Технологическая карта праздника осени

Мероприятие "Праздник Осени" - традиционный праздник, на котором обучающиеся научатся наблюдать за природой, развивают свои творческие способности и навыки общения.Мероприятие воспитывает чу

Однажды утром маленький Паучок проснулся  и подумал:

Паучок: — Что-то не так! Повернусь –ка я на левый бок! Нет, лучше на правый! Все равно что-то не так! Интересно, а что же это не так? Ой, что же такое?

Услыхала его гусеница

Гусеница: -Ты чего кричишь, паучок? Всю поляну разбудишь!

Паучок (шепчет) — Ты знаешь, что-то не так… не знаешь, что именно?

Гусеница:- У тебя всегда что-то не так… Не могу же я каждый раз угадывать, что именно..

Паучок -О . я знаю! Листья! Листья стали желтыми ,а воздух- бррр- очень прохладный

Гусеница:- Чувствую… Так ведь Осень

Паучок -Осень? А что такое Осень

Гусеница — Ну это ты не у меня спрашивай… Я скоро сделаю себе теплый кокон, спрячусь в от в это дупло и засну до весны А у вас все не по правилам. Только заканчиваются лето, паучки надевают свою паутинку и летят куда-то Нет, мы, гусеницы, не такие. Мне нравится мое дерево с сочными вкусными листьями. Вот сейчас засну, а весной превращусь … в прекрасную бабочку. По крайней мере. Мне так обещали!

Паучок — Нет. Я так не могу, мне просто необходимо повстречать эту ОСЕНЬ! Я отправляюсь в путешествие. Только найду свою самую легкую паутинку- дельтаплан ( аэроплан)

Прощай, гусеничка!

Гусеничка: Прощай, Паучок, ты всегда был немного странным…

Звучит музыка, паучок надевает паутинку , начинает кружиться,  около него появляются другие паучки в паутинке.

Танец паучков(2 класс)

Паучок: Эй. Паучки, скажите, вы видели ОСЕНЬ?

Паучки :А зачем тебе ОСЕНЬ?

Паучок: Я хочу узнать, кто она такая и для чего приходит, и почему листья покраснели, и … куда подевались мои друзья…

Паучки: Слишком много вопросов, мы не знаем… Мы летаем в небе, пока не найдем себе новый домик и не спрячемся до весны. Полетели с нами!

Улетают

Паучок один.

Паучок : Где же мне эту ОСЕНЬ искать?

Выходят Ежи с корзинками, ищут грибы, идут спинами друг к другу, натыкаются, подпрыгивают пыхтят:

4 класс ЕЖИ: -Встретил в чаще еж ежа

— Как погода, еж?

-Свежа!

Паучок: Куда вы так торопитесь?

Еж1: так ведь Осень на дворе!

Еж 2: надо успеть наесться досыта

Еж1: Это ведь только в сказках мы грибы собираем и запасы делаем

Еж2: А на самом деле запасы наши вот где!( поглаживает себя по животу)

Еж 1 : Чем больше жира нагуляем на зиму, тем спокойней будет нам спать в наших норках

Еж 1: А знаешь, какая история приключилась с грибами в нашем лесу?

Паучок: Не знаю.

Еж 2: Ну, тогда слушай

Выходят участники Битвы грибов 1 класс

Еж 1: Собрались как-то грибы и давай спорить: какие из них главнее- съедобные или несъедобные.

Еж 2: Спорили –спорили и рассорились. Стали они войско собирать на великую грибную битву

Боровик: Я Гриб-боровик по прозвищу Белый призываю всех на битву! Кто со мной. тот герой!

Груздь: -Я груздь тоже белый, парень весьма смелый. А со мной груздь черный, в кадушке моченый! Идем на войну!

Маслята: — Мы маслята, бравые ребята, веди нас на войну

Подберезовик: — Ой, я Подберёзовик, всюду поспел, и здесь тут как тут, кого там бьют? Иду на войну

Рыжики, лисички: Мы рыжики и лисички, братья и сестрички, идем с тобой на войну

Опята: И мы, опята, с вами

Грибы: Да куда же вы, опята, вы совсем малые ребята

Опята: Ничего, авось пригодимся!

Еж 1:Мухомор тоже решил свое войско собрать:

 Мухомор: Куда вам с нами тягаться. Мы – хитры, мы изворотливы, одолеем вас в два счета, выходите, кому биться охота

Поганки: мы поганки бледные, очень, очень вредные

Сатаниский гриб: Я гриб сатанинский хитрый и злой, я как боровик, только другой, хоть на белый гриб похож, но внутри я непригож

Ложные опята: Мы-опята ложные, совсем не осторожные, на пеньках сидим, обмануть всех хотим!

Еж 2: И началась тут битва! Сосновыми иглами друг друга колют, листиками как щитами прикрываются.

Пауза .  Грибы как бы  в порыве нападения друг на друга…

Еж 1 :Так бы и бились до сих пор, да пришли в лес грибники с корзинками

Грибник1- Смотрите, смотрите, а грибов-то нынче видимо-невидимо: и опята, и маслята. И рыжики, и сам гриб- боровик.

Грибник 2 Скорей соберем их в корзинки

Грибник 3 А поганки не тронем! Зачем? Пусть поработают санитарами леса, ведь где они поселяются. Старые пни и стволы разрушаются. Всякому грибу свое место!

Уходят

Паучок: Про грибы вы все знаете… А про Осень, где она живет – прячется  расскажете?

Еж 1  Про ОСЕНЬ?

Еж 2: Осень нас потчует грибами и плодами, а где она сама – не видали.

Паучок: Пойду дальше. Может, встречу кого-то, кто покажет мне, где прячется Осень. Может быть, знает бабочка? Она путешествует далеко, наверное, встречала ОСЕНЬ?

Появляется бабочка. Дрозд В. 4 класс

Паучок: Бабочка, ты Осень не видела?

Бабочка (Дрозд В.): Осени не будет никогда!

Поёт песню «Осени не будет никогда»

Паучок: Ну вот, убежала….

Осень вновь появляется на сцене в танце, машет рукой и на сцене появляется стая перелетных птиц.

3 класс Танец с руками

Паучок: Как красиво летят птицы. Птицы, птицы, почему вы улетаете?

Одна птица останавливается

3 класс Птица: Мы улетаем, потому что наступила Осень, скоро настанут холода, и мы спешим поскорее на юг, к теплым берегам. Там будем жить до весны.

Паучок: А здесь совсем не останется птиц?

Птица: Почему же? Мы улетаем туда, где тепло, нас поэтому и называют –перелетными. , а здесь остаются самые крепкие, их называют зимующими.

Загадки

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

(воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её … (ворона)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?

(дятел)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!»

(синица)

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(сорока)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У неё птенцы в гнезде?

(клёст)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

Северные гости

Клюют рябины гроздья

Так нарядны и ярки,

На головках — хохолки!

(свиристели)

Перелётные птицы.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной!

(соловей)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(журавли)

Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами!

(трясогузка)

Мы в скворечнике живём,

Песни звонкие поём.

(скворцы)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

(кукушка)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(ласточка)

Пучок: Эй. Сороки, вы всюду летаете, про всех все знаете

Сороки: Да-да, летаем, да-да, знаем-знаем.

Смотрим, где бы какую крошку хлеба найти. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь.

Птица 1. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Птица 2. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что  школьники Ломоносовской школы по всей территории кормушки развесили, а еще и в своих дворах. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Птица 1. Давайте попросим ребят, чтобы они не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Паучок: А не подскажете, где мне ОСЕНЬ искать?

Сорока1: Не подскажем, не подскажем.. Ничего не видели, ничего не слышали…

Сорока 2: Мы около людей обитаем, и знаем, что люди про осень много разного говорят. Вот, послушай.

2 класс Пословицы про осень

Участники встают в полукруг и

Известно всему свету. ,что….

-От осени к лету поворота нету

-В сентябре синица просит осень в гости

осень издавна ждали те, кто всю весну и лето трудился- не ленился

Весна красна цветами, а Осень-плодами

-Осень пришла- урожай принесла 

Щедры осенние дары, только успевай- собирай, кто всю весну и лето трудился-не ленился

Доброму урожаю – добрая уборка

Половина участников показывает, как убирается хлеб, а вторая половина встает руки в боки, отмахивается от работы….

— На нашу лень будет и завтра день

-Лень да неохота- то ли не работа

— Лень раньше нас родилась…

А с ленивых да нерадивых

-Придет осень- за все спросит

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову

Убран урожай, по закромам припрятан, можно и попировать.

-Осенью и у воробья пир

-Осенью и у кошки пирог

Да, правду говорят-

-Холоден сентябрь, да сыт!

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой

-Но- Осеннее тепло обманчиво

-В сентябре днем погоже   да по утрам негоже

Осень идет, и дождь за собой ведет

А бывает

Наччинают изображать дождик, воет ветер, показывают, как ветер сбивает с ног

-Осень- перемен восемь

-В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет

-В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся

Всем ведь известно, что

-В октябре до обеда осень, после обеда зима.

-Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень

Вот и задули ветры холодные, сдувают последние листики с деревьев, нагоняют тучи на небе. Того и гляди, снежная крупа из них посыплется

-В ноябре зима с осенью борются

-Ветры дули- шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали

А зимой осенний урожай пригодится! Ведь осень- это итог летней страды. Недаром говорится

-Цыплят по осени считают

Все, чем осень одарила, зимой пригодится. Скоро, скоро, задуют холодные ветры, и Осень уступит место Зиме.

Осень хвастлива, зима справедлива

Осень богата хлебом, а зима снегом

Но сейчас лес расписан багряным узором, и до зимы еще нескоро, и мы …

Все Осень, осень, в гости к нам просим

 Появляется Осень

ОСЕНЬ: Кто меня искал, кот зазывал

Все :Мы.,Госпожа ОСЕНЬ!

ОСЕНЬ:  Вот я и пришла с красками , плодами и осенними дарами.

Принесла для всех друзей хлеба, яблок, овощей.

Все: Ура! Будем Осень встречать, радоваться да пировать

А какая же осень без вкусного борща

4 класс Сценка «Борщ»

Осень: Вижу, что рады вы моему приходу. У ОСЕНИ много красок и много даров, на все вкусы хватит. Да и ребята давно меня знают. Хочешь посмотреть, как они встречают Осень вместе со своими родителями?

Слайд-шоу

Осень: Ну вот , Паучок, ты и увидел меня во всей красе. А сейчас торопись спрятаться в норку, ведь впереди самое холодное время- зимнее.

Паучок: Спасибо тебе. Мне и вправду пора. Заберусь в укромное местечко, укроюсь своей паутинкой и будут сниться мне сны про красавицу ОСЕНЬ!

ОСЕНЬ: И мне пора. Скоро уступлю я свое  место Зиме-стуже, и вернусь на следующий год.

Финальная песня «Проказница Осень».

государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение

 Ростовской области «Зерноградский педагогический
колледж»

Технологическая карта

внеклассного занятия по теме «Праздник осени»

проведенного 11.10.2017г. в 2 «А» классе

МБОУ Гимназии г. Зернограда

Студенткой 2 «Г» группы

Кухмистровой Ириной

Учитель: И.Н. Веретельник

     Методист: Ю.В. Грибенщикова

__________________  

( подпись )

Зерноград 2017

Класс

 2 «А»

Цель занятия

Воспитывать любовь к прекрасному
времени года- Осени.

Задачи занятия

Задачи, направленные
на достижение личностных результатов:

Развивать
любознательность;

Развивать
сообразительность, внимательность.

Задачи, направленные
на достижение метапредметных результатов:

Формировать умение
слушать, слышать.

Формировать умение
воспринимать и анализировать информацию и ее важные компоненты.

Формировать контроль
своих действий на классном часе.

Предполагаемый результат

выделять осенние
признаки

Форма проведения занятия


Классный час

Методы воспитания

 Рассказ, беседа, игра,
иллюстрация, демонстрация, упражнение.

Оборудование (средства
воспитания)


Презентация, раздаточный материал.

Этапы воспитательного занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

Методы воспитания

1.
Организационный момент
(Мотивационно-целевая
установка)

Здравствуйте ребята,
меня зовут Ирина Павловна.

-В нашем классе так тепло,
светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая наша улыбка-это
солнышко, от которого становится тепло и хорошо.

Поэтому мы с вами
будем улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

-Здороваются.

-Слушают учителя,
улыбаются друг другу, мотивационно настраиваются на классный час.

Беседа

2.
Вводная часть

(
Проблемная ситуация и
целеполагание)

-Дети, вы любите
загадки?

-Я вам загадаю
загадки, а вы подумаете, о чем же мы будем говорить. (Прил.1)

-Догадались, о чем мы будем говорить?

-Совершенно верно, об осени.

-Давайте немного поиграем, а заодно и немного отдохнем.
Встаньте, пожалуйста, из-за парт и с помощью жестов и мимики изобразите
следующие действия, характерные для осени.(Прил.2)

холода.

-Спасибо, вы отлично
изобразили праздники осени, садитесь.

-Да

-Слушают загадки,
разгадывают.

-Да, об осени.

-Встают, слушают правила
игры.

-Изображают с помощью
мимики и жестов признаки осени.

-Садятся на свои места.

Беседа

Игра

3.
Основная часть
(Операционно-деятельностный
этап)

— Ребята, скажите, а
какие еще признаки осени вы знаете?

-А какой вы считаете
одним из самых грустных?

 -Да, одним из
грустных признаков осени является отлет птиц в перелетные края.

-А каких перелетных
птиц вы знаете?

-Сейчас я раздам вам
карточки, а вы на них найдете и назовете мне перелетных птиц.(Прил.3)

-А чтобы лучше их нам
представить, давайте, на них посмотрим.

-Если бы вы умели говорить на птичьем языке, что бы вы
пожелали отправляющимся в дальний путь пернатым?

-Устали? Давайте поиграем. Сейчас я буду произносить
фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к
признакам осени, — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами по полу.
Сосредоточьтесь: игра будут проходить в быстром темпе! (Прил.4)

-А как вы думаете, какие птицы улетают самые первые?

-Одними из первых улетают ласточки и
стрижи.  (Демонстрирую фото ласточек и стрижей)

-А умеете ли вы отличать ласточку от стрижа?(Прил.5)

-Я вас научу.


давайте решим вот такие анаграммы(Прил.6)

— Какое
слово лишнее?

— Почему?

-Капает дождь, опадают
листья, ветер дует, птицы улетают.

-Дождь, перелет птиц.

-Ласточка, утка, цапля,
кукушка.

— Называют перелетных
птиц.

-Смотрят презентацию.

-Удачного полета, хорошо
согреться в теплых краях, вернуться домой.

-Давайте. Слушают
правила игры.

-Играют в игру

-Не знаем

-Нет

-Слушают учителя

-Решают анаграммы

-Лишнее слово- март-Тут
все относится к осени, а март к весне.

Беседа

Упражнение

Демонстрация

Игра

Рассказ

Упражнение

Беседа

Иллюстрация

4.
Заключительная часть
(Рефлексивно-оценочный этап)

-Ребята, что вы узнали нового?

-Вам понравилось?

-Спасибо вам за внимание,
мне очень понравилось с вами работать. До свидания!

-Узнали, какие есть
еще признаки осени, узнали перелетных птиц, научились отличать стрижа от
ласточки.

-Да.

-До свидания

Беседа

Приложение 1
загадки

Ветки
голые стучат,

Галки
черные кричат,

В
тучах редкая просинь,

Наступила…
(осень).

Льдинка
хрустнет тонко,

Крикнет
птица звонко,

Будто
есть попросит,

Наступила…
(осень).

Гнезда
черные пусты,

Меньше
сделались кусты.

Ветер
листья носит,

Наступила…
(осень).

Игра. Приложение 2

• Вы подметаете дорожку от
листьев.

• Вы собираете грибы.

• Вы перекапываете грядку в
огороде.

• Вы нарезаете капусту для
засолки.

• Вы стоите под зонтиком и дрожите
от холода.

Приложение 3

Найдите названия некоторых из них
среди других букв.

1.ЖДОЛЛАСТОЧКАОПРОН

2.ТРИСТРИЖБРОЧИБИС

3.ЗЯБЛИКНЕОПЕРЕПЕЛ

4.ПЕНОЧКАНОДРОЗДБРР

5.МРТМЖАВОРОНОКХРР

6. ТРЯСОГУЗКАЛОЦАПЛЯ

7.КУКУШКАЛТИЧАЙКА

Игра. Приложение 4

• Бушует листопад. (Хлопаем)

• Улетают на юг птицы. (Хлопаем)

• Льют дожди. (Хлопаем)

• Разливаются реки. (Топаем)

• По утрам бывают туманы.
(Хлопаем)

• Приходит бабье лето. (Хлопаем)

• Исчезают насекомые. (Хлопаем)

• У деревьев начинается
сокодвижение. (Топаем)

• Набухают почки на деревьях.
(Топаем)

• Понижается температура воздуха.
(Хлопаем)

• Идет уборка урожая в садах и
огородах. (Хлопаем)

• По утрам бывает изморозь на
траве. (Хлопаем)

• Наступает пора сбора клюквы.
(Хлопаем)

• День становится короче, а ночь
длиннее. (Хлопаем)

• Выпадает первый снег. (Хлопаем)

• На реках начинается ледоход.
(Топаем)

Рассказ. Приложение 5

-А умеете ли вы отличать ласточку
от стрижа? На самом деле сделать это не так легко, потому что в полете они
очень похожи друг на друга. И те, и другие выписывают в воздухе, как настоящие
спортсмены на водных лыжах, великолепные круги, эллипсы и прочие выкрутасы. Но
стриж летун еще более высокого класса, чем ласточка, поскольку он кружит в
воздухе буквально целый день, обычно ни на минуту не присаживаясь ни на землю,
ни на ветки, ни на провода. В скорости же он не имеет себе равных среди
пернатых, так как может пролететь 150 км в час! Теперь понятно, почему летчиков
иногда называют стрижами?

Чем же еще отличаются ласточки от
стрижей?

Те птички, которые осенью перед
отлетом сплошь покрывают телеграфные провода, — исключительно ласточки. Дело в
том, что у ласточек лапки обыкновенные, как у курицы, с тремя торчащими вперед
пальцами и одним — назад, а вот у стрижей весьма необычные лапки: все четыре
пальца направлены вперед, поэтому они похожи на веерообразные грабли, что
помогает птичкам зацепиться за малейший выступ, за любую шероховатость, но вот
обхватить такой лапкой ветку или телеграфный провод сложнее. Именно поэтому
стрижей часто можно видеть висящими, зацепившимися лапами за какую-нибудь щель
на вертикальной поверхности.

Интересно, что стрижа вы вряд ли
встретите на земле. Он на нее, как правило, не садится, потому что ему там нечего
делать: он ловит насекомых в воздухе.

Стриж, в отличие от ласточки, не
строит гнезда. Каждая дыра, дупло, щель годятся ему, чтобы отложить яйца и
высиживать птенцов. Требуется только подстилка, а материал для нее в виде
ниток, перышек, пуха или волосков можно всегда собрать в воздухе при сильном
порыве ветра.

 Анаграммы.
Приложение 6

1. лтаипдсо (листопад).
2. джьод (дождь).
3. несг(снег).
4. ожуйра (урожай).
5. еястньбр (сентябрь).
6. армт (март).
7. бкроять (октябрь).
8. няьобр (ноябрь).

  1. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)

  1. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

Читает стихотворение и подводит детей к теме классного часа.

-Ребята, а какое сейчас время года?

Наш классный час нам бы хотелось начать со стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, посвящённое осени.(Есть в осени первоначальной…)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ребята похоже описание осени в стихотворении, на нашу осень?

-Как вы считаете, какова тема нашего классного часа?

Сообщает тему, и проводит беседу, предлагает рассмотреть картины.

-А именно, праздник осени.

-Ребята, а как же празднуют этот праздник?

-Ребята, осень- это очень красивое время года, она послужила музой многим художникам. Обратите внимание на экран, кто из вас знает, как называется эта картина.

-Почему, она так называется?

— А кто из вас знает, кто является автором данной картины?

-А как вы считаете, кто написал следующую картину?

— Как она называется?

— Ребята, а какие признаки осени вы знаете?

— А как вы думаете, чем занимаются в это время года люди?

— Ребята, вы всё верно сказали, но ещё наша осень славится сбором урожая. Какие фрукты и овощи собирают осенью?

Организует и проводит игру «Собери урожай».

— Абсолютно верно, а сейчас давайте на минуточку представим себя сборщиками урожая.

На доске вы видите две пустые корзины, которые необходимо наполнить.

-Как вы думаете, чем мы будем их заполнять?

— Ребята, вы абсолютно правы, но когда мы несли корзины, все фрукты и овощи выпали из них и разбежались по классу. Вам необходимо найти их, и правильно распределить по корзинам.

— Ребята, большое вам спасибо за то, что помогли нам, без вашей помощи мы бы не справились.

Предлагает провести «Рекламу овощей»

-Ребята, вы выдели много реклам по телевизору, а ваши одноклассники подготовили вам «Рекламу овощей».

Лук:
Лук зелёный — объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть —
Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи!

Морковь:
А морковочка-подружка
Дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь,
Отчищайте зубы.

Помидор:
А я — толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту —
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август — месяц наступил —
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.

.Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.

Огурец:
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет всё в порядке!

Репа:
Наша жёлтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.

Картофель:
Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво —
И крупна, и так красива!
А картошка — хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!

5.Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше … О — во- щей!

— Конечно же вы знаете, что осень бывает разная ( то дождливая и пасмурная, то теплая и солнечная)

Предлагает отгадать загадки.

-Ребята, виновница нашего торжества- Осень, приготовила нам загадки, давайте их отгадаем.

1. Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто…
(листопад)

2. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

3. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

4. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

5. Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

6. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)

— Ребята, обратите внимание на экран.

-Что вы увидели ?

Проводит музыкальную физминутку.

-Дети, мы сегодня много узнали об осени, а что же делают птицы в это время года?

-А все ли птицы улетают в тёплые края?

Проводит беседу о зимующих и перелётных птицах.

-А каких вы знаете птиц, которые не улетают на юг, а остаются с нами?

-Ребята, а что интересного вы знаете о воронах?

-Ребята, а вы знали, что живущие в неволе вороны могут научиться говорить лучше, чем некоторые попугаи. Эти птицы также способны перенять звуки автомобильных двигателей, животных. В дикой природе вороны часто подражают волкам и лисам. Эмитируя их клич, воронам нередко удается отпугнуть их от добычи и полакомиться остатками.

-Ребята, а что интересного вы знаете о дятлах?

— А как вы думаете, как долго дятлы строят себе жилище?

Сообщает детям интересные дополнительные сведения.

-На самом деле, Обычный дятел тратит на создания своего жилья совсем немного времени, максимум до двух недель. Но, есть и такие представители, которые по несколько лет строят для себя комфортные условия пребывания в природе .

-Ребята, а каких вы знаете птиц, которые улетают в тёплые края?

-А кто из вас знает, куда соловьи улетают зимовать?

-Оказывается, что соловьи зимуют в Африке.

-Ребята, Осень подготовила ещё одно задание для вас. Сейчас мы будем перечислять вам птиц, и если это птица перелётная вы хлопаете в ладоши, а если эта птица остаётся на зиму с нами, то топаете. Будьте очень внимательны.

Ворона(н),ласточки(п,) воробей(н), голубь(н),журавли(п), лебедь(п),синица(н),соловей(п), дятел(н),грач(п), ворон(н).

-Ребята какие вы молодцы, очень быстро справились с заданием.

-Ещё издавна русский народ, сочинил много пословиц и поговорок об Осени.

-Ребята, а какие вы знаете пословицы об осени?

-С некоторыми мы свами сейчас познакомимся.

Осень — перемен восемь.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Осенью и воробей богат.

-Ребята, а теперь обратите внимание на ваши парты, на них лежат конверты с пословицами, которые разделены на части, и вам нужно из соединить.

Осень — перемен восемь.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Осенью и воробей богат.

-Ребята, а как вы понимаете смысл данных пословиц?

-Какие вы молодцы, хорошо справились с заданием.

-Осень

Внимательно слушают стихотворение

-Похожа она такая же солнечная, тёплая, красивая.

-Осень

-Поют песни, танцуют весёлые танцы, читают стихи, играют в игры.

-«Золотая осень»

-Картина очень светлая и яркая, очень много золотых красок.

— И. Левитан.

-С. Жуковский

-«Осень. Веранда.»

— Желтеют и опадают листья, становится холоднее, идёт дождь.

— Отдыхают на море, убирают во дворе, гуляют.

— Айва, яблоки, груши, виноград, тыква, морковь, кукуруза, капуста, лук.

— Фруктами и овощами

— Дети ищут фрукты и овощи, распределяют по корзинам.

Выходят дети и показывают рекламу.

Внимательно слушают учителя.

Отгадывают загадки.

— Листопад

-Дождь

-Лужи

-Сентябрь

-Ноябрь

-Осень.

— Мы думаем, что Осень осталась довольна нашими ответами.

Выполняют физминутку.

Дети принимают участие в беседе.

-Одни улетают в тёплые края.

— Нет не все, некоторые птицы остаются на зиму.

Ворона, воробей, голубь, синица, дятел, ворон.

-Они вьют на деревьях гнёзда, Питаются зёрнами.

Внимательно слушают учителя.

Дятлы питаются насекомыми, которые живут в коре деревьев.

Пару дней.

-Ласточки, журавли, лебеди, соловей, грач.

-На юг.

Внимательно слушают учителя, играют в игру

Вспоминают пословицы и поговорки.

Осень велика, зима долга.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Собирают части пословиц.

— Осень — перемен восемь. Эта пословица означает, что осенью очень часто меняется погода то идёт дождь, то светит солнце, от очень холодно.

Осень — собериха, зима — подбериха. Осенью мы собираем урожай, а зимой мы пользуемся этими запасами .

Осенью и воробей богат. Осень- это такое время года, когда мы собираем урожай, которым все питаются.

Беседа

Беседа

Игра

Беседа

Игра

Беседа

Игра

Беседа

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Игра

Беседа

Игра

Беседа

Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)

Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

Читает стихотворение и подводит детей к теме классного часа.

-Ребята, а какое сейчас время года?

Наш классный час нам бы хотелось начать со стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, посвящённое осени.(Есть в осени первоначальной…)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ребята похоже описание осени в стихотворении, на нашу осень?

-Как вы считаете, какова тема нашего классного часа?

Сообщает тему, и проводит беседу, предлагает рассмотреть картины.

-А именно, праздник осени.

-Ребята, а как же празднуют этот праздник?

-Ребята, осень- это очень красивое время года, она послужила музой многим художникам. Обратите внимание на экран, кто из вас знает, как называется эта картина.

-Почему, она так называется?

— А кто из вас знает, кто является автором данной картины?

-А как вы считаете, кто написал следующую картину?

— Как она называется?

— Ребята, а какие признаки осени вы знаете?

— А как вы думаете, чем занимаются в это время года люди?

— Ребята, вы всё верно сказали, но ещё наша осень славится сбором урожая. Какие фрукты и овощи собирают осенью?

Организует и проводит игру «Собери урожай».

— Абсолютно верно, а сейчас давайте на минуточку представим себя сборщиками урожая.

На доске вы видите две пустые корзины, которые необходимо наполнить.

-Как вы думаете, чем мы будем их заполнять?

— Ребята, вы абсолютно правы, но когда мы несли корзины, все фрукты и овощи выпали из них и разбежались по классу. Вам необходимо найти их, и правильно распределить по корзинам.

— Ребята, большое вам спасибо за то, что помогли нам, без вашей помощи мы бы не справились.

Предлагает провести «Рекламу овощей»

-Ребята, вы выдели много реклам по телевизору, а ваши одноклассники подготовили вам «Рекламу овощей».

Лук:
Лук зелёный — объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть —
Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи!

Морковь:
А морковочка-подружка
Дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь,
Отчищайте зубы.

Помидор:
А я — толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту —
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август — месяц наступил —
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.

.Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.

Огурец:
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет всё в порядке!

Репа:
Наша жёлтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.

Картофель:
Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво —
И крупна, и так красива!
А картошка — хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!

5.Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше … О — во- щей!

— Конечно же вы знаете, что осень бывает разная ( то дождливая и пасмурная, то теплая и солнечная)

Предлагает отгадать загадки.

-Ребята, виновница нашего торжества- Осень, приготовила нам загадки, давайте их отгадаем.

1. Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто…
(листопад)

2. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

3. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

4. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

5. Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

6. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)

— Ребята, обратите внимание на экран.

-Что вы увидели ?

Проводит музыкальную физминутку.

-Дети, мы сегодня много узнали об осени, а что же делают птицы в это время года?

-А все ли птицы улетают в тёплые края?

Проводит беседу о зимующих и перелётных птицах.

-А каких вы знаете птиц, которые не улетают на юг, а остаются с нами?

-Ребята, а что интересного вы знаете о воронах?

-Ребята, а вы знали, что живущие в неволе вороны могут научиться говорить лучше, чем некоторые попугаи. Эти птицы также способны перенять звуки автомобильных двигателей, животных. В дикой природе вороны часто подражают волкам и лисам. Эмитируя их клич, воронам нередко удается отпугнуть их от добычи и полакомиться остатками.

-Ребята, а что интересного вы знаете о дятлах?

— А как вы думаете, как долго дятлы строят себе жилище?

Сообщает детям интересные дополнительные сведения.

-На самом деле, Обычный дятел тратит на создания своего жилья совсем немного времени, максимум до двух недель. Но, есть и такие представители, которые по несколько лет строят для себя комфортные условия пребывания в природе .

-Ребята, а каких вы знаете птиц, которые улетают в тёплые края?

-А кто из вас знает, куда соловьи улетают зимовать?

-Оказывается, что соловьи зимуют в Африке.

-Ребята, Осень подготовила ещё одно задание для вас. Сейчас мы будем перечислять вам птиц, и если это птица перелётная вы хлопаете в ладоши, а если эта птица остаётся на зиму с нами, то топаете. Будьте очень внимательны.

Ворона(н),ласточки(п,) воробей(н), голубь(н),журавли(п), лебедь(п),синица(н),соловей(п), дятел(н),грач(п), ворон(н).

-Ребята какие вы молодцы, очень быстро справились с заданием.

-Ещё издавна русский народ, сочинил много пословиц и поговорок об Осени.

-Ребята, а какие вы знаете пословицы об осени?

-С некоторыми мы свами сейчас познакомимся.

Осень — перемен восемь.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Осенью и воробей богат.

-Ребята, а теперь обратите внимание на ваши парты, на них лежат конверты с пословицами, которые разделены на части, и вам нужно из соединить.

Осень — перемен восемь.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Осенью и воробей богат.

-Ребята, а как вы понимаете смысл данных пословиц?

-Какие вы молодцы, хорошо справились с заданием.

-Осень

Внимательно слушают стихотворение

-Похожа она такая же солнечная, тёплая, красивая.

-Осень

-Поют песни, танцуют весёлые танцы, читают стихи, играют в игры.

-«Золотая осень»

-Картина очень светлая и яркая, очень много золотых красок.

— И. Левитан.

-С. Жуковский

-«Осень. Веранда.»

— Желтеют и опадают листья, становится холоднее, идёт дождь.

— Отдыхают на море, убирают во дворе, гуляют.

— Айва, яблоки, груши, виноград, тыква, морковь, кукуруза, капуста, лук.

— Фруктами и овощами

— Дети ищут фрукты и овощи, распределяют по корзинам.

Выходят дети и показывают рекламу.

Внимательно слушают учителя.

Отгадывают загадки.

— Листопад

-Дождь

-Лужи

-Сентябрь

-Ноябрь

-Осень.

— Мы думаем, что Осень осталась довольна нашими ответами.

Выполняют физминутку.

Дети принимают участие в беседе.

-Одни улетают в тёплые края.

— Нет не все, некоторые птицы остаются на зиму.

Ворона, воробей, голубь, синица, дятел, ворон.

-Они вьют на деревьях гнёзда, Питаются зёрнами.

Внимательно слушают учителя.

Дятлы питаются насекомыми, которые живут в коре деревьев.

Пару дней.

-Ласточки, журавли, лебеди, соловей, грач.

-На юг.

Внимательно слушают учителя, играют в игру

Вспоминают пословицы и поговорки.

Осень велика, зима долга.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Собирают части пословиц.

Осень — перемен восемь. Эта пословица означает, что осенью очень часто меняется погода то идёт дождь, то светит солнце, от очень холодно.

Осень — собериха, зима — подбериха. Осенью мы собираем урожай, а зимой мы пользуемся этими запасами .

Осенью и воробей богат. Осень- это такое время года, когда мы собираем урожай, которым все питаются.

Беседа

Беседа

Игра

Беседа

Игра

Беседа

Игра

Беседа

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Игра

Беседа

Игра

Беседа

2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)

А какое сейчас у нас время года?

Какие признаки осени вы можете назвать?

Какая осень разная!
То хмурая, то ясная,
То яркая, счастливая,
То серая, тоскливая.
Цветут на клумбе радостно
Последние цветы…
Какая осень разная!
Совсем, как я и вы

Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?

Верно ребята

-Осень

-Перечисляют признаки осени

-Осени

беседа

3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

Ребята, а вы любите праздники?

Давайте устроим нашей осени праздник

Ну конечно какой же праздник без виновницы торжества, давайте пригласим её.

(На доску прикрепляю изображение «Осень»)

Она приготовила для вас загадки

Давайте отгадаем их, и порадуем своей смикалкой

(За правильные ответы дети получают листочик с осенней отгадкой)

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! 

Лист последний на заре
Сбросил лес наш в … 

 Снег идёт и тут же таит,

Зима упорно наседает,

Твердеет на стволе кора,

И можно встретить снегиря!

А теперь вокруг осени прикрепите её верных помощников. И те у кого на парте лежат осеннии листочки их тоже прикрепите. Давайте создадим для осени и для себя праздничное настроение

А сказки любите?

Это очень хорошо, потому что славные помощники осени сентябрь, октябрь и ноябрь приготовили для вас осеннюю сказку. (Демонстрирует видео фильм)

Она вам понравилась?

А о чем она была?

А вы слышали, как осень поет? Шелест листьев, гул ветра, шум дождя, разве это не песня? Закройте глазки и послушайте музыку осени(звучит музыка)

Что вы представили?

Ребята, а вы танец осени знаете?

Ну так вставайте скорее, будем танцевать

(Физкультминутка)

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый  — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Неправда ли осень очень щедрая?!

Осень приготовила для вас игру. Поиграем?

Мне нужны 2 команды по 5 человек.

(над ними стоят стулья с ягодами, грибами, и на против стулья с корзинками, необходимо перенести ягоды, грибы перенести в корзинку) Победит та команда, которая сделает это быстрее.

Теперь те кто не играл, делятся на команды и играют

Очень хорошо справились с заданием

-Да

Слушают

-Осень, осень приходи

Смотрят на доску

Отгадывают загадки

Сентябрь

-Октябре

Ноябрь

Крепят листики на доску

-да

Смотрят сказку

-Да

Отвечают на вопросы учителя

Закрывают глаза и слушают

Отвечают на вопрос учителя

Слушают

-Нет

Выполняют физкультминутку

Слушают

-Да

Выходят 2 команды

Играют в игру

Меняются игроки

Играют

Беседа

Игра

Убеждение

Игра

Технологическая
карта мероприятия «Осенние посиделки»

Ф. И. О. педагога: Галиева
А.А.

Вид занятия:
досуговое мероприятие

Возраст: 13-15
лет

Тема занятия:

«Осенние посиделки»

Цель занятия:

Формирование
у детей духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской природой
и обычаями.

Образовательные задачи:

1.      Обучающая:

2.      Развивающая:

3.      Воспитательная:

1.     
Определить
основные виды
осенних признаков

2.     
Способствовать
формированию навыка проведения мероприятий

3.     
Ознакомить
с русскими народными обычаями и праздниками.

Планируемые результаты:

Личностные:  Развивать
любознательность;

Развивать сообразительность, внимательность.

Предметные:

Формировать умение слушать, слышать.

Формировать умение воспринимать и анализировать информацию и ее
важные компоненты.

Метапредметные:

способность
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою
деятельность;

Ресурсы:

 Основные:

Специально
оформленная классная доска, презентация воспитателя.

Организация пространства:

Групповая
работа учащихся.

Разработка
внеклассного мероприятия «Осенние посиделки»

Сценарий праздника

1.
Приветствие
.

Уже горят
огнём рябины кисти,

И
пожелтели на берёзах листья,

И пенье
птиц уже не слышно вовсе,

И тихо –
тихо к нам приходит ….Осень

Воспитатель: За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её:
холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень –
прекрасное  время года, это время сбора урожая, начало учебы в школе, это
подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно
или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна!

Воспитатель: Уже горят огнем рябины кисти

И пожелтели на березах листья.

И пенья птиц уже не слышно вовсе,

И тихо-тихо к нам приходит осень.

Дети читают стихотворение «Осень».

1. Стали дни давно короче,

Но зато длиннее ночи.

Пахнет жёлтою травою.

Яблони давно созрели,

Ветви яблонь поредели.

И усыпан сад листвою.

2.Я одна брожу у дома,

Мне здесь всё давно знакомо.

Но волненье замирает,

Словно птицей в поднебесье.

Мне вокруг всё интересно

Отчего пока не знаю.

3.Куст рябины веткой машет.

Дождь над крышей тихо пляшет.

Я своё окно раскрою

Здравствуй,  осень золотая!

Входит осень.

Осень: Добрый вечер, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето жаркое стояло- долго власть не уступало,
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог!

Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня наш праздник мы посвящаем
прекрасному времени года — осени. Поэтому и все конкурсы будут связаны с этой
чудесной порой.

Осень: Дозволяю начать праздник! Повеселимся же сегодня вволю! А то
придумал кто-то, что осень — унылая пора!

Осень: Итак, дорогие друзья, на сегодняшнем празднике мы будем не
только показывать свои способности и таланты, но и шутить, играть и веселиться!

Воспитатель.

Давайте сделаем сейчас зарисовки
осени. (Раздаёт атрибуты)

-Вы будете
соловьём                                                          (свисток)

-Вы будете осенним
ветром                                   (пробуем
шуршать бумагой) 

— Вы будете кукушкой -2
шт.                                             (прокукуем)

-Вы будете дятлом -2
шт.                                                   (палочка и баночка)

— Вы будете заблудившейся
коровой                              (му-у,му-у)

— Вы будете заблудившейся
овечкой                              (бе-е,бе-е,бе-е)

— Вы будете
пастушком                                                   (колокольчик)

— Вы будете
волком                                                          (у-у-у-у)

— Вы будете дождиком -3 шт.                                             (кап-кап-кап):

— Вы будете вороной -3
шт.                                              (кар-кар-кар)

(объясняет правило репортажа)

Внимание! Внимание! Репортаж
«Зарисовки Осени»

Тихо, идёт запись.

Воспитатель.

Завершается лето…Небо
становится серым, но ещё в памяти свежи трели соловья

 (поёт соловей)

 и кукование кукушек

(кукуют кукушки).

Осень как бы приостановилась.
Опять после летней разлуки прилетели в город вороны

(каркают вороны).

Они занимают свои зимние
квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Лишь кое-где в лесу ещё слышится стук дятла,
да звон колокольчика

(стук дятла, звон колокольчика)

Нарушает эту трогательную
осеннюю картину заблудившаяся овечка.

(блеет овечка)

словно отвечая ей, протяжно
мычит корова.

(мычит корова)

Корова наслаждается последней
зелёной травкой.

Октябрь- первый холодный
месяц.

Ветер срывает листву и
разбрасывает вокруг.

(шуршание ветра)

По народному календарю,
октябрь- месяц грязник.

Осеннюю распутицу, бездорожье
создаёт осенний холодный дождь.

(звук дождя)

Спокойно вокруг и только
где-то вдали слышен вой одинокого волка.

(вой волка)

Воспитатель. Что-то стало грустно от такого репортажа.
Мы ведь собрались, чтобы веселиться и восхвалять

Осень.  Поэтому я предлагаю перейти к конкурсной программе. Всех, у
кого есть задор и весёлое настроение приглашаем к участию в конкурсе «Осенние
посиделки 2012».

1 конкурс: Осень богата овощами и фруктами.
Проводим эстафету, где каждый шаг сопровождается названием овоща или фрукта.
Кто сделает больше шагов, тот и побеждает.

2 конкурс: Кто из вас вспомнит приметы осени, которые
в народе известны с давних пор.

Дым стелется — (к непогоде.)

Дым столбом — (К морозу и солнцу.)

Лягушки квакают — (к дождю.)

Муравьи уползают в муравейник,
закрывая в него вход — (
К
дождю.)

Комары гудят, вьются тучами —
(
К дождю, к теплу.)

Бабье лето ненастно — (осень суха.)

Исполняется песня  «Осенний
денёк».

           
   Осенний денёк.

Осень постучала к нам золотым дождём

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

А рябина – ягода словно огонёк

Согревает радостно пасмурный денёк.

В луже словно лодочки листики кружат,

Серые холодные тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют,

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами долгими дождик моросит,                      

Песней колыбельною по стеклу стучит.

Вечерами долгими дождик моросит,

Песней колыбельною по стеклу стучит.

3 конкурс «БУСЫ»

Предлагаю вам игру-эстафету.
Приглашаются две команды по пять человек.

Какая команда наберёт больше ягод
рябины на нить. По одному человеку подходим к столу. Приготовились. Внимание.
Пошли.

4 конкурс:  «Грибник». Дети с завязанными глазами собирают грибы — под
музыку.

13. Песня Мухоморы». (На мотив
песни «Добрый жук» поют учащиеся начальных классов)

Жили – были мухоморы,

Под зелёною сосной.

Красные, как помидоры

С белой снежной бородой.

С белой снежной бородой.

Мухоморы часто спорят

Кто красивей и вкусней?

Мухоморы, мухоморы

С вами веселей.

Я по узенькой тропинке

В лес зелёный убегу.

Соберу грибы в корзинку

Мухоморы обойду.

Мухоморы обойду.

Мухоморы часто спорят

Кто красивей и вкусней?

Мухоморы, мухоморы

С вами веселей.

Так и жили мухоморы,

Под зелёною сосной.

Красные, как помидоры

С белой, снежной бородой.

С белой снежной бородой.

5.Конкурс «Шишки». Бросание  в ведро шишек, кто больше набросает,
 тот и победил.

Осень. Все
знают, что осень богата урожаем.

Поэтому следующий конкурс называется  «Богатый
урожай». 
Для участия в конкурсе приглашаю учащихся 2,3 классов.  Сейчас я поочередно
буду загадывать загадки каждой команде, каждый правильный ответ оценивается в 1
балл

1.Какие овощи усатые?
(горох, фасоль)

2.У какого овоща есть
глазки? (картофель)

1. Какого Петрушку не
кладут в щи? (игрушечного)

2.Какой овощ мешал
принцессе спать? (горох)

1.У каких овощей
красный нос? (редис, морковь, свекла)

2.Круглая, как луна,
листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

 СКАЗКА ПРО РЕПКУ

Ведущий: 
Дедка репку посадил…
Дедка репке говорил: 

Дед: 
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать. 

(Ложится недалеко от репки и засыпает.) 

Ведущий: 
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался. 

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.) 

Дед: 
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась. 

(Хватает репку и тянет.) 

Ведущий: 
Хвать, но репка возмутилась. 

Морковка: 
Экий дедка ты неловкий!
Я — не репка, я — морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я — отличный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую. 

Картошка: 
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я — не репка. Я — Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я — твой главный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на! 

Капуста: 
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я — хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму! 

Дед: 
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде… 

Свекла: 
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна — источник цвета!
А свекольная котлета —
Это просто объеденье!
Сто процентов — похуденье.
Я — отличный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта? 

Лук: 
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я — твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов — кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я — отличный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Осень:  Молодцы.
Мы продолжаем нашу конкурсную программу.

Осень — самое романтичное и красивое время года.
Но осень бывает разная. Одна-радостная, пышно убранная. Расписанная золотыми и
багряными красками. «Золотая осень». А другая-грустная, дождливая, увядающая.
Поздняя осень. Многие поэты воспевали осень в своих произведениях, восхищались
ею.

6 конкурс
называется «Осень в поэзии». Приглашается два ученика из старших
классов.

Сейчас ребята прочитают стихотворение  об  осени. 
Ваша задача отгадать автора этого произведения.

1.Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна
мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)

2. Еще вчера, на солнце млея,

Последним
лес дрожал листом,

И озимь,
пышно зеленея,

Лежала
бархатным ковром.

…Сегодня
вдруг исчезло лето;

Бело,
безжизненно кругом,

Земля и
небо-все одето

Каким-то
тусклым серебром… (А.А.Фет)

 Воспитатель: Осень приходит к нам с подарками. А какие подарки
приготовили наши ученики, мы сейчас увидим. Потому что наш следующий конкурс
называется «Осенний подарок».

Демонстрация подарков (поделки из природного материала, которые каждая
команда приготовила дома).

Осень. Мы продолжаем нашу конкурсную программу.

7 конкурс называется «Приметы осени»

Задание  1 участнику : Это явление неживой природы, при
котором температура воздуха понижается ниже 0 градусов в теплое время года.
Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и
весной. Что это?

Задание 2 участнику: Осенью, когда все чаще стоят холодные
дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед –
забереги. О начале какого периода в жизни реки говорит появление заберегов?

Осень: А
сейчас следующий конкурс- 8 «Собери пословицу»

Каждая команда получит слова, из которых нужно составить
известную пословицу. Какая команда быстрее и правильнее составит пословицу — та
и победит в этом конкурсе (Осень раздает одной команде карточки со словами:
осень, весна, цветами, красна, а, пирогами. Другой команде со словами: осенью,
что, припасешь, весне, к, береги).

(Пословицы:1.Весна
красна цветами, а осень — пирогами.2.

Что
припасешь осенью — береги к весне.)

 9 конкурс «Кленовый листок». Собирают кленовый листик из пазлов.

10 конкурс «Музыкальный сюрприз» (команды поочередно поют по одной
частушке, побеждает команда, которая ни разу не ошиблась, а также учитывается
качество исполнения, задор, веселье.)

Ох, художница ты, Осень, 
Научи так рисовать. 
Я тогда в твоей работе 
Тебе буду помогать!
 

Тучка глупая не знала, 
Что уж осень здесь настала. 
Огневой лесной наряд 
Ливнем тушит час подряд. 

Осень щедрая такая 
Всех одарит за труды. 
Мы на праздник Урожая 
Принесли ее плоды. 

Мы пололи сорняки, 
Не боясь колючек. 
Среди нас, поверьте, нет 
Нежных белоручек. 

У меня фигурка тонка 
И высокий каблучок. 
Я не буду есть котлеты, 
Мне пожарьте кабачок! 

Я секрет румян достала 
У прабабки Фёклы — 
Лучше всех румян заморских 
Сок от нашей свеклы! 

Почему, как человечек, 
Весь в мурашках огуречик? 
Он на солнышке лежит, 
Отчего же он дрожит? 

Мышку в клетку я поймал 
И там запер крепко, 
Ведь без мышки не собрать 
В огороде репку. 

Не болеем больше гриппом, 
Не боимся сквозняка. 
Все таблетки заменяет 
Нам головка чеснока! 

Тыкву нашу поливали 
Утром, вечером и днем! 
Тыква выросла большая, 
И теперь мы в ней живем! 

Разудалый я силач — 
Гну рукой подковку! 
Потому, что я жую 
Каждый день морковку. 

Девочки и мальчики 
Любят кушать «пальчики». 
Но бояться вам не надо, 
Это сорт ведь винограда! 

— Это что за поросенок, 
Где дырявый пятачок, 
Почему не слышно визга? 
— Это ж, братец, кабачок! 

Оля бусы из рябины 
Нанизала метров пять. 
Чтобы их носить на шее, 
Надо ей жирафом стать! 

Мы на праздник Урожая 
Натащили овощей. 
После выставки наш повар 
На год нам наварит щей!

Жюри
подводит итоги конкурса.

Заключение.

Воспитатель Осень сегодня полностью вступила в свои права.. Мы
благодарим эту осень, что она собрала нас всех на осенние посиделки . Впереди
зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Я 
надеюсь, что еще не раз мы встретимся здесь за чашечкой чая.

Ученица.

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Всё кружится и играет под окном.

А когда весёлый ветер улетал,

Жёлтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живёт всю зиму  у меня.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: «Осень»

Цель занятия: Создание условий для организованной формы отдыха детей и расширение знаний учащихся об осени, сезонных изменениях.

Задачи:

Обучающие:

Повторение и обобщение знания о признаках осени.

Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах.

Развивающие:

Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль, развивать воображение, обогащать словарь детей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Воспитывать чувство коллективизма

Средства обучения: карточки с заданиями, раздаточный материал, презентация, доска.

Форма проведения занятия: игра

п/п

Этап занятия

Примерное время проведения

Цель

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

1

Организация начала занятия

1 мин

Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению раннее изученного материала.

-Здравствуйте, ребята. Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

-Ребята, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу:

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Приветствуют учителя, проверяют готовность.

2

Актуализация знаний

6 мин

Повторение и обобщение знания о признаках осени

Сегодняшнее занятие мне хочется начать со стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу:

Приближалась довольно поздняя пора;

Стоял ноябрь уж у двора

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина?

— Какие признаки осени перечислил поэт?

— А подскажите, пожалуйста, какие краски больше преобладают осенью?

— Сейчас я предлагаю на листе, который лежит перед вами, записать слова или фразы, которые вам приходят на ум при словах «Осень пришла» (прием «Ассоциации)

— Повернитесь к соседу по парте, поделитесь своими мыслями.

— Скажите, верна ли пословица «Одна голова хорошо, а две лучше»?

— Давайте послушаем, какие изменения природе вы вспомнили.

— Можете ли вы предположить, как звучит тема нашего занятия?

Верно, ребята, тема занятия: «Осень. Осенние изменения в природе».

Ребята, давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой месяц начинает осень?

Сейчас мы с вами поиграем в игру

«Погода осенью».

Я называю вам вариант, а вы называете какая погода?

– Когда идет дождь – дождливая

– Когда дует ветер

– Холодно

– Пасмурно

– Хмуро – хмурая;

– Сыро

– Ясно

Верно, молодцы!

-Об осени.

-реже солнышко блистало, день короче, гусей караван тянулся к югу.

Дети выполняют записи.

— Да, верна. Признаков осени стало больше после совместного обсуждения.

Дети читают свои записи

Дети предполагают тему.

— Наш урок посвящен осени.

-сентябрь, октябрь, ноябрь.

-сентябрь

-Ветренная

– Холодная

– Пасмурная

– Хмурая

– Сырая

– Ясная

3

Усвоение новых знаний и способов действий

20 мин

Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль, развивать воображение, обогащать словарь детей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах.

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Какие периоды осени вы знаете?

– Правильно!

Есть две осени: Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.

– Ребята, как вы думаете почему осень называют золотой?

Одна из первых примет осени – на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.

Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала». Затем начинают желтеть березы. Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Ребята, вы знаете, как называется это явление?

«Осеннее дерево»

-Ребята, перед вами лежат листы, на котором изображено дерево и полоски разных цветов. Ваша задача украсить дерево с помощью этих полосок. Вместо листочков мы будем использовать полоски, которые будем рвать маленькими кусочками и располагать на нашем дереве.

Передайте всю красоту осенних деревьев в своих рисунках.

На выполнение этого задания вам дается 5 минут.

Дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют, они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу без зонта не выйдешь – промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

-Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце?

Расскажите о погоде сегодня.

А куда улетают птицы на зимовку?

Ребята, как называют тех птиц, которые остаются на зиму в городах и деревнях?

Ребята, кто может назвать перелетных птиц?

— Какие птицы остаются зимовать?

— Рассмотрим некоторых из них.

-Ребята, а кто-нибудь знает почему улетают птицы в теплые края?

Почему птицы улетают на юг?

Мы привыкли к тому, что каждый год осенью большинство птиц улетают на юг, а весной возвращаются обратно. И мы объясняем их перелеты тем, что зимой птицам холодно и голодно, поэтому они и улетают. Но ученые-орнитологи говорят, что у птиц очень теплое оперение, которое предохраняет их от холода.

Значит, птицы улетают не потому, что им холодно. Что же в таком случае заставляет их совершать такие длинные перелеты?

Птицам становится трудно добывать себе еду, они остаются без корма. Большинство птиц улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы. Аисты и цапли улетают на юг, когда замерзают пруды. Лед укрывает лягушек, жаб, маленьких рыбок и личинок. Зимой исчезают даже мыши, которых тоже едят птицы. Грызуны прячутся глубоко под снегом в своих норках.

Это и есть основная причина того, почему птицы улетают.

— Чем отличаются птицы от зверей?

— Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением. Он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Животных защищает от холода шерсть, под которой также вырастает пух.

Человек защищает себя от холода подобным же образом, только вместо пуха он использует одежду. Между несколькими слоями одежды, которую мы надеваем на тело, содержится много воздуха. Он и помогает сохранить тепло нашего тела в холодное время года.

Ребята, давайте выполним задания в парах. На партах у вас лежит раздаточный материал. Ваша задача:

Найди и зачеркни названия оседлых птиц.

После этого каждая пара читает по 1 названию птиц, которое они нашли. (повторяться можно)

(работа 4 минуты)

-Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна?

А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

Журавли улетают клином (картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (этой вереницы)

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

— Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались

Ребята как нужно относиться к птицам?

Птицы — важная часть природного мира, мы должны любить их и стараться им помогать. Как же человек может помочь им? Например, можно делать кормушки, насыпать туда корм (ведь многим птицам нечего есть), так же делать скворечники, чтобы птицам было где жить. Люди должны беречь и охранять природу, ведь многие виды животных уже занесены в Красную книгу.

Физминутка «Птички»

Цапля серая носатая (руки к носу)

Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)

На одной ноге постойка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,

(на двух ножках, руки к носу)

Целый день стоит, как статуя.

(руки на пояс)

-нет.

– Осень бывает ранняя и поздняя.

– Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными (желтыми, красными, оранжевыми).

– Листопад!

-Дети выполняют индивидуальное задание, осеннее дерево.

-серое.

-слабо.

Дети описывают погоду за окном.

— на юг

-зимующие.

— Ласточки, скворцы, журавли

— Воробьи, синички

-наступают холода

Дети рассматривают птиц на слайде.

— Их тело покрыто перьями, есть клюв.

-Работа в парах на карточке.

-Ворона, снегирь, сорока, щегол, синица, галка, воробей, чиж.

Дети предполагают варианты ответов.

Работа со слайдами.

— не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их зря.

-Смена деятельности учащихся.

4

Первичная проверка понимания

7 мин

Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

А чем люди занимаются осенью?

Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Может кто-то уже назвать пословицы о труде?

Итак, сейчас мы поработаем в парах.

Ваша задача заполнить как можно больше пропусков о пословицах. После этого мы проверим правильность выполненного задания. (значение пословиц)

1. Кто не работает … (тот не ест.)

2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)

4. Делу время, а … (потехе час).

5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)

6. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)

7. Труд кормит, а … (лень портит.)

– уборка урожая и запасы на зиму.

Дети выполняют задания в парах.

5

Закрепление знаний и способов действий

6 мин

Воспитывать чувство коллективизма

А сейчас мы поиграем в игру «Буквоежка».

-Я читаю загадку, вы отгадываете ее и первую букву от ответа записываете по очереди на доске. У нас получится ряд букв, из которых вы составите одно слово.

Загадки:

-Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево)

-Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает (иголка)

-Светит, сверкает, всех согревает (солнце)

-Без окон, без дверей; полна горница людей (огурец)

-Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (петух)

-Падают с ветки золотые монетки (листья)

-Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе (туча)

-Листья клена пожелтели. В страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц подскажи! (август)

-Итак, на доске получился ряд букв д и с о п л т а. Попробуйте составить из них слово. (Дети составляют слово — листопад).

Вызываем одного из учеников к доске.

-Правильно! Молодцы!

Дети отгадывают загадки и составляют слово.

6

Подведение итогов занятия

3 мин

Подведение итогов занятия.

-Кто мне еще раз скажет, что ж такое листопад?

– Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

– Какие характерные черты золотой осени?

Обобщение пройденного материала на занятии.

7

Рефлексия

2 минуты

Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата

1.Если работа на занятие была интересная, вы с удовольствием выполняли задания и вам было все понятно закрасьте -зеленым карандашом.

2. Если работа на занятие иногда вызывала затруднения, было что-то непонятно- красным цветом.

3. Если работа на занятии вам была скучна, и вы не узнали для себя что-то нового, задания были неинтересными и скучными -синим карандашом.

Дети оценивают свою работу на занятии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тихоокеанский рубеж сценарий
  • Тихонская православный праздник когда
  • Тихое место сценарий чей
  • Тихо какой сегодня праздник
  • Тихо какой завтра праздник