Типы сценариев мероприятий

Какие бывают виды сценариев. Их обычно подразделяют на две группы, а требования сильно отличаются и зависят от конкретной киностудии и страны, где планируется экранизация

Виды сценариев

Любой сериал, фильм или небольшой видеоролик имеет в основе сценарий. Он как краеугольный камень, закладывает основу дальнейшего успеха (или провала) произведения. У него тоже есть правила, которые должен знать каждый, кто задумался снять собственное видео.

Виды сценариев

Что такое сценарий

Это литературное произведение, созданное в качестве основы для постановки. Чаще всего он представляет собой пьесу, где очень подробно описаны диалоги всех действующих лиц и сама сцена вместе с локацией.

В случае когда основой фильма или сериала является книга, очень часто в адаптации участвует сам автор, выступая в роли сценариста.

Существует определённая структура написания, выделяют четыре главных элемента:

  • диалог;
  • описательная часть;
  • закадровый голос;
  • титры.

Виды сценариев

В произведении обязательно должна быть обозначена проблема, описаны характеры персонажей, тема, развиты сюжетные линии. Важно удержать внимание и учитывать психологию зрителя, понимать запросы людей. Интересное содержание, узнаваемые типажи, необычные кульминационные моменты – всё это в совокупности должно заинтриговать и заставить досмотреть до конца. Не стоит забывать про монтаж! Правильная расстановка акцентов усилит атмосферу. Современные приёмы позволяют составлять контрастные эпизоды, задавать ритм и, в итоге, помогать в выражении идеи.

Сейчас у сценариев наблюдается выделение особого жанра под названием кинодраматургия. Они публикуются как самостоятельные произведения в сборниках и журналах.

Какие бывают виды сценариев

Их обычно подразделяют на две группы, а требования сильно отличаются и зависят от конкретной киностудии и страны, где планируется экранизация. В создании участвует драматург, но в качестве соавторов могут выступать режиссёр и продюсер.

  1. Режиссёрский. По сути, это подготовка, когда скрупулёзно записывают трактовку автора и приёмы для создания фильма. Постановочный сценарий детально прорабатывает каждый пункт для реализации задумки. В ходе подготовки происходит распределение работы среди съёмочной группы, приглашаются консультанты, ведётся подбор актёрского состава. Режиссёр должен определить локации, чтобы составить график съёмок и правильно скомпоновать эпизоды. Грамотное расписание помогает сохранить атмосферу и не забыть детали сюжета.
  2. Литературный. Он содержит конкретное описание сюжетных линий и проработанные диалоги. Литературный сценарий – завершённое произведение любого жанра и стилистики. Автор высказывает идеи, заранее продумывая картинку на экране, пишет литературным языком и обязательно раскрывает все нюансы!

Виды сценариев

Из особенностей следует отметить обязательное наличие завязки, далее должно произойти развитие конфликта, потом раскрываются характеры героев, затем в кульминационной точке сталкиваются все линии сюжета, а в конце совершается окончательное раскрытие всех персонажей.

Без драматической борьбы хороший сценарий не получится. Все яркие киноленты отличаются запоминающимися персонажами, чёткой выстроенной линии сюжета и продуманностью поступков. Драматургия тоже имеет свою классификацию:

  1. Явное столкновения, то есть прямой конфликт разворачивается на глазах зрителя. Пример: игры, спорт и различные состязания.
  2. Подразумевающее столкновение. Уже произошла некая битва, и зрителю показывают те события, по которым можно восстановить хронологию.

Виды сценариев

Также есть ещё одно интересное разделение сценариев:

  1. Простейшие – отличаются малой формой, пишутся для различного рода мероприятий. Они очень логичные, в них также прописывают организацию процесса проведения.
  2. Иллюстративный – это синтез информации и искусства, когда в центре находится главная тема.
  3. Театрализованный – единство идеи, композиции и сюжета.

Создание сценария является кропотливым трудом. Если же учесть все особенности и следовать правилам жанра и стиля, уловить настроение зрителя, то можно создать шедевр, способный пережить своих создателей.

Структура сценария — это не мифология или спасение котика.  Это основные инструменты, c  помощью которых сценарист может рассказать свою историю. Все эти типы структуры применимы к любому жанру.

Попробуем разрушить некоторые стереотипы и предложить приемы, которые вы сможете взять на вооружение.

Будем честны. Даже если разрушить все до основания, история все-равно будет иметь начало, середину и конец. Это структура, которой следовали с тех пор, как древние люди рассказывали истории вокруг костра или создавали наскальные рисунки, изображающие сюжеты охоты на добычу (начало), противостояние добыче (середина) и победу над ней (конец). Больше о том, что такое трехактная структура >>>>>

Трехактная структура в кино —  простая и понятная структура, которой следуют большинство фильмов, независимо от того, что потом говорят об этом эксперты и критики. Есть экспозиция, конфронтация и развязка. Четырех, пяти и семи-актные структуры, как и другие варианты для телевизионных фильмов, просто продолжают трехактную структуру.

Девять структур, которые приводятся ниже, тоже разбиваются на три акта, просто в каждой это работает по-разному.

Когда автор решает использовать трехактную структуру, он предлагает самый простой и доступный для аудитории сюжет.

Каждая сцена имеет значение.

Каждая сцена переходит к следующей, двигая историю вперед с естественным развитием — без каких-то дополнительных приемов. Существует экспозиция персонажей и мира, далее следует конфликт, с которым они вынуждены столкнуться, и в конце все приходит к развязке. 

Вместо того, чтобы создавать сценарий только с использованием самых важных частей истории, как это делают в трехактной структуре, можно представить свою историю в непрерывном повествовании и реальном времени.

Примеры:

  • 12 Разгневанных мужчин  (1956 ) 
  • Мой ужин с Андре ( 1981 ) 
  • В последний момент ( 1995 ) 
  • Потерянный рейс ( 2006 ) 
  • Ровно в полдень  (1952 ) 

Нет перерывов в повествовании, нет флэшбэков, нет срезок, нет пробросов времени или чего-то подобного.

История представлена цельной и неотфильтрованной. Каждая мелочь важна, и сценаристы, которые применяют эту структуру к своим историям, должны это понимать.

Эти типы сценариев сложны, поэтому сценаристу часто приходится искать возможности, чтобы управлять действием и мотивацией персонажей. Обратный отсчет времени – лучший инструмент в данном случае.

Если посмотреть на фильм «Ровно в полдень» и, особенно, на «В последний момент», то видно, что действие и драма превращаются в единый механизм из-за эффекта тикающих часов.

В фильме «Ровно в полдень» в определённое время что-то произойдет и маршал должен успеть подготовиться.

А в фильме  «В последний момент» отец вынужден выполнять то, что говорит злодей, если он хочет снова увидеть свою дочь. Часы в прямом смысле тикают.

Ровно в полдень ( 1952 )

Ровно в полдень ( 1952 )

Если решите рассказать свою историю в формате структуры реального времени, имейте в виду — ни одна секунда в выбранный момент жизни персонажа не может быть упущена.

Преимущество этой структуры в том, что напряженность истории постоянно растет и выглядит намного более убедительно. Особенно, если сценаристу удалось сделать все честно.

Это, пожалуй, одна из самых сложных структур. В ней несколько различных историй смешиваются вместе.

Примеры: 

  • Нетерпимость  ( 1916) 
  • Фонтан ( 2006 ) 
  • Облачный атлас ( 2012 ) 
  • Крестный отец 2 ( 1974 ) 

Эти фильмы охватывают одновременно несколько историй, которые могут происходить в разное время.

Все эти истории объединены темами, эмоциями, смыслом, но не всегда связаны напрямую. События одной истории не всегда влияют на остальные.

Единственная связь между ними —  общие темы, эмоции и смыслы. Кроме этого, возможно использование одних и тех же актеров для отображения разных персонажей, демонстрация одинаковых мест в разные периоды времени и т. д.

Магия заключается в том, что у аудитории создается ощущение, что жизнь во Вселенной каким-то образом связана.

Если решите связать сюжетные линии, как это сделал Фрэнсис Форд Коппола во второй части Крестного отца, то каждая история будет иметь более глубокий смысл. Когда мы видим подъем власти Майкла Корлеоне …

Крестный отец 2 ( 1974 )

Крестный отец 2 ( 1974 )

… в сочетании с более коварным и незаметным подъемом власти его отца …

Крестный отец 2 ( 1974 )

Крестный отец 2 ( 1974 )

… начинаем ощущать двойственность этих историй, которые могли бы существовать в других разных фильмах сами по себе.

Решите вы связывать истории из нескольких хронологий или нет, эта структура в любом случае предполагает выход за рамки обычного повествования.

Истории со взаимосвязанной структурой работают по принципу домино. Каждая кость домино падает, заставляя падать следующую и следующую, и следующую, и так до конца.

Примеры: 

  • Магнолия ( 1999 ) 
  • Столкновение ( 2004 ) 
  • Вавилон ( 2006 ) 

Некоторые истории, которые были в фильмах «Магнолия», «Столкновение» и «Вавилон», похожи на фильмы, созданные по структуре множества сюжетных линий. Но отличие заключается в том, что все истории связаны между собой как несколько разных рядов падающих домино. Они взаимодействуют друг с другом так, что вместе приводят к развязке. События каждой отдельной линии ведут всю историю фильма целиком.

Этот тип структуры дает аудитории ощущение того, что наши жизни могут быть невероятно взаимосвязаны. Причины и следствия поступков, могут иметь параллельные причины и следствия в жизни других людей.

В «Магнолии» Пол Томас Андерсон создал историю, в которой восемь персонажей и их рассказы медленно соединяются по мере развития сюжета.

Магнолия ( 1999)

Магнолия ( 1999)

Главным в структуре взаимосвязей является то, что к концу каждый сюжет и персонаж должны мастерски воздействовать на других, и если удалить одну сюжетную линию или персонажа, то вся история целиком не сработает.

Сценарий со структурой взаимосвязей делает чтение сценария невероятно увлекательным, так как захватывает читателя с самого начала, он задается вопросом, действительно ли эти истории и персонажи связаны между собой.

Возможно, вы не слышали о такой структуре, но на самом деле она распространена больше, чем кажется на первый взгляд.

Примеры: 

  • Бойцовский клуб ( 1999 ) 
  • Казино ( 1995 ) 
  • Красота по-американски  ( 1999 ) 
  • Славные парни ( 2016 ) 
  • Форест Гамп ( 1994 ) 
  • Интервью с вампиром ( 1994 ) 
  • Гражданин Кейн ( 1941 ) 

Эта структура пришла в Голливуд из России, основываясь на терминах, которые возникли из русского формализма и используются в нарратологии, где создается повествовательное построение сюжета.

Фабула —  сама история, а сюжет —  повествование и то, как устроена история.

Эта специфическая структура, используемая американским кино,  она имеет оригинальную организацию, сначала демонстрируя конец.  А уже после экспозиции, которая представлена финалом фильма зрители видят, как герои туда попали.

«Гражданин Кейн» начинается со смерти главного персонажа, когда он бормочет «Роузбуд» на смертном одре. Жизнь затем представлена через воспоминания, с вкраплениями журналистских расследований жизни Кейна.

Гражданин Кейн ( 1941 )

Гражданин Кейн ( 1941 )

Фабула фильма — это реальная история о жизни Кейна, как это происходило в хронологическом порядке. В то же время сюжет — это то, как рассказывается история на протяжении всего фильма.

«Форрест Гамп» открывается почти финалом истории, когда Форрест ждет автобуса. Зритель изучает фабулу через воспоминания, когда он рассказывает спутникам на автобусной остановке о некоторых историях из жизни. 

Сюжет присутствует в сценах, когда автобусная остановка переплетается с этими историями о жизни. Если бы фильм был представлен в трехактной структуре, мы бы встретились с Форрестом Гампом в детстве и дошли до того момента, когда он сидит на автобусной остановке. Сцены с Форрестом, где он разговаривает с людьми на остановке, были бы лишними, а голос за кадром можно было бы не использовать.

Форрест Гамп (1994)

Форрест Гамп (1994)

«Интервью с вампиром» начинается со знакомства с вампиром Луи, с которым беседует Маллой. Луи вспоминает о днях в качестве вампира за сотни лет до этого момента, прожитых с его создателем Лестатом. Это и есть фабула истории, а события интервью представляют собой сюжет. События истории (фабула) сами существуют, независимо от того, как их рассказывать (сюжет).

Интервью с вампиром ( 1994 )

Интервью с вампиром ( 1994 )

Это уникальная структура, которая часто используется в реальных историях, но также может быть креативно применена к вымышленным. 

Структура Фабула/Сюжет дает дополнительное ощущение повествования и оправдывает использование закадрового голоса. Поэтому, если нужен голос за кадром в сценарии, один из лучших способов сделать это — написать сценарий по структуре Фабула / Сюжет.

Больше о том, что такое структура в материале что такое акт в сценарии >>>>>.  Во второй части статьи разберем структуры:

  • С реверсивной драматургией
  • Расёмон
  • Цикличная (круговая)
  • Нелинейная
  • Сновидений

Перевод статьи Кена Миямото сценарного ридера и аналитика компании Sony Pictures, оригинал статьи

Перевод статьи: Илья Глазунов, Вадим Комиссарук

Читать вторую часть >>>>

Виды сценариев

Условно
сценарии можно разделить на три вида:
простейшие, иллюстрированные,
театрализованные.

Простейшие
сценарии
или
сценарные планы представляют собой:

·
логическую последовательность материла,

·организационные
моменты подготовки мероприятия,

·
предполагаемый отбор выразительных
средств.

Сценарные
планы пишутся к следующим мероприятиям:
дискотеки, концерты, презентации и
другие малые формы.

В
иллюстративном сценарии

соединяется информационный материал
и искусством. Тема является основным
стержнем. Театрализованный
сценарий

предполагает идейно-тематическое,
сюжетное, композиционное единство.

25.   
Менеджмент: общее понятие, виды и
особенности проявления в сфере
культуры.

Менеджмент
(от англ. – управлять). По сути, менеджмент
является синонимом управления, но не в
полной мере. Термин «управление» намного
шире, так как применяется к разным видам
человеческой деятельности.

Менеджмент
– это эффективное и производительное
достижение целей организации посредством
планирования, организации, лидерства
(руководства) и контроля за организационными
ресурсами.

Если
немного раскрыть определение «менеджмента»,
то в него входит:

  • изучение
    рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг
    и прогнозирование;

  • производство
    продукции с минимальными затратами и
    реализация ее с максимальной прибылью;

  • управление
    персоналом, следовательно, знание
    социологии, психологии, а также анализ
    информации и разработка программ для
    достижения поставленной цели.

Основная
функция менеджмента – это умение
достигать поставленных целей. В мелких
фирмах эту роль выполняет сам директор,
а в крупных – менеджер (организатор,
управляющий, руководитель).

Под
социально-культурной сферой мы будем
понимать совокупность отраслей,
предприятия которых производят товары
и услуги, необходимые для удовлетворения
социально-культурных потребностей
человека.

Деятельность
в социально-культурной сфере осуществляется
организациями, учреждениями, предприятиями
различной ведомственной принадлежности
(государственными, муниципальными,
частными, общественными организациями)
и формы собственности, а также частными
лицами. Далее, фирма – любое учреждение
социально-культурной сферы.

Сфера
культуры

— сфера преимущественно некоммерческой
деятельности. Главная особенность
менеджмента в сфере культуры заключается
в том, что деньги в этой сфере появляются
преимущественно не на основе коммерции,
а на основе привлечения средств,
вовлечения интересов самых различных
сил и инстанций: органов власти, ведающих
бюджетными средствами, спонсоров,
благотворительных организаций и прочих
доноров.

Обычно
специфику менеджмента в сфере культуры
связывают с особенностями «духовного
производства». «Продукты» такой
деятельности носят не столько вещественный
характер, сколько связаны с феноменами
сознания (восприятия, понимания, мышления,
переживания и т. д.), не поддаются
непосредственному прямому счету,
складированию.

Поэтому
менеджмент в сфере культуры может
заключаться исключительно в создании
организационных и экономических условий
саморазвития культурной.

И в этом заключается подлинное содержание
специфики менеджмента в сфере культуры.

Менеджмент
в социально-культурной сфере

представляет особый интерес.

1.
в сфере культуры действуют самые
различные фирмы.

2.
главная особенность менеджмента в
социально-культурной сфере заключается
в том, что деньги в этой сфере зарабатываются
преимущественно не на основе простой
коммерции, а на основе привлечения
средств заинтересованных доноров:
спонсорства, патронажа, благотворительности.

3.
переход от сугубо административно-распределительной
технологии управления сферой к все
более широкому использованию экономических
методов, от чисто дотационного бюджетного
финансирования структур к финансированию
программ, к конкуренции за бюджетные
средства, необходимости широкого
привлечения внебюджетных средств,
идеологический и политический плюрализм,
хозяйственная самостоятельность – все
это радикально меняет требования к
профессионализму менеджера в
социально-культурной сфере.

4.
Социально-культурная сфера включает в
себя деятельность как сугубо некоммерческую
(нонпрофитную), так и коммерческую
(платные услуги), как местного, так и (в
том числе – применительно к тому же
виду деятельности) международного
масштаба.

Учет
и отчетность
являются частью
информационного механизма менеджмента,
связанного с характеристиками реальных
результатов деятельности фирмы. Учет
– это характеристика итогов деятельности
учреждения в утвержденной системе
показателей.

В
социально-культурной сфере действуют
четыре вида учета и отчетности:

  1. текущий
    (первичный, оперативный),

  2. статистический,

  3. бухгалтерский
    учет (и соответствующая отчетность)

  4. творческие
    отчеты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Виды сценариев

Киносценарий

Киносценарий

Описание

Виды сценариев бывают разные, но начать стоит с этого типа. Под данным видом творчества понимают основной текст и план будущего фильма, именно с помощью киносценария режиссёр может реализовать свою задумку и воплотить её в жизнь. При этом киносценарий должен быть написан в доступной и понятной форме, чтобы полностью раскрыть основную идею.

Режиссёрский сценарий

Режиссёрский сценарий

Описание

Режиссёрская версия сценария представляет собой результат глубокого изучения литературной основы будущего фильма. При этом режиссёр внимательно читает литературное произведение, попутно делает заметки и обращает внимание на ключевые моменты. При этом создаётся образ будущего плана съёмок и работы всей съёмочной площадки.

Экспликация

Экспликация

Описание

В данном случае речь идёт о написании разъяснений и толкований сценария. Это необходимо для того, чтобы все действующие лица и персонал понимали основную задумку и идею автора. Для получения действительно хорошей картины необходимо правильно составить экспликацию.

Режиссёрская экспликация

Режиссёрская экспликация

Описание

В отличие от предыдущего варианта данный вид составляется лично режиссёром без помощи посторонних лиц. В ней он полностью старается раскрыть основную идею фильма и даёт подробное описание места действия, времени года, происходящих в картине событий, действующих персонажей. Для удобства и большей наглядности могут применяться схемы, таблицы, зарисовки.

Сценарный план

Сценарный план

Описание

Важным этапом в любой работе является чёткая её организация. В съёмках фильма от этого очень многое зависит, поэтому создаётся специальный сценарный план, который устанавливает время, место и набор необходимой аппаратуры для осуществления съёмки. От организационного этапа зависит слаженная работа всей бригады.

Либретто

Либретто

Описание

Дословный перевод этого термина с итальянского языка означает «маленькая книжечка». Обычно используется для краткого описания содержания оперы и балета, однако, данный вид творчества нашёл применение и в индустрии кино в качестве краткого содержания написанного сценария с целью отражения основных моментов и ключевых сцен.

Литературный сценарий

Литературный сценарий

Описание

Особенный вид художественного искусства, представляющий собой законченный вариант сценария с описанием сюжетной линии фильма, персонажей и происходящих событий в картине. Помимо этого, он должен соответствовать специфическим правилам и требованиям, предъявляемым к производству фильмов. По сути, литературный сценарий является прототипом современной версии киносценария.

Сценарий на основе сторителлинга

Сценарий на основе сторителлинга

Описание

Если разобраться в этиологии данного определения, можно уловить основную идею, используемую для создания сюжета. В переводе данное понятие означает повествование или рассказ историй, именно этот приём используют режиссёры и сценаристы для создания хорошего сюжета к новой киноленте. По проведённым исследованиям такой вид подачи информации пользуется успехом и набирает популярность в последнее время.

Сценарий для съёмок живых действий

Сценарий для съёмок живых действий

Описание

Особую сложность в кинематографе составляют съёмки живых действий. Существует два основных подхода, среди которых выделяют естественную и постановочную видеосъёмку. Наиболее эффективным считается первый вариант, поскольку в данном случае на камеру удаётся запечатлеть неподдельные эмоции и искренность игры актёров. Сценарий в таком случае представляет собой указания и рекомендации для съёмки жизненных моментов и ситуаций.

Сценарий для видео отзывов

Сценарий для видео отзывов

Описание

В отдельную категорию выделяются короткие ролики, содержащие отзывы людей о предоставлении услуг или о приобретённом товаре. В таком случае перед сценаристом стоит задача дать краткое представление о товаре или услуге, выразить основные плюсы и минусы, а также выразить общее мнение (положительный или отрицательный отзыв).

Сценарий основан на музыке

Сценарий основан на музыке

Описание

Музыкальные композиции часто вдохновляют людей. Сценаристы тоже сталкиваются в своей работе с написанием плана, основанного на музыке. В таком случае необходимо подробно изложить тему музыки или песни, основной посыл и эмоции персонажей, возникающие при прослушивании произведений. При этом рекомендуется использовать плавные переходы между композициями.

Сценарий с использованием инфо графики и статистики

Сценарий с использованием инфо графики и статистики

Описание

Работа с подобным материалом доставляет много трудностей, поскольку сценаристам приходится работать с непривычным в повседневной жизни типом представления информации. В данном случае требуется чётко по пунктам описать все происходящие на экране действия. Абсолютно каждое действие и появляющиеся картинки на мониторе должны отражаться в текстовом формате сценария.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типы сексуальных сценариев
  • Типы праздников на английском
  • Типы православных праздников
  • Типы литературных сценариев
  • Типы концептов представление схема понятие фрейм пропозиция сценарий гештальт