Есть в России такой народ – Коми. Относится он к финно-угорской группе, живет в сложных условиях севера. В одиночку в тех краях не выжить. Поэтому издревле представители этого народа живут и ведут хозяйство общиной. Этот фактор повлиял на традиции народа Коми. Одна из них – выполнять сообща всю трудоемкую работу. Такую, как распашка целинных земель, заготовка дров, сена, строительство жилья и т.д.
народ Коми
Как заключались браки
Вместе работают, вместе и отдыхают. Молодежь и люди в возрасте по вечерам собирались на посиделки, пели, участвовали в игрищах, там же подыскивали себе пару. Но в обычаи Коми не входила женитьба по воле жениха или невесты. О браке договаривались родители, а молодых и не спрашивали. Зачастую жених был младше невесты.
Хорошей женой считалась женщина, не чурающаяся никакой работы и имевшая богатое приданое. После вступления в брак она полностью была подвластна мужу и свекру со свекровью. Даже собственное имя ей приходилось забыть, поскольку звали ее отныне именем мужа: Ваника, Петрика.
Младший сын приводил жену в дом родителей, и она ухаживала за ними до самой их смерти. За это дом доставался в наследство семье младшего сына.
Как видно, традиции, касающиеся заключения брака, у народа Коми практически ничем не отличались от традиций русского народа.
Рождение ребенка
Особые традиции народа Коми связаны с рождением ребенка. появившегося на свет ребенка обязательно «присоединяли» к «этом» миру, чтобы потусторонние силы не успели забрать его в мир иной.
Беременность
Беременной женщине опытные товарки давали множество советов: не поднимать тяжести, не садиться верхом на лошадь, не находиться долго у печи. Это только кажется, что в советах нет ничего особенного. На самом деле в сложных условиях крестьянского быта выполнить их было не так-то просто. Зачастую они оставались только советами, на практике же женщина выполняла тяжелую работу до самых родов.
Дети Коми
Роды
Как только у женщины начинались схватки, приглашали повивальную бабку. Рожать уводили в хлев или в баню, которую роженица должна была еще и затопить сама. У этой традиции Коми есть свое объяснение: женщина за работой легче переносила схватки. После того, как новорожденному перерезали пуповину, его клали на грудь матери и окуривали их можжевеловым дымом. Повитуха выполняла роль современного мануального терапевта. Она правила головку ребенка и все суставы. Потом она же следила за тем, чтобы младенец был гибким. Если его руки или ноги не дотягивались до спины, ему делали массаж и растяжку.
Мать с ребенком жили в бане до тех пор, пока у него не отпадала пуповина. Только после этого они становились «чистыми». Малыша никогда не оставляли без присмотра, чтобы его не утащила нечисть и не подменила своим выкормышем.
Как хоронили
Похоронные традиции Коми похожи на русские, но имеют и свои особенности. Сорок дней в красном углу висит полотенце. Считается, что в нем находится душа умершего. Покойника выносят из дома через заднее крыльцо, а дом полностью моют. И зимой, и летом гроб везут на кладбище на санях, а сами сани оставляют потом в могиле. Поминки, помимо традиционных для русского обычая 9-ти, 40-ка дней, полугода и года, у Коми проводят еще и на 20-й день.
Язычество и христианство
Язычество
Долгое время Коми были язычниками. Они поклонялись силам природы и приносили дары деревьям, зверям, птицам. Особенно почитали ольху – хранительницу душ умерших. В качестве оберега носили охотничьи трофеи: клык медведя, кусочек меха, коготь волка. Также оберегом считалась грудная кость утки. Все это в доме лежало на почетном месте у божницы. А вырезанную из дерева фигурку утки вешали у входной двери дома, где женщина рожала. Традиции народа Коми поклоняться силам природы сегодня мирно соседствуют с христианскими.
Деревянный промысел
деревянная обработка
Народ Коми обитает в лесистой местности. Отсюда и обычаи Коми использовать древесину в качестве строительного материала, а также в народных промыслах. Из него изготавливалась практически вся кухонная утварь, рабочий инвентарь, украшения, музыкальные инструменты, мебель.
Посуду изготавливали двумя способами: вырезали из цельного куска дерева или собирали из отдельных элементов и закрепляли методом клепки.
Творчество
Чипсан
Среди народных музыкальных инструментов Коми встречаются и духовые, и ударные. К духовым относятся чипсан (разновидность флейты), дудка-полян, которую изготавливают из тростника, рожок. С помощью этих инструментов пастух созывал скот. А трещоткой или погремушкой – шур-шаром выгоняли из овсяного поля лошадей. Особый деревянный барабан оленеводы использовали для отпугивания волков от стада. Сигудок – струнный инструмент, на котором играют, как на скрипке, смычком.
Жилище
Изба Коми
Рассматривая традиции народа Коми, нельзя не сказать и про обустройство жилища. Традиционная изба рубилась из сосновых бревен и ставилась на высокий подклет, поскольку местность болотистая, сырая. Изба делилась на две части – зимнюю и летнюю. Их соединяли сени. Под одной крышей с избой и сенями располагались и хозяйственные постройки. Крыша была односкатной и крылась тесом.
Скотный двор имел два яруса. Внизу располагался хлев, а вверху, куда вел пологий помост, была поветь – помещение для хозяйственного инвентаря.
Внутри избы все располагалось по севернорусским традициям: у входной двери печь с полатями над ней, в противоположном от печи углу красный угол с иконами.
Красивы традиции и обычаи народа Коми украшать избу резьбой. Ее можно было увидеть и на фасаде, и на воротах, и на ставнях, и на фронтонах крыши. Традиционный узор геометрический, а также фигурки птиц. Украшением служили и оленьи рога.
Праздники
Большинство праздников и обрядов Коми носило сакральный характер и было связано с началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Любимая игра жителей деревень на берегу реки Сысолы называется «Кыйм-вийм», что в переводе означает охота. Играли в нее на Ильин день, когда оканчивался сенокос. Игроки вставали парами, брали в руки длинные шесты для метания сена и образовывали живой коридор. По нему девушка с платком в руке убегала от парня. Девушку пропускали, а парню строили всяческие преграды. А он должен догнать «добычу» и выхватить у нее платок.
Традиции и обычаи народа Коми на Рождество – выпекать «жеребенка». Так называлось печенье в виде фигурки животного. Ее клали под образами, а потом давали детям. Те старались поиграть с «жеребенком», но не сломать его, а позже съедали.
Традиции народа Коми живы и поныне. Сильна у этого народа связь с природой, сильны семейные ценности, братство, а значит, он будет существовать в веках.
Дата публикации: 15.01.2020
- Усть-Цилемская горка
Усть-Цильма известна в республике и за ее пределами как самобытный край. Сегодня это заповедный уголок русской старины, где сохранились и бытуют традиционные обряды и старые песни.
Ярким примером явл…Полный текст »
- День оленевода
Профессиональный праздник оленеводов с давними традициями, приуроченный к началу перекочёвки оленьих стад на зимние пастбища.
Он ежегодно проводится осенью в рамках Спартакиады народов Севера в Вор…Полный текст »
- Василей
Фото М. Плосковой
В канун Старого Нового года с 13 на 14 января в селе Усть-Кулом ежегодно проходит Республиканский конкурс современной коми песни «Василей».
Ставший уже традиционн…Полный текст »
- Луд
«Луд» — один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Постановлением коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2005 года № 6 традиционному наро…
Полный текст »
- Праздник рыбаков «Пыжа гаж»
Старинное село Керчомъя Усь-Куломского района всегда славилось рыбаками, а в озере Вад ловили много рыбы.
«Пыжа гаж» («Гулянье на лодках») – праздник рыбаков. Он проходит в конце июня на живописном л…Полный текст »
- Праздник оленеводов «Зарни сюр»
Национальный праздник оленеводов «Зарни Сюр» («Золотой рог») очень популярен среди населения Республики Коми и за ее пределами, проходит он ежегодно в конце зимы.
Возобновился он в 2006 году после 15…Полный текст »
- Праздник рыбного пирога «Черинянь гаж»
Праздник рыбного пирога «Черинянь гаж» — современный коми праздник, который знакомит всех желающих с фольклорным наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и уникальной деревней Бызов…
Полный текст »
- Коми книга
Республиканский праздник «Коми книга» — бренд Удорского района. Он проходит ежегодно в июне, причем каждый год в разном селе или деревне.
Идея создания мероприятия принадлежит поэтам-землякам Альберт…Полный текст »
- Национальный фестиваль «Сосногорье»
C 2009 года в селе Усть-Ухта в конце августа проводится любимый жителями Сосногорского района национальный фестиваль «Сосногорье».
Фестивальная площадка расположена в 9 км от центра Сосногорска. На ж…Полный текст »
- Праздник народного творчества «Луза дорса гаж»
«Луза дорса гаж» («Веселье на берегу реки Лузы») — ежегодный фольклорный праздник Прилузского района, целью которого является возрождение и сохранение самобытного народного творчества: обычаев, традиц…
Полный текст »
- Праздник оленеводов «Тэрыб кöр»
Праздник оленеводов «Тэрыб кöр» (быстроногий олень) проводится в Инте с 1997 года для того, чтобы показать и сохранить основы традиционного образа жизни коренных народов севера, самобытной культуры ко…
Полный текст »
- Праздника охотника «Вӧралысьяслӧн гаж»
В настоящее время не только жители Троицко-Печорского района, но и вся республика знает о географической точке с названием, словно взятом из волшебной сказки «Еремеево», об уникальном празднике охотни…
Полный текст »
- Арт-фестиваль «Сено»
Экологической арт–фестиваль проводят ежегодно в июле в деревне Гришестав Троицко–Печорского района.Центральное событие фестиваля — конкурс «АРТ–ФОРМА». Команды в течение 3 дней готовят объекты из…
Полный текст »
- Республиканский лыжный фестиваль «Лямпиада»
Республиканский лыжный фестиваль гонок на лямпах, лызях, охотничьих и гоночных лыжах проводится ежегодно в марте.
XIV республиканский лыжный фестиваль на лямпах, лызях, охотничьих и гоночных лыжах …
Полный текст »
- Куратовский праздник «Менам Муза»
В рамках Куратовских чтений 28 мая 1978 года впервые был проведен Куратовский праздник поэзии в селе Куратово, на родине поэта. На месте будущего памятника Куратову, который решено было установить на …
Полный текст »
- Межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Кöрт Айка»
Фестиваль проводится ежегодно в первой половине июля с 2014 года на территории с. Корткерос Республики Коми, как правило, ко дню района (14 июля).
«Кöрт Айка» переводится с коми языка как «Железный ч…Полный текст »
- Республиканский народно-обрядовый праздник «Гажа валяй»
История народно-обрядового праздника поклонения солнцу «Гажа валяй» уходит в дореволюционные годы, а возрождение его традиций началось в 90-е годы ХХ века.
Сегодня, сохраняя черты обрядовости, праз…
Полный текст »
- Этнографический фестиваль зимних вдов спортивных игр «Кытшъяс»
Фестиваль проводится ежегодно с 2017 года по инициативе Удорского представительства межрегионального общественного движения коми народа «Коми войтыр» при финансовой поддержке министерства национальной…
Полный текст »
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
Управление образования администрации
муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска
Тема: «Праздники народа коми»
Исполнитель:
Тарасенко Алина,
ученица 3б класса.
Руководитель:
Т.П.Кандалова,
классный руководитель.
г.Усинск
2016 год
№ |
Содержание |
Страницы |
|
Введение |
3 |
|
Основная часть:
|
4 — 15 5 — 6 |
2.2. Усть-Цилемский район («Усть-Цилемская Горка») |
7 |
|
2.3. Сыктывдинский («Речкей») |
8 |
|
2.4. Усть-Куломский район («Василей лун») |
9 |
|
2.5. Усинский район (праздник оленеводов «Зарни Сюр» и праздник Солнца «Шондибан») |
10-11 |
|
|
Заключение, выводы |
12 |
|
Список информационных источников |
13 |
|
Приложения |
14 – 25 |
|
Презентация |
- Введение
«Праздник —
это попытка внешней радости проникнуть внутрь,
а внутренней выплеснуться наружу»
Виктор Гаврилович Кротов.
В Республике Коми проживает около 70 национальностей в мире и согласии, но необходимо отчетливо осознавать то, что коренным народом является коми народ. За всю историю коми народ создал пословицы и поговорки, причитания, сказки, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную музыку. Во всем этом многообразии жанров отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды, его мудрость и вера в лучшее будущее. Нельзя допустить, чтобы умолкла коми речь, не сохранялись традиции. Правительство Республики Коми проводит большую работу по сохранению культуры, традиций коми народа. В нашем городе Усинске при Центре национальных культур существует общество коми народа «Коми войтыр», которое стремится также сохранять творческое наследие коми народа. Общество способствует возрождению и развитию национальных традиций, так как они играют в духовном развитии человека огромную роль и во многом обуславливают и регулируют поведение людей, их настроение, передают от одного поколения к другому все многообразие и богатство духовной культуры. К сожалению, необходимо признать, что многие традиционные сельские праздники безвозвратно ушли в прошлое, однако некоторые из них продолжают жить, составляя часть творческого наследия Республики Коми.
Народ коми (который сегодня составляет только четвертую часть населения Республики) имел и имеет длительные, устойчивые взаимоотношения с русским народом (более 60% русских живет на земле Коми), с коми-пермяками и финно — угорскими родичами – ханты, манси, ненцами и саами. Все эти взаимоотношения нашли свое отражение в культуре и в быте, во всей истории народа коми, который немало взял из культуры соседей.
Праздники разнообразили и украшали жизнь коми крестьян, во время праздников они отдыхали от повседневных забот, обрядами завершали один трудовой цикл и готовили себя к новому. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к гибели мира. С древних времен существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, традиции проведения.
Актуальность моей темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день мало кто знает различного рода народные старинные праздники коми народа.
Цель исследовательской работы: изучить, какие праздники у народов коми были наиболее традиционны в старину, и описать их.
Объектом исследования моей работы будут старинные праздники, проводимые в селах и деревнях Республики Коми.
Задачи исследовательской работы:
— собрать материал о старинных праздниках и традициях народа коми;
— выяснить, какое значение имеют праздники для народа коми;
— выяснить, насколько сохранились традиции проведения народных старинных праздников.
Методы исследования:
- анкетирование;
- опрос, собеседование;
- анализ материалов сети Internet.
- Основная часть
Моя семья живет в городе более тридцати лет. Здесь росли и учились моя мама, тетя… Все мы с большой любовью относимся к своему городу Усинску, родному краю. Но как мало, оказывается, мы о нем знаем!.. Совсем недавно город отмечал новогодние праздники, Рождество и мне захотелось узнать, а какие же праздники отмечались в коми селах и деревнях раньше, теперь…
Решила спросить у взрослых – родственников, одноклассников. Провела анкетирование среди своих одноклассников и оказалось, что многие из них мало знают, какие существовали ранее и какие возрождаются сейчас старинные праздники у народа коми.
На предложенные мною анкеты ответили 28 одноклассников. Из них только несколько человек знают национальные праздники, проводимые в Усинске («Шондибан», День оленевода (причем, его правильного названия никто не назвал), Масленица), остальные — дали отрицательный ответ (Приложение 1).
Также опросила родственников, друзей и знакомых, какие праздники народа коми они знают. Назывались такие праздники, как День города и День нефтяника, Сабантуй, Масленица, Новый год… И только несколько человек вспомнили о национальных коми праздниках, признавшись, что непосредственного участия в этих праздниках не принимали…
Поэтому для изучения, какие традиционные праздники проводились и проводятся в республике, я выбрала несколько районов, в которых сохранились традиции проведения старинных народных праздников. Это Усть-Цилемский район, Удорский район, Усть-Куломский район, Сыктывдинский и Усинский районы. И хочу рассказать о том, какие праздники проводятся в каждом районе в отдельности.
2.1. Удорский район
«День Косьмы и Демьяна»
В Удорском районе Республики 14 ноября — день, посвященный памяти Косьмы и Демьяна, которые лечили людей даром и прославились за свое бескорыстие. Звался этот день в народе больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы. День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать». Трудно сказать, каким образом Косьма и Демьян превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно! (Приложение 2).
2.2. Усть — Цилемский район
Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около пяти столетий Усть-Цильма бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру.
Яркое красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» — это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского Севера. Корни этого праздника превзошли представления поклонения людей Солнцу — «Яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.
С давних времен праздник «Горка» символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи. В системе весенне-летнего цикла обряд «Горка» занимал важное место, и относился к разряду так называемых «заветных праздников». Приуроченная к датам православного календаря, «Горка» начиналась с Николы (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день апостолов Петра и Павла (12 июля).
«Горку» водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
Сегодня «Горка» проводится силами творческих коллективов. «Горочная» традиция дает представление о целом комплексе ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, которые определяют плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения, — все это обуславливает особый тип поведения людей в ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев (Приложение 3).
2.3. Сыктывдинский район
В Сыктывдинском районе выход на сенокос «Турун вöнь» отмечается традиционным праздником «Речкей». Смысл этого праздника заключается в разыгрывании действий, в которых отражаются основные этапы трудовых процессов сенокоса. Мужчины опоясываются травяными поясами, заговаривают спины от натруженной работы, руки от усталости, сердца и души от черствости, при этом они точат косы. Женщины в это время готовят еду, и все вместе с песнями отправляются в поле. Мужчины косят, женщины граблями собирают сено, формируют стога.
После работы все умываются, женщины кормят мужчин, запевают песни, веселятся. Закончив сенокос, мужчины и женщины складывают рабочий инвентарь, собирают туески, ковши, и перед взором зрителя возникает ритуал возвращения покосной артели из лугов в деревню с песнями (Приложение 4) .
2.4. Усть-Куломский район
В Усть-Куломском районе, а также в селе Петрунь Интинского района очень интересно отмечают «Василей лун» — «Васильев день» (Старый Новый год). Празднование проходит с 13 на 14 января. Этот день еще называют «порсь юр-кок вильӧдан лун» (Василей — лун — это традиционный праздник народа коми еще с дореволюционных времен.
В старину праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили у коми с песнями, танцами, играми, ряженьем, гаданиями и праздничным застольем. Главные блюда «Васильева дня» у коми — холодец и выпечка. В этот день молодые люди приходят на посиделки и приносят с собой по 7 шелковых платков. Затем выходят на двор, повязывают на шею – хомут, привязывают к поясу – хвост, делают из платков вожжи. И, таким образом, получается кортеж из молодых людей, изображающих лошадей. К ним присоединяются все желающие, а потом с песнями гуляют по селу. Дальнейшее празднование продолжается на посиделках в какой-либо избе. (Приложение 5).
1994 год считается днем рождения Республиканского фестиваля «Василей» как самобытного праздника районного масштаба. С 1995 года «Василей» является республиканским и проводится как конкурс. За годы существования фестиваля-конкурса самодеятельными авторами было написано большое количество песен. Своё название Республиканский фестиваль получил по имени инициаторов его проведения коми композиторов – Василия Лодыгина, Василия Гущина и Василия Чувьюрова. Фестиваль призван способствовать развитию песенного искусства коми и пропаганде творчества коми музыкантов, является стартовой площадкой для начинающих композиторов, исполнителей и поэтов-песенников. В 2007 году у фестиваля появился свой «герб» — три камня – Василия, из «могучей кучки» которых произрастает зеленый росток – народная песня.
Сейчас празднование «Василей – луна» в Усть — Куломе, пожалуй, единственный в Республике Коми праздник коми поэтов, композиторов и исполнителей на коми языке.
- Усинский район
В Усинске проводятся фестивали, национальные коми праздники, такие как праздник оленеводов «Зарни сюр» и праздник Солнца «Шондiбан», День нефтяника, праздник искусств и другие.
В ночь с 21 на 22 июня Солнце проходит точку летнего солнцестояния. Это природное явление считается началом астрономического лета в Северном полушарии Земли. А 22 июня отличается на Севере наибольшей долготой дня. Праздник Солнца «Шондiбан» — древний коми праздник лета, солнца, обновления природы отмечается в последнее время широкими народными гуляниями. Его название в переводе на русский язык означает «лик солнца». Традиционно фестиваль народного творчества «Шондiбан» проводится в Усть-Усе. Шондiбан назван весёлым солнечным праздником, который дарит радость сердцу каждого, кто принимает участие в нём. На празднике великолепие костюмов. Песни, танцы, сценки. Игры, выставки, конкурсы. Устанавливается в центре чум, вблизи которого были организованы самые различные игры: дети на время прыгали через нарты, бросали «аркан», носили «дрова» для чума, «боролись», метали на меткость и т. п. А какое разнообразие всего было представлено на выставках изделий декоративно-прикладного творчества сельчан, исторических фотографий Усть-Усы, экспонатов школьного музея! Также организуется выставка-ярмарка сельскохозяйственной продукции сельчан: ягоды, грибы, блины, рыбники, свежая рыба, шаньги, молоко, мясо, уха…
А с 2006 года, после 15-летнего перерыва в Республике Коми возобновили празднование «Зарни Сюра» («Золотой Рог»). Это национальный праздник оленеводов, который проходил в деревне Захарвань. После возобновления официальным местом для проведения праздника «Зарни Сюр» было назначено село Щельябож. Этот праздник был возрожден для того, чтобы повысить популярность национальных видов спорта среди населения Республики Коми, развить культуру коми и организовать досуг жителей ближайших сел.
«Зарни Сюр» — популярный у местного населения праздник, отмечается каждый год в конце зимы. К месту проведения праздника съезжаются десятки оленеводов с оленьими упряжками. Все начинается с построения всех участвующих и приветствия важных гостей мероприятия. После того, как церемония открытия заканчивается, начинаются состязания оленеводов. Все участники должны проявить свою ловкость и скорость в таких видах как метание топориков и аркана, бег, прыжки через нарты, борьба, гонки на оленьих упряжках, стрельба из винтовки. Самое зрелищное из состязаний – это гонки на оленях. Все оленеводы одеты в национальные костюмы – расшитые орнаментом малицы. Даже олени не остались без украшений, к их шеям привязываются колокольчики, а их упряжь и уздечки украшаются искусственными цветами и лентами. После тога как завершаются гонки и состязания, начинается церемония награждения победителей. На этом мероприятии кроме соревнований и гонок на оленях проходит конкурс национальной одежды – «парад пимов и малиц». Вся одежда и обувь изготовлена коми-мастерицами вручную и пользуется большим успехом у населения. Дополняют праздник «Зарни Сюр» выступления местных артистов с песнями и частушками на русском и коми языках. Так же в рамках праздника организуется выставка декоративно-прикладного творчества. На ней можно увидеть великолепные изделия из оленьего меха (пимы, варежки), кожи и вязаные изделия, а так же сувениры из дерева, бересты и оленьего рога. На празднике проводится дегустация национальной кухни (бульон из оленины, строганина, ягоды, ароматный чай), присутствующие участвуют в подвижных играх на свежем воздухе. Всех желающих могут сфотографировать с оленями или снежными фигурами в национальных одеждах. Завершается «Зарни Сюр» праздничным концертом в сельском Дворце культуры (Приложение 6).
3. Заключение, выводы
На основании моего исследования хотелось бы сделать вывод, что коми народ свято чтит свои традиции. Зачастую они не имеют какого-то особого смысла. Зато имеют значение. Мы можем не знать, почему тот или тиной праздник появился и существует, но все же знаем, что они есть. Вот, например, не каждый родитель уверен, что его ребенок станет плотником, когда вырастет, но все же почти все знают, что следует научить его забивать гвозди.
Так почему же люди, поколение за поколением, делают одни и те же вещи и тем самым соблюдают традиции? Да потому, что традиции существуют, потому что они важны.
У народов коми — праздники — это их традиции, которые корнями уходят далеко в прошлое.
Мне понравилось одно из высказываний Александра Каргина — Уткина: «История меняется, а праздники остаются». Я рассказала о праздниках народа коми некоторых районов. Есть в других районах Республики еще другие замечательные народные праздники. Я хочу, чтобы старинные праздники не забывались, не канули в лету, чтобы о них рассказывали, их отмечали и они передавались далее из поколения в поколение.
Своими находками и найденным материалом я обязательно поделюсь со своими одноклассниками и родственниками, а при проведении праздников «Шондибан» и День оленевода наши родители пообещали организовать поездку ребят нашего класса для участия в выше указанных мероприятиях для изучения традиций народа коми.
Живя на земле Коми, мы обязаны знать традиции и историю края, в котором живем.
Список информационных источников
Материал взят в сети Internet:
- etnonao.ru/index.php?Itemid=24&
- http://book-science.ru/social/territory/tradicionnye-sel-skie-prazdniki-i-obrjady-respubliki-komi.html?page=4
- http://gorodusinsk.ru/news/
- http://komi-nao.ru/komi/usinsk/novosti/12832-zolotoi-rog-prazdnik-olenevodov
- http://next.komionline.ru/news
- http://usinsknet.ru/modules/news/article.php?storyid=1684
- pandia.ru/text/78/300/7766.php
- sati.archaeology.nsc.ru/mifolog.
- Ипатий Г. Е., Чупрова В.А. Доклад на тему «Современные технологии сохранения и развития традиционной культуры народа коми на примере народных гуляний «Василей» и «Луд». ГАОУ ВПО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», 2012 г.
Приложение 1.
Вопросы:
- Какие народные коми праздники знаете?
- Когда они отмечаются?
- Присутствовали (участвовали) ли вы на народных коми праздниках?
Ответы
Приложение 2.
Первый зимний праздник — Кузьминки
14 ноября — день, посвященный памяти Косьмы и Демьяна, которые лечили людей даром и прославились за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). Этому празднику отведено свое почетное место. По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы. День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать». Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут болеть. Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки! В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.
Приложение 3.
Весенне — летний обрядовый праздник «Усть-Цилемская Горка»
Яркое красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» — это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого праздника произошли представления поклонения людей Солнцу — «Яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.
С давних времен праздник «Горка» символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи. В системе весенне-летнего цикла обряд «Горка» занимал важное место, и относился к разряду так называемых «заветных праздников». Приуроченная к датам православного календаря, «Горка» начиналась с Николы (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день апостолов Петра и Павла (12 июля).
«Горку» водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды. Выходу «горочников» в хоровод предшествует важный и торжественный момент — одевание наряда. Традиционный костюм — это бесценное достояние культуры, наполненное могучей животворной силой.
Традиционно, первую «Горку» устраивали с 10-ти часов утра — её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной «Горке» собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней «Горке» участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая». Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня. «Горочники» инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения «Горок», и строгим хранением горочного репертуара. На этом действие «Горки» заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с протяжными, лирическими песнями.
«Горочный» фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
Не секрет, что сегодня «Горка» в основном проводится силами творческих коллективов «Горочная традиция дает представление о целом комплексе ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения — все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев.
Приложение 4.
Широкими народными гуляниями был отмечен древний коми праздник лета, солнца, обновления природы Шондiбан. Его название в переводе на русский язык означает «лик солнца». Традиционно фестиваль народного творчества «Шондiбан» проводится в Усть-Усе.
Радостный летний день. Шондiбан назван весёлым солнечным праздником, который дарит радость сердцу каждого, кто принимает участие в нём.
Песни, танцы, сценки…На импровизированную сцену выходят самодеятельные коллективы сёл и деревень района. Каждый старается представить свой оригинальный номер. Причём не только звучат песни на коми и русском языках, демонстрируются танцы, но эти номера ещё сопровождаются и мини-спектаклями. Например, усть-усинцы, усть-лыжинцы, колвинцы, акисьцы демонстрируют старинные коми песни, в их выступлениях красной нитью проходит фольклорное начало каждого номера.
Новикбож удивляет всегда зрителей красотой и великолепием костюмов. Кстати, новикбожцы демонстрируют костюмы этнических групп народа коми: усть-цилёмов, ижемцев, жителей Прилузья, Удоры, Сысолы и т. д.
Рядом с местом проведения концерта установлен чум, вблизи которого организовываются самые различные игры: дети на время прыгают через нарты, бросают «аркан», носят «дрова» для чума, метают на меткость и т.п. Проходит выставка изделий декоративно-прикладного творчества сельчан, исторических фотографий Усть-Усы, экспонатов школьного музея.
Также организуется выставка — ярмарка сельскохозяйственной продукции сельчан: ягоды, грибы, блины, рыбники, свежая рыба, шаньги, молоко, мясо, уха…
С каждым годом праздник Шондiбан становится всё лучше и интереснее!
Приложение 5.
Во время празднования «Василея луна» в новогодний вечер большая часть времени отводилась играм, связанным с ряжением. Распространено было ряжение в коня. Например, на Печоре накануне праздника в нанятой избе для посиделок собиралось много парней, каждый из которых приносил с собой семь шёлковых платков. Платки эти наматывались ими на обе руки, изображая вожжи, повязывались на шею — хомут, привязывались сзади к поясу — хвост. Каждый из парней в руках держал колокольчик, прикреплённый к такому же платку. Из числа ряженых выбирали главного «коня», который шел во главе остальных «лошадей», выстроившихся в колонну по двое. Один из ряженых парней изображал кучера и после того, как все участники маскарада выходили из избы на улицу, гонял плёткой «лошадей» в течение нескольких часов по селу. Зрелище это привлекало много зрителей, особенно оно нравилось ребятишкам. Затем ряженые возвращались в избу и начиналось веселье с песнями и плясками под гармошку, в котором участвовали и девушки. Ряженные «конем» парни при этом выступали организаторами веселья. В сысольских селениях ряженые в шутку били плётками из соломы тех участников посиделок, которые не участвовали в складчине по найму избы для посиделок, требуя от них угощения. Наряду с конём было принято рядиться также в журавля. Для этого на парня, держащего в руках кочергу или прялку загнутым концом вверх, набрасывали полог. Несколько парней, нарядившихся таким образом, устраивали на посиделках небольшие представления: «клевали» концом прялки или кочерги друг друга и зрителей. Зрители при этом со смехом разбегались в разные стороны, вскакивали на лавки, залезали на полати, создавая общую суматоху и веселье. Существовали и другие маскарадные костюмы. Например, одевали вывороченную наизнанку овчинную шубу, надевали на голову старую лохматую шапку, на ноги — рваную обувь, а на лицо накидывали тряпку, вымазанную сажей. Было принято и переодевание мужчин в женскую одежду и наоборот. Одной из популярных в этот вечер игр у молодёжи была также горань (жмурки).
Помимо развлечений канун Василея отмечался праздничным ужином. Варили свиную голову и ноги, поэтому этот день так и назывался порсь юр-кок вильöдан лун, то есть «день обгладывания свиных ног и головы». В народе говорили: «К Василею хоть заложи что-нибудь, но эту пищу приготовь». После трапезы свиные кости зарывали в хлеву, они использовались потом для окуривания скота с магическими лечебными целями. Возникновение этого обычая объясняли народной легендой о том, что когда Иисуса Христа искали, чтобы распять, он спрятался в хлев. Свинья помогла ему зарыться в сено. Свиной праздник, который приходился на 1 января старого стиля, день Василия Кесарийского, очень распространён был прежде и у русских, был он известен и у других народов. Также в ночь на Василея пытались определить перспективы на год. Кроме того, у народа коми существовали народные приметы: если ночь на Василея звёздная, то будет хороший урожай ягод, а если нет, то хорошо уродится только черника. Звёзды на небе в эту ночь сулили хороший урожай малины и засуху. Если было слегка пасмурно, то ожидался хороший урожай. Сильные ветры, снег с дождём и северный ветер обещали хороший травостой зерно-бобовых, но низкий обмолот, а вьюга с лёгким ветром — хорошие обмолоты на все зерно-бобовые.
Приложение 6.
Праздник оленеводов «Зарни Сюр» (в переводе с коми-языка — «Золотой Рог»).
Национальный праздник оленеводов в Коми возобновился в 2006 году после 15-летнего перерыва. Официальным местом проведения праздника стало село Щельябож, хотя один раз в 2010 году было выбрано другое место проведения праздника — деревня Захарвань в Усинском районе.
Праздник был возобновлен с целью популяризации национальных видов спорта среди населения, сохранения и развития коми культуры, организации досуга жителей района и ради общения сёл между собой.
Праздник «Зарни Сюр» очень популярен среди сельчан, и горожане также принимают в нем участие каждый год в конце зимы, хотя добираться до села — путь не из легких…
Открытие мероприятия начинается с построения участников и с приветственных и поздравительных речей высоких гостей праздника. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника. После церемонии открытия начинаются состязания оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.
Перед зрителями выступают борцы, метатели арканов и топориков. Метание — аркана из сыромятной кожи — тоже является одним из основных видов национальных состязаний. Участники его долго разминаются, сворачивают аркан особым способом и терпеливо ждут своей очереди. И вот бросок! Некоторым удаётся даже заарканить цель — шест метра четыре высотой, укреплённый на значительном расстоянии от линии броска.
Как только определился победитель в одном виде соревнования, сразу начинается другое. Все нарты выстраиваются в одну линию, боком одна к другой.
Через них будут прыгать самые неутомимые прыгуны. Это состязание напоминает бег с препятствиями, только тут нет ни бега, ни разбега. Прыгать нужно сразу, без остановки. Перепрыгнуть через несколько дюжин саней не так-то просто. Кто перепрыгнет через большее количество нарт, тот и победитель. Говорят, что один из местных рекордов в таких прыжках составляет 154 нарты!
Самое зрелищное состязание — гонки на оленях. Оленеводы всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже принаряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжь и уздечки украшены лентами и искусственными цветами.
В завершении праздника награждаются победители соревнований. Главные Призы — это, как правило, полезные и нужные в деревенском хозяйстве приборы и инструменты, например: дизельная электростанция, бензопила, резиновая лодка и т.п.
Это национальное мероприятие вряд ли можно считать чисто «оленеводческой олимпиадой». Во время соревнований и гонок на оленях здесь проходит и конкурс одежды. «Парад пимов и малиц», сшитых руками коми-мастериц пользуется здесь большим успехом. Выступление артистов с песнями и частушками на коми — и русском языках дополняет праздник «Зарни Сюр«.
В рамках «Зарни Сюр» организуется выставка мастеров декоративно-прикладного творчества. Здесь можно увидеть изделия из кожи и оленьего меха (пимы, варежки), вязаные изделия, исконные коми-сувениры из бересты, дерева и оленьего рога. На этом мероприятии для гостей также проводятся:
— дегустация блюд традиционной северной кухни (строганина, бульон из оленины, кровяные блины, ягоды, ароматный чай);
— подвижные игры на свежем воздухе;
— фотосъемка в национальных одеждах рядом с оленями или снежными фигурами;
— праздничный концерт после соревнований в местном сельском дворце культуры.
Кстати, 12 марта 2016 года в селе Захарвань снова состоялся этот праздник! Сюда вновь съехались лучшие оленеводы муниципального образования, чтобы принять участие в «Золотом Роге». Праздник вызвал неподдельный интерес у усинцев, поздравить оленеводов приехало руководство администрации и Совета МО ГО «Усинск», представители депутатского корпуса и многие-многие зрители, которые не испугались долгого путешествия по расшатанному зимнику.
Северные олени – настоящее живое золото нашего края. Большой интерес к празднику доказывает, что культура и быт северных народов достойны того, чтобы сохранять их, приумножать творческое богатство оленеводов, поддерживать развитие национального сельского хозяйства. И тогда процветать Республике, звенеть Золотому Рогу!
Особенности праздничной культуры коми (зырян)
Культура праздника отличалась обильным застольем, широким гостеприимством. За праздничным столом семья должна собираться в полном составе. Особенностью праздничной культуры выступает взаимная гостьба, что нашло отражение в поговорке «нянь-солыд öд водзöса» (хлеб-соль – дело взаимное) или «нянь да сов рöднятö карö» (хлеб да соль роднят людей).
На храмовый праздник съезжались родственники и свойственники со всей округи. Гостеприимство у коми (зырян) считалось одним из положительных качеств человека. С постоянным ожиданием гостей как посланцев Бога связана практика хранения хлеба и соли на столе.
Принять постороннего человека, накормить и напоить его являлось способом выстраивания взаимоотношений с предками, от благорасположения которых зависело благополучие общества: «ветлысь-мунысьöс вердöм кузя пö дас во няня лоан, дас во тшыглун он тöдлы» (накормишь прохожего – десять лет с хлебом будешь, десять лет голода знать не будешь).
Обильное угощение – характерная черта праздничной трапезы, с помощью которой благодарили за урожай, за благополучие в семье и обществе и моделировали изобилие и благополучную жизнь: «гöсьтлы сетан – кыйсигöн босьтан» (на гостей израсходуешься – вернешь на охоте).
У коми (зырян) отсутствовали развитые традиции потребления алкогольных напитков, но на праздничном столе обязательным было домашнее пиво. Хмельное темное с густой пышной белой шапкой пены пиво из бочонков наливалось в медные ендовы или деревянные братины, которые пускались по кругу за столом. Ограничений в питии пива не отмечается, хотя считалось, что необходимо выпить не менее двух стаканов. При отказе от второй чаши пива говорили: «ю, абу син пöла» (пей, не одноглазый) или «мöд кок вылад сувт» (на другую ногу встань).
Украшением стола был самовар, который к празднику специально начищали. Чаепитие, достаточно развитое у коми (зырян), имело свои особенности. Так, чай пили горячим, подача холодного чая рассматривалась как неуважение к человеку. Это связано с тем, что, по народным представлениям, холодная пища предназначена для мира иного.
В состав праздничной трапезы входили разнообразные каши и выпечка, символика количественных характеристик которых связывается с изобилием.
В лексике коми языка словесная формула приглашения в гости звучит следующим образом: «лок чай юны» (приходи чай пить).
Окончание праздничного застолья обозначалось подачей блинов.
На Сысоле и Лузе блины, свернутые вчетверо, макали в латку с маслом. На Выми блины разрезали на четыре части. Там считалось, подают блины – пора и честь знать, больше на стол ничего не подавали.
В конце праздничного застолья хозяйка, подавая блины, произносила фразу: «блин вая, видлö блинсö да сэсся пирöг-шаньгасö сейö, суртö юö. Мыйöн верми да кыдз кужи гöститöді, сьöлöмöн рад, эн дивитöй» (блины принесла, пробуйте блины да пироги-шаньги ешьте, пиво пейте. Как могла, так и принимала гостей, сердце радуется, не осуждайте).
Источник публикации:
Чудова Т. И. Символика пищи в контексте календарной обрядности коми (зырян) // Вестник Удмуртского университета. Вып. 4. – 2012. – С. 72-79.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии