Толерантность литературных героев сценарий

С проблемой толерантного отношения друг к другу мы сталкиваемся всегда. Очень важно с раннего школьного возраста научиться терпимому отношению к другим, непохожим на нас людей. Авторы литературны

Тема классного часа в 4 классе

             «Толерантность. Литературные герои»

1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.

Подготовительная работа: Детям предлагается дома прочитать сказку Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

                                    Ход урока:

1. Вводная беседа.

-А кто из вас слышал слово «толерантность»? 

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

 -А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей)

-Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?

(выслушать ответы воспитанников)

-А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?

-Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

-Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Учитель:

А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей

И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –

Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

На ночлег;
Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Учитель:

 О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) 

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

— Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других языках. ( слайд)

Испанский язык: способность признавать отличные от своих

                     собственных идей или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.

Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к

                            другим великодушным.

Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосер-

                           дие, благосклонность, терпение, расположенность

                           к другим.

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть вы-

                            держанным, выносливым, уметь мириться с сущест-

                            вованием кого-либо, чего-либо).

2. Толерантность литературных героев в произведениях.

а)  Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

-Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки. Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.

-О ком эта сказка? (об утенке)

-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)

-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )

-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)

-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )

-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?

Попробуйте придумать свою концовку.

б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди».

-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )

-Как зовут сестру? (Элиза)

-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)

-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)

-Почему Элизу хотели казнить? За что?(Не разговаривала, ночами ходила на кладбище)

-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)

-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)

-Чем заканчивается сказка?

в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его  друзья»?

-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)

-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)

-Почему?( он не был не на кого похож)

-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?

-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)

-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)

-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)

-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете?  Если меня и в словаре нет.)

3. Выводы.

-Ребята, как вы думаете как живется  этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)

-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?

-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)

-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями?

-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).

4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя)

— Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

     Ну-ка, дружно встали вместе,

     Повернулись все на месте,

     Громко хлопнули 3 раза,

     Подмигнули правым глазом,

     Левой топнули ногой!

     А потом еще другой!

     Закричали все «Ура!»

     А теперь и сесть пора.

.

5. Итог.

Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

1 ученик. 
Добрым быть совсем, совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от света. 
Доброта- не пряник, не конфета. 
2 ученик. 
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 
4 ученик. 
Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет, 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети. 

30.01.2015

«Толерантность. Литературные герои»

Зубарева Дарья Даниловна

Учитель начальных классов

1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

Оценить




1017

Содержимое разработки

Тема классного часа в 4 классе

«Толерантность. Литературные герои»

1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.

^ Подготовительная работа: Детям предлагается дома прочитать сказку Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Ход урока:

1. Вводная беседа.

-А кто из вас слышал слово «толерантность»? 

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

— А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей)

-Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово? 

(выслушать ответы воспитанников)

— А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? 

-Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

-Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Учитель:

А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей
И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –

Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой

На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Учитель:

 О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) 

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

— Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других языках. ( слайд)

Испанский язык: способность признавать отличные от своих
собственных идей или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.

Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к 
другим великодушным.

Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).

2. Толерантность литературных героев в произведениях.

а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

-Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки. Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.

-О ком эта сказка? (об утенке)

-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)

-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )

-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)

-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )

-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому? 

Попробуйте придумать свою концовку.

б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». 

-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди». 

-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )

-Как зовут сестру? (Элиза)

-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие) 

-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)

-Почему Элизу хотели казнить? За что? (Не разговаривала, ночами ходила на кладбище) 

-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)

-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)

-Чем заканчивается сказка? 

в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)

-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)

-Почему?( он не был не на кого похож)

-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?

-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)

-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)

-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)

-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)

-Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)

-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?

-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)

-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями?

-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).

4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя)

— Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись все на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

5. Итог. 

Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

1 ученик. 
Добрым быть совсем, совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от света. 
Доброта- не пряник, не конфета. 
2 ученик. 
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 
4 ученик. 
Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет, 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

Также вас может заинтересовать

  • Правила поведения в лесу. Классный час
  • Классный час Курить — здоровью вредить
  • Классный час, посвящённый нравственному и трудовому воспитанию учащихся в 3 классе Терпение и труд всё перетрут
  • Классный час-проект на тему Лучшее слово о дружбе
  • Классный час Что такое хорошо и что такое плохо

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Тема классного часа в 4 классе

«Толерантность. Литературные герои»

1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить

основные черты толерантности, сформировать правильное представление о

толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к

обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между

собой.

2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое

помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом

деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.

^ Подготовительная работа: Детям предлагается дома прочитать сказку

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», сказочную повесть

Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Ход урока:

1. Вводная беседа.

А кто из вас слышал слово «толерантность»?

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков

незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей)

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого,

однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает

это слово?

(выслушать ответы воспитанников)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не

отличались?

Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы

воспитанников)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Учитель:

А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей

И для русских, шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

Учитель:

О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников)

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других

языках. ( слайд)

Испанский язык: способность признавать отличные от своих

собственных идей или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать

или поступать иначе, нежели ты.

Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к

другим великодушным.

Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,

благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Русский язык: способность терпеть чтото или когото (быть выдержанным,

выносливым, уметь мириться с существованием коголибо, чеголибо).

2. Толерантность литературных героев в произведениях.

а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки.

Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите

руки.

О ком эта сказка? (об утенке)

Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)

Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )

А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какието

проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)

Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )

А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?

Попробуйте придумать свою концовку.

б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это

сказка «Дикие лебеди».

Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )

Как зовут сестру? (Элиза)

Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)

Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)

Почему Элизу хотели казнить? За что? (Не разговаривала, ночами ходила на

кладбище)

Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)

А была ли людям от нее какаялибо угроза?(нет)

Чем заканчивается сказка?

в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его

друзья»?

Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)

Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих?

(Чебурашке)

Почему?( он не был не на кого похож)

Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?

А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)

Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)

Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)

И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не

будете? Если меня и в словаре нет.)

3. Выводы.

Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому

Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)

А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь

многочисленному количеству мнений?

Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с

ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)

А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного

обращения с героями?

А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы

в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных

ситуациях).

4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя)

Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те

движения, о которых я буду вам говорить:

Нука, дружно встали вместе,

Повернулись все на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

5. Итог.

Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

1 ученик.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от света.

Добротане пряник, не конфета.

2 ученик.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

4 ученик.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Беседа на тему «Толерантность. Литературные герои»

Разное

Беседа с понятием «толерантность» в игровой форме

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс учебных и творческих этюдов и зарисовок с натуры «ПЕРВЫЕ ШТРИХИ»



3 работы

Международный конкурс учебных и творческих этюдов и зарисовок с натуры «ПЕРВЫЕ ШТРИХИ
»

10 Января – 25 Мая

Международный конкурс абстрактной живописи «ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ»



8 работ

Международный конкурс абстрактной живописи «ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ
»

10 Января – 25 Мая

Всероссийский конкурс педагогических эссе «МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА»


Конкурсы

36 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


  • Планирование по литературному чтению для 4 класса «»Читайка»»
    Литературное чтение


  • Планирование по литературному чтению для 1 класса «Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час чтения» 1 класс»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «Конспект НОД с использованием ИКТ тема: «Курочка Ряба»»
    Литературное чтение


  • Уроки по литературному чтению для 2 класса «Открытый урок по Литературному чтению»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для «И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Я.Л. Аким. Стихотворения о первом снеге»
    Литературное чтение

Поговорим о толерантности

Библиотечный урок в 5-6 классах МБОУ СШ №2 г. Пошехонье

зав. ШИБЦ Челышкова Н.В.

Цель: Воспитание у учащихся доброты, сопереживания, понимания окружающих.

Задачи:

1. Познакомить с понятием толерантности.

2. Учить ребят общению, умению рассуждать на заданную тему.

3. Познакомить с интересными произведениями литературы, раскрывающими тему толерантности.

Ход мероприятия

Перед началом урока раздать всем памятки толерантности, пословицы о добре, дружбе, мире.

1 слайд

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Наш разговор сегодня пойдет о таком понятии, как толерантность.

Мы живем не одни. Мы все живем в обществе, вокруг нас — разные люди, и нам приходится вступать с ними в определенные взаимоотношения: с кем-то мы вместе живём под одной крышей, с кем-то учимся вместе, работаем, кого-то видим во дворе, по соседству, кого-то видим на экранах телевизора, кого-то в социальных сетях.

Каждый человек стремится в этом мире установить контакты с другими людьми. Без этих контактов невозможно существование и развитие человека. Устанавливать нормальные контакты помогает толерантность. Что же такое толерантность?

Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!

Посмотрите друг на друга, все мы разные. У нас разная внешность (кто-то худой, кто-то полный, кто-то светлый, кто- то темный…) Вы все живете в разных семьях, у всех разное воспитание ( кто-то больше внимания уделяет физическому развитию, кто-то книгам, кто-то музыке и т.д.), поэтому даже и традиции в каждой семье свои. Мы можем быть разной национальности, у каждого народа тоже свои особенности. Но мы живем все вместе. И поэтому мы должны быть друг к другу толерантными.

У вас есть памятки с определением толерантности, прочитайте, пожалуйста.

2 слайд

определение толерантности:  (читают по очереди)

Готовность мириться с чужим мнением;

Уважение человеческого достоинства;

Принятие другого таким какой он есть;

Способность поставить себя на место другого;

Уважение права быть другим;

Терпимость к чужим мнениям, поведению;

Отказ от причинения вреда и насилия.

Библиотекарь: Россия — Родина моя! Эти слова могут сказать люди
разных наций и народностей, которые живут в России. Это русские и украинцы, белорусы и казахи, татары и молдаване, узбеки и армяне, азербайджанцы и грузины и еще много, много других разных народов. Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами — это любовь к нашей России.

3 слайд

На фоне легкой музыки звучит китайская притча «Ладная семья».

Библиотекарь: Сейчас, я хочу прочитать одну китайскую «Притчу о семье».

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом…

Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров…

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЛЮБОВЬ;

ПРОЩЕНИЕ;

ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: — И мира тоже».

Эта притча говорит нам о том, что человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими, заботиться не только о себе, но и о младших и старших, о больных, о животных, о природе, в какой бы стране он не жил, на каком бы языке не говорил. Независимо от того, красив человек или не очень, образован или нет. Ведь все мы очень разные…

4 слайд

Мультфильм про толерантность

Библиотекарь: Предлагаю посмотреть небольшой мультфильм «Про Диму».

Библиотекарь: Дима отличается чем-то от других ребят? Чем? Правильно ли всё объяснила мама дочке? Нашла ли она нужные слова? (все люди разные)

Библиотекарь: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта, милосердие, уважение, понимание. Толерантный человек проявляет ко всем милосердие, уважение и понимание. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь.

А может ли, ребята, кто-нибудь из вас привести не очень приятные моменты из жизни, или наоборот, хорошие ситуации в пример, с которыми вы сталкивались или слышали от кого-то, и высказать своё мнение о поведении, свое понимание толерантности.

Примеры (несколько человек (анекдоты, бойкот, клички).

Библиотекарь: И всё-таки люди во всём мире похожи, даже пословицы имеют одинаковый смысл. Вы должны «перевести» пословицы, т.е. подобрать к каждой пословице схожую по смыслу русскую, тексты русских пословиц у вас есть.

5 слайд

Арабы говорят – «Бежал от огня, попал под ливень» («Из огня да в полымя»);

В Афганистане — «Верблюда под мостом не спрячешь» («Шила в мешке не утаишь);

В Африке – «Сын леопарда — тоже леопард» («Яблоко от яблони недалеко падает);

Буряты – «Одно полено не станет костром» («Один в поле не воин»);

В Германии – «Нужда делает изобретательным» («Голь на выдумки хитра»);

В Греции – «Бойся тихой реки, а не шумной» («В тихом омуте черти водятся»);

Лезгины – «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» («Бодливой корове Бог рогов не дает»);

Осетины — «От лишней пищи на столе его ножки не заболят» («Своя ноша не тянет»);

Финны – «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»);

Во Франции – «Ошпаренный петух от дождя убегает» («Обжегся на молоке, на воду дует»);

Чехи — «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак рыба»);

В Японии — «Слепня и пчелу одновременно не поймаешь» («За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»).

Библиотекарь:  Почему не у каждого получается быть добрым, милосердным, понимающим? Вы не задумывались об этом? (ответы ребят)

Путь к доброте и пониманию нелегкий, долгий, на нём человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

.Предлагаем вашему вниманию…

Сценку по средневековой персидской притче, которая называется

«Какие люди живут в этом городе». (Показывают дети из актива библиотеки «Друзья книги»)

6 слайд

Рассказчик:

Смотрящих много, видящих немного.
Вот как-то раз, пережидая зной,
Под пальмою сидели у дороги
Два нищих — девочка, старик седой.
А мимо шел прохожий-чужестранец.

Из-за скалы выходит Первый Путник.

Первый Путник:

Красивый край!

Старик:

Красивый, спору нет.

Первый Путник:

Скажи-ка мне, достопочтенный старец,
Каков народ, живущий в сей стране?

Старик:

Тебе свое о нем скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?

Первый Путник:

Такие, что про них и вспомнить тошно!
Себялюбивы, жадны, подлы, злы!

Старик:

Неужто все?

Первый Путник:

Все, как один, ничтожны,
Порочны и упрямы, как ослы!
И я безмерно рад, что их покинул.

Старик:

Увы, и здесь народ точь-в-точь такой.

Первый Путник (со вздохом):

Пойду-ка дальше!

Старик:

Путь твой будет длинным,
Идти тебе придется далеко.

Первый Путник уходит.

Рассказчик:

Ушел, а старец с внучкою остались.
И вскоре к ним с вопросом подошел
Еще один прохожий-чужестранец.

Из-за скалы выходит Второй Путник и подходит к Девочке и Старику.

Второй Путник (Старику):

Я в этот край издалека пришел.
Ни нравов, ни обычаев не знаю.
А ты из местных?

Старик: Я родился тут.

Второй Путник:

Похож сей город на ворота рая,
Но что, скажи, за люди в нем живут?

Старик:

Тебе свое о них скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?

Второй Путник:

Им всем Наидостойнейшее имя!
Они благочестивы и добры!
Я опечален, что расстался с ними,
Но таково веление судьбы.

Старик:

Тогда возрадуй сердце доброй вестью:
Щедр и прекрасен, сей земли народ.
Ты, путник, будешь счастлив в этом месте
И не узнаешь горя и забот.

Второй Путник уходит. Внучка перестает играть.

Девочка:

Всего одна есть истина на свете,
И только ложь двоит свой длинный хвост!
Зачем ты им по-разному ответил,
Ведь задали они один вопрос?

Старик (с усмешкой):

Ты не учел отличий в их природе,
Всяк видит мир через свое стекло —
Что ищем мы, то в людях и находим,
А в каждом сердце есть добро и зло.

Рассказчик:

Благословен добра от мира ждущий!
В стократ счастливей он, чем человек,
Зло ищущий и от него бегущий!
Мир добр к тому, кто зрит добро во всех.

7 слайд- цветок толерантности

Библиотекарь:  Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден — мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, — слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, — ласка нужна не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет улыбка твоя, твоя доброта,
То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.

Библиотекарь: А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны.

8 слайд

Если вы выбираете первый ответ, то загибаете палец. В конце посмотрим: сколько пальцев у кого загнуто.

1.Миша плохо одет …

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2.Петя питается не так, как ты, по причине своей религии …

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего …

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4.Пожилая женщина медленно идет …

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5.На твоих глазах на кого-то нападают …

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.К тебе подходит ребенок-инвалид …

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать

слайд

Ответы:

Если вы загнули 6 пальцев:  Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

От 3 до 6:  Ты не очень толерантен, недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Библиотекарь: Проверим ещё немного вашу толерантность. Представьте, что вы живете в мире, где фильм длится полторы минуты, а мысли выражают тремя словами. Это мир рекламы…

Реклама существует, чтобы мы остановились и взглянули на нее. Существует социальная реклама — это не реклама конкретного товара, а «отношения к миру». Это реклама, которая побуждает не к покупкам, а к поступкам. Социальная реклама — это «зеркало» общества, отражение его проблем, она должна заставлять задуматься, вызывать эмоции.

10-14 слайд — эмоции

 Библиотекарь: Назовите эмоции, которые вызывает у вас данная реклама.?

15 слайд

Какие из этих эмоций вы испытывали чаще?

16 слайд

Библиотекарь:— Придумайте «фразы», которыми мысленно могли бы обменяться эти малыши, отражая понятие толерантности.

17 слайд

«Черты толерантной личности»

Библиотекарь:  На слайде написаны положительные черты характера человека. Какие из них, по-вашему мнению, наиболее характерны для толерантной личности?

1.Расположенность к другим 
2. Снисходительность 
3. Терпение 
4. Чувство юмора 
5. Чуткость 
6. Доверие 
7. Альтруизм (бескорыстная забота о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека…)
8. Терпимость к различиям 
9. Умение владеть собой 
10. Доброжелательность 
11. Умение не осуждать других 
12. Гуманизм 
13. Умение слушать 

14. Любознательность 
15. Способность к сопереживанию

18 -19 слайды

«Что за прелесть эти сказки!»

Библиотекарь: К сожалению, не всегда люди толерантны по отношению друг к другу. Даже в сказках некоторых героев лишали их законных прав. Определите, кто из героев сказки был лишён прав.

Право на жизнь

Золушка

*Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

*Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

*Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступления в брак

Золушка

*Дюймовочка

Алёнушка

20 слайд

Библиотекарь: В литературе много книг, раскрывающих тему толерантности. Мне хочется предложить вам почитать некоторые из них:

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома

Это произведение — широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, героизм черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов — все это волнующе ярко изображено Бичер-Стоу. Роман проникнут христианской моралью.

Воскобойников Валерий.  Всё будет в порядке

Светлая,  смешная  и  чуть-чуть  печальная  повесть.  Это рассказ  о приключениях,  которые происходят  с  человеком,  когда ему  еще не исполнилось одиннадцати лет,  в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире.

Железников Владимир. Чучело

Повесть о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение — одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная девочка, столкнувшаяся с подлостью и предательством, оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.

Ли Харпер. Убить пересмешника…

Автор нашла свой собственный стиль повествования, который позволил ей показать мир взрослых глазами ребенка, не упрощая и не обедняя его. В романе переданы события 30-х годов XX века, периода «великой депрессии», происходившие в штате Алабама США. Повествование ведется от лица ребенка, но острота межрасовых конфликтов, социальных проблем от этого не теряет своей силы. Лиханов  Альберт. Никто

«Никто» — кличка, данная бандитами главному герою, «выпускнику» детского дома, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символично. В одной из самых богатых стран мира — теперешней России, — любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом — «человек». Так и скажет: «Никто… Человек».

Маршалл  Алан.  Я  умею  прыгать  через  лужи

В  центре  книги  –  жизнь  мальчика,  перенѐсшего полиомиелит в раннем детстве,  его борьба с тяжѐлым  недугом. Писатель показывает становление человеческого характера, процесс нравственного формирования героя.

Портер Элинор. Полианна

Удивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим  людям,  научив  их  своей  любимой  игре  —  игре  в радость.

Приставкин  Анатолий.  Ночевала  тучка золотая

Эта повесть  –  призыв писателя к справедливости, ответственности взрослых  за  судьбы  детей,  который  должен услышать каждый. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку. Повесть рассказывает предельно искренне и честно о трудной жизни детдомовцев в военную пору.

Ролинг  Джоан. Гарри Поттер и философский камень

Герои  –  абсолютно  разные  люди,  но  всегда  готовы выручить  друг друга в  беде,  протянуть  руку  помощи  в критической ситуации, они дружат, несмотря на различие в характерах.

Уайльд  Оскар.  Мальчик-звезда 

Замечательная  сказка  о  маленьком  мальчике  с  холодным сердцем, в котором не было ни капли жалости. История о том,  как  важно  научиться любить  и  жертвовать  собой ради близкого человека, потому что только любовь способна превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

21 слайд

Библиотекарь: В завершении нашей встречи попрошу всех дружно сказать фразу, которую вы видите на экране:

«Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!»

Тема классного часа в 4 классе

«Толерантность. Литературные герои»

1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.

^ Подготовительная работа: Детям предлагается дома прочитать сказку Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Ход урока:

1. Вводная беседа.

-А кто из вас слышал слово «толерантность»? 

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

— А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей)

-Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово? 

(выслушать ответы воспитанников)

— А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? 

-Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

-Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Учитель:

А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей
И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –

Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой

На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Учитель:

 О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) 

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

— Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других языках. ( слайд)

Испанский язык: способность признавать отличные от своих
собственных идей или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.

Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к 
другим великодушным.

Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).

2. Толерантность литературных героев в произведениях.

а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

-Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки. Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.

-О ком эта сказка? (об утенке)

-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)

-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )

-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)

-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )

-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому? 

Попробуйте придумать свою концовку.

б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». 

-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди». 

-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )

-Как зовут сестру? (Элиза)

-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие) 

-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)

-Почему Элизу хотели казнить? За что? (Не разговаривала, ночами ходила на кладбище) 

-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)

-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)

-Чем заканчивается сказка? 

в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)

-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)

-Почему?( он не был не на кого похож)

-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?

-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)

-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)

-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)

-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)

3. Выводы.

-Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)

-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?

-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)

-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями?

-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).

4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя)

— Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись все на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

5. Итог. 

Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

1 ученик. 
Добрым быть совсем, совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от света. 
Доброта- не пряник, не конфета. 
2 ученик. 
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 
4 ученик. 
Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет, 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Томат минусинский сорт праздник стола
  • Толерантность когда появился праздник
  • Томат любимый праздник сроки созревания
  • Толерантность история возникновения праздника кратко
  • Томат любимый праздник сибирский сад отзывы