Традиционное состязание башкир во время народных праздников оленьи скачки

Традиционное состязание башкир во время народных праздников - оленьи скачки. Верно ли высказывание? ... в строке ответа краткий правильный ответ.
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,607
  • гуманитарные
    33,643
  • юридические
    17,916
  • школьный раздел
    611,359
  • разное
    16,895

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.

Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.

Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок.

Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана.

Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом.

На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.

До XX века сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями. В наши дни в России его отмечают с тем же размахом и по тем же правилам, что и в старину, в период с конца мая по июль.



Скачать материал

Окружающий мир2 класс



Скачать материал

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Окружающий мир2 класс

    1 слайд

    Окружающий мир
    2 класс

  • 




Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 ГО Заречный
Веснина Елена Валерьевна

    2 слайд

    Учитель начальных классов
    МАОУ СОШ №1 ГО Заречный
    Веснина Елена Валерьевна

  • 3 вариант

  • 1. Перечисли цвета Государственного флага Российской Федерации (сверху вниз)....

    4 слайд

    1. Перечисли цвета Государственного флага Российской Федерации (сверху вниз).
    Белый.
    Синий.
    Красный.

  • 2. Традиционное состязание башкир во время народных праздников – оленьи скачк...

    5 слайд

    2. Традиционное состязание башкир во время народных праздников – оленьи скачки.
    Верно ли высказывание? Если верно, запиши в строке ответа «да». Если неверно, подчеркни ошибку и запиши в строке ответа краткий правильный ответ.
    Ошибка: оленьи. Правильно: конные.

  • 3. Рассмотри схему составных частей компаса.3.1. Что пропущено? Запиши в стро...

    6 слайд

    3. Рассмотри схему составных частей компаса.
    3.1. Что пропущено? Запиши в строке ответа.

  • 3. Рассмотри схему составных частей компаса.
                  Предохранитель...

    7 слайд

    3. Рассмотри схему составных частей компаса.

    Предохранитель

    ?

  • 3. Рассмотри схему составных частей компаса.
                  Предохранитель...

    8 слайд

    3. Рассмотри схему составных частей компаса.

    Предохранитель

    Корпус

  • 3. Рассмотри схему составных частей компаса.3.2. Для чего нужен компас? Напиш...

    9 слайд

    3. Рассмотри схему составных частей компаса.
    3.2. Для чего нужен компас? Напиши кратко.
    Для определения сторон горизонта.

  • 4. Узнай животное по рисунку. Запиши название в строке ответа.Зубр.

    10 слайд

    4. Узнай животное по рисунку. Запиши название в строке ответа.
    Зубр.

  • 5. Сделай вывод. Впиши пропущенные слова.5.1. Если объект природы питается и...

    11 слайд

    5. Сделай вывод. Впиши пропущенные слова.
    5.1. Если объект природы питается и растёт, то это объект … природы
    Живой природы.
    5.2. Если объект природы не дышит, то это объект … природы.
    Неживой природы.

  • 6. Внимательно прочитай приведённый ниже список явлений.Листопад, ледостав, о...

    12 слайд

    6. Внимательно прочитай приведённый ниже список явлений.
    Листопад, ледостав, облачность, таяние снега, метель, гроза, повышение температуры воздуха, ледоход.
    6.1. Подчеркни в списке только то, из чего складывается погода.

  • 6. Внимательно прочитай приведённый ниже список явлений.Листопад, ледостав, о...

    13 слайд

    6. Внимательно прочитай приведённый ниже список явлений.
    Листопад, ледостав, облачность, таяние снега, метель, гроза, повышение температуры воздуха, ледоход.
    6.1. Подчеркни в списке только то, из чего складывается погода.

  • 6. Внимательно прочитай приведённый ниже список явлений.Листопад, ледостав, о...

    14 слайд

    6. Внимательно прочитай приведённый ниже список явлений.
    Листопад, ледостав, облачность, таяние снега, метель, гроза, повышение температуры воздуха, ледоход.
    6.1. Какое из этих погодных явлений может быть только в одно время года? Укажи название времени года и запиши, какое это явление.
    Метель, зима.

  • 7. Какие виды растений изображены на рисунках? Запиши название видов в таблиц...

    15 слайд

    7. Какие виды растений изображены на рисунках? Запиши название видов в таблицу.
    Деревья.

  • 7. Какие виды растений изображены на рисунках? Запиши название видов в таблиц...

    16 слайд

    7. Какие виды растений изображены на рисунках? Запиши название видов в таблицу.
    2. Травы / травянистые растения

  • 7. Какие виды растений изображены на рисунках? Запиши название видов в таблиц...

    17 слайд

    7. Какие виды растений изображены на рисунках? Запиши название видов в таблицу.
    3. Кустарники.

  • 8. Определи, что лишнее в данной группе. Подчеркни название. Запиши ответ, по...

    18 слайд

    8. Определи, что лишнее в данной группе. Подчеркни название. Запиши ответ, почему оно лишнее.
    Известняк, гранит, мрамор, глина, кремень, слюда.
    Лишнее – слюда. Это минерал, остальные горные породы.

  • 9. Какие правила безопасности относятся к поведению в быту, а какие – к повед...

    19 слайд

    9. Какие правила безопасности относятся к поведению в быту, а какие – к поведению на природе? Соотнеси цифры с буквами, запиши буквы в таблицу.
    Правила безопасности в быту.
    А. Осторожно обращаться с электроприборами.
    Б. Не играть со спичками и зажигалками.
    2. Правила безопасности на природе.
    Б. Не играть со спичками и зажигалками.
    В. Не разжигать костёр без взрослых.

  • 10. Подумай, какую пользу приносят человеку домашние животные.Домашние животн...

    20 слайд

    10. Подумай, какую пользу приносят человеку домашние животные.
    Домашние животные дают человеку пищу, материалы для одежды. Некоторые животные используются для передвижения и охраны человека. Домашние животные – наши любимцы.

  • ЛитератураВолкова Е. В. Окружающий мир: всероссийская проверочная работа. 2 к...

    21 слайд

    Литература
    Волкова Е. В. Окружающий мир: всероссийская проверочная работа. 2 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / Е. В. Волкова, Г. И. Цитович. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 44с. (вкладка – 4с.). (Серия «ВПР. Практикум»).

Краткое описание документа:

Презентация по окружающему миру по подготовке к ВПР 2 класс 3 вариант (с ответами) для работы с пособием

Волкова Е.
В. Окружающий мир: всероссийская проверочная работа. 2 класс. Практикум по
выполнению типовых заданий. ФГОС / Е. В. Волкова, Г. И. Цитович. – М. :
Издательство «Экзамен», 2017. – 44с. (вкладка – 4с.). (Серия «ВПР. Практикум»). Необходимо наличие пособия для каждого ученика.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 101 919 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.10.2017
  • 1520
  • 4
  • 29.10.2017
  • 1571
  • 9

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

«Окружающий мир (в 2 частях)», Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

Рейтинг:
4 из 5

  • 28.10.2017
  • 11657
  • 321
  • 28.10.2017
  • 498
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Традиционные игры и исконные забавы

Анкета утверждена 24.03.2021

Номер объекта: 07-006

Автор-составитель анкеты:

Утарбаева Валия Сабитовна, методист отдела ОНКН ГБУК РБ РЦНТ.

Аударыш (от баш. ауҙарыш — переваливание, опрокидывание, сваливание). В игре принимают участие два всадника. Победителем считается тот участник, который сумеет в течение 10-15 минут стащить своего соперника с седла или вынудить его спрыгнуть на землю. Игра сочетает два вида состязаний: безупречную верховую езду и древнюю борьбу курэш.

Описание

Конноспортивные национальные игры башкир издавна являются неотъемлемой частью физического воспитания башкир и составной частью всех народных праздников. К наиболее популярным играм наряду с аузарыш относятся также джигитовка, күк буре, ҡыҙ ҡыуыу, ҡот алыу, тал сабыу. 

Конная борьба была популярна также среди представительниц слабого пола: «башкирские девки устраивают скачки – состязания в стаскивании друг друга с лошадей, к чему приступают также и молодые мужчины… Женщины, а наипаче девицы, наряженные в яркие кафтаны, также показывают свое искусство в верховой езде, они, схватившись, стаскивают друг друга с коней, иногда подскакивают к ним молодые мужчины, с коими они равным образом схватываются и высаживают из седел», — писал Р.З. Самигуллин.

Ценным материалом для исследователя духовной культуры башкирского народа являются фольклорные материалы: эпосы, легенды, сказки, поговорки и пословицы. В фольклорных произведениях башкирский батыр нередко соревнуется со своими соперниками в борьбе, скачках, стрельбе из лука, в народных сказаниях побеждают только справедливые и честные батыры. Идеал героя в представлении народа, — это батыр, который обладает не только могучей силой, но и мудростью, добротой, готовностью защитить свою родину (БНТ., 1987. T.I.: 247, 259, 283, 325, 337, 338, 387-388, 413, 444, 445, 464, 469, 483, 492, 494).

Сведения об особенностях

Состояние бытования

В Башкортостане возрождается состязание аударыш. Первые турниры состоялись в деревне Кузгун-Ахмерово Белорецкого района. Состязания проводились в рамках народных празднеств: йыйынов, сабантуев, семейных торжеств и свадеб.

Йыйыны и сабантуи проводились до 40-х гг. XX века. В послевоенное время, в 60-е гг. XX века сабантуи начали проводиться по указаниям сверху, как праздники окончания весеннего сева в колхозах и районах, а затем в и некоторых городах Башкортостана. Были полностью переняты древние игры и состязания, но они были лишены своего сакрального значения, и стали праздниками советского труженика-колхозника. Именно в советское время сабантуй становится частью массовой культуры. В новейшее время традиция проведения сабантуев продолжается, ежегодно проходят федеральные сабантуи, республиканские, районные, иногда проводят отдельные колхозы или фермерские хозяйства.

Исключительность/Ценность

Традиционная игровая культура как неотъемлемая часть системы народного воспитания обуславливает необходимость фиксирования народных игр, особенно забытых, ныне не бытующих в народной среде, но сохранившихся с памяти народа. Состязания и их формы не менялись многие столетия и, потеряв во многом сакральное значение, являют, между тем, прекрасный образец трепетного отношения к земле, природе, знания и уважения ее законов и способствуют экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках сабантуев сохранились и продолжают культивироваться народные виды спорта, особенно куреш, аузарыш, конные скачки (байга).

Риск исчезновения

Игровая культура башкир формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, аккумулируя в себе традиционное мировоззрение, и отражая различные аспекты семейного уклада и быта башкир.

Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение, возрождено благодаря описаниям в литературных источниках. Проведение образцовых республиканских сабантуев способствует трансляции традиции.

Исторический аспект

Первые письменные сведения об игровой культуре башкир относятся к XVIII в. Высказывания об отдельных играх или развлечениях в трудах участников «академических экспедиций» П.И.Рычкова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, И.Г.Георги даются на фоне исторических сведений об образе жизни, хозяйстве, быте. П.И.Рычков, живший в Башкирии в первой половине XVIII в., описал в своих трудах природные условия, особенности экономического развития Оренбургского края, а также некоторые обычаи, обряды, в том числе исполнение игр (Рычков П.И.: 80-100.). Интересные сведения об играх на сабантуе, спортивных состязаниях содержатся в трудах И.И.Лепехина (Лепехин И.И.: 25-26;11-14; 151-153). Игры «сабанного праздника» — скачки, бега, соревнования в удальстве, силе, ловкости остались у башкир, как отмечает И.И.Лепехин, с «языческих времен». П.С.Паллас также оставил краткие описания игр, развлечений, различных состязаний, сопровождающих праздничные торжества башкир. В «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» И.Г.Георги зафиксированы некоторые свадебные и праздничные развлечения (Георги И.Г.: 95, 100, 104 ). В частности он пишет: «Увеселение их (башкир — Ф.А.) состоят, кроме пирования, в пении, пляске, борьбе, бегании на лошадях, в запускании, стрелянии в цель и смехотворных представлениях в коих они передразнивают людей и зверей» (Георги И.Г.: 106).

В XIX в. к сбору, переводу и публикации башкирского фольклора, материалов о культуре и быте башкир активно подключаются краеведы, ученые, путешественники, писатели и поэты. Появляются обобщающие труды, такие как «Описание Оренбургской губернии…» В.М.Черемшанского, «Описание башкирцев» Н.Казанцева. В них имеются краткие сведения о развлечениях и играх башкир (Черемшанский В.М.: 157; Казанцев Н.: 35-36). О древней игре «hopo буре» (серый волк) упоминает исследователь башкирского быта П.С.Назаров (Назаров П.С.: 35). К этому же периоду относятся информативные заметки М.Баишева о развлечениях молодых людей во время мусульманского праздника тсорбан бэйрэм (праздник жертвоприношения), на торжествах в честь рождения первенца (Баишев М.: 19). Впервые о характере детских игр башкир в этнографических и санитарно-антропологических исследованиях пишет Д.Г.Никольский (Никольский Д.Г.: 125-126). Отдельные высказывания о культуре народа, религиозных верованиях, играх содержатся в рассказах П.М.Кудряшова (Кудряшов П.М.: 8-14), М.В.Авдеева (Авдеев М.В.: 192-213), Т.Беляева (Беляев Т.: 7), Н.А.Крашенинникова (Крашенинников H.A.: 241-254) и многих других.

В конце XIX — начале XX вв. появляются первые работы башкирских авторов об истории, быте и культуре народа. Наиболее интересны среди них полное описание свадебных драматизированных игр, развлечений М.Бурангулова (НА УНЦ РАН. Ф.З. Оп.12. Д.З.). В рукописных материалах ученого-просветителя М.Уметбаева сохранился проект организации праздника в честь 300-летия города Уфы с описанием старинных национальных видов спортивных игр, юмористических молодежных игр и развлечений. Среди них забытая в настоящее время игра — бите (НА УНЦ РАН. Фонд М.Уметбаева. T.I, лл. 163,165).

Грязнов М.П. в сборнике «Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири» упоминает бронзовые бляхи из Ордоса с изображением борьбы. Это памятники восточной группы кочевников III-I вв. до н.э. На обеих бляхах изображена сцена борьбы двух спешившихся всадников. Это позволяет сделать вывод, что возможно борьба на лошадях появилась раньше, чем курэш: батыры сначала бородись верхом на лошадях, затем боролись спешившись.

Социологический аспект

Конноспортивные состязания являются структурообразующим компонентом праздников и обрядов. Особенности празднично-игровой культуры, имеющие сезонный характер и связанные с хозяйственным и обрядовым календарем, со структурой семейных и общественных отношений, создали свой набор форм игрового общения, игрового поведения молодежи, взрослых. На одном из крупнейших и значимых праздников сабантуе во время проведения состязаний башкиры могли демонстрировать свою удаль и силу.

Лингвистический аспект

Аударыш от башкирского языка (ауҙарыш) переводится переваливание, опрокидывание, сваливание).

Подобного рода единоборства популярны у многих тюркских, а также некоторых других народов, у которых она называется по-другому, но означает то же — сваливание: оодарыш – у киргизов, аударыспак – у казахов, чопанахах – у армян и т.д.

Сведения о действиях над ОНКН

Данная игра была наиболее распространена среди башкир, проживающих в горных районах Башкортостана. Раньше игра аударыш входила в программу джигитовки. Власти отмечают необходимость подготовки спортсменов в данном направлении. Обучение и подготовка игроков активно ведется муниципалитетах республики и соседней Челябинской области: Учалинский, Архангельский, Белорецкий, Бурзянский районы и города Сибай, Магнитогорск, Межгорье.

Проведение, популяризация, методическое обеспечение конноспортивных игр – одна из приоритетных задач Министерства культуры Республики Башкортостан. Республиканский центр народного творчества занимается изучением, систематизацией всей информации о сабантуях, выпускает методические рекомендации и пособия по отдельным элементам праздника. Ученые изучают сохранившиеся локальные особенности этого праздника, занимаются анализом сакрального содержания ставших уже традиционными соревнований и состязаний.

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Территория с компактным проживанием башкир

Историческое бытование

Российская федерация, Республика Башкортостан
Место распространения: Республика Башкортостан

Техники и технологии

«Аузарыш» это традиционная башкирская борьба на лошадях, в которой два наездника стараются стащить друг друга с лошади и свалить соперника на землю. Два единоборца-всадника, маневрируя лошадьми, стараются ухватить соперника за руку, шею, кушак или за узду его лошади, чтобы попытаться свалить его или заставить спрыгнуть с лошади. Разрешается выталкивать ноги соперника из стремян. Если наездники и лошади тесно сближаются, то единоборцы могут схватить друг друга за корпус, тогда схватка может напомнить элементы вольной борьбы. Касание земли любой частью тела считается проигрышем. Самой же почетной победой по традиции считается та, когда борец полностью перетягивал соперника на свою лошадь и укладывал его поперек седла. Игра проходит на ровной очерченной кругом площадке диаметром 40 метров, а на каждую схватку дается от десяти до пятнадцати минут. 

Источники сведений

1. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.С. 93

2. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т этнологических исследований им. РГ. Кузеева Уфимского научного центра РАН ; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. — М. : Наука, 2015. — 662 с. — (Народы и культуры). — ISBN 978-5-02-039182-6 (в пер.).

3. Янгузин Р.З. Этнография башкир (история изучения). – Уфа: Китап, 2002. – 192 с.:илл.

4. Георги И.И. Описание всех в российском государстве обитающих, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. О народах финского племени. Башкирцы / И.И.Георги. – С.-Пб., 1776. – С.85-103.

5. Аминев З.Г. Мифоритуальные основы башкирского праздника «Сабантуй» // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материалы международной научно-практической конференции, 24-26 октября 2007 г., г.Абакан. Выпуск 3. Часть 1 / Отв. ред. И.А.Чеботарева. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанаева, 2007. – С.175 – 188.

6. Черемшанский, В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях / В.М. Черемшанский. — Уфа : Тип. Оренбург. Губернского Правления, 1859. — 472 с. — Б. ц.

7. Грязнов М.П. «Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири». //АСГЭ, вып. 3. Л.: 1961. С. 7-31.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна

Тип ответственности: Ответственное лицо

Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


ФИО: Алтынбаев Ранис Раисович

Тип ответственности: Ответственное лицо

Место работы/Адрес: Министерство культуры Республики Башкортостан/ Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Революционная, 18

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Революционная, 18


Наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Тип ответственности: Хранитель

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г.Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.

Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Традиционные игры и исконные забавы

Анкета утверждена 24.03.2021

Номер объекта: 07-006

Автор-составитель анкеты:


Заседания

Лейла Аралбаева

Башкирские народные праздники Йыйын и Сабантуй

Праздники – самая яркая, интересная, счастливая часть истории, быта и культуры любого народа, отражающая его мировоззрение. Есть праздники, корни которых уходят в глубокую древность и несут на себе отпечаток памятных событий, исторических решений, показывают менталитет и традиции того или иного этноса. И ценность их не только в том, что они служат богатым материалом для изучения исследователями, но и в том, что в современных условиях они сохраняют свое значение, объединяют людей, развиваются и даже претворяются в новых форматах.

Одним из древних крупных праздников, дошедших до наших дней, является йыйын – в переводе с башкирского языка «сход», «сбор». Как видно уже из самого названия, так башкиры называли событие, на котором собирались представители родов, чтобы решить наиболее важные вопросы. Всеобщий сбор не зависел от времени года и не входил в число традиционных календарных праздников, а проводился в связи с необходимостью решения важных проблем.

Йыйыны были массовыми, на них собиралось гораздо больше народа, чем на другие праздники. Как рассказывается в легендах, проводили йыйыны даже в голодные годы. Главное слово на йыйынах произносили аксакалы (дословно «белобородые») – старейшины рода, способные дать оценку событиям и явлениям, высказать мудрые мысли, взять на себя ответственность за принимаемые решения.

Что обсуждали башкиры, собравшись на йыйын?

«Йыйын возник в древности, как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение вопросов войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочевок, улаживания мирным путем межродовых трений, споров. Позднее на йыйынах также решались земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища»,

На йыйынах подводились итоги прошедших событий, выявлялись лидеры из разных родов, наиболее сильные, смелые и ловкие батыры, выбирались военачальники и вожди, устраивались пиршества в связи с каким-либо событием. Иногда даже свадьба становилась поводом для йыйына – конечно, если торжество проводил очень знатный человек, хан или бий. Неудивительно, ведь новое родство сулило новые возможности, новые перспективы.

Таким образом, издревле этот праздник имел не только развлекательную, но и общественно-политическую функцию. Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой – здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы.

Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» («Семирод»). На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров.

Йыйыны обычно были связаны с названиями родов или определенными территориями. До нас дошли названия башкирских йыйынов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада. Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся.

Многие исторические сведения о йыйынах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Информацию из них черпают ученые.

«Установка в середине майдана шеста (ҡолға) ознаменовывала начало праздника. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. Победителям состязаний давали коня, барана, куски мяса (мөсәй, һебә), узорные платки, полотенца. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты (егеты). Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на йыйынах показывали свое умение петь и танцевать»,

так описываются йыйыны в очерке Флизы Фатыховой «Народные праздники» в книге «Башкиры: Этническая история и традиционная культура».

Популярными на праздниках были те виды состязаний, которые способствовали физическому развитию подрастающего поколения и выявлению самых сильных и ловких батыров. По традиции молодежь и начинала соревнования. Победа в таких соревнованиях выдвигала юношу в число уважаемых, выдающихся личностей общины. Он получал звание батыра, а в случае войны возглавлял отряд воинов своего рода.

Ученые отмечают, что со временем йыйыны были возрождены в пределах волости или в кругу родственных деревень, но их содержание и характер изменились – вопросы политического и экономического развития перестали на них подниматься, а развлекательная часть выдвинулась на первый план.

Йыйыны башкиры проводят по сей день. Сегодня это слово употребляется в значении «форум, съезд». Свои йыйыны организуют представители разных родов – тамьянцы, катайцы, минцы и другие. Большую популярность в молодежной среде обрел праздник «Йәштәр йыйыны» – «День молодежи». Наиболее известен проводимый летом в Салаватском районе праздник «Салауат йыйыны», посвященный национальному герою башкир Салавату Юлаеву. На празднике выступают представители руководства республики, писатели, известные деятели культуры, почетные гости. «Салауат йыйыны» включает в себя обширную культурную и спортивную программы, множество интересных состязаний, в числе которых конкурс сэсэнов «Салауат әйтеше», конкурс батыров «Салауат йыйыны батыры», конкурс красоты «Красавица Зулейха», турнир по стрельбе из традиционного лука «Салауат уғы», конкурс юрт, конкурс предпринимательской инициативы и ремесел «Серебряное стремя», исторические реконструкции, выставки-ярмарки,
мастер-классы.

Интересно, что в последние годы йыйыны проводятся и башкирскими диаспорами, проживающими за пределами Башкортостана – в регионах России и за рубежом.

В 2019 году в Ишимбайском районе у подножия горы Торатау с большим размахом впервые прошел Республиканский фольклорный праздник «Торатау йыйыны». На мероприятие собралось более 50 тысяч зрителей не только со всей Башкирии, но и из соседних регионов России. Это событие стало настоящим йыйыном башкир, где и обсуждались актуальные вопросы дальнейшего развития и объединения башкирского народа, и были использованы развлекательные традиции, как пришедшие из глубины веков, так и современные. В рамках праздника состоялось заседание исполнительного комитета Всемирного курултая (конгресса) башкир с участием гостей со всего мира. В развлекательной части были организованы театрализованное представление «Наследники сарматов», показательные выступления лучников «Мәргән уҡсы», древняя тюркская конноспортивная игра «Ылак», спортивные состязания, народные игры, конкурс бузоваров, выставки, концерт Toratau-party, лазерное и световое шоу.

Самый распространённый и любимый народный праздник башкир, который известен с глубокой древности, а ныне проводится на государственном уровне, – это Һабантуй –Сабантуй. Название праздника состоит из словосочетания «һабан» («сабан») – плуг и «туй» – праздник, то есть праздник плуга, праздник весеннего сева. Этот праздник знаменует собой окончание посевных работ и традиционно проводится с конца мая по июль. Праздник Сабантуй также широко и на государственном уровне отмечается татарами. Похожие праздники существуют и у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), и у казахов (чабан-той), и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свои особенности.

Праздник в древности способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей. Традиционно сабантуи проводились в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень. На поляне около деревни оформляли праздничную площадь – майҙан, которую застилали разноцветными паласами и ткаными скатертями, делали навесы и сооружали шатры, в центре устанавливали столб (ҡолға, бағана), женщины украшали ветви деревьев лентами.

Хотя письменных источников, по которым можно судить об исторических корнях сабантуя, практически не сохранилось, по произведениям устного народного творчества, отдельным записям путешественников и исследователей ученые делают выводы о древности этого праздника. Издревле смысл празднования начала или окончания сева, видимо, заключался в задабривании духов плодородия, чтобы получить хороший урожай в новом году.

«Главными действующими лицами на сабантуе были мужчины: подарки для призов собирали юноши, большинство состязаний устраивалось среди мужчин. Посев зерновых, перед которым первоначально и устраивался праздник, считался исключительно мужским делом. Мужчины молились у могил предков с просьбой об урожае»,

Русский писатель XIX века Филипп Нефедов записал башкирскую легенду «Ушкуль». В ней рассказывается о поклонении выставленному на вершине священной горы ритуальному плугу из красной меди во время весеннего праздника сабантуй, перед выходом на летовку. Этот праздник отмечался в конце мая – начале июня. В ходе праздника в честь Тенгри, духов земли-воды приносили жертвы, а также устраивали скачки лошадей и верблюдов.

С внедрением мусульманской религии задабривание духов приняло форму молитв в мечети о будущем урожае. В советское же время появилась традиция чествования и награждения лучших механизаторов, передовиков производства. Сначала сабантуй праздновали по отдельным хозяйствам, а затем в районах и крупных городах Башкортостана. К празднику приводились в порядок личные подворья, готовилось специальное угощение. На этот праздник съезжались многочисленные родственники и гости. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе. Эта традиция сохраняется и по сей день.

Ученый-фольклорист Розалия Султангареева в 1983 году записала у жительницы Баймакского района Вахиды Мустафиной порядок проведения сабантуя, который был опубликован в томе «Башкирского народного творчества» «Обрядовый фольклор». По рассказу информатора, сабантуй делится на несколько этапов.

Ер һыҙыу

дословно «очерчивание земли», определение площадки праздника

Зыяратҡа барыу

поход на кладбище (молитва о благословении праздника)

Һабантуй күмәсе йыйыу

сбор подростками продуктов для угощения накануне праздника

Ҡолғасылар үтеүе

проход установщиков майданного столба

Һабантуйҙың барышы

ход сабантуя

• Ҡор башы ҡотлауы – поздравление главы собрания

• Ат сабыш – конные скачки

• Көрәш – борьба на поясах

• Аш бәйгеһе – конкурс приготовления еды

• Атылмаҡ йәки сәңгелдәк уйнау – качели для молодежи

• Аттан тартышыу – игра наездников, пытающихся стащить друг друга с лошади

• Түңәрәк йөрөп, таҡмаҡ әйтешеү – выступления музыкантов, певцов и исполнителей такмаков

• Мәрәкә уйындар – забавные игры

• Мәргәнлекте һынау – испытание меткости в стрельбе из лука

Һабантуйҙан һуңғы йолалар

Основные компоненты развлекательной части праздника, в древности являющиеся обрядовыми действами, остаются неизменными и сегодня. Обязательными в программе сабантуя являются конные скачки бәйге, национальный вид борьбы көрәш; восхождение на вертикальный длинный столб һырғауыл, прохождение по наклонному шатающемуся шесту, один конец которого закопан в землю, а к другому концу привязан приз тому, кто пройдет до конца шеста. На сабантуях распространены и другие состязания и игры: забег (йугереу), разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, соревнование в беге в мешках, добывание ртом монет из котла, наполненного водой с отрубями или кумысом, перетягивание каната, бой мешками. Обязательным компонентом общественных праздников (йыйын и сабантуй) являлись молодёжные игры (уйын).

Скачки на лошадях – байга

Одним из главных соревнований на сабантуях и в старину, и сейчас являются скачки на лошадях –ат сабышы, бәйге(байга). Их начинали мальчики 6−12 лет, затем подключались более взрослые участники. Обычно длина дистанции составляла 6−7 километров. Зрители подбадривали всадников криками и приветствиями.

«Конные скачки происходят не по линейной, прямой трассе, а вкруговую. В этих конных бегах по кольцевой трассе мы можем усмотреть как имитацию движения солнца по небосводу, так и освящение, сакрализацию своей земли. Двигаясь круговыми движениями, окружая кольцом территорию, наши предки приводили свою землю в безопасное состояние, повторяя при этом действия своего прародителя Урал-батыра, когда тот в борьбе с силами хаоса создавал для башкир землю в момент зарождения жизни, ведь, по их представлениям, место и время проведения сабантуя олицетворяло как бы место и время зарождения жизни на земле»,

пишет этнограф Закирьян Аминев в своем исследовании «Мифоритуальные основы башкирского праздника Сабантуй».

В «Продолжении Дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году» автор рассказывает о скачках на лошадях: «Как только издали покажутся скачущие, все становятся по обе стороны дороги и с волнением следят за приближающимися. На финише молодой парень или красивая молодая женщина держали на древке привязанный белый платок, вышитый по углам разноцветным шелком. Награда доставалась тому, кто всех на своей лошади перегонит и сорвет платок с шеста».

«Хотя плат и не дорогой, однако не всяк охотно пожелает и дешевую вещь подарить другому: то у них узаконено, чтобы на сабанном рыцарстве награждение сделано было руками той женщины, которая в деревне моложе всех замужем»,

описывает Иван Лепехин.

Если финиша достигали одновременно несколько всадников, то главного победителя определяли в дополнительных состязаниях в борьбе или в стрельбе из лука. За первое место вручали жеребенка, за второе — деньги, за третье – полотенце.

Еще одним традиционным спортивным развлечением на сабантуе является борьба көрәш − курэш. Борцы, перекинув через спины друг друга кушак билбау, пытались положить противника на лопатки. Это зрелищное шоу всегда собирает большое количество болельщиков. В центре круга сначала борются мальчики лет 7−8, затем постарше. Распорядитель вручал победителю пару яиц, платок или кусок ткани. Полученный приз победитель передавал отцу, дяде или другому почитаемому пожилому человеку, которые одаривали его деньгами. Оставшиеся один-два самых сильных батыра оспаривали главный приз – обычно самый сильный батыр получал в подарок живого барана. Желая помериться силой, на сабантуй приезжали и победители из разных деревень.

«Это ритуальное действие можно интерпретировать как отражение древнего мифологического воззрения башкир, когда во времена оные («борон-борон боронда», «әлмисаҡта»), в начале мира, происходила борьба двух сил: сил Добра и сил Зла, борьба Нового и Старого, Жизни и Смерти. В ходе этой борьбы силы Добра побеждают силы Зла, и в мире воцаряется порядок (по-башкирски «тәртип», «рәт», «ип»)»,

отмечает исследователь мифологии Закирьян Аминев.

Одним из захватывающих одиночных соревнований является восхождение на вертикальный длинный столб, шест – по-башкирски «һырғауыл». На самой вершине этого шеста вешают подарки (петух, сапоги, гармонь, вышитые полотенца, платки), которые достанутся в награду тому, кто сумеет взойти по шесту до вершины. Нужны невероятные сила и ловкость, многодневные тренировки, чтобы забраться на самую вершину столба, высота которого порой достигает 15 метров.

В мифологии столб первоначально символизировал собой мировой столб (или же мировую опору), по которому первопредок башкир Урал-батыр взбирался на небо.

Развлечения на празднике плуга

Во время сабантуя исполнялись песни и пляски, народные музыканты играли на курае, кубызе, думбыре, кыл-кумызе, дунгуре и других инструментах. Недалеко от площади готовилась еда. Сабантуй заканчивался общей праздничной трапезой, на которой ели бишбармак, казы и другие блюда башкирской кухни. Каждая деревня готовила еду из специально привезенных с собой продуктов, распределяли между юртами гостей. По традиции батыр подносил голову барашка старейшине рода или мулле, который принимал и благодарил, далее пища передавалась на пробу всем пожилым людям.

Исследователь Сергей Руденко наблюдал, как готовилось мясное угощение в восточном Зауралье: «В довольно длинной, неглубоко вырытой канаве раскладывался огонь, над которым было поставлено в ряд несколько котлов с водой и мясом. Несколько человек с заострёнными палочками следили за варкой. Тут же рядом другая группа была занята приготовлением конских колбас, бишбармака. Когда бишбармак был готов, весь народ принимался за угощение, после которого уже под вечер расходились и разъезжались по домам».

Сабантуй – праздник труда, спорта и дружбы народов

Ныне сабантуй отмечается как праздник труда, спорта и дружбы народов. Его проведение приурочивают к выходным дням после окончания посевной. В каждом районе есть специально отведенные для ежегодного проведения сабантуя площадки.

Многие писатели и поэты посвятили этому празднику свои произведения. В романах «Сабантуй» Тайфура Сагитова и «Байга» Ахияра Хакимова, в сборнике «Сабантуй» Рамиля Хакимова, в стихах Мустая Карима, Мусы Гали, Булата Рафикова и других авторов народные традиции получают философское осмысление.

Как сообщается в Башкирской энциклопедии, с 1991 года сабантуй имеет статус общереспубликанского праздника. В современном Башкортостане проживают представители более 100 народов. Всенародное празднование сабантуя символизирует преемственность национальных традиций, уважительное отношение к национальной культуре каждого из этносов, проживающих в регионе. Праздник из года в год обогащается новыми формами и содержанием.
С 2019 года в Башкортостане на сабантуях усилилась поддержка здорового образа жизни – запрещены продажа и употребление алкоголя.

Национальный напиток буза

В последние годы сабантуй перешагнул свои исторические границы и широко празднуется в Москве, Санкт-Петербурге, российских регионах, в странах ближнего и дальнего зарубежья, там, где есть башкирская и татарская диаспоры. Национальная самобытность, традиционное гостеприимство, добрый дух этого праздника привлекают к нему людей разных национальностей и веры, объединяя и сближая их. С 2001 года в России проводится Федеральный Сабантуй, в котором активно участвуют профессиональные и самодеятельные артисты и творческие коллективы, спортсмены.

Видео фильма Сабантуй из архива ГУП ТРК «Башкортостан»

На протяжении многих лет Сабантуй как праздник башкир и татар проводится за рубежом – в Стамбуле, в последние годы его проводят также в странах Прибалтики, Европы, Канаде, США. Стоит отметить, что в городах за пределами республики даты сабантуя не привязаны к посевной, он отмечается как красивый праздник с национальным колоритом и проходит в период с мая до начала августа.

«Безусловно, для людей, которые живут вне родной страны, сабантуй — больше, чем праздник окончания весенних полевых работ. Это возможность сохранения национальной культуры, укрепления дружественных связей внутри татаро-башкиро-русскоговорящего сообщества. Важная миссия ассоциации «Юлдаш» — с помощью этого праздника познакомить с башкирской и татарской культурами и традициями и объединить все русскоговорящее сообщество. И поэтому безусловным достижением является то, что с каждым годом на швейцарский Сабантуй приезжает все больше людей из других стран Европы»,

говорит один из организаторов праздника в Женеве Айсылу Янтурина-Дарлес.

Для презентации республики как курортного региона, привлечения туристического потока в регион, развития событийного туризма в Зауралье, создания положительного имиджа республиканского курорта «Якты-Куль» как зоны для полноценного семейного отдыха в Абзелиловском районе Башкирии придумали Курортный сабантуй.

Он впервые состоялся 4 июля 2015 года в Абзелиловском районе Башкортостана, на территории горнолыжного центра «Металлург-Магнитогорск», около озера Якты-Куль (Банное). В программе праздника – состязания по национальной борьбе куреш, конное шоу, ярмарка народного творчества, экспозиция национальных дворов в фольклорно-этнографическом комплексе, костюмированные представления башкирских традиций и обычаев, выставка национальной кухни, эстафета национальных игр.

В программе Детского сабантуя — развлекательные и спортивные игры, творческие мастер-классы, конкурсы и призы. В концертной программе — выступления известных артистов и коллективов. Курортный сабантуй стал брендом и получает награды на туристских фестивалях.

Новую жизнь в современных форматах сабантуй обрел и в различных сообществах. В республике большой популярностью пользуются Журналистский сабантуй «Журфест», с недавних пор проводятся Всероссийский инвестиционный сабантуй «Зауралье», Театральный сабантуй Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», Детский сабантуй.

  • Лейла Аралбаева, автор-составитель, 2019

Голос курултая

Ауҙарыш — национальное спортивное состязание башкир

29 июня 2021, 14:30

В Башкортостане ежегодно в третью субботу июля будет проводиться Республиканский фестиваль лошадей башкирской породы «Башҡорт аты». Местом проведения события определен Баймакский район.

С таким предложением выступил Всемирный курултай (конгресс) башкир. Соответствующий указ 24 мая 2021 года подписал Глава Башкортостана Радий Хабиров.

Фестиваль будет проводиться в целях сохранения и развития традиций коневодства, кумысоделия и народных ремесел в Республике Башкортостан, роста поголовья и популяризации лошади башкирской породы.

Лошадь и башкиры – два неразрывно связанных слова. С незапамятных времен народ, заселявший обе стороны Уральского хребта, занимался скотоводством. Башкирский этнос в первую очередь ассоциируется с конями, ведь именно эти животные помогали им не только передвигаться, но и добывать пропитание, обеспечивали сырьем для изготовления посуды, одежды, обуви и влияли на становление быта башкир. Они использовали коней не только в качестве «добытчиков», но и в развлечениях, воспитании детей, позднее – в спортивных состязаниях.

В исторических сведениях, описанных в работе Сергея Ивановича Руденко «Башкиры», говорится о степных башкирах, которые охотились на диких лошадей и приручали их, проще говоря, одомашнивали. Среди башкирских лошадей российский и советский этнолог выделяет три основные породы: горная верховного склада, стенная верховного склада (в южных районах) и равнинная укрупнённая упряжного склада (в северных районах региона).

Вообще башкирская лошадь отличалась крепостью и значительной быстротой бега. Именно эти качества животного стали использовать башкиры не только в обычном укладе жизни кочевников и скотоводов, но и в состязаниях спортивного и развлекательного характера. Последние проходили в рамках народных празднеств: сабантуй, каргатуй, йыйын, семейных торжеств и свадеб. Некоторые национальные виды спорта постепенно превращались в зрелища и с течением времени все более приспосабливались к условиям жизни и деятельности человека.

Аударыш (ауҙарыш) [переваливание, опрокидывание, сваливание – пер. баш.] — элемент джигитовки, сочетает в себе два вида развлечений башкирского народа: безупречную верховую езду и древнюю борьбу – курэш. Сергей Руденко в историко-этнографических очерках «Башкиры» борьбу описывает не в рамках традиционного праздника плуга сабантуй, а как развлечение до главного события в преддверии пашни.

«Гости, у которых в деревне имелись приятели или родственники, на сабантуй приезжали с вечера, прочие приезжали утром в день праздника, оставались у знакомых или просто на майҙан. Он устраивался где-нибудь на возвышенности вблизи деревни. С южной его стороны располагались полукругом холщовые палатки, открытые к центру, или устраивался полукруг из небольших березок. В тени берез или навеса сидели почетные лица, гости и хозяева: здесь они пили чай, наблюдали за борьбой и другими состязаниями.

Весь народ собирался на майҙан после полудня, когда старики выходили из мечетей после молитвы. В центре круга начиналась борьба (көрәш). Она состояла в том, что борцы, выступая на середину майдана, сбросив с себя верхнее платье (оставались только в штанах и сорочках) и засучив рукава рубашки, сходились и схватывались, перекинув друг другу через спину кушак (билбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытались положить противника на лопатки. Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, они пытались перекинуть соперника через голову и прижимали его к груди, стараясь сломить его сопротивление, наваливались на него всей тяжестью тела или поднимали на воздух и, наконец, обернув раза три вокруг себя, бросали на землю» (С.Руденко).

В работе Розалии Султангареевой «Башкирский народный курэш» повествуется о том, что башкиры с малых лет воспитывали детей в борьбе. До сих пор состязания по курэш на праздничных майданах начинают дети, подростки. В этом обычае просматриваются следы почтительного отношения к силе и силовому состязанию, к которому будущие борцы приобщались постепенно, с достоинством. Детская борьба была своего рода завязкой представлений, разогревала майҙан.

Курэш. Туймазинский район. 2021 год.

На майҙанах соревновались по всем видам народного творчества, строго следуя нормам обычаев. Состязания в силе предполагали обязательное выполнение норм борьбы в рамках традиционной народной школы. В ритуальном, обрядовом контексте башкирский курэш имел начало, развитие борьбы представляло композиционно целостную структуру и финал. Это моление батыров, выход батыров, приветствие рукопожатием друг друга и собравшихся, накидывание поясов, борьба, окончание ее, приветствие, снова рукопожатие и одаривание.

В археологическом сборнике Грязнова М. П. «Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири» упоминаются бронзовые бляхи с изображением группы кочевников, где богатыри – это спешившиеся всадники, которые борются друг с другом. Это позволяет подойти к умозаключению, что, возможно, игра аударыш появилась раньше, чем курэш. Ведь вступить в схватку батыры могли еще на конях, а затем спуститься вниз.

Сегодня национальная игра аударыш практически не изучена. Известно, что борьба на лошадях была распространена в Казахстане и Средней Азии. От всадников она требует прочной посадки в седле. Хотя известно, что древние башкиры и современные игроки предпочитают вступать в схватку без седла.

В диссертационной работе Гулькай Шагаповой «Опыт системного анализа игровой культуры этноса» (на примере башкирских народных игр) говорится о том, что аударыш восходит к рыцарскому турниру. Хотя в башкирской литературе, посвящённой башкирам, такого вида соревнований не обнаружено, фольклорный материал сохранил описание похожего поединка.

Примечательно, что аударыш не предполагает какой-либо погони или скачек, проходит на ограниченном участке. Это свидетельствует о том, что зародилась конная борьба в горной местности. Суть этого вида состязания заключается в том, что всадники, поделившись на две команды, верхом на лошадях выходили на открытую площадку, стремясь побороть соперника и стянуть его с лошади. Согласно исследованиям Шагаповой,

«аударыш имеет ярко-выраженный военизированный характер, так как учит воинов вести рукопашный бой верхом на лошади, не бояться близкого соприкосновения с противником».

В наши дни существуют определенные правила аударыш. Продолжительность состязания 15 минут. Участников группируют по трем весовым категориям: легкий вес – до 65 кг, средний вес – до 80 кг, тяжелый вес – свыше 80 кг.

Если в течение игрового времени ни один участник не достиг победы, то после трехминутного перерыва дается еще пять минут дополнительного игрового времени для выявления сильнейшего.

Результаты соревнований определяют следующим образом: за чистую победу засчитывают три положительных балла, за активную борьбу – два балла, за пассивную борьбу начисляют штрафные очки.

Игрокам запрещается наносить удары противнику или его лошади, захватывать противника за голову, волосы или за сбрую лошади, выкручивать руки противнику, набрасывать повод лошади на противника.

В великом эпосе башкирского народа «Урал-батыр» примечателен сюжет прихода сыновей к Уралу с клятвоприношением. Сыновья Урала – Яик, Нугуш, Идель, а также сын Шульгена Сакмар приходят к своему отцу и дяде со словами верности и дружбы. Каждый из них рассказывает о том, как добирался до него, какие победы в битвах с драконами одерживал, сколько врагов одолел. Третий сын – Идель – рассказывает о том, как он голыми руками дрался с драконом и победил его.

«Интересные свидетельства сохранили многочисленные эпические сюжеты о борьбе девушек-батырок (ҡыҙ батыр) с егетами-батырами. Возможно, это отголоски далеких традиций общества. Сила, как материализованная категория определения достоинства и главенства, в прошлом имела синкретное значение: ум + воля + умение и не имела полового различия», – пишет в своей работе Розалия Султангареева.

По мнению ученых, женская борьба восходит к эпохе матриархата, к обычаям амазонок, выбирающих себе сильных и мужественных воинов. Отсюда понятны характер и функции эпизодов состязаний жениха и невесты в борьбе, в стрельбе из лука, в конных скачках в легендах «Иргиз», «Айстан», эпосе «Алпамыша» и других. Право победы дает жениху стать мужем красавицы-батырки. Сражение в этих сюжетах как показатель силы с течением времени принимает характер обрядовых условностей, позднее – развлекательных зрелищ на сабантуях.

Показателен эпос «Алдар и Зухра», где героиня выбирает претендента на ее руку и сердце. Первых двух соперников красавица одолела сразу. Третий — Тиевчин был ростом гораздо выше, сильнее Зухры и знал множество приемов и уловок. В то время, когда он внезапно поднял и повертывал девушку для того чтобы бросить на землю, Зухра поднимает ноги, жмет бока, стеснив дыхание соперника. Как только Тиевчин ставит девушку на землю, Зухра отрывает батыра от земли и, повертев вокруг себя три раза, кидает на землю. Эта победа дает право Зухре называться славным именем ҡыҙ батыр (дева-батырка).

В прошлом в конной борьбе башкир состязались представительницы слабого пола:

«Башкирские девки устраивают скачки – состязания в стаскивании друг друга с лошадей, к чему приступают также и молодые мужчины… Женщины, а наипаче девицы, наряженные в яркие кафтаны, также показывают свое искусство в верховой езде, они, схватившись, стаскивают друг друга с коней, иногда подскакивают к ним молодые мужчины, с коими они равным образом схватываются и высаживают из седел», – писал Р.З. Самигуллин.

Сейчас Башкортостан включился в активную работу по возрождению национальной игры аударыш. Заместитель министра культуры республики Ранис Алтынбаев пояснил, что башкиры рода катай начали проводить соревнования по борьбе на лошадях с 2016 года, но на более широкий уровень вышли лишь в 2020 году. В селе Кузгун-Ахмерово Белорецкого района прошел национальный турнир спортивной игры.

«В эту игру в основном играли башкиры, проживающие в горных районах Башкортостана. В планах Всемирного курултая башкир – масштабировать проект и начать готовить спортсменов», – пояснил Ранис Алтынбаев.

К проекту подключились и другие муниципалитеты республики и соседней Челябинской области: Учалинский, Архангельский, Абзелиловский, Бурзянский районы и города Сибай, Магнитогорск, Межгорье.

Современные участники игр отмечают, что ни один чемпион мира по борьбе на поясах, будь то греко-римская борьба или корэш, так же ловко не сможет оседлать коня и стать победителем аударыш.

Также в борьбе аударыш вес всадника не играет решающую роль. К примеру, на последних соревнованиях в Кузгун-Ахмерово безоговорочным победителем стал школьник весом порядка 65 кг. Свидетели борьбы рассказывают, что даже батыры весом 110 кг были повержены. Это еще раз доказывает, что физическая сила в аударыш не так важна, как управление конём.

Сабантуй (по башкирски – «һабантуй», һабан – плуг, туй — праздник). Есть версия, что название идет и от древнекурдского «хаба» — зерно. Праздник подобный сабантую, связанный с началом сельскохозяйственных работ (сева), известен у многих народов, но у башкир он обладает рядом особенностей, делающим его уникальным башкирским праздником. Общим для башкирского и татарского сабантуя является привязка праздника к началу земледельческого годового цикла. Традиционно сабантуи проводились строго весной или ранним летом, непосредственно перед началом сева. Однако у башкирского сабантуя наблюдаются черты древних праздников (йыйынов, майданов, туев), проводившихся перед началом откочевки на летние пастбища, а также массовых общенародных, общеродовых собраний по решению важнейших вопросов. Современные сабантуи проводятся по советской традиции после окончания сева, как своего рода отчетно-итоговые мероприятия весенней посевной кампании, т.е. утратили полностью свое сакральное значение.

Башкиры как народ представляли собой союз более чем 45-50 родов, состоящих из более мелких родовых подразделений, вплоть до кланов, связанных уже кровными узами. Сабантуй устраивался в каждом роде, в каждой деревне либо в одной наиболее крупной и главной для данного конкретного рода, т.к. на него съезжалась вся округа. За несколько дней до начала праздника дети и подростки объезжали верхом или обходили каждый дом в деревне, объявляя о предстоящем сабантуе и собирая подарки для участников будущих состязаний. На собранные общиной средства покупались крупные призы (лошадь, корова, бараны), свой приз мог выставить какой-нибудь зажиточный башкир (бай) или представитель начальства (туря). Площадка для проведения сабантуя называется «майдан» (у зауральских башкир сам праздник назывался «майдан»), она обычно выбиралась рядом с деревней на открытом месте. Призы в виде полотенцев и платков привязывались на всеобщее обозрение в центре майдана, привлекая людей для участия в состязаниях и для оценки мастерства девушек и молодых снох, которые их сшили. Обязательными состязаниями на сабантуе издревле и поныне считаются: байга (конные скачки, бәйге), куреш (борьба на кушаках, көрәш), бег на небольшие дистанции (йүгереү), лазание на вертикальный столб и забегание на наклонный (бағанаға менеү), всевозможные шутливые виды бега (в мешках; с яйцами на ложках, удерживаемых во рту; с коромыслом и полными ведрами), разбивание горшка палкой с закрытыми глазами (көршәк ярыу). Отдельно состязались кураисты, сказители (сэсэны), певцы. Праздник начинался с утра и подчас затягивался до позднего вечера, а участвовало все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей. Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах. Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая.

Русские исследователи XVIII века, такие как И.И.Лепехин, И.И.Георги, в своих работах отметили наличие у башкир такого праздника, как Сабантуй. Например, И.И.Георги, описывая башкирские быт и нравы, попутно отметил: «Пахотный их праздник Сабантуй во всем, кроме молитв, творимых муллою, сходствует с Анга Соареном черемисским. Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными». Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины 18 века В.М. Черемшанский: «Обычай это сохранился у них, вероятно, еще от времен язычества…Ежегодно, перед наступлением пашни, когда земля освободится от зимнего покрова и  растительность обнаружит признаки жизни, избирается хороший, ясный день, в который Башкирцы — всех возрастов и полов — собираются на известное место где-нибудь за селением. Старики предварительно в этот день ходят в мечеть молиться Богу б изобилии в настоящий год урожая хлеба, а молодежь обоего пола, разрядившись в лучшее платье, идет на место назначения; охотники-ездоки садятся верхом на коней, объезжают вокруг деревни и  потом отправляются от избранного места на несколько верст в степь, и оттуда уже – по известному сигналу – бросаются все как стрела, с визгом и гиком, скакать к назначенному месту, где ожидает их толпа зрителей  всех возрастов и полов, а удальца-скакуна и приз в руках одной из прелестниц, избранной для этого по общему голосу. Скаковой приз состоит обыкновенно из бумажного, шелкового или полотняного – вышитого шелком и разноцветными нитками, платка, который привязывается на столб и отдается в руки женщин и детей. Приз этот достается в собственность тому, кто первый, прискакавши к шесту, сорвет его; но случается иногда, что несколько молодцов вдруг достигают шеста, тогда право на приз дается тому, кто всяких прочих превзойдет силою в борьбе или в стрельбе из лука в цель. Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба,  размножения скота, пчел и т.п., за что получают от них угощение, которое, смотря по зажиточности домохозяина, состоит из крута, конины, бузы, айрана, меда и др. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться – каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах (прим.автора — курай), борется, стреляет в цель, скачет верхом и проч. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку».

Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв., этнологам и историкам хорошо известно, что у различных башкирских родов праздник назывался по-разному (майдан, йыйын, зиен, жыйын). Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний (буквально с башк. «йыйын», «зиен») и праздников («туй»). Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища.

Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры (саки и скифы) занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках (куреш) символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же.

Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын (перевод с баш. «собрание, съезд») – всеобщее собрание, сбор, где решались важные общественные проблемы и спорные вопросы, распределялись пастбища и сенокосы, заключались династийные браки. На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы. Так известно, что решение о присоединении к Русскому государству башкиры каждого рода принимали отдельно на йыйыне и поэтому этот процесс был не одномоментным, а занял почти век. После череды башкирских восстаний XVIII века проведение йыйынов было ограничено, а те, что проводились, были лишены своего политического значения и смешались с весенними праздниками, в первую очередь с сабантуем. Места йыйынов у каждого рода были определены, а некоторые известны и по сей день. Так, каждый год «Барда зиен проходит на месте йыйынов башкирского рода Гайна у с. Барда в Бардымском районе Пермской области.

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, —

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой….

Мустай Карим.

Башкирский народный праздник «Сабантуй»

f7cf1d6af33c00274b9b843ed38e7456.jpg

«Сабантуй» – башкирский национальный народный праздник. Имеет статус федерального праздника, находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества. Это праздник плуга, обозначающий завершение весенних посевных работ в поле.

Сабантуй называют праздником труда и здоровья, единства и дружбы. На Сабантуе люди желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.

Национальный праздник Сабантуй – старинный и вечно молодой. Он сочетает в себе традиции народа и нововведения, как:

— награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;

— новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях;

— бега с участием лучших рысаков России и зарубежья.

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй организуется на специальной праздничной площадке (майдане) в июне, проводится в 3 этапа:

— начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;

— через неделю народные гулянья проходят в городах;

— через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Башкортостана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают, обычно на большом поле – майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Жители селений демонстрируют силу, ловкость и пропагандируют здоровый образ жизни.

Основные игры и состязания праздника: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

  1. Куреш – борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования – захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары – мужчины средних лет.

Кульминация состязания – борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.

  1. Конные скачки – проводятся отдельно на ипподроме или устраиваются непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Цель соревнования – развитие интереса к лошадям и к их разведению.

  1. Поднятие камней. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг.

Цель состязания – поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

  1. Состязания в беге:

— с яйцом в ложке;

— с полными ведрами воды на коромысле;

— прыжки в мешках;

— парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

  1. Народные игры:

— бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;

— с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;

— командное или одиночное перетягивание каната, палки;

— лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Награждения на празднике:

— полотенца, украшенные вышивкой из национальных узоров;

— платки, рубашки.

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, еще и очень гостеприимный. Здесь принято угощать мясной и сладкой едой.

На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:  плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемечи – нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак – традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Таким образом, Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиционные праздники долганов
  • Традиционная трапеза на праздник пасхи седер
  • Традиционные праздники грузии
  • Традициональные праздники россии
  • Традиционные праздники греции