Традиционные праздники народов северного кавказа

Традиции Кавказа: особенности кавказской культуры, семейные и социальные обычаи, самые популярные блюда национальной кухни

Кавказ – географический регион, расположенный на границе Европы и Азии, охватывающий территории Грузии, Армении, Абхазии, Азербайджана, Южной Осетии и части территорий России и Турции. В этом регионе проживает около ста народностей, многие из них являются коренным населением. Такая территориальная интернациональность породила уникальный симбиоз этнических культур, при котором сохранились аутентичные традиции и обычаи народов Кавказа.

Традиции Кавказа

Социальные традиции

Кавказцы ― открытые, очень эмоциональные и темпераментные люди. В разговоре они часто повышают голос, но не из-за агрессии, а из-за желания выделить интонацией фразу или слово. Общепринятые дистанции общения (на расстояние вытянутой руки) здесь не соблюдаются: после пятиминутного знакомства собеседник может приблизиться вплотную, приобнять, похлопать по плечу.

Одной из самых известных культурных традиций народов Кавказа считается гостеприимство. Любого путника здешние жители принимают как дорогого гостя, а если ему нужна защита, он может попросить ее у любой семьи, и ему не откажут. Гостям стараются предоставить лучшее помещение в доме и лучшую еду. Единственным случаем, когда путнику могут отказать в ночлеге ― если в доме в этот момент отсутствует мужчина.

Кавказское гостеприимство

Самый старший в семье мужчина считается ее главой и пользуется наивысшим авторитетом. Он принимает все важные для семейства решения и несет моральную ответственность за поступки каждого из его членов, а они, в свою очередь, обязаны подчиняться главе рода беспрекословно. В этой национальной традиции Кавказа соединились многовековой патриархальный уклад жизни, и глубокое уважение к старшим по возрасту. Известный феномен кавказского долголетия, вполне возможно, объясняется тем, что в этом регионе возраст и мудрость считаются достойными почтения, а это, безусловно, продлевает жизнь.

Отношение к женщинам на Кавказе по-джентльменски уважительное: на ней держится дом, она ответственна за воспитание детей и привитие им культурных и духовных ценностей. Тем не менее, женщины здесь ведут себя более сдержанно, чем мужчины. Видимо, сказывается обычай быть «кроткой женой-хозяйкой», которая в прежние времена не должна была даже садиться за один стол с мужчинами, а при их входе в дом почтительно вставать.

Кавказские обычаи

Семейные традиции

Главная ценность кавказских народов ― семья. Типичный в прошлом ее вариант ― раннее материнство и многодетность ― сегодня наблюдается намного реже, как и жесткий патриархат. Однако основные традиции и обычаи, касающиеся брака, рождения детей и проводов в последний путь сохранились.

Свадебные обряды Кавказа интересны и очень многочисленны. Количество гостей, приглашенных на свадьбу, может достигать нескольких сотен человек, а в небольшой деревне может включать все взрослое население: отказ от приглашения на свадьбу на Кавказе расценивается как оскорбление. Главный на свадьбе ― «кавор» (крестный отец). Он руководит процессом бракосочетания в церкви и ЗАГСе, а также свадебным застольем, которое обычно продолжается два дня.

Свадьбы на Кавказе

Свадьба на Кавказе начинается со сватовства, далее устраивается помолвка и назначается день бракосочетания. В день свадьбы жених и его друзья на нескольких авто приезжают в дом невесты. Впереди едет гонец, под громкую музыку оповещающий всех о свадьбе. В это время невесту в закрытой комнате одевают в свадебный наряд, и следят, чтобы представители жениха не украли туфлю невесты, иначе «похитителю» придется выплатить вознаграждение. А кавору придется раскошелиться в любом случае: чтобы вывести невесту из отчего дома, ему нужно заплатить выкуп.

В некоторых кавказских странах есть аутентичные свадебные ритуалы. В Грузии, перед тем как войти в дом невесты, жених выпускает в воздух голубя, а невесте при выходе из дома на голову высыпают рис и изюм, как пожелание новой семье достатка и благополучия. В Азербайджане жениха и невесту при выходе из дома обводят вокруг костра, который символизирует домашний очаг, впереди несут зеркало и зажженные свечи.

Следующий, самый важный этап свадьбы ― венчание. Это обряд, во время которого церковь призывает Господа благословить новую семью. После венчания гости едут в дом жениха, где по кавказской традиции новобрачных встречает свекровь с лавашом и медом (во многих странах Европы это хлеб и соль), затем всех гостей приглашают за стол. На свадебном банкете, который сопровождается живой музыкой и часто продолжается до утра, обязательно должен быть тамада ― человек, который предлагает тосты и ведет программу.

В старину на Кавказе одним из основных достоинств невесты была ее непорочность. Как свидетельство чистоты и невинности невесты, после брачной ночи в дом приносили красное яблоко. Если же девушка до свадьбы не сохранила девственность, она становилась изгоем, а замужество могло быть объявлено недействительным. Сегодня такой обычай утратил актуальность.

Младенец в колыбели

На Кавказе всегда с нетерпением ждут появления в молодой семье ребенка, считая логическим продолжением бракосочетания получение потомства. По церковным канонам, мать и ее новорожденное дитя первые 40 дней не имеют право посещать храм. Затем родители приносят ребенка в церковь, чтобы получить Божье благословение.

Дома проводят обряд «Деревянная колыбель» ― посвящение ребенка в члены семьи. Мать мужа или несколько самых старших в роду женщин пеленают малыша и укладывают его в богато украшенную колыбель (бешик). Церемония завершается смотринами, затем вся семья и приглашенные гости садятся за праздничный стол.

Следующий, связанный с детьми кавказский обряд, называется «атаматик». Его проводят, когда у ребенка прорезывается первый зуб. Голову малыша с пожеланиями счастливой жизни посыпают сладостями. В старину для этого использовали кчехаш, сладкую кашу из злаков, сейчас кчехаш заменили конфеты.

Некоторые традиции и обычаи народов северного Кавказа касаются только мальчиков. Так, младший сын обязан оставаться в доме родителей даже после того, как завел свою семью. Он ухаживает за родителями в старости, ему обычно по наследству достается отцовский дом. Еще один традиционный ритуал (он соблюдается в основном в Чечне) касается достижения мальчиками совершеннолетия. В этот день будущему джигиту дарят особый головной убор ― папаху, который считается главным атрибутом одежды мужчины, символом его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, он считается взрослым и способным отвечать за свои поступки.

Мальчики в папахах

Кавказская кухня

На кулинарные традиции народов Кавказа во многом повлияла горная местность региона. Здесь главное место в меню занимают мясные и молочные блюда, из рыбы ― в основном форель, которая водится в горных реках. Но несмотря на ограниченный набор продуктов, кавказская кухня очень разнообразна.

ТОП-12 самых популярных на Кавказе блюд:

  • Харчо — густой говяжий суп с рисом, орехами, зеленью, кислым соусом из слив или алычи и большим количеством острых специй.

Суп харчо

  • Бозбаш — суп из баранины и нута (турецкий горох). Особенность приготовления бозбаша ― мясо сначала отваривается, а затем режется кусочками и дополнительно обжаривается.
  • Хаш ― национальное кавказское блюдо, наваристый суп, который готовят из говяжьих ножек и рубца.
  • Бешбармак ― второе блюдо. На домашнюю лапшу, сделанную в виде четырехугольников, выкладывают кусочки вареной баранины, приправленной специями. Едят бешбармак руками.
  • Чахохбили ― второе блюдо из куриного филе, тушеного в томатном соусе с чесноком, грецкими орехами, зеленью и пряностями.
  • Лобио ― традиционное блюдо кавказской кухни, составляющими которого являются красная фасоль, кинза, зерна граната и специи. Подается с соленьями или свежими овощами.
  • Хинкал ― отваренные в мясном бульоне кусочки теста, которые подают с вареным мясом и соусом ткемали.
  • Аджапсандали — блюдо из баклажанов, сладкого перца и помидоров. Для его приготовления овощи сначала обжариваются в растительном масле, а затем тушатся с чесноком и зеленью.
  • Кучмачи ― очень вкусное и ароматное грузинское блюдо, рецепт которого сохранился с древнейших времен. Его готовят из телячьих или куриных потрохов, добавляя к ним огромное количество зелени и приправ.
  • Лаваш ― визитная карточка кавказской кухни, очень тонкая пресная лепешка из пшеничной муки. Этот универсальный продукт можно сочетать практически с любыми ингредиентами. Особенно популярны закусочные рулеты из лаваша.

Кавказские лаваши

  • Чебурек ― полукруглый пирожок из пресного теста с начинкой из жирного мяса (в классическом варианте – баранины), большого количества лука и специй, жарится во фритюре.
  • Хачапури ― большая круглая лепешка или открытый пирожок с начинкой из твердого сыра, яйца и зелени.

Кулинарные предпочтения в отдельных регионах Кавказа зависят как от принадлежности населения к той или иной религии (к примеру, мусульмане не едят свинины), так и от географического расположения региона (в низинах с более теплым климатом употребляют больше овощей и фруктов).

Северный Кавказ — самая густонаселенная и многонациональная территория России. Он славится своим радушием и гостеприимством. Здесь живут дружелюбные и эмоциональные люди, в которых чувствуется какая-то детская чистота и наивность.

Каждая Кавказская народность соблюдает свои обычаи и традиции и передает их из поколения в поколение. Вот 9 самых удивительных из них!

Обычай первый. Адыгея

Одним из шокирующих обычаев знатных адыгов в древности был аталычество. Родители отдавали своего маленького ребенка на воспитание своим подчиненным. По достижению совершеннолетия мальчик мог вернуться в семью, а девочка возвращалась перед замужеством.

Все время пока ребенок воспитывался, родители не встречались с ним. Возвращался же ребенок в присутствии свидетелей, как правило, семерых чтобы отец с матерью не усомнились в его кровном родстве. Обычай символизировал дружбу между семьями, а в некоторых случаях его использовали для прекращения кровной мести.

Обмен детьми был распространен и у других кавказских народов, но в наше время обычай себя изжил.

Обычай второй. Дагестан

В Дагестане считают, что плох тот день, когда не пришел гость. Двери домов этих горцев всегда открыты. Во время трапезы в семье ставят на стол дополнительный прибор, и оставляют порцию еды, на случай прихода гостей. Любой, даже незнакомый человек, здесь самый дорогой и желанный, в любое время суток. Гостеприимные хозяева предусмотрительно держат в доме шубу, на случай если путник в дороге замерз.

Человек может оставаться в их очаге столько ему потребуется. По обычаям первые три дня гостю не задают вопросы, а по истечении этого времени с ним общаются, как с членом семьи.

С пустыми руками путника не отпустят. Ему соберут сумку с едой в дорогу, а еще положат подарок. Перед тем, как гость покинет дом, на пороге ставят кувшин с чистой водой, что означает пожелание счастливого пути.

Обычай третий. Карачаево-Черкесия

У Карачаевцев есть своеобразный ритуал представления ребенка родственникам и знакомым. Обрядом Бешикке Салгъан (укладывание в колыбель) малыша официально вводят в семью. Это очень важный день для ребенка, его семьи, друзей и знакомых. На обряд приглашают самых старших женщин рода, они контролируют весь процесс. Родители в ритуале не участвуют, чтобы не обидеть недоверием старших.

Обряд по традиции проходит в доме свекрови. Она в знак уважения предлагает матери невесты перепеленать ребенка, та же в свою очередь тоже в знак уважения отказывается в ее пользу. Ребенка укладывают в колыбель на подушки, шитые золотом и туго пеленают, затем убаюкивают колыбельными песнями.

В это время в доме идут приготовления к празднику. Женщины пекут национальные хычины, а мужчины всецело заняты жертвенным бараном. Тушу разделывают на 24 части, каждой из которых свое предназначение. Самый старший мужчине рода является тамадой на празднестве. Ему предназначается лопатка. Старшим женщинам рода мясо бедра, остальное мясо подают гостям, каждый из которых берет соответствующую своему возрасту часть.

Заканчивается посвящение застольем, национальными танцами и конкурсами.

Обычай четвертый

Очень интересный обряд усыновления был у черкесов. Усыновляемый должен был прилюдно три раза поцеловать голую грудь названной матери. После этого он имел все права и обязанности, как в приемной семье, так и во всем роду.

Иногда чтобы избежать кровной мести враг хитростью или при помощи насилия прикасался к груди матери погибшего. Таким образом, он становился ее сыном и избегал наказания.

Обычай пятый. Кабардино-Балкария

Среди народа Северного Кавказа кабардинцы занимают лидирующее место по краже невест. Это происходит как с согласия девушки, так и без него. Но если невеста против последствия кражи для жениха будут очень плачевными. Девушку увозят на машине и прячут в доме родственников жениха. В случае, когда невеста согласна, приходит мулла и оформляет брак.

Умыкание происходит по нескольким причинам. Первая, если есть сомнение, что родители дадут согласие. Также причиной может стать тяжелая болезнь родственника, впоследствии которой он может умереть. Если это случится, свадьбу придется отложить на длительное время траура. В некоторых случаях невест крадут ради романтики. Но все-таки основная причина — экономия на дорогостоящей церемонии сватовства, после которой родственники длительное время выплачивают долги.

Этот обычай существует и в наше время.

Обычай шестой

У одного из самых высокогорных народов Кавказа балкарцев есть замечательная традиция. Во время праздничного застолья, на столе помимо прочих угощений обязательно должна стоять буза – традиционный балкарский напиток.

Готовится он из слегка забродившего проса и имеет кисломолочный вкус. Этот очень вкусный, слабоалкогольный напиток, еще называют «жидким хлебом». Называют так бузу из-за содержащихся в ней питательных веществ, способных утолить голод. Этот напиток балкарцы считают одним из секретов долголетия.

Кстати сказать, слово «бузить» происходит именно отсюда. Бузит тот, кто выпил слишком много бузы.

Обычай седьмой. Северная Осетия

В горах Осетии спрятана священная пещера. По преданию в этой пещере, во времена нашествия Тимура женщина (ее называют Задалеская нана) спасла детей — сирот Алании. Считается хорошим знаком, если поднимаясь к той пещере, в небе закружит орел.

Осетинки приходят в это святое место попросить счастья и семейного благополучия. Если в супружеской паре несколько лет нет детей, они по обычаю приходят в эту пещеру с тремя пирогами и молоком. Обращаются к Задалеской нана и, в течение года, их проблема решается.

Обычай восьмой. Ингушетия

Основополагающим танцем на Кавказе является лезгинка. Ингушетия не исключение. Однако традиционно знаменитую лезгинку на гармошке в Ингушетии исполняют исключительно женщины. Мужчины не рискуют даже соревноваться с прекрасным полом. Для них играть на кавказской гармошке является недостойным. Считается, что гармошка-сугубо женским инструмент.Сегодня в Ингушетии очень ярко проявляется матриархат кавказской гармошки. На концертах, праздниках, свадьбах и вечеринках исполнительницы, как правило, слабый пол. А вот струнные инструменты, напротив, считаются мужскими инструментами.

Обычай девятый. Чечня

Чеченский юноша становится совершеннолетним в пятнадцать лет. В этот день по традиции родственники дарят ему множество подарков, но самым значимым является папаха. Папаха-главный атрибут одежды чеченских мужчин, символ его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, это означает, что он стал зрелым и отвечает за свои поступки.

Уважающий себя мужчина всегда появляется на людях в папахе. Снимать ее не принято даже в помещении. Невероятное оскорбление для чеченца, если кто — то собьет его папаху. Никто не имеет права прикасаться к ней. Только в единственном случае снимают головной убор, когда просят пощадить от кровной мести.

Обычаи и традиции – это многовековой опыт общества, сокровище древних предков, которое ревностно чтут народы Северного Кавказа.

1. Праздник весны — 22 марта
У одних народов он называется «новруз» — «новый день» , у других — «Алый праздник» , «Красный день» . Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра» .

2. Праздник цветов
В начале лета, когда горы покрывались молодой зеленью, к празднику цветов начинало готовиться все село: приводили в порядок музыкальные инструменты, готовили нарядную одежду и еду для уходящих в горы, делали факелы. Молодежь отправлялась в горы ночью, так, чтобы к восходу солнца прийти на цветущий луг. Путь освещали факельщики. Всю дорогу пели, танцевали, веселились. Руководил праздником выборный «шах» — наиболее предприимчивый и веселый мужчина.

3. Праздник первой борозды
Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу — чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом 14—15 кг — призы победителям.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА

Кавказ — удивительный
край, с глубокой древности населенный
народами, которые говорили на разных
языках, отличались друг от друга многими
особенностями культуры и быта. Проходили
век за веком, и здесь сложился разноязыкий,
но единый кавказский мир. И это
неудивительно: горы Кавказа, вставая
неодолимой преградой на пути завоевателей,
никогда не прерывали общения живущих
здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан»
переводится как «страна гор». Но Дагестан
еще и «гора языков»: одних лишь коренных,
веками живущих здесь народов насчитывается
около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят
на языках тюркской группы. Языки, на
которых говорят аварцы и четырнадцать
родственных им небольших народов (это
андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы,
е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,
цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины,
гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы,
кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы,
рутулы, цахуры, лезгины, относятся к
нахско-дагестанской языковой семье.
Язык татов — иранской группы, он близок
к персидскому. Дагестанские народы —
мусульмане.

Праздник весны — 22 марта

У всех дагестанских
народов есть праздник весны. У одних
народов он называется «новруз» — «новый
день», у других — «Алый праздник»,
«Красный день». Этот праздник обязательно
сопровождался зажиганием всевозможных
огней: костры разжигали в горах, на
крышах домов, во дворах. Мальчишки
скатывали с гор горящие обручи. Считалось,
что, перепрыгнув в первый день весны
через костер, больной освободится от
всех недугов, а у здорового осуществятся
все желания. Если костры разжигали на
крышах, то тут же устраивали веселые
танцы, бросали в дымоходные трубы орехи.
Когда костер угасал, пепел рассыпали
по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме
было много добра».

В некоторых селах
юноши в этот день выкапывали с корнем
молодое деревце, украшали его зеленью
и лентами, а на верхней ветке укрепляли
чучело удода. С этим деревом ходили по
дворам, пели песни, поздравляли людей
с наступлением весны.

Особенно радовались
этому дню дети, они устраивали веселые
игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском
селе есть годекан — излюбленное место,
где ежедневно собираются мужчины. Со
стороны может показаться, что люди
приходят туда от нечего делать. Но это
далеко не так. Годекан — своего рода
клуб, трибуна, своеобразная школа, и
каждый мужчина считал своим долгом его
посетить. Здесь обсуждались все сельские
новости и дела. Человек, впервые попавший
в село, обязательно шел на годекан. На
годекане крутились и мальчишки, постепенно
усваивая нормы поведения в обществе.
Старшие могли дать им любое поручение,
и выполнять его надо было расторопно и
беспрекословно. Женщинам и девочкам
приходить сюда не полагалось. Нередко
у годекана устраивали игры и спортивные
состязания для детей, учили их борьбе
и бросанию камней. Посещая годекан,
младшие учились уважать старших и чтить
традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета,
когда горы покрывались молодой зеленью,
к празднику цветов начинало готовиться
все село: приводили в порядок музыкальные
инструменты, готовили нарядную одежду
и еду для уходящих в горы, делали факелы.
Молодежь отправлялась в горы ночью,
так, чтобы к восходу солнца прийти на
цветущий луг. Путь освещали факельщики.
Всю дорогу пели, танцевали, веселились.
Руководил праздником выборный «шах» —
наиболее предприимчивый и веселый
мужчина.

В горах молодежь
устраивала веселые игры, танцы, состязания
в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали
на лугах цветы, плели венки, составляли
букеты. Занимались также поисками
съедобной зелени — крапивы, щавеля,
черемши, которую использовали как
начинку для пирогов. Домой возвращались
к вечеру, отдавали встречавшим их
старикам принесенные с гор цветы, и
вновь начинались танцы на сельской
площади. Прежде поход в горы за цветами
был одним из самых ярких впечатлений
для молодежи за весь год — в остальное
время юноши могли видеться с девушками
только на некоторых полевых работах, а
совместные развлечения и вовсе не
допускались.

Соседние файлы в папке народы мира

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

XVI. ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Народные празднества

Кроме упомянутых выше, у горцев были праздники, связанные с циклами сельскохозяйственного года. О некоторых из них уже шла речь в предыдущих главах. Поэтому приведем здесь лишь несколько примеров.

Сельскохозяйственные обрядовые праздники горцев начинались обычно еще зимой, в декабре. У лакцев, например, существовал обряд встречи зимы под названием «ходить козлами» («къяцрайх буккан»). После окончания молотьбы в конце осени молодежь шила специальные войлочные маски с бородой и рогами, напоминающие козла. При наступлении зимы несколько парней, изображавших «козлов», надевали тулупы, вывернутые наизнанку, маски и ходили по дворам. Инсценированные «смерть» и «воскресение козла» символизировали смерть и воскресение сил природы. Молодежь, сопровождавшая «козлов», пела песни, содержащие пожелания хорошего урожая, изобилия, приплода скота.

Наступление весны ассоциировалось с наступлением нового года. Начало весны отмечали 21-23 марта, то есть в период весеннего равноденствия.

Приготовления к празднику имели много общего у всех народов гор. А. Омаров вспоминал: «Накануне первого дня весны все молодые суетились в ауле. Девушки ходили в поле — отыскивать корень какой-то травы (турлан), чтобы положить его ночью под голову вместе с жареными зернами ячменя, обмотанными в зеленый кусочек шелковой материи, и чрез то увидеть во сне свою будущую судьбу; мальчики поправляли свои пращи для бросания туршей; молодые люди приготовляли ружья и пистолеты, чтобы стрелять из них. Перед вечером в этот день на площади бывала толпа больше обыкновенного, и гоняли мальчишек по аулу, чтобы собрать бурьяну и соломы, ободряя их криками: «Посмотрим, кто больше молодец? Кто больше всех принесет?» Я тоже бегал вместе с другими мальчиками и выпрашивал у жителей что-нибудь для костра. Таким образом стаскивали топливо на площадь, и перед вечером посреди ее образовывался громадный стог, который поджигали с четырех сторон. Пламя быстро охватывало весь стог сухого бурьяна и соломы и поднималось высоко; толпа шумела, крича «ура!»; а некоторые молодые люди, желавшие показать свою ловкость, начинали прыгать с одной стороны костра на другую, сквозь огонь. В это время раздавались повсеместно ружейные выстрелы, а на вершинах соседних холмов лопались большие камни и гранаты (остатки от русских выстрелов), которые были заранее начиняемы порохом для этого вечера. По воздуху летали турши с огненными хвостами, описывая различные линии. В каждом доме приготовляли на ужин праздничные блюда: колдуны с яйцами, пироги с сыром, суп с рисом или чечевицей, а не то варили целую ляжку копченой баранины с хинкалом. У нас дома в этот вечер готовили иногда плов с мясом…»

Р. Магомедов пишет: «Солнечный праздник весеннего равноденствия существовал у всех дагестанских народов. В этот день в горах и на крышах домов разжигали костры, через которые перепрыгивали юноши».

У табасаранцев огненная феерия сопровождалась шествием по аулу мальчиков, которых обливали водой.

У лезгин праздник весеннего равноденствия назывался «наирш байрам» или «ярар». Последнее напоминает русское «ярило» и «ярый». В день весеннего равноденствия в лезгинских аулах тоже разводили ночью костры на крышах домов, плясали вокруг костров, бросали с крыш в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра!» Весело, с песнями и танцами, джигитовкой и стрельбой из ружей и пистолетов проводились лакские весенние праздники «хождение за подснежниками», «хождение за черемшой» (дарачуйн гьаву, самуйн гьаву).

У многих народов Дагестана существовал праздник первой борозды или вывода плугов в поле, символизировавший начало хозяйственного года. У лакцев он назывался «Хъурдаккаву» (Полевой сбор), «Хъарас щаву» (Приступить к пахоте), «Хъарас дуккан даву» (Вынос сохи), у аварцев — «Оц бай» (Впряжение быка) и др. Каждое село имело время, которое определялось положением солнца на горизонте, когда надо было выходить на пахоту и сев.

Вот как описывает праздник первой борозды А. Омаров: «В деревне ходил говор о предстоящем празднике — вывозе плуга в поле… Приготовляли лошадей на предстоящую скачку; скороходы также упражнялись в беганьи на гору, пробуя, кто кого перегонит. Кроме того, в ауле было общее весеннее движение народа: одни поправляли старые корзинки для отвоза в поле навоза, другие починяли кирки и лопаты, плуги и другие хозяйственные орудия. В день праздника старший куначу должен был сделать угощение обществу, и об этом тоже говорили в народе. Также толковали о том, кого именно выбрать из жителей пахарем, чтобы он вывез в первый раз плут в поле. Нужно было выбрать честного и доброго человека, чтобы хлеб уродился получше. Многие выбранные отказывались ввиду того, что в случае неурожая жители будут роптать на них. Наконец настал назначенный день для вывода плуга. Утром на площади около мечети собралась многочисленная толпа; по данному старшим картом знаку вынесли из его дома несколько хлебов, два кувшина бузы и мясо. Все это разделили между всеми присутствовавшими, а потом отправились за деревню, где стояли лошади, приготовленные для скачки… Скачка совершалась при многочисленной толпе обоего пола, и первым прискакал один молодой человек, который и заслужил барту (хлеб кольцеобразной или крестообразной формы, украшенный яйцами и орехами), поднесенную ему означенным стариком с поздравлением. В это самое время родственники и близкие друзья получившего приз бросились к нему — и лошадь его обвесили кинжалами, и женщины повязали шею ее платками… Каждый, навесивший свой кинжал, должен был идти в дом хозяина лошади за получением своего оружия обратно, но не иначе, как с чем-нибудь съедобным: одни несли копченую баранину, другие бузу, третьи хлеб и т. д., так что в короткое время дом хозяина лошади наполнился провизиею. На том самом месте, где была конная скачка, стояла еще не расходившаяся толпа. Несколько молодых людей, полураздетых, с засученными рукавами и шальварами, приготовлялись бежать и принимали советы от старших, которые предлагали им держать во рту пулю или камешек, чтобы не утомиться. Принесли другую барту, поменьше прежней, тоже от старшего карта… Молодые люди отправились с одним посторонним человеком, который должен был распорядиться соблюдением порядка во время бега, бывающего на протяжении версты. По произнесении посторонним: раз, два, три! — все сразу бросались бежать и один, прибежавший первым, схватил барту и упал. Сейчас же подняли молодого человека и повели его под руки. По дороге его также обвешивали кинжалами и платками, как прежде обвешивали лошадь, и со всех сторон приветствовали поздравлениями.

По окончании скачек послали за пахарем, который и явился со всеми орудиями пахаря и с быками (в этом случае пахарь бывает одет в овчинный полушубок, который надевает навыворот), и вместе с ним толпа направилась к ближайшему пахотному полю. Множество мальчиков провожало пахаря, бросая в него комками снега, грязью и камешками, и не переставая бросать до тех пор, пока он не обошел с плугом вокруг пашни три раза. При этом кадий читал молитву, подняв руки к небу, прося у Бога хорошего урожая в этом году, а остальные говорили «аминь». По окончании всего этого обряда народ вернулся домой, и целые два дня был затем кутеж в двух домах: у хозяина перескакавшей лошади и у победившего скорохода.

С этого дня начались полевые работы: кто унавоживал пашню, кто пахал (с ранней весны горцы пашут землю и оставляют ниву незасеянною; потом, перепахавши ее во второй раз, сеют зерно. Горцы пашут всегда одною парою быков), кто искал себе компаньона для пахоты (из горцев редкий хозяин имеет больше одного быка. Во время работы каждый находит себе компаньона, имеющего тоже одного быка, и по очереди пашут)».

Из летних самым важным был праздник «прикосновения серпа» (у лакцев — мухщаву), то есть жатвы. Он начинался с произнесения заклинания самой бойкой, энергичной, плодовитой или зажиточной женщиной, которая снимала первый сноп. Из зерен этого снопа варили ритуальную кашу (халлил ккурч). В случае засухи горцы делали чучело из зелени и обливали его водой со словами: «Да будет дождь!» При этом дети получали различные мелкие подарки. Данный обряд назывался по-разному: «урттил ссихьу», «урбмццу», «варпахху» и др. Если погода во время сбора и обмолота урожая была ненастной — «заклинали» солнце (бургъил сеихьу), «сжигали» дождь (гьарал ччуччу). Занимались этой ворожбой в основном девушки. Для того чтобы вызвать дождь, существовало множество других обрядов, в том числе посещение святых.

Традиционно большим праздником горцев была встреча чабанов и скота, возвращавшихся с летних или зимних пастбищ. Встречать их выходило все село с музыкой и песнями. Заранее готовились угощения, в огромных котлах варили смесь зерен кукурузы, фасоли, пшеницы и черных бобов (у аварцев — муть). Тут же резали и варили баранов. Праздник сопровождался скачками и другими состязаниями. Молодежь танцевала, веселилась, прыгала через костры (как и в праздник первой борозды).

Читайте также

Развлечения

Развлечения

«Скажи же, дядя, ведь не даром»
Москва, объятая угаром, —
Как будто на балу?!
И в столб ударившись невольно,
Ответил дядя недовольно:
– Для бодрости в тылу!..
Дон-Аминадо
В середине августа 1914 года в Москве, как обычно, открылся театральный сезон. Сумятица,

Наши развлечения

Наши развлечения
После работы мы небольшой компанией выходили из клуба и сразу же натыкались на весьма любопытное зрелище. Несколько важных и, как правило, неплохо одетых мужчин стояли около входа, переминаясь с ноги на ногу и нервно поглядывая на часы. Немного поодаль

Развлечения детей

Развлечения детей
Поскольку императорские семьи на протяжении всего XIX в. были многодетными, то для родителей и воспитателей всегда актуальной становилась проблема организации здорового досуга детей. Как правило, ежегодно с мая по ноябрь императорская семья жила вне

Развлечения в императорской семье

Развлечения в императорской семье
Досуг, связанный с различными развлечениями, не являлся только формой отдыха для российской аристократии. Скорее это была специфическая форма проведения времени, в рамках которого собственно развлечения сопрягались с решением

Игры и развлечения

Игры и развлечения
Мы уже затрагивали тему игр и развлечений, говоря о званых вечерах. Безусловно, большие торжества всегда имели какое-то отношение к религиозному празднику или религиозному обряду. Но как и наши приемы гостей после бракосочетания и до отправления в

Развлечения

Развлечения

Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечений.
Б. Паскаль

Отдохнув после трудового дня, Москва любит повеселиться, – делился наблюдениями в 1901 году А. А. Осипов, автор очерков о ночной жизни города. – Все эти деловые люди, купцы,

Игры и развлечения

Игры и развлечения
Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60

Игры и развлечения

Игры и развлечения
Германские развлечения были очень похожи на кельтские – пиры, музыка, танцы и азартные игры. Одно из развлечений, скорее напоминавшее зрелищный вид спорта, состояло в исполнении обнаженными юношами танца среди мечей и копий. К I в. н. э. это был уже

ШУТКИ И ГРУБЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ШУТКИ И ГРУБЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Будет только справедливо упомянуть, что чрезмерная фамильярность ведет к охлаждению отношений и порой даже к враждебности; и джентльмены должны очень тщательно блюсти достоинство языка и поведения и в самых близких дружеских отношениях.В 429-м

Увлечения и развлечения

Увлечения и развлечения

Удовольствия украдкой — самые сладостные.
Пословица
Зрители видят больше, чем игроки.
Пословица
Не всяк тот охотник, кто в рог трубит.
Пословица
Не всяк весел, кто резво пляшет.
Пословица

Начать лишь стоит, а потом игрок
За ставкой ставку без

Глава 16 Развлечения

Глава 16
Развлечения
Травля крыс и собачьи бои — дешевые балаганы — мюзик-холлы — Альгамбра — опера — музыкальные концерты — увеселительные парки — Воксхолл — Креморн — общественные парки — парк Виктории — Баттерси-парк — королевские парки — обездоленные и крысы —

Глава 16 Развлечения

Глава 16
Развлечения
Травля крыс и собачьи бои — дешевые балаганы — мюзик-холлы — Альгамбра — опера — музыкальные концерты — увеселительные парки — Воксхолл — Креморн — общественные парки — парк Виктории — Баттерси-парк — королевские парки — обездоленные и крысы —

Глава 9 Московские развлечения

Глава 9
Московские развлечения
На новый 1934 год Буллит уехал в Париж, а по возвращении в Москву начались проблемы. Японская угроза в восприятии большевиков отошла на второй план. Выплаты по царским долгам, которые были условием установления дипломатических отношений, так

Светские развлечения

Светские развлечения

И грянул бал… (Не помню – чей)
Я продолжаю жить в общежитии на Стачек 67. Сначала вахтеры балдели, увидев человека в военно-морской форме, пробирающегося в общежитие поздно вечером, потом притерпелись. Для выданной впрок амуниции мне пришлось

Войны, вычисления и развлечения

Войны, вычисления и развлечения

В действительности все не так, как на самом деле.
(Из прессы)
Питер встречает холодным дождем: здесь уже поздняя осень. В мире пахнет порохом: наши танки жгут в Будапеште. Вспыхивает израильско-арабская краткосрочная война, которая может

Развлечения

Развлечения
В написании обоих отчетов принимали участие молодые греки. То, что им довелось узнать, произвело на них неизгладимое впечатление.
Внимание! Акция!
Наши чиновники устроят вам незабываемое развлечение.
Вместо приветствия они обстреляют вашу лодку.
Затем

Республиканский  конкурс

                                   «Черкесский мир»

Секция: Культурология

«Культура и традиции Северного Кавказа»

Выполнила: ученица 8 класса

МОУ    «СОШ№2» с.п.Атажукино

                                            
                Кумыкова Камила

                                            
                Руководитель: Архестова В.М.

                                                    
                          2022г

Оглавление

Введение
……………………………………………….……………………………………..3

1. Общие сведения о Северном Кавказе ……………………………………………………4

2. «Нартский эпос»: понятие, значение
«нартского эпоса» в культуре народов Северного Кавказа
…..………………………………………………………………….…………………5

3.Современные свадебные традиции Северного
Кавказа…………………………………….7

4.Похоронные традиции………………………………….…………………………………..8

5. Традиции и обычаи Северного Кавказа………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………10

Список используемой
литературы……….…………………………………………………12

Введение

Цель работы: на основе народного эпоса изучить
культуру и традиции народов Северного Кавказа, актуализировать знания о
Северном Кавказе, для применения их в повседневной жизни и коммуникации.

Постановка задач:

1.Проанализировать данные о народах, проживающих на
территории Северного Кавказа.

2. При помощи произведения «Кольцо-гора» из сборника «Кисловодские
и кавказские легенды» получить представление о древних традициях народов
Северного Кавказа.

3. Сравнить традиции народов Северного Кавказа с русскими
традициями.

4. Сделать вывод о различиях и общих чертах русских и
северо-кавказских традиций.

История разработки выбранной темы: данная тема выбрана по тому, что интересна и актуальна в современных
реалиях. Выбранная тема затрагивает культуру народов Северного Кавказа, т.к.
Северо-Кавказский Федеральный округ – это обширная территория Российской
Федерации, в нее входят такие субъекты РФ, как: Республика Ингушетия, Чеченская
Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика,
Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания,
Ставропольский край; следовательно, Северный Кавказ – многонационален. Т.к.
народы населяющие Северный Кавказ проживают на всей территории РФ в большей или
меньшей степени, остро встает проблема различий в менталитете и традициях.

Степень изученности вопроса: в
данной работе отражены особенности традиций и культуры народов Северного
Кавказа, рассмотрены примеры народного эпоса, в интерпретации современного
автора на основе легенд и сказаний, проведен сравнительный анализ традиций
народов Северного Кавказа и русских традиций.

Актуальность работы:

1. Уместность работы заключается в том, что тема актуальна
сама по себе, особенно в современных реалиях.

2. Проблема взаимоотношений разных народов актуальна во все
времена.

3. Изучение эпоса и традиций помогает лучше понять
представителей других национальностей, стран, прививает толерантность и
терпимость к чужой культуре.

Методы работы: сравнение,
сопоставление, анализ.

1. Общие сведения о Северном Кавказе.

      
Северный Кавказ –значительная  часть территории Российской Федерации,
расположенная в горах и предгорьях Кавказа. Регион на юге России, расположенный
на Кавказе вдоль границы с Грузией и Азербайджаном. В этом регионе находятся
плодороднейшие земли, высочайшие горные вершины и популярные российские
курорты.

    
 Данный регион является  колыбелью кавказских народов: адыгейцы, туркмены,
карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, ингуши, ногайцы, черкесы, чеченцы, аварцы,
кумыки, лакцы, даргинцы, табасаранцы, агулы, лезгины, рутульцы  Кавказ — южная граница Европы и Азии,
здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит
регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью
входят в состав России. В течение веков Кавказ являлся ареной соперничества
мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце 18 — начале 19
века Кавказ практически целиком входил в состав Российской империи. В конце ХХ
века, после распада СССР, народы Северного Кавказа остались в составе России.

      
Данная территория занимает лидирующее место по производству минеральных вод в
РФ, богата полезными ископаемыми: вольфрам, уголь, нефть. Плодородная почва
благоприятна для выращивания сельскохозяйственных культур. Площадь
Северо-Кавказского Федерального округа: 447 812 кв. км .Численность
постоянного населения: 16.4 млн. человек. Иллюстрация 1.

alt

2. «Нартский эпос»: понятие, значение «нартского эпоса» в культуре
народов Северного Кавказа.

При
изучении культуры разных стран ученые прибегают к эпосу. Как и у древних греков
с мифами о богах, их детях от земных женщин, различных героях, у народов
Северного Кавказа также есть свой уникальный эпос – «нартский эпос». На основе
нартского эпоса строится культурное наследие северо-кавказских народов.
Согласно исследованиям, нарсткий эпос зародился еще в 7-8 вв. до нашей эры, и
уже после, в 13 веке нартский эпос разных кавказских народов начал собираться в
циклы легенд и сказаний.

Кто
же такие нарты? Нарты – это герои легенд и преданий народов Кавказа, могучие нартские
богатыри-защитники. При упоминании нартского народа часто фигурируют реально
существующие географические объекты, такие как: Эльбрус  Кавказские горы,
Черное море, реки; при этом настоящее расположение страны нартов неизвестно.

В
нартских сказаниях действительность переплетена с художественным вымыслом.
Здесь отсутствуют описания исторических событий в их хронологической
последовательности, но действительность находит отражение в именовании
местностей, где разворачивается действие отдельных эпизодов, а также в именах
некоторых героев.

В
эпосе нарты представляются благородными, бесстрашными героями. В ранних версиях
эпоса нарты-богатыри обладают не только физической силой, но  и хитростью, и
коварством. Позднее, физическая сила героя отходит на задний план, в то время
как главными становятся его смелость, бесстрашие, готовность идти наперекор
судьбе  и препятствиям. Совершают подвиги во время охоты или же военных
походов. Они воюют с мифическими существами.  В этих битвах им нередко помогают
божественные силы (как и древним грекам и римлянам в их мифах и легендах).
Скакуны нартских богатырей тесно связаны со своими хозяевами, всячески им
помогают, наделены интеллектом. Основная тема – героические деяния. Можно
говорить о том, что влияние образа героя нартского эпоса может и сейчас найти
свое отражение в кавказской ментальность (своеобразный кодекс чести).

Нартский
эпос присутствует у большинства северо-кавказских народов. Их объединяет
наличие одинаковых божеств( хотя имена разнятся), созвучные имена героев эпоса
и их поступки, общность тематики. В зависимости от того , какому народу
принадлежит эпос, меняется божественная система (монотеизм и  политеизм),
социальное деление общества.

Герои
нартского эпоса. Таблица 1.

Осетинский эпос

Адыгский

Карачаево-Балкарский

Описание героев
эпоса

Агунда

Ахумида или Акунада

Агунда

Красивая, гордая
девушка, чьего внимания добиваются все нарты.

Ацамаз

Ашамаэз

Ачемез

Нарт, владеющий
волшебной свирелью.

Ацырухс

Адиюх

Ак-билек

Жена нарта Сослана
(Соаруко и т.д.)

Батрадаз

Батараз

Батырас

Нарт, с железным
телом, герой, который совершает много подвигов.

Сослан

Сосруко

Сосруко

Главный герой
нартского эпоса.

Шатана

Сатаней-гуаша

Сатанай-бийче

Мать всех нартов.
Самая мудрая женщина.

Похожее изображение

Изображение матери
нартов – Шатаны. Иллюстрация 2.

Как
было сказано ранее, нартский эпос имеет схожие сюжеты и ситуации с эпосом
древних греков и римлян, но так же и с эпосом древней Руси. Яркий пример –
наличие богатырей, одушевление коней и приписывание им человеческих качеств –
богатырских спутников.

Нартский эпос —
достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру
народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в
повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме  — у адыгов,
абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему
называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря
нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское
селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов
называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них
картины.

.

3.Современные свадебные традиции  Северного
Кавказа :

·        
Младшая сестра/брат не вступают в брак перед
старшими (данная традиция устарела в современном обществе, но частично
сохраняется в деревенской местности).

·        
Перед свадьбой проходит сватовство ( на Кавказе
обязательная часть, в русских традициях существует, но необязательно).

·        
На празднике присутствует много гостей ( говоря о
кавказских свадьбах – около 100-200 человек, в зависимости от многочисленности
рода, на русских свадьбах обычно присутствуют все родственники).

·        
Религиозный ритуал вступления в брак. Официальная
роспись.

Картинки по запросу кавказская свадьба

В горных селениях по сей день, сохранилась церемония, дающая женщине
«шанс на равноправие». Называется «Испытание жениха». Разные тетушки невесты
обмазывают ее тело толстым слоем жира и обматывают веревками. Девушка, разумеется,
обнажена, на ней лишь «немного нижнего белья». Обвязанная, она напоминает
кокон. Жених-испытуемый должен как можно быстрее распутать на невесте веревки и
суметь овладеть ею. Если все случается в краткий срок — быть ему абсолютным
главой семейства, жена в таком случае не имеет право голоса.

4.Похоронные традиции.

На Кавказе похороны носят общественный характер, т.е. все
родственники, знакомые оплакивают усопшего, помогают организовать поминки (
материально).

При смерти человека родственникам и друзьям посылается
«горевестник».

Усопшего принято одевать во все новое, открывать настежь
двери, чтобы любой мог прийти и оплакать его смерть.

Параллельно с ритуальным оплакиванием шли приготовления к
погребению – рыли могилу, сколачивали гроб, а затем омывали и одевали
покойного. В зависимости от пола умершего это делали мужчины или женщины,
соответственно, в кунацкой или на семейной половине дома. Погибших в бою, что
считалось почетным, не обмывали и одежды на них не меняли. Едва ли не
повсеместно на грудь покойному клали ножницы или другой острый железный
предмет. Это был не остаток древнего обычая захоронения вместе с покойным
нужных ему в загробной жизни вещей, как считают некоторые авторы, а скорее
прием апотрофической магии, связанный с представлением о том, что подобные вещи
отпугивают нечистую силу. Подобные представления сохранились, но они нашли
выражение в некоторых других погребальных ритуалах. Затем тело накрывали и несли
на кладбище или в фамильный склеп. Хоронить полагалось в день смерти до захода
солнца.
Еще одна особенность
погребения – родовые кладбища, т.к. ранее в одном поселении жил один род.
Поэтому часто при переезде в другой населенный пункт составляют завещание о
месте погребения.

Вещи покойного раздаются родственникам и знакомым, чтобы
память о человеке дольше сохранялась.

.

Традиционная еда: 40 дней в качестве «садаки»-  милостыни готовят и раздают традиционные
тонкие лепешки с маслом , а также дают халву, которую тоже готовят три дня, а
некоторые – все сорок дней.

5.Традиции
и обычаи Северного Кавказа.

У северо-кавказских мужчин есть свой
негласный кодекс поведения, который сформировался очень  давно по влиянием
культуры( в том числе под влиянием нартского эпоса). Он представляет собой
некую систему правил и норм поведения.

Т.к. раньше все сделки скреплялись
словесно, «слово» на Кавказе стало законом, нарушение слова – преступление.
Главное для мужчины- создать себе достойную репутацию.

Северный Кавказ это место сплетения
традиций, законов шариата (исламской веры) и законодательства РФ. Когда
невозможно разрешить ситуацию с помощью традиций или законов шариата, на помощь
приходят законы РФ.

Одной из наиболее «диких» традиций можно
назвать похищение невест. Это довольно тяжкое преступление, т.к. девушку крадут
в прямом смысле этого слова, ее уводят силой, и т.к. она ночевала не дома и с
незнакомым мужчиной, то просто вынуждена выйти за него замуж, т.к. ее честь
запятнана.

Еще одна малоприятная традиция связанная
со свадьбой – ранний брак. В некоторых поселениях до сих пор насильно выдают
замуж девушек 14-16 лет.

Также на Северном Кавказе из-за ислама
распространено многоженство. Обычна такая ситуация плохо воспринимается первой
женой.

Такая же ситуация и с разводами, т.к. 
Северный Кавказ подвержен влиянию традиций и ислама, после развода дети
остаются с отцом и воспитываются родственницами мужа. Из-за этого женщины
попросту вынуждены оставаться с мужем.

Что касается женщин в целом. Ее главная
роль – женщина-жена и женщина-мать, на чем часто  и заканчиваются ее социальные
роли. Первое место в женской иерархии занимает мать, потом сестра, которую
оберегают братья, и уже только потом жена. Раньше женщину практически полностью
контролировал мужчина ( муж, отец, братья), куда она ходит, что делает, как
одевается, с кем общается. Нередко, из-за неправильное поведение родственниц мужчины
получают порицание и жалобы.

В современном обществе все чаще молодые
люди начинают жить отдельно от родителей, что способствует развитию у них
самостоятельности. Хотелось бы отметить, что раньше на Руси тоже были
достаточно жесткие рамки в отношениях мужчин и женщин, и жесткая иерархия.
Подчинение главе рода и его воле. Необходимо понимать. Что в силу своих
особенностей русские и северо-кавказские  культуры и традиции достаточно
разные, по-разному происходили изменения в сознании и поведении людей, под
влиянием религии, устоявшихся обычаев, законов. Хотя на ранних стадиях и можно
найти достаточно много общего.

                                    
                 Заключение.

Рассматривая
культурную основу Северного Кавказа (нартский эпос), можно заметить его
схожесть с русскими былинами, сказками. Обилие эпитетов, сравнений, выражений,
ставших крылатыми. Поэтичность изложения. Большинство былин сложены в
стихотворной форме, как и ранние нартские сказания и легенды.

Присутствие
главного героя – нарта ( он же богатырь) характерно как для русского народного
творчества, так и для нартского эпоса. Наличие божеств, языческих и в более
позднее время переход к единобожию. Сюжет завязан на борьбе с нечистой силой,
охоте, битве , вместе с ним может присутствовать любовная линия. Богатыря или
нарта сопровождает верный друг-конь, в русских народных сказках коней иногда
заменяли на других зверей (« Иван-царевич и Серый Волк»). Характерно и
вмешательство божественных или же волшебных сил. Становится понятно, что
народное творчество северо-кавказских народов и русского народа во многом
схоже.

Что
касается современных традиций, в свадебных общими являются: выкуп невесты,
затяжной праздник (до 3 дней), в 21 веке – роспись в ЗАГС, кража невесты; в
остальном же есть отличия: северо-кавказские традиции в большей степени
сохранили самобытность и нормированность.

Так
на Кавказе сохраняются традиции всеобщего кумовства, когда все родственники
работают в одном месте, такое можно наблюдать в русских традициях, но в 21 веке
такое практикуется все реже.

Рождение
ребенка на Северном Кавказе: женщинам разрешено не поститься; беременную
женщину полностью освобождают от работы по хозяйству; перед родами девушка
уходит в дом отца; сохранение пуповины после рождения ребенка ( по поверью она
приносит здоровье и может вылечить ребенка); после родов женщину могут посещать
только родственницы со стороны мужа. В день выписки устраивается праздник,
гости обязательно приходят с подарками. Если родился мальчик, то женщины
привозят ему колыбель, а для девочки кроватку или коляску (по верованиям
мальчики более почитаемы). В современных русских традициях сохранились выписка
из роддома с последующим праздником, часто детей называют в честь предков, а
также сохраняют детскую бирочку (которая дается при рождении).

Данное
исследование помогает лучше понять общность и различие наших культур, как
следует и не следует себя вести в обществе представителей  Северного Кавказа,
чтобы не задеть их традиции, обычаи, верования. Проанализированная информация
дает достаточный объем знаний для корректного поведения в той или иной
ситуации.

Хочется
подвести итог: наши народы разные, но в тоже время похожи, а главное проживаем
в одной стране. Есть нечто общее в культуре, как и то, что сложно принять.
Стоит быть более терпимыми к чужим традициями обычаям, ведь наши традиции тоже
могут показаться другим народам варварскими. Прежде чем осуждать чужую
культуру, следует узнать свою собственную культуру и историю ее развития.

     Список
используемой литературы

1.
Абаев В.И.  Нартский эпос – статья из Большой советской энциклопедии.

2.
Горячев Ю., Шевцова А., Омельченко Е.. Обычаи традиции общения в культуре
народов Кавказа.- Этносфера. 2010

3.
Коршунов Е.И., Инал-Ипа Ш.Д., Калоев Б.А.. Сказания о нартах – эпос народов
Кавказа.-М.: Наука, 1969

4.
Ней В.. Русский праздник . Традиции и обычаи.: Риол Классик.

5.
Оларуссо Дж.. Нартские саги из Кавказа: Мифы и легенды черкесов, абазин,
абхазов и убыхов.- Принстонский университет. Нью-Джерси. 2002

6.
Савченко В.В.  Кисловодские и кавказские легенды..- Новопавловск, 2008.

7.Сказания
о нартах – эпос народов Кавказа. Сборник. – М.: 1969.

8.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/NARTSKI_NARTOVSKI_EPOS.html.

Праздники народов Кавказа

Светлый праздник — Ураза-Байрам

Цель: Познакомить детей с традициями праздника народов Кавказа  — Ураза-байрам. Развивать познавательный интерес к культуре и традициям различных народов России. Формировать  уважение к традициям родного края, эстетическое восприятие народных праздников.  Воспитывать бережное отношение к Родине. 

Ведущий: Благословенный месяц Рамазан подошел  к концу. Пролетел он как один день: что-то успели сделать, что-то нет. Окончание месяца знаменуется большим праздником – Ураза-байрам.

Дети:

Мы сегодня в нашем доме,
В храме детства и добра
Отмечаем светлый праздник —
Праздник мира — Ураза.

Празднует, пусть стар и млад
День благословенный.
Всем здоровья и всех благ,
В этот день священный!
Ведущий:  Ураза Байрам — праздник исключительно живописный, весёлый и вкусный. Готовиться к нему начинают задолго до его наступления праздника,  в доме всё моют и убирают, готовят всякие вкусности, покупают обновки  и ждут наступления праздника.

Ведущий: Дети, а  вы помогаете своим родителям?

Ответы детей.

Ведущая:  Сейчас мы с вами и проверим, как вы помогаете своим родным и близким.

Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну друг за другом, за капитаном. На противоположной стороне зала стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумаги, пакеты. По команде 1-й участник бежит, собирает один мусор и кладет его в ведро, бежит назад передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая больше соберет мусора.

Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну за капитаном. На другом конце зала стоит воспитатель. Рядом с ним на стуле стоит таз (для мытья посуды) По сигналу девочка берет в руки 1 чашку и 1 блюдце и идет к тазу. Подойдя к тазу, имитирует мытье посуды, поочередно отдавая чистые предметы воспитателю, которая поочередно ставит на разнос. Девочка идет назад, передавая эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Ведущая: Празднование самого праздника проходит очень весело и красиво. Мусульмане поздравляют друг друга с наступлением долгожданного праздника, обмениваются подарками, устраивают весёлые гуляние и пир. Дети нашего детского сада приготовили для вас поздравления.

Дети:

Ураза Байрам идёт.
Поскорей его встречайте!
Радость, счастье он несёт,
Так что стол вы накрывайте

И гостей всех угощайте.
Обиды горькой не таите,
От души вы всех простите.
Милосердие, уют
В доме вашем пусть живут.

 Ураза-байрам святой,

 Долгожданный и весёлый

 Праздник мой и праздник твой,

 В городах, аулах, в сёлах! 

Ведущая:  Я хочу пригласить наших девочек на весёлый танец.

Танец девочек с цветами.

Ведущая: Девочки наши очень красиво станцевали, теперь мальчики вы покажите нам, как вы умеете танцевать.

Танец мальчиков.

Ведущая:  Как у вас настроение? Вы готовы веселиться и играть?

Современная дагестанская игра:

«ЕСТЬ В АУЛЕ ДЕТСКИЙ САД» .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Дети идут по кругу, а ведущий ребенок внутри круга идет в противоположную сторону под слова, которые дети произносят хором:

Есть в ауле детский сад

В этот сад ходил Мурад

Был он ниже всех ребят –

(ведущий и все дети приседают)

так в ауле говорят (дети встают)

рос по горке виноград

рос чеснок и рос Мурад

Стал он выше всех ребят

И теперь ему мала,

Говорят Махачкала

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Дети идут в круг, поднимая руки, ведущий кружиться. После последних слов ведущий ловит. Затем выбирается новый ведущий.

Количество участников до 30 человек.

Ведущая: Для следующего конкурса мне нужны дети очень быстрые и ловкие.

Игра «Танец со стульчиками»  

Ведущая:  Самыми  важными героями  праздника являются дети. С самого раннего утра они будят хозяев, целыми группами вбегают во дворы домов и поздравляют с праздником. Взамен получают сладости, шоколадки, конфеты… Их пакеты наполняются так быстро, что к обеду им приходится возвращаться домой, чтобы оставить пакет, взять новый и пойти снова поздравлять.

Дети младшей группы:

Ураза Байрам принес
Щедрость угощений.
Это праздник мусульман —
Радостный, священный.

Мы пожелать в сей день великий
Хотим от сердца, вам друзья,
Здоровья крепкого, удачи,
Любви на долгие года!


Пусть придёт в ваш дом удача,
Пусть Аллах подарит чудо
И успех, и жизнь богаче,
Будет вам тепло и любо!

Дети получают угощения , становятся на совместный танец «Лезгинка».

Ведущая:  

Всех  сегодня поздравляем,
Мира мирного желаем,
Пусть растут спокойно дети,
Будет мир на всей планете!

Пусть совсем не будет бедных,
Злых, неправедных и вредных,
Пусть любовь в сердцах живет,
Разрастается, цветет!

Пусть здоровье крепким будет,
Пусть живут без стрессов люди!
Славим Ураза Байрам,
Делим счастье пополам!

               Подготовила   гр.№ 12   воспитатель: Мусаева А.А.

Северный Кавказ — самая густонаселенная и многонациональная территория России. Он славится своим радушием и гостеприимством. Здесь живут дружелюбные и эмоциональные люди, в которых чувствуется какая-то детская чистота и наивность.

Каждая Кавказская народность соблюдает свои обычаи и традиции и передает их из поколения в поколение. Вот 9 самых удивительных из них!

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 366
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Содержание

    • 0.1 • Кумовство
  • 1 Сельская община
    • 1.1 • Похищение скота и имущества
  • 2 Релегиозные представления
  • 3 Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство
  • 4 Одежда северокавказских народов
  • 5 Обычай четвертый
  • 6 Обычай пятый. Кабардино-Балкария
  • 7 Обычай шестой
  • 8 Обычай седьмой. Северная Осетия
  • 9 Обычай восьмой. Ингушетия
  • 10 Обычай девятый. Чечня

• Кумовство

Кавказцы ввиду горной расчлененности рельефа долгое время жили из поколения в поколение отдельными родственными кланами (тухумами, то есть сельская община или семья). Многие села до наших времен сохранили названия от имени древних родов. Отсюда можно объяснить такой обычай, как кумовство. Горцы издревле привыкли прибегать к помощи родственников и соседей в тяжелых жизненных ситуациях.

По закону тухума во всякое время каждый член должен помогать любому из своей среды. После решения проблемы родственника-благодетеля следовало одаривать или щедро угощать.

Это явление присутствует и в современной жизни. Если один из родственников хорошо устроится в жизни, он обязательно потянет за собой, насколько позволят возможности, свою родню и хороших знакомых. Понятно, что порой дело доходит вплоть до нарушений Трудового законодательства, но тем не менее этот обычай существует и сегодня.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 898
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11831-obychai-kavkazskih-narodov-i-ih-istoki.html

Сельская община

Территориальная община — основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора — безупречная репутация.

Сельские сходы — достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.

Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1082
Источник: https://www.world-card.ru/traditsii-narodov/1242-interesnoe/traditsii-narodov/2470-obychai-i-traditsii-kavkazskikh-narodov

• Похищение скота и имущества

У кавказских народов вплоть до середины девятнадцатого столетия не было земель в частной собственности. Пастбищами и полями распоряжалась сельская община, где проживали в основном члены одного рода.

У людей, живущих в общинном строе, было представление, что если у кого-то чего-либо много, он должен обязательно делиться с другими членами общины. У племен, живущих в наше время по первобытным законам, например, на острове Новая Гвинея тоже существует обычай в случае неурожая брать овощи в соседних огородах. У племени Бара острова Мадагаскар считается почетным – угон скота.

Вероятно, истоки кавказского обычая похищения имущества, как правило, скота жителями одного села у жителей других сел, идут из далекого прошлого общинных отношений.

Этот обычай действительно имел место. Об этом есть свидетельства в сказках и легендах народного кавказского фольклора, а также в письменных заметках русских классиков А. Пушкина, М. Лермонтова, и многих других людей, посетивших Кавказ в прошлых столетиях.

В них говорится, что мужчины ночью тайком подкрадывались к другому селу и, отвлекая собак, угоняли скот. Если же их обнаружат и догонят, воры должны безоговорочно признать свое поражение и без сопротивления вернуть украденное. А если вору, удастся остаться незамеченными, то это считалось достоинством, и украденное имущество признавалось законным. Такое воровство не считалось пороком.

Но с развитием общества и появлением частной собственности, этот обычай перешел в традицию воровать коня женихом перед свадьбой, чтобы доказать свою мужественность.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1583
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11831-obychai-kavkazskih-narodov-i-ih-istoki.html

Релегиозные представления

До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса ,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.

При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров — христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI — у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления — выжили.

Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.

Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.

Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.

Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1930
Источник: https://www.world-card.ru/traditsii-narodov/1242-interesnoe/traditsii-narodov/2470-obychai-i-traditsii-kavkazskikh-narodov

Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство

Далеко за пределами Кавказа известно о гостеприимстве местных жителей. Члены любой семьи здесь знают о том, что гостя нужно уважать, защищать, предоставить ему кров и т.д.   

Но переоценивать такую традицию не стоит, ведь корни её уходят в древние времена, когда люди, проявляли гостеприимство, для того чтобы не допустить самостоятельных поступков постороннего внутри общины.

Феномен гостеприимства на  Кавказе – выделение отдельного дома или помещения, для того чтобы разместить гостя.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 545
Источник: http://www.tur-tips.ru/151/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2

Одежда северокавказских народов

В одежде северокавказских народов много общего.

Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).

К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм — бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII — началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1107
Источник: https://www.world-card.ru/traditsii-narodov/1242-interesnoe/traditsii-narodov/2470-obychai-i-traditsii-kavkazskikh-narodov

Обычай четвертый

Очень интересный обряд усыновления был у черкесов. Усыновляемый должен был прилюдно три раза поцеловать голую грудь названной матери. После этого он имел все права и обязанности, как в приемной семье, так и во всем роду.

Иногда чтобы избежать кровной мести враг хитростью или при помощи насилия прикасался к груди матери погибшего. Таким образом, он становился ее сыном и избегал наказания.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 408
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Обычай пятый. Кабардино-Балкария

Среди народа Северного Кавказа кабардинцы занимают лидирующее место по краже невест. Это происходит как с согласия девушки, так и без него. Но если невеста против последствия кражи для жениха будут очень плачевными. Девушку увозят на машине и прячут в доме родственников жениха. В случае, когда невеста согласна, приходит мулла и оформляет брак.

Умыкание происходит по нескольким причинам. Первая, если есть сомнение, что родители дадут согласие. Также причиной может стать тяжелая болезнь родственника, впоследствии которой он может умереть. Если это случится, свадьбу придется отложить на длительное время траура. В некоторых случаях невест крадут ради романтики. Но все-таки основная причина — экономия на дорогостоящей церемонии сватовства, после которой родственники длительное время выплачивают долги.

Этот обычай существует и в наше время.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 880
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Обычай шестой

У одного из самых высокогорных народов Кавказа балкарцев есть замечательная традиция. Во время праздничного застолья, на столе помимо прочих угощений обязательно должна стоять буза – традиционный балкарский напиток.

Готовится он из слегка забродившего проса и имеет кисломолочный вкус. Этот очень вкусный, слабоалкогольный напиток, еще называют «жидким хлебом». Называют так бузу из-за содержащихся в ней питательных веществ, способных утолить голод. Этот напиток балкарцы считают одним из секретов долголетия.

Кстати сказать, слово «бузить» происходит именно отсюда. Бузит тот, кто выпил слишком много бузы.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 623
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Обычай седьмой. Северная Осетия

В горах Осетии спрятана священная пещера. По преданию в этой пещере, во времена нашествия Тимура женщина (ее называют Задалеская нана) спасла детей — сирот Алании. Считается хорошим знаком, если поднимаясь к той пещере, в небе закружит орел.

Осетинки приходят в это святое место попросить счастья и семейного благополучия. Если в супружеской паре несколько лет нет детей, они по обычаю приходят в эту пещеру с тремя пирогами и молоком. Обращаются к Задалеской нана и, в течение года, их проблема решается.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 538
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Обычай восьмой. Ингушетия

Основополагающим танцем на Кавказе является лезгинка. Ингушетия не исключение. Однако традиционно знаменитую лезгинку на гармошке в Ингушетии исполняют исключительно женщины. Мужчины не рискуют даже соревноваться с прекрасным полом. Для них играть на кавказской гармошке является недостойным. Считается, что гармошка-сугубо женским инструмент.Сегодня в Ингушетии очень ярко проявляется матриархат кавказской гармошки. На концертах, праздниках, свадьбах и вечеринках исполнительницы, как правило, слабый пол. А вот струнные инструменты, напротив, считаются мужскими инструментами.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 606
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Обычай девятый. Чечня

Чеченский юноша становится совершеннолетним в пятнадцать лет. В этот день по традиции родственники дарят ему множество подарков, но самым значимым является папаха. Папаха-главный атрибут одежды чеченских мужчин, символ его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, это означает, что он стал зрелым и отвечает за свои поступки.

Уважающий себя мужчина всегда появляется на людях в папахе. Снимать ее не принято даже в помещении. Невероятное оскорбление для чеченца, если кто — то собьет его папаху. Никто не имеет права прикасаться к ней. Только в единственном случае снимают головной убор, когда просят пощадить от кровной мести.

Обычаи и традиции – это многовековой опыт общества, сокровище древних предков, которое ревностно чтут народы Северного Кавказа.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 786
Источник: http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 25009
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/novosti-istorii/11831-obychai-kavkazskih-narodov-i-ih-istoki.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2481 (10%)
  2. http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/traditsii-i-obryadyi-na-kavkaze: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2493 (10%)
  3. http://www.tur-tips.ru/151/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 545 (2%)
  4. http://severnykavkaz.ru/9-udivitelnyx-tradicij-i-obychaev-severokavkazskogo-naroda/: использовано 10 блоков из 10, кол-во символов 6897 (28%)
  5. https://tanci-kavkaza.ru/obichai-kavkaza/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 8474 (34%)
  6. https://www.world-card.ru/traditsii-narodov/1242-interesnoe/traditsii-narodov/2470-obychai-i-traditsii-kavkazskikh-narodov: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4119 (16%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Традиционные праздники калининграда
  • Традиционные праздники народов севера россии
  • Традиционные буддийские праздники
  • Традиционные праздники индии
  • Традиционные праздники казахов список