Яблочный спас чей праздник христианский или языческий

Что такое Яблочный спас и какие традиции связаны с этим днем? Ответ в нашем материале.

Дни Успенского поста.

19 августа православные празднуют Яблочный спас – пекут пироги, освящают в церкви яблоки и виноград. В церквях праздник отмечается как Преображение Господне и накануне во всех храмах проходят Всенощные бдения, а священники облачаются в белые одежды.

Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия — явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору.

Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

Сушеные яблоки Фото: www.globallookpress.com

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

Освятить плоды можно будет во всех городских храмах.

История Яблочного спаса

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

Побалуйте близких выпечкой из яблок. Фото: www.russianlook.com

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.

Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника.

Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне можно съесть плод и загадать желание, которое обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод — наше духовное преображение.

В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы: Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.

Рецепты Успенского поста

Праздник Преображения Господня в русской народной традиции именуют «Яблочным Спасом». В храм в этот день для благословения, которое ошибочно именуют освящением, несут яблоки, виноград и другие плоды. Это название никак не отражает духовного смысла праздника и является проекцией аграрного календаря на календарь церковный. Нелепость названия заключена в неправильном использовании слова «Спас». Спас – это Спаситель, сам праздник Преображения – Господский, и посвящен одному из событий из земной жизни Господа Иисуса Христа. Необдуманно называя Преображение Господне Яблочным Спасом, люди невольно именуют Господа «яблочным Спасителем». Звучит не просто нелепо, но и в определенной мере кощунственно. Но, увы, так называемый народный календарь пестрит подобными названиями. Только одних «Спасов» аж целых три – медовый, яблочный, ореховый, а Успенский пост, на который приходится два из трех «Спасов» и вовсе именуют «Спасовкой».

Конечно же, яблоки не имеют никакого отношения к событию Преображения Господня, описанному в Евангелии. Апостол и евангелист Матфей повествует: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сём Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Мф.17:1-9).

Последние слова Спасителя приоткрыли пораженным необычным видением апостолам завесу скорого будущего и явили Его не как царя земного, которого ждали иудеи в лице Мессии, а как Сына Божьего. Несколькими днями раньше они уже исповедовали Его Христом, Сыном Бога Живого (Мф.16:16), но сейчас об этом явно свидетельствовал Отец. И смерть в словах Спасителя предстает перед апостолами как нечто, не имеющее над Ним никакой силы, потому, что Он готовится воскреснуть из мертвых. Этот глубокий духовный смысл укрепляет видение двух наиболее почитаемых пророков, один из которых – законодатель Моисей, а другой – Илия, которые беседуют со Христом о Его скором исходе (Лк.9:31).

Как видим, ничего, что позволяло бы «привязать» к этому событию яблоки или какие-либо другие плоды, в Евангелии не описано и даже намека никакого на это нет. Так откуда же взялась традиция нести в храм в этот день яблоки и другие плоды?  

Традиция приносить Богу часть от плодов своего труда уходит своими корнями в глубокую древность. Каин и Авель, сыновья Адама, приносили первые дары Богу: «Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:2-4). До устроения первого храма и установления обрядового закона, данного Богом через Моисея, жертвоприношения носили нерегулярный характер, но совершались по различным поводам. Жертвы Богу приносили Ной (Быт.8:20), Авраам (Быт.12:8) (Быт.13:4) (Быт.22:13), Исаак (Быт.26:25), Иаков (Быт.28:18) (Быт.31:54) (Быт.33:20) (Быт.35:7), Моисей (Исх.17:15), Иофор (Исх.18:12) и т.д.

С устроением скинии – переносного храма, который носили с собой евреи во время путешествия по пустыне, Бог учредил священство (Исх.28:1) и жертвы стали приноситься регулярно – ежедневно. Обрядовый закон предписывал приносить особые жертвы по разным поводам и в очищение за разные грехи. Три раза в год – на праздник опресноков (Пасхи), праздник седмиц (пятидесятницы) и праздник кущей, весь народ должен был являться к храму и приносить особые жертвы (Исх.23.14-17).

Именно на праздник опресноков, который длился семь дней и сопровождался различными жертвоприношениями, полагалось приносить в храм первый сноп жатвы только поспевшего ячменя: «когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник» (Лев.23:10-11). До дня вознесения снопа было запрещено есть хлеб нового урожая (Исх.23:14). Семь недель, отделявшие 16-е нисана (день Пасхи) от праздника Пятидесятницы, были у евреев временем жатвы, сначала ячменя, а потом и пшеницы. К этому дню жатва обыкновенно оканчивалась. На праздник, через семь полных недель после дня вознесения снопа (Лев.23:15), совершалось новое хлебное приношение, это был праздник жатвы первых плодов (Исх.23:16). «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор.16:13) – так завершался цикл больших праздников Ветхого Завета. Все они, как видно из приведенных цитат имели кроме основного, еще и аграрное значение для древних иудеев, и были непосредственно связаны с началом и окончанием уборки урожая.

Аграрно-религиозные праздники существовали не только у иудеев, но и практически у всех язычников, которые так или иначе занимались земледелием и скотоводством. Так, у древних греков были праздники: Осхофории (праздник в честь Диониса и Афины Скирады в благодарность им за дарованный людям урожай винограда и маслин), Кронии (праздник окончания уборки хлебов в честь Крона), Фесмофории (праздник в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору женщинами, которые совершали обряды, способствующие плодовитости человека и плодородию природы), Дионисии (отдельный праздник в честь Диониса, посвященный окончанию сбора урожая винограда) и другие. У римлян самыми веселыми и любимыми были декабрьские Сатурналии, посвященные земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествляли с греческим Кроном. У египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия – Астарты, Исиды и др.

С утверждением христианства некоторые языческие праздники и традиции были христианизированы – приобрели христианское осмысление. Поскольку не только язычники, но и христиане были земледельцами или скотоводами, то и они обращались к Богу с молитвами о помощи в своих занятиях. Церковь не стала кардинально ломать традиции, имевшиеся в народе, и приуроченные к аграрным праздникам. Так, традиция благословения плодов нового урожая на праздник Преображения Господня, и благодарственные молебны в этот день в средиземноморских странах вытеснили «вакханалии» — празднования в честь хмельного бога Вакха и сбора нового винограда.

Доподлинно неизвестно, почему праздник Преображения Господня был установлен на один из летних месяцев. Ведь оно вряд ли происходило летом. Анализ евангельских текстов показывает отчетливую последовательную связь Преображения, Страстей и Воскресения. Литургист Битбунов об этом пишет так: «В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих Страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16.21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16.22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16.28). И далее по тексту Евангелия следует Преображение, в котором видится не только укрепление апостолов в вере в Сына Божия, но и укрепление их духовных сил в преддверии предстоящих Ему страданий. Мысль о связи Преображения и Страстей также подтверждает беседа Спасителя с Моисеем и Илией, которые говорят «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31).

Далее в Евангелии читаем, что немногим позже Преображения Христос со своими учениками приходит в Капернаум, где Петр разговаривает со сборщиками храмового налога – собирателями дидрахм. В соответствии с постановлением, указанным в Исх.30:13, каждый иудей мужского пола старше 20 лет должен был платить ежегодный храмовый налог в пол-сикля, что было равно двум греческим драхмам – дидрахме. Известно, что сбор этого налога был хорошо организован и совершался в течение месяца адара, что соответствует нашему марту.

Таким образом, Преображение происходило зимой, а не летом. Летнее же празднование Преображения, по одной из версий, было установлено в 4 веке в Армении, святым Григорием Просветителем. Тут наиболее достоверной версией установления видится противовес языческим традициям. Такой миссионерский подход Церкви наблюдается и в некоторых других церковных праздниках и традициях, вытеснивших собой языческие празднования.

Русский востоковед и церковный историк Болотов В.В. писал: «В Каппадокии и до настоящего времени уцелел сельский праздник bartoybaria — в шестое воскресенье после Пасхи. Молодежь гадает о своей судьбе около ведра, в которое опущены в воду сорванные зеленые листья. В Армении праздник Преображения называется — даже и в богослужебных книгах — «wardawar». Тождество имени с каппадокийскими bartoybaria очевидно. Есть известие, что у армян-язычников «вардавар» назывался праздник, который они в месяце навасард справляли в честь богини Астхик, именем которой армянские переводчики заменяют греческое Afrodite. Чтобы искоренить этот языческий праздник, древние отцы Армянской церкви в то же время года учредили праздник Преображения Господня, оставив за ним древнее наименование «вардавар»». (Болотов В.В. «Михайлов день», с. 619-620). Интересен тот факт, что сейчас в Армянской Церкви праздник Преображения является переходящим и празднуется в 7-ое воскресенье после Пятидесятницы.

В Православной Церкви празднование совершается всегда в один и тот же день – 6/19 августа. В день праздника уставом положено благословение плодов нового урожая. Читается молитва, в которой, на удивление, нет ни единого слова о празднике Преображения Господня: «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прими и ныне от Твоего раба (имя) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Как видно из текста молитвы, в ней нет и слов о благословении принесенных плодов, подобных тем, что читаются в молитве перед едой или в молитве благословения яиц и других приношений на праздник Пасхи. Слова молитвы – это, в первую очередь, благословение человека, принесшего приношение. Молитва эта очень глубока по своему смыслу и отражает древнюю традицию приносить Богу первые плоды нового урожая. И древние иудеи, и древние христиане и даже язычники приносили плоды в храм вовсе не для того, чтобы, получив благословение, унести их обратно домой. Это был дар Богу или богам, жертвоприношение.

Но сейчас видим следующую картину – приносятся в храм плоды, священник читает молитву, окропляет их святой водой, и люди, собрав «освященные» яблоки, несут их домой. При таком подходе о посвящении первых плодов нового урожая Богу речи не идет, особенно если учесть то, что в подавляющем большинстве случаев плоды эти просто куплены в магазине, а не выращены теми, кто их принес. Вероятно, причиной этому, является, с одной стороны, претерпевшая изменение с течением времени традиция. А с другой стороны – обычные бытовые суеверия, одно из которых гласит – нельзя вкушать яблоки до Преображения. Поскольку свежих яблок хочется всем, то люди, внимая этому утверждению, несут в храм яблоки на «освящение», особо не задумываясь о духовном смысле праздника Преображения Господня, видя лишь практическую сторону. Поэтому получившийся перекос и именуют «яблочным Спасом».

Но что же делать с хорошей и древней традицией посвящать Богу плоды нового урожая? Как сделать так, чтобы и Богу угодить, и плодов, окропленных святой водой отведать? Для этого не нужно изобретать велосипед. Во первых, нужно помнить, что молитва священником читается не над плодами, а является просьбой Богу о благословении тех людей, кто эти плоды вырастили и принесли в храм. Поэтому было бы вполне логичным, в первую очередь, совершать такую молитву именно в тех местах, где плоды эти выращиваются, а людям, которые их выращивают не забывать приносить начатки плодов нового урожая в храм, через таковое приношения испрашивая благословение Божие на свой труд и его плоды.

Во вторых, нужно понимать, что традиции со временем меняются и это нормально. Сейчас большинство людей живет в городах, не занимается сельским хозяйством, а плоды нового урожая покупает на базаре или в магазине. Несомненно, вкусить благословленную пищу на праздник хочется всем. А если еще и Церковь сама предлагает в этот день освящать плоды, то грех такой возможностью не воспользоваться. Но, памятуя о древней традиции посвящения плодов нового урожая Богу, стоит уносить их храма не всю ту же полную корзину, что была принесена, а несколько опустошенную. Добро было бы разделить корзину на три части – часть плодов оставить как жертву в храме, другую часть отдать неимущим, а оставшееся нести домой, чтобы с радостью вкусить на праздничной семейной трапезе.  

И последний вопрос – причем тут яблоки? Тут, как раз, все очень просто. Греческая традиция, пришедшая к нам с православием, предписывает в этот день приносить в храм плоды нового урожая винограда. Ведь именно из винограда делается вино, на котором потом совершается Божественная литургия. В России виноград, конечно, растет, но не везде. Зато к этому времени поспевает новый урожай яблок, орехов и меда. И благочестивым нашим предкам, которые выращивали плоды и разводили пчел, очень хотелось получать благословение на свой труд. На три Господских праздника вместо винограда стали освящать мед, яблоки и орехи. Так и появились три «Спаса» — медовый, яблочный и ореховый. Аграрный календарь был спроецирован на церковный календарь, оброс разными суевериями и превратился в «народный».

Православному христианину в эти дни стоит прийти в храм, в первую очередь, для того, чтобы разделить духовную радость со своими братьями и сестрами, и причаститься Святых Христовых Тайн. А после подумать о благословении меда, яблок, винограда, орехов и других плодов. И главное – больше никогда не называть праздник Преображения Господня «яблочным Спасом», и другие Господские праздники «ореховым Спасом» и «медовым Спасом».   

«Вторым» Яблочный спас прозвали потому, что за пять дней до даты его празднования отмечают другой важный православный праздник – Медовый спас или Первый спас. 14 августа в этот праздник начинается интенсивный сбор мёда и разрешается повсеместное его использование.

Официальное название Яблочного спаса для церкви – «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Древние славяне считали, что после второго спаса, природа прощается с летом и готовится к встрече с осенью. В 2022 году Яблочный спас отмечают 19 августа.

Согласно древним народным приметам христианства и язычества, в последний месяц лета, 6 числа (по старому юлианскому календарю), когда природа начинает готовиться к осени, славянами отмечается праздник Яблочного спаса. В народном календаре этот праздник имеет особое значение. Именно начиная с этого дня открывался сезон сбора урожая, разрешалось есть яблоки и готовить блюда из овощей и зерна нового урожая.

Сами яблоки в этот день освящали в церкви. Наши предки считали, что таким образом в этот день они получают те самые Эдемские яблоки. Примечательно, что до данного праздника на протяжении всего лета есть яблоки для христиан считалось плохим тоном и запрещалось церковью, ведь именно яблоко в христианской вере символизировало запретный плод Эдемского сада, вкусив который, Адам и Ева были изгнаны из Рая.

История праздника

В Библии говорится, что в этот день, впоследствии ставший праздником, Иисус Христос явил народу свою божественную сущность. Поднявшись на гору Фавор с тремя апостолами, он приступил к молитве, и тогда лицо его озарилось светом, а одежда окрасилась в белоснежный цвет.

спас .jpg
Икона “Преображения Господне” Великий Новгород

«По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна… и возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»
Библия: Евангелие по Матфею

С неба раздался голос, принадлежавший Богу, который произнес: «Се есть сын мой возлюбленный, Его слушайте!».

Так церковь стала отмечать праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пересекающийся с празднованием начала сбора урожая. Скрестившиеся вместе, эти праздники обобщённо в народе стали называть «Яблочный спас».

Праздничные традиции



День Яблочного спаса считается датой, до наступления которой верующему человеку не стоит есть яблоки. Связано это с историей грехопадения первых людей, рассказанной в Ветхом завете, где яблоко выступает символом запрета и греха.

Согласно писанию, первые люди — Адам и Ева, находясь в Эдемском саду, увидели «дерево познания добра и зла», с растущими на нём плодами яблок. Однако Господь запретил им срывать эти плоды. Ослушавшись его, Адам и Ева вкусили плоды этого дерева, за что были изгнаны из Эдема.

В связи с этим, плоды яблок до наступления Яблочного спаса, считались символом запрета, греха и недозволенности. В день праздника, яблоки освящали в церкви и только тогда, «с позволения Господа» разрешалось принимать свежевыращенные плоды в пищу.

спас 3.jpg
Художник: Иван Семёнович Куликов

В течении дня семьи собирали яблочный урожай, а само празднование проводили вечером. И, хотя праздничный стол был довольно скромным, поскольку Яблочный спас отмечают во время Успенского поста, но блюд из яблок в этот день готовилось огромное количество и разнообразие. Их пекли, варили, жарили и подавали сырыми.
При приготовлении блюд из яблок в этот день, хозяйки обязательно проговаривали фразу «Что загадано, то надумано. Что надумано, то сбудется. Что сбудется, то не минуется». Помимо яблочных блюд, в день праздника славянам разрешалось есть рыбу и пить церковное вино. После празднования, начиналась заготовка яблок на зиму, а вместе с тем, повсеместно открывалась уборка и заготовка остального урожая.

Во время праздника считалось необходимым дарить освященные яблочные плоды бедным, больным и несчастным людям. Тех христиан, кто пренебрегал такой щедростью, считали недобрыми и обходили стороной.

Провожали праздник весело. Вместе с закатом, на полях устраивали песни и пляски.
В древности люди считали, что именно провожая этот день вместе с закатом, они провожают лето и готовятся к встрече с осенью.

спас4.jpg

Приметы, связанные с праздником



Большой масштаб праздника для людей того времени не мог не отразиться на народных верованиях и приметах.

Считалось, что, если в день праздника стояла тёплая и солнечная погода, то и осень с зимой будут мягкими и тёплыми. Напротив, если в Яблочный спас стояла холодная или сырая погода, люди готовились к сырой промозглой осени и суровой зиме.

Примет, связанных с данным праздником, много, вот самые любопытные из них:
● Если в день праздника на деревьях видели множество скворцов — это означало холодный и суровый январь.
● Если муха садится на одну руку два раза подряд – человеку сулит большой успех.
● Девушкам, желающим завести ребенка нужно съесть в праздничную ночь 12 яблок.
● Пчелы, слетевшиеся на мед в доме – предсказание достатка и благополучия в семье.

спас 5 .jpg

Яблочный спас был и остается одним из главных праздников христианства. Его значение не только в чествовании одноимённых плодов, но и в очищении, преображении каждого верующего человека подобно Иисусу на горе Фавор. День праздника — это день, в который люди прощаются с летним теплом, начинают готовиться к зиме, день, когда человек сбрасывает что-то старое и очищает свои мысли и в этот день люди собираются за одним столом семьями, не чтобы устроить грандиозный пир, а чтобы отведать блюда из обычных яблок. Таких доступных, но таких символично запретных.

Яблочный Спас: что за праздник и как его отмечать

Суть яблочного спасаПреображение Господне, или по-народному Яблочный Спас, — это праздник в честь Иисуса Христа.

В православии Спасами называют три главных летних праздника, приуроченных к важным событиям христианства.

Медовый Спас — в честь Происхождения Животворящего Креста Господня, Яблочный — Преображения Господня, Ореховый – Успения Пресвятой Богородицы.

Традиция окроплять яблоки на Руси появилась вместе с введением греческого календаря празднеств.  Греки в праздник Преображения Господня благословляли «плоды лозные новые», то есть виноград. Но в России более привычным фруктом являются яблоки, так появилось другое название праздника в честь Спасителя – Яблочный Спас.

Почему называется Яблочный Спас?

Спас – это сокращение от слова Спаситель. Оно указывает на связь праздника с Господом как со Спасителем мира. Служит напоминанием о вере в него и его милосердии.

Яблочный – это второй Спас из череды летних религиозных праздников. Он символизирует Преображение Господне.

Объединенность праздников Преображения Господня и Яблочного Спаса имеет глубокий смысл: как зеленые и кислые плоды под лучами солнца изменились и созрели, так и душа человека под влиянием Солнца Правды (Веры) преобразуется, духовно расцветает и созревает для жизни вечной.

Согласно церковному календарю, он празднуется в строго установленную дату – 19 августа.

В 2022 году Яблочный Спас празднуют в пятницу.

История праздника Яблочного Спаса началась в IV веке. Событие не имело отношения к религии. По традиции, славяне в этот день провожали лето, начинали сбор фруктов и овощей, благодарили Бога за богатые дары.

Считалось, что с 19 августа заканчивается лето и начинается осень. Было принято угощать всех плодами со своего огорода. За ворота выставляли корзины с фруктами, все прохожие могли угощаться ими.

Так как главным фруктом на Руси было яблоко, то ему придавалось особое значение. Была примета, что съеденный в праздник освященный фрукт прибавляет сил, здоровья и исполняет заветные желания.

В этот день можно вкушать освященные плоды свежего урожая.

Яблочный спас: что за праздник

Преображение Господне – что за праздник?

Это один из двенадцати почитаемых христианских праздников.

Зная об окончании своего земного пути, Спаситель поведал ученикам о своей миссии: взять на себя грехи людей, быть распятым на кресте, погибнуть и воскреснуть на третий день в новом обличии.

Когда они усомнились в его словах, он вместе с тремя апостолами отправился на Фавор, гору вблизи Иерусалима. Сердечно молясь, Иисус изменился: лицо его излучало свет, как солнце, облачение стало белоснежным, будто снег.

В светящемся облаке явились на гору пророки Моисей и Илия. Они поведали об окончании земного пути Господа. Внезапно все вокруг озарилось ослепительно-белым светом, а глас Создателя подтвердил божественную сущность Сына Божьего.

Таким образом, суть праздника Преображения Господня состоит в том, что Христос явил два своих естества: человеческое и божественное, объединив в себе оба начала. Богословы, комментируя чудо, поясняют, что Господь трансформировался, «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего» и указать на следующее пришествие его на землю.

Второе название праздника по месту откровения — Спас на горе.

Преображение господне что за праздник

Как отмечают Яблочный Спас

Что делают в христианский праздник Преображения Господня?

Его высоко почитают и любят православные христиане. В храмах организуют торжественные богослужения. Священники облачаются в белоснежные одеяния, символизирующие фаворский свет.

Вечером, накануне события, проводится большое богослужение, а утром – литургия и крестный ход. На службе прихожане просят благословения своим посевам.

Верующие берут с собой овощи и фрукты.

После литургии священнослужитель читает молитву для освящения яблок, фруктов и овощей нового урожая, окропляет их святой водой.

Верующие не сомневаются, что плоды вначале следует разделить с Богом, а потом есть самим.

После службы посещают могилы родственников, а вот класть на них освященные яблоки не следует.

После храма верующие дома устраивают застолье. Отмечают торжество в семейном кругу, в спокойной домашней обстановке.

Как отмечают Яблочный Спас

Кому нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Существует поверье, по которому женщинам, потерявшим деток, яблоки запрещается есть до Спаса. Якобы в праздник Матерь Божья угощает райскими яблочками души ребят. Но те дети, чьи мамы не соблюдали пост и кушали яблоки до праздника, угощение не получают. Может, это просто поверье, но тем, кто заботится не только о своей душе, стоит прислушаться.

Почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса

Народные приметы и обычаи

По христианским традициям, торжество выпадает на Успенский пост, по правилам церкви запрещается кушать фрукты, овощи, а также из них что-то готовить. Однако в праздничный день яблоки не только можно, но и нужно есть, освятив их на службе.

Помимо церковных правил, вокруг Яблочного Спаса существуют еще народные традиции и обычаи.

  • Отказ от употребления яблок до праздника символизирует стойкость в противостоянии искушению, ведь именно этот фрукт стал причиной грехопадения (Адам в райском саду не сдержался и надкусил запретный плод).

  • Обычай надевать белоснежные одеяния, чтобы подчеркнуть сопричастность празднику.

  • Обычай освящать пучки из 12 колосков, хранить их до следующей посевной, затем размочить и сеять с фуражным зерном (считалось, что это гарантирует хороший будущий урожай).

  • В такой день допускалось ослабление Успенского поста и разрешалось полакомиться рыбкой, нежирной выпечкой и церковным вином.

  • До 19 августа нельзя собирать с веток яблоки.

Яблочный спас: приметы

  • Традиционно друзей и знакомых одаривали яблоками, поэтому «на Второй Спас и нищий яблочко съест».

  • На полях сплетали из колосьев «дедову бороду».

  • На закате провожали солнце народными песнями.

Незамужние девушки гадали, надкусывая освященные яблоки и читая заговор на суженого.

Тот, кто не пробовал до Преображения яблок, с первым кусочком должен загадать сокровенное желание, оно обязательно сбудется.

Яблочный спас: традиции праздника

Великий Спас – кладезь народных примет:

  • Сухая погода на Спас – к сухой осени и лютой зиме.

  • Откусывая яблоко, узнавали, какая будет жизнь: если яблоко сладкое, то радостная и счастливая, а если кислое – ждет жизнь тяжелая и хлопотная.

  • Если одновременно на руку прилетят две мухи, предстоит удачный год и в делах, и в личной жизни.

  • Плохая примета убивать в этот день насекомых.

  • Дождливый день на Преображение – осень моросящей будет.

  • С 19 августа ночи станут холоднее, перелетные птицы собираются в стаи. Пришел Спас – ушло лето от нас.

Чего нельзя делать в Яблочный Спас

Часто задают вопрос о том, можно ли жениться на Яблочный Спас. Святая Церковь отвечает, что свадьбы в этот день не справляют, так как в это время не совершают обряд венчания, но если молодые невоцерковленные, то бракосочетание не возбраняется, это их личное дело.

Все же существует несколько строгих правил, чего нельзя делать в праздник:

  • Стирать, мыть или выполнять тяжелую физическую работу (если она не связана с трудовой обязанностью или ее нельзя отложить).

  • Приносить в церковь для освящения мясо и алкоголь.

  • При соблюдении поста есть мясо, молоко, яйца.

  • Ссориться, желать ближнему зла.

  • Шумно веселиться.

  • Есть мясо.

  • Пить крепкий алкоголь.

  • Работать в огороде.

  • Чревоугодничать.

  • Убивать насекомых.

  • Шить. Кто на праздник шьет, тот все время слезы льет.

  • Оставлять неубранным после праздника зерно.

Чего нельзя делать в Яблочный Спас

Что едят в праздник Преображения Господня

Успенский пост по строгости не уступает Великому. Церковное правило вводит запрет на употребление мяса, яиц, птицы, молока и рыбы.

Так что  же едят на Яблочный Спас?

 Основным блюдом на столе, конечно же, являются яблоки. Но в такой большой православный праздник устав разрешает вкушать рыбу и кушанья из нее, а также морепродукты, рыбную икру, постное масло и немного красного вина.

Царят на столе блюда из яблок:

  • свежие фрукты;

  • пирожки с начинкой из тушеных яблок;

  • яблочное варенье и повидло;

  • сладкие вареники;

  • запеченные с корицей и медом яблоки;

  • овощные супы на растительном масле;

  • тушеная с овощами рыба;

  • жареные грибы;

  • орехи;

  • виноград и груши;

  • овощное рагу;

  • праздничная кутья.

Стихи про Яблочный Спас

Преображение

Зреет час Преображенья,

Он сойдет, наш Светлый Гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня

Под поющий в небе гром,

Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.

И от вечера до ночи,

Незакатный славя край,

Будет звездами пророчить

Среброзлачный урожай.

А когда над Волгой месяц

Склонит лик испить воды, —

Он, в ладью златую свесясь,

Уплывет в свои сады.

И из лона голубого,

Широко взмахнув веслом,

Как яйцо, нам сбросит слово

С проклевавшимся птенцом.

Есенин Сергей

Почему Яблочный Спас так называется?

На Руси Яблочный Спас был одним из первых праздников урожая. Согласно народным поверьям, именно после 19 августа природа делала поворот: всё начинает идти от лета к осени и зиме. Восточные славяне с этого дня ели яблоки и другие фрукты нового урожая, предварительно освятив в церкви. Часть плодов отдавали нуждающимся людям, сиротам как пожертвование.

По этой причине Яблочный Спас имеет важное значение в народе. Если человек принесёт в церковь на освящение фрукты, которые не выращиваются в России, их освящение также не возбраняется

<p>По этой причине Яблочный Спас имеет важное значение в народе. Если человек принесёт в церковь на освящение фрукты, которые не выращиваются в России, их освящение также не возбраняется</p>

При этом овощи на Яблочный Спас не рекомендуется нести в храмы на освящение.

Что нужно делать в Яблочный Спас?

В Яблочный Спас помимо освящения фруктов нужно обязательно погадать на будущее. О перспективах ближайших месяцев можно судить по вкусу первого яблока, съеденного во второй Спас: если плод окажется сладким — значит, впереди радость и счастье, а если кислым — ждут потери, невзгоды, трудности.

В этот день даже те люди, которые в своей деятельности не имеют отношения к выращиванию фруктов, могут обратиться к Богу, чтобы он помог в их труде. Взамен необходимо пообещать проявлять трудолюбие, терпение и помогать ближним

Николай Савченко

Священник

<p>В этот день даже те люди, которые в своей деятельности не имеют отношения к выращиванию фруктов, могут обратиться к Богу, чтобы он помог в их труде. Взамен необходимо пообещать проявлять трудолюбие, терпение и помогать ближним</p>

<p>В этот день даже те люди, которые в своей деятельности не имеют отношения к выращиванию фруктов, могут обратиться к Богу, чтобы он помог в их труде. Взамен необходимо пообещать проявлять трудолюбие, терпение и помогать ближним</p>

Можно ли жениться на Яблочный Спас?

Свадьба на Яблочный Спас, то есть в день Преображения Господня, не противоречит канонам Церкви. Более того, это хорошая примета. Во времена Руси 19 августа открывали свадебный сезон. Наши предки верили, что для невесты выйти замуж на Спас значит обеспечить счастливую, долгую жизнь. Если же говорить о венчании, его рекомендуется отложить, поскольку период поста с 14 по 27 августа — не лучшее время для торжеств и гуляний.

Яблочный Спас: чего нельзя делать

В день Яблочного Спаса, 19 августа, нельзя грешить, вести себя особенно шумно и распивать алкоголь, поведал священник Николай Савченко в беседе с «Вечерней Москвой». А вот известный многим запрет на употребление яблок — не более чем народное поверье, возникшее из медицинских соображений. Наши предки считали, что плоды фруктов, созревшие не до конца, могут нанести вред здоровью человека. Однако в век транспортных возможностей этого правила можно не придерживаться, добавил Савченко.

Ещё в Яблочный Спас нельзя заниматься домашними заботами, но встречать этот день следует в чистоте, поэтому прибраться дома нужно за день–два до праздника.

Яблочный Спас: традиции

Существует языческий ритуал очищения дома, который проводят на Яблочный Спас. Он появился ещё до Крещения Руси, и до сих пор эта традиция сохраняется в некоторых семьях. Для очищения пространства понадобятся яблоко и восковая свеча. Фото © ТАСС /Владимир Смирнов

Существует языческий ритуал очищения дома, который проводят на Яблочный Спас. Он появился ещё до Крещения Руси, и до сих пор эта традиция сохраняется в некоторых семьях. Для очищения пространства понадобятся яблоко и восковая свеча. Фото © ТАСС /Владимир Смирнов

Языческая традиция на Яблочный Спас — проведение ритуала очищения дома. Она видоизменилась после того, как на Русь пришло православие. Несмотря на то что подобные обряды не одобряет Церковь, их продолжают совершать. Чтобы очистить пространство, нужны яблоко и восковая свеча. Плод разрежьте пополам, вырежьте сердцевину из обеих половинок. В одну половину яблока вставьте горящую свечку и обойдите с нею дом/квартиру. Одновременно молитесь и обращайтесь к Господу с просьбой даровать семье мир и согласие, защитить от бед. По завершении ритуала воск, стёкший со свечи, переложите в другую половинку яблока, две части фрукта соедините и крепко свяжите верёвкой. Унесите яблоко подальше от дома и закопайте. После обряда можно приступать к приготовлению праздничных блюд.

Молитва на Яблочный Спас: молитва на Преображение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем,

Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное

к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси,

смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей

преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы,

мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема,

уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим,

чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования,

да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего,

и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими

прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Аминь

Какие приметы на Яблочный Спас?

Есть несколько погодных примет, связанных с Яблочным Спасом. Так, если 19 августа — день ясный и солнечный, то зима будет с суровыми морозами. Если в этот день сыро, пасмурно, то осень будет промозглой. Сухая погода на Яблочный Спас означает, что в сентябре–ноябре дождей будет мало. А если к 19 августа листья на деревьях уже пожелтели, то со дня на день наступят холода.

  • Кардинала католической церкви в Канаде заподозрили в сексуальных преступлениях

    17 августа 2022, 00:18

  • У православных христиан начался Успенский пост

    13 августа 2022, 22:09

  • Что можно, а что нельзя есть в Успенский пост, и как 14 августа отметить Медовый Спас

    13 августа 2022, 09:00

Обложка ©

ТАСС / Егор Алеев

Беато Анджелико. Преображение Господне. 1440-41. Фреска

Яблочный спас — популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

В церковном календаре можно найти три даты, именуемые Спасом – Медовый, Яблочный и Ореховый. Все они приходятся на время строгого Успенского поста, когда православные верующие готовят себя к Успению Богородицы. Первый Спас, отмечаемый 14 августа, получил название Медового из-за разрешения постящимся людям употреблять мед. К 29-му августовскому дню успевают созреть лесные орехи, и третий – Ореховый Спас дозволяет их использовать в пищу. Праздник, который отмечают 19 августа, называется Яблочным Спасом. Он снимает запрет с яблок и фруктов. И об этом торжестве мы сегодня поговорим.

Яблочный Спас – главный из трех По мнению некоторых ученых, церковный Спас пришел на смену языческому обряду, связанному со сбором яблок. Согласно древним верованиям, яблоки до определенного дня считались несъедобными и даже опасными для человека. Наступивший языческий праздник придавал им колдовскую силу, способную творить чудеса – злые или добрые. И с этого момента яблоки можно было есть. Современное христианство, сурово порицая любой вид колдовства, связывает запрет использовать яблоки не с опасностью, а с правилами строгого Успенского поста. И разрешает употреблять фрукты 19 августа – в день Яблочного Спаса. Кстати говоря, запрет на сочные плоды существует только в постном меню. Тем из нас, кто не следует религиозным предписаниям, яблоки можно есть круглый год и в любом количестве! В отличие от древних язычников, нам нечего бояться. Верно?

Корни и история Яблочного Спаса

Историки утверждают, что Второй Спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Традиции Праздника первых плодов

Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем — Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый — главный цвет чудесного праздника.

Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.

Самый главный обычай Второго Спаса — угощение малоимущих и голодных людей яблоками.

Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь — к мокрой осени, а сухая погода — к засушливой осени.

Яблочный Спас – традиции великого праздника

Одним из важнейших обрядов Яблочного Спаса является приношение в храм фруктов для освящения. В этот день к аромату церковного ладана примешиваются запахи природных даров – сочных яблок и спелых груш, душистых слив, бархатистых персиков и пронизанных солнцем виноградных гроздьев. По традиции, все это великолепие собирается до утренней зари, чтобы на тонкой прохладной кожице плодов не успела высохнуть роса. Праздничная атмосфера усиливается пением радостных псалмов, звучащих под сводами храма, и нарядной одеждой прихожан, в которой заметно выделяются оттенки белого цвета – одного из основных элементов праздника. Но не огорчайтесь, если в вашем гардеробе нет белоснежного платья и костюма. Светлая сорочка для мужчины и такой же платочек на женской голове будут вполне достаточными, чтобы соблюсти церковный «дресс-код». Православными верующими строго соблюдается еще один важный обычай – угощение бедных и голодных. Прихожане, вернувшиеся из храма, щедро оделяют нуждающихся людей не только фруктами, но и деньгами, одеждой, домашней утварью. Освященные в церкви плоды обязательно несут на могилы родных, не пропуская также забытые или заброшенные захоронения. На этом, пожалуй, поставим точку. И от описания главных «официальных» традиций перейдем к бытовым житейским обрядам и приметам.

Осенины – дверь в осеннюю прохладу

Начнем с погоды. По народному поверью, Спас – праздник, символизирующий приход осенней поры. Сохранилось даже название, которое и сегодня можно услышать – Осенины. Считалось, что Яблочный Спас открывал дверь осенней прохладе и ненастью, и нужно было поторопиться, чтобы к этому дню весь хлеб на полях был убран. К Успенскому посту заканчивали сбор и заготовку лекарственных трав знахари с травниками, уверенные, что после Спаса растения уже не имеют целительной силы. Народ примечал: если на Преображение Господне будет ярко светить солнышко, осень не обидит людей плохой дождливой погодой, зато зима покажется им долгой, снежной и морозной; если на Спас дождик прольется – жди мокрые осенние месяцы с затяжным ненастьем и холодными пронизывающими ветрами. Вечером в деревенских домах топили баню и обязательно брали в парилку веники из яблоневых веток. Люди верили, что так можно отпугнуть нечистую силу, снять порчу или избавиться от родового проклятья. Но самому хлестать себя веником не рекомендовалось – чудо приходило только от других рук. Те, кого порча не волновала, шли за околицу или на пустырь и разводили там костры, чтобы в огне сгорели всякие заботы, а беды и трудности весь год до следующего лета обходили бы стороной.

Сладкие блины и пышные пироги

Теперь предлагаю перейти к кулинарной теме. Тем более что она является весьма значимой для Яблочного Спаса. Да и как иначе, если повсюду царит яблочное изобилие! Конечно, празднование приходится на время чрезвычайно сурового Успенского поста. Однако строгость его правил в этот день заметно смягчается, и в постном меню появляются вкусные и даже изысканные блюда. В прежние времена по всем кухням, городским и деревенским, начинали выпекать сладкие пироги, оладьи и блины. В тесто не замешивалась сдоба, но ароматные фруктовые начинки превращали постную стряпню в настоящие кулинарные шедевры. Чаще всего, в блины и пироги добавляли яблоки с грушами, но в южных российских губерниях хозяйки баловали свои семейства начинками из абрикосов и персиков. А теперь, дорогие хозяюшки, пора и нам вспомнить о пирогах. Не знаю, как на ваших кухнях, а на моей уже вовсю подрумянивается шарлотка. И требует к себе внимания!

Европейская гостья на русской кухне

Если честно, назвать шарлотку «каноническим» блюдом Яблочного Спаса нельзя. На эту роль больше подходят яблоки, запеченные с медом и подсолнечными семечками. Но шарлотка, появившись в кулинарном арсенале русских хозяек, стала одним из самых популярных яблочных пирогов. Существует классический рецепт, в котором присутствуют: хорошо просеянная пшеничная мука, взбитые с сахаром яйца, спелые яблоки и щепотка молотой корицы. Но можно поэкспериментировать и добавить в «классику» разные ингредиенты – сметану, сливки, орехи, ягоды, экзотические фрукты, шоколад и даже овсяные хлопья. История появления шарлотки загадочна и уходит корнями в далекое прошлое. Кто-то из исследователей обнаружил следы яблочного пирога в древней Греции; другие уверены, что в основе шарлотки лежит старинный английский рецепт традиционного хлебного пудинга; третьи связывают появление шарлотки с романтичным рассказом о несчастной любви некоего повара к девушке по имени Шарлотта. Но так ли уж важна история? Главное, что сегодня любой хозяйке доступен рецепт – простой и чрезвычайно вкусный! Кстати, с чем вы собираетесь выпекать свою шарлотку? У вас в запасе новый ингредиент? Не забудьте поделиться секретом!

Спас – праздник для детей

Время бежит быстро. Еще вчера радовались приходу лета, и вот уже август начал приоткрывать нам двери к осенним денькам. Но переживать не стоит, тем более что впереди ждет важное дело – нужно устроить веселый праздник для детей. Спрашиваете, зачем? Во-первых, чтобы привить детям интерес к национальным обычаям. Во-вторых, … Да, чтобы просто доставить малышам удовольствие! Тем более что Яблочный Спас – яркий, обильный и веселый – идеально для этого подходит. Подготовку праздника лучше начать с украшения дома или квартиры: заполнить все вазы и корзинки спелыми фруктами, а комнаты оформить воздушными шариками и лентами. Особую радость доставит ребенку приход гостей – друзей, двоюродных братьев и сестер. Пусть дети повеселятся и поиграют! Малышам можно предложить построить башенки из яблок. У кого башенка получится выше, тот и победитель. Если погода теплая солнечная, можно в дворовой песочнице организовать конкурс «кондитеров»: с помощью формочек приготовить из песка пирожки. Детей постарше следует отвлечь от компьютерных игр и занять веселыми эстафетами. Пусть праздник Спаса будет свободен от современных гаджетов! После подвижных игр – угощение. В этот день на столе обязательно должны быть сладкие фруктовые десерты: пирожки с начинками, блинчики с вареньем. Совсем не будут лишними яблочная пастила и зефир, мед и орешки. Пока идет чаепитие, можно загадывать детям загадки, читать стихи на «яблочную» тему. Впрочем, вы и без моих подсказок легко составите детское меню.

Начало доброй традиции

Что может быть лучше семейного чаепития, когда близкие люди собираются за праздничным столом? Чистая скатерть и блеск фарфоровой посуды, густое варенье и янтарный мед в вазочках, душистый чай и пышные пироги – воспоминания о семейном празднике сохраняются надолго и согревают душу теплом. Хотите, чтобы добрая традиция стала частью и вашей жизни? Препятствий для этого нет. Ведь на пороге Яблочный Спас – праздник светлый и радостный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Языческие праздники на руси список
  • Языческие праздники на руси дошедшие до наших дней
  • Языческие праздники на руси дошедшие до наших времен
  • Языческие праздники мусульман
  • Языческие праздники мордвы