Торжество православия тропарь праздника

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51).В воскресном евангельском чтении

Даты

Историческое содержание

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51).

В воскресном евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа об отверстом небе. Кто из нас не пожелал бы войти в него! Для того мы и созданы, чтобы наследовать Царство Небесное; к тому мы и призваны, чтоб заполнять те опустевшие места, откуда пали злые ангелы; для того и небо отверсто, чтобы входить в него.

Но как мы можем входить в отверстое для нас небо, не имея крыльев, чтобы взлетать в высоту небесную? Мы ведь не Ангелы, но люди, обремененные тяжестью тел. Да и Ангелы, хоть и крылья имеют, но, согласно нынешнему чтению из Святого Евангелия, не взлетают на небо, а восходят: будете видеть и Ангелов Божиих восходящих…, а не взлетающих.

Этот евангельский образ указывает христианам на два условия праведной жизни – созерцание как богомыслие и деятельность как трудолюбие. Богомыслие – это крылья ангельские, трудолюбие – путь восхождения. Недостаточно для нас на крыльях богомыслия взлетать ввысь, подобает и ногами трудолюбия восходить. Ведь и Ангелы восходили, чтобы всякий желающий мог с земли взойти в отверстое небо. Слава Богу, что отверсто для нас небо, только да не ленимся сами входить в него.

Отныне, – сказано, – будете видеть небо отверстым. Что значит отныне? Это значит, с этой Святой Четыредесятницы как времени особого воздержания и молитвы. Воздержание называют основанием всех добродетелей. Воздержание в пище да будет одним основанием духовной лестницы, покаяние же да будет другим основанием этой лестницы – как пост от злых дел. Это два бруса, между которыми крепятся ступени добродетелей.

Зачем надо воздерживаться в пище? Известно, что пост иссушает наше тело, ослабляет в нас плотские вожделения, греховные страсти, тем самым укрощает всю вражескую силу, ратующую против нас. Поститься в пище надо именно для того, чтобы, иссушив в себе болото плотских вожделений, одолеть и победить силу и крепость диавола, воюющего с нами в первую очередь через наше собственное тело.

Зачем надо воздерживаться от злых дел? Подобает знать, что у злых дел два вида: одни совершаются от немощи, например от плотского сладострастия. Другие же злые дела совершаются от некоторой особенной злобы, как-то: грех зависти, убийства, грех грабежа и лихоимства, грех поедания и истребления ближнего; и это есть злейшие грехи, тяжелейшие первых. Ибо грехи плотского сладострастия – это грехи немощи человеческой, которые воздержанием в пище укрощаются; грехи же, совершаемые по злобе, суть грехи вражды сатанинской.

Истинный пост есть отчуждение от зол, воздержание языка, отложение ярости, лжи и клятвопреступлений. Без этого духовного поста первый пост не принесет пользы. Молитва, милостыня, милосердие, дружелюбие, боголюбие, смирение, чистота, целомудрие и иные подобные этим добрые свойства и дела, а также внимательное соблюдение всех заповедей Божиих – все это суть ступени лестницы, ведущей на небо.

Великий проповедник покаяния Иоанн Креститель взывал в пустыне Иудейской, обращаясь к приходящему народу: Покайтесь… сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:2, 8). Что значит достойный плод покаяния?

Как объясняют толкователи, труд покаяния только тогда удовлетворителен, когда уравнивается по тяжести с каким-либо содеянным большим грехом; и сколько человек поработал прежде греху, столько же он должен поработать Богу. По словам апостола: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим.6:19). А святой Григорий называет человека деревом, от плода познаваемым, говоря, что по плодам, а не по листьям или по корням покаяние узнается. Ведь и Господь проклял дерево, имеющее листья, но бесплодное. Человек, сокрушаясь о содеянных грехах, обретает корень покаяния – помысел и намерение исповедать грехи; листья – это осуществление исповедания Богу грехов перед духовным отцом и обещание исправиться; плоды же – исполнение обещанных трудов. Достойные плоды покаяния те, которые сравниваются трудами своими с качеством и количеством содеянных прежде грехов. Неправедно покаяние того христианина, который некоторым кратким и легким ограничением потребностей своего тела хочет очиститься от долгих и тяжелых смертных грехов.

О, грешный человек, живущий без покаяния в грехах своих, словно в грязи болотной валяющийся, покаяние же свое на будущее время, на старость отлагающий! Если вскоре не покаешься, поверь Ангелу Божию, поклявшемуся, что времени уже не будет (Откр.10:6). Внезапно нападет на тебя смертельная болезнь: захочешь покаяться, а времени уже не будет. Внезапно нападет казнь Божия: захочешь исправиться, а времени уже не будет. Попадешь в руки врагов видимых и невидимых: захочешь поплакать о грехах, а времени уже не будет. Внезапно придет последний час жизни твоей, станут пред лицом твоим грехи: захочешь ты тогда и самое тяжелое принять на себя покаяние, но времени уже не будет. Теперь, теперь, не откладывая, пока есть у тебя время для покаяния, подумай о грехах своих, покайся по-настоящему, а потом времени уже не будет. Аминь.

Свт. Димитрий Ростовский. Сочинения. М., 1786., ч. 1, л. 25 об. – 33 об.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Недели Торжества Православия,
глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.


Перевод:

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак Недели Торжества Православия,
глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.


Перевод:

Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Развернуть

Богословское содержание

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

«В сей день, в первую Неделю святого поста,  – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван  VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери,  Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор  (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны  о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.

Развернуть

Иконография праздника

Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия, датируется XIV  веком. Она хранится в Британском музее.

В центральной верхней части иконы представлено изображение Божией Матери (иконографический тип – Одигитрия, Путеводительница), расположенное на престоле. Его поддерживают два ангела. С одной стороны, такое иконографическое решение указывает на литургический характер почитания икон Пресвятой Богородицы, а с другой, напоминает об историческом факте моления перед иконой Девы Марии Константинопольского Патриарха Мефодия, царицы Феодоры, её сына Михаила, прочих верующих, состоявшемся в первое воскресение Великого поста, 11 марта, в 843 году.

Слева от изображения иконы Божией Матери (если смотреть со стороны зрителя) – императрица Феодора с её сыном, Михаилом (он отмечен здесь как фактический участник исторического события); справа – святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит (много потрудившийся на ниве защиты иконопочитания и много пострадавший за этот подвиг веры).

В нижней части иконы также представлены защитники иконопочитания. В центре – святой Феофан Сигрианский (согласно его житию, участник Седьмого Вселенского собора) и Стефан Новый. Они держат  икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский. Сбоку от него — два брата, Феодор и Феофан Начертанные (это наименования было усвоено им в связи с тем,  что на их лицах, по приказанию императора Феофила, были выжжены оскорбительные стихи).

В левой части представлена мученица Феодосия с образом Эммануила в руках (в своё время, согласно преданию,  она не позволила воину сбросить медный образ Спасителя, располагавшийся на воротах Константинополя более 4 веков, за что была убита). Фигуры монахов, изображенных между Феодосией и Феофаном идентифицировать не удалось.

Праведники, изображенные на иконе, послужили Торжеству Православия.  Вместе с тем можно сказать, что они представляют и прочих праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Случайный тест

 e636afe96e

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Богословское содержание праздника

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван  VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери,  Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор  (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны  о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Тропа́рь воскре́сный, глас 5:

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия // сла́вным воскресе́нием Свои́м.

(загрузить)

Тропaрь воскrнъ, глaсъ є7:

Собезначaльное сл0во nц7Y и3 д¦ови,/ t дв7ы р0ждшеесz на сп7сeніе нaше,/ воспои1мъ вёрніи и3 поклони1мсz:/ ћкw бlговоли2 пл0тію взhти на кrтъ,/ и3 смeрть претерпёти,/ и3 воскRси1ти ўмeршыz// слaвнымъ воскrніемъ свои1мъ.

Тропарь в Неделю Торжества Православия, глас 2:

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

(загрузить)

Тропaрь въ недёлю пeрвую с™aгw постA, въ ню1же правослaвіе воспоминaетсz, глaсъ в7:

Пречcтому w4бразу твоемY покланsемсz бlгjй,/ просsще прощeніz прегрэшeній нaшихъ хrтE б9е:/ в0лею бо бlговоли1лъ є3си2 пл0тію взhти на кrтъ,/ да и3збaвиши, ±же создaлъ є3си2, t раб0ты врaжіz./ тёмъ бlгодaрственнw вопіeмъ ти2:/ рaдости и3сп0лнилъ є3си2 вс‰ сп7се нaшъ,// пришeдый сп7сти2 мjръ.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак в Неделю Торжества Православия, глас 2:

Неопи́санное Сло́во О́тчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

(загрузить)

Кондaкъ въ недёлю пeрвую с™aгw постA, въ ню1же правослaвіе воспоминaетсz, глaсъ в7:

Неwпи1санное сл0во џ§ее,/ и3з8 тебE бцdе њписaсz воплощaемь:/ и3 њсквeрншійсz w4бразъ въ дрeвнее воwбрази1въ,/ б9eственною добр0тою смэси2./ но и3сповёдающе сп7сeніе,// дёломъ и3 сл0вомъ, сіE воwбражaемъ.

Прокимен в Неделю Торжества Православия, глас 4:

Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, / и хва́льно и просла́влено И́мя Твое́ во ве́ки.

(загрузить)

Прокjменъ въ недёлю пeрвую с™aгw постA, въ ню1же правослaвіе воспоминaетсz, глaсъ д7:

Бlгословeнъ є3си2, гDи б9е nц7ъ нaшихъ,/ и3 хвaльно и3 прослaвлено и4мz твоE во вёки.
Стjхъ: Ћкw прaведенъ є3си2 њ всёхъ, ±же сотвори1лъ є3си2 нaмъ.

Прича́стен воскре́сный:

Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его в вы́шних.

Причaстенъ воскrный:

Хвали1те гDа съ нб7съ, хвали1те є3го2 въ вhшнихъ.

Причастен святых отцев:

Ра́йдуйтеся, пра́веднии, о Го́споде,/ пра́вым подоба́ет похвала́.

Причaстенъ с™hхъ nц7є1въ:

Рaдуйтесz, првdніи, њ гDэ:/ пр†вымъ подобaетъ похвалA.

Аллилу́ия, Аллилу́ия, Аллилу́ия.

Ґллилyіа, Ґллилyіа, Ґллилyіа.

Автор: Администратор
Дата публикации: 03.03.2020

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует особый день – Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке в память об окончании борьбы с иконоборцами.

С начала христианских времен учение о почитании святых образов на иконах не подлежало изменениям, но в 8 веке из Греции развилась по христианскому миру ересь, направленная против икон.  В этой ереси утверждалось, что изображения, которые были на иконах – это идолы и те, кто поклоняются иконам, самые настоящие идолопоклонники.
По мере распространения этой идеи, для Церкви наступили тяжелые времена гонений, которые были порой даже страшнее, чем от язычников. В течение более столетия из храмов изымались иконы, еретики забирали и уничтожали мощи святых и другие святыни.  У людей отобрали возможность молиться перед ликами Спасителя и Богородицы, а тех, кто прятал от гонителей святыни, сажали в тюрьмы, мучили их и даже казнили.

feodoraВ 787 году на VII Вселенском Соборе, почитание икон и образов было вновь восстановлено, но вражда между христианами и еретиками все еще продолжалась, конфликты еще случались, но гонения все-таки стали ослабевать. Так продолжалось еще довольно долго, пока к власти, после смерти императора Феофила в 842 году, не пришла его супруга Феодора, она еще при жизни своего мужа пыталась повлиять на него и ослабить гонения на христиан. Перед самой смертью Феофил все-таки издал закон о прекращении гонений и верующих стали выпускать из темниц.  А в 843 году на особенной службе в Софийском соборе императрица Феодора объявила иконоборцев еретиками, иконопочитание было восстановлено.

Это торжественное событие произошло в 843 году на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Было установлено особое праздничное богослужение и особый чин, названный Торжество  Православия.

«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие»

Таким образом, было положено начало этому празднику, и с того времени, в первое воскресенье Великого поста, проходят праздничные богослужения.

Это особенная служба, проходящая по торжественному чину,  в ней происходит прославление защитников православия, всех живущих и отошедших ко Господу в вере и благочестии отцов.

Особую роль в богослужении занимает чин анафематствования.

anafematstvovanie

Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.  С церковной точки зрения анафема — не проклятие, а отлучение от церкви людей, нарушающих веру и единство Церкви, которые могут увлечь за собой по ложному пути других христиан. При этом отлученные могут в любой момент покаяться, и вернуться обратно.

Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием и поэтому есть случаи, когда потомки тех, кто подвергся анафеме, ходатайствовали об ее отмене и получали одобрение.

При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих. В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум, писатель Л.Н. Толстой и т.д. Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л. Н. Толстой  до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений. В современности, например, анафеме в 1994 году предан монах Филарет (Денисенко), который в настоящее время создал раскольническую украинскую церковь.

Чин Православия в России был введен в 14 веке, он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:

  • Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  • Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
  • Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  • Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  • Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  • Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  • Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  • Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  • Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  • Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

ИКОНА ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

В центре композиции изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона Богородицы находится на престоле, в память о молебне патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом. Сама Феодора и Михаил изображены слева от Богородицы.
torzhestvo-pravoslaviyaСправа от Престола изображены святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря. Он, даже будучи брошенным в темницу, продолжал защищать православие и создал множество трудов в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.
Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.

В нижнем регистре — святых, имеющих отношение к защите икон и иконопочитания, живших ранее, в VIII веке. Без их подвигов и трудов Торжество Православия не состоялось бы, они выступают как фундамент, как основание этой иконографии.

Иконоборцы утверждали о недопустимости почитания идолов-икон, считая образы деревом и красками. Иконопочитатели на это отвечали им, что именно образам мы и отдаем свое почтение, не краске, а первообразу. Именно с помощью воплощения нужно соединяться с Богом.
Эта икона была написана в Константинополе, а сегодня она находится в Лондонском музее в Британии.

“Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия”

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

 

МОЛИТВЫ В ПРАЗДНИК ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благий́, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же, во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь, и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́, но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем. Источник

«У нас душа по-настоящему торжествует, — говорит протоиерей Андрей Логвинов. — Торжествует потому, что практически все православные христиане за эту неделю совершили громадной важности поступок: исповедовались, очистили свою душу покаянием, причастились…»

Иные материалы по теме:

  • https://foma.ru/torzhestvo-pravoslaviya-itog-lichnoy-zhizni-vo-hriste.html
  • http://velikij-post.ru/dni/torzhestvo-pravoslaviya-istoriya-prazdnika.html
  • https://pravoslavie.ru/69070.html
  • https://www.pravmir.ru/nedelya-torzhestva-pravoslaviya-istoriya-smysl-chin-ikony-video-audio/
  • http://www.pravoslavie.ru/119899.html?fbclid=IwAR2bVWTsIS3kE0-tND6zOxnbwF2uIqCHEel0tXaXCxEHN6e3kyOkjIvoZrQ

Просмотров (169)

2Тропарь праздника

Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благой, Христос Бог наш, прося прощения наших грехов, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобой от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил радостью!»

Кондак праздника

Неизобразимое Слово Отца изобразилось при вопло¬щении от Тебя, Богородица, и, воссоздав осквер¬ненный человеческий образ в его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, прославляя наше спасение, мы изображаем Его делом и словом.

Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Евреям 11:24–26,32 – 12:2

[Ветхазаветная праведность и спасение во Христе]

[Братья,] верою Моисей по рождении три месяца скры¬ваем был родителями своими, ибо увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.

И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени, что¬бы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеф¬фае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые ве¬рою покорили царства, добились праведности, получили обещанное, заградили пасти львов, погасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отрази¬ли полки чужих. Были жен¬щины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресе¬ния. Иные же испытали глумления и бичевания, а также узы и темницы; были побиты камнями, подвергнуты пыткам, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя нужду, угнетения, озлоб¬ления. Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям .

И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства .

Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще , взирая на Предводителя и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предстоящей Ему радости, претерпел крест, презрев позор, и воссел по правую сторону престола Божия.

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Иоанна 1:43–51

[Призвание учеников]

[В то время Иисус] захотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «Следуй за Мною».

Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, – Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».

И сказал ему Нафанаил: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Говорит ему Филипп: «Приходи и посмотри».

Увидел Иисус идущего к Нему Нафанаила и говорит о нем: «Вот воистину израильтянин, в котором нет притворства (хитрости)!»

Говорит Ему Нафанаил: «Откуда Ты меня знаешь?»

Иисус сказал ему в ответ: «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я уже увидел тебя».

Ответил Ему Нафанаил: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!».

Иисус сказал ему в ответ: «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что Я увидел тебя под смоковницей? Увидишь больше этого». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого».

Молебное пение Недели Православия

Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Римлянам 16:17–20

[Предостережение от лжеучителей]

Братья, прошу вас следить (присматривать) за производящими разделения и западни , вопреки учению, которое вы узнали. Уклоняйтесь от них: ведь таковые служат не Господу нашему Иисусу Христу, но своей утробе, и через прекрасноречие и сладкоречие обманы-вают сердца простодушных (греч. ака?кон – беззлобных).

Ваше же послушание стало известно всем; поэтому я за вас радуюсь, но хочу, чтобы вы были мудрыми для добра и бесхитростными для зла.

Бог же мира сотрет Сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! [Аминь.]

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 18:10–17

[О заблудшей овце и согрешающем брате]

[Сказал Господь:] Смотрите, не пренебрегайте ни единым из малых сих! Ибо говорю вам, что их ангелы на небесах непрестанно лицезрят лик Отца Моего, пребывающего на небесах. [Ибо Сын Человеческий пришел отыскать и спасти погибшее.]

Как вы думаете, если будет у некоего человека сто овец, и одна из них заблудится, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет искать заблудившуюся? И если удастся ему найти ее, – воистину говорю вам: он радуется ей больше, нежели девяноста девяти, которые не заблудились. Так и нет на то воли Отца вашего Небесного, чтобы погибла хоть одна [погиб хоть один] из малых сих.

А когда согрешит брат твой [против тебя], иди к нему и обличи его наедине. Если он послушает тебя, ты вернул себе брата; если не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы «устами двух или трех свидетелей подтверждено было каждое слово» (Второзаконие 19:15). Если же он их ослушается, скажи Церкви; а если и Церкви ослушается, пусть будет он тебе как язычник и мытарь.

Воистину говорю вам: что? свяжете вы на земле, будет связано и на небе; и что? разрешите на земле, будет разрешено и на небе.

И еще воистину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им это дано от Отца Моего, Сущего на небесах. Ибо где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

«ДАВАЙТЕ ПРОБЕЖИМ…»

(Проповедь на Апостольское чтение)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Длинный ряд впечатляющих образов свидетелей Правды Божией прошел перед нашим мысленным взором, когда мы слушали слова сегодня¬шнего апостольского чтения. Ряд, начинающийся Моисеем, и завершающийся, после упоминания многих героев библейской истории, Иисусом Христом.

Нигде так не уместно это чтение, как в храме, престол которого освя¬щен в память сонма Российских Ново-мучеников. И да станут они для нас примерами, ничем не уступающими перечисленным библейским героям.

Действительно, бывают такие кризисные периоды в истории Церкви, когда христианин напрямую стоит перед выбором: пострадать за Правду Божию или стать отступником, сохранив себе жизнь. Не станем осуждать людей, не выдержавших это испытание: судья им – Господь. Задумаемся лучше о других вопросах, которые ставит перед нами сегодняшнее чтение. Первый вопрос: Что же такое Правда Божия, за которую страдало и умирало неисчислимое множество ее свидетелей? Второй вопрос касается лично каждого из нас. «Блаженны изгнани Правды ради, яко тех есть Царство Небесное». Но меня никто не гонит, никто не мучает и не убивает только за то, что я христианин. В чем же должно состоять мое подражание тем высоким образцам, о которых шла речь?

Правда Божия – тот спасительный порядок, который Бог Творец предусмотрел для сотворенного Им мира и человечества. Для большинства мучеников и исповедников ветхозаветной истории эта Правда Божия, этот спасительный порядок заключалась в тех религиозных, в том числе культовых, а также в нравственных требованиях, которые были даны в Откровении отцам веры в Единого Бога, а впоследствии запечатлены в Законе с его заповедями. Верить в Бога, поклоняться только Ему, полагаться на Его верность Завету, исполнять Его заповеди и означало жить по Правде. Насколько это было трудно делать, показывает вся история Израильского народа. Небольшой народ Ветхого Завета был окружен морем языческих народов. В мире было так много искушений! Кроме того, Бога никто никогда не видел. А языческие боги – вот они, их видно, они ощутимы. Вот истуканы и амулеты, исцеляющие и приносящие удачу. Вот небо, полное светил, которые руководят моей судьбой. Вот огнедышащий вулкан, грозящий мне, если я не принесу ему жертву умилостивления. Вот великий фараон, Сын Неба и Отец всех наро¬дов. Его милость греет как солнце, а гнев его страшен… Правда же Божия, где она?

Где обещанное Богом в Его Завете спасение? В новозаветную эпоху ветхая вера в Бога находилась в кризисе. Время шло, но никаких признаков реализации Правды, никаких видимых знаков спасения от скорбей и бедствий этого мира не наблюдалось. Невольно возникал искусительный вопрос: а есть ли эта Правда? Праведен ли Бог? И если Правда есть, то почему она бессильна в этом мире? И все древние мученики, все свиде¬тели веры в невидимое «не получили обещанного». У них была вера, но не было у них надежды, как пишет апостол Павел в одном из своих посланий (1 Фесс 4:13), надежды не в том стершемся смысле, который мы сегодня вкладываем в это слово, но надежды в первоначальном смысле – ожидания неизбежного, того, что непременно произойдет.

И такая надежда пришла в мир, ибо «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Надежда пришла только с явлением спасительной Правды Божией в Иисусе Христе, Распятом и Воскресшем. Правда явлена, истори¬че¬ски реализована, засвидетельствована апостолами, Церковью, новыми Священными Писаниями и новым сонмом свидетелей-мучеников. Эта Правда для нас запечатлена не в мертвой букве Закона, как это было для мучеников Ветхого Завета, но в живой Личности Господа и Спасителя, в Новом Завете с Богом. Не в словах, на камнях или на бумаге начертанных, но в Слове Божием воплощенном и вочеловечившимся, вписанном в на¬ши сердца Духом Святым. Духом, Который одаривает нас не только верой в невидимое, но и надеждой, и, главное, любовью к тому, что видимо.

В чем же состоит мое подражание тем высоким образцам, о которых сегодня шла речь? В последних словах сегодняшнего чтения утверждается, что у христианина в жизни есть засвидетельствованная цель, которую он «видит» своим сердцем. Он не просто прогуливается по тропинкам жизни, к вечеру возвращаясь к тому месту, откуда он вышел утром. Христианин имеет цель – в сияющей вечности христоподобия. Поэтому каждый из нас должен время от времени задавать себе вопрос: продвинулся ли я дальше? Не сбился ли с пути?

Более того, нам говорится, что жизнь христианина – не просто спокойное продвижение к цели. Его жизнь сравнивается с подвигом атлета, который участвует в трудном соревновании, изо всех сил бежит к финишу. К сожалению, наш лишенный эмоциональности перевод не дает представления об этом образе: «будем проходить предлежащее нам поприще». Если перевести буквально, – «будем упорно бежать в предсто¬ящем нам состязании». Возникает образ переполненного стадиона. За бегунами сверху наблюдает бесчисленное «облако свидетелей», т. е. тех, кто засвидетельствовал свою веру во Христа, они уже завоевали победные венцы и теперь смотрят вниз, на нас, являясь свидетелями наших свершений. Они вдохновляют и подбадривают нас. Спортсмен удвоит свои усилия, если будет знать, что за ним наблюдают не просто зрители на стадионе, но сочувствующие ему победители трудных соревнований.

В жизни есть помехи и неудачи. Наш долг избавиться от всего лишнего и ненужного: наших вредных привычек, потворства своим слабостям, лени, уныния, тянущих назад воспоминаний. Спортсмен должен бежать налегке. Поэто¬му нам дается простой совет: «сбросим с себя всякий груз и удерживающий нас грех».

Однако, это бывает трудно – избавиться от своих слабостей. Для этого нужна активная решимость, нужно упорство. В нашем переводе не очень удачно – «терпение»: «с терпением будем проходить и т.д.». Нет, речь не о пассивном терпении в настроении «будь, что будет», «чему быть, того не миновать», но именно о решимости, требующей напряжения сил и активного труда над собой. Эта стойкость, эта решимость – наш лучший ответ на один из великих даров Святого Духа, на дар надежды, надежды на Господа Иисуса Христа. Именно в решимости, в стойкости, в работе над собой и заключается подражание высоким образцам в нашей будничной жизни, когда от нас не требуется чрезвычайных усилий и внешних подвигов. Внешние подвиги – исторические вершины и указующие путь маяки. Их очень много, и все-таки путь большинства проходит не по вершинам, а по широким долинам, в которых так легко заблудиться.

Мы, христиане, в жизни не одиноки, с нами всегда пребывает Иисус Христос, воспринятый нами в крещении. Он – и цель нашего жизненного «забега», и наш Спутник в пути, более того, наш Проводник, ведущий нас к цели (в нашем переводе «Начальник»). Чудо жизни христианина заклю-чается также в том, что он бежит к своей цели в окружении сонма святых свидетелей, отрешившись от всех идолов и кумиров, и всегда взирая на Того, Кто уже прошел путь, достиг цели (в нашем переводе «Соверши¬тель»), и теперь ждет нас, когда мы тоже достигнем ее. Аминь.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ – ТОРЖЕСТВО ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Первое воскресенье Великого поста именуется неделей «Торжества Православия». К сожалению, в настоящее время термин «православие» (греч. ортодоксиа) зачастую несет в себе опасный оттенок исключительности и «монополии на истину», игнорирующей иные точки зрения , а иными понимается в плане географическом или даже этническом. Это опасное заблу-ждение. В древности этот термин фиксировал некое духовное и интеллектуальное чувство меры, необходимое для сохранения основных принципов новой религии – Христианства, пришедшего на смену утонченному греко-римскому язычеству, из арсенала которого она многое заимствовала. При этом гарантом Православия всегда выступал епископ (с V века – папа) Римский, наместник кафедры апостола Петра, которому Христос вручил символические ключи Царства Небесного и дал власть «связывать» и «разрешать» (т. е. отлучать и освобождать от наложенного отлучения).

Сам праздник Торжества Православия возник в 843 г. в связи с окон¬чательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787 г.), но содержание его гораздо шире.

Греческое слово ересь (ха?йресис) переводится как «взятие», «завоева¬ние», «выбор» и означает предпочтение одного ради отказа от всего остального. «В слове ересь, – указывал известный православный мыслитель, – содержится идея одно-сторонности, какого-то прямо¬ли-нейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь – по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединен¬ность: одно-стороннее положение ставится на осно¬вание безусловной Истины…».Ереси христианского Востока – арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, – посягали на самое дорогое в христианстве – Боговоплощение, Богочеловечество, а тем самым – на принцип, лежащий в основе всей христианской жизни с ее гармоничным сочетанием небесного и земного, церковного и светского. Борцы за Правосла¬вие находили поддержку и приют в здравомыслящем Риме, почти не затронутом этими экстатическими движениями.

Наконец, развязанное византийскими импера¬торами в VIII в. гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых стало продолжением этой агрессивной монофизитской одно-сторонности. Попытки догматического обосно¬вания иконобор¬чества (на иконоборческом соборе 754 г.) означали отказ от веры в возможность реаль¬ного воплощения на земле образов Боже¬ственного мира, доступного взорам духовно чутких и одаренных людей. В случае победы иконоборчества во всем христианском мире у нас не было бы ни византийских и древнерусских мозаик и фресок, ни «Троицы» Андрея Рублева, ни «Давида» Микеланджело, ни «Тайной Вечери» и «Мадонны» Леонардо да Винчи, ни творений божественного Рафаэля… Не было бы великого искусства, без которого мы не мыслим себе наше существование и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу.

Посвятив воспоминанию победы над разруши¬тельными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Христианская Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную – спасительную в веч¬ности и созидательную во времени – роль в мировой истории.

Просмотрено: 0

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Торжество православия история праздника кратко
  • Торжественный сценарий на день автомобилиста
  • Торжественный праздник словосочетание
  • Торжественный митинг посвященный дню победы сценарий
  • Торжественное собрание сценарий