Яблочный спас это церковный праздник

Яблочный Спас: что за праздник и как его отмечать. Блог Порядок.ру: лайфхаки, советы по подбору материалов, инструмента.

Яблочный Спас: что за праздник и как его отмечать

Суть яблочного спасаПреображение Господне, или по-народному Яблочный Спас, — это праздник в честь Иисуса Христа.

В православии Спасами называют три главных летних праздника, приуроченных к важным событиям христианства.

Медовый Спас — в честь Происхождения Животворящего Креста Господня, Яблочный — Преображения Господня, Ореховый – Успения Пресвятой Богородицы.

Традиция окроплять яблоки на Руси появилась вместе с введением греческого календаря празднеств.  Греки в праздник Преображения Господня благословляли «плоды лозные новые», то есть виноград. Но в России более привычным фруктом являются яблоки, так появилось другое название праздника в честь Спасителя – Яблочный Спас.

Почему называется Яблочный Спас?

Спас – это сокращение от слова Спаситель. Оно указывает на связь праздника с Господом как со Спасителем мира. Служит напоминанием о вере в него и его милосердии.

Яблочный – это второй Спас из череды летних религиозных праздников. Он символизирует Преображение Господне.

Объединенность праздников Преображения Господня и Яблочного Спаса имеет глубокий смысл: как зеленые и кислые плоды под лучами солнца изменились и созрели, так и душа человека под влиянием Солнца Правды (Веры) преобразуется, духовно расцветает и созревает для жизни вечной.

Согласно церковному календарю, он празднуется в строго установленную дату – 19 августа.

В 2022 году Яблочный Спас празднуют в пятницу.

История праздника Яблочного Спаса началась в IV веке. Событие не имело отношения к религии. По традиции, славяне в этот день провожали лето, начинали сбор фруктов и овощей, благодарили Бога за богатые дары.

Считалось, что с 19 августа заканчивается лето и начинается осень. Было принято угощать всех плодами со своего огорода. За ворота выставляли корзины с фруктами, все прохожие могли угощаться ими.

Так как главным фруктом на Руси было яблоко, то ему придавалось особое значение. Была примета, что съеденный в праздник освященный фрукт прибавляет сил, здоровья и исполняет заветные желания.

В этот день можно вкушать освященные плоды свежего урожая.

Яблочный спас: что за праздник

Преображение Господне – что за праздник?

Это один из двенадцати почитаемых христианских праздников.

Зная об окончании своего земного пути, Спаситель поведал ученикам о своей миссии: взять на себя грехи людей, быть распятым на кресте, погибнуть и воскреснуть на третий день в новом обличии.

Когда они усомнились в его словах, он вместе с тремя апостолами отправился на Фавор, гору вблизи Иерусалима. Сердечно молясь, Иисус изменился: лицо его излучало свет, как солнце, облачение стало белоснежным, будто снег.

В светящемся облаке явились на гору пророки Моисей и Илия. Они поведали об окончании земного пути Господа. Внезапно все вокруг озарилось ослепительно-белым светом, а глас Создателя подтвердил божественную сущность Сына Божьего.

Таким образом, суть праздника Преображения Господня состоит в том, что Христос явил два своих естества: человеческое и божественное, объединив в себе оба начала. Богословы, комментируя чудо, поясняют, что Господь трансформировался, «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего» и указать на следующее пришествие его на землю.

Второе название праздника по месту откровения — Спас на горе.

Преображение господне что за праздник

Как отмечают Яблочный Спас

Что делают в христианский праздник Преображения Господня?

Его высоко почитают и любят православные христиане. В храмах организуют торжественные богослужения. Священники облачаются в белоснежные одеяния, символизирующие фаворский свет.

Вечером, накануне события, проводится большое богослужение, а утром – литургия и крестный ход. На службе прихожане просят благословения своим посевам.

Верующие берут с собой овощи и фрукты.

После литургии священнослужитель читает молитву для освящения яблок, фруктов и овощей нового урожая, окропляет их святой водой.

Верующие не сомневаются, что плоды вначале следует разделить с Богом, а потом есть самим.

После службы посещают могилы родственников, а вот класть на них освященные яблоки не следует.

После храма верующие дома устраивают застолье. Отмечают торжество в семейном кругу, в спокойной домашней обстановке.

Как отмечают Яблочный Спас

Кому нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Существует поверье, по которому женщинам, потерявшим деток, яблоки запрещается есть до Спаса. Якобы в праздник Матерь Божья угощает райскими яблочками души ребят. Но те дети, чьи мамы не соблюдали пост и кушали яблоки до праздника, угощение не получают. Может, это просто поверье, но тем, кто заботится не только о своей душе, стоит прислушаться.

Почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса

Народные приметы и обычаи

По христианским традициям, торжество выпадает на Успенский пост, по правилам церкви запрещается кушать фрукты, овощи, а также из них что-то готовить. Однако в праздничный день яблоки не только можно, но и нужно есть, освятив их на службе.

Помимо церковных правил, вокруг Яблочного Спаса существуют еще народные традиции и обычаи.

  • Отказ от употребления яблок до праздника символизирует стойкость в противостоянии искушению, ведь именно этот фрукт стал причиной грехопадения (Адам в райском саду не сдержался и надкусил запретный плод).

  • Обычай надевать белоснежные одеяния, чтобы подчеркнуть сопричастность празднику.

  • Обычай освящать пучки из 12 колосков, хранить их до следующей посевной, затем размочить и сеять с фуражным зерном (считалось, что это гарантирует хороший будущий урожай).

  • В такой день допускалось ослабление Успенского поста и разрешалось полакомиться рыбкой, нежирной выпечкой и церковным вином.

  • До 19 августа нельзя собирать с веток яблоки.

Яблочный спас: приметы

  • Традиционно друзей и знакомых одаривали яблоками, поэтому «на Второй Спас и нищий яблочко съест».

  • На полях сплетали из колосьев «дедову бороду».

  • На закате провожали солнце народными песнями.

Незамужние девушки гадали, надкусывая освященные яблоки и читая заговор на суженого.

Тот, кто не пробовал до Преображения яблок, с первым кусочком должен загадать сокровенное желание, оно обязательно сбудется.

Яблочный спас: традиции праздника

Великий Спас – кладезь народных примет:

  • Сухая погода на Спас – к сухой осени и лютой зиме.

  • Откусывая яблоко, узнавали, какая будет жизнь: если яблоко сладкое, то радостная и счастливая, а если кислое – ждет жизнь тяжелая и хлопотная.

  • Если одновременно на руку прилетят две мухи, предстоит удачный год и в делах, и в личной жизни.

  • Плохая примета убивать в этот день насекомых.

  • Дождливый день на Преображение – осень моросящей будет.

  • С 19 августа ночи станут холоднее, перелетные птицы собираются в стаи. Пришел Спас – ушло лето от нас.

Чего нельзя делать в Яблочный Спас

Часто задают вопрос о том, можно ли жениться на Яблочный Спас. Святая Церковь отвечает, что свадьбы в этот день не справляют, так как в это время не совершают обряд венчания, но если молодые невоцерковленные, то бракосочетание не возбраняется, это их личное дело.

Все же существует несколько строгих правил, чего нельзя делать в праздник:

  • Стирать, мыть или выполнять тяжелую физическую работу (если она не связана с трудовой обязанностью или ее нельзя отложить).

  • Приносить в церковь для освящения мясо и алкоголь.

  • При соблюдении поста есть мясо, молоко, яйца.

  • Ссориться, желать ближнему зла.

  • Шумно веселиться.

  • Есть мясо.

  • Пить крепкий алкоголь.

  • Работать в огороде.

  • Чревоугодничать.

  • Убивать насекомых.

  • Шить. Кто на праздник шьет, тот все время слезы льет.

  • Оставлять неубранным после праздника зерно.

Чего нельзя делать в Яблочный Спас

Что едят в праздник Преображения Господня

Успенский пост по строгости не уступает Великому. Церковное правило вводит запрет на употребление мяса, яиц, птицы, молока и рыбы.

Так что  же едят на Яблочный Спас?

 Основным блюдом на столе, конечно же, являются яблоки. Но в такой большой православный праздник устав разрешает вкушать рыбу и кушанья из нее, а также морепродукты, рыбную икру, постное масло и немного красного вина.

Царят на столе блюда из яблок:

  • свежие фрукты;

  • пирожки с начинкой из тушеных яблок;

  • яблочное варенье и повидло;

  • сладкие вареники;

  • запеченные с корицей и медом яблоки;

  • овощные супы на растительном масле;

  • тушеная с овощами рыба;

  • жареные грибы;

  • орехи;

  • виноград и груши;

  • овощное рагу;

  • праздничная кутья.

Стихи про Яблочный Спас

Преображение

Зреет час Преображенья,

Он сойдет, наш Светлый Гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня

Под поющий в небе гром,

Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.

И от вечера до ночи,

Незакатный славя край,

Будет звездами пророчить

Среброзлачный урожай.

А когда над Волгой месяц

Склонит лик испить воды, —

Он, в ладью златую свесясь,

Уплывет в свои сады.

И из лона голубого,

Широко взмахнув веслом,

Как яйцо, нам сбросит слово

С проклевавшимся птенцом.

Есенин Сергей

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Что это за праздник?
  • История и смысл православного церковного праздника Преображение Господне
  • Когда празднуют Яблочный Спас, в каком месяце
  • Три Спаса в августе: медовый, яблочный, ореховый
  • Когда начинается Успенский пост
  • Почему в этот день в храмах освящают яблоки
  • Горох, репа, огурцы…
  • Почему нельзя есть яблоки до 19 августа?
  • Приметы этого дня
  • Другие народные традиции и обряды

    • Дела милосердия
    • Райские яблоки
    • Обычай садоводов
    • Особенности стола
    • «Что сбудется – не минуется…»
  • Стихи о Яблочном Спасе

    • Вот как пишет о празднике Александр Блок, чья душа не раз металась ища Истину:
    • А вот как точно передает атмосферу праздника Борис Пастернак:
    • Похожие статьи

Что это за праздник?

Яблочным Спасом издавна именовали праздник Преображения Господня русские крестьяне, по древней традиции приносившие к храмам для освящения эти плоды земные. Они остро ощущали: в этот день Раю, Царству причастны не только люди, но вся природа. Дата, в которую отмечается Яблочный Спас — 19 августа.

Яблочный Спас

Яблочный Спас

История и смысл православного церковного праздника Преображение Господне

Событие, которое отмечает Церковь, произошло, согласно Евангелистам, незадолго до Крестных страданий Спасителя. Древнее предание свидетельствует, что случилось это ровно за 40 дней до них. Тогда Христос, готовя учеников к будущим событиям, стараясь укрепить их веру, повел троих из них, самых ревностных (Петра, Иоанна, Иакова) на «гору высокую» для ночной молитвы. Во время ее ученики внезапно увидели, что их Учитель изменился, преобразился. Евангельское описание говорит об этом так:

«Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26).

Преображение Господне

Преображение Господне. Андрей Рублев.

Евангелисты сравнивают это видение славы Божией с сиянием солнца, белизну одежд Господа – со снегом (Мк. 9:3), светом (Мф. 17:1). «Равви» Которого Апостолы так, кажется, хорошо знали, предстал Тем, Кем был – Богом Живым. Ему предстояли двое благолепных святых. Ученики почему-то сразу узнали пророков Моисея, выведшего иудеев из Египта, и Илию, явившегося из Рая, ведь он с телом был взять на небо.

Вспомнили ли они слова пророка Исайи о виденной им славе Господней:

«Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5)?

Возможно, но чувства Апостолов были совсем другими. Преображение было не страшным, но радостным, открывшимся земным людям Царством Небесным «пришедшим в силе». Отсюда слова св. Петра: «Господи! Хорошо нам здесь быть...». В них не страх, а духовный восторг. Ответом на них был глас Самого Бога Отца, никем не слышанный со времен Моисея: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»(2 Пет.1:17-18).

На этих словах видение окончилось. Апостолы вместе с Христом вернулись с горы – к миру, полному зла, скорбей. Сказанное Богом было повелением пройти земной путь, в конце которого ожидало Царство. Но свет его остался с ними – и с находящимися в созданной Господом Церкви.

Когда празднуют Яблочный Спас, в каком месяце

Так как исторически событие случилось незадолго до смерти Спасителя, празднование должно было приходиться на Великий Пост. Однако с древности Церковь посчитала радость этого видения Царства трудно совместимой с его строгостью. Так празднование было перенесено на август. О связи его с крестными страданиями Господа напоминает то, что Преображение отмечается за 40 дней до Воздвижения Креста (27 сентября), праздника, связанного с обретением Честного Древа царицей Еленой в IV в.

Три Спаса в августе: медовый, яблочный, ореховый

Свет Царства, по сути, освещает весь этот месяц, когда особенно остро чувствуется необходимость помощи Божией человеку, который трудится на земле, приносящей свои плоды.

Издревле земледельцы понимали: каждый их шаг требует благословения, освящения.

Отсюда народное именование августовских церковных торжеств «Спасами», ведь это слово значит «Спаситель», Христос, Сам освящающий каждый шаг человека, спасающий весь Им сотворенный мир. Какого числа празднуется медовый Спас и ореховый:

  • 14 августа – так называемый Первый Спас (медовый), это древний праздник Изнесения Креста Господня. Чин этот начал совершаться в Византии, где Крестное Древо износили для освящения источников вод. Ведь к осени нередко начинались эпидемии, стихийные бедствия. У славян же возникла благочестивая традиция приносить для освящения мед, собранный этим летом. Отсюда именование праздника «Медовым».
  • 19 августа — Преображение, или Второй Спас – время, когда приходил черед освящения новых плодов земных – яблок, отсюда именование этого праздника также «Яблочным Спасом»
  • 29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, — Третий Спас (ореховый). Он приходится на первый день по Успении Богородицы. В этот день принято приносить в храм для освящения орехи. Так трижды за август Господь особо благословляет землю, ее плоды, труды верующих.

Когда начинается Успенский пост

Два из трех празднований приходятся на пост, посвященный Успению Божией Матери. Его начало приходится на «Медовый Спас», 14 августа. Это установление Церкви глубоко символично: Божие благословение стяжевается трудами молитвы, телесного воздержания, малыми по сравнению с Крестной Жертвой Спасителя, но все же очень важными.

По слову свт. Феофана Затворника, «никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может. В устроении спасения дивно сочетаны свобода и благодать».


Поэтому пост, хотя краток, но достаточно строг, приближаясь даже к Великому.

Лишь на Преображение ради великого праздника Церковь благословляет вкушать рыбную пищу.

Почему в этот день в храмах освящают яблоки

С первых веков Церкви на Преображение было принято освящать виноград. Символика этих плодов земли многообразна, прежде всего, связана с установленным Самим Господом Таинством Причащения, когда вино «от плода виноградного» становится Кровью Христовой.

Яблочный Спас, освящение яблок в храме

Яблочный Спас, освящение яблок в храме

Но в северных широтах виноград не растет, а яблоки как раз поспевали к середине августа. Так появилась не только традиция яблочных базаров на Преображение, но новый смысл освящения плодов земных, ведь яблоки издревле – символ Рая, к которому ныне причастна вся природа.

Горох, репа, огурцы…

Все эти плоды приносились на молебен наряду с яблоками. Их также освящали молитвой с окроплением воды. После службы народ наделял церковнослужителей частью урожая, складывая его в особые корзины. Освящали на Преображение также первые колосья. Их хранили у икон – до весны, когда начнется сев.

Почему нельзя есть яблоки до 19 августа?

Благочестивая традиция русского крестьянства запрещала это весьма категорически. Это было связано с желанием освятить урожай, получить благословение Божие, прежде чем начать пользоваться плодами земли.

Протоиерей Андрей Ефанов упоминает о древнем запрете для иноков вкушать виноград до Преображения. Это, по его словам, «реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной». На Руси то же относилось к яблокам.

Яблочный Спас

Яблочный Спас

Хорошо знали люди богословские смыслы их освящения, хотя иногда трактовали их наивно. Вот какое народное толкование приводит И.С.Шмелев в книге «Лето Господне»:

«Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропленья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда».


Впрочем, современные пастыри скептически относятся к суевериям вроде разговоров о возможности заболеть после употребления яблок до праздничного освящения, или влияния нарушения неписанного запрета на будущий урожай.

Многие священники подчеркивают, что:

  • правило воздержания от плодов нового урожая – монашеское, а не мирское;
  • оно – наследие аграрной цивилизации, крестьянской традиционной культуры, ныне фактически не существующей.

Однако, есть священники, которые требуют следования древним правилам. Вот что рассказывает об этом, например, Людмила из Омска: «Однажды на исповеди священник меня спросил, ела ли я виноград, яблоки или иные плоды до их освящения в день Преображения (19 августа). Я ответила утвердительно, и за свою любовь к фруктам получила от батюшки наказание – месяц не есть виноград и яблоки».

Поэтому, если вопрос вызывает сомнения, его лучше решить со своим духовником.

Приметы этого дня

Преображение считалось началом осени: «Со Спаса Преображения — погода преображается». Народ издавна примечал особенности погоды, по которым пытался определить, каким будет остаток лета, важный для сбора хлебов, какой – грядущая зима. Вот некоторые из народных примет:

  • считалось, что погода на этот день – своего рода «прогноз» на январь, ветрено ли, солнечно или, наоборот, пасмурно;
  • солнце на Преображение, по мнению крестьян – к холодной зиме;
  • очень опасались крестьяне дождя на Преображение – такая погода грозила затянуться на все время уборки зерна; потому дождь именовали «хлебогноем»; если день выдастся сухим, то такой будет вся осень.

Другие народные традиции и обряды

Среди традиций, которые хранили русские крестьяне, были как благочестивые христианские обычаи, так и остатки язычества «от дедов-прадедов».

Дела милосердия

Они были совершенно обязательны и связаны, прежде всего, с «райскими плодами», освященными яблоками. Их не просто приносили к храму, но после освящения раздавали тем, кто не имел возможности «разговеться яблочком». Это нищие, больные, престарелые.

Нарушителей этого обычая, скупых, немилостивых, народная традиция строго порицает, как изгоев общества:

«А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»

Райские яблоки

Народные предания говорили, что на этот день яблоки получают еще и умершие. Им, утверждали крестьяне, непременно раздают эти райские плоды, но лишь если их родные, оставшиеся на земле, строго блюли «пост на яблоки» до праздника. Поэтому принято было:

  • относить освященные плоды на могилы умерших детей; обычно это делали матери; считалось, что если по каким-то причинам погребение далеко, необходимо положить яблоко вообще на любую из детских могил;
  • так же «угощать» яблоками всех ушедших из этого мира родных.

Понятно, что здесь тесно переплелись любовь к близким и отголоски языческих тризн.

Обычай садоводов

Те, кто имел яблоневые сады, считали праздник для своей семьи особым. Было принято по окончании праздничной службы приглашать священника непосредственно в сад. Хозяева выносили образ Преображения, после чего совершался особый молебен.

А затем, несмотря на праздник, сразу начиналась уборка урожая – ведь это дело получало Божие благословение.

Особенности стола

Кроме благословляемых Церковью рыбных блюд, на праздник обычно делали самую различную выпечку из других плодов земных. Пироги, блины с яблоками, ягодами, грибами, правда, делались строго из постного теста.

«Что сбудется – не минуется…»

Еще в начале XX в. по деревням было немало связанных с праздником суеверий. Среди них:

  • обычай загадывать желание, съедая первый кусочек освященного яблока; особенно привержена была ему молодежь, прежде всего, девушки, стремившиеся выйти замуж;
  • «заклинание полей», когда местные знахари, как правило, пожилые люди, на рассвете отправлялись на нивы, поливая их конопляным маслом и уговаривая «Мать-сыру-землю» «унять «всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». Так, по мнению некоторых, с земли снималась «порча»;
  • «провожание солнца»; этот полуязыческий обычай – также следствие немощи человеческой, ведь после Преображения дело шло к осени, дождям, а теплые дни были так нужны для уборки хлеба; поэтому вечером праздничного дня молодежь выходила на окраину деревни, туда, где хорошо видно закатное солнце, и, едва его диск касался линии горизонта, запевала песни, призывающие «солнышко» подождать, еще немного согреть лучами землю.

Не менее русских, впрочем, суеверны были другие славянские народы, пусть и принявшие христианство на несколько столетий раньше.

  • На востоке Сербии среди винограда сажали подсолнухи. Зачем? Так ведь на Преображение хозяин виноградника азартно… стрелял но ним из ружья! Считалось, что чем сильнее разлетаются семечки, тем выше будет урожай ягод.
  • А живущие в Болгарии капанцы (небольшая этнографическая группа) полагали, что на праздник категорически нельзя есть красный виноград, ибо от него человек может «преобразиться», но не так, как надо бы – пойдет красными пятнами!
  • Жители Словакии на Преображении «запирали» виноград. Для этого в специальную яму бросали первые гроздья нового урожая, а потом втыкали шест. На его конце был букет цветов, специально для этой цели освященный.

Стихи о Яблочном Спасе

Преображение – один из самых, может быть, эстетически прекрасных праздников. Кажется, сама природа священнодействует, принося Господу начатки своих плодов: гнутся ветви под тяжестью яблок, ярких, румяных.

А над всем этим празднично сияют купола храмов, слышатся древние богослужебные распевы. И верно, не наступил ли здесь, на земле – Рай?

Радость праздника не раз отзывалась в душе русских поэтов, которые не могли не видеть его красоты.

Вот как пишет о празднике Александр Блок, чья душа не раз металась ища Истину:

В светлый день Преображенья

Дух безумца поражен:

Из неволи, из смятенья

Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,

В лоне Вечного Отца,

Близ Тебя, в лазури бледной

Жаждет нового конца…

А вот как точно передает атмосферу праздника Борис Пастернак:

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Творчество на тему Яблочного Спаса продолжается и в наши дни. Вот стихотворение современной поэтессы, Лидии Кулешовой

Инициалы Господа
Фаворским светом вышиты
На луговых цветах.
Войду в сиянье росное-
И отойдет все лишнее
В душе
И на устах…

 Все лишнее, ненужное,
Все суетно- нездешнее
Развеется, как дым.
Рассеется, закружится
Моя любовь поспешная
К светилам молодым.

 Фаворский свет над рощицей
Седьмое небо вытянет
На нитке журавлей!
Летит оно, полощется
Серебряными нитями,
Колосьями полей,

 Закатными пожарами,
Озерною осокою
Неспешно и светло…
Ах, если бы душа моя
Сберечь могла высокое
Фаворское тепло!

Преображение

Преображение Паоло Веронезе

«Царством Божиим, пришедшим в силе» называет Преображение Сам Господь.

Эта надежда на будущее изменение мира, свет которого сияет уже сейчас. Так видели этот день наши предки, так чувствуют многие теперь. «Свет без пламени», радость о Боге, слова св. Петра, которые хочется повторить: «Господи, хорошо нам здесь быть…».

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.
 

Содержание:

  • Преображение Господне. События праздника
  • Богословское толкование праздника
  • Преображение Господне. История праздника
  • Гора Преображения: Фавор и Ермон
  • Преображение Господне. Богослужение
  • Стихера на великой вечерни Преображению Господню
  • Паремии на Преображение Господне
  • Преображение Господне. Иконы
  • Три «Спаса» на Руси. Яблочный Спас
  • О воздержании от вкушения винограда и яблок до Преображения
  • Спасо-Преображенские храмы на Руси
  • Преображенские монастыри и храмы старообрядцев

Преображение Господне. События праздника

Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Исуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Пре­об­ра­же­ние (греч. ме­та­мор­фо­сис, лат. transfiguratio) означает «пре­вра­ще­ние в дру­гой вид», «из­ме­не­ние фор­мы». Так на­зы­ва­ет­ся од­но из важ­ней­ших со­бы­тий еван­гель­ской ис­то­рии, про­ис­шед­шее неза­дол­го до Христова Воскресения. О Преображении Господни написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях:

Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21).

Господь также обещал, что ученики увидят Его Славу прежде, чем наступит время страданий.

После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Исусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Исус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 28–36).

Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного — вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», — их охватил страх, они упали лицом вниз. Исус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Исуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Богословское толкование праздника

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Преображение показывает, что в Исусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона-Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Исус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.

преподобный Ефрем Сирин

Преображение Господне. История праздника

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до Воздвижения Честнаго Креста, когда Церковь вновь вспоминает крестные страдания и смерть Господа на Кресте. Праздник этот был установлен в IV веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий.

Гора Преображения: Фавор и Ермон

Название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло на горе Фаворе, недалеко от Назарета. На горе Фавор в честь Преображения Господня построен храм. Очевидно, поэтому считается, что именно на Фаворе преобразился Господь. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника. 

Горы Фавор (слева) и Ермон (справа)

Однако современные исследователи считают, что Преображение совершилось на другой горе — Ермоне, поскольку она выше Фавора и более уединенная. На Фаворе во времена Спасителя находилась римская крепость, ее окрестности были густонаселенными, так что оставалось мало места для молитвенного уединения. К тому же Ермон находится севернее Фавора, а описанные в Евангелиях события свидетельствуют, что Господь с учениками шел на север. Евангелист Марк также пишет, что после Преображения Господь и апостолы проходили через Галилею, что также позволяет предположить, что они направлялись в Иерусалим из окрестностей Ермона. «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются», — пророчески говорится в Псалтыри (Пс. 88, 13).

Преображение Господне. Богослужение

Богослужение празднику Преображения Господня складывалось постепенно. Тексты праздничного богослужения, которые мы слышим в храмах в наши дни, были написаны византийскими гимнографами в V–VIII веках. Самые известные песнопевцы: Анатолий, патриарх Цареградский (V век), преподобные Иоанн Дамаскин и Козма Маиумский (VIII век). Следует отметить, что в праздничной службе указаны авторы немногих стихер, так что мы знаем далеко не всех гимнографов. В стихерах на праздник Преображения Господня описываются события, свидетелями которых стали ближайшие ученики Христа, а также содержатся пророчества о них и толкование совершившегося. В текстах праздничной службы указывается смысл Преображения Господня. Исус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем приготовить их к «зрению» будущих Его страданий и научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей, сподобятся Божественной славы».


Библиотека Русской веры
Канон Преображению Господню →

Читать онлайн


В каноне говорится о том, что Преображение Господне как бы озарило души избранных духовным светом, раскрыло им божество Спасителя, соединившееся в Нем с человечеством, и утвердило их в вере в обетовании Господа. В преображении свет Божеского естества воссиял под покровом человеческой плоти, которая сама по себе, как непричастная греху, была и явилась совер­шенной. В Апостоле (2 Петра I, 10–19) дополняется мысль канона, что Фаворское явление славы Господа есть доказательство Божественного величия Его. В Евангелии (Матф. XVII, 1–9 ст.) изобра­жается история события.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Прењбрази1выисz на горЁ хrтE б9е, показaвъ ўченик0мъ свои1мъ слaву свою2, ћкоже можaху. да возсіsетъ и3 нaмъ грёшнымъ свётъ тв0й присносyщныи, мlтвами бцdы, свэтодaвче слaва тебЁ.

Русский текст:

Изменив Свой вид на горе, Христе Боже, Ты тем показал ученикам Твоим Твою славу, насколько они могли видеть. Пусть молитвами Богородицы и перед нами, грешными, возсияет вечный свет Твой: Податель света, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

На горЁ прењбрази1сz, и3 є3ли1кw вмэщaху ўченицы2 твои2, слaву твою2 хrтE б9е ви1дэвше, да є3гдa тz ќзрzтъ распинaема, стrть ќбw разумёютъ в0льную, ми1рови же проповёдzтъ, ћкw ты2 є3си2 вои1стину џ§ее сіsніе.

Русский текст:

Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько им позволяли их человеческие чувства, видели Твою славу, чтобы они узнали, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедали миру, что Ты воистину есть Отчее сияние. 

Стихера на великой вечерни Преображению Господню

Церковно-славянский текст:

На горЁ выс0цэ преwбрaжьсz сп7съ, верх0вныz и3мёz u§нки2, преслaвнw њблистaлъ є4сть. показu1z ћкw высот0ю добродётелєй прешeдшіи, и3 б9eственэй слaвэ сподобzтсz. гlюща же со хrт0мъ мqисeй и3 и3ліS, показовaху ћкw живhми и3 мeртвыми њбладaетъ. и3 и4же дрeвле зак0номъ и3 прbр0ки гlавыи є4сть бGъ. є3мu1же и3 глaсъ n§ь, и3зъ џблака свётла послu1шествоваше гlz, того2 послu1шайте. и4же кrт0мъ ѓда плэни1вша, и3 мeртвымъ дaрующа жив0тъ вёчныи.

Русский текст:

На горе высокой преобразился Спас, имея с собой верховных учеников, великой славой облистал, показывая, что достигшие высоты добродетелей, и Божественной славы сподобятся. Говорили же со Христом Моисей и Илия, показывая, что Он над живыми и мертвыми владычествует. И Он — Бог, который в древности через закон и пророков говорил. О Нем и голос Отца свидетельствовал из светлого облака: «Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад, и мертвым дарует жизнь вечную!».

Тексты молитв напоминают верующим о пророчествах и прообразах чудесного события. Так, неоднократно повторяется стих из Псалтыри: «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются» (Пс. 88, 13).

Паремии на Преображение Господне

В начале вечерней службы читаются паремии — отрывки из ветхозаветных книг. Первая паремия повествует о Моисее, который поднялся на гору Синай, где Господь дал ему скрижали Завета с Заповедями. Поднимаясь, Моисей увидел облако — знак, что Господь присутствует на этом месте. Этот отрывок из книги Исход читается на службе Преображения потому, что вновь Господь является Моисею в облаке. Как на Синае пророк получил Скрижали Завета, так и теперь ученики и пророки слышат повеление Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте». Моисей является свидетелем Преображения Господня, свидетельствуя тем самым, что Ветхий Завет пришел к концу, наступает Новый. Как Моисей принес народу Израильскому Заповеди, так теперь апостолы понесут всем народам Евангелие.

Во второй паремии вновь мы слышим о Моисее. Пророк говорит с Господом и просит Его показать славу Божию, хочет видеть Бога лицом к лицу. В ответ Моисей слышит, что увидеть Бога лицом к лицу невозможно ни для кого из смертных. Пророк слышит повеление Божие войти в расселину между скалами, и когда Господь пройдет мимо, «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]». Этот текст читается на праздничной службе именно потому, что во время Преображения, спустя столетия после смерти, Моисей беседует с Богом лицом к лицу.

Третья паремия — отрывок из Третьей книги Царств повествует о пророке Илии, также представшему Христу во время Преображения. Стараясь восстановить истинное богопочитание в Израиле, Илия мучается оттого, что его усилия почти не дают результата. Илия даже просит у Бога смерти. Ему является Ангел Господень, дает хлеб и воду, велит есть и пить. После этого Илия идет к горе Хорив. Через сорок дней и ночей, достигнув горы, пророк слышит голос Божий: «выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Царств: 19, 11–12).

Преображение Господне. Иконы

Самые древние дошедшие до нашего времени образа Преображения Господня датируются VI веком. В первую очередь — это мозаика из церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме. В центре ее изображен медальон с четырехконечным крестом, символизирующий Спасителя. По сторонам изображены Моисей и Илия, а внизу три агньца, обозначающие трех апостолов. Подобная символичность была характерна для раннехристианских образов, но в дальнейшем она не получила распространения.

Преображение Господне. Мозаика апсиды базилики Сан Аполлинаре ин Классе. Рим, Италия. 549 г.

На иконах, фресках, и миниатюрах Преображения Господня в центре изображается Господь Исус Христос, стоящий на горе в белых как снег одеждах. По сторонам от него находятся пророки, у подножия горы — лежащие ниц апостолы. Именно такая композиция получила распространение в византийской и русской иконописи.

Преображение. Деталь иконы «Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие». Новгородский музей. Ок. 1341 г.
Преображение. Конец XIV — начало XV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона Преображения Господня. Кирилло-Белозерский монастырь. XV в.
Икона Преображения Господня. Феофан Грек. XV в.
Преображение. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
Преображение Господне. Фрагмент

Три «Спаса» на Руси. Яблочный Спас

На праздник Преображения Господня верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая. На востоке к этому времени поспевает виноград, а на Руси издавна принято приносить яблоки, отчего и произошло народное название праздника — Яблочный Спас. Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Во время иудейского праздника кущей следовало приносить в Храм Иерусалимский первые плоды нового урожая. Начиная с первых веков, христиане также приносили в храм первые плоды. В первую очередь это был виноград, из которого приготовляли вино для Евхаристии. Об этом напоминает и молитва, которую священник читает после Литургии над принесенными в храм плодами: «Боже Спасителю наш… си́и виноград благослови». Прочитав молитву, священник кропит плоды святой водой.

Виноград на Преображение

На Руси этот день повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6-го августа далеко еще не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно праздновали первого Спаса (1 августа ст. ст.), второго Спаса (6 августа ст. ст.) и третьего Спаса (16 августа ст. ст.).

Первый Спас всюду называется «медовым», а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». 

Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным», так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтили, как очень большой праздник, но редко отдавали себе отчет в истинном значении того события, которое вспоминает Церковь. Только кое-где второй Спас назывался «Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знали, что такое Преображение Господне, и считали второй Спас просто праздником земных плодов. Сообразно с этим, в день 6-го августа (ст. ст.) вся паперть в приходских церквах заставлялась столами, на которых были навалены горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и прочего. Все эти плоды урожая священник благословлял после обедни и читал над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов.

В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывался особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимали на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедалась прихожанами после обедни и крестного хода.

Яблочный Спас

Третий Спас празднуется в честь Нерукотворенного образа. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба.

Таким образом, из трех «Спасов» наиболее почитался крестьянами второй, совпадающий с церковным праздником Преображения Господня.

О воздержании от вкушения винограда и яблок до Преображения

Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения, то есть до праздника Преображения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки. Соответственно, и вкушать их начинали только после праздника. Тем, кто нарушил запрет и по забывчивости или невоздержанию попробовал яблок раньше срока, предписывалось в наказание не есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину. Особенно должны были воздерживаться от преждевременного вкушения плодов те из крестьян, у которых умерли в младенческом возрасте дети, так как было поверье, что на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки, и эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от употребления плодов до второго Спаса. 

Спасо-Преображенские храмы на Руси

Издавна на Руси строились многочисленные храмы во имя Преображения Господня. До наших дней сохранились древнерусские, еще домонгольские Спасо-Преображенские храмы. Празднику Преображения был посвящен и первый русский монастырь, который некоторое время после церковного раскола XVII века был оплотом староверия.

Старейший из сохранившихся храмов — Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Его основал около 1030–1040 года князь Мстислав, сын равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Это был главный храм Чернигово-Северского княжества.

Собор сохранился до наших дней частично перестроенным после разрушительного пожара 1756 года, когда выгорели все внутренние помещения. О богатом внутреннем убранстве этого памятника древнерусского зодчества свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. В Спасо-Преображенском соборе погребен князь Игорь Северский, воспетый в «Слове о Полку Игореве», Игорь Черниговский и другие князья той эпохи.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (Украина)

Сохранилась до наших дней и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, построенная в середине XII века. Храм сравнительно небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора (затемненные позднейшими перестройками) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения могло быть народное деревянное зодчество.

Храм сохранился полностью, он дополнен надстройками XVII–XIX веков в области кровли. В 1830-х гг. храм был признан ветхим, но его решили не сносить, а отреставрировать исходя из того, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества». Внутри сохранились фрески XII века. Сохранилась практически вся площадь росписи. Изначальный облик храма запечатлён на древней ктиторской фреске, недавно раскрытой в келье преподобной Евфросинии Полоцкой на хорах церкви.

Спасо-Преображенская церковь в Полоцке (Беларусь)

Во имя Преображения Господня был освящена в Великом Новгороде и церковь Спаса на Нередице, известная всем знатокам древнерусского зодчества и иконописи. Ее построил за одно лето 1198 года новгородский князь Ярослав Владимирович в память о двух погибших сыновьях. Ее стены полностью были покрыты фресками.

Росписи активно изучались и описывались с начала XX века до 1930-х годов. Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был законченный и хорошо сохранившийся фресковый цикл домонгольской Руси. В 1903–1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен почти до основания, погибли и росписи. Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице постоянно используется искусствоведами при сравнительном анализе. Храм был восстановлен в 1956–58 гг. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году. Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Спаса на Нередице, Великий Новгород. Снимок 1900 года

Другой памятник архитектуры, также включенный в список ЮНЕСКО, — уникальный деревянный Спасо-Преображенский храм на острове Кижи Онежского озера. Он построен в 1714 году на месте одноименной шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.

По одной из легенд, церковь Преображения Господня построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Строитель выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. Храм увенчан 22 главами, его высота от основания до креста центральной главы — 37 м.

Храм Преображения Господня на острове Кижи

Множество Преображенских храмов было и в старой Москве. Первый из них был построен во второй половине XIII века. Выстроенный князем Даниилом Московским деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору князь Иван Калита перестроил в каменный. Храм стал местом погребения великих княгинь. До наших дней не сохранился, разрушен при советской власти.

Один из первых русских монастырей — Спасо-Преображенский в Муроме. По преданию, его основал (не позднее 1015 года) благоверный князь Глеб, сын великого князя Владимира, крестителя Руси. В летописях этот монастырь упоминается раньше всех других русских обителей. В «Повести временных лет» упоминается о существовании этого монастыря в 1096 году.

Во время церковной реформы XVII века Спасо-Преображенский монастырь в Муроме долгое время оставался оплотом старообрядчества. Его настоятель архимандрит Антоний (1658–1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют».

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Основан князем-страстотерпцем Глебом

Во имя Спаса-Преображения освящен Соловецкий монастырь в Архангельской области. Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558-1566 годах. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных ярусах. Подножие его до создания каменной паперти включало лестницы, деревянные паперти, звонницы, деревянно-каменные переходы.  Здание трехъярусное. На первом ярусе, в достаточно высоком цокольном этаже, находились хозяйственные помещения. На втором было устроено три храма: престольный, посвященный Преображению Господню, и два его придела — Зосимо-Савватиевский в северо-восточной части и Михаило-Архангельский — с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия был построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках, находились еще четыре придела: преподобного Иоанна Лествичника, великомученика Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов. Высокие своды собора опираются на два столпа. Восьмигранный световой барабан приближен к алтарной стене. Во времена Соловецкого лагеря собор охранялся как памятник архитектуры. В настоящее время Соловецкий монастырь принадлежит РПЦ.

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь в Архангельской области

Во имя Спаса-Преображения освящен Евфимиев монастырь в Суздале. Он является памятником русского зодчества конца XVI века. В 1507-1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырехстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. В результате перестроек облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Спаса-Преображения Евфимиева монастыря в Суздале

Во имя Спаса-Преображения освящен Прилуцкий монастырь в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-1542 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. По своему типу Спасский собор напоминает московские храмы XVI века и благодаря своим внушительным размерам доминирует над всеми монастырскими постройками.  К началу ХХ века в верхнем этаже собора было три престола и еще пять — в нижнем. Летом 1924 года обитель была закрыта. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-1970-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-1979 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря РПЦ началось в 1990 году.

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Во имя Спаса-Преображения был освящен монастырь на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, освященного в 1481 году. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

Спасо-Преображенский монастырь на о. Каменный в Вологодской области

Во имя Спаса-Преображения был освящен монастырь в Ярославле. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216-1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведенное в Ростов. В 1216-1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор.  После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля. Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550-1580 гг. — каменные стены вместо старых деревянных. Ныне территория монастыря является основой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Монастырь во имя Спаса-Преображения в Ярославле

Во имя Спаса-Преображения был освящен Геннадиев монастырь в пос. Слобода Ярославской области. Монастырь был основан в 1529 году преподобным Геннадием. Композиционный центр монастыря составлял монументальный пятиглавый Спасо-Преображенский собор 1647 года постройки. После предпринятой в 1961 году попытки его взорвать собор находился до XXI века в руинированном состоянии; в настоящее время в значительной степени восстановлен. Попытки уничтожения монастырских построек предпринимались вплоть до 1980-х годов: в 1988 году тракторами был снесен алтарь соборного храма. В 1996 году была создана община Спасо-Геннадиева монастыря, которой в 1997 году комитет по охране памятников истории и культуры Ярославской области передал монастырский комплекс. Началось восстановление монастыря.

Геннадиев монастырь во имя Спаса-Преображения в пос. Слобода Ярославской области

Во имя Спаса-Преображения был освящен монастырь в Вятке (Киров). Монастырь был основан в начале XVII столетия. Деревянные монастырские строения располагались за кремлевскими укреплениями на высоком холме над Вяткой. Небольшой монастырь, отделенный от кремля рвом, стоял уединенно, «прилежа» только с северо-запада к Пятницкой слободе. Позднее территория монастыря вошла в черту города и уже с XVIII века являлась частью его исторически сложившегося центра. Многие жилые, хозяйственные и подсобные постройки, располагавшиеся на территории монастыря, и в XX веке оставались деревянными. Монастырь функционировал до 1920-х годов. С 1924 года здания обители стали использоваться под жилье и для размещения различных учреждений. В 1930-е годы были разобраны верхние ярусы колокольни, глава над храмом Преображения, сняты кресты.

Монастырь во имя Спаса-Преображения в Кирове

Во имя Спаса-Преображения освящен монастырь в Москве. Весной 1488 года в Кремле сгорел Спасский на Бору монастырь, находившийся среди дворцовых строений. Это дало повод великому князю Иоанну III вывести монастырь из Кремля. Новое место выбрано близ Крутиц в так называвшемся Васильцевом стане, где монастырь стал называться Новоспасский или Спас на Новом. Каменная церковь была сооружена в 1491-1496 гг. В 1642 году была сооружена каменная ограда с башнями, а в 1645 году, вместо старого храма, заложен был нынешний собор. После Октябрьской революции 1917 года частично были уничтожены и захоронения церкви-усыпальницы Новоспасского монастыря. Ныне Спасо-Преображенский собор действует.

Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве

Во имя Спаса-Преображения освящен Воротынский монастырь в д. Спас Калужской области. Постройки монастыря датируются приблизительно 1550 годом. Облик главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Представляет восьмерик на четверике, при этом нижний куб массивен, а восьмерик, хоть и широк, но приземист, из-за чего возникает ощущение, что шатровый верх «растет» прямо из крыши четверика. Трехчастное членение увенчано ложными закомарами — кокошниками, зрительно отделенными от четверика карнизом. Центральный кокошник укрупнен по отношению к боковым. Килевидный рисунок повторяют и декоративные элементы восьмерика. Внутренний вид собора, в принципе, характерен для современных ему шатровых храмов России. Основной объем бесстолпный, внутреннее пространство его едино. Расположение ассиметрично по трем стенам, кроме восточной, где находится иконостас, оконные проемы наполняют здание необходимым дневным освещением. Хотя в советское время Спасо-Воротынский монастырь имел статус исторического наследия, здания находились в упадке. В начале XXI века монастырские развалины были переданы РПЦ. В 2007 году монастырь был возрожден в качестве отделения Калужского Казанского монастыря.

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь в Калужской области

Во имя Спаса-Преображения освящен Мирожский монастырь в Пскове. Самый древний сохранившийся храм Пскова — Спасский собор Мирожского монастыря был возведен в 1156 году. Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Во имя Спаса-Преображения освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря в г. Кириллов Вологодской области. Постройка относится к XVI веку. Церковь Преображения над Водяными воротами строили, видимо, местные мастера. Это невысокий куб с пониженными прямоугольными пристройками с двух сторон: алтарем и папертью с первоначально открытыми арками. Сходство довершают членения северного и южного фасадов пилястрами на три прясла, остроугольные ниши и три яруса сплошь украшенных традиционным декором кокошников, из которых сейчас под четырехскатной крышей XVIII века виден только нижний. Однако венчающая часть имела иную форму. Вместо типичных для храмов Кириллова двух глав здесь с самого начала было трехглавие: большая — в центре и две малых — над восточными углами постройки.

Преображенская церковь Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области

Во имя Спаса-Преображения освящена церковь в погосте Колпино в Псковской области. Небольшой храм Спаса-Преображения впервые упоминается в 1463 году. В настоящее время храм представляет собой довольно крупный четверик, завершенный четырехскатной кровлей и крупным деревянным барабаном с шлемовидной главкой. Четверик сложен из плитняка на известковом растворе кремового цвета. С востока к четверику примыкает пониженная полукруглая абсида, с запада — невысокий притвор, по ширине равный четверику. Перед притвором поставлена невысокая двухъярусная колокольня. Из архивных источников известно, что в 1847 году был сломан старый каменный свод четверика и заменен плоским перекрытием. Тогда же вместо каменного барабана был водружен ныне существующий деревянный. В 1857 году старый притвор был заменен ныне стоящим. В 1871 году построена колокольня.

Храм во имя Спаса-Преображения в погосте Колпино в Псковской области

Преображенские монастыри и храмы старообрядцев

Большое значение в истории старообрядчества сыграл и Преображенский богаделенный дом — религиозный центр старообрядцев-беспоповцев федосеевского согласия в Москве. Основанный во время эпидемии чумы в 1771 году в селе Преображенском, богаделенный дом стал со временем монашеской обителью, разделенной на мужской и женский дворы. В старообрядчестве до настоящего времени сохранилась традиция освящать храмы во имя Преображения Господня. Правда, их намного меньше чем, скажем, Покровских, но многие старообрядческие общины празднуют престольный праздник на Преображение. Во имя Преображения Господня освящены храмы Русской Православной старообрядческой Церкви в Костроме, Козьмодемьянске Республики Марий Эл, Клинцах Брянской области, Свободном Амурской области.

Спасо-Преображенский храм РПсЦ в Костроме

Преображенские храмы Русской Древлеправославной Церкви находятся в Новозыбкове Брянской области, Гомеле (Беларусь). Храмовый праздник отмечают поморские общины Нижнего Новгорода, д. Углы Могилевского р-на (Беларусь), г. Паскутишки (Литва).

Яблоня на фоне церкви
Яблочный Спас: традиции, даты и обычаи праздника: Wikimedia

Яблочный Спас — это самый известный и значительный из всех августовских Спасов. Он наполнен глубоким христианским содержанием и народными традициями. О празднике, его обычаях и приметах рассказал Петр Малков, этнографы Аполлон Коринфский, Галина Айдашева, Сергей Максимов.

Религиозная суть и история Яблочного Спаса

Когда Яблочный Спас? В отличие от двух других Спасов, которые отмечают в августе, Яблочный Спас — великий двунадесятый христианский праздник. Он имеет непреходящую дату в календаре — 19 августа. В этот день православная церковь торжественно отмечает Преображение Господне. В народе же он имеет множество названий: Спас Преображение, Великий Спас, Спас на горе, Яблочный Спас, Осенины.

Если религиозное название праздника идет от одного из имен Спасителя, в народе его трактуют от слова «спасаться», то есть запасать плоды урожая на долгую зиму, чтобы не голодать.

Христианское значение праздника Преображение Господне

В основе Преображения лежит евангельское предание. В трех первых книгах Нового Завета описывается значительное событие земной жизни Иисуса Христа. Однажды Учитель с тремя ближайшими учениками поднялся на высокую гору, которая в Евангелиях не названа. Церковное предание указывает, что это была сакральная гора Фавор недалеко от Назарета.

Здесь ученики увидели неизвестный им ранее облик Иисуса: его лицо просияло божественным светом, одежды сделались белыми, как свет. Он беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Затем всех осенило облако, из которого послышался глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте!».

Христианские богословы открывают верующим глубокий и многозначительный смысл этого события:

  • В нем впервые открылось два естества Иисуса Христа — божественное и человеческое.
  • Ученики увидели в одном событии все ипостаси Святой Троицы: явление Бога Сына, о котором свидетельствует Бог Отец гласом Святого Духа.
  • Своим преображением Иисус Христос показал, каким может быть человек, будущее преображение его естества.
  • Открывается дорога внутреннего преображения каждого человека как путь нравственного развития, духовного роста.

Такие откровения для верующих христиан стали источником необычной, возвышающей радости, открыли красоту человека, примиренного с Богом, живущего в радости и любви. Кандидат богословия в книге о Преображении Господнем подчеркивает еще одно значение этого явления: для всех открыт путь на Фавор, на торжественном богослужении многие испытывают такую же радость от встречи с Богом, как тогда апостолы.

Икона Преображение

Евангельская история о Преображении Господнем: Pixabay

История праздника Преображение Господне

Евангельское событие стало основанием для праздничных торжеств в период утверждения христианства. Царица Елена, мать римского императора Константина, в IV веке возвела на горе Фавор базилику в честь Преображения. Она сразу стала местом поклонения для многочисленных паломников. Предполагают, что первоначально Преображение было праздником этого храма.

В том же веке на христианском Востоке, в Армении, этот праздник учредил святитель Григорий Просветитель. В Константинополе праздник был утвержден в Х веке.

Почему датой праздника выбрана середина августа, достоверно неизвестно. Возможно, в это время была освящена базилика на горе Фавор. Как и в истории многих христианских праздников, Преображение приурочили к древним языческим торжествам. В этом случае праздникам, посвященным сбору урожая. В Средиземноморье это был период сбора винограда и торжеств в честь греческого бога виноделия Вакха.

Почему Яблочный Спас так называется? У славян древние торжества сбора урожая преобразились в освящение всех плодов многомесячного труда — хлеба, овощей, фруктов, прежде всего главного лакомства — яблок, что дало самое распространенное название празднику.

Семья рвет яблоки

Яблочный Спас: Freepik

Народные традиции и приметы Яблочного Спаса

Земледельцы в августе получают самые значительные результаты своего труда. По этой причине все традиции, обряды, приметы вращаются вокруг этого главного явления и воплотились в праздновании Яблочного Спаса.

Что делают на Яблочный Спас?

Для верующих христиан главным в этот день считается посещение торжественного богослужения в храме, освящение плодов нового урожая. В православии принято это делать в знак благодарности Богу за получение пропитания человеку.

Есть яблоки и другие фрукты до освящения их на Преображение считалось грехом, особенно для родителей, потерявших детей. Этнограф Сергей Максимов пишет, что во искупление такого греха запрещалось есть яблоки и 40 дней после Спаса.

Рвать яблоки к празднику поручали обычно детям, как имеющим безгрешные руки. Праздник сопровождался различными обрядами:

  • Разговление. Прежде чем съесть освященное яблоко самому, следовало угостить близких, больных, нищих: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».
  • Угощение. Садоводы стремились угостить яблоками больше людей, чтобы следующий урожай был обильным.
  • Молебны. В этот день приглашали в церковные сады для совершения молебна. Как пишет Аполлон Коринфский, после молебна начинали собирать урожай, так как был дорог каждый день.
  • Приготовление блюд. К празднику принято варить варенье, печь пироги с яблоками, блины, варить компоты и угощать родных и близких.

Пирог, яблоки, чашка

Угощение на Яблочный Спас: Pixabay

С Яблочного Спаса открывался сезон свадеб, а венчание в день самого праздника предвещало счастливое долгое супружество. День большого праздника был поводом для различных гаданий и предсказаний:

  • Прежде чем надкусить освященное яблоко, загадывали желания со словами: «Что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Считали, что если первым попалось кислое яблоко — это предвестие трудностей, а сладкое — счастливое предзнаменование.
  • Девушки гадали на яблочной кожуре, хорошим знаком считалось очистить яблоко одной длинной полосой. Такие полоски бросали через плечо в огонь костра и наблюдали: быстро свернулась — плохой знак, расправилась — к удаче в сердечных делах.
  • Молодые гадали с помощью туго закрученного на веревочке яблока, которое держали над костром. Если яблоко вскоре падало в огонь — к быстрому замужеству или женитьбе.

Девушки на праздник водили хороводы вокруг яблонь. Вечером, на закате, молодежь выходила за деревню на открытое пространство, чтобы провожать солнце. Это было символическое прощание с летом и теплом.

Девушка чистит яблоко

Гадания на Яблочный Спас: iStockPhoto

Что нельзя делать в Яблочный Спас?

Большой праздник нельзя встречать с обидами в душе, быть в ссоре, ругаться, конфликтовать с кем-то, желать зла. Предосудительно жадничать и сквернословить. К Спасу сложились и другие особые запреты:

  • Нельзя заниматься будничными домашними делами — шить, вязать, делать ремонт. Но делается исключение для Яблочного Спаса — можно работать в саду.
  • Запрещалось убивать и даже прогонять любых мошек и насекомых.
  • Действовал запрет на купание в водоемах, считалось, что потревожишь водяных — навлечешь беду.

Не употребляли в этот праздник мясные и другие скоромные продукты, потому что продолжался Успенский пост. По этой же причине не допускалось шумное веселье, вечеринки с алкогольными возлияниями.

Народные приметы на Яблочный Спас

Одно из народных названий праздника — Осенины, что свидетельствовало о наступлении преображения природы. Автор книги о народных обрядах Галина Айдашева считает, что в народных праздниках сливались труд и поклонение природе, поэтому люди придавали значение приметам:

  • Какой Второй Спас, таким будет и Покров, и январь.
  • Сухой день 19 августа предвещал сухую теплую осень, мокрый — дождливую. Заметили, что дождь в праздничный день был к снежной зиме.
  • Если роились пчелы — вскоре наступят дождливые дни.
  • Хорошей приметой на удачу считалось, если в этот день на руку сядут две мухи.

Замечали, как ведут себя аисты в эти дни: если птицы собирались в стаи до праздника, то ожидали раннюю зиму. Стаи после Спаса предвещали теплую осень и позднее наступление зимних холодов.

Значимость и символика праздника Преображения Господнего настолько велики, что к ним прислушиваются и верующие, и поклонники народной культуры. Традиции, обряды, угощения Яблочного Спаса тем более привлекательны для всех.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1927276-yablochnyy-spas-istoriya-traditsii-i-obychai-prazdnika/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яблочный спас это народный праздник
  • Языческие праздники осетин
  • Яблочный спас это какой праздник
  • Языческие праздники осень
  • Яблочный спас чей праздник христианский или языческий