Тимкат праздник эфиопия

Календарь в Эфиопии свой, коптский, а отсчёт времени начинается в шесть утра. Он во многом совпадает с нашим церковным, а значит Рождество и Крещение мы празднуем одновременно....

Календарь в Эфиопии свой, коптский, а отсчёт времени начинается в шесть утра. Этим календарём пользуется вся страна, поэтому даты и время во всех билетах указаны местные, исключая авиабилеты. Это оказалось такой жуткой головоломкой, что всякий раз просила указывать международные даты. Так ведь сами эфиопы затруднялись с ответом и долго думали, так и не ответив. Например, я приехала в Гондер 16.01.2015 г., а по коптскому календарю 08.05.2007 г., к тому же месяцев у них 13, последний месяц года укороченный. Их календарь во многом совпадает с нашим церковным, а значит религиозные праздники тоже совпадают. Рождество и Крещение эфиопы отмечают в те же дни, что и мы. Особенно пышно празднуют Тимкат (иначе Крещение) в религиозном Гондере. Я ехала туда на христианские празднества, которые начинались 19 января. Прошло уже два года, только сейчас в канун Крещения я собралась об этом рассказать.
***
Гондер я застала в предпраздничной суете, он оказался многолюдным и большим городом. Телеги, запряжённые лошадьми, гремели по булыжным мостовым, отстукивая чёткий ритм. Бодяджи, как здесь называют мотоцикл с пассажирской кабиной, сбивались в пробки, сигналили клаксонами, и просто наступали друг другу «на пятки». Город оказался сплошным рынком, где толпились люди в белых палантинах. Продавцы выкрикивали цену наперебой и расхваливали товар, а чистильщики обуви носились со своими табуретами и приставали к прохожим. Упряжь для лошадей и церковные ритуальные принадлежности перемежались с разбросанными кучами цветных резиновых сандалий. В таких сандалиях ходит не только Эфиопия, но и вся Африка. Калеки с попрошайками просили у торговцев еду, особенно много их было у храмов. А храмов христианских тут видимо — невидимо, куда ни глянь, глаза натыкались на церковные кресты.

Уже висели растяжки над улицами с праздничными призывами, а цветные флажки трепетали на ветру, издавая лёгкий бумажный шелест.
Среди городского хаоса всё таки можно найти тихое место и насладиться уединением. Не долго думая, зашла в кофейню. Кофейное питие в Эфиопии носит церемониальный характер. К нему особое отношение. У каждого кофемана есть свой любимый кофе, но эфиопский напиток покорит любого знатока. А ещё обязательно покорит хозяйка церемонии. Эфиопы отличаются от остальных африканцев нежной красотой.

После того, как был испит последний глоток волшебного напитка, отправилась искать себе приют. В преддверии праздника все места в отелях были заняты или же забронированы, и я долго ходила по второй линии от рынка. Именно там находилась череда отелей и гестхаузов. До Тимката (Богоявление) ещё три дня, то есть до 19 января, и не может быть, что бы во всём городе не было для меня места. Место нашлось, но только на одну ночь, поэтому завтра я должна буду куда-то переселиться. Сильно-то не переживала, завтра ещё далеко, поэтому заселилась в отель на одну ночь. Потом по городу решила пройтись и присмотреть себе жильё на следующие четыре дня. Цены на эти праздничные дни превышали нормальную стоимость в три раза, точно, как во время карнавалов в Латинской Америке. Поэтому меня вполне устроил небольшой отель на южной окраине города за доступную цену, только заплатить пришлось за весь период проживания сразу. Ну, а на следующий день уже начинались предварительные шествия.
По улицам двигалась процессия, состоящая из высокопоставленных служителей церкви. Их ослепительно белые одежды отливали атласом, красные церемониальные зонты были раскрыты над головами, замотанными в белые тюрбаны. Они двигались медленно по ковровой дорожке, которую выстилали перед ними горожане. Священников сопровождали толпы танцующих людей. Звон колокольчиков, танцы с прихлопами, песнопения, все эти действа происходили в традициях эфиопской церкви. А в начале процессии бравый духовой оркестр играл церковные гимны.
Людской поток двигался мимо старинных крепостных стен, мимо многочисленных христианских храмов. Неспешное шествие сопровождалось боем барабанов кебаро. Православное христианство пустило здесь глубокие корни, в Эфиопии оно непоколебимо.
В тот день побывала в нескольких храмах. К своему удивлению обнаружила, что наши церкви и эфиопские, совершенно разные. Общей была только библейская история, история Евангелие и прочая христианская мифология рассказанная во фресках на стенах храмов. Мы тоже расписываем купола и стены своих церквей, создаём иконы, тем самым храним историю христианства. Но стиль у нас иной. Очень запомнился храм Debra Berhan Selassie. Тут чёрный священник водил меня за руку и рассказывал об изображениях на стенах.

А мне можно было не рассказывать, я и сама узнавала сюжеты из Библии, ведь не одну книгу о христианстве прочла, а Евангелие даже для себя изучала. Поэтому священник был несказанно рад встретить единоверца из России, хотя бы элементарно разбирающегося в истории православия.

Оказывается русские христиане не только с «фотиками» по церквям бегают, но и церковные книжки читают. Его глаза светились счастьем, он искренне радовался и улыбался, я делала то же самое.
Потолок церкви был изрисован ликами, взгляд их выразительных глаз наводил оторопь, как будто за мной следили сверху. Глаза, глаза, глаза … .

Так оно и было. Свод символизировал небо, а лики, стало быть, ангелов, которые пристально за нами присматривали.

Уходя, получила у батюшки благословение на дальнейший путь, оставила храму немного денег, что бы чернокожий священник проводил меня с улыбкой. Вход туда стоил 100 быр ($5), думаю средства достаточные, что бы встречать иностранцев с улыбкой и с нею же провожать.
По городу народ активно двигался, ослики тащили вязанки хвороста и сухой кизяк, женщины несли на голове снопы свежей травы, дети жвачки продавали и кричали мне вслед: «Хеллоу, фаранджи!». Куры, связанные пучками за ноги, раскупались к празднику быстрей горячих пирожков, птица здесь в почёте. Нищие сидели у дороги, они теперь все три дня будут здесь жить со своими матрасами и одеялами, пока не закончится фестиваль. Горожане развешивали цветные лампочки и забрасывали землёй ямы на дорогах, что бы достойно принять крестный ход. Закатное солнце освещало склоны возвышающихся гор. Я шла себе, поражаясь искренней радости, которая отчётливо проявлялась на каждом лице встречного пешехода, даже сама улыбаться всем стала. Народ в город прибывал и это было заметно. Люди устраивались, как только могли; палатки устанавливали, тенты натягивали и просто матрасы бросали на земь. Везунчиками были те, кто временно проживал у родственников или знакомых. Ведь на Тимкат съезжается каждый год около миллиона паломников и туристов, ясное дело, что мест для проживания на эти дни в городе не хватит, вот и приходилось людям жить это время на улицах.
Я чувствовала себя участницей предстоящего торжества, и всеобщая радость накатила на меня. В этот счастливый момент ко мне подошёл молодой растаман. Все его дреды были закручены и завязаны в единый хвост на затылке. Одежда была не притязательна, но чистая и не мятая. Я потеряла бдительность, и познакомилась с Ёнасом. К моей радости Ёнас говорил по-английски и пообещал все три дня праздника оказывать для меня услуги волонтёра на Тимкате. Ура! А ещё больше удивилась, когда он пригласил меня вечером на ужин. И это в Эфиопии! Днём мы даже гуляли в парке у горного озера, а вечером, представляете, пили вино! Ночью движение в городе не только не утихало, а наоборот активизировалось. Стояла прекрасная погода, тёплая, бархатная ночь сияла звёздами. Музыка доносилась со всех концов города. До моего отеля было далеко, но Ёнас стойко меня проводил. На следующее утро он не пришёл. Не долго, радовались!

Я выдвинулась одна на звуки барабана и музыку оркестра, он слышался совсем рядом. Крестный ход двигался по всем улицам сплошным людским потоком. Просто растерялась, увидев немыслимое скопление народа в нарядных, красочных одеждах.

В национальные костюмы были одеты даже дети.

Люди танцевали, музыка оркестров была слышна отовсюду, огромные красочные декорации катили вручную по улицам.

Они олицетворяли Крещение Господне многочисленными струями воды, которые изливали ангелы из своих кувшинов. Все ангелы были чернокожими детьми, и очень серьёзными.

Изображения Христа являлись обязательным условием для всех громоздких сооружений, которые по-карнавальному двигались друг за другом.

В этот момент ко мне подошёл приятный молодой человек и предложил стать моим провожатым. Я была согласна на всё! Мы забрались с Акием на гору, что бы оттуда увидеть шествие самого духовенства. Передо мной открылась такая картина, что просто захватило дух. Вот это да! Красочные колонны людей заполнили город.

Они стекались к одному широкому проспекту, где священнослужители торжественно шли по зелёной дорожке, выстилаемой у них под ногами помощниками из мирян.

Они несли Табот. Под сенью красных, расшитых золотом, зонтов свершалась древняя церемония, насчитывающая около тысячи лет. В эфиопской церкви существует особый культ Ковчега Завета. Каждый храм имеет копию этой реликвии, называемый Табот. Его размеры и внешний вид соответствуют библейским мифам, в которых Бог давал наставления Моисею по его изготовлению. Сооружают Табот из акации, но поверх накинутого бархата он украшен золотым венцом и двумя ангелами, как и указано в Библии.
Табот знаменует Ковчег Завета. Кстати, всякая новая церковь освящается после того, как освящён новый Табот для неё. Литургии совершаются в тех храмах, где есть Табот. Поэтому во время праздника Богоявления, их торжественно выносят из храмов, завешивают дорогой тканью, и совершают с ними крестный ход.

О ковчеге Завета

Интересно то, что в бывшей столице страны городе Аксум хранится Ковчег Завета. Вернее, так считается. Городской храм Девы Марии Сионской якобы владеет этой реликвией. Многие слышали об этой святыне, но не многие знают, что она из себя представляет, и зачем вообще нужна. Зато каждый знает, что святыням поклоняются, их чтят и оберегают. История Ковчега давняя. Только не думайте, что я про это всё знаю! Не знаю. Ведь о Ковчеге Завета спорят уже тысячелетиями, пытаясь его найти, но никто не пришёл к истине о его местонахождении. Да, по нескольким легендам он предположительно хранится в эфиопском Аксуме, но его никто не видел, а если видел, то уже не расскажет. Грозная реликвия умерщвляет всякого смертного, кто на неё взглянет мирским взглядом.
Изначально, по повелению Всевышнего, было поручено Моисею изготовить Ковчег для хранения каменных скрижалей. На них были начертаны Господние заповеди, которые известны каждому христианину. По своей сути Ковчег Завета, это маленький ящик, но какой! Внутри золото, снаружи тоже, хотя сам деревянный. Размеры его полностью соответствовали указаниям Свыше. Моисей всё сделал по правилам. Внутри ковчега хранятся, конечно, скрижали, кувшин с манной небесной и волшебный жезл Аарона. Во время исхода евреев из Египта, а именно им он принадлежал изначально, Ковчег несли на руках. Народ долго кочевал, но Ковчег всегда был с ними. Его постоянно окутывало облако, что бы защитить от случайного взгляда мирян. Таким было повеление. По прошествии времени царь Соломон отстроил Первый Храм в Иерусалиме для хранения этой реликвии в одном месте. Случилась беда, вавилоняне захватили и разграбили Храм. Но за неделю до этого волхвы-жрецы вынесли святыню, она исчезла. Только они могли предугадать события наперёд. Больше Ковчег Завета никто не встречал. Теперь только легенды остались. Все они сходятся в одном городе, в Аксуме. Ковчег творил чудеса. Не зря говорят, что Эфиопия никогда не была чьёй-либо колонией только благодаря древней реликвии. Ещё один интересный момент. Я побывала в Аксуме, где в часовне Девы Марии Сионской хранится Ковчег Завета. Туда никого не пускают, часовня тщательно охраняется. Даже патриарх Эфиопской церкви не имеет права смотреть на Ковчег. Только монах, пожизненный хранитель Ковчега находится в часовне и стережёт сокровищницу. Ему запрещено говорить с людьми, а пищу он получает через ограду, с территории часовни никогда не выходит. Своего приемника назначает сам.

Такое вот получилось отступление, что бы понять, почему именно Эфиопия стала центром паломничества среди христиан.

***
Праздник на улицах Гондера продолжался. Вслед за священниками двигались шеренги танцующих людей, они били в высокие барабаны, звонили в колокольчики — систры, а «ангелы» трубили в рожкИ. Все улицы были усыпаны шёлковой травой. Мой новый знакомый Акий хотел показать мне всё, он водил меня с одного места на другое, где обзор был наилучшим. Целый день мы шли с крестным ходом. Всех верующих окуривали ладаном из серебряных кадильниц, улицы благоухали, белые одежды празднично сияли, а красивые лица эфиопов стали ещё красивее. Процессию без устали снимали с вертолёта.
К вечеру притомились и решили сократить путь к купели, пока многотысячная процессия обойдёт последние улицы. Но хитрыми были не только мы, многие горожане и гости заранее двинулись к озеру, что бы успеть занять места на бамбуковых сооружениях.

Трибуны оказались многоярусными, из крепко связанных между собой жердей. Ходить по ним надо осторожно, что бы не провалиться в дыры, из которых в общем-то состояли навесы наряду с прочными перехватами.

Все эти сооружения были установлены по периметру озера, где завтрашним утром будет проходить крещение народа. В центре водоёма возвышался храм, куда священники должны внести главный Табот. Немыслимое количество туристов заполняло все свободные места.

Дети пели праздничные гимны, а взрослые давали им деньги. Мальчик лет десяти, сорвал «джек-пот», целый час он пел молитвы для всех. Он не хотел уходить. Ему дали денег, а он всё пел, зрители стали смеяться, но снова дали денег, он опять пел. Народ стал искренне хохотать, а ребёнок всё пел до последнего. Деньги у него торчали изо всех карманов. Тут день – год кормит!

Озеро окружено крепостной стеной, через неё были смонтированы переходы, ведь в ворота всем не войти. Уже стемнело, мы ждали процессию. Где-то слышался бой барабанов, вокруг озера зажгли огни и вскоре показалась сама колонна. Мы быстро сошли с трибун и поспешили навстречу шествию. Тысячи свечей горели в руках людей. Каждый оберегал свой огонёк от ветра, прикрыв ладонью. Когда в ворота вносили Табот, вдруг взорвался салют, окрасив небо праздничной радугой. Люди ликовали, подняв лица в черноту, а салют всё распускал сказочные цветы и рассыпал светящиеся звёзды над их головами.
Когда священнослужители вошли в храм и внесли реликвии, то началась служба. Скажу честно, я устала к тому моменту так, что готова была улечься спать прямо в разбитом тут же лагере для верующих. Люди со свечами и в белых одеждах, казалось, не знали усталости. Акию ничего не оставалось, как только отвести меня в отель. Придя в номер, я просто рухнула в постель, не забыв завести будильник на полчетвёртого утра, что б успеть на крещение к той самой купели. Рано утром начнётся священнодействие.
Долго спать не пришлось. В три утра в номер постучал сотрудник и сказал, что меня внизу ждут. Удивилась, что Акий так рано пришёл, но быстро собралась и вышла. Меня ждал Ёнас. Чуть не спросила: «А где Акий?» Совсем меня запутали! На нём была национальная одежда из льна с вышивкой. Я просто обомлела, надо же, как красиво! Ёнас стал за что-то извиняться, а мне было без разницы, по какой причине он отсутствовал днём. Я была согласна на всё! Почти бегом бежали по моей тёмной окраине, везде спали люди, примостившись у стен домов. Мы торопились к озеру.

Торжественная служба шла всю ночь. Ещё горели свечи. После того, как священник опустил крест в воду, толпа народу, которая видимо не расходилась, сразу оживилась, задвигалась. Священник щедро окроплял водой всех, люди заходили в воду, плескались и даже случился общественный заплыв. Ёнас принял в нём активное участие, отдав свои вещи мне на сохранение.

Вода была холодной. Вся до нитки мокрая, я тряслась, как осиновый лист. Захваченное из отеля полотенце не согревало, сон давно прошёл. Многие плавали прямо в одежде, выскакивали на берег и ёжились от холода, но в такой Великий праздник никто не может простудиться и заболеть.
Было много веселья и смеха. Уже на рассвете вернулась к себе, позволив Ёнасу меня не провожать. Надо было выспаться, ведь предстоящий день потребует много энергии. В отеле сообщили, что за мной приходил Акий, я даже вздрогнула от неожиданности, совсем про него забыла. Что за искушение? Ну, просто два чёрта из табакерки!
Наверное, я стала красавица. Посмотрела на себя в зеркало. Вроде всё, как было. А что бы это значило? Уже «две очереди» выстроились за моим вниманием. Много позже, когда вернулась домой, рассказала об этом моему доброму знакомому, а он заявил, что я старею и пора платить за мужское внимание, поэтому мужчины встали в очередь за моими деньгами, увидев во мне потенциальную покупательницу. Расстроил меня и всё. Да, я знаю про разных там «бич-бой», про гидов, навязывающих свои услуги, а тут ведь поверила.
На всякий случай хочу предупредить одиночек, в основном это касается женщин. Оказывается, что в Эфиопию едут не только вулканы и пустыни смотреть, а ещё и за любовью. Это что-то вроде африканского Таиланда. Каждый для себя должен знать, что ему надо. Ну, а я тогда про это не знала, принимая за чистую монету мужское внимание и выставляя себе плюсики.

После купания в озере, отоспалась до обеда. Позже пришёл Ёнас и пригласил в круг своих друзей. Было интересно, даже если бы и не интересно, всё равно бы пошла. А что было делать? В кафе на центральной площади собирались туристы. Группа итальянских растаманов встретила нас громкими приветствиями. Нормальная была только я.
Разговоры велись обычные, и вдруг я увидела Жанет из Австралии, она была со мной в одной машине в путешествии по Данакилю. Мы были рады встрече и уселись за отдельный столик, извинившись перед растаманами. Пока мы говорили, в кафе вошли девчонки из Израиля. Они тоже были с нами на вулкане! Здоровались, обнимались, пока не появился ещё один участник нашего трипа на Эрт Але. Это был Тис. Голландец вошёл в тёртой соломенной шляпе и шёлковом шейном шарфике. Пока мы хором все не закричали:
— Тис! Хеллоу! – он нас не увидел.
Шум устроили, даже кучу-малу. А ведь после поездки в Данакиль все мы разъехались по разным городам. Надо же было нам здесь встретиться! Музыка громыхала, вытряхивая мозг. Забрались в пустой банкетный зал, где ещё можно было разговаривать, так и просидели там до рассвета. А утром все простились, и заказанное маршрутное такси развезло нас по отелям. Тис уезжал в Бахр Дар, Жанет вылетала в Аддису, что бы вернуться в Австралию, Ёнас и друзья оставались в Гондере. Я вылетала в Аддис-Абебу через день, что бы отправиться на юг страны в гущу племён Эфиопии.

Тимкет: праздник Крещения в Эфиопии и Эритрее

Жители Эфиопии и Эритреи ежегодно 19 января отмечают праздник Тимкет или Тимкат. Так в этих странах называется христианский праздник Богоявления, или Крещения Господня. Жители Эфиопии и Эритреи — православные христиане, Эфиопская и Эритрейская церковь относительно недавно отделились от Коптской православной церкви Александрии.

При определении дат праздников они пользуются юлианским календарем, поэтому праздник Крещения отмечают 19 января, как и Русская православная церковь.

Однако традиции празднования Крещения в Эритрее и Эфиопии особые. Одно из главных событий праздника Тимкет — инсценировка крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Во время праздника табот — модель Ковчега завета, которая имеется в каждой эфиопской церкви, заворачивают в яркую ткань, и священник несет табот во главе праздничной процессии.

Около двух часов ночи у естественного водоема служат литургию, после которой происходит освящение воды. На этом праздник не заканчивается: табот торжественно несут обратно в церковь, после чего начинаются песни и танцы, а затем все расходятся по домам, чтобы продолжить празднование в семейном кругу. Тимкет является официальным государственным праздником в Эфиопии и Эритрее.

Крещение Господне (Святое Богоявление) в Эфиопии Священники и наиболее почитаемые прихожане молятся всю долгую ночь (Фото: DrVIB, по лицензии Shutterstock.com)

В эфиопском календаре Крещение считается самым главным религиозным праздником и носит название Тимкат. Праздник этот продолжается три дня.

Зрители и участники праздника получают возможность увидеть древнюю церковную традицию. Торжественная музыка, замечательная еда, интересная живописная процессия — все это проходит по всей Эфиопии.

В канун праздника кетера (священники), дебтерас (дьяконы) и прихожане выносят из церкви табот (обычно это небольшая плита из дерева, иногда камня, олицетворяющая скрижали с десятью заповедями) и торжественно несут ее к реке или к воде. Кетера одевают красивые яркие церемониальные одеяния. Табот, завернутую в красивые и богато украшенные материи, по традиции несет на голове один из священников.

Когда процессия доходит до воды, табот помещают в специальную церемониальную палатку, и священники и наиболее почитаемые прихожане молятся всю долгую ночь. Торжественная служба начинается около двух часов ночи.

На следующий день происходит главный момент праздника — окропление святой водой. После этого табот переносится обратно в церковь с песнями, танцами, которые продолжаются весь день.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Timket (Ge’ez: ጥምቀት T’imk’et) is an Ethiopian Orthodox Tewahedo Church and Eritrean Orthodox Tewahedo Church celebration of Epiphany. It is celebrated on 19 January (or 20 in a leap year), corresponding to the 11th day of Terr in the Ge’ez calendar.

Timkat celebrates the baptism of Jesus in the River Jordan. This festival is best known for its ritual reenactment of baptism (similar to such reenactments performed by numerous Christian the Holy Land when they visit the Jordan).

During the ceremonies of Timkat, the Tabot, a model of the Ark of the Covenant, which is present on every Ethiopian altar (somewhat like the Western altar stone), is reverently wrapped in rich cloth and borne in procession on the head of the priest.[1] The Tabot, which is otherwise rarely seen by the laity, represents the manifestation of Jesus as the Messiah when he came to the Jordan for baptism. The Divine Liturgy is celebrated near a stream or pool early in the morning (around 2 a.m.). Then the nearby body of water is blessed towards dawn and sprinkled on the participants, some of whom enter the water and immerse themselves, symbolically renewing their baptismal vows. But the festival does not end there; Donald N. Levine describes a typical celebration of the early 1960s:

By noon on Timqat Day a large crowd has assembled at the ritual site, those who went home for a little sleep having returned, and the holy ark is escorted back to its church in colorful procession and festivities. The clergy, bearing robes and umbrellas of many hues, perform hymns and; the elders march solemnly, attended by middle-aged men singing long-drawn, low-pitched songs and hymns in their own manner; and the children run about with activities and may participate in the services. Dressed up in their finest, the women chatter excitedly on their one real day of freedom in the year. The young braves leap up and down in spirited dances, tirelessly repeating rhythmic songs. This celebration is also registered in UNESCO as an intangible heritage. When the holy ark has been safely restored to its dwelling-place, everyone goes home for feasting. This holiday is one of the greatest holidays if not the greatest.[2]

UNESCO inscribed Timkat in 2019 on the Representative List of the Intangible Cultural Heritage of Humanity.[3]

Notes[edit]

  1. ^ Fuller, L.K. (2004). National Days/national Ways: Historical, Political, and Religious Celebrations Around the World. Praeger Publishers. p. 93. ISBN 9780275972707. Retrieved 2014-10-04.
  2. ^ Levine, Donald N. (2014). Wax and Gold: Tradition and Innovation in Ethiopian Culture. University of Chicago Press. p. 63. ISBN 978-0-226-21544-0.
  3. ^ «UNESCO — Ethiopian epiphany». ich.unesco.org. Retrieved 2020-01-02.

External links[edit]

Wikimedia Commons has media related to Timkat.

  • «Timket» (PDF). 13 October 2004. Archived from the original (PDF) on 6 February 2012. Retrieved 2014-10-04.
  • «Ethiopian Rift Valley Safaris — Timket — Epiphany in Ethiopia». ethiopianriftvalleysafaris.com. Archived from the original on 2014-09-29. Retrieved 2014-10-04.
  • «meskelsquare.com». meskelsquare.com. Archived from the original on 2012-02-07. Retrieved 2014-10-04.
  • Timkat Celebration in Lalibela

From Wikipedia, the free encyclopedia

Timket (Ge’ez: ጥምቀት T’imk’et) is an Ethiopian Orthodox Tewahedo Church and Eritrean Orthodox Tewahedo Church celebration of Epiphany. It is celebrated on 19 January (or 20 in a leap year), corresponding to the 11th day of Terr in the Ge’ez calendar.

Timkat celebrates the baptism of Jesus in the River Jordan. This festival is best known for its ritual reenactment of baptism (similar to such reenactments performed by numerous Christian the Holy Land when they visit the Jordan).

During the ceremonies of Timkat, the Tabot, a model of the Ark of the Covenant, which is present on every Ethiopian altar (somewhat like the Western altar stone), is reverently wrapped in rich cloth and borne in procession on the head of the priest.[1] The Tabot, which is otherwise rarely seen by the laity, represents the manifestation of Jesus as the Messiah when he came to the Jordan for baptism. The Divine Liturgy is celebrated near a stream or pool early in the morning (around 2 a.m.). Then the nearby body of water is blessed towards dawn and sprinkled on the participants, some of whom enter the water and immerse themselves, symbolically renewing their baptismal vows. But the festival does not end there; Donald N. Levine describes a typical celebration of the early 1960s:

By noon on Timqat Day a large crowd has assembled at the ritual site, those who went home for a little sleep having returned, and the holy ark is escorted back to its church in colorful procession and festivities. The clergy, bearing robes and umbrellas of many hues, perform hymns and; the elders march solemnly, attended by middle-aged men singing long-drawn, low-pitched songs and hymns in their own manner; and the children run about with activities and may participate in the services. Dressed up in their finest, the women chatter excitedly on their one real day of freedom in the year. The young braves leap up and down in spirited dances, tirelessly repeating rhythmic songs. This celebration is also registered in UNESCO as an intangible heritage. When the holy ark has been safely restored to its dwelling-place, everyone goes home for feasting. This holiday is one of the greatest holidays if not the greatest.[2]

UNESCO inscribed Timkat in 2019 on the Representative List of the Intangible Cultural Heritage of Humanity.[3]

Notes[edit]

  1. ^ Fuller, L.K. (2004). National Days/national Ways: Historical, Political, and Religious Celebrations Around the World. Praeger Publishers. p. 93. ISBN 9780275972707. Retrieved 2014-10-04.
  2. ^ Levine, Donald N. (2014). Wax and Gold: Tradition and Innovation in Ethiopian Culture. University of Chicago Press. p. 63. ISBN 978-0-226-21544-0.
  3. ^ «UNESCO — Ethiopian epiphany». ich.unesco.org. Retrieved 2020-01-02.

External links[edit]

Wikimedia Commons has media related to Timkat.

  • «Timket» (PDF). 13 October 2004. Archived from the original (PDF) on 6 February 2012. Retrieved 2014-10-04.
  • «Ethiopian Rift Valley Safaris — Timket — Epiphany in Ethiopia». ethiopianriftvalleysafaris.com. Archived from the original on 2014-09-29. Retrieved 2014-10-04.
  • «meskelsquare.com». meskelsquare.com. Archived from the original on 2012-02-07. Retrieved 2014-10-04.
  • Timkat Celebration in Lalibela

Как одна из первых стран, принявших христианство, Эфиопия сохранила множество церквей и монастырей, построенных на горных вершинах или высеченных в скалах, а также яркие традиции поклонения. Им посвящена роскошная книга «Эфиопия: жизнь церквей древнего царства» (Ethiopia – The Living Churches of an Ancient Kingdom), выпущенная Американским Университетом в Каире. Публикуем яркие фотографии из этой книги.

Праздник Тимкат (Крещение)

Древние церкви Эфиопии  1

Эфиопия приняла христианство в начале четвёртого века. Сегодня праздник Тимкат – самый важный из девяти основных христианских праздников Эфиопии. Его отмечают 19 января в ознаменование крещения Христа. Для празднования в северном городе Лалибэла священники из разных церквей переносят на головах в место благословения таботы (или скрижали закона), завёрнутые в дорогую ткань.

Крещенские воды

Древние церкви Эфиопии  2

На следующее утро толпы верующих собираются вокруг крестообразного бассейна, который представляет реку Иордан, где Иоанн Креститель крестил Иисуса.

Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

Древние церкви Эфиопии  3

Прихожане с раннего утра отправляются к искусно вырезанной и лучше всех сохранившейся церкви Лалибэлы – Бет Гиоргис (Церковь Святого Георгия). Это последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей 13-го века в городе Лалибэла. Легенда гласит, что её выкопали после того, как святой Георгий появился перед местным императором и сказал, что о нём позабыли. Церковь вытесали в форме греческого креста со сторонами одинаковой длины. На плоской крыше вырезали тройной греческий крест. Бет Гиоргис – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Дэбрэ-Дамо

Древние церкви Эфиопии  4

Дэбрэ-Дамо стоит на горе с плоской вершиной на севере Эфиопии и выступает одним из важнейших центров христианства в стране. Эта маленькая современная церковь построена перед гротом, где, как говорят, исчез Арагави – один из девяти святых (или миссионеров), принесших христианство в Эфиопию. Святым часто приписывали исчезновение, а не смерть. Выступающие из саванов скелетные останки монахов можно увидеть в нишах в стенах грота.

Абуна Гебре Микаэль

Древние церкви Эфиопии  5

Чтобы добраться в церковь Абуна Гебре Микаэля в горах Геральты, придётся перепрыгивать с одной скальной плиты на другую в горном овраге. В интерьере есть два прохода и центральный неф с интригующими фресками конца 18-го и начала 19-го века. Палитра цветов здесь обогащена потрясающим голубым, фиолетовым, оранжевым и серым. Они дополняют традиционные оттенки коричневого и жёлтого.

Церковь Йоханнеса Мэикудди

Древние церкви Эфиопии  6

Она также стоит в горах Геральты. Это последняя из великих расписных базилик в регионе Тыграй. Церковь вырезана из белого песчаника на вершине горы, возвышающейся на 230 метров над низом долины. В первой части разделённой надвое церковной паперти есть небольшой купол с выгравированным крестом. Интерьер украшен красочными фресками с библейскими сценами, портретами святых и геометрическими узорами. Они покрывают не только стены, но и потолок.

Даниэль Коркор

Древние церкви Эфиопии  7

Даниэл Коркор стоит над головокружительной 300-метровой пропастью. Отсюда открывается потрясающий вид. Говорят, две маленькие камеры служили убежищем для монаха. Украшена только большая из них. Ниша в стене напротив входа – место, где сидел отшельник или монах. С этой точки он мог видеть равнины, из которых пришёл, и небеса, куда собирался.

Абуна Йемата

Древние церкви Эфиопии  8

Абуна Йемата – один из девяти святых. Он избрал в качестве отшельнической обители вершину Гуха в хребте Геральты и удалился от суетной жизни. Позднее он основал церковь, высеченную в скале. Чтобы войти в неё, необходимо пройти по крутому и опасному подъёму. На этой фотографии слева виден вход в церковь.

Абуна Йемата

Древние церкви Эфиопии  9

Священник, выглядывающий через единственное окно церкви Абуна Йемата. Местные служители весело сообщают посетителям, что воскресные службы посещают беременные женщины, младенцы и пожилые люди, и никто не падает.

Петрос и Паулос, Тека Тесфай

Древние церкви Эфиопии  10

Эта церковь, как и многие другие в хребте региона Геральта, находится в живописном месте: на узком уступе под нависшим утёсом. Раньше единственный к ней путь лежал через 15-метровое восхождение по вертикальной скале. Теперь есть шаткая лестница. Церковь построена из дерева, камня и строительного раствора, но святилище высечено в скале. На стенах сохранились прекрасные фрески конца 17-го века в приглушенных цветах в стиле 15-го века.

Арбату Энцесса, Аксум

Древние церкви Эфиопии  11

Каменная церковь 1960-х годов посвящена четырём апокалиптическим существам, а также тетраморфу, особенно почитаемому в Эфиопии. Четыре животных стали символами четырёх евангелистов: Марк – лев, Лука – жертвенный телец, Иоанн – орёл, Матфей – человек. Стены и потолок покрыты литургическими образами, нарисованными в тёплых тонах, но перекрашенными с использованием буйства основных цветов.

Геннет Марьям, Ласта

Древние церкви Эфиопии  12

Церковь, высеченная в период правления императора Йэкуно Амлака (1270-85), хранит самые ранние фрески в Эфиопии, которые, предположительно относятся к концу 13-го века. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета и изображения святых, а также сюжеты из Нового Завета. На этой фотографии видна крыша церкви, украшенная высеченными крестами.

Смотрите также:

  • Монастыри Метеоры между небом и землёй — 20 фото
  • Буйство красок в буддистских монастырях Китая. Фотограф Колин Миллер

Тимкат — Timkat

Тимкат (Амхарский: ጥምቀት) это Православный Теваэдо празднование Богоявление. Отмечается 19 января (или 20 января). високосный год ), что соответствует 11-му дню Терра в Эфиопский календарь.

Тимкат празднует крещение Иисуса в Река Иордан. Этот фестиваль наиболее известен своей ритуальной реконструкцией крещение (подобно подобным реконструкциям, выполненным многочисленными христианскими Святая Земля когда они посещают Иордан).

Во время церемоний Тимкат Табо, модель ковчег Завета, который присутствует на каждом эфиопском алтарь (что-то вроде западного алтарь ), благоговейно заворачивается в богатую ткань и крестным ходом возносится на голове священника.[1] Табо, который миряне редко замечают, представляет собой проявление Иисуса как Мессия когда он пришел к Иордану для крещения. В Божественная литургия отмечается у ручья или бассейна рано утром (около 2 часов ночи). Затем ближайшее тело вода благословенна к рассвету и посыпанный на участников, некоторые из которых входят в воду и погружаются, символически обновляя свои обеты крещения. Но фестиваль на этом не заканчивается; Дональд Н. Левин описывает типичное празднование начала 1960-х годов:

К полудню в день Тимкат на месте проведения ритуала собралась большая толпа, те, кто ушел домой немного поспать, вернулись, и святой ковчег сопровождают обратно в его церковь в красочной процессии и торжествах. Священнослужители в разноцветных одеждах и зонтах разного цвета исполняют шумные танцы и песни; старейшины торжественно маршируют со своим оружием в сопровождении мужчин средневековья, поющих протяжную, низкую хааа ху; а дети бегают с палками и играми. Одетые в свои лучшие наряды, женщины взволнованно болтают в свой единственный настоящий день свободы в году. Юные смельчаки прыгают в задорных танцах, без устали повторяя ритмичные песни. Этот праздник также зарегистрирован в ЮНЕСКО как нематериальное наследие. Когда священный ковчег благополучно возвращен в свое жилище, все отправляются домой на пир.[2]

ЮНЕСКО включила Тимкат (Эфиопское Богоявление) в 2019 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.[3]

Заметки

  1. ^ Фуллер, Л. (2004). Национальные дни / национальные традиции: исторические, политические и религиозные праздники во всем мире. Издательство Praeger. п. 93. ISBN  9780275972707. Получено 2014-10-04.
  2. ^ Левин, Дональд Н. (2014). Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре. Издательство Чикагского университета. п. 63. ISBN  978-0-226-21544-0.
  3. ^ «ЮНЕСКО — эфиопское прозрение». ich.unesco.org. Получено 2020-01-02.

внешние ссылки

  • «Тимкет» (PDF). 13 октября 2004 г. Архивировано с оригинал (PDF) 6 февраля 2012 г.. Получено 2014-10-04.
  • «Сафари в Эфиопской рифтовой долине — Тимкет — Крещение в Эфиопии». ethiopianriftvalleysafaris.com. Архивировано из оригинал в 2014-09-29. Получено 2014-10-04.
  • «meskelsquare.com». meskelsquare.com. Архивировано из оригинал на 2012-02-07. Получено 2014-10-04.
  • Праздник Тимкат в Лалибеле

January 18 2022, 17:22

Category:

  • Религия
  • Cancel

Как проходит Крещение Господне в Эфиопии?

Праздник Крещение Господне отмечают не только в России, Беларуси, Абхазии, Сербии и Украине. Но и… в Эфиопии.

Мало того – здесь это самый главный религиозный праздник, отмечаемый в добрых древних традициях, в сопровождении грандиозного фестиваля.

В Эфиопии праздник носит название Тимкат и длится целых 3 дня!

Даты празднования: с 19 по 21 января (в високосные годы – с 20 по 22 января). По всей стране проходит торжественная процессия с музыкой и угощениями. Движение автомобилей в эти дни перекрывается, а эфиопские города и села наполняются людьми в разноцветных одеждах.

Перед праздником эфиопские прихожане, кетера (священнослужители) и дебтерас (дьяконы) молятся целую ночь.

В канун праздника, после молитв, выносят из храма и несут к реке табот: небольшую деревянную или каменную плиту, символизирующую 10 Библейских заповедей. Плита по традиции должен быть завернута в богато украшенную материю, а несет ее один из священников на голове.

На голове у священника - табот, завернутый в ткань

На голове у священника — табот, завернутый в ткань

По дороге процессии, следующие из разных церквей сливаются в одну.

Возле реки в это время уже обустроен палаточный лагерь для проведения ночных молитв. У воды табот помещают в специальную палатку для церемоний, потом снова долго молятся. Около 2 часов ночи начинается торжественная служба.

В последний праздничный день – кульминация: окропление табота святой водой. Многие ныряют в реку, либо окатывают друг друга водой, как бы проходя крещение во второй раз.

После этого табот снова торжественно переносится обратно в храм. Песни и танцы, бой барабанов, улюлюканье и хлопанье в ладоши этот день продолжаются допоздна.

Вот так интересно и своеобразно встречают эфиопы Крещение!

Фото — из свободного доступа в интернете.

Календарь в Эфиопии свой, коптский, а отсчёт времени начинается в шесть утра. Этим календарём пользуется вся страна, поэтому даты и время во всех билетах указаны местные, исключая авиабилеты. Это оказалось такой жуткой головоломкой, что всякий раз просила указывать международные даты. Так ведь сами эфиопы затруднялись с ответом и долго думали, так и не ответив. Например, я приехала в Гондер 16.01.2015 г., а по коптскому календарю 08.05.2007 г., к тому же месяцев у них 13, последний месяц года укороченный. Их календарь во многом совпадает с нашим церковным, а значит религиозные праздники тоже совпадают. Рождество и Крещение эфиопы отмечают в те же дни, что и мы. Особенно пышно празднуют Тимкат (иначе Крещение) в религиозном Гондере. Я ехала туда на христианские празднества, которые начинались 19 января. Прошло уже два года, только сейчас в канун Крещения я собралась об этом рассказать.
***
Гондер я застала в предпраздничной суете, он оказался многолюдным и большим городом. Телеги, запряжённые лошадьми, гремели по булыжным мостовым, отстукивая чёткий ритм. Бодяджи, как здесь называют мотоцикл с пассажирской кабиной, сбивались в пробки, сигналили клаксонами, и просто наступали друг другу «на пятки». Город оказался сплошным рынком, где толпились люди в белых палантинах. Продавцы выкрикивали цену наперебой и расхваливали товар, а чистильщики обуви носились со своими табуретами и приставали к прохожим. Упряжь для лошадей и церковные ритуальные принадлежности перемежались с разбросанными кучами цветных резиновых сандалий. В таких сандалиях ходит не только Эфиопия, но и вся Африка. Калеки с попрошайками просили у торговцев еду, особенно много их было у храмов. А храмов христианских тут видимо — невидимо, куда ни глянь, глаза натыкались на церковные кресты.

Уже висели растяжки над улицами с праздничными призывами, а цветные флажки трепетали на ветру, издавая лёгкий бумажный шелест.
Среди городского хаоса всё таки можно найти тихое место и насладиться уединением. Не долго думая, зашла в кофейню. Кофейное питие в Эфиопии носит церемониальный характер. К нему особое отношение. У каждого кофемана есть свой любимый кофе, но эфиопский напиток покорит любого знатока. А ещё обязательно покорит хозяйка церемонии. Эфиопы отличаются от остальных африканцев нежной красотой.

После того, как был испит последний глоток волшебного напитка, отправилась искать себе приют. В преддверии праздника все места в отелях были заняты или же забронированы, и я долго ходила по второй линии от рынка. Именно там находилась череда отелей и гестхаузов. До Тимката (Богоявление) ещё три дня, то есть до 19 января, и не может быть, что бы во всём городе не было для меня места. Место нашлось, но только на одну ночь, поэтому завтра я должна буду куда-то переселиться. Сильно-то не переживала, завтра ещё далеко, поэтому заселилась в отель на одну ночь. Потом по городу решила пройтись и присмотреть себе жильё на следующие четыре дня. Цены на эти праздничные дни превышали нормальную стоимость в три раза, точно, как во время карнавалов в Латинской Америке. Поэтому меня вполне устроил не большой отель на южной окраине города за доступную цену, только заплатить пришлось за весь период проживания сразу. Ну, а на следующий день уже начинались предварительные шествия.
По улицам двигалась процессия, состоящая из высокопоставленных служителей церкви. Их ослепительно белые одежды отливали атласом, красные церемониальные зонты были раскрыты над головами, замотанными в белые тюрбаны. Они двигались медленно по ковровой дорожке, которую выстилали перед ними горожане. Священников сопровождали толпы танцующих людей. Звон колокольчиков, танцы с прихлопами, песнопения, все эти действа происходили в традициях эфиопской церкви. А в начале процессии бравый духовой оркестр играл церковные гимны.
Людской поток двигался мимо старинных крепостных стен, мимо многочисленных христианских храмов. Неспешное шествие сопровождалось боем барабанов кебаро. Православное христианство пустило здесь глубокие корни, в Эфиопии оно непоколебимо.
В тот день побывала в нескольких храмах. К своему удивлению обнаружила, что наши церкви и эфиопские, совершенно разные. Общей была только библейская история, история Евангелие и прочая христианская мифология рассказанная во фресках на стенах храмов. Мы тоже расписываем купола и стены своих церквей, создаём иконы, тем самым храним историю христианства. Но стиль у нас иной. Очень запомнился храм Debra Berhan Selassie. Тут чёрный священник водил меня за руку и рассказывал об изображениях на стенах.

А мне можно было не рассказывать, я и сама узнавала сюжеты из Библии, ведь не одну книгу о христианстве прочла, а Евангелие даже для себя изучала. Поэтому священник был несказанно рад встретить единоверца из России, хотя бы элементарно разбирающегося в истории православия.

Оказывается русские христиане не только с «фотиками» по церквям бегают, но и церковные книжки читают. Его глаза светились счастьем, он искренне радовался и улыбался, я делала то же самое.
Потолок церкви был изрисован ликами, взгляд их выразительных глаз наводил оторопь, как будто за мной следили сверху. Глаза, глаза, глаза … .

Так оно и было. Свод символизировал небо, а лики, стало быть, ангелов, которые пристально за нами присматривали.

Уходя, получила у батюшки благословение на дальнейший путь, оставила храму немного денег, что бы чернокожий священник проводил меня с улыбкой. Вход туда стоил 100 быр ($5), думаю средства достаточные, что бы встречать иностранцев с улыбкой и с нею же провожать.
По городу народ активно двигался, ослики тащили вязанки хвороста и сухой кизяк, женщины несли на голове снопы свежей травы, дети жвачки продавали и кричали мне вслед: «Хеллоу, фаранджи!». Куры, связанные пучками за ноги, раскупались к празднику быстрей горячих пирожков, птица здесь в почёте. Нищие сидели у дороги, они теперь все три дня будут здесь жить со своими матрасами и одеялами, пока не закончится фестиваль. Горожане развешивали цветные лампочки и забрасывали землёй ямы на дорогах, что бы достойно принять крестный ход. Закатное солнце освещало склоны возвышающихся гор. Я шла себе, поражаясь искренней радости, которая отчётливо проявлялась на каждом лице встречного пешехода, даже сама улыбаться всем стала. Народ в город прибывал и это было заметно. Люди устраивались, как только могли; палатки устанавливали, тенты натягивали и просто матрасы бросали на земь. Везунчиками были те, кто временно проживал у родственников или знакомых. Ведь на Тимкат съезжается каждый год около миллиона паломников и туристов, ясное дело, что мест для проживания на эти дни в городе не хватит, вот и приходилось людям жить это время на улицах.
Я чувствовала себя участницей предстоящего торжества, и всеобщая радость накатила на меня. В этот счастливый момент ко мне подошёл молодой растаман. Все его дреды были закручены и завязаны в единый хвост на затылке. Одежда была не притязательна, но чистая и не мятая. Я потеряла бдительность, и познакомилась с Ёнасом. К моей радости Ёнас говорил по-английски и пообещал все три дня праздника оказывать для меня услуги волонтёра на Тимкате. Ура! А ещё больше удивилась, когда он пригласил меня вечером на ужин. И это в Эфиопии! Днём мы даже гуляли в парке у горного озера, а вечером, представляете, пили вино! Ночью движение в городе не только не утихало, а наоборот активизировалось. Стояла прекрасная погода, тёплая, бархатная ночь сияла звёздами. Музыка доносилась со всех концов города. До моего отеля было далеко, но Ёнас стойко меня проводил. На следующее утро он не пришёл. Не долго, радовались!

Я выдвинулась одна на звуки барабана и музыку оркестра, он слышался совсем рядом. Крестный ход двигался по всем улицам сплошным людским потоком. Просто растерялась, увидев немыслимое скопление народа в нарядных, красочных одеждах.

В национальные костюмы были одеты даже дети.

Люди танцевали, музыка оркестров была слышна отовсюду, огромные красочные декорации катили вручную по улицам.

Они олицетворяли Крещение Господне многочисленными струями воды, которые изливали ангелы из своих кувшинов. Все ангелы были чернокожими детьми, и очень серьёзными.

Изображения Христа являлись обязательным условием для всех громоздких сооружений, которые по-карнавальному двигались друг за другом.

В этот момент ко мне подошёл приятный молодой человек и предложил стать моим провожатым. Я была согласна на всё! Мы забрались с Акием на гору, что бы оттуда увидеть шествие самого духовенства. Передо мной открылась такая картина, что просто захватило дух. Вот это да! Красочные колонны людей заполнили город.

Они стекались к одному широкому проспекту, где священнослужители торжественно шли по зелёной дорожке, выстилаемой у них под ногами помощниками из мирян.

Они несли Табот. Под сенью красных, расшитых золотом, зонтов свершалась древняя церемония, насчитывающая около тысячи лет. В эфиопской церкви существует особый культ Ковчега Завета. Каждый храм имеет копию этой реликвии, называемый Табот. Его размеры и внешний вид соответствуют библейским мифам, в которых Бог давал наставления Моисею по его изготовлению. Сооружают Табот из акации, но поверх накинутого бархата он украшен золотым венцом и двумя ангелами, как и указано в Библии.
Табот знаменует Ковчег Завета. Кстати, всякая новая церковь освящается после того, как освящён новый Табот для неё. Литургии совершаются в тех храмах, где есть Табот. Поэтому во время праздника Богоявления, их торжественно выносят из храмов, завешивают дорогой тканью, и совершают с ними крестный ход.

О КОВЧЕГЕ ЗАВЕТА

Интересно то, что в бывшей столице страны городе Аксум хранится Ковчег Завета. Вернее, так считается. Городской храм Девы Марии Сионской якобы владеет этой реликвией. Многие слышали об этой святыне, но не многие знают, что она из себя представляет, и зачем вообще нужна. Зато каждый знает, что святыням поклоняются, их чтят и оберегают. История Ковчега давняя. Только не думайте, что я про это всё знаю! Не знаю. Ведь о Ковчеге Завета спорят уже тысячелетиями, пытаясь его найти, но никто не пришёл к истине о его местонахождении. Да, по нескольким легендам он предположительно хранится в эфиопском Аксуме, но его никто не видел, а если видел, то уже не расскажет. Грозная реликвия умерщвляет всякого смертного, кто на неё взглянет мирским взглядом.
Изначально, по повелению Всевышнего, было поручено Моисею изготовить Ковчег для хранения каменных скрижалей. На них были начертаны Господние заповеди, которые известны каждому христианину. По своей сути Ковчег Завета, это маленький ящик, но какой! Внутри золото, снаружи тоже, хотя сам деревянный. Размеры его полностью соответствовали указаниям Свыше. Моисей всё сделал по правилам. Внутри ковчега хранятся, конечно, скрижали, кувшин с манной небесной и волшебный жезл Аарона. Во время исхода евреев из Египта, а именно им он принадлежал изначально, Ковчег несли на руках. Народ долго кочевал, но Ковчег всегда был с ними. Его постоянно окутывало облако, что бы защитить от случайного взгляда мирян. Таким было повеление. По прошествии времени царь Соломон отстроил Первый Храм в Иерусалиме для хранения этой реликвии в одном месте. Случилась беда, вавилоняне захватили и разграбили Храм. Но за неделю до этого волхвы-жрецы вынесли святыню, она исчезла. Только они могли предугадать события наперёд. Больше Ковчег Завета никто не встречал. Теперь только легенды остались. Все они сходятся в одном городе, в Аксуме. Ковчег творил чудеса. Не зря говорят, что Эфиопия никогда не была чьёй-либо колонией только благодаря древней реликвии. Ещё один интересный момент. Я побывала в Аксуме, где в часовне Девы Марии Сионской хранится Ковчег Завета. Туда никого не пускают, часовня тщательно охраняется. Даже патриарх Эфиопской церкви не имеет права смотреть на Ковчег. Только монах, пожизненный хранитель Ковчега находится в часовне и стережёт сокровищницу. Ему запрещено говорить с людьми, а пищу он получает через ограду, с территории часовни никогда не выходит. Своего приемника назначает сам.

Такое вот получилось отступление, что бы понять, почему именно Эфиопия стала центром паломничества среди христиан.

***
Праздник на улицах Гондера продолжался. Вслед за священниками двигались шеренги танцующих людей, они били в высокие барабаны, звонили в колокольчики — систры, а «ангелы» трубили в рожкИ. Все улицы были усыпаны шёлковой травой. Мой новый знакомый Акий хотел показать мне всё, он водил меня с одного места на другое, где обзор был наилучшим. Целый день мы шли с крестным ходом. Всех верующих окуривали ладаном из серебряных кадильниц, улицы благоухали, белые одежды празднично сияли, а красивые лица эфиопов стали ещё красивее. Процессию без устали снимали с вертолёта.
К вечеру притомились и решили сократить путь к купели, пока многотысячная процессия обойдёт последние улицы. Но хитрыми были не только мы, многие горожане и гости заранее двинулись к озеру, что бы успеть занять места на бамбуковых сооружениях.

Трибуны оказались многоярусными, из крепко связанных между собой жердей. Ходить по ним надо осторожно, что бы не провалиться в дыры, из которых в общем-то состояли навесы наряду с прочными перехватами.

Все эти сооружения были установлены по периметру озера, где завтрашним утром будет проходить крещение народа. В центре водоёма возвышался храм, куда священники должны внести главный Табот. Немыслимое количество туристов заполняло все свободные места.

Дети пели праздничные гимны, а взрослые давали им деньги. Мальчик лет десяти, сорвал «джек-пот», целый час он пел молитвы для всех. Он не хотел уходить. Ему дали денег, а он всё пел, зрители стали смеяться, но снова дали денег, он опять пел. Народ стал искренне хохотать, а ребёнок всё пел до последнего. Деньги у него торчали изо всех карманов. Тут день – год кормит!

Озеро окружено крепостной стеной, через неё были смонтированы переходы, ведь в ворота всем не войти. Уже стемнело, мы ждали процессию. Где-то слышался бой барабанов, вокруг озера зажгли огни и вскоре показалась сама колонна. Мы быстро сошли с трибун и поспешили навстречу шествию. Тысячи свечей горели в руках людей. Каждый оберегал свой огонёк от ветра, прикрыв ладонью. Когда в ворота вносили Табот, вдруг взорвался салют, окрасив небо праздничной радугой. Люди ликовали, подняв лица в черноту, а салют всё распускал сказочные цветы и рассыпал светящиеся звёзды над их головами.
Когда священнослужители вошли в храм и внесли реликвии, то началась служба. Скажу честно, я устала к тому моменту так, что готова была улечься спать прямо в разбитом тут же лагере для верующих. Люди со свечами и в белых одеждах, казалось, не знали усталости. Акию ничего не оставалось, как только отвести меня в отель. Придя в номер, я просто рухнула в постель, не забыв завести будильник на полчетвёртого утра, что б успеть на крещение к той самой купели. Рано утром начнётся священнодействие.
Долго спать не пришлось. В три утра в номер постучал сотрудник и сказал, что меня внизу ждут. Удивилась, что Акий так рано пришёл, но быстро собралась и вышла. Меня ждал Ёнас. Чуть не спросила: «А где Акий?» Совсем меня запутали! На нём была национальная одежда из льна с вышивкой. Я просто обомлела, надо же, как красиво! Ёнас стал за что-то извиняться, а мне было без разницы, по какой причине он отсутствовал днём. Я была согласна на всё! Почти бегом бежали по моей тёмной окраине, везде спали люди, примостившись у стен домов. Мы торопились к озеру.

Торжественная служба шла всю ночь. Ещё горели свечи. После того, как священник опустил крест в воду, толпа народу, которая видимо не расходилась, сразу оживилась, задвигалась. Священник щедро окроплял водой всех, люди заходили в воду, плескались и даже случился общественный заплыв. Ёнас принял в нём активное участие, отдав свои вещи мне на сохранение.

Вода была холодной. Вся до нитки мокрая, я тряслась, как осиновый лист. Захваченное из отеля полотенце не согревало, сон давно прошёл. Многие плавали прямо в одежде, выскакивали на берег и ёжились от холода, но в такой Великий праздник никто не может простудиться и заболеть.
Было много веселья и смеха. Уже на рассвете вернулась к себе, позволив Ёнасу меня не провожать. Надо было выспаться, ведь предстоящий день потребует много энергии. В отеле сообщили, что за мной приходил Акий, я даже вздрогнула от неожиданности, совсем про него забыла. Что за искушение? Ну, просто два чёрта из табакерки!

Наверное, я стала красавица. Посмотрела на себя в зеркало. Вроде всё, как было. А что бы это значило? Уже «две очереди» выстроились за моим вниманием. Много позже, когда вернулась домой, рассказала об этом моему доброму знакомому, а он заявил, что я старею и пора платить за мужское внимание, поэтому мужчины встали в очередь за моими деньгами, увидев во мне потенциальную покупательницу. Расстроил меня и всё. Да, я знаю про разных там «бич-бой», про гидов, навязывающих свои услуги, а тут ведь поверила.

На всякий случай хочу предупредить одиночек, в основном это касается женщин. Оказывается, что в Эфиопию едут не только вулканы и пустыни смотреть, а ещё и за любовью. Это что-то вроде африканского Таиланда. Каждый для себя должен знать, что ему надо. Ну, а я тогда про это не знала, принимая за чистую монету мужское внимание и выставляя себе плюсики.

После купания в озере, отоспалась до обеда. Позже пришёл Ёнас и пригласил в круг своих друзей. Было интересно, даже если бы и не интересно, всё равно бы пошла. А что было делать? В кафе на центральной площади собирались туристы. Группа итальянских растаманов встретила нас громкими приветствиями. Нормальная была только я.
Разговоры велись обычные, и вдруг я увидела Жанет из Австралии, она была со мной в одной машине в путешествии по Данакилю. Мы были рады встрече и уселись за отдельный столик, извинившись перед растаманами. Пока мы говорили, в кафе вошли девчонки из Израиля. Они тоже были с нами на вулкане! Здоровались, обнимались, пока не появился ещё один участник нашего трипа на Эрт Але. Это был Тис. Голландец вошёл в тёртой соломенной шляпе и шёлковом шейном шарфике. Пока мы хором все не закричали:
— Тис! Хеллоу! – он нас не увидел.
Шум устроили, даже кучу-малу. А ведь после поездки в Данакиль все мы разъехались по разным городам. Надо же было нам здесь встретиться! Музыка громыхала, вытряхивая мозг. Забрались в пустой банкетный зал, где ещё можно было разговаривать, так и просидели там до рассвета. А утром все простились, и заказанное маршрутное такси развезло нас по отелям. Тис уезжал в Бахр Дар, Жанет вылетала в Аддису, что бы вернуться в Австралию, Ёнас и друзья оставались в Гондере. Я вылетала в Аддис-Абебу через день, что бы отправиться на юг страны в гущу племён Эфиопии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тодд праздник крови аккорды
  • Тимбилдинг форт боярд сценарий
  • Товаровед профессиональный праздник
  • Тимбилдинг сценарий программа
  • Товарищи сегодня праздник наш