Якутский байанай месяц праздник ноябрь

Цель: - подчеркнуть, что по традиции народа Саха, ноябрь является месяцем божества охоты и рыбалки Байаная.- развить связную речь, способность к мышлению и общению у детей.- развить уважение, привить к детям чувство любви к духам божества Байаная, родной стране, природе.. Дошкольное образование, Мер

Вечер Байаная

(Мероприятие-развлечение для детей подготовительной группы)

Цель: — подчеркнуть, что по традиции народа Саха, ноябрь является месяцем божества охоты и рыбалки Байаная.

— развить связную речь, способность к мышлению и общению у детей.

— развить уважение, привить к детям чувство любви к духам божества Байаная, родной стране, природе.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Используемые материалы:

Проектор, музыкальный центр, рисунки животных, рисунки охотничьих снастей, предметы для игр.

I. Ход мероприятия-развлечения:

— Согласно якутскому календарю, ноябрь является месяцем Байаная. По поверьям якутов, Байанай – это дух леса, божество тайги, животных и птиц. Он защищает и оберегает лесную растительность и животных, птиц, живущих в лесу.

II. Просмотр презентаций:

1 слайд: Изображение Байаная.

Байанай – это дух тайги. Он угощает людей, преподносит им в виде подарка из своих богатств – животных, птиц или рыб. Люди также используют шкуры добытых ими животных в качестве одежды.

2 слайд: Символ Байаная.

Символом Байаная является изображение стрелы.

3 слайд: Характер Байаная.

Байанай имеет очень радушный нрав, он радуется от самого малого, любит делать людям подарки в виде хорошей добычи. Он, как малое дитя, любит играть, очень живой, темпераментный, вместе с тем его очень легко обидеть.

4 слайд: Богатства Байаная.

Богатством Байаная является бескрайняя тайга, а также вся живность, которая живет в ней. Наши отцы, преклоняясь духу охоты, будучи увлечёнными ею, в этом месяце также идут в лес на охоту. Байанай щедро одаривает их пернатой дичью, ценной пушниной, живым серебром – рыбой.

5 слайд: Угощение духа Огня.

Якут, приходя в лес охотиться, обязательно угощает духа Огня. Он просит у Байаная разрешения на охоту, и только после этого шёл на охоту.

III. Угощение духа Огня (чтение алгыса).

IV. Игры на хомусе.

V. Скрипит снежок, слышатся голоса животных, в комнату входит охотник. Он приветствует детей, сообщает, что пришёл в гости.

Охотник: Ребята, поскольку я добываю своё пропитание охотой, то всегда имею привычку просить у Байаная и придерживаюсь всех правил поведения в лесу. Какие вы знаете правила, которых нужно придерживаться, будучи в лесу?

(Ответы детей).

— Находясь в лесу, нельзя громко кричать, разговаривать.

— Выбравшись на природу, нужно обязательно угостить духа Огня и местности.

— Нельзя засорять лес, природу, выбрасывать мусор куда попало.

— Нельзя разорять птичьи гнёзда и ломать деревья, травы.

VI. Подвижные игры:

— Ну-ка, ребята, давайте с вами играть, бегать-прыгать, потренируем наше тело!

«Охотники и утки».

«Рыболов».

«Весёлая эстафета».

Охотник: Ребята, как вы видели, охотник должен быть быстрым, мудрым, ловким и храбрым. Я желаю вам, чтобы вы всегда были радостны, а также чтобы всегда тренировали своё тело!

(Охотник уходит).

VII. Презентация «Охотничьи снасти»

(Рассказ отца).

(Ружьё, охотничий нож, капкан, силки, верша, невод).

VIII. Игра с отцами (отгадывание загадок).

IX. Заключение:

Составление общего заключения о знаниях и навыках, полученных детьми в течение ноября – месяца Байаная.

трС древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и существования.

трС древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и существования.

Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись общесибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т.п. основными в данном культе у всех изучаемых народов являлись обряды в честь духов мест и охоты. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки.

Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ — обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение.

Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1) обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2) обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи.

Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная (всем богатого богача Байаная), с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной «чистоты».

2c53ab4f919ec0f42c39d54f9e4b5f1a

У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха.

Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха.

Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах — создатель крупных зверей: медведей, лосей и прочих. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна — хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов — дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов.

Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно пред отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов (кусочек масла или что-нибудь другое) и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу. Непочтительное отношение к Баай Байанаю считалось одной из причин неудачной охоты. Якуты угощали Байанайа и просили богатой добычи.

Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай-Байанаю.

normal 42 ba

Один из охотничьих запретов был связан с верой в «нечистоту» женщин. Например, женщина не имела права есть сердце, печень, верхнюю губу с ноздрями и уши лося. Она так же не должна была наступать на мокрую шкуру и кости сохатого. Женщина, могла быть причиной потери охотничьей удачи, осквернение орудий и промысла и одежды охотника. Считалось, они «портились» и приносили неудачу. Поэтому совершали обряд очищения огнем — окуривали дымом можжевельника. Охотник считался «не чистым» если недавно умер кто-нибудь из его близких родственников. Ему бесполезно было идти на охоту.

Промысловики, конечно, сильно верили в удачу и соблюдали суеверия. Промысел получил религиозную окраску. Поэтому промысловые верования выражались в многочисленных правилах, предметах, запретах и обрядах. Чем больше был доволен Байанай, тем удача сопровождала охотника. А значит, есть, чем кормиться и одеваться. На современном этапе, поверья, суеверия, запреты, связанные с промыслом, сохраняются, может не в таком чистом виде, но они соблюдаются. И многие охотники считают, что удача в какой-то степени зависит от благосклонности духа-хозяина леса.

Читайте также

Сценарий развлечения «Сэтинньи — Байанай ыйа»

Цель: приобщать детей к культуре народов Саха. Закрепить знание об обычаях старины, о народных приметах, дать представление о хозяине леса Байанайе и о зимовке зверей. Воспитание бережного отношения к природе, любви к животным.

Оборудование:

  • слайды картин «Жизнь зимующих зверей и птиц»;
  • шкуры животных;
  • рога чубуку, оленя, лося;
  • меховые изделия (шапки, унты, варежки);
  • шишки ели;
  • мончуки;
  • лыжи из картона;
  • блюда из рыбы и дичи.

Ход мероприятия:

(под якутскую народную мелодию в зал входят дети, педагог, воспитатели в якутских национальных костюмах, дети усаживаются).

Ведущий:

— Добрый вечер, дорогие дети!

Скажите дети, сейчас какое время года? (зима)

Какой месяц? (ноябрь)

Месяц ноябрь известен как месяц Байаная.

— А вы знаете, кто такой Байанай? Дедушка Байанай – дух природы, хозяин леса, тайги, животных и птиц, покровитель охотников.

— Мальчишки, когда вы станете взрослыми, вы будете ходить на охоту, будете пожинать плоды богатства Байаная. Поэтому вы должны знать обычаи охоты, давайте познакомьтесь с ними.

Байанай не любит, когда охотничьими принадлежностями играют маленькие дети, и когда перешагивают через них женщины. Тогда ружьё не попадает в цель, да и в капкан зверь не попадёт. Поэтому все принадлежности охотника не хранят дома, убирают подальше в амбар.

Когда собираются на охоту, и чтобы охотник удачно добрался до леса, вернулся с дичью, жёны или матери с маслом и оладушками просят у духа огня Хатан Тэмиэрийэ.

Когда охотники добираются до места охоты, они ведут себя тихо, и опять же с угощением просят у духа огня.

Байанай очень любит разные сказки, рассказы. Поэтому если охотники соберутся вместе, то они рассказывают друг другу охотничьи рассказы, сказки, былины.

— Ребята, наша Якутия богата разными животными. Они не боятся холода, суровой зимы. Питаются по-разному. Дом у них лес, живут в норах, гнёздах, берлогах. Есть очень ловкие, быстрые, а есть и медлительные. Они меняют свой расцвет и зимой, и летом. У нас зима холодная и долгая. Животные нас одевают и кормят. Из меха пушных зверей шьют шапки, шубы, воротники, из лапок оленей шьют унты.

Девочки у нас будущие мамы, рукодельницы.

Игра для девочек: «Угадай, чей это мех?»

– Ребята, а вы знаете про Красную книгу? Это необычная книга, которую составили ученые. В неё записаны животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на Земле очень мало! Их надо охранять! Им надо помогать!

– А кто скажет, как можно помочь этим животным? (запретить охоту, надо подкармливать, не разорять их гнезда).

– Посмотрим, какие животные попали в эту книгу? (показываю Красную книгу).

Вот эти животные и птицы – все дети духа природы Баай Байаная.

— Ребята, сейчас мы узнаем что-то очень интересное и познавательное (смотрим слайды).

— Сейчас я вам буду загадывать загадки, вы ведь любите их разгадывать?

1. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку (Заяц).

2. Хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, по деревьям лазит да орешки грызёт (Белка).

3. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! Кто же это? (Лиса).

4. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой, в лютый мороз, спит в избушке снеговой (Медведь).

5. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк).

7. Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (Лось).

8. В воде купался, сух остался (Гусь).

9. Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зелёный, любит снежные луга (Олень).

— Давайте, зверюшки, выходите сюда! Сейчас мы послушаем стихи про животных (дети в костюмах животных читают стихи).

Ведущий:

— Тише детки, кто-то к нам идёт (заходит охотник).

Охотник:

— Здравствуйте, дети!

Молодцы дети,

Хорошо стихи читали,

А теперь пора играть,

Вашу ловкость показать.

Проводится эстафета:

  1. этап: «Меткий стрелок»;
  2. этап: «Лучший охотник»;
  3. этап: «Лучший рыбак»;
  4. этап: Бег на лыжах.

Ведущий:

— Молодцы! На славу поиграли, показали ловкость и смелость.

        А теперь будет награждение участников конкурса поделок и фотоколлажей, посвящённых Баай Байанаю (вручаем грамоты победителям и сертификаты участникам конкурса поделок «Байанай бэлэҕэ», сертификаты участникам фотоколлажа «Мой папа – охотник»).

Когда вы вырастете и будете охотиться, следуйте и чтите обычаям предков. Тогда Баай Байанай не заставит ходить вас с пустыми руками. Обязательно подарит дичь! Тогда каждый охотник будет свободно дышать и наслаждаться любимой природой, гордиться добычей, высшим для него счастьем, чтить и знать законы тайги.

Этими словами мы завершим наше сегодняшнее развлечение. До свидания, до новых встреч!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение

«Люксюгунская
основная общеобразовательная  школа»

Кылаас чаас  сценарийа

«Сэтинньи ый – Баай Байанай ыйа»

Оҥордо:

Эверстова Нюргустана Владимировна,

алын сүһүөх кылаас учуутала

Лүксүгүн, 2021

Темата: «Сэтинньи ый – Байанай ыйа».

Кылаас: 3.

Сыала: 

1.    
Сахалыы ый эргииринэн сэтинньи
ый – Байанай ыйа буоларын тоhоҕолоон бэлиэтээhин.

2.     Байанай диэн тыл ѳйдѳбүлүн ѳйдѳѳн хаалалларын ситиhии.

3.     Байанайга сыhыаннаах булт тэриллэрин, сорох сиэрин – туомун, харыс
ааттар баалларын ѳйдѳтүү, быhаарыы.

4.     Баай Байанай «иччилэригэр» харыстабыллаах сыhыаны,
айылҕаҕа сүгүрүйүүнү, тапталы иҥэрии.

5.     Өбүгэ үгэстэрин тилиннэриигэ болҕомто ууруу, улахан дьон алгыhын,
сүбэтин болҕомтоҕо ылыы, ѳйдѳѳн хаалыы.

6.     Тѳрѳппүттэри кытта бииргэ үлэлээhиннэри салгыы ыытыы, сайыннарыы.

Үөрэх дэгиттэр дьайыылара:

Бэйэни салайынар-дьаhанар сатабыл: «мин тугу билиэхпин
баҕарабыный» (сыал, сорук), «мин тугу билэбиний» (түмүк), тэҥнээн көрөөһүн
, Ытык өйдөбүлү иҥэринэр
сатабыл: үлэ түмүгүн сыаналаныы, сыыhаны булан көннөрүнүү.

Билэр-көрөр сатабыл: сахалыы ыйдар ааттарын билиhиннэрии,
«Байанай» диэн ким буоларын өйдөтүү.

Бодоруhар сатабыл: бэйэ-бэйэни, учууталы истэ үөрэнии, бииргэ
үөрэнэр доҕотторугар убаастабыллаахтык сыhыаннаhыы, мөккүhэр түгэн таҕыстаҕына
конфликт үөскэппэт туhугар үлэлээhин.

Кыттар дьон: тѳрѳппүттэр, ыҥырыылаах ыалдьыт, учуутал.
Ньымата: кѳрсүhүү, бэсиэдэ, күрэхтэһии.
Туттар тэриллэр:  алаадьы, кымыс, А.Е. Кулаковскай –
Өксөкүлээх  Өлөксөй «Байанай алгыhа» кинигэ ойуулара;
проектор, презентациялар,

аал уот макета, илим, туу, куйуур, туhах, ох саа,
хапкаан (булт тэриллэрэ); фишкалар – собо (24),  саhыл
(2), киис (2) ойуута; хомус тыаhа, араас кыыл саҥата, Байанай
ойуулаах мэдээл, «Аар тайҕа устун» түhүмэх сорудаҕа, хамаандаҕа арахсарга
туhаныллар фишкалар (3 муннук, 4 муннук)
.

Ыҥырыыбыт: «Өбүгэлэрбит үтүѳ үгэстэрэ эhигини арчылаатын».


Кылаас чаас хаамыыта.

(Кылаас чааhа саҕаланыан иннинэ уолаттар фишка таланнар, хамаандаҕа
арахсаллар.    3 муннук  фишкалаахтар 1 хамаанда — «Сыыдамнар» диэн ааттаах
остуолга олороллор. 4 муннук  фишкалаахтар 2 хамаандалар — «Сонордьуттар»  диэн
ааттаах остуолга олороллор).

Аhыллыыта (музыка тыаhыыр):

— Киирии – тэбэнии, чуораан тыаhатыы, ыраастаныы
– дэйбииринэн;

— Кылаас чааhын аата, тиэмэтэ, сыала (презентация
көмөтүнэн
учуутал көрдөрөр).

1. Тэрээhин чаас.

Үтүө күнүнэн, оҕолоор! Бүгүн биhиги эhиэхэ
кылаас чааhын ыыта кэллибит. (Бэйэни, көмөлөhөөччү уолаттары билиhиннэрии).
Бары күнүтүк  олордубут уонна чуумпуран олорон истэбит.

— Оҕолоор,  ким сахалыы ыйдар
ааттарын билэрий? (Слайд 1)

Тохсунньу ый – Танха Хаан

Олунньу ый – Одун Хаан

Кулун тутар – Дьөhөгөй

Муус устар – Айыыhыт

Ыам ыйа – Иэйэхсит

Бэс ыйа – Үрүҥ айыы тойон

От ыйа – Аан Алахчын

Атырдьах ыйа – Аан Дьааhын

Балаҕан ыйа – Улуу Суорун

Алтынньы ый – Хотой Айыы

Сэтинньи ый- Байанай

Ахсынньы ый – Билгэ Хаан.

— Ол аата билигин ханнык ый
түмүктэнэн эрэр эбитий? (
Баай Байанай

ыйа).

— Сэтинньи ый – «Байанай ыйа»
дэнэр. Сэтинньи ыйга сирбит тонор.

Ойуур, тыа иhэ чуумпурар, утуйар. Ойуур иччитэ Баай «Байанай»
кыылларын, балыктарын, хамсыыр-харамайын маныыр, араҥаччылыыр. (Хомус тыаhа,
араас кыыл саната иhиллэр). 

— Ол аата бүгүн биhиги кылаас
чааспытыгар туох туhунан кэпсэтэрбит

буолуой? (Байанай ыйын туhунан) (Слайд 2).

-Бүгүҥҥү кылаас чааспыт темата
«Сэтинньи ый – Байанай ыйа».

           — Эһиги
санааҕытыгар өбүгэлэрбит биир сүрүн дьарыктарынан туох буолуой? (Бултааһын)
.

           — Саамай сөп бултааһын.

 — Баай Байанай диэн кимий?
Тоҕо Баай диэбиттэрэ буолуой? (учуутал).
(Слайд 3).
           — Сэтинньи ыйга сахалыы ый эргииринэн
ойуур иччитэ Баай Байанай кэлэр.
Байанай
кыылларынан, күндү түүлээҕинэн
, көмүс хатырыктааҕынан  баай. Байанай диэн тыынар тыыннаҕы, хамсыыр-харамайы барыларын
көрөн-харайан олорор саамай улахан иччи буолар. Дьэ бу иччиттэн булчут киhи
кэлэн аал уоту аhата-аhата көрдөhөр буолар. Кини аата элбэх:

Эhэкээн, Бараахы Сүүрүк, Кураҕаччы Сүүрүк,
Соххор Долбун, Барылаах (бары кыылы бас билэр), Куралай Бэргэн, Сүҥкэр Эрэлик,
Тоҥуоллут, Сайын Сэгэйэн, о.д.а.
Кини
булчут оҕонньор буолан кѳстѳр. Омуннаах, үѳрүнньэҥ, ѳhүргэс. Кини дьоно – бары
иччилэр. Ойуур хас булуҥа бэйэтэ туспа иччилээх:

Куруҥ
тыа иччилээх,

Хара тыа
иччилээх,

Ой тыа
иччилээх.

Мастар иччилэрэ: Даркы иччилээх, Сыбар иччилээх,
Тѳҥүргэс иччилээх.

Булт сэбэ-сэбиргэлэ эмиэ иччилээх: Тоҥуу
иччилээх, Кылыы иччилээх,

Кэнтик иччилээх.
Бу иччилэр бары кѳрѳ-билэ, истэ сылдьаллар.
Кыыллар бары Байанай үѳрэ-сүүрүгэ диэн ааттаналлар. Кыылларга эмиэ дьон курдук
ийэ куттарын сороҕо иҥэ сылдьар.

— Булчут диэн
кими этэбитий? (Оҕолор эппиэттэрэ)
.

— Былыр
биhиги эhээлэрбит бултаан-алтаан дьоннорун, дьиэ кэргэннэрин иитэн олорбуттара.
Ол курдук, куобаҕы бултаан этин сииллэр, тириититтэн үтүлүк, бэргэhэ тиктэн
кэтэллэр эбит. Оннооҕор суорҕаннара куобах тириититтэн буолара. Билигин даҕаны
эhиги аҕаларгыт булт абылаҥар ылларан дьэ, бу кэмҥэ тэринэн, ох курдук оҥостон
бултуу-алтыы бараллар.   

— Уол оҕо 
айылҕаттан булка-балыкка буккуллар айдарыылаах. Кинини кыра эрдэҕиттэн тыаҕа
илдьэ сырыттахха, өбүгэлэрбит үгэстэрин, булт сиэрин-туомун үөрэттэххэ үтүө
булчут, балыксыт буола улаатар! Ол иhин бүгүн манна биhиги уолаттарбыт эмиэ
кыратык да буоллар «булчуттар» буолан ылыахтара, онтон кыргыттар
бултаммыт бултан араас ас рецептэрин кэпсиэхтэрэ. (Слайд 4).

— Дьэ,
о5олоор
, булчуппут хара тайҕаҕа бараары ханнык сиэри-туому толороруй?

— Аал уоту аһатан Баай Байанайтан көрдөһөр-ааттаhар. (Аал уот
макета).

— Уолаттары
эрэ билигин манна бу аал уоппут тула ыҥырабын,  манна  төгүрүччү олоруҥ.

— Биhиги
өбүгэлэрбит айылҕаны кытта өйдөhөн, сөпсөhөн олорбуттар эбит. Ол иhин айылҕа
уон оччонон төлөөн, булдунан-аhынан күндүлээн, иитэн-аhатан олорбут.

Сиргэ – уокка
барыны бары харыстаан, сиэрдээхтик сыалдьыахха, өбүгэлэрбит тугу эппиттэрин
үөрэтиэххэ, тутуhуохха наада.

— Бултуу
барыан иннинэ Саха киhитэ хайаан да Аал уотун аhатан, Байанайтан көрдөhөн,
көҥүллэтэн эрэ бултуу барара. Уолаттар билигин аал уоттарын аhатыахтара,
Байанайтан көҥүл ылыахтара.

(Аал уокка 
эрдэттэн бэлэмнэммит уолаттар алгыстара)

1 уол: 
Бардам туту,

           
Барылы кэскил,

           
Баай барыылаах

           
Тойон эhэм,

           
Истэ сэргэҕэлээ,

           
Көрө бүдүлээ!

Тус бэйэҥ
туhааннаах

Доҕор гынан
туhалаа:

Уурбуттаах
буолларгын-уларытыма,

Анаабыттаах
буолларгын-аралдьытыма.

Мурун  анныттан

Булта булан
кулу,

Атах анныттан

Алта айан
кулу.

2 уол: Адаар
муостааххыттан,

Атырдьах
атахтааххыттан амсат!

Сымнаҕас
сыалааххыттан,

Сылаас
тыыннааххыттан сымсаттар!

Кыhыл-хара
кылааннааххыттан,

Күндү үтүө
түүлээххиттэн

Күөйэ-көрсө
көтөн кулу!

Аал уотунан
айахтаатым,

Күөх уотунан
күөмэйдээтим,

Аhаан сырҕаан
туруҥ!..

Төлкөлөөх
түөнэ маҥан түөрэх,

Тэхтиргэ
тэптэрэр,

Очурга
оҕустарар буолаайаҕыный!

Туску-уо!

Үчүгэй! Баай Байанайтан
ааттаhан, аал уоппутун аhаттыбыт.

Дьэ билигин  булка  ананар күрэххэ айаммытын саҕалыыбыт. Уолаттар
киирэн иhэн  фишкалары талан ылбыккыт, ол фишкаларынан хамаандаҕа арахсан
олороҕут. Фишкаларгыт к
өрбүккүт курдук биирэ 3 муннук уонна 4 муннук. 3 муннук 
фишкалаахтар 1 хамаанда. 4 муннук  фишкалаахтар 2 хамаандалар.

— Маҥнайгы
хамаанда аата – «Сыыдамнар»

— Иккис
хамаанда аата – «Сонордьуттар».

— Эдэр
булчуттарга туhаайан эттэххэ, булт диэн  киhини умсугутар, эр киhи
этигэр-хааныгар инэ сылдьар дьарык. Саа сэп-сэбиргэл, саа тэрилэ – бу эр киhи
баайа! Онон мин маҥнайгы күрэҕи саҕалыыбын. Билигин хамаандалар булт тэрилин
төhө билэллэрин тургутан көрүөхпүт!

I түhүмэх:
«Булт тэрилэ — эр киhи баайа».
(Слайд 4).

— Хас сөптөөх
эппиэт аайы Эбэбит көмүс хатырыктааҕын Байанай бэлэх уунуо.

1. Улахан
балыктааhыҥҥа туттуллар тэрил (муҥха)
. (Слайд 5).

2.
Балыктааhыҥҥа киhи сыратын ылбат, бириэмэтин сиэбэт ханнык тэрил туттулларый? (туу)
(тууну көрдөрөбүт).

 3. Саха ойбонтон балыктыырыгар ханнык тэрили туттарый? (куйуур)

(Слайд 6).

4. Саа суох
эрдэҕинэ куобаҕы хайдах бултуур этилэрий сахалар? (туhаҕынан) — туhа
ҕы көрдөрөбүт.

5. Куhу былыр
сахалар тугунан бултуулларый? (ох саа) (Слайд 7)
.

6.
Саhылга,  бөрөҕө сылдьар суолугар сонордьут булчут тугу уурарый?
(хапкаан) – хапкааны көрдөрөбүт.

—  Саха
уолаттара диэх курдук эбиккит, олус учугэй.  (Сөптөөх эппиэт  аайы таайбыт булт
тэрилин оҕолорго көрдөрөн иhэр)
.

(хас
сөптөөх эппиэт аайы собо)

II түhүмэх:
«Хара тыа баайа» (Слайд 8)
.

Слайд 9.


Былыр-былыргыттан Саха киhитэ хара тыаны доҕор-атас гынан бу күҥҥэ тиийэн
кэлбитэ. Хара тыа барахсан булдунан-аhынан күндүлээн, иитэн-аhатан  олордоҕо.

— Бу түhүмэххэ
уолаттар кылгас бэриллибит бириэмэҕэ кыыллар ааттарын суруйуохтара (2 мүн
бэриллэр)
.


Уолаттар бэлэмэнэнэр бириэмэлэригэр кыргыттар презентация, уруһуй көмөтүнэн
астарын рецебин кэпсиэхтэрэ. (Кыргыттар кэпсииллэр).


Бириэмэ бүттэ. Дьэ, билигин көрүөхпүт Байанай эhиэхэ ханнык кыыллары бултуурга
көнул биэрбитин уонна ханнык хамаандаҕа хас арааhын анаабытын. Манна турабыт,
хас хардыы аайы суруйбут кыылгытын ааттыгыт (хамаандаттан биир уол тахсар).

— Бүгүн 
_____ хамаанда булчуттарын Байанайбыт күндүлээбит  эбит. Кыайыылаахха хара тыа
саамай күндү баайа киис. (кыайыылаахха киис)

III түhүмэх.
«Аар тайҕа устун».
(Слайд 10).

— Булду Аар
тайҕаны баhыттан атаҕар диэри тилийэ кэрийэн, күннэри-түүннэри эккирэтэн,
сонородоhон бултууллар. Байанай хара тыа баайын баҕалаахха эрэ барытын ыhан-тоҕон,
ытыhыгар ууран биэрбэт. Сатабыллаах, табыллыбыт эрэ булчут кырса, саhыл
кыбыныылаах, тииҥ тиhимэхтээх, солондо соhуурдаах төннөн элбэх күннээх эрэйин,
сыратын төлөтөр.

— Сэрэйбиккит
буолуо, эдэр булчуттарбытын билигин  Аар тайҕаҕа атаарабыт, онтон Аар тайҕабыт
бу баар. (Слайд 11)

— Уолаттарга
сорудах толороллоругар 2 мүн бэриллэр, бу бириэмэҕэ манна кыыл аатын булан
бэлиэтиэхтээххит. Бэлэмҥит дуо?  (Слайд 12)

т        э        б       ө       к        х       о

а        h        э        р       у       а        д

й       с        а        ө       о       б       н

а        к        h       ы       л       л       о

х       и        а        т        с        о       ы

к        и        н       а        б       а        р

ы       с        д       а        а        т        а

р       с        а        т        и       и       ҥ

Тайах, кырса,
эhэ, киис, андаатар, куобах, солондо, саhыл, бөрө, таба, тииҥ.

— Саҕалаатыбыт,
кытааты
ҥ!

— Уолаттар
бэлэмэнэнэр бириэмэлэригэр кыргыттар презентация, уруһуй көмөтүнэн астарын
рецебин кэпсиэхтэрэ. (Кыргыттар кэпсииллэр).

— Кылгас
бэриллибит бириэмэ бүттэ, тохтуубут. Уолаттарбыт  Аар тайҕаттан ханнык
бултаах-алтаах  төннүбүттэрин билигин билиэхпит.

— Кыайыылаах
хамаандаҕа мааны булт бэриллэр (саhыл) (Слайд 13)

(1 уол көмүскүүр).

IV түhүмэх: «Илиминэн 
соболооhун» (Слайд 14)
.

— IV
түмүктүүр түhүмэхпитигэр балыксыттар буолабыт. Бу түhүмэх сорудаҕа маннык.
Дуоскабыт көрөргүт курдук илим, онтон илимҥэ кэлбит хас балык аайы тыл баар, ол
тыллары сөпкө сааhылаан өс хоhоонун  таhаарабыт. Балыктарбытын бастаан илимтэн
араарабыт, ол араарарга бары сыаптыы турабыт. Балыктары барытын араардыбыт эрэ
остуолга өс хоhоонун  оҥоробут. Сорудах өйдөннө дуо? (Слайд 15)
.

1. Ким доҕордоох,
ол дьоллоох.

2. Сүрэҕэ суох сүүс сүбэлээх.

— Ханнык
хамаанда түргэнник өс хоhоонун  оҥорон таhаарар эбитий? (Кыайыылаахха собо).

Дьэ манан
биhиги күрэхпит түмүктэнэр. Билигин
Баай Байанай ханнык хамаандаҕа элбэх булду анаабытын билиэхпит. 
Хамаандалар Байанайгыт бэлэҕин ааҕыныҥ эрэ. Элбэх ахсааннаах бултаах хамаанда
кыайар. (Кыайбыт хамаандаҕа Байанай ойуулаах мэдээл)
.

— Дьэ, ити
курдук бултаан-алтаан дьиэбитигэр тиийэн кэллибит. (Слайд 16).

Түмүк.

— Бүгүҥҥү
кылаас чаастан эhиги туох саҥаны биллигит?

— Сэтинньи
ыйы атыннык туох диэн ааттыыр эбиттэрий?

— Байанай
диэн кимий?

— Булчут диэн
кимий?

— Бүгүн ылбыт
билиигит олоххо туhалаах эбит дии санаатыгыт дуо?

— Эhиэхэ
барыгытыгар төгүрүк лиис биэртэлиибин, манна бэйэҕит туруккутун уруhуйдаан
көрдөрөн. (үөрбүт эбэтэр хомойбут)
.

— Дьиэҕитигэр
аҕаҕытыгар, эhээҕитигэр, убайгытыгар көмөлөhүннэрэн, выставка оҥорорбутугар хас
биирдии оҕо 3 булт тэрилин ойуутун аҕалаарыҥ!

— Көхтөөх
кыттыыны ылбыккытыгар улахан махталбын тиэрдэбин
.

— Көрсүөххэ
диэри.

Туллукчаан
Туллукчаан


  • Главная


  • Новости


  • Родителям


    • Фотогалерея


    • Группы детского сада


    • Кружки


    • Специалисты


    • Достижения


    • КМЦ


    • Месячник психологического здоровья


  • Инновации


  • Дистанционное обучение


  • Разное


    • Информационная безопасность


    • Противодействие коррупции


    • Антитеррор


  • Обратная связь


  • СМИ о нас


  • Советы специалистов


  • Безопасность детей


  • НОКОУ

Туллукчаан
Туллукчаан


  • Главная


  • Новости


  • Родителям


    • Фотогалерея


    • Группы детского сада


    • Кружки


    • Специалисты


    • Достижения


    • КМЦ


    • Месячник психологического здоровья


  • Инновации


  • Дистанционное обучение


  • Разное


    • Информационная безопасность


    • Противодействие коррупции


    • Антитеррор


  • Обратная связь


  • СМИ о нас


  • Советы специалистов


  • Безопасность детей


  • НОКОУ

Ноябрь месяц- Байанай ыйа

Месяц ноябрь известен как месяц Байаная. Баай Байанай – дух природы, нашей тайги. Весь месяц проведены различные конкурсы, НОД, соревнования, праздники как конкурс «Улахан Собо», личное первенство среди мальчиков группы «Дьулурхан» — «Тамаллайы Бэргэн» (авторский проект Сивцева Михаила Прокопьевича). 

Поиск

19.11.2022 Неделя посвященная «Байанай-дух охоты»

У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты. Баай Байаная считали хозяином всех зверей и птиц, покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Байаная.

С 15 по 19 ноября 2022 года в ДШИ и МУ ЭКЦ «Айтун» прошла неделя, приуроченная к традиции ноябрьского месяца — Баай Байанай. В рамках недели проведены такие мероприятия как: викторина для детей «Все о животных», соревнования среди мальчиков «Бэргэн курэ5э», музыкальные номера, выставка «Птицы и звери нашего края», уголок «Булчут муннуга», ярмарка «Дары Баяная».

Целью проведенных мероприятий было: приобщить детей к культуре народа Саха, закрепить знания об обычаях старины, о народных приметах, дать представление о хозяине леса Байанай, воспитание бережного отношения к природе, любви к животным.

Неделя началась с викторины для детей «Все о животных», где активно приняли участие учащиеся ДШИ, проявили свои знания о животных.

Учащиеся ДШИ с.Оленегорск на сцене танцевали, пели, читали стихи на якутском языке. Увидели мультимедийную презентацию о рыбаках, охотниках нашего села. Был представлен уголок «Булчут муннуга», интересная выставка «Птицы и звери нашего края».

В завершении праздника Байаная прошла интересная игра для детей, в которой играли две команды мальчиков. Игра состояла из семи этапов: «игра по карточкам», «Таабырыннар»-загадки, «Бег на снегоступах», «стрельба на меткость», «попади в цель», «собери в рюкзак охотничьи принадлежности», «кто знает больше зверей».

Судьями мероприятия были Яковлев Л.М- учитель якутского языка и литературы ОСОШ и ученик 6 кл ОСОШ Никулин Сандал.

В конце всем участникам были вручены памятные медали с логотипом «Байанай» и сладкие призы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Якутские праздники список
  • Якутские праздники летом
  • Языческий праздник хэллоуин означает
  • Якутские праздники зимой
  • Языческий праздник хэллоуин на руси