Традиционные праздники долганов

Кизилова Е.А. 1

Традиционный хозяйственный календарь долган

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Кизилова Е.А. 1


1МБОУ «СШ№23» г.Норильск

Калашникова Н.А. 1


1MБОУ «СШ №23» г. Норильск


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Календарь как способ организации и отсчета времени – один из древнейших показателей культуры. Долгое время считалось, что календари – достояние высокоразвитых цивилизаций: древнегреческой, древнеегипетской, древнекитайской и других. Однако несколько десятилетий назад были открыты календари, которыми пользовались люди в разных точках земного шара. Издревле календари представляли собой знание народного опыта, наблюдений за природой. Традиционный образ жизни долган связан с оленеводством. Также большую роль и их жизни играет охота и рыболовство. Объемы освоения биоресурсов долганами никогда не наносили урон окружающей среде. Сложившееся в долганской культуре отношение человека к природе важно знать в настоящее время, в условиях урбанизации и экологического кризиса и т. д. Степень разработанности проблемы изучение традиционной культуры долган до сих пор остаётся узкой специализацией. В период развития этнографических исследований в России в середине XIX века публикаций по данной теме очень мало. Первые отрывочные упоминания о долганах на Таймыре находятся в работах А.П. Степанова (1835); A.M. Кастрена (1860); А.Ф. Миддендорфа (1869); A.A. Мордвинова (1860); М.Ф. Кривошапкина (1865); П.И. Третьякова (1869); H.A. Кострова (1878); Н.В. Латкина (1895). Это в основе своей краткие упоминания о долганах. В последующие годы также постепенно продолжался сбор материалов по отдельным элементам традиционной культуры долган. Основной фактический материал по традиционной культуре долган был собран A.A. Поповым в 30-х годах XX века. Теоретическое обоснование этногенеза долган было осуществлено Б.О. Долгих. В изучении фольклора долган внесли свой вклад П.Е. Ефремов, Г.Г. Алексеева. Традиционное искусство и традиционное оленеводство долган отражено в работах А.И. Саввинова и В.И. Дьяченко. Источниковедческий аспект в исследовании традиционного хозяйственного календаря долган предпринимается впервые.

Актуальность работы заключается в необходимости изучения хозяйственного календаря долган, с целью привлечения интереса школьников к данной теме.

Цель работы – изучить историю календаря долган, исвязанные с ним традиционные экологические знания этого народа.

Задачи:

1.Исследовать в разных информационных источниках этапы развития календаря долган;

2.Узнать месяцы долганского календаря и выяснить, какие экологические знания, связаны с каждым из них;

3.Исследовать, что знают обучающиеся школы о календаре долган.

Объект исследования: экологические знания долган.

Предмет исследования: календарь долган.

В исследовательской работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и систематизация материала по теме исследования;

2. Анкетирование обучающихся 9 классов и статистическая обработка результатов анкеты;

3. Обобщение и выводы.

Основная часть

I. ДОЛГАНЫ составляют наиболее малочисленную и самую молодую по времени формирования группу коренного населения Таймырского Долгано — Ненецкого муниципального района. Как этнос сформировался в течение XVIII и первой половине XIX веков. В этногенезе долган ведущую роль сыграли эвенки, якуты и русские старожилы – затундренские крестьяне. Традиционные занятия долган — охота на дикого северного оленя, рыбный промысел и оленеводство. Долганский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. На основе имеющихся архивных, литературных источников и полевых материалов в работе рассматриваются особенности традиционных названий месяцев у долган. Бытовая лексика долганского календаря неразрывно связана со спецификой хозяйственно-промысловой деятельности. Как показывает сравнительный анализ, долганские названия месяцев имеют во многом самобытный характер и занимают особое место в календарной системе народов Севера. /Наука и образование, 2012, №3,с.75 УДК 298.3:811.512.1/ Долганские календари — паскаалы представляют собой шестигранные палочки измамонтовой кости, длиной от 15 до 18 см. Каждая из шести граней разделенаногтевидной выемкой на две равные части, обозначающие месяцы. Месяцы имеют зарубки, обозначающие дни. Простые зарубки соответствуют будням, фигурные — христианским и семейным праздникам. Начало месяца у долган определялось по крайне непостоянным признакам, например, по спаданию рогов оленя. Так же определялись и христианские праздники. Например, если теленок домашнего оленя начинал скидывать летнюю шерсть — наступил Покров. В Ильин день телята оголяют рога. В Иванов день оголяют рога важенки. Изредка среди долган можно было встретить так называемых «пасхальников» — людей, ведущих календарный счет по христианскому летоисчислению. Обычно этим делом занимаются старики долганы, искусство их считается особой «мудростью» и вызывает со стороны сородичей почтительное отношение.

II. Месяцы долганского календаря

В трудах А. А. Попова материалы по долганскому календарю достаточно разнообразны: это и хозяйственно-промысловый, и церковно-христианский календарь, описание старинного календаря «паскаал», варианты названий месяцев и др. Описывая кочевой быт и особенности хозяйственной деятельности долган, автор придавал огромное значение роли и месте календаря в хозяйственной и бытовой обрядности долган. Тем не менее, А.А. Попов специально эту тему не разрабатывал. Его материалы в основном относятся к западным группам долган. Одной из современных работ, где содержатся календарные названия месяцев долган, является долганско-русский и русско-долганский учебный словарь, изданный в 1992 г., в котором авторами приведены некоторые варианты традиционных названий месяцев.

Месяцы по П.И. Третьякову (1871 г.) По П.В. Слепцову (материалы 1928 — 1929 гг.) По А. А. Попову (1937 г.) По долганскому словарю (1992 г.) Полевые материалы автора (1990 — 2000 гг.)

1 Январь Куньтакъсырыэ. Время первого появления солнца Кун тахсарыйа-Крисиэнньэыйа Неепца — месяц истоков озер; ловят рыбу в истоках озер (декабрь-январь) Кун таксарыйаУллэстииыйа — ана-рыттансырдыыркутуйаххаамыыта

2 Февраль Кун сылыйарыйа — Бэргэьэбуодьу-та ьалгылыырыйаБтцца — месяц глубин; ловят рыбу в глубоких местах озер (январь-февраль) Уелэсыйа Кун кетегуллэрыйа — Опонасийапыйа

3 Март ДьэбдьиэкэйэпыйаКеИег ц — месяц переездов; за наступлением теплых дней из оседлых зимников переезжают в легкие шестовые чумы (февраль-март) ЬырайЬылыйарыйаПаастуЬэрыйа Кун уЬуурыйа. Кун Ьылыйарыйа

4 Апрель Седуеччуйэпыйа — Чыычаахуйатуппатыйа Б1ецееп ь)а — месяц налима; кончается подледный улов налима (март-апрель) ТабаэмийдиирыйаЧыычаахуйатутту-бат ыйа. Тугуттеруурыйа

5 Май Тугуттурюрю, кааскарильыя. Прилет гусей Ыамыйа — ТабатеруурыйаТаЬаешу&ггца — месяц (увеличения) вымени у стельных важенок (апрель-май) ТугуттеруурыйаСааьыырый

6 Июнь Балыкъ сыры кассара. Пора промысла рыбы Сааьыырый — УукэлэрыйаТаЬа 1вгууг ца — месяц отела оленей (май-июнь) КумаартуЬэрыйаКемуел (уубарар) ыйа

7 Июль Оголокъсараръыйа. Время, когда гусиные самки линяют Уукэлэрыйа-Кумаарыйаии ке1ег ца — месяц половодья (июнь-июль) КемуелыйаБырдахыйа, хаассаарарыйа

8 Август Касъбарарыя. Отлетъ гуся ЫргахтаыйаВьМак ь)а — месяц комара (июль-август) ЫргактаыйаЫргактаыйа

9 Сентябрь Атырсюлерэ. Начало гонки оленя Туунхараарарыйа 1^еЫе ца — месяц овода (август-сентябрь) БулкааЬыныйаТуунхараарарыйа

10 Октябрь Кылъатырясю-лярэкунътюгерэ — Конец оленьей гонки Муустонорыйа ф1ек1е ца — месяц (спадения) хвои лиственницы (сентябрь-октябрь) БуустоїорыйаБуустоїорыйа

11 Ноябрь Карагакюныя. Темная пора Харанаыйа-Кын туЬэрыйа А1ъьг ца — месяц пороза (порозования быка домашнего оленя) (октябрь-ноябрь) Кун туЬэрыйа Кун туЬэрыйа

12 Декабрь Ортоккыгынгы. Средній зимний месяцъХаранаый А1ъьг ката1ььг ца — месяц «почернения» пороза (обрастание зимней шерстью пороза домашнего скота) (ноябрь-декабрь) КараіакыЬыныйа; 1-я половина — каранакэм; 2-я половина -кутуйаккаамаркэмэХараіаый

Т.И. Петрова в своей статье, посвященной времяисчислению у тунгусо-маньчжурских народностей, подробно рассматривала и традиционную систему обозначений месяцев. Останавливаясь на вопросах происхождения и значения основных названий, она выявила ряд весьма важных особенностей и закономерностей в традиционных названиях. В частности, она отмечала, что у многих народов месяцы обозначаютсяпо сезонно-хозяйственному признаку. Важную роль в этом, как она считала, имела специфика хозяйственной деятельности. Также она подметила, что большинство более или менее распространенных имен характеризует сезонное явление, которое имело значение в быту или хозяйстве. Как она выявила, у отдельных народов, ведущих однотипное хозяйство, наблюдается некоторое сходство в названиях месяцев, которые могли получить параллельное развитие без прямого заимствования. Таким образом, она отмечала, что в традиционной системе названий важную роль имела тесная связь хозяйственной деятельности с окружающей средой, роль внешних явлений на судьбу и характер хозяйственных занятий. Как известно, долганский язык отличается присутствием значительного лексического пласта эвенкийского происхождения. Эта особенность ярко прослеживается и во многих календарных названиях долган. Такие названия, как hээныйа, киэнааныйа, иргэктэыйа, дьиэктэыйа, по своему происхождению относятся к эвенкийскому языку. Однако они, прочно вошедшие в разговорный обиход долганского языка, составляют неотъемлемую составную часть бытовой лексики долган. Название зимних месяцев (декабрь-январь) hээныйа дословно месяц истоков озер, получившее по характерному этому времени занятию долган — ловле рыбы в истоках озер, происходит от эвенкийского слова хэн, которое в ербогоченском и илимпийском диалектах также переводится как протока, соединяющая озеро с рекой. Название месяца март у западных долган энааныйа, т.е. время, когда заканчивают подледный лов налима, происходит от эвенкийского слова сен-ган «налим». Слово употребляется почти во всех говорах эвенкийского языка. Долганское название августа иргэктэыйа «месяц овода» в тунгирском говоре витимо-олекминского диалекта слово иргактэ «овод, слепень». Осенние месяцы сентябрь-октябрь, получившие название дьиэктэыйа «месяц спадания хвои лиственницы» в ванаварском говоре подкаменно-тунгусского диалекта декта означает период распускания листьев. Эти названия были фиксированы А. А. Поповым у западных долган, которые наиболее близко контактировали с норильскими эвенками. Следует отметить, что отдельные эвенкийские основы не всегда являются заимствованиями в языке долган, они могли быть и субстратной лексикой перешедшего на якутский язык рода долган по своему происхождению этнических эвенков. Наличие названий эвенкийского происхождения в целом связано с этногенетическим фактором, со сложной историей формирования долган. Как известно, в происхождении долган заметную роль занимал значительный тунгусский компонент.

Итак, долганские названия, прежде всего, отражают хозяйственную деятельность долган и этническую специфику культурных традиций, особенности природных условий местной среды обитания. Данный факт свидетельствует о самобытном характере календарных названий долган. Весь хозяйственно-бытовой и охотничье-промысловый годичный цикл тундровиков был регламентирован на четыре основных сезона: hаас (весна), hайын (лето), кфун (осень), къЛын (зима). Хотя для долганского календаря были характерны и определенные периоды межсезонья. Большинство долганских названий месяцев тесно связано с их хозяйственными и промыслово-охотничьими занятиями. Неслучайно такие исконные занятия долган, как оленеводство, пушной промысел, охота на дикого оленя, рыболовство, добыча водоплавающих птиц, получили яркое отражение в системе долганских названий.

Названия зимних месяцев хорошо показывают особенности самого темного времени года -периода полярных ночей, поэтому неслучайно их называют харанаыйдар «темные месяцы». Ноябрь месяц получил название карана кун ыйа или кун тукэрыйа «месяц исчезновения солнца». Несмотря на темное время года, хозяйственная жизнь тундровиков не останавливалась, наступала ответственная пора песцового промысла. Норильские долганы декабрь называли кээныйа, т.к. в это время характерным занятием была ловля рыб в истоках озер. Долганы в этот зимний месяц начинали рыбачить сетями в глубоких местах озер, и потому месяц получил у них название дириныйа «месяц глубин». Со второй половины января с появлением первых лучей нового солнца, световой день, хотя и очень медленно, начинает увеличиваться. По народной примете этот период получил название кутуйаккаамаркэмэ, т.е. время прибавлялось на мышиный шаг. Этот долгожданный период тундровики называли кун тахсарыйа «месяц восхода солнца». С конца февраля становится ощутимой теплота солнечных лучей, и он именовался кун сырдыырыйа «месяц, когда начинает светать». С этого времени с каждым днем прибавляется световой день, солнце становится ярким и заметно начинает пригревать. В народе это время называли бэргэкэбуодьутакалгылыырыйа «месяц проветривания меховой опушки капора».

В весенние месяцы с наступлением светлых дней у тундровиков прибавлялись новые хлопоты по хозяйству и быту, начинается важный этап сезонных работ. Они, прежде всего, связаны с новыми хозяйственными заботами, началом весенних перекочевок, отелом важенок, завершением пушного промысла. Для северян наступает решающая пора охотничьих промыслов и добычи рыб. Поэтому неслучайно месяцы этого периода имели наибольшее разнообразие названий. Март — кун сылыйарыйа «месяц теплого солнца», в это время заканчивался сезон пушного промысла, потому и месяц называли паасИабыллар (тукэр) ыйа, промысловики снимали свои песцовые наряды до следующего сезона. Апрель у долган получил название табаэмийдиирыйа «месяц набухания вымени важенок», значит скоро массовый отел. Под влиянием христианства апрель имел и другое название, не связанное с хозяйственной деятельностью, чыычаакуйатуппатыйа «месяц, в котором птица не вьет гнезда». Норильские долганы апрель называли киэнааныйа «месяц налима», т.к. в это время добывалась эта рыба. Май оленеводы называли саакыырый «месяц веснов-ки». Весенняя стоянка была связана с массовым отелом важенок, поэтому месяц иногда называли по-другому тугуттеруурыйа или табатеруурыйа.В июне кекерый начинаются летние перекочевки, долганы перебирались из зимнихбалков и голомо в летние шестовые чумы. В начале июля в разгар сезона комаров — бырдакыйа, оленеводы, спасая стада от насекомых, перекочевывают на гольцы, в предгорные открытые места, где летом сравнительно прохладно. Июль, как правило, отмечается сезонным половодьем — уукэлэрыйа. В июле в таймырской тундре начинается линька прилетных птиц, которая также получила отражение в долганском календаре — кааскаарарыйа, которая имела важное хозяйственное значение — начиналась групповая охота на линных гусей. Добычу лин-ных гусей и уток обычно осуществляли с помощью специальных сетей, дичь заготовляли впрок. Август известен как месяц овода — иргэктэыйа, для оленеводов время весьма хлопотное, требовался особый уход за стадом. В конце августа оленеводы спускаются с гор, постепенно приближаясь в район зимовки. Сентябрь на Таймыре считают предвестником зимы, во всем проявляются признаки приближающихся зимних холодов: дни становятся прохладными, наступают темными ночи. Месяц называли по-разному: дьиэктэыйа «месяц(спадания) хвои (лиственницы)», туункараарарыйа «месяц темных ночей». В октябре с наступлением холодов начинается охота на мигрирующих к югу диких оленей. Традиционным видом охоты считается поколка животных на водных переправах. Октябрь-ноябрь также имели несколько вариантов названий буусто-норыйа «месяц ледостава», атыыр (куулэр) ыйа «месяц пороза (порозования быка домашнего оленя)», после чего они роняли рога. Ноябрь имел и другое название атыыркаралыырыйа «месяц обрастания зимней шерсти у оленя-самца». С середины ноября возобновляется сезон пушного промысла. С началом зимних месяцев долганы откочевывали к югу, в более закрытые места лесотундры, защищаясь от зимней пурги.

Среди долган как крещеных аборигенов края был широко популярен христианско-церковный календарь. Названия традиционного календаря и православных праздников, связанных с именами святых, в повседневной жизни долган тесно сосуществовали с народными традициями. Эти праздники, так называемые танаралар, занимали особую нишу в календарно-обрядовых традициях долган. В целом церковные календарные обычаи, безусловно, обогатившие народные знания, привели к напластованию различных традиций, что создавало, достаточно непростую картину долганского календаря. Среди традиционных названий месяцев бытовало одно название, которое явно отражало влияние русского народного календаря. Так, приблизительно начало апреля называлось чыычаакуйатуттубатыйа (досл. месяц, в котором птица не вьет гнездо). По свидетельству А.А. Попова, норильские долганы называли его чыычаактанарата «птичий праздник», который был связан с календарным праздником Благовещение. Долганское название месяца чыычаакуйатуттубатыйаничто иное, как распространенное выражение среди русских крестьян Сибири «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», характеризующее содержание этого праздника. Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, как известно, предусматривал жесткий запрет на любые виды хозяйственной деятельности, прежде всего связанные с женским рукоделием. Считалось, работать в этот день — великий грех. Этот весьма популярный и почитаемый в русских календарных традициях праздник оставил определенный отпечаток в религиозно-суеверных представлениях и обычаях долган.

К заимствованным традициям от русских можно отнести и широко бытовавшие у долган так называемые «паскаалы» — небольшие шестигранные палочки-календари. Они имели универсальный характер, с помощью которых не только вели время исчисления, но также вырезанные насечки и специальные знаки показывали основные христианские даты и дни церковных праздников. Кроме того, костяные календари содержали и другие не менее важные информации, например о фазах Луны и других явлениях природы, о начале сезонных промыслов и т.д.

Таким образом, представленный народный месяцеслов долган раскрывают по сути разные по свойству и назначению календари: охотничье-промысловый, оленеводческий и фенологический. Они представляют долган, прежде всего, как охотников и оленеводов, ведущих смешанный тип хозяйственной деятельности. Долганские названия месяцев тематически можно разбить на следующие разделы:

— названия, отражающие специфику охотничье-промысловых занятий долган: паастукэрыйа (месяц закрытия пастей), дириныйа (месяц глубин (ловля рыбы в озерах), киэнааныйа (месяц налима), кээныйа (месяц ловли рыб в истоках озер), кааскаарарыйа (месяц линьки гуся), кыылкуулэрыйа (месяц гона), суоыйа (охота на зверей по насту);

— названия, характеризующие особенности кочевого образа жизни, связанного с оленеводством: кекерый (месяц перекочевки), каакыырый (месяц весновки). У долган, ведущих оленеводческое хозяйство, названия ряда месяцев тесно связаны с определенными событиями и явлениями в оленеводческом хозяйстве. Например, табаэмийдиирыйа (месяц увеличения вымени у важенок), табатеруурыйа (месяц отела), атыырыйа (месяц пороза), иргэктэыйа (месяц овода), атыыркаралыырыйа (месяц потемнения шкуры пороза);

— названия, связанные с фенологическими наблюдениями времени года и сезонных явлений природы: уукэлэрыйа (месяц половодья), быр-дахыйа (месяц комара), буустонорыйа (месяц ледостава), туункараарарыйа(месяц темных ночей), кун тахсарыйа (месяц появления солнца), кун сырдыырыйа (месяц яркого солнца), кун кылыйарыйа(месяц потепления солнца ), кун тукэрыйа (месяц захода солнца), бэргэкэбуодьутакалгылыырыйа (месяц проветривания меховой опушки капора) и др.

Долганские названия месяцев как историкокультурный источник весьма информативны. В долганских названиях ярко отразились наиболее важные фенологические явления природы: полярные ночь и день, морозные периоды, ледоход, прилет птиц, ход рыб в реке, сезон комаров; значимые события в хозяйственно-трудовой деятельности: отел важенок, сезонные перекочевки, начало охотничьего промысла, гон диких оленей, отстрел линных гусей и другие, которые также характерны для традиционных названий месяцев у многих северных народов. Это, прежде всего, связано с особенностями северного календаря, основанного на народных и экологических знаниях. Такое явление еще раз показывает, что вся хозяйственная деятельность и промысловые занятия северян во многом зависели от географических и природных условий, особенностей сезона.

Долганские названия месяцев четко отражают особенности природно-климатических условий Таймыра, специфику традиционных занятий, сезонно-календарный цикл хозяйственной деятельности долган. Календарные названия свидетельствуют о том, что у долган преобладал смешанный тип хозяйства, они представляют их, прежде всего, как охотников и оленеводов. С другой стороны, эти названия характеризуют достаточно архаичный характер охотничье-промысловых занятий долган. Ареал основных названий достаточно широк, кроме них были известны менее распространенные локальные варианты названий. В прошлом каждой группе долган было свойственно использовать свои определенные местные названия.

Информатор Прокопий Ануфриевич Безруких: «Знание календаря позволило готовиться к промыслу заранее. Распределять свои силы на весь год. Мы знаем, в какой тундре можно добыть оленя или песца и в какое время. Знания никто специально не передавал. С ранних лет дети находились всегда с родителями, никто им ничего не говорил. Все впитывалось само».

Месяц истоков озер. В это время долганы ловили рыбу в истоках озер (декабрь – январь). С Михайлова дня до зимнего Николы в истоках больших озер ловили сетями – «пущальнями» сигов. В это время долганы переходили на зиму из шестовых чумов в балаганы и землянки.

Месяц глубин. В этом месяце ловили рыбув глубоких местах озер (январь – февраль).С Васильева дня в глубинах озер начинали ловить рыбу сетями. В конце месяца глубин прекращались рыбные промыслы, и весь этот месяц долганы проводили оседло в балаганах и землянках.

Месяц переездов. При наступлении теплых дней долганы из оседлых зимников переезжали в легкие шестовые чумы (февраль – апрель). С Афанасьего дня начинали жить в шестовых чумах и охотиться с ружьем на диких оленей, пастями и капканами на зайцев.

Месяц налима. В этот месяц кончался последний лов налима (март – апрель). С Евдокиева дня до Вознесения в прорубях ловили костяными удочками «спящих» налимов. В конце месяца налима происходила гонка заячьих самцов за самками. В это время они бегали большими стаями по тридцать – сорок штук. А так как при этом зайцы сильно тощали, то на них переставали охотиться. С начала полярного дня долганы охотились на диких оленей сетями и ружьями под прикрытием специального щита на полозьях. На куропаток настораживали силки. С Егорьева дня силки настораживали и на зайцев. С этого времени начинали опускать песцовые пасти на летний сезон.

Месяц увеличения вымени важенок (апрель – май). В этот месяц и до «комаров» охотились на диких оленей ружьем, на зайцев и куропаток – силками и, кроме того, на последних ставили сети.

Месяц отела оленей (май – июнь). В озерах ловили сетями уток, стреляли из ружья и лука гусей, а также на последних настораживали капканы.

Месяц половодья(июнь – июль). В месяц половодья таи, где успевал пройти лед, долганы ловили костяными удочками налимов, остальную рыбу сетями. К Федосьеву дню дикие олени телились в горной местности, и на них охотились с ружьем. В месяц половодья кончался сезон охоты на дикого оленя и улов речной рыбы. С Петрова дня начинали ловить сетями леняющих гусей.

Месяц комаров (июль – август). В месяц комаров долганы продолжали охотиться на линяющих птиц. В заводях ловили рыбу. Семьи охотников налегке ехали в тундру к местам переправ диких оленей и кололи их копьями. Часть долган охотились с ружьем на дикого оленя.

Месяц оводов (август – сентябрь). К Ильину дню отлинявшие самцы гусей улетали, начинали линять самки с детенышами, которых и ловили сетями.В месяц оводов исправляли к зиме старые пасти и устанавливали новые. В это время рыба возвращалась из мелких речек в большие реки, где ее ловили сетями или мережами, перегораживая устья рек. В этом месяце улов рыбы в мелких речках кончался. Только наиболее обильные места продолжали давать рыбу, но не больше, чем на один котел при каждом осмотре орудий лова. В больших реках рыбу ловили неводом и сетями до самого Покрова дня.

Месяц спадания хвои (сентябрь – октябрь). С первым снегом долганы настораживали самострелы в засеках на диких оленей. Охотились на диких оленей при помощи оленей – манщиков.

Месяц порозованиябыка домашнего оленя (октябрь – ноябрь). В месяц пороза долганы продолжали охотиться на дикого оленя при помощи манщика и с ружьем. Настораживали песцовые пасти. На больших реках происходил последний улов рыбы сетями. В старину на местах, имеющих быстрое течение, перегораживали реку подо льдом и ловили рыбу мережами.

Месяц почернения пороза (ноябрь — декабрь). В месяц почернения пороза, т.е. месяц обрастания зимней шерстью пороза домашнего, окончательно замерзали большие реки и озера. Долганы начинали промышлять рыбу сетями.

Анализируя данный календарь, можно отметить, что каждый месяц занимал в жизни долган определенное место, на основе знаний которого осуществлялась традиционная хозяйственная деятельность, соответствующая данному месяцу.

Заключение

По данным проведенного анкетирования в 9 классах (23 учащихся) нашей школы,

следует отметить следующее:

1. На вопрос: «Что такое календарь?» 92% учащихся 9 классов ответили, что это результат наблюдений и знаний людей, 8% – затрудняются ответить. Отвечая на вопрос «Какие календарные праздники долган вы знаете? », 100% учащихся не указали основные календарные праздники.

В целом, учащиеся 9 классов не имеют представление о календаре долган,

2. На второй вопрос: «Когда вы родились (дата, в год какого животного?» 100% учащихся отметили дату своего рождения. 87% – указали в какой год животного они родились.

3. На вопрос: «Какой сейчас век, год, месяц, день недели?» все участники анкетирования дали ответ.

4. На вопрос: «Знаете ли вы названия месяцев и дней недели на долганском языке» 100 % учащихся ответили, что не знают.

Выводы.

Календари являются одной из древнейших отраслей человеческих знаний.

Ознакомившись в ходе работы с календарем долган, выяснено, что он определяется местными природными условиями и тесно связан с основными занятиями долган: оленеводством, охотой и рыболовством.

Несмотря на общий язык, существующий у долган и якутов, календарь долган отличается самобытностью и индивидуальностью.

Начало месяца у долган определяется по крайне непостоянным признакам, а так как явления и зависимости от различных климатических изменений не могут иметь строго определенного количества дней, неизбежно один из них бывает короче, другой длиннее.

Бережное отношение к природе явно прослеживается в календаре долган, так как в нем ощущается прямая зависимость от окружающей среды.

У долган существуют календарные обрядовые циклы: встреча солнца, прилет птиц, отел оленей, открытие сезона рыбной ловли, отстрела оленей и другие.

Календарь долган имеет свой неповторимый колорит, сохранение национального языка – это большой плюс для их детей и внуков

Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Она может быть использована как материал для проведения уроков по краеведению, классных часов, а также для создания экспозиции в школьном музее.

Список использованной литературы

1. Андерсон Д. Тундровики. Экология и самосознание таймырских эвенков и долган. — Новосибирск, 1998. — 272 с .

2. Артемьев Н.М. Долганы: язык, история, фольклор, культура (указатель рекомендуемой литературы) / Н.М. Артемьев, А.А. Петров Справочно-библиографическое пособие. — Спб.: Образование, 1993. — 26 с

3. Дьяченко В.И. Охотники высоких широт. Долганы и северные якуты. — СПб.: Европейский дом, 2005. — 217 с .

4. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография: научн. журнал. №1. 1983. C. 3 — 16 .

5. Кривоногов В.П. К современной этнической ситуации у долган // Этнографическое обозрение: научн. журнал. 2000. № 5. С. 106 — 117 .

6. Медведев Д. Долганская экспедиция Академии наук// Советский Север: полит. — экон. журнал. № 1. 1931 .

7. Миддендорф А.Ф. Долганы / Путешествие на Север и Восток Сибири. 4.2. Север и Восток Сибири в естественно историческом отношении. Отд. 5. Сибирская фауна. — Спб., 1869. — С. 688 — 698 .

8.. Попов A.A. Долганы. Собрание трудов по этнографии. Том 1 «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург, 2003 год.

9. Попов A.A. Поездка к долганам. Изд. АН СССР Науки И.КП. РСФСР // Советская этнография: журнал. 1931. № 3-4 .

8

Просмотров работы: 313

1khНациональные праздники имеют разные значения, но смысл у них один – это единение народов нашей республики. Совсем недавно мы побывали на эвенкийском «Бакалдыне» и эвенском «Эвинэке». Юкагиры свой «Шахадьибэ» провели в рамках общего праздника северян «Цветение тундры».  А в прошлые выходные в местности Yс Хатыҥ чукчи и долганы вместе отметили свои традиционные праздники – Кильвэй и Хэйро.

Хэйро – праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило долганы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.

Кильвэй – праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины.

Праздники Хэйро и Кильвэй знаменуют собой начало долгожданного для арктических народов лета, пробуждения природы, поклонения духам плодородия.

3khСтарейшина долган Елена Поликарповна Тимофеева и представитель чукчей  Дина Николаевна Третьякова провели обряд кормления огня, для этого был разведен ритуальный костер, они благодарили за благосклонность духов природы и просили дальнейшего покровительства на предстоящий год.

На празднике были гости из Анабарского и Нижнеколымского районов – это два района, где компактно проживают наши самые арктические народы — долганы и чукчи.

Гаврил Иванович Сыровацкий и Варвара Ильинична Ходьяло, пенсионеры, жители села Колымское рассказали, как раньше чукчи отмечали национальные праздники.

Варвара Ильинична Ходьяло:

— Грудинку оленя собирали, забьют зимой самого жирного оленя и сохраняли до Кильвэя. За ярангой кости грудинки клали на землю и обмазывали оленьим жиром, чтобы упитанное стадо было.  Оленьи рога собирали и тоже складывали за ярангой, обмазывали оленьим жиром. Это все делалось, чтоб оленей больше стало.

2436097469_nГаврил Иванович помнит, как проводили праздники по традициям, когда ему было лет восемь. Он рассказывает, что были большие гонки, куда съезжались гости с Чукотки, со Среднеколымского района. Для гонок  специально обучали яловых (нерожавших – прим.ред)  важенок, считалось, что они более выносливые. Раньше гонки были на большие расстояния до 80-90 км, это сегодня 8-10 км, отмечает Гаврил Иванович. На призы обычно выставлялись важенки, которые очень ценились, потому что от хорошей важенки будет приплод и стадо будет расти.

Более подробно об обряде «Кильвэй» рассказала Дина Николаевна Третьякова:

—  Была специальная атрибутика для этого обряда – делались из тальника в форме человечков (рогатины), собирали выпавшие рога оленей, сушились бубны-ярары.  Обряд проводился за ярангой и именно вечером. Мужчины брали эти рогатины и под возгласы вели их к собранным рогам. Каждую рогатину обмазывали жиром, кормили огонь. Все это делалось, чтобы стадо росло, а будет стадо расти,  значит,  благополучие и достаток будет. Потом был большой праздничный ужин, когда вдоволь наедались оленьего мяса.

Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя – это еще и прощание перед долгой разлукой.

Варвара Ильинична Ходьяло выразила сожаление, что в последнее годы в родном селе не проводят такой обряд.

845261_n— Старики уже в тундре не кочуют, поэтому обряд и не проводится, — пояснила  Жанна Дьячкова, председатель Ассоциации чукчей. — И вот мы здесь начинаем. Это только начало. Пусть хоть в общих чертах сегодня мы провели ритуал, но с каждый годом будем входить в суть самого праздника, с приходом опыта будем подробнее проводить обряды.

В местности Ус Хатын есть специально выделенная площадка «Северное сияние», где народы Севера вот уже который год проводят свои национальные праздники. С каждым годом эта местность преображается, построена концертная сцена, стоят несколько сооружений в национальном стиле. Как сообщила Ольга Охлопкова, начальник отдела Севера Дома дружбы народов, в этом году при поддержке мэрии города Якутска началось строительство традиционного жилища долган, в следующем году будут преображены яранга чукчей и дом-нимэ юкагиров. Елена Поликарповна Тимофеева провела обряд кормления местности, где строится дом долган, чтобы жилось здесь народу хорошо, был достаток, была удача, было веселье.

671064195_nПредставители долган тоже рассказали о своих обычаях и традициях. Так, например, глава общины из Анабара Роман Туприн подарил оленя своему сородичу, народному художнику республики Юрию Спиридонову.

— У нас у долган есть обычай. Гостя не отпускают с пустыми руками, обязательно дарят оленя. В наше время забыли про это, — рассказал оленевод. — Обычно мы встречаемся раз в год,  весной, после длинной зимней кочевки,  во время оленьих гонок. Я первый стал так делать, потом это подхватили другие. Сейчас Буранами, нартами уже обмениваемся. Так, человек остается в памяти. Я стал бывать в Красноярском крае, у наших хатангских долган. Однажды спросил у них: «почему вы не дарите оленей гостям?». И сам подарил им оленя. Так мы возродили эту традицию. Сейчас уже когда возвращаешься с таких праздников, уже видно, что в стаде у наших оленеводов новые олени.

0056430_nЮрий Спиридонов на празднике представил выставку своих картин. Он очень радуется, что его сородичи обретают снова свою культуру:

— И сейчас на каждом празднике я вижу прекрасно одетых красивых девушек в национальных костюмах, это очень радует глаз.  Когда-то моя мама сшила такие узоры и мы сохраняли несколько ее вещей. К сожалению, в советское время это не сильно было распространено, но в последние годы стало возрождаться. Наши долганы общаются со своими сородичами, которые живут в Красноярском крае и это общение помогло и тем и другим, наши оленеводы стали помогать другу другу.

У меня есть одна картина,  называется «Жизнь продолжается». В этой картине изображены мои отец и мать, за ними, на втором плане молодой человек строит юрту. Это символ того, что есть надежда, что есть будущее у нашего народа. Жизнь продолжается в молодом поколении, которое пришло на землю предков, чтобы продолжить их жизнь.  Хочу поблагодарить своих земляков за то, что они не теряют надежду.

0473508_nСловам долганского художника вторит оленевод Роман Туприн:

Я помню, раньше наши старики говорили: «После нас оленей не будет». Но ведь сегодня в оленеводстве только молодежь работает. В возрасте больше 50 лет, наверное, 3-4 человека только есть, а в основном молодежь. Единственная причина, по которой могут исчезнут олени, это загрязнение природы, промышленная разработка наших территорий. Приходят промышленные компании, они ведь землю не руками роют, а химикатами. Я помню в детстве, в 80-х годах, были буровые. Сколько лет прошло с тех пор, лет тридцать, там же эта химия так и лежит. Вот это вызывает опасения. Раньше были поселки промышленников, они уже закрыты, но хлам железный от них рассеян по всей тундре. И никто не собирается вывозить его. Когда мы летом гоним стада к морю, наши олени травмируются от этого железа.  Это может повлиять на утерю оленеводства. Когда мои дети рождались, я всем обязательно оленя дарил. Так ребенок видит, что с годами стадо его разрастается. Я не думаю, что оленеводство исчезнет. Есть будущее у оленеводства. Сейчас уже идет понимание, что это полезный продукт, главное, природу нашу сохранить.

На празднике проводились различные конкурсы, в том числе конкурс семейных родов. Были представлены долганские семьи Спиридоновых, Андросовых, Уранник, чукотская семья Дьячковых-Ягловских.

7831364179_nО своем роде Уранник рассказали три долганочки, уроженки Таймыра – Ирина Михайлова и Марина Слепцова живут в п. Андрюшкино Нижнеколымского района, а Дарья Кривошапкина живет в Якутске. Все трое в свое время вышли замуж за якутян и уже много лет живут в Якутии, но связи между собой и своим родом не теряют.

— История рода начинается с 19-го века. Род назван по имени прадеда, звали его Уранник. Это был очень знаменитый, богатый род, который имел свой аргиш, он развозил товары по всей территории Таймыра, — рассказывают потомки Уранник. — Они были очень уважаемыми людьми, пользовались авторитетом и у сородичей, и у власти, и у других соседних народов. По легенде, только род Уранник на Таймыре держал белых оленей.  После революции, когда происходил процесс раскулачивания, которому подвергся и род Уранник, оленей раздали в совхозы и  белые олени стали появляться по всей таймырской тундре. Есть еще одна легенда, которая передается от поколения в поколение. Не все имущество рода было роздано после раскулачивания, говорят, серебряная посуда, какие-то ценные вещи были запакованы в сундук и спрятаны где-то в одном из таймырских озер. И мы говорим: где бы найти это озеро, где бы найти этот клад?- смеются девушки.

Сегодня род Уранник очень большой, родственники живут во многих регионах России, в том числе в Бурятии, Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге…

82736243_nА вот долганские частушки, которые спели на сцене прекрасные представительницы рода Уранник:

Манна кэлэн, кэргэн тахсан

Саха сиригэр дьоллохпут!

Родуой, ародуой! Родуой, ародуой!

Учугэй, учугэй!

Олохпут учугэй!

Мы долганские девчата,

Своей дружбой дорожим!

Наш язык мы прославляем,

Чтобы вечно жив он был!

Родуой, ародуой! Родой, ародуой!

Учугэй, учугэй!

Олохпут учугэй!

Были на празднике и песни, и танцы, и конкурсы национальных блюд и традиционных костюмов, спортивные национальные игры, в которых активно приняли участие члены молодежного совета Ассоциации КМНС Якутии. Были приветственные слова и пожелания от официальных лиц.

9840002_nПредложение о проведении национальных праздников на республиканском уровне прозвучало на Съезде Ассоциации КМНС Якутии в 2013 году. Эту инициативу поддержала тогда председатель правительства республики Галина Данчикова и по распоряжению главы Егора Борисова все праздники шести народов входят с тех пор в план республиканских мероприятий и имеют грантовую поддержку от Министерства по развитию институтов гражданского общества. Каждый год эвенки встречаются на «Бакалдыне», эвены проводят «Эвинек», юкагиры – «Шахадьибэ», русские старожилы отмечают «Праздник первой путины», долганы — «Хэйро», чукчи  -«Кильвэй». А впереди национальный якутский праздник «Ысыах», на котором наши народы тоже представят свою культуру и традиции. На площадке «Северное сияние»  в Yc Хатыҥ 24-25 июня пройдет фестиваль «Поют и танцуют дети Севера», а русские старожилы 25 июня отметят «Праздник первой путины».

2kh 3kh

4kh 5kh

6kh

10kh

2533982_n

65157_n

11kh 12kh 13kh 14kh

94423078_n

16kh

555276712_n

04713282_n

3570172_n

977176374_n

805093857_n

2313861_n

504778_n

34533_n

35492_n

36594_n

434670052_n

26691_n

72955863505_n

277715908_n

703365_n

2780188305_n

17kh

348574875_n

23240661317644_n

589410378_n

51260_n

5425910413_n

4502584_n

6126566_n

6233160_n

9669962245_n

q

Ирина Курилова

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

Читайте также:

Бакалдын-2017

Эвены Якутии собрались на Эвинэк

Северяне отметили Цветение тундры

«Аианна Меланни» – пробуждение природы по-эвенски

День оленевода – праздник долган

Долганы – коренной малочисленный народ, проживающий на севере Красноярского края и Республики Саха (Якутия).

Большая часть долган проживает в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (сельском поселении Хатанга и городском поселении Дудинка), незначительная часть долган проживает в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия).

По данным переписи населения 2010 численность долган в Российской Федерации составляет 7885 человек, 1840 человек проживает в городах, 6045 в сельской местности.

Распространены самоназвания – haka, дулгаан, тыэ киhитэ.

Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские.

Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в  XVII – XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов – эвенков (тунгусов), якутов и русских (так называемых затундринных крестьян).

Впервые о долганах упоминается в «Наказе стольнику Петру Головину и дьяку Ефиму Филатову, посланным в Сибирь на реку Лену для строения острога и приведения в русское подданство сибирских инородцев», датированное 6 августа 1638 г.

Первые научные сведения о долганах содержатся в трудах исследователей Сибири ХIХ в. М.А. Кастрена и А.Ф. Миддендорфа. Впоследствии изучением долган занимались Б.О. Долгих, А.А. Попов, Г.Н. Грачева, П.Е. Ефремов, В.А. Туголуков, В.И.Васильев и др.

Так, известный российский путешественник, географ и натуралист А.Ф. Миддендорф в своей книге «Путешествие на Север и Восток Сибири» отмечал, что долганы весьма интересный смешанный народ, у которого во всем явно высказывается преобладание якутского элемента.

Он высказывал мнение, что часть долган «Дзиганская орда» первоначально переселилась из окрестностей города Жиганска, лежащего под Полярным кругом на р.Лена, вероятно в то время, когда казаки Мангазейские и Якутские старались перещеголять друг друга в грабежах на р. Лена, и предводители их оспаривали порабощение друг у друга жителей долины р. Лены, т.е. воевали не только между собой, но и отбирали ясак у коренных жителей (1633 г.). Вероятно, в это время якутские и тунгусские племена вместе двинулись на запад.

Они кочевали в верховьях рек Хатанги и Пясины, в горах, окружавших Норильские озера, и пользовались угодьями сообща с Жиганскими тунгусами, усвоив их образ жизни и отчасти язык. Эти кочующие долганы отчасти примкнули к тунгусам, заводили небольшое количество северных оленей, поскольку опасались, что многочисленные волки могут отбить стадо. Питались они дичью, рыбой. Это был живой, подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством, писал А.Ф. Миддендорф.

Весьма важную категорию долган составляли оседлые поселенцы, занимавшие все пространство от Дудина до Хатангского погоста. Летом они отправлялись на тундренные озера к северу, там они заготавливали запасы рыбы на зиму. Они питались преимущественно рыбою, и хотя их свободно кочующие родичи поглядывали на них «как бы с чувством соболезнования», но преимущества обеспеченного существования, оседлости, связанного с нею заготовления больших запасов, сношения  с проезжающими по временам чиновниками, купцами и священниками, выгоды крещения давали им превосходство над кочующими, что они гордились, что в тяжкие времена спасают странствующих собратьев своих от голодной смерти. Происходило это от того, о чем они говорили неоднократно, что кочевники полагаются на ненадежное охотничье счастье, вместо того, чтобы заняться надежной рыбной ловлей.

Матиас Александр Кастрен, известный финский филолог, исследователь финно-угорских и самодийских языков, в своей книге «Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири в 1838—1844, 1845—1849 гг.» упоминал, что долганами называли три якутских племени: 1) племя  Dolgan, живущее по р. Хатанга, 2) племя Adjan, признающее и русское название Жиганы, и 3) племя Dongol, живущее, как и второе, в расстоянии трех дней пути от Дудинки, близ Норильских озер. Сами же они ведут себя от трех братьев: Galkinga, Sakatin и Bijka, перекочевавших сюда из якутской стороны.

Более глубокое изучение долган в историческом и этнографическом отношении началось лишь в советское время, после переписи населения 1926-1927 гг. и экспедиций Музея антропологии и этнографии Академии наук в 1930 – х годах.

Выдающийся советский этнограф Б.О.Долгих в книге «Происхождение долган» высказывал предположение, что образование долган в пределах Таймырского округа проходило в течение XVIII и первой половины  XIX в. По его данным в момент переписи долганское население распадалось на девять этнографических групп.

1) Долганы бывшей Долгано-Есейской управы с родовым названием Долган (Дулган). Их предками были тунгусы Долганского рода в XVII в., жившие по Лене между устьями Алдана и Вилюя. Во второй половине XVII в. большая часть усть-вилюйских долган  переселилась на Оленек, где была объединена одним названием тунгусов «Долгацкого роду». Это и есть предки современных долган бывшей Долгано-Есейской управы. Часть из них остались на низовьях Лены в ведении Жиганского зимовья.

Следующим этапом истории бывших усть-вилюйских долган было переселение их в пределы Мангазейского (Туруханского) уезда, включавшего в XVII-XVIII вв. и территорию Таймырского национального округа. В 1761-1763 гг. в составе Есейской волости Мангазейского ведомства отмечен новый род «некрещеных тунгусов», примерно 150 человек, в котором есть все основания видеть предков долган рода Долган, составлявших с 1824 г. и вплоть до революции Долгано-Есейскую управу.

2) Долганы бывшей Долгано-Тунгусской управы с родовым названием Донгот. Донготы были наиболее крупным ответвлением баягиров, вошедших в состав долган, обитавших в XVII в. по верховьям конфлюента Хатанги Котуя, в верховьях Вилюя, в верховьях Оленека и частично распространявшихся на р. Кочечумо и ее приток Туру из бассейна Нижней Тунгуски. Переход рода Донгот на Север в пределы Таймырского национального округа произошел между 1768 и 1816 гг. В начале XX в. донготы состояли из четырех родов с якутскими названиями Мокойбуттар (главным образом Левицкие) 39 человек, Харыбалар (Сотниковы и Лаптуковы) 84 человека, Оркутахтар (главным образом Яроцкие) 100 человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.

3) Долганы бывшей Жигано-Тунгусской управы с родовым названием Эдян (Адян) или Эдиген переселились на Таймыр из Якутии, по данным И.С.Гурвича, в 1769-1783 гг., во главе с Леличей Себягиным. Центр этой управы на карте Енисейской губернии 1822 г. указан между озерами Мелкое, Глубокое и Лама. Таким образом, эта группа предков долган также как и, собственно долганы, вышла из пределов Якутии, но позже, чем собственно долганы, вероятно, примерно одновременно с переселением в район Норильских озер донготов.

4) Эвенки бывшей Боганидско-Тунгусской управы с родовым названием Каранто. На карте Енисейской губернии 1822 г. их центр указан несколько западнее среднего течения реки Боганиды. Названы они здесь «Есейской волости Харитоновского рода тунгусы». По устным преданиям, Каранто пришли на Таймыр, на реку Боганида откуда-то с юга, то ли с верховьев Хатанги и Хеты, то ли с верховьев Оленека или Вилюя. Б.О.Долгих склонялся к тому, что в 1645 г. в племени Эдян (Адян) на Оленеке был Каратунский род из 25 плательщиков ясака. В 1769 г. тунгусы Хаританского рода, с женами и детьми во главе с Белкичей Маганечиным бежали их Жиганского комиссарства Якутской области в Туруханскую «волость». Сходство названий Каратунский, Хаританский, Харитонов и Каранто – очевидно. В 1833 г. окладную книгу Боганидской управы подписали Игнатий Елча, Шантуча, Харитонов, Шакличу, Учкачу, Кунников, Нелтанов.

5) Якуты бывшей Нижне-Затундринской якутской управы являются самой большой составной частью долганской народности и одной из самых ранних из них по своему появлению в бассейне нижней Хатанги и Хеты (в 1699 г.). На карте Енисейской губернии 1822 г. центром Есейской волости показано селение «Хатангское оно ж Носок». Очевидно, здесь находился центр затундринских якутов. Основная масса затундринских якутов в начале XX в. жила в низовьях Хеты, Попигая, Анабара. Самой старой, основной патрономией затундринских якутов считают Поротовых, живущих по реке Хете. Вероятно, толчком, побудившим часть якутов перейти с Оленека на Хету, была голодовка, имевшая место на Оленеке в 1681-1682 гг., вызванная изменением направления миграции диких оленей, когда они вместо того, чтобы пойти от моря через плави на Оленеке, где их ждали охотники, ушли в сторону Хеты реки. Окладную книгу Нижнезатундринской управы в 1833 г. подписали Поротовы, Савины, Федосеев, Антонов, Тюприн, Гидатов. Тюприны (Чуприны) были в составе затундринских якутов уже в 1727 г. Среди затундринских якутов имеется многочисленная (179 человек обоего пола в 1926-1927 гг.) патронимия Спиридоновых, которая имеет другое название Барах. Считают, что они какого-то особого, по некоторым данным, русского происхождения. В затундринских якутах мы видим не только самую большую составную часть долганской народности, именно ту ее часть, которая первой принесла на Таймыр якутский язык и способствовала распространению якутского языка среди других неякутоязычных в прошлом предков долган.

6) Затундринские крестьяне, образовавшие раньше Нижне-Затундринское крестьянское общество, после энцев и нганасан являются наиболее старыми обитателями территории современного расселения основной массы долган. Русские промышленные люди появились «за тундрой» уже в первой четверти XVII в. Из современных патронимий затундринских крестьян в конце XVII в. здесь жили уже Аксеновы и Рудницкие (Рудинские). Первые происходят из посадских, вторые – из служилых людей «иноземного списку». (В.В.Александров установил, что посадский Дементий Аверкиев Оксенов с семьей проживал на р. Хете уже в 1701 – 1720 гг. Служилый человек сын боярский Степан Рудницкий в январе, марте 1682 г. производил перепись хантайских энцев и авамских нганасан.)

В течение XVIII в. затундринские крестьяне числились также посадскими, затем мещанами и только начиная с первых десятилетий XIX в. в документах фигурирует единое Нижнезатундринское крестьянское общество. Из существующих в настоящее время патронимий затундринских крестьян Туркины и Уксусниковы в XVIII в. тоже были крестьянами, а Аксеновы, Бархатовы, Поповы, Малетины, Портнягины – посадскими (мещанами). В метрических книгах Хатангской Богоявленской церкви конца XIX — начала XX веков, хранящихся в фондах Таймырского краеведческого музея, упоминаются крестьяне Затундринского общества Игнатий Васильевич Малетин, Василий Алексеевич Тюприн, Дмитрий Александрович Бархатов, Андрей Евфимович Суворов, Александр Прокопьевич и Иван Прокопьевич Хвостовы, Дмитрий Титович Лаптуков, Иосиф Сосипатрович Рудынский, Ефстафий Мартынович Рудынский, Марк Гаврилович Портнягин, Поповы: Мефодий Лазаревич, Григорий Евфимович, Назарий Никандрович с сыновьями Онисимом и Афанасием, Прокопий Никандрович — предки Григория Романовича Попова, первого долганского ученого и Николая Анисимовича Попова, первого долганского журналиста.

Мы знаем, что затундринские крестьяне начали вступать в браки с якутами уже в начале XVIII в. Но хотя уже Миддендорф отметил якутизацию русских поселенцев на Хете, вплоть до середины XIX в. затундринские крестьяне в массе еще не растворились в окружавшем их долгано-якутском населении. Однако затем, во второй половине XIX в., они стали быстро сливаться с долганами. К 1926-1927 гг. затундринские крестьяне ничем в сущности не отличались от последних и во всяком случае не считали себя русскими. Такая быстрая долганизация затундринских крестьян в конце XIX – начале XX в. объясняется переходом  их к кочевому оленеводству и отказом от своего традиционного оседлого рыболовческого хозяйства с использованием собак в качестве упряжного животного. Новая форма хозяйства повлекла за собой более тесный, чем прежде, контакт затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.

7) Есейские якуты не являются потомками населения Есейской волости XVII-XIX вв., а представляют якутов-оленеводов, пришедших в район озера Есей из бассейна Оленека, вероятно, в XVIII в. Хотя в Вилюйске есейских якутов называли «есейскими тунгусами», но большинство их, судя по родовым названиям, представляло потомков выходцев из центральной Якутии, да и в культуре в большей степени, чем у долган, были заметны чисто якутские черты. Наиболее многочисленные среди них были якуты Бетунского наслега, почти все принадлежавшие к роду Чорду. Затем следуют выходцы из Катыгынского наслега, принадлежавшие к родам Ботулу, Осогостох, Оспех  и Маймага. Названия наслегов сейчас служат потомкам есейских якутов на Таймыре в качестве фамилий. Так потомки бетунцев имеют фамилию Бету (Бетту),  потомки бетилцев – Бети, потомки якутов Катыгынского наслега – имеют фамилию Катыгынский или по одному из родовых названия Маймага (Маймаго), Ботулу и т.д.

8)  Эвенки бывших  2-й и 3-й Летних и Илимпейской управ из рода Тамбэгир, Малгачагир, Иолигир, Тыптагир и Якчар, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект якутского языка, жившие чересполосно с долганским населением, тоже явились значительной и все увеличивающейся составной частью долганской народности. Илимпейские эвенки на Таймыр переселились в конце XIX и начале XX вв.

9) Энцы (самоеды) Хантайской управы родов Сонуко (Санэр), Сойта, Масуадай, Карасинской управы – Муггади, Бай и ненцы (юраки) родов Ябтонгэ и Аседа, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект якутского языка, оказались среди долган в результате браков мужчин энецкого и ненецкого происхождения на долганках. Обычно такие семьи продолжали жить в долганской среде, и следующее поколение от этих браков ничем не отличалось от долган. Главная масса одолганившихся энцев жила в районе оз. Пясина и верховьев р. Пясина.

Можно считать, что в составе современных долган около 45 % по происхождению тунгусов, около 42 % – якутов, около 11% – русских и около 2% – самодийцев.

Таким образом, в течение XIX в. на севере Сибири образовалась новая народность. Спецификой процесса образования долганской народности было то обстоятельство, что он проходил на Крайнем Севере, и поэтому образовавшаяся народность, как и все народности Крайнего Севера, оказалась не очень многочисленной. Имело значение и то, что все элементы, образовавшие долганскую народность, были православными (по крайней мере формально), и в этом отношении все в целом противостояли своим соседям с севера нганасанам, обладавшим к тому же совсем другими формами материальной и духовной культуры и говоривших на другом языке.

Долганы

Главная страница

Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский район — основная территория. Большинство называют себя долганы, долган, дулган. Несколько десятков — саха. В РФ живут 7,3 тыс. чел. В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа.

Этногенез

Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII—ХIХ вв. Основу народа составили тунгусские роды долган, донгот, эдян, каранто, илимпийские эвенки, испытавшие влияние якутской культуры, затундренские якуты и затундренные крестьяне (группа русских), оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на это, долган иногда определяют как «объякученных тунгусов». На протяжении XIX — начала XX в. в состав долган вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельной группы произошло в начале XX в.

Расселение

Долганы проживают на Таймыре, в Красноярском крае, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчиненной Дудинскому горсовету. Также живут в Якутии (Анабарский район и г. Якутск).

Язык

Долганский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Близок к якутскому языку, от которого отделился в процессе изолированного развития. Испытал влияние эвенкийского языка.

Жилище

Жилища долган разнообразны — русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище, покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты.

Религия и духовная культура

Большинство верующих долган православные. Сохранялись элементы анимизма, обожествление сил и объектов природы. Большим авторитетом в таймырской тундре пользовались долганские шаманы. В отличие от других народов Таймыра долгане, как и русские, хоронили покойников в земле, хотя многие атрибуты похоронного обряда имели изначально нехристианскую форму. Календарь долган основывался на русских православных праздниках, но терминология, связанная с сезонами тех или иных видов охоты и рыболовства, была на якутском языке.

Занятия

Традиционные занятия долган — оленеводство и охота, в отдельных районах — рыболовство. Они вели кочевой образ жизни, не выходя из полосы лесотундры. Некоторые семьи жили в постоянных избах. С наступлением весны несколько семей долган образовывали кочевые группы. Оленей охраняли круглосуточно, выделяя караульных от каждого хозяйства по очереди. Осенью группы распадались, каждая семья отдельно готовила к зиме песцовые ловушки, охотилась на диких оленей, песцов, северных оленей и птиц — гусей, уток, куропаток. По преданиям, долганы охотились на диких оленей с пращами, металлическими стрелами и луком; до сих пор используется самострел. Летняя, вьючно-верховая езда на оленях у них явно тунгусского типа, зимняя езда на санках — самодийского. Долганы доят оленей, как тунгусы, но пасут их с собаками, как самодийцы. Охотничьи промыслы долган восходят к культуре аборигенов Северной Азии — поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком, а также приемы, заимствованные от самодийцев (нганасан), — охота на диких оленей с помощью кожаной сети.

Пища

Основа традиционного пищевого рациона — сырая, мороженая, вареная оленина. Рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной и жареной. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. В пищу употребляют также лук, корни некоторых растений, ягоды, лепешки и оладьи.


Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. — Москва, 2008.

  1. Долганы

(самоназвание:
долган, тыакихи, саха), народ в России.
Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком)
автономном округе Красноярского края,
главным образом в Хатангском районе и
на территории, подчинённой Дудинскому
горсовету, а также в Якутии. Говорят на
долганском диалекте якутского языка.
Верующие долганы — православные.

Окончательное
оформление долганов в качестве
самостоятельного этноса произошло в
начале XX века, в этногенезе долганов
ведущую роль сыграли эвенки. Основу
долганов составили четыре эвенкийские
(тунгусоязычные) родовые группы: долган,
донгот, эдян и каранто. На протяжении
XIX — начала XX вв. в состав долганов вошли
также отдельные семьи якутов, энцев,
ненцев и русских старожилов Таймыра,
так называемых затундренных крестьян.

Традиционные
занятия долганов — оленеводство, охота
на дикого северного оленя, пушного
зверя, птицу и рыболовство. Маршруты
сезонных кочевий долганских оленеводческих
хозяйств были значительно короче, чем
у ненцев, энцев и других народов Таймыра.
Летом их стада выходили в тундру, зиму
проводили в лесотундре. Для пастьбы
долганы используют пастушескую собаку.
В современных условиях домашнее
оленеводство развивается как отрасль
коллективного производства. Из новых
отраслей долганы в небольших размерах
развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения долганов
ещё в XIX веке были патриархальными, в
основе лежали родовые структуры. Во
второй половине XIX века усилилось
имущественное расслоение, выделилась
прослойка мелких торговцев.

В
посёлках по Хатангскому тракту долганы
жили в избах русского образца, в тундре
и лесотундре использовали переносные
и стационарные каркасные постройки:
шестовой чум эвенкийского типа, крытый
ровдугой летом и оленьими шкурами зимой,
или голомо — сооружение из деревянных
плах, крытых корой и обложенных дёрном
или землёй. Специфическим жилищем
долганов являлся балок или нартенный
чум. Балки сохраняются в основном у
оленеводов. Современные долганы живут
преимущественно в деревянных двухквартирных
или четырёхквартирных домах в посёлках.
Долганы — один из наиболее урбанизированных
народов Таймыра.

Мужская
и женская верхняя одежда — кафтан из
сукна, расшитый бисером, по покрою и
внешнему виду сходна с эвенкийской.
Мужские рубахи и штаны и женские платья
не отличались от одежды русских старожилов
Центрального Таймыра. Зимой долганы
носили парки из оленьего меха, по покрою
напоминавшие нганасанские, только более
длинные, или сокуи из того же материала
ненецкого образца. Летом — те же сокуи,
но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин
и женщин в форме капора из сукна, расшитого
бисером (летние), или лисьих камусов
(зимние). Обувь из оленьих камусов
(зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию
эвенкийских унтов. Современная одежда
покупная.

Основа
пищи — оленина, сырая, мороженая или
варёная. Рыбу едят сырой, мороженой
(строганина), а также варёной. Употребляют
в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых
растений. В начале XX века в пищевой
рацион долганов вошли покупные продукты.

Развит
фольклор, в котором прослеживаются
якутские (сказания-былины) и русские
(сказки) влияния. Танцевальное искусство
носит черты эвенкийского воздействия
(хороводный танец — хейро). Прикладное
искусство: украшения из бисера,
орнаментация одежды и обуви оленьим
мехом и бисером. Распространена резьба
по оленьей и мамонтовой кости: украшение
пластин оленьей упряжи, рукояток ножей
и т. п.

Сохраняются
многие традиционные верования (анимизм,
обожествление сил природы, шаманство).

  1. Шорцы

Шор
(самоназвание), народ в Российской
Федерации.
Живут в основном в Кемеровской области,
а также в Хакасии и Республике Алтай и
др.

Выделяются
этнографические группы: северная, или
лесостепная («абинская»), и южная, или
горнотаёжная («шорская»). Говорят на
шорском языке тюркской группы алтайской
семьи. Распространён также русский
язык.

В
XVII—XVIII вв. русские называли шорцев
«кузнецкими татарами «, «кондомскими
и мрасскими татарами», абинцами. Сами
себя они называли по именам родов (Карга,
Кый, Кобый и др.), волостей и управ
(Таяш-Чоны — Таяшская волость) или рек
(Мрас-кижи — мрасские люди, Кондум-чоны
— кондомский народ), за пределами
территории проживания — аба-кижи (аба
— род, кижи — люди), чыш-кижи (люди тайги).
Алтайцы и хакасы называли их по имени
рода Шор. Это название широко
распространилось и было введено как
официальное в XX веке.

До
XIX века одним из основных занятий шорцев
были выплавка и ковка железа, особенно
развитая на севере. Они платили дань
железными изделиями тюркским каганам,
обменивали их у кочевников на скот,
войлок, с XVIII века сбывали железные
изделия русским купцам. Русские называли
их «кузнецкими людьми», их землю —
«Кузнецкая земля». К концу XVIII века, с
ослаблением связей с кочевниками и
усилением контактов с русскими, изделия
шорского кузнечества не выдерживали
конкуренции с привозными русскими
изделиями, и кузнечество постепенно
стало исчезать, основным занятием стала
охота.

Первоначально
преобладала загонная охота на крупного
копытного зверя (олень, лось, марал,
косуля), позднее — пушной промысел
(белка, соболь, лисица, колонок, выдра,
горностай, рысь) — до XIX века с луком,
затем с ружьями, полученными от русских
купцов. Охотой занимались от 75 до 90%
хозяйств шорцев (1900). Промышляли зверя
в пределах родовой охотничьей территории
артелями по 4—7 человек (первоначально
— из родственников, потом — из соседей).
Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры
(одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана),
подшитыми камусом. На ручной нарте
(шанак) или волокуше (суртке) тащили
груз. Добычу делили между всеми членами
артели поровну.

Основным
источником питания служило рыболовство.
В низовьях рек оно было основным занятием,
в других местах им занималось от 40 до
70% хозяйств. По реке передвигались с
помощью шестов на лодках-долблёнках
(кебе) и берестянках.

Дополнительным
занятием было собирательство. Весной
женщины собирали клубни, корни, луковицы
и стебли сараны, кандыка, дикого лука,
черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни
выкапывали корнекопалкой-озуп, состоявшей
из изогнутого черенка длиной 60 см с
поперечной перекладиной-педалью для
ноги и железным лезвием-лопаткой на
конце. Собирали много орехов и ягод, в
XIX веке — на продажу. За кедровыми орехами
отправлялись семьями и артелями, живя
в тайге по нескольку недель. В лесу
строили временные укрытия, из дерева и
бересты делали орудия и приспособления
для сбора орехов — колотушки (токпак),
тёрки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш),
лукошки. Издавна было известно
бортничество, у русских заимствовано
пчеловодство.

До
прихода русских на южных пологих склонах
было распространено подсечно-огневое
мотыжное земледелие. Для этого семья
поселялась во временном жилище на пашне
на несколько недель. Землю взрыхляли
мотыгой (абыл), боронили суком. Сеяли
ячмень, пшеницу, коноплю. Возвращались
на пашню осенью для уборки урожая. Зерно
молотили палкой, хранили в берестяных
чанах на сваях, мололи на ручных каменных
мельницах. С развитием контактов с
русскими на севере в степных и горных
районах распространились пашенное
земледелие и русские земледельческие
орудия: соха, иногда плуг, борона, серп,
водяная мельница. Засевали значительные
площади, главным образом пшеницей. От
русских же шорцы усвоили стойловое
разведение лошадей, а также упряжь,
телегу, сани.

Женщины
ткали на примитивных станках из конопли
и крапивы, выделывали кожи, изготавливали
утварь из дерева и бересты; мужчины были
заняты промыслами, обработкой дерева,
рога, кожи. Были развиты художественная
резьба и выжигание по кости (на табакерках,
черенках ножей, пороховницах и др.),
вышивка. По Томи и в низовьях Мрас-Су
было известно изготовление лепной
керамики.

В
XIX — начале XX вв. у шорцев были сильны
родовые отношения. Границы административных
единиц (волостей) совпадали с границами
расселения отцовских родов (сo;ок), они
управлялись выборными родовыми
старейшинами (паштык). Члены рода называли
себя карындаш («единоутробный»). За
родами были закреплены охотничьи и
земледельческие угодья, в XIX веке они
перешли в пользование больших семей
(тoль). Внутри рода раскладывались ясак
и подати. Большие семьи включали 2—3
поколения. К конце XIX — начале XX вв. у
северных шорцев стали развиваться
территориально-соседские отношения,
имущественная дифференциация. Выделились
богатые торговцы и ростовщики, скупщики
пушнины (таныш), родовая администрация,
появилась эксплуатация наёмного труда.
Большая семья стала распадаться на
малые.

Небольшие
селения шорцев — улусы на севере и аилы
на юге — часто переносились на новое
место — по случаю смены пашни, смерти
кого-либо из родичей и т. п. Состояли из
нескольких низких четырёхугольных
срубных домов (юрт) с берестяной крышей.
Они отапливались глинобитным очагом
(кебеге) типа чувала. В XIX веке
распространились избы русского типа,
особенно на севере, у бедняков — срубные
полуземлянки.

Временным
жилищем (на пашне — для земледельческих
работ, в тайге — во время охоты и заготовки
орехов) были одаг — коническая постройка
из брёвен и жердей, крытая берестой, —
летом и агыс — каркасное жилище в форме
усечённой пирамиды из брёвен, досок,
жердей, крытое ветвями или берестой, с
очагом в центре — зимой. Бедняки жили
в таких строениях постоянно, утепляя
их берестой и землёй. Были распространены
срубные свайные амбары (тастак, анмар).
Современные шорцы живут в срубных домах,
сохраняются амбары, охотничьи жилища,
юрты используются как летние кухни.

Мужская
и женская одежда состояла из рубахи
(кунек), штанов (чембар, штан) и халата
(шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах
или подоле. Зимой надевали несколько
халатов. Их носили, запахивая слева
направо и подпоясывая кушаком (тюркская
черта). Женская рубаха — длинная с
разрезом на груди. Южные шорцы делали
одежду из конопли и кендыря, северные
— чаще из покупных тканей, зажиточные
носили покупную одежду, зимой — овчинные
шубы, крытые материей. Обувью служили
кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными
голенищами (у бедняков — из кендыря).
Вместо портянок ноги обматывали мягкой
травой-осокой. Женщины носили платки,
мужчины — шапки: картузы из ткани, кожи
или бересты, круглые холщовые шапки в
форме колпака с круглой тульёй, на
макушке собранной в сборки, иногда
вышитой, зимой — меховые.

Первоначально
основными продуктами питания шорцев
были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие
растения. Мясо жарили на костре, варили,
рыбу варили. Лук, черемшу, кандык ели
сырыми, сарану, кандык варили в воде или
молоке, сарану также пекли в золе, черемшу
ели солёной. Корни дикого пиона сушили
и варили несколько раз, чтобы уничтожить
их ядовитость, растирали на ручной
мельнице и готовили кашицу или лепёшки.
С развитием земледелия распространились
мука и крупа из ячменя. Муку (талкан) ели
с чаем, молоком, мёдом, маслом, сметаной,
из неё варили кашу (саламат), крупу
(шырак) добавляли в суп, кусочки пресного
пшеничного теста (тутпаш) варили в воде,
иногда с рыбой или мясом, либо в молоке.
Пресные лепёшки (тертпек) варили в воде,
ели с супом или ухой. Хлеб (калаш) был
распространён на севере, в основном у
зажиточных. Степные шорцы употребляли
молочные продукты: кислое молоко, пресный
сыр (пыштак), творог, масло. Зажиточные
покупали конину. Из ячменной муки делали
брагу (абыртка) и водку (арагы). Пили чай.

У
шорцев был развит богатый фольклор:
сказки, охотничьи рассказы и легенды,
предания (пурунгу чоок, ербек), песни,
поговорки, пословицы (улгер сос, кеп
сос), загадки (тапкак). У телеутов северные
шорцы заимствовали героические поэмы
(кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент
двухструнного музыкального инструмента
— комыса.

Традиционные
культы — промысловые, родовые, шаманизм,
культы духов-хозяев гор (таг-ээзи) и рек
(су-ээзи). Духам-хозяевам приносили в
жертву лошадей. Определённые обряды
были связаны с охотой на медведя.
Шаманство шорцев имело родовой характер:
шаманы наследовали свой дар и
духов-покровителей в рамках рода.
Атрибутами шамана были бубен и колотушка.
Традиционные верования и мифология,
поминально-погребальные обряды, камлания
частично сохраняются у современных
шорцев. С 1985 возобновляются традиционные
праздники — праздник прародителя
Ольгудека, весенне-летний праздник
Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением
эпоса и песен, спортивными состязаниями
и т. п.

Первые
православные миссионеры появились
среди шорцев в 1858. В 1880-х годах была
создана письменность на основе русского
алфавита, издавалась церковная литература.
В 1920-е гг. появляется учебная литература.
Создаётся национальная интеллигенция.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    17.04.2015542.36 Кб14RT_po_skotovodstvu_ispravl_i_dopolnennaya.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиционная трапеза на праздник пасхи седер
  • Традиционные праздники грузии
  • Традициональные праздники россии
  • Традиционные праздники греции
  • Традиции якутов праздник ысыах