Традиции обряды праздники якутов

В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели адаптированные к северной природе морозоустойчивые породы коров и лошадей, В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели морозоустойчивые породы коров и лошадей, создали уникальный философский эпос.

Содержание

  • 1 Ареал распространения
  • 2 История и происхождение
  • 3 Культура и быт народа Якутии
  • 4 Якутская кухня
  • 5 Кому поклонялись якуты с древних времен
  • 6 Промыслы
  • 7 Фольклор
  • 8 Традиции и обычаи народа Якутии
  • 9 Якутская свадьба
  • 10 Праздничные обычаи якутов
  • 11 Заключение

В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели адаптированные к северной природе морозоустойчивые породы коров и лошадей, создали уникальный художественно-философский эпос олонхо. Развиваясь всесторонне, народ укреплял свои позиции и становился еще сильнее с приходом нового времени.

Ареал распространения

Нельзя забывать, что народы Якутии произошли от кочевников, но согласно легенде однажды нашли долину, идеальную для проживания, названную Туймаада. Сегодня в центре нее расположилась столица республики — Якутск. Большая численность якутов наблюдается в Иркутской, Красноярской и Хабаровской областях Российской Федерации, но конечно же наибольшее количество можно встретить в месте их давнего обитания, — ныне Республика Саха.

Слова «якуты» и «саха» по одной из версий восходит к одному общему, более раннему понятию, которое получило распространение как самоназвание. С другой стороны, предполагается, что первым называли народ другие этногруппы, а Саха — они сами.

Установив центр в месте теперешнего пребывания, на протяжении истории якуты продолжали увеличивать ареал обитания. Двигаясь к востоку Сибири, они осваивали и совершенствовали оленеводство, вырабатывали свои техники упряжки. В итоге, им удалось укорениться и в тех краях.

История и происхождение

Народность сформировалась в 14-15 веке. Принято считать, что курыканы из Забайкалья переместились к средней части реки Лена, вытесняя при этом тунгусов и других «местных» кочевников. Хотя отчасти группы объединялись, создавали взаимосвязи делового характера, хоть на фоне этого конфликты не переставали вспыхивать.

Конечно, было немало тойнов (предводителей), которые прославились объединительными настроениями. Стараясь подавить внутренние бунты, а также усмирить внешних врагов (конкурентов на пастбища и земли), случались попытки решить вопрос агрессивным путем — внук Баджея тойон Тыгын. Однако насильственные методы только отдаляли от якутов другие народности, усиливая противостояние.

Переломным моментом в истории стало присоединение территории к Российскому государству, которое произошло в 1620-30 гг. С развитием и прогрессом, в каждую дверь балагана (жилья) постучало и православие. Поощрительные методы относительно тех, кто принял крещение, и карательные для приверженцев веры отцов, достигли своей цели — большая часть якутов приняла новую религию.

Вернуться к оглавлению 

Культура и быт народа Якутии

Якуты научились выживать в тяжелых условиях, а традиции и обычаи народа продиктованы теми факторами, которые этому способствовали. Расположенные на дальнем расстоянии жилища, никак не сказывались на социальной активности представителей народа.

По истечению жизни старцу было о чем рассказать молодому поколению — на общих праздниках и во время ритуалов завязывалась дружба, а при разделении территорий появлялись враги. Народ не отличался миролюбием. Давняя привычка к охоте, борьбе за жизнь и умения обращаться с оружием (лук) создавали условия для конфликтов между другими этническими группами месторасположения.

Семью же чтили испокон веков, в почете было и остается старшее поколение. К ним не относятся со снисхождением, как это случается в современном мире, наоборот — их уважают за большой жизненный опыт, слушают их наставления и уж тем более считают за честь принимать их у себя в доме.

Жилище якутов

Домом здесь служила народная юрта — балаган. Строилась она в виде трапеции из молодых бревен, а щели между ними плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть.

Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Стояла она неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Юрта представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью. По периметру располагались спальные места, иногда отделенные символическими перегородками. Печи здесь не было — огонь разводили на земле, да так, чтобы дым уходил прямиком через отверстие в верхушке.

Одежда

Изначально целью одежды была защита тела от холода, поэтому ее шили из шкур убитых животных. Освоив скотоводство на смену пришли шкуры домашней живности. Эстетическим компонентом на фоне крупного изделия из меха служили пояса и подвески из металлов. Также мастерицы старались комбинировать цвета и толщину меха, чтобы на плечах или рукавах появлялась выделяющаяся отделка. Позже стали использовать ткани и вышивку. Летом же цвета пестрили разнообразием, отображая буйство природы.

Классическим набором служили:

  • меховая шапка, сшитая кверху или со вставкой ткани;
  • шуба, опоясанная металлическим ремнем;
  • кожаные штаны;
  • вязаные шерстяные носки.

Обувь и варежки делали также из меха, не забывая о том, что руки и ноги отмораживаются в первую очередь.

Вернуться к оглавлению 

Якутская кухня

Ввиду условиям выживания, продукты питания животного происхождения использовали полностью — от рыбы, птицы (с охоты), коровы, лошади или оленя не оставалось и следа после приготовления. В ход шло все:

  • мясо;
  • потроха;
  • головы;
  • кровь.

Из наивных продуктов варили супы, их тушили, перетирали в ливер. Особенное место в рационе занимали молочные продукты. От них зависело наличие в доме питья — айран, соурат, десерта — чохоон, а также сыра и масла.

Одним из самых необычных способов готовки является замораживание. Без него в Сибири не обойтись, поэтому якуты могут похвастаться таким блюдом, как строганина (раньше «струганина»). Рыба (чир, нельма, мускун, омуль и другие) или мясо оленя замораживали в естественной среде и подавали на стол в виде тончайших пластов или стружки. Была продумана и «маканина», которая придавала вкус сырому продукту. Она состояла из смеси соли и молотого перца 50/50.

Кому поклонялись якуты с древних времен

Несмотря на принятие христианства, культура Якутии по-прежнему тесно связана с теми канонами веры, которые заложили в них предки. По преданиям народа, у каждого элемента природы и окружающего мира есть дух-хозяин, который вызывал страх и почтение. В качестве жертвы на них оставляли конские волосы с гривы, клаптики сукна, пуговицы и монетки. Существовали правящие покровители:

  • дорог — он укажет путь и поможет не сбиться с маршрута;
  • водоемов — из-за него нельзя бросать в реки нож или острые лука, а приношением считают маленькую берестяную лодочку с символом человека внутри;
  • земли — дух женского рода, который отвечает за плодородие всего живого;
  • ветра — берег землю от вражды;
  • грома и молнии — если стихия попадала в дерево, его остатки считались целебными;
  • огня — хранит мир в семье, поэтому очаг переносили с места на место в глинянном горшке, чтобы никогда не тушить;
  • леса — помощник в охотничьем ремесле и рыбальчестве.

Промыслы

По объединении с большой и сильной Россией, жизнь народа изменилась. Скотоводство по прежнему процветало, вывовидись морозоустойчивые породы коров и лошадей, которые и на сегодняшний день остаются уникальными в своем роде. Однако развивалось и земледелие, несмотря на то, что в условиях резко-континентального климата уличный градусник подолгу остается на отметке — 40-50º, а зима длиться 9 месяцев в году.

На второй план отошла охота и рыбалка, которые когда-то являлись последней надеждой на пропитание. Развитие хозяйства помогло сохранить численность народа, так как суровые зимы нередко заканчивались фатально. В ледяную стужу за много километров от поселения, сражаясь с морозом и дикими животными, не каждый охотник возвращался домой. Молодая семья, которой не было на кого рассчитывать, могла остаться без пропитания, и, за неимением запасов (в закрома отправлять было просто нечего), попросту погибала от голода.

Передвижение по снежному покрову народ доверил самостоятельно выведенной породе лайки, а охрану дома — менее проворной и большой по размерам, но с такой же теплой «шубкой» якутской собаке.

Вернуться к оглавлению 

Фольклор

Эталоном народного эпоса являются поэмы олонхо. Они представляют собой от 10 до 36 тысяч рифмованных строк, повествующих о фантазийным мирах, благодаря действиям в которых и появилось все сущее. Стоит отметить, что сюжеты не лишены исторической подоплеки. При этом сохраняется образность, религиозность и художественность произведения.

Также нельзя забывать об оригинальном музыкальном инструменте — варгане (хомус). Зажимая губами или зубами, основная часть входит в ротовую полость, где звук резонирует. Визитной карточкой также называют горловое пение.

Традиции и обычаи народа Якутии

Следует начать с того, что даже среди современного населения остались отголоски давнего шаманизма или синтоизма. Почтение духов и явлений природы переросли в устоявшиеся обряды. Некоторые представители народа уже отвергают компонент веры в силу данных ритуалов, однако исполняют их по настоянию старшего поколения или по привычке.

К примеру, раньше обязательным ритуалом перед готовкой было «кормление огня». В очаг бросали еду и окропляли его молоком или кумысом. Сейчас его проводят по праздникам и символически. На смену шаманам пришли «благословители», которые желают счастья, процветания и здоровья присутствующим на торжестве.

Интересно, что у якутов, как и у кавказских народов, в привычку вошла кровная месть. Конечно, на сегодняшний день силы традиции ослабели, а ущерб возмещают выкупом. Однако по натуре своей это люди добрые и гостеприимные, любят щедро делиться тем, чем богаты, и делать подарки.

Якутская свадьба

Не удивительно, что праздничным нарядом для девушки служила шуба. Только не простая, а в пол, обшитая соболями, песцом и украшенная серебряными элементами. В современной одежде уже присутствуют плотные ткани, в которых мех гармонично создает нарядный вид и согревает. На голове девушки была шапка, с конусным концом и яркой вставкой с вышивкой.

В древние времена о свадьбе договаривались родители, не учитывая желания молодых. Если семья невесты была настолько бедна, что не в состоянии была принять участие в ритуальных мероприятиях, ее могли попросту выкрасть. Благословляли молодых отдельно, окуривая дымом бересты в разных юртах, а затем и во время праздника, разводя ритуальный огонь. Вместо шамана, сегодня этим занимается отец или мать жениха.

Вернуться к оглавлению 

Праздничные обычаи якутов

В самый долгий день в году 21 июня отмечается Ысах, что в переводе означает «изобилие», но все его знают как праздник кумыса. На его появление повлияли сразу несколько исторических и культурных факторов:

  • долгожданное тепло по истечению длительной зимы дает возможность встретиться всем родственникам после морозного уединения;
  • ритуальное почитание коня (кумыс готовят из молока кобылицы) — животное тесно связано с народом, присутствует в декоре и украшениях, так как по преданию предков было первым на земле;
  • обряд включает в себя «кормление огня» жертвенным кумысом с рук шамана.

Неотъемлемой частью праздника является хоровод, участниками которого становятся все присутствующие. Двигаясь по направлению солнца, они символически запускают ход жизненного круга. Держась за руки с родными и близкими, ощущается единение и сила народа.

Заключение

Традиции якутов многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими глазами.

Вернуться к оглавлению 

Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д.

Якуты, описание народности

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской, Хабаровской и Красноярской областях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Основные занятия якутов – разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. В современное время главное богатство якутов – это алмазы. Очень развита добывающая промышленность. Жилище якутов – это юрты, которые могут быть небольшими и наоборот, разными по высоте. Юрты строятся из дерева.

традиции и обычаи якутов

Кому поклонялись якуты с древних времен

У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Одним из главных с давних времен считался хозяин дороги. Раньше ему даже делали жертвенные подношения, оставляя на перекрестках конские волосы, лоскутки материи, пуговицы и медные монеты. Аналогичные действия совершались для хозяев водоемов, гор и т. д.

Гром и молнии в представлении якутов преследуют злых духов. Если во время грозы раскалывается дерево, считается, что оно обладает лечебной силой. Ветер в представлении якутов имеет четырех духов, которые охраняют земной покой. У Земли есть женское божество – Аан. Она следит за ростом и плодовитостью всего живого (растений, животных, людей). Весной для Аан устраиваются специальные подношения.

У воды есть свой хозяин. Дары ему приносят осенью и весной в виде берестяной лодочки с вырезанным на ней изображением человека и прикрепленными кусками материи. Ронять острые предметы в воду считается грехом.

Хозяином огня является седовласый старик, изгоняющий злых духов. К этой стихии относились всегда очень почтительно. Огонь никогда не тушили и в прежние времена переносили с собой в горшках. Считается, что он покровитель семьи и домашнего очага.

жилище якутов

Духом леса якуты называют Баай Байянай. Он помогает в промысле и на охоте. В древности выбиралось священное животное, которое нельзя было убивать и употреблять в пищу. Например, гусь, лебедь, горностай и некоторые другие. Орла считали главой всех пернатых. Медведь был всегда самым почитаемым у всех групп якутов. Его когти и другие атрибуты используют как обереги до сих пор.

Праздники

Праздники якутов тесно связаны с традициями и обрядами. Самый главный – это Ысыах. Он проходит раз в год и отражает мировоззрение и картину мира. Отмечают его в самом начале лета. Согласно древним традициям, на поляне в окружении молодых берез устанавливается коновязь, которая символизирует Мировое дерево и оси Вселенной. В современное время она стала еще и олицетворением дружбы народов, проживающих в Якутии. Этот праздник считается семейным.

народ якуты

Ысыах всегда начинается с окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к Божествам о ниспослании благодати. На празднование надевается национальная одежда и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания, борьба, стрельба из лука и перетягивание палки.

Традиции и обычаи якутов: семьи

Якуты живут небольшими семьями. Хотя до 19-го века было распространено многоженство. Но все они жили отдельно, и у каждой было свое хозяйство. В брак якуты вступают в период от 16 до 25 лет. При сватовстве уплачивается калым. Если семья малоимущая, то невесту могут похитить с последующей за нее отработкой.

Обряды и традиции

Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом – орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.

праздники якутов

До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.

Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует кровная месть. Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.

Коновязи

У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.

национальный костюм якутов

Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью – коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.

Юрты якутов

Поселения якутов состоят из нескольких домов (юрт), расположенных на большом расстоянии друг от друга. Жилище якутов создается из круглых стоячих бревен. Но используются в строительстве только мелкие деревья, так как рубка больших считается грехом. Двери расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Внутри юрты находится обмазанный глиной камин. Жилище имеет много небольших окон. Вдоль стен расположены широкие лежаки разной высоты. У входа – самый низкий. На высоком спит только хозяин юрты. Лежаки отделены друг от друга перегородками.

Для постройки юрты выбирается низкое место, защищенное от ветров. Помимо этого, якуты ищут «счастливое место». Поэтому среди могучих деревьев не селятся, так как они уже взяли всю силу земли. Есть еще множество таких моментов, как и в китайской геомантии. При выборе места для строительства юрты обращаются к шаману. Часто юрты строятся разборными, чтобы можно было их перевозить при кочевом образе жизни.

Национальная одежда

Национальный костюм якутов состоит из однобортного кафтана. Раньше для зимы он шился из меха, а для лета – из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет 4 добавочных клина и широкий пояс. Рукава широкие. На ноги надеваются кожаные штаны и меховые носки. В современное время якуты используют для пошива одежды ткань. Начали носить рубахи с воротниками, подпоясанные ремнем.

якуты описание

Свадебные шубы для женщин шьются длинными, до пяток. К низу расширяются. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зеленым сукном, серебряными украшениями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом. Эти свадебные шубы передаются по наследству. На голове вместо фаты носят меховые шапки с высоким верхом из черного или красного украшенного сукна.

Фольклор

Рассказывая про традиции и обычаи якутов, нельзя не упомянуть про их фольклор. Главным в нем является эпос олонхо, который считается разновидностью поэзии, а в исполнении похож на оперу. Это искусство сохранилось еще с древности. Олонхо включает в себя множество традиционных сказаний. И в 2005 году это искусство было признано наследием ЮНЕСКО.

Поэмы длиной от 10 до 15 тысяч строк исполняют народные сказители. Стать ими могут далеко не все. Сказители должны иметь ораторский дар, уметь импровизировать, иметь актерский талант. Речь должна быть разной тональности. Большие по объему олонхо могут исполняться в течение семи ночей. Самое крупное и известное произведение состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Основу традиций и народных обычаев якутов составляет принцип единства человека с природой. Этот народ произошел от кочевого племени курыканов, первые упоминания о котором датируются XIV веком. Со временем предки сахаларов ассимилировались с южными тюркоязычными переселенцами на территории среднего течения реки Лены. Сегодня выделяют 4 основные группы якутов: амгинско-ленскую, олекминскую, вилюйскую и северную. У каждой из них сложились свои традиции и обычаи, и все же культура их имеет общие черты, характеризующие историческое прошлое этого народа.

Традиции якутов

Верования

Православие пришло в Якутию еще во времена путешествий русского землепроходца Семена Дежнева, но за почти 400 лет эта вера так и не смогла полностью вытеснить исконную религию Аар Айыы.  По традиции, якутский народ верит, что его прародителем был Танар – один из 12 Белых Айыы. Основа этой религии – тесная связь с духами иччи, которые окружают человека еще с момента зачатия.

Аар Айыы – это сочетание анимизма и шамаизма. Название религии происходит от названия основных божеств или жителей Верхнего мира. В традиции народов Якутии – представление мира в виде гигантского дерева Аал Луук Мас. Его крона – место обитания верховных существ, середина Орто Дойду – мир людей, а подземная часть Аллараа Дойду – место скопления исключительно злых духов.

Интересно представление этого народа о душе. В якутской мифологии определено три ее ипостаси:

  • материнская, воплощающая в себе все, что передается человеку от родителей (вера, культура, традиции);
  • земляная, или физическая составляющая человека, его тело;
  • воздушная, которая «отвечает» за разум и интеллект.

В Якутии до сих пор сильна традиция чествования Белых Айыы. Ежегодно во всех городах Республики Саха проходит праздник Ысыах. Отмечают его в день летнего солнцестояния, 22 июня. Обычаи народов Якутии в этот день предполагают масштабные гуляния, ведь, по сути, праздник считается Новым годом или обрядом встречи Солнца. Кроме главного символа Аал Луук Мас, люди устанавливают ритуальные столбы, коновязи, чтобы спустившиеся с небес духи могли рядом с ними оставить своих огненных лошадей.

Праздник Ысыах

В наши дни сохранились практически все ритуалы, связанные с традицией празднования Ысыах. На восходе солнца начинается обряд сжигания конского навоза, как особого благовония для бога Дьесегеей Айыы, дающего людям скотину. Обязательно присутствие на празднике шамана, который у костра читает заклинания в честь Солнца. Ритуальный костер горит до тех пор, пока не покажется рассвет. Все это время вокруг шамана стоят люди с березовыми ветками в руках, так как это дерево считается самым чистым и отгоняющим злых духов.

А далее начинаются традиционные гуляния. Сначала все люди встают в большой хоровод: этот обычай якутов – дань благодарности Солнцу за жизнь. Такой танец продолжается не один час: люди меняют друг друга, но не останавливаются, чтобы как можно дольше можно было возносить хвалу светилу. Далее в течение всего дня устраиваются различные конкурсы и состязания: борьба, прыжки через препятствия, поедание наибольшего количества пиши, выпивание наибольшего количества кумыса.

Семья

Семейные традиции древних якутов строились на обычае создания большой семьи. До XIX века в приоритете было многоженство, при этом каждая жена жила отдельно, получая от мужа собственный приусадебный участок. Общего хозяйства семья не вела: каждая из женщин устраивала свой быт.

Чум

Несмотря на патриархат, в формировании будущей семьи главная роль отводилась стороне женщины. Выбором пары для своей дочери занимались матери. Практически с младенчества они присматривались к семьям, где росли мальчики, и наблюдали за будущим главой дома. У мальчика должен быть крепкий род, сильное здоровье, он должен быть трудолюбивым и выносливым. Ранее самым лучшим выбором считался парень, умеющий ставить юрты и ловко охотиться. Правильным возрастом для брака считался период 16-25 лет.

Подготовка к свадьбе и само торжество у якутов очень напоминало обряд многих других кочевых народов. Сватовством занималась семья девушки. Старшие женщины шли в дом к парню и предлагали его родителям невесту. Если взрослых все устраивало, сторона жениха определяла размер калыма. Раньше его выплачивали оленями, сегодня – деньгами.

В традиции народов Якутии – женское начало всего, что касается создания семьи. После сватовства назначали день свадьбы, и последнее слово в этом вопросе всегда было за невестой. В назначенный час поочередно в юрты молодых входил шаман и окуривал жилища благовониями, как бы очищая все вокруг от злых духов. Только после этого парень с девушкой могли выйти на улицу и впервые увидеть друг друга. Современные традиции не столь сильны, но в тех семьях, где их все же придерживаются, до свадьбы будущих мужа и жену на свиданиях всегда сопровождают близкие родственники.

Якутская свадьба

По обычаю, наряд невесты у якутов состоял из белоснежного платья и яркого тугого пояса. В приданое девушке обязательно собирали шубы, как символ богатства. Отдельное место в свадебном ритуале занимал праздничный стол: из угощений обычно подавали оленину, говядину, жеребятину и рыбу. Национальные напитки – кумыс и вино.

Быт

Жилище

В национальной традиции сахаларов сохранился обычай строить юрты. В отличие от монголов, в качестве основного строительного материала этот народ выбирал бревна. Дом должен был легко возводиться, но так же легко и разбираться, при этом быть прочным, хорошо защищать от ветра, мороза и нашествия диких животных. Для лета ставили урусы из бересты.

Юрты строились трапециевидной формы, что позволяло экономно расходовать тепло и быстро протапливать жилище. Для построек брали только мелкие деревья, так как рубить специально крупные растения считалось грехом. Дома располагали в низине, обязательно вокруг должны были расти деревья, которые, по поверьям, защищали от злых духов и не забирали силу людей.

Якутские юрты

Двери в юрте делали с восточной стороны навстречу солнцу. Щели между бревнами замазывали навозом и стружкой с дерном. Окон в юртах было мало. Внутри был камин, в качестве кроватей кочевники использовали лавки, расставленные по-над стенами и отгороженные друг от друга небольшими стенками.

Еда

Очень интересны традиции приготовления блюд. В Якутии главное угощение – оленина. На втором месте жеребятина, на третьем рыба. Примечательно, что в пищу идет практически все без отходов: субпродукты, кровь, а рыбу и вовсе готовят с потрохами. Учитывая морозный климат региона проживания этого народа, большинство мясных блюд подают в сыром замороженном виде, добавляя для вкуса острые приправы.

Якутская строганина из рыбы

В традиционной кухне у сахаларов нет овощей, фруктов и грибов. Из напитков в приоритете все, что сделано на кобыльем молоке: кумыс, койуургэн, простокваша, творог, сыр. На десерт они подают чохоон – взбитое с маслом и лесными ягодами молоко.

Одежда

Традиции и обычаи народа Якутии относительно культуры внешнего вида мало изменились за последний век. Живя в суровых климатических условиях, каждый сахалар имеет несколько шуб и кафтанов из выделанных шкур диких животных. Вся одежда мужчин и женщин дополняется искусными украшениями: вышивкой или аксессуарами из серебра. В национальный костюм входит верхняя теплая накидка с поясом, кожаные штаны и меховые носки. Под низ надеваются рубахи.

Отличительной чертой якутской одежды считается орнамент с цветком лилии-санданы. В нем сочетаются все цвета года: черный означает землю и весну, зеленый – растения и лето, коричневый – цвет осени, серебряные оттенки – символ снега и звезд.

Национальная одежда якутов

Интересный крой головных уборов: шапка похожа на камелек. Чтобы человек был всегда под защитой высших богов, в ней делают специальное отверстие, куда заглядывают солнце и луна. А чтобы не прерывалась связь с космосом, головные уборы дополняют небольшими ушками.

Ремесло

Основным занятием сахаларов считается скотоводство. У каждого небольшого поселения есть свое стадо оленей и лошадей. Их пасут мужчины, а женщины занимаются крупным рогатым скотом для нужд семьи. Для собственного пропитания летом все заготавливают рыбу, но в качестве отдельной отрасли рыбоводство у якутов не развилось.

Оленевод

На Севере кочевники промышляют охотой. Особенно популярной стала добыча пушного зверя, когда в тот край добрались русские. С XVII века началось освоение земледелия: выращиваются некоторые злаковые культуры.

Основными ремеслами считаются обработка дерева, кожи, меха, кости. Необычной традицией для северных народов считается производство изделий из лепной керамики. Этим ремеслом занимаются только якуты.

Резьба по кости

Нет равных сахаларам и в изготовлении коновязей, с которыми связано много поверий и обрядов. Это не просто столб для лошадей: коновязи имеют разную высоту, форму и украшения. Всего выделяют 3 группы таких конструкций:

  • обычные надворные;
  • столбы для проведения обрядов;
  • коновязи для праздника Ысыах.

Современный образ жизни жителей Республики Саха мало чем похож на то, как вели свое хозяйство их предки, и все же именно сахалары считаются одним из немногочисленных народов, которому удалось сохранить самобытность. В своем большинстве они остались язычниками и чтут традиции и обычаи, которые формировались в Якутии веками. Саха сохранили уникальную фольклорную форму поэзии – эпос олонхо, который с 2005 года входит в перечень наследия ЮНЕСКО.

Якуты как народ образовались от слияния местных племён Якутии и тюркских народностей, чьи земли располагались по соседству. Со временем этнос разделился на несколько основных групп, что и сегодня можно заметить в традициях якутов. 

У каждого региона есть свои неповторимые обычаи и обряды, которых люди придерживаются уже не одно столетие. Основа жизни якута – гармония между человеком и природой, что ярко выражено в культуре якутского народа. Какие интересные ритуалы соблюдают якуты? Что для жителей Якутии значат семейные ценности? И на каких праздниках можно побывать в этом крае?

Якуты - славные оленеводы

Якуты – славные оленеводы

Верования якутов

Несмотря на то, что за долгую историю менялись не только уклад жизни народа, но и его верования, у якутов и сегодня важную роль играет почитание сил природы. Они верят, что у каждого предмета, у каждой природной стихии, явления есть свой дух, который может помочь человеку или навредить (если не задобрить его). 

В старину якуты часто оставляли жертвоприношения божествам. Одним из самых главных среди них считался хозяин дороги, для которого на перекрёстках народ оставлял пищу, конские волосы, предметы обихода. Подобные ритуалы якуты соблюдали и вблизи водоёмов, в горной местности, задабривая хозяев озёр, гор, рек и т.д.

Поверья якутов рассказывают, что во время грозы происходит изгнание злых сил. Если в дерево ударит молния – его листва, кора считаются лечебными. А вот силы природы в якутском мировоззрении воплощены в божестве Аан. 

Это женская ипостась земли, что следит за развитием всего живого, продолжением рода. В честь Аан по весне якуты устраивают праздники, во время которых подносят дары доброй богине.

В немалой степени жизнь якутского народа зависела от охоты, покровителем которой был Баай Байанай. У этого духа леса были священные животные, которых нельзя было убивать. К ним относились лебедь и орёл, что считался царём птиц. 

А вот среди зверей особо почитали медведя. Даже современные якуты носят или храня обереги из зубов или когтей этого животного. Согласно преданиям, такие талисманы наделены волшебной силой, они могут уберечь своего владельца от бедствий и даже спасти ему жизнь.

Якутская семья

Якутская семья

Семейные традиции якутов

В современных якутских семьях уклад мало отличается от принятого в России. Однако не так давно, в конце XIX века, среди якутов было принято многоженство. Согласно традициям якутов, каждая из жён получала свой дом и приусадебный участок, за которым ухаживала. 

Важное значение во время сватовства играл калым. Это был выкуп за невесту, которую жених должен был уплатить её семье (ведь он приобретал жену, а у её родных забирал помощницу). 

Нередкими были случаи, когда у жениха попросту не было средств на уплату калыма. Если случалось такое, то он крал возлюбленную, а выкуп отдавал “в рассрочку” на протяжении нескольких лет. Хочу заметить, что при таком раскладе невеста не выступала против своего похищения и заранее была осведомлена о нём.

Одна из старинных традиций якутов связана с выбором будущего мужа для девочки. В прошлые века делали это рано, когда “жених” и “невеста” едва научились ходить. 

Как правило, занимались выбором старшие женщины семьи. Они присматривались к отцам мальчиков. Те должны были отличаться крепким здоровьем, были трудолюбивыми и выносливыми. Считалось, что все эти качества унаследует и сын.

Решение о времени свадьбы тоже принимали женщины. Нередко это делала сама невеста. В назначенный день она и жених должны были находиться в разных юртах. К ним входил шаман или отец жениха, что совершал ритуал окуривания берёзовым дымом. Это было необходимо, чтобы изгнать злых духов. 

После обряда жених и невеста могли выйти из юрт и впервые увидеть друг друга, пройдя священный круг у костра. После объявления мужем и женой они обязательно надевали традиционные обереги, что должны были защитить молодую семью от недугов и бед.

Старинные праздники якутов в наши дни

Праздники Якутии, что народ отмечает и сегодня, имеют древние корни и переносят нас в далёкое прошлое. Немало интересных традиций якутов связаны с праздником Ысыах, что проходит в летнее время. Устраивают гуляние обычно на поляне, окружённой берёзами. 

Посреди неё устанавливается коновязь. Она является символом Мирового Древа. Во время Ысыаха очень важно окропить огонь с четырёх сторон кумысом. Это своего рода освящение праздника. После семейного застолья якуты устраивают соревнования, танцуют в хороводах, поют народные песни.

На многих якутских празднествах можно увидеть осуохай. Этот танец представляет собой ритуальный хоровод, который якуты создают с давних времён. Поверья этого народа рассказывают, что осуохай “вращает природу”. Танец даже попал в “Книгу рекордов Гиннеса”, ведь в 2012 году в нём приняли участие более 15 000 человек.

Не менее важными для якутов являются и коновязные столбы, что занимают особое место в их культуре. Все они различаются по форме, орнаменту, высоте. Считается, что коновязи делятся на три группы: обыкновенные (те, что устанавливают во дворах), ритуальны и столбы, что используются во время Ысыаха.

Ысыах - якутский Новый год

Ысыах – якутский Новый год

Как вы могли заметить, в традициях якутов есть и самобытные черты, и славянские особенности, и отголоски культуры тюркских предков. Всё это делает народ неповторимым и интересным. Кроме того, не стоит забывать, что даже сегодня многие якутские праздники и ритуалы сохранились в практически первозданном виде, а значит, могут познакомить нас с богатой и яркой историей этого народа.

Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири. О предках якутов было впервые упомянуто в 14 веке. Предки современных якутов — кочевое племя курыканов, которые до XIVвека жили на территории Забайкалья. Пришли они туда из-за реки Енисей. Якуты делятся на несколько основных групп:

  • амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
  • олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
  • вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
  • северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.

Самоназвание народа звучит как саха, во множественном числе сахалар. Есть и старинное самоназвание уранхай, которое еще пишется ураанхай и ураангхай. Эти названия и сегодня используются в торжественных речах, песнях и олонхо. Есть среди якутов сахаляры — метисы, потомки смешанных браков между якутами и представителями европеоидной расы. Это слово нельзя путать с вышеупомянутым сахалар.

Где живут

Основная часть якутов проживает в Якутии, на территории России, некоторая часть живет в Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.

Численность

На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.

Язык

Якутский на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.

Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:

  1. Северо-Западная
  2. Вилюйская
  3. Центральная
  4. Таймырская

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.

Характер

Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод.

Внешность

У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.

Одежда

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.

Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.

В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.

Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.

Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.

Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.

Религия

До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.

Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт.

В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.

Жилище

Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.

Юрты строились из стоячих круглых бревен. Для строительства использовались только мелкие деревья, рубка больших является грехом. Место для постройки должно быть расположено низко и защищено от ветра. Якуты всегда ищут «счастливое место» и не селятся среди больших деревьев, так как считают, что они уже взяли из земли всю силу. При выборе места для строительства юрты якуты обращались к шаману. Часто жилища строились разборными, чтобы было легко их перевозить при кочевом образе жизни.

Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.

Жизнь

Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины — за крупным рогатым скотом. Проживающие на севере якуты разводили оленей. Якутский скот был малопродуктивен, но очень выносливый. Издавна среди якутов было известно сенокошение, еще до прихода русских развито было и рыболовство. Рыбу ловили в основном летом, зимой во льду делали проруби. В осенний период якуты устраивали коллективную неводьбу, добыча делилась между всеми участниками. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Специализировались на этой деятельности и пешие якуты: кокулы, онтуи, осекуи, орготы, крикийцы и кыргыдайцы.

Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайге стала распространяться пушная и мясная охота на медведя, белку, лисицу, но позже, из-за снижения численности зверей, стала уже не так популярна. Якуты охотились с быком, за которого прятались, подкрадываясь к добыче. По следу зверей гонялись на конях, иногда с собаками.

Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой.

Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа, особенно в Олёмкинском округе, способствовали ссыльные русские поселенцы.

Хорошо развита была обработка дерева, якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха. Из кожи производили посуду, из шкур коров и лошадей — коврики, из меха зайца шили одеяла. Конский волос использовали в шитье, плетении и вышивке, ссучивали руками в шнуры. Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.

Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Делали лыжи, которые подбивали конским камусом, и сани, в которые запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы, делали плоскодонные доски, парусные суда-карбасы, которые заимствовали у русских.

В древности коренные народы, проживавшие на севере Якутии, вывели породу собак якутская лайка. Распространена и порода крупных придворовых якутских собак, которая отличается неприхотливостью.

Коновязей у якутов очень много, с древних времен они являются основными составляющими народа, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все коновязи имеют различную высоту, форму, украшения и орнаменты. Существует 3 группы таких конструкций:

  • надворная, в нее входят те коновязи, которые устанавливают у жилища. К ним коней привязывают;
  • столбы для проведения религиозных обрядов;
  • коновязи, устанавливаемые на главном празднике Ысыах.

Еда

Национальная кухня якутов немного схожа с кухней монголов, бурятов, северных народов и русских. Блюда готовят методом отваривания, сбраживания и заморозки. Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь, кровь и потроха. Широко распространено в кухне этого народа приготовление блюд из сибирской рыбы: чира, осетра, омуля, муксуна, пеляди, хариуса, нельмы и таймени.

Якуты максимально используют все компоненты исходного продукта. Например, при приготовлении карасей по-якутски рыба остается с головой и практически не потрошится. Чешую счищают, через небольшой надрез удаляют желчный пузырь, часть толстой кишки и прокалывают плавательный пузырь. Рыбу жарят или варят.

Все субпродукты используются довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Из замороженной рыбы и мяса делают строганину, которую едят с острой приправой. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.

В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды. Из напитков употребляют кумыс и более крепкий койуургэн, вместо чая пьют горячий морс. Из молока коровы готовят простоквашу суорат, взбитые сливки керчэх, густой крем из сбитого с молоком масла, который называется кобер, чохоон — сбитое с ягодами молоком и масло, творог иэдьэгэй, сыр суумэх. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают бурдук.

Фольклор

Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. В 2005 году олонхо было объявлено ЮНЕСКО «шедевром нематериального и устного наследия человечества».

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.

Традиции

Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции и не боятся перемен. Традиций и обрядов у этого народа столько, что можно написать об этом отдельную книгу.

Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множество заговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей.

Камень Сат у этого народа считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.

Якуты являются очень гостеприимными людьми и любят дарить друг другу подарки. Родильные обряды у них связаны с богиней Айыысыт, которую считают покровительницей детей. Согласно мифам, Айыы принимает только жертвоприношения растительного происхождения и молочные продукты. В бытовом современном языке якутов есть слово «аньыы», смысл которого переводится как «нельзя».

В брак якуты вступают с 16 до 25 лет. До 19 века в Якутии было распространено многоженство, но жены при этом жили отдельно от мужа, и каждая вела свое хозяйство. Существовал калым, который состоял из скота. Часть калыма — курум предназначалась для свадебного празднества. За невестой было приданое, которое по своей ценности было равно половине калыма. В основном это была одежда и утварь. Современный калым заменили на деньги.

Обязательный традиционный обряд у якутов — это Благословение Айыы на торжествах и праздниках на природе. Благословения — это молитвы. Самым важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.

С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву.

Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходили на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.

Во время национального праздника Ысыах проводятся национальные якутские прыжки, международные игры «Дети Азии», которые делятся на следующие этапы:

  1. Кылыы, 11 прыжков без остановки, начинается прыжок на одной ноге, приземляться надо на обе ноги;
  2. Ыстанга, 11 прыжков по очереди с ноги на ногу. Приземляться нужно на обе ноги;
  3. Куобах, 11 прыжков без остановки, во время прыжка с места нужно отталкиваться сразу двумя ногами или приземляться с разбега на обе ноги.

Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай — очень древний вид борьбы у якутов.

Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками, строить юрты, добывают пропитание. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха. У некоторых родителей получается быстро найти жениха для дочери, а у кого-то этот процесс занимает долгие годы.

Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.

Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от болезней и зла.

Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.

Народ Якутии

Якуты, которые называют себя саха (сахалар) – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.

Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

якуты

Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культура и быт народа Якутии

культура народа Якутии

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов.

В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

музыкальный инструмент варган

Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.

Традиции и обычаи народа Якутии

традиции якутов

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.

Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

праздник Ысыах

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник Ысыах, отмечаемый в весенне-летний период. В этот день Якуты танцуют, скачут на лошадях, радуются новому теплу и пьют кумыс. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.

Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Якутия – самый большой по площади субъект России, и вместе с тем один из самых малонаселенных участков планеты. На 3 млн. км² постоянно проживает менее 1 млн. человек, половина из которых относится к коренному населению этого морозного края – к народу саха, более известному как якуты.

Содержание

  • Кто такие якуты?
  • Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века
  • Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
  • Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт
  • Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
  • Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!

Кто такие якуты?

Якуты – тюркоязычный народ, относящийся к североазиатскому типу большой монголоидной расы, о чём явственно говорит их самобытная внешность. Антропологические исследования доказали, что предками якутов были кочевые племена скотоводов Забайкалья, которые мигрировали в район современной Якутии в XII-XV вв., смешавшись с местными народами – тунгусами и юкагирами. Сами же якуты гордо называют себя самыми стойким народом, чью выносливость Север вознаградил несметными богатствами. И с этим утверждением сложно поспорить, ведь край вечной мерзлоты известен бескомпромиссной красотой таёжных пейзажей, алмазными месторождениями, мамонтовой костью.

Главной же достопримечательностью Сахи, привлекающих сотни этнографов и туристов, стали аутентичные якутские традиции, некоторые из которых являются достоянием Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура якутов неразрывно связана с местным климатом, не допускающим слабости. Суровая природа веками была для якутов движимой силой и вдохновением, порой вынуждая народ проявлять смекалку для того, чтобы выжить. Вероятно, якутская культура дошла до наших дней в почти нетронутом виде, т.к. экстремально низкие температуры и долгие зимы попросту отпугивали чужеземцев, позволяя сохранять традиционные ценности – язык, мифологию и ремесло. Даже сейчас, в эпоху массовой глобализации и активной ассимиляции, якуты с завидным трепетом и уважением относятся наследию своих предков.

Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века

Большинство якутов придерживаются традиционного верования – Аар Айыы. Это языческое верование стало основой для якутского общества еще со времен зарождения народа. С 2014 года Аар Айыы зарегистрирован в качестве одной из официальных религий на территории России.

Центральный образ в древнейшем якутском веровании занимает Аал Луук Мас – Великое дерево, символ триединства мира. Якуты считают, что в кроне Аал Луук Маса живут высшие боги, в корнях – злые подземные духи, а ствол – это видимый мир людей.

Аал Луук Мас

Аал Луук Мас

В пантеоне якутских богов несколько десятков божественных персонажей, каждый из которых отвечает за определенную стихию или событие в мире людей. Например, особым почтением пользуется бог Джёсёгей тойон – покровитель лошадей и трудолюбия. Женщины молятся Айыысыт – богине, помогающей при родах. Есть у якутов и местный Амур – Уйгулаан Хаан, который помогает людям найти любовь.

Главный религиозный обряд якутов – кормление огня. Пламя считается посредником между людским и божественным миром, через который небесным покровителям передают подношения и просят помощи в любом деле – от удачной рыбалки до благополучия молодоженов. Обряд проводится шаманом: под звуки хомуса (более известного как варган), в огонь кидают оладья, окропляя пламя кумысом, после чего вокруг костра совершается неистовый танец с молитвами, а иногда и подражанием криков животных.

Религия Аар Айыы стала основой не только для мировоззрения якутов, но и для их устного творчества, главный памятник которого – эпический устное произведение Олонхо, внесенный ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Персонажами олонхо традиционно становились боги, а также одаренные силой и умом жители Среднего мира. Сюжеты зачастую придумывались самими сказителями – олонхосутами, ораторские и актерские таланты которых очень ценились в каждой деревне. Благодаря олонхосутам якутские поэмы дошли до наших дней, пополнив литературное наследие страны, а также позволив исследователям восстановить многие знания о древней якутской культуре и религии.

Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день

Ысыах Туймаада – ежегодный праздник Якутии, который с невиданным размахом отмечают всей республикой в день летнего солнцестояния. Это своего рода якутский новый год: в день Ысыаха символично проводится граница между прошлым и будущим.

Ысыах Туймаада имеет глубокие языческие корни. В этот день якуты восхваляют божество солнца и пробуждение природы. Сначала совершается обряд очищения с помощью дыма и специальной метлы из конского хвоста – дэйбиира. Позже люди собираются на массовую молитву, в едином порыве повторяя сакральные слова и протягивая руки к небу.

Ысыах Туймаада

Ысыах Туймаада

Как любой праздник, Ысыах сопровождается весельем и народными гуляниями. Любимыми развлечениями считаются турниры по хапсыгайю – национальному якутскому единоборству, и мас-рестлингу – перетягиванию палки, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта.

Безусловно, главный якутский праздник невозможен без священного для народа Сахи животного – лошади. На Ысыахе устраивают забеги и выставки якутских скакунов, пьют кумыс, а также устанавливают традиционные якутские коновязи – столбы сэргэ, которые, как считается, используют боги для своих коней. Сами сэргэ, помимо практического назначения, являются также символом древа жизни, объединяющим три мира – божественный верхний, средний людской, нижний – обитель подземных духов. К сэргэ принято привязывать ленточки, загадывая желания.

Кульминацией праздника становится массовый танец-хоровод Осуохай: повторяя движение солнечного диска на небосводе, якуты кружатся под ритуальное пение главного шамана, прославляющего небесных духов. Танец напоминает крупномасштабную медитацию или даже транс, после которого непременно наступает ощущение абсолютного обновления и единения народа.

Сегодня самое масштабное гуляние проводят в историческом месте Ус-Хатын, недалеко от Якутска. Здесь собирается более 15 тыс. якутов, а также множество туристов, которым праздник позволяет с головой окунуться в культуру Саха.

Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт

Кулинарные традиции якутов – кошмар любого вегетарианца и откровение для искушенного гурмана. Выращивание овощей и фруктов при 60 градусах ниже ноля не самая удачная идея. Поэтому испокон веков якуты привыкли подавать на стол экзотичные для европейца продукты местного животноводства – оленину и жеребятину, а также блюда из субпродуктов – кровяную колбасу хаан, жир и потроха.

Кровяная колбаса Хаан

Кровяная колбаса Хаан

Одним из самых известных блюд якутской кухни является строганина – тонкие сырые кусочки речной рыбы или оленины, которые подают замороженными с терпкой приправой из соли и перца. Считается, что в необработанном термически мясе сохраняется максимальное количество полезных веществ, в том числе омега-3, чрезвычайно важного в морозном климате для сохранения тепла тела.

Несмотря на обилие в рационе мяса оленей и коней, якутский народ с глубоким почтением относятся к этим благородным животным. Считается, что сам бог послал северному народу табуны лошадей, чтобы помочь им выжить. Это объясняется и с точки зрения биологии: организмы якутов были вынуждены приспособиться к получению энергии и витаминов исключительно из продуктов животноводства за неимением альтернативы.

Мороженое Кюэрчэх

Мороженое Кюэрчэх

Кумыс – традиционный напиток многих тюркских народов, но якуты предпочитают его радикальный вариант – койуургэн, отличающийся повышенной крепостью и способностью легко одурманить сознание. Кисломолочные продукты – основа кухни Саха, в том числе и десертов. Кюэрчэх – мороженное по-якутски, которое также изготавливают из молока лошади с добавлением диких ягод, например, княженики – сорта местной малины.

Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты

Еще одна традиция Якутии, сохранившаяся по сей день – национальный костюм и украшения. Испокон веков якутам был присущ тонкий вкус, несмотря на суровые климатические условия. Зачастую громоздкие и объемные костюмы из меха и кожи дополнялись элегантными серебряными аксессуарами и изящной вышивкой.

Особенно нарядно выглядит женский костюм. Богатые меховые одеяния считаются одним из высочайших комплиментов для женщины со стороны мужа, эдаким знаком уважения по отношению к её женскому началу. Самое узнаваемое якутское украшение – кэбихэр илисурэх – массивная нагрудная подвеска из серебряных пластин с изображением орнаментов и силуэтов животных. Другая неотъемлемая деталь женского образа – бастынга – головной убор в виде обруча, с ниспадающими вдоль лица звеньями и пластинами. Кроме эстетики, оба аксессуара играют роль мощных оберегов. Ведь считается, что сияние серебра способно отражать злые намерения и отводить несчастья.

Конечно, повседневный образ современных якутов сегодня мало отличается от образа среднестатистического жителя России. Однако, у каждого якута в гардеробе непременно имеется хотя бы один национальный костюм, в который он с удовольствием облачается во время важных событий и больших праздников. Якутские же дизайнеры, бережно используя традиции и навыки предков, получили известность далеко за пределами своей исторической родины.

Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!

Дата публикации: 06.07.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиции обряды праздники христианства
  • Традиции обряды праздники татар
  • Традиции обряды праздники разных народов
  • Традиции обряды праздники башкир
  • Традиции необычных праздников