Трагедия беслана сценарий классного часа

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:1.      Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».2.    &nb

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:

  1. Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».
  2. Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.
  3. Вызвать отрицание терроризма как явления.
  4. Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
  5. Научить пользовать памяткой по безопасности.

Форма: беседа.Оборудование: презентация


Ход классного часа:

  — Ребята, скажите, пожалуйста, что Вы знаете о трагедии в Беслане? Когда это произошло это событие?

 — Кто такие террористы? Как Вы думаете, почему они захватили школу в Беслане?
     Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы наш классный час.
Классный руководитель: 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 17 террористов, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

1 сентября 2004 года. 9.00

День первый.
         Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.

2 сентября 2004 года

День второй.
       В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.

Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо.

3 сентября 2004 года

День последний.
        Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывали на руки.

Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.

Классный руководитель: Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.

Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

Минута молчания

Мне не забыть тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.

Мне не забыть плач матерей
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей
С печатью горя и страданья.

Мне не забыть тех нелюдей
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей
Свои творивших преступленья.

Без слов – одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья?

От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.

Не раздается детский смех,
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех –
На память погребальный звон.

Беседа и инструктаж по антитеррористической и личной безопасности учащихся.

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не   наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

— А кто-нибудь знает, почему голубь стал символом мира?

Го́лубь ми́ра — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира.Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 годув Парижеи Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо. На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений.А мы нарисуем голубей.

Классный руководитель: Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение средняя

 общеобразовательная школа №34 г. Тихорецка Тихорецкого района

vestnik_civitas: Беслан - восьмая годовщина трагедии

Классный час:

« Беслан- наша трагедия»,

посвященный 10-й годовщине

террористического акта в г.Беслане

(2004–2014)

Депутатский катализатор Общество Новости Каспаров.Ru

                                                      Подготовила: Прибылова Татьяна Михайловна

        Класс: 4 «Г»

03.09.2013г.

Оборудование:


  • Сценарий;
  • презентация к сценарию;
  • песня о Беслане;
  • презентация к песне;
  • компьютер;
  • интерактивная доска (экран и проектор);
  • ручки;
  • заготовки с незаконченным тезисом “Трагедия
    Беслана – это…”;

Цель:


  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на
    сочувствие, сопереживание, культуру мира;

Задачи:


  • демонстрация на примере реального трагического
    события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и
    героизм;
  • повышение мотивации учащихся к усилению
    собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной
    жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Ведущий 1 (Вступительное слово о празднике 1
сентября):

(1 слайд) 1 сентября – это день, которого
ребятишки ждут с самого раннего детства. Это
день, когда они вступают в новую, интересную,
наполненную приятными событиями школьную жизнь.

(2 слайд) — А как вы готовитесь к этому
празднику?

— Как готовятся ваши родители?

-С каким настроением вы идете на школьную
линейку, с какими надеждами?

Ведущий 2:

(3 слайд) — Что для вас значит 1 сентября?
Начните свое высказывание с незаконченного
тезиса:

“1 сентября — это…..”

Ведущий 3:

(4 слайд) Этот день отмечает вся наша страна. (5
слайд)
89 субъектов Российской Федерации.
Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это
маленькая республика на юге нашей огромной
страны. Столица – город Владикавказ. Во всей
республике проживает чуть больше 712 тысяч
человек. (6 слайд) А в городе Беслане (показать
на карте), о котором сегодня будет идти речь,
жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1
сентября 2004 года узнал весь мир.

Ведущий 4:

Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с
красивыми букетами отправились на школьную
линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан
готовился к началу учебного года. Дети пришли на
праздник в свою родную школу.

Ведущий 1:

В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже
выстроились на торжественную линейку на
спортплощадке школы. Ожидался торжественный
выход трех первых классов. Многие родители
собрались вблизи школьного крыльца с
фототехникой в руках в надежде запечатлеть
первые школьные шаги своих детей.

Ведущий 2:


(7 слайд) Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.


Ведущий 3:

(8 слайд) Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.

Ведущий 4:


(9 слайд) Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою страной!


Ведущий 1:

(10 слайд) Ничего не предвещало беды! И вдруг во
двор школы въехало несколько машин, прозвучали
выстрелы.

Ведущий 2:

(11 слайд) 34 террориста окружили людей,
собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех
забегать в спортивный зал школы. Для запугивания
людей главарь банды хладнокровно расстрелял
двух жителей города Беслана.

Ведущий 3:

(12 слайд) Больше тысячи людей попали в
заложники. Среди них оказались в основном дети. (13
слайд)
На их глазах террористы минировали
спортзал, взрывными устройствами опутывали
потолок и стены.

Ведущий 4:


(14 слайд) Ужас над головами,
Проволок страшный груз.
Дети кричат глазами:
«Мамочка, я боюсь!!!»
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…


Ведущий 1:

Школьница Сонета Сабанова позднее
рассказывала: “ Первого сентября 2004 года мы с
сестрой и дедушкой пошли в школу… Мы оказались в
заложниках. Первое время никто не понимал, что
происходит, но после того как террористы начали
минировать зал, стрелять в потолок и
расстреливать людей на наших глазах, мы поняли,
что с нами случилась беда”.

Ведущий 2:

В первые часы захвата террористы убили 17
человек. Чтобы не допустить штурма, террористы
выставляли в окна школы детей, отказываясь вести
переговоры. А в случае начала штурма угрожали
взорвать захваченную школу. Время в Беслане
остановилось.

Ведущий 3:

И только через два часа после захвата школы
боевики выдвинули свои требования — личное
присутствие президента республики для
переговоров.
“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50
человек. Если ранят любого из нас, убьем 20
человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все
взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы
расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы.

Ведущий 4:

Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим
образом. Целью террористов был вывод российских
войск из Чеченской республики и признание Чечни
независимым государством.

Ведущий 1:

Казалось, выхода нет. Любое неповиновение
заложников тут же наказывалось. Но тем не менее,
взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не
оставляли попыток поддержать и спасти детей.
После освобождения, дети с особой благодарностью
вспоминали своих любимых учителей, которые, не
задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

Ведущий 2:

(15 слайд) Из воспоминаний детей: Вместе со
всеми пришел на школьную линейку и Иван
Константинович Каниди, грек по национальности.
Он многие годы преподавал физкультуру в этой
школе. Когда начался захват заложников, боевики
предложили ему уйти, учитывая его преклонный
возраст (ему 74 года), но Иван Константинович
остался со своими учениками, чтобы попытаться
спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель
спас еще в первые минуты захвата, когда смог
закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они
позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики
согнали заложников, он всеми силами пытался
облегчить участь детей, добиваясь, чтобы
террористы дали им хоть немного воды. Он открыто
заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с
женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При
нем был убит учитель труда Александр Михайлов,
который тоже пытался противостоять террористам,
но и это Ивана Константиновича Каниди не
остановило. Еще в первый день захвата он перенес
сердечный приступ, но продолжал всеми силами
поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды
детей. По свидетельству выживших, он умудрился
обезвредить одно или два взрывных устройства,
предварительно закрыв их своим телом, чтобы
предотвратить разлет осколков, если произойдет
взрыв.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели
два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7
самодельных взрывных устройств.
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с
боевиком, который собирался стрелять в
школьников из автомата. Он успел схватиться за
ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей,
а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом.
Схватка была неравной, но какие-то секунды он
выиграл, давая возможность детям выскакивать из
уже пылающей школы. Говорят, что он так и не
выпустил ствол автомата, который до последнего
мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в
открытом противоборстве справиться с человеком,
который по возрасту явно был старше его в
несколько раз, боевик выхватил пистолет и
несколько раз выстрелил в упор.
Близлежащие дворы затянуло дымом.

Ведущий 3:


(16 слайд) В душном спортивном зале
Время замкнуло круг —
Взрывы над головами
Сотни смертей несут.


Ведущий 4:

(17 слайд) Взрывами были выбиты окна и двери
спортзала и выжившие заложники бросились на
улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники
разбегались кто куда. После первых взрывов
смогли убежать около 600 человек. (18 слайд) В
спортзале начался пожар.

Ведущий 1:

Из воспоминаний очевидцев этого кошмара: (19
слайд)
“Через окно из спортзала перелезла
маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей
очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. (20
слайд)
 Ценой неимоверных усилий она
поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг
стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон:
«Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!». Но
она никого не слышала — она была контужена и
ранена, ее буквально качало у стены. И тут она
совершила совершенно невероятное: (21 слайд) она
полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты
делаешь! Назад! Ложись!”. (22 слайд) Но она
залезла в спортзал – у нее там оставалась мама.
Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида
Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже
жива.”

Ведущий 2:

(23 слайд) Как только раздались взрывы, сразу
же оперативный штаб дал команду на штурм. (24
слайд)
Штурм был спонтанным, но бойцы
подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали
по заранее намеченному плану. (25 слайд) Первоочередной
задачей для них было спасение детей. Они
закрывали детей собой. Бой длился примерно 13
часов. (26 слайд) При освобождении заложников
погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и
“Вымпел”.

Ведущий 3:

(27 слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой
короткий промежуток от счастья, праздника к
своей гибели.

Ведущий 4:

(28 слайд) По данным следствия, в школе
террористы удерживали 1128 заложников.

3 дня… без еды… без воды…

Ведущий 1:

(29 слайд) При проведении спецоперации было
спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по
3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от
ранений 331 человек, в том числе 317 заложников,
среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900
человек получили ранения.

Ведущий 2:

(30 слайд) Беслан стал “Городом ангелов”. (31
слайд)
Родители погибших восемь лет назад
детей фактически живут на кладбище.

Ведущий 3:

(32 слайд) Это кладбище в Беслане называют
“Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4
года уже официально именуют “Городом ангелов”.
Здесь покоятся дети, их родители и учителя,
погибшие при теракте в школе №1.

Ведущий 4:

Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна —
братская. Там похоронены тела тех, кого не
удалось опознать.

Ведущий 1:

На кладбище нет ворот. На входной арке выбито:
“Город ангелов”. (33 слайд) Фигурки
ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду:
выставлены вдоль невысокой ограды, (34 слайд) восседают
на постаментах между могилами.

Ведущий 2:

(35 слайд) Надгробий столько, что красные
мраморные плиты почти заходят за горизонт. (36
слайд)
У каждой могилы — бутылки с минеральной
водой, которой так не хватало детям, ставшим
заложниками террористов.

(37 слайд) Дата смерти у всех одна — 3 сентября
2004 года.

Ведущий 3:


(38 слайд) В небеса поднималися ангелы…
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало,
Маскируясь росой на цветы…


Ведущий 4:

Вам, нежданно ушедшим так рано
Уготован в раю уголок.
Наши общие дети Беслана,
Вы простите ли нас за тот рок?!

Ведущий 1:

И теперь близким нет утешения…
Им кровинок родных не вернуть…
И зачем даровалось рождение?..
Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..

Ведущий 2:

(39 слайд) То, что случилось с детьми 1 сентября,
мы никогда не забудем…

Ведущий 3:

Тот, кто сделал это – проклят навсегда…

Ведущий 4:

Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

Ведущий 1:

(40 слайд) Трагедия в Беслане потрясла всех…
Погибли люди… погибли невинные, беззащитные
дети!!!

Ведущий 2:

1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с
самого раннего детства. Это день, когда они
вступают в новую, интересную, наполненную
приятными событиями школьную жизнь.

Но кто мог подумать, что этот день станет для
многих из них последним!!!!

Звучит ПЕСНЯ о трагедии в Беслане (Приложение
№2, Песня). Учащиеся слушают её и смотрят на
экране фотографии из хроники трагедии
(Приложение №2, Презентация к песне).

Ведущий 3: Памяти жертв бесланской
трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута
молчания.

Все присутствующие встают и чтят память
погибших (на экране 41 слайд).

Ведущий 4: Ребята, сегодня мы с вами
вспомнили историю бесланской трагедии. Какие
эмоции она у вас вызвала? Мы предлагаем вам
закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана –
это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если
хотите что-то сказать – говорите.

Учащиеся задают вопросы, высказывают свои
предположения, впечатления и пишут свои
высказывания на подготовленных листах с тезисом
“Трагедия Беслана – это…”. Впоследствии
высказывания обрабатываются и печатаются в
школьном журнале в виде отзывов о мероприятии.

В сценарии использован материал


  1. http://beslan-hram.ru/index.php/photo/2004
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19914/
  3. http://www.pravdabeslana.ru/zapiska.htm
  4. Отрывок из стихотворения “Памяти детей,
    погибших в Беслане”. Автор: Леокадия Гелианс. http://ybobra.ru/literatura/393745-1346490927.html
  5. Наталья Бызова http://www.arhpress.ru/sevmor/2004/9/15/4.shtml
  6. Песня “Школа-Беслан”. Автор: Динислам Дудов.

Классный час «Трагедия Беслана»

Цель:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;

Задачи:

  • демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;

  • повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;

  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Ведущий (Вступительное слово о празднике 1 сентября):

(1 слайд) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

(2 слайд) — А как вы готовитесь к этому празднику?

— Как готовятся ваши родители?

-С каким настроением вы идете на школьную линейку, с какими надеждами?

(3 слайд) — Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса:

“1 сентября — это…..”

Ведущий

(4 слайд) Этот день отмечает вся наша страна. (5 слайд) 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. (6 слайд) А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир. Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы наш классный час.

Ведущий

Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.

В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

(7 слайд) Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.

(8 слайд) Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.

(9 слайд) Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою страной!

Ведущий

(10 слайд) Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы. Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.
(11 слайд) 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

(12 слайд) Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. (13 слайд) На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

Ведущий:

(14 слайд) Ужас над головами,
Проволок страшный груз.
Дети кричат глазами:
«Мамочка, я боюсь!!!»
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…

Ведущий:

Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу… Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.

Ведущий:

В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.

Ведущий:

И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования — личное присутствие президента республики для переговоров.
“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы.

Ведущий:

Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.

Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

(15 слайд) Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств.
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.
Близлежащие дворы затянуло дымом.

(17 слайд) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. (18 слайд) В спортзале начался пожар.

Ведущий:

Из воспоминаний очевидцев этого кошмара: (19 слайд) “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. (20 слайд)  Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: «Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!». Но она никого не слышала — она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное: (21 слайд) она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”. (22 слайд) Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”

Ведущий:

(23 слайд) Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. (24 слайд) Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. (25 слайд) Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. (26 слайд) При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.

(27 слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

(28 слайд) По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.

3 дня… без еды… без воды…

(29 слайд) При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.

(30 слайд) Беслан стал “Городом ангелов”. (31 слайд) Родители погибших восемь лет назад детей фактически живут на кладбище.

(32 слайд) Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. (33 слайд) Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, (34 слайд) восседают на постаментах между могилами.

(35 слайд) Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. (36 слайд) У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.

(37 слайд) Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

Ведущий

(38 слайд) В небеса поднималися ангелы…
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало,
Маскируясь росой на цветы…

Вам, нежданно ушедшим так рано
Уготован в раю уголок.
Наши общие дети Беслана,
Вы простите ли нас за тот рок?!

И теперь близким нет утешения…
Им кровинок родных не вернуть…
И зачем даровалось рождение?..
Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..

Ведущий :В разрушенном спортзале бесланской школы №1 не стали делать ремонт. Здесь открыт мемориальный комплекс и проходят панихиды по погибшим. Вместе с цветами погибшим приносят бутылки с водой. В последние дни жизни в душном спортзале дети испытывали муки от жажды.

Первая годовщина трагедии в Беслане. На самом большом цветочном рынке Беслана не найти цветов — купили все, что было. Каждый хочет положить свой букет в спортивном зале именно в этот день.

К середине дня в школу почти невозможно войти — школьный двор забит людьми до отказа. К входу в спортзал выстроилась такая очередь, что не видно ее конца. Очередь почти не движется, потому что зал очень маленький.

Ночью в спортивном зале, среди цветов и детских игрушек, сидели осиротевшие матери Беслана. Днем они вышли во двор, почерневшие и осунувшиеся. Они стояли у стен школы с глазами, в которые страшно было смотреть. К часу дня во двор тихо вошли школьники с белыми шарами. Шаров было 331. Столько, сколько погибло заложников. Школьникам было лет по 12-15, они держали в руках гроздья шаров и давились слезами. Эти дети учились в этой школе. Эти дети знали всех, кто из этой школы не вышел. У кого-то сорвался один шар и одиноко полетел в небо. Как первая безвременно ушедшая жизнь.

Ровно в 13.05 — в ту минуту, когда год назад в спортзале раздался первый взрыв, из динамиков вылетел колокольный звон, школьники выпустили шары в небо, и школьный двор зашелся рыданиями. Плакали даже мужчины. Эта первая гроздь шаров не поднялась в небо, застряв в высоковольтных проводах. Остальные медленно, под «Аве Марию», поднимались ввысь, расползаясь по небу. И, выстроившись в ряд, словно птичья стая, очень долго уплывали в одном направлении — туда, куда дул ветер. Потом поодиночке стали отрываться и улетать шары, застрявшие в проводах. Это было очень символично. Кто-то в этих стенах умер сразу, кто-то еще мучился, сгорая живьем.

Минуту молчания встретила вся Осетия. Остановились заводы, остановилось движение на дорогах. Замерло все. Пошел мелкий дождь.

Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби». Он состоит из фигуры четырех бронзовых женщин, символизирующих четыре стороны света. Над женщинами парили 50 бронзовых ангелов.

Также есть памятник Скорбящая матерь Беслана.

Ведущий:

(39 слайд) То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…

Тот, кто сделал это – проклят навсегда…

Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

(40 слайд) Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!!

1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

Но кто мог подумать, что этот день станет для многих из них последним!!!!

Ведущий: : 1 сентября 2004 года. Какая страшная дата! Она вошла в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Вечная память погибшим в Беслане! Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

(Минута молчания)

Видеоролик «Так не бывает»

Классный час: «Беслан- город АНГЕЛОВ!»

Цель: укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира.

Задачи: демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм; повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности; воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Оборудование: Сценарий, свечи, мягкие игрушки, цветы, фотографии, клубок ниток, проектор, презентация, видеоматериал, фигурки ангелов, голубей, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

Учитель (зажигает свечу):

Когда-то люди бережно хранили огонь, передавая его друг другу. Огонь жизни был дороже всего. Так же передается из поколения в поколение свет подвига. Этот свет помогает людям жить, преодолевать трудности, делает их духовно богаче, чище и благороднее. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи и музыку. Главное же о них помнят. И эта память не дает померкнуть далеким дням. Одним из таких событий стал подвиг детей, родителей, учителей, военных в роковых событиях города Беслана. Память об этом подвиге и ужасной трагедии должен сохранить каждый россиянин.

Ученик1: Тем, кто шел в бой за правое дело, выстоял и победил

Ученик 2: Тем, кто не пожалел своей жизни в борьбе с терроризмом

Ученик 1: Тем, кто своим телом прикрывал детей,

Ученик 2: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наше мероприятие…

Учитель:

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя. 21 век принес Земле новую беду, символом которой стало слово «терроризм». Как вы понимаете значение этого слова?

Вспомните как мы с вами, как и миллионы других детей счастливо и беззаботно встречали 1 сентября 2018 года.

А вот таким страшным останется в памяти сентябрьское утро 2004года.

Как на кинопленке — 1 сентября 2004 года. Дети города Беслана, как и по всей России, идут в школу № 1. Яркое солнце, буйные краски осени, музыка, цветы, торжественные лица малышей и старшеклассников, серьезные лица родителей и педагогов. Так и хочется крикнуть: не спешите, не идите! Сейчас, совсем скоро все кончится! Черным цветом окрасятся деревья цветы, небо, солнце, люди и дети…Дети, которых родители никогда больше не дождутся в отчий дом.

(звучит музыка)

(Учащиеся читают стихи, после каждого прочтения клеят фигурки ангела на доску)

Ученик 1: Детский почерк простых, ненаписанных строк,
Перемена в разрушенной, взорванной школе.
И застыл не начавшийся первый урок,
 
И звонок, закричав, оборвался от боли.

Ученик 2: И мальчишка не видит лучей в синеве, 
Жизнь его не зовет ни взрослеть, ни учиться, 
Он лежит на зелёной, помятой траве,
Как упавшая с неба, подбитая птица. 

Ученик 3: Он был другом моим — самым преданным стал,
Он увидел бы море и дальние страны,
Но ворвался в рассвет этот огненный шквал, 
И теперь на земле одиноко и странно.

Ученик 4: Ты прости нас, людей синеглазой земли. 
Ты прости нас за эту холодную осень,
Мы сберечь и спасти не смогли. 
И тетрадный листок жгучий ветер уносит.

Ученик 5: Детство тонкой струной затерялось во мгле, 
Будет плакать одно в лабиринте столетий.
Вы простите живущих на этой Земле, 
На урок из огня не пришедшие дети.

Учитель:

54 часа террористы удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, угрожали и, расстреливали одних, чтобы запугать других. В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вел –кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно. Детям велели залезать на подоконник и сказали: «Тех, кто будет шуметь, по 15 человек будем расстреливать». Дети стояли на подоконниках как щит, а из-за их спин стреляли куда попало. В случае штурма боевики угрожали взорвать школу.

На предложение денег и организации коридора для безопасного выезда из Осетии, сделанное оперативным штабом, террористы ответили отказом. Захваченную школу посещает бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. На просьбы Аушева дать заложникам еду, террористы ответили, что заложники сами держат сухую голодовку. А через несколько часов после ухода бывшего президента, террористы заметно ожесточились, отказывая заложникам во всех элементарных человеческих нуждах. Главарь заложников пригрозил своим сообщникам убить каждого, кто даст пленникам воду. Жара, смрад, отсутствие вентиляции – многие теряли сознание….

Ученик: «Больше всего в спортзале я думала о воде. Раньше я никогда не думала, что вода — самое ценное для челове­ка. Без воды мы умирали. В первый день я думала о своей маме, которая осталась дома, и плакала, представив, что будет с ней, если я умру. А на второй и третий день я могла думать только о воде.

Хотя бы глоточек, хотя бы несколько капель!..». 

Видео («Мама, очень хочется пить…»)

Учитель:

К утру третьего дня заложники обессилили до такой степени, что плохо реагировали на угрозы террористов. К обеду в спортзале прогремели два мощных взрыва, произошло частичное обрушение крыши. Террористы стали перегонять людей из спортзала в актовый зал и столовую. Дальше медлить было нельзя — был отдан приказ приступить к операции спасения заложников и обезвреживанию террористов.

Выстрелы. Крики. Ругательства террористов. Все вместе: учителя, родители, дети. Прижавшись, друг к другу. Молясь и проклиная, страдая и негодуя, все вместе и по разную сторону: заложники и захватчики. Все закончилось около полуночи. Горе обрушилось на город, плачет и стонет Беслан, а с ним вся наша страна. В результате теракта в Беслане погибло 186 детей от рук нелюдей в обличье человека. 186 маленьких звездочек вспыхнули на небосклоне на короткое время и тут же погасли. Они погасли, чтобы напомнить живущим о том, что никто не имеет права лишать жизни рожденного жить. Белыми ангелами, хранителями города, стали невинные жертвы.

Ученик: «Вечером второго сентября я ненадолго заснула. А, про­снувшись, увидела вокруг себя незнакомых детей… Ка­кой-то мальчик, сидевший рядом со мной, рассказывал историю. И все слушали его как заколдованные.

Он рассказывал, что видел ангелов. Несколько дней назад вышел на балкон и увидел, как они медленно ле­тят по сиреневому небу. Ангелы были в белых платьях, с розовыми и золотистыми шлейфами, они смеялись и играли на дудочках.

Когда на Земле умирает ребенок, Бог забирает его к себе, дает ему крылья и превращает в ангела, — так сказал этот мальчик.

Когда он говорил, стояла такая тишина, что я слы­шала стук своего сердца. Мне вдруг показалось, что уми­рать совсем не страшно…

Ученик: И когда кто-то сказал, что ангелов не бывает, все на него зашикали. Мы, конечно, уже думали о смерти: за­канчивался второй день, мы уже перестали есть и пить, и трудно было дышать… Да, мы думали о смерти… И маль­чик тоже думал. Поэтому он и стал рассказывать нам про ангелов. Мне показалось, что так он готовил нас к смер­ти, давал нам привыкнуть к этой мысли, успокаивал и не давал отчаяться». Бэлла, 12 лет, заложница.

Учитель: Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

Ученик: «Учительница давала нам листья каланхоэ. Они такие толстые, хрустящие! Когда зубами прижимаешь листочек, он словно лопается, и соком брызгает. Это самый вкусный цветок, потому что в нем много воды». 

Ученик: «Когда мы вырвались на свободу, я сразу побежал к колонке с водой. И залпом выпил 3-литровый баллон воды! Никогда не думал, что в меня столько поместится! А тут вода текла и текла, словно в пересохшую пусты­ню, — я ее даже не чувствовал. Только я закончил пить, как у меня началась жуткая рвота. И все три литра вышли наружу. После длительного обезвоживания воду можно пить маленькими глоточками, и лучше — горячий чай, — так нас учила учительница, Галина Хаджимуратовна. Она погибла в школе и никогда уже даже глотка воды не сделает…». 

Учитель: Кровь и слезы, ненависть и страх,
Вместо счастья в крохотных сердечках.
Пусть гремит набат во всех церквях.
Мы за упокой поставим свечки.!

Звучит набат колокола

Дети со свечами выходят к доске

1 (ставит свечу): Мне не забыть, тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана

Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.

2 (ставит свечу) :Мне не забыть! плач матерей
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей

С печатью горя и страданья

3 (ставит свечу) Мне не забыть!– одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья?

4 (ставит свечу)Мне не забыть! тех нелюдей
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей
Свои творивших преступленья.

5 (ставит свечку) Мне не забыть! бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.

6: (ставит свечу) Мне не забыть!, что не раздастся детский смех,
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех – 
На память погребальный звон.

Учитель: Долго еще мы будем скорбеть о погибших. Скорбят все. Все, кто может назвать себя “ЧЕЛОВЕК”. Вечная память детям Беслана, гибель которых стала еще одной страницей в траурной книге последнего тысячелетия! Вечная память их учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу, самым светлым и чистым чувствам общечеловеческой любви! Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей! Вечная память людям, спасавшим заложников в этой жестокой войне без правил!

Минута молчания.

Видео «Знаешь, как хочется жить»

Рефлексия:

Ребята! Я попрошу вас всех выйти к доске и встать в круг. В руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и впечатления, полученные сегодня на классном часе. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку 1-2 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или перебросил клубок своему однокласснику. (Высказывания ребят, передача клубка).

Ребята, посмотрите как объединило нас горе Беслана в эмоциях, чувствах, переживаниях…Это так раз тот момент, Когда чужая боль становится своей.

В сценарии использован материал:

https://www.youtube.com/watch?v=0qpa42WCHkk

https://www.youtube.com/watch?v=2ZZ3zLaySP4&t=23s

https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-na-temu-beslan-mi-pomnim-etu-datu-3234199-page3.html

https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/11/12/klassnyy-chas-gore-beslana

https://znanio.ru/media/konspekt_klassnogo_chasa_tragediya_beslana_nasha_obschaya_bol-110648/131700

Сценарий классного часа «О горе Беслана»,

посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Разработала: классный руководитель,

учитель русского языка и литературы

Медведева Ольга Анатольевна

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.

Задачи:

Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».

Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.

Вызвать отрицание терроризма как явления.

Научить выявлять причины появления данного явления.

Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.

Научить пользовать памяткой по безопасности.

Научить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.

 Форма: беседа.

Оборудование: доска меловая, доска интерактивная (или другое мультимедийное оборудование), презентация к классному часу, бутылки с водой, цветы, свеча, табличка «Беслан» (создающие эффект памятника), листочки на столах учащихся, записанные слова на доске «террор», «терроризм», «террорист».

Структура мероприятия:

Подготовительный этап

Проведение мероприятия

Рефлексия

Подведение итогов

Ход мероприятия:
Подготовительный этап

Деятельность учителя: изучение методической литературы, подготовка материалов, написание сценария.

 Проведение мероприятия

Слайд2

Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвящается.

Слайд3
1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 17 террористов, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

Слайд4
Три дня ни один человек в стране не был спокоен. Три дня мы лихорадочно смотрели телевизор, слушали радио, узнавали новости друг у друга.

Вот как это было…

Слайд4-5

1 сентября 2004 года.

9.00

День первый.

Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар. Нападение боевиков на школу в Беслане, начавшееся в 8.30 1 сентября 2004 года, было абсолютно внезапным. Школу брали как вражеский бастион – боевики развернулись в цепь и шли от железнодорожной насыпи, охватывая толпу школьников и родителей и расстреливая разбегавшихся. С тыла заложников блокировала группа, помешавшая им выпрыгнуть в окна. Жестокость к заложникам проявлялась сразу – без какой-то стадии нагнетания озлобления. Чтобы шокировать и отбить волю, а для себя закрыть все пути к отступлению. Безоружных милиционеров, случайно оказавшихся в толпе и попавших вместе с группой в школу тут же расстреляли, включая женщину – работника паспортного стола.

Рядом со школой находилось здание РУВД. Те милиционеры, у которых было оружие, пытались отстреливаться и даже убили одного из бандитов. Его подельники, не церемонясь, втащили в школу за ноги. Друг друга они тоже не жалели. Одного из своих соратников главарь убил, чтобы обеспечить беспрекословное подчинение. Тогда же произошел подрыв двух смертниц с «поясами шахидов». В захваченной школе витала  смерть. Бандиты, даже не встретив никакого сопротивления, стреляли во все стороны из автоматов и подствольных гранатометов. Люди от школы разбегались во все стороны.

Слайд 7

Те же, у кого в школе оказались родные и близкие, наоборот, бежали к школе. В городе царила паника и хаос. ОМОН появился только через полчаса.

Слайд 8 Организовать штурм по горячим следам не было никакой возможности. Во-первых по причине явного превосходства бандитов в вооружениях. Они сразу выкатили на позиции тяжелый пулемет ДШК. Через полчаса школа была заминирована и штурм без огромных жертв был невозможен. Все пространство вокруг школы простреливалось из подствольных гранатометов и РПГ. Бандиты постоянно вели тревожащий огонь по площадям. На огонь, который вели бандиты, наши снайперы не могли отвечать, опасаясь за жизнь заложников.

Организацией противодействия боевикам и спасения заложников в первые часы занялись те, кто случайно оказался рядом и сразу бросился на помощь. Это были президент Северной Осетии Александр Дзасохов и депутаты Госдумы от фракции «Родина» Рогозин и Маркелов. Именно они выстраивали оцепление, выселяли соседние жилые дома и формировали штаб. Подоспел также и президент Южной Осетии Кокойты. Образовалась группа во главе с Дзасоховым.

Слайд 9 Увлекшись расстрелом убегающих и перестрелкой с милицией, бандиты в первое время плохо контролировали заложников. Многим удавалось сбежать. Один из таких беглецов сообщил Дмитрию Рогозину, что численность боевиков около 17 человек, а заложников – более 800.

С самого начала бандиты демонстрировали нежелание вести переговоры. Вероятно, инструкцией, данной заказчиками, предусматривалась максимальная жестокость без предъявления условий освобождения заложников.  В записке, написанной на тетрадном листе бумаги корявым почерком с грамматическими ошибками, значилось лишь требование  представить им президентов Осетии и Ингушетии Дзасохова и Зязикова, а также врача Рошаля, прославившегося своей миссией гуманиста во время захвата заложников в Москве на Дубровке. Кроме того, бандиты объявили, что будут расстреливать заложников, если будет отключена мобильная связь (то есть, оставляли канал для своего заказчика). Слайд10Также была объявлена цена жизни бандита – за убитого подельника бандиты назначили цену в 50 жизней заложников, за раненного – 20 жизней.

Слайд 11, 12 Террористы не были смертниками. Они, наоборот, очень ценили свою жизнь. И боялись даже детей. Сильных мужчин они отобрали из заложников, отвели в соседнее помещение и там расстреляли.

День второй.

Слайд 13 В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали.

Слайд 14 Террористы выполнили определенную часть «работы» — создали атмосферу ужаса, запредельно издеваясь над заложниками, не давая им есть, пить и справлять естественные нужды. Они запугивали детей выстрелами в потолок и оставили заложникам возможность пить только собственную мочу. Наиздевавшись, бандиты ждали операции отхода. Но команда не поступала, отчего террористы еще больше зверели. Слайд15 Потом пытались сами заместить действия заказчика – выпустили часть заложников вместе с Русланом Аушевым (26 человек, включая 3 грудных младенцев) и сформулировали некие «требования». Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.
Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо. Слайд16

Ответ на выдвинутые «требования» террористы должны были ждать по истечении трех дней с момента захвата школы. И их «письмо» действительно отправили в Москву. Но трагедия произошла раньше. Осетинские лидеры не проявили слабости. Особенно героически повел себя председатель Госсовета республики Теймураз Мамсуров, дети которого оказались в заложниках. Сына и дочь заставляли звонить ему по телефону и говорить: папа, не допусти штурма, иначе нас тут всех взорвут. Когда Аушев шел в школу, он сказал: Руслан, если  будут предлагать забрать моих детей, забери лучше маленьких. Позднее, когда начался бой, он схватил оружие, побежал защищать своих детей. Оба ребенка выжили, получив, правда, тяжелые ранения. А вот у прокурора республики двое детей погибли.

Слайд 17

3 сентября 2004 года Развязка

Обстановка в спортзале, куда согнали заложников была самая мучительная и ужасная. Заложники постоянно находились под страхом смерти и терпели невероятные издевательства. На глазах у родителей дети погибали от отсутствия воды и пищи. Детская психика надрывалась от постоянных угроз оружием. Люди вынуждены были мочиться под себя. Пить не давали никому, хотя вода в кранах школы была. Пить не давали даже когда матерям некоторых детей дали возможность их помыть.

Над массой детей и взрослых между двумя баскетбольными щитами была натянута веревка с взрывчаткой. Именно она и упала на людей, после чего раздался взрыв, потом еще один. На погибших от взрыва и еще живых упала крыша школы. Слайд 18 Это произошло в 13.36 3 сентября –  сразу после того, когда сотрудники МЧС подошли к школе, чтобы по договоренности с бандитами забрать тела убитых, лежавшие там с самого начала захвата. Слайд 19 Подогнали к зданию учебного учреждения две машины, на которых должны были вывозить убитых. Спасатели успели вынести двоих погибших, после этого произошел взрыв. Два сотрудника МЧС погибли, двое получили тяжелые ранения.

Слайд 20 Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывали на руки.

Часть бандитов решила воспользоваться суматохой, чтобы скрыться. Около 8 человек вышли из школы переодетыми в спортивную форму и готовы были раствориться в переулках Беслана. Но их встретили несколько ополченцев, сумевших продержаться несколько минут, пока спецназовцы не загнали бандитов обратно в школу. Промедли они, и бандиты ушли бы от возмездия.

Участвовавшие в банде женщины также пытались скрыться, переодевшись в медицинские халаты. Предположительно одна из них пыталась пробраться в больницу и взорвать ее, а когда это у нее не получилось, направилась в штаб. Работающие там люди чудом не пострадали.

Один из бандитов попытался завести стоявшую у школы «Газель», но ему это не удалось. Еще часть бандитов захватила частный дом, откуда пыталась отстреливаться. В пристройке рядом со школой оказались убежавшие из спортзала дети, которые не дышали лишь бы не быть замеченными пробегавшими мимо террористами.

Спецназ, чтобы проникнуть в спортзал, произвел направленный взрыв – через пролом началась эвакуация заложников. Бандиты стреляли по ним со второго этажа, прикрываясь телами детей. Спецназу приходится также решать задачу отсечения толпы от школы, чтобы люди не попали на линию огня. Подразделения «Альфа» и «Вымпел» потеряли в этой операции убитыми 11 человек.

Злоба на бандитов была страшная. Офицеры «Альфы» не намеревались брать их живыми. Они выполнили приказ – троих не застрелили. Их затолкали в подвал дома, где работал штаб. Оттуда были слышны страшные крики – террористы не хотели умирать. Вышел из подвала только один бандит. Толпа буквально растерзала еще одного раненного бандита прямо на площади – его не дали погрузить в карету скорой помощи.

Стрельба в городе улеглась только к вечеру. К половине одиннадцатого вечера все стихло и над Бесланом повис плач над погибшими.

 Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.

Слайд Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней.

Слайд Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев. Эта самая новая памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане, когда боевики захватили одну из городских школ. Первого сентября 2004 года в заложниках у террористов оказались более тысячи человек: детей и взрослых. В течение трех дней в школе N1 преступники удерживали учеников, учителей и родителей. По официальным данным теракт унес жизни 331 человека, среди них — 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…

Трагедия в Беслане вызвала огромный резонанс по всей стране. Из далеких уголков нашей Родины в Северную Осетию слали деньги, вещи, письма.

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

Минута молчания

Слайды

Мне не забыть тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.

Мне не забыть плач матерей
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей
С печатью горя и страданья.

Мне не забыть тех нелюдей
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей
Свои творивших преступленья.

Без слов – одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья?

От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.

Не раздается детский смех,
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех – 
На память погребальный звон.

Рефлексия

Слайд

Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист» (слова заранее написаны на доске). 

Обсуждение написанного.

Подведение итогов

Классный руководитель

: Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.

Дети делают выводы, повторение правил безопасности

Литература:

Алешина

Н.В. Классный час «Мы помним…», посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Классное руководство. — http://festival.1september.ru/articles/533215 (Дата обращения: 8.08.2010).

Нижник

Г.В.,

Печерина

Г.М. Классный час «Эхо

Бесланской

печали», 4-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Классное руководство. — http://festival.1september.ru/articles/519046 (Дата обращения: 8.08.2010).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Травкина премудрость сценарий
  • Травиан малый праздник
  • Травиан маленький праздник
  • Тошнота после новогодних праздников
  • Точно понадобится на праздники