Традиционные праздники ингушей

Чем глубже погружаешься в изучение нашей культуры, тем яснее осознаешь, насколько мудрыми и понимающими были наши предки. Сегодня, спустя столетия, нам не нужно придумывать что-то новое, достаточно обратиться к прошлому, вспомнить подзабытые старинные праздники, которые широко отмечали наши предки.

Возрождение культурного и исторического наследия

Вспоминая старинные ингушские праздники

Чем глубже погружаешься в изучение нашей культуры, тем яснее осознаешь, насколько мудрыми и понимающими были наши предки. Сегодня, спустя столетия, нам не нужно придумывать что-то новое, достаточно обратиться к прошлому, вспомнить подзабытые старинные праздники, которые широко отмечали наши предки.

Исходя из таких соображений, а также в рамках Года нематериального культурного наследия народов России, в Государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова провели женский праздник «Сесарий ц1ай».

На мероприятии присутствовали как взрослые, так и дети, а также была приглашена Ассоциация мастеров войлочного ковроделия Ингушетии «Истинг», руководителем которой является Танзила Дзаурова. Выступая перед собравшимися, она подчеркнула, что такие мероприятия необходимы, так как женщины за рукоделием беседуют, обсуждают проблемы, делятся опытом, и это является таким небольшим праздником для рукодельниц.

Сотрудники музея подготовили обширную программу. Вначале экскурсоводы музея провели для посетителей экскурсию по всем залам. Далее была проведена викторина среди гостей на знание истории своего народа. Занявшим призовые места были вручены подарки и книги по национальной тематике.

В ходе мероприятия был дан также мастер-класс членами Ассоциации мастеров войлочного ковроделия «Истинг».

Рассказать более подробно о самом празднике я попросила научного сотрудника музея Жанну Дзейтову.

«В наше время положение женщин обсуждается как никогда широко и бурно. Перед ингушским обществом возникают новые проблемы, которые требуют своего решения. Одной из них стала проблема создания психологической разгрузки для женщин, разные виды терапии, позволяющие отдохнуть от удушающего быта, набраться новых сил и реализовать свои способности, — говорит она. — В нашей республике в последние годы активно проводятся различные мероприятия данной направленности, что находит положительные отзывы от жителей региона. Кто-то скажет, что это новшество, которое нам не нужно, другие: «Ну наконец-то дошли до того, что и так давно организуется в других странах». А мы ответим, что это не что-то новое, а, наоборот, абсолютно ингушское, хоть и давно забытое. «Сесарий ц1ай» — уникальный в своем роде традиционный ингушский праздник, который проходил лишь раз в год весной. Природа, всевозможные конкурсы и соревнования, веселье и ни одного мужчины — так проходил один из самых долгожданных дней в году для ингушских женщин в прошлом. Это была уникальная возможность предстать в лучшем виде, проявить свои таланты и отдохнуть от тяжелого быта. Не сложно представить, какой это был мощный способ избавиться от негативных эмоций, накопившихся за год, и зарядиться положительной энергией».

Завершилось данное мероприятие обильным столом в национальном стиле, где все присутствующие были приглашены гостеприимными хозяевами отведать всевозможных яств.

Главной целью таких мероприятий является привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию.

Обновлено: 02.02.2023

Это коренной народ Ингушетии, которая находится на землях северного Кавказа и принадлежит РФ. Первой столицей Ингушетии был Владикавказ. Всего насчитывается в мире 700 тысяч человек ингушей. Сeбя они называют валнахами и галгаями.

Численность

Среди поселений на российских землях насчитывается, около 445 тыс человек. Коренное население живет в Ингушетии — 385,5 тыс. человек. Также ингуши встречаются в таких административных округах России:

  • Северная Осетия (28 тыс);
  • Москва и область (5,4 тыс);
  • Чечня (1,3 тыс);
  • Тюмень (3 тыс);
  • Ставрополь (2,2 тыс);
  • Ростов-на-Дону (1,5 тыс);
  • Кабардино-Балкария (1,3 тыс).

И даже в других странах:

  • Турция (85 тыс);
  • Сирия (34,5 тыс);
  • Иордания (25,5 тыс);
  • Ливан (20 тыс);
  • Казахстан (15 тыс);
  • Узбекистан (700 чел);
  • Киргизия (570 чел);
  • Украина (455 чел);
  • Белоруссия (90 чел);
  • Латвия (35 чел).

Языковая принадлежность

Родственным народом являются чеченцы. Ингуши говорят на ингушском языке, который входит в северно-кавказскую языковую семью и вайнахскую подгруппу нахско-дагестанской группы. Свою письменность создали на основе кириллицы, хотя изначально она была на латыни. Кроме родного языка каждый знает русский язык, но не редкое явление, когда ингуши говорят суржиком.

Происхождeниe народа

Многие считают, что ингуши пошли от чеченцов и аланов. По историческим данным в средние века первые племена ингушов, чеченцев, осетин, балкарцев и карачаевцев составляли большую группу аланов. В то же время город Магас являлся столицей, как Алании, так и Ингушетии. Именно вожди большого племени Гоар и Респендиал приняли участие в переселении народов и сыграли значительную роль в формировании современной народности ингушей. Название народа пошло от поселения в городе Ангушт.

Описание ингушей

Эта нация настолько разная, что очень сложно выделить определенные черты лица или тела. Но все же преобладают резкие контуры лица и темные волосы и глаза. Этот народ многие считают красивым.

Легче охарактеризовать по характеру, потому как им присуща обязательность, если что-то пообещал, то обязан это сделать. Также есть консервативность. Каждый представитель народа должен быть воспитанным и сдержанным, хотя иногда могут срываться. Из минусов — это полное отсутствие пунктуальности, даже рейсовые автобусы могут себе позволить задержаться в наше время. А вот в тяжелые часы сформировались такие черты характера, как смелость, решительность и сила.

Культура

Ингуши традиционно занимались скотоводством, выпасали на своих землях и горных склонах лошадей, коров и других животных. Также выращивали разные зерновые культуры, в том числе и кукурузу. Позже начали заниматься виноградарством.

Со временем народ осваивал более сложные навыки и начали заниматься гончарством, сукноделием. Научились обрабатывать камень, делать разные изделия из металла. Особое место занимало строительство башен, у каждой семьи должна быть своя.

Религия

В наши дни ингуши исповедуют ислам суннитского толка. Считается, что эту религию переняли от чеченцев. Ведь многие старинные памятники и археологические раскопки свидетельствуют о том, что ранее на этих землях было распространено христианство, которое унаследовали от грузинов.

Кухня

Весьма оригинальные блюда можно встретить у этого народа. Современным традиционным блюдом считается дулх-халтым или иными словами, галушки с мясом. Очень популярные тонкие лепешки (чапильг, сискал). Особыми вкусовыми качествами обладают мясные бульйоны, их обычно пьют или варят на их основе супы, добавив картошку, морковь и зелень.

Вообщем, все блюда легкие в приготовлении, но и очень сытные. Мясо и мука — основа всего в кулинарии. А с лепешками ингуши могут ходить в гости к друг другу, в качестве гостинца.

С самого детства детей приучают к культуре поведения за столом, как правильно принимать и угощать гостей. Вся еда изначально поддается главе семье, затем хозяйке, остальным мужчинам, детям и на последок невестке.

Традиции

Все обряды и обычаи этот народ бережно хранит и передает от поколения к поколению, начиная с рождения.

Свадьбу могут сыграть только в воскресенье, потому как это единственный выходной у народа. А вот свататься приходиться к невесте родственникам жениха аж трижды. У ингушей не принято, чтобы зять видел тещу. За всю жизнь им нельзя видеться, а нарушение этого правила считается невежеством. Да и невесте на свадьбе приходится нелегко. Первым делом в замужестве, войдя в новый дом, девушка должна подмести порог и поддержать ребенка на руках, после чего может принимать поздравления новой семьи.

Не разрешается ходить в шортах по улице. А мужчинам запрещается на людях демонстрировать любовь к детям и жене, даже легкое прикосновение считается нарушением этого правила, зато женщинам позволительно, но только по отношению к детям.

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Жилище

Традиции

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность

Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь

Религия

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Кто такие ингуши?

Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) — коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.

Аланы — предки Ингушей?!

Что характеризует Ингушей?

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

У всех народов есть как красивые люди, так и очень красивые. Страшных людей не существует. Предлагаем поделиться ответом на этот вопрос, если вам нравятся ингуши, а ниже фотографии красивых представителей Ингушетии.

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

Люди слова. Люди дела.

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

Хороший народ с Северного Кавказа.

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

Ингуши представляют коренной народ Кавказа, что издавна создаёт и хранит свои многовековые традиции. На протяжении столетий ингуши придерживаются особого морального кодекса, что лежит в основе их жизни и культуры. В их селениях и сегодня существуют свод всеобщих правил, абсолютный авторитет старейшин, крайне почтительное отношение к старшим.

Сегодня в мире насчитывается около 700 тысяч человек, причисляющих себя к этой народности. Большая их часть проживает на исторической родине, в Ингушетии, крае, где можно воочию увидеть старинные обычаи и уклад жизни, не изменившиеся в течение последних веков. Какие же они – ингуши? Что выделяет их среди прочих народов?

Название народа произошло от названия селения Ангушт, которое начиная с XVIII века являлось одним из крупнейших населенных пунктов в Тарской долине. Сами ингуши нередко называют себя галгаями.

Как считают историки, это именование связано со словом “гала”, обозначающее башню или крепость. Это вполне логичное объяснение, ведь в старину у каждого ингушского рода была своя башня, по внешнему виду и состоянию которой можно было судить о материальном положении и успехах семейства.

Ингуши – один из автохтонных народов Северного Кавказа. Большинство их и в наши дни занимает земли, что много веков принадлежали их предкам. В частности, это Ингушетия и часть регионов Северной Осетии.

Ингуш

Пожилой ингуш с кинжалом кама на поясе во второй половине 19 века
Фото Николая Карловича Зейдлита

После вхождения в состав Российской империи на землях ингушей происходят значительные перемены, и далеко не все они были положительными. Часть народа не хотела терпеть власти русских, из-за чего вынуждена была покинуть родину. Немало ингушей было выселено в Османскую империю, Казахстан, Среднюю Азию.

Как считают историки, предки современных ингушей были носителями древней кобанской культуры, что существовала в XII-IV столетиях до нашей эры. Именно эти племена, которых в источниках называют “кавкасионами” и “дзурдзуками”, заложили основы ряда народностей Северного Кавказа, в том числе и ингушей.

Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушами у Фуртоугского водопада во время научной экспедиции

Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушами
у Фуртоугского водопада во время научной экспедиции, 30 июля 1880 года

Древнегреческий историк Страбон в своих трудах упоминает о “гаргареях”, которыми вполне могли быть ингушские племена. Античный автор указывал, что этот народ населяет северокавказские земли, граничащие с владениями амазонок.

Верования ингушей

Изначальными верованиями ингушей были местные языческие представления о мире, наполненном духами-покровителями. Впоследствии в Ингушетии появляются христианские миссионеры и приверженцы ислама, что стали активно распространять свою религию. Несмотря на достаточно быстрый переход к новым верованиям, даже в прошлом веке среди ингушей оставался немалый процент язычников.

“Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений”.

Элмаз-Хаджи Хаутиев - последний жрец Ингушетии

Элмаз-Хаджи Хаутиев – последний жрец Ингушетии

Внешность ингушей

Ингуши, как отмечают антропологи, представляют внешний типаж своих далёких предков, причём многие особенности почти не изменились с ходом времён. Отличительными чертами представителей народа считаются тёмные глаза и волосы, высокий рост, стройное телосложение, выступающий подбородок.

На протяжении многих столетий ингуши считали подтянутость и стройность достоинствами – как для мужчины, так и для женщины. Иметь большой живот, выступающий вперёд, считалось недостойным. Именно поэтому этот народ весьма сдержан в количестве принимаемой пищи, однако для гостей делает исключение.

Горные ингуши. Фото начала XX века

Горные ингуши. Фото начала XX века

Жилище – башня

Как я уже заметила, традиционное жилище ингушей имело крайне необычную форму. Оно представляло собой башню из камня. В высоту такие сооружения могли достигать 10-16 метров, а строились они преимущественно в горах и ущельях. Стены башен украшались резьбой по камню, всевозможными орнаментами и родовыми символами, подчёркивающими статус жильцов.

При знакомстве с человеком ингуши обращали внимание на его башню, её состояние. Дом мог очень многое “рассказать” о своём хозяине. Конечно, сегодня эти сооружения в большинстве своём представляют лишь исторические памятники и не предназначаются для проживания.

Одежда ингушей

Традиционная одежда ингушей принадлежит к общекавказскому типу. В костюме присутствуют нательная рубаха с высоким воротом, бешмет, шаровары. Мужской наряд дополнялся поясом, к которому крепился кинжал. Ингуши считали, что доставать кинжал без крайней необходимости нельзя. А достав его, нельзя положить в ножны, не использовав. Даже в шутку нельзя было замахиваться на человека оружием.

А вот при возникновении критической ситуации, во время борьбы, ингуши считали, что удар необходимо наносить сверху, чему были посвящены многие годы тренировок. В наши дни эти обычаи являются частью истории ингушей, а традиционные костюмы можно увидеть во время национальных праздников.

Ингуши – народ, свято хранящий память о прошлом, свои многовековые традиции особенности культуры. Для этих людей история является не просто актами, связанными с их краем, но и знаниями, которые передали предки. Ингуши верят, что именно эта наука поможет избежать многих ошибок, допущенных в прошлом, а также использовать сильные стороны своего характера и мудрость, которой наделили их прежние поколения.

Ингуши

Ингуши проживают на севере Кавказа, в Республике Ингушетия и соседних регионах. История народа уходит вглубь веков – предположительно начало второго тысячелетия до нашей эры. Жизнь народа регулируется определенным моральным кодексом, построенном на уважении к семье и моральным ценностям. Эти неписаные правила до сих пор соблюдаются.

Происхождение народа ингуши

Где проживают ингуши

Ингуши живут на Северный Кавказ, в основном в Ингушетии и Северной Осетии. Часть ингушей переселилась на Кавказ, часть жила в Османской империи и Средней Азии. В связи с историческими событиями XIX-XX веков часть ингушей переместилась на другие территории.

Между ингушским, осетинским и чеченским народами и по сей день ведутся споры из-за территорий. Согласно переписи населения 2012 года, ингушей насчитывается 700 тысяч. Но в России проживают не все, диаспоры есть в:

  • Турции – 85 000 человек;
  • Казахстане – 15 000 человек;
  • Сирии – 35 000 человек;
  • Ливане – 20 000 человек.

В России же на данный момент проживают 444 000 ингушей. Из них в Ингушетии живет 385 000 человек. Часть ингушей проживает на близлежащих территориях – в Северной Осетии, Чечне и Кабардино-Балкарии.

История народа ингуши

В раннем Средневековье ингуши входили в состав Аланского государства и были тесно связаны с аланцами. Магас – столица Алании, как раз находился на территории современной Ингушетии.

В начале XIV века монголо-татары захватили Аланию, и в 1395 году аланское объединение распалось окончательно. Оставшиеся люди перебрались в горы. Эти события способствовали формированию большинства современных северокавказских народов.

Основные общества ингушей были сформированы в XIV веке, их территориальная расположенность способствовала полной консолидации. Ингушские общества-шахары объединяли несколько поселений.

Границы обществ со временем стали меняться, расположение селений тоже. Многие ингуши стали перебираться с гор на равнины после ухода Тимура с Кавказа.

В XVIII веке ингуши стали возвращаться на свои земли возле рек Сунжа и Терек. Эти земли считались более плодородными. В 1770 году ингуши стали частью Российской империи, где постепенно переселяются ближе к долине Назранки, где позже создали селение Назранка.

В 1860 году на территории Ингушетии был создан Ингушский округ, через 10 лет его объединили с Осетинским и создали округ Владикавказский. На 1897 год численность ингушей в России составляла 47 000 человек.

После входа в СССР Ингушетия стала развиваться: выпускались газеты, создавались школы и создался алфавит. В 1944 году ингушей заподозрили в связи с фашистами и депортировали: почти все коренное население выселили в Среднюю Азию и Казахстан.

Ингуши вплоть до 70-х готов XX века боролись за признание своей государственности и возвращения территорий. В 1991 году приняли закон о реабилитации жертв политических репрессий.

Язык ингушей

Ингуши говорят на ингушском языке. Частично он распространен в странах Средней Азии. В Российской Федерации на ингушском языке общаются 444 000 человек. В Республике Ингушетия этот язык официальный.

В XX веке ингушский алфавит состоял из арабских букв. Октябрьская революция поспособствовала созданию нового алфавита – на основе латиницы. В 1938 году был создан окончательный вариант ингушского алфавита – кириллического.

На родном языке выходят газеты, есть ингушское национальное телевидение, выпускаются журналы. Естественно, ингуши владеют и русским языком.

Религия и обычаи ингушей

Ранее ингуши были приверженцами анимизма, магических верований и тотемизма. Они чтили тотемных животных: медведя, волка и оленя. Ингуши признавали многих богов, главный среди которых – Бог Дяла. Кроме этого, поклонялись:

  • Молдзу-Ерде – богу войн;
  • Эштру – бог подземного мира;
  • Селе – богу молнии и грома;
  • Хи-нане – водной матери;
  • Миханне – матери ветров;
  • Мехканне – горной повелительнице;
  • Елте – покровителю охотников;
  • Галь-Ерде – богу скотоводства.

Ингуши верили, что, задобрив покровителей, можно получить от них заботу и помощь в охоте и труде.

Сохранившиеся кресты и церкви из камня свидетельствуют о распространенности христианства среди ингушей. Согласно мнению ученых, первые христиане появились в Ингушетии в X веке и предположительно были грузинами. В Ингушетии и Чечне христианство распространялось широко.

Сейчас большинство ингушей являются исламистами суннитского толка и шафиитского мазхаба. Религия ингушей стала неотъемлемым элементом культуры и традиций современности.

Каждый ингуш гордится традициями и обычаями своего народа. Особое внимание уделяется гостеприимству: в своде правил, передающихся из поколения в поколение, оно прописано как обязательное. Во времена, когда среди ингушей была распространена практика кровной мести, именно гостеприимство способствовало ее прекращению – если враги встречались в чужом доме, то они не могли причинить вреда друг другу. В каждом доме для гостя была отдельная комната, а каждый гость, оказавшийся на пороге, становился желанным другом семьи.

К браку молодежь относилась со всей серьезностью, ведь если семья расходилась, женщина не имела права воспитывать детей. Муж в семье главный, и он должен чтить жену и сохранять семью. Если же семья развалилась, на всю семью мужа это ложилось большим позором.

Смерть тоже сопровождается множеством устоявшихся обрядов. Вести о смерти родственника разлетаются по всем близким. Все родственники должны оставить некую сумму и принимать активное участие в заботах. Тело обмывают и кладут в гроб. Старейшины говорят о добрых делах умершего, и тело хоронят. После захоронения родственники принимают в своем доме гостей.

Культура народа ингушей

Ингуши – народ, сформировавший свою аутентичную культуру, переплетающуюся с азиатской.

Ингуши развивались и в ремеслах, освоив:

  • гончарное дело;
  • кузнечество;
  • изготовление оружия;
  • ювелирное ремесло;
  • металлообработку.

Владели ремеслами они профессионально и выбирали качественные материалы. Для оттачивания ювелирного мастерства были созданы специальные ювелирные центры. Поэтому сейчас можно найти памятники культуры в хорошем состоянии. Эти занятия ингушей наложили отпечаток на современную культуру.

Ингуши искусно владели оружием. У них был широкий арсенал, состоявший из лука, дротиков, топоров, ножей, мечей, кинжалов, сабель. В XVI веке они начали изготавливать кремневое огнестрельное оружие.

В хозяйстве и ингушском быту большую роль играла обработка дерева. В приоритете была резьба и изготовление деревянной посуды. Посуда также могла быть железной, керамической, глиняной и бронзовой. Керамические кружки было принято украшать головами животных, изготовленных тоже из керамики. Эта традиция перешла к ингушам со времен кобанской культуры.

Рацион ингушей состоял из мяса, молока и овощей. Ингуши были умеренны в еде, что позволяло сохранять физическую форму и здоровье.

Фольклор также определяет культурные черты народа. Илли – героические песни того времени, в них прослеживается личная и национальная борьба народа за свои земли. Репертуар песен был разным: колыбельные, лирические, военные, календарно-обрядовые, плачи и шуточные песнопения.

Танцы также были в жизни и играли большую роль в ингушской культуре. Любимый танец ингушей – лезгинка, отличающаяся грацией, пластичностью.

Жилища ингушей

В горах было изобилие камней, а значит выбор материала для постройки башен был очевиден. Стены сооружений украшали рисунками и иероглифами, имеющим сакральный смысл. Старейшина на передней стене оставлял отпечаток своей ладони, чтобы защитить помещение от нападений врагов и злых духов.

Новую башню нужно было возвести за год, если строительство длится дольше – считалось, что род будет угасать и терпеть неудачи в будущем. Чем больше сооружение, тем высшим считался статус семьи.

На равнине жилище представляло собой хату-мазанку, тоже немалых размеров. Сейчас жилье ингушей современное, хоть и сохранило элементы традиционной культуры.

Внешность ингушей

Типичный ингуш – представитель европеоидной расы с чертами кавкасионского типа. Ингуши имеют такие внешние признаки:

  • худое тело;
  • рост выше среднего;
  • темные волосы, жесткие и прямые;
  • серые или карие глаза;
  • подбородок низкий и немного выступает;
  • развитый волосяной покров.

Внешность ингушей яркая и запоминающаяся. Мужчины ингуши физически сильные, ведь с детства их приучали к труду и нагрузкам. Умеренность в пище поспособствовала крепкому здоровью. Лишний вес считался стыдным, мужчины до преклонных лет имели подтянутую фигуру. Сейчас тоже редко встретишь полного ингуша.

Национальный ингушский костюм – нательная рубаха, шаровары и бешмет. Праздники встречали с черкеской. На поясе у мужчин хранилось холодное оружие.

Женщины носили белую рубашку до пола, под нее надевали шаровары. Поверху надевали платье нараспашку. Праздничное платье обязательно шилось из дорогих тканей. Голова покрывалась платком или традиционной шапочкой – курхас.

Известные ингуши

Ингуши талантливые и упорные, среди них есть много известных людей. Ингуши – писатели, танцоры, правоохранители и даже спортсмены.

Лейла Албогаичева была единственной российской женщиной, покорившей Эверест два раза. Учительница русского языка смогла покорить наивысшую гору с двух сторон. Ее пристрастие стало и ее роком – в 2014 году она погибла на Эльбрусе.

Исса Костоев – ингушский правоохранитель, ставший известным благодаря поимке особо опасного маньяка Чикатило.

Яндиев Джамалдин – первый народный поэт Ингушетии.

Наурбиев Руслан – известный певец, актер, народный артист Ингушетии.

Руслан Зангиев – певец, исполняющий гимн Ингушетии, актер и народный артист Республики.

Читайте также:

      

  • Сообщение про жабу зеленую
  •   

  • Обновите или создайте секретный код альфа банк зацикленное сообщение
  •   

  • Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующее сообщение
  •   

  • Бесплатное антивирусное программное обеспечение сообщение
  •   

  • Не отправляется сообщение на 0919

Одним из важнейших табу среди ингушей является запрет на прощение крови. Веками жил в народе этот обычай, являясь своеобразным инструментом против тех, кто не прочь побряцать оружием. Кровная месть объявлялась в совершенно отвратительных и даже нелепых случайностях.

В горах живет легенда о том, что кровная месть была объявлена хозяину дома, который мирно спал, когда на его коня позарился вор. Животное само себя защитило – и ударом копыта сразило воришку насмерть. Какой-то негодяй был застигнут врасплох, когда позарился на чужую женщину. Сыновья потерпевшей убили насильника и выдали труп родственникам. Был сход, на котором было принято странное на первый взгляд решение: убив отморозка, сыновья спасли честь своей матери и свою честь, но, убив человека, они заслужили кровную месть.


Необходимо отметить, что в эти ужасные действия совершенно не вовлекались лица женского пола. Хотя один случай был: в одном из горных аулов была убита девушка, которая преградила путь мстителям. Выстрел произошел случайно. Совет старейшин посчитал: месть свершилась, но так как убита была женщина, то свершилась она вдвойне. Родственники убитой получили право взять жизнь одного из мужчин, допустивших такой грех. Не допускалось участие детей в совершении мести. 

Нельзя было мстить, если рядом с кровником находилась женщина. Особенно его жена. Позорно было убивать, если убийца стоял спиной или, почуяв опасность, отворачивался. Такого преследовали, пока он не повернется и не окажется лицом к лицу. Месть свершалась быстро, безжалостно, без чтения или произнесения приговора. После того, как ингуши приняли ислам, считалось недопустимым лишать кровника жизни во время намаза. Убийце давали возможность завершить ритуал.

Запрещалось убивать спящего, находящегося в беспамятстве. Такое могут делать только греховодники.
Законы пишутся для всех, но обязательными они почему-то становятся для бедняков и интеллигентов. Советская власть придумала много сильных законов, расшатывавших устои ингушского общества. В их числе был и обычай кровной мести. Власть сама чинила расправу, под ее жернова попадали как повинные, так и невинные головы. Однако даже в этих сатанинских условиях вендетта не умерла. Где-то раздавался выстрел, который пресекал жизнь убийцы.

В наше постсоветское время месть вновь заняла «достойное» место. Дело дошло до того, что прямо перед зданием Верховного Суда республики, где проходил процесс над убийцей, из автомата был застрелен брат преступника.

Кто-то занял деньги и не вернул долг. Предприниматель, оказавший услугу, потребовал свое, возник скандал, ставший последним в судьбе должника. Но вскоре автоматной очередью был сражен и сам предприниматель. Молодой человек, бывший еще ребенком в день убийства отца, зашел в дом кровника и хладнокровно расстрелял старика. При этом он кричал: «Теперь вы будете на одном свете. Там разберетесь кто прав, а кто виноват». Столкнулись две машины, виновник аварии погиб. Оставшийся в живых водитель второй машины потребовал отремонтировать «тачку». Ему обещали возместить урон, пришли к обещанному сроку с пистолетом. Отстреляли всю обойму. Все это говорит о том, что принцип «кровь за кровь» продолжает жить в сознании народа. Прощать пролитую кровь запрещено.

А хорошо это или плохо? Не дикость ли это? Конечно, ничем хорошим это не пахнет. Но именно этот варварский обычай сумел отвести многих от соблазна учинять самосуд, лишать жизни себе подобных. Поднимая руку на слабого, каждый понимал, что его ждет суровая кара. Этот дикий обычай стал причиной смерти десятков и сотен людей, но спас тысячи и тысячи жизней.

Ингуши приносят клятву на Коране. Делается это в исключительных случаях, когда деяние имеет место, а лицо, совершившее его, пытается уйти от ответственности, или при необходимости установить лицо путем принуждения к принесению клятвы о непричастности к данному деянию.

Например, воровство совершает один, а подозревают многих. При этом нет никаких улик, нет свидетелей. Никакая юриспруденция не возьмется за такое дело. А вот требование принесения клятвы на Коране может заставить человека сознаться в преступлении. Виновный говорит: «Я не могу дать клятву на Коране». Это означает, что человек дает признательные показания. Сразу после этого начинается дипломатия, где одинаковую силу имеют нормы адата (народное право) и шариата (исламское право). Перемирие или согласие может быть достигнуто различными путями: дача выкупа, восстановление ущерба, прощение.

А если человек готов принести клятву на Коране о своей невиновности? Здесь также много способов воздействовать на курокрада. Клятву могут не принять. Пострадавшая сторона может потребовать, чтобы клятву принесли родственники подозреваемого. Число клянущихся может колебаться: пять, семь, десять и более человек. Лжеклятва у мусульман считается адским грехом и поэтому подвергать опасности Божьего гнева такое количество родственников курокрад не рискнет. Он сознается в содеянном.

Но если человек все-таки дал клятву о своей невиновности, его перестают преследовать. Если сказал правду – неподсуден, если солгал – ответит перед Богом. И не только на небесах. Ингуши убеждены, что все несчастья человека, давшего ложную клятву, случились именно по этой причине. Случился падеж скота – Бог наказал, умер человек – Бог отвернулся, сгорел дом – это неспроста. Прямо мистика какая-то. Конечно, это чистое совпадение фактов и цепь случайностей. Но я сам знаю случай, когда у одного человека, давшего лжеклятву, один за другим умерли трое детей. Это обстоятельство настолько потрясло и испугало людей, что многие опасались даже упоминать этот факт.

Говоря о табу в сфере уголовного права, начнем с простого и, на взгляд местного населения, самого безобидного, даже экзотического. Именно к этому относится женская драка. Строжайше запрещено разнимать дерущихся женщин. По народному поверью, подобные действия принесут горе. Кто-то умрет, кто-то тяжело заболеет, кто-то попадет в аварию и т. д.

Женские драки ни до разбирательства, ни до суда не доходят. О случившемся говорят, над самим действием посмеиваются, кто-то это безобразие осуждает, а кто-то оправдывает, но последствий у женских драк не бывает. Зачем мстить за глупость? Глупость непобедима.

Нельзя простить пощечину. Причем легкая пощечина считается более оскорбительной, чем тяжелая. Это великое унижение для того, у кого щека цветет. Удар кулаком – это куда бы ни шло, это мужское занятие. Если появляется повод вконец унизить мужчину, руку поворачивают тыльной стороной и наносят не сильный удар. Это намек на то, что ему пора менять пол.

Ингуши сейчас не носят кинжалы, но было время, когда без этого оружия не обходился ни один мужчина. Первым подарком родившемуся мальчику был кинжал. Ремень, на котором висел кинжал, развязывали уже после смерти человека. У владельца этого холодного оружия были свои запреты: кинжал нельзя было вынимать из ножен без крайней необходимости и не вкладывать его обратно в ножны, не использовав по назначению. Ни при каких обстоятельствах им нельзя было колоть соперника, разрешалось только ударять кинжалом и непременно сверху. Этому искусству учились с мальчишеских лет и упражнялись до глубокой старости.

Язык у ингушей считается наиболее опасным оружием. Пуля разит одного, а язык девятерых, говорят они. Языкастых здесь ненавидят и уничтожают без всякой жалости. Отсюда исходит табу на всякого рода доносы. Уличенный в ябедничестве человек приравнивается к гаду, которого непременно надо раздавить.

Хуже длинной руки (речь идет о воровском промысле) может быть только длинный язык – так рассуждают ингуши.

Нельзя ходить в гости без подарков и недопустимо провожать гостей с пустыми сумками. Нельзя сидеть, когда стоит старший, лежать, когда в доме посторонний. Нельзя мужчине снимать шапку в горах и платок женщине, когда она отходит ко сну.

Очень много табу при разговоре с людьми. Я знал человека, который в присутствии посторонних ни разу не обмолвился словом с женой. Ни громким и ни тихим, ни хорошим и ни плохим. При этом он ее боготворил и самозабвенно любил. Это была бессловесная при людях и весьма пылкая наедине с женой симпатия, доведенная до совершенства и лишенная внешнего блеска.

Ингуши считают, что жестикулировать руками при разговоре нельзя. Речь не должна быть долгой, нудной, сопровождаться клятвами, проклятиями, излишней мимикой, гомерическим смехом и долгими слезами. «Так могут и обезьяны», – говорят старики. Когда говорят, слушающий не имеет права отводить глаза от лица говорящего, даже если тот говорит много и не очень мудро. Когда порождалось огромное множество людей, Бог понимал, что не для всех хватит масла, и поэтому он не жалел опилок.

Даже если кишки прилипли к спине, ингушу не полагается просить милостыню. В самом начале сталинской высылки народ впервые за многие десятилетия столкнулся с голодом, но руку не протянул. Лучше быть мертвым, чем быть попрошайкой.

И при всем при этом ингушу строжайше воспрещено оставлять без подаяния нищего и голодного. Здесь подадут любому, кто протянет руку и произнесет имя Бога.

Нельзя истязать землю и женщину, рубить плодовые деревья – они несут в себе новую жизнь. Нельзя гневаться на Бога, ниспославшего болезни и смерть: таким образом освобождается место для следующих поколений.

Нельзя женщине поднимать тяжести, а мужчине – скандалы. Нельзя отправляться в путь в среду, работать в пятницу, назначать свадьбу в месяц уразы. Что за торжество, если поесть нельзя? У постящегося нет права на прием пищи, а непостящемуся стыдно подвергать голодного испытанию.

Нельзя сильно и долго сокрушаться по поводу беды, которая уже случилась. Беду не поправишь. Нельзя переживать из-за беды, которая еще не случилась. А вдруг ее не будет.

Нельзя близко подпускать к уху льстеца, к сердцу – гордеца. Крыса хитрее мышки, но и ее место в подвале, говорят ингуши.

Нельзя преследовать женщину, которая тебя не любит. Это унизительно. Не каждое блюдо, возбуждающее аппетит, прогоняет голод. Может получиться обратный эффект и страшное потрясение. Любовь – это тяжелая ноша, и нести ее следует только тогда, когда она чего-нибудь стоит.

Ингушские женщины убеждены, что история семейной, да и человеческой культуры началась с того дня, когда их далекая предшественница впервые помыла посуду, из которой поел муж. У ингушей строго запрещено накапливать во дворе мусор, допускать беспорядок в доме, ложиться в грязную постель. Правда, встречаются и исключения: за красивым фасадом семейной крепости может жить лентяйка и неряха. Наводить чистоту – женское занятие. На это ее исключительное право мужчины никогда не посягают. Никакой конкуренции, когда моешь, стираешь, метешь, занимаешься прополкой, варишь, разглядываешь себя в зеркале.

Нельзя любить безоглядно, вопреки всему. Если женщина готова пить воду, в которой ты помыл ноги, приглядись к ней. Скорее всего, у нее проблемы со здоровьем. Помни: мудрость – женская доля, но не ее главная черта. Умные люди любят с оглядкой, расстановкой, не очень громко.
Нельзя любить просто так. Ингуши говорят: любовь это не тогда, когда ты срываешься в пропасть, а твоя любимая бегает по краю обрыва и зовет людей на помощь. Любовь – это тогда, когда ты срываешься в пропасть, а твоя любимая подбегает к краю обрыва и бросается вниз. Это уже не падение, это – полет.

Существует абсолютный запрет на упреки по поводу недостатков человека. Нельзя говорить: ты косой, хромой, горбатый, низкий (ростом), длинный, жирный, черный, белобрысый, плешивый, психованный, жадный, завистливый, ревнивый и т. д. Нельзя упоминать о недостатках, не связанных с уродством. Например, не ответил на оскорбление, не отомстил за родственника, находишься под каблуком у жены, живешь с кикиморой, прислуживаешь начальнику, гонишь туфту. За такое можно получить пулю в лоб. Однако есть такие люди, которым ну очень хочется что-то сказать в лицо.

Отдельного ингуша еще можно задеть, но смертельно опасно чернить его род. Самое большое богатство ингуша – незапятнанные имена предков и фамильное достоинство. Причем это касается даже тех однофамильцев, кровное родство с которыми уже не прослеживается. Этот обычай, как и обычай кровной мести, служил сдерживающим устройством для тех, кто хотел занести руку над беззащитным и слабым. Благодаря этому универсальному правилу среди ингушей нет бомжей, нет бичей, нет отверженных, нет постылых.

Если тебя позвали, нельзя не пойти на свадьбу – навлечешь неприязнь, даже если не сообщили, нельзя не пойти на похороны – навлечешь ненависть.
Если хочешь владеть ближним берегом реки, бейся за дальний берег, говорят ингуши. Следовательно, у реки нет середины.

Нельзя прибивать к стене палас – это признак нищеты. Нельзя стелить на пол ковер – это признак дебильности. У каждой вещи свое место и свое назначение.

Нельзя спать в доме, где дверь не на запоре. Спать нельзя не потому, что придет враг и перегрызет горло, явится вор и унесет драгоценности. Главное в том, чтобы случайный гость не увидел тебя спящего и неодетого.

Тело – враг человека, считают ингуши. Оно капризно, пугливо, притворно. Нельзя прислушиваться к его жалобам. Сколько прекрасных жизней сгубила боязнь потерять здоровье.

Нельзя гасить в себе страсть к познанию и стремление к мастерству. Умный человек именно в этом и находит смысл жизни.

Ингушке нет места на облучке, в седле, за рулем. Если такое и случается, то это исключительное явление. В нарядах женщины не должно быть ничего от мужских одеяний. К большому сожалению, ныне цивилизация яростно набросилась на этот обычай, треплет и терзает его. Возможно, скоро наступит время, когда никто не удивится, увидев ингушку в брюках и за рулем «Ауди». Но пока все в порядке, живу на земле вот уже шестой десяток лет, и к своему счастью, ни разу не видел ингушку с сигаретой в зубах. Чем еще можно гордиться, если не этим? Нельзя женщине уподобляться мужчине. Это – уродство.

Нельзя бить сына при посторонних. Это дурной пример: твоего мальчика могут дубасить другие.

На мужской щеке слеза высыхает долго, говорят ингуши. Поэтому ее там и не должно быть. Мужчине нельзя плакать и причитать. Слезы и обмороки – женское занятие.

Нельзя жениться не только на близкой, но и дальней родственнице. Такая попытка подвергается осмеянию и осуждению, а такой поступок – презрению и ненависти.

Такие понятия, как испугаться и струсить, у ингушей выражаются единым словом. Но это далеко не одно и то же. Если испуг естественная реакция на опасность, то трусость – самое презренное и низменное проявление человеческого духа. Трусость нельзя допускать, даже если, проснувшись, обнаруживаешь спящего рядом дракона. Чем этот гад страшнее плохой жены?

Нельзя грязнить воду в роднике, совершать намаз и утешаться женщиной без омовения, не уступить дорогу старику, пить до дна и есть все до последней крошки. Пусть после тебя еще что-то останется людям, животным, птицам и земле. Нельзя хвалить недостойного, потому что этим унизишь достойного, нельзя хвалить достойного, потому что этим унизишь Бога. Он сотворил нас, дал речь, зрение, язык и повелел не убивать, не воровать, не врать, не прелюбодействовать. У каждого из нас три задачи: посадить дерево, построить дом и породить ребенка. Но это еще не все. Дереву необходим уход, дому – страж, а ребенку – воспитатель. Нельзя об этом забывать.

Много запретов связано с исполнением ингушского танца. Ни при каких условиях нельзя мужчине танцевать одному, нельзя женщине входить в круг первой и, разумеется, без партнера. Во время танца руки танцующих никогда не должны опускаться ниже плеч. В круге не должно быть больше одной пары. Любая попытка изменить этот рисунок воспринимается как пощечина тем, кто уже танцует. Солнце одно и луна одна, говорят ингуши. Нельзя нарушать порядок мирозданья.

Предание о происхождении парного (юноша и девушка) кругового танца мы находим в древнем ингушском мифе «Как произошли Солнце, Луна и Звезды»:
Был один юноша, красивый как картинка, знаменитый мастер-кузнец. Говорят, когда он работал, огонь, зажженный в его кузнице, освещал весь мир. От удара его волчьего молота сверкали молнии, весь мир содрогался от грома.

В то время жила одна девушка. Она жила в большой башне, в которой не было ни одного окна. Девушка никогда не выходила из башни, но она была так красива, что сияние от ее лица было видно издали. «Я посватаю ее», – твердо в сердце решил молодой человек и послал сватов. Юноша не знал, что эта девушка была его сестрой, но она знала об этом и не могла сказать.

— От его огня и золы померкнет мое сияние и лицо мое состарится. Не пойду я за него замуж!
Такой ответ огорчил юношу. Он раскалил золотую палицу, которую целую неделю держал в огне, взял ее в руки и темной ночью пошел к девушке. Увидав его и боясь встречи с братом, девушка бросилась бежать. Он побежал за ней, но никак не мог ее догнать. Они так бежали пока не умерли.

Искры, летевшие от раскаленной палицы, превратились в звезды. От девушки же осталось яркое сияние (светлый лик). Юноша превратился в Солнце, девушка – в Луну. Говорят, что и поныне он стремится догнать ее, пробегая круг за кругом Солнце (юноша) не может догнать Луну (девушку)».

Наши предки предупреждали – нельзя трогать слабого. Рано или поздно объявится его родственник, подрастет сын, выйдет замуж дочь и родит. Прощения не будет. За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство здесь никогда не считали товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть – он бесценен. К большому сожалению, время подмыло эти понятия. Шелест денежных купюр для многих оказался милее предостережений мудрецов. Но еще много тех, кто уверен, что деньги можно добыть и потратить. А вот честь – с нею рождаются.

Нельзя предавать друзей. В народе сохранилось множество легенд, сказаний и достоверных рассказов о настоящей дружбе. Запрещалось, например, жениться на сестре друга. Какая необходимость дружеские отношения переводить в родственные? Они равнозначны.

Нельзя было дотрагиваться до чуж женщины. У ингушей много рассказов о том, что случайно коснувшись чужой женщины, мужчины отрубали свои пальцы. Кто-то спросит: что за дурость? Но вдумайтесь в горскую пословицу: лучше потерять голову, чем честь. 

У ингушей есть легенда. Встретились Ветер, Вода, Огонь и Честь, подружились и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.
– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь. – Ищите меня там.
– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.
– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала Вода. – Ищите меня там.
Честь устремила глаза в небо и промолчала.
– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.
– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.

Нельзя родителям ссориться при детях. Кто-то скажет: так говорят все народы. Но у ингушей это табу выполняется неукоснительно. Нельзя старшему брату претендовать на дом родителей. Жилье обязательно переходит к младшему. Но и младшему дом не достанется, если в доме есть калека, неизлечимо больной, тронутый умом. Им жилье нужнее. Здоровый и сильный сам найдет выход. При разделе спорного имущества ингуш никогда не доведет дело до суда. Каждый член семьи и так знает, что и сколько ему положено. Если что-то не так, обиженный смолчит и не даст поводов для пересудов и насмешек. Суть семейного спора никогда не будет оглашена и навсегда останется тайной.

Ингуши шутят: ничего нельзя делать, не испросив совета жены, но все делать надо вопреки. Конечно, это не обязательное, скорее всего экзотическое табу. На самом деле все решается на семейном совете, но решения принимаются по принципу старшинства, а не большинства. Толпа безрассудна и часто не может найти единственное, правильное решение. Это как на базаре: выбор большой, долго ходишь и смотришь, примеряешь и прицениваешься, а домой возвращаешься с пустыми руками.

Недопустимым считают ингуши заключение всякого пари. Это не мужское занятие. Человек должен быть выше амбиций, в основе которых лежит спор. Также отвергаются всякие азартные игры. Выигрыш не может быть случайностью, его надо заслужить.

Строжайше запрещено зариться на чужую собственность.

Нельзя безумно рисковать, но не все осторожные дошли до цели, говорят ингуши. Нельзя терять чувство меры. Лучше прочитать одну книгу и запомнить ее содержание, чем прочитать сто книг и не запомнить ни одну из них.

Нельзя отказывать человеку, просящему в долг деньги. Если оговоренные ранее сроки возврата долга не будут соблюдены, их надо продлить. Если и новые условия останутся невыполненными, долг должен быть прощен.

Нельзя держать руки выше шеи и ниже пояса во время сна. Нельзя бросаться в реку головой вперед – в воду можно только входить, никогда нельзя стоять на коленях, рвать волосы на голове, откладывать на потом то, что можно сделать сейчас, не упоминать имя Бога после грома. Нельзя слепо верить: делай то, что делает мулла, а не то, что он говорит, – гласит ингушская пословица. Нельзя умирать с голоду. Предки ингушей, изнеможенные голодом, плавили медь и выпивали металл. Во время эпидемий заболевшие шли в горы, находили место, садились и умирали. Это они делали для того, чтобы не заразить других. Нельзя становиться причиной смерти другого человека. Нельзя собирать камни, лежащие по обочинам гравийных дорог. Нельзя сидеть, когда проезжаешь мост, не помолиться, проходя мимо кладбища, звать на помощь, если сам можешь выкарабкаться, носить усы, пока жив отец, корчить рожу.

В прошлом существовало очень серьезное табу, касавшееся мужчин, – нельзя было набирать лишний вес. Никакого жира на животе! Полнота – удел женщины, которой предстоит стать матерью. Многие ингушские мужчины, особенно парни, годами сидели на диете, носили специальные пояса, стремясь сохранить стройную фигуру. У этого запрета даже существовал свой эталон. Если мужчина ложился боком на ровную дощатую поверхность, то в том месте, где талия, должна была свободно проползти кошка. Это уже идеально! Теперь к этому табу относятся с опаской. Надо признаться, что до отвала едят только единицы, но равнодушных к пару над тарелкой, где лежат сваренные куски мяса, очень мало. Ныне под талией ингуша может застрять даже гусеница.

Нельзя надрезать ногти до восхода или после захода солнца, зевать, чихать, смеяться, когда другие плачут, плакать, когда другие смеются, класть на стол головной убор, ходить в одежде с оторванной пуговицей. Нельзя грубо реагировать на шутку, не ответить на приветствие, не пожать протянутую руку, не подать нищему, даже умирая от голода. Нельзя быть пастухом, танцором, певцом, актером, жить как попало, умереть без завещания. Нельзя мужчине носить воду и мыть посуду, стирать, полоть, стелить и убирать постель, гладить, рассказывать детям сказки, качать люльку, показывать усталость, жаловаться на зубную боль, появляться при людях частично одетым, разутым и без носового платка в кармане.

Жене нельзя поднимать руку на мужа, ложиться раньше него и вставать позже него, делать замечания, задавать вопросы: где был? С кем был? Куда направляешься? Когда вернешься? Жене нельзя произносить имя мужа. Во время ходьбы находиться вровень, впереди или справа от него, кидаться в объятия или отмахиваться, когда хотят обнять ее. Нельзя, чтобы муж вышел из дома в нечищеной обуви и нестиранной сорочке. Кто-то скажет – это рабство. Но это добровольное рабство, и такие семьи практически не распадаются. Процент разводов просто ничтожен: эта шкала никогда не дотягивала до одной целой. Хотя современная статистика разводов выше по причине несоблюдения все тех же табу.

Нельзя разглядывать чужие ворота и совсем нельзя пытаться увидеть то, что происходит за ними. Нельзя перекармливать кошку, оставлять скот голодным, будить детей на рассвете, спать на спине, верить гадалкам, рассуждать долго и медленно, есть много и быстро, стоять на краю ямы, отращивать волосы и ногти. Нельзя смотреть вверх, когда идешь по узкой горной тропинке и смотреть вниз, когда идешь по краю пропасти.

Нельзя зариться на землю, где живет другой народ. Нельзя молиться ни на север, ни на юг, ни на восток и ни на запад. Молиться можно только на Каабу. Нельзя не любить книги, ибо Коран тоже книга, нельзя спать днем, потому как это время для трудов и забот.

Нельзя ругать землю – она поглотит, нельзя ругать небо – туда устремится душа.

Нельзя быть скупым – это грех, нельзя быть расточительным – это двойной грех.

Нельзя брать мзду – это уродует твою душу, нельзя давать мзду – это уродует душу другого человека.

Нельзя водиться с завистливыми, трусливыми, слабовольными и вечно голодными. Они в мороз никого не согреют, при пожаре никого не спасут, в бою отсидятся в окопах и свой ужин ни с кем не разделят.

Нельзя кушать стоя, лежа и во время ходьбы.

Нельзя отращивать волосы на щеках и подбородке, только дуралеи считают, что близость к Аллаху определяется длиной бороды. Аккуратные и симпатичные лучше смотрятся как на земле, так и на небесах.

Нельзя затыкать уши, когда говорит болтун. Когда наслушаешься вздорных речей и пустых разговоров, лучше понимаешь, что следует говорить тебе.

Нельзя хулить и хвалить кого попало. Узнай человека лучше, прежде чем давать оценку его достоинствам и недостаткам.

Нельзя допускать, чтобы женщина сидела за решеткой. Пройдитесь по тюрьмам всей России и вы убедитесь, что горянок там практически нет. В наше ужасное время возможны незначительные отклонения от нормы, но ингушская речь в местах не столь отдаленных не часто звучит. В стране, где есть законы и эти законы не исполняются или исполняются с большим скрипом, всегда можно найти лазейку, чтобы уйти от ответственности. Лозунг «Женщине не место на нарах» здесь также привычен, как соль на обеденном столе.

Нельзя жить по принципу – брать от жизни все. Всякого, кто попробует это сделать, непременно разоблачат, осмеют. Здесь никому не дано «держать верхушку», ибо на каждого варвара найдется свой варвар, на каждого зверя – свой зверь.

Основное предназначение ингушки – продление рода. Раньше вообще запрещалось всякое прерывание беременности. В итоге у ингушей образовались большие семьи. Был случай, когда тридцатилетняя особа вышла замуж за семидесятилетнего старика и в течение последующих десяти лет родила десять детей. Разумеется, жених выложился основательно и протянул ноги. Сыновья от старшей жены после смерти отца мачеху выгнали из дома, взяв на себя опекунство над братьями и сестрами по отцу. А их мать пошла на повторный брак с человеком намного старше бывшего мужа и результатом этого стало рождение еще шестерых детей. Причем каждый раз рождались близнецы и все мальчики. Последние появились на свет спустя восемь месяцев после смерти отца. Узнав о беременности, родственники пытались убедить вдову в необходимости сделать аборт, но многократная мамаша выстояла и стала матерью в шестнадцатый раз.

Сноха не может называть имени свекра, свекрови, мужниных братьев и сестер. Причем эти имена она не должна произносить даже тогда, когда обращается к их тезкам. Даже случайное произношение запретного имени подвергает женщину осмеянию и осуждению. Но как-то она должна обращаться к новым родственникам? Конечно. Свекра и свекровь невестка называет просто: папа и мама, дади и нани. Старшего брата мужа примерно называют Старший, младшего – Младший. Золовок также называет Старшая, Младшая. А если их много? Здесь могут появиться имена типа Черноглазая, Синеглазая, Высокая, Усатый и т. д.

Снохе запрещено сидеть при свекре, тем более кушать при нем. Она не может приласкать своего ребенка при родителях мужа. Кстати, и отцу возбраняется брать ребенка на руки в присутствии родителей. Всякий, кто нарушит этот обычай, считается плебеем. Зато ребенка приласкают, утешат дедушка и бабушка. У ингушей существует поверье, что внуков надо любить больше, чем своих детей.

Нельзя жить в доме родителей жены, даже если их нет уже на этом свете и у них не осталось близких родственников, наследников. Такой дом или пустует, или его сдают в наем, или, в крайнем случае, продают.

Что стоит за этими табу?

  • В первом случае: кто уважит тебя, если не твои младшие члены семьи!? Здесь в ходу притча. У почтенного старца спросили, как тот добился такого авторитета? Тот ответил: «Первой меня уважила жена, затем – дети, затем – соседи, жители села, потом и люди со всего края».
  • Во втором случае учитывается непререкаемое уважение зятя к родителям и прямым родственникам супруги. Как можно раздеваться и спать в доме, где они жили? По старинным ингушским преданиям, тени умерших навсегда остаются в доме и им незачем видеть такое неуважение к ним со стороны детей.

Автор материала не известен. Просьба сообщить нам, чтобы мы могли указать авторство в данной полезной статье.

Интересные материалы по теме: Ингушетия • Ингуши • Горы Ингушетии • Ингушские анекдоты

Знаете ли Вы другие традиции и обычаи Ингушей? Делитесь в комментариях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиционные праздники казани
  • Традиционные болгарские праздники
  • Традиционные праздники зимы
  • Традиционные праздники казаков рисунки
  • Традиционные блюда на праздники мусульман