Ярило вешний славянский праздник

Ярилин день или Ярило Вешний – славянский праздник плодородия и мужской силы. День Бога Весеннего Солнца...

Ярилин день или Ярило Вешний – славянский праздник плодородия и мужской силы. День Бога Весеннего Солнца Ярило празднуют 22 или 23 апреля. В это время земля уже прогрета весенним солнцем и славяне традиционно начинали работы на полях. К Ярило обращались все мужчины, независимо от того, каким трудом они зарабатывали на жизнь. На Ярилин День символически заключали договор с Богом Весеннего Солнца, чтобы земля дала богатый урожай, а домашний скот был защищен от диких животных.

Приехал к нам Зелен Ярило –
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привез жита колос
И от Солнца добрую весть!

Значение праздника Ярилин день для славян

В этот праздник Ярило почитался не только как юный Бог Весеннего Солнца. В Ярилин день к нему обращаются как к Богу Плодородия, подарившему людям хлеб. Почитают в это время и Ярило – Волчьего Пастыря. С ним пастухи уговариваются о благополучии домашнего скота на целый год. В Ярилин День вспоминают Ярило и как Бога Страсти, мужской силы, потому в этот праздник почитают молодоженов и желают им скорого рождения детей.


Какой солярный символ подходит тебе?

Славяне издревле почитали солнце. Солнечный свет дарил жизнь всему на земле, согревал после долгой зимы и прогонял тьму. Всюду подле себя человек видел напоминания о живой, солнечной силе!


Ярилин день непременно был праздником, связанным с трудом. Большая часть обрядов этого дня проводилась на полях и пастбищах, где мужчины начинали распахивать землю для посева зерна.

Обряды праздника Ярилин день

Славяне считали, что на Ярилин день Бог Весеннего Солнца сам объезжает поля, леса, пастбища. Ярило проверяет готовность земли к посеву. В лесах Ярило – Волчий пастырь договаривается с волками о сохранности домашнего скота на пастбищах. Считалось, что волки могут напасть на скот только с разрешения Ярило.

Ярилин день был праздником, посвященным мужской силе. Потому в праздничных обрядах участвовали мужчины. Часто одного самого красивого и ловкого парня сажали на белого коня. Он представлял собой образ Ярило, помогал Богу осматривать поля. Иногда вместо белого коня наряжали лошадью двух парней, которых сверху покрывали тканью. На них парень, изображавший Бога Ярило, объезжал поле с колосьями пшеницы в руках.

Пастухи в Ярилин день читали уговор перед первым выгоном скота. Тексты таких заговоров-уговоров были длинными. Каждый пастух хранил их в секрете.

Готовый набор, чтобы сделать обряд очищения в солнечный излом на день Ярило

Солнечный защитный обряд на Ярило

Иногда заговоры на благополучие домашнего скота даже выкупали у знающих людей. Весной в деревне выбирали пастуха, который будет всё лето пасти общее стадо. На Ярилин день пастух один или вместе с деревенским Знаткой обходил пастбище и читал уговор к Ярило.

Третий обряд праздника Ярилин день – чествование молодоженов. Молодежь ходила по дворам, где есть молодые семьи и «окликала» молодых. Для этого пели хвалебные песни, желали счастья, здоровья, скорого рождения детей. Молодожены в ответ одаривали окликающих заранее приготовленным угощением.

Подробнее:

Ярило — Бог весеннего Солнца

Лельник — славянский праздник Богини Лели

Русалии. Когда Первая и Вторая Русальи недели?

Славянский календарь

На семи ветрах, на серебряных столбах
Двор стоит, ограда белокаменная,
Средь двора два колодца:
Один кипит рыжим золотом, другой –
чистым серебром,
У колодцев тех Ярило-Весень во яри еси
Дела добрые творит, людям благо дарит! 

NCkLUms-GWkЯрило Вешний – древний славянский природный праздник (животноводческий и аграрный). В народе его также называют Ярило Теплый. В более позднее время, в эпоху двоеверия, этот праздник называли Егорий. Праздновали Ярилу в 20-ых числах апреля-месяца. 

Ярило Вешний – добрый и заботливый хозяин полей и лугов. Он зачинает Весну, отмыкает Землю, выпуская из-под земного спуда траву зелёную да росу медовую, покровительствует мужику-хлеборобу, давая мочь-силу озимым да всходам. 

По древним поверьям, Ярило перед своим вешним днём садится на белого коня и, держа в деснице живую ветвь да в шуйце – мёртвую голову (его знаки владычества над жизнью и смертью), объезжает все леса и поля, собирая дикое зверьё, и отдаёт хозяйские наказы: где кормиться, где пастись, где охотиться. Ярило – покровитель всякой окруты и волчий пастырь.

Ярило Храбрый – покровитель молодецкой удали, воинской доблести, любовного пыла. Древние видели в небесах Ярилу на белом коне. Перед ним бежала стая волков, за ним – стадо кабанов, позади –
олени и медведи, по бокам – лисицы и куницы, зайцы и соболицы.

Праздновали Ярилу широко. Первыми за дело брались Жрецы и Ведуньи.
Главным делом жреческим на праздновании Ярилы Вешнего было:

Решетом воду носить,
В ступе воду толочь
Да Вилами по воде писать.

В более поздние времена значения этих действ интерпретировали не иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельное времяпровождение. Но что же это на самом деле? 

Ld2Q89rjiJIЖрец брал воду из семи источников и решетом переливал эту воду в ступу. Далее Жрец брал пест и начинал пестовать им воду в ступе (т.е. воду толочь), перемешивая между собой семь вод и выталкивая всё негативное, что могло быть в воде, создавая тем самым общий позитивный фон в воде. Далее Ведунья наговаривала на воду, а затем обрядовыми вилами «писала» на воде Черты – боговы знаки, придавая воде нужную структуру. После действа Жрец и Ведунья разносили наговорённую воду по домам, добавляя по кружке в бочки с питьевой водой. Таким образом, вся вода в каждой бочке становилась структурированной.

Праздник Ярилы связан с началом выгона домашнего скота на пастбища. Это был очень важный день для крестьян, и относились к нему с особым вниманием. Выгоняя в первый раз скот в поле, накрывали стол скатертью, клали на стол хлеб да соль, зажигали свечи. Далее отрезали край хлеба, посыпали солью, заворачивали в тряпку и выходили во двор к собранному скоту. Скот кропили водой, окружали нитками, а затем хозяин дома, держа в одной руке хлеб, а в другой – ветки вербы, выгонял скот через ворота, в которых заранее был положен замок, а на нём сковорода, покрытая сверху навозом. Выгнав скот в поле, хозяин надламывал ветку вербы, клал её на землю, на ветку клал хлеб с солью, при этом говорил: «Ярило, вот тебе хлеб и соль. Паси мой скот, Ярило, чтоб не было никакого лиха!»

Лошадей выделяли особо. Ярило считается покровителем лошадей. Ярилин день – конский праздник.

Важную роль в этом празднике играли пастухи. В этот день выбирали пастуха, который весь сезон будет пасти деревенское стадо. Чествовали его, одаривали подарками, угощали мирской яичницей. После пастуха окатывали водой, чтобы всё лето не дремал, а пастух говорил такие слова: «Хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом». И обращался к Яриле, чтобы стаду впрок корма подножные шли, чтобы паслось стадо подобру-поздорову, не делало потрав на чужих полях, чтобы хранил Ярило стадо от зверя дикого. 

Делали это наши предки от сердца да по совести. Есть в этом и мудрость народная, и деяния нужные, и скоморошины. Сопрягали они пути свои земные с путями небесными. Мы же сегодня на праздниках наших исконных огни зажигаем, Требы Силам Природы (что есть от Рода) приносим, чествуем Ярилу, землю вскрываем да босыми ногами на место то встаём, чтобы почувствовать животоки сил Земли-Матушки да силу её принять.

Каждому да по Мере его пусть прибудет.
Слава Яриле!

Писано Жрецом Родобором (Борутой),
Богам во Славу, людям пользы для.


11.06.2014
  /   Почитать и посмотреть, Статьи  

Упоминаний о Яриле не встречается ни в летописи Нестора, ни в других древних памятниках. Однако следы празднования в честь этого бога дошли до наших времен отголосками в виде лингвистических следов и обрядовых песен.

Содержание:

  • 1 Бог Солнца у древних славян
  • 2 Описание вешнего праздника
  • 3 Традиции и обряды на Руси
  • 4 Приметы
  • 5 Когда празднуется?

Бог Солнца у древних славян

Солнце играло важную роль в символической картине мира древних славян. Бог Солнца представал в славянской мифологии в разных ипостасях, в зависимости от времени года. Весной, после равноденствия, в свои права вступал Ярило.

Справка. Согласно описанию божественного пантеона древних славян, Ярило был рожден от бога Велеса и Дивы-Додолы, богини Небесной Влаги.

Предания описывают это божество как статного юношу. У Ярилы светлые волнистые локоны, а глаза голубые, как весеннее небо. На своем белом коне Ярило разъезжает босиком и с обнаженным торсом. Он весь – воплощение молодости, силы, красоты и страсти.

В его характере – неистовость, стремительность и ярость. Эти качества проявляются во всей весенней природе: в яркости и свежести красок, в том, как быстро сходит снег, превращаясь в бурные талые потоки, как набухают почки и пробивается первая зелень.

«Википедия» приводит различные попытки объяснения имени Ярилы: через связь с санскритским корнем ar («движение вверх»)и по аналогии с рядом славянских лексем, имеющих в своем составе древний корень «яр». Эта морфемная единица подразумевает стремительность, силу, молодость, и вошедший в имя божества, нашел свое отражение во многих языковых единицах и дошел до наших дней.

Молодая овца – ярка. Для обозначения ослепительного света используется слово «яркий». Яровые посевы первыми всходят весной. Такие славянские имена, как Ярополк, Ярослав, Ярина тоже напоминают о связи с корнем «яр». Не случайно считается, что первый визит Ярилы на землю проходит в дни весеннего равноденствия, когда солнце начинает отвоевывать себе время.

Справка. Символы Ярилы связаны с солнцем. Главный из них – славянская свастика. Крест имеет четыре луча, серпообразно загибающихся против часовой стрелки.

Ярило – покровительствует плодородию, ведь с его именем связана легенда о зарождении жизни на Матушке Сырой Земле. Солнечный Ярило освободил Землю от мрака, напитав ее светом. И расцвела Мать-Земля от весеннего солнышка, родив много живого. Куклу Ярило, как покровителя плодородия, мастерили с большим фаллосом.

Так как Ярило – это одна из ипостасей Бога Солнца, то в его арсенале имеются стрелы, символизирующие солнечные лучи. Эти стрелы Ярило посылает на Землю, чтобы побороть холод и безжизненность зимних дней. Одновременно стрелы ассоциируются с оружием, поражающим сердца любовным чувством. Также атрибут Ярилы – золотой щит округлой формы, символизирующий солнце.

Ярилу суждено постоянно умирать и возрождаться вновь с весенними лучами. Об этом свидетельствуют два других символа. В правой руке он держит человеческий череп, ассоциирующийся со смертью и зимой. В левой – пучок золотых колосьев.

Предлагаем посмотреть видео о славянском боге Ярило:

Описание вешнего праздника

Праздник имел разные названия:

  1. «Ярилки»;
  2. «Ярилины гулянья»;
  3. «Ярилино заговенье»;
  4. «Ярилов день».

Один из вариантов уточняется по времени проведения – «Ярило вешний». Это празднование связано с представлениями предков от «отмыкании земли» весной, когда почва полностью освобождается от снега.

Даже после принятия христианства народные гуляния с чествованием Ярилы не прекратились и продолжались вплоть до XX века. Такие празднества сопровождались шумным весельем, обильными хмельными возлияниями, весёлыми песнями и плясками.

Сразу после празднования Ярилы Вешнего приступали к полевым работам. Это нашло отражение в пословицах:

  • «Ярилу первой сошкой встречают».
  • «На Ярилу и ленивая соха в поле выезжает».

Традиции и обряды на Руси

На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли. Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок. Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.

Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества. Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня. В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.

В традициях некоторых местностей деву привязывали к дереву и водили хороводы, исполняя ритуальные песнопения.

Исследовательница Мирча Элиаде предположила, что двуполость характерна всем богам, связанным с плодородием.

У некоторых славянских народов существовала традиция на Ярилин день закалывать молодого барана. Эта миссия возлагалась на неженатого юношу. Исполнитель обряда должен был совершить доверенное таким образом, чтобы ни одной капли крови не пролилось на землю. Зато бараньей кровью оставляли отметины на лице и голове у детей.

Обрядовое чествование Ярилы и его невесты Ярилихи выражалось в изготовлении кукол, их изображающих. На празднике виновников торжества развлекали игрищами и угощали подношеньями, а к вечеру закапывали в землю, в знак начала посевной.

Традицией Ярилова дня была ярмарка. Уже в самом слове содержится отсыл к богу Яриле. Этнографами собраны описания множества других традиций: водить хороводы, петь по ночам ритуальные песни о даровании урожая и сохранении стад.

С Яриловым днем связано ожидание первого выпаса. Наши предки заметили, что до этого времени выгонять скотину из хлева не было смысла. Так как первая зелень еще не появилась. Зато пастухи уже начинали готовиться к рабочему сезону – с Ярилы вешнего они переставали стричься.

В Олонецкой губернии мужчины совершали ритуальные действия на дворе. Хозяин брал топор или нож, который кололи скотину и троекратно обходил хлев, чертя топором на земле линию, окружающую место содержания скота. Все это сопровождалось чтением заговора, а в конце процедуры приносилась жертва Яриле в виде тетерева. Считалось, что такое мероприятие убережет животных от нападения волков во время выпаса.

Приметы

  1. Если на Ярилу вешнего тепло, то лето не за горами.
  2. В этот день провозглашался запрет на вязание и вообще на шерстяные изделия. Считалось, что нарушившему правило грозит наказание – волки всех овец перегрызут.
  3. Увидеть утром на Ярилу вешнего росу – к хорошему урожаю проса.
  4. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  5. Если ночь на Ярилу вешнего теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  6. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  7. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Когда празднуется?

Ярило чествовали несколько раз в году.

  • Первоначально – в день весеннего равноденствия. Это астрономическое явление имеет фиксированную дату, отклонения крайне редки. В 2019 году весеннее равноденствие выпало на 20 марта.
  • Начало посевной отмечали праздником «Ярило вешний» 23 апреля.
  • В начале июня праздновали «Ярилу сильного». С этого дня весенняя удаль божества шла на спад.
  • И во время летнего солнцеворота, на Ивана-Купалу, с Ярилой прощались. Считалось, что к этому времени он отдал всю свою ярь земле и превратился в последнюю ипостась Бога Солнца – старика Свентовита.

Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае. А сам праздник в честь Ярилы вешнего ждали целый год, так как от него зависел будущий урожай.

23 апреля славяне традиционно отмечают славный праздник Ярило Вешний. Праздник этот, как и многие другие, связан с изменением времени года. К этому времени в большинстве регионов России наступает уже настоящая весна. Близятся тяжелые летние работы, к которым следует серьёзно подготовиться. Ну а напоследок можно хорошенько отдохнуть и повеселиться всей деревней. Да и сам праздник приурочен к определенным работам. Отмечать его следует именно 23 апреля, а не 6 мая, как считают некоторые. Путаница же произошла из-за перехода с юлианского календаря на григорианский – были смещены на две недели вперед многие праздники. Но Ярила, как и все праздники славян, привязан к Солнечному календарю, поэтому смещаться подобным образом не должен.

В первую очередь это животноводческие работы. К Яриле Вешнему приурочен первый в году выпас скота. На этот праздник выпадает обильная роса, в результате чего трава начинает расти особенно бурно. Больше не нужно кормить скотину сеном и овсом – достаточно выгнать в поле с хорошим пастухом, и всё будет в порядке. Лошади наберутся достаточно сил для тяжелых летних работ, а молоко у коров станет ещё вкуснее и жирнее. Считается, что в этот день Ярило оплодотворяет Мать Сыру Землю, чтобы она снова щедро плодоносила, радуя людей.

Скотину перед выпасом гладили по бокам специально подготовленными вареными яйцами – крашеными в зелено-желтый или же красный цвет. Яйцами этими потом угощали пастуха. Коров из хлева выгоняли, слегка хлеща веточками вербы – в этот день верба становится праздничным деревом. Кроме того, перед выгоном коров на пастбище, на её пути укладывали поясок – переступив через него, кормилица должна была запомнить дорогу домой, и возвращаться без лишних проблем. Добрые хозяева старались выгнать скотину пораньше, чтобы она полакомилась самой полезной и вкусной травой в году – свежей, с ещё не подсохшей росой.

Пастух также играл немаловажную роль в этот день. Собрав всё стадо за околицей, он брал в руки решето, трижды обходя вокруг животных по часовой стрелке и трижды – против. Это выстраивало мощный энергетический барьер, который запирался на железный замок. Теперь на протяжении целого года коровам не страшны были ни змеи, ни волки, ни медведи, ни другие опасности, подстерегающие в поле.

Вербными же веточками слегка хлестали детишек, приговаривая: «Принесла верба здоровья. Как верба росла, так и ты расти!» Считалось, что подобный обряд поможет детям не только быстрее вырасти, но и избежать многих хворей.

Было и другое важное событие, приуроченное к этому дню – проверка озимых всходов. Это очень важно – зачастую от этого зависело благосостояние, здоровье и даже жизнь членов семьи. Старики просматривали всходы и оценивали, насколько густо они взошли.

Многие хозяйственные мужчины старались вспахать свой участок именно в этот день, чтобы земля окропилась свежей росой. Они говаривали: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Пашня, распаханная в этот день, должна была принести особенно богатый урожай.

После окончания всех работ, народ собирался всей деревней в подходящем месте, устанавливались столы, на которые каждый выставлял угощение – в зависимости от достатка семьи. После сытного ужина старались лечь пораньше – с завтрашнего дня предстояло приступить к выполнению многочисленных работ в поле.

Возрождаются славянские традиции, вспоминаем мы родные праздники. Радует, что нынче многие уж помнят про день, когда Лёля и Ярило приходят к людям. А есть другие праздники, которые ещё забыты. Ярилин день знаете когда?

Встречают Ярилин день 23 апреля. В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в Ярилин день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. Да обо всём по порядку!

Ярилин день: праздник земледельцев

Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:

Приехал к нам Зелен Ярило —
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!

В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.

Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.

В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.Ярилин день

Ярила Весшний: праздник пастухов

В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.

Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.Ярилин день

В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день ведали свой в каждой деревне. После пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Сказывают, в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом пастух всё лето не подает руки чужим людям – таков уговор с Ярило.

Ярилин день: праздник молодоженов

Ещё одну традицию праздника Ярило Вешний ведаем. Собирались в деревне жонки да шли обходом по домам молодоженов, тех, кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, Ярило Вешнего просили о плодородии, скором рождении деток в семье. Молодожены за то одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением.

Как встретить праздник Ярила Вешний нынче?

Трудно нынче в городах соблюсти традиции праздника, столь сильно связанного с природой. Ярила Вешний был любим нашими предками, жившими на земле, а нынче вовсе почти забыт. А всё же волшебный дух, настроение этого дня можно ощутить и нынче!Ярилин день

Ярилин день – это и озорство молодых парней, переодетых для традиционного обряда, и радость от того, что Мать — Земля пробуждается и дарит нам свои плоды, и ощущение биения жизни, ярой, молодой силы…

Источник

Ярило Вешний Просили Ярилу оберечь скот от всякого хищного зверя (Фото: Kane513, по лицензии Shutterstock.com)

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!

С таким приговором молодежь обходила дворы рано утром в день, когда первый раз после долгой и холодной зимы скотина торжественно выгоняется на пастбище, на так называемую Ярилину росу.

Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили «бяшками» — особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасли скот до высыхания росы.

Просили Ярилу — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя.

Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть).

После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком.

В этот день также проводился важный обряд — Отмыкание Земли, или по-другому — Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, после чего начинается бурный рост трав.

На Ярилу запахивали пашню, говорили: «На Ярилу выезжает и ленивая соха».

С этого дня начинались весенние свадьбы. Мужчины и женщины катались по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

ПАСКА – Егорий Вешний, Ярилин день.

На Полесье да и по всей Руси ещё в 20 веке Паска — была праздником «первой» паски коров. Пастух на паску собирал коров в корован, коровод и хозяйки давали ему с собой в дорогу кушать коровай и яйца. Кто больше даст, ту корову пастух будет лучше пастить (весенний пост бедный травой).
(Пас — ход, движение, пассажир, дать пас, пасти, пасть, пасси, поход, происшествие, попутчик, пост, почта, припас, запас, пассивно, паспорт, пастор, пастух, паства, папа.)
Для паски использовались прутики вербы с мягкими котиками, чтобы не ранить корову. Их бросали в реку, прося защиты для стада. Река, родник — место связи с природой, богом. Яйца шли как символ и известный лечебный метод для выкатывания коров, чтобы были как яйцо плодородными и круглыми
То есть, все праздники на Руси были приурочены к природным процессам.
Коровы были священными и назывались Зорьками, Звездами, потому что они удобряли почву и давали молоко, из которого делали сливки, творог, масло.
Борис Продухо
**************************************
В Индии коровы и сейчас священные животные. А пошло это от нас, ведь когда-то часть наших предков (при смене климата и наступившем похолодании в северной части Руси и в Сибири) вышла в Индию и унесла с собой туда наши народные верования. Это записано и в индийских Ведах — на прародине полгода был день, а полгода ночь – то есть, наш Крайний Север. Также многие российские гидронимы и топонимы становятся понятными только с применением санскрита.
Егорий (Ярила) Вешний – Юрьев, Ярьев день – вот первый день паски коров на Руси.
На Масленицу – (Ярила Красный, Велик День — народный праздник прироста солнца, дня, света сразу после весеннего равноденствия) пекли блины в виде солнца. И с незапамятных времён весной к праздникам Солнца пекли славянские женщины куличи и паски – бабки
В некоторых регионах данный кулич также называют паской. Паски приготовляют и творожные, называемые бабами. А зайцы всегда считались символом плодородия у многих народов.
Со всеми весенними праздниками Русов — славян также связана традиция крашения яиц, так как яйцо символизирует новую жизнь, начало её, чудо рождения и возрождения.
После введения на Руси христианства много народных праздников понемногу трансформировали и адаптировали под христианские события. Историки считают, что так произошло и с обрядовым хлебом и пасхальным куличом и яйцами.

Ярило Вешний — Егорий — Паска 23 апреля (6 мая)

Ярилин день: славянский мужской праздник.
Праздник Ярила Вешний – день первого вывода скотины на пастбище – ПАСКА
Ярилин день или Ярило Вешний – славянский праздник плодородия и мужской силы. День Бога Весеннего Солнца Ярило празднуют 23 апреля. В это время земля уже прогрета весенним солнцем и славяне традиционно начинали работы на полях. К Ярило обращались все мужчины, независимо от того, каким трудом они зарабатывали на жизнь. На Ярилин День символически заключали договор с Богом Весеннего Солнца, чтобы земля дала богатый урожай, а домашний скот был защищен от диких животных.
Приехал к нам Зелен Ярило –
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привез жита колос
И от Солнца добрую весть!
Значение праздника Ярилин день для славян
В этот праздник Ярило почитался не только как юный Бог Весеннего Солнца. В Ярилин день к нему обращаются как к Богу Плодородия, подарившему людям хлеб. Почитают в это время и Ярило – Волчьего Пастыря. С ним пастухи уговариваются о благополучии домашнего скота на целый год. В Ярилин День вспоминают Ярило и как Бога Страсти, мужской силы, потому в этот праздник почитают молодоженов и желают им скорого рождения детей.
Славяне издревле почитали солнце. Солнечный свет дарил жизнь всему на земле, согревал после долгой зимы и прогонял тьму. Всюду подле себя человек видел напоминания о живой, солнечной силе!
Ярилин день непременно был праздником, связанным с трудом. Большая часть обрядов этого дня проводилась на полях и пастбищах, где мужчины начинали распахивать землю для посева зерна.
Обряды праздника Ярилин день
Славяне считали, что на Ярилин день Бог Весеннего Солнца сам объезжает поля, леса, пастбища. Ярило проверяет готовность земли к посеву. В лесах Ярило – Волчий пастырь договаривается с волками о сохранности домашнего скота на пастбищах. Считалось, что волки могут напасть на скот только с разрешения Ярило.
Ярилин день был праздником, посвященным мужской силе. Потому в праздничных обрядах участвовали мужчины. Часто одного самого красивого и ловкого парня сажали на белого коня. Он представлял собой образ Ярило, помогал Богу осматривать поля. Иногда вместо белого коня наряжали лошадью двух парней, которых сверху покрывали тканью. На них парень, изображавший Бога Ярило, объезжал поле с колосьями пшеницы в руках.
Пастухи в Ярилин день читали уговор перед первым выгоном скота. Тексты таких заговоров-уговоров были длинными. Каждый пастух хранил их в секрете.
Иногда заговоры на благополучие домашнего скота даже выкупали у знающих людей. Весной в деревне выбирали пастуха, который будет всё лето пасти общее стадо. На Ярилин день пастух один или вместе с деревенским Знаткой обходил пастбище и читал уговор к Ярило.
Третий обряд праздника Ярилин день – чествование молодоженов. Молодежь ходила по дворам, где есть молодые семьи и «окликала» молодых. Для этого пели хвалебные песни, желали счастья, здоровья, скорого рождения детей. Молодожены в ответ одаривали окликающих заранее приготовленным угощением.
https://goo.su/54N3
***
Ярило Вешний- Яровитов день (Егорий, Юрий Вешний)
День Бога Яровита
6 мая по современному календарю (23 апреля по старому стилю) староверы Сибири празднуют Яровитов день. У этого праздника немало других сохранившихся народных названий — Ярила Вешний, Юрьев день (так его стали называть после принятия христианства), конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Юрий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу. Это был один из основных календарных рубежей в жизни крестьян. На Ярилу Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы.
Яровит-Ярило Вешний (Егорий, Юрий Вешний) — суть и традиции
На весенний Юрьев день «Юрий открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена ведических времен (язычества) в это время отмечали праздник, посвященный Яровиту (Яриле Вешнему).
Яровитовой росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми ключами Яровит открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав.Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.
Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После славлений Богам и предкам, каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства Яровитовой росы.
Практически забытая традиция Ярилы Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки, за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник (от слова Вить-соединять, потому и Яровит), или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на некоторые другие праздники.
Яровит считался покровителем невест, и в его праздник девушки читали замолвления о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.
В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев (Яровитов) день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Перунов день, 2 августа.
Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.
Обычаи и обряды
В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой.
6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы.
Празднование Ярилы Вешнего в северных традициях
6 Мая (23 апреля по старому стилю) – праздник Ярила Вешний
Ярилин день: праздник земледельцев
Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:
Приехал к нам Зелен Ярило —
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!
В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.
Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.
В Ярилин день молодой парень помогает богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.

На Ярилин день обходили поле с песнями:
Ярила, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На ядренистое,
На колосистое!
Ярила Вешний: праздник пастухов
В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний — Егорий волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.
Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.
https://goo.su/54nd

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Японский праздник канамара мацури
  • Ярилин день сценарий мероприятия
  • Японский праздник дракон
  • Ярик пропал после новогодних праздников
  • Японский праздник день мальчиков