Традиционные буддийские праздники

Традиции буддизма: монашеский образ жизни, традиционные праздники и особенности их проведения, ритуалы, семейные обычаи, Новый год

Буддизм — одна из крупнейших религий в мире, имеющая немалое количество различных направлений. Тем не менее, основные культурные и религиозные традиции буддизма имеют единую основу, поскольку неразрывно связаны с вехами жизни основателя течения — Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Эти традиции и ритуалы существенно отличаются от других крупных мировых религиозных течений и исполняются в строгой атмосфере аскезы — неукоснительного соблюдения предписаний, обычаев, обрядов и обетов.

Традиции буддизма

Монашеский образ жизни

Понятие монаха в буддизме не совсем соответствует обычному представлению. Это не священнослужители и не принявшие определенный постриг послушники, а рядовые ученики, проходящие общее обучение, изучающие священные писания, тексты, мантры и основы медитации. Живут они в общинах, которые называются сангха и располагаются на территории определенного храма Будды. Ограничений на вступление в общину практически нет, это может быть как мужчина, так и женщина.

У каждого направления буддизма имеется определенный свод правил, эти предписания должны соблюдаться монахами из числа последователей данного учения неукоснительно. К примеру, одни из них накладывают запрет на употребление мясной пищи, другие обязывают заниматься исключительно сельскохозяйственными работами, третьи сугубо запрещают участие в социальной и, тем более, политической жизни общества. Все, что нужно для жизни, последователи данного религиозного учения получают от подаяний.

Монахи

Традиционные праздники в буддизме

Само понятие праздника в данном случае отличается от общепринятого. Если у нас само слово «праздник» означает «быть праздным, ничего не делать», то у последователей Будды это особые дни, в которые на монахов накладывается больше обязанностей и ограничений, нежели позволений. Согласно данному учению, в такие дни у человека в тысячу раз возрастает значение мыслей и совершенных действий, а также, соответственно, и их положительных или негативных последствий, влияния на жизнь и состояние кармы. Считается, что именно в эти моменты соблюдение чистоты ума и правильные деяния позволяют максимально дальше продвинуться на пути к Абсолюту. Соблюдение чистоты необходимо блюсти в себе и вокруг себя. Чтобы достичь этого, в помощь предлагаются особые обряды, в частности, чтение и многократное повторение мантр, определенные звуки и мелодии при игре на музыкальных инструментах, применение особых предметов культового назначения и прочее.

Праздники в Буддизме

На основании всего этого постепенно очищается сознание, уходит все наносное, восстанавливается особая тонкая структура человеческой души. В дни буддийских праздников считается необходимым посещение храма, кроме того, делаются подношения членам своей общины, храму, Учителю, Будде. Тем не менее, нет ничего страшного, если монах остается в праздник дома, если сочтет нужным и решит, что это поможет лучшему настрою его души. Считается, что, если он правильно ее настроит, то, независимо от местонахождения тела, сможет присоединиться к общему энергетическому полю торжества.

Список особых дней в буддизме достаточно широк, остановимся на основных и самых важных и знаковых из них.

Вишакха Пуджа

Данный праздник являет собой символ трех главных событий из земной жизни Будды. Это его рождение, последующее просветление или пробуждение и уход от земной жизни в нирвану. Во многих направлениях религии существует мнение, что даты этих событий совпадают. Празднование длится неделю. К этому времени на всех храмах развешивают украшения из бумажных фонариков и ярких цветочных гирлянд, а по их территории расставляют множество горящих лампадок. Приходящим мирянам рассказывают истории из жизни Великого Учителя и философские назидания, читают молитвы.

Вишакха Пуджа

Асалха

Торжество приходится на июль и устанавливается в день полнолуния. Асалх посвящен Дхарме — учению о просветлении, а также указывает на основание общин. Самые первые и них были созданы из учеников Будды, которые шли за ним следом и исполняли то, что он говорил. Таким образом, праздник олицетворяет три эти понятия (Будда, Дхарма и Сангха) и их единство. С этого дня начинается обязательный период затворничества, в который принимать пищу позволительно только в первой половине дня — от восхода солнца и до полуденного часа. Начало периода затворничества совпадает с началом сезона дождей. В это время Будда запрещал монахам передвигаться, чтобы случайно не раздавить насекомое Асалха

Катхина

Ознаменовывает конец периода затворничества и приходится на октябрьское полнолуние. Отмечается в течение месяца до полной луны в ноябре, к этому времени как раз заканчивается сезон дождей. Само слово «катхина» обозначает специальную деревянную раму, с помощью которой определяется длина и ширина куска ткани для монашеского одеяния.

По устоявшейся традиции, миряне приносят для монахов новые одеяния, а также другие подношения, поскольку после окончания поста они снова выходят из стен монастыря и многие из них отправляются странствовать. В настоящее время многие буддийские храмы на территории Таиланда имеют в качестве земных покровителей влиятельных лиц страны, и те инициируют данную ежегодную церемонию. Сам Король или другое уполномоченное лицо Его Величества лично преподносит ткани настоятелям важнейших монастырей страны. Помимо Таиланда, Катхина также отмечается подобным образом в Бирме и Лаосе.

Катхина

Принесенные в общину одеяния, ткани и другие подарки распределяются между ее членами. В число подношений по традиции входят восемь предметов — это готовая одежда, ткани для нее, чаши для подаяний, бритвенные принадлежности, зонты для защиты от солнца и некоторая бытовая утварь. Богатые прихожане приносят полный набор, остальные — кто что может.

Семейные традиции в буддизме

Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.

Свадьба

Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки. Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки. Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Мэнгын Засал

Ритуал заключается в том, чтобы собрать девять штук «особенных» камней и передать их ламе. Тот прочитывает над камешками специальные молитвы, дует на них, освящая своим дыханием, и возвращает владельцу, чтобы тот раскидал их в разные стороны особым способом.

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

Мандал Шива

Новый год — традиции праздника

Буддистский Новый год носит называние Салаалган и является одним из немногих торжественных событий, отмечаемых в различное время в зависимости от конкретного религиозного направления. Этот день также традиционно посвящен Будде, однако при встрече Нового года особо вспоминается Шридеви — так в буддизме называют повелительницу времени и высочайшую хранительницу великих тайн жизни и смерти. В эту ночь принято не спать, а возносить молитвы, чтобы привлечь как можно больше успеха и удач в наступающем году. На стол принято ставить молочные продукты.

Существует интересная традиция — мастерить и запускать «коня ветра и удачи». «Конь» представляет собой кусок ткани с изображенными на нем символами благосостояния отдельного человека, общины или семьи. Для начала его приносят в храм для освящения, а потом привязывают на веревках к дому или стоящим поблизости постройкам или деревьям таким образом, чтобы полотно, словно парус, развевалось на ветру. Такой символ считается мощным оберегом от всех неудач, бедствий и болезней.

В некоторых регионах существует новогодняя традиция надевать на статуи, изображающие Будд, новые монашеские одежды. На другой день их снимают и отдают кому-то из монахов для ношения. Это считается великой честью и подразумевает повышение уровня кармы этого человека.

Буддистский Новый год

Особая интересная традиция существует в Лаосе. Здесь под Новый год буддисты стараются купить на рынках или у рыбаков живую рыбу с тем, чтобы выпустить ее в море. Это также дает возможность надеяться на улучшение кармы за проявленное сострадание к обреченному живому существу.

За свою длинную историю буддизм успел претерпеть множество изменений и трансформаций, однако, суть его самого и его традиций осталась прежней — сделать все для будущего счастья человечества и успеть самому за свою жизнь хотя бы на одну ступеньку приблизиться к тому просветлению и пробуждению, которого достиг основатель.

Буддийские праздники Буддизм — одна из самых древних и одновременно современных философских систем (Фото: Elena Yakusheva, по лицензии Shutterstock.com)

Буддизм — исторически первая мировая религия и одна из трех основных религий наряду с христианством и исламом. Впрочем, определение «религия» применительно к буддизму скорее номинативно. Буддизм — это философская система, чрезвычайно разноликая, но абсолютно единая внутри себя.

Интересен тот факт, что буддизм наиболее близок к миру науки — как своей тягой к познанию законов природы и жизнедеятельности, так и основным принципом перемещения жизни в новую ипостась, чем часто напоминает ученым закон о сохранении вещества или изменении его агрегатного состояния. Можно также вспомнить А. Эйнштейна, назвавшего буддизм «самой наукообразной религией». Буддийские ученые постоянно занимались и занимаются медициной, биологией, физикой и астрономией. Трактаты и комментарии сугубо научного толка можно увидеть в многотомном собрании Данжура — комментариях к книгам Ганжура — 108-ми томам священных текстов.

Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру.

Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В 19 — начале 20 веков Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма – тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники).

Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни — 566-473 до н.э. Другое имя — Шакьямуни — напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев — маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном — членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху — принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.

Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды.

Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности — вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» — вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам.

Само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие — память о первом будде — Сиддхартхе.

В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв – благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так:

«Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине».

На сегодняшний день в России закон позволяет официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых верны историческим традициям и культуре буддизма.

Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем.

Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом — будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром — безвредное существование — это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица — чаще всего лики улыбчивы и спокойны.

Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки. В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине.

Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.

В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.

На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Всего в разделе — 6 праздников.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.

У Вас есть дополнительная информация по теме
«Буддийские праздники»? Напишите нам

Буддийские праздники

Буддизм — мировая религия, возникшая на основе учения Гаутамы Будды в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна. Буддизм распространён в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири.

15 чудес Будды

Праздник 15 чудес Будды (Монлам Чхенмо) посвящён воспоминанию 15 чудес, которые Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). Первые «Великие молитвы», или «Великие молебны» Монлам Чхенмо были проведены в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы Гелугпа Чже Цзонхава разработал правила проведения буддийских праздников в монастырях, включив в их перечень и 15 чудес Будды. Празднование 15 чудес Будды начинается в первый день Нового года и длится 15 дней. Каждый праздничный день посвящен сотворенному в этот день Буддой чуду.

Во время торжественных молебнов, посвященных 15 чудес Будды, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов. В 15-й день праздника принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды, и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях проводятся театрализованные мистерии Цам (Чам).

День рождения Будды

День рождения Будды (Весак, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал) — самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирвану) на 81 году жизни.

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

День рождения Далай-ламы

День рождения Далай-ламы XIV — единственный буддийский праздник, отмечаемый по европейскому календарю, 6 июля. Буддисты почитают Его Святейшество Далай-ламу как воплощение бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Ченрезига). День рождения Далай-ламы празднуется буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, для которых Далай-лама является духовным лидером. В этот день в буддийских храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

Буддисты верят, что после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Далай-Лама XIV Лхамо Дхондруп (или Тэнзин Гьяцо — «Океан, хранящий учение») родился 6 Июля 1935 года в деревне под Такцэр в северной Тибетской провинции Амдо. В 1937 г. специальная группа лам после соответствующих испытаний признала Лхамо Дхондруп Перерожденцем Далай-ламы XIII. Далай-лама XIV был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета.

День рождения Падмасамбхавы

10 числа 6 месяца по лунному календарю в Тибете отмечают День рождения Падмасамбхавы — индийского учителя буддийской тантры, жившего в VIII веке. В Бутане и Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Тибетская буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду. В этой школе праздник Дня рождения Падмасамбхавы особенно популярен.

По преданию, Падмасамбхава был проявлением Будды Амитабхи. Он родился из цветка лотоса, поэтому и получил имя «Рождённый из лотоса». Подобно Будде Шакьямуни, Падмасамбхава отказался от царской жизни и стал отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в пещерах он получил тайные тантрические посвящения от дакини и стал великим йогином и чудотворцем. Падмасамбхава находился в стране Уддияна, когда в Тибете царь Тисонг Децэн безуспешно пытался утвердить буддизм при поддержке учёного Шантаракшиты. Считалось, что развитию буддизма препятствовали местные демоны. Падмасамбхава был приглашён царём на смену Шантаракшите. Прибыв в Тибет, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма. А демонов и злых духов Тибета он подчинил, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — защитниками Дхармы.

Дугжууба

Дугжууба — особый обряд очищения в канун Нового года. Дугжууба проводится в 29 лунный день в канун первого весеннего новолуния. По традиции перед Новым годом делали дома уборку, доставали и перетряхивали всю одежду. Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд очищения, устраняющий помехи, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье и спокойствие.

Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, затем лепят из него фигурку человечка (табалан), символической передавая этой фигурке свои болезни и беды. Эти фигурки приносят в буддийский храм и складывают их в ритуальное сооружение в виде пирамиды. После молебна ламы освящают костер и зажигают его. Во время ритуала Дугжууба проводится церемония очищения и подавления злых сил посредством огня. Верующие буддисты мысленно представляют, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Зула Хурал

Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад — один из главных буддийских праздников, отмечаемый в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю. Зула Хурал отмечается как День ухода в нирвану Богдо Цзонхавы (1357-1419) — реформатора, философа, основателя тибетской школы Гелуг. Его имя переводится как «Человек из луковой долины». Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда.

Главный ритуал праздника Зула Хурал — церемония подношения цог, символического нектара. Буддисты верят, что подношения буддам и бодхисатвам помогают избавиться от омрачений. Во время праздника миряне приносят в храмы подношения Учителю. Обычно это молоко, сладости, чай, масло для лампад, символизирующих учение буддизма. В день Зула Хурал принято зажигать тысячу лампад, которые освещают Путь, ведущей в Нирвану.

Майдари-Хурал

Майдари-Хурал (Круговращение Майтреи) — буддийский праздник, посвящённый приходу на землю Майтреи — грядущего Будды. Учение махаяны гласит, что Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедуя там Дхарму (Учение) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Считается, что это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист.

Майдари-Хурал — один из самых торжественных буддийских праздников, на который в монастырях собирается большое количество людей. После праздничного молебна из храма выносят скульптуру Будды Майтрейи и сажают его на колесницу. Окруженная верующими буддистами колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря. Одни монахи приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади неё, читая молитвы. Эта процессия движется вдоль наружной стены в течение всего дня, совершая долгие остановки у каждого её поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Праздник Майдари-Хурал завершается угощением и подношением подарков членам монашеской общины.

О-эсики

О-эсики — буддийский праздник, отмечаемый в Японии 13 октября. Это день памяти основателя японской буддийской школы Нитирэн-сю, Нитирэна Дайсёнина. Нитирэн умер в Токио 13 октября 1282 года. Праздник О-эсики не носит траурного характера, потому что, уходя, Нитирэн продемонстрировал силу учения Будды, что является поводом для радости. Храмовые службы, связанные с праздником О-эсики, начинаются 11 октября и продолжаются до13 октября.

12 и 13 октября в храме Икэгами Хоммон-дзи в Токио, где Нитирэн нашёл своё последнее пристанище, проходит всенародно известный фестиваль. Раньше паломники традиционно совершали многократный обход храма в ночь с 12 на 13 октября до рассвета. В наши дни шествие проходит 12 октября с 19:00 до 00:00. В нём демонстрируются мандо и матои (штандарты пожарников эпохи Эдо) в сопровождении барабанов и флейт.

Праздник Калачакры

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал) связан с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры. Калачакра (буквально «колесо времени») является одной из эзотерических концепций ваджраяны. По преданию, Калачакра-тантра была проповедана Буддой царю мистической страны Шамбала — Сучандре. В 965 г. аскет Цилупа принёс это учение из Шаблалы в Индию.

Праздник Калачакры отмечается в течение трёх дней, с 14 по 16 день третьего месяца лунного календаря. Главное торжество Дуйнхор-хурал приходится на 15-й лунный день. В дни Праздника Калачакры в монастырях проводятся торжественные молебны с чтением трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа. Большое значение в это праздник придаётся чтению мантр.

Праздник Огней

Праздник Огней (Лхабаб Дуйсэн) — буддийский праздник в ознаменование нисхождение Будды с неба Тушита на Землю. По преданию, до того, как Будда Шакьямуни воплотился на Земле, он находился на небе Тушита (тиб. Гандэн, «Сад Радости»). Тушита — четвертое небо, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут буддами. Торжества Праздника Огней длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия. В странах, где распространён буддизм Тхеравады, Праздник Огней знаменует окончание монашеского уединения во время сезона дождей и посвящается нисхождению Будды с небес Траястринсы, где по преданию он проповедовал учение (Дхарму).

В ночь Праздника Огней городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами и масляными лампадами. В некоторых монастырях снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя тем самым сошествие Будды на Землю. Праздник Огней завершает церемония катхина, представляющая собой дарение одежды членам Сангхи.

Сагаалган

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. «Белый месяц») — самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана — великий хан Юаньской династии Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» — чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды Шакьямуни и его победами над учителями-иноверцами.

Сонгкран

Сонгкран — тайский праздник Нового года, отмечаемый 13 апреля. В Таиланде Сонгкран считается буддийским семейным праздником. В этот день буддийским священнослужителям в знак уважения подносят изысканные блюда. Домашняя статуя Будды омывается чистой водой с лепестками цветов.

Древний фестиваль Сонгкран знаменует смену года по древнеиндийскому астрологическому календарю, когда Солнце переходит из созвездия Рыб в созвездие Овна, а также смену времени года. В Таиланде традиционно выделяют три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон. Во время Сонгкрана наступает жаркий сезон, за которым вскоре последует сезон дождей.

Другие Религиозные праздники

Православные праздники

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. * — правильное мышление, правильное восхваление) (ортодоксия…

Католические праздники

КАТОЛИЧЕСТВО (от греч. * — всеобщий) — всемирная христианская Церковь. Термин…

Еврейские праздники

Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и…

Мусульманские праздники

Ислам — это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира…

Языческие праздники

Язычество — религиозные верования, обряды и праздники, господствовавшие на…

Славянские праздники

Славянская мифология и религия (славянское язычество) — сочетание мифологических…

Праздники индуизма

Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма) — одна из наиболее…

Лютеранские праздники

Лютеранство — одно из наиболее распространенных и старых протестантских течений…

Праздники зороастризма

Зороастризм — религия, распространённая в древности и раннем средневековье в…

From Wikipedia, the free encyclopedia

This is a list of holidays celebrated within the Buddhist tradition.

List[edit]

  • Vesak: The Buddha’s birthday is known as Vesak and is one of the major festivals of the year. It is celebrated on the first full moon day in May, or the fourth lunar month which usually occurs in May or during a lunar leap year, June. In some countries this has become an occasion to not only celebrate the birth but also the enlightenment and parinirvana of the Buddha.[1]
  • Parinirvana Day: also known as Nirvana Day, a Mahayana Buddhist holiday celebrated in East Asia, Vietnam and the Philippines usually on February 15.[2]
  • Magha Puja: Magha Pujwronga is an important religious festival celebrated by Buddhists in Thailand, Cambodia, Sri Lanka and Laos on the full moon day of the third lunar month (this usually falls in February or March)
  • Buddha Jayanti: In South Korea, the Philippines, and China, it is celebrated in April 8 in Lunar calendar. Also known as «Hanamatsuri»,[1] it is celebrated April 8. In Japan, baby Buddha figurines are ceremonially washed with tea.[1]
  • Asalha Puja Day: Also known as «Dharma Day» celebrates the Buddha’s first teaching on the full moon day of the 8th lunar month, approximately July.[3]
  • Uposatha: This day is known as observance day, there are four holy days on the new moon, full moon, and quarter moon days every month.[3]
  • Kathina Ceremony: This robe offering ceremony, is held on any date within the end of the Vassa Retreat. New robes and other requisites can be offered by the laity to the monks.
  • Abhidhamma Day: According to Burmese tradition, this day celebrates when the Buddha went to the Tushita Heaven to teach his mother the Abhidhamma. It is celebrated on the full moon of the seventh month the Burmese lunar year which starts in April.[3][4]
  • Loy Krathong: When the rivers and canals are full of water, this festival takes place in all parts of Thailand on the full moon night of the twelfth lunar month. Bowls made with leaves, candles, and incense sticks, are in the water, and represent bad luck disappearing.[3]
  • Madhu Purnima: It occurs on the day of the full moon in Bhadro (August/September). The day commemorates an occasion on which the Buddha retreated to the wilderness of Parileyya forest to bring peace between two quarrelling factions of disciples.[3]
  • The Ploughing Festival: During the half moon in May, two oxen pull a plough painted gold. Following behind them are girls dressed in white scattering rice seeds. This was to celebrate the Buddha’s first moment of enlightenment.[3]
  • The Elephant Festival: The Buddha used an example of a wild elephant which is harnessed to a tame one to be trained. He said that a person who is new to Buddhism should have a special relationship with an older Buddhist. This festival takes place on the third Saturday in November.[3]
  • The Festival of the Tooth: In Sri Lanka there is a temple that houses a tooth relic of the Buddha. It can’t be seen, but once a year there is a procession for it on the full moon in August.[3]
  • Hungry Ghost Festival: «Ancestor Day» or «Ulambana» is celebrated from the first to the fifteenth days of the eighth lunar month. This is the day when the monastics complete their Rains Retreat. It was considered that many monastics would have made progress during their retreat and therefore become a greater field of merit. Lay devotees make offerings on behalf of their ancestors and dedicate the merit towards those suffering in the preta realm to relieve their suffering.[3]
  • Avalokitesvara’s Birthday: This festival celebrates the Bodhisattva ideal. On the full moon day in March, it represents the perfection of compassion in Mahayana traditions of Tibet, China and the Philippines.
  • Bodhi Day: The holiday which commemorates the day that the historical Buddha experienced enlightenment.[5][1]

See also[edit]

  • List of Buddhist festivals
  • Culture of Buddhism

References[edit]

  1. ^ a b c d «Buddhist Holidays 2013». About.com. Retrieved April 28, 2013.
  2. ^ «Why Buddhists Celebrate Nirvana Day — World Religion News». World Religion News. 2016-02-15. Retrieved 2018-10-12.
  3. ^ a b c d e f g h i «Festivals and Special Days». Buddhanet. Retrieved April 28, 2013.
  4. ^ Melton, J. Gordon (13 September 2011). Religious Celebrations: An Encyclopedia of Holidays, Festivals, Solemn Observances, and Spiritual Commemorations. ABC-CLIO. p. 4. ISBN 9781598842050.
  5. ^ «Buddhist Holidays». Family Dharma. Archived from the original on December 6, 2017. Retrieved April 28, 2013.

From Wikipedia, the free encyclopedia

This is a list of holidays celebrated within the Buddhist tradition.

List[edit]

  • Vesak: The Buddha’s birthday is known as Vesak and is one of the major festivals of the year. It is celebrated on the first full moon day in May, or the fourth lunar month which usually occurs in May or during a lunar leap year, June. In some countries this has become an occasion to not only celebrate the birth but also the enlightenment and parinirvana of the Buddha.[1]
  • Parinirvana Day: also known as Nirvana Day, a Mahayana Buddhist holiday celebrated in East Asia, Vietnam and the Philippines usually on February 15.[2]
  • Magha Puja: Magha Pujwronga is an important religious festival celebrated by Buddhists in Thailand, Cambodia, Sri Lanka and Laos on the full moon day of the third lunar month (this usually falls in February or March)
  • Buddha Jayanti: In South Korea, the Philippines, and China, it is celebrated in April 8 in Lunar calendar. Also known as «Hanamatsuri»,[1] it is celebrated April 8. In Japan, baby Buddha figurines are ceremonially washed with tea.[1]
  • Asalha Puja Day: Also known as «Dharma Day» celebrates the Buddha’s first teaching on the full moon day of the 8th lunar month, approximately July.[3]
  • Uposatha: This day is known as observance day, there are four holy days on the new moon, full moon, and quarter moon days every month.[3]
  • Kathina Ceremony: This robe offering ceremony, is held on any date within the end of the Vassa Retreat. New robes and other requisites can be offered by the laity to the monks.
  • Abhidhamma Day: According to Burmese tradition, this day celebrates when the Buddha went to the Tushita Heaven to teach his mother the Abhidhamma. It is celebrated on the full moon of the seventh month the Burmese lunar year which starts in April.[3][4]
  • Loy Krathong: When the rivers and canals are full of water, this festival takes place in all parts of Thailand on the full moon night of the twelfth lunar month. Bowls made with leaves, candles, and incense sticks, are in the water, and represent bad luck disappearing.[3]
  • Madhu Purnima: It occurs on the day of the full moon in Bhadro (August/September). The day commemorates an occasion on which the Buddha retreated to the wilderness of Parileyya forest to bring peace between two quarrelling factions of disciples.[3]
  • The Ploughing Festival: During the half moon in May, two oxen pull a plough painted gold. Following behind them are girls dressed in white scattering rice seeds. This was to celebrate the Buddha’s first moment of enlightenment.[3]
  • The Elephant Festival: The Buddha used an example of a wild elephant which is harnessed to a tame one to be trained. He said that a person who is new to Buddhism should have a special relationship with an older Buddhist. This festival takes place on the third Saturday in November.[3]
  • The Festival of the Tooth: In Sri Lanka there is a temple that houses a tooth relic of the Buddha. It can’t be seen, but once a year there is a procession for it on the full moon in August.[3]
  • Hungry Ghost Festival: «Ancestor Day» or «Ulambana» is celebrated from the first to the fifteenth days of the eighth lunar month. This is the day when the monastics complete their Rains Retreat. It was considered that many monastics would have made progress during their retreat and therefore become a greater field of merit. Lay devotees make offerings on behalf of their ancestors and dedicate the merit towards those suffering in the preta realm to relieve their suffering.[3]
  • Avalokitesvara’s Birthday: This festival celebrates the Bodhisattva ideal. On the full moon day in March, it represents the perfection of compassion in Mahayana traditions of Tibet, China and the Philippines.
  • Bodhi Day: The holiday which commemorates the day that the historical Buddha experienced enlightenment.[5][1]

See also[edit]

  • List of Buddhist festivals
  • Culture of Buddhism

References[edit]

  1. ^ a b c d «Buddhist Holidays 2013». About.com. Retrieved April 28, 2013.
  2. ^ «Why Buddhists Celebrate Nirvana Day — World Religion News». World Religion News. 2016-02-15. Retrieved 2018-10-12.
  3. ^ a b c d e f g h i «Festivals and Special Days». Buddhanet. Retrieved April 28, 2013.
  4. ^ Melton, J. Gordon (13 September 2011). Religious Celebrations: An Encyclopedia of Holidays, Festivals, Solemn Observances, and Spiritual Commemorations. ABC-CLIO. p. 4. ISBN 9781598842050.
  5. ^ «Buddhist Holidays». Family Dharma. Archived from the original on December 6, 2017. Retrieved April 28, 2013.

Буддийские
праздники и церемонии связаны в первую
очередь с событиями жизни Гаутамы Будды
и в значительной степени едины для всех
буддийских традиций. Из-за разницы в
традиционных календарях у разных народов
они могут приходиться на разные даты.

Для
разных школ и традиций буддизма характерны
также свои собственные праздники. Для
традиций Махаяны это праздники, связанные
с событиями из жизни вероучителей
соответствующей традиции. Для традиций
Тхеравады это более подробное рассмотрение
событий из жизни Будды (путешествие на
небо для свидания с матерью, демонстрация
чудес и т. д.).

Для
установления дат празднования буддийских
праздников и церемонии используются,
как правило, традиционные буддийские
календари соответствующих буддийских
традиций (в Сингапуре — китайский, в
Бурятии и Калмыкии — тибетский и т. п.).
Иногда используются два календаря:
традиционный и григорианский (сообщество
тибетских беженцев в Индии). В Японии
для буддийских праздников, как правило,
используется только григорианский
календарь.

Существуют
четыре основные традиции проведения
буддийских праздников и церемоний:
тибетская, японско — китайская, тхеравады
и западной буддийской общины. Буддийские
праздники предназначены в первую очередь
для того, чтобы вспомнить о своем долге
и подтвердить намерения. Праздник Весакв
день поминовения (отмечается в конце
мая — начале июня). В этот день отмечают
день рождения, просветления и день
смерти Будды, но в Японии все эти три
события празднуются отдельно. Праздник
Асала отмечается в октябре ноябре, его
празднуют в честь первой проповеди
Будды. Праздник Лосар — Новый Год —
отмечается в феврале — марте. Праздник
голодных духов отмечают в июле августе.

Глава 5.Религиозный туризм в России

Буддизм
в России — одна из распространенных на
территории страны религиозных традиций.
Традиционными районами, где исповедуется
буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия,
Республика Алтай, Забайкальский край
и Иркутская область. Также буддийские
общины существуют в Санкт-Петербурге,
Москве и других городах. Большая часть
приверженцев буддизма в России относится
к школе Гэлуг, также значительное
количество российских буддистов
принадлежат к школе Карма Кагью.

На
территории Российского государства
буддизм существует с начала XVII века,
когда некоторые калмыцкие племена
приняли российское подданство. С XVII
века тибетский буддизм распространился
и в Бурятии — сюда его принесли монгольские
и тибетские ламы, только в 1712 году в
поселения селенгинских бурят прибыло
сто монгольских и пятьдесят тибетских
лам. В 1741 году Указом императрицы
Елизаветы Петровны буддизм был признан
в Российской империи официально.

В
1764 году Екатерина II учредила пост
Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов
Восточной Сибири и Забайкалья. Это
утверждение считается признанием
буддизма одной из государственных
религий России.

В
1930-е годы наступил период гонений как
на буддизм, так и на буддологию. Почти
на два десятилетия в России прекратились
буддологические исследования.

Частичное
возрождение буддизма и буддологической
традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы,
но на официальном уровне они были
реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х
годов.

В 1996 году был принят новый Устав, в
соответствии с которым Центральное
духовное управление буддистов РФ было
переименовано в Буддийскую традиционную
Сангху России (БТСР). БТСР является
членом Всемирного братства буддистов.
БТСР является одной из буддийских общин
России, наряду с рядом других. БТСР также
является правопреемником Центрального
духовного управления буддистов (ЦДУБ),
существовавшего в период СССР.

В
настоящее время также создана
Централизованная религиозная организация
«Центральное духовное управление
буддистов», не являющаяся правопреемником
организации ЦДУБ в СССР. Она объединила
в себе некоторые буддийские религиозные
организации, общины и центры Бурятии,
Калмыкии, Москвы, Санкт-Петербурга и
других городов.

В
настоящее время централизованная
организация, которая бы объединяла всех
буддистов России, отсутствует.

5.1. Буддизм в Бурятии

Исторические
свидетельства дают основание утверждать,
что, начиная со II века до н. э.,
протомонгольские народы (хунну, сяньби,
кидани) были знакомы с буддизмом. На
территории Иволгинского городища в
хуннском захоронении найдены остатки
буддийских чёток.

В
начале XVII века тибетский буддизм из
Монголии проник на север к бурятскому
населению Забайкалья. Первоначально
был распространён, преимущественно,
среди этнических групп, вышедших
незадолго до этого из Халха-Монголии
(южноселенгинских и джидинских бурят);
в конце XVII — начале XVIII вв. распространился
на территории всего Забайкалья. Вторая
линия пришла непосредственно из Тибета,
из монастыря Лабранг Трашикьил в
провинции Амдо.

В
1741 году императрица Елизавета Петровна
узаконила существование 11 дацанов и
150 лам при них.

Буддизм
в Бурятии является самым северным
ответвлением центрально-азиатской,
культурно-исторической вариации буддизма
Махаяны, сформировавшейся в Тибете в
конце XIV — начале XV века и получившей
название Гелугпа.

Отличия
от других школ проявляются в бурятском
буддизме в основном в культовой системе,
в обрядности и магической практике и
обусловлены влиянием традиционных,
более древних и архаичных верований,
культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов.
В частности, в культовую систему были
введены и приспособлены народные обряды,
ритуалы и верования, связанные с культом
обо, почитанием духов земли, гор, рек,
деревьев. В религиозной практике монахов
большую роль играют методы тантрического
происхождения, образующие основу
буддизма Ваджраяны.

Буддизм
оказал мощное позитивное влияние на
развитие традиционной науки и культуры
бурят-монголов. Особенно сильным и
плодотворным было его воздействие на
формирование и развитие философской
мысли, норм нравственного поведения,
медицины, художественной литературы,
изобразительного искусства и кулинарии.

Из
огромного количества различных культовых
отправлений обрядового комплекса в
бурятских дацанах в настоящее время
отмечаются шесть больших хуралов:

-Сагаалган
(Новый год),

-Дуйнхор
(Калачакра),

-Гандан-Шунсэрмэ
(Рождение, Пробуждение и Паринирвана
Будды Шакьямуни),

-Майдари-хурал
(ожидание прихода Будды грядущего
мирового периода Майтрейи),

-Лхабаб-Дуйсэн
(нисхождение Будды с неба Тушита),

-Зула-хурал
(день памяти Цонгкхапы).

Так
– же в Бурятии расположен Иволгинский
дацан, который является центром Буддисткой
Традиционной Сангхи России и резиденцией
Пандито Хамбо ламы. Помимо храмов и
монастырей есть еще природные места,
которые в народе считаются святыми это
горы, реки камни и т.д.

Но для меня самым ярким достопримечательностью
буддизма в Бурятии является нетленное
тело XII Пандито Хабмо-ламы Даши — Доржо
Итигэлова.

5.2. Буддизм
в Калмыкии

Калмыкия
— единственный в Европе регион
традиционного распространения тибетской
формы буддизма, исповедуемого калмыками
с конца XVI века. К началу 2000-х годов 27 из
58 официально зарегистрированных на
территории РК религиозных общин
принадлежали буддистам.

Тибетский
буддизм окончательно стал религией
ойратских предков калмыков во второй
половине XVI века, во времена Алтан-хана
тумэтского. В XVII веке племена торгутов,
хошутов и дербетов, покинув Джунгарию
и прикочевав в степной район между
Волгой и Доном к северу от Каспийского
моря, принесли с собой буддийские.
Большую роль в этом деле сыграл ойратский
монах Зая Пандита Намкхай Гьяцо
(1599—1662), ставший приближённым Далай-ламы
V (прославившийся в числе прочего
созданием ойратско-калмыцкой письменности).
Распространяя буддизм среди
западно-монгольских соотечественников.

В
настоящее время на территории Калмыкии
действует 27 храмов и монастырей.

Так
– же в Калмыкии находится крупнейший
буддийский храм Республики Калмыкия,
один из крупнейших буддийских храмов
в Европе «Бурхн Багшин алтн сүм».
Расположен в центре Элисты. Здание
хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает
в себе самую большую в России и Европе
девятиметровую статую Будды.

5.3. Буддизм
в Тыве

Тувинский
буддизм — региональная форма
тибето-монгольского буддизма, сложившаяся
на территории Тувы в XVIII—XIX веках.

Первая
волна буддизма пришла на эту территорию
в IX веке в период Уйгурского каганата.
Дальнейшее знакомство тувинцев с
буддизмом произошло в XIII—XIV веках, когда
страна входила в состав Монгольской
империи.

С
1990 года в Туве происходит возрождение
буддийской общины.

На данный
момент в республике действуют 17 храмов
и монастырей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор:

08 июля 2020 11:44

Сам Эйнштейн называл буддизм самой наукообразной религией. Однако при этом буддийские праздники наглядно демонстрируют прочность традиций и крепость семейных уз. Почему?

Основа религии

Основа религии

Источник:

Буддисты отрицают существование высшей божественной сущности и при этом чтят и почитают любые проявления жизни в природе. Царевич Шакьямуни, считающийся основоположником настоящей религии, жил за сотни лет до нашей эры. Поэтому это одна из древнейших религий, хотя и называть это культурно-философское течение именно религией не очень правильно.

За столь солидную историю существования в учении появились течения и школы, поэтому и праздники несколько отличаются друг от друга в зависимости от местности. Но при этом все последователи относятся к Будде с искренним уважением, преклоняясь перед глубиной его мудрости.

Особенности буддистских празднеств

Особенности буддистских празднеств

Источник:

Если в православии церковные праздники связаны со светлой радостью и умиротворенным отдыхом, то традиции буддистских празднеств отличаются от них. Верующие искренне считают, что любые помыслы, действия и события, произошедшие в такие моменты, будут усилены тысячекратно. Правило действует как в отношении позитива, так и негатива. Поэтому основное правило проведения таких дней – жесточайший самоконтроль. Они верят, что если делать все правильно, то позитив получится увеличить в 1000 раз и, соответственно, прервать сансару и уйти в нирвану, что и является главной целью буддизма.

Следующая отличительная особенность ближе христианам по менталитету. Речь о ритуальной чистоте. В дни праздников важна чистота как физическая, так и духовная. Поэтому накануне тщательно убираются храмы, монастыри, дома. Буддисты приводят в порядок тело и помыслы. Но процесс нельзя назвать просто масштабной уборкой. Это именно священнодейство, поскольку одновременно с очищением исполняются мантры, задача которых заключается в гармонизации себя со средой обитания и тонкими матерями извне. Если смотреть глубже, то праздник в буддизме – это способ воздействия на мир на особом, глубинном уровне.

Схожи с ритуалами других религий они посещением храмов, подношением даров самому божеству, монахам, наставникам, членам общины.

Самые главные праздники буддизма

Самые главные праздники буддизма

Источник:

Из-за того, что буддисты ориентируются на лунный, а не на традиционный григорианский календарь, месяцы в нем короче, и многие ключевые даты существенно смещены. Расчет знаковых дней производится по специальным астрологическим таблицам, как и в случае с некоторыми христианскими праздниками.

Особенно почитаемы в этой религии полнолуния, и многие особые даты привязывают именно к ним. Необходимо понимать, что единого календаря буддистских праздников как такового не существует. Все зависит от каждой конкретной страны.

Традиционные праздники буддизма

Источник:

Среди самых известных и почитаемых праздников в буддизме можно выделить следующие:

— Дончод-хурал (Весак). День рождения и просветления Будды. Празднуется на 15 день второго месяца года;

— Асапха. День, когда основатель начал распространять свое учение. Приходится на первое полнолуние восьмого месяца;

— Абхидхамма. День восхождения Будды на небеса для беседы со своей матерью. Выпадает на полнолуние седьмого месяца года;

— Сагаалган – Новый год в буддизме;

— Сонгкран. Праздник весны. Это один из главных семейных праздников в буддизме. В этот день тщательно убирают дома и опрыскивают родных и близких каплями специально настоянной на лепестках розы и жасмина воды.

— Праздник слонов. Символичное торжество, напоминающее о том, как Будда сравнивал отношения учителя и новообращенного ученика с неприрученностью дикого слона.

Это только незначительная часть буддистских праздников. Их реальное количество, привязанное к каким-то местным событиям и почитаемым в определенной местности святым и божествам, гораздо больше.

Специфика буддистских традиций

Специфика буддистских традиций

Источник:

В этом учении довольно четко регламентированы дни, подходящие для каких-то начинаний: путешествия, строительства и даже стрижки волос. Это своего рода наставническая астрология, с помощью которой находится лучший момент для определенных событий в жизни человека. Как и у представителей других религий, у буддистов есть особые ритуалы, посвященные рождению ребенка, бракосочетанию, погребению, переходу из одной возрастной группы в другую (аналогично католическому причастию и ритуалу бар-мицва в иудаизме).

Своеобразным интересным подходом буддисты отличаются в вопросе свадеб. Особый день, подходящий для бракосочетания, подбирается, ориентируясь на моменты появления на свет будущих супругов. Поэтому время проведения торжества может выпасть не только на день, но и на ночь. Буддисты верят, что такой подход гарантирует новой семье гармоничные отношения друг с другом и внешним миром.

Важно понимать, что единообразия в традициях, ритуалах и празднованиях у буддистов нет. Мьянма, Таиланд, Тибет, Шри-Ланка, Бурятия и другие страны отмечают как традиционные, так и местные праздники, для которых характерен свой национальный колорит. Поэтому можно уверенно говорить о том, что буддизм – это не закостенелая в веках программа, а живое, развивающееся, прогрессирующее и не меняющее при этом своей светлой позитивной сущности течение.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиционные праздники индии
  • Традиционные праздники казахов список
  • Традиционные британские праздники на английском языке
  • Традиционные праздники ингушей
  • Традиционные праздники казани