Техническое оформление сценария

Советы от экспертов по оформлению сценария, каким правилам и требованиям нужно следовать, показали примеры, образцы | Шапка сценария, титульный лист, как оформить логлайны, диалоги.

Как правильно оформить сценарий – правила с примерами

Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.

Редактор, автор блога Band

Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?

Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.

Требования к оформлению сценария

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.

Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».

Базовые правила разметки:

Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.

Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».

Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.

Правила форматирования:

Классический сценарный шрифт: Courier New.

Кегль (размер шрифта): 12.

Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.

Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.

Как правильно оформить титульный лист

Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:

Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.

Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.

Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.

Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.

Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.

Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».

Блоки, из которых состоит сценарий

Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.

«Время и место действия»

С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.

Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).

Текст набирается заглавными буквами (капслоком).

Пример правильного и неправильного отступа.

«Описание действия»

Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.

Пример правильного оформления «Описания действия».

Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.

«Имя героя»

Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.

Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.

Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».

После «Имени героя» обычно идет реплика:

Как выглядит реплика героя.

Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».

Пример реплики героя с ремаркой.

При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.

«Реплика героя»

Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.

Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).

Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.

Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.

«Ремарка»

Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.

Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.

Пример использования ремарок.

«Титр»

Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.

Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».

Профессиональные сокращения

ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.

Что еще почитать по этой теме:

Где посмотреть примеры оформления сценария

Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.

Советы опытных сценаристов

Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.

Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.

«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».

Насколько важно следовать всем этим правилам?

Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.

Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

                                                                    Заседание РМО ПДО, 15.05.2014г.

                                                                    МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Оформление сценария массового мероприятия 

Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Массовые мероприятия, безусловно, являются одними из эффективных форм педагогической работы. Именно, благодаря им педагог зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет педагогу  развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. 

Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, линейки, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого педагогического работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. 

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

1) К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. К документальным материалам относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте. Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми, интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки, вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.

Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).

2) Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция  с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.

Критерии отбора материала:

1. Соответствие материала теме и идее.

2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано,  можно было бы показать на сцене).

Когда вами подобран материал, вы переходите к составлению сценария. Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.

Структура сценария массового мероприятия:

1. Титульный лист (приложение 1): вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения) полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности, форма проведения (приложение 2) и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения.

2. Пояснительная записка

Цель мероприятия.

Задачи мероприятия.

Оборудование и технические средства.

Перечисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия. При необходимости указываем количество.

Оформление:

Музыкальное оформление:

Перечисляем всё музыкальные произведения, используемые на протяжении всего мероприятия. Для того чтобы далее в тексте делать ремарки, целесообразно структурировать следующим образом:

Звук №1. Название, авторы.

Звук №2. Название, авторы.

Наглядное:

Презентация «Название», автор (составитель).

Видео №1. Видеофильм «Название», автор (составитель), технический редактор.

Видео №2. Отрывок из видеофильма «Название», автор (составитель), технический редактор.

Декорации, реквизит, атрибуты:

Название, количество.

Дидактический, раздаточный материал:

Название, количество.

Условия и особенности реализации.

Указываем требования к помещению, количество столов, стульев, наличие затемнения, световое решение и т.п.

Методические советы по проведению.

В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия:  раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.

3. Ход (структура) мероприятия.

Эпиграф.

Действующие лица.

Полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.

Имена действующих лиц (в списке и в тексте мероприятия) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами). Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример 1:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

Семья сидит около стола и слушает радио (звук №1).

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Примечание по оформлению сценария. Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.

Пример 2. Ход мероприятия можно оформить в виде таблицы. По возможности, гиперссылками указывать на тот файл, который используется в данном месте сценария (видео, музыкальный и звуковой файлы). Данный подход обеспечивает четкое структурирование мультимедийного материала и удобство работы с ним.

Помреж (ходит по сцене, бормоча себе под нос).

Так, даже фонограмму без меня включить не могут… Тишина в студии! Живенько, живенько… квадратное катить, круглое тащить, мокрое мочить, сухое, соответственно сушить, это я так шучу, кто не понял, я не виноват! /Замечает людей с кубом и большим глобусом, буквально исполняющим выше сказанное./
А-а-а, двоечники! Попались!

Слай№1, звук №1

Работники студии

…Ну, так вы же сами… нам как скажут…

Помреж

Нет, вы не двоечники!.. Вы типичные жертвы ЕГЭнизации образования! Где сказали, там галочку и поставили – никакой гибкости мышления! (Убрав мегафон, в микрофон.) То ли дело раньше учились!.. По одной и той же шпоре и физику, и историю умудрялись сдавать!… Из одного наводящего вопроса такие теории разворачивали, такие теоремы доказывали!.. Что там Ферма… Пифагор из своих прямоугольных штанов выпрыгивал!

Видео №1

Работники студии

Что, правда?..

Звук №2

4. Литература.

Оформляем по алфавиту согласно ГОСТ.

5. Приложения.

Дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, кроссвордов, схемы, таблицы и т.д.

Список литературы

  1. Методические рекомендации для педагогических работников ОУ ДОД (требования к составлению и написанию сценария,  методической разработки и методических рекомендаций)/сост. Шевцова М.М., ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный ИПК и ПРО», Кемерово. — 2011.
  2. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. — №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  3. Седых, Т. Что такое. Словарь массовых форм работы / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2006. — № 15, 1-15 авг. – С. 2-3.
  4. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа сценария массового мероприятия

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Сценарий новогоднего праздника

«Новые приключения Снегурочки»

Адресат – учащиеся 5-6 классов девиантного поведения классов ОУ Нерюнгринского района

Автор (составитель):
Алиева Ильмира Ильдаровна,
педагог дополнительного образования

г. Нерюнгри, 2014 год

Приложение 2

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень форм массовой работы. В него вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • CD-ROM-конкурс
  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста).

А

Аншлаг

Аттракцион

Аккорды литературные

Акция

Альманах

Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)

Анализ (книги, работы)

Ансамбль литературных звезд

Арт-встреча

Арт-пространство (выставочный зал)

Арт-час

Арт-терапия

Ассорти

Аукцион  книжный

Аукцион литературный

Б

Байки литературные

Бал литературный

Бал-маскарад

Балаганчик книжный

Беби-шоу (детское представление)

Бенефис

Бенефис книги

Бенефис читающей семьи

Беседа

Беседа-диалог

Беседа-диспут

Беседа-игра

Беседа-обсуждение

Беседа-практикум

Бестселлер-шоу

Библиодень

Библиокараван

Библио-кафе

Библио-магия

Библионочь

Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)

Библиосумерки

Библио-шоу

Блиц-опыт (форма производственной учебы)

Блиц-опрос

Блиц-программа

Блиц-турнир

Бой интеллектуальный

Бой ораторов

Брейн-ринг

Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)

Бюллетень

Бюро литературных новинок

Бюро творческих находок

В

Вариации литературные

Вернисаж

Вернисаж литературный

Вернисаж газеты

Версиада (игра)

Вечер

Вечер библиографический

Вечер вопросов и ответов

Вечер выпускной

Вечер загадочный

Вечер изящной словесности

Вечер исторический

Вечер книги

Вечер краеведческий

Вечер критики и восхвалений

Вечер литературный

Вечер литературно-публицистический

Вечер отдыха

Вечер памяти

Вечер поэзии

Вечер поэтического настроения

Вечер рецензий

Вечер семьи

Вечер смеха / юмора

Вечер читательских впечатлений

Вечер-аукцион

Вечер-встреча

Вечер-дискуссия

Вечер-комплимент

Вечер-портрет

Вечер-посвящение

Вечер-реквием

Вечер русского романса

Вечер-фантазия

Вечер-элегия

Комильфо-вечер (вечер хороших манер)

Вечеринка литературная (тертулия)

Вечеринка светская

Видео-

Видеовикторина

Видеокруиз

Видеолекторий

Видеосалон

Видеоурок

Видеоэкскурсия

Видеоэнциклопедия

Викторина

Викторина-поиск

Шанс-викторина

Экспресс-викторина

Электронная викторина «БиблиоIQ»

Виражи литературные

Водевиль

Встреча

Встреча за самоваром

Встреча литературная

Встреча тематическая

Встреча-интервью

Встреча-презентация

Выборы литературные

Г

Газета говорящая

Газета живая

Галерея

Гид литературный

Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)

Гороскоп литературный

Гостиная краеведческая

Гостиная литературно-музыкальная

Громкое чтение

Гуляние народное

Гурман-вечер любителей …. жанра

Д

Дайджест

Дайджест проблемно-тематический

Дебаты литературные

Дебют

Дебют литературный

Девичник

Дегустация литературных новинок

Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, прочитанных произведениях)

Дежурство («Дежурный по …»)

Декада молодого специалиста

Декада толерантности

Дело литературное №

Деловой круг

Демонстрация

День библиотеки

День веселых затей

День возвращенной книги

День забывчивого читателя

День молодёжной книги

День информации

День книги

День открытых дверей

День профессии

День русских традиций

День специалиста

День читательских удовольствий

День чтения (семейного)

Десант библиотечный (в детский сад)

Десант литературный

Диалог актуальный

Диалог женский

Диалог литературный 

Дилижанс литературный

Дискуссия

Диспут

Дистусовка

Дни национальных культур

Доклад

Домино книжное

Досье информационно-библиографическое (ИБД)

Дуэль литературная

Ж

Живой журнал

Виртуальный журнал

Открытый журнал

Журнал устный

З

Загадки литературные

Заседание

Звездный час

Звездопад поэтический

И

Игра

Игра библиографическая

Игра деловая

Игра интеллектуальная

Игра историческая

Игра литературная

Игра познавательная

Игра профориентационная

Игра психологическая

Игра ролевая

Игра семейная

Игра экологическая

Игра экономическая

Игра-загадка

Игра-конкурс

Игра-отчет

Игра-представление

Игра-путешествие

Игра-фантазия

Игра-экскурсия

Игротека

Иллюзион русской словесности

Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)

Империя игр

Импровизация

Инсценировка

Интервью

Интермедия

Интрига литературная

Инфомания

Информ-дайджест

Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)

Информ-курьер

Информ-релиз

Информминутка

Искушение книгой

Искушение литературное

Исторические виражи

К

Кадр книжный

Каламбур литературный

Конструктор книжный

Казино

Календарь

Калейдоскоп интересных фактов

Калейдоскоп рекомендаций

Капустник

Караван впечатлений,

историй, книг

Карнавал идей, книг

Карнавал литературный

Каскад литературных удовольствий

Кафе литературное

Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)

Квест (командная игра)

Клип-обзор

Клуб веселых и находчивых

Клуб веселых и начитанных

Клуб видеопутешественников

Клуб дискуссионный

Клуб знатоков

Клуб литературный

Клуб любителей чего-либо

Клуб семейного чтения

Книга-поиск

Коктейль

Коллаж

Компас литературный

Композиция литературная

Композиция музыкальная

Композиция поэтическая

Композиция сценическая

Конкурс

Конкурс виртуозной критики

Конкурс заочный

Конкурс краеведческий

Конкурс профессиональный

Конкурс читающих семей

Конкурс чтецов

собственного сочинения

Конкурс эрудитов

Конкурс-концерт

Конкурс-экспедиция

Спринт-конкурс

Фотоконкурс

Консультация

Конференция

Конференция читательская

Конфетти новогоднее

Концерт сказочный

Копилка опыта (форма производственной учебы)

Королевство библиографическое

Креатив-проект

Креатив-лаборатория

Креатив-коллекция

Крестики-нолики литературные

Круглый стол

Кругосветка литературная

Кружок

Круиз литературный

Круиз литературно-краеведческий

Кураж-вечер

Курсы литературные

Л

Лаборатория

Лаборатория творческая

Лаборатория успеха

Лаборатория читательского вкуса

Лаборатория читательского творчества

Лабиринт

Лавка писательская

Лекторий

Лекция

Лестница знаний

Лестница-словесница

Лицей литературный

Лицей для малышей

Лонг-лист

Лотерея книжная

Лото литературное

Лоция литературная

М

Марафон

Маскарад

Мастер-класс

Мастерская радости

Меморина

Месячник первокурсника

Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи)

Мини-студия

Миниатюры сатирические

Минута славы

Минутка веселая

Минутки творческие

Минуты радостного чтения

Мистерия

Митинг

Мозаика

Мозговой штурм

Мониторинг книжных новинок

Музей книги

Музей литературный

Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл

Н

Набат литературный

Навигатор книжный

Навигация литературная

Неделя краеведческой книги

Новоселье книги

Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)

Ностальгия

О

Обзор библиографический

Обзор аналитический

Обзор литературный

Обзор театрализованный

Обзор-размышление

Обзор-ретро

Обзор-реклама

Обзор-игра

Обзор-интервью

Обзор-путешествие

Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)

Обсуждение

Объединение литературное «Творцы и таланты»

Олимпиада

Опрос

Орбита литературная

Отзыв

Открытая трибуна

Открытый микрофон

Отчет творческий

П

Пазл читательских предпочтений

Палаццо книг (зарубежная литература)

Панно любимых книг (авторов)

Панорама

Парад книг (по одной теме)

Парад литературных героев

Парад национальных культур

Параграф книжный (научные знания о чем-либо)

Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)

Передача (теле-, радио-)

Перекресток мнений

Пирамида знаний

Плакат экологический

Плен книжный

Площадка интерактивная

Площадка литературная

Площадка свободного чтения спортивной литературы

Подарок читателю (к Дню …)

Подиум

Подиум литературный

Подиум мнений

Поединок фантазеров

Поле чудес

Полемика

Полигон мнений

Портал информационный

Портфель книжный (обзор новинок)

Посвящение в читатели

Посиделки девичьи

 Посиделки вечерние

Посиделки фольклорные

Последний звонок

Постановка театрализованная

Поучение книжное

Поход за знаниями

Почтамт (обзор периодики)

Праздник

Праздник библиографических открытий

Праздник военно-патриотический

Праздник книги

Праздник семейный

Праздник фольклорный

Праздник читательских удовольствий

Праздник чтения

Практикум

Представление

Представление кукольное

Представление музыкально-игровое

Представление театрализованное

Представление фольклорное

Представление эстрадное

Презентация автора, книги, журнала

Премьера журнала (книги)

Прения

Престиж-встреча

Признание в любви к жанру (книге, автору)

Приключение книжное

Присяга (книге)

Пресс-конференция

Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)

Проводы (зимы)

Прогноз литературный

Программа

Программа игровая

Программа информационная

Программа конкурсная

Программа концертная

Программа литературная

Программа познавательная

Программа развлекательная

Программа творческая

Программа учебно-игровая

Программа чтения (летнего, семейного)

Программа-розыгрыш

Прогулка

Прогулка по литературному скверу

Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки

Промо-акция

Пропаганда книжной культуры

Пульс библиотечный

Пульс литературный

Путеводитель

Путешествие виртуальное

Путешествие заочное

Путешествие литературно-этнографическое

Путешествие музыкальное

Путешествие по золотому кольцу русской литературы

 ( XIX век)

Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач.XX века)

Путешествие сказочное

Р

Работа творческая

Радар книжный

Радиоигра

Радиопередача

Развал книжный

Развлечение познавательное

Размышление / рассуждение

Рандеву с книгой

Ракурс литературный

Раритет литературный

Рассказ инсценированный

Ребус

Регата литературная

Репортаж-обзор

Респект-встреча

Ретровзгляд (путешествие в прошлое)

Речевой тюнинг (обогащение словарного запаса)

Ринг библиотечный

Ринг литературный

Ринг правовой

Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)

Робинзонада

Родословная книги

Розыгрыш литературный (библиографический)

С

Сад книжный

Сага (сказание)

литературная

Салон литературный

Салон литературно-музыкальный

Салон поэтический

Светёлка литературная

Светофор литературный

Секретные материалы

Семинар

Семинар-практикум

Семинар-тренинг

Сенсация литературная

Серпантин

Сказка вслух

Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)

Скатерть-самобранка книжная

Сквер библиотечный

Скоморошинки

Слайд-программа / путешествие

Слет / Сбор

Словесные перепалки

Смех-тайм (ко  Дню смеха)

Смотр-конкурс

Собрание знатоков

Собрание любителей книги

Состязание литературное

Спектакль

Спор-диалог

Справка-шоу

Стиль-встреча

Стол дискуссионный

Странствия по книголэнду

Студия

Ступени книжные

Сувенир книжный

Суд литературный

Сундучок литературный

Сценка-поздравление

Сценка-сюрприз

Счастливый случай

Т

Творческая лаборатория  (библиотекаря)

Театр книги

Театр кукольный

Телешоу

Телемост

Тертулия (литературная вечеринка)

Территория чтения

Тест

Тир интеллектуальный

Ток-шоу

Тренинг

Тренинг интеллектуальный

Тренинг-практикум

Трибуна полемики смелых гипотез

Тур литературный

Турнир

У

Универсиада

Урок библиографический

Урок библиотечный

Урок веселый

Урок занимательный

Урок краеведения

Урок литературный

Урок памяти

Урок творческий

Урок-беседа

Урок-игра

Урок-путешествие

Урок-сказка

Урок-фантазия

Урок экологический

Утренник

Ф

Фабрика поэтических звезд

Фаворит-книга

Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник)

Фаэтон литературный

Феерия

Фейерверк-ночь

Феномен-клуб

Фестиваль дружбы народов

Фестиваль молодежной книги

Фестиваль профессий

Фестиваль здоровья

Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)

Формула успеха (встреча с кем-либо)

Форум

Фото-кросс

Х

Хит-парад

Хобби-клуб

Хоровод

Ц

Церемония

Цикл встреч

Цикл-галерея

Ч

Чаепитие театрализованное

Чародей-вечер 

Час взаимопроверки (форма производственной учебы)

Час вопросов и ответов

Час информации

Час истории

Час литературно-исторический

Час хорошей литературы

Час музыки

Час мультимедийный

Час нестандартных идей

Час общения

Час познаний и открытий

Час поэзии

Час правоведа

 Час профессионального общения (форма производственной учебы)

Час размышлений

Час фантазии

Час экологический

 Чат (виртуальная беседа)

Чтения

Чтения громкие

Чудодейственное чтение

Чтения юношеские

Чудеса в библиотеке

Ш

Шабаш (на ночь всех святых)

Шатер библиотечный

Шедевры литературного мира

Школа

Школа гениев

Школа общения

Школа ремёсел, садоводов-любителей

Школа цветоводов, огородников

Шок-беседа

Шоу

Шоу интеллектуальное

Шоу-блиц

Шоу-программа

Шутка-минутка

Э

Эволюция жанра

Экскурсия

Экскурсия виртуальная

Экскурсия-путеводитель виртуальная

Экспедиция

Эксперимент

Экспозиция

Экспресс-обзор (обсуждение)

Экспромт

Энциклопедия хорошего литературного вкуса

Эрмитаж уникальных встреч

Эрудит-шоу

Эскизы удивительной жизни

Эстафета

Эстет-шоу

Этикет-класс

Этюд библиографический

Ю

Юбилей  книги

Юбилей жанра

Юбилей писателя

Юморина

Я

Явка с повинной (для задолжника)

Ярмарка литературная

Ярмарка творческих идей (форма производственной учебы)

Об основных стандартах оформления
сценария

Сокращения, которые используются в
оригинальном форматировании сценария:
ИНТ- интерьер (сцена в помещении) ; НАТ
— натура (сцена под открытым небом); КРП
— крупный план; ЗТМ — затемнение; из
ЗТМ — из затемнения; ВПЗ — Вне Поля
Зрения; ТЗ – Точка Зрения (сцена глазами
одного из персонажей); ПАН — Панорама
(Движение камеры на 180 градусов)

Сценарий в doc-файле, должен быть
отформатирован по правилам форматирования,
принятом во всем мире (Голливудский
стандарт) — об этом статья «Формат
сценария»

В сценарии не допускается использование
жирного шрифта, курсива и подчеркивания.
Сценарий пишется только от третьего
лица и только в настоящем времени.
Пример, «Он стоит и смотрит». Сценарист
описывает то, что «видит» камера.

Текст сценария идет сразу же после
титульной страницы.

Первая страница — титульный лист

Тутульная страница не нумеруется. Имеет
поля страницы общие с остальными
страницами сценария: Верхнее – 2,5 см,
Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см, Правое –
2,5 см.

Указывается НАЗВАНИЕ СЦЕНАРИЯ(пишется
заглавными буквами). Расположение: 14
строка сверху.Параметры «Абзац»: слева
– 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание:
по центру.

Автор сценария: псевдоним либо подлинное
имя автора (обычными буквами). От названия
сценария отделяется одной пустой
строкой. Поля и выравнивание аналогичные.

Источник экранизации / оригинальный
сценарий

(обычными буквами); отделяется от имени
автора одной пустой строкой. «Абзац»:
слева – 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание:
по центру

В левом нижнем углу допускается дать
информацию о защите авторских прав и
эл.адрес, по которому можно связаться
с автором. Контактная информация пишется
обычными буквами; располагается: 39
строка сверху. Параметр «Абзац»: слева
– 8,25 см, выравнивание по левому краю.
При наличии агента указывайте не свои,
а его контактные адреса.

Шаблон разметки

В программе Word установите шаблон
разметки, далее пользуйтесь для вставки
блоков кнопкой «Формат по образцу»

Формат сценария

Можно использовать также программу
Писарь — она облегчает работу по
форматированию сценария. Шрифт: Courier
New ; Размер шрифта: 12; Выравнивание: по
левому краю ; Поля страницы: Верхнее –
2,5 см, Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см,
Правое – 2,5 см.

В меню «Вставка» выберите пункт «Номера
страниц» — «Вверху страницы», «Справа»
.

Блоки сценария

Блок «ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ»: 3,75 см от
левого края страницы, 2,5 см от правого
края страницы. Блок всегда из трех
составляющих: Вид места, Название места,
Время действия. Количество пробелов
между этими тремя составляющими
произвольное (по вашему выбору).

Вид места обозначается сокращениями
ИНТ. или НАТ., а время может обозначаться
только словами — УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ.
Между описанием названия места и
описанием времени действия можно ставить
пробел или тире. Пример.

НАТ. УЛИЦА — ДЕНЬ

Блок «Описание действия»: 3,75 см от левого
края страницы, 2,5 см от правого края
страницы. Блок «Описание действия»
всегда предшествует блоку «ИМЯ ГЕРОЯ»:
персонаж должен быть представлен зрителю
прежде, чем он произнесет свою первую
реплику. Описание действия не допустимо
в ремарке. Если герой произносит реплики
во время действия, то необходимо поставить
ремарку (продолжая).

Блок «ИМЯ ГЕРОЯ»: Слева – 6,75 см (3,75 см +
6,75 см = 10,5 см) «ИМЯ ГЕРОЯ» — всегда пишется
ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Блок «ИМЯ ГЕРОЯ» в
конце страницы не пишется. На протяжении
сценария герой должен именоваться
одним и тем же именем: имя героя не может
меняться, его реплики должны даваться
только под блоком ИМЯ ГЕРОЯ. Имена
второстепенных героев, которые идут
вторым планом или появляются в эпизодах,
обычно обозначаются словами: «МАМА
ГЕРОЯ», «ДРУГ ГЕРОЯ», «ДЕВУШКА», «СТАРИК»
и т.п.

В конце страницы блок не пишется.

Блок «Реплика героя»: Слева – 3,75 см
(3,75 см + 3,75 см=7,5см), Справа – 3,75 см (3,75 см
+ 2,5 см=6,25см) . Блок содержит слова, которые
произносит персонаж. Не допустимо в
данном блоке выделять имена героев
заглавными буквами. В тело блока можно
вставлять отдельной строкой ремарку,
не отделяя ее пустой строкой. После
блока «Реплика героя» может идти блок
«ИМЯ ГЕРОЯ» (блоки отделяются пустой
строкой). Если «Реплика героя» не
вместилась на странице, то в конце
страницы нужно написать слово (ДАЛЬШЕ),
а на следующей странице снова написать
ИМЯ ГЕРОЯ, а в скобках (ПРОД.) — продолжение.

После чего дописать реплику героя, не
разрывая предложения и дописав, как
минимум, два предложения диалога. Иной
вариант написания, перенести реплику
героя целиком на следующую страницу
или разбить на абзацы с добавлением
описания действия. И помните, кино —
это искусство коротких реплик. Через
реплики нужно выразить характер героя,
либо мысль сюжетной линии.

Блок «(ремарка)»: Слева – 5,5 см (5,5 см +
3,75 см=9,25 см), Справа – 4,5 см (4,5 см + 2,5
см=7см). Обязательно пишется в скобках
и маленькими буквами. Может разъяснять
к кому относится реплика или как
произносится реплика. Блок (ремарка)
переносится на следующую страницу по
правилам блока ИМЯ ГЕРОЯ.

Блок « ТИТР:»Блок выравнивается по
левому краю. В блоке идет та надпись,
которая должна быть на экране. Надпись
начинается с заглавной буквы, форматируется
как ремарка, но без скобок. После блока
«Титр:» может после пустой строки идти
блок ИМЯ ГЕРОЯ или блок Описание действия,
а также блок ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.

Блоки отделяются друг от друга пустой
строкой.

Пустые строки между блоками создаются
нажатием клавиши ENTER (способ «один
пробел»). Несколько табуляций подряд
Не допускается.

Категорически запрещается разбивать
предложения на части и расставлять
переносы в словах.

Не отделяются друг от друга блоки «ИМЯ
ГЕРОЯ»-»Реплика героя». Между блоком
«ИМЯ ГЕРОЯ» и «Реплика героя» может
стоять блок «(ремарка)». Пустой строкой
Не отделяется!

Экшен — сцены драк, погонь описываются
словами в блоке «Описание действия».
Этот блок разделяется на абзацы, каждый
из которых представляет собой завершенное
действие. Такие сцены описываются
подробно. Не допускается общее описание
на усмотрение постановщика.

Флэшбаки — воспоминания. Пример
оформления:

ИНТ. ЗДАНИЕ СУДА – ДЕНЬ, ВОСПОМИНАНИЕ

Келли стоит на ступеньках и говорит в
камеру.

КЕЛЛИ

…умер около сорока минут назад в
Хопкинской Центральной больнице.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

Если героя не видно, но слышен его голос,
то после ГОЛОС ГЕРОЯ пишем (за кадром).
Пример.

ГОЛОС С ТЕХАСКИМ АКЦЕНТОМ (ВПЗ)

Придержи коней!

Если герой произносит фразу на иностранном
языке, достаточно указать на каком языке
говорит герой, а саму фразу воспроизводить
на русском языке. Или можно кусок диалога
сопроводить ПРИМЕЧАНИЕМ. Пример.

ПРМЕЧАНИЕ: РЕПЛИКИ В ДАННОЙ СЦЕНЕ
ПРОИЗНОСЯТСЯ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ С
РУССКИМИ СУБТИТРАМИ.

и обязательно отметить конец данной
сцены. Пример.

КОНЕЦ СУБТИТРОВ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.

Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…

Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть “русская” из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.

roteiro-cinema-sg-360x300

Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали – в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).

Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше “характера”, нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет – как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).

Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять – чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла “американка” – или американская запись сценариев.

bigfish

“Американка” по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.

Однако, если у пьесы более “мягкие” правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до “финиша”, этих правил стоит придерживаться).

Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума – правила записи сценария на американский манер.

Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.

Итак, начнём.

fade-in

1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула – каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать🙂)

2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).

3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:

Верхнее -2,5 см; Нижнее – 1,25 см; Левое – 3,75 см; Правое – 2,5 см.

4. У каждого сценария должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве – всех, если есть сценарный агент, то и его данные).

5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:

ИНТ./ЕКСТ./НАТ. – определяем место; КОМНАТА – локация, УТРО – время действия.

Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними – далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).

Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр. Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.

Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).

Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.

Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.

Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без “новеллистических” изысков.

6. Далее возможен переход в другую локацию или время (опять же указываем все заглавными буквами как название сцены).

И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.

Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.

screenwriter

*Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.

Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд – расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать – 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи – англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется “сплошняком”.

КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр. Белый втаскивает окровавленное тело Мр. Оранжевого.

Мр. Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.

Мр. Белый кладёт его на пол.

МР. БЕЛЫЙ

Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?

МР. ОРАНЖЕВЫЙ

Джо.

МР. БЕЛЫЙ

Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.

Мр. Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.

Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:

  1. Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
  2. На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
  3. Если персонаж говорит “где-то там” – указываем в скобочках ВПЗ – вне поля зрения.
  4. Если в диалоге необходима пауза – так и указываем посреди текста (пауза).

МР. РОЗОВЫЙ

А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута – их там нет, другая – они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.

(пауза)

Ты сам не думал об этом?

Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.

7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами – первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на “другой части” появляется в кадре), если персонаж является просто “голосом в трубке”, что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения “МОНТАЖ с” переноситься то в одно место, то в другое.

8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах – именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.

*Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке – не пишите его реплики на том самом языке – читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например – (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала – укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.

9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды – указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что “врезаются” в повествование).

10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления – логично🙂).

11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит – во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для “чайников” – самый простой способ для перехода между сценами.

Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) – существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.

mac-index-cards_medium

Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются – некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.

Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.

Приятной писанины.

Читайте также:

Написание сценария: 6 кругов ада

20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов

Экранизировать или не экранизировать? Вот в чем вопрос

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская  централизованная  библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.


Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
  2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.
  3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
  7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

– написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

 
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.


Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например,  муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
–  форма и название мероприятия;
–  эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
–  год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.


Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.


Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ     № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45      Поздравление ветеранов.
11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
 
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
 
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.


 Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения  
Продолжительность мероприятия (час, мин)  
 
Форма мероприятия  
 
 
Название мероприятия  
 
 
Место проведения  
 
Количество присутствовавших, всего  
 
в т.ч. по основным читательским группам:
дети до 14 включительно
родители
руководитель детского чтения
молодежь в возрасте от 15 до 24 л.
прочие
 
Содержание или составные части мероприятия  
 
 
 
 
 
Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название). Подробнее в паспорте выставки.  
 
 
 
Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия  
 
 
 
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников  
 
 
Ф.И.О. ответственного за учёт  
 

 Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
 

Число
и месяц
Наименование
мероприятия и тема
Количество
обслуженных
Кто проводил мероприятие и где
       

 
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
 
   

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.


Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.


Список литературы
  1. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
  2. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек:  учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
  3. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. –  С. 27-29.
  4. Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона  / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
  5. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  6. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Техническое оснащение праздника это
  • Техническое обеспечение праздника
  • Технический сценарий шаблон
  • Технический сценарий ролика
  • Технический сценарий мероприятия это