Толерантность это простыми словами сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия 3 класс.Тема: «Что такое толерантность?».В процессе проведения использованы поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сю

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

внеклассное мероприятие

Сценарий  мероприятия

« Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

3  — А класс

подготовила

учитель  начальных классов

первой квалификационной категории:

Лунева В.М.

г. Симферополь, 2021 г.

Внеклассное мероприятие в 3 – А классе

Тема: «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Цели:

— познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными качествами толерантной личности;

— воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте;

— предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга;

— развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

— развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

формировать уважительное отношение к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого;

— формировать такие ценностные ориентиры, как дружная семья, дружный класс.

Задачи:

— дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;

— развитие внимания, памяти, творческого мышления обучающихся;

— воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

— способствовать развитию уважительного отношения между обучающимися;

воспитание миролюбия, умения слушать другого человека;

воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.

Планируемые результаты:

Личностные:

— ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, переживания за других, сострадания совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

— пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— выполнять действия в речевой и умственной форме.

Познавательные:

— осуществлять поиск информации;

— строить речевое высказывание в устной форме;

— осуществлять анализ предлагаемых объектов.

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— контролировать действия партнёра;

— адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

— снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

Оборудование: карандаш, лист бумаги, фломастеры.

Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход мероприятия

  1. Организационный момент «Минутка радости»

Учитель:

— Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

— Давайте создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу так, чтобы стало приятно всем присутствующим.

— Спасибо за положительный настрой.

— Сегодня мы познакомимся с новым и важным понятием, так что будьте внимательны. А начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И всё?

— Да – ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

Учитель:

— Итак, скажите, какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Любовь, прощение и терпение)

— Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

— Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

— Вам понятно значение этого слова?

(Читают ученики)

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почёте!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

 Работа в группах.

У каждой группы лежат крылатые выражения.

— «Не делай другому того, от чего больно тебе»

— «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

— «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»

— «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем, как относимся к себе»

— передайте эти мысли своими словами

— какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Дети: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимое, уважать мнение других.

Учитель: Они должны быть толерантными друг к другу.

Работа с определением

Учитель:

— Дорогие ребята! Это новое слово (толерантность) в последнее время очень актуально из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе.

История толерантности

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

Что такое толерантность?

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность – это уважение права человека быть другим, нежели ты сам, иметь свои взгляды, жить по-своему.

Ситуация для обсуждения.

Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают. Сможете ли вы заснуть под этот шум?

— Кто мне скажет, какая проблема может возникнуть?

(Взаимоотношения с соседями).

— А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?

(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

16 ноября – Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1995 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Толерантность — это милосердие.

Толерантность — это доброта души.

Толерантность — это сострадание.

Толерантность — это уважение.

Толерантность — это дружба.

Толерантность — это терпение.

Толерантность — путь к миру и согласию.

Быть толерантным — означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Давайте скажем все вместе: Все – мы разные, все мы – равные!

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

4.Тестирование. А хотите ли вы, определить, насколько вы толерантны.

Если вы выбираете первый ответ, ставьте 1 балл.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчики — нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Набрали 7 баллов?Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

«Перевод»

 1) Эта фраза написана на «соленом» языке. Вам надо перевести ее на русский язык.

2) Запишите слово и отдайте Ведущему площадки.

Всеселюсюдисинасабосольшосой пласанесетесе

Досолжнысы всесегдасадрусужисить.

Досолжнысывсесегдасасмесеясятьсясядесетиси

Иси в мисирносом мисиресежисить

Физминутка

А сейчас давайте разберём разные ситуации, связанные с вашими сверстниками.

Разбор ситуаций

Ситуация 1

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Ваши действия.

Ситуация 2

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетради. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг? Учитель?

Ситуация 3

Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Ситуация 4

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?

— Ну что, вы очень хорошо справились с заданием, принимали правильные решения.

Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».

Задание детям:Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы должны относиться к такому человеку?

— А теперь мы с вами пройдём небольшой тест.

Какой ты дома?

Младший братишка сломал твою игрушку…

• Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…

• Ты ударишь его…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты дома?

Ты поссорился со своей сестрой…

• Ты пытаешься объясниться с ней…

• Ты обижаешься и мстишь ей за это…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты дома? 

Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

• Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…

• Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты в школе? 

В классе учитель уже спросил тебя…

• Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»

• Ты предоставишь другим возможность ответить….

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты в школе?

Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

• Для тебя это не важно.

• Ты подсмеиваешься над ним.

•Ваш вариант ответа.

 Как вы поступите?

Как  вы поступите в такой ситуации?

Ты не согласен с кем-нибудь…

• Ты все-таки слушаешь его…

• Ты не даешь ему говорить…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

— Молодцы! Вы отлично справились с тестированием!

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

 «Народная мудрость»

1. Ведущий предлагает составить пословицу из фраз.

Не рой яму другому

не то сам в нее попадешь

Что посеешь

то и пожнешь

Вместе тесно

а врозь скучно

Кто оторвался от друзей

тому не на кого рассчитывать в беде

Добро потеряешь – опять наживешь

друзей потеряешь- уже не вернешь

Тот кто делает добро другому

тот делает добро себе

Кто много обещает

тот мало делает

Есть терпение

будет умение

Разгадайте ребусы.

Запишите слова в бланке ответа и отдайте ведущему площадки,

1.

https://fs.znanio.ru/8c0997/df/0b/020123bd86cf27bb6b707375091fe973ea.jpg             https://fs.znanio.ru/8c0997/0f/ef/c416dd8a7c2406028c78123abd3ed1307f.png       https://fs.znanio.ru/8c0997/ec/43/fb51ac1117f13eb30564cdfbaad3dc35e3.png     https://fs.znanio.ru/8c0997/7a/31/6511f5372763fe4fbb203fd467b7d34324.png

2.

https://fs.znanio.ru/8c0997/42/63/1d9f89d4b0083e18c184b536172fade03c.jpg     https://fs.znanio.ru/8c0997/e6/0d/269e4e1491b4a840a1c047e1808dd8a652.png        https://fs.znanio.ru/8c0997/43/2a/559cdf49563d95751b1d36fa5dbe11aee2.jpg

https://fs.znanio.ru/8c0997/3f/15/e22762802e8fae8d0db8f57a1d0fdd5056.pnghttps://fs.znanio.ru/8c0997/86/e5/86929a253f6ff477ccca54666a3cc063cd.png3 = Л                                  2 =Н

3.

https://fs.znanio.ru/8c0997/33/9d/feebf0b134def785a366b9daa3e3d0a694.png               https://fs.znanio.ru/8c0997/2b/d7/1afa1da467bca1774271bc0e711be64cc8.png          https://fs.znanio.ru/8c0997/d3/e0/64ca66bb3034012e1a05e669f78544d1bf.png

4.

https://fs.znanio.ru/8c0997/30/96/875044323c15bf8d883dbfe28a89b43382.png   https://fs.znanio.ru/8c0997/73/70/1ca2462aa6569958fc1caeb1b5d8cc3e4c.png  https://fs.znanio.ru/8c0997/57/94/33e94876d9a842e20ea8eeb01f2e310d71.png     https://fs.znanio.ru/8c0997/a6/66/619dcabae63fa0d72645da10bd0a742b47.png

Практическая часть

Учитель:

— Предлагаю всем обвести свою ладошку, на каждом пальчике написать основные толерантные качества человека.

— Давайте поднимем и покажем свои нарисованные ладошки.

Упражнение «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята будут называть положительные качества этого человека.

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Были комплименты одинаковыми или разными?
  • Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.

Дети по очереди читают стихи.

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

3.Понял я, что это — уважение
К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

(Ученики говорят хором)

    Если каждый друг к другу будет терпим,        (3 –А  класс)
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
.

Выводы:

Правило первое- уметь договариваться.

Правило второе –понимать и принять другого человека таким, каков он есть

Правило третье – помогать старшим, ведь со временем ты будешь таким.

Правило четвертое – всегда помогать людям в сложных ситуациях.

Правило пятое – проявлять сострадание и милосердие

Правило шестое — уважать мнение другого человека.

Правило седьмое — уметь прощать и быть снисходительным.

— Ребята, будьте толерантны!

Всем  необходимо спеть дружно песню.

«Дорога добра»

1
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

2
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт, не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

3
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

16 ноября – Международный день толерантности.

Подведение итогов.

Было ли вам интересно на нашем занятии? Закончите фразу:

-Я сегодня узнал (а)—————-

-А понял (а)—————————

— Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
  2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
  3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
  4. Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.
  5. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
  6. Психологические игры – тренинги.
  7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.
  8. И.С. Витенко, Г.И. Теплицкий “Мудрость жизни”, Киров, 2010 год.

МАТЕРИАЛЫ  ПО  ТОЛЕРАНТНОСТИ

1. http://www.tolerance.ru/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность

«Народов много – дружба одна!»

Урок толерантности или учимся сочувствовать.

ВоспитательI кв. категории

В.Н. Машнёва.

Цель:

Знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. 

Задачи:

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность» и историей его происхождения.

Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

Воспитательные:

Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Воспитывать чувство уважения обычаям, традициям и культуре разных народов.

Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Развивающие:

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Коррекционно- развивающая:

Корригировать  и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас воспитанников.

Возраст участников: учащиеся 4-го класса.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

2. Разминка.

Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”

– умеет веселиться.

– у кого есть старший брат или сестра.

– кто умеет дружить.

– у кого сейчас хорошее настроение.

— Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности ».   И попытаемся понять  очень интересное слово «толерантность». Вот посмотрите. Это – ромашка. Но в середине цветка написано слово толерантность. Что же мы понимаем под словом толерантность? Давайте прочитаем эти лепестки со словами. (Дети читают слова на лепестках). (Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эмблему (цветок толерантности))

— А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают  Международный день Толерантности.

— Ребята, а как вы понимаете наш девиз:  «Мы разные, но мы вместе!»?

— Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

— А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

— Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые.

— Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

Ответ учащихся:  «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны»

3. Введение в тему.

– Очень хорошо, что у вас хорошее настроение и столько общего.

— Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отличать, в первую очередь то, что нас объединяет,- вот об этом и поговорим сегодня

— Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли воины, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга?

Ответ детей. Быть добрыми, умными, улыбчивыми, сильными, честными, жить в мире и спокойствии.

Беседа «Что такое толерантность?»

— Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности и называется оно «Народов много – дружба одна!» Мы с вами познакомимся с понятием «толерантность» и что оно обозначает.  Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому малопонятное.

— Вы  знаете, что такое толерантность?

Ответ детей.

История происхождения понятия толерантность.

— Толерантность – это ТЕРПИМОСТЬ – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

— Ребята, чтобы узнать откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!! 
— Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
— Итак, толерантность – это умение быть терпимым к чужим мнениям.
— Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого — человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

Быть толерантным, значит:

Уважать другого.

Любить ближнего своего.

Не злиться.

Быть добрым, терпимым

Сострадать

Физминутка «Эй! Попрыгали на месте».          

Эй! Попрыгали на месте.

прыжки

Эх! Руками машем вместе.

движение «ножницы»руками

Эхе-хе! Прогнули спинки, 

наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть

Посмотрели на картинки. 

нагнувшись, поднять голову как можно выше

Эге-ге! Нагнулись ниже, 

глубокий наклон вперёд, руки на поясе

Наклонились к полу ближе.

дотронуться руками до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!

выпрямиться, погрозить друг другу пальцем

Потянись, но не зевай!

руками тянуться вверх, поднявшись на носки

Повертись на месте ловко, 

В этом нам нужна сноровка.

покружиться

Что, понравилось, дружок?

остановились, руки в стороны, приподняли плечи

Завтра будет вновь урок!

руки на пояс, повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону

Понятие «толерантность» означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

— Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?(Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным — значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
— Что вы чувствовали в тот момент?
— А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
— Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
— Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем. В нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Упражнение «Волшебный стул».

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.

Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

— Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?

— Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?

— Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

— Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
— Какое наставление вам помогает жить в мире? 
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.(слайд)

— А  можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
— Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.   
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть памятки «Как стать толерантным человеком». Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

— И всё это вам поможет жить в мире.

Подведение итогов

Воспитатель.

— Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

— Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)

— Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

— Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Будьте толерантны!

МОУ Лесная СОШ

Классный час на тему

«Толерантность-путь к миру»

Классный руководитель 8 б класса

Поспелова Е.Н.

Тверь 2018

Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру»

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Сформировать правильное представление о толерантном поведении;

Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;

Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход классного часа:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.

— Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.

Упражнение “Салфетка”.

— На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с

любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

— Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (Ответы)
— Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой
семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была
особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
— И мира тоже.
— Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: любовь, терпение, прощение.
— Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
— Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

— Девиз нашего классного часа звучит так:
Прийти вместе – это начало,

Остаться вместе – это развитие,

Работать вместе – это успех.

Игра «Волшебная рука

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе

Знакомство с понятием «толерантность».

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

— Что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Население планеты Земля составляет почти
7 миллиардов человек различных национальностей.

Символ толерантности — радужный флаг и сплетенные разноцветные руки

Задание «Соотнеси высказывание с заповедью».
 

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

«Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

«Любовь к родителям — основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

— Итак, быть толерантным, значит:

Уважать другого.

Любить ближнего своего.

Не злиться.

Быть добрым, терпимым.

Сострадать.

— Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему?
Учитель: — цветок это красота мира, так и толерантная личность, совершая добрые
поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Задание «Толерантная и интолерантная личность».

Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.

Черты:

Терпимость

Бессердечность

Непонимание

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Милосердие

Злорадство

Лживость

Сотрудничество

Доверие

Раздражительность

Зависть

Пренебрежение

Умение владеть собой

Равнодушие

Чуткость

Агрессивность

Эгоизм

Альтруизм

Доброжелательность

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность»

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Решение проблемных ситуаций.

— Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
— Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
— Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
— Предлагаю вам ситуации.
1.Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

— Как поступите в этой ситуации?
— Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
— Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

2.Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

— Как вы поступите в этой ситуации?

Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».
А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Сказка Ольги Дунец «Молчание и молчание».

Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.

Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.

Их силы были на исходе. И осталось — не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»

Беседа:

— Обижали ли вас когда-нибудь?

— Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?

— Умеете ли вы прощать?

— А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?

(Благословенны будьте, травы

И воды в зелени оправ!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех – простивший прав!

(Звучит песня «Прости, поверь» в исполнении А.Варум.)

Задание « Объясни пословицу».

Есть слёзы – ( есть и совесть).

Упавшего не считай (за пропавшего).

Кайся, да опять (за старое не принимайся).

Тому тяжело, (кто помнит зло).

Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит).

— Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!

Игра «Комплимент».

— Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

— Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.

— Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?

— Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?

— Кто был смущён? Почему комплименты были разными?

Продолжите фразу: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!

— Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.

— А что у вас общее?

Дети отвечают :

А) учёба;

Б) цель – получить образование;

В) класс, т.е коллектив;

Г) возрастные интересы.

— Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е быть толерантными.

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Тест «Насколько я толерантен?»

-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

1.Миша плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. На твоих глазах на кого – то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6. К тебе подходит ребенок – инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Интерпретация результатов:

Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Терпеть и верить:
Все на свете
Прекрасны –
Взрослые и дети,
Коты собаки и
Медведи,
И сослуживцы и соседи.
Терпимость —
Наш взаимный шанс,
Ведь кто-то также терпит нас.

Пит Хейн

Рефлексия «Дерево толерантности» .Творческая работа.

— Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

— И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 98 Краснооктябрьского района Волгограда»

«Толерантность – путь к миру»

Номинация «Методическая разработка внеклассного мероприятия»

Классный час о толерантности «Мы вместе, хотя такие разные!»

Автор – разработчик:

Белоусова Светлана Фёдоровна,

учитель начальных классов

МОУ СШ № 98

Краснооктябрьского района

города Волгограда

Классный час о толерантности

«Мы вместе, хотя такие разные!»

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении. 

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Формировать  толерантные отношения одноклассников между собой;

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Воспитательная:

Воспитание  уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.

Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование: раздаточный материал (листочки), мультимедийное оборудование, фонограмма песни «Ты да я, да мы с тобой».

Ход проведения.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга необычно для нас. В разных странах есть свое приветствие. Например, в

  • Японии необходимо поклониться друг другу. Чем поклон ниже, тем больше уважения.

  • Филиппинах принято здороваться со старшими, взять их руку и прижать костяшки пальцев ко своему лбу, в знак уважения.

  • Тибете люди здороваются, показывая друг другу язык. Традиция восходит к IX веку, когда страной правил тиран Ландарма, у которого якобы был черный язык. Тибетцы боялись, что Ландарма может вселиться в любого из них. Чтобы убедить, что он не «черноязычник», наглядно это демонстрировал;

  • Китае – легкий поклон со скрещенными на груди руками.

  • России – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки или рукопожатие.

— Молодцы!

«Подари улыбку другу»

— Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

Чтение стихотворения:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

II. Постановка темы и формулирование задач.

— Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

— А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что этот человек какой? (Ответы детей)

Время от времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с одним словом.

Для этого вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.

  1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)

  2. легкое устанавливание контактов (общительность)

  3. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)

  4. стремление сделать другому добро (доброта)

  5. сострадание (милосердие)

  6. почтительное отношение (уважение)

  7. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

— Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности. Это слово толерантность. Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

Слово толерантность образовалось от фамилии

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

III. Открытие нового знания.

— А ситуации были разные:

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Посмотрите на доску и скажите – эти дети все одинаковые?

— А что в них разного? (У них разный цвет кожи и т.д.)

— Но что их объединяет? (То, что мы живём на одной планете).

— Наша планета – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья.

— Сегодня на занятии мы должны выяснить, каким должен быть человек, с которым легко общаться, дружить.

— Посмотрите на доску и скажите, в чём отличия между людьми.

Ответы детей: (1.Пол. 2.Возраст. 3. Рост, вес, полнота. 4. Цвет кожи, глаз, волос.

5. Здоровье.)

— Мешают ли эти характеристики общаться людям друг с другом?

Вывод: Люди все разные, но все живут вместе на одной планете.

Игра «Кто с кем дружит?

— А теперь перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен? (изображения героев на слайде).

1.Добрая Белоснежка и …(семь гномов).

2.Забавный Вини Пух и …(Пятачок).

3.Добрый Малыш и …(Карлсон).

4.Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).

5.Маша и Медведь.

Кто же такой друг?

(Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.)

Объясняют значение.

Можно ли сказать, что толерантность – это дружба?

Дружбе надо учиться. Помогут вам в этом ваши учителя, родители, книги о дружбе.

— У каждого сказочного героя свой характер, свои привычки, увлечения. Но…

Какой же вывод? Все они разные, но все-таки они — вместе!

— А теперь поиграем и посмотрим, какие мы.

Игра «Какие мы…»

— Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…».

Итак,

— поднимите руки, кто любит играть в футбол;

— встаньте те, у кого светлые волосы;

— а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;

— похлопайте те, кто любит рисовать;

— потопайте ножками те, у кого карие глаза;

— скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;

— покачайте головой те, кто любит животных;

— помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.

— Какой же вывод? Мы все разные, но все-таки мы — вместе!

— Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)

— Как вы считаете, каким быть легче – добрым или злым?

Стихотворение (читает ребенок)

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Вывод: Толерантность – это доброта души.

— Как по-другому можно назвать положительных сказочных героев? (толерантными)

Вежливость.

Каждый вежливый и воспитанный человек умеет в нужное время и в нужном месте говорить слова, с помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Как эти слова называются? А вы их используете при общении?

— Человека, который использует в речи такие слова, как можно назвать? – толерантным.

Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно досказать.

Дети читают по очереди.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … ( До свидания)

Толерантность – это вежливость.

IV Закрепление

— Ребята, а вы себя считаете толерантными людьми? Проверим! Психоразгрузка (Проверяем толерантность).

Работа в группах

Учитель. — Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

— Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.

Уважение.

— Обижаете вы своих родных и близких?

Послушайте рассказ Ф. Кривина «Можно ли обижать больших?» и будьте готовы ответить на вопросы.

Бывает так, что маленькие обижают больших. Особенно тех, которые никогда не обижают маленьких.

Я сам однажды видел, что маленький мальчик обижал свою бабушку. Бабушка его просила не садиться в лужу. И чтобы отстоять свое право сидеть в луже, он грубил, капризничал, отбивался от бабушки. Ну, в общем, так ее обижал, что бабушке хотелось плакать.

Ты думаешь, большим никогда не хочется плакать? Они не плачут лишь потому, что они уже не маленькие, а большие. Но когда их обижают, им хочется плакать. Особенно если их обижают маленькие. Потому что большие любят маленьких. Почему-то маленькие чаще всего обижают тех больших, которые их любят. Бабушку, например. Маму или папу. Или дедушку. Хуже всего обижать тех, кто нас любит. Маленькие мы или большие, но, если мы обижаем тех, кто нас любит, значит, нас не стоит любить.

Когда ты встретишь маленького, который обижает большого, подойди к нему, объясни, растолкуй – словом, поговори с ним, как маленький с маленьким.

Задание группам:

1 группа: Обижаете ли вы своих родных и близких и может ли это стать привычкой?

2 группа: Стоит ли с детства воспитывать свой характер? Может быть, когда маленький подрастет, сам все поймет?

3 группа: Постарайтесь ответить на вопрос заголовка – можно ли обижать больших?

4 группа: Маленькие имеют право обижать взрослых? (работа в группах)

Толерантность – это уважительное отношение друг к другу.

Ребята, давайте еще раз повторим, толерантность – это (слово прикрепляю к солнышку) доброта, дружба, уважение, вежливость и терпимость.

— Посовещайтесь и выберите, какие 2 качества личности вашей группе ближе.

— Хотя вы учитесь в одном классе, но даже качества выбрали разные.

— Как называется наш классный час? — Мы вместе, хотя такие разные!

Цветок толерантности.

— Я вам принесла необычные цветы. Называются цветы толерантности, но по дороге они рассыпались Помогите мне их собрать? (Раздаю карточки по группам со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, терпимость, а они выбирают те слова, которые подходят к цветку, и откладывают в сторону те, которые лишние. Дети приклеивают к лепесткам таблички с толерантными словами, в серединке цветка уже написано слово толерантность.)

— Что общего в этих словах? (они толерантны).

— Обменяйтесь цветами, проверьте, все ли слова на лепестках можно назвать толерантными?

— Поменяйтесь цветами, проверьте, все ли слова соответствуют цветку толерантности?

— А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные). Далее вывешивают на доску цветы толерантности (по одному представителю от каждой команды помогают у доски, а команды по очереди называют нужное слово)

— Наши цветы такие красивые и разноцветные. Значит, толерантность это:

– Это умение жить в мире и согласии со всем миром.

— Каждый человек — это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

— Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

— Быть толерантным — означает уважать других, невзирая на различия.

— Это значит, быть внимательным к другим.

— Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам поведению.

Посмотрите, какую красивую картину толерантности, мы с вами изобразили.

V. Подведение итогов.

Встаньте в круг.

«Клубочек» — игра.

Учитель берет клубок в руки.

Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как ты…». Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается.

Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?

А слышать о себе приятные слова?

Кл. руководитель:

В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.

Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам. Мы стоим в кругу, сделаем так, чтобы этот круг стал кругом толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа — это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Напомните друг другу, как звучит тема нашего классного часа! «Мы вместе, хотя такие разные». Очень хочется, чтобы эти слова для нас стали девизом.

VI. Рефлексия.

На нашей картине не хватает вас таких разных, непохожих, но живущих дружно в нашем классе.

Посмотрите на доску. (Открываю доску с обратной стороны). На вас смотрят разные смайлики. Выберите и прикрепите на доску тот, который соответствует вашему основному качеству личности. (Остаются с обратной стороны лишние).

В заключении хотелось, чтобы вы послушали, а кто знает, подпойте песню о дружбе. Звучит песня «Ты, да я, да мы с тобой».

Цель: создание условий для проявления нравственных и патриотических чувств учащихся.

Пояснительная записка

Методическая разработка часа общения «Путешествие по стране Толерантности» приурочена к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября. Мероприятие проводится в познавательно – игровой форме.

Добро и зло,… вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Мультфильмы (увы!), боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, — пропитана агрессией, и что самое страшное, это становится нормой. И этому, к сожалению, учат взрослые. А добро? Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками. Молодежь поклоняется лишь своим кумиром, проводит время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить наравне со счетом и письмом, учить принимать других такими, какие они есть, учить терпимо, относиться к самобытности, умно разрешать конфликты. Таким образом, умение жить в мире с собой и другими – актуальная проблема современных школьников.

Актуальность данной темы обусловлено и многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точкой зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение предлагаемого мною часа общения внесет свою лепту в решении задачи воспитания толерантности.

Час общения «Путешествие по стране Толерантности»

Цель: формирование у детей толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей.

Задачи:

  • Углубить понимание значения термина «толерантность».
  • Развивать позитивное мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог.
  • Формировать представление о толерантном общении в обществе.

Ход часа общения

1. Вступительное слово воспитателя

Ребята! Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В этом году он празднуется 15-й раз.

Что же такое толерантность? (Приложение 1.)

Толерантность – это милосердие, забота
Толерантность – это доброта души
Толерантность — это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «стране толерантности». Путешествовать будем под девизом «Мы разные, но мы вместе».

— Как вы понимаете наш девиз?

— Я прошу встать девочек. Какие вы красивые, нарядные, веселые.

— А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, умные.

— Прошу подняться ребят со светлыми волосами. Садитесь!

— А теперь с темными.

— Подумайте и скажите: Какие мы все? (Мы все разные, но все вместе. Мы все равные и уважаем тех, кто не похож на нас.)

— Мы живем с вами в одном доме, ходим в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора семье, не будет ссор, не будет войны.

2. Чтение и обсуждение рассказа

Поговорим о том, что у любого человека могут быть ошибки. Нужно только вовремя их исправить и больше не совершать. Послушайте «Сказочку о счастье».

Беседа о прочитанном.

Вывод: единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

-Что же значит быть толерантным? – Быть внимательным к другим.

3. Цветы толерантности

У меня есть цветы толерантности. С них осыпались лепестки. Помогите мне их собрать. На лепестках написаны слова – обращайте на них внимание.

— Что общего в этих словах? (они толерантны); прикрепляю серединку со словом «Толерантность».

— А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные). Какой красивый цветок, похож на радугу из страны Толерантности!

5. Город Добро

Мы едем по стране Толерантности. Впереди город. Чтобы узнать, как он называется, надо вспомнить заветные желания героев сказки «Волшебники изумрудного города».

— О чем больше всего мечтала Элли? (о доме).

— Кого Элли взяла с собой в путешествие? (Тотошку).

— Самое заветное желание Трусливого льва? (Храбрость).

— О чем мечтал железный Дровосек? (о Сердце).

— Какое заветное желание было у Страшилы? (мозги).

Вы дали правильные ответы на все вопросы. Первый наш город называется Добро.

В городе Добро нас ждут герои сказок. Главной темой сказок была и остается борьба добра и зла. Что толерантно, а что нет?

6. Игра

Я называю героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) хлопаете в ладоши, а если интолерантный – топаете ногами.

  • Иван-царевич
  • Кощей бессмертный
  • Золотая рыбка
  • Дюймовочка
  • Красная Шапочка
  • Золушка
  • Водяной
  • Гуси-лебеди
  • Шрэк
  • Баба Яга
  • Морозко
  • Мальвина
  • Корабас-Барабас
  • Человек-паук

7. Город Волшебных слов

Пока мы играли, незаметно приехали в город Волшебных слов.

Этот город необычный. Туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит волшебные слова, т.е. вежливые слова. Вы знаете их? (называют). А как можно назвать человека, который использует в речи такие слова? (толерантным). А слова эти можно объединить под одним понятием – толерантность.

Если мы выполнили все задания в этом городе, то попадем на главную площадь страны толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем волшебными. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.

— Прослушайте стихотворение, догадайтесь, какое волшебное слово нужно сказать.

— Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

— Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

— Мальчик вежливый и разветный говорит, встречаясь (здравствуйте).

— Когда нас бранят, за шалости говорим (простите, пожалуйста).

— И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и нужно. И любое волшебное слово надо сопровождать улыбкой.

8. Город Мудрецов

И вот мы с вами оказались в городе Мудрецов. Здесь нужно собрать пословицы. (Приложение 3.)

9. Город Загадок

Наше путешествие продолжается. И мы попадаем в город Загадок. Я буду загадывать загадки. Если они о добре и вежливости, то в ответ надо сказать «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать. А если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и протопать.

— Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

— Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

— Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?

— Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холле?

— А во вчерашний понедельник кто был грубый и бездельник?

— Сколько будет пятью пять, кто мне сможет подсказать?

— Ну, а кто всегда поможет, друга выручить, кто сможет?

— Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?

Молодцы!

10. Город Пожалуйста

А вот и город Пожалуйста. Я буду давать вам различные задания, а вы должны их выполнять. Но только в том случае, если я перед заданием скажу волшебное слово «пожалуйста». Если его не будет, задание не выполняйте. Будьте внимательны!

— Пожалуйста, встаньте.

— Будьте добры, поднимите правую руку.

— Пожалуйста, поднимите левую руку.

— Будьте любезны, сядьте.

— Пожалуйста, похлопайте.

— Потопайте.

— Пожалуйста, улыбнитесь.

Молодцы! Никогда не забывайте говорить волшебное слово, когда обращаетесь с просьбой.

11. Заключение

Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади страны Толерантности. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы говорите «да», если так поступает толерантный человек, и «нет», если так поступает нетолерантный.

— Поздороваться при встрече?

— Толкнуть и не извиниться?

— Говорить «Спасибо» за подарок?

— Обозвать обидным словом соседа?

— Бегать, кричать, сбивая всех с ног?

— Помогать родителям?

Молодцы.

Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать добро людям. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова, любить друг друга.

12. Итог

А теперь обведите свою руку на листик бумаги. На ладошке напишите свое имя. Передайте свой лист соседу. В каждом пальчике чужого рисунка вы напишите хорошее качество ее обладателя. («Добрая», «Умная», «Вежливая» и т.д.). Верните рисунок соседу.

Давайте всегда будем общаться на языке миролюбия, дружбы, на языке любви и терпения, на языке толерантности.

Используемые источники

  1. http://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Slova-vezhlivosti/
  2. Строганова, Л.В. Классные часы, беседы. Воспитание толерантности [Текст] / Л.В.Строганова// — М.: Педагогическое общество России, 2006. – 225с.
  3. Щуркова, Н.Е.Этика школьной жизни [Текст] / Н.Е.Щуркова// — М.: Просвещение, 2004. – 112с.

Приложение 1.

Толерентность – это уважение права других быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда.
Толерантность – это милосердие, забота.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это терпение.

Приложение 3.

Добрые дела красят человека.
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
За добро добром платят.

Приложение 2.

Толерантный – терпимый.
Интолерантный – нетерпимый.

Приложение 4.

СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

— О всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
— Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

— О мой король,- вскричал солдат,-
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

— А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
— Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

— А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
— В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Комплексно-тематическое планирование для учащихся 1–5-х классов ГКОУ ЦИО «Южный» на площадке ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

для существования и развития человеческого общества. История

происхождения слова толерантность, как и многих других слов, пришедших

к нам из иностранного лексикона, довольна проста.

Сл.4

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор.

Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно

министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих

областях, но, более всего, в умении учитывать настроения окружающих,

уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные

принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо

подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие

“толерантность”.

Сл.5

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что 16

ноября 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов

толерантности, в которой говорится: «…Толерантность означает уважение,

принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего

мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой

индивидуальности. Толерантность это обязанность способствовать

утверждению прав человека, демократии и правопорядка…»

Сл.6

Определение этого слова на разных языках земного шара звучит поразному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих

собственных идеи или мнения; во французском отношение, при котором

допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском

позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в

арабском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,

сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в

русском способность терпеть чтото или когото (быть выдержанным,

выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чеголибо, кого

либо).

Не смотря на неодинаковое звучание слова, в целом, смысл

определения толерантности одинаков у всех народов планеты.

Сл.7

Итак, толерантность – это сострадание, прощение, сотрудничество,

уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким,

как он есть, а если одним словом терпимость. Разумеется, при этом надо

иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких

моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с

вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В

противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона:

«Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

Сл.8 Ролик о животных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Томат праздник баросса
  • Толерантность праздник дружбы
  • Томат мой праздник
  • Толерантность литературных героев сценарий
  • Томат минусинский сорт праздник стола