Техники анализа семейных сценариев

Работа по теме: курс лекций. Глава: 5.2. Семейные сценарии.. ВУЗ: РГСУ.

Семейный
сценарий является организующим началом
семейной жизни и в своей совокупности
определяет её.

Семейный сценарий
— это представления индивида об
определенных типичных (повторяющихся)
ситуациях. Это также сценарии более или
менее частых событий семейной жизни.
Они помогают индивиду ориентироваться
в происходящем, предвидеть, каких событий
следует ожидать, с какими проблемами
или трудностями он может столкнуться.
И как указывает Э.Г. Эйдемиллер, каждый
член семьи обычно неплохо представляет
себе типичную последовательность
событий, обычное поведение каждого
члена семьи и т.д.

Сценарий
семейной ситуации играет большую роль,
организуя восприятие её индивидом,
определяя селективность этого восприятия:
какие вопросы он задает себе, столкнувшись
с ситуацией, на что обращает внимание,
что видит и чего не замечает. Часть
представления индивид уже доопределяет
в момент столкновения с ситуацией.
Сценарий напоминает карту, по которой
следует (или хотя-бы придерживается)
индивид.

Исследования
«типовых сценариев» показали, что
поиск определенной информации является
одной из важных частей практически
любого сценария. Попав в ситуацию,
индивид что-то уже знает о ней заранее,
а что-то лишь предполагает и стремится
уточнить. Направление сбора информации
— что именно интересует индивида — обычно
заложено в сценарии. Поэтому, изучая
семейные сценарии, можно найти ответ
на вопрос, чрезвычайно важный для
понимания нарушений в функционировании
семьи — о причинах «информационной
слепоты» членов семьи: почему они не
замечают, казалось бы очевидных и очень
важных для успешного функционирования
семьи фактов?

Для принятия
решения необходима деатоматизация
семейных сценариев, возвращение сценария
в сознание — то, что Э.Г. Эйдемиллер и
В.В. Юстицкис называют активизацией
сценария.

Активизация
сценария — это не только трудный, но
одновременно и весьма значимый, важный
процесс. Какие конкретно картины и в
какой последовательности возникнут
перед мысленным взором членов семьи
при обсуждении той или иной проблемы,
насколько они будут яркими и сколь
сильное впечатление они произведут.

Решение, которое
примет член семьи, связано с процессом
активизации семейного представления
различными путями. Для принятия решения
важно:

1. Число активированных
сценариев (какое количество сценариев
типовых ситуаций возникает в сознании
члена семьи).

2. Последовательность
активизации семейных сценариев
(односторонность или многосторонность
процесса активизации).

Решение семейной
проблемы может зависеть от того, в какой
последовательности в сознании члена
семьи возникают те или иные сценарии.

3. Степень
конкретизации семейных сценариев.

Принимаемое решение
зависит не только от того, какие именно
картины представил себе член семьи, но
и того, сколь сильной была активизация
каждой отдельной картины. Чем возникающая
картина ярче, конкретнее, насыщеннее
деталями, тем более сильный эмоциональный
отклик она вызовет и тем сильнее будет
её влияние на принимаемое решение.

Уровни конкретизации
отдельного семейного представления.

  • Первый
    — «нулевой». Член семьи совершенно
    не может представить себе конкретное
    семейное событие (по просьбе психолога).

  • Второй уровень —
    схематическое представление. В этом
    случае перед мысленным взором члена
    семьи — лишь бледное представление,
    причем может быть, даже не о его
    собственной семье, с её неповторимостью
    и индивидуальностью, а некий стереотип,
    «картинка из календаря».

  • Третий уровень —
    конкретизированный образ семьи: яркое,
    насыщенное деталями отражение того,
    что в действительности происходит в
    семье. То, что в этом случае возникает
    перед внутренним взором члена семьи,
    — это четкое и в то же время обобщенное
    представление о том, что обычно происходит
    именно в данной семье в определенной
    семейной ситуации, как ведут себя члены
    семьи в ней, что они чувствуют, какие
    существуют варианты развития этой
    ситуации. Степень конкретизации
    определенного представления определяет
    уровень его эмоциональной насыщенности.

4. Психологичность
семейного представления — характеризует
степень, в которой семейное представление
отражает чувства и другие психологические
состояния действующих лиц семейного
сценария.

Некоторые
семьи очень хорошо представляют себе
материальные, бытовые стороны своей
жизни — изменения в жизни семьи, связанные
со сменой жилища, повышением и снижением
материального уровня, приобретением
автомобиля, будущим ремонтом, необходимостью
копить деньги и т.д. Однако при этом их
представления о чувствах друг друга, о
мыслях, о возможных реакциях на различные
события могут быть чрезвычайно наивны
и примитивны, могут основываться на
стереотипных, крайне поверхностных
соображениях или исключительно на
здравом смысле.

Таким образом,
семейные сценарии, представляют своего
рода карту действий каждого члена семьи.
Важно при этом как действуют члены
семьи, по одному сценарию или у каждого
свой. Это задача психолога.

Соседние файлы в папке учебник психол семьи

  • #
  • #

Что такое семейные сценарии и можно ли из них выйти

Наши родственники передают нам установки, которые могут изрядно подпортить жизнь. Но принимать их безоговорочно мы не обязаны.

Что такое семейные сценарии и можно ли из них выйти

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Семейные сценарии в утрированном виде описывает одна история, которую пересказывают то в виде притчи, то в виде анекдота.

Перед тем как запекать мясо в духовке, одна женщина всегда обрезала кусок с боков. Её муж поинтересовался, зачем это нужно. Жена ответила, что это семейный рецепт — так всегда готовили её мама, бабушка и прабабушка. Когда стали разбираться, обнаружилось, что во всём виновата маленькая печка, которой приходилось пользоваться прабабушке: большой кусок мяса туда просто не влезал, его нужно было сначала обрезать.

Какими бывают семейные сценарии

Это установки и паттерны поведения, которые человек усваивает в родительской семье, а потом повторяет в течение жизни. Сценарии формируются на основе семейной истории и воспроизводятся из поколения в поколение.

Они могут затрагивать:

  • Профессию и способности. «У нас всегда все хорошо учились». «Ни у кого в нашей семье высшего образования не было, и ничего, не умерли». «Точные науки — это не наше, у нас все художники и музыканты».
  • Деньги и работу. «Мы никогда не были богатыми, ну нет предпринимательской жилки, и всё». «У нас бездельников нет, мы всегда много работали».
  • Семейный уклад. «У нас в роду всегда мужчина главный». «Больше двух детей в нашей семье ни у кого не было». «Женщину нужно держать в ежовых рукавицах».
  • Возраст вступления в брак и рождения детей. «В нашей семье все рано рожали».
  • Выбор партнёра. «Нам с мужчинами никогда не везло, нельзя на них полагаться». «Все женщины хитрые и корыстные, ищи себе девушку из простой семьи, чтобы она тебе в рот заглядывала».
  • Воспитание детей. «Тебя вон тоже пеленали, и ничего». «У нас все рано начали читать». «Мы никогда с детьми не сюсюкали, воспитывали строго».
  • Быт и хозяйство. «На Новый год обязательно нужно устроить пышное застолье». «Хорошая хозяйка всегда сама готовит».

А вот несколько примеров семейных сценариев:

  • Девушка, которая выросла без отца и не знает, что такое полная семья, вслед за матерью выбирает в мужья безответственного и ненадёжного мужчину. В результате тоже остаётся одна с ребёнком на руках и растит его сама.
  • Мужчина женится на властной, гиперопекающей женщине — точно такой же, как его мать, и всю жизнь живёт у жены под каблуком.
  • Женщина рано выходит замуж и рожает детей, потому что так принято в её семье. У неё не получается построить карьеру, она материально зависит от мужа и не может от него уйти — и так же было у её мамы и бабушки.

Наталия Словесникова

Психоаналитический психотерапевт, магистр психологии. Сооснователь и руководитель институтов психоанализа и психоаналитической психотерапии NEWPSY в России и Финляндии, основатель и руководитель Психологического центра NEWPSY.

Представим пример: замужняя женщина, муж много пьёт и изменяет. Она страдает, но продолжает с ним жить.

Допустим, женщина — единственный ребёнок в семье. Её собственный отец много пил и изменял матери. Родители постоянно скандалили, но не разводились. Казалось бы, всё довольно просто — аналогия очевидна. И наша вымышленная женщина всё хорошо видит, но сценарий будет не в том простом факте, что она «выбрала» себе в мужья изменяющего и пьющего мужчину.

Представим себе её детские переживания. Она очень любит папу, он лучший для неё мужчина — это абсолютно естественно для всех девочек, хотя не всегда очевидно. Маму она очень любит тоже и верит, что её любовь взаимна (важное чувство и убеждение для любого ребёнка). Одновременно она видит отношения, в которых мама страдает, а папа эти страдания причиняет.

Усложним её детство упрёками матери: «Смотри, какой подлец твой отец, опять променял нас на гулянку. Вот и иди к нему, раз ты его так любишь». Сама мама не находит ответа на это противоречие — любить человека, причиняющего боль. И, как часто бывает, она адресует его дочери, вслух или молча выражая отношение к её чувствам к отцу, осуждая их.

Что делать девочке? Ей нужно решить серьёзную задачу: сохранить ощущение, что родители её любят, несмотря на то, какие они (жизненно важная задача для каждого — считать своих родителей хорошими и любящими). В душе она «формулирует» своё «понимание» любви и счастья, совмещая любовь и боль, терпение и осуждение за то, что терпишь. Но это «понимание» не мыслительный конструкт, а скорее ощущение — совокупность чувств.

В итоге без боли и разочарования ей сложно почувствовать себя любимой и нужной, сложно любить того, кто не будет одновременно и хорошим, и очень плохим.

Существуют и так называемые антисценарии. В этом случае человек более‑менее осознаёт, что у него в семье все идут по одному пути, и всеми силами пытается этой участи избежать, плыть против течения. Если родители у него юристы, он поступает на актёрский факультет. Если семья многодетная — женится поздно и ограничивается одним ребёнком. Если в роду практиковали строгое воспитание — использует более мягкие и либеральные методики. По сути, такой человек тоже находится во власти родительского сценария и каждый значимый выбор делает с оглядкой именно на него.

Откуда берутся сценарии и как они работают

О жизненных сценариях, в частности семейных, впервые заговорил Эрик Берн, психолог и основоположник транзактного анализа. По его мнению, дети неосознанно копируют модель поведения родителей, потому что исторически это было способом выживания и адаптации в сложном мире. Делай как старшие — и не попадёшь в беду.

Но сейчас выживать уже не нужно и человек воспроизводит не столько полезные повадки и навыки (такие, как охотиться, прятаться от врагов, возделывать землю и строить дом), сколько социальные установки. А они чаще всего субъективны, не универсальны и имеют свойство устаревать.

До подросткового возраста, а иногда и после ребёнок воспринимает родителей как безоговорочный авторитет и верит всему, что они говорят. К тому же именно дома, с семьёй, он проводит больше всего времени. Поэтому идеи, правила и взгляды он впитывает как губка, даже если не отдаёт себе в этом отчёта.

Наталия Словесникова

Сложность понимания сути семейных сценариев заключается в признании простого, но абсолютного факта: каждый из нас — продукт семьи и общества, все мы не свободны от сценариев.

Но родители не просто «передают» нам какие‑то паттерны поведения. Мы часто видим противоречивое отношение родителей к собственным установкам, установкам других людей и общества, видим вызываемые какими‑то идеями сложные чувства. И формируем своё отношение. Результат — непростая комбинация, которую мы именуем сценарием нашей жизни.

В чём опасность семейных сценариев

Их сложно осознать

Человек может не отдавать себе отчёта в том, почему выбирает партнёров определённого типажа, почему всё время ссорится с супругом, почему его браки заканчиваются разводами или возникают конфликты с ребёнком.

Он может воспринимать это как судьбу, случайность или просто необъяснимые неприятности. А если не понимаешь, откуда у проблем растут ноги, справиться с ними гораздо сложнее.

Из‑за них не получается взять на себя ответственность

Выходит, что человек вроде как не свою жизнь живёт, а катится по рельсам, которые проложили для него несколько поколений его семьи. И его решения — это зачастую совсем не его решения, а установки и правила, полученные от родителей.

С ними сложно справиться

Как правило, они укореняются в нашем мышлении и нашей психике очень глубоко. И чтобы выкорчевать их, требуется основательная и вдумчивая работа.

Они могут серьёзно подпортить жизнь

Есть сценарии относительно безобидные: ничего ужасного не произойдёт, если человек будет готовить мясо только по семейному рецепту или купит детям книжки, по которым сам учился читать.

Но вот если он выберет неподходящую профессию исключительно как дань семейной традиции или ввяжется в деструктивные отношения, как его родители, он потеряет много лет, которые мог бы прожить с большим удовольствием.

Можно ли выйти из семейного сценария

Наталия Словесникова

Чтобы преодолеть сценарий, нужно научиться видеть сложные и противоречивые чувства, их природу. И прежде чем реагировать, обдумывать их, отличая в душе прошлое от настоящего. Но сделать это самостоятельно довольно непросто и мало кому удаётся.

Нам свойственно хорошо что‑то замечать в других, но от самих себя прятать многие желания и переживания. Чтобы признаться в них себе, часто нужен кто‑то другой. Важно, чтобы этот другой не был причиной чувств. И, не ранив, мог показать человеку, что, как, когда и почему происходит. Лучше всего с этой задачей справится психотерапевт.

Но не все готовы принять услуги психотерапевта. Порой нет финансовых возможностей или времени обратиться в государственный центр, оказывающий бесплатную психологическую помощь. И не всегда просто с первого раза найти подходящего специалиста.

Если приходится справляться самостоятельно, помните, что в любых сложных ситуациях очень важна поддержка других, возможность с кем‑то поговорить. Поставьте себе задачу и найдите человека, которому сможете рассказать о своих трудностях. Это должен быть тот, с кем вы в настоящее время тесно не связаны, например одноклассник, с которым близко не дружите.

Возможно, вы слышали об эффекте случайного попутчика. В нём две составляющие. Это шанс откровенно поделиться переживаниями, которые вы до этого держали в себе, ведь случайному человеку мы можем сказать многое из того, что не говорим близким. И это возможность иначе услышать себя, не так, как во внутреннем диалоге.

С чужим человеком нам не нужно видеться каждый день и «держать лицо», он никак не заинтересован в отношениях и не воспользуется услышанным. Поэтому в разговоре с ним мы свободнее. А чем лучше мы узнаём себя, тем лучше понимаем, как изменить свою жизнь и её сценарий.

Что важно запомнить о семейных сценариях

1. Они действуют на каждого из нас, потому что мы так или иначе перенимаем из семьи разные установки, причём не всегда положительные.

2. Сценарии бывает сложно распознать: для этого нужно проанализировать поведение и биографию членов своей семьи, сравнить с собственными поступками и выявить одинаковые паттерны.

3. Чтобы выйти из негативного семейного сценария, лучше всего обратиться к психотерапевту. Но если такой возможности нет, можно поговорить о своих проблемах с беспристрастным слушателем, с которым вас не связывают близкие отношения.

Вам случалось попасть под влияние семейных сценариев? Как вы их преодолевали? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Читайте также 🧐

  • Что делать, если кажется, что вас разлюбили
  • В паре с собой: кто такие синглы и подходит ли вам этот путь
  • «Не могу никого полюбить»: что делать, если это про вас
  • «Между нами было 6 тысяч километров и 5 часов разницы во времени»: три истории об отношениях на расстоянии
  • Хочу переделать партнёра. Со мной всё нормально? А с нашими отношениями?

Год издания и номер журнала: 

В данной статье представлен материал, который не является в полной мере оригинальным. В нём используются идеи и понятия, не новые для практической психологии. Вместе с тем он не вписывается однозначно в известные концептуальные рамки, являясь некоторым обобщением опыта анализа семейных отношений и семейных историй. Будем относить обсуждаемые феномены к той области психологических воззрений, которая недостаточно чётко определена, но может быть обозначена как «семейное сценарное программирование».

Если рассматривать эволюцию представлений о «предписанном» в психической организации человека, то можно начать её краткое описание с постулатов психоанализа. Идея о том, что человек не свободен в своих выборах, «решает» одни и те же проблемы, появляющиеся под воздействием неконтролируемых и нерациональных психических сил, восходит ещё к З.Фрейду. А.Адлер конкретизировал представление о диспозиционной оформленности способа структурирования индивидуального существования человека, введя понятие стиля жизни (Приведено по Сидоренко, 2000). В транзактном анализе определилось понятие сценария как бессознательного плана жизни. Структурный аспект сценарного программирования во многом ассоциировался с ролевым поведением. Некоторые воплощения типичных семейных ролей стали фигурировать в психологических источниках как семейные сценарии (Берн, 1998; Стюарт, Джойнс, 1996; Штайнер, 2003).

Понимание психологической сути семейной проблематики кардинальным образом изменилось с появлением системной семейной психотерапии (Варга, 2011). Семейные психологи, исследуя происхождение симптомов, во-первых, обнаружили, что их детерминация в значительной степени связана с семейным жизнеустройством человека. Симптом стал рассматриваться как функциональное порождение семейной системы. Во-вторых, при проведении ретроспективного межпоколенного анализа жизнедеятельности семьи, обнаружилось, что многие паттерны повторяются. Это указывало на то, что способ существования «тиражируется» не только на уровне индивидуальной жизни, но и на пространстве семейной системы. Психологи обратились к анализу семейных историй и семейных мифов (Варга, 2011; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999), фиксирующих системную целостность семьи в социальном и временном контекстах. М. Боуэн в своей теории семейных систем одним из базовых полагал положение о межпоколенной трансмиссии и считал важным понимание логики передачи детям определённых особенностей семейного взаимодействия. Он придавал особое значение анализу истории семьи и стереотипов жизнеустройства членов семьи в течение нескольких поколений. М.Боуэн сделал осознание особенностей и механизмов функционирования семьи основной формой помощи клиенту в достижении его личной продуктивности (Bowen, 1978).

Новый ракурс видения роли семьи привёл к новому пониманию сути семейной психотерапии. Первоначально этим термином обозначали психологическую помощь клиенту, направленную на оптимизацию его функционирования в качестве члена семьи (решение его «семейных проблем»). Работа психолога при этом была направлена на коррекцию индивидуальных особенностей клиента, препятствующих эффективному выстраиванию отношений и функционирования в качестве члена семьи. Однако с тех пор, как появился системный взгляд на семью, в определённой мере изменилось и понимание семейной терапии. Исходным стало положение о том, что многие симптоматические формы являются не только проявлением индивидуальной психики, но и производной группового функционирования, причём широта идентифицированного группового контекста не обязательно ограничивается нуклеарной семьёй «здесь и теперь».

Н. Пезешкиан в качестве одного из фокусов терапевтического внимания предложил удерживать ментальную составляющую группового функционирования семьи, которую обозначил термином «концепции». Семейная концепция, согласно автору, выражает отношение к различным аспектам существования человека. «Концепции – это когнитивные и эмоциональные структуры, задающие нам схему интерпретации отношений к себе, к другим людям и к нашему окружению» (Пезешкиан, 1994, с.116). “За пределами индивидуального сознания они действуют как правила игры, принимаемые целой группой. По этой причине наша концептуальная программа частично согласуется с концепциями группы, в которой мы живём…..Семье принадлежит особая роль во всём, что касается концепций. В ней типичные концепции передаются из поколения в поколение…» (Пезешкиан, 1994, с.116).

В соответствии с вышесказанным мы определяем и понимание семейного сценарного программирования. Это понимание шире, чем рамка стереотипичности поведения индивида в семье. Семейный сценарий, на наш взгляд, есть развёрнутая в симультанном (взаимодействие здесь и сейчас) и сукцессивном (временная последовательность) пространстве сложная система норм жизнедеятельности семьи. Норма в данном случае – установка долженствования (как должно быть), функционирующая в большей мере на бессознательном уровне и структурирующая жизнедеятельность членов семьи. Нормы соединяют в себе регламентацию нескольких уровней – от индивидуального до группового.

Семейное сценарное программирование определяет:

1) общий стиль существования семьи и семейный миф, обосновывающий этот стиль приемлемым, социально желательным образом

Формируя стиль функционирования семьи, сценарий задаёт определённое жизненное самочувствие, не зависящее от реальных достоинств и внешности её членов. Очень красивая девушка с заданным жертвенным сюжетом, соответственно, будет его иметь. В семье при этом царствует миф об объединяющей всех семейной воспитанности, скромности. Обратный пример из нашей практики — девушка полная с крестьянской внешностью, но потрясающей женской уверенностью. Характерен её рассказ о бабушке, которая легко обходится с мужчинами, совершенно не испытывая барьерных затруднений в общении и обладая феноменальной способностью вызывать приязнь и доверие мужского пола. Причём романтические переживания у неё легко сочетаются с прагматикой жизни. Бабушка очень любит дачу. По мере приближения к дачному сезону у неё актуализируются и романтические мотивы. Она находит ухажёра, проводит с ним сезон в трудовых заботах об урожае, а, получив итоговое воплощение «продуктивности» совместной жизни, с естественной легкостью от партнёра избавляется. Причём, по словам внучки, использованные по назначению мужчины вовсе не страдают от обиды. Они периодически звонят своей бывшей пассии, чтобы засвидетельствовать почтение, поздравляют с текущими праздникам и т.п.. У нашей респондентки тоже есть партнёр, но связь эта весьма специфическая. В данный текущий период, когда ей «некогда» (нужно закончить вуз), он «пока» встречается с другой. А к ней периодически приходит, пьёт чай с пирожками, как бы подтверждая, что договорённости о будущей совместности в силе. Девушка совершенно, и, похоже, небезосновательно уверена, что, как только ей будет надо, она скомандует: «Явись передо мной, как лист перед травой» и получит желаемое.

Интересные особенности эффектов эмоционального стиля семьи находим у В.Н.Ослон. Автор на материале обследования множества семей-усыновителей обнаружила, что в их историях (трёхпоколенный анализ) повторяется паттерн многодетности, ограничения поля социального функционирования семьи и доминирующего положения женщины-матери. Но, если сравнить эффективные семьи c неэффективными, то обнаруживается, что для первых характерно оптимистическое восприятие перемен, рассмотрение их как возможностей. В неэффективных семьях царствует пессимистический настрой с ощущением «вынужденности» перемен, негативного их восприятия как «зла». Соответственно, характеристики ребёнка, принятого в семью (по инициативе самих усыновителей) при малейших трудностях взаимной адаптации начинают восприниматься негативно и интерпретироваться как свидетельства злонамеренности, либо пагубной наследственности, как такие, с которыми «невозможно справиться» (Ослон, 2006).

Анализируя семейные истории, уже по способу их изложения (эмоциональная семантика речи) слышно, как определяется «знак» эмоционального ощущения жизни, принятого данной семьёй. Например, в двух последовательно проводящихся процедурах анализа семейных историй, которые рассказываются молодым человеком и девушкой, в каждом случае фигурируют трагические судьбы родственников в период репрессий: «расстрелян за ведро картошки», «арестован по подозрению в выносе мешка кукурузы и пропал в заключении без вести». Но в рассказе юноши фигурируют мотивы безысходного горя потери, несправедливости и непоправимости. У девушки те же описание событий оформляются фразами: «несмотря на…» ; «наша семья всё равно…».

2) алгоритмы (последовательности) действий и взаимодействий как на ситуативном, так и жизненном уровне;

Например, в некоторых семьях межпоколенная транмиссия стиля существования выстраивается по типу «шахматной доски», на которой чередуются чёрные и белые клеточки. Представитель каждого нового поколения, опираясь на характерную для данной семьи традицию «бунта потомков», недоволен способом существования родительской семьи и старательно конструирует свой вариант, а затем столь же старательно навязывает как единственно верный своим детям. Те, в свою очередь, усвоив из его же рассказов идею бунта, «эмансипируются» и реализуют обратную стратегию, во многом схожую со стратегией дедовской семьи. Такие зеркально обратные детско-родительского противостояния становятся важной частью семейного сюжета.

3) структурные характеристики семьи (широту охвата семейной идентичности, проницаемость групповых границ, набор типичных ролей);

Примером является семья с очень расширенными границами родственности. Практически нивелируются границы нуклеарной семьи. Все члены семьи живут в бесконечном mixing-перемещении, гостюют, сплетничают, одалживаются друг у друга, практически совместно воспитывают детей.

Другой вариант – закрытая семья с чёткими границами и из поколения в поколение структурирующаяся вокруг матери, которая является главным семейным интегратором. Конкретным проявлением является процедура всесемейной встречи мамы с работы, когда, стоя у двери в праздничном ожидании, все в предвкушении: сейчас откроется дверь, и войдёт она… И так практически каждый день. За этим следует совместный ужин с дружным осуждением других семей и их образа жизни.

4) смысловое наполнение семейных ролей и их взаимоотношений;

Например, при анализе ряда клиентских случаев, мы выявили такой вариант женского доминирования. Женщина в семье понимается как существо нежное, нуждающееся в защите. Соответственно, удачный брак – это супружество с «крепким», надёжным мужчиной. Так программирует свою дочь, сама разочарованная в супружестве мать. Девочка, насмотревшись на отца, «никчёмного пьяницу», также мечтает о сильном партнёре. Из поколения в поколение такой партнёр находится. Это обычно «умелец», человек, с «золотыми руками» и не менее «золотым» сердцем. Но женщины этого семейства настолько последовательно женственны и «слабы», что бесконечными требованиями быть «каменной стеной» доводят мужа до состояния безвольного подкаблучника и, соответственно, защитного пьянства.

Установки семейного сценария функционирует на уровне индивидуальной психики, но, будучи ассимилироованным членами семьи, становится в общих элементах механизмом групповой интеграции. Можно полагать, что их присвоение происходит через впитывание вербализаций значимых членов семьи о её истории и характеристиках основных участников семейного сюжета. История семьи в данном случае – не столько объективная последовательность реальных событий, сколько некоторое устоявшееся «сказание», складывающаяся из высказываний и повествований значимых членов семьи в относительно целостную сюжетную композицию, нагруженную определёнными смыслами и отношениями. Семейная «сказка» имеет безусловные объективные событийные основания, но в весьма субъективной трактовке с выраженной оценочной составляющей, конситуирующей некоторое имплицитное представление о «долженствованиях» семейной жизни.

Обращает на себя внимание, что в анализируемых историях семей, в том, как они излагаются, часто фигурируют некие «ключевые», исходные события. Можно говорить о том, что в основе важнейших составляющих семейного сценария лежат переломные социальные событияили яркие, часто трагические события в жизни семьи. Естественно, что история семьи тесно переплетается с историей страны. Социальные катаклизмы ломают поступательные линии семейного воспроизводства, задавая крутые виражи новой системы отношений. Периоды «выживания» семей сказываются на следующих поколениях, живущих в более спокойные времена. К таким экстремальным периодам относятся, например, годы репрессий и войн, а также послевоенноговыживания. Предельная ситуация выживания, когда угроза голода преследует семью буквально по пятам и определяет отношение к членам семьи с точки зрения способности производить, а не потреблять на уровне приговора к жизни или смерти хорошо показана в легендарном японском фильме «Легенда о Нараями». Периоды страшного голода, зверствующего в послевоенные периоды на некоторых территориях нашей страны, породили аналогичные тенденции. Немаловажно, что голод сопровождался отсутствием цивилизованной контрацепции. И в ситуации, когда каждый ребёнок – лишний рот, а аборты, цитируя слова одной из респонденток, «делаются вилкой», отношение к мужчинам окружается ореолом социально предосудительной греховности, а детям задаётся идея конкуренции за выживание и доказательства, что ты имеешь большее право на существование, чем другие. Времена голода, переживаемые сельскими семьями, порождали и такой алгоритм, когда старший ребёнок довольно рано покидал семью ради заработков, сохраняя постоянную связь с членами семьи, опекая младших и работая своего рода «проводником» из мира нужды в более богатый возможностями материального обеспечения городской мир. Впоследствии, даже будучи рассыпанными по разным регионам страны, такие старшие удерживают всю семью и передают соответствующие стратегии своим детям, уезжающим для поступления в МГУ, Сорбону и т.п. В нашей стране глобальные события в их воздействии на семью определённым образом проинтерпретированы. В социологической и психологической литературе, например, годы репрессий поняты как своего рода период «злых внешних сил», которые способствовали укреплению семейности, формированию семейной стойкости. А период Великой Отечественной войны – как период «обрыва» семейных линий и утраты преемственности семейных установок, осложняющей супружескую устойчивость. Анализируя свою практику, возьмём смелость определить и другие варианты последствий социальных трагедий для семьи. Период репрессий сопровождался страхом за членов семьи и реальными потерями с необходимостью их как-то пережить, как-то объяснить и обеспечить выживаемость родного сообщества. В семьях при этом формировались, либо усиливались следующие стратегии. По всей видимости, направление выбора стратегии зависело в некоторой степени от предшествующих констант её существования – общественного положения, социальной ниши, которую семья занимала, сценария предыдущих этапов. Первый вариант — линия социальной адаптации, транслируемая детям. Это предписания быть “идеально правильным», то есть одновременно иметь хорошую результативность в учёбе или работе при демонстрации скромности, отсутствии индивидуальных претензий. Потомки этих детей составляют клиентуру тренингов уверенности. Другой вариант – «героический», основанный на идее страдания и самопожертвования ради конечного ощущения «Нет, врёшь, палач, не встану на колени … (Мусса Джалиль)» Героический сценарий, способствуя психологическому выживанию, поддержанию духа семьи в тяжёлые периоды, транслируемый поколениям, на долю которых «выпали» более спокойные времена, может породить чрезмерное, дезадаптивное стремление искать, а, главное, находить в жизни подвиг. На поведенческом уровне это выражается в бесконечном попадании в экстремальные ситуации, грозящие крайними последствиями. Яркие примеры такого «героизма» представлены в описании А.Я. Варги (Варга, 2001). И ещё один вариант – «семейная хитрость». В этом случае семья ищет обходные манёвры для того, чтобы улизнуть от социальных угроз и в максимальной степени обвести вокруг пальцы официальные структуры, получать максимальные выгоды за счёт семейных связей, того, что называется «блат», «семейственность», «коррупция» и т.д.

Примером влияния трагического события в жизни семьи на её сценарий может быть следующий. В одном из старших поколений во вполне благополучной, находящейся, можно сказать, на взлёте, семье неожиданно погиб семилетний сын, всеми любимый и как будто не имеющий особых проблем. Его нашли в петле. Объяснений этому событию никаких найдено не было. Следствие мало успокоило родителей, «доказав» версию самоубийства. Не пережив горя, отец буквально сломался и уже не смог восстановить былую жизнеспособность, провлачив в жалком состоянии вторую половину жизни. С тех пор мужчины этой семьи благополучно с социальной и личностной точек зрения выстраивали первую половину жизни, а вторая уже «роковым образом» катилась под откос. Причём всегда находился к этому действительно реальный повод.

Семейный сценарий можно выявить при проведении процедуры расширенного генеалогического анализа семьи в нескольких (желательно не менее трёх ) поколениях.

При анализе семейных историй и актуальных отношений проявления семейного сценарного программирования обнаруживается:

1) в повторах сюжетных линий;

Например, в нескольких поколениях семья имеет в качестве главы авторитарного отца. Сына он «держит в « ежовых рукавицах». Молодой человек не имеет даже возможности для так называемой личной жизни. Но, однажды, вырвавшись в командировку (вариант – на учёбу), юноша знакомится с девушкой. Очень быстро закручивается бурный роман. Причём завязывающиеся отношения идентифицируются как любовные, хотя в некоторых случаях сюжет задаёт их откровенно компенсаторный характер. Молодой человек вскоре женится. А это рассматривается в семье как основание для самостоятельной жизни. Такой алгоритм эмансипации от авторитарного родителя за счёт женитьбы повторяется в нескольких поколениях. Конкретным его воплотителем в нашей практике являлся молодой человек, заболевший «срочной» любовью во время трудового семестра и собиравшийся тем же летом жениться.

2) в том, какое значение придаётся определённым событиям, своего рода сензитивность к некоторым их аспектам, интерпретация конкретных «знаковых» событий как ключевых для разворачивания предписанных сюжетных ходов;

Например, у семьи есть сюжетная линия «знакомства по дороге». Прадед ехал на тракторе и увидел прабабушку, дед ехал на мотоцикле и не мог не остановиться, увидев бабушку… Наша респондентка знакомится со своим будущим избранником аналогичным образом. Она идёт по тротуару. Останавливается дорогой автомобиль, и водитель неплохо конструирует ситуацию знакомства. Другая девушка проигнорировала бы данный сюжет, исходя из убеждения, что «на дороге приличные люди не знакомятся». А наша всерьёз раскручивает отработанную предшественниками линию, которая заканчивается законным браком.

Совершенно очаровательно выглядит сценарная линия одной из анализируемых семей, в которой в течение нескольких поколений завязывались романы в апреле месяце. Это стало нежным акцентом, придающим особый флёр романтичности, обостряющим любовную чувствительность каждого нового поколения именно в апреле.

3) втипичных словах и речевых оборотах, используемых респондентом для характеристики членов семьи;

Например, тотальное употребление характеристик сексапильности по отношению к женщинам семьи во всех поколениях (страшно красивая, привлекательная, сексуальная), а в другой семье бесконечные повторы темы хозяйственности, а в третьей – везучести и т.п.

4) в логических противоречиях или априорных схемах в рассказе повествователя о семье;

Например, «Мой брат был первым ребёнком, поэтому его любили». Либо: «В нашей семье вторая беременность обычно с патологией». Так сказала девушка, которая родилась в семье потомственных медиков, одержимых идеей здоровой наследственности. Эта легенда о заведомо ущербной с медицинской точки зрения второй беременности имела широкое распространение в нескольких поколениях среди множества родственников. Неудивительно, что вторая беременность в этой семье обычно заканчивалась абортом. Девочка, которую всё-таки оставили, всё детство находилась под пристальным паранояльным вниманием родственников, выросла классической перфекционисткой с тотальной жаждой подтверждения своей ценности и ценности своей жизни (огромное число романов, отличная учёба и плюс работа). Дальнейший путь — из провинции в Москву, деловая сверхактивность, создание собственной фирмы. В рассказ о предпринимательской успешности постоянно включаются пассажио неспособности коренных москвичей «работать по-настоящему».

5) в откровенной нелогичности действий членов семьи по отношению друг к другу;

Например, женщина жалуется на своих двух детей. Дети очень проблемны, неудобны и ко всему прочему постоянно ссорятся друг с другом, обеспечивая матери добротное, стабильное ощущение неблагополучия и необходимость жертвенности. Подробный опрос показывает, что «несчастная» семья живёт в престижном районе в центре города в хорошем, престижном же доме. Но есть определённая странность их бытоустройства, абсолютно необоснованная с точки зрения даже очень простого здравого смысла. Дети – мальчик девяти лет и девочка пятнадцати лет. Квартира трёхкомнатная. Одна комната — для матери, другая (о норма обывательства!) отведена под диван с телевизором. Дети живут в третьей комнате, ненавидя друг друга за невозможность соответствующего возрасту личного существования и ведя кровопролитные войны за автономию друг от друга.

6)в неконгруентности поведения респондента при рассказе о семье и своей роли в ней.

Пример – клиентка с потрясающей обаятельностью и внутренним светом рассказывающая о страшном на самом деле состоянии семьи. Семья состоит из неё самой и трёх мужчин – мужа и двух сыновей. Все трое – носители несчастья, глубокого, судьбоносного. Муж – алкоголик, которого периодически «зашивают», но даже эта профилактическая мера не помогает и заканчивается обычно драматическим исходом. Старший сын (хороший, по её словам, мальчик) обвинён в убийстве собственной девушке и отбывает наказание. Клиентка вместе с мужем (работником МВД) потратили массу усилий и продолжают их безысходно тратить в попытках доказательства невиновности сына и вызволения его из неволи. Младший сын, подросток, проживет своё подростничество утрированно негативистически. Он практически отказался ходить в школу. Попытки выявить какие-то личностные потребности клиентки приводят к одному и тому же результату – ответу «Хочу, чтобы они (любимые мужчины) были счастливы». Эти слова сопровождаются светлой ангельской улыбкой и видимой удовлетворённостью своим «святым» желанием. Контраст между трагичностью излагаемого и радостной озарённостью святостью собственной позиции не оставляет выбора для интерпретации- перед нами – «суперспаситель». Типичная женская роль её семьи – ангел-спаситель. Мужчины в семье традиционно хорошие, но «гибельные». И перипетии их гибельности», переплетаясь с бесконечным спасительским служением женщин составляют основную сюжетную линию семьи. Женщины – правильные с социальной точки зрения, удобно обеспечивают свою безупречность практическим отсутствием возможности иметь какой бы то ни было жизненный соблазн, встраиваясь в трагедию или, скорее выстраивая её. Наша клиентка в детстве была включена в усиленную линию спасительства. Её мать спасала мужа-алкоголика, а дочь «спасала» мать от обижающего её отца, отца от страшных депрессивных приступов и всю семью своим примерным поведением и успехами. В результате сформировался «суперспаситель», наполненность жизни которого могла быть реализована только при условии тотальной катастрофы семейного существования. Любящие её мужчины бессознательно выстраивали обеспечивающие её сценарий стратегии.

Каково значение семейного сценарного программирования? Первое – оно неизбежно и создаёт основу ориентировки человека в вопросах семейного функционирования, является продуктом социализации в данной сфере. Второе — обладает энергетикой установок, облегчающих определённые действия и затрудняющих другие. Третье – как любой феномен, имеющий в основе природу группового сознания, с одной стороны, обеспечивает определённую слаженность, взаимоприемлимость, даже «притёртость» паттернов поведения членов семейного мобиля, с другой, соответственно, оно ограничивает жизненный репертуар человека и проявления личностного начала. Четвёртое – являясь в одних контекстах основой продуктивной адаптации, в других может стать патологизирующим механизмом, порождающим разной степени тяжести психологическую симптоматику. Пятое – возможность осознания сценарных шаблонов и установок у разных людей выражена в разной степени. По-видимому это связано с мерой эго-дифференцированности, как её понимает М. Боуэн (эго- дифференцированность – способность выделять своё «Я» из социального поля на основе осознания собственной системы ценностей в противовес симбиотичности существования и способность отделять интеллектуальное функционирование от эмоционального в противовес их слитности, когда мышление, пусть даже очень развитое, обслуживает эмоции, обеспечивая им рациональное» обоснование (Bowen, 1978). Осознание составляющих сценария позволяет выработать более конструктивные стратегии и решения, оптимизировать взаимоотношения с членами семьи, ощущать свою большую субъектность в этих отношениях. Впрочем, большая личностная свобода не ограничивается рамками семьи. Энергия освобождается для более полной самореализации во всех сферах жизни человека.

Анализ семейного сценарного программирования в свете вышесказанного может быть терапевтической практикой, а может быть инструментом для личностного роста. Интересно, что его осознание не является конечным одноразовым инсайтом, вскрывающим тайную подоплёку отношений и действий человека и его семьи. Процесс осознания оставляет ощущение очаровательной бесконечности, сказки без конца, так как сам сценарий – «многопластовый пирог» и можно получать определённое удовольствие от возможности открытия всё новых его нюансов. Лишь бы рефлексия не стала самодостаточной, исчерпывающей себя формой личностной активности.

В нашей практике мы отдаём предпочтение групповой форме анализа, которая проводится в несколько этапов. На первой стадии со­бирается информация о моделях взаимоотно­шений в семье, имевших место в течение нескольких поколений. Информация вклю­чает фактические данные о рождениях, смертях, браках, разводах, религиозных ве­рованиях, полученном образовании, здо­ровье, месте проживания, трудовой био­графии и т.п. Информация записывается на подробной генограмме семьи. Генограмма оформляется совместно с членами небольшой (до пяти человек) группе. Члены группы стараются задать максимально возможное количество вопросов, оформить генограмму и определить «реперные», ключевые точки сценарного наследия клиента. Продукт групповой работы представляется на обсуждение более широкой группе (до 20-25 человек) с ведущим-психологом. Здесь также задаются вопросы и оформляются дополнительные обобщения. Такая аналитическая практика помогает как самому клиенту, так и всем участникам в повышении личностной дифференцированности, способности «вычленить» себя из привычной системы отношений и увидеть их со стороны.

При необходимости следующей стадией может стать индивидуальная работа, где клиент совместно с психологом строит план личностного изме­нения, основанного на понимании, которое было достигнуто на предыдущей стадии.

Итоговая стадия предполагает активное претворение плана личностного изменения. На этой стадии клиент консультируется с психологом. Основной линией консультирования является отслеживание эффектов изменения и поддержка клиента в неизбежной ситуации переживания стресса сопротивления окружающих изменению устойчивых стереотипов взаимодействия.

Сценарии семьи

Сценарии семьи

Каждый человек несет в себе свою жизнь и жизнь своих предков. Более того — своих потомков. От зачатия и до настоящего момента. От настоящего момента и до смерти.

Семья — это тот абсолют и та важнейшая, всеобщая единица измерения, которая позволяет оценивать все происходящее с обществом, с каждым человеком. То, что полезно конкретной семье, полезно обществу. А если это приносит урон семье, то вредно и для общества.

Семейные сценарии передаются из поколения в поколение. Из Родительского состояния в Родительское передаются модели семьи — каково оптимальное количество детей и как их воспитывать, семейные традиции, ответственность и права каждого члена семьи. Вплоть до мелких подробностей семейного быта. И совместимость этих моделей может послужить неосознаваемой причиной заключения брака, а несовместимость может привести к распаду семьи.

В семейных моделях есть место для героев и злодеев, подвигов и подлости. Они несут в себе семейные истории, мифы и предания.

Семейные модели могут быть жесткими, которые необходимо выполнять, и мягкими, от которых можно отойти или изменить их содержание. Они содержат установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи.

В семейном организме каждый человек исполняет свою роль.

Родители создают эмоциональный климат, который, подобно атмосферному, может быть теплым и холодным. Родители могут обеспечивать постоянную нежную заботу о своих детях, могут поощрять конструктивные сценарии удачников. Могут проявлять непостоянство, агрессию или, хуже того, безразличие, пренебрежение детьми, и тем самым способствовать развитию у них деструктивных или непродуктивных жизненных сценариев — сценариев неудачников.

Лучшее, что могут сделать родители, — это познать свой собственный сценарий, сценарии своих родителей, оценить их. Принять одно из наиболее важных и далеко идущих решений в жизни: стоит ли передавать сценарии своей семьи своим детям?

И если вы приходите к решению, что этого делать не стоит, то важно обучиться технологиям, как отказаться от передачи неудачных сценариев и способствовать формированию своих детей как гармоничных, счастливых людей.

Дети, как чувствительные радары, ловят сообщения о себе, о своей ценности, ожидания взрослых в свой адрес. Они надолго запоминают свои ощущения от контактов или игнорирования их другими людьми. Они особо остро реагируют на косвенные оценки, запреты и разрешения. Подсчитано, что сценарных запретов ребенок получает в 17 раз больше, чем разрешений. Запреты льются как ливень из ведра, разрешения — как отдельные редкие капли в начале или конце дождя.

Обдуманные и необдуманные заявления взрослых зачастую служат сценарными посланиями. Ребенок может принять главное сценарное решение, реагируя на одно-единственное событие или замечание значимых других. На основе такого решения формируется сценарий, который может определять всю жизнь человека.

Приведем пример. Виктория, 34 года, научный работник. Не замужем, детей нет. Все мужчины, которые были в ее жизни, характеризовались «червоточинкой» — психологической или психиатрической патологией. Кроме того, все они были женатыми. Из детских воспоминаний Виктории: любимая сказка — «Аленький цветочек», до 12 лет фантазировала, представляла различные любовные истории, где героиней была сама. Сюжет был один и тот же: мужчина и женщина любят друг друга, но препятствия не позволяют им быть вместе. Препятствия были различные — от революционных событий до самых банальных. Один раз в фантазиях появился у этой пары ребенок, но отец по-прежнему не мог воссоединиться с семьей. Брака как такового и семейного быта в фантазиях не было. Семейная жизнь страшила. Боялась «опуститься, потерять себя в океане быта». Интересны родительские послания. От отца: «Не люби холостого. До тебя не женился, так и на тебе не женится. Не люби разведенного. Жену бросил — и тебя бросит. Люби женатого. Он с женой живет, и с тобой жить будет». Послания от матери — как надо обращаться с мужчинами: «Вначале опусти его, а потом бери тепленького». С матерью отношения были отстраненными, с отцом близкие. Сейчас живет одна, замкнута, занимается наукой. Отношения с родителями формальные.

Сценарий есть сумма родительских приказов (сценарных запретов), драйверных посланий (сценарных разрешений) и тех решений, которые ребенок принимает по поводу тех и других и их совокупности.

Здесь очень важно напомнить, что ребенок воспринимает сказанное взрослым по-своему, вкладывая в его слова свое, порой неожиданное понимание. И у человека всегда есть возможность трансформировать свое восприятие родительских посланий, изменив их направленность, содержание. И принять новое решение.

Это одна из основных причин того, что непрерывно возникают все новые и новые сценарии жизни. Для этого необходимо преодолеть и даже отбросить старые ожидания и глубоко укоренившиеся, привычные способы реагирования — процесс редко приятный и часто болезненный.

Само по себе освобождение из жестких рамок сценария, с одной стороны, дает человеку свободу, с другой — делает его персонально ответственным, приводит к необходимости постоянно принимать все новые самостоятельные решения. Тогда как в прошлом такой человек мог следовать автоматическим сценарным решениям и не думать, не заботиться, не принимать ответственность.

Читайте также

Сценарии

Сценарии
Во времена зарождения транзактного анализа Эрик Берн еще применял методы, принятые в психоанализе. Это значит, что он практиковал индивидуальную терапию и что пациент во время сеанса лежал на кушетке, а Берн проводил скрупулезный анализ его личности. Его работа

Г. Сценарии

Г. Сценарии
Описанные выше формы социальной активности способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки и в то же время позволяют извлекать максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Кроме того, у каждого индивида есть подсознательный план

З. Трагические сценарии

З. Трагические сценарии
До сих пор ведутся споры, становятся ли Победители Победителями благодаря своим сценариям Победителей или потому что у них есть разрешение действовать самостоятельно. Но по существу нет сомнений, что Неудачники следуют программированию

В. Переплетающиеся сценарии

В. Переплетающиеся сценарии
В этой истории так много интересных особенностей, что трудно решить, с чего начать обсуждение. Прежде всего количество действующих лиц гораздо больше, чем кажется с первого взгляда. В порядке появления это следующие персонажи:ОтецМачехаДочь

Сценарии

Сценарии
Различные формы социального действия, как уже отмечалось в первой книге, способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того,

Сценарии измены

Сценарии измены
У каждого мужчины свои привычки. Чтобы определить, изменяет ли вам муж, нужно знать четыре основных сценария.ПроституткиНекоторые мужчины «снимают» этих женщин, встречая их в барах или на улице, часто в хорошо известных местах или районах. Мужчина, имея

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем
Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

Пророчества и сценарии

Пророчества и сценарии

Судьбе было угодно, чтобы графиня М. родила прямо в коляске, по дороге из Марселя в Париж, поэтому первым, что увидело дитя, была четверка прекрасных карих лошадей. Впоследствии ее дочь, маркиза де К., не раз заводила себе любовников из числа молодых и

Вопросы-сценарии

Вопросы-сценарии
С помощью вопросов-сценариев собеседник, использующий их, выстраивает гипотетическую последовательность фиктивных событий. Задается предположительная ситуация, не связанная с реальностью, в которой якобы действует тот, кто отвечает на вопросы.Обычно

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость
В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Сценарии поражения

Сценарии поражения
— Скажите, это было впервые, когда ваша мама не поддержала вас? — вопрос, который я задал Энн.— Скажите, вы впервые испытываете разочарование, ухаживая за девушкой, которая вам нравится? — мой вопрос обращен к молодому мужчине: он полгода безуспешно

Пророчества и сценарии

Пророчества и сценарии

Судьбе было угодно, чтобы графиня М. родила прямо в коляске, по дороге из Марселя в Париж, поэтому первым, что увидело дитя, была четверка прекрасных карих лошадей. Впоследствии ее дочь, маркиза де К., не раз заводила себе любовников из числа молодых и

Жизненные сценарии

Жизненные сценарии

Одинокой кошкой,
Вольным диким зверем,
Никогда не плачет,
Никому не верит…
Из песни Славы «Одиночество»

Одиночество – не судьба. Это – издержки воспитания и последствия нашего поведения, спроецированные на реальную жизнь. Конечно, бывают

1. Сценарии

1. Сценарии
Никто не способен вселить в человека уверенность. Ее невозможно, скажем, перенять у наставника, и тем более это не дар свыше. Уверенность в себе не врожденное свойство личности. Это то, что вы развиваете начиная с самых пеленок. При этом, по большому счету, в том,

Молодые воспитанницы центра «Маленькая мама» часто обращаются к психологам с вопросами, как изменить свою судьбу и не повторить ошибок родителей. Большинство из них искренне хотят создать счастливую семью, воспитать ребенка, устроиться на хорошую работу. Однако в жизни не каждая в итоге достигает желаемого. Разобраться в том, что же такое семейные сценарии и как их менять, поможет психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Из поколения в поколение

Часто в жизни можно услышать подобные фразы: «живет в точности, как мать и бабушка» или «смотри, пошел по стопам отца и деда». Наблюдая за схожими жизненными сценариями, особенно негативными и тяжелыми, где присутствуют разводы, алкоголизм, ранняя беременность, наркомания, некоторые люди начинают считать, что причина этого неблагополучия кроется в родовых проклятьях или заговорах. Они искренне верят, что во всем происходящем виноваты гадалка, бабка, женщина с работы, с которой бывают частые конфликты. Некоторые винят во всем генетику и природу. Мол, а что с него взять, у него вся семья пила и пить будет. И крайне редко можно услышать версию о повторении «семейных сценариев», которая достаточно часто рассматривается в психологии семейных отношений.

Весомый вклад в изучение семейной психотерапии внес американский психиатр и психолог Мюррей Боуэн, который изучал феномен повторения поведенческих стереотипов. Он установил факт того, что с течением времени в семье накапливается свой уникальный опыт, который передается из поколения в поколение от родителей к детям. При этом он отметил, что часто в опыте поколений формируются и закрепляются формы нездоровых взаимодействий.

Как работает семейный сценарий

«Семейные сценарии — повторяющиеся из поколения в поколение шаблоны взаимоотношений, поведения, которые поддерживаются всеми членами семьи. Каждый ребенок на бессознательном уровне в какой-то степени повторяет судьбу родителей или ближайших родственников. Свой своеобразный и уникальный сценарий человек создает еще в раннем возрасте, опираясь на опыт, поступки и нравы близких людей. Природа и характер жизненных сценариев, в том числе и семейных, очень хорошо описаны в книге Эрика Берна «Люди, которые играют в игры», — рассказывает психолог.

Как считал Берн, самый важный критерий семейных сценариев — их повторяемость из поколения в поколение. Во всех видах сценариев есть свой ограниченный набор ролей, и если проследить историю рода, можно достаточно четко спрогнозировать исход событий.

Семейные сценарии оказывают колоссальное влияние на формирование личности человека с раннего детства. Опыт предков формирует на подсознательном уровне первые установки, убеждения, реакции, ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. Повторяющиеся сценарии из поколения в поколение во многом определяют характер взаимоотношений человека с внешним миром и его социальное функционирование во всей дальнейшей жизни. Их влияние проявляется в наличии представлений, касающихся самых важных сфер жизни:

  • семейных отношений (взаимоотношения между супругами);
  • профессиональной деятельности;
  • финансового статуса, дохода;
  • детско-родительских взаимоотношений;
  • статуса / позиции в обществе;
  • привязанности возраста к определенным жизненным событиям.

«Когда партнеры готовы к созданию семьи, они вносят в нее свои личные ожидания, представления, мечты, цели. Кроме этих осознаваемых намерений, каждый вкладывает также множество неосознаваемых убеждений, которые были заимствованы у родителей, бабушек, дедушек и других предков. Именно эти установки во многом влияют на то, какого типа семьи будут придерживаться супруги, какие отношения будут между ними, в какой атмосфере будут расти их дети», — отмечает специалист.

Причины возникновения сценариев не осознаются ни самой личностью, ни другими членами семьи. Таким образом, большинство происходящих событий воспринимается как что-то само собой разумеющееся. К примеру, в одной семье на протяжении нескольких поколений женщины становились матерями в раннем возрасте, до 20 лет. Семейная жизнь складывалась не самым лучшим способом. Чаще всего все обязательства по дому, уходу за детьми ложились на плечи женщин, все мужья имели алкогольную зависимость и были инертны. У женщин отсутствовало высшее образование. Как следствие, они получали работу с низкой зарплатой, которой хватало впритык от месяца к месяцу. Не имея в опыте примера иных отношений, иной жизни, эти женщины на бессознательном уровне повторяли сценарии предыдущих поколений своих родственников.

Особенно сильно семейные сценарии работают в тех областях жизни, где личность не осознает свое «я», не понимает своих потребностей, ценностей, а опирается на членов семьи, близких людей или мнение социума.

Написать свою историю

Семейный сценарий — не приговор, и при определенной внутренней работе каждый человек способен изменить свою жизнь в лучшую сторону. Повторения сценариев бывают далеко не всегда очевидными. Поэтому одни люди могут самостоятельно обнаружить систематические повторения в роду, а другие могут годами прикладывать усилия, стараться менять свою жизнь, однако итог будет похож на родительский.

Некоторые считают, что они смогут изменить свой сценарий, если станут полной противоположностью своих родителей. Этот феномен называется антисценарием и, к сожалению, он не работает.

Для серьезной работы с семейным сценарием лучше начать знакомство с изучения своей семейной истории с помощью генограммы. Желательно восстановить информацию минимум о последних трех поколениях со стороны отца и матери. В процессе работы обратите внимание на следующие моменты:

  • средняя продолжительность жизни каждого человека;
  • наличие / отсутствие образования (среднее, среднее специальное, высшее);
  • какие заболевания были в роду (хронические, органические / психиатрические);
  • количество детей;
  • брак / развод / измены;
  • наличие зависимостей (алкогольной, наркотической, других);
  • значимые события;
  • самоубийства / убийства / аборты;
  • профессиональная реализация;
  • финансовое состояние.

Для составления генограммы можно обратиться за помощью к родственникам или в специальные бюро, которые занимаются вопросами изучения семей и могут помочь восстановить необходимые данные.

После составления генограммы проведите анализ и ответьте себе на следующие вопросы:

— Какие ресурсы есть в вашем роду?

— От чего они вас защищают?

— Чего они вас лишают?

Вы можете поработать со сценариями рода через метод убеждений. Для этого необходимо постепенно выписывать семейные убеждения, которые сильно вас задевают и с которыми вы бываете в корне не согласны. Лучше эту работу выполнять поэтапно. Выписав от 1 до 3 убеждений за раз, попробуйте понять, почувствовать, каким образом они влияли на жизнь ваших родственником и как влияют на вас.

После попробуйте определить важность каждого убеждения. Далее, чтобы их изменить, необходимо сформулировать свои собственные убеждения, опираясь на личные ценности. Если вам сложно отказаться от негативного шаблона, попробуйте перефразировать содержание. Старайтесь поэтапно внедрять новые убеждения в свою жизнь и отслеживайте, что вы при этом ощущаете, когда говорите, мыслите или действуете иначе, чем раньше. «Для более глубокой и эффективной работы рекомендую обращаться за помощью к специалисту, который поможет высветить темные, не осознаваемые вами грани собственной жизни, личных убеждений и семейных сценариев», — поясняет психолог.

Изменить свой жизненный сценарий сложно, но возможно. Психологи «Кризисного центра помощи женщинам и детям» помогут проанализировать родовые программы, осознать свои роли, посмотреть на события жизни новым взглядом. Такая работа над собой, безусловно, даст вам силы изменить свою жизнь, сделав ее более осознанной и свободной.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тест чтобы узнать что подарить человеку
  • Техника тест дизайна сценарий использования
  • Тест что тебе подарят на день рождения
  • Техника сценариев это
  • Техника сценариев пример