Я против гендерных праздников

Нелюбовь к «гендерным» праздникам — явление распространенное. Кто-то их игнорирует, кто-то яростно обличает. Но что делать, если эта «аутсайдерская» позиция начинает причинять дискомфорт нам самим? Отвечает психотерапевт Екатерина Михайлова. | PSYCHOLOGIES

Ненавижу «половые» праздники

Нелюбовь к «гендерным» праздникам — явление распространенное. Кто-то их игнорирует, кто-то яростно обличает. Но что делать, если эта «аутсайдерская» позиция начинает причинять дискомфорт нам самим? Отвечает психотерапевт Екатерина Михайлова.

Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

«С ужасом жду «гендерных праздников»: Дня влюбленных, 23 февраля и 8 Марта. Придумываю дела вне офиса или заболеваю, чтобы не сдавать деньги на вымученные сюрпризы. При этом мне как будто стыдно, я даже извиняюсь. Как-то не поздравила cвоего парня, и он обиделся, на этот раз уже готовлюсь, но злюсь — будто заставляют через силу».

Наталья, 26 лет, Курган

Екатерина Михайлова, психотерапевт

Точно знаю, Наталья, что нелюбимые вами праздники у многих вызывают примерно те же чувства. В студенческие времена мы с однокурсниками отказались от всяких «М» и «Ж» и отмечали 1 марта — начало весны. Вместе, весело, без тематических тостов и пошлых открыток. Но мы приняли такое решение именно вместе.

Вы же сердитесь и недоумеваете скорее по поводу того, что вашего отношения к этим датам не разделяет даже самое близкое окружение. Вам как будто стыдно. Хочется спросить: «За что?» Думаю, за то, что вы не вместе с другими. Если поздравляете скрипя зубами, вы словно поддались общественному давлению, что уж там деликатничать, «прогнулись». Если игнорируете — получаете «ответные санкции»: кто-то обиделся, с кем-то поссорились.

Праздник — это смотр социальных связей, он обязан кого-то с кем-то сплотить. Человек, которого не позвали со всеми «отмечать», чувствует себя изгнанным. Тот, кто сам не пошел, да еще и критикует повод, бросает вызов окружению. Оно реагирует соответственно.

Все три нелюбимые даты внедряют идеализированные образы мужчин, женщин и их отношений. И что-то вас в этой лубочной мифологии сильно злит. Но беда в том, что объектом злости стали именно праздники, а они публичны по определению. Можно поискать корни злости или оставить все как есть, а можно поискать окружение, толерантное к «отступникам».

В российском календаре тесно соседствуют сразу два гендерных праздника — 23 февраля и 8 марта. Однако на устоявшиеся традиции торжеств жалуются как мужчины, так и женщины. Редакция Royal Cheese выяснила проблемы, с которыми сталкиваются люди в эти дни, и задалась вопросом: а целесообразно ли существование гендерных праздников, особенно если учесть тенденцию к равноправию в современном мире.

Не служил — не мужик

23 февраля - праздник для служивших
Мужчины по всему миру отмечают «свой день» 19 ноября, но в России к этой дате относятся равнодушно. У нас есть аналог — День защитника отечества. Изначально он не имел гендерного налета и был связан исключительно с армией СССР, а назывался в разные времена Днем Советской армии или Днем Красной армии. Но в 1992 году трактовку заменили на более-менее нейтральную, что послужило поводом для трансформации торжества. Сегодня каждый мужчина России 23-го февраля принимает поздравления и пожелания в духе «Будь сильным, стойким, ты же наш будущий защитник!». Такая формулировка пожеланий не всегда уместна, ведь не все хотят служить в армии или вообще хоть как-то связывать свою жизнь с милитаризмом. Поэтому нет оснований называть военный праздник мужским днем.

Пока все остается так, как есть, российские мужчины будут испытывать в этот день дискомфорт. Это проявляется в первую очередь в критике со стороны тех, кто празднует 23 февраля и ассоциирует себя с датой. Ты наверняка знаешь о том, что отдавшие долг родине любят лишний раз напомнить об этом всему миру. Алтайский депутат Вячеслав Початов в одном из интервью заявил:

«Сейчас служба уже не так почетна, и молодежь не рвется в армию. Но люди, которые стремятся избежать службы, вызывают у меня не самое благоприятное впечатление».

Тех, кто не был в армии, нередко осуждают словами в духе «не служил — не мужик». Фраза, мягко говоря спорная, ведь мужчина определяется не по печати в военнике. Подобный шэйминг иногда перерастает в сцены из средневековья. Так, например, в 2014 году воронежца избили за то, что он носил тельняшку, но не служил в армии. К сожалению, некоторые до сих пор думают, что полосатая кофта — это не одежда, а привилегия. Пока подобные заблуждения будут сохранятся в обществе, неслужившие мужчины будут относиться ко Дню защитника отечества с сомнением.

Не рожала — не баба

8 марта - женский день

Ситуация с 8 марта не менее странная. Изначально дата трактовалась как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Со временем подлинные смыслы Международного женского дня улетучились, а праздник превратился в «день весны, цветов и всего прекрасного». Многие мужчины почему-то живут с мыслью, что женщина — это их правая рука, и не воспринимают ее как самостоятельную личность. На 8 марта это проявляется в поздравлениях по типу «желаю оставаться такой же нежной, красивой, радовать нас — спасибо, что украшаешь наш коллектив!». Странно слышать подобное: складывается ощущение, что пожелание направлено дивану или любому другому предмету интерьера.

Доля тех, кто относится к 8 марта как к абстрактному празднику весны и красоты, согласно опросу hh.ru, — 21%. Многие мужчины до сих пор не поняли, что Международный женский день — это не о «красивых и нежных».

Мнения торжествующих о 23 февраля и 8 марта

Во время гендерных праздников стереотипы достигают своего апогея. Мы поговорили с женщинами и мужчинами об их отношении к 23 февраля и 8 марта. Выяснилось, что не всем нравится отмечать эти даты, ведь часто случаются курьезы, о которых лучше забыть.

РУСЛАН

Как по мне, это праздник именно для военнослужащих или бывших служивших, ветеранов. Кто действительно защищает родину или защищал ее. Приписывать каждому мальчику, парню или мужчине это — как-то слишком. Такое ощущение складывается, что ты уже с рождения должен защищать родину просто потому, что ты парень.

Из самых странных поздравлений была поездка в воинскую часть в школе: мы валялись в грязи, стреляя по мишеням, было весело, пока какой-то мужик не начал рассказывать, как он «чуркобесов» в Чечне отстреливал.

ДИАНА


У меня был диалог с парнем, который думал, что 8 марта — это день рожавших женщин. Я попыталась объяснить исторические корни праздника, и тут началось гнобление феминисток. Зеркальное отношение у него ко Дню защитника отечества. Суть такова: 8 марта — не мой праздник, поскольку не рожала, но 23 февраля — все же его, хоть он и не служил. Все потому, что «если будет война, на фронт пойдут все: и откосившие, и недокосившие, и служившие». А вот насчет меня — неизвестно, буду ли я рожать вообще.

КАТЯ

На самом деле, непонятно, как день борьбы за права женщин превратился в то, что сейчас происходит. Особенно бесит, когда начинают «желать» оставаться в первую очередь женщиной: милой, доброй, любящей женой и матерью — и прочую фигню, забывая при этом саму историю этого дня. Как будто кроме этого мы ничего и не умеем. Бесят шуточки от создателей «твой день 8 марта», «не рожала — не баба» и прочий сексизм. Вот таких поздравлений хотелось бы вовсе не получать.

РУСТАМ

носки - традиционный подарок на 23 февраля

У меня весьма смешанные чувства касательно 23 февраля. Из года в год приходится слышать фразы вроде: «23 февраля только для тех, кто служил». С одной стороны, это верно: все-таки День защитника отечества, — но ведь с женскими праздниками все иначе. Есть отдельно 8 марта как Международный женский день или 29 ноября — как День матери, но аналогичные праздники с мужской стороны просто игнорируются в нашем менталитете (19 ноября — Международный мужской день или 21 июня — День отца — прим. ред.).

Если судить максимально объективно, то 23 февраля — не тот праздник, с которым меня нужно поздравлять. Просто он стал нарицательным праздником «мужчин». Что касается самих поздравлений: часто они носят формальный характер — за исключением близких женщин. Поэтому выделять самое плохое я не могу. Были те, что ради галочки, и те, где праздник трансформировался в «день мужчины».

А как прошли твои гендерные праздники в этом году?

Каждый год 23 февраля и 8 марта нас бомбардируют бессмысленными подарками, усиленной рекламой, ненужными вещами и скидками. Татьяна Костенкова, директор сервиса Aori, так от этого устала, что написала 10 советов, которые помогут вам пережить гендерные праздники.

Итак, что делать, если вы ненавидите 23 февраля и 8 марта…

Если вы мизантроп, то 23 февраля и 8 марта – лучшие для вас дни в году. Эти дурацкие праздники, которые отмечают так же массово, как Новый год и Масленицу, предоставляют широкое поле для унижения других людей, ссор, обид и ненависти в целом. Лучше – только День святого Валентина, но о нем уже столько написано…

Вот советы для тех, кто не знает, как пережить гендерные праздники:

1. Взять отпуск или больничный

Самый простой и действенный способ показать, что вы нормальный человек и не собираетесь поздравлять женщину за то, что она женщина, а мужчину за то, что он родился «защитником Отечества». Это также отличный способ избежать дезодорантов, наборов носков, гелей для душа и прочих особенно дурацких подарков.

2. Сидеть и работать со скучным лицом, демонстрируя занятость

Игнорировать общественные обсуждения поздравлений и подарков. Половые праздники – это хороший момент, чтобы продемонстрировать начальству, кто в компании на самом деле работает (а кто ходит в офис развлекаться).

Что бы ни происходило – не стоит отвлекаться от работы и участвовать в обсуждениях. Лучше даже громко объявить, что вы не готовы тратить время зря и очень заняты работой (можно четко назвать клиентов, которые ждут выполнения задач). Можно даже попросить на время «половых праздников» побольше задач.

3. На обсуждении праздника на каждую идею говорить: «Это уже было!»

Если не удается уклониться от обсуждения, лучшая реакция – это напоминать всем, что обсуждаемые идеи не оригинальны и большинство из них уже реализовывались (не вами, так предыдущей командой или у конкурентов).

4. Забирать у девушек цветы

Это оригинальное решение, которое позволит поссориться с максимальным числом коллег и знакомых. Цветы можно топтать, ломать или выбрасывать в окно. Хорошо опрокинуть на рабочий стол вазу с цветами у какой-нибудь особенно популярной коллеги – нечего тут веселиться, работать пришла или что?

5. Вручить коллеге «неудобный» подарок

Можно купить в подарок коллегам гвоздики или розы с длиной стебля 50-80 см (чем длиннее, тем лучше). Предварительно подержать цветы в ведре с грязной водой – тогда от них на столе и одежде будут оставаться заметные следы. Оптимально, если ваз на всех не хватит, а благодаря длинному стеблю цветы не будут держаться ни в одном стакане.

6. На 23 февраля спрашивать у всех мужчин:  «А ты сам-то служил?»

Очевидно, что 23 февраля – не праздник мужчин, а День защитника Отечества, поэтому – если не служил, то чего праздновать?

7. Все поздравления строить по шаблону «для защитников Отечества и других мальчиков, которые не служили»

Аналогично предыдущему пункту. Если вариантов нет и поздравить мужчин-коллег нужно, стоит подчеркнуть, что вы в курсе истории праздника.

8. Забыть о нормах приличия

Дезодоранты, наборы носков и косметики – это затерто. Давайте подойдем к подаркам радикальнее – можно дарить наборы туалетной бумаги и влажные салфетки на 23 февраля.

На 8 марта можно порадовать дам средствами для похудения и волшебными чаями («Лимонник для очистки кишечника», «От выпадения волос», «Волшебный сбор для успокоения истерики», «Половая сила»).

Во-первых, это полезный подарок.

Во-вторых, оригинальный и точно запомнится.

9. Собирать жмых от кофемашины весь год, чтобы…

Собирайте жмых от кофейной машины, ведь это очень хороший пилинг! Раз в год вы сможете порадовать всех женщин небольшим мешочком кофейного жмыха. Стоит отдельно отметить, что вы собирали жмых весь год, думая о коллегах и друзьях – тогда подарок будет особенно ценным.

10. Делиться своим негативом в Facebook

Выложите в Фейсбук фотографии всех подарков от коллег и родственников с тэгом #ненавижугендерныепраздники, #чтозахрень, #очереднаяфигня. 

Главное – иметь четкую позицию и непрерывно ее выражать. Если вы ненавидите гендерные праздники, пусть все об этом узнают!


Материалы по теме:

Россиянина лишили прав на домен ɢoogle.com после жалобы Google

8 сериалов об офисной жизни

Эксцентричный гений: 13 забавных фактов из биографии Билла Гейтса

«Самой горячей китаянкой» названа 70-летняя хозяйка компании по производству соусов чили

Cбербанк учит сотрудников не отвечать на фишинговые письма «мультяшной» flash-игрой

Apple опубликовала первый трейлер своего похожего на «Голос» реалити-шоу

Жизнь удаленного сотрудника — в гифках

Сооснователь банка «Точка» Яна Ганник

Есть у нас в стране такая особенность — поздравлять женщин с тем, что они женщины, а мужчин — с тем, что они мужчины, широко отмечая эти дни капустниками на работе, стандартными гендерными подарками и не менее стандартными шутками в интернете.

Не говоря уже о целесообразности существования самих праздников, я хочу акцентировать внимание на том, почему такие традиции вредны для корпоративной культуры компании.

Праздники — это безусловное отражение ценностей общества и культурных особенностей места, где это общество живёт и работает. Поэтому в России огромное значение имеет День Победы, в Израиле — день Независимости, для католиков главный праздник — Рождество, а для мусульман — Курбан-байрам.

Чем сильнее общество осознаёт себя и ощущает свою — национальную, географическую, историческую — аутентичность, чем сильнее и ярче его культура, тем больше у него «своих» праздников и традиций. И наоборот, чем сильнее у общества желание отмечать «чужие» праздники, тем более оно разрозненно. Это же распространяется и на компании.

Задача лидеров — формировать уникальный культурный код компании и инвестировать в те вещи, которые будут его усиливать и развивать: придумывать свои традиции и правила (например, каждый сотрудник ходит в командировки в соседний отдел, чтобы понимать, как там всё работает), отмечать события, которые имеют большое значение для компании (например, день рождения или день запуска самого революционного продукта).

Когда же компания выделяет деньги и ресурсы на празднование 8 марта, 23 февраля, Дня святого Валентина или Хэллоуина, она инвестирует в поддержание не «своих» ценностей.

Так, за несколько недель до «праздника» собирается инициативная группа, которая придумывает основную идею и оговаривает смету. Можно говорить, что на подарки в компаниях тратятся сущие копейки, особенно на фоне других статей расходов.

Но важно учитывать еще и то, что инициативная группа теперь занята по большей части не своей работой, а подготовкой банкета. Стало быть, теряются и человекочасы.

Сам праздник, как правило, сводится к тому, чтобы переодеться в военную форму, организовать полевую кухню, купить тюльпанов, поставить фотозону и караоке. Это мило и так делают все, но в том-то и проблема, что в этот момент ваша компания теряет свой уникальный культурный код, становясь «как все». К тому же, почти всегда выглядит это достаточно пошло и колхозно.

Что мы имеем в итоге: потраченные деньги на поддержание «чужих» ценностей, пропавшие ценные человеко-часы инициативных сотрудников, и сам день празднования, когда не занимается работой уже никто в компании.

На мой взгляд, это потрясающе неэффективно и бесцельно. В таких случаях каждому руководителю стоит ответить на вопросы «для чего и что мы празднуем?», «какие ценности мы этим продвигаем?» и выполнить «домашнее задание», пересчитав празднование в реальные деньги.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Я просто не представляю что подарить тебе
  • Я знаю какой сегодня праздник
  • Я просто не знаю что подарить тебе
  • Я думала что подарила маме немного молодости
  • Я пришел на этот праздник потому что