эх! Гуляй! Не хочу!

— О чем говорится в стихотворении?

— Вы правы, это стихотворение называется ярмарка.

— Подумайте, какой сюжет вы будете сегодня изображать?

— А как вы считаете, кто будет главным объектом вашего сюжета?

— Подумайте, в чем сложность изображения сюжета ярмарки?

— Какая цель у нашего урока?

— Слушают стихотворение.

— Рассказывается о ярмарке.

— Мы будем изображать ярмарку.

— Люди, которые пришли на ярмарку.

— Научиться рисовать людей на ярмарке.

Познавательные УУД:-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);-определять и формулировать проблему;-осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других;-строить понятные для собеседника высказывания;-высказывать свое мнение(точку зрения);-анализировать и делать выводы;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и/ или письменной форме по теме;-воспринимать информацию на слух. Регулятивные УУД:-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;-выполнять пробные учебные действия;-фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;-применять установленные правила в планировании способа действия;-принимать и сохранять учебную задачу;-оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;-самостоятельно формулировать цель и задачи урока;-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);-организовать выполнение заданий учителя.

3. Ввод нового знания

— Праздники символизируются не только особыми угощениями, но и костюмами.

На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы.

— Как вы думаете, зачем люди приходили на ярмарку?

— А еще зачем люди приходили? Ведь не всем были нужны какие-то продукты?

— На ярмарке было множество развлечений, о которых в будни можно было только мечтать. На карусели катались не только дети, но и молодежь.

— Ребятня замирала возле райка. Райка – это такое приспособление, куда вставлялась картинка и ее можно было увеличить.

— Не обходилось на ярмарке и без шарманки, под звуки которой разыгрывались целые кукольные представления. Что такое шарманка?

— Обычно торговцы и ремесленники расставляли свои изделия рядами. Над торговыми рядами витал стойкий запах съестного. А еще стоял невообразимый гул. А у нас сегодня тоже будет ярмарка.

-Давайте вспомним основные пропорциональные соотношения частей тела человека.

-Какую часть всей фигуры занимает голова?

-Какую часть фигуры занимает туловище и голова?

-Какую часть фигуры занимают ноги?

-На каком уровне фигуры расположена талия?

-На каком уровне находятся колени?

-Длина рук в опущенном положении достигает середины бедра.

-Посмотрите, ребята, как правильно работать над сюжетной композицией.

-Сначала располагаем лист (вертикально или горизонтально). Начинаем рисовать линию горизонта чуть выше середины листа. Намечаем силуэты людей, прилавки с продуктами, мешки и корзины с урожаем.

-Округляем силуэты людей, намечаем на заднем плане дома, деревья, забор и вывеску ярмарки, прорисовываем бочки с продуктами. Следите за линией симметрии.

— Слушают рассказ учителя.

— Чтобы купить продукты и предметы.

— Люди развлекались.

— Музыкальный духовой инструмент.

— 8 часть взрослого человека, 6 часть подростка

— Половину.

— Чуть выше середины.

— По середине отрезка от середины до стопы

Познавательные УУД:-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -соотносить информацию, представленную в разных формах; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;-анализировать и действовать с позиции содержания предмета;-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;-осуществлять синтез как составление целого из частей;-планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;- Коммуникативные УУД:-строить монологическую и диалогическую речь;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-слушать и понимать речь других;-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;- -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-оценивать свои учебные достижения, поведение;-работать по плану;-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;-принимать и сохранять учебную задачу;-отличать верно выполненное задание от неверного;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;-определять способы для достижения поставленной цели;-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу;-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

4. Решение педагогической задачи

— Вспомните, какая цель нашего урока?

Вы все должны проявить свою творческую фантазию и изобразить свою «Осеннюю ярмарку», на которой вы бы хотели побывать. И прежде, чем вы приступите к выполнению, немного отдохнем:

Музыкальный фон: В. Леонтьев «Разноцветные ярмарки»

Физкультминутка

Ярмарка огневая, яркая!

(Поднять руки вверх.)

Ярмарка плясовая, жаркая!

(Руки на пояс.)

Гляньте налево – лавки с товаром!

(Поворот налево за рукой.)

Гляньте направо – веселье даром!

(Поворот направо за рукой.)

Подходи, честной народ!

(Прямо, руки развести в стороны.)

Ярмарка к себе зовет!

(Прямо, руки на пояс.)

Ярмарка не даст скучать!

(Руки вытянуть вперед.)

Петь заставит, танцевать!

(Опустить руки вниз.)

— Изобразить сюжет ярмарки.

— Слушают учителя.

— выполняют движения под музыку.

Познавательные УУД:-ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;- Коммуникативные УУД:-высказывать суждения по результатам сравнения;-аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД:-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу

5. Выполнение практической деятельности

1-й этап – рисуем на листах пейзаж, где будет проходить народное гуляние.

После полной компоновки дорисовываются деревья и другие детали.

2-й этап — рисуем избы, колодец, карусели, потешные балаганчики и размещая их так, чтобы можно было изобразить гуляние, учитывая, что предметы вдали должны быть меньше по размерам.

3-й этап — выполнение фигурок людей в праздничных костюмах.

4-й этап – работаем фоном. Для работы лучше подбирать яркие и веселые оттенки, так как праздник не состоится, если погода хмурится. Для веселья, состояние погоды нужно радостное. Ярмарка может проходить на главной улице или окраине деревни.

Учащимся предоставляется полная творческая свобода в исполнении рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда.

— изображают по плану, которой представил учитель.

Познавательные УУД :-ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;-

Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД:-самостоятельно контролировать время при выполнении задания;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять взаимный контроль в парах;-осуществлять анализ учебного материала

6. Анализ

Анализ работ каждый должен провести по следующим пунктам:

1. Удалось ли передать настроение ярмарки?

2. Получилось ли изобразить людей?

3. Выполнена ли работа аккуратно?

4. Соблюдены ли пропорции сюжета?

— анализируют свои работы.

Регулятивные УУД:-оценивать правильность выполненных действий;-анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

7. Рефлексия

— Оцените свою деятельность, закончив предложения:

— Мне сегодня удалось……

— Мне бы хотелось…..

— Я не сумел…..

— выполняют рефлексию своей деятельность.

Регулятивные УУД:-оценивать правильность выполненных действий;-анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

8. Подведение итогов

– Ребята, что нового вы узнали на уроке?

– Чем славилась ярмарка?

— О каких народных праздниках вы узнали?

– Рассмотрите выполненные работы и подумайте, все ли удалось ли вам передать атмосферу народного праздника?

— Мы узнали о развлечениях на ярмарке.

— Ярмарка славилась товарами и развлечениями.

Познавательные УУД:-систематизировать, обобщить изученное; -соотносить имеющиеся знания с новым материалом;-использовать схемы (правило)для решения задач; -использовать алгоритм для решения задач; -работать с информацией в разной форме;-устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:-самостоятельно контролировать время при выполнении задания;-осуществлять взаимный контроль;-логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;-формировать навыки речевой деятельности;-учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД:-включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;-выделять в системе знаний изученную единицу;-планировать своё действие;-прогнозировать результаты уровня усвоения;-осуществлять контроль, различать результат и способ действия;-осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

Самые древние праздники народные, или, как их еще называют, фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарем, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники». Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. Наступала весна — люди пахали пашню, сеяли семена.

Тогда обращались к природе с просьбой быстрее прогнать зиму и ускорить приход весны.

Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные — просили солнышко посильнее греть, а дождик — пашню поливать.

Самые древние праздники народные, или, как их еще называют, фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарем, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники». Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. Наступала весна — люди пахали пашню, сеяли семена.

Тогда обращались к природе с просьбой быстрее прогнать зиму и ускорить приход весны.

Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные — просили солнышко посильнее греть, а дождик — пашню поливать.

Самые древние праздники народные, или, как их еще называют, фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарем, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники». Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. Наступала весна — люди пахали пашню, сеяли семена.

Тогда обращались к природе с просьбой быстрее прогнать зиму и ускорить приход весны.

Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные — просили солнышко посильнее греть, а дождик — пашню поливать.

Самые древние праздники народные, или, как их еще называют, фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарем, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники». Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. Наступала весна — люди пахали пашню, сеяли семена.

Тогда обращались к природе с просьбой быстрее прогнать зиму и ускорить приход весны.

Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные — просили солнышко посильнее греть, а дождик — пашню поливать.

Методическая разработка «Народные праздники».

Методическая разработка для урока по  изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.   

Предмет: Изобразительное искусство

Тип урока: Комбинированный  (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.

Тема урока:  «Народные праздники»

Цель:   повторение материала, изученного в блоке  « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.   

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

— Учащийся должен:  — быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

— уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; 

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения 

— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Регулятивные УУД:

—  постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

—  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:    

— стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;                                                                                                                                                       — постановка цели, решение проблемы;    

 — поиск и выбор информации для творческой работы;  

— выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;  

 — овладение  умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:  

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;  

 – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;   

 — распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания,  развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение.  Сотрудничество в группе.  Работа учащихся  с учебником.  Ответы на вопросы  и выполнение заданий.  Самостоятельное  индивидуальное  выполнение  действий  учащимися.  Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.   

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация).  Ресурсы  (информационные,  литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка,  палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,

Просмотр содержимого документа

«Методическая разработка «Народные праздники».»

1 ученик

Рождество Христово один из

главных православных праздников.

Как гласит церковное предание,

Иисус Христос родился в ночь на 7

января. Именно с этого дня

начинаются так называемые святки,

которые длятся в течение двух

недель. Как только наступали

сумерки,колядующие наряжались в

костюмы и маски, чтобы их нельзя

было узнать. Рядились в медведей,

коз, лошадей, цыган. Основной

смысл колядок восхваление дома, в

который пришли колядующие, его

семьи, а также различные

пожелания богатства и хорошего

урожая.

2 ученик

Масленица — древний славянский

праздник. Это веселые проводы

зимы, озаренные радостным

ожиданием близкого тепла,

весеннего обновления природы.

Основным угощением на Масленицу

во все времена были блины, так как

они символизируют Солнышко.

Очень весело проходило

празднование Масленицы в селах.

Люди устраивали различные

конкурсы, танцевали и пели песни.

Кульминацией праздника было

сжигание чучела, этот обряд

соблюдается и сегодня. Из тряпок и

соломы делали большую куклу,

олицетворяющую Зиму.В последний

день праздника куклу торжественно

сжигали.

Тема урока: «Праздничные народные
гулянья».

Общедидактическая цель:  создать
условия для систематизации изученного
материала, выявления уровня овладения системой
знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний и умений.

Методы обучения: информационный,
частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, групповая,
практическая.

Задание: составить композицию 
«Ярмарка» с использованием работ учащихся.

Оборудование: Компьютер, проектор,
экран, колонки.

Материалы: ножницы, клей, рисунки
ребят, основа для композиции, иллюстрация
карусели.  (Приложение 3)

Зрительный ряд: Презентация
«Праздничные народные гуляния», иллюстрации с
изображением русских народных костюмов, костюм
скомороха.

Музыкальный ряд: Народные мелодии –
плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку
любит» (Приложение 2),
 музыка Стравинского«Петрушка»;
«Народные гулянья».

В конспекте урока текс с подчеркивание
отображен на слайдах, переход слайдов по щелчку,
вывод информации на одном слайде по щелчку с
предыдущим.

В проведении урока принимает участие скоморох
и зодчий. Роль скомороха и зодчего выполняет
учащиеся этого же класса предварительно
подготовленные. Для ученика исполняющего роль
скомороха готовиться специальный костюм.

Для проведения практической работы учитель
готовит основу для композиции с изображением
мостовой, для украшения площади красочную
карусель.

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Экспозиция

Приветствует учащихся, проверяет
готовность учеников к работе.

Слайд №2 щелчок.

Вступительное слово учителя.

– Это, что за шум и звон?
– Кто-то в гости к нам идет?

Приветствуют учителя, проверяют свою
 готовность к уроку.

Вбегает скоморох.

Ой, вы люди, люди добрые,
Да люди русские
Други наши верные!
Слушайте все и не говорите,
Что не слышали!
Приглашаем всех на ярмарку
С баранками, медом,
С конфетами мятными,
Пирогами сытными.
А за чаем дома не засиживайтесь.
Вставайте-ка, да водите Хороводы русские
С песнями веселыми,
Шутками задорными,
Играми потешными.

Завязка – Спасибо, скоморох, за приглашение.
– Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке?
– А что такое ярмарка?

Слайд №3 щелчок;  
№4 щелчок; 

 №5 щелчок;  №6 щелчок.

Ярмарка – это праздник, веселье.
Там людей развлекали скоморохи, дрессированные
медведи, зимой горки, веселые молодецкие забавы.

– Давайте попробуем назвать тему нашего урока.

Называет тему урока. «Праздничные народные
гулянья»

Слайд №7 щелчок.

Сегодня на уроке мы  познакомимся с русскими
народными праздниками и их значениями в жизни
наших предков; побываем на празднике и с помощью
ваших рисунков составить композицию 
«Ярмарка»

 

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Кульминация Настраивает учащихся на выполнение
основного задания.
Рассказывает  о праздниках.

– Ребята, а вы
любите праздники?
У каждого народа есть праздники.
Все люди любят праздники.
Возникли праздники неслучайно.
С древних времен,  чувствуя себя частью
природы, люди жили с ней в едином ритме.
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас со
словом праздник?
– Какие русские народные праздники знаете вы?
Слайд №8 щелчок.
Праздником на Руси всегда встречали весну и
провожали зиму, праздниками отмечали завершение
работ.
Праздник – это яркое зрелище, нарядные
одежды, песни, танцы, театрализованные
представления.

Слайд №9 щелчок;  №11  щелчок;  №12
щелчок;  №13 щелчок;  №14 щелчок;  №15
щелчок.

Основные русские народные праздники
– это Новый год и Рождество, святки, масленица,
пасха, троица и другие.
В том, как проводится праздник – в обрядах, в
поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках –
ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывает мечту о
прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему
надо стремиться.
Каждый праздник – это определенный итог,
подводимый крестьянами после очередного
нелегкого трудового периода – сбора урожая, 
изготовления большого запаса утвари: посуды,
корзин, тканевых изделий.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. К
ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк
по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки,
третьи – балаганные представления 
посмотреть.
Здесь же люди  встречались, а потому надевали
самое лучшее, парадное, себя показать – других
посмотреть.
На праздники крестьяне надевали не просто
наряды, а традиционные праздничные костюмы.
Слайд №16  щелчок.
– Вспомните названия одежды, головных уборов, в
которые наряжались люди по праздникам на Руси?

Предлагаю рассмотреть репродукции картин 

Слайд №17 щелчок.

Б. Кустодиев «Праздник в деревне»

– О чем хотел рассказать нам художник?

Слайд №18  щелчок.

Б. Кустодиев «Ярмарка»

– Что делает ярмарку праздничной, шумной,
яркой, нарядной,  звонкой?
– Назовите мастеров, торгующих своими товарами,
и то, что они продают.

Внимательно слушают учителя, участвуют
в беседе.

Называют ассоциации к слову праздник.

Перечисляют праздники

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.
Описывают представленные картины.

Развязка – Давайте и мы отправимся на ярмарку! Но
вот беда, куда,  же нам ехать?

На доске
открывается «голый» лист с мостовой.

– Города-то нет.

Задание: Давайте вместе с вами
построим городок.

В старину строителя называли зодчий.
У нас в классе тоже есть зодчий,
который      расскажет нам о том, как
строились древние русские города.

Слайд №19  щелчок.

– Каждый из вас может стать зодчим и
поучаствовать в строительстве города, а в центре
города у нас будет рыночная площадь.
Предлагаю вырезать фронтоны домов, выполненные
вами  и построить город.

Инструктаж по технике безопасности.

– Вот и готов наш городок.
В каждом городе была рыночная площадь, вот туда
мы с вами и приехали.
Учитель приклеивает в центр площади иллюстрацию
карусели 
– Нарядная  у нас площадь?
– Кого-то у нас еще не хватает на площади?
В Русских городах и больших торговых селах
шумели, галдели, зазывали  своим товаром
веселые ярмарки.

Задание:  Давайте оживим нашу
площадь.

На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в
праздничных одеждах. Предлагаю вырезать и
разместить их на нашей площади.

Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь
можно и повеселиться.

Слайд №20  щелчок.

  • И языка нет, а правду скажет. (Книга)
  • На стене висит, болтается, за него всяк
    хватается. (Полотенце)
  • Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
  • Я бел как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во
    вред. (Сахар)

Музыка.

Предлагает закончить урок народной запевкой
«Селезенька утку любит».

Выбирается селезень и утка. Они уходят под руку,
то входят в круг поющих, то выходят из него. 
Каждый раз «утка» быстро надевает обновку, 
которую затем всем показывает.
Можно продолжить праздник исполнением частушки.

Выход скомороха.

– Внимание,
внимание, внимание!
Открывается гуляние.
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

Зодчий рассказывает о строительстве древних
русских городов

Учащиеся  вырезают фронтоны домов и
наклеивают их на лист  мостовой.

Отвечают на вопросы.

Вырезают людей и приклеивают их на лист, туда,
где им нравится.
Прибирают свой рабочий стол.

Выход скомороха. 

– Сколько собралось умных да смышленых, сейчас
я вас проверю да загадки загадаю про ярмарку, 
про товар,  что купцы привозили на ярмарку.
Загадывает загадки, ребята отвечают.

Отгадывают загадки.

Дети выходят, становятся группами  и
запевают песню.

Эпилог Посмотрите, какая красивая и
веселая   получилась у нас «Ярмарка».
– Понравился ли вам праздник?
– Какой этап урока вам больше всего понравился?
– Что нового вы узнали на уроке?
 

Отвечают на вопросы.

Рефлексия – Наш урок подошел к концу.
Все в жизни меняется, а праздники остаются.
Эй, напелись, наплясались.
«Ой, полным-полна моя коробочка,
Есть и ситец и парча», –
Так поется в песне,
Но у нас с вами,
Коробка уже пуста.

Слайд 21  щелчок.

Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закончилась.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!

Слайд №22 щелчок; №23  щелчок.

– Спасибо за праздник.

Афиширование продукта деятельности,
выставление оценок.

 
Последействие Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние
образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе.

Тема: «Народные праздничные обряды на Руси».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

Планируемый результат

Организационный (Самоопределение к деятельности)

Приветствует класс,

проверяет готовность к занятию.

— Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

— Вы готовы к нашему уроку? У нас сегодня много гостей…Посмотрели, улыбнулись…

Приветствуют педагога,

проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Волевая саморегуляция

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Демонстрирует отрывок из мультфильма.

Проводит параллель с ранее изученными знаниями.

Побуждает детей определить свою позицию.

-Как вы думаете, что показано в этом отрывке?

Смотрят отрывок из мультфильма.

Отвечают на вопросы учителя.

Обосновывают выбор правильного ответа.

-Праздник, колядки.

Фронталь-ная

Личностные:

определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

(Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать образовательную цель с помощью учителя.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(Плогические) Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Предметные:

ознакомление обучающихся с важнейшими событиями истории.

Умение точно выражать свои мысли Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

Постановка учебной задачи

Организует подводящий к теме диалог.

Почему вы решили, что показан праздник?

-Молодцы! А теперь подумаем, о чем будем говорить на уроке? -Задача урока какова? Как вы думаете??

Размышляют.

Формулируют тему иобразовательные задачи урока.

— Люди очень веселые, в красивых одеждах, исполняют песни, танцуют, катаются на санках, колядуют…

-О народных праздничных обрядах.

Решение учебной задачи

Изучение новых знаний

Организует изложение нового материала. Организует работу с учебником.

а)

— Какое место в жизни крестьян занимали праздники, нам расскажет Полина.

Ребята, а какие вы знаете русские народные праздники?

Какой праздник и обряд изображен на слайде?

б)

-Что изображено на этом слайде?

в)

-Что изображено на этом слайде? Рассказ учащегося

Чт изображено в центре картины? Что несут люди по улице?Откройте учебник, стр. 60. Прочитаем из чего сделали чучело и что оно олицетво-ряло?.

г)

— Рассмотрим следующий слайд.

д) Летом всегда много труди-лись, пока не уберут урожай. Но вот наступила осенняя пора. Пора свадеб, гуляний и ярмарок.

Посмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева

«Праздник в деревне».

Анализ картины.

Слушают доклады и сообщения товарищей и учителя.

Рождество, Святки, Пасха, Троица, Ивана Купалы, Новый год…

Это Светлый пра-здник Рождества.

Сообщение.

Это Святочные га-дания.

Сообщение.

Проводы масленицы.

Чтение материала в учебнике.

Зеленые святки.

Сообщение.

Индивиду-альная и

Фронталь-ная

Личностные:

Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные:

(Р) Прогнозирование последовательности действий на уроке;

формирование познавательной инициативы.

(П общеучебные) Умение нахо-дить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(П логические) Анализ, синтез. Установление причинно-следст-венных связей.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Предметные:

формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи;

складывание представления о важных событиях прошлого;

формирование умения применять на практике изобразительной дея-тельности информацию получен-ную из разных источников;

ознакомление обучающихся со способами применения в жизненном пространстве умения изображать.

Подведение под понятие, целеполагание

Первичное закрепление

Организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий воспри-ятия информации разными группами учащихся .

Организует обмен мнениями.

а)-Что значит ходить колядовать, что это за обряд?

Так почему ж гадали только в святки?

в)- Итак ,ребята! Почему же сжигали чучело масленицы?

-А что является неотъемлемым атрибутом масленицы?

-Символом чего считался на Руси в старину блин?

г)- Какое растение было символом зеленых святок?

— И в наше время береза явля-ется , как вы знаете, символом России.

д)Вам нравится эта картина? Давайте подумаем. Какой праздник мог изобразить худож-ник? Ваши предположения?

Участвуют в обсуждении

Колядки — это обычай «кликать коляду».

Нечисть навредить в эти дни не может.

не вредила ожива-ющей природе.

Береза.

Фронталь-ная,

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Применение новых знаний, обобщение и систе-матизаця

Проверяет осознанность учебной деятельности.

Организует обсуждение визуаль-ного материала.

а)— Кто из вас любит колядовать?

Молодцы. За это полагается хозяевам угостить колядующих. И я вас одарю. Но мешок, ребята, сразу не открывали, все что наколядо-вали несли в большую избу, а затем делили и устраивали танцы и песни.

б)Давайте и мы сегодня погадаем.

в) -Что это за обряд перед вами на следующем слайде?

г) Ребята, давайте, как в старину, споем эту песню, а девочки поводят хоровод.

д) Почему свадьбы играли на Руси осенью.

Звучит «КОРОБЕЙНИКИ» дети играют на ложках.

Кто был на нашей ярмарке и может рассказать о ней?

Выполняют задания индивидуально и коллективно.

Читают колядки.

Гадают.

Сжигание чучела масленицы.

Водят хоровод.

Заканчивались поле-вые работы.

Фронталь-ная,

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Работа над пройден-ным материалом.

Организует повтор ранее изученного материала.

-Наш народ очень трудолюбии-вый, все делал своими руками, урожай собирал, дома строил, одежды шил. Давайте и мы с вами вспомним детали дома, прежде чем строить дом.

На прошлых уроках мы нари-совали и создали свои красивые дома, давайте создадим свою деревню.

-кажется, в такой красивой деревне должны жить очень добрые, отзывчивые люди, которые умеют не только строить такие замечательные дома, но и шить прекрасные наряды для того, чтобы надевать их по праздникам.

Посмотрите , ребята, на наших девочек, которые одеты в настоящий костюм, который носили в Брянской губернии и назовем элементы этого костюма и кто носил этот костюм девичий или женский.

— А что вы можете сказать о мужском костюме

Повторяют и закрепляют раннее изученный материал.

Сруб, Крыша,

Конь — охлупень.

Полотенце;

Причелина; Окно светелки.

Окно: Наличник, Очелье; Ставни.

Рубаха, запан (фартук), головной убор кокошник, который не прикры-вает затылок…

Порты…

Фронталь-ная

Личностные:

Смыслообразование.

Метапредметные

(Р) Контроль, коррекция, оценка.

(П)

Строить речевое высказывание в устной форме. Моделирование. Преобразование модели с целью выявления общих законов. Подведение под понятие, выделение следствий. Классифи-кация объектов.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Предметные:

создание у обучающихся предста-влений об исторических исто-чниках, их особенностях, форми-рование основ их анализа.

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Динамическая пауза.

Контроль и самоконтроль, коррекция

Организует самостоятельную проверку с примене-нием новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самокон-троль.

-Возьмите на партах рабочие листы и будьте внимательны, когда будете заполнять их.

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль.

Индивидуальная

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих зна-ний.

Метапредметные

(Р) Коррекция.

(П)Контроль о оценка результатов деятельности.

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Актуализирует внимание на пройден-ном материале, задает вопросы о задачах уро-ка, побуждает к выска-зыванию своего мне-ния, соотносит достиг-нутые цели с поста-вленным результа-том. Актуализирует внимание на пройден-ном материале, задает вопросы о зада-чах урока, побуждает к вы-сказыванию своего мнения, соотносит дос-тигнутые цели с по-ставленным результатом.

В конце рабочего листа есть таблица, поставьте галочку или крестик. Понравился вам уроро, не понравился или все равно….

Вот и подошел наш урок к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

А что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

-Какой можно сделать вывод из сегодняшнего урока?

Все в жизни меняется, а празд-ники остаются.

Вывод: В том как проводится праздник — в обрядах, в пове-дении людей, в их одеждах, песнях, плясках – ярко прояв-ляется душа народа, его характер

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала.

Народ наш как ра-ботал, так и весело отдыхал.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация. Умение оценивать себя на основе критериев успешности.

Метапредметные

(Р) Оценка.

(П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; уме-ние слушать и понимать речь других.

Умение конт-ролировать и оценивать уче-бный процесс, определять ре-зультативност образовательной деятельнос-ти.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/502663-tehnologicheskaja-karta-uroka-izo-v-5-klasse-

Цель:

Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере

— давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

— описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД:

Личностные:

— Знание народных традиций;

— Чувство гордости за русскую культуру;

— Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

— Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

— Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные:

— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

— Устанавливать причинно следственные связи.

— Давать определения понятиям.

 Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма по выбору(женский или мужской).

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Этапы урока.

1-этап. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности;

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.- Как много улыбок засветилось. Спасибо!- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 Технологическая карта урока по ИЗО Народный праздничный костюм

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия.

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

— Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд.

1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)

2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) предмет для новорожденного (люлька)

5) элемент прялки (лопасть)

6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

— Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

— Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

— Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

— Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

— Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Весь материал — в документе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тест твой любимый праздник
  • Тех карта буддийские праздники
  • Тест русские праздники
  • Тест праздники народов россии
  • Тефтели на праздник