Термин праздник это

Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/16 июня 2012. Дата постановки к улучшению 16 июня 2012

У этого термина существуют и другие значения, см. Праздник (фильм).

Пра́здник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.[1]

Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность — это череда практик, повторяющихся изо дня в день. Выходные — это регулярные перерывы в беге повседневности. Повседневность и выходные имеют тенденцию к рутинизации. Чаще всего основным содержанием повседневности является труд. В выходные же преобладает свободное время. В это свободное время может меняться график и содержание питания, индивид может сам выбирать свое окружение. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои силы после рабочих будней.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.

Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.

Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг её руководства.

Праздники используются и бизнесом, преследующим ту же цель, что и государство: сплотить потребителей вокруг своей марки. (например, праздник Пива)

Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга.

К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

Содержание

  • 1 Праздники России
  • 2 Неофициальные праздники
  • 3 Государственные праздники религиозного происхождения
  • 4 Русские народные праздники
  • 5 Праздники СССР
  • 6 Культурные особенности
  • 7 Профессиональные праздники и памятные дни
  • 8 Международные и Всемирные дни
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература

Праздники России

Официально установленные праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями (в соответствии с Трудовым кодексом):

  • 1 января — Новый год
  • 1 — 5 января — Новогодние каникулы
  • 7 января — Рождество Христово (Православное Рождество)
  • 23 февраля — День защитника Отечества
  • 8 марта — Международный женский день
  • 1 мая — Праздник весны и труда
  • 9 мая — День Победы
  • 12 июня — День России
  • 4 ноября — День народного единства

Официально установленные рабочие праздничные дни (не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия):

  • 25 января — День российского студенчества (Татьянин день)
  • 2 апреля — День единения народов
  • 12 апреля — День космонавтики
  • 24 мая — День славянской письменности и культуры
  • 1 июня — День защиты детей
  • 6 июня — Пушкинский день России
  • 27 июня — День молодёжи
  • 22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
  • 1 сентября — День знаний
  • 1 октября — День пожилых людей
  • 7 ноября — День согласия и примирения
  • Последнее воскресенье ноября — День Матери

Кроме праздничных дней, в России официально установлены памятные даты, памятные дни, дни воинской славы России и профессиональные праздники.

Неофициальные праздники

  • 14 января — Старый Новый год
  • 14 февраля — День святого Валентина (День всех влюбленных)
  • 1 апреля — День смеха (День дурака)
  • 15 мая — Международный день семей
  • 25 мая — Праздник последнего звонка

Государственные праздники религиозного происхождения

См. также статью Праздники Русской православной церкви

  • 7 января — Рождество Христово (Православное Рождество)

Русские народные праздники

См. также: Русские народные праздники

  • Коляда — колядование в ночь под Рождество
  • Масленица — первые проводы Зимы
  • Велик день — Пасха в народной традиции
  • Радоница — день домашнего и церковного поминовения предков
  • Яблочный Спас — освещение яблок, угощение, приготовление яблочного пирога

Праздники СССР

См. также: Праздники СССР

  • Третье воскресенье апреля — День советской науки
  • 1 мая — День международной солидарности трудящихся
  • 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
  • 13 мая — День Черноморского флота СССР
  • 19 мая — День пионерии
  • 18 августа — День воздушного флота СССР
  • 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции
  • 10 ноября — День советской милиции

Культурные особенности

Профессиональные праздники и памятные дни

Отличительной особенностью таких праздников и памятных дней является принадлежность «виновников торжества» к той или иной профессии. В такие дни, власть традиционно награждает наиболее отличившихся сотрудников этих ведомств, родов войск, отраслей и т. п. Также это повод для внутрикорпоративных поощрений.

  • 12 января — День работника прокуратуры Российской Федерации
  • 13 января — День российской печати
  • 14 января — День трубопроводных войск
  • 21 января — День инженерных войск
  • 8 февраля — День российской науки
  • 9 февраля — Международный день стоматолога
  • 10 февраля — День дипломатического работника
  • Второе воскресенье февраля — День Аэрофлота
  • Второе воскресенье марта — День работников геодезии и картографии
  • 10 марта — День архивов
  • 11 марта — День работника органов наркоконтроля
  • 12 марта — День работников уголовно-исполнительной системы Минюста
  • 16 марта — День БХСС — БЭП
  • 18 марта — День налоговой полиции
  • 19 марта — День моряка-подводника России
  • 25 марта — День службы безопасности Украины
  • 27 марта — День внутренних войск МВД России
  • Третье воскресенье марта — День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства
  • 12 апреля — День космонавтики
  • 21 мая — День Тихоокеанского флота России
  • Первое воскресенье апреля — День геолога
  • 7 мая — День радио
  • 2 декабря — День банковского работника
  • 26 мая — День российского предпринимательства
  • 28 мая — День пограничника
  • 29 мая — День военного автомобилиста
  • Последнее воскресенье мая — День химика
  • 2 июня — День спутникового мониторинга и навигации
  • 5 июня — День эколога
  • 6 июня — День русского языка
  • 8 июня — День социального работника
  • 22 июня — День памяти и скорби
  • Первое воскресенье июня — День мелиоратора
  • Второе воскресенье июня — День работников легкой промышленности
  • Третье воскресенье июня — День медицинского работника
  • Последняя суббота июня — День изобретателя и рационализатора
  • Второе воскресенье июля — День российской почты
  • Второе воскресенье июля — День рыбака
  • Третье воскресенье июля — День металлурга
  • Последнее воскресенье июля — День работников торговли в Украине и День военно-морского флота
  • 28 июля — День PR-специалиста
  • 2 августа — День воздушно-десантных войск
  • Первое воскресенье августа — День железнодорожника
  • Второе воскресенье августа — День строителя
  • Третье воскресенье августа — День Воздушного флота
  • Вторая суббота августа — День физкультурника
  • Последнее воскресенье августа — День шахтера
  • 27 августа — День российского кино
  • 31 августа — День ветеринарного работника
  • 2 сентября — День российской гвардии
  • Первое воскресенье сентября — День предпринимателя
  • Первое воскресенье сентября — День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности
  • 4 сентября — День специалиста по ядерному обеспечению
  • 8 сентября — Международный день солидарности журналистов
  • 8 сентября — День финансиста
  • 9 сентября — День тестировщика
  • Второе воскресенье сентября — День танкиста
  • 12 сентября / 13 сентября — День программиста (256-й день високосного / невисокосного года)
  • Третья пятница сентября — день секретаря
  • 21 сентября — День event-менеджера
  • 23 сентября — День образования информационных подразделений МВД России
  • 27 сентября — день воспитателя и всех дошкольных работников
  • 30 сентября — Международный день переводчика
  • Третье воскресенье сентября — День работников леса
  • Последнее воскресенье сентября — День машиностроителя
  • 4 октября — День космических войск России
  • 5 октября — День уголовного розыска
  • 5 октября — Международный день учителя
  • 6 октября — День страховщика
  • Первое воскресенье октября — День учителя
  • Второе воскресенье октября — День Художника и День сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
  • Третье воскресенье октября — День работников пищевой промышленности
  • 14 октября — День стандартизации
  • 15 октября — День работников фармации
  • 20 октября — День военного связиста
  • 24 октября — День Спецназа ГРУ
  • 25 октября — День маркетолога
  • 25 октября — День таможенной службы РФ

Последнее воскресенье октября — День работников автомобильного транспорта

  • 31 октября — День автомобилиста (День водителя)
  • 5 ноября — День военного разведчика
  • 6 ноября — День судебного пристава
  • 10 ноября — День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
  • 14 ноября — День социолога
  • 17 ноября — День участковых уполномоченных милиции
  • 19 ноября — День ракетных войск и артиллерии РФ
  • 21 ноября — День работника налоговых органов Российской Федерации
  • 27 ноября — День оценщика
  • 3 декабря — День юриста
  • 15 декабря — День работников суда
  • 16 декабря — День специальной службы ВС РФ
  • 17 декабря — День ракетных войск стратегического назначения
  • 20 декабря — День ФСБ
  • 21 декабря — День повара японской кухни
  • 22 декабря — День энергетика
  • 27 декабря — День спасателя

Международные и Всемирные дни

  • 27 января — Международный день памяти жертв Холокоста
  • 28 января — Международный день мобилизации против ядерной войны
  • 30 января — Всемирный день помощи больным проказой
  • 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий
  • 9 февраля — Международный день стоматолога
  • 11 февраля — Всемирный день больного
  • 19 февраля — Всемирный день китов
  • 21 февраля — Международный день родного языка
  • 22 февраля — Международный день поддержки жертв преступлений
  • 1 марта — Всемирный день гражданской обороны
  • 1 марта — Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом
  • 2 марта — Международный день спички
  • 3 марта — Международный день писателя
  • 4 марта — Международный день Очкарика
  • 8 марта — Международный женский день
  • 9 марта — Международный день ди-джея
  • 14 марта — Международный день действий против плотин
  • 15 марта — Всемирный день защиты прав потребителя
  • 19 марта — День отца
  • 20 марта — Всемирный день астрологии[источник не указан 1147 дней]
  • 20 марта — Всемирный день воды
  • 21 марта — Всемирный день поэзии
  • 21 марта — Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации
  • 22 марта — Всемирный день водных ресурсов
  • 23 марта — Всемирный метеорологический день
  • 23 марта — Всемирный день метеоролога
  • 24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом
  • 27 марта — Международный день театра
  • 1 апреля — Международный день птиц
  • 2 апреля — Международный день детской книги
  • 7 апреля — Всемирный день здоровья
  • 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики
  • 13 апреля — Всемирный день рок-н-ролла
  • 18 апреля — Международный день памятников и исторических мест
  • 22 апреля — Международный день Земли
  • 23 апреля — Всемирный день книг и авторского права
  • 24 апреля — Международный день солидарности молодежи
  • 26 апреля — Всемирный день интеллектуальной собственности
  • 29 апреля — Международный день танца
  • 3 мая — Всемирный день свободы печати
  • 5 мая — Международный день борьбы за права инвалидов
  • 8 мая — Международный День Красного Креста и Красного полумесяца
  • 12 мая — Всемирный день медсестер
  • 15 мая — Международный день семей
  • 17 мая — Всемирный день электросвязи и информационного общества
  • 18 мая — Международный день музеев
  • 20 мая — Всемирный день метрологии
  • 22 мая — Международный день биологического разнообразия
  • 22 мая — Международный день астрономии
  • 31 мая — Всемирный день без табака
  • 1 июня — Международный день защиты детей
  • 2 июня — День спутникового мониторинга и навигации
  • 5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды
  • 8 июня — Всемирный день океанов
  • 26 июня — Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом
  • 26 июня — Международный день в поддержку жертв пыток
  • Первая суббота июля — Международный день кооперативов
  • Последняя пятница июля — День системного администратора
  • 2 августа — День Воздушно-десантных войск
  • 9 августа — Международный день коренных народов мира
  • 12 августа — Международный день молодёжи
  • 13 августа — Международный день левши
  • 10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств
  • 21 сентября — Международный день мира
  • 27 сентября — Всемирный день туризма
  • 1 октября — Международный день музыки
  • первый понедельник октября — Всемирный день архитектуры
  • 5 октября — День учителя
  • 23 октября — День работников рекламы
  • 8 ноября — Всемирный день качества
  • 30 ноября — Всемирный день слонов
  • 1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом
  • 2 декабря — Международный день борьбы за отмену рабства
  • 4 декабря — День объятий
  • 7 декабря — Международный день гражданской авиации
  • 9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией
  • 11 декабря — Международный день гор
  • 14 ноября — Всемирный день борьбы с диабетом
  • 17 декабря — Международный день сноуборда
  • 20 декабря — Международный день солидарности людей
  • 25 декабря — Международный день психолога
  • 28 декабря — Международный день кино

См. также

  • История праздников России
  • Подарок
wikt: Праздник в Викисловаре?
commons: Праздник на Викискладе?
n: Праздник в Викиновостях?

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка С. И. Ожег ова и Н. Ю. Шведовой

Литература

  • В. И. Ильин. Потребление как дискурс — СПб: Интерсоцис, 2008. Глава «Повседневность и праздник». — С. 345—360.
  • В. Петрухин. «Праздник» в средневековой Руси // Одиссей: Человек в истории — М.: Наука, 2005, с. 81-88
  • К. Жигульский. Праздник и насилие // Жигульский К. Праздник и культура — М.: Прогресс, 1985. — С. 93-100
  • С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 4-е издание, Российская Академия Наук, Институт Русского Языка им. В. В. Виноградова, Москва, 1999.
  • ПРА́ЗДНИК, -а, м.

    1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября.Самолеты в небо поднимая, Поднимая флаг на корабле, Мы встречаем праздник Первомая На весенней радостной земле. Сурков, Весенняя-первомайская. Разные бывают праздники. Есть во всех календарях дни, которые празднует вся страна. Красные дни, всенародные. Лаптев, «Заря». || День или дни в честь какого-л. события или святого, особо отмечаемые обычаем или церковью. Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках языческой старины. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Вместо одного месяца, Иван Максимович проездил целых три. Даже такие праздники, как рождество, новый год и крещенье, он провел не дома. Сартаков, Хребты Саянские. || обычно мн. ч. (пра́здники, —ов). Общий нерабочий день или несколько нерабочих дней подряд по случаю таких торжеств; противоп. будни. У многих мелкопоместных [помещиков] мужик работал на себя только по праздникам, а в будни — в ночное время. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Сегодня праздник. До полудня горожане стояли в церквах, до двух часов ели и пили, теперь они отдыхают. М. Горький, Городок.

    2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. Семейный праздник. Праздник по случаю дня рождения.[Ибрагим] не пропускал ни одного бала, ни одного праздника, ни одного первого представления, и предавался общему вихрю со всею пылкостию своих лет и своей породы. Пушкин, Арап Петра Великого. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер. Сегодня праздник в колхозе. Урожай нынешний отмечают и пуск тепловой станции. Тендряков, Не ко двору. || чего или какой. День игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Студенческий праздник. Праздник песни.

    3. О дне, ознаменованном каким-л. важным, приятным событием, а также о самом таком радостном событии. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Тургенев, Бежин луг. Седьмой месяц я сижу безвыходно дома. Тот день, в который навестит меня кто-нибудь, для меня праздник. А. Островский, Письмо Н. И. Шаповалову, 1 февр. 1857.

    4. перен. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство, а также сам источник наслаждения, радости. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Гоголь, Ночь перед рождеством. Праздник жизни — молодости годы — Я убил под тяжестью труда. Н. Некрасов, Праздник жизни… — Когда увидишь, как нас, рабочих, много, сколько силы мы несем, — такая радость обнимает сердце, такой великий праздник в груди! М. Горький, Мать.

    Будет и на нашей (моей, твоей и т. д.
    ) улице праздник — выражение уверенности в том, что наступят лучшие времена для кого-л., будет возможность восторжествовать над кем-, чем-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

    Слово также употребляется в иных, близких по смыслу, значениях:

    официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;

    массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;

    день какого-либо радостного события;

    общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

Источник: Википедия

  • ПРА’ЗДНИК [зн], а, м. 1. В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). П. пасхи. П. кущей. 2. День торжества в память какого-н. выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. Революционные праздники. 3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням (см. праздник в 1 и 2 знач.); противоп. будни. По праздникам почти все магазины бывали закрыты. || только мн. Несколько дней подряд, составляющих один праздник (разг.). На праздниках поеду повидаться с родными. 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-н. Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста, а летом праздники на даче. Грибоедов. Не привидится во сне, какие праздники, не день, не два — по месяцу мы (богатые помещики) задавали тут. Некрасов. Я вспомнила праздники наши, огнями горящую залу, цветы. Некрасов. Семейные праздники. 5. День массовых игр, развлечений и т. п. Спортивный п. Зимний п. Военный п. Детский п. 6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, принятым событием, удачей и т. п.; само такое радостное событие. — …Я хотел бы, товарищи, поздравить вас с наступающим всенародным праздником, с днем выборов в Верховный Совет Советского Союза. Предстоящие выборы это не просто выборы, товарищи. Это действительно всенародный праздник наших рабочих, наших крестьян, нашей интеллигенции. Сталин. У нас п. — сын вуз окончил. || Теперь ревнивцу то-то праздник! Пушкин. 7. перен. Испытываемое от чего-н. наслаждение, источник наслаждения (книжн. поэт.). Блажен, кто праздник жизни рано оставил. Пушкин. Праздник жизни — молодости годы — я убил под тяжестью труда. Некрасов. Для ротмистра такие беседы были положительно праздником сердца. М. Горький.

    Быть у праздника

    1) принимать участие в празднике, в праздновании (разг. устар.).
    2) перен. ироническая поговорка о какой-н. неприятности, беде, неудаче.
    Ну, вот у праздника; ну вот вам и потеха! Грибоедов.

    Будет и на нашей (вашей, их)
    улице праздник
    — поговорка, обозначающая предвкушение торжества, надежду на лучшее будущее, на возможность восторжествовать над кем-чем-н.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • пра́здник

    1. торжественное, радостное событие У нас в доме праздник.

    2. официально отмечаемый торжественный день, связанный с годовщиной радостного события или церковной традицией Праздник Победы.

    3. увеселительное, развлекательное или торжественное мероприятие Детский праздник.

    4. перен. испытываемое от чего-либо наслаждение, источник наслаждения

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подгрёбший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Понятия со словом «праздник»

  • Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции…

  • Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

  • Престо́льный пра́здник (хра́мовый пра́здник) — праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма. Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода. Поскольку храм может быть многопридельным, то есть иметь несколько престолов (два, три, пять…), освящённых в честь разных событий или святых, то престольных праздников на одном приходе может быть несколько (по количеству престолов). В городах, особенно…

  • (все понятия)

☼ противопоставленный будням (повседневности – см. Повседневность) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религ. традиции как институционализированное действо, к-рое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере. П. обычно противопостоит не просто будням, но нек-рым «неудачным» отрезкам времени. Цель П. — не только достижение опр. оптимального душевного состояния участвующих в нем людей, но и восстановление опр. среднего уровня этого состояния, сниженного разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профанному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального (см. Сакральное). Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку Пространство культуры, как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода.

Характерная черта П. — его незанятость, «пустота» в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: «не-деля», «П.» как нечто «порожнее»). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся.

Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с каждым из к-рых связан хотя бы один П. И действительно, ни один языч. праздник не был отменен просто потому, что не мог быть отменен. Это стало возможным лишь тогда, когда на смену страху перед богами пришел страх Божий, а языч. времена и пространства превратились в pax Christi.

Для совр. сознания наиболее характерно отождествление П. с «досугом» или «свободным временем». Разумеется, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Хотя П. и не занят повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени в качестве времени, принадлежащего человеку. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем П. так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значит. потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать к-рые нет необходимости, но к-рые доставляют опр. удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг «эксцентричным», произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и П.

П., хотя его сердцевину также образует игра, не «эксцентричен», он непосредственно соотнесен с центром существования. Досуг разъединяет, а П., напротив, соединяет, исцеляет, т.е. делает «целой» раздираемую конфликтами человеч. общность. Именно поэтому П. соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. П. — это примирение противоположностей, и поэтому он создает Хронотоп свободы, в границах к-рого люди освобождаются от принадлежности к одной из односторонних обществ. тенденций. П. позволяет посмотреть на противоположности как на нечто внешнее, и хронотоп, раздробленный столкновением полов, возрастов, личных интересов, языков, рас, богатства и бедности и т.д. исцеляется, т.е. становится единым. В жерновах П. перемалывается все социокультурные различия и противоположности. Поэтому именно П. создает и поддерживает общность. Если даже его целью провозглашается досуг как «праздность», то это всегда совместная праздность.

Гл. задача любого П. — создание и поддержание нек-рого совместного ритма. Благодаря П. люди способны выйти из-под власти слепых стихий и бессознат. природных ритмов. Всякий ритм порождает противоположности, но, с другой стороны, примирение противоположностей возможно также только благодаря ритму, к-рый лишает их самостоятельности и превращает в моменты нек-рого целого. Ритм и П. в качестве узловых моментов времени образуют основу календаря. Если досуг — нек-рое необязат. добавление к будням, то П. — основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Календарные ритмы бросают вызов природным ритмам, хотя и могут использовать их в качестве основы. Такое использование всегда означает переосмысление и наполнение новым содержанием. Скажем, в 365 днях календарного года, с которыми соотнесен церковный год, «спрессовано» все время от сотворения мира до его конца.

Поэтому речь должна идти не о П. вообще, а о системе П. Прежде всего, выделяют нек-рый гл. П., к-рому присуща наибольшая сакральная сила, а затем П., соотнесенные с различ. временными циклами, минимальными из к-рых являются сутки. При этом именно гл. П. рассматривается в качестве критического, и именно он понимается как овладение катастрофич. ситуацией. Поэтому гл. П. обычно предшествуют дни печали, траура, поста, дополнит. испытаний. Собственно П. моделирует новое творение, новый хронотоп. «Перемена знаков» во время П., превращения «верха» — в «низ», раба — в господина и т.д. символизируют собой усиление власти хаоса, предшествующее новому творению, и сопряжены с крайним нервным напряжением, находящим разрядку в собственно П. Такая карнавализация довершает дело хаоса и позволяет понять новое творение как чудо. Но чудо всегда сопряжено с отказом и запретом. Эти отказ и запрет не только предшествуют всякому П., но и являются условием его возможности. Описанный тип П. — прообраз всякого перехода к «новому году» в качестве исходной точки нового временного цикла. Это — «день всех дней» в том смысле, что каждый момент созданного т.о. циклич. времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с «нулевым» моментом. Совершенно иной смысл приобретает празднование субботы в др.-евр. культуре, что привело к новому пониманию семидневной недели, дни к-рой, в конечном счете, освободились от связи с языч. богами. Но смысл субботы, как П. вообще — также в новом творении. В христианстве седьмым днем недели становится воскресенье, а сам семидневный цикл вписывается в финалистски понимаемое линейное время.

Т.о., в отличие от досуга, П. не является необязат. добавкой к повседневности, а необходимым условием самой возможности этой повседневности. Поэтому П. предшествует будням, а не наоборот. Если же учитывать органич. связь П. с игрой, то можно сказать, что П. — это такая игра, к-рая предшествует и определяет ее. Утрата этого смысла П. идет рука об руку с распадом или разрыхлением межчеловеч. связей и заменой П. произвольно установленными торжествами. Внутренне присущая тоталитарным режимам тенденция к установлению собственных П., гл. особенностью к-рых является вытеснение прежних, в первую очередь, христ. П., выявляет реальную конститутивную роль последних даже в секулярных об-вах. Формирование планетарного единства человечества ставит перед необходимостью новых подходов к созданию совместного хронотопа, к-рый не может обойтись без переосмысления соответствующих механизмов, созданных и отшлифованных в такой существенной институции культуры, как П.

Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж. Европы: XIX — начало XX века: Зимние праздники. М., 1973; То же: Конец XIX — начало XX века: Весенние праздники. М., 1978; То же: Летне-осенние праздники. М., 1978; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1986; Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура ср.-вековья и Ренессанса. М., 1990; Rosenstock-Huessy E. The Rhytm of Pease of Our «Today» // Rosenstock-Huessy E. The Christian Future, Or Modern Outrun. N.Y., 1966; Idem. Soziologie I: Die Ubermacht der Raume. Stutt. 1956; Caseneuve J. Les rites et la condition humaine. P., 1958.

А. И. Пигалев.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Теория
праздника

Семинар

  1. Понятие
    праздника

Термин «праздник»
и его эквиваленты в разных языках
принадлежат

к
словарному фонду повседневной речи и
употребляются часто для характеристики
эмоциональных состояний (праздник
чувств, эмоций, души,

сердца),
т. е. выступают подчас как термины
«служебного» характера.

Научная
литература сформировала достаточно
огромную определительную базу этого
феномена культуры: 1. В древнееврейском
языке

первоначальное
название праздника – «хач» («хачать»
– танцевать). Специалисты связывают
его происхождение с праздничной
церемонией, совершаемой в плясовом
ритме вокруг алтаря; последующее
древнееврейское название – «моэд» –
урочный час, ныне употребляется термин
«йом-тов». 2. В латинском языке два
термина: feriae – праздничные дни, каникулы,
дни отдыха, а также festum -праздник,
торжество, праздничный день (иначе
«освященное место»). 3. Во французском
языке слово «праздник» имеет три
значения: особый день, посвященный
культу религиозных церемоний; публичные
развлечения, устраиваемые по какому-либо
чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие
религиозного характера; удовольствия,
житейские радости, счастье. 4.
В «Социологическом словаре», выпущенном
в ФРГ в конце шестидесятых годов XX в.,
празднику соответствуют два термина –
Fest (собственно праздник) и Feier (торжество).
Праздник (das Fest) – более всестороннее и
обширное явление, праздничное торжество
(die Feier) – более сориентированное и
определенное. 5. «Новый лексикон»,
изданный в Германии в 1969 г., дает такое
определение праздника – это «изъятые
из повседневности, учрежденные, согласно
правилам,

общественные
события торжественного характера в
свободное от работы время, первоначально
тесно связанные с культом; часть и
выражение организованной и
институциализированной жизни общества,
классов,

групп
и слоев, зависящей от способа производства».
6.«Словарь гуманитарных наук» (Париж,
1972 г.) дает следующее истолкование
термина: «праздник» – это «момент
социокультурной динамики, когда
сообщество развлекательным (игровым)
способом подтверждает свойственные
ему общественные и культурные отношения.
Праздник создается вокруг особого
мифического сюжета и организует если
не беспорядок, то по меньшей мере
нарушение порядка, чтобы получить или
укрепить в общественном сознании
согласие на требуемый порядок. Праздник
– это главным образом символическая
игра, которая реориентирует практику
в направлении мифа, предлагающего ей
смысл. Праздник ценен постольку, поскольку
для группы имеют ценность применяемая
в этом случае символика и вызванное ею
лицо».

Понятие «праздник»
в определении ученых: 1. И. М.Снегирев

(1837
г.): «Праздник есть антитеза будней с их
трудом и заботами; это проявление особой,
празднично-свободной жизни, отличной
от жизни будничной, каждодневной… Самое
слово праздник выражает упразднение,

свободу
от будничных трудов, соединенную с
весельем и радостью. Праздник есть
свободное время, обряд – знаменательное
действие, приятный способ совершения
торжественных действий; последний
содержится в первом». 2. Д. М.
Генкин (1972 г.): «Праздник – это гибкая
педагогическая

система,
позволяющая наблюдать процесс
педагогического воздействия».

3.
Казимеж Жигульский (1985 г.): «Праздник
семантически связан и со

свободным
временем, временем праздности, отдыха
и с радостью, весельем, с определенным
ритуалом, танцем, приемом, торжеством.
Он связан с

религиозным
культом и с важными датами истории
народа и государства, с трудовым правом
и организацией производства, наконец,
с традициями социальных движений, с их
стремлениями, лозунгами, торжествами
и демонстрациями в определенные дни».
4. М. М. Бахтин (1965 г.):

«Праздник
– есть первичная форма человеческой
культуры». 5. А.
И. Мазаев (1978 г.): «Праздник есть свободная
жизнедеятельность, протекающая в
чувственно-обозримых границах места и
времени и посредством живого контакта
людей, собравшихся добровольно. Праздник
– это локализация

свободного
общения в определенных границах места
и времени».

6.
Л. С. Лаптева (1975г.): «Праздник – это
традиционная народная форма

отдыха;
это удовлетворение естественной для
человека потребности в

массовом
общении, причем в обстановке, отличительной
чертой которой

является
мажорность; это вид народного творчества,
в котором перекликаются и сочетаются
в новом художественном и смысловом
качестве

все
виды и жанры искусства». 7. А. В. Бенифанд
(1986 г.): «Праздник связан с обществом в
целом, с его социальными, политическими
и духовными

процессами…
Типу способа производства в обществе
соответствует определенный исторический
тип праздника. Смена типа праздника
определяется сменой способа производства».
8. Возможно и такое определение: «Праздник
– это духовно-практическая деятельность,
опирающаяся на систему ценностей,
апробированных межпоколенным общением
людей и протекающая в сакральном времени
и пространстве, свободно, в соответствии
с регламентом праздничного кодекса».

Профанное
время, Сакральное время,

Профанное
простра
Сакральное пространство

Традиция
(лат.
tradition – ‘передача, повествование’) –
элементы социального и культурного
наследия, передающиеся от поколения к
поколению. В качестве традиции выступают
определенные общественные установления,
нормы поведения, ценности, идеи, обычаи,
обряды и т. д.

Обычай
– стереотипный способ поведения, который
воспроизводится в определенном обществе
или социальной группе и является
привычным для их членов. Можно сказать,
обычай – это стереотипное поведение в
стереотипных условиях.

Обряд
– традиционные действия, сопровождающие
важные моменты жизни и производственной
деятельности человека. Это художественное
осмысление важного события в жизни
человека или природы. Для обряда как
минимум необходимы: событие, коллектив
людей, связанных с этим событием,
«сопереживающих» ему, и особая знаковая
система.

Церемония
(от лат. caerimonia – ‘благоговение’) –
торжественный оригинальный акт, при
проведении которого установлен
определенный порядок. Иными словами,
церемония это регламентированное во
времени и пространстве обрядовое
действо.

Ритуал
(от
лат. ritualus – ‘обрядовый’) – вид обряда,
исторически

сложившаяся
форма сложного символического поведения,
упорядоченная система действий (в том
числе речевых); выражает определенные
социальные и культурные взаимоотношения,
ценности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПРА́ЗДНИК, в традиц. куль­ту­ре ком­плекс об­ще­ст­вен­ных ри­туа­лов, со­про­во­ж­даю­щих важ­ней­шие об­ря­ды жиз­нен­но­го цик­ла (ини­циа­цию, свадь­бу, по­гре­бе­ние) или от­ме­чаю­щих пе­ре­лом­ную да­ту ка­лен­дар­но­го цик­ла (см. Ка­лен­дар­ные об­ря­ды) ли­бо па­мять к.-л. со­бы­тия.

В ар­ха­ич. куль­ту­ре П. – важ­ное со­бы­тие в жиз­ни кол­лек­ти­ва, в ко­то­ром обя­за­ны при­ни­мать уча­стие все его чле­ны. Во вре­мя П. ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся свя­зи кол­лек­ти­ва с са­краль­ным ми­ром (час­то ото­жде­ст­в­ляе­мым с за­гроб­ным ми­ром – вслед­ст­вие это­го мн. П. так или ина­че ас­со­ции­ру­ют­ся с пред­ков куль­том). Кон­так­ты с этим ми­ром, свя­зан­ные с рис­ком, тре­бу­ют от уча­ст­ни­ков П. не­укос­нит. со­блю­де­ния тра­ди­ции. Са­краль­ное со­дер­жа­ние П. пе­ре­да­ёт­ся в со­про­во­ж­даю­щих его об­ря­дах, те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ни­ях (час­то в двух фор­мах – серь­ёз­ной и ко­ми­че­ской, па­ро­дий­ной; см., напр., Вер­теп), ми­фах и др. фор­мах уст­но­го твор­че­ст­ва. Для участ­ни­ков П. обя­за­тель­ны как буй­ное ве­се­лье, смех, обс­цен­ное по­ве­де­ние, так и ри­ту­аль­ная скорбь, плач. Не­об­хо­ди­мый эле­мент П. – обиль­ная тра­пе­за, вклю­чаю­щая хмель­ные на­пит­ки. Во мно­гих язы­ках са­краль­ная сущ­ность П. от­ра­же­на в его на­зва­нии (англ. holiday, польск. świto, рус. Свят­ки).

П. пре­ры­ва­ет обыч­ное те­че­ние вре­ме­ни и слу­жит дис­крет­но­му его вос­при­ятию. По­это­му сим­во­ли­ка П. на­прав­ле­на на вы­де­ле­ние его и про­ти­во­пос­тав­ление обы­ден­ной жиз­ни. Это от­ра­же­но как во внеш­нем оформ­ле­нии П. (шум, яр­кое и не­обыч­ное уб­ран­ст­во, кос­тю­мы, дол­жен­ст­вую­щие пре­об­ра­зить не толь­ко внеш­ний об­лик уча­ст­ни­ков, но и их внутр. сущ­ность, осо­бая еда и т. п.), так и в на­ру­ше­нии во вре­мя П. су­ще­ст­вую­щих в об­ще­ст­ве за­пре­тов, в ин­вер­сии со­ци­аль­ных норм и от­но­ше­ний (вы­со­ко­го и низ­ко­го, муж­ско­го и жен­ско­го, гос­под и слуг и т. п.); тот же смысл име­ет за­прет на ра­бо­ту в П. (от­сю­да слав. сло­во «П.» – от ста­ро­слав. «празд­ный» – «по­рож­ний», «пус­той»). Важ­ное зна­чение по­это­му при­об­ре­та­ет фи­нал П., мар­ки­рую­щий сме­ну норм по­ве­де­ния. Об­ря­ды кон­ца П., обыч­но со­став­ляю­щие куль­ми­на­цию, сим­во­ли­зи­ру­ют его «про­во­ды», «смерть», «по­хо­ро­ны» и вы­про­ва­жи­ва­ние свя­зан­ных с ним пер­со­на­жей по­ту­сто­рон­не­го ми­ра (см., напр., Кар­на­вал, Мас­ле­ни­ца), очи­ще­ние участ­ни­ков П. от кон­так­тов с ни­ми (см. Лю­стра­ция) и воз­вра­ще­ние к об­ще­при­ня­тым нор­мам по­ве­де­ния (так, ко­нец осо­бен­но буй­но празд­нуе­мых Свя­ток и Мас­ле­ни­цы от­ме­чал­ся цер­ков­ны­ми об­ря­да­ми по­кая­ния и очи­ще­ния).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Территория детского праздника carousel
  • Териберка на ноябрьские праздники
  • Территория 2020 сценарий
  • Териберка на новогодние праздники
  • Териберка на майские праздники погода