Тылащ пори у хантов праздник

Народы, проживающие на Севере, всегда славились умением жить в согласии с природой, тесно связывая промысел и быт, что, конечно же, не могло не отражаться в их обрядах и верованиях. Календарь обских угров основан на исчислении лунных месяцев и солнечных циклов, первый календарный праздник года посвящают Луне. Он проводится, когда появляются первые признаки наступления весны.

Народы, проживающие на Севере, всегда славились умением жить в согласии с природой, тесно связывая промысел и быт, что, конечно же, не могло не отражаться в их обрядах и верованиях. Календарь обских угров основан на исчислении лунных месяцев и солнечных циклов, первый календарный праздник года посвящают Луне. Он проводится, когда появляются первые признаки наступления весны.

img_0425_1.jpg

17.30 В Этнографический музее под открытым небом «ТорумМаа» 21 февраля праздник обских угров – нарождение Луны или «Тылащ пори», как его называют коренные народы. Это один из ярчайших праздников – обряд ожидания благополучия человеку и природе, связанный с действиями небесных светил. На входе встречают наряженные в национальную одежду сотрудники музея, направляя посетителей на верхнюю часть экспозиции, где их встречают волонтеры с разносами. «Здравствуйте! Добро пожаловать на «Тылащ пори». Желаете принести угощение Луне?» — говорят волонтеры приходящим гостям.

img_0429.jpg

18.00 Начинает смеркаться. Летят искры от костра и, смешиваясь с клубами пара от кипящей воды в котелке, поднимаются в чистое синее небо. Свет от фонарей все сильнее и сильнее желтеет на фоне темнеющей пустоты леса. Со сцены звучит фоном народная музыка. Тебя погружает в атмосферу загадочного, таинственного. На сцене начинается театрализованное представление.Появляются бабушка, рассказывающая внучке легенды о том, как появилась Луна на небе, почему она меняет цвета и как она их защищает. Над сценой зажигается месяц: «Люди, которые перебрались в город, месяц и звезды видят редко — свет фонарей не дает разглядеть природного небесного света. А сегодня, гуляя по музею, мы в ночном небе как на ладони все видим…», — говорит бабушка. На фоне национальной музыки бабушка с внучкой подходят к столику и складывают угощения. Внучка проходит по сцене, останавливается и смотрит на луну.

img_0484.jpg

18.45 Наступил самый важный и торжественный момент праздника «Тылащ пори» — обряд приношения Луне. Запахло свечами. Начинают его семь старейшин: Сергей Васильевич Кечимов, Раиса Германова Решетникова, Зоя Никифоровна Лозямова, Рудольф Васильевич Меров, Маргарита Федоровна Рябова, Людмила Калистратовна Зубакина, Фаина Павловна Иштимирова. Довольно необычно смотреть, если ты другой национальности, как проводится этот обряд. Сергей Васильевич, громко проговаривая обращение к небесному светилу, собирает и выбрасывает длинный кусок ткани.

«Это так принято, у сургутскиххантов», — говорит Маргарита Федоровна. В это время за столом из снега остальные старейшины обрубают головы фигуркам из теста: оленям, лошадям и коровам. Кладут это все на лопату. Сергей Васильевич с криком подбрасывает все, что на лопате к Луне, гости и остальные старейшины что-то причитают на родном языке. Пошел снег.

img_0501.jpg

19.00 Все отправились трапезничать угощениями к столам, а я пошла в избу погреться. Там повторяли обряд вдали от всех работники музея. Мужчины и женщины шепотом обращались к Луне, затем поворачиваясь по солнцу и кланяясь. Потом мужчины вышли. А женщины, переместившись в другую часть помещения, забросили в печь красный лоскуток, снова причитая шепотом, поворачиваясь по солнцу и кланяясь.Тем временем столы на улице уже опустели, и гости уже начали расходиться.

img_0513.jpg

img_0568.jpg

img_0584.jpg

img_0625.jpg

img_04401.jpg

Существует миф о том, что явления природы, небесные светила некогда были людьми «древнего рода». В предании, объясняющем постепенное уменьшение месяца,  жена месяца – Солнце и преследовательница ее мужа вырывают его друг у друга и разрывают  пополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Скатала она из того что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и стала качать, лелеять растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять растить и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки.  Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.

Как известно, обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных светил, животных, огня, деревьев. От высших сил зависела промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, об окружающем мире.

Обряд угощения Луны ’Тылащ поры‛ возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к теплому, от темных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей.

«Этнографический  музей под открытым небом «Торум Маа» в пятый раз проводит  традиционный праздник обских угров «Обряд угощения Луны «Тылащ пори».

Приглашаем всех желающих приобрести истинные знания о древней и богатой культуре обских угров.

Праздник состоится 25 марта, в среду,  в 19 часов на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.

УГОЩЕНИЯ ЛУНЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа»

«Тылась поры»-«Нарождение Луны»

Учитель: Кондыгина Л.Р.

с.Шурышкары 2015 год

ЦЕЛЬ: Привлечение всех возрастных категорий коренного населения к возрождению традиционных национальных праздников народов ханты и манси

  • расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обычиях;

  • на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;

  • Воспитывать любовь к родному краю, культуре.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА: Учебный кабинет

Ход праздника

— Вуща, вуща, мойн хоятат!

Нэнан, эвет, похат, икет.

Еман хатл верлув мун.

Яклув, етлув, арылув.

-Добрый день дорогие гости, мальчики, девочки, папы и мамы.

На праздник хантыйский вас пригласили, вспомним о том, что уже позабыли.

Физминутка «Давайте поздороваемся!»

Люди разных национальностей разговаривают на разных языках. На каком языке разговариваем мы с вами?

Сейчас мы поиграем и попробуем поздороваться на разных языках (дети становятся в круг и повторяют движения).

1. На русском: «Здравствуйте» — повернуться к соседям и сделать наклон головой.

2. На ненецком «Ань торова» — пожать друг другу руку.

3. На английском: «Хэллоу» — помахать рукой в знак приветствия.

4. На французском: «Бонжур» — девочки делают реверанс, а мальчики поклон.

5. На хантыйском: «Вуща вулаты» или «Узя-узя» — повернуться и улыбнуться друг другу.

А как называется наш праздник, узнаем, разгадав кроссворд.

  1. Без него не можем обойтись

нам дает тепло, свет и жизнь.

2.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко.

3.Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

4.По деревьм скок-скок,

А орешки щёлк-щёлк.

5.Рыжий молокозавод.

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко,

Переделать в молоко.

6. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

7. Мудрый житель леса он,
Он массивен и силен.
Рога огромные на голове,
И встретишь лишь его в лесу.

(Слай 1)

2

Слайд 2.

Ведущий: Нарождение Луны отмечается с января по март. Праздник уходит своими корнями в древние времена. «Нарождение луны» (полнолуние) открывается начало года, месяца.

Коренные жители в это время выходят на улицу, чтобы сделать снежный стол.

На стол ставили угощение, фигурки животных, которые сделали из хлебного мякиша и или теста. Просят Турм Ащи благополучия, здоровья, удачи на охоте, на рыбалке. Это был обряд бескровного жертвоприношения. ( Фигурки скольки животных может быть?)

— Давайте, ребята, представьте, что мы находимся на улице и нам тоже надо сделать снежный стол.

А мы можем сделать снежный стол? ( Дети предлагают свои варианты)

Начнём наш праздник с того, как наши предки почитали, берегли природу. Мы с вами ребята, совершим небольшое путешествие по северному краю, увидим те обычаи , традиции, которые почитались в этот праздник «Нарождение Луны».

(После обряда поклонения Луне участники мероприятия собирались за праздничным столом. Они производили «извинительные акты» перед природой за промысел на зверей и птиц. При этом совершали обряд бескровного жертвоприношения, используя приготовленные из теста и белого хлеба фигурки семи животных (оленя, коровы, овцы, лошади, зайца, лося и белки). Ими обские угры угощали всех присутствующих, прося при этом у языческих богов здоровья, благополучия, удачной охоты. После чего проводились спортивные национальные игры, показ национальной одежды, конкурсы, игры для детей и взрослых.)

Ведущий:

Пустеют у хантов запасы былого,

Всё реже услышишь старинное слово.

Как северный ветер, научный прогресс

К молитвам и мифам гласил интерес.

Хоть в книгах записаны сказки и были,

Что в долгих трудах фольклористы добыли.

Но стал телевизор для нас звонарём,

Всё реже те книги мы в руки берём.

А были у хантов когда-то лолитвы

На сон, и на гон, и на счастье молитвы,

Молитвы о долгой по тундре ходьбе,

Молитвы о щедрой в сорах неводьбе.

Молитвы о ливне, молитвы о ветре,

Молитвы о соболе, белке и вепре.

Молитвы о матери доброй земле,

молитвы о солнце и вешнем тепле.

Давай-ка последние вытряхну крохи

Из тощей сумы отошедшей эпохи.

Узнаю, вернувшись к былым берегам,

Каким наши деды молились богам.

Слайд3

Огонь.

Много тысячелетий насчитывает почитание огня, особенного домашнего очага.

Огонь-это свет, тепло, уют. Огонь-это жизнь.

У хантов есть сказка: «Муж с женой пошли в тайгу, остановились на ночлег, развели костер, переночевали. Утром мужчине случайно на руку огонёк от костра упал, обжег руку. Мужчина рассердился и стал топором рубить костер. Жена сказаала, что этого делать нельзя. Пошли дальше. Вечером остановились для ночлега и не могли развести костер. У них была девочка. Огонек маленький разгорелся и сказал, что его сильно изранили и теперь нужно ему отдать девочку- больно ей не будет. Они на огонь поставили девочку, она засмеялась и куда-то пропала.

Стихотворение Р Ругина «Огонь».

У многих народов Сибири огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает большие события, разговаривая треском, писком. В огонь, по повериям хантов, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Для задабривания ему приносили жертвы: брызгали жиром или вином, лили немного крови, бросали кусочки пищи или красные платки. Матери всех огней Чораснайанки на Югане приносили в жертву оленя белой масти.

За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов: не случайно в приведенной сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение.

-Там анэв мун порлалэв Тут имиена. Мун няврэмлув тумтака ат уллат, тут имиев мунэв хошам ат мал.

Ведущий:

Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, ткани , монеты из светлого металла, и др.)

,

Чтение стихотворения Роман Ругин « Родная земля»

С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье

Нашу землю вечную беречь.

Мать с отцом негромко и спокойно

Помогали истину постичь:

По земле всегда ступай достойно,

Попусту ножом в нее не тычь.

Сердцем от нее не отдаляйся,

Радость, и печали с ней деля,

Пляшешь — не куражься, не кривляйся,

Помни: под ногой твоей – земля.

От нее – и зверь лесной и рыба,

И кедровых шишек урожай.

Говори ей мысленно: «Спасибо».

Словно мать родную, уважай.

Как она добра, щедра, красива –

Достоянье отчее твое!

И не только мускульная сила,

Ум и сердце – тоже от нее.

Отчая земля, леса и недра!

Я всю жизнь перед тобой в долгу.

Ты всегда мне помогала щедро –

Чем тебе сегодня помогу?

-А вы , ребята любите свою Землю? В чем проявляется ваша любовь?

А давайте, мы придумаем свои запреты в отношении земле.

( Дети получают печенье с изображением житвотного).

Песня « Ма мувем»

Слайд 4. Тайга.

В лес войду -и сердце потеплеет,

Будто тёплый ветер налетел,

Будто в холод малицу оленью

Кто-то добрый на меня надел.

Жадно пью лесной, холодный воздух,

Рядом кедр торжественно притих,

А берёза вся как будто в звёздах,

В лепестках зубчато -золотых.

— Как вы думайте, ребята, где сейчас вы находитесь? Правильно, в тайге.

А что такое тайга?

Послушайте стихотворение Р.Ругина «Молитва охотника»

Старинный охотник, заглянув в тайгу.

Костёр поначалу, проверил в логу.

И духов Тайги и хозяев Огня

Кормил до отвала, обычай храня.

« О, добрые Духи в священном огне,

Лицом повернитесь сегодня ко мне.

Пусть будет удача мне в оба конца,

Пусть зверь без опаски идёт на ловца.

Хозяин тайги, из тысячи стай

Пяток глухарей для меня отсчитай.

Не стану чинить я вреда никому

И лишнего я ни крыла не возьму.

Отец, наш Огонь, ты во время пурги,

Когда перед носом не видно ни зги.

Не дай мне замёрзнуть в пустыне седой,

В пути помигай путеводной звездой.

О, наша -кормилица, матерь -Тайга,

За друга считай меня- не за врага.

Позволь не с пустой переметной сумой,

А доброй добычей вернутся домой»

-Согласно народным традициям, у хантов и манси не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого зверя, шуметь в лесу, рубить деревья.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить и твой народ».

Помнил лес о наших тайнах,

И места заветные берег,

И людей прохожих и случайных.

Мудрый, не пустил на их порог.

Я еще не раз в лесную сказку

Из далёких странствий ворочусь

И за всё твоё добро и ласку

Самой лучшей песней расплачусь.

Песня « Тал унт» Слова М.Шульгина, музыка народная.

Слайд 5 Река.

Ведущий:

Мой народ в былые годы

Праздников не знал

Знал обряды в честь природы

Пляской духов заклинал.

И когда валила рыба

В сети к предку моему,

Говорил реке «спасибо»,

— Издавна ханты и манси селились по берегам рек.

Основным занятием хантов и манси было и есть рыболовство.

Существует традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят,

что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди

бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача.

Стихотворение Р.Ругина «Молитва рыбака».

-Ребята, а как мы должны относится к воде? (ответы детей )

Игра «Кто больше поймает рыбы»

Слайд 6.

Ветер, луна солнце.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению хантов появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Игра « Солнце и Луна».

Игра « Угадай предмет»

1.Собирается, но не конструктор,

Конус, но не геометрическая фигура.(чум).

2.Крыша, но не дома,

Вся в дырках, но не шкура дикого оленя.(Ночное звездное небо).

3.Растут две ветки, но не на кусте.(Оленьи рога).

4. Летает , но не мошка,

Узорная, но не орнамент.(Снежинка).

5.Белый, но не день.

Тает, но не снег,

Сладкий, но не изюм.

6.Живой, но не человек,

Урчит, но не кошка.

Всего одна рука, да и то на спине.(Чайник).

7.Деревянные, но не ложки,

Едут, но не колёса.

Везут, но не снегоход. (Нарты).

Песня «Ма ханты ху Овас мирэм.»

Слайд7 Небо.

Северные ханты поклонялись Мув-керты-ху «За миром наблюдающем человеке», который объезжает землю на белом коне и наблюдает за жизнью народа, а нуждающимся оказывает помощь. Для того, чтобы эта помощь была существенной и своевременной, каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева – березы.

Вопрос о том, почему фигурка всадника должна быть обязательно из березы, не так прост. По традиционным представлениям хантов, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др . На березу, например, подвешивали подарок для небесного бога .

Если каждый из нас будет знать традиции своего народа, то : — мы сможем сохранить природу для своих потомков ; — по — другому будем воспринимать окружающий мир ; — станем относиться к животным и растениям добрее и внимательнее ; тогда наша Земля станет прекраснее и красивее, а люди добрыми и милосердными.

Песня «Сорни най!»

«Этнографический  музей под открытым небом «Торум Маа», сохраняя многолетнюю традицию представления традиционных календарных праздников, открывает «Год детства», объявленный в Югре в 2016 году,  Обрядом приношения Луне/Месяцу «Тылащ пори». Праздничная культура – это несвойственное для коренных народов Севера понятие, у хантов и манси бытовали не праздники в современном общепринятом понимании, а обряды. Но сами обряды всегда были направленны на воспитание подрастающего поколения, дети становились ядром всего происходящего.

Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — первый  традиционный календарный праздник года. Обские угры  устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну.  В это время Солнце возвращается после темного пика зимы.  Постепенно начинает просыпаться замершая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края. Пока февраль похваляется своей способностью «быку рог отморозить», Солнце с углов домов успевает снег украсть… Люди живут ожиданием перемен… и не только живут…

Обряд приношения Луне/Месяцу «Тылащ пори» – традиционный семейный праздник коренных народов Севера, в  котором в основном участвовала молодежь, но организаторами и учителями были старшие люди. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в  природе. Поэтому к божествам обращались с просьбами, чтобы рыба и звери размножались, для детей просили здоровья и благополучия.

Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» впервые реконструировал этот обряд в 2011 году, с тех пор проводит его ежегодно.

И в этом году приглашаем всех желающих со своими приношениями к нашему обрядовому снежному столу, предлагаем окунуться в древнюю возрожденную культуру хантов и манси.   

В программе праздника: 

С 18:00 – детские игры, легенды и головоломки; спортивные состязания «Этно-Старт»;  

С 19:00 – театрализованный пролог; обряд приношения Луне/Месяцу с участием старейшин;  дегустация блюд обско-угорской кухни.

Праздник состоится 18 марта, в пятницу, на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.

09.03.2011 00:00

Примерное время чтения: 2 минуты

217

Обряд угощения луны


Еженедельник «Аргументы и Факты» № 10. АиФ — Югра 09/03/2011

У сотрудников музея под открытым небом «Торум Маа» нет целей устраивать из народных традиций и обрядов шоу. Прежде чем возродить и организовать какой-то традиционный народный праздник, они проводят серьёзные этнографические исследования.

Как правило, у коренных жителей Севера праздники были сезонными. День вороны — весенний, символизирующий приход весны, праздник трясогузки — скорее летний, предваряющий большое солнце и длинный день. Обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных тел, животных, огня. От высших сил зависела промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. «Тылащ поры» — так называется обряд, который проводился в феврале — начале марта на растущий месяц или на полную Луну. Отсюда и название его — обряд угощения Луны. Стык календарной зимы с весной — период перехода от холодного времени года к теплому, когда рыба набирает икру, а животные ждут приплод. Проведение обряда, когда Луна находится в фазе роста, — стремление средствами магии обеспечить благополучие людей.

Основными участниками обряда всегда была молодёжь, а организаторами — взрослые женщины. Они и выполняли все обрядовые действия.

Накануне обряда молодые люди обходили дома и собирали продукты, необходимые для его совершения. Вечером женщины варили ритуальную кашу соламат, замешивали тесто, из которого лепили «семь животных» — оленей, коров, лошадей. Еду раскладывали на семь тарелок: одну оставляли для «хозяйки огня» , остальные выносили на улицу.

Из снега сооружали стол для богатыря Месяца. Молились, просили, чтобы была рыба, размножались звери, была удачной охота и рыбалка, чтобы рождались дети, чтобы родные и близкие были здоровы и жизнь была благополучной.

Затем совершали жертвоприношение, разламывая фигурки животных из теста и бросая их в снег в сторону Луны. Ну а потом все возвращались в дом и играли в разные игры.

Обряд угощения Луны «Тылащ поры» провели в Полновате и Тугиянах. Десятого марта он впервые состоится в музее под открытым небом «Торум Маа».

Смотрите также:

  • В Ханты-Мансийске пройдет праздник угощения Луны «Тылащ пори» →
  • Обские угры проведут обряд жертвоприношения Луне →
  • Обские угры совершили жертвоприношение Луне →

Также вам может быть интересно

Политика конфиденциальности.

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее — Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики» (далее — Журнал), расположенный на доменном имени makersofsiberia.com, может получить о Пользователе во время использования сайта Журнала, программ и продуктов Журнала.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

1.1. В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.2. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.3. «Оператор» — лицо, совершающее любое действие (операцию) или совокупность действий (операций) с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.1.6. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Использование Пользователем сайта Журнала означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту provincestudio.ru. Журнал не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Журнала.

2.3. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта Журнала.

3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации сайта Журнала по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации сайта при вводе данных в форму обратной связи на сайте Журнала: фамилию, имя, отчество Пользователя; контактный телефон Пользователя; адрес электронной почты (e-mail); текст запроса.

4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта Журнала может использовать в целях:

4.1.1 Для оформления заказа и/или заключения Договора оказания услуги дистанционным способом.

4.1.2. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта Журнала, оказания услуг, обработка запросов и заявок от Пользователя.

5. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация сайта вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи, операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя.

5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация сайта информирует Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.

5.5. Администрация сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.

5.6. Администрация сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Администрация сайта, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 6.2. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация сайта не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:

6.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.

6.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией сайта.

6.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем сайта Журнала и Администрацией сайта, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

7.2. Получатель претензии в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

7.3. При недостижении соглашения спор будет передан на рассмотрение в судебный орган в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией сайта применяется действующее законодательство Российской Федерации.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

8.1. Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

8.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте Журнала, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

8.3. Все предложения или вопросы по настоящей Политике конфиденциальности следует сообщать по адресу makersofsiberia@gmail.com.

9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу: http://makersofsiberia.com/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Танец мамочек на праздник день матери
  • Сценарий юбилея тридцатилетия девушки
  • Танец мальчиков на празднике осени
  • Танец мальчиков на осенний праздник мухоморы
  • Сценарий юбилея сельской библиотеки 75 лет