Традиции обычаи праздники донбасса

Качковская Надежда Ивановна — 24.10. УГДД 5 класс. Тема «Календарные традиции, обряды и праздники Донбасса»

Запишите дату, тему урока

Ребята, на сегодняшнем уроке рассмотрим некоторые народные обряды и праздники славянских народов.

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с

земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им.

Запишите в тетрадь

Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с

земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце «поворачивается на лето», предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря.

Материал для чтения

В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);

(2) масленичные обряды;

(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);

(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);

(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);

(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);

(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);

(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день

запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их

называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

Рассмотрим некоторые праздники, согласно календарю

Коляда. Главный зимний языческий праздник – Коляда, совместившийся позже со Святками. Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали,

кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи

Масленица – проводы зимы. Масленица – праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. Это было наступление Нового года наших древних предков. После этого праздника начинался новый земледельческий год.

Подготовьте и запишите в тетрадь небольшое сообщение об одном из современных праздников в Донецкой Народной Республике.

Праздником Крещения Господня заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 18 января. Праздник начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник. Праздник установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в 30-летнем возрасте в реке Иордан. Из Евангелия известно, что Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, крестил людей в водах Иордана. Спаситель, будучи безгрешен изначально, не имел нужды в Иоанновом Крещении покаяния, однако по смирению Своему принял Крещение водой, освятив при этом Собой водное естество.

В ночь с 13 на 14 января в России существует один неофициальный праздник под необычным названием. Старый Новый год хоть и не является поводом для выходного или красным днем календаря, но отмечается многими россиянами. Однако далеко не все знают, что на самом деле Старый Новый год — это исторический праздник, образовавшийся «по вине» расхождения старого и нового календарей. 

Щедрый вечер – день в народном календаре восточных славян; отдание праздника Рождества Христова и канун Старого Нового года 13 января (31 декабря по старому стилю). Также в этот день почитают преподобную Меланию Римлянку. Русские называют Маланья, украинцы – Маланка, Маланія, а белорусы – Малання.

Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая, святая. Бывало, думал: «Если к ней идти – придешь туда. Вот прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он – в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!» Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..» Волсви?.. Значит, мудрецы, волхвы.

Иван Шмелев

«Зима – за морозы, а мужик – за праздники!», «Как ни знобит мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!» – говорили на посельской Руси. Цепь декабрьских праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается зимним Николиным днем (зимним Николой) – 19 декабря (6 декабря по старому стилю) – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вошли в историю как лидеры и основатели второго народного ополчения, которое в 1612 году освободило Москву от польских захватчиков. Благодаря этому Минин и Пожарский стали одними из самых значимых исторических личностей российского государства и по праву являются символами русского патриотизма.

29 августа отмечается Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа в 944 году, также именуется Третий Спас (Хлебный Спас, Ореховый Спас).

28 августа отмечается праздник Успения Пресвятой Богородицы – одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник. Слово «успение» означает «сон». Так называют день кончины Пресвятой Богородицы.

Профессиональный праздник День шахтера был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года с подачи министров угольной промышленности Д. Оника и А. Засядько. Этот знаменательный день было принято отмечать в последнее воскресенье августа. В СССР праздник проходил под знаком смотра достижений советской угольной промышленности, трудовой доблести шахтеров, их готовности к выполнению новых задач, которые ставила перед ними Родина.

19 августа христиане празднуют Преображение Господне, вспоминая событие библейской истории, когда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.

Конспект урока по курсу «Уроки гражданственности Донбасса» (6 класс)

Учитель : Марьенкова Т.А.

Тема: Традиции, обычаи, праздники Донбасса.

Цель:

  • Образовательная: выявить особенности культуры и взаимосвязь с ней людей, живущих на территории нашего края; сохранить и передать потомкам наши обычаи, традиции и праздники.

  • Развивающая: познакомить учеников с особенностями культуры родного края, расширить кругозор школьников.

  • Воспитательная: воспитать чувство гражданственности и патриотизма; продолжить воспитывать уважительное отношение к культуре нашего края, любознательность, чувство патриотизма за родной край.

Оборудование: карта Донбасса, тетради.

Тип урока: обзорное, комбинированное занятие.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

 Традиции для любого народа – это те правила, которым следуют все на протяжении веков и тысячелетий, их передают от отца к сыну по наследству, гордятся ими и берегут. Это наши корни, история, которую необходимо помнить и чтить, чтобы не потерять свою индивидуальность, уникальность и культуру. Вырви эти корни, забудь традиции – и народ перестанет существовать, поэтому основная задача — сохранить и передать потомкам наши традиции, обычаи, праздники.

Располагаясь на юго-востоке Украины, Донецкая область занимает выгодное географическое положение: на юге омывается водами Азовского моря, в центральной части простираются живописные ландшафты Донецкого кряжа, на севере — лесные массивы бассейна реки Северский Донец. 

Находясь на пересечении важнейших мировых транспортных коммуникаций, Донецкая область на протяжении многих тысячелетий служила своеобразным перевалочным пунктом из Азии в Европу. Десятки этносов, сражаясь за право обладать уникальными природными ресурсами Приазовья, оставили многотысячные памятки археологии, истории и культуры. 

По данным переписи населения Украины 2001 г., в Донецкой области проживают представители 133 национальностей из 134 по Украине. Каждый из народов имеет своеобразную историю заселения и культуру. Наиболее многочисленными являются украинцы (табл.1).

Таблица 1

Национальный состав населения Донецкой области (по данным переписи 2001 г.)

Национальности

Численность, чел. (%)

Всего населения

4825563 (100)

Украинцы

2744149 (56,9)

Русские

1844399 (38,2)

Греки

77516 (1,6)

Белорусы

44525 (0,9)

Татары

19161 (0,4)

Армяне

15734 (0,3)

Евреи

8825 (0,2)

Азербайджанцы

8075 (0,2)

Молдаване

7197 (0,15)

Грузины

7171 (0,15)

Болгары

4833 (0,1)

Появление их на Донетчине связано с развитием запорожского казачества. С судьбой украинцев тесно переплетается история появления русского населения, образование Донского казачества. Украинцы и русские представляют самую многочисленную группу в Донецком регионе. Из других многочисленных народов особую группу составляют греки, появление которых в Северном Причерноморье относится к I тысячелетию до н.э. Греки сохранили во многом свою самобытную культуру, в том числе язык и традиции. 

Благодаря многонациональному мировосприятию культура Донетчины вобрала в себя все лучшее от древних скифов и сарматов до современных традиций народов, населяющих наш край, нашла свою собственную духовную стезю и новые аутентичные проявления.

Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них; великий композитор Сергей Прокофьев, художник Архип Куинджи, полярный исследователь Георгий Седов, основатель российского кино Александр Ханжонков, поэты Владимир Сосюра и Василий Стус, писатели П. Байдебура и И. Костыря, «золотой голос» Украины Анатолий Соловьяненко, обладатель звания «Танцор мира» Вадим Писарев, спортсмен Сергей Бубка, онколог Григорий Бондарь и много других не менее выдающихся деятелей.

Донецкая область известна международными профессиональными фестивалями и конкурсами: «Звезды мирового балета», «Гран Па», Международный конкурс балета имени Сержа Лифаря, который в 2011 году впервые прошел на Донецкой сцене театра оперы и балета, «Прокофьевская весна», «Золотые голоса Украины», международный фестиваль оперного искусства «Золотая корона», фестиваль украинской фортепианной музыки им. Ивана Карабица, «Арт-Альтернатива».

Кроме того, действует достаточно развитая сеть библиотек, домов культуры, клубов, музеев, театров и др. В области есть филармония, 5 профессиональных театров: театр оперы и балета, музыкально-драматический театр, театр кукол в г. Донецк, Донецкий областной русский драматический театр в г. Мариуполе, Донецкий областной русский театр юного зрителя в г. Макеевке. Есть 23 музея (из них 6 государственных), 703 клубных учреждений, 867 библиотек.

Историко-культурный потенциал области составляет 2399 памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства.

Достопримечательности:

Государственный историко-архитектурный заповедник в г. Святогорск;

Святогорский пещерный монастырь (17-18 века),

Николаевская церковь Святогорской Лавры, 17 века;

Культурно-архитектурные сооружения в Артемовске.

Каменные могилы — музей под открытым небом;

Музей выдающегося художника А. И. Куинджи в Мариуполе.

 Музеи Донетчины:

Донецкий областной краеведческий музей, в состав которого входят:

Музей Великоанадольского леса в Волновахском р-не,

Музей С. С. Прокофьева в Красноармейском р-н, с. Красное,

Мемориальный музей В. И. Немировича-Данченко в Великоновоселковском р-н, с. Нескучное,

Донецкий областной художественный музей

Музей народной архитектуры и творчества в Славянском р-не, с. Прелестное;

Горловский художественный музей.

Донбасс чаще всего ассоциируется с углем и металлом, но в последние годы многие открывают наш край для себя заново. Донетчина удивляет дикой, но волшебной природой, уникальными памятниками истории, архитектуры и искусства. Природные условия нашего края чрезвычайно разнообразны: на юге — Азовское море с широкими песчаными пляжами, на севере — леса и живописная долина реки Северский Донец.

Туристические маршруты Донецкой области:

В Донецкой области находятся отделения Украинского степного природного заповедника:

  • Хомутовская степь, которая не знает плуга, и искрится весной всеми цветами радуги;

  • Заповедная территория  Каменные Могилы — ареал эндемиков;

  • Уникальный заповедник Меловая флора хранящий окаменелые доисторические растения

 Региональные ландшафтные парки Донецкой области:

  • Донецкий кряж;

  • Зуевский региональный ландшафтный парк;

  • Половецкая степь;

  • Клебан-Бык;

  • Меотида.

Спорт

Донецкий край — это большой спортивный регион. Спортивная история Донетчины начинается с начала ХХ века, когда англичане познакомили жителей Юзовки с  велоспортом, тяжелой атлетикой, гимнастикой, борьбой и, конечно, футболом.

Спортивные сооружения региона: стадион “Донбасс Арена”, региональный спортивный комплекс “Олимпийский”, “Эквицентр”, многофункциональный спортивный комплекс “Дружба”, плавательные бассейны, легкоатлетические манежи, спортивно-гимнастических залы. Созданные центры физического здоровья “Спорт для всех”, которые открыты в 18 городах области. В 1997 году была открыта областная детско-юношеская спортивная школа для детей с ограниченными физическими возможностями, в которой дети занимаются плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, настольным теннисом, футболом, шахматами.
Сегодня Донецкая область — этнически насыщенный регион, где сплелись история и культура многих народов. Это обстоятельство имеет большое значение с точки зрения развития, познания и сохранения той культуры, которая еще несколько сохранена, но уже стоит на грани исчезновения. Особенно данная проблема касается культуры малых этнических групп Донецкой области. 

Из табл. 1 видно, что другими наиболее многочисленными малыми этническими группами в Донецкой области являются белорусы, татары, армяне, евреи. Благодаря деятельности национально-культурных объединений, центров и обществ культуру многих малых этнических групп удается спасти и возродить. 

С большим интересом проходят праздники у татарского населения Донецкой области. Как правило, татарские семейные обряды сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в них существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по несколько дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников — ураза-байрам — праздник разговения, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамадане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста, насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т.д. 
Другой большой татарский праздник приходится на 70-й день после окончания поста. Это — курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения. 
Одним из широко известных праздников является «Сабантуй». Этот праздник очень древний — много веков назад он возвещал об окончании весенних полевых работ и одновременно был ритуальным действом — татары благодарили кормилицу-землю за все, что она дает, и просили хорошего урожая. «Сабантуй» переводится с татарского как «праздник». Постепенно сабантуй утратил первоначальное значение, превратившись в веселый праздник. Сабантуй начинается показательными выступлениями лучших конников. Джигитовка, искусное владение кнутом, мастерство выездки вызывают восхищение у зрителей. Как правило, во время Сабантуя проводятся показательные выступления по национальной татарской борьбе «куреш» на кушаках (широких поясах). 

Интересны национальные традиции и у еврейского населения Донецкой области. Места компактного проживания евреев по области — города Донецк, Горловка, Макеевка, Мариуполь. Евреи Донецкой области сохранили свои древние обычаи и традиции, уходящие корнями в глубь веков и тысячелетий. Интересна еврейская свадьба. Настоящая еврейская свадьба — это древний и очень красивый религиозный обряд. В Донецкой общине юноша и девушка, решившие вступить в брак, могут заключить его в полном соответствии со всеми религиозными законами. Многие из этих законов непривычны для тех, кто не знаком с еврейской традицией. Но каждый из них исполнен глубокого смысла. Это и подписание брачного контракта — ктубы, где перечисляются обязанности жениха в отношении его будущей жены. 
Согласно еврейскому мировоззрению мальчик, достигший 13-летнего возраста, становится совершеннолетним. С этого дня с религиозной точки зрения он взрослый человек, обязанный выполнять все заповеди в полном объеме и отвечать за свои поступки перед Всевышним. В Донецкой общине этот важный жизненный рубеж молодых евреев отмечают в синагоге как всеобщий праздник, который называется у евреев «бар мицва»
Невозможно перечислить и описать многообразие национально-культурных особенностей народов, проживающих в Донецком регионе. 

Достойное место в богатой этнонациональной палитре Донбасса принадлежит греческой диаспоре.

В районах Донецкой области, где компактно проживают представители греческой национальности, созданы инновационные типы библиотек — библиотеки греческой культуры: библиотека — филиал №5 (с. Сартана) Мариупольской городской ЦБС для взрослых, Гранитненская сельская библиотека — филиал Тельмановской районной ЦБС, Раздольненская и Стыльская сельские библиотеки Старобешевского района, Ялтинская городская библиотека — филиал Первомайской районной ЦБС, Малоянисольская сельская библиотека — филиал Володарской районной ЦБС — работает как музей Г. Костоправа.

На территории региона издаются национальные газеты.

3. Вопросы обучающимся для закрепления материала.

Для чего нам нужно хранить традиции и соблюдать обычаи?

Какие национальности населяют территорию Донбасса?

По вашему мнению, имеют ли традиции и обычаи народов населяющих Донбасс влияние лично на вас, вашу семью, знакомых?

(Ответы детей)

4.Особенности быта

Народное творчество — явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство. Строительство жилья проходило в зависимости от природных условий, климата, наличия строительного материала и местных традиций населения.

С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На предполагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая — можно строить, если же она исчезла или была нарушена — искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.

Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос. Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены — горы и леса, потолок и крыша — небо со звездами. Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол — крыло птицы, клок шерсти — на богатство и чтобы дом был теплым, под порог – горсть муки.

Наряду с сельской бытовой культурой формировалась и городская культура. В центре Донецка всегда были церковь, торговая площадь и диаметрально или кольцеобразно расходящиеся от них улицы. В Донецке таким центром был район, где сегодня расположены Центральный универмаг и кинотеатр «Комсомолец». Там находился Преображенский собор и торговые ряды, где проходили многочисленные ярмарки.

Городские рабочие — вчерашние крестьяне, хлынувшие в города в поисках заработка, сооружали дома, отвечавшие устоявшимся в народном представлении порядкам домостроения.

Жители городов и сел, в первую очередь, были хлеборобами – людьми, которые «делали» хлеб на золотой ниве и возле печи. «Хлеб — всему голова. Где есть хлеб и вода — там уже нет голода, а если хлеба нет и куска, то и в доме тоска» — говорили в народе. Хлеб пекли, в основном, раз в неделю из ржаной муки. Пшеничный хлеб пекли к большим праздникам. Его ценили и берегли как в богатых, так и в бедных семьях.

В быту наших предков было много «хлебных» правил. Например, после захода солнца не начинали новой булки; крошки со стола никогда не смахивали в мусор.

Народная одежда — один из элементов культуры, который носит ярко выраженную этническую окраску. Национальная одежда имеет такие характерные черты: немногочисленность убранства, простота кроя, спокойные цвета украшений, чувство меры во всем.

Основой женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности.

Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» — символизировали радость, грусть, печаль, любовь.

Традиционный мужской костюм — вышитая рубаха, штаны, пояс, головной убор — соломенная шляпа, зимой — суконная шапка.

Своеобразная одежда греческого населения нашей области (Великоновоселковский, Волновахский районы). В ней сочетаются черты балканского народного костюма и элементы, характерные для татарского населения Крыма.

Основу женского костюма составляла туникообразная нижняя рубаха из домотканого полотна, вышитая характерным орнаментом коричневато-золотистой окраски; юбка, а поверх нее — передник. Традиционным женским головным убором был перифтар. Его надевали в день свадьбы и носили в первый год замужества.

Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» — говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников — для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб. В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.

Религиозные обряды и обычаи Донецка

Верования и поверья — важная составная часть духовной жизни людей. Особенно ярко они отражены в народной обрядности, связанной с календарными праздниками.

Праздники Рождества Христова и Ивана Купала празднуются христианской церковью, но своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с определенным положением Солнца. Это праздники солнцеворота.

Рождество — праздник, который отмечается в самые короткие дни в году. В это время Солнце как бы умирает и человек своими действиями помогал ему в тот момент, когда оно было очень слабым. Рождественские святки длились 12 дней, с 7 по 19 января (по новому стилю). А начинался праздник Святым Вечером 6 января. С давних времен словом и делом, всей обстановкой люди создавали в этот день образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме. Дом изнутри белили, вывешивали рушниками и пучками высушенных цветов. Стол застилали тонким слоем душистого сена и покрывали снежной белизны скатертью. На «покуте» (угол под образами) ставили высокий сноп ржи, сооружали гнездо из сена, в которое ставили кутью и узвар (кутья, как блюдо поминовения, узвар — обрядовый напиток, который давали матери в первый день рождения ребенка) — таким образом сплетались воедино понятия смерти и рождения.

В Святой Вечер дети носили вечерю своим близким. Люди как бы стремились соединить всех живых членов рода в общей святовечерней трапезе.

На святки, по народным поверьям, начинается разгул нечистой силы. Поэтому использовали всяческие обереги — магические заклинания, травы. В первый день рождения Христа, после торжественной литургии в церкви, на улицах появлялись колядники. Смысл колядования заключался в том, чтобы поздравить с Рождеством Христовым, с Новым годом всех знакомых, пожелать им здоровья, счастья и хорошего урожая.

Пасха — величайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник — Воскресение Христово. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).

Празднование Пасхи отличается особенной торжественностью.

Праздник Ивана Купала по своему смыслу был таким же важным, как и два предыдущие. По старинным верованиям, в этот день Солнце купалось в воде и освящало ее, наделяя очищающими и целебными свойствами. Наши предки верили в то, что растения в эти дни разговаривают между собой и переходят с места на место. Даже никогда не цветущий папоротник зацветает в эту ночь. Травы в это время набирают свою целебную силу, поэтому люди ходили в лес собирать лекарственное сырье до восхода Солнца. К сожалению, у нас на Донетчине об этом празднике сохранились лишь эпизодические воспоминания.

Существовало еще множество других праздников (Масленица, Проводы, Троицын день, Спас, Покров и т.д.), первоначальный смысл которых, к сожалению, утратили свое значение, превратившись на сегодня лишь в развлечение.

Народные верования не исчерпывают всей сложности мировосприятия народа. Вера в единого Бога занимала важное место в жизни людей. Религиозные представления гармонично переплетались с народными обрядами. Религиозная обстановка в нашем крае была столь же разнообразна, как и национальный состав населения. По вероисповеданию у нас были православные, католики, протестанты, старообрядцы, мусульмане и иудеи. Небезызвестная кампания 30-х годов привела к тому, что многие культовые сооружения не сохранились. Навсегда утеряны уникальные образцы иконописи разных школ, культовые предметы.

Уникальным памятником в нашем крае является Святогорский монастырь — иноческая обитель монахов, Успенская церковь в Мариуполе сохранила религиозные традиции греков.

С переселением в наш край евреев появились синагоги — в Юзовке (Донецк), Мариуполе, Бахмуте (Артемовск), а вместе с поляками появились костелы — в Краматорске, Константиновне.

Это интересно знать

…накануне праздника Богоявления дома окропляют освященной водой. В этот день можно работать, но до освящения воды никто не ест, и потому день этот называется «голодной кутьей».

…если во время ужина на праздник голодной кутьи кто-нибудь из присутствующих чихнет, то хозяин что-нибудь должен подарить ему: овечку, теленка и т.д.

…если на Сретение петух напьется воды, то пахарь наберется беды: зима будет продолжительная.

…на праздник Сорок святых (22марта) по старому обычаю школьники приносили своему учителю сорок бубликов. До этого дня сорока положит в свое гнездо сорок палочек. В этот день из теста пекут жаворонков, с которыми дети ходят и поют веснянки.

…если на Покрова ветер с севера, будет зима холодная и с метелями. Если с юга, то теплая.

Донецкие традиции

Любой человек стремится к счастью и всему, что он вкладывает в это понятие. Причем способы и методы его достижения бывают самые разнообразные. Но всегда хочется верить в чудо, которое подарит исполнение желания, добавит в жизнь ярких красок и наполнит мир радостью свершившегося волшебства. Поэтому даже разочарованные обыденной реальностью взрослые с детской непосредственностью замирают в ожидании этого самого чуда и совершают порой нелогичные поступки, выполняют непонятные обряды и верят в окружающие приметы.

В погоне за благосклонностью госпожи Удачи жители Донецка не становятся исключением. Поэтому кроме обычных и всем известных народных примет в нем появляются новые традиции, существующие только в нашем городе и помогающие исполнению желаний его жителям.

Заводской голос «Орла» или донецкие городские часы

Наиболее яркой донецкой традицией стоит назвать ориентацию по времени звучания гудка металлургического завода. Такой заметный и привычный для дончан звук уже является неотъемлемой частью городской жизни. И кто бы мог предположить, что купленный Джоном Юзом вместе с поршневыми машинами с затонувшего в Азовском море парохода «Орел» обычный судовой паровой гудок станет настоящей реликвией предприятия и легендой города.

Он уцелел во время разрушений завода в войну, не смолк как заводские гудки других предприятий в период борьбы с шумом в 60-е годы и продолжает исправно служить ориентиром времени в промышленном городе.

В связи с расширением предприятия в послевоенные годы и необходимостью увеличения слышимости звука в помощь первым заводским «часам» была изготовлена копия пароходного гудка, рассчитанная на объем пара, в два раза больше используемого старым гудком. Оба устройства- гудок «Орла» и гудок, изготовленный Василием Клембовским — сейчас расположены на крыше машинного цеха ТЭЦ-ПВС Донецкого металлургического завода.

Расписание звучания гудка известно большинству горожан: один раз он слышен в 6, 14 и 22 часа, дважды- в 7, 15 и 23 часа. Впервые прозвучал над тогда еще слабозаселенной Юзовкой и окрестностями в 1873 году, он стал для многих металлургов решением проблем с опозданиями, способом улучшить дисциплину и возможностью наладить непрерывное производство. Словно сердце металлургического предприятия заводской гудок вот уже много лет отмеряет период заводской смены и информирует о времени всех жителей и гостей Донецка.

Замки любви: предание о том, как счастье в браке сохранить и чувствам крепость не утратить

Традиция закреплять свои романтические чувства не только штампом в паспорте, но и символическим запиранием металлического замка, возникла не так давно. Вслед за героями романа «Три метра над землей» с легкой руки его автора Федерико Моча влюбленные вне зависимости от места своего проживания стремятся запереть именной замок в знак крепости чувств и верности друг другу. Данный обряд получил популярность во многих странах мира, поэтому обычай вешать на перилах моста именной замок и выбрасывать в воду ключ вовсе не является истинно донецкой.

Среди проживающих в Донецке брачующихся или просто влюбленных пар популярным местом расположения замочка любви является мост через первый городской ставок, соединяющий парк Щербакова и улицу Университетскую.

Прочный пешеходный мост протяженностью 300 метров и сооруженный на 12 бетонных опорах был построен в середине пятидесятых годов на смену своему деревянному предшественнику. Кроме своей функциональности и значения для карты пешеходных маршрутов города, он быстро приобрел популярность для неторопливых прогулок к самому знаменитому парку культуры и отдыха.

Со времени своей постройки железные замки стали наиболее ярким украшением моста. Скромные амбарные и изящные свадебные, с выгравированными именами влюбленных и нанесенными краской словами нежности, с ленточками или выполненные в форме сердца они создают атмосферу праздника и напоминают об одном из самых ярких дней в памяти решивших связать свои судьбы людей. Количество замочков любви стремительно увеличивается после дня влюбленных и в периоды осенних свадеб.

Еще одним замечательным местом для реализации замочно- романтической традиции является беседка влюбленных в парке кованых фигур, стены которой щедро украшены замками на любой вкус и цвет.

Кованые вестники счастья: байка о месте, где можно загадать любое желание

Кстати, еще немного о парке кованых фигур. Уникальный по своему содержанию и постоянно расширяющийся благодаря новым экспонатам он вот уже 13 лет привлекает внимание гостей города и радует его жителей. По концентрации свежезарегистрированных супружеских пар и звучанию затворов фотоаппаратов донецкий парк кованых фигур без сомнения занимает лидирующее место среди других ярких достопримечательностей города.

На территории парка железного искусства есть все шансы стать счастливым, выполнив несложные ритуалы и обряды. Влюбленных и молодоженов привлекает беседка для всех, испытывающих нежные чувства к друг другу. С ее появлением в парке среди романтически настроенных дончан появилось поверье, что поцелуй внутри беседки способствует долгим и счастливым отношениям.

 

Уже связанные узами брака мечтательно смотрят на железного аиста и загадывают о скором пополнении в составе их семьи. Ищущие стабильности в финансовом океане идут за поддержкой к птице-банкиру, которая за счастливый пятачок и ласковое поглаживание клюва пообещает вернуть капиталовложения с хорошими процентами.

 

А в воплощении универсальных и не поддающихся классификации мечтаний могут поспособствовать золотая рыбка, огромная подкова счастья, расположенная рогами вверх для накопления положительной энергии, и железные фигуры на аллее знаков зодиака, фото с которыми обещают счастливый гороскоп ежедневно и надолго.

 

Все подобные мероприятия по увеличению объема счастья в окружающей жизни появляются вместе с очередным экспонатом, созданным во время ежегодного фестиваля кузнечного искусства. И не столь важно, как будет выглядеть очередное творение мастеров молота и наковальни, главное, что оно будет дарить людям радость его созерцания и возможность поверить в осуществление желаний.

А какие донецкие приметы, обряды и традиции знаете Вы?

(Ответы детей)

5. Подведение итогов урока.

Использованные интернет-ресурсы:

http://zanarod.org/?page_id=1462

http://donoda.gov.ua/?lang=ru&sec=01.13&iface=Public&cmd=view&args=id:914

http://detecddonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php?idn=11

http://tourlib.net/statti_tourism/kudokocev2.htm

http://kroha.dn.ua/p/articles/18/donetskie-primetyi-obryadyi-i-traditsii-326/

Особенности быта и религии

Особенности быта и религии, обрядов и обычаев Донецкой области.

Народное творчество — явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство. Строительство жилья проходило в зависимости от природных условий, климата, наличия строительного материала и местных традиций населения. Символом Украины была «бiла хата».

С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На пред-полагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая — можно строить, если же она исчезла или была нарушена — искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.

Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос.

Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены — горы и леса, потолок и крыша — небо со звездами.

Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол — крыло птицы, клок шерсти — на богатство и чтобы дом был теплым, под порог – горсть муки.

Наряду с сельской бытовой культурой формировалась и городская культура. В центре Донецка всегда были церковь, торговая площадь и диаметрально или кольцеобразно расходящиеся от них улицы. В Донецке таким центром был район, где сегодня расположены Центральный универмаг и кинотеатр «Комсомолец». Там находился Преображенский собор и торговые ряды, где проходили многочисленные ярмарки.

Городские рабочие — вчерашние крестьяне, хлынувшие в города в поисках заработка, сооружали дома, отвечавшие устоявшимся в народном представлении порядкам домостроения.

Жители городов и сел, в первую очередь, были хлеборобами – людьми, которые «делали» хлеб на золотой ниве и возле печи. «Хлеб — всему голова.

Где есть хлеб и вода — там уже нет голода, а если хлеба нет и куска, то и в доме тоска» — говорили в народе. Хлеб пекли, в основном, раз в неделю из ржаной муки. Пшеничный хлеб пекли к большим праздникам.

Украинский хлеб — паляница — символ плодородной земли, выпекали из лучшей муки. Хлеб ценили и берегли как в богатых, так и в бедных семьях.

В быту наших предков было много «хлебных» правил. Например, после захода сол-нца не начинали новой булки; крошки со стола никогда не смахивали в мусор. Традиционными блюдами были вареники, галушки, украинский борщ.

Народная одежда — один из элементов культуры, который носит ярко выраженную этническую окраску. Украинская национальная одежда имеет такие характерные черты: немногочисленность убранства, простота кроя, спокойные цвета украшений, чувство меры во всем.

Основой украинского женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности.

Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» — символизировали радость, грусть, печаль, любовь.

Традиционный мужской костюм — вышитая рубаха, штаны, пояс, головной убор — соломенная шляпа, «брыль», зимой — суконная шапка.

Своеобразная одежда греческого населения нашей области (Великоновоселковский, Волновахский районы). В ней сочетаются черты балканского народного костюма и элементы, характерные для татарского населения Крыма.

Основу женского костюма составляла туникообразная нижняя рубаха из домотканого полотна, вышитая характерным орнаментом коричневато-золотистой окраски; юбка, а поверх нее — передник. Традиционным женским головным убором был перифтар. Его надевали в день свадьбы и носили в первый год замужества.

Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником».

«Дом без рушника, что дом без детей» — говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников — для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб.

В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.

Религиозные обряды и обычаи Донецка

Верования и поверья — важная составная часть духовной жизни людей. Особенно ярко они отражены в народной обрядности, связанной с календарными праздниками.

Праздники Рождества Христова и Ивана Купала празднуются христианской церковью, но своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с определенным положением Солнца. Это праздники солнцеворота.

Рождество — праздник, который отмечается в самые короткие дни в году. В это время Солнце как бы умирает и человек своими действиями помогал ему в тот момент, когда оно было очень слабым. Рождественские святки длились 12 дней, с 7 по 19 января (по новому стилю).

А начинался праздник Святым Вечером 6 января. С давних времен словом и делом, всей обстановкой люди создавали в этот день образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме. Дом изнутри белили, вывешивали рушни-ками и пучками высушенных цветов.

Стол застилали тонким слоем душистого сена и покрывали снежной белизны скатертью.

На «покуте» (угол под образами) ставили высокий сноп ржи, сооружали гнездо из сена, в которое ставили кутью и узвар (кутья, как блюдо поминовения, узвар — обрядовый напиток, который давали матери в первый день рождения ребенка) — таким образом сплетались воедино понятия смерти и рождения.

В Святой Вечер дети носили вечерю своим близким. Люди как бы стремились соединить всех живых членов рода в общей святовечерней трапезе.

На святки, по народным поверьям, начинается разгул нечистой силы. Поэтому использовали всяческие обереги — магические заклинания, травы.

В первый день рождения Христа, после торжественной литургии в церкви, на улицах появлялись колядники.

Смысл колядования заключался в том, чтобы поздравить с Рождеством Хрис-товым, с Новым годом всех знакомых, пожелать им здоровья, счастья и хорошего урожая.

Пасха — величайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник — Воскресение Христово. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).

Празднование Пасхи отличается особенной торжественностью.

Праздник Ивана Купала по своему смыслу был таким же важным, как и два предыдущие. По старинным верованиям, в этот день Солнце купалось в воде и освящало ее, наделяя очищающими и целебными свойствами.

Наши предки верили в то, что растения в эти дни разговаривают между собой и переходят с места на место. Даже никогда не цветущий папоротник зацветает в эту ночь. Травы в это время набирают свою целебную силу, поэтому люди ходили в лес собирать лекарственное сырье до восхода Солнца.

К сожалению, у нас на Донетчине об этом празднике сохранились лишь эпизодические воспоминания.

Существовало еще множество других праздников (Масленица, Проводы, Троицын день, Спас, Покров и т.д.), первоначальный смысл которых, к сожалению, утратили свое значение, превратившись на сегодня лишь в развлечение.

Народные верования не исчерпывают всей сложности мировосприятия народа. Вера в единого Бога занимала важное место в жизни людей. Религиозные представления гармонично переплетались с народными обрядами.

Религиозная обстановка в нашем крае была столь же разнообразна, как и национальный состав населения. По вероисповеданию у нас были православные, католики, протестанты, старообрядцы, мусульмане и иудеи. Небезызвестная кампания 30-х годов привела к тому, что многие культовые сооружения не сохранились.

Навсегда утеряны уникальные образцы иконописи разных школ, культовые предметы.

Уникальным памятником в нашем крае является Святогорский монастырь — иноческая обитель монахов, Успенская церковь в Мариуполе сохранила религиозные традиции греков.

С переселением в наш край евреев появились синагоги — в Юзовке (Донецк), Мариуполе, Бахмуте (Артемовск), а вместе с поляками появились костелы — в Краматорске, Константиновне.

знать

…накануне праздника Богоявления дома окропляют освященной водой. В этот день можно работать, но до освящения воды никто не ест, и потому день этот называется «голодной кутьей».

…если во время ужина на праздник голодной кутьи кто-нибудь из присутствующих чихнет, то хозяин что-нибудь должен подарить ему: овечку, теленка и т.д.

…если на Сретение петух напьется воды, то пахарь наберется беды: зима будет продолжительная.

…на праздник Сорок святых (22марта) по старому обычаю школьники приносили своему учителю сорок бубликов. До этого дня сорока положит в свое гнездо сорок палочек. В этот день из теста пекут жаворонков, с которыми дети ходят и поют веснянки.

…если на Покрова ветер с севера, будет зима холодная и с метелями. Если с юга, то теплая.

Источник: http://DetecdDonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php?idn=11

Что изучает этнография. традиции и обряды донецкого края

Особенности быта и религии, обрядов и обычаев Донецкой области.

  • На какие конкретно ответственные для историка вопросы о прошлом оказывает помощь ответить этнография?

с покон веков, собирая исторические источники иллюстрирующие то либо иное историческое событие, случившееся на территории родного края, ученые записывали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования разных народов, населявших его. Громадный интерес для исследователей воображали кроме этого предметы быта, костюмы, орудия труда, украшения. Всё это помогало составить им целостную картину прошлого.

Изучением бытовых и культурных особенности народов, их происхождения, расселения, традиций, обрядов и быта занимается одна из основных и крайне важных помощниц истории — этнография.

O Исторический словарь

Этнография (от греческих слов«этнос»-народ и«графо»-пишу)

— это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры разных народов в прошлом и настоящем.

Среди этнографических источников, помогающих ответить на вопросы: «какие конкретно народы живут на территории Донецкого края?», «Каково их происхождение?», «В то время, когда, и в связи с чем, они попали на территорию Донбасса?», «На каких языках они говорят?», «Какие конкретно жилища строят?» и т.д., имеется вещественные — настоящие предметы (одежда, пища, утварь); описания (учёных и письменные исследования, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты); изобразительные — картины, фотографии, наскальная живопись; устные (предания, сказки, поговорки).

Коллекции этнографические источников возможно заметить в

Этнографических музеях.

O Исторический словарь

Этнографический музей –научное учреждение,осуществляющеесбор, изучение и хранение экспонатов, культуру, быт, одежду, традиции и обряды разных народов.

O Это весьма интересно

Один из самых увлекательных музеев отечественного края — Музей народной архитектуры, детского творчества и быта находится в селе Прелестное Славянского района.

Комплекс под открытым небом складывается из века и сельского двора — ветряной мельницы, дома, амбара, кузницы, колодца, ульев.

Самым примечательным из строений музея есть древесный, белёный дом с крышей покрытой камышом — обычное крестьянское жильё Слобожанщины XІX — начала XX века.

Центральное место в хате занимает печь. По традиции, в случае если в хате была женщина на выданье, то печь была разрисованная. Заходит юноша в хату видит — печь разрисованная, значит возможно ко мне сватов засылать.

Экспозиция мариупольского музея этнографии и народного быта отражает картину его территории окрестностей и населения города греками, русскими, украинцами, немцами, иудеями, других народами и болгарами, воссоздавая картины их жизни, быта и культуры.

Этнографические музеи воображают собою особенную категорию музеев. При посещении таких музеев любой визитёр имеет возможность приобщиться к традициям представленного времени, почувствовав себя мельником, кузнецом либо крестьянином.

Музей этнографии в Санкт-Петербурге Этнографическая экспозиция

Донецкого краеведческого музея

Музей под открытым небом с. Прелесное Экспозиция мариупольского музея

  • О каких сторонах судьбы народов, населяющих Донбасс, может поведать наука этнография?
  • Объединившись в пять групп, посредством дополнительных материалов и учебника, собранных на протяжении экскурсии в интернет источников и краеведческий музей, составьте дома виртуальную этнографическую экспозицию, посвященную жизни и быту народов, населяющих отечественный край: русских (1-я несколько); украинцев (2-я несколько); греков (3-я несколько); немцев (4-я несколько); вторых народов (5-я несколько).

O Это весьма интересно

Донецкий край имеет множество собственных неповторимых традиций, передающихся много поколений. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (сейчас Донецкого) металлургического завода, подаваемый пара раз в день: утром — в 5 и 6 часов, вечером

— в 17 и 18 часов стал для дончан ориентиром во времени. Первоначально длительность гудка была около 5 мин., а на данный момент время его звучания сократили до 30 секунд. Таковой заметный и привычный для горожан звук уже есть неотъемлемым элементом их жизни.

  • А какие конкретно приметы, традиции и обряды родного края понимаете Вы?

2. Фольклорные сокровища Донбасса: легенды, шахтёрские были и сказы

  • Какие конкретно исторические знания возможно взять из произведений народного фольклора?

Величайшее достаток народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и всегда живут в слове сокровища людской мысли и опыта. И, возможно,

ни в одной из форм творчества народа с таковой силой и без того не проявляется его ум, так не отображается его история, быт и общественный строй,

мировоззрение, как в устном народном творчестве либо народном фольклоре.

O Исторический словарь

Фольклор (в переводе с английского— «народная мудрость») —народное творчество, отражающее жизнь, принципы и идеалы народа.

Серьёзной изюминкой фольклора в отличие от литературы есть его устный метод передачи информации. К фольклорным произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д.

«Было время да прошло, а слова остались….», — гласит народная мудрость. И лучше не сообщишь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и длится в Слове.

Откликались словом творцы фольклора и на исторические события. Так, превосходными монументами истории были былины, посвященные легендарным защитникам родной почвы – богатырям, самыми известными из которых вычисляют Илью Муромца,Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

O Это весьма интересно

В легендах и былинах Илья Муромец, Алёша Добрыня и Попович Никитич совместно совершают подвиги. Но в действительности они ни при каких обстоятельствах не виделись, по причине того, что жили в различное время: Добрыня Никитич — в Х веке, Алёша Попович — в ХІІІ веке, а Илья Муромец

— в ХІІ веке. Но в то время, когда легенды столетиями передаются от одного поколения к второму, они обрастают новыми подробностями, известные персонажи начинают выполнять новые подвиги, а временные рамки неспешно размываются и смещаются.

Богатыри (Три богатыря). Картина В. Васнецова Скульптура Хорошего Шубина в парке
(1881-1889) кованных фигур г. Донецка

Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды — письменные предания о каких-нибудь исторических событиях либо личностях.

Так, легендарной личностью на Донбассе есть «хозяин покровитель» и шахты шахтёров Шубин, а, посвященная ему «Легенда о добромШубине», пожалуй,одна из самых популярных в крае.

Существует нескольковариантов данной легенды, но, пожалуй, самая популярная гласит, что живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры кличут его Шубин.

Когда-то он и сам был шахтером. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался лишь Шубин. От горя либо от бессилия перед ужасной бедой, люди обвинили в произошедшем.

Юноша не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое.

Больше его никто не видел.

Но с того времени и до сейчас Хороший Шубин до сих пор оказывает помощь шахтерам давая предупреждение их об возможных авариях и обвалах.

Это знает любой шахтер. И дабы не обидеть Шубина делятся с ним своим шахтерским «тормозком» и неизменно говорят уважительно.

Ученые этнографы изучают множество таких преданий. Само собой разумеется, не все в них действительно, исходя из этого задача этнографа отделить правду от выдумки, и составить подлинную картину событий.

Среди вторых видов фольклора на Донбассе популярны были,сказки и совсем маленькие фразы, отражающие какое-либо явление судьбы – поговорки ипословицы, большая часть которых посвящена шахтерам и шахтерскомутруду.

Любой из вас, точно слышал пословицы: «Шахтер в почву спускается, с белым светом прощается», «Шахтеру слава, в то время, когда большое количество угля дает лава», «Уголек – что золото: и сверкает, и ценится» и другие.

Так сложилось исторически, что Донбассу была уготовлена будущее края, что собирал разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их обогащение и взаимопроникновение выковало тот особенный темперамент, что зовется донецким.

  • Какие конкретно еще легенды Донбасса вам известны?
  • Вспомните и запишите в тетрадь как возможно больше поговорок и пословиц о шахтерском труде.

История в песне

  • Какие конкретно исторические события, характерные особенности и факты отображены в самых популярных песнях Донецкого края?

Необычной копилкой народной памяти являются сохранившиеся поныне песни и думы. Как раз они радостные и печальные часто фантастические передают уникальность отечественного народа.

Исторические песни,как и былины,изображают события,которыесохранились в памяти народа. Наряду с этим, в случае если сюжет былин довольно часто носит сказочный темперамент, то храбрецами исторических песен значительно чаще являются реально существующие храбрецы.

У каждой песни имеется отдельная история. В песнях населений украины сочиненных в различные времена различными творцами, поется о бедствиях и праздниках, поражениях и победах. В них историки находят упоминания об

выдающихся деятелях и исторических событиях, об отношении к ним современников, характерных приметах края, в котором мы живем.

Одной из популярных песен о Донбассе, фактически его гимном, есть написанная во второй половине 30-ых годов двадцатого века Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Дремлют курганы чёрные» — лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, не смотря на то, что у песни имеется авторы, обитатели Донбасса в далеком прошлом вычисляют её народной.

Дремлют курганы чёрные солнцем опалённые И туманы белые ходят чередой Через рощи шумные и поля зелёные

Вышел в степь донецкую юноша юный В том месте на шахте угольной паренька приметили Руку дружбы подали повели с собой

Девушки пригожие негромкой песней встретили И в забой направился юноша юный Дни работы жаркие на битвы похожие В жизни юноши сделали поворот крутой На работу жаркую, на дела хорошие

Вышел в степь донецкую юноша юный.

Еще одна из самых популярных песен Донбасса – Песня про молодого коногона. В ней рабочий люд в песенной форме говорил о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к бессчётным смертям шахтеров.

Гудки тревожно загудели, Народ бежит густой толпой, А молодого коногона Несут с разбитой головой.

— Прощай, Маруся, ламповая, И ты, братишка стволовой.

Тебя я больше не замечу, Лежу с разбитой головой.

— Ах, то был ярый коногонщик, Я ухажерочка твоя, Тебя убило тут на шахте, А я осталася одна…

Песня о коногоне была таковой популярной в народе, что на протяжении ВОВ её переделали на песню о танкистах.

O Задания для самоконтроля

1. Что изучает наука этнография:

а) появление народов; б) происхождение у населений украины;

в) описание населения почвы; г) особенности быта, нравов, культуры.

2. Былина – это …

а) сказание о исторических событиях и богатырях; б) хвалебное стих, в котором прославляются заслуги того, кому оно посвящено; в) рассказ об историческом событии;

г) краткое изречение, ставшее общеизвестным.

3. Коллекции этнографические источников сохраняются в:

а) этнографических музеях; б) банках; в) архивах; г) библиотеках

4. Закончите предложение:

«Среди видов фольклора на Донбассе популярны произведения в виде маленьких фраз, отражающие какое-либо явление судьбы – ……….. и …….».

, которые вам понравятся:

Источник: http://osutivremeni.ru/chto-izuchaet-jetnografija-tradicii-i-obrjady/

Народы Украины: культура и традиции

Особенности быта и религии, обрядов и обычаев Донецкой области.

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки — все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину

На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины — словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился — евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов — вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой.

Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду.

Головной убор имеет особое значение — незамужние женщины носили цветочный венок, замужние — высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли — береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай — красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: «Христос Воскрес!», а в ответ слышат: «Воистину воскрес!».

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье — это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник — день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день — Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B.html

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад на тему Праздники и обычаи народа Донбасса

Содержание

  • 1.

    Праздники и обычаи народа Донбасса

  • 2.

    День Победы 9 мая Празднование Дня Победы назначено

  • 3.

    Донецкая Народная Республика была провозглашена 7 апреля

  • 4.

    Слайд 4

  • 5.

    27 июня — День молодежи ДНР

  • 6.

    8 июля – День семьи, любви и

  • 7.

    Слайд 7

  • 8.

    25 октября – день флага Донецкой Народной Республики

День Победы 9 мая Празднование Дня Победы назначено в этот майский день не просто так. Именно 9 мая 1945 года немецко-фашистские войска полностью капитулировали. В честь этого события 24 июня в Москве на Красной площади состоялся первый

Слайд 1Знатные календарные праздники ДНР

Знатные календарные праздники ДНР


Слайд 2День Победы 9 мая 
Празднование Дня Победы назначено в этот майский день

не просто так. Именно 9 мая 1945 года немецко-фашистские войска полностью капитулировали. В честь этого события 24 июня в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Командовал парадом генерал Рокоссовский, а принимал его Георгий Жуков, незабвенный маршал Победы. Восседая на белом коне, он торжественно объехал почтительно замершие советские войска и доложил по всей форме Верховному главнокомандующему. Как известно, в то время армию, как и всю страну, возглавлял И.В. Сталин.

День Победы 9 мая Празднование Дня Победы назначено в этот майский день не просто так. Именно 9 мая


Слайд 3Донецкая Народная Республика была провозглашена 7 апреля 2014 года в городе

Донецке, ставшим ее столицей. 11 мая 2014 г. прошел референдум о самоопределении ДНР, и большинством голосов поддержано создание Донецкой Народной Республики. Поэтому 11 мая мы празднуем День Республики. 12 мая 2014 г. на основании декларации о независимости, был провозглашен суверенитет Донецкой Народной Республики

День Донецкой Народной Республики

Донецкая Народная Республика была провозглашена 7 апреля 2014 года в городе Донецке, ставшим ее столицей. 11 мая


Слайд 68 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря

Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.

8 июля — День любви, семьи и верности

8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене


Слайд 825 октября – день флага Донецкой Народной Республики

25 октября – день флага Донецкой Народной Республики


  • Задания 5 й класс
  • УГДД
  • Задания 5 й класс

19.10.2022. УРОК № 7 (7) ТЕМА. Календарные традиции, обряды и праздники Донбасса. Календарь празднич

18.10.2022 19:21

Voronova Elena

Скачать:

ugdd-19-10.docx

Читать онлайн:

  • Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Ваше имя:

E-mail для ответов:

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиции обычаи праздники бурят
  • Традиции обычаи праздники башкирского народа
  • Традиции обряды праздники якутов
  • Традиции обряды праздники цыган
  • Традиции обряды праздники христианства