Яблочный спас славянский праздник

Как и многие христианские торжества, августовский Спас есть ни что иное, как цикл праздников, посвященных языческому Даждьбогу именно его славяне считали Спасом , то-есть Спасителем, дающим людям жизнь и благополучие. На Маковея лето кончается, осень начинается 1…

1 августа череда праздников начиналась первым Спасом – Медовым, иначе Маковеем или Спасом на воде. 

Накануне в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» — букет растений, каждое из которых служило оберегом для какой-либо стороны славянской жизни. Калина увеличивала девичью красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой, и в день праздника освящали на капище, а затем берегли пуще глаза целый год – маковейник считался очень мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Высушенный букет обычно ставили на подоконник, там он и красовался до следующего Маковеева дня.

Другое название праздника – Медовый Спас, поскольку в этот день пасечники традиционно приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях наполняются до краев. Иными словами, приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым славянским лакомством. Наши предки, впрочем, не только пекли медовые пироги и пряники, но также варили из меда хмельную медовуху, которая использовалась как праздничный напиток. Кроме того, медовуха служила лекарством — ею лечили простуды и некоторые другие хвори.

Еще первый Спас называли Мокрым – потому, что в этот день, по мнению наших предков, приобретала уникальные свойства вода. В Спас на воде непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в праздник вода обретает целительную силу. Она смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год придавала людям здоровье и силы. Именно в это время хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых – от этого вода теряла всю отрицательную энергию и наоборот становилась проводником добрых сил природы. После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу, и те, кто все же решался поплавать в озере или реке, мог заболеть либо даже утонуть.

«На Второй Спас и нищий яблочко съест»

                                        Петр Кончаловский, «Яблоки»

6 августа на славянские земли приходил второй Спас – Яблочный, он же Большой.

Интересно, что до этого дня в славянских общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи кроме огурцов. Зато со дня Яблочного Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили сады и огороды. Правда, до этого урожай приносили волхвам для освящения – на столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и благословляли фрукты и овощи. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.

В день Яблочного Спаса готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок всеми доступными способами, сушили, вялили, замачивали, квасили.

Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы – природные и человеческие. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание – загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса были в безопасности, как никогда.

Природные приметы касались в основном будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара – ожидали малоснежной зимы, а если лил дождь – наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши.

После Второго Спаса ночи делались холодными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас». Недаром этот день называли также Осенинами, ведь он еще приближал окончание теплых летних деньков.

«Слава Ладе, Ладе-матушке!»

                             Александр Ягодкин. «Ах, эта красная калина»…

17 августа начиналось Ладино полетье – дни, когда славяне чествовали Матушку Ладу, Пречистую Матерь-Землю.

К Пречистой община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых, потому что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как Мать-Земля уснет, нужно было поблагодарить ее за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, катались в утренней росе, освящаясь мощной силой Матери-Лады. Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля объединялись в сознании наших предков, ведь одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая — вечно возрождающиеся силы природы.

И когда она щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение. В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину – особое растение. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуд, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.

Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие в среде веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, загадать на суженого. Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!»

Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста. С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.

«Третий Спас хлеба припас»

                                              Николаев Юрий, «Хлеба».

На следующий день после Пречистой праздновался последний, Третий Спас. У него также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым.

В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной. Готовые караваи относили для освящения к волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильные урожаи, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». После этого вся семья приступала к угощению. На столы в Третий Спас ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать хотя бы понемногу от каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие никогда не покинут дом.

Другое название Третьего Спаса – Спас на холсте или Холщовый — было связано с тем, что на этот день обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище – полагалось прикупить хоть что-то, иначе он рисковал весь год провести в нищете.

Еще Третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника славяне делали банные веники – согласно поверью, такой веник моментально выгонял из тела любую хворь, вот только хранить их следовало отдельно от других веников, чтобы не потеряли свою чудесную силу.

По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год так же хорошо уродится на полях рожь. Другая примета обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Последний Спас означал, что до осени осталось совсем немного, да и холодные зимние дни тоже не за горами.

Источник

Спожинки, Вторые Осенины (Яблочный Спас)

Спожинки

Спожинки или Вторые Осенины — праздник урожая в народном календаре славян. Сегодня праздник известен как Яблочный спас. Другие названия: Праздник первых плодов, Горохов день, Луков день, Вторые Осенины, Спожинки, Аспожинки, Госпожинки, Вторая встреча осени, праздник Рожаниц. Празднуется 19 августа. Первыми Осенинами считается Медовый Спас (14 августа). Третьими Осенинами — Хлебный или Ореховый Спас (29 августа).

Праздник Вторые Осенины, который больше известен как Яблочный Спас, — древнейший славянский праздник урожая, который имеет многотысячелетнюю историю и зародился ещё в языческие времена. Спожинки знаменуют собой наступление осени и поворот лета на зиму. В отношении этого праздника существуют поверия и приметы: после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее; каков Яблочный Спас, таков будет и январь; Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму; жаркий день предвещает бесснежную зиму, а дождливая погода — зиму, обильную на снега; если в этот день на человека два раза сядет муха, то его будет сопровождать успех на протяжении всего года.

Праздник урожая 19 августа празднуется в честь окончания уборки зерновых культур и огородных культур (другое название праздника — Горохов день, Луков день). К этому времени зачастую уже заканчиваются многие полевые работы, жатва, вывоз хлеба с полей, уборка льна и так далее. Спожинками или Дожинками данный праздник называют по той причине, что это время окончания жатвы. Как правило, древние славяне заканчивали работу в поле и оставляли последний несжатый сноп, который стоял до самой весны. Несрезанные в поле колосья называли «Велесу на бороду» или «завивание бороды Велеса». По поверьям, в оставшемся на поле снопе колосьев до весны зимует дух поля — Полевик. Интересно также и ещё одно название данного праздник — День Рожаниц, что говорит нам о древней традиции чествовать в этот день богинь-рожаниц, которые покровительствуют плодородию, помогли вырастить и собрать богатый урожай.

Яблочный Спас

Тем не менее сегодня этот праздник больше известен как Яблочный Спас. Связано это с тем, что в этот день начинался сбор яблок и других фруктов, овощей и плодов. Приставка «Спас» произошла от того, что после прихода на Русь христианства праздник совпал с христианским праздником «Преображение Господне» (спас — спаситель, спасение). До этого момента названия Яблочный Спас не существовало, однако вполне может быть, что праздник, наравне с такими названиями, как Горохов день и Луков день, мог называться Яблочный день. Яблоки были одним из главных блюд на столе. Кроме того, яблоки относили на могилы своих родственников, где оставляли их в качестве одного из ритуальных блюд. С яблоками пекли пироги, блины и другие праздничные угощения. Считается, что первое яблоко из нового урожая на Яблочный Спас исполняет загаданное желание.

На Спожинки не просто так особым почётом пользуются именно яблоки. Созревшие, наливные, румяные яблоки символизируют летнее солнце, которое окончательно созрело к концу сезона и теперь, подобно фруктам, которые опадают или собираются с деревьев, оно начинает тускнеть, всё меньше радует людей, даёт всё меньше тепла. В Новгородской губернии был зафиксирован старинный обычай, когда в этот день молодёжь шла в поле, где пела песни и водила хороводы, а вечером все собравшиеся отправлялись на пригорок, чтобы с песнями провожать заходящее солнце.

Ещё одним интересным обычаем на праздник Спожинок является обновление в избе огня, то есть старый огонь гасят, а новый зажигают. Делается это «живым» способом — трением дерева или высеканием искр из камня. Также в этот день устраивались гуляния и братчины, в которых участвовали все жители селений и городов.

Видео. Как Орловские Родноверы отмечают «Спожинки» (2014)

Фанера, ДСП, ДВП и многое другое от «ПлитТоргСервис». Большой выбор продукции для строительства и ремонта на www.plittorgservis.com.ua. На сайте компании можно ознакомиться со всеми интересующими вопросами.

Каждый год август нам дарит множество подарков, приходит время сбора урожая и церковных праздников, трех Спасов:

  • Медового Спаса или Маковея (14 августа),
  • Яблочного Спаса (19 августа),
  • Хлебного спаса (29 августа).

Впрочем, традиция Спасов возникла еще во времена языческой Руси.

Праздники спасы

Кого называли древние славяне Спасом и как его чествовали

Если покопаться в теологической христианской литературе, то святого по имени Спас вы не найдете.

Спасом на Руси до прихода христианства называли начало августа.

Как и жители всех прилегающих земледельческих стран, Русиче в это время проводили торжественные ритуалы, направленные на спасение от голода, бед и несчастий. Торжества посвящались Богу урожая, Богу Солнца – Даждьбогу.

Почему его называли Спасом? Да потому что славяне-язычники, согласно Краледворской рукописи, перед именем своих богов ставили слово Спас, т.е. Избавитель. В Велесовой Книге есть даже упоминание о периоде в календаре с названием «Спасиць». Вероятней всего, этот период относится к первым декадам августа.

С конца VI — начала III тысячелетия до н.э. в Египте, Малой Азии, античной Греции и Риме была традиция освящать зрелые овощи, мед, фрукты, орехи, грибы, ягоды и злаковые, щедро подаренные летом. Подобные ритуалы проводили примерно в этот же период представители трипольской культуры, наши с вами далекие предки.

С тех времен появилось поверье, будто в эти дни, как и в другие праздники Сварожьего круга, приходили к своим потомкам духи умерших предков. Наши пращуры верили, что предки рода, охраняя род, способствовали созреванию богатого урожая. Поэтому в эти дни полагалось приносить богам Рода и Рожаницам щедрые жертвы в виде спелых плодов, медовых напитков, хлеба и горящих свечей, изготовленных из нового воска.

До наших дней сохранилась даже молитва: «Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — мир Солнца вам! Праведная Солнце, Луне ясен. Зари свете, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скоты!»

Медовый спас — Маковей

Уже в те времена Спасич проводили в три этапа. Мокрый спас (Маковей) посвящали Макоше, Богине плодородия и покровительнице прекрасной слабой половины человечества. К этому дню отбирали первый пчелиный мед, топили воск, занимались заготовкой трав, включая мак, делали венки из цветов и колосьев. Все это торжественно освящалось и приносилось в жертву во время ритуалов, проводимых у воды.

Было принято в эти дни угощаться бубликами и лепешками с маковой начинкой, кутей сваренной на меду с необлущеным зерном и маком, отварными кукурузными початками, а запивали все хмельным медовым напитком, медовухой.

В отличие от христианских традиций, запрещавших купаться с Ильинских дней, считалось, что Макоша делает в эти дни целебной всю воду, что в колодце, что в реке. Поэтому в эти дни купаться не возбранялось, а напротив, поощрялось.

Яблочный спас

Яблочный спас

Вторым этапом был Спас на горе (Яблочный спас). Боги Спаси жили, согласно древним славянским верованиям, высоко в небесах, поэтому древние капища чаще всего устраивались на возвышенностях, в горах или у истоков рек. Считалось, что эти места любили наши прабоги. В таких местах было принято проводить магические ритуалы, жертвоприношения, поминальные тризны, военные братчины.

Предполагалось, что для привлечения достатка и благополучия в семью, нужно было во время такой братчины сделать жертвоприношения спелыми грушами и медовыми яблоками огню, воде, кумовьям-соседям, волхвам. Во время трапезы поминали усопших родственников, считая что «с нами поели и те души, которых вспоминали». Вот, оказывается, какие глубокие корни имеют наши поминальные традиции.

Хлебный спас

Хлебный Спас

Третьим Спасом был Хлебный Спас. Хозяйке нужно было испечь к этому времени первый каравай и с ним проводить хозяина в поле для высевания озимых.

Но не исключено, что по мере созревания различных плодов существовали и другие Спаси, во время которых проводились обряды освящения грибов, ягод, орехов. Не зря до сих пор сохранились присказки, которые до сих пор можно услышать, когда пробуют плоды нового урожая: «Новая новинка в роток, чтобы не болела ни спинка, ни животок!»

Елена Степанская, © zakustom.ru

«Вторым» Яблочный спас прозвали потому, что за пять дней до даты его празднования отмечают другой важный православный праздник – Медовый спас или Первый спас. 14 августа в этот праздник начинается интенсивный сбор мёда и разрешается повсеместное его использование.

Официальное название Яблочного спаса для церкви – «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Древние славяне считали, что после второго спаса, природа прощается с летом и готовится к встрече с осенью. В 2022 году Яблочный спас отмечают 19 августа.

Согласно древним народным приметам христианства и язычества, в последний месяц лета, 6 числа (по старому юлианскому календарю), когда природа начинает готовиться к осени, славянами отмечается праздник Яблочного спаса. В народном календаре этот праздник имеет особое значение. Именно начиная с этого дня открывался сезон сбора урожая, разрешалось есть яблоки и готовить блюда из овощей и зерна нового урожая.

Сами яблоки в этот день освящали в церкви. Наши предки считали, что таким образом в этот день они получают те самые Эдемские яблоки. Примечательно, что до данного праздника на протяжении всего лета есть яблоки для христиан считалось плохим тоном и запрещалось церковью, ведь именно яблоко в христианской вере символизировало запретный плод Эдемского сада, вкусив который, Адам и Ева были изгнаны из Рая.

История праздника

В Библии говорится, что в этот день, впоследствии ставший праздником, Иисус Христос явил народу свою божественную сущность. Поднявшись на гору Фавор с тремя апостолами, он приступил к молитве, и тогда лицо его озарилось светом, а одежда окрасилась в белоснежный цвет.

спас .jpg
Икона “Преображения Господне” Великий Новгород

«По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна… и возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»
Библия: Евангелие по Матфею

С неба раздался голос, принадлежавший Богу, который произнес: «Се есть сын мой возлюбленный, Его слушайте!».

Так церковь стала отмечать праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пересекающийся с празднованием начала сбора урожая. Скрестившиеся вместе, эти праздники обобщённо в народе стали называть «Яблочный спас».

Праздничные традиции



День Яблочного спаса считается датой, до наступления которой верующему человеку не стоит есть яблоки. Связано это с историей грехопадения первых людей, рассказанной в Ветхом завете, где яблоко выступает символом запрета и греха.

Согласно писанию, первые люди — Адам и Ева, находясь в Эдемском саду, увидели «дерево познания добра и зла», с растущими на нём плодами яблок. Однако Господь запретил им срывать эти плоды. Ослушавшись его, Адам и Ева вкусили плоды этого дерева, за что были изгнаны из Эдема.

В связи с этим, плоды яблок до наступления Яблочного спаса, считались символом запрета, греха и недозволенности. В день праздника, яблоки освящали в церкви и только тогда, «с позволения Господа» разрешалось принимать свежевыращенные плоды в пищу.

спас 3.jpg
Художник: Иван Семёнович Куликов

В течении дня семьи собирали яблочный урожай, а само празднование проводили вечером. И, хотя праздничный стол был довольно скромным, поскольку Яблочный спас отмечают во время Успенского поста, но блюд из яблок в этот день готовилось огромное количество и разнообразие. Их пекли, варили, жарили и подавали сырыми.
При приготовлении блюд из яблок в этот день, хозяйки обязательно проговаривали фразу «Что загадано, то надумано. Что надумано, то сбудется. Что сбудется, то не минуется». Помимо яблочных блюд, в день праздника славянам разрешалось есть рыбу и пить церковное вино. После празднования, начиналась заготовка яблок на зиму, а вместе с тем, повсеместно открывалась уборка и заготовка остального урожая.

Во время праздника считалось необходимым дарить освященные яблочные плоды бедным, больным и несчастным людям. Тех христиан, кто пренебрегал такой щедростью, считали недобрыми и обходили стороной.

Провожали праздник весело. Вместе с закатом, на полях устраивали песни и пляски.
В древности люди считали, что именно провожая этот день вместе с закатом, они провожают лето и готовятся к встрече с осенью.

спас4.jpg

Приметы, связанные с праздником



Большой масштаб праздника для людей того времени не мог не отразиться на народных верованиях и приметах.

Считалось, что, если в день праздника стояла тёплая и солнечная погода, то и осень с зимой будут мягкими и тёплыми. Напротив, если в Яблочный спас стояла холодная или сырая погода, люди готовились к сырой промозглой осени и суровой зиме.

Примет, связанных с данным праздником, много, вот самые любопытные из них:
● Если в день праздника на деревьях видели множество скворцов — это означало холодный и суровый январь.
● Если муха садится на одну руку два раза подряд – человеку сулит большой успех.
● Девушкам, желающим завести ребенка нужно съесть в праздничную ночь 12 яблок.
● Пчелы, слетевшиеся на мед в доме – предсказание достатка и благополучия в семье.

спас 5 .jpg

Яблочный спас был и остается одним из главных праздников христианства. Его значение не только в чествовании одноимённых плодов, но и в очищении, преображении каждого верующего человека подобно Иисусу на горе Фавор. День праздника — это день, в который люди прощаются с летним теплом, начинают готовиться к зиме, день, когда человек сбрасывает что-то старое и очищает свои мысли и в этот день люди собираются за одним столом семьями, не чтобы устроить грандиозный пир, а чтобы отведать блюда из обычных яблок. Таких доступных, но таких символично запретных.

«Яблочный Спас – языческий праздник, а у нас Преображение» — утверждают некоторые особо ревностные пользователи соцсетей. Насколько оправдана категоричность в этом вопросе – размышляет  Ольга Шульчева-Джарман.

День Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа был омрачен «френдоцидом» в социальных сетях. Суровая женская рука выводила постинги: «Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников!». И язычники отфренживались. Кто-то каялся, что размещал в постингах яблоки. Кто-то, стоя на виртуальных коленях, умолял пощадить яблоки и просил вспомнить, как бабушка их водила в детстве в церковь с большой корзиной душистого белого налива, а потом пекла вкуснейшие пироги.

Но – тщетно! Никакой жалости к «яблочным язычникам», замаскированным под православных христиан! Сказал – «Яблочный Спас», значит, смерть тебе.

Виртуальный Иеффай спустя тысячелетия снова – на тропе священной войны.

«…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…» (Суд. 12:5-6).

Но то были суровые времена Судей, когда и сам Иеффай свою дочь принес в жертву. А в христианские времена, когда Христос Бог открыл людям Любовь Божию?

«Вот что стесняло и возмущало мою душу; вот отчего ходил я, плача и сетуя, – писал свт. Григорий Богослов, – виноград истинный, прекрасно очищенный добрым делателем и приносивший добрые плоды в божественные точила, превратился для меня в горечь (Иер. 2:21)… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа; из-за Истины (Ин. 14:6) стали лгать друг на друга; ради Любви (1 Ин. 4:8) поучались ненависти; из-за Камня (1 Кор. 10:4) поколебались; из-за краеугольнаго Камня (Еф. 2:20) рассыпались; сверх нужды ратовали из-за Мира; были низлагаемы из-за Вознесенного на древо; подвергались смерти из-за Погребенного и Воскресшего. Так было прежде!»

И не только прежде.

Традиции живут. Не знаю, читают ли святые социальные сети (или милостию Божиею они для них закрыты), но свт. Григорий Богослов мог бы грустно констатировать, что ничегошеньки не изменилось.

«Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других… Предлогом споров у нас Троица, а истинною причиной – невероятная вражда» (свт. Григорий Богослов).

А у нас – не Троица. У нас – яблоко. Измельчали мы, но рвемся в бой с не меньшей силой.

Да – в народе этот праздник известен под именем «Спаса второго», «Спаса на горе», «Спаса яблочного» (вследствие обычая освящать в этот день в церкви яблоки). Это правда, название недогматическое какое-то. Но кто сказал, что народ – носитель догматического сознания?

Специалисты считают, что подлинная традиция восходит к римскому празднику «Виналии» (праздновавшемуся в августе). Так что Церковь изначально пошла на переосмысление и освящение языческой традиции. Ведь сбор винограда – это был огромный веселый народный праздник, с дионисийскими песнями, топтанием винограда (еще есть постановления Соборов, запрещающие петь эти не очень приличные, скажем так, песни – так долго эта традиция держалась). Конечно, христианским пастырям непременно надо было отвлечь людей от Диониса в этот праздник, привлечь их ко Христу!

Но в сохраняющемся по сей день освящении яблок и винограда (и колосьев, да, и колосьев! Но их, увы, никто не приносит, а было бы хорошо – ради городских наших детей, почти уверенных, что булки на деревьях растут…) нет ничего плохого, это никак не мешает смотреть глубже тем, кто этого хочет. А в какой день Христос преобразился на горе, мы, собственно, не знаем. Скорее всего, это было перед Крестными страданиями. Праздник из весны перешел в позднее, зрелое лето колосьев, лозы и яблок. В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки.

Так что же – первые христиане старались праздновать свои праздники в дни языческих, а теперь процесс пошел вспять? Это не первые христиане старались, а власти, когда христианство стало государственной религией. Языческий компонент в этих переосмысленных праздниках сохранялся всегда. Подобная история произошла с осенними Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, в частности) на Руси – вытеснение языческих праздников рожаниц и Мокоши, а также почитание Параскевы Пятницы вместо славянской Мокоши, чей день, как и у скандинавской Фрейи, и античной Венеры – пятница.

Нет, шибболет есть шибболет. Произнес – и все, ты уже враг. Виртуальный, слава Богу.

По странному совпадению, это слово – «шибболет» – означает «колос». Колос, прообраз Христа, Первенца из мертвых, умершего как зерно, упавшее в землю (Евангелие от Иоанна, 12:24) и восшедшего Воскресением из мертвой земли, становится причиной смертельной вражды в праздник Преображения – вместе с яблоками.

«Да ну эти надоевшие яблоки, они просто недуховные яблоки. Да ну эти крашеные яйца, не праздник же яиц празднуем. Да ну этот недуховный хлеб, он из муки, надо о духовном разуметь. Да ну очереди за водой. В кране есть. Да ну это вино. Все это язычество. Да ну этот языческий недуховный Божий мир, в конце концов!»

Вот мы и приехали.

А что, Евхаристия – язычество или нет? К какому страшному вопросу мы подошли, однако… Господи, помилуй.

Благослови, Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лозного причащающихся в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего (Молитва на освящение винограда).

«Причащающихся в веселие… святым Телом Христа Твоего» – вот куда обращен «вектор» освящения плодов земных, винограда, яблок, колосьев! Все – устремлено на Евхаристию, все обращает взоры пришедших в храм – с корзинками яблок и весело скачущими по храму внучатами – на то, что от лозы и колосьев, от плодов земных мы приносим Дары на престол, мы вкушаем и познаем в них воистину Христа в Евхаристии…

«Бог сотворил весь мир, и вся материя принадлежит Ему. И мы знаем из Библии, что все, что Он создал, «весьма хорошо» (Быт. 1:31). Поэтому некоторая тенденция «презирать» все материальное, сводя религию только к духовному, есть тенденция ложная и нехристианская. Многие трагедии нашей христианской жизни, общественной и личной, могли бы разрешиться, если бы мы помнили, что Бог сотворил не одно духовное, но именно то поистине удивительное сочетание духа и материи, которое и есть наш мир. Настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось. Именно так осуществилось Божественное спасение в Боге, ставшем Человеком» (прот. Александр Шмеман).

Сходные черты есть и в молитве на освящение плодов – в тех местах северной страны нашей, где не растет виноград:

Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенныя от раба Твоего (имя рек)…

«Твоя от Твоих» – это повторение одного из ключевых слов Евхаристического канона, и Церковь не считает кощунством говорить их над яблоками – ради того, чтобы напомнить – «вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4:2) о своей величайшей тайне – Евхаристии.

Ведь и Евхаристическое возрождение, прекрасное начинание, может уводить от Христа Бога в плоский активизм с презрением тех, кто «не в общине» и «редко причащается».

Ведь и освящение яблок, народный сельский, произошедший из язычества обряд и из немощи человеческой принятый Церковью, может приводить к Богу. В этом парадокс. Так человеческая «невероятная вражда» ищет любых поводов – и о Троице, и о Евхаристии. Так ссорит людей грех.

«Как же сочетаются здесь «да» и «нет»? Здесь – освящение нами природы, но не диктат природы нам. Христос первичен, а не яблоки, которые освящаются, если есть эта первичность. Не яблоки, ставшие самоцелью!» – мудро написал в своем постинге игумен Силуан (Туманов), литургист и проповедник.

Да, немощные люди как могут, так и верят. Духовные христиане без яблок их презирают, а надо бы явить любовь Христову. По домам развезти, сумочку поднести. Глядишь, и о Кресте и Воскресении речь зашла бы, и сердце отозвалось. Не случайно в «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Обычай этот имеет и такое назидательное значение. Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов; сам по себе человек не чист и греховен и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божия, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, – он духовно созревает, и как “пшеница зрелая, во время пожатая” (Иов. 5:26), приемлется в житницу небесную, в горния обители Отца Небесного».

У всех своя мера, сильные должны носить немощи слабых. Для кого-то предел его религиозности – яблоко. Не вырывай это яблоко из его рук, а яви этому немощному Христа – и яблоко станет для него маловажным, дорогим лишь в той степени, насколько оно связано со Христом, Первенцем – «первым плодом» из мертвых.

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

(Осип Мандельштам)

Отец Александр Шмеман, посвятивший свою жизнь изучению Литургии и теме «освящения материи», как-то сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной».

И еще он говорил в советское время, во время атеистической пропаганды, вот что:

«Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становимся будничными, низменными, пустыми. Яблоко становится только яблоком. Хлеб – только хлебом. Человек – только человеком…

Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнает вера в них хлеб жизни, узнает жертву и дар, узнает причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи – и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее – одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. «Небо и земля исполнены славы Твоей», – поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нем слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью.

А как же со злом, – спросят меня. – Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим его, полюбим Его, отдадим себя Ему – и во всем в мире увидим свет Его присутствия. Его любви, Его победы. (Прот. Александр Шмеман. «Освящение плодов»)

С тем, что «всего дороже в христианстве Сам Христос», никто, я думаю, не будет спорить. Просто еще надо учесть специфику общения в социальных сетях. Получится, как один алеут-христианин о своем обращении говорил – «я буду одно говорить, а ты другое поймешь».

Конечно, почитающим яблоко вместо Христа Бога – анафема, анафема, анафема!

Но разве таковые есть среди нас? Нет, это просто неожиданный финальный аккорд дня, обнажающий странности фейсбучного общения.

«Путь к Богу может начаться с чего угодно. Просто так с нуля Бога начинают любить единичные избранники. Даже по Евангелию понятно, насколько это трудно. Можно, конечно, сколько угодно твердить: «Я люблю Бога», – но у каждого за этим стоит что-то свое», – сказала мне как-то одна верующая «из старого поколения» и образованная женщина.

Давайте просто радоваться Свету Христову и «иконе» его – свету солнечному, что дал созреть плодам древ. Да радуются вся древа дубравная днесь солнцу. Да радуются они, ибо на Древе вознесен был Плод Безмужней Матери, Христос, Солнце Правды.

***

«Бог создал этот мир и, когда мир забыл Его, Он не забыл Свое творение. Он сошел на землю, Он страдал на Кресте, Он умер, Он воскрес из мертвых. Он возлюбил нас так, что даровал Духа Своего Святого. Все это Он дал нам как возможность, как обещание, как свободный дар. Всего этого я стал свидетелем в таинствах. Итак, когда я иду к людям, к тем, кто счастлив и кто страдает, к молодым и старым, я не приношу свои планы или мысли, но Самого Христа. Это и есть освящение жизни» (прот. Александр Шмеман).

Я опять из вина превращаюсь в воду.
Помоги мне сегодня – найди мне сосуд,
Чтобы я обрела Твоей Чаши свободу,
Чтоб не страшен мне был милосердный Твой Суд.

Я оскомин набью виноградом терновым,
И белильщик земной не готовит мне риз.
Мне все странно, все горько, все больно, и снова
Я теку в Твои руки – найди, прикоснись…

(Светлана Галанинская)

Фото Алексея Коровина

Яблочный Спас. Фото Алексея Коровина

Яблочный Спас. Фото Алексея Коровина


Читайте также:

  • Для чего освящать яблоки из «Ашана»?
  • Для чего на Преображение освящают яблоки? 
  • Спасы: медовый, яблочный, ореховый… 
  • Освятить и скушать

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

С давних пор повелось на Руси 19 августа праздновать Преображение Господня, совпадающим с Яблочным, или Вторым Спасом. Название произошло от Спасителя, в честь которого в августе и были установлены так называемые Спасы. В дохристианские времена название праздника связывали с периодом запасов на зиму.

История возникновения

Традиция отмечать Яблочный Спас возникла в начале IV века. На тот момент она никак не была связана с христианством. Восточные славяне считали начало августа (по юлианскому календарю Яблочный Спас отмечали 6 августа) началом осени. 

Люди наблюдали к этому периоду начало изменений в природе и  обычно в ту же пору поспевали яблоки. Плоды собирали, пекли пироги, варили варенье, делали запасы на зиму.

С приходом христианства Спас совпал с праздником, почитаемым церковью – Преображение Господня. У славян сложилась традиция: собранный урожай несли на освящение в церковь, и только после этого вкушали плоды и угощали ими нуждающихся.

Приметы и обычаи Яблочного Спаса

Христиане верили, что если человек съест не освященный плод до наступления Яблочного Спаса, то души его умерших деток не получат в дар райских яблок, раздаваемых на Преображение в потустороннем мире.

Потому до назначенной даты считалось запретом кушать яблоки. Нужно заметить, что в католической церкви отмечают Преображение Господня 6 августа, а традиции Спаса первых плодов не прижились.

В славянских поверьях считалось, что те родители, чьи дети умерли, должны остерегаться греха, и не есть яблок до наступления Второго Спаса. Первые плоды они носили в церковь, освящали, и относили яблоки на могилы деток. Если такой возможности не было, дары оставляли в храме.

Спасские яблоки давали в дар нищим и больным людям. Славяне считали, что праздничные плоды обладают волшебной силой. Откусив кусочек яблока, можно было загадывать желание.

В этот день разрешалось только собирать урожай и заниматься готовкой. Можно было заготавливать яблоки впрок: сушить и варить. Пекли пироги с медом и запекали плоды в печи.

Во многих областях к празднику Преображения и Второму Спасу были приурочены ярмарки и народные гуляния. Также считалось в народе, что Яблочный Спас приносил похолодание. Существует поговорка: «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас». 

По этому дню судили, каким будет январь. Сегодня многие приметы не работают из-за перемены климата, но Яблочный Спас по-прежнему остается одним из больших и почитаемых праздников славянских христиан.

6 августа: Яблочный Спас. День Лады и Ярило.

Августа сладкие губы
Пробуют зимний припас.
В лето ударил, как в бубен,
Яблоком Яблочный Спас.

Праздник недолгий и скромный
Вспыхнул и быстро погас,
Яблоням выкрасил кроны
Август и Яблочный Спас.

То, что уйдёт, завершится,
Станет раздумьем для нас.
Пусть много раз повторится
Лето и Яблочный Спас.

(с) Константин Вуколов

По-прежнему пригревает солнышко, но первое дыхание осени уже чувствуется — чуть короче становится день, чуть длиннее ночь, а августовское ночное небо такое черно-бархатное, и звезды так близко, что кажется- руку протяни — и от она, твоя звезда. Время первых звездопадов, когда люди смотрят в ночное небо в надежде увидеть свою падающую звезду и загадать то, что не сбылось, не смоглось, не совершилось. Ветки деревьев склоняются под весом фруктов, и в воздухе разливаются сладкие ароматы, и сок так и брызгает из спелого яблока или груши.

Богат август на праздники, и 6 августа празднуется яблочный спас. Это один из самых любимых и желанных праздников, ведь начиная с этого дня пополняются давно приготовленные закрома новым урожаем овощей и фруктов, которых хватит на долгие месяцы осени и зимы. В разных верованиях и традициях по-разному объясняется запрет есть садовые яблоки до наступления яблочного спаса, мы же придерживаемся обычного аграрного календаря, который объясняет этот запрет тем, что яблоки к этому времени еще не набрали всех своих полезных свойств, и если до наступления яблочного спаса захочется яблочко съесть — ешьте и ерунду не думайте.

Праздник яблочного спаса всегда ознаменовывался широкими гуляниями, ярмарками, где, конечно же, особую роль играли яблоки как символ урожая. Кроме того, по поверьям, в день яблочного спаса каждый, кто имел сады, должен был поделиться яблоками с неимущими, а если этого не делал, то считался непорядочным человеком. Это поверье сложилось под влиянием христианского эгрегора, а на деле — в этот день принято делиться тем, чего у тебя много, и желать того, что у тебя много, но только близким людям, конечно, а никаким там не неимущим. Через яблоки и не только вы можете передать силу любви, молодости, красоты, и не только. Если в день яблочного спаса дочь поделиться с матерью силой любви и красоты — от нее самой не убудет, если подруга, счастливая в замужестве пожелает своей лучшей подруге того же — все исполнится, и не за счет своих личных отношений. Так что дарите любовь, делитесь тем, что у вас много, и вы не останетесь неуслышанными богами: воздастся вам сторицей.
Изображение

Прошел Купала, сложились пары, и молодец и девица друг с другом определились, да вместе по жизни пошли. Сошлись характерами, устремлениями, любовь взаимную сохранили, лад сберегли, на будущую жизнь планы наметили. А кто-то и ребеночка зачал, и ждут появления того ребеночка всем сердцем мама и папа будущие, и родня радуется — скоро чудо рождения случится, новое дите в Явь родится.

Благодарят в Спас яблочный Ладу и Ярило за то, что уладилось, что сложилось, что пары друг друга обрели, а те, кто не один год вместе живут — за любовь сохраненную, за ту силу, что дает возможность отношениям не зачахнуть, новое в партнере узнать, серость и скуку из жизни взаимной прогнать. Если же скука и хмарь ваши отношения настигли и вы ничего до яблочного спаса не делали, чтобы убрать эти ощущения из своей жизни — не теряйтесь, за дело принимайтесь. Силу теплую Лады да Ярило в отношения вливайте, на мир да лад работайте, потому что отзывчивы Лада и Ярило, силой своей поделятся, вольют в начинания, что испорчено — уладят, что раздражает, что камнем на сердце висит — все то силой богов снесет, и все наладится.

Яблочный спас — это время работы с яблоком как с символом Лады. Это сила теплая, мягкая, лад несущая, счастье дарующая, красоту и молодость возвращающая. Помните яблоки молодильные? Именно в этот день ваше яблочко может таким стать, только стоит силой Ладиной его наполнить, напитать. И для других такие яблочки сделать можете, силу Ладину через них пропустив, с пожеланиями и приговорами на самое лучшее яблочки те раздать нужно.
Изображение

В яблочный спас хорошо работать на мир и лад в доме, на гармонизацию отношений, на легкие привороты, а так же на все то, что может уладить отношения между людьми, неважно кто это — друзья, родители, начальство, или проверяющие органы. Любой конфликт разрешиться может к обоюдному удовольствию сторон, стоит только влить силу дня, силу Лады да Ярило в ритуалы.

Обратите внимание: если вы были увлечены своими делами, не уделяли внимание семье, партнеру, то и результат, в виде охлаждения чувств, разночтения мнений, обоюдной холодности — тоже ваш результат, и подсветится он именно на Спасы, когда пришло время пожинать плоды того что сделал и того, что не сделал.

Заканчивается время Ярилы и Лады, пора собирать новые семена, те, что весной для высева пригодятся, что весной снова дадут ростки и плоды, зимой — уверенность в будущем да надежду подарят, а весной — новый задел дадут. Поэтому нужно работать с маслами и травами, с долговременными ритуалами, которые в Навье время будут поддерживать сделанный вами задел на молодость и красоту. Очень хорошо в этот день поработать с семенами, которые вы будете высаживать на следующий год не для прибытку, а для красоты.

В этот день можно и гадать тоже: девушка, которая хочет замуж, срезает ножиком шкурку с яблока и если сможет снять шкурку целиком, не прервавшись, тогда в следующем году она точно выйдет замуж.
А еще — в яблочный спас принято поливать яблоко медом и есть, приговаривая: «Что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».
Яблочко должно быть этого сезона, и вообще будет замечательно, если в этом году вы первое яблочко этого сезона попробуете именно на спас, ну а если нет — не страшно, достаточно сильно хотеть!
Попробуйте, о результатах потом расскажете. :yes2:

И особенно хочу отметить: семечки из яблок, которые будут использоваться в работе на яблочный спас — не выбрасывать вместе с огрызком, а пустить по воде.

(с) Рене, 2017

Изображение

Все будет правильно. На этом построен мир. (с) Воланд.

В 22 года решила, наконец-то, узнать в день какого праздника я родилась и какая же за ним история. И заодно поделиться новым знанием со всеми, вдруг кому-то пригодится)

Начну с того, что этот день отмечен как в христианстве, так и в славянском календаре.

История церковного праздника

Событие произошло на третий год проповеди Иисуса Христа. Христос с ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном поднялся помолиться на гору Фавор. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». При этом явились два пророка: Моисей и Илия и прозвучал из облака голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение! Его слушайте!». Это единственный момент единения всей троицы — отца, сына и душа святого — на Земле, а не на Небесах. Именно 19 августа Иисус преобразился из Бога в Человека.

История славянского праздника

19 августа – ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.

Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.

В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.

—————————————

Отрывок из книги А.Саврасова «Семья — космическая единица», серии «Знания Первоистоков»:

С ЭТОГО ДНЯ ЯБЛОКИ ОБЛАДАЮТ СВОЕЙ НАСТОЯЩЕЙ СИЛОЙ

Празднованием этого дня открывалось питание яблоками нового урожая. До этого дня яблоки не имеют настоящих энергий, которыми они могут обладать. Кушать их, конечно, можно до этого, но люди знали, что они ещё слабые, в них мало энергии.

Если сорвать яблоки до Яблочного Спаса и они будут лежать в корзинах или ящиках, то сила их будет с каждым днём уменьшаться, а не наполняться. И только яблоко, сорванное с дерева во время праздника или после праздника, имеет настоящую силу.

После Яблочного Спаса отношение к яблокам изменялось, ибо все знали, что С ЭТОГО ДНЯ ОНИ ОБЛАДАЮТ СВОЕЙ НАСТОЯЩЕЙ СИЛОЙ, а сила в них огромная, как и в мёде. Яблоко обладает самой большой энергией из всех плодов.

На самом деле огромное значение уделялось этим двум продуктам питания: мёду из колоды и яблокам из Родового сада – для детского организма нет ничего лучше. А правильному развитию детей у ведруссов уделялось огромное значение, ибо дети – это завтрашнее их Рода. Если не позаботиться о правильном воспитании и здоровом питании своего потомства, то будущего у данного Рода может не быть. Поэтому эти знания волхвами были возвращены людям в виде праздников – Медовый Спас и Яблочный Спас.

– А почему возвращены? Они что, были утрачены?

– Эти знания были возвращены. Ибо раньше мёд был у всех – держали в колодах пчёл. И по состоянию пчёл определялось, что они наполненные энергиями (пчёлы становились неспешные), и в это время открывали колоду какую-то одну и по запаху определяли мёд. Бралось немного мёда, человек вдыхал его запах и мог с точностью сказать, наполнен этот мёд силой или нет. Запах – это энергия, и мёд, обладающий полной энергией, имеет свой ярко выраженный запах. По вкусу тоже можно определить, но по запаху было проще.

Впоследствии это было утеряно. И волхвам пришлось через звёзды высчитывать время созревания мёда. Чтобы его не забыли – был установлен конкретный праздник, который впоследствии назвали «Медовый Спас».

СПАС – обозначает спасённый, то есть вернувший жизнь. Мёд может быть пустым, а может иметь полную силу. Спас – в данном случае значит наполненный.

То же самое с яблоками, ибо эти два продукта – наиглавнейшие в питании. Именно эти два продукта – яблоко и мёд – СПОСОБСТВУЮТ УВЕЛИЧЕНИЮ СКОРОСТИ МЫСЛИ в большей степени, чем другие продукты (имеются в виду те яблоки настоящие, которые обладали такими свойствами).

Кушать нужно всё, но именно эти два продукта сочетаются с любыми продуктами всегда.

Ваша задача, сегодня живущих людей – возвращаться к первоистокам. Убирайте из своих садов клонированные и привитые деревья. Выращивайте саженцы из семечек, когда они вырастут и будут плодоносить – опять садить и т.д. Так будут восстанавливаться первозданные свойства деревьев и их плодов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Языческие праздники кельтов
  • Языческие праздники карелов
  • Языческие праздники казахов
  • Яблочный спас праздники россии
  • Языческие праздники йоль