Тиркык эмэт январь праздник встречи солнца

Официальный сайт общероссийской организации "Слоу Фуд в России"

В день, когда солнце впервые в году поднимается над горизонтом после долгой поляной ночи, на  Чукотке  проходит праздник Теркык,аматгыргын — праздник встречи вернувшегося солнца.

Полярная ночь  здесь начинается 27 ноября и заканчивается 16 января следующего года.  Примерно в это время, когда первый луч солнца становится, виден на небосклоне и снежный пейзаж на несколько минут озаряет розовый свет, коренные народы Чукотки устраивают праздник.

16 февраля в городе Певек наша  активистка  Зоя Михайловна Сопка  приготовила на празднике  стол с традиционными  угощениями и рассказала о движении Слоу Фуд в России.

 «На Чукотке долгие полярные ночи и когда появляется солнце, в середине января, мы собираемся на улице и празднуем. Строим ярангу, разжигаем костры, варим мясо, рыбу, печем лепешки, готовим паштет из оленьего мяса и оленьего жира, режем сушеное мясо, из снега вырезаем фигуры оленя. Делаем обряд Благодарения Солнцу, Земле, Огню.

Еда была очень вкусная, чистая и честная. Сварили оленину, бульон вкуснейший. Я принесла лепёшки  «кавкав» и  «прэрэм» — паштет из оленьего мяса и растопленного жира.  Пропорции 1:1.  Мясо отвариваем  и потом мелко рубим, а жир вытапливаем из измельченных костей оленя. Кости варим несколько часов. Собираем вытопленный жир и переливаем в надутый и засушенный заранее, пузырь из желудка оленя. Край перевязываем и подвешиваем  над огнем для копчения. Этот жир едят с варенным, сухим и вяленым мясом. Для паштета стараются  использовать свежеприготовленный топленый олений жир.  Это очень сытная зимняя еда, готовим её к праздникам как угощение, также едят при длительных поездках на оленях. Я готовила этот  паштет в 2018 году на Сокровищах Севера  в Москве на конкурс «лучшее блюдо  по версии Слоу Фуд». Но победила в конкурсе с другим блюдом «Вытвыт-рилькин» (мозг оленя, дикий щавель, нерпичий жир). После чего была приглашена на международный форум Слоу Фуд Терра Мадре в Турине (Италия). Там познакомилась с другими соратниками и прониклась идеями и философией мирового движения. 

Гостей  на празднике Теркык,аматгыргын  было много. Всех угощали, и  я рассказывала о Слоу  Фуд в  России. Об этом  очень важном и нужном движении, сохраняющем традиции и культуру питания и у которого есть  интересные программы сотрудничества и помощи коренным народам» — рассказала нам Зоя Михайловна, глава общины коренных малочисленных народов чукчей «Сопка».

Провели праздник для жителей г. Певека коммерческая организация » Винреттумгыт» и некоммерческая организация родовая  община коренных малочисленных народов  чукчей «Сопка».

Фото представила З.М. Сопка.

Опубликовано: 17 февраля 2021

Просмотров: 616

Праздник встречи солнца «Тиркык’эмэт» отметили во Дворце детского творчества

Опубликовано:
вторник, 18 января 2022


  • 26

  • 37

Праздник встречи солнца «Тиркык'эмэт» отметили во Дворце детского творчества

В минувшие выходные во Дворце детского творчества отметили национальный обрядовый праздник «Тиркык’эмэт», что в переводе с чукотского означает Встреча Солнца.

Издавна народы Севера считают, что год складывается из двух частей – темной и светлой. Когда земля начинает покрываться снегом, становятся реки и другие водоемы – темная сторона, а когда солнце выходит из-за горизонта после долгой зимы – светлая сторона. Появление солнца вызывало всеобщее ликование, ибо у него можно попросить благополучия на будущий год, выразить благодарность за прожитую зиму. Предки коренных народов отмечали его, когда дни становились длиннее. Оленеводы вставали на восходе солнца, забивали оленя, готовили много еды, благодарили природу и поклонялись солнцу, как источнику жизни и света.

Для гостей, собравшихся на празднике в ДДТ, этно-экологический клуб «Эйнэкэй» подготовил творческую программу с песнями и танцами, спортивные состязания с национальным колоритом и, конечно, торжество не обошлось без блюд чукотской национальной кухни и чаепития.
 

Гости, по традиции, тоже пришли с дарами, которыми с радостью обменялись во время праздника.

Последние новости

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

«Праздник голов»: для чего чукчи держат дома головы моржей

Традиционные чукотские праздники тесно связаны с религиозными представлениями жителей Крайнего Севера. Главной целью ритуалов, проводящихся в эти дни, является задабривание духов, чтобы они продолжали помогать людям. Вот и «праздник голов», который приморские чукчи отмечают после завершения сезона охоты на моржа и другого морского зверя, призван обеспечить хорошую добычу в будущем году. Для достижения этой цели во время обрядов обязательно используются моржовые головы.

Народный календарь

Начальник отдела культуры Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа Мария Садовская написала статью «Традиционные и современные праздники Чукотки», которая размещена на ведомственном сайте «Ансамбли Чукотки». По словам автора, местное население с древних времен делится на оленеводов и приморских охотников, и праздники у этих людей разные.

Животноводы, кочующие за стадами, отмечают:

21-22 декабря – Пэгытти (зимнее солнцестояние);

Январь – Тиркык, эмэт (встреча солнца);

Конец зимы – Ръилет (гонки на оленьих упряжках);

Начало весны – Элгааткон (Элгыраткон), посвященный оленям;

Апрель-май – Кильвей (прибавление в стаде);

Май-июнь – Ульвэв (переезд на летнее стойбище);

Август-октябрь – Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат), когда происходит осенний забой скота.

Вся жизнь животноводов Крайнего Севера связана с оленями, как и большинство их праздников, образующих своеобразный народный календарь.

А вот морской промысел заставляет прибрежных охотников отмечать совсем другие даты:

«Праздник Белого медведя» – окончание сезона охоты на это животное;

«Первый спуск байдары на воду» – в начале лета, когда море освобождается ото льда;

«Праздник голов» – завершение охоты на моржей, начало осени;

«Праздник Кита» – добыча этого морского животного местными охотниками.

Во время всех перечисленных торжеств чукчи совершают обряды, призванные задобрить духов.

Праздник моржовых голов

Все лето отважные охотники ходят в море на своих самодельных лодках-байдарах, добывая моржа и другого морского зверя. Мясо этих животных употребляется в пищу, а их шкуры, жилы и кости используются местными мастерами и мастерицами. Что же касается голов, то их чукчи просто хранят их у себя дома, обычно складывая в погребах до самого праздника.

Как только море начинает покрываться тонкой коркой льда, плавание на байдарах становится невозможным, и сезон охоты на моржа завершается традиционным праздником, который подробно описал известный этнограф Владимир Богораз в своей книге «Чукчи и Религия» (Ленинград, 1939 г.). Исследователь лично наблюдал эти торжества в селении приморских охотников.

«Только головы моржей и лахтаков [ластоногое животное семейства настоящих тюленей – прим. автора] припасаются для этого праздника, что же касается мелких тюленей, то вполне достаточной считается пара голов, добытая специально для праздника. Напротив того, праздник считается бедным и даже совершенно теряет всякое значение, когда запасено слишком мало моржовых голов», – написал В.Г. Богораз.

Ранним утром заранее припасенные головы вынимаются из погреба и укладываются на шкуры, расстеленные посередине шатра. Поблизости чукчи ставят зажженную лампу. Рядом с головами раскладывают пищу, предназначенную в жертву духам. Как правило, это мука, олений жир, начиненные желудки. К продуктам может добавляться и табак. Пожилая женщина садится у голов и исполняет местные напевы. А мужчины при этом ходят вокруг и громко восклицают: «Joho! Joho!». Затем они берут приготовленные подношения и совершают обряд жертвоприношения всем «направлениям», начиная с востока. Обязательно приносят жертву Зениту и Надиру, а затем и остальным сторонам света.

После этого обряда самую большую моржовую голову подвязывают к ремню, за который мужчины берутся, изображая сцену охоты. Они представляют, что тянут пойманного морского зверя. Это символическое действо, по мнению В.Г. Богораза, магическим образом гарантирует охотникам удачный промысел в следующем сезоне.

Никакой праздник не обходится без обрядовых танцев под бубен и обильного угощения. При этом мужчины едят сырое мясо с моржовых голов, срезая его ножами.

В конце торжественного мероприятия у всех участников, предпочтительно у женщин и детей, появляется возможность избавиться от любого негатива. Они как бы стряхивают с себя несчастья и болезни над большой лампой, которую специально прикрывают дощечкой, дабы защитить огонь от осквернения. Мусор и шерсть, упавшая на доску с меховых одеяний, как считается, содержит в себе негатив, накопленный людьми за год. Все это сжигается на отдельном огне, а полученную золу выносят подальше, в поле.

Моржовые черепа и остатки жертвенной пищи чукчи собирают и бросают в море, тем самым символически возвращая обратно добытых охотниками животных.

Тайные святилища

Непосвященному человеку, ставшему невольным свидетелем праздничных обрядов, может показаться, что чукчи поклоняются моржовым головам. Так, в историческом документе от 22 апреля 1647 года, который называется «Расспросные речи служилого человека Михаила Стадухина о реках Колыме и Чухне, о проживающих там племенах и о неизвестном острове на Ледовитом океане, близ устья Колымы», говорится о неком тайном языческом святилище. О нем русским рассказала местная жительница по имени Калиба, которая провела среди чукчей три года.

«И те де чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою чюхчи переезжают на оленех на тот остров одним днем. И на том де острову они побивают морской зверь морж, и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по-своему де они тем моржовым головам молятца…», – поведала Калиба служилому человеку Михаилу Стадухину.

Таинственный остров, где находится языческое святилище чукчей, скрытое от посторонних, искали многие путешественники. Об этом написал ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин в своей статье «Ритуалы поклонения головам добытых животных, «праздник голов» и жертвенные места приморских чукчей: опыт анализа разнохарактерных источников». Данная работа вошла в сборник материалов X Санкт-Петербургских этнографических чтений «Праздники и обряды как феномен этнической культуры», изданный в 2011 году.

А.А. Бурыкин предположил, что чукотское святилище располагалось на острове Айон. Впрочем, во многих потаенных местах Крайнего Севера геологи и путешественники находят моржовые черепа, сложенные полукругом. Ученые предполагают, что это и есть святилища древних жителей Чукотки, где совершались жертвоприношения духам.

Писатель и фольклорист, кандидат исторических наук Владилен Леонтьев (1928-1988 гг.) рассказал о своей экспедиции по Крайнему Северу в научно-популярной книге «По земле древних кереков. Записки этнографа», которая была издана в Магадане в 1976 году. Священные места со сложенными полукругом моржовыми черепами, существующие с древних времен, исследователь обнаружил на Земле Гека, в долине реки Хатырки и ряде других районов.

В.В. Леонтьев с сожалением отметил, что многие из этих святилищ были разрушены сравнительно недавно пришлыми людьми, которых интересовала лишь ценная моржовая кость. Им не было никакого дела до языческих жертвенников.

Культ головы

Известный историк Александр Нефëдкин предположил, что голова имела культовое значение в религии жителей Крайнего Севера. Об этом исследователь написал в книге «Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.)», которая вышла в свет в 2003 году в Санкт-Петербурге.

Дело в том, что после победы в бою приморские чукчи приносили благодарственные жертвы особому духу – повелителю моржей Кэрэткуну. Согласно фольклору, в подобных обрядах фигурировали головы поверженных врагов.

«У оседлых чукчей, в качестве, возможно, определенной аналогии зафиксирован культ головы моржей, белых медведей или тюленей, которые служили приношениями предкам», – сообщил своим читателям А.К. Нефëдкин.

Он считает, что культовая роль головы животного, используемой в различных обрядах, может быть каким-то образом связана с религиозными представлениями чукчей о душе.

Кстати, русские жители Крайнего Севера, ошибочно решившие, что представители коренного народа молятся моржовым головам, сочиняли различные небылицы. Некоторые из этих слухов со временем превратились в народные предания. Например, колымчане рассказывали, что чукчи разрезали на мелкие кусочки тело майора Дмитрия Павлуцкого, руководившего русской военной экспедицией. А голову этого отважного воина якобы хранили у себя и даже поклонялись ей.

«Естественно, этот факт не соответствует действительности, но, вероятно, отражает некоторые внешние представления русских о чукотских культах», – написал А.К. Нефëдкин.

Как известно, Д.И. Павлуцкий погиб 14 марта 1747 года во время сражения на реке Орловой. Вопреки слухам, останки офицера были похоронены в Якутске.

Читайте наши статьи
на Дзен

Выступление ансамбля Йынэттэт с инсценировкой обряда встречи солнцаШироко и с большим размахом в конце января — начале февраля в нашем городе проходит национальный чукотский праздник «Тиркык,эмэт» — встреча солнца после полярной ночи или «Чукотская масленица». Окончание полярной ночи для северян, живущих за Полярным кругом — огромная радость, радость вновь увидеть солнечные лучи.

И этот год не стал исключением. В прошедшие выходные, по традиции, ранним утром, на месте проведения праздника (центральная площадь города) начались подготовительные работы. Хозяйки устанавливали яранги, возле которых соберутся жители не только города, близлежащих сел, но и гости из других районов Чукотки; разводили костры внутри и перед ярангами, раскладывали чукотские национальные блюда — готовились к встрече гостей. Прозвучали позывные праздника, со сцены ведущие поприветствовали всех, кто собрался в этот день на площади.

По традиции открыли праздник хозяйки яранг, старейшины, Сопка Зоя Михайловна, Такы Ольга Васильевна и их помощницы. Используя  ритуальные предметы, они исполнили главное действо — обряд Благодарения. Лучшие куски мяса были брошены в огонь, чтобы отблагодарить дух огня за покровительство в долгие зимние ночи. Вслед за этим состоялся обряд жертвоприношения, призванный задобрить приготовленными заранее яствами духов земли, реки и восточной стороны света (по поверьям именно там находится яранга Солнца).

Праздник  «Тиркык,эмэт» это праздник с песнями, танцами, играми и соревнованиями. В этот день свое творческое мастерство показали национальные коллективы. На сцене, сменяя один другого, выступили участники фольклорного ансамбля «Эйнэткун», чукотского народно-сценического ансамбля «Йынэттэт» (с. Рыткучи), детского ансамбля «Йынэттэт» (с. Рыткучи). Звучали песни на чукотском языке «Тиркык,эмэт», «Олененок», «Весна». Национальные танцы «Забой оленя», «Лепешки», «Праздничный», «Важенки», «Встреча Солнца». Выступление ансамбля «Йынэттэт» (с. Рыткучи) стало настоящим подарком для гостей праздника. Собравшись возле яранги, зрители с огромным интересом смотрели выступление коллектива, который в очередной раз подтвердил свое профессиональное мастерство, исполнив театрализованный обряд Благодарения.

В этом году празднование встречи Солнца совпало с масленичной неделей, поэтому в концертную программу были включены выступления ансамбля народной песни «Русская душа», солистов творческого объединения «Вокал». Завершилась концертная программа общим танцем вокруг костра в центре площади. Далее все гости праздника были приглашены к ярангам, чтобы угоститься вареным мясом, наваристым бульоном, лепешками, пирогами, горячим чаем.

Согреться можно было не только выпив горячего чаю, но и приняв участие в спортивных соревнованиях (перетягивание каната, армреслинг, поднятие гири, прыжки через нарты), веселых забавах (бой мешками, поедание блинов на скорость, бег на расстояние за призом). Все участники соревнований были награждены памятными подарками.

МБУК Певекский КДК выражает огромную благодарность за помощь в организации и проведении национального праздника: Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера в городском округе  Певек, МП СХП «Чаунское».


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тирадентес праздник бразилии
  • Типы сценариев мероприятий
  • Типы сексуальных сценариев
  • Типы праздников на английском
  • Типы православных праздников