Янкипур еврейский праздник

Пост Йом Кипур 2023: праздник начинается 24 сентября за несколько минут до захода солнца

Оглавление

Что такое Йом Кипур [↑]

Йом-Кипур — день Искупления и прощения, от ивр. слова «кипур» — искупление, прощение, выкуп. Йом Кипур выпадает на 10-е число еврейского месяца Тишрей. Согласно еврейской традиции, в Йом Кипур Всевышний взвешивает все поступки человека за прошедший год и выносит ему окончательный приговор, предназначение на следующий год. Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, который длится чуть больше суток и в который обязаны поститься все евреи (за исключением детей, рожениц и больных по указанию врача), он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов, день полного единения между Творцом и еврейским народом.

Канун Йом Кипура [↑]

Обычай Капарот, обряд искупления [↑]

Издревле капарот перед Йом кипуром делали, вращая над головой человека петуха или курицу

Несмотря на то что вековая традиция предписывает делать капарот при помощи петуха (или курицы), в последнее время распространен обычай делать капарот при помощи денег, и особенно в случае, когда нет резника (чтобы сделать шхиту петуху). Поэтому берут деньги и произносят: «Элу амаот тейе-на лецдака и т. д. », «Эти деньги будут цдакой». После чего деньги отдают бедным людям.

Деньги для капарот не берут из «денег десятины».

Капарот можно сделать онлайн —
мы передадим деньги бедным!Сделать капарот

Шахрит (утренняя молитва) [↑]

Канун Йом Кипура подобен празднику — в том смысле, что в этот день не произносят «Мизмор летода», Таханун и «Ламнацэах».

Также не произносят «Авину Малкэну» (но произносят утром в пятницу, если Йом Кипур выпал на субботу).

После Шахрита [↑]

Стараются расплатиться со всеми долгами, а также исполнить все данные обеты.

Дают цдаку больше обычного. Также дают цдаку в память об умерших родственниках, имена которых будут упомянуты в Изкоре. Поэтому назавтра в Изкоре говорят: «Ради того, что я дал цдаку и т. д. »

Кроме этого, больше обычного «дают цдаку» в духовном плане, а именно: приветствуют окружающих при встрече, помогают им, обращаются к ним с приветливым лицом.

В Мишне говорится, что накануне Йом Кипура во время утренней молитвы перед первосвященником Храма проводили жертвенных животных — чтобы привык к их виду, поскольку в Йом Кипур он будет приносить их в жертву. Поэтому и нам накануне Йом Кипура следует старательно подготовиться к правильному и сосредоточенному произнесению молитв наступающего святого дня.

Первая трапеза [↑]

Застилают стол праздничной скатертью. В день, предшествующий Йом Кипуру, запрещено поститься, поскольку в этот день положено есть. И тот, кто ест девятого числа месяца тишрей и постится десятого числа (т.е. в Йом Кипур), заслуживает награду — как если бы он постился два дня.

В утреннюю трапезу кануна Йом кипура принято есть круглые халы

Торой заповедано за этой трапезой съесть больше того, что человек ест обычно. Некоторые едят много раз понемногу, поскольку каждый такой раз засчитывается как исполнение отдельной заповеди.

Причина заповеди: (1) подготовиться к посту, заранее подкрепив свой организм, чтобы сделать полную тшуву и произносить молитвы Йом Кипур с большей самоотдачей; (2) выразить свою радость по поводу наступающего искупления и тем самым показать свое небезразличное отношение к совершенным проступкам.

Принято есть халы круглой формы. Кусок хлеба после благословения «Амоци» макают в мед.

Миква [↑]

Древний обычай предписывает каждому для духовного очищения окунуться в воду миквы; как написано: «Перед Всевышним очиститесь». Окунуться следует после полудня или, по крайней мере, после того как пройдет треть светлой части суток.

Минха (дневная молитва) [↑]

Принято произносить дневную молитву Минха, надев субботнюю одежду, вместе с общиной в синагоге. Обычно произносят Большую Минху (т. е. задолго до наступления вечера).

Произносят молитву Шмонэ-Эсрэ будних дней. В конце, перед «Элокай нецор», произносят Видуй.

Видуй [↑]

Видуй произносят только стоя и ни в коем случае не облокотившись на какой-либо предмет (такой, что, если этот предмет отодвинуть, человек потеряет равновесие). Видуй произносят, наклонившись вперед, и при назывании каждого греха стучат себя в грудь в области сердца, как человек, который обращается к своему сердцу: «это ты склонил меня к греху».

Не стоит говорить «Йею лерацон и т. д. » перед Видуем. Но если, когда человек произносит Видуй, община уже говорит Кадиш или Кдушу, — тогда надо сказать «Йею лерацон» и отвечать вместе со всеми на Кадиш или Кдушу.

Перед произнесением Видуя положено выполнить предписывающую заповедь Торы: «Раскайтесь в своих грехах, которые совершили». Надо назвать вслух (шепотом) каждый свой совершенный грех, раскаяться в нем (т. е. решить больше его не повторять), внутренне отказаться от него (т. е. почувствовать к нему отвращение) и вслух принять на себя обещание — начиная с этого дня больше этого греха не совершать. Такое раскаяние — основа тшувы. И если его нет — нет тшувы.

Отношения между людьми [↑]

Йом Кипур искупает грех, если человек простил и примирился с тем, кто согрешил

Йом Кипур искупает грех по отношению к другому человеку — только если этот человек простил нарушителя и примирился с ним, даже если грех совершен только словами. Для этого надо самому пойти к тому человеку для примирения. Но если считает, что примирения легче достичь при помощи посредника, пусть пошлет посредника. В свою очередь тот, у кого он просит прощения, не должен быть жестоким, но обязан простить нарушителя всем сердцем, ибо тем самым он проявит хорошее качество еврейского народа. Более того, большая заслуга — полностью простить того, кто доставил тебе страдание.

«Прерывающая» трапеза (сеуда мафсэкет) [↑]

До вечера едят «прерывающую» трапезу, макая хлеб после благословения «Амоци» в мед.

Едят куриное мясо и легкие блюда.

После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой).

«Принятие поста» и прочих запретов [↑]

Надо прекратить есть и пить (включая выполнение всех остальных запретов поста), а также оставить работу — по крайней мере, начиная с момента зажигания свечей. Но правильным будет оставить все это до указанного времени, чтобы можно было успеть неспешно пойти в синагогу и произнести там молитву «Зака».

В Йом Кипур запрещены все работы, запрещенные в субботу, включая такие, как любой вид приготовления пищи (охель нэфэш) и переноска предметов по общественной территории (тилтуль).

Благословение детей [↑]

Принято, чтобы отец благословлял сыновей и дочерей перед тем, как идти в синагогу, — так написано в махзорах. Но это можно сделать в течение всего дня — и даже по телефону.

Йом Кипур [↑]

Зажигание свечей [↑]

Тот, кто зажигает свечи (женщина или мужчина), произносит после зажигания два благословения: «Леадлик нэр шель йом акипурим» и «Шеэхияну», поскольку, зажигая их, человек принимает на себя святость Йом Кипура.

Каждый женатый мужчина зажигает дома «свечу жизни» («нэр хайим»), которая будет гореть до исхода праздника. Тот, у кого нет отца или матери, добавляет к этому еще одну свечу, которая называется «нэр нешама» (и горит в синагоге).

Тот, кто зажег свечи перед наступлением праздника и сказал «Шеэхияну», не говорит амэн на благословение «Шеэхияну», которую говорит хазан в синагоге после молитвы «Коль Нидрэ».

Надевание талита [↑]

В синагоге закутываются в талит, и надо постараться сделать это с благословением еще засветло. Если солнце уже зашло, закутывается в талит без благословения.

Принято на все молитвы этого святого дня облачаться в белый «китель».

Запрет на еду и питье [↑]

Запрещено есть или пить любое количество еды или питья (каким бы мизерным оно ни было).

Детям до 9 лет запрещено поститься. После 9 лет их приучают к посту: например, дают им еду на час позже обычного.

Если человек болеет, то ему можно есть исключительно после раввинского запроса. Ограничение на объем еды для больного: меньше 30 куб. см. еды. Ограничение на объем питья: меньше 40 куб. см. воды. Эти объемы надо точно отмерить еще до наступления праздника.

Больному можно есть и пить одновременно, поскольку еда и питье «не присоединяются» друг к другу для ограничения общего объема. В случае необходимости через 9 минут после того, как закончил есть и пить, может снова есть и пить — в том же количестве, и т. д.

Ребенок и больной, которым можно есть в Йом Кипур, после еды произносят «Биркат Амазон» с вставкой «Яалэ веяво».

Запрет на умывание и натирание [↑]

Запрещено мыть любую часть тела, но можно смыть видимую грязь, а также можно сделать «нетилат ядайим». Омовение рук делают утром после сна, а также в течение дня после туалета, причем омывают только пальцы.

Натирание любым маслом (а также мазью и т. п. ) запрещено — даже с целью убрать грязь.

Запрет носить кожаную обувь [↑]

Обувь из кожи запрещена, даже если кожа в ней присутствует только выше подошвы.

Вечер Йом Кипура [↑]

Молитва «Зака» [↑]

Принято произносить молитву «Зака» до молитвы «Коль Нидрэ», а также говорить Большой Видуй рабену Нисима-гаона. При этом надо сознавать, что выполняешь предписывающую заповедь Торы: «Покайтесь в своих грехах». Но если не успел произнести молитву «Зака» вовремя, можно сказать ее после «Коль Нидрэ».

«Коль Нидрэ» [↑]

Принято перед «Коль Нидрэ» доставать свиток Торы (из святого ящика) и обходить с ним вокруг стола, на котором читают Тору, — чтобы все присутствующие смогли поцеловать свиток.

К тому времени, когда хазан произносит благословение «Шеэхияну», общине надо успеть ее закончить, чтобы можно было ответить хазану амэн.

Аравит (вечерняя молитва) [↑]

При произнесении молитвы Шма хазан говорит в полный голос: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», и вся община произносит эти слова вместе с ним — и тоже громко.

Утро Йом Кипура [↑]

Утром омовение рук делают только на пальцы, чтобы убрать духовную нечистоту.

Не моют лицо и рот. Но если глаза загрязнены, можно их слегка смочить, чтобы снять с них грязь.

Шахрит (утренняя молитва) [↑]

Укутываясь утром в талит, стоит иметь в виду, что благословение на талит действует только до времени между молитвами Мусаф и Минха — с тем, чтобы можно было без сомнения произнести то же самое благословение перед Минхой. Но если забыл о таком намерении, надо спросить раввина, как поступить.

Изкор [↑]

Тот, кто молится вне общины, тоже может сказать Изкор.

Если загодя не дал цдаку в память об умершем, душу которого упоминает в Изкоре, то должен сказать: «Ради того, что дам цдаку и т. д. ». После Йом Кипура должен немедленно выполнить обещание.

Молитва Мусаф [↑]

Когда хазан повторяет молитву, все вместе с ним произносят «Сэдер Аавода» — медленно и сосредоточившись.

Опускаются на колени и склоняют лицо до пола, чтобы произнести: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд». Перед этим следует положить между лицом и полом платок или лист бумаги (а некоторые авторитеты говорят, что также под колени).

Дневное время и исход Йом Кипура [↑]

Молитва Минха [↑]

Эту молитву произносят с глубокой сосредоточенностью, поскольку пророку Элияу с небес ответили именно на молитву Минха.

Третий вызванный к Торе читает мафтир на книгу Йоны.

Молитва Неила [↑]

Время молитвы Неила — когда подписывают постановление Небесного суда и закрывают Небесные ворота милосердия (через которые молитва попадает на небо). Это самая последняя возможность получить прощение. Поэтому в молитву Неила евреи вкладывают весь жар своей души, чтобы вернуться к Всевышнему с полной тшувой (особенно раскаиваясь по поводу незаконного присвоения чужого имущества).

В «Авину Малкену», а также в молитве «Шмонэ Эсрэ» вместо катвэну («запиши нас») говорят хотмэну («подпиши нам»).

После Неилы хазан, а за ним вся община произносят: «Шма, Исраэль», «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», «Ашем у аэлоким».

На исходе поста трубят в шофар.

Аравит [↑]

Если ошибся в молитве и произнес «Амэлех Акадош» или «Амэлех Амишпат», — в этом случае, если сразу увидел, что ошибся, пусть тут же исправится и скажет, как надо, а если не увидел, что ошибся, — все равно не надо возвращаться к началу молитвы.

Надо произнести «Ата хонантану» — как на исходе субботы.

После вечерней молитвы читают в радости весь цикл «Кидуш Левана» («Освящение луны»).

Авдала [↑]

Авдалу произносят над бокалом.

Для благословения «Боре меорей аэш» («Творец сияния огня») используют свечу, горящую с кануна Йом Кипура, или другую, зажженную от такой свечи.

Женщины, находящиеся в доме, мужья которых еще не вернулись из синагоги, могут сделать Авдалу, выпить из бокала, после чего им разрешено есть. Но пить просто воду и содовую воду они могут без Авдалы.

На исходе Йом Кипура раздается Голос с небес: «Иди, ешь в радости свой хлеб, пей с веселым сердцем свое вино, ибо уже благоволит Всевышний к твоим делам» (Коэлет 9:7).

Загрузка…

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смысл

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смысл

Йом Кипур — еврейский святой день. Он начинает праздноваться с заходом солнца. Давайте мы узнаем о его актуальности для всех христиан. Для многих Йом Кипур — это не более, чем еврейский праздник в начале осени, который позволяет взять выходной на работе или в школе. Тем не менее для еврейского народа это, без сомнения, самый священный день в году. Для христиан, хотя многие не понимают этого, этот день наполнен огромным духовным значением. Надеемся, что это исследование прольет свет на библейское значение Йом Кипура. Раввинский иудаизм с традициями соблюдения поможет разобраться в мессианском его значении.

Что это за праздник Йом Кипур?

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смыслЧерез 10 дней после еврейского Нового года, Рош а-шана, наступает Йом Кипур, День Искупления. Это высшая точка еврейских святых дней, которые празднуются в конце сентября — начале октября. Евреи, которые не посещают синагогу в течение года, стараются не пропустить эти службы. Йом — это еврейское слово «день». На иврите слово Капар означает сумму средств, чтобы покрыть. Это переводится как «загладить вину», «вымолить прощение», «успокоить», «покрыть ущерб». Иначе говоря, искупление. Kippurim- это еврейское слово используется для обозначения дня искупления или покрытия. Согласно Библии, Йом Кипур подчеркивает святость Бога, Его суждение о грехе, и процесс, который говорит о том, как грех можно искупить. Это день, когда грех рассматривается как таковой. Серьезный характер этого дня описан в книгах Библии: Левит 16, Левит 23:26-32 и Числа 29:7-11. Это был один из семи основных праздников, которые было предписано соблюдать евреям. Это должна была быть святая Суббота, без всякой рутинной работы, с собранием, с самоотречением и с несколькими различными жертвоприношениями. Это самый торжественный из еврейских праздников, он был также известен как «Пост», «Суббота из суббот» и считается настолько важным, что раввины называют его просто как «Тот самый День».

Искупление

Вопреки некоторым убеждениям, слово это не означает «Искупаться», а, скорее, связано с идеей расплаты за грехи. Концепция искупления по Библии подразумевает расплату за те преступления, которые совершены были против Бога, дабы Божья справедливость была удовлетворена, и было бы место Божьему милосердию. В отличие от богов других народов, Бог Израиля был нравственным Существом (нравственно совершенным), святым и полностью отделенным от того, что есть грех и зло. Для того, чтобы иметь отношения с Ним, грехи (нарушения Его святого закона) должны были быть покрыты. Для Бога нарушение закона не является чем-то мелким. Искупление действительно подразумевает расплату за содеянное. Намек на искупление приведен в книге Бытия, где говорится, что Господь сделал кожаную одежду для Адама и Евы, после того, как они согрешили (Бытие 3:21). Несмотря на их усилия прикрыться со стыда оправданиями и фиговыми листиками, Бог вмешивается и дает им кожи животных. Намек таков: покрытие греха подразумевает смерть. В законе Моисея более подробно разработана концепция искупления через системы жертвоприношений. Исход и Левит уделяют большое внимание важности крови жертвы и роли Верховного жреца. Это были средства приближения людей к Богу в деле очищения от преступлений.

Йом Кипур согласно Закону Бога

Книги Исход и Левит содержат инструкции, данные Моисею Богом на горе Синай. Все законы о Скинии и жертвах касались приближения к Богу. Возле Синая, дымящего и полыхающего, израильский народ нервно прислушивался к Божьему гласу, сопровождаемому молниями и грохотом. Было предельно ясно, что к этой горе лучше близко не подходить! С людьми- то Бог был, а вот доступным Он не был. Допущен в присутствие был только Моисей, чтобы получить Закон. Полученные инструкции, как понятно из книги Левита, ясно свидетельствовали, что единственным способом приблизиться к Богу было принесение жертв, и только священником. Если кто-то хотел принести дар, либо обрести прощение, единственной надеждой было принести специальные жертвы при содействии священника. Являясь народным представителем, священник должен был точно следовать оговоренным процедурам в представлении этих жертв перед Богом. Предписанный обряд должен был тщательно соблюдаться. Самым важным моментом приближения к Богу был Йом Кипур. Это был трепетный день, когда первосвященник шел в Святое святых Скинии (в последствии в храме).

Торжественный ритуал на Йом Кипур

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смыслВсе ритуалы и жертвы этого дня, все труды священников призваны были напомнить о серьезности разделения человека и Бога из-за греха. Бог сделал местом Своего присутствия среди народа Израиля Скинию. Все напоминало о том, что в свободном доступе Его нет: Он в облаке над Ковчегом Завета в Святом Святых. Существовал специальный занавес, отделяющий эту камеру от святилища. Существовали даже шторы, разделяющие святилище со двора, где священники выполняют свою работу. Все ясно по поводу приближения к Богу: без жертв и посредников хода нет. Грешник, как видно, в затруднительном положении. Пока его грехи не покрыты, стоять в Божьем присутствии у него шансов нет!

Йом Кипур. Большой выход Первосвященника.

День этот описан подробно в Левите 16, где акцентирована непростая работа первосвященника и разнообразные приношения за грех. Продуманная система подготовки, частые омовения, переодевания священника призваны подчеркнуть важность святого дня. Событие, которое происходит только раз в году. Первосвященник призван служить народу Израиля в самый важный из дней. Если своих обязанностей не выполнил, тогда он умер, возможно. Обязанности таковы: в этот святой день он входит в Скинию (позднее в храм), проникает в Святое Святых, куда приносит кровь жертвенных животных. Кроме него входить в Святое Святых нельзя никому. Да и ему туда нельзя, только в этот конкретный день. Внутри Святого Святых стоит Ковчег Завета, который представляет собой обитый золотом деревянный ящик, а внутри него лежат скрижали Завета с 10-ю заповедями. На верхней части Ковчега установлено золотое шитое покрытие, называемое «Трон милости» или «Искупительная крышка».

Йом Кипур предназначался для приближения к Богу через искупление грехов. Для нации в целом, как и для первосвященника, это был важнейший из дней, когда можно было установить мир с Богом. Согласно Левиту 16, только в этот день Первосвященник, являясь представителем народа, мог позволить себе проникнуть в присутствие Божье. В этот день первосвященник надевал ту же льняную одежду, что и другие священники, а не обычную свою богато отделанную, что сильно смиряло характер под праздник. Сначала он должен был принести жертву искупления за грехи самого себя и своей семьи, прежде чем он может представлять народ. Даже он, первосвященник, не чувствовал особого положения перед Богом в Святое Святых. Только после окуривания комнаты благовонием он мог зайти за занавес в помещение Святого Святых. В облаке благовоний он заходил и кропил кровью крышку Ковчега, известного как «Трон милосердия».

Только кровью

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смыслРанее, в книге Исход в главе 12, мы видим приведенную параллель важности крови. Тогда это была кровь ягненка на Пасху (Исход 12:13: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую»). Тем не менее основной книгой, говорящей о святой важности крови, является Левит. На Йом Кипур все должно быть торжественно очищено кровью. В этот день первосвященник зайдет с тазом крови за занавес и окропит Ковчег Завета от имени народа и себя самого. Он так же окропит Скинию, чтобы и она не была греховно нечистой. Кровь животных будет служить в качестве замены наказания, понесенного за грех (преступление, проступки, беззаконие) людей. Йом Кипур был очень кровавым днем. Многие животные были предложены в жертву, и кровь снова и снова падала на многие части скинии.

На контрасте, сегодняшняя иудейская религия придает мало значения важности крови во имя искупления. Многие считают архаикой принесение чужой крови в жертву. Хотя современный иудаизм и предпочитает не обращать внимания на концепцию жертвенной крови, она из Библии, что несомненно. Центральное учение Торы. Левит 17:11: «потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает».

Единственный путь искупления – это жертвенная кровь

Согласно Библии, кровь представляет жизнь живых существ на планете. Согласно Библии же, грех приводит к смерти. Мы не в состоянии до конца понять, как жизнь невинного заменит жизнь виновного, но это проходит красной нитью через все Писание. Это тайна жертвенной крови. Значение крови обеспечивает искупление. Предложение сие велико. Если День Искупления и учит чему-то, то это то, что без пролития крови спасения нет.

Серьезная природа крови связана напрямую с тяжестью греха. Поскольку Бог есть потерпевшая сторона, Он тот, кто определяет, что является приемлемым для покрытия преступления. Ибо возмездие за грех есть смерть. Лишение жизни свидетельствует об ужасе греха и о его страшных последствиях. Конечно, наблюдая, как любимое животное идет на убой из-за человеческих преступлений, получение ярких воспоминаний гарантировано. Подробнее значение крови позже будет рассмотрено в этой статье.

Важность «Трона Милосердия»

На Троне Милосердия наверху Ковчега Завета объединились Божья справедливость и милосердие в особый день во Святом Святых. Внутри Ковчега лежали каменные скрижали, напоминая о Божьем Святом Законе. Скульптурная композиция Херувимов (ангельских существ) на крышке была повернута лицами вниз, как бы глядя на Закон Божий. Это был образ того, что Бог свят, а нарушение Божьих уставов справедливо повлечет наказание. Кровь приношения брызгала на крышку во имя покрытия нарушений. Сила крови определялась величиной жертвенного животного. В этот день резались отборные быки, бараны, козлы. На удовлетворение справедливости указывало в этот день все. За серьезные преступления серьезные и жертвы. Милость может быть оказана только после того, как справедливость будет удовлетворена. Именно это показывает наглядно Трон Милосердия, Йом Кипур. Приблизиться к Святому Богу можно, только искупив грех. Бог проявит милосердие после того, как свершится правосудие.

Два козла и концепция носителя греха

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смыслЛевит 16 учит не только о важности пролития крови в деле искупления, но и о носителе греха. Когда животное стало жертвой за грех, оно стало и носителем греха. Перед тем, как животное приносилось в жертву, священник клал на него руки и исповедовал грехи народа. И когда священник возлагал руки на голову животного, животное начинало отождествляться с людьми. Таким образом, грехи людей были переведены на животных, и вот картинка: живое существо стало носителем грехов. Среди многочисленных жертв этого дня особое место занимали два козла, один из которых становился козлом отпущения. По специальному ритуалу, Первосвященник бросал жребий. По жребию, одного из козлов приносили в жертву, а другой становился козлом отпущения. Носителями греха становились оба. Кровью одного кропили Трон милосердия, а другой становился козлом отпущения. Жертвенный козел символизировал наказание за грех, а живой выводился в пустыню в знак удаления греха. Этот козел назывался Азазель, что значит «удаление».

История с этими козлами должна нам сказать что-то важное о концепции искупления: замещение грешника, оплата греха. Замещенная жертва платит смертью, невинный за провинившегося. Живого козла уводили в пустыню, что обозначало удаление греха подальше. Таким образом, День Искупления можно считать удивительным отрезвляющим днем, когда нация, опираясь на работу священника, жертвует согласно ритуалу необходимые жертвы в надежде обрести прощение Божье за свои преступления. Глядя на современный иудаизм, мы видим множество различных обрядовых акций. Разница с библейским подходом очевидна.

Традиционные обряды Йом Кипура сегодня

То, что мы читаем в книге Левит 16, уже давно не соблюдается. Современный еврейский Йом Кипур почти не напоминает библейского. Нет уже Иерусалимского храма, священства, древней системы жертвоприношений. Раввинский иудаизм превратил современный Йом Кипур в день самоанализа, поста, акцентированного покаяния. Вот почему сейчас Йом Кипур – это посещение синагоги, многочисленные литургии, молитвы покаяния, испрошение прощения, дела милосердия, другие добрые дела. Подтекст такой: добрые дела перевесят злые. Покаяние склонит чашу весов на нашу сторону в День Суда. В этот день испрошенное прощение достигнет ушей Божьих.

Йом Кипур также рассматривается как день, когда дела не делают. Иудеи обычно проводят 25-ти часовой пост в качестве меры самоотречения, другой жертвы не требуется. Накануне Йом Кипура сообщество собирается в синагоге. Мужчины покрываются молитвенными платками (по вечерам их обычно не носили). Когда наступает ночь, певчий громко поет три раза «Колоссянам Нидре». Колоссянам Нидре подчеркивает важность обещаний, нарушение клятв считается тяжелейшим из грехов. Важной частью Йом Кипура считается молитва Видуй. Она призвана задуматься о допущенных промахах, что ведет к устному исповеданию и испрашиванию прощения у Бога. Общность и единство являются частью жизни евреев, поэтому «мы виноваты» звучит на общей традиционной молитве. Когда кончается празднование Йом Кипура, последний час Нейла предоставляет последнюю возможность для покаяния. Это единственная служба в году, когда открыты дверцы ковчега, где лежат свитки Торы. Это символизирует то, что на время службы открыты двери во врата небесные. Служба заканчивается семикратно произнесенным «Наш Бог – Господь». Шофар звучит и общество говорит: «В следующем году в Иерусалиме». Йом Кипур окончился.

Тайна Йом Кипура

В Йом Кипуре существует глубокий тайный смысл, который редко признается. Большинство в современном мире мало интересуется скинией, жертвенной кровью, первосвященниками. Многие задаются вопросом: «А зачем нам эти старинные обряды? Разве что посмотреть фильм «В поисках утраченного ковчега». Надеюсь, что следующее объяснение поможет понять смысл особого дня. Помимо понимания Божьей святости и серьезности греха, Йом Кипур отображает тень Мессии и реальной сущности спасения. Как видно, Йом Кипур предвосхищает пришествие Мессии, главной и окончательной Жертвы и главного Первосвященника. Все в Нем одном соединится по обещанию: и жертва, и козел отпущения, и скиния, и завеса, и трон милосердия, и первосвященник, и кровь. Он стоит за всеми этими тенями. Он придет. Как сказано в послании Колоссянам 2:16-17 «это есть тень будущего, а тело — во Христе». К Евреям 9:11-12: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, не рукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Исаия пророчествует в Ветхом Завете (гл.53) о страдающем Слуге, который станет окончательной жертвой за грех человечества. Исайя 53:6 «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас».

Кульминацией всех описанных в Еврейских Писаниях жертв, стала Жертва на все времена. Пророк Исайя детально описывает смерть во искупление в гл. 52:13-53:1-12. В Исайе 53 видны страдания за грехи мира Человека. Окончательной жертвой будет человек, а не животное. Это на Него будут возложены грехи. Он будет представителем всех нас, Его праведная жизнь зачтется взамен нашей грешной. Это очевидно, особенный Человек, Он умрет за всех нас. Исаия 53:11-12 «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Вопрос об этом человеке должен озадачивать каждого еврея. Раввины древности соглашались с тем, что это должно быть Мессия. Его праведная жизнь, бесценная пролитая за нас кровь удовлетворили всем требованиям закона, хоть это и не просто для нашего понимания.

Совпадение?

Из всех исторических личностей, как не трудно заметить, именно Иисус из Назарета наиболее соответствует описанию страдающего Слуги пророка Исайи. Является ли это просто совпадением, тот факт, что Он родился в Вифлееме, городе, где Мессия должен был родиться? (Михея 5:2). Или это просто совпадение, то, что Его служение состоялось в Галилее, как пророк Исаия и предсказал (Исаия 9:1-6)? А совпадение ли то, что никто не мог предъявить Ему никакого греха? Случайность ли то, что распятие произошло на Пасху, во время принесения жертвенного пасхального ягненка? А разрыв храмовой завесы напополам после Его распятия? Случайность ли то, что спустя 40 лет после распятия (70г. н.э.) жертвы и приношения прекратились? Случайность ли то, что никакой еврей в истории не повлиял на мир так, как Он? Может быть Мессия – это Он и есть?

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смыслСтоит ли удивляться сказанному пророком Его времени: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». От Иоанна 1:29.

Писание ясно учит, что Иисус * (Иешуа) является исполнением всего того, что закон, пророки и библейские Писания предсказывали в связи с Мессией. Конечный носитель грехов всего человечества должен быть безупречным Человеком — Человеком, чья жизнь была бы достаточно ценной для оплаты за жизни всех людей во всем мире. Только один человек во всей истории подпадает под это описание. «Евангелие» и есть хорошая новость о том, что Бог дал нам и Первосвященника и Жертву, чтобы закрыть проблему греха. Как сказано в Новом Завете в послании к Римлянам 3:23-25: «потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, сделанных прежде». Набожный еврей, бывший ревностный фарисей, Савл из Тарса, был автором этих строк. По Савлу, который потом станет Апостолом Павлом, Yeshua ha Machiach (Иисус- Мессия) есть наше искупление пред Богом. Павел, отлично разбирающийся в Законе, объясняет в письме к римлянам, как Иисус сделался жертвой искупления. Когда Мессия пострадал за наши провинности, тогда сошлись воедино Божьи милость и справедливость. На кресте Бог наказал за грех и принял жертву, а это был Его Сын, который выступил от имени человечества.

Итоги искупления. Евреям гл. 9-10

Наиболее полно связи между Ветхим Заветом, Йом Кипур и личностью Иисуса рассмотрены в Новом Завете, в Послании к Евреям. Изначально письмо было адресовано ученикам-иудеям. В двух этих главах скрупулезно прорабатывается информация Великой жертвы Иисуса, как это принято в рамках Закона Ветхого Завета.

Кто-то может подумать так: «Евреем я не являюсь, так какой же прок в этом празднике лично для меня?» Ответ заключается в том, что на Йом Кипур все ученики могут задуматься о Жертве, Кресте, о силе и власти Его крови, хотя мы и не евреи. С этим пониманием многие стихи обретут более глубокое значение.

«Он единым жертвоприношением на все времена сделал совершенными освящённых».

«Мессия вошел для нас в Божье присутствие на небесах».

Это показывает, что Он окончательный и бесповоротный первосвященник, и для нашей пользы Он вошел в то самое место. Он принес кровь (Свою) в присутствие Божье. В одном лице Он совместил и того, кто приносит жертву, и жертву саму.

«Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». (Послание Евреям 9:26).

Дорога к Богу теперь свободна

Интересен тот факт, что после распятия Христа случилось несколько необъяснимых явлений. Одно из них – это храмовая завеса. Это был огромный толстый занавес в храме, который отделял святое место от Святого Святых. Сразу же после смерти Христа завеса разорвалась сверху донизу (от Матфея 27:50-51). Объяснения этому нет. Это значит, что Сам Бог разорвал его, и вход во Святилище открыт с тех пор. Ярчайшим образом это представляет удовлетворение Божьей справедливости в отношении греха. К Богу теперь можно приблизиться через Мессию. Окончательное искупление свершилось, значит грешный человек может с уверенностью приблизиться к Богу. Идея была радикальной как для язычников, так и для иудеев.

Пройдем новым, живым путем!

«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою.». (Послание Евреям 10:19-22).

Автор говорит о способе приближения к Богу, о новом и живом пути. В чем его новизна? С уверенностью пойдем – вот в чем новость! Теперь через Мессию мы все можем прийти к Богу, причем в любое время. Прежде, чем завершилась миссия Иисуса, этого нельзя было уместить в голове. ТО, что было когда-то закрыто для всех, кроме первосвященника, сейчас открыто. Теперь все мы войти можем, благодаря крови Иисуса, даже язычники. Не из-за нашей преданности религиозным обрядам или добрым делам, но в силу власти крови Иисуса Христа.

Йом Кипур. Иудейские праздники, их значение и смыслСтарый путь включал в себя единственного представителя народа, первосвященника. Только первосвященник имел право встретиться с Богом, в месте Его присутствия, в Святом Святых, никто другой не посмел бы. Единственным путем, используемым для приближения к Богу, из тех, который был известен евреям, был путь принесения священником жертвенной крови. Они даже опасались за жизнь этого первосвященника, если он вдруг допустит ошибку. По традиции они даже привязывали веревку к ноге первосвященника, чтобы иметь возможность извлечь тело из Святого Святых, куда никто не мог войти, если он вдруг умрет там во время процедуры. Так же, как и на горе Синай, Бог был так Свят и так далек. Приближение к Нему воспрещено любому, кроме первосвященника. И даже для него это было и страшно, и небезопасно для жизни. Слишком Свят, чересчур страшен ветхозаветный образ Бога. Таким образом, попытки приблизиться к Богу были бы слишком дерзки. Приближение к Богу по старому соглашению – это напоминание о грехах, которые первосвященник пытается загладить ежегодной процедурой. Поэтому об уверенности в присутствии Бога речи нет. И никакой радости о спасении. Мысль в послании к Евреям в главах 9-10 такова: Иисус сделал нечто новое, грандиозное по значимости и прекрасное! Проход к Богу свободен! По словам одного из писателей:

«Когда мы рассматриваем сложную иерархию еврейской, равно как и многих других античных религий, важность этого прозрачна. Жертва Христа изменила комплексный подход понятия «приблизиться к Богу» (Леон Моррис, «Крест в Новом Завете», стр. 293).

Теперь мы можем прославлять Его кровь и петь Ему хвалу с позиции прощенных благодатью людей. Эти мысли находят свое отражение в известных гимнах:

Аллилуйя! Это Спаситель! Филипп Блисс, 1875

Сына Бога зовут «Мужем скорбей». Грех убил, а мы воскликнем, Аллилуйя, Спаситель!

Вынеся грубость и позор, на месте моего проклятия стоя, Он опечатал мое прощение кровью Своею. Аллилуйя, Спаситель!

Мы, виновные и беспомощные, а Он беспорочный Божий агнец! Полное очищение! Это возможно?! Аллилуйя, Он Спаситель!

Да прославится Бог! Фанни Дж. Кроссли 1875

Будет Богу слава воздана, Он соделал великое.

Так мир возлюбил Он, что Сына нам дал,

Кто отдал Свою жизнь ради искупления греха,

И открыл ворота жизни, куда все могут войти.

Так как же нам следует приближаться к Богу?

Новый путь живой описывается так: «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам…» (Послание Евреям 10:19-25).

Обратите внимание на эти фразы:

  1. С искренним сердцем;
  2. С полною верою,
  3. Очистив совесть;
  4. Непоколебимая надежда;
  5. Чтобы стимулировать друг друга к любви и добрым делам;
  6. При поддержке других оставаться на связи с Богом и Его народом.

Я надеюсь, что эти размышления об итогах искупления Мессии, вдохновят вас наполниться радостью и благодарностью, соответствующей этому факту. Да вы только вообразите! Он понес на Себе наши грехи, оплатил всю стоимость их, омыл Кровью Своей, вычеркнул их полностью! Таким образом, теперь вы можете приблизиться с уверенностью к Богу каждый день, строить личные отношения с Ним, жить с очень свободной совестью день за днем! Так что может дать нам больше уверенности в жизни и доверия? Это же Шалом (мир)! Об этом стоит петь! Что-то, что помогает нам засыпать по ночам. Учитывая это, предлагаю взять тайм аут и поразмыслить над посланием к Евреям гл. 9-10. Будем надеяться, что с таким пониманием праздник Йом Кипур, эти строки из Писания, будут иметь более личностный смысл для вас.

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Послание Евреям 9:11-12).

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Послание Евреям 9:24).

«Иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Послание Евреям 9:26).

Дилемма Йом Кипура для современных евреев

Возвращаясь к теме современного соблюдения праздника Йом Кипура, мы попадаем в тупик. По Левиту 23 они обязаны вечно соблюдать этот день. А вот с помощью чего соблюдать в наши дни, это отсутствует. Начиная с 70 г. н.э., когда римляне разрушили Иерусалим, нет Святилища и нет первосвященника. Не практикуется принесение в жертву животных. Тем не менее раввины настаивают на особом соблюдении Йом Кипура. Есть специальная служба этого дня, но отсутствуют необходимые элементы, придающие дню истинное его значение. Это дилемма для любого еврея, который хочет обрести уверенность в спасении.

Без жертв нет уверенности в прощении грехов. Религия сегодняшнего дня позволяет мужчинам и женщинам евреям верить, что добрые дела перевесят плохие. Это противоречит учению Торы. Это не справедливо на поверку. Либо Бог ожидает от евреев соблюдения праздника без предписанных ритуалов, либо понимания того. что самая значительная Жертва принесена уже. Мы, как верующие, принимаем вторую точку зрения по вопросу. Надежда на спасение – это духовная реальность, в основе которой вера в событие, которое описывает пророк Исаия в главе 53. Мессия, занявший наше место. По предсказанию Иеремии 31:31 заключен Новый Завет. Предложено обещанное прощение грехов.

Без Мессии Йом Кипур превращается в ничто

Согласно Библии, Йом Кипур связан не столько с молитвами, сколько с работой Первосвященника и предложением жертвы за грех. Да, задумываться о серьезности греха и принимать моральную ответственность за наши заблуждения в ходе пересмотра жизненного пути конечно важно. Тем не менее эти действия сами по себе, даже если они являются замечательным делом, не могут стереть наши грехи. Решение такой проблемы, как грех, состоит не в религиозной деятельности и принятии резолюций. Без Спасителя власти удалить грех нет. Перед святым Богом мы не в силах стоять праведными и очищенными, если только Спаситель нам не поможет. Не важно, каковы наши сравнительные моральные характеристики относительно других, факт в том, что мы грешники, нуждающиеся в искуплении. На протяжении тысячелетий учение Торы вещает о необходимости крови для покрытия греха. Раввины не могут отменить Божьего закона. Еврей, надеющийся предстать перед Богом, пусть захватит с собой жертву. В соответствии с Законом, жертва должна быть безупречной, и она должна быть соответственной по стоимости, дабы смочь покрыть преступления. Если он отказывается принять жертву Иисуса, он должен найти какую-то другую.

Истинная сила и истинное значение Йом Кипура реализовано только в окончательной жертве, которой стал Иисус (Иешуа). О жизненно важном приношении не скажешь лучше, чем это сделал апостол Петр: «..зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца.». (1-е Петра 1:18-19).

В связи с темой покаяния, следует отметить, что каждому следует разорвать порочный круг зависимостей и повторяющихся грехов. Йом Кипур в таком виде, в каком он практикуется сейчас, не дает такой силы для жизненных изменений. Для подлинных изменений нужна долгосрочная сердечная мотивация. Чтобы разорвать цепи похоти, горечи, гордыни, эгоизма, ревности, буйных проявлений характера нужна божья сила, не меньше. Для того, чтобы человеку преодолеть греховную природу, требуется иметь глубокие убеждения о грехе, милости Бога, надежду на победу в борьбе. Евангелие эту силу предложило. Как поется в песне, «Прекрасна милость, как сладок звук, которая спас такого негодяя, как я». На службе Йом Кипура такую песню не поют. Нет песни о чуде спасения, о силе поменять свою жизнь. Хочется отметить, что таких песен нет в исламе, иудаизме, в любой религиозной системе, где опираются на свои собственные усилия по спасению.

Сила Искупления Мессии – сила, меняющая наши жизни

Когда Мессия заменил нас на месте суда, верующие стали не только петь сердечные хвалы, но и искренне захотели измениться. Речь не идет о раскаянии в течение 10 дней, а скорее о жизни в стиле покаяния, когда сердце ответило благодарностью на милость, развернувшись от греха и повернувшись к Богу. Именно этот образ жизни описан в Новом Завете, а предсказан в книге Иеремии 31. Желание исполнять заповеди закона как результат искупления Мессии прекрасно описаны в таких стихах Библии. Титу 2:11-14: «Ибо явилась благодать Божья, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Римлянам 8:1-4: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Йом Кипур – есть что обсудить

Эту статью мы начали с вопроса: » Почему ученикам Христа важно знать, что за праздник Йом Кипур? В конце концов, это просто еврейский праздник, один из многих». Возможно, главная из причин знать об этом святом дне — это иметь возможность обсудить тему с друзьями из евреев. Отправная точка разговора — это предвестие искупительной роли Мессии через Йом Кипур. (Заметьте, что я использую слово разговор, а не спор). Без любви, все эти знания выйдут громким гонгом и звоном тарелок (1 Послание Коринфянам 13). Должно проявить подлинную заботу вкупе с чувствительностью. Однако тот факт, что народ еврейский не в состоянии соблюдать этот праздник в соответствии с библейскими предписаниями, дает возможность обсудить его истинное предназначение. Многие евреи и представления не имеют о библейских корнях Дня Искупления. Очень мало кто знает, почему кровавые жертвы больше не приносятся. Отсюда вопрос: «Как достигнуть искупления грехов без жертвы, крови и в отсутствии первосвященника?» Большинство евреев не понимают, что понятие крови, очищения и замены грешащего субъекта находятся не Новом Завете, а в Еврейских Писаниях. Не христианство изобрело страдания Мессии, это было предсказано пророками. Жизнь верующего продолжается после Йом Кипура! Кающийся грешник, приходя ко Христу, выходит из вод крещения с чистой совестью. Он или она является новым творением во Христе с новым стартом в жизни. Это не из-за каких-то добрых дел, но из-за жертвы Иисуса Христа. Их радость спасения стоит на основе искупления от грехов прошлого, (настоящего и будущего). Вот это радость так радость!

Без Мессии праздник Йом Кипур пуст как орех. День искупления без искупления. Это основные темы, которые можно затронуть при разговоре с евреями: мы, верующие, радуемся о благословенном искуплении, об уверенности в спасении. Это то благословение, которое реально через Мессию. Это соответствует тому, что Павел говорит в Послании к Римлянам 11:11-14, когда он говорит, что: «неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?»

Не существует никакой радости в празднике Йом Кипур, если нет уверенности в прощении. По этой причине религиозные евреи не ходят по улицам, говоря: «С днем Йом Кипур!» Тем не менее ученики Мессии наслаждаются реальностью искупления! Они наполнены и его радостью, благодарностью, уверенностью, жизненными изменениями, и желанием служения другим.

Заключение

Сегодня я сравнил на контрасте соблюдения Йом Кипура в современной традиции и в библейских предписаниях. Я так же сфокусировал внимание на личностном влиянии на человека, на роли работы Мессии. Йом Кипур сегодня следует рассматривать не только как день раздумий и покаяния, но и признать то, что искупление стало возможным, потому что состоялась жертва Мессии. Во многом Йом Кипур это Евангелие в Ветхом Завете. Это еврейское Евангелие! Он содержит наиболее полный массив по пророчеству искупительный работы Мессии. Согласно Библии, в самом центре Йом Кипура были жертвы за грех и труды первосвященника. Вот в чем была вся суть!

Сегодня в синагогах по всему миру центральные библейские элементы Йом Кипура ушли из практики. Заметно отсутствие ссылки на необходимость искупления посредством жертвенной крови. Таким образом, истинный смысл праздника потерян в традиционном иудаизме. Современное празднование Йом Кипура – это пост, молитвенное собрание. С другой стороны, согласно Торе, Йом Кипур должен был бы крутиться вокруг жертвы и работы первосвященника. Если общество Израиля и молилось, так это за то, чтобы первосвященник не «наломал дров». Несмотря не необходимость покаяния, без принесения жертвы нет возможности обрести мир с Богом. Нет другого искупления, кроме фактической жертвы. В отличие от учения раввинов, поучения, благие намерения, добрые дела, молитвы и исповедь не могут искупить грех. Такие действия никогда не считались достаточными для устранения греха. «Незачем» просить судью в зале суда не замечать преступлений и устранить уголовное наказание. Преступления должны быть оплачены. Бог есть потерпевшая сторона, и только Он есть Тот, Кто определяет средства для очищения. Согласно Слову Божьему, только Мессия, как жертва за наш грех, может дать нам надежду на спасение от наших грехов. По сути, современный иудаизм с соблюдением Дня Искупления никакой уверенности в прощении нам не дает. По сути, это Йом Кипур, без «Кипур».

Йом Кипур в жизни верующего

Конечно эти еврейские праздничные дни – идеальное время для проведения внутренней инвентаризации наших отношений с Богом и людьми. Это прекрасное время молитвы о сердце смиренном и сокрушенном (Псалом 50), о тех сторонах нашей жизни, мыслях и действиях, что не благочестивы. Это время усмотреть погрешности, тайные грешные помыслы и вывести наружу (Псалом 18). Это также отличная возможность поститься, исповедовать грехи, осветить те области жизни, которые нуждаются в изменениях, время принести еще больше свежести в жизнь (Деяния 3:17-19). Тем не менее для верующих, каждый день Господа похож на Йом Кипур. Он дает шанс для размышлений о жизни и для выражения нашей признательности за жертву нашего Господа.

Он представил окончательное искупление через то, что Сам принес жертву за нас. Действительно, у нас есть не один день очищения, а дни «повседневного очищения», Его кровь постоянно омывает нас и очищает от греха (I Иоанна 1:7-9). Будем надеяться, что с этим пониманием Йом Кипур будет иметь более глубокий личностный смысл для нас. Как гимн гласит:

Что омоет мой грех? Ничего, только кровь Иисуса Христа.

Что способно вновь сделать меня целостным? Ничто, только кровь Иисуса Христа.

Ничто грехи не искупит, только кровь Иисуса Христа.

Никакое из добрых дел моих, только кровь Иисуса Христа.

О драгоценный поток, делающий меня белее снега! Другой источник мне не известен, только кровь Иисуса Христа.

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2 Послание Коринфянам 5:21)

«…ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;» (Псалом 102:11-12)

Автор: Филипп Лестер

Перевод: Наталия Бруни

Источник: www.disciplestoday.org

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».


Больше статей по теме


Другие темы


Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»

Находясь в Израиле, важно соблюдать традиции и праздники еврейского народа, включая Йом-Кипур. Это святой и один из самых важных дней для евреев, время для очищения и покаяния, прощения грехов. В этот день Всевышний решает судьбу человека на год, поэтому стоит быть максимально откровенным и честным перед ним, соблюдать все заповеди.

Когда отмечается Йом-Кипур в 2022 году

Этот праздник отмечен Торой как один из самых важных. Можно встретить другие его названия – «судный день», «день поста, искупления, очищения» и т. д.

Евреи ждут Йом-Кипур с замиранием сердца, погружаются в состояние ожидания чего-то величественного, так как вскоре у них появится возможность получить прощение Иисуса за все свои грехи. Считается, что Всевышний милосердный, он желает раскаяния грешников, а не их смерти. Каждый человек ошибается, не существует абсолютных праведников, поэтому очищение перед Господом требуется всем, даже тем, кто изо дня в день соблюдает все заповеди.

Грехи, за которые нужно раскаиваться, необязательно должны быть тяжелыми: убийство, идолопоклонство и другие. Сильно мнение, что на небесах ведется счет проступков, не считающихся преступлениями на земле, например, злословие, ложные обещания.

Какого числа Йом-Кипур, зависит от времени проведения Рош-а-Шана. Его отмечают на десятый день тишрея – первого месяца еврейского Нового года. Период от Рош-а-Шана до Судного дня называют «10 дней раскаяния», он заканчивается вынесением приговора Всевышнего.

В 2022 году Йом-Кипур приходится на 5 октября. Традиционно он длится двое суток. Праздник начинается в среду вечером, за 20 минут до захода солнца, а заканчивается в четверг, через 30 минут после заката. В каждом городе Израиля время начала отличается. В Иерусалиме верующие евреи собираются в синагоге на вечернюю молитву за 40 минут до захода солнца на 10-й день тишрея.

Традиции в канун Йом-Кипура

В канун поста Йом-Кипур нужно пройти ритуал омовения с целью очищения от нечистоты. Для этого три раза за день – перед утренней и дневной молитвой, а также перед заходом солнца – необходимо посетить микву – водный резервуар.

Если человек болен и не может окунуться в микву, то можно, стоя под душем, вылить на себя 12,5 л воды.

Помимо омовения, перед посещением синагоги принято благословить детей. Это делает глава семьи. Он по очереди на голову каждого ребенка кладет правую руку и читает благословение.

Накануне праздника также принято проводить иудейский обряд Капарот. Его суть в том, что глава семейства три раза крутит живую курицу, рыбу или деньги над головой детей, приговаривая, что деньги или курица «пойдут на цдаку (милостыню), а ты пойдешь на хорошую жизнь».

Для мужчины принято брать петуха, а для женщины – курицу. Голубей использовать нельзя. Деньги берут из десятинных.

Капарот на самом деле не искупает грехи, но судьба принесенной жертвы заставляет задуматься над своим поведением, раскаяться перед Всевышним. Если обряд не удается провести после утренней молитвы накануне Йом-Кипура, то его можно совершить раньше, в любой из десяти дней раскаяния.

Евреи по Галахе до начала Дня поста много едят и пьют. Они придерживаются предсказания: «Каждому, кто ест и пьет в канун Йом-Кипура вдвое против обычного, это засчитывается, словно он постится тоже два дня». В начале трапезы хлеб обмакивают не в соль, а в мед. Острая и соленая пища, яйца, лук и чеснок под запретом. Употребляют еду, которая быстро переваривается, например, рыбу или мясо птицы. Часто на столе есть блюдо креплах – бульон, где плавают пельмени с мясной начинкой.

Крайне важно закончить трапезу до появления звезд. После еды евреи переодеваются в праздничную одежду, снимают кожаную обувь и готовятся к посещению синагоги.

Как отмечают праздник

И всё же, что за праздник Йом-Кипур? В течение 10 дней после Рош-а-Шана евреи проводят глубокий самоанализ, чтобы исправить грехи и проступки. Йом-Кипур – заключение десятидневного цикла покаяния. Считается, что каждый в этот день получает по заслугам: Всевышний подписывает приговор, определяя судьбу человека на год. Чтобы попасть в книгу жизни, недостаточно только молиться и соблюдать запреты праздника, – нужно духовно приблизиться к Богу.

В день Йом-Кипур нужно не только попросить прощения за прегрешения, но и понять, какие ошибки совершил человек, признаться в содеянном, сожалеть и пообещать никогда больше так не поступать.

Искупление проходит в несколько этапов:

  1. Признание. Человек осознает и признает свои проступки, говорит о них Господу. Причем больше усилий следует приложить для раскаяния в незначительных грехах, которые чаще прощаются самому себе.
  2. Сожаление. Человек искренне раскаивается, демонстрируя свое покаяние в мыслях, поступках и молитвах. В Торе сказано: «Господь не очистит от греха того, кто произносит Его Имя понапрасну».
  3. Принятие на будущее. Человек обещает больше не грешить.

В Йом-Кипур просят прощения перед Господом за нарушение заповедей, написанных в Торе. Чаще люди приносят извинение за сильный гнев, злословие, неуважение к родителям.

В Торе сказано: «Ибо в этот день будете вы искуплены, будете вы очищены от всех ваших грехов пред Господом».

Проступки, сопровождающиеся нарушением заповедей между человеком и человеком, в Йом-Кипур автоматически не прощаются. За них обидчик должен просить прощения у жертвы заблаговременно. Искупятся в Йом-Кипур они только при одном условии: раскаявшийся прощен обиженным.

В Судный день человек прощает всех, кто его обидел. Но это не значит, что прощение дается всем обидчикам. Если человек не изменит своего отношения, то ему Всевышний не отпустит грехи. Для искупления недостаточно раскаяния – нужно доказывать свои хорошие намерения поступками.

День Йом-Кипур лишен земных забот. Человек в этот праздник отделяется от материального и посвящает себя духовному. Главная миссия – очиститься от согрешений, подчиниться воле Всевышнего. Для этого евреи постятся, молятся в синагоге в белой одежде, просят прощения за грехи у Господа.

Есть традиция вспоминать о событиях, когда евреи создали себе идола в виде золотого тельца, что вызвало сильный гнев со стороны Бога и чуть не привело к истреблению еврейского народа. Этот момент важен в истории возникновения Йом-Кипура. Моисей заступился за евреев перед Господом, получил от него новые скрижали Завета. Этот день стал днем прощения, отмечается уже десятки веков.

В Йом-Кипур евреи строго соблюдают запреты:

  1. Не едят и не пьют. Запрещено потреблять даже ничтожно маленькие порции воды или еды. Пост в Йом-Кипур должны соблюдать все, кроме детей младше 13 лет. Беременные и кормящие женщины, а также больные люди могут пить и есть по определенным правилам, но только если их состояние здоровья не позволяет поститься. Им нужно проконсультироваться с лечащим врачом и посоветоваться с раввином, как правильно действовать. Детей старше девяти лет постепенно приучают к посту. Им не дают ужинать, завтрак подают позже обычного. Ребенок или больной человек после еды обязательно должны произнести: «Биркат Амазон» со вставкой «Яалэ веяво».
  2. Не моются. В Йом-Кипур не умываются, не моют руки, не пользуются холодной или горячей водой. Однако видимую грязь смыть можно, особенно перед посещением синагоги. Утром после сна, а также в течение дня омывают пальцы рук.
  3. Не пользуются косметическими средствами, маслами, духами и дезодорантами. Этот запрет в том числе распространяется на те случаи, когда нужно очиститься от грязи.
  4. Не носят кожаную обувь. Запрещена даже та обувь, где есть небольшой лоскуток кожи.
  5. Не поддаются плотским утехам. В Йом-Кипур запрещена любая физическая близость между супругами. Нельзя спать в одной постели, касаться друг друга, обниматься, целоваться, длительное время беседовать и находиться в одной комнате.

Публичное нарушение запретов праздника не принято даже среди светских евреев, не говоря уже о религиозных.

Если Йом-Кипур приходится на субботу, то дополнительно действуют ограничения Шаббата. В Израиле не работают магазины, кафе, общественный транспорт, не действуют авиарейсы.

День проходит в покаянных молитвах. Евреи молятся о прощении своего народа, об искуплении собственных грехов. Женщинам разрешено не посещать синагогу, особенно если дети будут мешать службе. Им можно молиться дома из молитвенника.

В Торе написано о пяти молитвах Йом-Кипура:

  1. Маарив. Это вечерняя молитва. Ее можно читать после момента «цет акохавим» (появления звезд), который наступает через 20 минут после захода солнца, и до полуночи. При сложных обстоятельствах молиться можно целую ночь.
  2. Шахарит. Это утренняя молитва. Она относится к числу тех, что нужно читать ежедневно. Произносят ее на рассвете, когда в храме проходит утреннее жертвоприношение.
  3. Мусаф. В переводе с иврита означает «дополнение». Это добавочная молитва, которую читают по субботам и праздникам. Она состоит из семи благословений. Ее время наступает сразу же после Шахарита, не позднее 8 утра.
  4. Минха. Послеполуденная молитва обязательна, наряду с утренней. В канун Йом-Кипура ее принято читать рано, сразу после полудня, чтобы закончить последнюю трапезу дня.
  5. Неила. Это вечерняя молитва, которую читают только раз в году – в Йом-Кипур.

Перед Шахаритом, до восхода солнца, в синагоге поминают «Чистую молитву». Она представляет собой задушевную беседу с Иисусом, призвана открыть сердце перед Всевышним: «Чистое сердце дай мне, о Бог, и верности дух обнови во мне!». В молитве упоминается о святом дне Йом-Кипур: «В Своем великом милосердии Ты дал нам один день в году, великий и святой день, этот Йом-Кипур, наступающий для нас ради блага, чтобы мы вернулись к Тебе, чтобы искупить все наши проступки и очистить нас от нашей скверны…».

В Йом-Кипур нужно проявлять вежливость и добросердечность, подавать милостыню нуждающимся. Нельзя ссориться, вспоминать былые обиды. Нужно выполнять все обещания и клятвы, отдать все долги.

Если человек не может выполнить данные в Йом-Кипур обещания, то это считается большим грехом. Нужно проводить обряд освобождения от клятв.

Вечер Йом-Кипура

В преддверии праздника мужчины зажигают свечи в домах, которые должны гореть до окончания торжества. Этим ритуалом они принимают на себя святость праздника. В память об усопших близких в синагоге можно поставить дополнительные свечи.

В шутку евреи называют Йом-Кипур днем велосипедистов, так как общественный и личный транспорт прекращает свое движение.

Люди в праздничной одежде идут в церковь на вечернюю молитву. Засветло мужчины надевают на службу в синагогу белое накидное покрывало – талит, получают благословение. Если солнце уже зашло, то благословение уже не нужно.

Верующие евреи могут провести за молитвами всю ночь, однако раввины рекомендуют отдохнуть перед утренним богослужением.

Утро Йом-Кипура

Утро начинается с чтения Шахарита. После почитают память усопших, читают поминальную молитву Изкор.

Перед посещением синагоги разрешается омовение пальцев, так как на них присутствует духовная нечистота.

Как заканчивают Йом-Кипур

Последняя молитва в еврейский Йом-Кипур называется Неила. Она предвещает закрытие небесных ворот до следующего года. Ее заканчивают в момент наступления ночи, после чего в синагоге трубят в шофар, все присутствующие в синагоге желают друг другу: «В будущем году встретимся в Иерусалиме!». Люди расходятся по домам, где проводят церемонию Гавдала. Без нее не приступают к трапезе. Она обязательна, так как отделяет праздничные дни от будних.

Пост в Йом-Кипур – самое сложное испытание, поэтому более суток воздержания от пищи заканчивается обильной трапезой.

Если вы планируете жить в Израиле, то вам пригодятся знания о традициях праздника Йом-Кипур. Русскоговорящим нужно будет освоить язык, так как это основополагающий фактор для трудоустройства и комфортной жизни. Онлайн-школа «Иврика» предлагает курсы иврита с нуля и до продвинутых уровней.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 25 сентября

Йом Киппур (Йом Кипур) Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов (Фото: ChameleonsEye, по лицензии Shutterstock.com)

Десятый день еврейского нового года — Судный день (Йом Киппур, ивр. ‏יוֹם כִּיפּוּר) — день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.

В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.

«Открывающая молитва» — Кол-Нидрей — превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух.

В Йом Киппур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.

В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание — утраты и скорбь.

В канун Йом Киппур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня — строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.

Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе — приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.

Особое значение приобретает «закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца — после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара, и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».

Йом-кипур в 2022 году начинается вечером 4 октября и заканчивается вечером 5-го. «Цимес» собрал в одном тексте всё, что вам нужно знать об этом дне

Йом-кипур — день поста и покаяния для религиозных евреев всего мира — и многие из тех, кто не ходит в синагогу ежедневно, тоже отмечают традиции этого дня. Считается, что на Йом-кипур Вс-вышний скрепляет печатью Книгу жизни и смерти на будущий год, решая судьбу каждого из людей. Однако светские израильтяне в шутку называют Йом-кипур «днём велосипедиста» — традиционно в этот день во всей стране никто не ездит на автомобилях, и по опустевшим дорогам и шоссе катаются на велосипедах, самокатах и роликах взрослые и дети. 

Откуда взялся этот праздник?

Ритуал искупления грехов описывается в Торе, но только во времена Второго Храма Йом-кипур стал днём воздержания и скорби.

Традиция связывает этот день с библейской историей о золотом тельце. Когда Моисей взошёл на гору Синай, чтобы получить Скрижали завета, оставшиеся внизу евреи, заскучав, собрали золотые украшения и посуду и отлили фигуру тельца, чтобы поклоняться и молиться ей.

Это идолопоклонство разозлило вернувшегося Моисея, и он разбил скрижали, после чего снова поднялся на Синай и провёл там 40 дней и затем ещё 40. На 10-й день месяца тишрей он вернулся с прощением Г-сподним и новыми скрижалями. День, когда Моисей сошёл с горы второй раз, теперь известен как Йом-кипур. 

А когда его празднуют? 

Йом-кипур всегда наступает через 10 дней после Рош а-Шана и длится сутки — от заката солнца и до заката на следующий день. А пост держат 25 часов.

Йом Кипур в синагоге. Открытка 1908 года
Йом Кипур в синагоге. Открытка 1908 года

Что не делают в Йом-кипур?

  • Не едят и не пьют 25 часов 
  • Не пользуются духами и кремами
  • Не занимаются сексом
  • Не моются
  • Не носят кожаную одежду 
  • Не делают никакой работы

Как всегда, все эти запреты можно нарушить, если есть угроза жизни или здоровью. Запрещено, например, поститься детям до девяти лет и рожающим женщинам, даже если они хотят. Старшие дети, беременные, старики и люди с хроническими болезнями поститься могут, но должны перестать, если почувствуют себя плохо, а в случае сомнений поговорить с врачом и раввином. А если от этого зависит чья-то жизнь, в Йом-кипур можно даже водить автомобиль — например, чтобы отвезти человека в больницу.

А как отмечают дома? 

Считается, что в Йом-кипур мы должны как можно сильнее отстраниться от повседневности и мира, в котором мы живём, чтобы посвятить свой ум и сердце нашим отношениям с б-жественным. Самый распространённый способ это делать — соблюдать 25-часовой сухой пост. Также воздерживаются от мирских удовольствий, в первую очередь купания, использования косметики, секса, ношения кожаной обуви — поэтому многие евреи носят тряпичные кеды и даже кроксы на Йом-кипур. По традиции в этот день одеваются в белое и, хотя соблюдается пост, всё равно накрывают стол с праздничной скатертью и посудой.

А что в синагоге?

Обычно на Йом-кипур в синагогу приходят даже те, кто обычно туда ни ногой. Есть традиция не снимать талит, молитвенное покрытие, так что это единственный день, когда его носят вечером. 

В целом молитв больше и они длиннее, чем в любую другую дату еврейского календаря. Пока ещё не зашло солнце, читают знаменитую молитву «Коль нидрей» («Все обеты») — евреи просят, чтобы с них сняли все обеты и зароки, данные и потом нарушенные. Читают также специальные молитвы, включая поминальную молитву «Йизкор», каются в грехах. 

Мауриций Минковский. «День искупления», 1906
Мауриций Минковский. «День искупления», 1906

Часто читают Книгу Ионы — историю человека, который пытался бежать от своего предназначения, но так и не сумел это сделать.

Литургия заканчивается перед заходом солнца пятой молитвой, «Неила». Её полное название — «Неилат шеарим», ֹ«Запирание ворот»: пока её читают, врата небес словно бы закрываются в конце периода Высоких праздников. В самом конце богослужений последний раз трубят в шофар, ритуальный инструмент из рога животного. Этот звук означает окончание поста. 

А если я нерелигиозный? 

В странах диаспоры Йом-кипур для нерелигиозных людей ничем не отличается от любого другого дня. А вот в Израиле иначе: Йом-кипур — государственный выходной, когда жизнь словно замирает, не работают офисы, учреждения, рестораны и магазины, не ходят поезда и автобусы, закрыт даже аэропорт. Дежурят только полицейские, врачи в больницах и пожарные. 

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Поскольку не принято ездить на машинах — и это правило соблюдают даже светские, — дети и взрослые в светских городах и районах катаются на велосипедах, самокатах и роликах по пустым шоссе и дорогам. Самые вежливые стараются не есть и не пить на виду у других, ведь никогда не знаешь, кто соблюдает сухой пост, а кто нет. 

А что говорят? 

Гмáр хатимá товá (גמר חתימה טובה)«хорошей записи» (в Книгу жизни)

Цом кáль (צום קל ) «лёгкого поста»

Кстати, а что там за тема с курами?

Это древний обряд искупления и очищения от грехов, который называется капарот и до сих пор соблюдается в некоторых общинах. Мужчина должен взять петуха, женщина — курицу, и вращать над головой, читая отрывок из священных текстов. Кстати, беременная женщина должна крутить и курицу, и петуха — ведь она не знает, какого пола ребёнок должен у неё родиться.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Потом птицу, как бы принявшую на себя грехи человека, относят к резнику. 

Многие религиозные семьи сейчас заменяют курицу на деньги, вращая над головой несколько купюр, которые потом жертвуют на благотворительность. Обряд капарот проводят за день до Йом-кипура. 

Подготовила Мария Вуль

Meaning «Day of Atonement» in Hebrew, Yom Kippur is recognized as the holiest day in Judaism.

It marks the tenth and final day of the High Holidays, also known as «Days of Awe.» Rosh Hashanah kicked off the 10-day long period on Sept. 25 this year.

Yom Kippur is celebrated annually on the 10th of Tishri, the seventh month of the Hebrew calendar. Depending on the year, it usually falls in either September or October.

Repentance and atonement for one’s sins are at the core of the holiday, while the days are typically filled with fasting and prayer. No work is done on this day since the majority of time is generally spent in the synagogue.

Yom Kippur’s purpose? It’s a day for Jewish people to seek purification from their sins against God while asking those they’ve wronged for forgiveness.

Between the day it falls this year and how the holiday is celebrated, here’s everything to know about Yom Kippur 2022.

What is Yom Kippur?

Getty

Yom Kippur is the holiest Jewish holiday of the year. In English, it means «Day of Atonement.» The holiday centers around repenting personal sins to God in preparation for the upcoming year.

The holiday derives from the Jewish belief that Moses came down from Mount Sinai with the second set of tablets of the Ten Commandments. His descent took place on the tenth day of Tishri, 40 days after the Israelites committed sin.

They disobeyed God by worshipping a golden calf, rather than praying to him. Upon Moses’ arrival, he forgave them for their sins.

When is Yom Kippur celebrated?

Spencer Platt/Getty

On the Hebrew calendar, the 10th of Tishri marks Yom Kippur year after year, but the date differs annually for the secular (or Gregorian) calendar. This year, the holiday begins on Tuesday, Oct. 4 at sunset.

Who celebrates Yom Kippur?

Getty

Since Yom Kippur is a Jewish holiday, those who practice Judaism celebrate the holy day.

How is Yom Kippur observed?

File: Joe Raedle/Getty

Yom Kippur primarily centers around atonement and repentance. While the majority of the day involves prayer, a larger portion of the observation includes fasting.

Jewish people have to refrain from eating or drinking for 25 hours of the holiday, per the American Jewish Committee. «It is also traditional to refrain from other earthly pleasures, such as bathing and wearing leather shoes, something seen as a luxury in ancient times,» the AJC also notes.

In addition to prayer and fasting, there are other traditions that are practiced, including wearing white, «symbolizing purity and renewal as Jews repent for their past sins.»

The holiday may be a solemn one, but it’s certainly not sad. After a day of repentance, sins are forgiven and the slate is wiped clean for the year ahead. To signify the end of Yom Kippur, the shofar is blown in celebration.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Январские праздники 2024 официальные выходные
  • Янка купала сценарий мероприятия
  • Янка купала праздник когда
  • Яндекс церковные праздники
  • Яндекс устройство сценарий