Use case это пользовательский сценарий

В этом материале разбираем, из чего состоят юзкейсы и смотрим примеры.
  • Что такое юзкейс
  • Из чего состоит
  • Как написать
  • Пример
  • Диаграммы
  • Польза для команды

Что такое юзкейс

Use case (также юзкейс, сценарий использования) – это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.

Юзкейсы содержат следующие сведения:

  • кто использует сайт или приложение
  • что пользователь хочет сделать
  • цель пользователя
  • шаги, которые делает пользователь, чтобы совершить определенное действие
  • описание того, как сайт или приложение реагируют на действия пользователя.

Юзкейсы не содержат детали реализации, а также описания пользовательского интерфейса или экранов.

В общем, в юзкейсе описывается не каким образом программа делает что-либо, а что именно она делает. Именно этого подхода и нужно придерживаться, создавая юзкейсы.

В отличие от user story, которая излагается от имени какого-то конкретного пользователя, в use case может быть описано взаимодействие (с определенной целью) нескольких участников. Например:

  • покупка товара в магазине (Покупатель – Продавец);
  • отправка письма по электронной почте (Отправитель – Почтовый клиент);
  • запрос страницы браузером (браузер – веб-сервер).

Элементы use case

Юзкейсы могут содержать следующие элементы (их количество зависит от сложности сценария):

  • Актор (actor) — тот, кто использует систему. Если взять за пример онлайн-магазин, там может быть несколько акторов: покупатели, продавцы, компании, занимающиеся доставкой, компании, проводящие платежи.
  • Стейкхолдер (stakeholder) — тот, кто заинтересован в определенном поведении системы. Зачастую это не конечный пользователь, а кто-то, получающий выгоду от функционирования системы. В случае с онлайн-магазином это может быть партнер — платежная платформа.
  • Первичное действующее лицо (primary actor) — человек или система, чьи цели достигаются при помощи нашего продукта. В онлайн-магазине это может быть основной дистрибьютор, чьи товары продаются на этой онлайн-платформе.
  • Предусловия и постусловия — что должно быть в наличии или должно произойти до и после запуска сценария использования.
  • Триггеры — события, запускающие юзкейс.
  • Успешный сценарий — юзкейс, при котором все идет по плану, без ошибок и неожиданностей.
  • Альтернативные пути — вариации основного успешного сценария на случай, если что-то пойдет не так на уровне системы.

Как написать use case?

Шаги в юзкейсе описываются максимально понятно. Что касается самих шагов, они могут быть следующими:

  1. Определите, кто будет использовать сайт.
  2. Выберите одного из этих пользователей.
  3. Определите, что этот пользователь хочет делать на сайте. Все, что пользователь делает на сайте, становится юзкейсом.
  4. Для каждого use case определите нормальный ход событий.
  5. Опишите основной путь пользователя: что именно делает пользователь и каков ожидаемый ответ системы.
  6. Далее рассмотрите альтернативные варианты развития событий и добавьте их, чтобы «расширить» use case.
  7. Повторите шаги 2-6 для всех остальных пользователей.

Пример use case

В этом юзкейсе изложен сценарий входа пользователя в школьную систему.

Название use case Login
Описание use case Пользователь входит в систему, чтобы получить доступ к ее функционалу.
Акторы Родители, Ученики, Учитель, Админ
Предусловия Система должна быть подсоединена к сети
Постусловия После успешного входа пользователю отсылается уведомление на mail id
Основные сценарии Номер Шаги
Акторы/пользователи 1 Ввод username
Ввод пароля
2 Проверить имя пользователя и пароль
3 Разрешить на вход в систему
Расширения 1a Неверное имя пользователя
Система выбрасывает сообщение об ошибке
2b Неверный пароль
Система выбрасывает сообщение об ошибке
3c Неверный пароль введен 4 раза
Приложение закрывается

Юзкейс-диаграммы

Для визуализации юзкейсов используют диаграммы. В них система обозначается прямоугольником, use case — овалом, актор — схематическим человечком.

Пример диаграммы для юзкейсов входа в школьную систему:

пример use case

Зачем нужны use case?

Давайте рассмотрим, в чем ценность юзкейсов для участников проекта разработки ПО.

  1. Заказчики

В юзкейсе отражается конечная бизнес-ценность, понятная заказчику. Реализация сценария использования в системе очевидна даже для нетехнического специалиста. Наличие готового use case позволяет заказчику своевременно дать старт дальнейшей работе тестировщиков и разработчиков.

  1. Разработчики

В сценарии использования указываются основной и альтернативные потоки событий. Вся информация в нем подается максимально структурированно и понятно, в привязке к конечному результату. Это удобно для понимания запутанных требований. Если сценарий поведения пользователя в системе сложный, use case просто необходим.

  1. Тестировщики

Юзкейсы — отличная основа для формирования тест-кейсов. Это, по сути, пригодные для тестирования требования с понятной целью и путями ее достижения. Тестирование по сценариям использования (use case testing) позволяет обнаружить в приложении недостатки,  которые сложно найти, например, при юнит-тестировании.

Image via Shutterstock.

Создание эффективных Use Cases (далее используется термины «варианты использования», «сценарии», «юзкейсы») — must have навык любого аналитика. Ведь в некоторых случаях без описанных сценариев не обойтись намного сложнее, чем с ними.

Следующие заметки будут полезны начинающим бизнес аналитикам, системным аналитикам, а также студентам.

Что такое Use Case

На собеседовании порой можно услышать следующее определение «Это такая UML-диаграмма с человечками и овалами». Давайте разберемся, что это такое, и рассмотрим несколько простых примеров.

Use Case описывает сценарий взаимодействия участников (как правило — пользователя и системы). Участников может быть 2 и больше. Пользователем может выступать как человек, так и другая система.

Мне нравится определение из книги Коберна (советую, ее, кстати, всем аналитикам): «Вариант использования фиксирует соглашение между участниками системы о ее поведении. Вариант использования описывает поведение системы при ее ответах на запрос одного из участников, называемого основным действующим лицом, в различных условиях».

В жизни встречала такие названия: варианты использования, юзкейс, сценарий, прецедент, сценарий использования.

Текст vs диаграмма/схема

Какое описание лучше: текстовое или диаграмма? Выбор за вами и вашей командой. В первые годы работы я использовала диаграммы либо диаграммы + текстовое описание к ним. Сейчас я предпочитаю текстовое описание сценариев, и объясню почему:

  • Такой формат более понятен заказчикам (а они тоже предпочитают читать и согласовывать варианты использования).
  • Текст проще и быстрее отредактировать, чем диаграммы и текст.

Конечно, если в вашем проекте очевидны дополнительные преимущества от использования диаграмм — надо их использовать.

Кому и в каких случаях нужны сценарии

— Разработчикам. Очень удобно, когда ветвистое требование описано при помощи основного и альтернативного потока событий. Все четко и понятно: кто, когда и что вызывает, и что получается в результате. В моем последнем проекте менеджер исповедовал подход: минимум описаний, максимум общения. Но для нескольких сложных сценариев разработчики сами просили сделать подробное описание, и юзкейсы отлично подошли.

— Заказчикам. Описано человеческим языком, заказчик своевременно может подтвердить, что это именно то, чего он ждет, или поправить.

— Тестировщику. Почти готовый тест-кейс :-)

— Всей проектной команде. Если сценарий нужно согласовать, а на каждом совещании пара-тройка альтернативных вариантов сценария звучит иначе, поможет строго описанный поток событий.

А также другим участникам процесса.

В каких случаях они нужны:

— Если вам нужна качественная, полная спецификация требований — юзкейсы прекрасно в этом помогут. Есть такие системы, для разработки и поддержки которых спецификация требований, содержащая модель данных, описание интерфейса, интеграции с другими системами и юзкейсы — очень хороший вариант.

— Для поддержки системы. Чтоб выявить ошибку, разобраться, на каком шаге что пошло не так.

— Если вам нужно описать какую-то часть функциональности, работы пользователя с интерфейсом, etc. в виде сценария. Тогда вы можете взять шаблон юзкейса за основу и использовать его для описания сценария. Например, основу требований к вашему мобильному приложению составляет описание пользовательского интерфейса. Но выполнение некоторых функций имеет много нюансов, которые нужно дополнительно описать при помощи таблички: «действие — отклик системы», или даже совместить такую табличку со сценарием.

Как их описывать

Давайте рассмотрим пару примеров, они говорят сами за себя.

Пример 1. Разблокировать учетную запись пользователя (простой короткий пример, без альтернативного потока событий):

Действующие лица Администратор, Система
Цель Изменить статус учетной записи пользователя на «активный».
Предусловие Учетная запись пользователя не активна.

Успешный сценарий:

  1. Администратор выбирает пользователя и активирует «Разблокировать».
  2. Система переключает учетную запись пользователя в статус «активный», и посылает сообщение (тут можно сослаться на текст сообщения из списка сообщений, см. примечание ниже) пользователю на email (если «User Account → email» не пусто).
Результат Учетная запись пользователя была переведена в статус «активный».

Пример 2. Авторизация пользователя:

Действующие лица Пользователь, Система
Цели Пользователь: авторизоваться в системе и начать работать;
Система: идентифицировать пользователя и его права.

Успешный сценарий:

  1. Пользователь запускает систему. Система открывает сессию пользователя, предлагает ввести логин и пароль.
  2. Пользователь вводит логин и пароль.
  3. Система проверяет логин и пароль.
  4. Система создает запись в истории авторизаций (IP адрес пользователя, логин, дата, рабочая станция).
  5. Система выдает пользователю сообщение по поводу успешной авторизации (ссылка на сообщение).
Результат Пользователь успешно авторизирован и может работать с системой.
Расширения:
Нет доступа к БД.
Система выдает сообщение (ссылка на сообщение).
Результат: пользователь не может войти.
В настройках безопасности для данного IP адреса существует запрет на вход в систему.
Результат: форма логина не предоставляется, система выдает сообщение пользователю (ссылка на сообщение).
Пользователь выбирает: «Напомнить пароль».
Вызывается сценарий «Напомнить пароль».
Пользователь с введенными логином и паролем не найден.
Результат: отказ в авторизации.
Система выдает сообщение (ссылка на сообщение).
Переход на шаг 2.
Количество неудачных попыток авторизоваться достигло максимального, установленного в настройках.
Результат: пользователь не может войти.
Выдается сообщение: (ссылка на сообщение).
Вход с IP адреса Пользователя заблокирован на время, установленное в настройках.

Важные моменты

— Очевидно, что если Пример 1 можно было безболезненно описать простым текстом, то Пример 2 намного лучше воспринимается в виде сценария. Но если у вас вся функциональность описана в виде юзкейсов, то лучше описывать юзкейсами даже очень простые сценарии, из пары шагов. Пусть ваша спецификация будет в едином стиле.

— Используйте минимальное количество слов и пунктов, необходимых для однозначного понимания сценария. Если юзкейс получается слишком длинный, возможно, лучше будет разбить его на несколько. С очень длинными сценариями, с большим количеством расширений, работать крайне неудобно.

— Если в двух и более сценариях повторяется одинаковый набор шагов, есть смысл вынести эти шаги в отдельный сценарий, и ссылаться на них. Документ будет легче. А если что-то в этих шагах поменяется, то достаточно будет изменить в одном месте.

— Список сообщений, которые система выдает пользователю, стандартные тексты электронных писем и т.п. удобно расположить в едином месте в документе, и ссылаться на нужный пункт из разных юзкейсов, т.к. сообщения в сценариях часто дублируются.

— Перечитайте документ со сценариями, перед тем, как отдавать его разработчикам или заказчикам. Лучше даже несколько раз. Всегда находятся моменты, которые можно описать лаконичнее, или выявляются какие-то несоответствия. Или случайные «копипасты». Уважайте время и головы других людей.

— Кстати, про «копипасты». Незаполненную табличку для описания юзкейса есть смысл «копипастить».

— Как видно из примеров выше, расширение к шагу номер 1 указывается в разделе «Расширение» как 1а, 1б, и т.д. Расширение *а — это общее расширение к сценарию, не к конкретному.

Правильных и полезных вам сценариев! Вопросы, примеры, предложения, комментарии приветствуются. Спасибо за внимание.

При написании статьи я использовала материалы из книги Алистера Коберна «Современные методы описания функциональных требований к системам».

Пользовательские сценарии в UX-дизайне

Центром любого дизайн-проекта является пользователь.

Мы создаем продукты, основываясь на том, что знаем о пользователях, даже если это противоречит нашему собственному мнению или представлениях об идеальном дизайне. Как? Благодаря различным методам исследования пользователей, таким как пользовательские сценарии.

Чтобы понять, как этот метод изучения пользовательского опыта (User Experience, UX) реально помогает создавать удобные интерфейсы, рассмотрим несколько основных моментов, включая определение пользовательских сценариев, их роль в UX-дизайне, отличие от пользовательских историй и многое другое.

Содержание статьи

Что такое пользовательские сценарии?

Зачем нужны сценарии?

Как создать пользовательский сценарий

Отличие пользовательского сценария от пользовательской истории

Привлекаем команду контроля качества

Заключение

Что такое пользовательские сценарии?

По сути, пользовательские сценарии (User Scenarios) — это короткие рассказы о пользователях, представленных в виде образов идеальных пользователей (персон), пытающихся достичь своих целей в своем контексте в ходе взаимодействия с вашим сайтом или приложением. Как правило, сценарии разрабатываются для продуктов и сервисов, только планируемых к запуску.

Создание сценариев требует особого мышления: необходимо сосредоточиться на целях пользователей. Чего они будут пытаться достичь на вашем сайте или в приложении? Будет ли ваш продукт им полезен? Также важно подумать о сопровождающем их контексте (нюансы поведения и использования продукта, условия, влияющие на UX), их предыдущих знаниях и опыте.

Пользовательские сценарии не представляют всех возможных пользователей. Вместо этого они обычно учитывают только самые распространенные персоны и их мотивации. Хорошие сценарии включают контекст и детализацию, чтобы быть как можно более точными и связными.

Чтобы представлять целевых пользователей в максимально реальном виде, сценарии должны исходить из четкого понимания того, с кем вы будете иметь дело, — требуется исследование, проведенное с существующими или потенциальными пользователями. Работая с хорошо продуманными сценариями, наполненными реалистичными персонами, команда разработчиков сможет выявить ранее неизвестные проблемные области и затем исправить их.

Зачем нужны сценарии?

Пользовательский сценарий — это вымышленная история о том, как пользователь выполняет действия или достигает своих целей с помощью вашего продукта. Сценарий обращает особое внимание на мотивацию пользователя в ходе взаимодействия с дизайном и документирует особенности поведения на сайте. В итоге дизайнеры получают набор полезных соображений, которые могут стать основой для выработки новых идей и юзабилити-тестирования.

Визуализация того, как юзер будет использовать продукт или услугу, весьма полезна на этапе идейной разработки проекта. На такой ранней стадии гибкость, которую эти сценарии предлагают воображению дизайнера, огромна. Благодаря этому можно расширить потенциал дизайна в плане его универсальности и даже выйти за рамки того, что предлагается на рынке.

Пользовательские сценарии также применяются для определения наиболее важных для юзабилити-тестирования областей, они позволяют понять, как именно должен проводиться каждый тест.

Благодаря сценариям мы можем определить:

  • наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе разработки UX;
  • какие этапы процесса потребуют от вас дополнительной помощи вашим пользователям;
  • основные потребности и мотивы ваших пользователей.

Как создать пользовательский сценарий

Как вы уже поняли, предварительным условием является создание персон. Разработав образы идеальных пользователей, вы можете переходить к следующему плану:

1. Решите, какие сценарии создавать, отталкиваясь от наиболее значимых действий каждого вида персон.

2. Напишите правдоподобную историю, содержащую:

  • сюжет (триггеры, действия, достигнутая цель);
  • контекст использования (где? когда? каковы окружающие пользователя условия?);
  • мотивации, причины;
  • ответ на вопрос: как продукт/сервис помогает достигнуть конечной цели?

3. Отойдите от решений относительно пользовательского интерфейса (User Interface, UI). Суть не в этом. Главное — это опыт персон, что они чувствуют, видят, делают, о чем думают.

4. Постарайтесь избегать далеких от реальности предположений. Ориентируйтесь на то, что в данной ситуации сделал бы реальный пользователь.

5. Уберите все, что не вписывается в сценарий.

Пользовательский сценарий должен сосредотачиваться не только на взаимодействии с продуктом, но и на других вещах, которые происходят во время этого взаимодействия. Он может включать культурную информацию, контекст и описание обстоятельств, которые побуждают использовать продукт или приложение. Например, сценарий описывающий применение мобильного приложения, будет содержать информацию о том, что устройство используется, когда пользователь находится в поезде, или что действие прерывается входящим вызовом. Подобная информация помогает разработчикам адаптировать дизайн, исходя из целей улучшения пользовательского опыта и юзабилити. 

Пользовательский сценарий должен сосредотачиваться не только на взаимодействии с продуктом, но и на других вещах, которые происходят во время этого взаимодействия.

Написав сценарий, вы можете на его основе начать определять требования к дизайну приложения.

Отличие пользовательского сценария от пользовательской истории

Следует отметить, что сценарии создаются, исходя из пользовательских историй (User Stories), коротких утверждений, описывающих, что нужно определенной персоне и почему. Сценарии выводят пользовательские истории на новый уровень, добавляя к истории подробности взаимодействия с продуктом или услугой.

Пользовательские истории:

  • короче (как правило, одно предложение), не содержат деталей о пользователе и его прошлом опыте, мыслях и мотивациях;
  • с точки зрения пользователя описывают некую потребность, которая должна удовлетворяться вашим продуктом;
  • представлены прямой речью самого пользователя.

Пример истории: «Как любитель кино, я хочу, чтобы на моем смартфоне была вся информация о предстоящих премьерах в местных кинотеатрах, чтобы мне не приходилось проверять сайты каждого из них по отдельности».

Хорошо написанная пользовательская история — это скелет любого проекта по дизайну UX, а сценарий — это его мышцы. Вместе они помогают создать надежный продукт, успешно решающий проблемы пользователя и вызывающий чувство удовлетворения.

Отличие сценария от примера использования

Пример, или кейс, использования (Use Case) — это, скорее, технический план, чертеж проекта, в центре которого находятся функции, а не чувства и мысли. Кейсы представляют собой список действий при взаимодействии человека с системой.

Привлекаем команду контроля качества

Над пользовательскими сценариями обычно работают координатор или менеджер проекта, а также UX- и UI-разработчики. Специалисты по контролю качества (QA, Quality Assurance) или, попросту говоря, тестировщики привлекаются не всегда, хотя именно они знают каждый кейс и каждое условие (позитивное или негативное) с точки зрения пользователя. С их помощью вы будете писать более точные сценарии.

Когда речь заходит о сценариях, обычно это означает необходимость протестировать продукт или данные. Вам нужно убедиться, что ваш продукт готов, прежде чем вы сделаете его доступным широкой публике. Тестировщики должны стать вашими первыми клиентами. Перед началом тестирования такому профессионалу нужно передать максимум информации о продукте и как можно больше сценариев.

Почему этот шаг действительно важен?

Ваш продукт попадет в руки многих людей. Существует много способов использования продукта или сервиса, и вы должны подготовить все возможные сценарии. Не только QA, но вообще каждый профессионал, участвующий в разработке, должен осознавать важность пользовательского сценария. Сценарии помогают вам генерировать идеальное решение проблем и делать хорошие, по-настоящему полезные продукты.

Каждый участник команды должен представить себя на месте пользователя. Не одного пользователя, а многих, разных пользователей. Как только все вживутся в роли, переходите к следующим шагам:

1. Изучите своих пользователей, их привычки и потребности.

2. Начните сами использовать продукт всеми возможными способами. Представьте, что вы и есть тот самый пользователь, который при этом хочет сделать что-то на вашем сайте или в приложении.

3. Разбейте процесс на несколько частей. Например, создайте пользовательские сценарии для случаев входа в систему и для оплаты или добавления товаров в корзину.

4. Разделите каждый сценарий на позитивный и негативный вариант. Возьмем попытку входа в качестве примера. Позитивный кейс: ввод пользователем имени и пароля, приводящий к успешному входу в систему. Негативный: пользователь забыл свой юзернейм и не смог войти в систему.

5. Придумайте как можно больше негативных кейсов. Такой подход позволяет обнаруживать больше пробелов.

6. Подключите всю команду. Попросите всех ваших коллег собраться вместе, составить список сценариев и завершить их с помощью продукта. Наличие разнообразных точек зрения поможет при дальнейшей разработке.

7. Создайте карту сценариев — документ, содержащий все ваши сценарии, тогда вы избежите повторений. На такой карте будет удобно наблюдать все имеющиеся сценарии и отмечать те, которые вы уже проработали.

8. Подумайте о том, как помочь пользователям следовать обозначенному вами сценарию. Experrto — это платформа для адаптации пользователей к интерфейсу и взаимодействию с вашим продуктом. С помощью индивидуально настроенных визуальных интерактивных подсказок Experrto позволяет выстроить онбординг таким образом, чтобы пользователь мог максимально эффективно добиться своей цели на сайте и завершить свой сценарий.

Прежде чем приступить к дизайну пользовательского пути, дизайнер накидывает базовый сценарий. Затем приглашает QA-специалистов для окончательной его проработки. Шаги повторяются до тех пор, пока вы не получите завершенный пользовательский сценарий — лишь затем можно переходить к следующим стадиям разработки.

Убедитесь, что вы следуете всем пунктам из представленного выше алгоритма, уделяя особое внимание негативным кейсам.

Заключение

Пользовательские сценарии важны, поскольку они позволяют экспертам по юзабилити и разработчикам проникнуть в сознание потенциальных пользователей. В сценариях основное внимание уделяется потребностям людей, а не аспектам дизайна. Еще одним преимуществом пользовательских сценариев является то, что они написаны на языке, который понимают все члены команды, независимо от специализации.

Изучите все возможные точки зрения. Разбирайте отдельные моменты снова и снова, фиксируя в своих заметках полученные инсайты. К этому и сводится процесс создания сценариев, пользовательских историй и примеров использования. 

По материалам: interaction-design.org, uxknowledgebase.com, uxplanet.org 

17-10-2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Urod ru сегодня праздник у девчат
  • Url2bmp ошибка сценария
  • Url праздники россии
  • Urkg сценарий x plane 11
  • Urban dictionary праздники