Для чего используется техника креативности
Заглянуть в будущее, спрогнозировав варианты развития существующих ситуаций.
План действий
1. Собрать группу «сценаристов» — людей, которые будут писать сценарии развития ситуации.
2. Изучить метод сценариев.
3. Написать несколько вариантов сценариев.
4. Выбрать наиболее подходящий в данной ситуации вариант.
Описание
Метод Сценариев применяется для оценки развития ситуации в будущем, это по сути прогноз развития ситуации при принятии того или иного управленческого решения. Сценарий – это тот вариант развития будущего, которое наступит, если мы будем действовать определенным образом с учетом существующих обстоятельств.
В сценарии должны быть определены основные факторы, которые могут повлиять на развитие ситуации и должно быть указано, каким образом они на нее повлияют.
Правильно будет оставить не один, а несколько вариантов сценариев развития ситуации. Обычно рекомендуется сделать три сценария:
— оптимистичный;
— пессимистичный;
— реалистичный.
В качестве основного, базового сценария обычно рассматривается реалистичный вариант. Другие сценарии используются в случае, если условия окружающей среды начинают меняться в одну или другую сторону.
Этапы разработки Сценариев.
1 этап. Постановка вопроса или формулирование задачи или проблемы.
На данном этапе вы собираете информацию как бы внутри объекта сценария. Внутри организации, внутри себя. Необходимо собрать максимально возможное количество информации по изучаемому вопросу. Выявить внутренние проблемы, как возможные, так и существующие. После этого вы сможете четко сформулировать вопрос или задачу, для решения которой разрабатывается сценарий.
Для организации будет важно, чтобы все участники написания сценария понимали суть проблемы одинаково.
2 этап. Определение факторов влияющих на объект сценария.
Вы должны изучить окружение, окружающую среду объекта сценария и то, как она может воздействовать на развитие ситуации. В данный момент и в будущем.
На данном этапе также важно учесть форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть при любом прогнозируемом сценарии. Это аварии, природные катаклизмы, экономические и политические кризисы и их последствия на прогнозное развитие ситуации.
3 этап. Определение критериев оценки.
На этом этапе вы определяете критерии оценки результатов развития сценария, их количественные и качественные характеристики по которым полученные результаты будут оценены. Т.е. вы определяете, что именно и в какой степени станет показателем успешного развития сценария, и что будет являться показателем неудачи. Для работы по данному этапу вы можете обратиться за помощью к разделу сайта Методы оценки.
4 этап. Определение результатов.
На данном этапе вы сравниваете результаты, получаемые в итоге воплощения сценариев в жизнь и желаемые результаты вашего развития или деятельности организации.
5 этап. Этап реализации.
На данном этапе разрабатываются меры по внедрению написанного сценария. Для документирования работ по данному этапу вам может пригодиться диаграмма развертывания UML.
В организации для разработки сценариев следует привлекать соответствующих специалистов – экспертов в изучаемой области.
Разработка прогнозных сценариев является эффективным методом преодоления косности мышления. Подготовка сценария вынуждает обращать внимание на детали и процессы, которые могут быть упущены в текущем, привычном, устоявшемся режиме работы.
Структурированный, нацеленный на конкретный результат, учитывающий внешние и внутренние влияющие факторы взгляд в будущее позволяет:
— ясно видеть ситуацию, понимать ее дальнейшее развитие,
— находить благоприятную среду и возможные угрозы,
— выявлять новые направления деятельности или пути развития.
— повышать маневренность организации в быстро меняющихся условиях внешней среды.
Приглашаю вас на коучинг: https://planerka.info/coaching/
Записаться на коучинг
Запросы для работы в коучинге
1) Развитие ресурса креативности для роста (саморазвитие, профессиональный рост, развитие бизнеса)
2) Решение внутренних конфликтов, преодоление кризисов с помощью ресурса креативности
Метод сценариев
При
разработке стратегических управленческих
решений широкое распространение получил
метод
сценариев.
Он дает возможность оценить не только
наиболее вероятный ход развития событий,
но и возможные последствия принимаемых
решений. Данный метод используется как
альтернатива линейному планированию,
которое часто оказывается неэффективным
при построении стратегических планов
и прогнозов. Это особенно актуально в
период экономической нестабильности
мировой экономики, так как сценарии
позволяют:
–анализировать
и планировать нестандартные ситуации;
–понять,
при каких условиях может возникнуть
благоприятная или неблагоприятная
перспектива развития;
–оценить,
каким образом можно и нужно воздействовать
на процессы, системы, чтобы получить
приемлемые для организации результаты,
состояния (процессов и систем).
Сценарный
анализ позволяет осуществить
систематический мониторинг
макроэкономической, политической,
социальной и технологической среды с
учетом вероятностного фактора их
развития. Сценарии будущего в рамках
сценарного анализа отличаются от
прогноза
и видения.
Сценарии представляют собой аналоговые,
яркие, содержащие культурологические,
этические и прочие гуманитарные элементы
описания наиболее правдоподобных
вариантов будущего. Матс
Линдгрен и Ханс Бандхольд в книге
«Сценарное планирование. Связь между
будущим и стратегией» достаточно полно
характеризуют различия между сценарием,
прогнозом и видением (табл. 12).
Таблица
12. Различия между сценарием, прогнозом
и видением [цит. по: 23]
Сценарий |
Прогноз |
Видение |
Возможные, |
Вероятные |
Желаемый |
Основан на |
Основан на |
Основано |
Показывает |
Скрывает |
Скрывает |
Качественный |
Количественный |
Обычно |
Необходим, |
Необходим, |
Побуждает |
Редко |
Применяется |
Применяется |
Эффективен |
Эффективен |
Играет |
Ряд
определений сущности понятия «сценарий»
в управлении приведен во вставке 3.
Вставка
Сценарий
Сценарий
Сценарий |
В
целом сценарный метод позволяет получать
достаточно наглядную картину для
различных вариантов реализации проектов,
а также предоставляет информацию о
чувствительности и возможных отклонениях,
а применение программных средств типа
Excel, помогает значительно повысить
эффективность подобного анализа путем
практически неограниченного увеличения
числа сценариев и введения дополнительных
переменных [17]. Сценарии различают по
типу задач, которые они решают в
экономическом развитии. Первый
тип сценариев
прогнозирует состояние (образ) организации,
а также факторы и события, оказывающие
решающее влияние на процесс его
формирования. Поэтому такой тип сценариев
акцентируется на описании последовательности
шагов, ведущих к прогнозируемому образу
организации. Второй
тип сценариев
прогнозирует возможные последствия
развития, трансформации организации,
если ею будет достигнут желаемый образ.
Второй тип сценариев акцентируется на
данных последствиях.
Существуют
самые разнообразные методики разработки
сценариев. Но все они содержат основные
положения, которые, по-существу,
характеризуют сущность этапов разработки
сценариев [7; 23].
1)
Исходным пунктом разработки «сценариев
будущего» всегда должна быть точная
оценка социально-экономической системы,
для которой разрабатывается сценарий
потенциальных и фактических возможностей
ее изменений под валянием внутренних
факторов. Также должна быть оценена
среда организации с точки зрения динамики
основных воздействующих факторов:
значение каких факторов падает и каких
возрастает по всему временному горизонту.
2)
Должен быть осуществлен анализ последствий
возможных изменений внутренних и внешних
факторов. Для воздействующих факторов
с неопределенными тенденциями развития
должны быть выполнены специальные
прогнозы и оценки экспертов.
3)
Должен быть разработан ряд альтернативных
«сценариев будущего», представляющих
собой определенную логическую картину.
При этом необходимо соблюдать обязательное
условие –
альтернативные сценарии не должны
содержать противоречий, т. е.
взаимоисключающих шагов и событий.
4)
Разработанные альтернативные сценарии
должны быть соотнесены между собой,
определена вероятность наступления
каждого, на основе чего выделены наиболее
желательные альтернативы и стратегии
их достижения.
5)
Выделенные стратегии позволяют
разработать конкретные цели по их
достижению.
Таким
образом очевидно, что модели сценариев
могут быть использованы в стратегическом
анализе и управлении соответствующей
социально-экономической системой. В
табл. 13 представлен алгоритм формирования
сценариев, обобщающий опыт в области
разработки «сценариев будущего» для
объектов менеджмента.
Таблица
13.
Алгоритм
разработки « сценариев будущего»
Этапы |
Содержание |
Наблюдение |
|
Оценка |
Оценка |
Оценка |
Оценка |
Оценка |
Оценка |
Анализ |
|
Анализ |
Анализ Должны |
Создание |
|
Создание |
Должен |
Логическая |
Альтернативные (два-три-четыре) |
Интерпретация |
Интерпретация |
Подготовка |
|
Перенос |
Экспертная |
Действия |
|
Разработка |
Матс
Линдгрен и Ханс Бандхольд указывают,
что технику разработки сценариев можно
весьма широко применять в менеджменте.
На рисунке 5 показаны различные
управленческие ситуации, в которых
могут быть применены сценарии.
Рис.
5. Различные ситуации в процессе
планирования, в которых можно применять
сценарии [23]
Для
реализации метода сценариев
должна
быть сформирована
группа
квалифицированных профессионалов.
Задачей данной группы является разработка
алгоритма реализации сценария, составление
планов, бюджетов сценария, определение
областей науки, техники, экономики и
пр., которые не должны быть упущены при
постановке и решении проблемы.
Различные
разделы сценария обычно пишут разные
группы людей. В этих сценариях представлен
вероятный ход событий во времени.
Использование разных профессионалов
позволяет проследить его ветвление,
взаимосвязи с другими проблемами и т.
д. С одной стороны, профессионально
разработанные сценарии позволяют
более полно и отчетливо определить
перспективы развития ситуации как при
наличии различных управляющих воздействий,
так и при их отсутствии. С другой –сценарии
ожидаемого развития ситуации позволяют
своевременно осознать опасности,
которыми чреваты неудачные управленческие
воздействия или неблагоприятное развитие
событий [42. С.167].
Коммуникация – это бизнес со многими неизвестными. Если вы планируете осуществление PR концепции, Вы не можете предсказать, как именно пройдет кампания. Для этого требуются постоянные последующие поправки. Вы лучше всего подготовлены к неопределенности в корпоративных коммуникациях, если Вам известны лучшие и худшие сценарии. И следует правильно выстроить технику сценария.
Техника сценария является одним из инструментов при обучении бизнес-стратегии. С техникой сценария можно связать три вещи:
1. Вы знаете, что лучшее и худшее может произойти.
2. Вы можете быть готовы к этому, потому что вы можете найти показатели, которые определят тот или иной путь развития событий.
3. Вы найдете возможности, которые будут способствовать хорошему старту или помогут предотвратить провал.
Что такое сценарий?
Сценарий является перекрестком для корпоративных коммуникаций. Вы спросите себя: что же это нам дает, если все идет отлично? Что может произойти в худшем случае? А каков вероятный результат? Сценарий также дает представление о:
- лучшем случае
- реалистичных предположениях
- наихудшем случае
PR-концепцию описывают иногда только для того, возможно, чтобы произвести впечатление на клиентов и руководителей агентств уже на этапе проектирования. Но при этом из виду выпускаются предстоящие трудности и неопределенности. Поэтому правильно и важно понять сценарии, даже если они усложняют выбор творческой идеи.
Как описать сценарии?
В технике сценария все начинается с отправной точки или вступительной части, потому что она одинакова для всех сценариев. В ней излагается текущее состояние. Затем рассмотртвается, какой результат может быть в лучшем случае, реальном и худшем случае в конце кампании. Спросите себя, что должно произойти, чтобы достичь той или иной ситуации.
Приукрашивание этих сценариев не помогает
Описание сценариев всегда должно быть конкретным и полным. Сценарий не должен содержать в себе рекламы, излишнего блеска, страшилок. Конечно, любая концепция PR также может предотвратить стихийные бедствия. Но это не имеет значения. Идея состоит в том, чтобы описать сценарии, которые определяются его собственными действиями. Помните о возможной реакции клиента. Обдумайте, можно ли воздействовать на изменения в законодательстве? Подумайте о давление со стороны конкурентов или отказа поставщиков на рынке образования и труда и других факторов окружающей среды компании.
Проверьте свою концепцию посредством этой техники
Техника сценария является первым испытанием собственной концепции. Потому что описание процесса дает возможность узнать о рисках и других факторах, которые следует учитывать при первоначальном изложении творческой мысли в порыве энтузиазма. Такой подход стабилизирует ваши PR концепции, если вы знаете, что всякое может случиться, ведь в этом случае вы сможете контролировать ситуацию в любое время.