Творческий проект праздники народов россии

Проектная работа «Праздники народов России» - Образование

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Проектная работа
«Праздники народов России»
Автор разработки: ГимадееваХ.М., учитель начальных классов МБОУ«Большеключинская СОШ ЗМР РТ»



Слайд 2

Описание слайда:

Содержание
 

Введение.
1. Христианские праздники.
2. Мусульманские праздники.
3. Буддийские праздники.
4. Иудейские праздники.
5. Конспект урока по теме «Праздники народов России».
Список использованной литературы.


Слайд 3

Описание слайда:

Введение

Каждый человек имеет определённые права и обязанности, право на труд и на отдых. Особенно мы любим отдыхать во время праздников.
Праздник – это день радости и торжества в честь какого- либо события.
Праздники бывают разные: государственные, светские (общественные), семейные, школьные, религиозные и другие.


Слайд 4

Описание слайда:

1.Христианские праздники.


Слайд 5

Описание слайда:

Русское православное христианство самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру. Основа  Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.


Слайд 6

Описание слайда:

С язычеством (когда люди верили во многих богов) связана Масленица. Это был один из самых весёлых праздников на Руси – озорное и радостное прощание с зимой и встреча весны, когда пекли блины в честь Солнца, дарующего жизнь.
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Раньше каждый день Масленой недели был насыщен особыми действиями.


Слайд 7

Описание слайда:

Встречали Масленицу в понедельник. В этот день из соломы делали куклу (чучело) Зимы, надевали на неё шапку, кафтан (верхняя мужская одежда), лапти, опоясывали кушаком и с пением возили на санях по деревне. Потом куклу устанавливали на вершине снежной горы, и начиналось катание на санках.


Слайд 8

Описание слайда:

В воскресенье заканчивалась Масленичная неделя проводами Масленицы – торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костёр бросали остатки блинов и угощения. Вся сытная пища сгорала, теперь надо было есть постную.
В воскресенье заканчивалась Масленичная неделя проводами Масленицы – торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костёр бросали остатки блинов и угощения. Вся сытная пища сгорала, теперь надо было есть постную.


Слайд 9

Описание слайда:

Самый большой блин испекли в Зеленодольске.


Слайд 10

Описание слайда:

Какая Масленица без катания на лошадях! Лошадей запрягали в лучшие сани, доставали праздничную сбрую с начищенными до блеска металлическими бляшками, ремёнными кистями. В гриву лошади вплетали цветные ленты. К расписной дуге подвешивали бубенчики (маленькие звонкие колокольчики). Во время Масленицы улицы Казани наводняли деревенские извозчики, среди которых было много татар, чувашей, марийцев. Русский праздник в одночасье становился многонациональным.


Слайд 11


Слайд 12

Описание слайда:

В нашем селе проводятся такие
праздники как рождественская ёлка для детей, масленица.


Слайд 13

Описание слайда:

С христианство связаны Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение и другие праздники. Заканчивается самый продолжительный Великий пост, когда разрешалось есть только постную пищу, не содержащую мяса, молока и яиц, и приходит главный христианский праздник – Пасха. В это время люди вспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Накануне Пасхи во всех храмах проходит служба и крестный ход вокруг церкви. Пасха – это день обильного угощения. Перед Пасхой выпекают куличи и красят яйца, которые освещают в церкви. Крашеное яйцо – символ новой жизни. Накануне Пасхи во всех храмах проходит служба и крестный ход вокруг церкви.


Слайд 14


Слайд 15

Описание слайда:

2.Мусульманские праздники.


Слайд 16

Описание слайда:

Ислам самая молодая из мировых религий. Термин «ислам» означает «подчинение» воле Бога, а того, кто подчиняется, называют «муслим» (поэтому «мусульманин»). Число мусульман — граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.
Аллах — имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам — не только религия, но и образ жизни.


Слайд 17

Описание слайда:

Свои праздники у мусульман. Среди почти четырнадцати мусульманских праздников особое место занимают Ураза – байрам и Курбан – байрам. Считается, что их установил основатель ислама Мухаммад, и поэтому это главные праздники.
Ураза – байрам – праздник, с которым связано завершение длительного поста. Пост в исламе означает полное воздержание от пищи и питья в светлое время суток. Мусульмане поздравляют друг друга словами: « Ид мубарак» («Счастливого праздника»).


Слайд 18

Описание слайда:

Ранним утром мусульмане начинают отмечать Курбан – байрам – праздник жертвоприношения. Надев праздничную одежду, они идут в мечеть, где молятся, слушают проповедь, читают главы из Корана – главной священной книги мусульман. Затем приносят в жертву животное в память об одном легендарном событии, упоминаемом в Коране. Мясо жертвенного животного делят на три части. Одна предназначена для общей трапезы, другая – для раздачи родственникам, друзьям или соседям, третья – для подаяния неимущим.


Слайд 19


Слайд 20

Описание слайда:

Мечеть Кул-Шариф в Казани


Слайд 21

Описание слайда:

Весёлым, шумным, задорным праздником является татарский Сабантуй (сабан – плуг, туй – праздник), который изначально длился семь дней. Сабантуй отмечают после того, как на селе завершат весенние полевые работы. Это, как правило, бывает в начале июня.
Раньше народ собирался на Сабантуй в конце апреля, перед севом. Путём приношений, других обрядов нужно было задобрить духов земли, чтобы они благоприятствовали богатому урожаю. Теперь человек сам хозяин щедрых даров земли. Но связи с ней, благодарности к матушке – кормилице не утратил. Об этом и говорит праздничное веселье.


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25

Описание слайда:

3.Буддийские праздники.


Слайд 26

Описание слайда:

Слово «буддизм» в переводе означает «учение Просветлённого», или учение Будды. Возникло это учение более 2500 лет назад в Индии. Последователей буддизма называют буддистами.
Любимым праздником буддистов остаётся Новый год, который наступает по лунному календарю между концом января и серединой марта.


Слайд 27

Описание слайда:

За три дня до наступления Нового года в буддийских храмах совершается особый молебен, посвящённый божествам — защитникам учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздаётся Богине Балдэн Лхамо.


Слайд 28

Описание слайда:

4.Иудейские праздники.


Слайд 29

Описание слайда:

Иудаизм — одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля. Эта религия небольшого, но очень талантливого народа, внесшего огромный вклад в развитие человечества. Иудаизм проповедует – душа человека не зависит от тела, она может существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу.


Слайд 30

Описание слайда:

Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и вовсе времена пишется вручную, Тору хранят в синагогах (место, где молятся иудеи). Иудеи считают , что именно Бог дал людям Тору. Это особые дни, отмечаемые верующими иудеями по определенному ритуалу. Последовательность иудейских праздников связана с иудейским календарем. Тесно увязаны с календарем и правила кошерной (разрешенной для иудеев) пищи. Большинство праздников связано с событиями еврейской истории.


Слайд 31

Описание слайда:

Список использованной литературы.
Студеникин М.Т. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики», учебник для 4 класса, Москва «Русское слово», 2012 год
Рафик Мухаметшин «История Ислама», учебное пособие, Казань, 2012 год
«История религий», учебное пособие , Москва, «Русское слово», 2012 год
Кулаков А.Е. «Религии мира», методическое пособие для учителя
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. «Праздники народов России», энциклопедия


Занятие по формированию толерантности «Народы России, их язык, обычаи, традиции».

Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию.

2. Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

3. Развивать внимание, мышление.

Оборудование: географическая карта, энциклопедия «Современная Россия», набор иллюстраций «народы России», ноутбук, видеозапись адыгейского национального танца «Удж – хъурай», аудиозапись «Мать – Россия моя»(слова С. Острового, музыка С. Туликова) .

Словарная работа: утварь.

Ход занятия:

1. Введение в тему. Что говорит закон.

Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Острового, музыка С. Туликова) .

 — Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна?

— Кто может показать на карте границы нашей страны? На прошлом уроке мы познакомились со странами-соседками.

— Назовите их.

 — Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз (показывает на карте). Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Конституция России – главный закон нашей страны – начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… ». Вдумайтесь в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они – один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история. Предлагаю открыть современную энциклопедию. Посмотрите: каждое из двух слов – «народ» и «нация» — употребляется в двух значениях. В некоторых случаях – как название большой группы людей, проживающих на одной территории, объединенных хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой. В иных случаях эти слова обозначают всех граждан какой – либо страны.

2. Обсуждение нового материала. «Мы – дети разных народов, мы – один народ».

Вопрос участникам занятия: — Какие народы населяют нашу страну? (ответы).

Да, нашу страну населяют люди разных национальностей — украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие — всего более ста национальностей (рассматривают иллюстрации).

Но русский народ составляет основу России, саму ее душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, музыка, живопись. Человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чайковского. Русский язык является государственным языком на всей территории России. Ведь разным народам приходится вместе работать, учиться, служить. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения.

Среди народов России есть многочисленные и малочисленные народы. Например, ненцы и чукчи, живущие на Крайнем севере, или кубачинцы из горного Дагестана. Однако даже саамы малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь и многое другое.

Задание подобрать материал, подготовить презентацию(4,5 слайдов) по теме: «Традиции и обычаи народов нашей страны»

Участник 1. Россия. Крещение (19 января). Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Сейчас накануне этого праздника многие люди: и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу; некоторые едут к святым источникам, чтобы искупаться, по народным поверьям, человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.

Участник 2. Якутия. Когда больной якут предчувствует свою смерть, он призывает наследника и рассказывает ему о всех своих делах, напоминает ему о друзьях и врагах своих, дабы он знал, с кем ему продолжать дружбу, от кого он должен сторониться и кому он должен сам ответить за обиду. Таковая вражда продолжается до тех пор, пока между обеими семьями сделается новое родство через какой-либо брачный союз. А после такового союза и примирение. Если новобрачные разведутся, то вражда с обеих сторон возобновляется еще сильнее.

Участник 3. Просмотр национального адыгейского танца Удж — хъурай (ноутбук, видео).

Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является Удж-хъурай – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость. Для исполнения выбирается самая красивая, грациозная девушка. Выбирает ее совет старейшин.

Участник 4. Грузия. Самый романтичный и красивый свадебный грузинский обычай – это похищение невесты. А после похищения невесты можно обойтись скромным застольем только для близких родственников. После этого брак считается заключенным. А свадьбу можно сыграть и через несколько лет. По красивому грузинскому обычаю жених, при входе невесты в их будущий дом, поднимается на крышу и выпускает на волю белую птицу. Затем молодым подают свадебный бокал с вином. Первым из него отпивает жених, затем кладет в него обручальное кольцо, передает бокал невесте, которая также отпивает из бокала, а затем достает кольцо и официально вручает его своей избраннице, произнося слова верности и любви. Затем начинается торжественный «осмотр» невестой дома жениха, где ей предстоит стать хозяйкой. В сопровождении свидетелей и гостей жених и невеста разбивают красивую тарелку «на счастье» перед входом в дом.

Участник 5. Эвенкия. Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны.

Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону.

Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

2 занятие

1.Выступление участников проекта.

2.Составление памятки «Учимся уважать людей любой национальности».

— Где бы мы ни жили, чем бы мы ни занимались, мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена жизнь. Предлагаю вам составить правила, которые точно говорят, как нужно относится к людям другой национальности.

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и твоей.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, — обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

3. Актуализация знаний.

 — Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, традициях и обычаях народов, населяющих Россию. Как вы видите, традиций и обычаев у наших народов очень много. Мы должны бережно хранить все традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие человеческие качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к России.

Главная задача каждого человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность, способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Мы с вами сделаем следующие выводы:

• Россия – единое многонациональное государство;

• Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

• Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

• В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

• А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

А закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Константиновича Доризо «Родина твоя»

Есть на земле священные границы,

Но пограничных нет на них солдат.

Через границы те бежит пшеница.

На них в обнимку яблони стоят.

Ты их пройдешь и даже не заметишь,

Что на другую землю ты пришел.

На всем пути друзей хороших встретишь

Из кишлаков, станиц, из дальних сел.

Везде найдешь, с кем думой поделиться

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

Спасибо за участие в занятии!


1


Праздники народов России


2


ДЕНЬ РАДОСТИ И ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ ИЛИ В ПАМЯТЬ КОГО ИЛИ ЧЕГО-НИБУДЬ; ДЕНЬ ОСОБО ОТМЕЧАЕМЫЙ ОБЫЧАЕМ ИЛИ РЕЛИГИЕЙ. из словаря С.И. Ожегова


3


Виды праздников Государственные, светскиеРелигиозные


4


Религии народов России христианство мусульманство (ислам) буддизм


5


христианство армяне грузины украинцы русские


6


мусульманство (ислам) татары башкиры чеченцы


7


буддизм буряты калмыки тувинцы


8


Разновидности праздников языческие народные государственные религиозные школьные Разновидности праздников


9


Нам на месте не сидится Нам на месте не сидится, Разминаем поясницу. Корпус крутим влево- вправо Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.) Хорошо мы отдохнули И к занятиям вернулись.


10


Язычество (когда люди верили во многих богов) подарило нам Масленицу. Это был один из самых веселых праздников на Руси – озорное и радостное прощание с зимой и встреча весны, когда пекли блины в честь Солнца, дарующего жизнь.


11


Религиозные праздники христиан В 988 г. на Руси на смену язычества пришла новая вера – христианство. Люди, жившие много лет назад, верили, что придет на Землю Спаситель и поможет им жить лучше. Сначала люди об этом рассказывали устно, а потом составили книгу Евангелие, что в переводе с греческого языка означает « добрая весть ». В Евангелии говорилось, что отцом Иисуса был всесильный Бог, создатель Земли и всего что на ней есть. Решил Бог послать своего сына Иисуса на Землю. Слово ХРИСТОС означает Божий избранник.


12


Религиозные праздники христиан


13


Евангелие рассказывает о чудесах Христа, о его смерти и чудесном воскрешении. Иисуса схватили жестокие враги, они издевались над ним, били, а потом распяли на кресте. Так Христос принял смерть на кресте. Но смерть Иисуса была недолгой: вскоре он воскрес и вознесся на небо.


14


Религиозные праздники христиан После этого крест для христиан стал священным знаком: его можно увидеть на куполах церквей, маленькие крестики верующие носят на шее. Воскрешение Христово знаменует великий праздник Пасха.


15


Религиозные праздники христиан Заканчивается самый продолжительный Великий пост, когда разрешалось есть только постную пищу, не содержащую мяса, молока и яиц, и приходит главный христианский праздник – ПАСХА. В это время люди вспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.


16


Религиозные праздники христиан Накануне Пасхи во всех храмах проходит служба и крестный ход вокруг церкви. Пасха – это день обильного угощения. Перед Пасхой выпекают куличи и красят яйца, которые освещают в церкви. Крашеное яйцо – символ новой жизни.


17


Религиозные праздники христиан Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или седмицей. В пасхальную неделю в знак радости и ликования непрерывно звонят колокола всех церквей. Звонить разрешалось всем, кто пожелает.


18


Религиозные праздники мусульман Слово «ислам» означает «Покорность» законам Аллаха, подчинение его приказам и запретам. Аллах все видит и слышит, от его взора невозможно что-либо скрыть, но его не видит никто. Приверженцев ислама называют мусульманами.


19


Религиозные праздники мусульман У мусульман, верующих в Бога Аллаха, два великих праздника: Рамадан-байрам – праздник разговения (вкушение скоромной пищи по окончании поста). Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.


20


Религиозные праздники мусульман Праздник Рамадан-байрам называется так потому, что он наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане 30 дней соблюдают строгий пост в течение всего светового дня. Праздник отмечается в честь пророка Мухаммада, который тоже постился и получил от Аллаха первые стихи Корана (священная книга мусульман).


21


Религиозные праздники мусульман Вечером, после захода солнца, постящиеся принимают легкую пищу, а утром на заре едят второй раз, более основательно. В день праздника мусульмане, совершив омовение, надевают нарядную одежду и спешат в мечеть (молельный дом) на коллективную молитву.


22


Религиозные праздники мусульман В давние времена человек по имени Ибрахим пообещал Богу принести в жертву своего сына Исмаила. Это была очень дорогая жертва. За эту преданность Аллах вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Его владелец не скупится на угощение, обязательно накормит бедных и голодных.


23


Религиозные праздники буддистов День Будды (май). День рождения Далай Ламы – духовного руководителя буддистов (6 июля). День Дхармы (июль) в честь пяти последователей Будды.


24


Религиозные праздники буддистов Слово «буддизм» в переводе означает «учение Просветленного», или учение Будды. Возникло это учение более 2500 лет назад в Индии. Последователей буддизма называют буддистами.


25


Религиозные праздники буддистов Любимым праздником буддистов остается Новый год, который наступает по лунному календарю между концом января и серединой марта.


26


Религиозные праздники буддистов За три дня до наступления праздника в буддийских храмах совершается особый молебен, посвященный божествам – защитникам учения Будды.


27


Религиозные праздники буддистов Наибольшее почитание среди них воздаётся Богине Балдэн Лхамо. Считается, что эта Богиня в день Нового года трижды объезжает Землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства Богини в наступившем году, а достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.


28


Педагогический проект

«Народные праздники»

Методическая тема проекта: «Народные праздники»

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, музыкальный руководитель.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Использование педагогами и родителями МБДОУ «Детский сад №8»  средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Тем более Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».  В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

  Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

  С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

 Особое внимание в деятельности МБДОУ «Детский сад №8» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника играми,  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО,  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

в «Конвенции о правах ребенка».

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Это послужило в выборе темы проекта: «Народные праздники»

Цель проекта:

Формирование у детей первоначальных представлений о народных праздниках, культуре и жизни русского народа.

Задачи проекта:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

  2. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре через народные праздники.

  1. Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству.

  2. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

  3. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

  4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

  5. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

  6. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

  7. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. 

Новизна проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников

Ожидаемые результаты  реализации проекта

для детей:

—       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

—       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

—        формирование чувств национального достоинства;

—       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

—      совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

—      объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

—      разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

—      объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

—      создание системы социального партнёрства МБДОУ «Детский сад №8» и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Механизмы реализации проекта

— активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ «Детский сад №8», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

— показ сказок (педагогом, детьми);

— рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

— проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

— наблюдение;

— чтение педагогом художественной литературы;

— воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
—   экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

— чтение и обыгрывание литературных произведений педагогами;

— загадывание и отгадывание загадок;

— рассматривание наглядного материала;

— рассказы детей о своих впечатлениях;

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
— чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

— ответы на вопросы педагога, детей;

— проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

— сообщения дополнительного материала воспитателем;

—  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

—  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров. 

3. Практический метод :

— организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

—  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), («Мирилка»), и др.;

— организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;

— проведение  экскурсий различной направленности;

— организация  вечеров с родителями, для родителей;

— изготовление с детьми наглядных пособий;

— организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Пасхальный сувенир, Кулич)

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

  4. Подборка подвижных, дидактических игр,

  5. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям.

 Этапы реализации проекта

Перспективный план работы над проектом:

Содержание деятельности

Ответств.

Сроки

1 этап. Подготовительный

В познавательной деятельности

С детьми

С родителями

Серия бесед о том, что такое Великий пост, как православные люди готовятся к нему, рассказывается о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Подбор методического материала для консультаций

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Март

В продуктивной деятельности

Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».

Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины».

Хороводы «У Маланьи, у старушки…», «Во саду ли, в огороде» — р.н.м.

Коляда «Сеем, сеем посеваем…»

Слушание «Колокольный звон»

«Роль музыки в воспитании духовности…» — консультация

Музыкальный руководитель

воспитатель

Январь

В художественно-речевой деятельности

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

• Беседы о милосердии, доброте, любви к ближним.

воспитатель

Январь

Январь

В игровой деятельности

Музыкальная игра «Каравай».

«Катись, катись яичко…»

Игра на детских музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, колокольчиках, маракасах, колотушках. «Ах, вы сени..», «Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»,«Мирилка»,

Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники»

Музыкальный руководитель

воспитатель

родители

воспитатель

Февраль

Февраль

Февраль

2 этап. Основной

В познавательной деятельности

Русская изба

Экскурсия к часовне «Николай Чудотворец»

Праздники и развлечения:

«Мушиный праздник»

«Кузьминки»

«Раз в крещенский вечерок…»,

«Масленица к нам пришла».

«Вербное развлечение»

Пасха — «Праздник-праздников. Торжество-торжеств…».

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Январь

Март

Апрель

Апрель

В продуктивной деятельности

Лепка из соленого теста пасхальных куличей

Рисование вербы совместно с детьми

Изготовление пасхальных яиц совместно с детьми

родители

Апрель

В художественно-речевой деятельности

Разучивание частушек, закличек, колядок

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне

Письменные консультации:

«Православное воспитание детей»,

«Роль религиозных праздников в семье»

«Музыка как средство развития творческой индивидуальности»

воспитатель

музыкальный руководитель

Март

Март

Март

В игровой деятельности

Подвижная игра «Помоги бабушке (дедушке)».

Игра «Комарики», «Найди цветок»,

«Катание яиц», «У кого яйцо крепче»

Игра «Пасхальные традиции»

Постановка сказки-оперы «Курочка Ряба» — показ детей старшего возраста.

Кукольный спектакль-сказка «Пасхальная история»

Сказка-опера «Как Козочка себе друзей искала!»

воспитатель

музыкальный руководитель

родители

Февраль

Февраль

Апрель

Апрель

Март

3 этап заключительный

«Ярмарка народных игр и забав»

Организация выставки детских работ «Праздники».

«Ярмарка народных игр и забав»

Оформление фотоальбома «Наши праздники».,

Фотоотчёт: Верба, верба, верба хлёст…!», «Прощай Масленица!»,«Праздник-праздников. Торжество-торжеств…»

Выставка яиц «Пасхальная радость»

воспитатель

музыкальный руководитель

родители

Май

Май

Апрель

Апрель

Результаты работы:

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, планируются следующие результаты:

• сформированность основ ценностных сфер личности;
• целостность восприятия мира;
• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
• приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Праздники народов России

Праздники народов России

Праздники народов России

Цель урока: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов

Цель урока: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов

Цель урока:

Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
знакомство с историей возникновения праздников;
развитие ассоциативного мышления;
формирование творческих способностей и навыков в работе;
развитие стимулов к учёбе.

Классификация праздников: Государственные;

Классификация праздников: Государственные;

Классификация праздников:

Государственные;
Светские (общественные);
Семейные;
Школьные;
Религиозные.
Приведите пример .

Самые распространённые религии в

Самые распространённые религии в

Самые распространённые религии в России:

Важнейшие религиозные праздники:

Важнейшие религиозные праздники:

Важнейшие религиозные праздники:

Пасха. Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (но при этом православный праздник отмечается на неделю позже еврейского)

Пасха. Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (но при этом православный праздник отмечается на неделю позже еврейского)

Пасха.

Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (но при этом православный праздник отмечается на неделю позже еврейского).
Под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.
Главным пасхальным символом воскресения является яйцо, так как из яйца рождается новое существо, а Христос подарил жизнь.

На Руси этот светлый день празднуется с

На Руси этот светлый день празднуется с

На Руси этот светлый день празднуется с Х века.
Пасха всегда была любимым и общенародным праздником.
Русские люди заранее готовились к празднику великим постом, приводили в порядок и свои дома и готовили подарки.

Накануне отмечался праздник -«Вербное воскресенье» или
«Вход Господень в Иерусалим».

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой.
После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез.
Не я бью, верба бьёт.
Будь здоров как верба».

Подарки, которые преподносят в этот день, символизируют обновление и плодородие

Подарки, которые преподносят в этот день, символизируют обновление и плодородие

Подарки, которые преподносят в этот день, символизируют обновление и плодородие.
И в первую очередь, это относится к ЯЙЦАМ

Как возникла традиция красить яйца на

Как возникла традиция красить яйца на

Как возникла традиция красить яйца на Пасху?

Обычай красить яйца на Пасху пошел со времен древнеримского императора Тиберия. Святая Мария Магдалина вскоре после вознесения Христа на небо явилась в Рим для Евангельской проповеди, где предстала перед императором.
В то время при визите к царственным особам было принято приносить с собой подарки. Знать в качестве даров преподносила драгоценности, а бедняки – то, что могли. Мария Магдалина протянула императору куриное яйцо с возгласом «Христос Воскресе!», провозгласив тем самым Воскресение Христа. Но император Тиберий усомнился в том, что кто-то может воскреснуть из мертвых. Он сказал, что это так же невероятно, как и то, что яйцо может стать красным. Тогда в подтверждение слов Марии Магдалины белое яйцо покраснело.
С тех пор верующие в светлый праздник Пасхи одаривают друг друга крашеными яйцами со словами «Христос Воскрес!» – «Воистину воскрес!».

Великий пост Празднику Светлого

Великий пост Празднику Светлого

Великий пост

Празднику Светлого Воскресения предшествует Великий пост.
Он подготавливает нас к последней неделе перед Пасхой.
Во время этой недели, день за днем Церковь помогает нам вновь пережить те великие события, которые произошли в последние дни земной жизни Иисуса.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Обыкновенно во время

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Обыкновенно во время

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Обыкновенно во время Великого поста бывает праздник БЛАГОВЕЩЕНИЕ (25 марта, а по новому календарю — 7 апреля).
В этот день Ангел Божий явился Деве Марии и сказал ей, что у Нее родится Иисус Христос, Сын Божий.
Благовещение — тихий радостный праздник, и его всегда особенно любили в России.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В Евангелии рассказано, как за несколько дней до большого праздника

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В Евангелии рассказано, как за несколько дней до большого праздника

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В Евангелии рассказано, как за несколько дней до большого праздника Иисус Xристoc сказал Своим ученикам: «Поедем в Иерусалим». Когда они подходили к Иерусалиму, по просьбе Иисуса Христа два ученика привели ему молодого осла, положили на осленка свои одежды и Иисус сел на него. Город был полон народа по случаю праздника. Люди, которые много слышали о Христе, о том, как Он исцелял больных, даже воскрешал умерших (делал живыми), спешили к Нему. Одни срезали ветки с деревьев и расстилали их перед Ним на дороге, другие клали одежды свои подобно ковру, чтобы Он проехал по ним. Все вокруг радостно восклицали: «Осанна!» (спасение) — как мы теперь кричим «Ура!». Особенно громко восклицали маленькие дети и еще продолжали радоваться в храме, видя чудеса Иисуса Христа (Он исцелял слепых и хромых, обступивших Его в храме).

Всеобщее бдение Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба

Всеобщее бдение Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба

Всеобщее бдение

Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла
большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение.
«Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать.
Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их
тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.

Художник: Б.М. Кустодиев
«Канун пасхи».

Старинная гуцульская легенда Живёт в диком , безлюдном ущелье злой дух –

Старинная гуцульская легенда Живёт в диком , безлюдном ущелье злой дух –

Старинная гуцульская легенда

Живёт в диком , безлюдном ущелье злой дух – Пекун-щезба. Давно он мечтает о конце света. А когда приходят к нему гонцы, посланные в мир, спрашивает:- Есть ли там сироты при живых родителях?-Есть,- отвечают гонцы.- Все детдома забиты…-Это хорошо, — говорит Пекун-щезба.- А дети бросают мать без пропитания?- Бросают, — кричат гонцы.Улыбается злой дух. Доволен. Видно конец света не за горами. Допытывается:- Сёстры и братья меж собой враждуют? Сосед на соседа клевещет? Враждуют. Клевещут. Радуется Пекун-щезба. Может уже наступает конец света? Вот попируем…
И тут задает он очень важный вопрос:
А дарят люди друг другу эти… запамятовал… писанки?
В смущении кивают головами гонцы:
-Дарят. Парни девчатам. Девчата парням. На любовь, на сватовство намекают. И детям дарят, чтоб играли. И из дома в дом носят, чтобы, значит, ссор не было.
Страшной гримасой искривляется лицо злого духа. Мечется в безумной ярости, буйствует.
Пока пишут, пока дарят друг другу писанки на великодень, стоит свет и вовек не кончится.

Рефлексия Слова, которые могут быть незнакомы детям в ходе урока

Рефлексия Слова, которые могут быть незнакомы детям в ходе урока

РефлексияСлова, которые могут быть незнакомы детям в ходе урока.


Грех – нарушение религиозных правил и предписаний.
Пасха – сладкое творожное кушанье.
Кулич – сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб,
приготовленный к Пасхе.
Воскрес (воскреснуть) – стать вновь живым.
Распятие (распять) – казнить, пригвоздив руки и ноги к крестообразно соединенным брусьям.
Иерусалим – древнееврейский город.
Страстная неделя – это неделя, предшествующая
Пасхе. Называется она также «великой» или
«святой». Посвящалась скорбному
воспоминанию о Страстях Христовых.

Курбан- байрам. Один из самых значимых мусульманских праздников «Курбан байрам» приходится на 70 день после окончания поста

Курбан- байрам. Один из самых значимых мусульманских праздников «Курбан байрам» приходится на 70 день после окончания поста

Курбан- байрам.

Один из самых значимых мусульманских праздников «Курбан байрам» приходится на 70 день после окончания поста Ораза. Исчисление, согласно лунному календарю, ежегодно изменяется с разницей примерно в 10 дней. В переводе с арабского — это «праздник жертвоприношения».Мусульмане приносят в жертву одно из животных: овцу, корову, барана или верблюда.Считается, что тот, кто выполнил курбан-шалу, обеспечил семье благополучное существование.Самый важный для мусульман – первый день «Курбан байрам». В этот день в мечетях читается айт намаз, именно в первый день верующие люди стараются поздравить друг друга и пригласить за дастархан.В этот день у каждого мусульманина должен быть накрыт дастархан, ведь к нему в любую минуту может зайти гости или представители духовенства. И то, что сейчас «Рождество» и «Курбан байрам» стали выходными днями, сняло многие проблемы, ведь раньше, чтобы отметить праздник, соблюдая все обряды, многим приходилось отпрашиваться с работы,– говорят представители духовенства.

Курбан-байрам. Курбан-байрам – самый большой мусульманский праздник

Курбан-байрам. Курбан-байрам – самый большой мусульманский праздник

Курбан-байрам.

Курбан-байрам – самый большой мусульманский праздник. Его второе название — Ид-аль-Адха. Праздник этот отмечается с 10 по 13 числа Зуль-Хиджжа по мусульманскому календарю и завершает паломничество к святыням Ислама – Хадж.День великого праздника начинается с похода в мечеть, где мусульмане воздают хвалы Всевышнему и раздают милостыню.  Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

Сагаалган или Буддийский Новый год

Сагаалган или Буддийский Новый год

Сагаалган или Буддийский Новый год

В буддийской традиции празднование Нового года приходится на первое весеннее новолуние по лунному календарю: в разные годы между концом января и серединой марта. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам – десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (в тибетской традиции – Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году. 

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать…

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать…

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц – самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения –

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения –

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения – Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия, как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма).Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь к злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

Работа в группах. Задания: 1 группа :

Работа в группах. Задания: 1 группа :

Работа в группах. Задания:

1 группа: О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.
2 группа: Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.
3 группа: Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?

Любимые пасхальные игры Многие весенние игры и забавы на

Любимые пасхальные игры Многие весенние игры и забавы на

Любимые пасхальные игры

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками.
Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями.
Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок (варёных крашеных яиц). Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.



Презентация «Праздники народов России»

Подписи к слайдам:

  • Праздники
  • народов России
  • Праздник
  • Радость
  • Веселье
  • Улыбки
  • Отдых
  • Друзья
  • Семья
  • Счастье
  • Праздник
  • Почётный
  • Радостный
  • Коллектив
  • ный
  • Актуальный
  • Необычный
  • Задорный
  • Добрый
  • Праздник – это день радости и торжества
  • в честь какого-либо события
  • Интерес
  • ный
  • праздники
  • Государст-
  • венные
  • Религиозные
  • Школьные
  • Семейные
  • Государственные праздники
  • 9 мая 1945 года завершилась самая кровопролитная война
  • с германским фашизмом.
  • С тех пор эта дата стала великим народным праздником
  • Победы.
  • 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади, состоялся
  • первый Парад Победы.
  • Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего
  • Маршал Советского Союза Георгий Жуков. А вечером в честь
  • Дня Победы прогремел салют, 30 залпами из тысячи орудий.
  • День Победы
  • В праздник Победы проходят встречи ветеранов войны.
  • Для бывших фронтовиков устраиваются торжественные
  • мероприятия и концерты. Люди возлагают венки и цветы
  • к памятникам боевой славы и братским могилам.
  • Государственные праздники
  • 9 мая в церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.
  • Государственные праздники
  • День Победы
  • Вечная память всем, кто отдал свои жизни за то, чтобы мы могли жить в свободной стране и под мирным небом.
  • Религиозные праздники
  • Па́сха  —Воскресе́ние Христо́во
  • Христианство
  • Религиозные праздники
  • Ислам

САБАНТУЙ. Лазание на столб.

На каких традициях основаны религиозные праздники ? В чём сходство?

  • • Соблюдают пост.
  • • Дата празднования подвижная. (Не всегда в одно и то же время)
  • • Дарит веру в победу добра над злом.
  • • Поминают усопших.
  • • Помогают малоимущим.
  • • Основаны на чистых, светлых порывах души.

Что же необходимо, чтобы представители разных религиозных культур жили в мире и согласии?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Рефлексия

  • 1.
  • На уроке я работал
  • активно / пассивно
  • 2.
  • Своей работой на уроке я
  • доволен / не доволен
  • 3.
  • Урок для меня показался
  • коротким / длинным
  • 4.
  • За урок я
  • не устал / устал
  • 5.
  • Мое настроение
  • стало лучше / стало хуже
  • 6.
  • Материал урока мне был
  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен / скучен
  • легким / трудным
  • Домашнее задание
  • Нарисовать открытку или сделать
  • поделку для ветерана
  • к Дню Победы

Слайд 1Проектная работа
«Праздники народов России»
Автор разработки: ГимадееваХ.М., учитель начальных классов МБОУ«Большеключинская

СОШ ЗМР РТ»

Проектная работа  «Праздники народов России»Автор разработки: ГимадееваХ.М., учитель начальных классов МБОУ«Большеключинская СОШ ЗМР РТ»


Слайд 2Содержание
 

Введение.
1. Христианские праздники.
2. Мусульманские праздники.
3. Буддийские праздники.
4. Иудейские праздники.
5. Конспект

урока по теме «Праздники народов России».
Список использованной литературы.

Содержание   Введение.1. Христианские праздники.2. Мусульманские праздники.3. Буддийские праздники. 4. Иудейские праздники.5. Конспект урока по теме «Праздники


Слайд 3Введение

Каждый человек имеет определённые права и обязанности, право на труд и

на отдых. Особенно мы любим отдыхать во время праздников.
Праздник – это день радости и торжества в честь какого- либо события.
Праздники бывают разные: государственные, светские (общественные), семейные, школьные, религиозные и другие.

Введение Каждый человек имеет определённые права и обязанности, право на труд и на отдых. Особенно мы любим


Слайд 5Русское православное христианство самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает

многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру. Основа  Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.

Русское православное христианство самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В


Слайд 6С язычеством (когда люди верили во многих богов) связана Масленица. Это

был один из самых весёлых праздников на Руси – озорное и радостное прощание с зимой и встреча весны, когда пекли блины в честь Солнца, дарующего жизнь.
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Раньше каждый день Масленой недели был насыщен особыми действиями.

С язычеством (когда люди верили во многих богов) связана Масленица. Это был один из самых весёлых праздников


Слайд 7 Встречали Масленицу в понедельник. В этот день из соломы делали

куклу (чучело) Зимы, надевали на неё шапку, кафтан (верхняя мужская одежда), лапти, опоясывали кушаком и с пением возили на санях по деревне. Потом куклу устанавливали на вершине снежной горы, и начиналось катание на санках.

Встречали Масленицу в понедельник. В этот день из соломы делали куклу (чучело) Зимы, надевали на неё


Слайд 8 В воскресенье заканчивалась Масленичная неделя проводами Масленицы – торжественным сжиганием

чучела Зимы. В большой костёр бросали остатки блинов и угощения. Вся сытная пища сгорала, теперь надо было есть постную.

В воскресенье заканчивалась Масленичная неделя проводами Масленицы – торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костёр бросали


Слайд 9Самый большой блин испекли в Зеленодольске.

Самый большой блин испекли в Зеленодольске.


Слайд 10Какая Масленица без катания на лошадях! Лошадей запрягали в лучшие сани,

доставали праздничную сбрую с начищенными до блеска металлическими бляшками, ремёнными кистями. В гриву лошади вплетали цветные ленты. К расписной дуге подвешивали бубенчики (маленькие звонкие колокольчики). Во время Масленицы улицы Казани наводняли деревенские извозчики, среди которых было много татар, чувашей, марийцев. Русский праздник в одночасье становился многонациональным.

Какая Масленица без катания на лошадях! Лошадей запрягали в лучшие сани, доставали праздничную сбрую с начищенными до


Слайд 12В нашем селе проводятся такие
праздники как рождественская ёлка для детей, масленица.

В нашем селе проводятся такиепраздники как рождественская ёлка для детей, масленица.


Слайд 13 С христианство связаны Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение и другие праздники.

Заканчивается самый продолжительный Великий пост, когда разрешалось есть только постную пищу, не содержащую мяса, молока и яиц, и приходит главный христианский праздник – Пасха. В это время люди вспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Накануне Пасхи во всех храмах проходит служба и крестный ход вокруг церкви. Пасха – это день обильного угощения. Перед Пасхой выпекают куличи и красят яйца, которые освещают в церкви. Крашеное яйцо – символ новой жизни. Накануне Пасхи во всех храмах проходит служба и крестный ход вокруг церкви.

С христианство связаны Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение и другие праздники. Заканчивается самый продолжительный Великий пост, когда


Слайд 16 Ислам самая молодая из мировых религий. Термин «ислам» означает «подчинение»

воле Бога, а того, кто подчиняется, называют «муслим» (поэтому «мусульманин»). Число мусульман — граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.
Аллах — имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам — не только религия, но и образ жизни.

Ислам самая молодая из мировых религий. Термин


Слайд 17
Свои праздники у

мусульман. Среди почти четырнадцати мусульманских праздников особое место занимают Ураза – байрам и Курбан – байрам. Считается, что их установил основатель ислама Мухаммад, и поэтому это главные праздники.
Ураза – байрам – праздник, с которым связано завершение длительного поста. Пост в исламе означает полное воздержание от пищи и питья в светлое время суток. Мусульмане поздравляют друг друга словами: « Ид мубарак» («Счастливого праздника»).

Свои праздники у мусульман. Среди  почти четырнадцати мусульманских


Слайд 18Ранним утром мусульмане начинают отмечать Курбан – байрам – праздник жертвоприношения.

Надев праздничную одежду, они идут в мечеть, где молятся, слушают проповедь, читают главы из Корана – главной священной книги мусульман. Затем приносят в жертву животное в память об одном легендарном событии, упоминаемом в Коране. Мясо жертвенного животного делят на три части. Одна предназначена для общей трапезы, другая – для раздачи родственникам, друзьям или соседям, третья – для подаяния неимущим.

Ранним утром мусульмане начинают отмечать Курбан – байрам – праздник жертвоприношения. Надев праздничную одежду, они идут в


Слайд 21Весёлым, шумным, задорным праздником является татарский Сабантуй (сабан – плуг, туй

– праздник), который изначально длился семь дней. Сабантуй отмечают после того, как на селе завершат весенние полевые работы. Это, как правило, бывает в начале июня.
Раньше народ собирался на Сабантуй в конце апреля, перед севом. Путём приношений, других обрядов нужно было задобрить духов земли, чтобы они благоприятствовали богатому урожаю. Теперь человек сам хозяин щедрых даров земли. Но связи с ней, благодарности к матушке – кормилице не утратил. Об этом и говорит праздничное веселье.

Весёлым, шумным, задорным праздником является татарский Сабантуй (сабан – плуг, туй – праздник), который изначально длился семь


Слайд 26Слово «буддизм» в переводе означает «учение Просветлённого», или учение Будды. Возникло

это учение более 2500 лет назад в Индии. Последователей буддизма называют буддистами.
Любимым праздником буддистов остаётся Новый год, который наступает по лунному календарю между концом января и серединой марта.

Слово «буддизм» в переводе означает «учение Просветлённого», или учение Будды. Возникло это учение более 2500  лет


Слайд 27 За три дня до наступления Нового года в буддийских храмах

совершается особый молебен, посвящённый божествам — защитникам учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздаётся Богине Балдэн Лхамо.

За три дня до наступления Нового года в буддийских храмах совершается особый  молебен, посвящённый божествам


Слайд 29 Иудаизм — одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней

и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля. Эта религия небольшого, но очень талантливого народа, внесшего огромный вклад в развитие человечества. Иудаизм проповедует – душа человека не зависит от тела, она может существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу.

Иудаизм - одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным


Слайд 30Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и вовсе времена

пишется вручную, Тору хранят в синагогах (место, где молятся иудеи). Иудеи считают , что именно Бог дал людям Тору. Это особые дни, отмечаемые верующими иудеями по определенному ритуалу. Последовательность иудейских праздников связана с иудейским календарем. Тесно увязаны с календарем и правила кошерной (разрешенной для иудеев) пищи. Большинство праздников связано с событиями еврейской истории.

Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и вовсе времена пишется вручную, Тору хранят в синагогах


Слайд 31Список использованной литературы.
Студеникин М.Т. «Основы духовно – нравственной культуры народов России.

Основы светской этики», учебник для 4 класса, Москва «Русское слово», 2012 год
Рафик Мухаметшин «История Ислама», учебное пособие, Казань, 2012 год
«История религий», учебное пособие , Москва, «Русское слово», 2012 год
Кулаков А.Е. «Религии мира», методическое пособие для учителя
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. «Праздники народов России», энциклопедия

Список использованной литературы.Студеникин М.Т. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики», учебник для 4


1. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Серовский техникум сферы обслуживания и питания».

Тема: «Национальные праздники народов
России»
Выполнила: Баталова Анастасия
Владимировна
Группа 4-7 С
Специальность: 43.02.01 Организация
Обслуживания в общественном питании

2. Рождество Христово

Рождество (православное) – это единственный
религиозный праздник, который стал в России
государственным.

3. Почему же так почитаем христианами праздник Рождества?

В эту ночь в небе зажглась новая
звезда, возвестившая миру о
приходе Спасителя рода
человеческого – Иисуса Христа.
На Руси накануне Рождества в
домах украшали ёлки – символ
вечной обновляющей жизни.
Наверх вешали звезду из бумаги
или дерева. Она изображала
евангельскую звезду , которая
показала волхвам путь к
родившемуся Иисусу.

4. Празднование Рождества на Руси

В 337 году папа римский
Юлий 1 утвердил 25
декабря как дату Рождества
Христова.
24 декабря, в сочельник, в
домах на полу и по
скатертью раскладывают
сено- как напоминание о
хлеве и яслях, где родился
Иисус.

5. Христианская традиция

Рождеству предшествовал
длительный (40- дневный ) пост, во
время которого еда ограничивалась.
В день накануне Рождества не ели
ничего до появления первой звезды.
В старину после её восхода семья
собиралась на молитву перед
образами. Затем старший в доме
вносил охапку соломы. Её
расстилали на столе, покрыв
скатертью. Вечером ели только
овощи и «кутью»(кашу). Тем
желаннее были лакомства, которые
хозяйки стряпали к началу
празднества.

6. Рождественские лакомства

В северо – русских губерниях делали
особое печенье «козульки» в виде
фигурок животных. Их делали детям
или выставляли в оконцах. В
Нижегородской губернии выпечку
из фигурок называли «колядушки», в
Рязанской – «овсеньки». В Сибири
лепили «сырчики» — замороженные
колобки из творога. Такие лакомства
укладывали в мешки поздравлявших.
Одаривали не только славельщиков,
сладостями делились с бедняками,
больными.

7. Святочные гуляния

Прихожане приглашали знакомых и
родственников на святочные
гуляния. И стар, и млад славил
рождение Христа на улицах и
перекрестках. Дети ходили по домам
с раскрашенной бумажной
рождественской звездой и вертепом
– ящиком в виде пещеры, где
родился Иисус. Этот обычай
появился в 16 – 17 вв. в
Малороссии. Дети пели о рождении
спасителя мира, добавляя от себя
песни – колядки. Взрослые
одаривали маленьких христославов
деньгами и пирогами.

8. Святочные гуляния

На улицах толпы ряженых плясали
и пели песни «игривого
содержания». Их щедро одаривали
сладостями, а те в благодарность
желали всем здоровья и
благополучия. Дети качались на
качелях и катались на досках –
обычная праздничная забава.
Особенно веселили народ
скоморохи – песенники, музыканты,
плясуны и кукольники.

9. После новогодней ночи

Обычно в первый день
после рождественской
ночи , едва только
родители просыпались, к
ним шли молодые с
просьбами, детишки ждали
новогодних подарков.

10. Святочные дни

«Святки, то есть святые дни – 12 дней от
Рождества до Крещения. Они
называются и святыми вечерами, может
быть в воспоминание событий Рождества
и Крещения Спасителя, свершившихся в
ночное время . Святить 12 дней после
праздника Рождества Христова церковь
начала с древних времен…Между тем
святость этих дней и вечеров во многих
местах нарушалась гаданиями и другими
суеверными обычаями, уцелевшими от
языческих празднеств того же времени
года, » — так популярно объясняет
энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона.

11. Святки

Святки начали праздновать аж за 3
тыс. лет до н.э. древние шумеры,
халдеи и ассирийцы. Первые 12
дней в начале года сопровождались
шумными карнавалами и
мистериями. А ночи на 8 и 11 день
посвящали гаданиям. У славян такие
мистерии получили название –
колядок. Обрядность этих дней –
игровая, но когда – то носила
магический характер, направленный
на то, чтобы рос хлеб и плодился
скот, чтобы в доме был достаток, а в
семье – счастье. Гадания были
привилегией женщин.

12. Перед Крещением

Перед Крещением( 19 января)
собирали снег за околицей.
Подмешивали его в корм скоту,
давали птице да и для людей
запасались талой водой, так как
она была целебной.
В крещенский сочельник
пожилые люди не ели до звезды
или до святой воды.В
праздничный день обязательно
старались участвовать в
крестном ходе и Иордани –
заранее приготовленной
проруби в реке.

13. В Крещение

Люди шли на водосвятие с бутылками,
горшками, кувшинами. Священник под
звон колоколов и пение: «Спаси,
Господи, люди твоя…» — опускал в реку
крест. После этого в течение 12 дней
вода считалась чистой, святой, в ней не
полагалось стирать бельё. Грехи же и
хвори крещенская вода смывала хорошо,
а поэтому находились желающие
окунуться в холодную воду. Святую воду
хранили целый год. Днем Крещения
оканчивались святочные празднества,
уходил в прошлое старый год,
начинались дела и заботы нового.

14.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Театрализованный праздник битва на воже
  • Театр праздников браво
  • Творческий проект организация праздников
  • Театрализованный отчетный концерт дома культуры сценарий
  • Театр праздников miracles