Традиции калмыков праздники

Духовная культура калмыцкого народа всегда подпитывалась этическими нормами, национальными (монголо-ойратскими) традициями, образовывавшимися в результате

Духовная культура калмыцкого народа всегда подпитывалась этическими нормами, национальными (монголо-ойратскими) традициями, образовывавшимися в результате многовекового исторического развития.

Со временем, в процессе укрепления политических, культурных и экономических связей с русскими и другими народами РФ, в культуре калмыков стали проявляться новые очертания. Это веяния дополнили и преобразовали унаследованные традиции и обычаи народов Калмыкии, создав тем самым основу самобытной культуры региона, сложившейся в условиях новой истории.

История народа

Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.

История народа

В период существования в составе СССР калмыкам пришлось пережить череду тяжелых несчастий. Гражданская война, голод, Великая Отечественная Война, депортация в Сибирь и Среднюю Азию – все эти события привели к массовому сокращению численности населения. Реабилитировать калмыцкий народ удалось лишь в 1957 году. Сейчас их государство входит в состав России как Республика Калмыкия.

Численность населения

Сегодня в Калмыкии проживает свыше 267 тысяч жителей (на 1 октября 2021 года). По национальному составу 57,4% населения – калмыки, 30,2% — русские, 7,6% — даргинцы, 1,7% — казахи, 1,3% — турки, 1,2% — чеченцы. Численность горожан составляет 46% всех жителей региона.

По результатам масштабной переписи в 2010 году на территории республики проживало более 289 тысяч жителей. Таким образом, численность населения сократилась примерно на 22 тысяч граждан, что объясняется внутренней миграцией. Однако в последние годы данный отток заметно снизился. Республика перестает быть депрессивным регионом.

Древние традиции

Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:

  • Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
  • Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
  • Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
  • Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
  • Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
  • Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.

Традиции и обычаи калмыцкого народа

Традиционные обычаи и обряды

У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.

К примеру, было заведено следующее:

  • утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
  • калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
  • при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
  • у места назначения останавливались с левой стороны.

То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.

Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.

Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.

Очищение огнем

Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.

В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.

Очищение огнем

Чайная церемония

Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.

Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.

Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.

Калмыкский чай

Современные традиции

Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.

Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.

Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.

Обычаи и праздники калмыков

Зул — калмыцкий новый год

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнце зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

Цаган сар — Белый месяц

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс — праздник единства земли и воды

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Фестиваль тюльпанов

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище. Расписание и цены на фестиваль тюльпанов в Калмыкии .

Праздник тюльпанов

Другие праздники

  • День явления чудесных сил Будды Шакьямуни — в марте.
  • День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
  • Первый поворот Колеса Учения. Большой буддийский праздник — в июле.
  • День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
  • Нисхождение Будды с неба на землю.
  • День рождения Чингисхана, великий праздник для калмык.

Приметы

Калмыкия богата народными приметами:

  • плевками можно накликать на себя и свою семью голод;
  • подбирать и забирать себе найденные вещи или ценности к несчастью;
  • найти в пути острый предмет — предупреждение об опасности;
  • черные вещ к печали;
  • мыть голову ночью к беде;
  • дождь перед дорогой к исполнению задуманного;
  • дождь на свадьбу к счастливой жизни;
  • дождь на 1 марта — летом не будет засухи;
  • громкий смех к беды;
  • воротник надо отпороть прежде чем выкинуть вещь;
  • вещи сушить воротником вверх;
  • щелканье языком к голоду;
  • добро старым людям к удаче в жизни;
  • дарить подарки детям к удаче;
  • споткнуться в собственном доме к прибыли;
  • складывать руки на животе к одиночеству;
  • плакать в подушку к несчастью;
  • нельзя детей ругать;
  • полоскать рот чаем (священным напитком) к беде.

Заключение

Калмыки – удивительный народ с богатым культурным и духовным наследием. Эти люди отличаются простотой, мудростью и высокими нравственными ценностями. Культура и традиции Калмыкии – это яркие праздники, народные гуляния и удивительные истории.

Народ Калмыкии

Калмыки — единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины.

В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культура и быт народа Калмыкии

Культура народа Калмыкии

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

калмыки в традиционной одежде
(Калмыки в традиционной одежде)

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она – народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба – иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

юрта
(Юрта)

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

Обычаи и праздники калмыков

Новый год

Праздник Зула в Калмыкии

Зул – (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом — это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» — лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде – в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах – на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Наступление весны

праздник Цаган сар

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

Единственная европейская страна, а ныне республика РФ, проповедующая буддизм ­– Калмыкия. Религия наложила большой отпечаток на культурные традиции народа. Кроме того, предками степного народа являются западные монголы. Своеобразный симбиоз, вобравший в себя не свойственный европейца религиозный контент и вековую культуру кочевых племен, породил любопытный в своих проявлениях народ.

Интересно! Калмыкия – единственная в мире республика, на флаге и гербе которой изображение лотоса. В знак почитания божеству Авалокитешвару, несущему цветок в руке.

Содержание

  • Возникновение традиций калмыков
  • Обычаи и обряды
  • Праздники калмыцкого народа
  • Традиции современности
  • Приметы Калмыкии
  • Видео: Сесиль в стране чудес. Калмыкия

Возникновение традиций калмыков

Постоянные споры потомков монгольских ойратов с племенами Джунгарского ханства заставляли народ кочевать. Только в XVII веке калмыки заняли свою нынешнюю территорию. Создается новое ханство наездников и степных воинов. Позже Калмыкия вошла в состав Российской империи.

Битвы ойратов с монголами определили направление культурных традиций и обычаев калмыков. Дополнялась культура степного народа на протяжении следующих четырех веков племенами и народностями, живущими в России.

Трагизм истории Калмыкии советского периода сильно сказался на культуре. Народ целой страны насильно депортировали с насиженных мест, по сути, лишив части своей ментальности. Тогда Калмыкия потеряла большую часть населения.

Автономию удалось вернуть только к 60-м годам XX века. На сегодняшний день численность населения республики составляет порядка 200 000 человек.

Обычаи и обряды

Самобытность народной культуры страны прекрасно сохранилась и дошла до наших времен. Традиции и обычаи Калмыкии разнообразны. Многие из них с древности совсем не изменились.

Обычаи народной этики:

  • строго осуждается человек, не отвечающий на приветствие;
  • грубость по отношению к старшим приравнивается к грубости собственным родителям;
  • очень неприличным считается уйти не попрощавшись;
  • не принято вмешиваться в разговор или подслушивать;
  • крайним позором для человека считается устроить ругань в доме, в котором траур или произошло несчастье;
  • после переезда племени на новое место, устраивали угощение для старших, чтобы получить благословение;
  • во время праздников только пожилым людям дозволено говорить тосты или пожелания и употреблять горячительные напитки.

Интересно! В главные традиции и обычаи калмыков входит похвала. Но исключительно для мужчин. Своих женщин хвалить не принято. Мужчин же хвалят для крепости степного духа рода и авторитета среди семьи и хотона – клана.

Праздники калмыцкого народа

Зул

Зул

На берегах Волги, где распростерлись калмыцкие степи, растет одна из разновидностей лотоса. Этому цветку поклоняются калмыки как символу буддийской религии. И с лотосом связано множество праздников:

Зул или калмыцкий новый год

Праздник посвящен рождению вселенной и переводится как «Лампада». До наших времен это торжество дошло в виде счетчика лет. Именно так в нашей стране идет отсчет лет от нового года.

По преданиям вселенная рождается из взрыва 25 числа в месяц Коровы, поэтому праздник сопровождается буйством красок и огня. По обычному календарю это происходит в день зимнего солнцестояния – 22 декабря.

Свадебный обряд

Калмыки, традиции которых уходят корнями в древность, проводят свадебный обряд тремя этапами:

  1. сватовство: знакомство семей в доме будущей жены;
  2. обсуждение свадебного меню, поезд, подарков;
  3. назначалась дата свадьбы.

Сейчас традиция немного упрощена. Буддийский монах самостоятельно определяет день сватовства. На следующий день назначается сама церемония.

Интересно! Калмыцкая свадьба очень коротка, проводится не для зрелищ и помпезности. Главное здесь духовное содержание.

Свадьба в Калмыкии

Свадьба в Калмыкии

Чайная церемония

Гостю, пришедшему в дом утром, хозяева обязательно предлагали чай. Знаменовалось это, как добрая примета.

Чай готовили свежий в присутствии гостя. Жестоким неуважением по отношению к гостю считалось допустить ошибку в приготовлении напитка.

Церемония религиозна, отражает всю суть отношения и преданности народа к корням и обычаям.

Традиции современности

Два столпа современной Калмыкии – это религия и шахматы, считающиеся игрой высшего света. Шахматы республике преподают в школе, много играют на улицах, в парках.

Но не забыты обычаи и праздники страны. Многие из них дошли и отмечаются и сегодня:

Цаган сар

Большой праздник калмыков, практически такой же, как новогодний Зул. В переводе его название “праздник Белого месяца”. Он знаменует конец зимы, холода и голода, рождение новой жизни чистой и добродетельной.

В этот день дети обязательно посещают родителей. Люди пекут борцоки, жгут лампаду перед святым образом, перебирают четки.

Урюс

Главный праздник лета отмечают в первое полнолуние июня. Дети степей всегда занимались скотоводством и земледелием. В этот праздник они подносят дары богам для богатого урожая и плодовитости скота. Хозяин опрыскивает кумысом и молоком все свое поголовье.

Праздник тюльпанов

Это молодой праздник страны. Посвящено торжество одной их главных достопримечательностей калмыцких степей, тюльпанам. Конец апреля в республике прекрасен не только цветущими полями. В это время проходят праздничные мероприятия, концерты, гулянья.

Приметы Калмыкии

Как и наша страна, Калмыкия богата народными приметами. Есть среди них, как добрые, так и те, что предвещают неприятности:

  • если перед поездкой идет дождь, то все задуманное сбудется;
  • дождь в день свадьбы также предвещает счастливую жизнь;
  • пол ребенка определяется по полу ребенка, входящего в дом будущей роженицы;
  • дождливый первый день весны говорит о том, что летом не будет засухи;
  • если сделать добро старым людям, то их благодарность принесет удачу в жизни;
  • дарить подарки детям к удаче;
  • споткнуться о порог собственного дома при входе, к прибыли;
  • нельзя руки складывать на животе. Это к одиночеству;
  • плохая примета плакать в подушку, к еще большим несчастьям;
  • играя в плевки можно накликать на себя или свою семью голод;
  • расшалившиеся дети принесут несчастье родителям. Девочка матери, мальчик – отцу. При этом нельзя детей ругать, объяснять нужно спокойным тоном. Ругань ассоциируется с беснованием;
  • найти драгоценность к несчастью. Поднимать и брать себе нельзя;
  • по преданиям калмыков, нашедшего на дороге острый предмет судьба предупреждает об опасности, поднимать его нельзя;
  • черные вещ в Калмыкии предвещают печаль, поэтому найденный черный предмет поднимать нельзя;
  • к беде мыть голову ночью и расчесывать волосы сухим гребешком;
  • предвестник беды громки истерический смех;
  • если жена надевает вещи мужа, то мужа ждут неприятности;
  • острые предметы, такие как нож или топор не кладут вверх лезвием;
  • вещи с воротником выбрасывают, предварительно его отпоров;
  • сушат вещи после стирки воротником вверх;
  • щелканье языком к голоду;
  • чай для народа степей священный напиток и полоскать им рот к большой беде.

Интересно! У калмыков за многовековую историю появилось собственное боевое искусство борьбы, в которое входит около 200 приемов.

Удивительная, богатая многовековая история Калмыкии поражает воображение высокой культурой, религиозностью и глубоким почтением к своему прошлому. Трудно найти более высоконравственную культуру, чем представители великих калмыцких степей.

Видео: Сесиль в стране чудес. Калмыкия

Дата публикации: 17.02.2020

Содержание

  • 1 История
  • 2 Культура и быт народа Калмыкии
  • 3 Вероисповедание
  • 4 Обычаи и праздники калмыков
  • 5 Заключение

Традиции и религия калмыков хранят в себе тайны прошлого, как бы сильно не сказались на них веяния нового века. Гордый народ значительно потерял в количестве, но не утратил веру в свои силы и продолжает чтить обычаи предков.

История

Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.

Ойраты служили хану и покорно исполняли свой долг перед войском, отдавая свои жизни в военных походах на Киевскую Русь, Кавказ, Китай, Корею и другие азиатские страны. Именно относительно военного ремесла, которым занималось подразделение, в народе и возникли этногруппы. Все дело в том, что передавались они от отца к сыну:

  • торгоуты – это личная охрана высокопоставленных лиц, монгольских ханов;
  • хошеуты шли на передовой в числе войска;
  • дербеты – это конная армия и другие.

В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.

После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.

Видео расскажет больше о причинах депортации:



Культура и быт народа Калмыкии

Обычаи продиктованы историческими факторами и теми условиями, в которых приходилось пребывать калмыкам от начала существования на теперешней земле. Жители республики соединили в себе несоединимые аспекты:

  • язык монголоидной группы;
  • буддийское вероисповедание;
  • представляет кочевнический народ.

В повседневной жизни калмык заботился о скоте, тепле жилья и пропитании. Источником питья в степи также были животные — излюбленный напиток кумыс. Готовили на костре, поэтому питались тушеной и жареной говядиной или бараниной.

Ответственность за выбор спутника жизни ложился на родителей, так как они именно они принимали решение без участия «главных героев». Молодой семье необходимо было отдельное жилье, поэтому родственники парня ставили палатку, а девушки — наполняли домашней утварью. Дату помогал назначать астролог, который определял идеальный день.

Культурным наследием выступает художественная литература, сохранившая описание жизни и быта предков. Прекрасными свидетельствами творчества стали: «Джангар», «Сказание о Гесере», «О подвигах богатыря Санары».

Вероисповедание

Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:

  • шаманизм;
  • буддизм;
  • православное христианство.

Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.

В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.

Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.

Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.

Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».

Вернуться к оглавлению 

Обычаи и праздники калмыков

Кочевой народ умел ценить важные для суровой жизни вещи — в степи это прежде всего огонь. Его здесь почитали испокон веков, называя святым. Не принято было плевать в него, переступать, бросать в костер мусор, даже тушить водой. Желательно подождать пока он сам сойдет на нет, в крайнем случае можно было засыпать песком, горсткой земли.

Культ огня сохранился у шаманов — в их традициях животные жертвоприношения во время погребения усопшего, празднования свадьбы, благословения ребенка. К тому же, страсть к нему поэтично описана и воспета во многочисленных произведениях народа, которые дошли к нам сквозь века. Красный цвет присутствует в убранстве архитектурных сооружений и национальной одежде.

Новый год

Праздник Зул (лампада или светильник) за шесть веков был преобразован в Новый год. 22 декабря, когда наступает самый короткий день, в каждом доме, магазине, кафе, в храмах и на улицах зажигаются огни. В древнее время считалось, что чем больше и ярче факелы и костры, тем довольнее будет бог солнца, принявший дар.

Наступление весны

Зима истощала все запасы, убивала скот (до XIX века его выписали круглый год) и вредила болезнями. Завершение этого тяжелого периода отмечали праздником Цаган сар, что в переводе означает «белый месяц». Палатки сворачивали, чтобы переселиться на новый места для выпаса, к тому же у животных ожидался приплод.

Ритуал совершался на рассвете — жители приходили к храму еще ночью и с появлением солнца приступали к молитве. В этот день младшее поколение преподносило угощения старшему.

Главный праздник лета

В июне необходимо было почтить богов земли. Ее плодами питался скот, от которого зависела жизнь калмыков. Чтобы на месте остановки всегда зеленела свежая трава, хозяин стада собирал его в одно место и окроплял молоком или кумысом. Выделенное для этого время довольно необычное — в полнолуние.

Праздник тюльпанов

Его происхождение датируется 90-ми — президент Калмыцкой республики учредил его для того, чтобы познакомить как можно больше людей с цветочными красотами их земли и напомнить ее жителям о ее ценности. Поля традиционных красных тюльпанов выглядят как полотно с тысячами играющих огоньков. Эти виды вдохновили танцевальный ансамбль народного творчества взять имя цветка. Он и многие другие представляют свои работы на обозрение празднующему народу в этот день.

Заключение

Узнать до конца кто такие калмыки, проникнуть в их степную душу, постичь глубину веры и традиции непросто. Малочисленная народность хранит обычаи предков, будучи частью прогрессивного общества.



Вернуться к оглавлению 

Детские игры

Нарекая новорождённого, нужно было прежде всего отвести от него беду. Сберечь беспомощного ребёнка в условиях кочевой жизни, где грозят и болезни, и враги, и дикие звери, — задача не из лёгких. Чтобы не привлекать к малышу внимание злых духов, калмыки давали ему имя-оберег. Например, Му көвүн («Плохой мальчик») или Хар манҗ («Чёрный послушник»). Поскольку вторым именем шло отцовское, сочетания порой получались хуже всяких дразнилок: Шалвр Хулхачевич — «Штаны вора». Порой таким образом назывался целый род — например, Му чонос — «Плохие волки».

Волк это древний тотем всех монгольских народов. Говорят, что когда-то с небес спустился серый волк, повстречал на земле благородную лань, от них эти народы и пошли. Поэтому среди калмыков много родов, берущих своё начало непосредственно от этого хищника, «Чёрные волки», «Большие волки», «Жёлтые волки», «Малые волки» и другие, рассказывает кандидат филологических наук Евгений Бембеев. Каждый калмыцкий род насчитывает девять поколений, в идеале нужно знать их всех. Конечно, сейчас уже мало кто на это способен, но семь своих прямых предков должен знать каждый калмык.

Поначалу ребёнок играл погремушками, сделанными из бараньих позвонков. Правда, были и более изящные варианты — например, из заячьих косточек. Младенец мог не только слушать их постукивание друг о друга, но и дёргать за верёвочку и перебирать мелкие «подвески». Чтобы ухватить самые маленькие, приходилось постараться, — чем не пальчиковые игры стародавних времён?

Стоило ребёнку чуть подрасти, наступало время других игр. Те же бараньи лодыжки, вываренные и тщательно очищенные, назывались шаһа («альчики») и использовались самым разнообразным образом. Подвешенные на верёвку из конского волоса, проходящую через отверстия в трубчатой кости передней ноги овцы, они становились хитроумной головоломкой. Нужно было «пройти три перевала» — продеть альчики через петли таким образом, чтобы они все оказались рядышком. При этом учитывалась не только скорость, с которой ребёнок справлялся с задачей, но и эффективность решения. Чем меньше этапов он использовал, распутывая петли, тем больше похвал получал. Так с самого раннего возраста юный калмык тренировал логику и пространственное мышление. Было в распоряжении детей и множество других интеллектуальных игр самого разного толка — например, головоломка «туула» и подобные ей, где нужно было разобрать и собрать из разных частей определённую фигуру.

— Калмыки очень любили игру в шахматы, — говорит сотрудник музея «Уникальная Калмыкия» Евгений Карпенко. Поле делалось из войлока, так что его было легко свернуть, да и весило оно немного. Сами фигуры вырезали из дерева или костей. Пешки были «баранами», слоны — «верблюдами», ладьи — «быками», король — «ханом». Из привычных нам наименований был только конь. Можно назвать и другие отличия. Например, пешка, дошедшая до противоположного края поля, могла стать любой фигурой, но не ферзём, а количество рокировок было строго ограничено.

Интеллектуальное развитие не должно отставать от физического. Альчики можно было использовать в самых разных играх, тренирующих скорость, ловкость, меткость. Например, выбивать их битой или щелчками, подбрасывать и ловить одной рукой или горстью, бегать с завязанными глазами между башен, выстроенных из альчиков и т.п.

Параллельно шли занятия с боевым оружием — луками, кинжалами, мечами. Уже к 10 годам маленький калмык, как правило, был способен при необходимости принять участие в боевых действиях. В 12 он считался взрослой, состоявшейся личностью. Чтобы получить право называться мужчиной, нужно было пройти испытание — на скаку убить волка ударом между глаз. Точность удара имела важное значение: прежде чем принять юношу в братство взрослых воинов, добычу внимательно осматривали и оценивали.

Воспитание девочек было не менее, а то и более разносторонним. Их обучали всем тонкостям «женских» занятий — уже с пяти лет калмычки учились ставить юрту, готовить, шить и вышивать. Глядя на шапочку-камчатку, где по чёрному бархату вились расшитые золотой нитью и бисером узоры, можно было оценить мастерство девочки. Такие шапочки носили до 12 лет и делали их самостоятельно.

Рукоделием умения калмычек не ограничивались.

Девочку непременно учили грамоте, — рассказывает Евгений Карпенко. — Она должна была знать основы законодательства, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. А кроме того, уметь выживать в суровых кочевых условиях пасти скот, ездить верхом, владеть оружием, при необходимости заменить мужчину не только в мирной жизни, но и в боевой ситуации.

До наших дней дошла слава Ану-хатун, которая сражалась вместе с мужем, стреляя из лука, пока не вывихнула большой палец, а потом организовала внезапную атаку, отвлекая противника, и ценой своей жизни дала возможность супругу — Галдан-Бошогту-хану и уцелевшей горстке воинов спастись.

Женская доля

Чтобы получить одну из таких умниц и красавиц в жёны, юноше надо было доказать, что он её достоин. Причём первый этап «тестирования» проходил непосредственно перед свадьбой.

— Калмык, претендовавший на невесту, должен был справиться с национальной головоломкой нәрн шинҗ, сначала сняв нанизанные на удлинённую «скобу» кольца, а потом — надев их назад, — продолжает Евгений Карпенко. — Если юноша терпел неудачу, ему отказывали. При этом он должен был компенсировать расходы со стороны невесты, подарив её семье осёдланного коня. Ведь проверка проходила уже на том этапе, когда почти все приготовления к свадьбе были завершены.

Но чаще всего проблем не возникало — калмыки знали эту головоломку с детства, затруднения мог испытать либо чужак, либо глупец. Да и чужак, если уж хотел непременно получить в жёны калмычку, мог загодя разобраться с игрушкой. Что касается глупца, такого брать в семью было накладно, с учётом суровости жизненных условий. Что на войне, что на охоте, что защищая стадо от волков — необходимо быстро принимать правильные решения, иначе не выжить.

Следующее «тестирование» проходило уже непосредственно на свадьбе, когда гости утоляли первый голод. Самый уважаемый из них, сидевший во главе стола, брал ребро, надевал на него позвонок с отходящими в стороны косточками и начинал проверять жениха на умение остроумно ответить.

— Как правило, он показывал на позвонок, спрашивая, что это, раскрывает детали сотрудник Национального музея Калмыкии Мария Дорджиева. — Молодой поначалу отвечал кратко — например, «это лоб моего коня». Тогда старый уточнял, действительно ли так, и тут уж жениху надо было напрячь воображение и сказать что-нибудь вроде «ой, простите, это лоб моего коня, что может в три прыжка обскакать весь мир». Довольный старик отвечал: «Хороший у тебя конь, мне б такого», после чего указывал на отростки позвонка, повторяя свой вопрос. Их молодой мог назвать крыльями своего орла, способного долететь до солнца. Так продолжалось, пока беседа не коснётся каждой детали косточек. Только после этого от жениха отставали, уверившись, что он за словом в карман не полезет.

Следующая проверка уже была на силу и ловкость. Жениху подкладывали блюдо, на котором лежала баранья лопатка, которую ему надлежало обглодать. Очистив кость, молодой человек должен был сломать её пополам ударом среднего пальца, чтобы доказать, что будет достойным продолжателем рода. Бывало косточка оказывалась тонкой, тогда сложностей не возникало. Если же она была толстой, жених мог воспользоваться хитростью отрезая мясо, осторожно процарапать её в нужном месте, чтобы облегчить себе задачу. Можно было, конечно, и уклониться от поедания лопатки, но чтобы избежать насмешек, старались обходиться без этого.

— Разглядывая обглоданную лопатку, обычно делали предсказания, — говорит Мария Дорджиева. — Глубокая и широкая выемка в основании кости обещала молодым множество детей. Продольный выступ был «верблюжьей тропой», одна часть лопатки — «бараньим базом», другая — «лошадиным базом». В зависимости от их вида, ширины и толщины предугадывали, сколько скота сможет нажить семья. Глядя на просвет, решали, снежная ли зима грядёт — если кость оказывалась прозрачной, то нет, чем толще она была, тем больше снега предрекала.

Женщины у калмыков пользовались уважением. Даже знатный мужчина должен был подать руку женщине, собирающейся сойти коня, причём её статус роли не играл, она могла происходить из самой простой семьи. Законодательный документ ойратов (именно из этого народа вышли калмыки) — Степное уложение — даже давал женщине возможность развестись. Конечно, только по серьёзной причине — например, из-за жестокости мужа. Но и получала бывшая жена не только свободу. Ей полагалась компенсация в зависимости от ущерба, который она понесла.

Нередко, будучи вынужденной осесть в непривычном для себя месте, например в городе, калмыцкая семья выживала за счёт мастерства женщин. Все они были умелыми швеями и вышивальщицами, владеющими специфическими навыками. Например, умение работать с шёлком — одежду из этой ткани надевали под доспехи. Во-первых, материал обладал антисептическими свойствами. Во-вторых, благодаря своей прочности в случае ранения входил в тело вместе с остриём стрелы или копья. В результате удавалось уменьшить кровопотерю, а инородное тело было легче извлечь.

Верхнюю одежду шили из самых разных тканей, но неизменно украшали её вышивкой. В зависимости от узора и цвета окружающие сразу видели, из какого рода происходит человек и каков его социальный статус. Именно поэтому носить чужую одежду считалось очень зазорным, она служила своего рода документом, не хуже, чем коту Матроскину — усы, лапы и хвост. Если же по какой-то причине возникала необходимость надеть не своё, калмык всю дорогу был обязан плеваться и громко всех оповещать: «Это не моя одежда!»

— Считалось, что волосы — средоточие силы человека, так что ходить простоволосым было нельзя, — рассказывает Евгений Карпенко. — Незамужние девушки носили одну косу, замужние женщины — две косы, которые перекидывались на грудь. В левой, по поверью, была сосредоточена сила мужа, в правой — самой калмычки. Таким образом женщина объединяла в себе мощь всего рода. Шапочка тоже состояла из двух частей — на одной половине была «закодирована» история рода мужа, на другой — её собственного. Каждая деталь орнамента была так или иначе связана с родовыми корнями.

Некоторые женщины решали, что семейный очаг не для них, и уделяли особое внимание боевым искусствам. Такие позже принимали участие в битвах или охраняли знатных людей. Причём женщин считали даже более безжалостными, чем мужчин, если последних имело смысл молить о пощаде, первых — нет.

Путь воина

В XVI веке калмыцкая армия была весьма грозной и хорошо подготовленной, превосходя многие другие. В 1608 году посольство к Василию Шуйскому отправил Хо-Орлюк. В 1654 году тайша Дайчин и его сын Мончак обратились к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой выделить им земли, и государь сразу понял, какие перспективы открывает такое сотрудничество. Он передал калмыкам под руку просторные степи рядом с Кавказом, позволив кочевать по берегам рек Волги и Ахтубы. Так России была обеспечена надёжная защита по южным границам, а тайша возвысился и вскоре получил титул хана. Впрочем, он не принял ханский титул, это сделал уже его сын Аюка, который принял титул от далай-ламы.

Переговоры между двумя правителями велись на высшем уровне — у русских царей были не только толмачи, способные переводить с калмыцкого на русский, но и целый посольский приказ.

В XVII–XVIII веках калмыцкий язык был своего рода «лингва франка» всего ареала, на нём говорили все окрестные народы, — рассуждает кандидат филологических наук Евгений Бембеев. — У монгольских народов собственная письменность возникла в XIII веке во времена Чингисхана: один из его приближённых создал её на основе уйгурского письма. Если древние уйгуры писали горизонтально, то письменность у монголов стала вертикальной тенгрианцы поклонялись Небу, поэтому и письмо шло от неба к земле.

До середины XVII века эту письменность использовали все монгольские народы, позже ойраты обособились. Тогда и появился буддийский монах Зая Пандита, который стал для калмыков своего рода Кириллом и Мефодием: именно он разработал «ясное», или «небесное», письмо, тодо-бичиг. Сейчас эта письменность почти утрачена, её приходится восстанавливать по архивным документам времён Алексея Михайловича и Петра I.

Больше всего калмыцких дел хранится в Санкт-Петербурге, в Институте востоковедения, Азиатском музее и т.п. Есть они и за рубежом в Дрездене, Мюнхене, Китае, очень много находится в Монголии. Их можно обнаружить даже в Стамбуле ойраты поддерживали дипломатические отношения с османским миром,  говорит Евгений Бембеев. Сам принцип письма буквенный, алфавит состоит из 25 знаков, каждый из которых имеет в среднем три написания, поэтому по факту получается около 75. Впрочем, освоить их в любом случае проще, чем, скажем, иероглифику или арабскую вязь.

На тодо-бичег когда-то был написан калмыцкий эпос «Джангар», стоящий в одном ряду с такими знаменитыми эпосами, как финская «Калевала» или киргизский «Манас». Кстати, именно с калмыцким батыром Хонгором Манас и сражался.

При всех успехах на дипломатическом поприще калмыки оставались прекрасными воинами. Каждая мелочь работала на успех в битве — даже конские волосы, которыми украшали навершия копий, играли свою роль. Во-первых, они помогали сбить с толку противника, не позволяя ему уследить за движениями острия. Во-вторых, давали возможность запутать его оружие — в прямом смысле слова.

Не гнушались ойраты и военной хитрости. По преданию, как-то им надо было взять польскую крепость Модлин, славившуюся своей неприступностью. После кровопролитных боёв войско отступило, оставив под стенами лишь трупы людей и коней. Когда ворота раскрылись и оттуда вышли защитники крепости убрать тела, в них полетели стрелы. Калмыки больше суток просидели в лошадиных тушах, ожидая этого момента.

Конечно, нельзя сказать, что народ жил одними битвами. Основой его благосостояния, как и у любых кочевников, было скотоводство.

— Наши предки подходили к выпасу в степи очень мудро, — отмечает специалист заповедника «Чёрные земли» Хонгор Манджиев. — У них в стадах было четыре вида животных: лошади, которые шли первыми и тебеневали, то есть раскапывали копытами снег, таким образом давая возможность остальным добраться до растений. Лошади скусывали только верхушки, поэтому прочим тоже было чем поживиться. Следующими шли коровы, они съедали среднюю часть растений, а также травы, которые не подходят лошадям. За ними наступал черёд овец, эти подметали оставшееся почти под самый корень. Последними были верблюды, подъедавшие то, что не могли съесть остальные, — например, верблюжью колючку. Весной на освобождённой от «степного войлока» земле вновь вырастали травы, и всё начиналось заново.

В наше время потомки прежних воинов предпочитают более мирные профессии. Но по-прежнему уделяют большое внимание развитию интеллекта и стараются дать своим детям самое лучшее образование.

Читайте также «Калмыкия. Земля тюльпанов и кочевников»

Ольга Ладыгина

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиции второго дня свадьбы сценарий прикольный
  • Традиции во время праздников
  • Традиции буддистов праздники
  • Традиции англичан на праздники
  • Трагедия беслана сценарий классного часа