Якутский праздник эсэх

Ысыах является главным якутским праздником. Якутский праздник ысыах по другому называется Ысыах олонхо. Обо всем этом вы узнаете в нашей статье.

Ысыах

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Ысыах — что это за праздник?
  • Национальный праздник Ысыах
  • Ысыах Олонхо
  • Ысыах в Якутии
  • Осуохай
  • Ысыах Туймаады
  • Ысыах. Фото

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

СэргэСэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Ысыах

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами с якутскими орнаментами и узорами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

Ысыах

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

Ысыах

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Ысыах

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Ысыах

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже мэр Якутска принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце.

61CCA6D1-EC52-4BDF-92B7-1E10043B2F4E.jpeg

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

lippe-atah-e1523681772127-750x500.jpg

Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт.

wZ1XCwa2Tk.jpg

Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению.

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия.

RuN4JSzVha.jpg

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха — встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы — выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех.

unnamed.jpg

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

1. Считается, что женщина обязательно должна надеть новую одежду. Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.

2. Посетить в начале праздника алгыс (благословение). Думаем, что не надо объяснять почему.

3. Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.

4. Встреча солнца. Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.

5. Кумыс и мясо – попробовать обязательно, в наслегах их раздают всем. Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на Ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на Ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «Ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Что запрещено на Ысыахе:

1. Нельзя быть пьяным на Ысыахе – Айыы (светлые божества) огорчаются.

2. В дни Ысыаха нельзя сердиться, раздражаться, ссориться – по той же причине.

3. По неизвестной причине существует запрет на присутствие на Ысыахе собак. Это старинный обычай.

4. «Черным шаманам» запрещено посещать Ысыах. Тоже из глубин веков.

5. Не отказывайтесь от угощения, общения, веселья! 

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».

«Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

«Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

По легенде первый ысыах был проведен родоначальником якутского народа Эллэй Боотуром в священной местности Ус Хатын  в долине Туймаада, в южной части которого сейчас расположен г. Якутск. По преданиям Эллэй прибыл в Якутию с юга, спасаясь от войн. Со временем он здесь прижился и завел семью, тогда-то он впервые и провел ысыах. В 1921 году известный якутский этнограф Г.В. Ксенофонтов записал слова жителя Кангаласского улуса о преданиях того времени: “Эллэй налил кумыс в чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

С этих самых пор и до образования Советского Союза праздник белого изобилия, как еще называют ысыах проводился по всей территории Якутии. Времена изменились после прихода к власти коммунистов, которые провозгласили повсеместный отказ от различных ритуальных культов. Ысыах во многих районах и селах Якутии превратился в культурное мероприятие в советском духе, но все же некоторые районы сохранили традиции его проведения.   

4ob yisyiahe pobedyi

Есть один занимательный факт. В 1945 году после победы над фашистами во многих районных центрах Якутии был проведен традиционный ысыах, но с одним отличием – вместо ритуального Аар Багах, который является центральным местом проведения обрядов была построена трибуна с огромным портретом Иосифа Сталина, под которым после алгыса установили чорон с кумысом. 

В честь наступления долгожданного лета в день летнего солнцестояния, приходящийся на 20-21 июня, в Якутии повсеместно проводится национальный праздник – ысыах. Он олицетворяет собой торжество единения природы и человека, его духовных начал, уважения национальных традиций. В этот день якуты на красивой местности развешивают салама, проводят обряд очищения, угощают гостей кумысом.

Национальный праздник ысыах – это уникальное духовное богатство народа саха, в котором ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия. В соответствии с древними традициями ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь – сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась, и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Нюрба

Место, где проводится праздник, называется тюсюлгэ. Тюсюлгэ ограждается разноцветной салама из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. Ысыах начинается с древнего ритуала – благословения присутствующих и просьбы к верхним божествам ниспослать всем благодать. Для этого алгысчыт, которого сопровождают девять юношей и восемь девушек, повторяя слова благословления, разжигает огонь, преподносит божеству огня угощение, окропляет землю кумысом. К его просьбам к верхним божествам присоединяются и присутствующие: на заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним: «Уруй! Айхал! Тускул!». Затем проводится обряд кумысопития. Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Во время ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из национального сосуда – чорон.

Возрождение традиций

После развала Советского Союза по всей стране прокатилась волна суверенитетов, а вместе с ними возрождение культуры многонационального народа новой России. Благодаря сохранению проведения традиционных ысыахов в некоторых районах республики священный праздник якутского народа смог возродится. Работники культуры, ученые, народные мастера, почтенные старцы восстановили за довольно короткий срок большинство ритуалов ысыаха. Крупнейший из ысыахов – «Ысыах Туймаады», который проводится на том самом месте, где впервые зазвучал алгыс, в местности Ус Хатын, каждый год собирает сотни тысяч человек.

Ysekh

Ысыах как визитная карточка республики

Одним из особенностей национального праздника является то, что он децентрализован. Его могут провести где угодно. Например, в Якутии ысыах празднуют во всех населенных пунктах независимо друг от друга. Также в связи с тем, что его следует проводить в дни летнего солнцестояния, то все они случаются практически в одно и то же время. Благодаря этому уже на протяжении нескольких лет каждое лето якутский алгыс звучит в Москве, Хабаровске, празднуют ысыах в Соединенных Штатах Америки, Новой Зеландии. В прошлом году первый европейский ысыах прошел в Сербии, в этом году планируется собрать европейских якутян в Латвии.

Ысыах становится визитной карточкой нашей республики, его уникальность состоит в том, что один праздник может рассказать и главное показать культуру целого народа, его мировоззрение, историю.

Читайте также

Что означает слово «ысыах»? «Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

Ысыах – обряд кропления – вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник – праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец – ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» – «танец» – происходит от глагола «унк» – «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах — светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь — сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Кумыс — это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике – это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: — церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай — обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

2
3

Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

4
Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.

5

Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники. Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.




Ысыах – единственный этнический праздник в экспозиции сибирских праздников, сохранивший свой самобытный характер и в советское время. В этом уникальность календарно-праздничной культуры народа саха, ее притягательная сила в жизнеутверждающем начале: продолжения жизни, начала новой семьи, бессмертия человеческого рода, призыв к счастью и добру. Здесь ярко отразилась экологическая культура якутов с ее мировоззренческим комплексом почитания Природы и бережным отношением ко всему живому. Диалог человека с миром Природы, с окружающей средой создавал своеобразный кодекс взаимоотношений, где человек включался в природу, соотнеся с ней свою хозяйственную, социальную, ритуальную и биологическую жизнь.

Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом. Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни. Самые северные коневоды – якуты сумели сохранить свою южную скотоводческую культуру в условиях циркумполярной зоны. Главный ритуал якутской традиции Ысыах следует рассматривать как историко-культурную ценность, являющуюся неотъемлемой частью общемирового культурного наследия.

Ысыах представляет собой сложное, многофункциональное явление, в котором отразились черты хозяйственно-культурной, социальной, этнической и духовной жизни якутов на разных этапах их исторического развития (Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах, с.148)

Мифология и Ысыах

Если обратиться к фольклорным источникам, то происхождение праздника проецируется на якутский миф об Эллэе – культурном герое, главном первопредке народа саха. Корпус мифологических текстов, приведенных в книге Г.В.Ксенофонтова «Эллэйада» (1977), дает возможность реконструировать основной сюжет народного праздника. «В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: «Пусть таков будет удел наших детей!».

«…Содрав бересту, он заставил жену сшить берестяную посуду. Сам из березового ствола понаделал разные виды кумысной посуды: из цельного дерева выдолбил чорооны с ножками в виде конских копыт и с выпуклой резьбой снаружи, сделал матаарчахи с густыми узорами, сделал кэриэн с фигурными украшениями, вытянутыми в ряд. Жена сшила «кыллаах-ыагас», узорчатый саар-ыагас, «сабарай» и разные ведра для коровьего молока.… Срезав молодые березки и лиственницы, Эллэй воткнул их рядами в виде улицы до самого дому. Затем, свив веревку из черного и белого волоса и украсив ее пучками белого конского волоса, натянул ее на воткнутые деревья»[№ 44]. «…Выдаивая кобылиц своего тестя, он накопил большой запас кумыса и устроил Ысыах. К своему празднеству он пригласил Омогона с женой и при этом сказал: «Настал день поминовения предков и Юрюнг Айыы и подношения им жертвенной чаши». Раньше Омогон и его люди не видели такого обряда…Придя на ысыах, Омогон увидел кумыс, напиток раньше ему незнакомый, невиданные прежде посуды, украшенные резьбой. Поверх кумыса плавало масло. Эллэй поднял чашу с такой молитвой: «Господь, Юрюнг Айыы, настал день твоего воспоминания! Я, созданный тобою человек, угощаю тебя через чистый огонь. Почитаю тебя через огонь солнца!» Говоря так, он капал кумыс на огонь. В заключение призывал божее благословление возгласами «урууй», «айхал».

По представлениям якутов на праздник Ысыах с небес спускались светлые божества айыы, именно от них зависела дальнейшая жизнь человеческого рода. На Ысыахе в день летнего солнцестояния якуты встречали небесных божеств и устраивали обряд поклонения божествам айыы и духам природы.

Культ высшего небесного божества Юрюнг Айыы Тойона развивался, по-видимому, следующим образом: в начале небо обожествлялось само по себе (Танара). Со временем представления о нем как о божестве расширились, усложнились, и оно стало рассматриваться как особый мир, где обитает множество божеств, обладающих определенными качествами и выполняющих определенные функции. Следовательно, Юрюнг Айыы Тойон – древнее божество, восходящее к божеству Неба. По-видимому, оно имело такое же значение, как и само небо для тюрков-скотоводов (тенгрианство). В этом контексте тезис Г.В.Ксенофонтова, что «Ысыах есть центральная ось и символ веры древних религиозных воззрений якутов, унаследовавших самое последнее достижение степного номадизма» является весьма продуктивным. Якутский Ысыах был тесно связан с тем пластом религиозных верований якутов, который, несомненно, сформировался в среде древних скотоводов-кочевников. Якуты-коневоды в новых для себя условиях Севера сумели сохранить систему религиозных верований, отчетливо отражавших их хозяйственный цикл.

Прекрасный знаток якутской мифологии и героического эпоса П.А.Ойунский определял Ысыах как праздник коневодства и изобилия Конь у якутов – животное божественного происхождения. Фольклорная традиция сохранила якутский миф о лошади – прародительнице народа саха. Считалось, что хозяйство верхнего мира основано на разведении коней, и поэтому якуты посвящали коней небесным божествам. Следует отметить, что в историко-культурном плане особенности сценарной практики принесения в жертву лошадей светлым божествам айыы у якутов можно сопоставить с древними культами ряда тюркоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии. Ысыах, как обряд кропления кумысом Неба, Земли и Воды, был нормативным обрядом поддержания постоянного равновесия между людьми (культурой) и Природой (духами, божествами).В научной литературе по поводу происхождения Ысыаха существует несколько точек зрения (Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах, с.82). В основном исследователи рассматривали его как родовой, религиозный праздник, во время которого совершались бескровные жертвоприношения в честь высшего божества якутов Юрюнг-Айыы – Тойона и других айыы (В.Трощанский, Э.К.Пекарский, Н. А.Алексеев); Г. В.Ксенофонтов определял Ысыах как праздник торжественной встречи восхода летнего солнца. А.И.Гоголев, развив положение ученого, рассматривает Ысыах как «культовый праздник плодородия, справляемый в начале года, соединяющий воедино элементы обожествления солнца, неба и земли» (Гоголев А.И. Историческая этнография якутов, с.35.).

Праздник Ысыах для народа саха – это праздник Нового года, всеобщий день рождения Природы и человека. «Во время Ысыаха, с тремя небесами с теплым дыханием, подобно летнему ветру, с тремя душами, вытянувши стан, как трехглавый жеребенок, стоял задумчиво Аар Тойон, он раздвинул два белых солнца и сотворил третье и повесил их между небом и землей и сказал: «Народ якутский, происшедший от трех пен, укрепляйся, плодись и размножайся!» (Окладников А.П. История Якутии, с.123). В основе древнего ритуала Ысыах лежит тема первотворения, обновления, люди на празднике вновь обретали свое изначальное состояние, получали «новое рождение». Отсюда, феномен праздника обладал особой связью со сферой сакрального, в нем соединялось прошлое, настоящее и «идеальное» будущее. В этом отношении особое внимание следует обратить на народные игры, проводимые на Ысыахе. Игра, как моделирование будущего, на Ысыахе реализовывалась в общеуниверсальном символической борьбе между зимой и летом (старым и новым). У якутов в старину весною, при исходе старого года и наступлении нового, находили двух молодых людей, из которых одного наряжали в одежду из шкуры белого жеребенка, другого – в одежду из шкуры рыжего или черного жеребенка. Первый из них назывался сыном айыы и олицетворял собой духа хозяина нового года, а другой – сыном абаасы и символизировал духа хозяина старого года. Их заставляли бороться. Это называлось состязанием за первенство или состязанием за молочную пищу. При этом определялось угощение, предназначавшееся в пищу победителю (кумыс с маслом), каковым должен был оказаться сын айыы.

Фотографии праздника Ысыах

Символическая напряженность спортивных состязаний на празднике Ысыах носила ритуальный характер. На Ысыахе было много разных состязаний, целью которых было «завоевание счастливой доли». Такие игры, как прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам, якутская борьба, стрельба из лука в символическом плане были соотнесены с мифологемой судьбы ( Романова Е.Н. Люди солнечных лучей, с поводьями за спиной, с.130).В целом, спортивные игры на Ысыахе можно рассматривать как своеобразный диалог с судьбой. В основе ритуальных игр на Ысыахе лежат обменные акции, одним из таких символических обменов является обмен удачей, счастьем. На Ысыахе проводились шуточные состязания, когда победителем становился тот, кто больше съедал пищи и выпивал кумыса, своеобразный «обряд едоков». Здесь «судьба» участников игры реализовывалась через обрядовое воплощение еды, т.е. чем больше выпито и съедено, тем большего счастья заслуживал победитель в будущем году. Магическое поверье «загадать на свою судьбу» сохраняется до сих пор, все действия, происходящие в первый день Нового года, служили образцовой моделью, которая переносилась на весь год. Что касается ритуальных гаданий на главном празднике традиции, то они были уже заранее ориентированы на положительный результат. На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу. С этой точки зрения Ысыах можно рассматривать как «игру с судьбой», где главными на празднике были не небесные божества, а сами люди–люди, которые не только молили о благополучии, но и «завоевывали» свое счастливое будущее. Якутский праздник Ысыах нес оптимистическую заряженность и моделировал символы жизнеутверждающего начала, с помощью которых можно было установить гармонию в обществе.

Эстетическая и культурная палитра представлений о главном празднике народа саха Ысыахе – еще один ключ к пониманию гармонии человека с окружающей средой. «…для устройства Ысыаха выбирали красивые места с широкой поляной и площадкой для тюсюлгэ (деревянного сооружения, состоящего из двух или нескольких столбов, соединенных перекладиной). Около тюсюлгэ собирали всю резную кумысную посуду. На восточной стороне от тюсюлгэ ставили от одной до четырех коновязей. Верхушки сэргэ иногда увенчивались изображениями головы коня, а бока покрывались художественной резьбой. Сэргэ украшали разноцветными жертвенными лентами – саламой. Вокруг тюсюлгэ втыкали зеленые березки. Характерно, что одним из важных элементов праздника была праздничная одежда. Участники торжества должны были приходить в традиционной праздничной одежде, женщины надевали серебряные украшения. Замечу, что праздничная одежда у якутов передавалась из рода в род. Прийти на праздник в повседневной одежде рассматривалось как нарушение праздничного этикета. С единым комплексом ритуала и символики праздника был связан и семантический смысл композиции в орнаменте древних чоронов. Так, гребенчатый мотив, наносившийся около самого устья, должен был символизировать пожелание богатства и плодородия. Ысыах открывал устроитель праздника или уважаемый почетный старик, знакомый со старинными обрядами, ему помогали девять юношей и восемь девушек. Кропление кумысом божествам и духам было центральным моментом праздника, и потому Ысыах получил свое название от слова ыс – «кропить, обрызгивать» (Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору, с.102).

Одной из самых важных черт архаичного праздника было совпадение границ «свой» и «чужой». В культуре народа саха в качестве иллюстрации следует привести два сакральных действия по отношению к Гостю на празднике: это кумысопитие из одного чорона по кругу (ср. трубка мира у северных индейцев–знак доверия и взаимопонимания), после чего они уже Братья по духу. Гостевой этикет народа саха обязывал хозяина-устроителя праздника поднести чорон с кумысом самому почетному гостю, тот, в свою очередь, сделав несколько глотков, передавал своему соседу по кругу. Следующий символический знак – круговой танец осуохай, танец, символизирующий жизненный круг. Участники осуохая, взявшись за руки, чувствуют положительную энергию друг друга. Гость на празднике как бы «проживал» жизнь данного коллектива, вживаясь в новую культурную среду, приобретая «чужой» духовный опыт, он завоевывал статус «своего».

Ысыах и семья

Еще П.А.Ойунский отмечал, что Ысыах, как культ торжества и радости жизни, был праздником семейным. К празднику готовились заранее, каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса, сшить праздничную одежду. Семейные традиции праздника включали приглашение всех близких и дальних родственников, тесное общение всех родственников, планы на будущее, совместную трапезу и, наконец, благословение уважаемыми и почтенными членами семьи молодого поколения. Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова», через благопожелания задавалась стратегия будущей жизни.

Непрерывность жизни подчеркивается на Ысыахе той ролью, которая принадлежит в ней старикам и, особенно, детям. Участие в таких обрядах представителей всех поколений, а также детей всех возрастов символизирует вечное продолжение человеческого рода. Активное участие в празднике молодежи создавало благоприятную ситуацию выбора брачной пары.

Ысыах и культура питания

В настоящее время, когда во всем мире происходят экологические катаклизмы, исчезают традиционные способы хозяйствования и меняется среда обитания, весьма актуальным представляется обращение к уникальному опыту традиционной системы питания народа саха. Система питания якутов сложилась под влиянием экологических, исторических и социальных факторов. Мясо-молочная основа питания с ее рациональным соотношением всех элементов, необходимых для правильного обмена веществ в организме человека – это следствие действия экологического фактора. Речь идет о сбалансированной системе питания. В этом отношении показателен Ысыах, где был представлен весь набор якутской национальной кухни, базирующейся на древнетюркской традиции. «Кумысный фестиваль» (так называли Ысыах зарубежные исследователи) особое внимание уделял ритуалу кумысопития и самому кумысу – как священному напитку якутских божеств.

Ысыах и культура здоровья

Ысыах можно отнести к обрядам запасения здоровья: – ассоциация здоровья с сытостью, употребление на празднике полезных молочных и мясных продуктов; – ассоциация здоровья с движением (разные спортивные состязания, национальные виды спорта); – ассоциация здоровья с благопожеланиями счастья, добра. Если обратиться к якутским алгысам-заклинаниям, то можно выявить эту модель счастья: «На 9 поколений людей прочное благополучие, на 8 поколений непоколебимое счастье, на 7 поколений неубывающее обилие сотворите нам!» «Пусть голодный насытится, замерзший обогреется, пусть обедневший у вас получит помощь, пусть погибающий у вас спасется, больному матерью станьте, хворому отцом станьте, детей в колыбелях нарожайте, «чтоб ребенок в колыбели, сотворенный Айыысыт, не страдал насморком», десять улусов размножьте, скот в изгороди пусть наплодится, живите счастливо с солнечной стороны друг друга».

Обращение сегодня к обычаям, ритуалам, представлениям не как к «пережиткам», а как к механизму передачи культурной традиции, как к одной из культурных систем в формировании здорового образа жизни, можно считать главной стратегией культурной политики народа саха. В 1992 году Ысыах стал государственным праздником Республики Саха(Якутия). Он стал объединяющим символом возрождения не только традиционной культуры народа саха, но и гуманистических тенденций в национальных проектах новой России.

доктор исторических наук.

Улитка-путешественница. Якутия-5

Улитка-путешественница. Якутия-5

В общем, мы подошли к кульминации — к рассказу о том, что на меня в славной Якутии произвело наибольшее впечатление.Это, разумеется, праздник — т.н. якутский Новый Год, он же Праздник лета, он же день летнего солнцестояния (хотя в настоящее время праздник с летним солнцестоянием совпадает только приблизительно, его проводят где-то во второй половине июня). Он же Ысыах….

Якутский праздник Ысыах

Якутский праздник Ысыах

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ…

Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

Никаких гостиниц, придешь ко мне домой», — решительный голос Миши Черемкина в телефонной трубке, моего давнего знакомого, с которым несколько лет назад я бродила в Гималаях, не оставил мне выбора. Я отменила на букинге свое бронирование гостиницы в Якутске и подчинилась Мишиному решению. Оно было также невероятно важным с учетом того, что Миша жил недалеко от места, где будет проходить национальный якутский праздник Ысыах. И, воспользовавшись гостеприимством Мишиной семьи, я экономила драгоценное время на то, чтобы добраться до…

Якутия отмечает Ысыах олонхо

Якутия отмечает Ысыах олонхо

В эти дни жители Якутии празднуют восьмой Ысыах олонхо. Праздник открылся 20 июня церемонией в священной для якутского народа долине Эркээни. Гости съехались из 30 улусов, а непосредственно в церемонии было задействовано более тысячи человек и ста всадников….

101 день в Якутии. Ысыах

101 день в Якутии. Ысыах

Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике….

Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники

Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники

По данным последней переписи, около 2% населения России исповедуют шаманизм. Официальных последователей шаманских культов у нас больше, чем католиков, буддистов и протестантов, вместе взятых. Народы, верящие в то, что судьбу человека определяют добрые и злые духи, в основном живут в азиатской части страны: от Алтая и Сибири до Дальнего Востока. И, если судить по разнообразию и количеству праздников, в чем-то они счастливее, чем остальные россияне….

Ысыах принадлежит к одним из самых древних праздников Якутии. Края проживания якутов редко радуют тёплыми солнечными нями, а потому приход весны и лета у этого народа почитался по-особенному. Об Ысыахе сложено немало преданий и историй, однако ни один исследователь не скажет точно, когда впервые в Якутии начали отмечать этот праздник. 

Он связан с чествованием духов Неба, ярчайшим воплощением которых является солнце. Интересно, что этническое название якутов, саха, переводится как “свет”, “солнечный огонь”. И то тоже указывает на большое значение Ысыаха в жизни людей. Как же отмечали в старину этот праздник? И как его празднуют в Якутии сегодня?

Ысыах называют якутским Новым годом
Ысыах называют якутским Новым годом

Праздник солнца Ысыах

Якуты – удивительный народ, что сумел сохранить многие старинные обычаи и традиции, полученные от предков. Вторая половина июня у многих народов Сибири издавна ассоциируется с приходом нового года, периодом возрождения и надежд.

День летнего солнцестояния, 22 июня, является главной датой Ысыаха. Несмотря на то, что праздник этот зародился много столетий тому назад, его традиции не слишком поменялись, а многие ритуалы якуты и вовсе соблюдают в строгом соответствии с древними обычаями.

Как рассказывают предания, во время Ысыаха на землю прибывают солнечные боги Айыы. Именно для них народ Якутии устанавливает коновязь, что называется Айыы Сэргэ.

Такие ритуальные столбы считаются главным символом праздника. Устанавливают их неспроста, ведь, как верят якуты, боги приезжают на землю на своих необыкновенным огненных конях, что всюду сопровождают всадников.

Символы Ысыаха

Сэргэ, коновязь, в Якутии с давних времён связана с почитанием божеств и культом лошадей. Кочевой народ считал коней своими покровителями, а столбы коновязи устанавливали рядом с жилищами.

Сэргэ нельзя было выкопать и выбросить – деревянный столб должен был сам, от времени, прийти в негодность. Коновязь олицетворяла духа-хранителя данного участка. На каждом из столбов куты вырезают три горизонтальных полосы.

Верхняя предназначена для лошадей богов небес, средняя – для человечески коней, а нижняя – для животных властителей подземного мира. На мой взгляд, в сэргэ якуты видят особый ритуальный предмет, вместилище энергий трёх миров, что обладает необыкновенной силой.

Коновязь - символ Ысыаха
Коновязь – символ Ысыаха

История, взятая из легенд

Когда появился Ысыах, сказать невозможно. Известно лишь, что этот праздник уходит корнями в такую древность, где не могло быть источников или сохранившихся свидетельств.

О происхождении праздника рассказать могут якутские легенды. Если верить им, прародитель племён Якутии, Эллэй Боотур, ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования.

Особенное место в празднестве уделялось чествованию солнца, что дарит урожай, даёт жизнь всему живому на земле. Ысыах и сегодня сохраняет этот смысл. Кроме того, это торжество означает пору восстановления сил после суровой северной зимы и время возрождения.

Как гласят предания, во время десятидневного празднования Ысыаха Эллэй Боотур каждый день повторял: “Пускай таким же будет удел наших детей!”. Так он желал последующим поколениям якутов счастья и процветания которое приносят летнее время и солнце.

Традиции Ысыаха

Если вы хотите побывать на настоящем этническом празднике, что практически не изменился со времён своего появления, отправляйтесь на Ысыах. В наши дни сохранилось большинство древних ритуалов и обрядов, которые якуты свято хранят.

Чаще всего Ысыах проводят на открытых участках. Идеальным местом считается полянка, окружённая берёзами (это дерево, как говорят поверья якутов, отпугивает нечисть и злых духов).

В центре выбранного участка устанавливают главный символ праздника – коновязь. Для Ысыаха якутские мастера резьбы по дереву готовят особенные сэргэ. Такие столбы украшают сложными вырезанными узорами, их венчает деревянная лошадиная голова.

Небесные лошади богов должны быть благосклонны к людям, а потому коновязь украшают лентами разных цветов. Сами сэргэ – это священные столбы, которые могут одарить человека особой силой. Чтобы год был благополучным, а мечты непременно исполнились, якуты касаются всех сторон коновязи.

Неподалёку от установленный сэргэ создаётся своего рода капище. В центре маленького круга, созданного из бересты и лент, строится миниатюрный шалаш. Он представляет собой уменьшенную копию настоящего жилища якутов. Неподалёку от него, возле огня, якуты расставляют посуду, наполненную кумысом, напитком, что готовится из кобыльего молока.

Главным обрядом Ысыаха является Кюн Керсютэ – встреча восходящего солнца. В день летнего солнцестояния не принято ложиться спать, ведь можно пропустить рассвет. Появление светила на небосклоне для якутов связано с необыкновенным чудом.

Солнце возвещает о наступлении поры возрождения, о новом цикле жизни. Именно при проведении Кюн Керсютэ совершается окуривание и разведение костра, дым которого призывает небесных богов спуститься на землю.

На Ысыах якуты встречают солнце
На Ысыах якуты встречают солнце

Ысыах – один из самых причудливых и таинственных праздников, что успешно сохранился до наших дней и продолжает жить. Его обряды могут показаться необычными или странными, но в них заключена суть верований предков якутов, их культура, которая бережно сохраняется, переходя от одного поколения к другому. Узнавая об особенностях обычаев, невольно проникаешься безграничным уважением к якутскому народу, что сумел сберечь для нас удивительный и очень древний праздник Ысыах.

Первые исследователи

Ысыах представлял собой загадку для первых его исследователей.  Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника. Член Сибирского Отдела русского Географического общества Ричард Маак, начавший в 1854 году исследования Вилюйского округа, писал: «С наступлением весны все якутское население предается радости и веселью, в числе прочих вилюйские якуты устраивают в честь виновника оживления природы  большие пиршества. Празднества эти называются ысыах и устраиваются обыкновенно в конце весны и начале лета. Главной целью, по крайней мере во время язычества, были жертвоприношения верховному божеству (имеется в виду верховный правитель мира и зиждитель жизни на земле Ар тойон или Ар -айы). С такой целью к месту собирались, иногда издалека, лучшие шаманы и правители народа, и празднества походили на народные вече, на которых выбирались князьки и правители народа и решались споры в важных делах, нередко с оружием в руках. Впрочем, главную роль на таких празднествах играли шаманы: они тут совершали жертвоприношения духам и предсказывали окружающему народу будущую судьбу». Здесь стоит отметить, что Маак писал свое исследование, когда Православная Церковь усиленно проводила миссионерскую деятельность, что можно заметить в его исследовательской работе по некоторым нюансам. «В настоящее время на кумысных празднествах главным образом веселятся и пируют, и хотя возлияния кумысом, как увидим далее, и теперь совершенствуются, но шаманы не играют уже главной роли и присутствуют разве только втайне. Теперь ысыах устраивается каждым богатым якутом, если он пожелает повеселиться  с родными, друзьями и знакомыми и в то же время угостить бедных».  Но опустим его живописания, которые по большому счету были не самыми точными.

Каноны праздника

Ысыах действительно являлся самым значительным праздником якутского народа. По старинным календарным представлениям якутов, год делился на две половины: зимнюю, которая начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном, и летнюю, примерно с мая, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища, природа оживала после долгой зимней спячки и одевалась в летний наряд: кобылицы и коровы приносили приплод, озера и реки изобиловали рыбой. Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники – ысыахи. 

На старинных ысыахах жрец-белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конские скачки, а также круговые танцы-осуохай. 

По историческим преданиям, на якутской земле первым устраивал ысыах и готовил кумыс один из первопредков – Эллеэй. Ысыахи могли устраиваться весной — малые, без особой обрядности — Кулун кымыса, летом – Улахан ысыах — большой ысыах, осенью в честь Улуу Тойона Большого господина устраивали или отдельные богачи, или группа родовичей, проживавших летом в одном урочище — Сайыллык в складчину. Для ысыаха приготовляли много кумыса и масла и забивали жирную скотину для угощения собравшихся. Перед праздником выбирали место, где должно происходить пиршество. Ставили столбики высотой в сажень и соединяли их перекладиной, количество их могло быть 2-3-4, смотря по достатку устроителей. Вокруг этого места втыкали молодые срезанные березки в ряд по обе стороны выбранного места. Это украшение называлось «Чэчир». Между березками протягивали пеструю волосяную веревку, на которую нанизывали лоскутки цветных матерей, утиные крылья, маленькие телячьи намордники, шитые из бересты. На восточной стороне Тусулгэ место пиршества воздвигали высокий коновязный столб Аар бабах с резными узорами выше и ниже шейки, во время ысыаха к этому столбу привязывали коня бело-молочной масти и посвященную лошадь – Ытык Сылгы. К столбам с перекладиной подвешивали кожаные бадьи Сири Исит, полные кумыса, кожаные меха горловиной Симир, берестяные посуды — Кыллаах Чабычах; на чистой белой подстилке или шахматном меховом коврике ставили деревянные кубки-Чороны и Матарчахи и другую кумысную посуду. Особо ставилась большая берестяная посуда — Далбар Чабычах с кумысом, в нее опускали жертвенную ложку — эбир хамыйах.

Испрошая счастья и благоденствия

Обрядовая часть начиналась утром в помещении, где сидел сам хозяин-князец наслега и гости, с ними и «кудесник»-шаман с помощниками. Два мальчика вставали лицом к востоку, держа в руках чорон с кумысом, за ними сидели четверо мужчин с кумысным чороном, за ними еще четверо с кумысом в берестяных сосудах. Белый шаман или заклинатель, сев впереди собравшихся с кубком кумыса в руках, начинал произносить посвятительную речь — алгыс. В конце речи трижды издают радостный клич «Уруй!» Затем все присутствующие по два раза отпивают кумыс. После этого белый шаман, стоя, обмахиваясь конским хвостом, произносил алгыс в честь божеств, духов-хозяев земли и других духов. При этом помощник шамана жертвенной ложкой брызгал вверх кумыс, черпая его из двух кубков, которые держали мальчики. Тем же порядком призывали и угощали духа-хозяйку местности и покровителей рогатого скота. Имя каждого призываемого существа украшалось эпитетами, характеризующими его образ, славящими его добродетели, например:

С масляными полянами,

С молочными озерами,

С солончаками из варенца,

Обитающая в зарослях травы,

С красивым, что лисица, скотом

Госпожа Ынахсыт коровница…

У них же просили наделить счастьем и скотом устроителей ысыаха. Завершив такое молебствие, шаман подбрасыванием жертвенной ложки гадал хозяину о счастье и благоденствии. Затем собравшиеся выходили из жилища и садились вокруг нескольких березок, около которых стоял остальной запас кумыса. Образовались еще круги менее важных гостей и особый круг женщин. Юноши приносили чороны, и собравшиеся пили из них в круговую. После общего распития кумыса начиналось веселье, боролись, скакали на одной ноге, бежали взапуски. Женщины затевали круговые танцы с пением. 

Поэтический ысыах

Самое большое по объему поэтическое произведение — «Наступление лета»  Алексея Елисеевича Кулаковского – Ексекюлях Алексея, написано в 1924 г. Поэма создана по мотивам и формам народных песен. Большая часть поэмы посвящается ысыаху, самобытному духовному богатству народа саха. Кулаковский называет также три вида ысыаха: первое весеннее празднество организуется в кругу семьи; после этого собираются встречать лето большее число людей. Третий вид – праздник, организуемый видными людьми улуса со стечением огромного количества народа. Форма большого праздника описывается в поэме «Наступление лета» в следующей последовательности: подготовка к празднику места проведения ысыаха; встреча гостей – первые два этапа праздника. Третий период в описании поэта представляет специальное исполнение алгыса – это, собственно, начало праздника, после чего идут спортивные соревнования и конные скачки. Завершается ысыах песнями и хороводными танцами осуохай. Из этих эпизодов Кулаковский более подробно описывает алгыс как самое значительное обрядовое действо в честь божества Айыы и возрождения природы после долгой холодной зимы. В своей поэме Кулаковский пишет не о белом шамане или заклинателе, а представляет благословение в исполнении самого уважаемого человека из гостей, который по просьбе, равной знаку почтения, исполняет светлый алгыс. Как написал Алексей Елисеевич, гостями ысыаха является весь народ. Впрочем, это надо читать самому и на языке поэта. Читать и понимать, что ысыах — это великая песня северной земли и ее народа!

Ысыах Победы 

Интересная история связывает ысыах с Днем Победы. Изначально День Победы широко отмечался в СССР только в первые два года. С 1948 года указом Сталина он стал обычным рабочим днем. А установленный прежде выходной был перенесен на Новый год. Лишь спустя два десятилетия, уже при Брежневе, в юбилейном 1965 году 9 Мая снова стало нерабочим. Впрочем, вся страна, и при Сталине и при Хрущеве вместе с ветеранами минувшей войны, отмечала День Победы, невзирая на отсутствие официального выходного. Ветераны Якутии пошли своим путем. В июне 1945 года по предложению члена бюро обкома, секретаря по пропаганде и агитации А. И. Захарова Якутский ОК ВКП(б) рассмотрел вопрос об организации ысыахов Победы и чествовании воинов. Так что пока по всему СССР существовал негласный запрет на празднование 9 Мая, Якутия вполне легально и с народным размахом справляла День Победы как полагается во всех районных центрах и наслегах. С праздником партийные органы не боролись. А как с ним бороться, если алгысчыт проводит свое благословение в честь Сталина?    

July 16 2018, 11:23

Categories:

  • Праздники
  • Россия
  • Cancel

Якутский праздник Ысыах.

В честь наступления долгожданного лета в день летнего солнцестояния в Якутии повсеместно проводится национальный праздник Ысыах.
После долгой суровой зимы праздник наступления лета считался особым событием. С этим праздником связаны все самые лучшие чаяния и помыслы. Он олицетворяет собой счастье, благополучие и изобилие, пробуждение природы после долгой зимы, торжество солнца и начало новой жизни.

Каждый раз Ысыах не перестает поражать красочным национальным колоритом, красивыми ритуалами, интересными традициями.

1. Национальные одежды не перестают удивлять своим колоритом.

DSC_0304копия.jpg

2. На площадках выступают творческие коллективы из разных уголков Якутии.

DSC_0241копия.jpg

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять» кумысом. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. В этот день говорят и поют добрые напутствия. Они обращаются и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

3. Кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

DSC_0367копия.jpg

4.

DSC_0361копия.jpg

5.

DSC_0358копия.jpg

6.

DSC_0357копия.jpg

7.

DSC_0346копия.jpg

8.

DSC_0336копия.jpg

Небольшое видео.

9.

DSC_0331копия.jpg

10.

DSC_0325копия.jpg

11.

DSC_0324копия.jpg

12.

DSC_0322копия.jpg

13.

DSC_0315копия.jpg

14.

DSC_0289копия.jpg

15.

DSC_0283копия.jpg

16.

DSC_0293копия.jpg

17.

DSC_0263копия.jpg

18. В этот праздник проводятся различные соревнования. В том числе и конные скачки.

DSC_0491копия.jpg

19.

DSC_0481копия.jpg

20.

DSC_0380копия.jpg

21. Дерево изобилия. Священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

DSC_0256копия.jpg

22.
DSC_0250копия.jpg

23. Так выглядит местность, где проводят праздник Ысыах. Еще Ысыах называют якутским Новым Годом. Зимой в Якутии очень холодно (температура может достигать до -60) и особо не погуляешь. А летом как раз. Тем более что лето тут хоть и жаркое, но короткое.

DSC_0514 копия.jpg

24.

DSC_0506 копия.jpg

25.

DSC_0504 копия.jpg

26.

DSC_0246копия.jpg

Кульминацией праздника является обряд встречи солнца. Он очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов. С появлением первых лучей солнца люди вытягивают к нему руки.
Но в этот день восхода не было. Солнце еще вечером спряталось за тучи до обеда следующего дня.
Да и я немного подустал от длительного перелета и смены часовых поясов. Поэтому этого обряда так и не дождался. Поехал в гостиницу отсыпаться. Тем более что на следующее утро уже надо было выдвигаться — сплав по Синей и Лене.

Еще видео с праздника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Язычные народные праздники
  • Якутский праздник ысыах сценарий
  • Язычество праздник ивана купалы
  • Якутский праздник ысыах реферат
  • Язычество древних славян праздники