Якуты традиции праздники обычаи

В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели адаптированные к северной природе морозоустойчивые породы коров и лошадей, В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели морозоустойчивые породы коров и лошадей, создали уникальный философский эпос.

Содержание

  • 1 Ареал распространения
  • 2 История и происхождение
  • 3 Культура и быт народа Якутии
  • 4 Якутская кухня
  • 5 Кому поклонялись якуты с древних времен
  • 6 Промыслы
  • 7 Фольклор
  • 8 Традиции и обычаи народа Якутии
  • 9 Якутская свадьба
  • 10 Праздничные обычаи якутов
  • 11 Заключение

В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели адаптированные к северной природе морозоустойчивые породы коров и лошадей, создали уникальный художественно-философский эпос олонхо. Развиваясь всесторонне, народ укреплял свои позиции и становился еще сильнее с приходом нового времени.

Ареал распространения

Нельзя забывать, что народы Якутии произошли от кочевников, но согласно легенде однажды нашли долину, идеальную для проживания, названную Туймаада. Сегодня в центре нее расположилась столица республики — Якутск. Большая численность якутов наблюдается в Иркутской, Красноярской и Хабаровской областях Российской Федерации, но конечно же наибольшее количество можно встретить в месте их давнего обитания, — ныне Республика Саха.

Слова «якуты» и «саха» по одной из версий восходит к одному общему, более раннему понятию, которое получило распространение как самоназвание. С другой стороны, предполагается, что первым называли народ другие этногруппы, а Саха — они сами.

Установив центр в месте теперешнего пребывания, на протяжении истории якуты продолжали увеличивать ареал обитания. Двигаясь к востоку Сибири, они осваивали и совершенствовали оленеводство, вырабатывали свои техники упряжки. В итоге, им удалось укорениться и в тех краях.

История и происхождение

Народность сформировалась в 14-15 веке. Принято считать, что курыканы из Забайкалья переместились к средней части реки Лена, вытесняя при этом тунгусов и других «местных» кочевников. Хотя отчасти группы объединялись, создавали взаимосвязи делового характера, хоть на фоне этого конфликты не переставали вспыхивать.

Конечно, было немало тойнов (предводителей), которые прославились объединительными настроениями. Стараясь подавить внутренние бунты, а также усмирить внешних врагов (конкурентов на пастбища и земли), случались попытки решить вопрос агрессивным путем — внук Баджея тойон Тыгын. Однако насильственные методы только отдаляли от якутов другие народности, усиливая противостояние.

Переломным моментом в истории стало присоединение территории к Российскому государству, которое произошло в 1620-30 гг. С развитием и прогрессом, в каждую дверь балагана (жилья) постучало и православие. Поощрительные методы относительно тех, кто принял крещение, и карательные для приверженцев веры отцов, достигли своей цели — большая часть якутов приняла новую религию.

Вернуться к оглавлению 

Культура и быт народа Якутии

Якуты научились выживать в тяжелых условиях, а традиции и обычаи народа продиктованы теми факторами, которые этому способствовали. Расположенные на дальнем расстоянии жилища, никак не сказывались на социальной активности представителей народа.

По истечению жизни старцу было о чем рассказать молодому поколению — на общих праздниках и во время ритуалов завязывалась дружба, а при разделении территорий появлялись враги. Народ не отличался миролюбием. Давняя привычка к охоте, борьбе за жизнь и умения обращаться с оружием (лук) создавали условия для конфликтов между другими этническими группами месторасположения.

Семью же чтили испокон веков, в почете было и остается старшее поколение. К ним не относятся со снисхождением, как это случается в современном мире, наоборот — их уважают за большой жизненный опыт, слушают их наставления и уж тем более считают за честь принимать их у себя в доме.

Жилище якутов

Домом здесь служила народная юрта — балаган. Строилась она в виде трапеции из молодых бревен, а щели между ними плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть.

Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Стояла она неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Юрта представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью. По периметру располагались спальные места, иногда отделенные символическими перегородками. Печи здесь не было — огонь разводили на земле, да так, чтобы дым уходил прямиком через отверстие в верхушке.

Одежда

Изначально целью одежды была защита тела от холода, поэтому ее шили из шкур убитых животных. Освоив скотоводство на смену пришли шкуры домашней живности. Эстетическим компонентом на фоне крупного изделия из меха служили пояса и подвески из металлов. Также мастерицы старались комбинировать цвета и толщину меха, чтобы на плечах или рукавах появлялась выделяющаяся отделка. Позже стали использовать ткани и вышивку. Летом же цвета пестрили разнообразием, отображая буйство природы.

Классическим набором служили:

  • меховая шапка, сшитая кверху или со вставкой ткани;
  • шуба, опоясанная металлическим ремнем;
  • кожаные штаны;
  • вязаные шерстяные носки.

Обувь и варежки делали также из меха, не забывая о том, что руки и ноги отмораживаются в первую очередь.

Вернуться к оглавлению 

Якутская кухня

Ввиду условиям выживания, продукты питания животного происхождения использовали полностью — от рыбы, птицы (с охоты), коровы, лошади или оленя не оставалось и следа после приготовления. В ход шло все:

  • мясо;
  • потроха;
  • головы;
  • кровь.

Из наивных продуктов варили супы, их тушили, перетирали в ливер. Особенное место в рационе занимали молочные продукты. От них зависело наличие в доме питья — айран, соурат, десерта — чохоон, а также сыра и масла.

Одним из самых необычных способов готовки является замораживание. Без него в Сибири не обойтись, поэтому якуты могут похвастаться таким блюдом, как строганина (раньше «струганина»). Рыба (чир, нельма, мускун, омуль и другие) или мясо оленя замораживали в естественной среде и подавали на стол в виде тончайших пластов или стружки. Была продумана и «маканина», которая придавала вкус сырому продукту. Она состояла из смеси соли и молотого перца 50/50.

Кому поклонялись якуты с древних времен

Несмотря на принятие христианства, культура Якутии по-прежнему тесно связана с теми канонами веры, которые заложили в них предки. По преданиям народа, у каждого элемента природы и окружающего мира есть дух-хозяин, который вызывал страх и почтение. В качестве жертвы на них оставляли конские волосы с гривы, клаптики сукна, пуговицы и монетки. Существовали правящие покровители:

  • дорог — он укажет путь и поможет не сбиться с маршрута;
  • водоемов — из-за него нельзя бросать в реки нож или острые лука, а приношением считают маленькую берестяную лодочку с символом человека внутри;
  • земли — дух женского рода, который отвечает за плодородие всего живого;
  • ветра — берег землю от вражды;
  • грома и молнии — если стихия попадала в дерево, его остатки считались целебными;
  • огня — хранит мир в семье, поэтому очаг переносили с места на место в глинянном горшке, чтобы никогда не тушить;
  • леса — помощник в охотничьем ремесле и рыбальчестве.

Промыслы

По объединении с большой и сильной Россией, жизнь народа изменилась. Скотоводство по прежнему процветало, вывовидись морозоустойчивые породы коров и лошадей, которые и на сегодняшний день остаются уникальными в своем роде. Однако развивалось и земледелие, несмотря на то, что в условиях резко-континентального климата уличный градусник подолгу остается на отметке — 40-50º, а зима длиться 9 месяцев в году.

На второй план отошла охота и рыбалка, которые когда-то являлись последней надеждой на пропитание. Развитие хозяйства помогло сохранить численность народа, так как суровые зимы нередко заканчивались фатально. В ледяную стужу за много километров от поселения, сражаясь с морозом и дикими животными, не каждый охотник возвращался домой. Молодая семья, которой не было на кого рассчитывать, могла остаться без пропитания, и, за неимением запасов (в закрома отправлять было просто нечего), попросту погибала от голода.

Передвижение по снежному покрову народ доверил самостоятельно выведенной породе лайки, а охрану дома — менее проворной и большой по размерам, но с такой же теплой «шубкой» якутской собаке.

Вернуться к оглавлению 

Фольклор

Эталоном народного эпоса являются поэмы олонхо. Они представляют собой от 10 до 36 тысяч рифмованных строк, повествующих о фантазийным мирах, благодаря действиям в которых и появилось все сущее. Стоит отметить, что сюжеты не лишены исторической подоплеки. При этом сохраняется образность, религиозность и художественность произведения.

Также нельзя забывать об оригинальном музыкальном инструменте — варгане (хомус). Зажимая губами или зубами, основная часть входит в ротовую полость, где звук резонирует. Визитной карточкой также называют горловое пение.

Традиции и обычаи народа Якутии

Следует начать с того, что даже среди современного населения остались отголоски давнего шаманизма или синтоизма. Почтение духов и явлений природы переросли в устоявшиеся обряды. Некоторые представители народа уже отвергают компонент веры в силу данных ритуалов, однако исполняют их по настоянию старшего поколения или по привычке.

К примеру, раньше обязательным ритуалом перед готовкой было «кормление огня». В очаг бросали еду и окропляли его молоком или кумысом. Сейчас его проводят по праздникам и символически. На смену шаманам пришли «благословители», которые желают счастья, процветания и здоровья присутствующим на торжестве.

Интересно, что у якутов, как и у кавказских народов, в привычку вошла кровная месть. Конечно, на сегодняшний день силы традиции ослабели, а ущерб возмещают выкупом. Однако по натуре своей это люди добрые и гостеприимные, любят щедро делиться тем, чем богаты, и делать подарки.

Якутская свадьба

Не удивительно, что праздничным нарядом для девушки служила шуба. Только не простая, а в пол, обшитая соболями, песцом и украшенная серебряными элементами. В современной одежде уже присутствуют плотные ткани, в которых мех гармонично создает нарядный вид и согревает. На голове девушки была шапка, с конусным концом и яркой вставкой с вышивкой.

В древние времена о свадьбе договаривались родители, не учитывая желания молодых. Если семья невесты была настолько бедна, что не в состоянии была принять участие в ритуальных мероприятиях, ее могли попросту выкрасть. Благословляли молодых отдельно, окуривая дымом бересты в разных юртах, а затем и во время праздника, разводя ритуальный огонь. Вместо шамана, сегодня этим занимается отец или мать жениха.

Вернуться к оглавлению 

Праздничные обычаи якутов

В самый долгий день в году 21 июня отмечается Ысах, что в переводе означает «изобилие», но все его знают как праздник кумыса. На его появление повлияли сразу несколько исторических и культурных факторов:

  • долгожданное тепло по истечению длительной зимы дает возможность встретиться всем родственникам после морозного уединения;
  • ритуальное почитание коня (кумыс готовят из молока кобылицы) — животное тесно связано с народом, присутствует в декоре и украшениях, так как по преданию предков было первым на земле;
  • обряд включает в себя «кормление огня» жертвенным кумысом с рук шамана.

Неотъемлемой частью праздника является хоровод, участниками которого становятся все присутствующие. Двигаясь по направлению солнца, они символически запускают ход жизненного круга. Держась за руки с родными и близкими, ощущается единение и сила народа.

Заключение

Традиции якутов многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими глазами.

Вернуться к оглавлению 

Основу традиций и народных обычаев якутов составляет принцип единства человека с природой. Этот народ произошел от кочевого племени курыканов, первые упоминания о котором датируются XIV веком. Со временем предки сахаларов ассимилировались с южными тюркоязычными переселенцами на территории среднего течения реки Лены. Сегодня выделяют 4 основные группы якутов: амгинско-ленскую, олекминскую, вилюйскую и северную. У каждой из них сложились свои традиции и обычаи, и все же культура их имеет общие черты, характеризующие историческое прошлое этого народа.

Традиции якутов

Верования

Православие пришло в Якутию еще во времена путешествий русского землепроходца Семена Дежнева, но за почти 400 лет эта вера так и не смогла полностью вытеснить исконную религию Аар Айыы.  По традиции, якутский народ верит, что его прародителем был Танар – один из 12 Белых Айыы. Основа этой религии – тесная связь с духами иччи, которые окружают человека еще с момента зачатия.

Аар Айыы – это сочетание анимизма и шамаизма. Название религии происходит от названия основных божеств или жителей Верхнего мира. В традиции народов Якутии – представление мира в виде гигантского дерева Аал Луук Мас. Его крона – место обитания верховных существ, середина Орто Дойду – мир людей, а подземная часть Аллараа Дойду – место скопления исключительно злых духов.

Интересно представление этого народа о душе. В якутской мифологии определено три ее ипостаси:

  • материнская, воплощающая в себе все, что передается человеку от родителей (вера, культура, традиции);
  • земляная, или физическая составляющая человека, его тело;
  • воздушная, которая «отвечает» за разум и интеллект.

В Якутии до сих пор сильна традиция чествования Белых Айыы. Ежегодно во всех городах Республики Саха проходит праздник Ысыах. Отмечают его в день летнего солнцестояния, 22 июня. Обычаи народов Якутии в этот день предполагают масштабные гуляния, ведь, по сути, праздник считается Новым годом или обрядом встречи Солнца. Кроме главного символа Аал Луук Мас, люди устанавливают ритуальные столбы, коновязи, чтобы спустившиеся с небес духи могли рядом с ними оставить своих огненных лошадей.

Праздник Ысыах

В наши дни сохранились практически все ритуалы, связанные с традицией празднования Ысыах. На восходе солнца начинается обряд сжигания конского навоза, как особого благовония для бога Дьесегеей Айыы, дающего людям скотину. Обязательно присутствие на празднике шамана, который у костра читает заклинания в честь Солнца. Ритуальный костер горит до тех пор, пока не покажется рассвет. Все это время вокруг шамана стоят люди с березовыми ветками в руках, так как это дерево считается самым чистым и отгоняющим злых духов.

А далее начинаются традиционные гуляния. Сначала все люди встают в большой хоровод: этот обычай якутов – дань благодарности Солнцу за жизнь. Такой танец продолжается не один час: люди меняют друг друга, но не останавливаются, чтобы как можно дольше можно было возносить хвалу светилу. Далее в течение всего дня устраиваются различные конкурсы и состязания: борьба, прыжки через препятствия, поедание наибольшего количества пиши, выпивание наибольшего количества кумыса.

Семья

Семейные традиции древних якутов строились на обычае создания большой семьи. До XIX века в приоритете было многоженство, при этом каждая жена жила отдельно, получая от мужа собственный приусадебный участок. Общего хозяйства семья не вела: каждая из женщин устраивала свой быт.

Чум

Несмотря на патриархат, в формировании будущей семьи главная роль отводилась стороне женщины. Выбором пары для своей дочери занимались матери. Практически с младенчества они присматривались к семьям, где росли мальчики, и наблюдали за будущим главой дома. У мальчика должен быть крепкий род, сильное здоровье, он должен быть трудолюбивым и выносливым. Ранее самым лучшим выбором считался парень, умеющий ставить юрты и ловко охотиться. Правильным возрастом для брака считался период 16-25 лет.

Подготовка к свадьбе и само торжество у якутов очень напоминало обряд многих других кочевых народов. Сватовством занималась семья девушки. Старшие женщины шли в дом к парню и предлагали его родителям невесту. Если взрослых все устраивало, сторона жениха определяла размер калыма. Раньше его выплачивали оленями, сегодня – деньгами.

В традиции народов Якутии – женское начало всего, что касается создания семьи. После сватовства назначали день свадьбы, и последнее слово в этом вопросе всегда было за невестой. В назначенный час поочередно в юрты молодых входил шаман и окуривал жилища благовониями, как бы очищая все вокруг от злых духов. Только после этого парень с девушкой могли выйти на улицу и впервые увидеть друг друга. Современные традиции не столь сильны, но в тех семьях, где их все же придерживаются, до свадьбы будущих мужа и жену на свиданиях всегда сопровождают близкие родственники.

Якутская свадьба

По обычаю, наряд невесты у якутов состоял из белоснежного платья и яркого тугого пояса. В приданое девушке обязательно собирали шубы, как символ богатства. Отдельное место в свадебном ритуале занимал праздничный стол: из угощений обычно подавали оленину, говядину, жеребятину и рыбу. Национальные напитки – кумыс и вино.

Быт

Жилище

В национальной традиции сахаларов сохранился обычай строить юрты. В отличие от монголов, в качестве основного строительного материала этот народ выбирал бревна. Дом должен был легко возводиться, но так же легко и разбираться, при этом быть прочным, хорошо защищать от ветра, мороза и нашествия диких животных. Для лета ставили урусы из бересты.

Юрты строились трапециевидной формы, что позволяло экономно расходовать тепло и быстро протапливать жилище. Для построек брали только мелкие деревья, так как рубить специально крупные растения считалось грехом. Дома располагали в низине, обязательно вокруг должны были расти деревья, которые, по поверьям, защищали от злых духов и не забирали силу людей.

Якутские юрты

Двери в юрте делали с восточной стороны навстречу солнцу. Щели между бревнами замазывали навозом и стружкой с дерном. Окон в юртах было мало. Внутри был камин, в качестве кроватей кочевники использовали лавки, расставленные по-над стенами и отгороженные друг от друга небольшими стенками.

Еда

Очень интересны традиции приготовления блюд. В Якутии главное угощение – оленина. На втором месте жеребятина, на третьем рыба. Примечательно, что в пищу идет практически все без отходов: субпродукты, кровь, а рыбу и вовсе готовят с потрохами. Учитывая морозный климат региона проживания этого народа, большинство мясных блюд подают в сыром замороженном виде, добавляя для вкуса острые приправы.

Якутская строганина из рыбы

В традиционной кухне у сахаларов нет овощей, фруктов и грибов. Из напитков в приоритете все, что сделано на кобыльем молоке: кумыс, койуургэн, простокваша, творог, сыр. На десерт они подают чохоон – взбитое с маслом и лесными ягодами молоко.

Одежда

Традиции и обычаи народа Якутии относительно культуры внешнего вида мало изменились за последний век. Живя в суровых климатических условиях, каждый сахалар имеет несколько шуб и кафтанов из выделанных шкур диких животных. Вся одежда мужчин и женщин дополняется искусными украшениями: вышивкой или аксессуарами из серебра. В национальный костюм входит верхняя теплая накидка с поясом, кожаные штаны и меховые носки. Под низ надеваются рубахи.

Отличительной чертой якутской одежды считается орнамент с цветком лилии-санданы. В нем сочетаются все цвета года: черный означает землю и весну, зеленый – растения и лето, коричневый – цвет осени, серебряные оттенки – символ снега и звезд.

Национальная одежда якутов

Интересный крой головных уборов: шапка похожа на камелек. Чтобы человек был всегда под защитой высших богов, в ней делают специальное отверстие, куда заглядывают солнце и луна. А чтобы не прерывалась связь с космосом, головные уборы дополняют небольшими ушками.

Ремесло

Основным занятием сахаларов считается скотоводство. У каждого небольшого поселения есть свое стадо оленей и лошадей. Их пасут мужчины, а женщины занимаются крупным рогатым скотом для нужд семьи. Для собственного пропитания летом все заготавливают рыбу, но в качестве отдельной отрасли рыбоводство у якутов не развилось.

Оленевод

На Севере кочевники промышляют охотой. Особенно популярной стала добыча пушного зверя, когда в тот край добрались русские. С XVII века началось освоение земледелия: выращиваются некоторые злаковые культуры.

Основными ремеслами считаются обработка дерева, кожи, меха, кости. Необычной традицией для северных народов считается производство изделий из лепной керамики. Этим ремеслом занимаются только якуты.

Резьба по кости

Нет равных сахаларам и в изготовлении коновязей, с которыми связано много поверий и обрядов. Это не просто столб для лошадей: коновязи имеют разную высоту, форму и украшения. Всего выделяют 3 группы таких конструкций:

  • обычные надворные;
  • столбы для проведения обрядов;
  • коновязи для праздника Ысыах.

Современный образ жизни жителей Республики Саха мало чем похож на то, как вели свое хозяйство их предки, и все же именно сахалары считаются одним из немногочисленных народов, которому удалось сохранить самобытность. В своем большинстве они остались язычниками и чтут традиции и обычаи, которые формировались в Якутии веками. Саха сохранили уникальную фольклорную форму поэзии – эпос олонхо, который с 2005 года входит в перечень наследия ЮНЕСКО.

Якутия – самый большой по площади субъект России, и вместе с тем один из самых малонаселенных участков планеты. На 3 млн. км² постоянно проживает менее 1 млн. человек, половина из которых относится к коренному населению этого морозного края – к народу саха, более известному как якуты.

Содержание

  • Кто такие якуты?
  • Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века
  • Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
  • Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт
  • Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
  • Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!

Кто такие якуты?

Якуты – тюркоязычный народ, относящийся к североазиатскому типу большой монголоидной расы, о чём явственно говорит их самобытная внешность. Антропологические исследования доказали, что предками якутов были кочевые племена скотоводов Забайкалья, которые мигрировали в район современной Якутии в XII-XV вв., смешавшись с местными народами – тунгусами и юкагирами. Сами же якуты гордо называют себя самыми стойким народом, чью выносливость Север вознаградил несметными богатствами. И с этим утверждением сложно поспорить, ведь край вечной мерзлоты известен бескомпромиссной красотой таёжных пейзажей, алмазными месторождениями, мамонтовой костью.

Главной же достопримечательностью Сахи, привлекающих сотни этнографов и туристов, стали аутентичные якутские традиции, некоторые из которых являются достоянием Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура якутов неразрывно связана с местным климатом, не допускающим слабости. Суровая природа веками была для якутов движимой силой и вдохновением, порой вынуждая народ проявлять смекалку для того, чтобы выжить. Вероятно, якутская культура дошла до наших дней в почти нетронутом виде, т.к. экстремально низкие температуры и долгие зимы попросту отпугивали чужеземцев, позволяя сохранять традиционные ценности – язык, мифологию и ремесло. Даже сейчас, в эпоху массовой глобализации и активной ассимиляции, якуты с завидным трепетом и уважением относятся наследию своих предков.

Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века

Большинство якутов придерживаются традиционного верования – Аар Айыы. Это языческое верование стало основой для якутского общества еще со времен зарождения народа. С 2014 года Аар Айыы зарегистрирован в качестве одной из официальных религий на территории России.

Центральный образ в древнейшем якутском веровании занимает Аал Луук Мас – Великое дерево, символ триединства мира. Якуты считают, что в кроне Аал Луук Маса живут высшие боги, в корнях – злые подземные духи, а ствол – это видимый мир людей.

Аал Луук Мас

Аал Луук Мас

В пантеоне якутских богов несколько десятков божественных персонажей, каждый из которых отвечает за определенную стихию или событие в мире людей. Например, особым почтением пользуется бог Джёсёгей тойон – покровитель лошадей и трудолюбия. Женщины молятся Айыысыт – богине, помогающей при родах. Есть у якутов и местный Амур – Уйгулаан Хаан, который помогает людям найти любовь.

Главный религиозный обряд якутов – кормление огня. Пламя считается посредником между людским и божественным миром, через который небесным покровителям передают подношения и просят помощи в любом деле – от удачной рыбалки до благополучия молодоженов. Обряд проводится шаманом: под звуки хомуса (более известного как варган), в огонь кидают оладья, окропляя пламя кумысом, после чего вокруг костра совершается неистовый танец с молитвами, а иногда и подражанием криков животных.

Религия Аар Айыы стала основой не только для мировоззрения якутов, но и для их устного творчества, главный памятник которого – эпический устное произведение Олонхо, внесенный ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Персонажами олонхо традиционно становились боги, а также одаренные силой и умом жители Среднего мира. Сюжеты зачастую придумывались самими сказителями – олонхосутами, ораторские и актерские таланты которых очень ценились в каждой деревне. Благодаря олонхосутам якутские поэмы дошли до наших дней, пополнив литературное наследие страны, а также позволив исследователям восстановить многие знания о древней якутской культуре и религии.

Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день

Ысыах Туймаада – ежегодный праздник Якутии, который с невиданным размахом отмечают всей республикой в день летнего солнцестояния. Это своего рода якутский новый год: в день Ысыаха символично проводится граница между прошлым и будущим.

Ысыах Туймаада имеет глубокие языческие корни. В этот день якуты восхваляют божество солнца и пробуждение природы. Сначала совершается обряд очищения с помощью дыма и специальной метлы из конского хвоста – дэйбиира. Позже люди собираются на массовую молитву, в едином порыве повторяя сакральные слова и протягивая руки к небу.

Ысыах Туймаада

Ысыах Туймаада

Как любой праздник, Ысыах сопровождается весельем и народными гуляниями. Любимыми развлечениями считаются турниры по хапсыгайю – национальному якутскому единоборству, и мас-рестлингу – перетягиванию палки, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта.

Безусловно, главный якутский праздник невозможен без священного для народа Сахи животного – лошади. На Ысыахе устраивают забеги и выставки якутских скакунов, пьют кумыс, а также устанавливают традиционные якутские коновязи – столбы сэргэ, которые, как считается, используют боги для своих коней. Сами сэргэ, помимо практического назначения, являются также символом древа жизни, объединяющим три мира – божественный верхний, средний людской, нижний – обитель подземных духов. К сэргэ принято привязывать ленточки, загадывая желания.

Кульминацией праздника становится массовый танец-хоровод Осуохай: повторяя движение солнечного диска на небосводе, якуты кружатся под ритуальное пение главного шамана, прославляющего небесных духов. Танец напоминает крупномасштабную медитацию или даже транс, после которого непременно наступает ощущение абсолютного обновления и единения народа.

Сегодня самое масштабное гуляние проводят в историческом месте Ус-Хатын, недалеко от Якутска. Здесь собирается более 15 тыс. якутов, а также множество туристов, которым праздник позволяет с головой окунуться в культуру Саха.

Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт

Кулинарные традиции якутов – кошмар любого вегетарианца и откровение для искушенного гурмана. Выращивание овощей и фруктов при 60 градусах ниже ноля не самая удачная идея. Поэтому испокон веков якуты привыкли подавать на стол экзотичные для европейца продукты местного животноводства – оленину и жеребятину, а также блюда из субпродуктов – кровяную колбасу хаан, жир и потроха.

Кровяная колбаса Хаан

Кровяная колбаса Хаан

Одним из самых известных блюд якутской кухни является строганина – тонкие сырые кусочки речной рыбы или оленины, которые подают замороженными с терпкой приправой из соли и перца. Считается, что в необработанном термически мясе сохраняется максимальное количество полезных веществ, в том числе омега-3, чрезвычайно важного в морозном климате для сохранения тепла тела.

Несмотря на обилие в рационе мяса оленей и коней, якутский народ с глубоким почтением относятся к этим благородным животным. Считается, что сам бог послал северному народу табуны лошадей, чтобы помочь им выжить. Это объясняется и с точки зрения биологии: организмы якутов были вынуждены приспособиться к получению энергии и витаминов исключительно из продуктов животноводства за неимением альтернативы.

Мороженое Кюэрчэх

Мороженое Кюэрчэх

Кумыс – традиционный напиток многих тюркских народов, но якуты предпочитают его радикальный вариант – койуургэн, отличающийся повышенной крепостью и способностью легко одурманить сознание. Кисломолочные продукты – основа кухни Саха, в том числе и десертов. Кюэрчэх – мороженное по-якутски, которое также изготавливают из молока лошади с добавлением диких ягод, например, княженики – сорта местной малины.

Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты

Еще одна традиция Якутии, сохранившаяся по сей день – национальный костюм и украшения. Испокон веков якутам был присущ тонкий вкус, несмотря на суровые климатические условия. Зачастую громоздкие и объемные костюмы из меха и кожи дополнялись элегантными серебряными аксессуарами и изящной вышивкой.

Особенно нарядно выглядит женский костюм. Богатые меховые одеяния считаются одним из высочайших комплиментов для женщины со стороны мужа, эдаким знаком уважения по отношению к её женскому началу. Самое узнаваемое якутское украшение – кэбихэр илисурэх – массивная нагрудная подвеска из серебряных пластин с изображением орнаментов и силуэтов животных. Другая неотъемлемая деталь женского образа – бастынга – головной убор в виде обруча, с ниспадающими вдоль лица звеньями и пластинами. Кроме эстетики, оба аксессуара играют роль мощных оберегов. Ведь считается, что сияние серебра способно отражать злые намерения и отводить несчастья.

Конечно, повседневный образ современных якутов сегодня мало отличается от образа среднестатистического жителя России. Однако, у каждого якута в гардеробе непременно имеется хотя бы один национальный костюм, в который он с удовольствием облачается во время важных событий и больших праздников. Якутские же дизайнеры, бережно используя традиции и навыки предков, получили известность далеко за пределами своей исторической родины.

Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!

Дата публикации: 06.07.2020

Якуты как народ образовались от слияния местных племён Якутии и тюркских народностей, чьи земли располагались по соседству. Со временем этнос разделился на несколько основных групп, что и сегодня можно заметить в традициях якутов. 

У каждого региона есть свои неповторимые обычаи и обряды, которых люди придерживаются уже не одно столетие. Основа жизни якута – гармония между человеком и природой, что ярко выражено в культуре якутского народа. Какие интересные ритуалы соблюдают якуты? Что для жителей Якутии значат семейные ценности? И на каких праздниках можно побывать в этом крае?

Якуты - славные оленеводы

Якуты – славные оленеводы

Верования якутов

Несмотря на то, что за долгую историю менялись не только уклад жизни народа, но и его верования, у якутов и сегодня важную роль играет почитание сил природы. Они верят, что у каждого предмета, у каждой природной стихии, явления есть свой дух, который может помочь человеку или навредить (если не задобрить его). 

В старину якуты часто оставляли жертвоприношения божествам. Одним из самых главных среди них считался хозяин дороги, для которого на перекрёстках народ оставлял пищу, конские волосы, предметы обихода. Подобные ритуалы якуты соблюдали и вблизи водоёмов, в горной местности, задабривая хозяев озёр, гор, рек и т.д.

Поверья якутов рассказывают, что во время грозы происходит изгнание злых сил. Если в дерево ударит молния – его листва, кора считаются лечебными. А вот силы природы в якутском мировоззрении воплощены в божестве Аан. 

Это женская ипостась земли, что следит за развитием всего живого, продолжением рода. В честь Аан по весне якуты устраивают праздники, во время которых подносят дары доброй богине.

В немалой степени жизнь якутского народа зависела от охоты, покровителем которой был Баай Байанай. У этого духа леса были священные животные, которых нельзя было убивать. К ним относились лебедь и орёл, что считался царём птиц. 

А вот среди зверей особо почитали медведя. Даже современные якуты носят или храня обереги из зубов или когтей этого животного. Согласно преданиям, такие талисманы наделены волшебной силой, они могут уберечь своего владельца от бедствий и даже спасти ему жизнь.

Якутская семья

Якутская семья

Семейные традиции якутов

В современных якутских семьях уклад мало отличается от принятого в России. Однако не так давно, в конце XIX века, среди якутов было принято многоженство. Согласно традициям якутов, каждая из жён получала свой дом и приусадебный участок, за которым ухаживала. 

Важное значение во время сватовства играл калым. Это был выкуп за невесту, которую жених должен был уплатить её семье (ведь он приобретал жену, а у её родных забирал помощницу). 

Нередкими были случаи, когда у жениха попросту не было средств на уплату калыма. Если случалось такое, то он крал возлюбленную, а выкуп отдавал “в рассрочку” на протяжении нескольких лет. Хочу заметить, что при таком раскладе невеста не выступала против своего похищения и заранее была осведомлена о нём.

Одна из старинных традиций якутов связана с выбором будущего мужа для девочки. В прошлые века делали это рано, когда “жених” и “невеста” едва научились ходить. 

Как правило, занимались выбором старшие женщины семьи. Они присматривались к отцам мальчиков. Те должны были отличаться крепким здоровьем, были трудолюбивыми и выносливыми. Считалось, что все эти качества унаследует и сын.

Решение о времени свадьбы тоже принимали женщины. Нередко это делала сама невеста. В назначенный день она и жених должны были находиться в разных юртах. К ним входил шаман или отец жениха, что совершал ритуал окуривания берёзовым дымом. Это было необходимо, чтобы изгнать злых духов. 

После обряда жених и невеста могли выйти из юрт и впервые увидеть друг друга, пройдя священный круг у костра. После объявления мужем и женой они обязательно надевали традиционные обереги, что должны были защитить молодую семью от недугов и бед.

Старинные праздники якутов в наши дни

Праздники Якутии, что народ отмечает и сегодня, имеют древние корни и переносят нас в далёкое прошлое. Немало интересных традиций якутов связаны с праздником Ысыах, что проходит в летнее время. Устраивают гуляние обычно на поляне, окружённой берёзами. 

Посреди неё устанавливается коновязь. Она является символом Мирового Древа. Во время Ысыаха очень важно окропить огонь с четырёх сторон кумысом. Это своего рода освящение праздника. После семейного застолья якуты устраивают соревнования, танцуют в хороводах, поют народные песни.

На многих якутских празднествах можно увидеть осуохай. Этот танец представляет собой ритуальный хоровод, который якуты создают с давних времён. Поверья этого народа рассказывают, что осуохай “вращает природу”. Танец даже попал в “Книгу рекордов Гиннеса”, ведь в 2012 году в нём приняли участие более 15 000 человек.

Не менее важными для якутов являются и коновязные столбы, что занимают особое место в их культуре. Все они различаются по форме, орнаменту, высоте. Считается, что коновязи делятся на три группы: обыкновенные (те, что устанавливают во дворах), ритуальны и столбы, что используются во время Ысыаха.

Ысыах - якутский Новый год

Ысыах – якутский Новый год

Как вы могли заметить, в традициях якутов есть и самобытные черты, и славянские особенности, и отголоски культуры тюркских предков. Всё это делает народ неповторимым и интересным. Кроме того, не стоит забывать, что даже сегодня многие якутские праздники и ритуалы сохранились в практически первозданном виде, а значит, могут познакомить нас с богатой и яркой историей этого народа.

«Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

трС древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и…

Шаманизм – особая стадия в развитии религиозных верований человечества, сложившаяся во времена, когда основными…

Якутская традиционная кухня имеет общие черты с кухней бурятов, монголов, отчасти – северных народов (эвенков,…

Якуты – самый северный осколок тюркского мира, который начал расселяться по свету начиная с 6 века н.э. Во многом…

Якутский первым среди тюркских языков отделился от общего языка-предка, и теперь представители…

Алгыс – традиционный обряд якутов, обращение к верхним божествам. Переводится это слово как благословение, хвала,…

Якутские сказки обратили на себя внимание ученых еще со второй половины XIX века. Впервые их записал известный…

Якутская мифология отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем…

Народ Якутии

Якуты, которые называют себя саха (сахалар) – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.

Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

якуты

Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культура и быт народа Якутии

культура народа Якутии

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов.

В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

музыкальный инструмент варган

Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.

Традиции и обычаи народа Якутии

традиции якутов

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.

Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

праздник Ысыах

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник Ысыах, отмечаемый в весенне-летний период. В этот день Якуты танцуют, скачут на лошадях, радуются новому теплу и пьют кумыс. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.

Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Якуты праздник кумыса ысыах
  • Якуты народный праздник название
  • Язычные праздники масленица
  • Якутский праздник эсэх
  • Язычные народные праздники