Той праздник казахстан что это

«Тост айтыңыз», «ортаға билеп шығыңыз», «пакет алыңыз» и не только.

«Тост айтыңыз», «ортаға билеп шығыңыз», «пакет алыңыз» и не только.

Казахский той — это особый вид торжества, симбиоз древних традиций и современных тенденций. Zakon.kz решил выделить семь особенностей казахского тоя с которыми сталкивались все.

Встречают по одежке

Готовиться к празднованию важного мероприятия начинают заблаговременно. Встречают по одежке, поэтому выбор наряда это одно из самых важных составляющих. Ажешки и апашки наряжаются в красивые камзолы, бархатные платья, аташки и агашки достают из недр шкафов костюмы тройки, или модные блейзеры. Молодежь, как правило, старается выглядеть стильно. Не наряды пред-а-порте, но все же не хуже чем в глянцевых журналах. Однако, бывают и особые случаи, как говорится в спортивке нельзя, но если спортивка новая — то можно.

Пунктуальность признак королей

Если хоть один казахский той начнется вовремя, то рак на горе не то, что свиснет, он исполнит серенаду. К времени указанном на пригласительном, в среднем добавляется от 1 до 2-х часов. Свадебная мода в Казахстане не стоит на месте. Если раньше гости пришедшие «пораньше» ожидали остальных в фойе за ведением светских бесед, то сегодня и для гостей предусмотрен ряд развлечений. Это фотографирование у тематической пресс-стены, фуршет, фотогалерея виновников торжества или струнный квартет.

Дорого, богато

Богатый стол, изысканное оформление, большой свадебный кортеж, дизайнерское платье невесты и не важно, что свадьба делается в кредит, и потом еще за один день жизни расплачиваться несколько лет… родителям. Хотя не всегда, есть состоятельные люди, для которых несколько десятков тысяч американских не проблема. Но люди, у которых нет такой возможности залазают в долги, потому что «ұят болады».

Тост айтайык

Той это собрание всех родственников, бывает, что некоторые виновники торжества никогда в жизни и не видели. Минутное знакомство, объятие и поцелуй является гарантом того, что приехавшая откуда-то тетя пожелает тебе всех благ, в буквальном смысле перечислив все. И так поступает почти каждый гость. Их бы слова, да Богу в уши.

Дикие танцы

В перерывах между пожеланиями устраивают музыкальную паузу. Хитмейкерами казахских тоев является Акылбек Жеменей с песней о красном урюке, Асхат Таргынов с хитом о Марии Магдалене, Заттыбек, Абай Бегей, Беркут и Аиша, конечно же Кайрат Нуртас. Репертуар песен может быть самым разнообразным от фольклора до бабблгам-дэнс. Танцы гостей, это отдельная история, когда душа рвется в пляс разве можно устоять? Казтуб после каждых выходных пополняется десятками новых трешевых танцевальных видео.

Тойбастар

Одна из самых приятных частей тоя, тебе дарят подарки за то, что ты уважаемый гость пришел. Чтобы открыть ларец с подарками необходимо исполнить песню. Обычно, там бывают ненужные никому мелочи, которые придя домой убираешь в шкаф, чтобы затем передарить.

Пакет алыңыз

Одна из самых странных традиций, когда под завершение празднования остатки еды забираются гостями. Иногда дело доходит до абсурдного, стол вычищается под чистую, или же запасы еды на завтрак делаются не дожидаясь завершения тоя.


Фото erkindik.kz, babochka.pro,neke.kz

Назира ДАРИМБЕТ — «Казахский той — бессмысленный и беспощадный» — Газета «Алаш Айнасы» публикует мнение журналиста Жолымбета МАКИША, который критикует культуру проведения казахских тоев — «Был недавно на свадьбе у одних родственников. Невеста и жених, как обычно, сидят на төре — самом почетном месте. У казахов была традиция, что молодые находятся на таком торжестве вообще отдельно. А то, что они сидят сейчас перед всеми гостями — традиция, доставшаяся нам от русских. Хорошо, хоть свадьба была безалкогольная. Но мы видим и тои, где кричат «Горько!», заставляя новобрачных целоваться при всех. На тое молодые сидели неподвижно почти час, мне стало их даже жалко. А их родители были за столом, ниже их. На самом деле, это они должны сидеть на самом почетном месте. А молодые вообще отдельно от старших. Одним словом, казахским тоям нужна новая концепция или модернизация традиций».

Свадебную тему в одной из своих проповедей поднимает и представитель ДУМК Ерсин АМРЕ — «Даже если той проходит без алкоголя, он не может считаться полностью халяльным, если там играет музыка, а мужчины и женщины вместе танцуют. Сейчас формируется ошибочное понятие по поводу таких тоев. Говорят, халяль-той, но ставят музыку и танцуют. Происходят и другие действа, противоречащие шариату. Главное, они считают, что проводят свадьбу без распития алкогольных напитков. Такую свадьбу трудно назвать полностью халяльной, это какой-то полухаляль или на треть халяльный той, но не полноценный халяль-той. Полностью халяльные свадьбы должны проходить строго в соответствии с шариатом. Даже если музыка в исламе не считалась харам (грех), но ученые-богословы не разрешали петь и танцевать на свадьбах. Песни о любви между мужчиной и женщиной, танцовщицы на тоях — все это противоречит шариату», — цитирует теолога информационный портал rgmedia.kz.

казахский той

Востоковед, доктор филологических наук, поэт Дукен МАСИМХАНУЛЫ — «Казахский той: нужны ли свадьбы в кредит?» — Той – одно из проявлений этнокультурного и социального явления в казахском обществе. Большое количество тоев философы связывают с большим жизнелюбием казахов. Однако в последние годы облик национального обычая изменился до неузнаваемости.

Современные тои, потеряв былое содержание и привлекательность, приняли какой-то нездоровый состязательный характер.

Так, недавно на одной из свадеб Шымкента на десерт подали торт стоимостью 179 тысяч долларов. Что за бред?!

Это предмет не гордости, а настоящей глупости и чванливости, высокомерия и надменности.

Теперь люди со средним достатком будут стремиться подать своим гостям хотя бы отдаленное подобие такого лакомства. Не будет хватать своих накоплений, залезут в долги, возьмут кредит, но торт на десерт будет непременно!

А это в конце концов приведет к разладу в отношениях, финансовым разногласиям в семье и, как следствие, ее разрушению.

Той – достояние нации. Как говорит Елбасы, мы должны сохранять и обновлять, то есть модернизировать.

Новый облик казахских тоев, предлагаемый Академией, весьма приемлем.

Во-первых, заслуживает поддержки своевременный приход на торжество и сопровождение мероприятия не громкой и непонятной музыкой, а тихими и приятными слуху мелодиями. Кроме того, тои можно проводить без долгих и утомительных тостов-поздравлений.

«Драки, понты и проверки налоговой: тамада откровенно рассказала о свадьбах на юге Казахстана» — По статистике, в Кызылординской области каждый месяц случается более четырехсот свадеб. И это только те торжества, в ходе которых молодожены регистрируют свои браки официально. Но часто бывает и так: сначала семьи делают свадебный той, а в загс молодоженам можно сходить и потом, когда речь зайдет о рождении детей.

Главный на свадьбе – это ведущий. Именно от него зависит, как пройдет торжество. Ради того, чтобы вписаться в график хорошего тамады, некоторые семьи переносят даты свадеб. И заплатить готовы, сколько он попросит.

От 150 до 600 тысяч тенге на юге Казахстана стоят услуги тамады, который возьмется провести свадебный вечер. И разница в цене, как рассказали нам профессионалы той-бизнеса, не означает, что те хозяева, кто заплатит меньше, получат что-то менее качественное за свои деньги.

К свадьбам большой интерес, как оказалось, проявляет налоговая служба.

У нас много работы по легализации доходов тех, кто ведет свадьбы, а также тех, кто выступает на них, танцует или, скажем, поет, – рассказал руководитель департамента государственных доходов по Кызылординской области Серик МУСТАФАЕВ. – Перед государством эти люди не склонны афишировать свои заработки и полноценно платить с них налоги. Даже был случай, когда мы организовали ток-шоу о налогах на телевидении и пригласили на него сапожника, арендатора торговой палатки, а также граждан из шоу-бизнеса. И последние взялись утверждать, что они не должны платить налогов вовсе: мол, у них не работа, а творческая деятельность”.

Но налоговики так просто не отстанут от тех, кто все-таки работает и зарабатывает деньги в той-индустрии.

«Закон о проведении тоев предлагают казахские СМИ» — Роскошные свадьбы настолько набили оскомину, что уже рядовые казахстанцы предлагают народным избранникам принять специальный закон, регламентирующий проведение свадеб и других торжеств, пишет газета «Заман».

Вообще, в деле упорядочения проведения свадеб и прочих торжеств нам нужно брать пример с соседних стран – Таджикистана и Узбекистана.

казахский той

А у нас в последние годы женитьбы, обрезания и тому подобные праздники приобрели характер состязательности. Гостей на подобных мероприятиях собирается от 200 до 500, а иногда и до 700 человек.

Чрезмерно богатые праздничные дастарханы иногда наводят на грустные мысли. Ведь сегодня не у всех есть такая возможность. И тогда, подстегиваемые чувством ложного стыда, люди идут в банки, оформляют неподъемные кредиты и влезают в миллионные долги.

Огорчает, что на таких роскошных торжествах многие блюда остаются нетронутыми. Не говоря уже о том, сколько забивается скота. Встает закономерный вопрос — зачем такая расточительность, граничащая с глупостью?! Во всем же должна быть мера.

Не скупятся казахи и на приобретение спиртного.

Иногда это приводит к разным дикостям и трагикомическим случаям, которые нередко заканчиваются трагически.

Подытоживая сказанное, хочу сказать, что пришло время и у нас запретить проведение чрезмерно роскошных торжеств.

И еще одна особенность наших праздников: мы привыкли говорить длинные тосты, словно выступая на каком-нибудь собрании или митинге. Нужно учиться говорить кратко и емко, не утомляя гостей.

А как мы приходим на свадьбы? На мероприятие, назначенное в 7 часов вечера, некоторые, бывает, приходят и после 10-ти. Это свидетельствует о нашей низкой культуре проведения семейных торжеств.

Все это натолкнуло меня на мысль, что депутаты мажилиса и сената парламента должны задуматься над этим. Возможно, назрела необходимость принять специальный закон, регламентирующий проведение подобных торжеств.

Может быть тогда прекратится дух соперничества в устроении тоев? Может быть тогда семьи, не отличающиеся особым достатком, не будут влезать в долги, чтобы женить сына или выдать замуж дочь?!

«Откровения свадебного ведущего. Часть 2» — Я работаю свадебным ведущим в Астане. Как я попал в эту сферу, и многое другое я уже рассказывал в первой части своего рассказа…

Поговорим о свадьбах в разных частях страны. Начнем с Астаны. Здесь, на мой взгляд, более современный стиль ведения тоя — тамада обычно много не говорит, здесь происходит больше интерактива, и даже мясо выносится в виде шоу.

В регионах ведущий больше тащит праздник на себе. Сын у него сидит за звуком, братишка на камере. Он сам споет, сам станцует, сам и конкурсы проведет — это более старый стиль ведения свадеб.

Вообще стоит признать, что самый сильный свадебный рынок — в Алматы. Многие вещи, которые приходят на рынок ведущих, как раз из южной столицы. На юге на свадьбах больше танцуют. Вышли на тост — танцуют, сказали — танцуют, песня заиграла — опять танцуют.

На севере гости больше ждут интерактива: шоу, конкурсов и так далее. Западные же гости более сдержанны. Там очень следят за твоей речью, как ты их пригласил. И вообще постоянно тебя оценивают, но если ты им понравишься, отблагодарят очень щедро…

Состав гостей очень важен и решает многое — его лучше предварительно изучить. Там очень много тонкостей, ну вот, например, на свадьбе очень много гостей из деревень. Значит, нужно шутки подбирать к этой категории. Или же большинство гостей говорит на казахском, а ведущий на русском все ведет, или наоборот — он просто одну программу заучил и гонит ее каждый раз, не учитывая интересы аудитории.

Интернациональные свадьбы тяжело вести. Вот начинает одна половина «горько» кричать, другие не понимают этого, а те даже считать начинают. Или вот «шашу» — заходят иностранцы, а в них все начинают конфеты кидать. Они не знают, что с этим делать, и вот приходится объяснять на ходу про традицию и что это значит.

Но бывают и гости всезнайки, они очень раздражают. Ведешь ты свадьбу, и тут начинают к тебе советчики лезть: то ты делаешь не так, это не так, на прошлой свадьбе тамада по-другому делал и всякое в этом роде. Сильно это раздражает.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Как рост поголовья лошадей в Казахстане влияет на возрождение коневодческих культурных практик? Об особенностях традиционных и современных праздников мы поговорили с экспертом.

Сколько праздников в году?

– Что сегодня следует понимать под тем, что такое – праздничная культура?

– В самом общем смысле праздники противопоставляются будням, повседневности. Праздничная культура – это сложное, многофункциональное, многомерное явление, – рассказывает этнограф Зубайда СУРАГАНОВА, к. и. н., ведущий научный сотрудник Института истории государства комитета науки МОН РК, руководитель проекта о традиционной обрядности, осуществляемого на базе Государственного историко-культурного музея-заповедника “Бозок”. – Ее главной сутью является коллективное проявление позитивного духовного начала, жизнелюбия и идеалов, присущих каждому народу в определенный период времени. Эта культура выражается в форме искусства и творчества (песни, танцы, музыка, особое художественное оформление и т. п.), спортивных состязаний (борьба, конные ристалища). Праздник как социальное явление возник в глубокой древности. Он укоренен не только в узком родовом или семейном кругу, но также в социальном и сакральном пространствах. В это время люди чувствуют и ведут себя несколько иначе, по-праздничному.

Праздник – особая эстетика, для него мы украшаем себя, свои жилища.

Пожалуй, самыми архаичными являются календарные праздники: они были привязаны к определенным сезонам года, к хозяйственной деятельности.

Если брать нашу страну, то, в соответствии с законодательством, в нашем официальном календаре имеется национальный праздник – День Независимости, 16 декабря, а также 10 государственных (нерабочие дни), 48 профессиональных и иных. Хотя в официальном календаре у нас отсутствуют религиозные праздники, они у нас имеют статус выходных дней: Рождество Христово 7 января и Құрбан айт, который в этом году приходится на один из июльских дней. Наши семейные торжества являются тоже частью праздничной культуры.

– Есть праздники официальные и народные, в чем их отличие?

– Официальные праздники имеют разную основу своего происхождения. Из официальных, точнее – государственных, у нас общенародный характер имеют Новый год, 8 Марта, Наурыз мейрамы, День Победы. Все остальные отмечаются официально, но, на мой взгляд, не имеют особой популярности среди людей. Также к народным традициям у нас можно отнести праздники этнических сообществ республики.

У нас наблюдаются народные праздники на религиозной основе (ауыз ашар – вечерние угощения для постящихся мусульман, Ораза айт, Құрбан айт, Арапа, Троица, Родительский день).

Возрождаются коневодческие праздничные традиции. Их отмечают обычные люди без всякой административной рутины. Также к праздникам можно отнести фестивальные мероприятия, связанные с календарной обрядностью казахов – “Көкмайса”, “Терисакканская весна”, “Мизам”. Интересной региональной инициативой стал фестиваль меда, который был организован в 2019 году в Восточном Казахстане. Фестивали оказывают существенную поддержку в брендировании территорий, способствуют развитию туризма и связанной с ним инфраструктуры, поэтому поддерживаются региональными властями.

Казахский аул – колыбель традиций

– Какие традиционные праздники, в вашем понимании, имеют давнюю историю?

– Само название “традиционные праздники” говорит за себя, они связаны с историей. У каждого народа в далеком прошлом было в основном 4 календарных праздника, отмечаемых в дни равноденствия. У нас отголосками этих праздников являются Наурыз (весна), Қымызмұрындық (лето), женский обрядовый праздник Шашыратқы (осень), Соғым басы (зима). Наиболее архаичной у нас остается коневодческая обрядность. Среди них – кумысные обряды и традиции.

– Как сохраняются традиционные праздники в Казахстане?

– Праздники являются формой нематериального культурного наследия (НКН). Казахстан присоединился к Конвенции по сохранению НКН в 2013 году. Усилиями членов Национального комитета по сохранению НКН, Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО внесены в Репрезентативный список НКН человечества 10 элементов. Среди них – 2 традиционных праздника. В 2016 году Казахстан наряду с 11 другими государствами инициировал включение Наурыза во Всемирное наследие. В 2018 году в него внесены традиционные весенние праздничные обряды казахских коневодов: бие байлау, айғыр қосу, қымызмұрындық. Это значительное достижение для нашей страны.

– Как вы считаете, в чем жизнеспособность этих традиций, почему они дошли до наших дней? Природные аналоги ИВЛ? Почему внезапно вырос спрос на кумыс и саумал

– Жизнеспособность этих традиций особенно очевидна в казахском ауле, там, где по-прежнему сохранилось коневодство. Как свидетельствует статистика, рост поголовья лошадей в республике прямо пропорционально влияет на возрождение коневодческих культурных традиций. При этом увеличение поголовья лошадей в личном владении напрямую ведет к возрождению праздников и обрядово-ритуальных практик, связанных с коневодством, – первый весенний кумыс, им надо угостить родных и близких. Люди приглашают на торжество, чтобы поделиться этим волшебным напитком, который прежде на всем евразийском степном пространстве носил характер бескровной сакральной жертвы, был престижным угощением.

Тои не забыты

– Какие праздники были забыты в силу каких обстоятельств?

– Практически утрачены календарные праздники, связанные с производством шерсти, разведением овец. Изменился образ жизни, что и повлекло утрату культурных практик, включая праздники.

– После первого года пандемии были предложения запретить тои на несколько лет. Люди нарушали закон, подпольно собирались, платили штрафы, подвергались риску заражения, но всё равно заказывали тои. Почему мы не можем жить без тоев?

– Казахский той в своей основе является ритуальным гостевым угощением, обозначает празднество. Если обратить внимание на внешние характеристики, то одними из главных черт казахов являются общительность, необходимость в постоянной коммуникации. Пандемию многие пережили с большим трудом. Особенно тяжело пришлось одиноким людям. Пандемия пандемией, а жизнь ведь не стоит на месте. Кто-то планировал свадьбу. Насколько я знаю, штрафы коснулись в основном хозяев свадебных тоев.

Свадьба у казахов – дело не только семейное. Допустим, у 4 родителей с обеих сторон по 8–9 родных братьев и сестер, помножьте это на их детей. Это более 100 человек. Как провести свадьбу и не пригласить самых близких?

И к тому же в первое время люди не очень доверяли информации о тяжелых последствиях. Не думаю, что дело в глупости, безответственности или отсутствии способности реально оценивать угрозу. Уверена, что жить без тоев можно. Жили же как-то после голода, после войны. Женщины рассказывали, как выходили замуж в предвоенное время: приехали родители будущего мужа, посадили на арбу, привезли в свой аул – и всё. Так тоже можно жить. Но это жизнь без радости, без красок, как в черно-белом фильме. Согласятся ли люди на это? Ведь сила и устойчивость казахского тоя – в его ключевом жизнеутверждающем значении.

– За период независимости в Казахстане появился ряд новых праздничных дат. В этом году глава государства озвучил инициативу введения нового праздника – это День великого переселения, который планируют отмечать 18 ноября. Как оцениваете жизнеспособность новых праздников?

– Новых праздников немало, о них можно многое сказать, поэтому, если позволите, я бы хотела остановиться на одном из них. Он прошел 1 марта и носит удивительное название – День благодарности. Этот праздник, на мой взгляд, имеет большую перспективу и жизнеспособность. Он связан с нашим наследием – обычаем гостеприимства. Именно этот степной социальный институт стал культурной нормой для позитивного сценария приема массового притока населения в те годы. Документы говорят о том, что в ходе массовых депортаций на территорию Казахстана были переселены сотни тысяч людей: балкарцы, ингуши, карачаевцы, корейцы, крымские татары, немцы, турки-месхетинцы, финны-ингерманландцы, чеченцы… В предшествующий депортациям период казахи, пережив тяжелейшие потрясения, самым страшным из которых был массовый голод 1930-х годов, а потом довоенные репрессии, осознав всю глубину отчаяния и беспомощности этих людей перед лицом системы, как это нередко бывает в кризисный период, обратились к своему наследию – традициям гостеприимства.

Есть еще одна причина жизнеспособности Дня благодарности – в его символическом потенциале. Он определяется, на наш взгляд, коллективной памятью всего народа Казахстана об общем прошлом.

Коллективная память, имея в своей основе травматический опыт предшествующих поколений, вместе с тем вылилась в установление праздничной даты, определила символическое место памяти не только о скорбных временах, но и о свете, добре и человеколюбии.

Алматы

Той — это национальный вид спорта в Казахстане. Ничто не увлекает нас так, как соревнование в масштабах праздника. Даже прямой запрет на проведение тоев не останавливает ни обычных людей, ни чиновников, ни известных певцов от проведения и посещения вечеринок (возможно, так даже веселее). Но иногда стоит задуматься: «Пусть не кончается казахский той» или всё же путешествие? Давайте займёмся вторым излюбленным занятием в нашей стране — посчитаем чужие деньги.  

Сколько стоит средний той в Казахстане

Чаще всего под «тоем» подразумевают свадьбу — правда, это не одно мероприятие, а целая серия. Знакомство родителей, сватовство, знакомство родственников, свадьба в доме невесты, «кража» невесты, беташар, love story, девичник, мальчишник, предварительная свадьба и основная свадьба… На самом деле это не в хронологическом порядке и без привязки к национальности (в целом статья про Казахстан и людей, которые в нём живут) — варианты могут быть разные. 

На всё это тратится уйма денег — родители, родственники и сами молодожёны зачастую залазят в кредит для того, чтобы «не было стыдно перед родными», «чтобы запомнилось на всю жизнь» и «потому, что можем, вам какое дело».

Вот примерные цены на некоторые из мероприятий и услуг:

  • Девичник и мальчишник — что на них было, остаётся там же
  • Свадебное платье, туфли и бижутерия невесты — от 200 000 до 800 000 тг
  • Костюм жениха — тут можно и в аренду взять, конечно
  • Обручальное кольцо — от 150 000 тг до скоро узнаешь
  • Торжественная роспись во дворце бракосочетания — от 30 000 до 200 000 тг
  • Съемка Love story — от 80 000 до 800 000 тг
  • Свадебный кортеж — от 40 000 до 800 000 тг
  • Аренда банкетного зала — от 200 000 до 7 000 000 тг
  • Оформление зала (цветы и вот это всё) — от 60 000 до 1 200 000 тг
  • Местные команды и исполнители — от 100 000 до 600 000 тг
  • Сопровождение диджея — от 30 000 до 150 000 тг
  • Ведущий (тамада, шоумен) — от 20 000 до 600 000 тг (до 6 000 000 тг, если это «звезда»)
  • Выступление «звезды» уровня Кайрата Нуртаса — от 4 000 000 тг
  • Выступление «звезды» уровня Филиппа Киркорова — от 20 000 000 тг
  • Выступление звезды уровня Дженнифер Лопес — от 900 000 000 тг
  • Фото и видео съемка мероприятия — от 150 000 до 1 000 000 тг
  • Еда в тойхане или кейтеринге — от 5 000 до 30 000 тг на человека
  • Свадебный торт — от 30 000 тг до 179 000 долларов
  • Алкоголь — бесконечное количество денег

Учитывая то, что той по казахстанским меркам — это минимум 100 человек, из которых 70 ты не знаешь, то минимальная сумма на проведение свадьбы начинается от 1 500 000-2 000 000 тг, если брать всё по минимуму (и не звать тех 70 незнакомых родственников). А в среднем, даже без учёта подарков, приданого, выступления Торегали Тореали, выходит около 6 000 000-8 000 000 тенге, занятых в банке на 5 лет. Верхнего потолка, кажется, не существует.

А причём тут вообще путешествия?

Сделаем фантастическое предположение, что можно было не заниматься всем вышеописанным, даже если «родственники не поймут» — и отправиться в путешествие. Вдвоём, так как это ваш праздник, с родителями, с несколькими друзьями или даже с теми 30 избранными, о которых говорилось выше — пусть только билеты себе сами берут (можно же так и сделать вместо подарков). 

Есть такой сайт BudgetYourTrip, который помогает узнать цены на жильё, транспорт, еду, достопримечательности и прочее в разных городах мира. Возьмём 10 мест, куда можно отправиться в свадебное путешествие — и узнаем, сколько бы стоил день жизни в каждом из них (включая все расходы, кроме билетов и визы). Отбросим «бюджетный» и «средний» варианты траты денег, пусть будет «люкс» — праздник же:

  • Тбилиси — 15 266 тг
  • Санкт-Петербург — 54 085 тг
  • Бали — 85 293 тг
  • Прага — 101 067 тг
  • Пхукет — 109 317 тг
  • Стамбул — 137 478 тг
  • Майами — 155 402 тг
  • Барселона — 170 619 тг
  • Рим — 187 113 тг
  • Мальдивы — 243 436 тг

Путём нехитрых расчётов получается, что (например) неделя жизни на двоих на Пхукете — без билетов, но включая хороший отель, еду, транспорт, активности, достопримечательности и покупки обойдётся вам в 1 530 478 тг. Можно прикинуть варианты для любого города, количества дней и человек — что-то будет дороже, чем провести среднестатистическую свадьбу в Казахстане, что-то дешевле. 

Другой вопрос — что будет интереснее и больше запомнится

Преимущества свадьбы в Казахстане:

  • Никуда не нужно ехать
  • Иногда это действительно весело
  • Возможно, что-то даже окупится
  • Вы увидите всех (вообще всех) родственников
  • Дома ещё неделю будет еда

Недостатки свадьбы в Казахстане:

  • Вы никуда не уехали
  • Иногда лучше об этом забыть
  • Пустые конверты никто не отменял
  • Вы увидите всех (вообще всех) родственников
  • Еда кончится, останутся только фотки

Преимущества путешествий вместо тоя:

  • Есть шанс получше узнать друг друга
  • Впечатления останутся надолго
  • Вы не увидите вообще никаких родственников
  • Можно делать и пробовать всё, что захотите
  • Эта неделя только ради вас

Недостатки путешествий вместо тоя:

  • Есть шанс получше узнать друг друга
  • Окупится это только впечатлениями
  • Кто-то будет злиться, что не поел на тое
  • Некоторые вещи лучше не пробовать
  • Придётся возвращаться обратно

Как видите — у обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Мы не настаиваем, а лишь даём пищу (и саркыт) для размышлений. Как говорится — choose your destiny!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тинькофф праздник каждый день
  • Той казахский праздник это
  • Тинькофф подарить акции что это
  • Тодес тц праздник
  • Тинькофф подарил акции что делать дальше