Удмуртская масленица вой дыр сценарий

Празднование масленицы в детском саду и школе. Сценарий для проведения торжественных мероприятий на тему «Наша Масленица широка и весела, Будет к каждому добра!». Все материалы доступны на сайте Российский учебник

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Дошкольное образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Примерный конспект празднования Масленицы можно изменять и адаптировать под физические возможности детей конкретного ДОУ.

Цель: встретить с детьми подготовительных к школе групп праздник «Масленица» по удмуртским традициям.

Задачи: Образовательные: обогащение словарного запаса дошкольников; расширить знание о народном этикете; упорядочить знания о традиционном народном празднике Масленица, о сезонных изменениях в природе.

Воспитательные: воспитать любовь и уважение к своей стране, к своей Малой Родине, к народным играм и праздникам.

Формы организации деятельности детей: викторина, игровая форма, флешмоб.

Предварительная работа: чучело Масленицы в удмуртском национальном костюме и с головой в виде солнца – 2 шт. (См. рис. 1); русская печь из картона; блины («мильым»); моталочка «Паучок» (См. рис. 2).

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

Действующие лица: Масленица («Вой дыр») в женской одежде; три медведя.

Так как Масленица длиться семь дней и каждый день имеет свое значение, праздник будет проходить по станциям. Каждая станция символизирует определённый день в масленичной неделе.

Ход мероприятия

На территорию садика приезжает Масленица в санях. Дети встречают ее на улице.

Первая станция – заигрыши («Вой пырон»)

На этой станции дети садят в санки, заранее приготовленное чучело в и катят его на перегонки до обозначенного места и обратно.

Вторая станция – посиделки

На этой станции девочки кидают валенки, а мальчики в это время отвечают на простые вопросы викторины.

Викторина для мальчиков

  1. Традиционное блюдо Масленицы? (блины)
  2. Что обозначают блины? (солнце)
  3. Сколько дней длиться масленица? (семь)
  4. Как прощаются с Масленицей и что это значит? (сжигают, так прощаются со всем плохим и с зимой)
  5. Кто может сказать названия семи дней Масленицы? (заигрыши («Вой пырон»), посиделки, тёщины посиделки, разгуляй, посиделки у зятя, заловкины посиделки («Вой келян»), прощенное воскресенье)

Третья станция – тёщины посиделки

Эстафета «Донеси блин из печи»: ребята на импровизированной сковороде достают блины из русской печи и несут на стол, находящийся в нескольких метрах. Работа оценивается на скорость и аккуратность.

Четвертая станция – разгуляй

Игра «Горячая сковорода»: ребята встают в хоровод держась за руки, затем пытаются «запихнуть» соседа в круг. Кого удалось затолкнуть в круг, тот показывает движение, а остальные повторяют.

Пятая станция – у зятя

На этой станции узнаем кто самый ловкий в каждой группе. Для этого используем нестандартное оборудование «Паучок». Остальные ребята – болельщики.

Шестая станция – золовкины посиделки («Вой келян»)

Сожжение чучела Масленицы со словами:

«Не легко порою
Было нам с тобою,
Но о зимних вьюгах
Лучше позабудь!»

Седьмая станция – прощенное воскресенье

На этой станции детям организуют флешмоб «Медвежья пляска» («Гондыртон») (См. рис. 3) под удмуртскую плясовую песню.

В завершении праздника ребят угощают блинами.

Рисунок 3

Рисунок 3

ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ

НА УДМУРТСКИЙ ЛАД

Цель: Ознакомление учащихся с удмуртскими народными играми, обрядами, традициями, праздниками.

Задачи:

  • Образовательные: Расширить кругозор учащихся, развивать интерес к истории и культуре своего народа;

  • Воспитательные: воспитывать интерес к участию в спортивно-массовых мероприятиях, содействовать укреплению уверенности детей в своих силах и знаниях;

  • Развивающие: развивать личные физические качества в процессе спортивных эстафет;

  • Коррекционные: содействовать формированию двигательных умений и навыков;
    развивать быстроту, силу, ловкость; развивать чувство товарищества;

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ.

Праздники представляли собой сложные явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также различные виды развлечений.

Обряды и праздники группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл и зимний цикл.

И первая наша эстафета будет связана с Новым годом и Рождеством и Святками.

1. Новый год

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

2. Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки).

Эстафета. Бросание валенка.

Инвентарь: валенки- 2 шт, обруч- 2 шт.

2 команды. Первый участник команды бежит с валенком в руке, добегает до отмеченной линии и бросает валенок в обруч, поднимает валенок и бежит обратно, передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

3. Вой дыр (Масленица)

По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разнаряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек.

Масленица больше славится блинами, поэтому у нас сейчас будет

Эстафета. Перенеси блин.

Инвентарь: ракетка- 2шт, бумажный блин- 2 шт, 2шт- фишки.

По команде участники бегут с ракеткой и бумажным блином до фишки, обегают ее и бегут обратно. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

4. Йо Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.

Эстафета. Переправа.

Инвентарь: дощечки 6 шт.

По команде первый участник берет 3 дощечки и кладет перед собой, встает на них и передвигается. С помощью 3 дощечек он должен дойти до фишки. Обратно — бегом. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

5. Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.).

Эстафета. Собери яйца.

Инвентарь: 50 шт малых мячей, ведра 2 шт.

Пока звучит музыка, участники команд должны как можно больше собрать мячей в ведро. Музыка выключается, участники подсчитывают количество собранных мячей.

6. Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. « Гырон быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья.

Эстафета. Свадебная упряжка.

Инвентарь: 2 скакалки.

По команде 2 участника (первый накидывает на себя скакалку на уровне талии, второй берет за ручки скакалки) бегут до фишки, обегают ее и бегут обратно. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

7. Семык Келян (Троица)

Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.

Предлагаю вам игру на внимание «Три стихии»

Вода – горизонтальная волна

Огонь – вертикальная волна обеими руками, изображая пламя.

Ветер – махи руками над головой.

8. Выль жук (Ильин день)

«Выль жук» – осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На праздник «Выль жук» приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, бобы (горох).

Эстафета. Собери лукошко.

Инвентарь: 4 шт- ведерки, по количеству детей в команде кладутся горох, бобы, фасоль, фишки.

По сигналу участники команд бегут с корзинками в фишке. Из ведерка каждый участник берет 1 боб,1 фасоль, 1 горошину, кладет в корзинку и бежит обратно, передает ведерко второму участнику и т.д. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

9. Пукрол, Пукро (Покров)

Праздник Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (диськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.

Эстафета. Свадебный поезд.

Инвентарь: фишки.

Участники команд берется за руки и по сигналу бегут до фишки, обегают ее и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая первая пришла на финиш и не расцепилась.

Эстафета. Переодевание. (цыганка, нищий, медведь, корова, лошадь.)

Инвентарь: платок, юбка, бусы.

По сигналу первый участник надевает на себя платок, юбку, бусы, бежит до фишки, обегает ее и возвращается обратно, снимает все с себя, передает другому участнику. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

Основная часть

Русский
праздник «Масленица»

Немного истории. Первоначально, в языческие (дохристианские)
времена Масленица отмечалась на протяжении 7 дней «до» и 7 дней
«после» дня Весеннего Равноденствия (отмечается 20, 21 марта, в этот
день ночь почти равна дню). Только после крещения Руси, чтобы праздник
Масленицы не противоречил Великому Посту, Христианская
Церковь перенесла его на последнюю неделю перед ним (за семь недель до
Пасхи)
и сократила срок празднования до 7 дней.

Масленица — весенний праздник!В наши дни он
отмечается очень широко. Во всех городах, селах, деревнях все с нетерпением
ждут этот весенний праздник.

Зимой человек малоподвижен. Конечно, он не
впадает в спячку, как медведь, но его деятельность и физическая активность, во
всяком случае, у большинства людей сведена к минимуму. На это есть ряд
косвенных причин, например холод и короткий световой день
заставляют человека большую часть времени проводить в помещениях —
квартирах, офисах. Мы мало находимся на свежем воздухе — получаем минимум
кислорода, меньше двигаемся, ведем статический образ жизни. Конец зимы — начало
весны для человека переходный период, подготовка к физической активности и
подвижности, которая в летний период максимальна. Также, весной происходит
перенастройка гормональной системы в организме человека. Масленица — веселый
праздник проводов зимы и встречи весны. Пробуждается природный мир, а вместе с
ним и человек. Весна — начало года,

время, когда все просыпается, рождается новая жизнь. Символ
пробуждения — Солнце, дающее свет и тепло всему живому. Румяный, горячий,
круглый, золотой блинчик так похож на
солнышко! А отмечать праздники на Руси принято весело и задорно, с песнями,
плясками
и шутками! Вот почему блины и народные гулянья — основные атрибуты Масленицы.

Праздничная Масленичная неделя продолжается
7 дней, каждый из которых имеет свое название и «способ
празднования». Масленица — одна из недель, подготавливающая
человека к Великому посту.

«Всеядная» неделя

За две недели до Масленицы, есть можно все, постных дней нет.

«Рябая» неделя

Неделя, предшествующая Масленице. В течение
этой недели постные дни
чередуются со
скоромными.

Последнее воскресенье перед Масленицей

Воскресенье перед Масленичной неделей — день встреч с
родственниками, друзьями и соседями.
Принято ходить друг к другу в гости и приглашать к себе на
празднование
Масленицы.

Масленичная неделя (сырная, «мясопуст»)

Во время Масленицы едят молочные продукты, а мясо уже не
употребляют.

Узкая Масленица: понедельник, вторник, среда
— крестьяне в деревнях еще
работают по
хозяйству.

Широкая Масленица: с четверга по воскресенье
— хозяйственные работы не
ведутся.

Дни Масленичной недели

Понедельник — Встреча

Кого и как встречаем, как отмечаем?

К первому дню Масленицы строятся висячие качели и скоморошьи
балаганы, достраиваются общие ледяные и снежные горы, накрываются столы с
угощением. Чучело Масленицы (куклу из соломы) утром в первый день празднования
делают и наряжают дети. После этого до обеда дети с песнями ходят от дома к
дому, где их угощают блинами. После обеда начиналось катание с ледяных и снежных
гор (в первые дни катаются только дети, взрослые присоединяются к ним с
четверга). Катаясь, зазываютМасленицу скороговорками к себе в гости —
веселятся, с гор катаются, угощаются блинами. Так празднуется Встреча Масленицы.

Кто к кому в гости ходит?

Свекровь и свекор с утра отправляют невестку
к родителям. Вечером все вместе
собираются
дома у сватов, и решают, кого в гости звать, где и как праздновать Масленицу.

Если у невестки нет свекрови и свекра, то
молодые заранее зовут в гости тещу, для которой это приглашение  великая честь
(она должна учить зятя и дочь уму
разуму). Теща
в свою очередь накануне вечером присылает молодым кадку, в которой месят тесто
для блинов, сковороду и половник. Тесть присылает масло и муку.

Первый блин Масленицы

Первый блин, испеченный на Масленицу,
предназначается бедным на помин
усопших.

Первый блин «приносится в жертву»
душам умерших предков («комы» — предки).
Отсюда знакомая всем поговорка — «первый блин комом» (на
самом дела «комам»).

Вторник –Заигрыши

Второй день празднования Масленицы — один из самых веселых. Не
даром он называется «заигрыши». Весь день проходит в играх,
развлечениях, забавах. Раньше на Руси за
неделю, две до празднования Масленицы игрались Свадьбы, и теперь молодожены
приглашают
 всех, кто был у них на Свадьбе в гости. Родных и знакомых зовут в гости блинов
поесть, с гор покататься. Незамужние девушки присматривают себе женихов, а
парни — невест. Все потешные забавы вели к сватовству, чтобы на Красную горку,
после Великого поста играть Свадьбу.

Среда — Лакомки

В третий день празднования Масленицы зять приходит «к теще на
блины». Теща должна задобрить зятя — угостить вкусными блинами и созвать
всех родных для его забавы.

Также в среду Масленичной недели проходят
«девичьи съезды». Отдельно от мужчин, в
праздничных нарядах женщины распевают песни, катаясь по деревням.

Четверг — Разгуляй

В «разгуляй» соломенное наряженное чучело
Масленицы ставят на гору. Именно в
этот день
Масленичные гулянья начинаются с особым, широким размахом. К празднованию
Масленицы присоединялись все. Поэтому Масленица с четверга по воскресенье
называется Широкой — празднования разворачиваются на полную, во всю ширь.

Развлечения на Масленицу:

  угощение блинами;

  катание с гор;

  скоморошьи балаганы;

  подвесные качели;

  катание на лошадях;

  кулачные бои;

  взятие снежных городков.

Пятница — Тещины вечерки

В пятый день празднования Масленицы теща приходит «к зятю на
блины». Приглашает зять тещу накануне вечером лично, а в пятницу посылает
за ней гонцов. Муж дочери угощает любимую
тещу вкусными блинами, также он может пригласить не
только ее, но и всю
ее родню.

Суббота — Золовкины посиделки (проводы)

Невестка (жена брата) в шестой день Масленицы приглашает к себе
золовок (сестер мужа) и других
родственников мужа. Молодая (новобрачная) невестка по обычаю
в этот день
одаривает золовок подарками. Незамужние золовки приглашают к себе в гости
подруг, которые также еще не были замужем.

Последний день Масленицы — Прощенное
Воскресение

В последний день празднования Масленицы 
раньше жгли костры. В деревнях в кострах сжигали старые ненужные вещи,
освобождаются от лишнего хлама. В городах костры
разжигали для того, чтобы растаяли снежные и ледяные горы —
элементы зимы. В Прощеное Воскресенье сжигают соломенное чучело Масленицы,
которая символизирует зиму. Прощеным этот день называется потому, что все
просят друг у друга прощения перед наступлением Нового года. Прощеное
Воскресенье — день освобождения от накопленных за год обид, день прощения
грехов перед Великим постом, который по церковному календарю начинается в
первый понедельник после Масленицы.

Развлечения в Масленичную неделю

Взятие снежного городка

Вмасленичной игре «Взятие
снежного городка» учувствуют любители зимних развлечений на свежем воздухе
— взрослые и дети, которые не боятся снега и мороза. Сначала строится снежная
крепость. В ее строительстве принимают участие все игроки. После того как крепость
построена, группа делится на 2 команды — защитники снежного крепости и завоеватели. В деревнях крепость чаще
всего строилась на замерзшей реке, в
центре снежного сооружения делали
прорубь. Первого игрока прорвавшегося в защищаемую
крепость ждало серьезное испытание — ему нужно было искупаться в
ледяной
проруби.

  Катание на санях

Одним из любимых всеми Масленичным
развлечением является катание на санях.
В
деревнях все у кого есть сани и лошади в Масленичную неделю катаются по
скрипучему снегу в расписных санях.

  Катание с ледяных гор

Любимое развлечение зимой не только для
детворы, но и для взрослых. Молодежь
веселой
толпой скатывается с огромных ледяных гор, кто во что горазд. Также на снежных горах на перегонки катались на санках —
зима то кончается, нужно использовать
одну из последних недель зимы для
развлечений, которые доступны только в это времягода.

  Кулачные бои

Обычай пришел из древних времен, о чем свидетельствую летописи. Из
разных городов (Тула, Калуга, Серпухов, Казань) бояре созывали бойцов и ради
потехи устраивали бои с татарами, которые
привозили в Москву продукты (рыба, икра). А так
как русские богатыри в
большинстве случаев одерживали в кулачных боях верх над иноземцами — бояре
выигрывали большие залоги.

  Психологи предполагают, что таким образом люди могли
освободиться от проблем и обид  накопившейся за год.

В современном мире широко проводится праздник Масленица. В нашем городе,
где большинство населения татары, Масленица отмечается один день. В соседнем
городе Вятские Поляны этот праздник больше отмечаем.  Встретившись с учителями
и учениками Вятско – Полянского многопрофильного лицея мы выяснили, что многие
жители города и даже некоторые деревенские школы отмечают каждыйиз семи дней
Масленицы.

Традицией стало проводить праздник Масленицу и в западных странах.
Каждый год праздник проводится в Англии, Франции и США. Здесь проживает много
русскоязычных народов, которые помнят о своей родине и на чужбине вспоминают о
праздниках и это радует нас.

Масленица — один из любимых русских праздников, а также подведение итогов
минувшего года, ведь весна — это начала нового цикла и в природе и в
хозяйственной жизни человека, начало нового
трудового года. Все запасы подходят к концу — пора и о
новом урожае
подумать.

         А
также я хотела сказать, что в нашем лицее каждый год проводится Масленица.
Учителя устраивают для лицеистов различные задания, так называемые эстафеты,
например, наперегонки бег с метлой, с бочкой, игра «канат», и обязательно 
обрядовая еда – блины. Ученики с удовольствием встречают этот праздник.
Масленица стала главным праздником весны.

Праздник Науруз.

Я живу в деревне, а также вместе с нами живёт моя бабушка. Она
очень много повидала на свете, много знает. Бабушка любит мне рассказывать о
праздниках, которые проходили в дни ее молодости. Она мне рассказала о
празднике Науруз, как проводились в её времена, какие обряды были, какие песни
пели, какие сценки ставили. Мне стало интересно, а как народы нашего края
проводили этот праздник.

В переводе с персидского  слово нәуруз обозначает «новый день». В Средней Азии, Иране, Афганистане этот
праздник приходился на день, когда ночь и день сравниваются – день
равноденствия – 21 – 22 марта. Этот народный праздник проводится до весеннего
сева. Наши далекие предки наверно тоже отмечали этот праздник. Новый год раньше
встречали весной. Однако нет достоверных сведений об этом. Первые сведения
относятся к
XIXвеку.
Праздник проводился от семи до десяти дней младшие  и старшие ученики медресе,
ходили по домам со словами «Н
әурузкилде!» читали стихи, поговорки, желали счастья и дохода
хозяевам. После холодной зимы жители деревень с радостью встречали детей,
принимали подарки:

Ач ишегең, керәбез,                             Абзый эшәң уң
булсын,

Нәүрүз әйтәбез,                                    Телә гәнең юш
булсын,

Хәер – дога кылабыз,                          Күңелләрең хуш
булсын,

Аш – сый көтеп торабыз,                    Нәүрүз мөбарәкбад.

Нәүрүз мөбарәкбад.                            Казанга бармак
кирәк.

                                                              Балыкка
кармак кирәк,

Шәкерткә акча
кирәк,

Нәүрүз
мөбарәкбад.

Булмый икән
акчагыз,

Йөзегез
кызартмагыз,

Ни булса да
биррегез,

Нәүрүз
мөбарәкбад.

Громко читались и другие поговорки о празднике.  Эти поговорки
были собраны и опубликованы Шигабетдином Марджани, Каюмом Насыри. Были изданы несколько
вариантов народного фольклора. Эти поговорки отличаются друг от друга тем, что
в каждой деревне молодые ученики могли их придумывать.

Нәүрүз килә
яшәреп,                                       Сиңа яшь корта кирәк:

Яшәреп тә теш ярып.                                   Тамагыңны
туйдыррыр,

Сөләйман абзый, көтәмсең,                         Иген – икмәк
ундырыр.

Табак – савыт бирәмсең?                            Күмәчен дә
кызганма —

Нәүрүзтабак кирәк,Озак яшә,сызланма,

Табакка кабак кирәк,Нәүрүз, нәүрүз!

Май, күкәй, калак кирәк,

А во многих деревнях этот день не отмечался как праздник. Причина
скорее всего кроется в том, что по русскому календарю Новый год был перенесен
на январь. А сам праздник отмечался по старому мусульманскому календарю.

      Впоследствии как и в других народах этот праздник отмечается
как праздник встречи весны. Это время когда пробуждается природа от зимней
спячки, появляются проталины, слышится первая капель.

       В зимнее время  проводить праздник еще рано — ведь еще
холодно, грязно.  Для народного праздника нужен майдан, земля должна
подсохнуть, травка зазеленеть. Поэтому праздник проводится перед весенним севом
и приурочен к встрече весны, а не нового года как в старину. Наши далекие
предки называли этот праздник еще и сабантуем. Его отмечают жители Среднего
Поволжья.

Удмуртский
народный праздник «Вой Дыр»

Последний праздник в зимнем сезоне календарного года — Вой Дыр.
Поскольку вой — масло и дыр — время, то вой дыр означает «масленичное время»,
то есть масленицу. Праздник начинается в нырысетунунал (понедельник) — вой
пырон(встреча Масленицы) и завершается в арнянунал (воскресенье) — вой келян
(проводы Масленицы).

По народному обычаю в масленую неделю пекут блины — мильым,
приглашают родню в гости и сами ходят,
устраиваютгуляния из дома в дом, справляют семейные
свадьбы.

Молодежь и дети в Масленицу развлекаются играми. Самым радостным
развлечением для молодежи стало катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей — спуск с
пологих горок, много было гармошек. А
женщины и девушки гадают — много
ли женщина напрядёт кудели. Стараются прокатиться на прялке, чтобы лён вырос
высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становится
последний день Масленицы. Ее проводы носят массовый развлекательный характер.
На проводах устраивают ряженье,
организовывают гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы
перед Пасхой
наступает Великий семинедельный пост, во время которого готовятся к весенне-полевым
работам.

Удмуртские деревни разделяются на две
группы. В деревнях первой группы празднуется
начало масленицы, в деревнях второй группы — её проводы.

Чувашский праздник
«Саварни»

         Саварни – чувашская Масленица, встреча весны. Время зимнего солнцеворота,
почитаемое у всех земледельческих народов, 
чуваши празднуют Саварни («саварни» в переводе на русский язык означает
«масленая неделя»). Праздник соответствует русской 
Масленице, с распространением
христианства он полностью с ней совпал. В течение недели – от воскресенья до
воскресенья – проводятся гулянья, обряды, символизирующие проводы зимы и
встречу весны. Лошадей и сани украшают лентами, платками и полотенцами,
расшитыми национальными орнаментами, со звоном колокольчиков проносятся на них
вокруг деревни по ходу солнца. Катаются на санках со снежных гор, навещают
родных и, конечно же, пекут блины. Кульминация праздника – сжигание чучела, «саварникарчаке».

Первое воскресенье (аслăçăварни — большая масленица) справляют
более шумно, чем остальные дни. В сани запрягают коня с бубенцом и катаются
вдоль деревни туда и обратно, поют, ездят в соседние деревни, гостят друг у
друга. Эти веселья парней, девушек хорошо отражаются в их масленичных песнях,
которые они поют во время катания:


Батюшка, можно ли мне
на масленице покататься,
Можно ли запрячь вороного коня,
Можно ли кататься до рассвета?

***
Серебряное колечко — масленица –
С наступлением утра засверкает,
С наступлением вечера почернеет.

***
Взял да запряг гнедую лошадку,
Тут же подсела русая девушка,
Нет раскатов — качается,
Нет ухабов — накреняется,
Как же мне трижды объехать село?

Последнее воскресенье масленицы (кĕçĕнçăварни — маленькая
масленица) справляют тоже с большим шумом. Молодежь за полночь катается на
санях, так «провожают масленицу» (çăварниеăсатсаяраççĕ).

Северные чуваши в Вомпукассах последний субботний вечер масленицы
называют «вечером прощения» (каçарнăкаç). В этот вечер родные,
близкие, друзья посещают друг друга и, заходя в избу, просят прощения у
жильцов, не исключая самых маленьких. Совершая земной поклон, говорят
следующее:


Прости меня, если и наговорил чего лишнего!

Другой так отвечает:
Я тебе прощаю!

И в свою очередь кланяется и
просит прощения:
И ты меня прости!

Наконец они целуются друг с
другом.

Во многих деревнях молодежь готовит из соломы человекоподобную
фигуру и накануне первого воскресенья масленицы ставит ее на один из холмов
вокруг села, где они обычно катаются на санках. После того как поставили,
каждый из них три раза кланяется ей. Эта соломенная фигура — «масленичная
баба» (çăварникарчăкĕ). На следующее утро довольно рано собирается сюда
вся деревня, мужчины, женщины, чтобы хотя бы один раз прокатиться на санках.
Кто опаздывает, того называют «масленичной бабой». Следующим утром,
после того как поставили соломенную фигурку, очень тщательно рассматривают это
место: не наследила ли какая-нибудь собака вокруг нее, что означает несчастье
для всей деревни. И в конечном итоге чучело сжигают, этим и заканчивается
саварни.

Заключение

В современный период растет интерес к
традиционной праздничной
культуре, многие хотят знать о том, как  народные   праздники  проводились,
обрядах и ритуалах. В своей  работе  мы
попытались изучить одни из самых любимых
весенних праздников.
Для этогознакомились с различными источниками, публикациями по
праздникам.

Праздники весны по-своему схожи между собой,
но каждый имеет свои особенности. В каждом из них обрядовая еда – блины, либо
другое мучное изделие. И в этот день все наряжаются, ходят в гости друг к
другу, развлекаются, играют. В последний день в некоторых праздниках сжигают
чучело, а также в этот день провожают зиму, и встречают весну. И начинался
Великий пост.

Список
использованной литературы

1.
Яхин А.Г. Система татарского фольклора. Монография – Казань: Татарское книжное
издательство, 1984. -200с.

2.
С.А.Сафина и авторский коллектив. Кукморский край. Казань. Научно –популярное
издание. Издательский дом «Новости МИРА». 2008. -280с.

3. Удмуртская Республика:
Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2004. – 800с.

 4. Забылин М. «Русский народ. Полная иллюстрированная
энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. ООО Издательство «Эксмо» 2005г.

5. А.Н Афанасьев. «Дерево жизни» Москва, 1982г.

 6. А.Ф.
Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва. Издательство
«Правда» 1991г.

7.
Р.К. Уразманова. Народные обряды и праздники татар. Казань. Издательство
«Татарстан китапнэшрияты». 1992 г. — 96 с.

8.
Интернет – ресурсы.

УДМУРТСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Новый год

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)

Первый
зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия – Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января.
Поэтому
бытовали и другие названия праздника – Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские
морозы).

Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение
гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые
обычаи праздника – это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки
(чимали), пели
и плясали.

Вой дыр (Масленица)

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь».
Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица
проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях,
запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт
кудели. Старались
прокатиться на
прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье,
организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к
весенне-полевым
работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йо Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием – вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега
толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.

Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в
ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24
апреля) от нечистой силы.

Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля
или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали
омовение
(баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье,
варили
пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду
(хранителю домашнего очага) в
куале (шалаше) в целях
«благословения хлеба и питья». Каждая
семья (род)
выезжала на свой участок (межу) земли и начинала
сохой
пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое
углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка
(куды)
засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой – Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания
большого здоровья и приплода. На Пасху съедали
освященные
во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало
поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.

Тулыс Геры

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись
на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о
предстоящем урожае. Праздник известен почти всем
этническим
группам удмуртов, хотя названия могут быть разные:
Гербер (т.е.
после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в самое
красивое время – в
период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог
Вось 1 июня
из молитвенного храма Купалы улетает на луга
и возвращается
обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся
не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы
и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается
несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную
беседу, молодежь занята хороводами,
играми, соревнованиями,
организовывали скачки на лошадях, а победителям
в качестве приза вручали вышитые узорами
полотенца и кисеты. Их заранее
заготавливали
замужние женщины (молодухи). В этот день играли
свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем
урожае.

За праздником Гербер следовал церковный
праздник Петров
день, наступающий 12 июля. Удмурты его
называли Куарсур
(буквально: «Праздник травы»). В сельской
местности с этого дня
дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым
цветением
коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают
петь. В этот
день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

Куриськон, Пужмерлы
Вось

Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.

Семык Келян (Троица)

Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя
купаться и заготавливать веники.

Выль жук (Ильин день)

Выль жук – осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы
цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тол шорын)
с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (уег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище – куале.

На праздник Выль жук приходился Ильин день.
Этот
религиозный праздник христиан удмурты
отмечали 2 августа
ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка
верующие
приносили в церковь вареное мясо (голову и
бок) и раскладывали
его перед образами, а священник, отслужив
молебен, освещал
святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров,
он угощал
ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование
пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось
тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На
Ильин день выпекали уег нянь колды (каравай
ржаного хлеба),
резали барана и
вдоволь угощали приглашенных гостей.

Пукрол, Пукро (Покров)

Праздник Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14
октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки,
а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон  – моление духу голбца (погреба).До Покрова
дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня
происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу – поминки на
могилах (шай вылын кисьтон).

После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть),
чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (доськут). В Покров день тоже проводилась
обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из
одного дома в другой.

Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник цитирования: со слов жителя (родителя ребенка подготовительной к школе группы) села Дизьмино, Ярского района, Удмуртской Республики. В практике детского сада широко используются подвижны.

В консультации представлено описание народных игр на Вятке.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных.

Сценарий театрализованной игры-драматизации для детей II младшей группы по мотивам удмуртской народной сказки «Дом кота&quot.

Сценарий театрализованной игр-драматизации по мотивам удмуртской народной сказки «Сын рыбака» для детей подготовительной к школе группе. Автор воспитатель Петрова А.Л.

Источник

Картотека удмуртских народных игр

Марина Ломаева

Картотека удмуртских народных игр

«КАРТОТЕКА УДМУРТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР»

Сукыр така «Слепой баран»

По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран»

пытается ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя пойманного ребенка. Если угадает, меняются ролями.

Правило игры: дети не должны дотрагиваться до «слепого барана»

.

Валэз быжтиз кут «Поймай коня за хвост»

Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня»

, последний – его хвостом. По сигналу старшего,
«голова»
водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка –
«хвост»
.Если поймает, по счету выбираются другие
«голова»
и
«хвост»
.

Правило игры: дети должны крепко держаться друг за друга.

Кечпи но пуныос «Козленок и собаки»

По считалке выбирается «козленок»

. Остальные дети исполняют роль собак. Козленок в огороде грызет капусту.Собаки его замечают и дружно ругают:
«Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!»
(
«Козленок, козленок, почему ты нашу капусту съел!»
). Козленок, испугавшись, выбегает из
«огорода»
. Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счету выбирается козленок.

Правило игры: «собаки»

должны бежать, взявшись за руки, и окружить
«козленка»
, не задевая его.

Узы-боры бичасько «Собираю ягоды»

Правило игры: убегать можно только после последних слов.

По считалке выбирается Водяной. Он закрывает глаза и садится на корточки.Дети ходят по кругу и скандируют: «Вумурт, вумурт, мар пукиськод ву пыдсын? Пот, пот ми доры вераны, коня ни дыр!» («Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выйди, выйди к нам, скажи, который час!»). Вумурт, выходит, дети замирают. Кого поймал, должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал, Вумурт и ребенок меняются местами.

Правило игры: когда Вумурт пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя его отвлекать.

Вой горшок «Горшок с маслом»

По считалке выбираются мама и кошка. Мама ставит горшки на скамейку, называя их содержимое.Потом говорит кошке:

— Кочыш, горшокъесты эн иса! (Кошка, не трогай горшки)

.

— Чильык-чальык! (Щелк-щелк)

— мама уходит на работу.
(Кошка в это время съедает все содержимое из горшочков.)
Вернувшись домой,мама видит: все горшки пустые, опрокинутые. Кошка спит. Мама, причитая,все горшки обратно ставит на скамейку:

— Йолэз но сием, йолвылэз но сием… Ох тон, кочыш! И молоко съела, и сметану съела… Ах ты, кошка! (Кошка просыпается и убегает. Мама гонится за ней.)

Правило игры: если мама поймает кошку, они меняются ролями.

По считалке выбирают водящего,потом дружно скандируют:

Лудкеч, лудкеч, шаплы пыд, Заяц, заяц быстроногий,

Тон эн ветлы гольык пыд. Не ходи ты босиком.

Зеч кутчад ке тон пыддэ, Если будешь хорошо обуваться,

Кионъес уз ни сутэ. Волки не догонят.

После этих слов все дети убегают в разные стороны, водящий должен поймать кого – нибудь. Затем меняются местами.

(Ватскем шудон «Игра в прятки»

)

Дети, скандируя считалку,разбегаются кто куда:

Чима, чима, чимали, Чима, чима, чимали (галящий)

Чимыостэ кынь али. Глазки закрой-ка.

Табере тон усьты ни, А теперь открой

Милемыз тон утча ни. Да нас поищи.

По завершении считалки галящий открывает глаза и начинает искать детей.

Азвесь манет «Серебряная монетка»

Дети стоят в кругу, поют песню и передают из ладоши в ладоши по кругу монетку. Песня заканчивается.Дети спрашивают: «кытын манет?»
(Где монетка)
. Водящий, который стоял в середине круга и наблюдал за движением монетки, должен угадать, у кого задержалась монетка.Слова песни:

Кошкиз манет, кошкиз кык, Пошла манетка, пошли две,

Кошкиз манет юмшаны. Пошли монетки погулять.

Татын манет, татын кык, Тут монетка, тут – две,

Татын витьтон конь азвесь. Тут 50 серебряных копеек.

Круген бергаса «Хороводная игра»

Подвижные игры народов Поволжья (средняя группа)

Вероника Максимова

Подвижные игры народов Поволжья (средняя группа)

1. Русская народная игра «Горелки с платочком»

2. Русская народная игра «Горелки»

3. Русская народная игра «Малечена-калечена

4. Чувашская народная игра «Луна и солнце»

5. Чувашская игра «Хищник в море»

6. Мордовская игра “Раю – раю”

7. Мордовская народная игра «Круговой»

8. Татарская народная игра «Продаем горшки»

9. Татарская народная игра «Угадай и догони»

10. Татарская народная игра «Спутанные кони»

11. Удмуртская народная игра «Собирай шишки»

12. Марийская народная игра «Биляша»

13. Народная башкирская игра «Юрта»

1. Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева)

. Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

2. Русская народная игра «Горелки»

.

Колонна парами. «Гори, гори ясно

Ведущий догоняет последнюю пару.

3. Русская народная игра «Малечена-калечена»

.

Дети ставят на ладонь палочку (20-30 см.)

и произносят слова.

Сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот, кто больше всех удержит палочку.

Петрушка. Ребята, какой замечательный праздник. Спасибо вам за считалки и игры которым вы нас научили. И мы обязательно будем играть в них у нас во дворе.

4. Чувашская народная игра «Луна и солнце»

. Развивает силу и чувство товарищества.

Две команды луна и солнце. Капитаны поочередно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

5. Чувашская игра «Хищник в море»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми.Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела)

. Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна,ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила
игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Веселые старты на Удмуртский лад

Ознакомление учащихся с удмуртскими народными играми, обрядами, традициями, праздниками.

Расширить кругозор учащихся, развивать интерес к истории и культуре своего народа;

воспитывать интерес к участию в спортивно-массовых мероприятиях, содействовать укреплению уверенности детей в своих силах и знаниях;

: развивать личные физические качества в процессе спортивных эстафет;

содействовать формированию двигательных умений и навыков; развивать быстроту, силу, ловкость; развивать чувство товарищества;

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ.

Праздники представляли собой сложные явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также различные виды развлечений.

Обряды и праздники группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл и зимний цикл.

И первая наша эстафета будет связана с Новым годом и Рождеством и Святками.

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

2.
Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки).Эстафета. Бросание валенка.
Инвентарь: валенки- 2 шт, обруч- 2 шт.

2 команды. Первый участник команды бежит с валенком в руке, добегает до отмеченной линии и бросает валенок в обруч, поднимает валенок и бежит обратно, передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

3. Вой дыр (Масленица)

По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разнаряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек.

Масленица больше славится блинами, поэтому у нас сейчас будет

Эстафета. Перенеси блин.

Инвентарь: ракетка- 2шт, бумажный блин- 2 шт, 2шт- фишки.

По команде участники бегут с ракеткой и бумажным блином до фишки, обегают ее и бегут обратно. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

4. Йо Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.

Инвентарь: дощечки 6 шт.

По команде первый участник берет 3 дощечки и кладет перед собой, встает на них и передвигается. С помощью 3 дощечек он должен дойти до фишки. Обратно — бегом. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

5. Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.).

Эстафета. Собери яйца.

Инвентарь: 50 шт малых мячей, ведра 2 шт.

Пока звучит музыка, участники команд должны как можно больше собрать мячей в ведро. Музыка выключается, участники подсчитывают количество собранных мячей.

6. Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. « Гырон быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья.

Эстафета. Свадебная упряжка.

Инвентарь: 2 скакалки.

По команде 2 участника (первый накидывает на себя скакалку на уровне талии, второй берет за ручки скакалки) бегут до фишки, обегают ее и бегут обратно. Побеждает команда, которая выполнила задание первой.

7. Семык Келян (Троица)

Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.

Предлагаю вам игру на внимание «Три стихии»

Вода – горизонтальная волна

Огонь – вертикальная волна обеими руками, изображая пламя.

Ветер – махи руками над головой.

8. Выль жук (Ильин день)

«Выль жук» – осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На праздник «Выль жук» приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, бобы (горох).

Конспект занятия «Удмуртские народные подвижные игры» план-конспект занятия (6, 7 класс) на тему

Тема занятия: «Удмуртские народные подвижные игры»

Цель занятия: Познакомиться с национальными подвижными играми удмуртов.

Задачи занятия:

-Изучение национальных игр удмуртов, которые развивают силу, быстроту и ловкость.

-Развитие интереса к культуре родного народа через игровую деятельность ( нетрадиционные народные игры удмуртов).

-Воспитание бережного отношения к национальным традициям.

— Привлечение воспитанников к ЗОЖ.

Место проведения: Спортивный зал

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник цитирования: со слов жителя (родителя ребенка подготовительной к школе группы) села Дизьмино, Ярского района, Удмуртской Республики. В практике детского сада широко используются подвижны.

Данный материал содержит разнообразные игры для использования в работе над проеком «Огород на окне».

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр.

Удмуртские народные игры.

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые.

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви.

Источник

  1. Выль
    ар (Новый год)

  2. Толсур,
    Вожо дыр (Рождество, Святки)

  3. Вожо
    шыд сиён (Благословление трапезы Вожо)

  4. Вожо
    келян (Проводы Вожо)

  5. Йӧ
    вылын сылон (Крещение)

  6. Кышно
    праздник (Бабий праздник)

  7. Вӧй
    арня (Масленица)

  8. Крень
    нунал (Чистый понедельник)

  9. Шорт
    миськон (Мытье мотов)

  10. Шорт-туй
    (Праздник мотов)

  11. Гуждор
    (Проталинка) / Ошсиён (Жертвоприношение
    быка)

  12. Вэрва/Вервакуч/Пучы
    арниннал (Вербное воскресение)

  13. Четвериг
    нунал (Великий четверг)

  14. Акаяшка
    (Выезд на пашню)

  15. Бадӟым
    нунал/Великтэм (Великий день/Пасха)

  16. Квала
    пыран (Посещение куалы)

  17. Геры
    поттон (Вывоз сохи)

  18. Йӧ
    келян (Проводы льда)

  19. Гэры
    сектан (Чествование сохи)

  20. Зӧк
    поминка (Большие поминки)

  21. Вознесенне
    (Вознесение)

  22. Шай
    вылын поминка (Поминки на могилах.
    Радоница)

  23. Ӟег
    луд дуре (Праздник у ржаного поля)

  24. Квар
    вӧсян (Освящение листьев)

  25. Трочин/Троча/Тройча
    (Троица)

  26. Вувылслон
    (Летние Святки)

  27. Вулэн
    празникез (Праздник воды /Духов день)

  28. Веселый
    заговень

  29. Музъем
    и Гудыри ниманник (Именины Земли и
    Грома)

  30. Гырон
    быдтон (Окончание сева)

  31. Зӧк
    Гербер (После великой страды)

  32. Зӧк
    Гербер шыд сион (Благословение трапезы
    после великой страды)

  33. Ӟег
    утчан (Смотрины ржи)

  34. Петрол
    (Петров день)

  35. Кусо
    азе виро (Поминки предков перед сенокосом)

  36. Чупчи
    дуре (Праздник у Чепцы)

  37. Пичи
    Гербер (После малой страды)

  38. Выль/Льин/Иллин/Ильин
    день

  39. Ву
    вылын сылон (Стояние на воде)

  40. Сӥзьыл
    озимь дуре (Осенний праздник у озими)

  41. Сӥзьыл
    курбон (Осенняя жертва)

  42. Пужым
    улэ курбон (Жертва под сосною)

  43. Выль
    ӝук (Новая каша)

  44. Пичи
    поминка (Малые поминки)

  45. Шай
    вылын поминка (Поминки на могилах)

  46. Нюлэс
    муртлы курбон (Жертва лешему)

  47. Вал
    ниманник (Именины лошади)

  48. Ву
    муртлы курбон (Жертва водяному)

  49. Сӥзьыл
    квала пыран/Сӥзьыл юон (Осеннее посещение
    куалы /Осенний праздник)

  50. Сӥзьыл
    кисьтон/Покров поминка (Осенние
    поминки/Покровские поминки)

  51. Ныл
    брага (Девичий праздник)

  52. Пӧртмаськон
    (Осеннее ряжение)

  53. Тол
    Микола (Никола Зимний)

1.
Новый год

     Празднуется
так же, как и повсеместно, в ночь
на 1 января. 

2.
Толсур и Вожодыр (Рождество 
и Святки)

     Первый 
зимний праздник в честь всего 
собранного урожая, установления
последующего благополучия – Толсур.
Со временем его приурочили к Рождеству,
отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали
и другие названия праздника – Ымусьтон
(Рождественский), Толсур кезьытъёс
(Рождественские морозы).

     Народные 
обычаи, свойственные празднику Толсур:
уборка в доме, приготовление кушанья,
пива и кумышки (вотский самогон),
приглашение гостей, назначение к 
этому дню свадеб (сюан). Со дня 
Толсура начинались Святки (Вожодыр)
с участием молодежи. Обрядовые обычаи
праздника – это ряженье (пӧртмаськон)
для отпугивания злых духов, а также
вечера загадок (мадиськон ӝыт) и поговорок
(визькыл), где играли в жмурки (чимали),
пели и плясали. 

3.
Вӧй дыр (Масленица)

     Вӧй
дыр – последний праздник в 
зимнем сезоне календарного года.
Поскольку «вӧй» (масло) и «дыр» (время),
то «вӧй дыр» означает «масленое время».
Март назывался «вӧй толэзь». Следовательно,
у удмуртов, как и у русских, Масленица
проводилась в конце февраля – начале
марта в течение недели (Масленая неделя).
Праздник начинался в вордӥськон
(понедельник) – вӧй пырон (встреча
Масленицы) и завершался в арнянунал
(воскресенье) – вӧй келян (проводы
Масленицы). По народному обычаю на
Масленую неделю пекли блины (мильым),
приглашали родню в гости и сами ходили,
устраивали гулянья из дома в дом,
справляли свадьбы. Молодежь и дети в
Масленицу развлекались играми. Самым
радостным развлечением для молодежи
было катание на разряженных лошадях,
запряженных в выездные сани (кошёвки),
а у детей – спуск с пологих горок, много
было гармошек. А женщины и девушки гадали
– много ли женщина напрядёт кудели.
Старались прокатиться на прялке, чтобы
лён вырос высокий.

     Наиболее 
ярким, красочным, наполненным весельем
становился последний день Масленицы.
Ее проводы носили массовый
развлекательный характер. На проводах
устраивали ряженье, организовывали
гондыртон (медвежью пляску). После
Масленицы перед Пасхой наступал Великий
семинедельный пост, во время которого
земледельцы готовились к весенне-полевым
работам.

     Удмуртские 
деревни разделялись на две группы.
В деревнях первой праздновалось начало
масленицы, в деревнях второй – её
проводы. 

4.
Йӧ Келян (Проводы льда)

     Проводится 
во время весеннего половодья,
ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным
событием – вскрытием реки). Молодёжь
на мосту веселилась, пела, плясала под
гармошку. С берега толкали лёд баграми,
рубили его топором, жгли на нём солому
– провожали лёд. 

5.
Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

     Начало 
нового земледельческого цикла сопровождалось
обрядами изгнания Шайтана, чтобы не
испортил праздника, защитой дома в ночь
на Великий четверг от нечистой силы.

Акашка 
(от булг., ср чуваш. ак
– плуг и яшка
– похлебка, букв.: плужная
похлебка в
значении плужный
пир, праздник ),
праздник первой борозды, начало сева.
Объединил архаические обряды встречи
весны гуждор
(проталинка) и йӧ
келян (проводы
льда) с земледельческими и стал одним
из главных праздников народного
календаря. Сроки проведения назначались
деревенским сходом  (кенеш)
в зависимости от погодных условий. Под
влиянием христианского календаря совпал
с Пасхой (Будзиннал,
Великтэм,
Паска).
Все ритуальные действия праздника:
конные состязания молодежи до или после
выезда в поле, символическая вспашка
первой борозды и разбрасывание  яиц
вместе  с зерном, объезд дворов
верховыми  и дарение им яиц – направлены
на успешное проведение земледельческих
работ, повышение благосостояния
крестьянского хозяйства. Обязательными
были моление старейшин в родовом
святилище (куала)
и гостевание родственников с исполнением
напева акашка
гур, вӧсь
гур.

У
сев. удмуртов праздник бытовал под
названием геры
поттон/ гырыны потон
(вынос сохи, вывоз плуга/ выезд на пашню,
начало пахоты). «Первый день выезда на
пашню у глазовских вотяков считается
днем великим, требующим особого торжества
в честь сохи и обновления природы… но
этот день знаменателен еще тем, что в
оный день скот выгоняется в поле». Два
важных хозяйственных события знаменуются
особыми жертвоприношениями реке (шур,
ву), лесному
духу (Бытцым-нюня)
и другим богам.

До
обеда каждый домохозяин идет к местной
речке, троекратно кланяется ей, сняв
головной убор, и приносит жертву в виде
горбушки хлеба с маслом, которая 
называется нянь
ныр сётон
(давание горбушки). По возвращении домой,
он вместе с женой и домашними приносил
жертву лешему. На стол ставили миску с
кашей на молоке рядом с приготовленной
заранее берестяной коробочкой (чумон)
[четырехугольной формы]. В чумон клали
ложку каши и втыкали в нее струю ложку.
«Далее следует обряд обращения к
Бытцым-Нюня таким образом. За стол
садится кто-нибудь из членов семьи, но
непременно мужчина, и хозяин, обратившись
лицом к переднему углу, говорит:»Бытцым-Нюня!
Нюлэс_Нюня! Мы начинаем выгонять в поле
скот и в то же время выезжаем пахать. По
этому случаю приносим тебе жертву. Прими
ее… Храни скот от диких зверей и злых
людей. Наш скот будет ходить за двенадцатью
реками, за двенадцатью лугами… Паси,
храни его от болезней и всякого зла…».
После этого он относит чумон с белой
холщовой тряпицей, символизирующей
скатерть, к полевой изгороди, куда обычно
уносится и жертва умершим (сиён
поттон). Жертва
кладется на пенек или специально
устроенную из древесных ветвей полочку.
Произносятся те же слова, что и в доме,
сопровождая их троекратным поклоном.

По
входе в избу хозяин соблюдает обычай,
который соблюдается неукоснительно
всеми, кто заходит в дом после совершения
обрядов контактирования с потусторонним
миром, духами (после похорон, посещения
кладбища во время поминок, обрядов
отдаривания перед умершими предками в
любое другое время; любое прикосновение
к новорожденному матери после ее
отсутствия возможно также только после
прикосновения к печке). Верещагин считает
подобный жест «требованием культа
семейного божества».

Семья
в ожидании хозяина ничего не предпринимает,
и как только он возвращается, все
присутствующие, в том числе и мужчина,
который сидел за столом все это время,
приступают к трапезе, по окончании
которой первый раз в этом году выгоняют
скот на отгонные пастбища – огороженные
участки леса, где он находится до глубокой
осени. Собственно этим и объясняется
особое почитание в этот день лешего,
под покровительство которого оставляется
скот на все лето.

Под
влиянием христианства этот обряд
полностью исчез. Перед выгоном скота
хозяева зажигают перед иконой свечку
и, помолившись, выгоняют скот в поле,
похлестывая его освященными в Вербное
воскресенье (верба
куч, верба кисьтыр/ васьтыр)
веточками вербы.

Вышеописанные
обряды исполняют утром с таким расчетом,
чтобы успеть сделать все нужное до
выезда на пашню. Но до этого после
исполнения семейных обрядов приносится
общественная жертва всем селением в
родовом святилище (куа)
мужчинами без участия женщин. Жрец
(куа-поп)
произносит молитву: «благослови, Инмар,
Белый Инмар, Воршуд рода Сальи, Инву
рода Сальи! Дети наши намерены выехать
на пашню… Они выносят хлебные семена.
Пускай разбросанное-посеянное взойдет
хорошо, густо…». Тем временем молодые
парни выезжают в поле с сохами, в которые
впрягают лучших коней. Вспахав небольшое
пространство, извещают об этом домохозяев,
находящихся или в святилище, или дома.
Хозяева, насыпав в лукошки жита и положив
туда десяток-другой окрашенных яиц,
идут в поле. Девушки и женщины, нарядившись
в лучшие, праздничные одежды,  несут
разные виды кушанья, обязательными
считаются каравай хлеба, яичная лепешка
или мушник, блины, масло, из напитков –
пиво и кумышка.

Каждое
семейство собиралось на конце своей
полосы. Напитки и блюда ставили на белую
скатерть, разостланную на войлоке прямо
на земле. 

Соблюдается
обязательная последовательность обряда.
Хозяин достает из лукошка яйцо и подает
жене. Затем начинает разбрасывать
семена. Дети и молодые парни идут ему
навстречу, чтобы успеть собрать побольше
разбрасываемых им яиц. Они делают это
на каждой полосе, соревнуясь в сборе
яиц. Тот, кто набирает их большее
количество, считается удачливым. Они
нужны каждому для игры катание
яиц (курегпуз
питыръяса шудон).

После
символического засевания полосы,
совершается жертвоприношение богу
владеемых полос (Межа-возьмась, Му-Кылчин/
Му-Кылдысин),
чтобы он хранил посеянный в поле хлеб
от червей и насекомых. На краю засеянной
полосы при помощи кола делается небольшая
лунка не менее четверти аршина глубиной.
К этой лунке хозяин припадает на колени
и произносит слова молитвы-заклинания
(куриськон).
Жена подает ему яйцо и горбушку, которые
кладутся в только что сделанную лунку.
Туда же выливают стакан пива и рюмку
кумышки. Лунку зарывают.

Завершают
обряд выезда на пашню хождением с полосы
на полосу и угощением принесенными
блюдами и напитками. Обрядовое гостевание
по домам родственников (иськавын,
боляк)
продолжается пол возвращении в деревню
несколько дней. В каждом доме обрядовая
трапеза совершается по строго
установленному порядку: При входе в
избу и выходе из нее обращаются к хозяину
дома с выражением благопожеланий и
благодарностей. Например, переступив
за порог, говорят: «Пусть посеянное
взойдет густо хорошо» Хозяин на это
отвечает: «Пускай вырастет». Перед
выходом из избы говорят: « Благодарим
покорно. Пусть вместо съеденного и
выпитого нами Бог даст во сто и тысячу
раз больше. Пусть имущество твое будет
большое». До трапезы перед иконами
зажигается свеча, и гости вместе с
хозяевами, «помолившись, полагают по
три земных поклона».

В
то время, когда старики и пожилые ходят
по домам, молодежь – парни и девушки –
катаются по улицам деревни на верховых
лошадях. Катающиеся заезжают во дворы,
хазяйки выходят к ним с пивом и кумышкой.
Так проезжают несколько раз. С закатом
солнца собираются для хоровода на
площади. Игры и хороводы, начиная с
первого дня выезда на пашню, продолжаются
по ночам беспрерывно, вплоть до начала
полевой страды.

Через
некоторое время, чаще на другой день, в
поздней традиции – сразу после совершения
обряда выезда на пашню, празднуется йӧ
келян – проводы
льда, торжество по случаю вскрытия реки.
В основе празднества и жертвоприношения
– умилостивление духа реки с пожеланиями
поить водами реки людей и скот, орошать
поля и луга, предохранение от засухи и
неурожая, пожаров и мора.

Вся
деревня идет к реке, празднично одевшись
и прихватив причитающиеся обрядовые
блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляет
их на скатерти, постланной на мосту.
Куа-поп от каждого каравая отрезает
горбушку и опускает ее в реку с
молитвой-заклинанием. Так приносятся
в жертву кусочки всех блюд, выливается
в реку часть напитков. После жертвоприношения
начинается взаимное угощение и веселье,
сопровождаемое песнями и плясками на
мосту.

У
южных удмуртов акаяшка  слилась с
Пасхой. Почитание, празднество начиналось
в воскресенье (Быдӟым
нунал). Проводили
пичи вӧсь нерге
(малое обрядовое гостевание), когда
родственники по мужской линии (боляк)
ходили в гости только в своем кругу,
начиная обход домов с самого старшего
в роду. В понедельник начиналась акаяшка.
Это был день быдӟым
вӧсь нерге
(большого, великого гостевания), когда
в гостевание включались жрецы (восясь)
В доме главного жреца вырилась обрядовая
каша – Акашка
жук, или асаба
шыд.
Во вторник проводили акашка
ворттылон –
катание на лошадях. Молодые парни
разъезжали верхом на лошадях по деревне,
подъезжали к воротам или к окну, пением
выпрашивая причитающиеся им вино или
яйца. Хозяйка каждого дома выходила с
подношениями к воротам, подавала через
забор или в окно. Большой честью для
хозяев дома, да и хозяина лошади, был
въезд верхом прямо в избу. В таком случае
и лошади оказывались большие почести:
ее угощали вином, взбитыми яйцами.
Считалось, это принесет удачу в
скотоводстве, уродится хлеб и т.д.
Считался удачливым и тот, кто набирал
больше всего яиц. Во многих деревнях
парни, набрав яиц, шли на специально
проводимые в эти дни игры «катание яиц».
Полагали, что это повысит плодородие
земли.  В следующие дни А. провожали
(акашка уллян
– букв.: изгнание акашки). Главными
участниками обряда были пожилые женщины.
«Оседлав» ивовые прутики, они имитировали
езду на лошадях, ходили из дома в дом,
угощаясь и напевая акашка
уллян гур
(«напев изгнания акаяшки.).

В
отдельных деревнях (дд. Кузебаево,
Варклет-Бодья) в Буззиннал девушки на
выданье собирали по деревне крупу, чтобы
на следующий день – в акаяшке – сварить
кашу для обрядовой трапезы в специально
отведенном для этого месте (Акашка
кыз= Ель обряда
акашка) или прямо на улице.

6.
Тулыс Геры

     Обряд
начала весенних полевых работ. Сроки 
его проведения определялись на
деревенском  сходе. 

7.
Гербер, Гырон быдтон, Гершид

     Это
один из значительных праздников –
молений (куриськон) удмуртов о предстоящем
урожае. Праздник известен почти всем
этническим группам удмуртов, хотя
названия могут быть разные: Гербер (то
есть после плуга), Гершид (буквально:
гери шид, то есть суп (каша) в честь
плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

     Гырон
быдтон проводится на лугу в самое 
красивое время – в период
цветения. По поверьям удмуртов, их
Бог Вӧсь 1 июня из молитвенного
храма Купалы улетает на луга
и возвращается обратно  в Петров
день (12 июля). Поэтому в этот период они
молятся не в храме, а на природе. И, чтобы
Бога ненароком не обидеть, случайно не
задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать
цветы и луговые травы. Классический
Гырон быдтон продолжается несколько
дней. На нем пожилые люди ведут неспешную
беседу, молодежь занята хороводами,
играми, соревнованиями, организовывали
скачки на лошадях, а победителям в
качестве приза вручали вышитые узорами
полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали
замужние женщины (молодухи). В этот день
играли свадьбы и устраивали молодежные
гулянья. Празднество, как правило,
завершалось кратким молебном о будущем
урожае.

За 
праздником Гербер следовал церковный 
праздник Петров день, наступающий 12
июля. Удмурты его называли Куарсур
(буквально: «Праздник травы»).
В сельской местности с этого дня
дружно начинался нырысете турнан (первый
покос). Считалось, что лучшее сено то,
которое скошено перед самым цветением
коренных луговых трав. По народной
примете, в Петров день наступает лето
красное, певчие птицы перестают петь.
В этот день в церковных приходах
совершаются богослужения во имя апостолов
Петра и Павла. 

8.
Куриськон, Пужмерлы Вӧсь

Большие
праздники-моления с жертвоприношением 
после окончания весенних полевых 
работ. 

9.
Семык Келян (Троица)
Празднуется по
православному календарю. До этого дня
нельзя

купаться
и заготавливать веники.

10.
Выль ӝук (Ильин день)

Выль 
ӝук – осенний праздник в честь 
нового урожая. Выражение означает
«новая каша, приготовленная из ячменя
первого помола». По традиции в этот
день все кушанья готовили из нового
урожая. На родовом току (кутсаськон
инты) молотили снопы цепями (кулэс), и
зерно провеивали на ветру (тӧл шорын) с
помощью деревянных лопат. После помола
пекли хлеб из муки свежего урожая, а
также варили овсяной кисель. Кроме того,
хозяева с полей приносили колосья ржи
(ӟег) и ячменя (йыды), листья овощей,
окунали их в суп и освящали, а затем
молились, прося у Бога (Инмар) обильного
урожая в будущем. Пучок из разных колосьев
и листьев овощей каждая семья вывешивала
в своем святилище – куале.

На 
праздник Выль ӝук приходился Ильин 
день. Этот религиозный праздник
христиан удмурты отмечали 2
августа ежегодно. На празднование
дня Ильи-пророка  верующие
приносили в церковь  вареное мясо
(голову и бок) и раскладывали
его перед образами, а священник,
отслужив молебен, освещал святой водой
кушанье и кумышку. Отведав даров, он
угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных
работ к Ильину дню убиралась рожь, а
затем начиналось боронование пара,
посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время
начала посева ржи определялось тем,
«когда воробьи стаями начнут садиться
на птичью гречу». На Ильин день выпекали
ӟег нянь колды (каравай ржаного хлеба),
резали барана и вдоволь угощали
приглашенных гостей. 

11.
Пукрол, Пукро (Покров)

Праздник 
Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты
отмечают каждый год 14 октября. К Покрову
дню люди утепляли свое жилье. Снаружи
дома делали завалинки, а изнутри
промазывали щели и оконные рамы.
Совершается куриськон  – моление
духу голбца (погреба).До Покрова дня с
полей собирался весь урожай зерновых,
шел обмолот. Около Покрова дня происходили
малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую
субботу – поминки на могилах (шай вылын
кисьтон).

После
Покрова дня играли свадьбы, а 
молодежь приходила в кенос (клеть),
чтобы посмотреть невесту и ее одеяние
(дӥськут). В Покров день тоже проводилась
обрядовая игра – ряженье с участием
девушек и ряженых путем перемещения из
одного дома в другой.

Этот 
праздник знаменует конец хороводов,
начало посиделок. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Топ самых глупых праздников
  • Татьянин день описание праздника
  • Сценария татьяны евтюковой тебе исполнилось пятнадцать
  • Удмуртия гербер сценарий
  • Топ подарков на праздники