Сценарий праздника
«Ярмарка мастеров».
Старший дошкольный возраст
Цель: приобщение детей к культуре родного народа через ознакомление с декоративно-прикладным искусством.
Задачи: обобщить представления детей о декоративно-прикладном искусстве России (народная роспись);
развивать умение ориентироваться в накопленной информации, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями;
воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
Материал: народные костюмы, выставка изделий мастеров для оформления лавок; корзина с пряниками, атрибуты для игр; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии, бубны, оформление — карта России.
Ход мероприятия:
Музыкальный групповой номер под песню «Мы – великая страна!».
На сцене остаются 4 детей
1 ребенок
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
2 ребенок
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
3 ребенок
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!
4 ребенок
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится!
Ведущие 1 и 2 поочередно:
Как огромна! Как красива!
Все вместе
Наша Родина – Россия!
Девочки раздвигают занавес, открывая декорацию: карту России
Ведущий 1: (обращая внимание детей на карту России).
Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки», «Мастера золотые руки».
Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ…
Звучит сказочная музыка
Ведущий 2:
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!
Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство.
Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы!
То ли сказка, то ли быль
Вы уж сами посудите!
Ведущий 1:
С тех давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! А у вас есть мастера?
Ведущий 2:
Есть! Здешние мастера уж приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится!
Ведущий 1:
Ну-ка, кони златогривые, вставайте
Да на Ярмарку товар доставляйте!
Ведущий 2:
Собирайте, мастера, свой товар расписной,
Пусть подивится народ этой чудо-красотой!
(Дети идут парами по залу под веселую народную мелодию; становятся двумя полукругами около стола с Хохломой, хохломские мастера – за стол)
Ведущий 1:
Эй, вы люди добрые и недобрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Ведущий 2:
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку да съезжаются!
Хохломские мастера:
1 Ребенок
Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
2 Ребенок
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
3 Ребенок
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо — ложки!
Ведущий 1:
Посторонитесь-ка, друзья,
Посмотреть хочу, и я!
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчки, завиточки…
Ведущий 2:
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
И откуда ж сей товар,
Кто бы нам, друзья, сказал?
Покупатели: Это Хохлома!
Ведущий 1: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки)
Ведущий 2:
Ах, посуда хороша,
Так и радуется душа!
Тут вот покупатели товаром любуются,
А ещё интересуются!
Вопросы покупателей:
— Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)
— Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)
— Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой)
Хохломские мастера:
1 Ребенок
Налетайте! Налетайте!
2 Ребенок
Покупайте! покупайте!
3 Ребенок
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Ведущий 1:
Раздавайте чудо-ложки,
Поиграем мы немножко!
«Игра с ложками»
Передавайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо — ложки
Для себя дружочка!
Под музыку передают ложки. У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, те выходят в круг, играют на ложках
Ведущий 2:
Солнце красное встаёт,
К другой лавке спешит народ!
(Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают
остальных детей возле своей лавки.)
Городецкие мастера:
1 Ребенок
Есть у нас в стране местечко,
Где расписывают дощечки!
2 Ребенок
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
3 Ребенок
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют!
4 Ребенок
Вы по Волге вниз спуститесь,
На другой берег поднимитесь,
5 Ребенок
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!
Ведущий 1:
До чего ж красивые вещицы
Предлагают мастера и мастерицы!
Ведущий 2:
Покупатели диву даются,
а вопросы так и сыплются!
Вопросы покупателей:
— Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь)
— Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей)
— Почему городецкая роспись такая праздничная? (В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.)
Ведущий 1
Ох, Россия, ты Россия –
Слава не убавилась.
Городцом, ты Городцом
На весь мир прославилась!
Ведущий 2
Ну-ка, чудо-мастера!
Выходите-ка сюда!
Ярмарку продолжаем,
С ленточкой поиграем!
«Игра с лентой»
Вышел (а) (имя) погулять,
Стал (а) подружку (друга) выбирать,
Стал (а) подружку (друга) выбирать,
Кому ленту передать!
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку возьмись!
Мы считаем -1,2,3 –
Ну-ка, ленту забери!
(Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек».)
Ведущая 1:
Пока дружно мы играли,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают,
Гостей к себе зазывают!
(Дети – «гжельские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)
Гжельские мастера:
1 Ребенок
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
2 Ребенок
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
3 Ребенок
Гости дорогие, товары выбирайте
И вопросы задавайте!
Вопросы покупателей:
— Из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины)
— Почему посуда так называется – Гжель? (По названию деревни, и потому что её два раза обжигают в печи)
— В чём особенность гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые, необычные формы – например, в виде разных животных)
Ведущий 1:
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней!
Когда расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
Ведущий 2:
Ну-ка, дети, не зевать,
Гжель попробуйте собрать!
Крышечки мои возьмите –
Узор Гжели соберите!
(Детям предлагается выложить на полу узор из пластиковых крышек, чередуя белый цветок с синей серединкой
с синим цветком с белой серединкой)
Ведущий 1:
Мы сегодня чудеса видали,
Мы на ярмарке весёлой побывали!
А теперь ко мне подойдите,
На мои товары поглядите!
(Детям предлагают выбрать раскраски росписей)
Ведущий 2:
Тары-бары-растабары,
Есть еще у нас товары!
К нашему ярмарочному завершению
Предлагается вкусное угощение:
Пряник мятный, ароматный,
Удивительно приятный!
Ведущий 1:
Ну, тогда, честной народ,
Собирайся за столом!
С мылом руки отмывай,
Угощенье разбирай!
Под веселую музыку идут мыть руки и садятся за столы.
ГОРОД МАСТЕРОВ-ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Зазывала:
Солнце яркое встает,
Собирается народ.
Под лучами яркими
Мы откроем ярмарку!
Зазывала:
Народ собирается,
Ярмарка открывается.
Приходите, приезжайте,
всё, что надо покупайте.
Зазывала: На ярмарку! На ярмарку!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Мастерица
Добро пожаловать, гости дорогие.
Давно я вас жду поджидаю,
Праздника без вас не начинаю.
Сегодня здесь открывается ярмарка – выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки».
Мастера здесь, что надо – на все руки, и не только от скуки! Целый город — Город мастеров!
Ярмарочные веселья, были яркой страницей народного быта. Гулянья были ярким событием, шумным всеобщим праздником. На ярмарках не только торговали и покупали, но и конечно веселились, как могли: пели, танцевали, силой мерились, опытом делились.
Зазывала:
Не будем время терять,
Давайте праздник начинать!!!
Зазывала:
Любезный народ! Пришел черед.
Мастеров вам представлять,
Их работу прославлять!
Ведь сегодня здесь у нас
Мастера – ну высший класс!
Мастерица
А вы, дети, проходите,
На убранство поглядите!
Ярмарка у нас большая,
Да красивая какая!
Проходите, посмотрите,
Да про все нам расскажите…
А люди торговые, на нашей ярмарке должны
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
Себя показать,
И товар свой продать.
Мастерица:
Мастера и мастерицы,
Добры молодцы, девицы
Уменье свое покажите
Товар свой расхвалите!
А я с помощниками пойду по торговым рядам посмотрю товар, может что и куплю.
Дети расходятся по торговым столам, садятся за них начинают продолжать выполнение, ранее начатых работ (вышивать, делать роспись посуды) на переднем крае стола выставлены готовые товары для продажи: посуда с росписью Гжель, Городец, Хохлома, Дымка.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – Свистопляска».
Хоровод со свистульками и трещотками
Купец. Хохлома
Подходи, детвора, — зазывает Хохлома!
Это, братцы, мои.
Наш товар из Хохломы:
Посуда и игрушки,
Свистульки и зверушки.
Наша ложка — хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить.
Продадим вам, так и быть!
Мастерица:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг,
Правда, дети, тут красиво,
Аж захватывает дух.
Купец. Городец
1.Ой вы, гости дорогие,
У нас доски расписные,
Собирали их, старались.
Показать вам собирались.
Мы с улыбкой на лице
Расскажем вам о Городце!
2.Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит Городец.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Мастерица:
Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
Дети:
Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас
Мастерица:
Я ведь Мастерица — Привередница,
Меня одним красным словом товар купить не заставишь!
ты скажи мне, чем твой товар хорош?
Ребенок:
Посуда наша,
Для щей и каши
Не бьется, не ломается,
И порче не подвергается.
Из такой посуды есть
Просто объеденье.
Посуду выбирайте
Скорее покупайте!
Мастерица:
Хорош твой товар, да пойду я погляжу и другой.
Подходит ко второму столу, где лежат ложки (с нею два мальчика)
Купец ложкарь:
Ой, детишки-ребятишки!
Подходите поскорей!
Покупайте! Выбирайте!
Что угодно для души.
Все товары-хороши!
Ребенок-продавец:
Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золоченые, узоры крученые.
Хоть щи ими хлебай,
а хочешь – музыку играй.
Ребенок с Мастерицей
Нам бы ложки,
Чтоб плясали ножки!
Мастерица:
Пожалуйста, ложки выбирайте.
Плясовую затевайте
Дети-покупатели берут ложки, танец с ложками
1-й мальчик.
Мы по ярмарке ходили,
Ложки дешево купили —
Красивые, резные
Ложки расписные.
2-й мальчик.
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Будем весело плясать.
Звонко ложками стучать! (исполняют танец, уходят)
Мастерица:
Пойду-ка я по базару, прикуплю кой-какого товару.
Дети: (которые стоят за столом гжели)
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Сказка, роспись здесь у нас полюбуйтесь в добрый час
И за тридевять земель едут, чтоб увидеть Гжель
Поскорее подходите, выбирайте и берите
Мастерица:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Дети:
Мастерицы мы из Гжели
Рисовать нам нравится
И любая наша вещь,
На весь мир прославится.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Глядите, не моргайте,
Рты не раскрывайте,
Ворон не считайте,
По дешевке покупайте.
В это время дети выходят для игры «горшки»
Мастерица:
Хороша у вас посуда. Пожалуй, куплю вот этот горшок.
Проводится русская народная игра «Горшки».
Выбираются 2 водящих: «продавец» и «покупатель». Дети садятся в круг на коленки. Это «горшки». Под русскую народную мелодию «Из-под дуба» «покупатель» и «продавец» идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече:
— Почем горшки? — По денежке! — А не дырявые? — Сам попробуй!
«Покупатель» идет по кругу, выбирая «горшок». «Продавец» идет позади, уговаривая его: «Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь!» и т. п. Когда «покупатель», наконец, выбрал «горшок», он останавливается и говорит: «Вот этот беру!». Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто
первым добежал до «горшка», становится «продавцом», а «горшок» — «покупателем». Проигравший садится в круг, он «горшок».
Дети: (которые стоят за столом)
1.А вот матрешки
На одной ножке.
Пять штучек в одной кучке.
Диво дивное, чудо — чудное, а не товар!
Матрешки — игрушки знатные, складные да ладные,
Они повсюду славятся, они и вам понравятся!
2.Пока матрешки друг в дружке,
Молчат и не поют частушки,
А поставишь в ряд –
Запоют все в лад.
Мастерица:
Давайте сядем-посидим,
На матрешек поглядим.
Девочки:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь –
Вам за нами не успеть!
Девочки исполняют танец «Матрешки», поют частушки
Мастерица:
Засиделись вы, ребята!
Для всеобщего веселья побежим на карусели!
Зазывала:
Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй
Звучит музыка «Карусель».
Хозяйка (с каруселью в руках)
Шутки, прибаутки, веселье
Приглашаю кататься на карусели!
Закрутили, завертели колесо у карусели
Становитесь в круг скорее,
Всем нам ехать веселее!
Игра: «Карусель»
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Дети: Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите
Раз-два, раз-два – Вот и кончилась игра.
Карусели, карусели
Закружили, завертели –
Мы с тобой за облаками
Словно птицы полетели!
Мимо дома, мимо ели,
Мимо мамы на аллее
Быстро-быстро нас вертели
И кружили карусели.
Дети: (которые стоят за столом)
1.Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные.
Нас на ярмарку позвали
Чтоб игрушки продавали.
2.Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!
1.Наше дело — вам продать,
Ваше дело-покупать.
Налетайте, налетайте!
Покупайте- ка, игрушки!
Водоноски и зверушки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой.
Игрушки – диво!
Изящно и красиво!
Угодно купить,
могу уступить
Мастерица:
Чем знаменито Дымково?
Дети:
1.Игрушкою своей.
2. Игрушки вятские на все манеры. Вот вам барыни, а вот кавалеры!
У барынь алые щеки и губки, нарядные платья и теплые шубки
Хоть весь базар обойдете, лучше барынь не найдете.
Дети выходят с игрушками на середину зала:
Дети:
1. Вот игрушки знатные
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
2. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
3. Вот индюк нарядный.
Весь такой он важный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
4.Посмотри, как хороша эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво, а барышня ну так красива
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Мастерица:
Да, на таких посмотреть и самим интересно,
Мне кажется, барышни пляшут чудесно.
Под наши веселые русские пляски
Они оживают, как будто бы в сказке!
Барышни:
1.Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2.Мы игрушки расписные-
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские
/Дети танцуют «Дымковский танец» /
Все мы лавки посмотрели,
И купили, что хотели.
Мастерица:
Ну вот мы с вами и вспомнили все представленные здесь промыслы, полюбовались изделиями русских мастеров. А это стенд с работами воспитанников детского сада. Это выставка работ наших мастеров. Дети расписывали фигурки и силуэты изделий известных промыслов. Давайте ими полюбуемся. У них получились красивые узоры, и может быть, кто-нибудь из них, когда вырастет, станет настоящим художником.
Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс по росписи дымковских игрушек. Прошу занять места в нашей мастерской и воспитателей, и детей других групп.
Мастер-класс
Мастерица:
Ай да ярмарка у нас!
Получилась просто класс!
Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
ПРИЮТНЕНСКИЙ РАЙОН
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР
«РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Ярмарка мастеров
Выполнила: Божко Татьяна Ивановна,
учитель музыки МКОУ «Воробьёвская СОШ»
с. Воробьёвка
2010 г.
Ярмарка мастеров
Звучит веселая русская народная мелодия, зазывающая всех на ярмарку.
Ведущий ( хозяйка)
Эй, народ честной, здравствуйте!
Всех на праздник – ярмарку приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю!
В городе мастеров наш праздник открывается,
Потому, что мастера здесь лучшие собираются.
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь!
Под музыку « Ой, вставала я ранёшенько» выходят змейкой, держась за руки дети.
« Выход на ярмарку» (Муз.рук. №4/2006г)
Появляются 2 скомороха
Ерема:
Я — Ерема!
Фома:
Я – Фома!
Вместе:
Скоморохи мы!
Ерема:
Уж как жили мы два брата,
Я – Ерема, он Фома,
Два удалых молодца.
Я, Ерема. Что затеял,
То Фома и подхватил.
Я на ярмарку приехал-
И Фома мой прикатил!
Фома:
Ярмарка искристая
Ярмарка задорная
Кружится неистово,
Молодо и здорово!
Ерема:
Программа обширная,
Весельем обильная,
Гостей не счесть,
Участников не перечесть!
Фома:
Слушайте, люди добрые!
Сообщаю сей же час
Губернаторский указ!
( читает)
Чтоб было все, как подобает:
Ярмарке – шуметь,
Горожанам – песни петь.
Силою богатырскою мериться,
Торговать, меняться!
Веселью, шуткам быть!
Повелеваю Ярмарку открыть!
Песня « Ярмарка» ( Муз.рук.№4/2004г.)
Выходит Хозяйка с караваем
Хозяйка:
Хлебом, солью всех встречаем
На ярмарку приглашаем!
Каравай гостям несем!
( Обходит с караваем всех гостей и детей)
Всем ли места хватило? Все ли расселись?
Тогда представление начинается,
Ярмарка открывается!
Фома:
Тайну вам, друзья, откроем,
Скажем все без лишних слов:
Вы сегодня оказались
В чудо – граде Мастеров!
Ерема:
Нынче прибыли на праздник
Мастера ремёсел разных!
Фома:
Эй, народ! Спешите видеть!
В тесноте да не в обиде.
К нам явились не купцы,
А умельцы – молодцы!
Звучит музыка « Камаринская»
Выходят дети – торговцы, выставляют свои товары.
-
Как волшебная жар – птица
Не выходит из ума,
Чародейка мастерица –
Золотая хохлома!
-
Посуда наша для щей и каши,
Не бьется , не ломается
И порче не подвергается!
-
Деревянной ложкой есть-
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семёна
За изобретение!
-
Расписная, легкая, нет её нужней,
С ней и щи отменные и кисель вкусней.
Скажем мы: «Спасибо!» славным ложкарям
Дарят настроение и здоровье нам.
Частушки « Дуйте, ветры, дуйте…» Муз.рук. №3/2008г.
( выходят дети с лотками: с лентами, пряжей, кружевами)
-
Пришли мы с нитками, пряжей,
Со всяким рукодельем,
С лентами, платками,
Узорчатыми кружевами!
( с маленькими платочками)
-
Платочки шелковые-
Алые, голубые, лиловые!
( с большими платками)
-
А вот платки расписные, посадские-
Можно сказать даже царские!
( мальчик с корзиной яблок)
-
Яблочки садовые,
Яблочки медовые!
Все наливчатые!
( выходят две девочки, в руках у них кулечки с семечками)
-
Семечки калены
Раздают Алёны.
Всем, всем, всем раздаем!
И всем сдачи даем!
-
Кому орехи? Кому орехи?
Золоченые грецкие орехи
Взрослым для богатства,
Детям для потехи!
Хозяйка:
Наш Яшка на ярмарку ходил,
Да орешков прикупил.
Яшенька , не зевай
С нами весело играй.
Игра « Яшка» (муз.рук. № 3 2008г.)
Яшка ходит в центре с завязанными глазами, дети движутся вокруг него по кругу, приплясывая и подпевая.
Сиди, сиди, Яшка,
Красная рубашка.
Грызи, грызи, Яшка,
Орехи калёные,
Невесте дареные.
Чок, чок. Чок, чок!
Вставай, Яшечка, дружок!
Где твоя невеста?
В чем она одета?
Как её зовут?
И откуда привезут?
( Яшка ловит детей и отгадывает.)
Фома:
Майданские игрушки – красивые яркие матрешки.
Где их только не увидишь:
На сельских ярмарках и в Москве, и в Париже,
А на свет они произошли благодаря старинной легенде.
Инсценировка.
Ерема:
Жил – был Иван – молодец. Пошел он по свету поискать себе красавицу невесту. Ходил, ходил, но нигде такой красавицы не нашел. Что Ивану делать? Пришел он в лес дремучий, а навстречу ему девица идет, вся как маков цвет цветет, и Ивану молвит:
Девица:
Выйду замуж за тебя,
Коль из дерева простого
Мастерство свое вложив,
Сотворишь красу – девицу
Краше самой Жар – птицы!
Ерема:
Молвив это, сей же час
Девица исчезла с глаз
Времени с тех пор прошло немало
Солнце и садилось и вставало,
А Иван то все не унимается
И земную красоту создать пытается.
Девицы Ивану улыбаются,
Светлым облаком наряд их разливается.
Деревенский люд матрешкой не нахвалиться.
Уважают Ваню все, а он все мается.
Так летел за годом год, век прошел,
А Иванов труд в нашу жизнь вошел.
Так Майдан своей Матрешкой знаменит.
Об Иване мастере слава по свету летит.
Иван:
Приготовьте – ка ладошки
Будем хлопать от души.
Развеселые матрешки
В гости к нам сюда пришли!
Выходят матрешки
Ой, да, люди добрые, а матрешки-то живые!
Да как красивы – просто диво!
Матрешка:
Станем девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки « Матрешки» ( Муз.палитра №5 2009г.)
Хозяйка:
Пришли нас позабавить два брата. Сейчас мы послушаем: о чем разговаривают Демьян да Вавило, чтоб их веником придавило!
Вавило:
Уж как жили то два брата – Демьян да Вавило
( поворачиваются и кланяются друг другу)
Демьян:
Вавило – рубаха да Демьян – кафтан!
Вавило:
Пора, брат Демьян,
Землю пахать, рожь засевать!
Демьян:
Эй, Вавило, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Вавило:
А Демьян – то волокита!
Купил лошадь без копыта!
Демьян:
У Вавилы – то гнедая,
У Демьяна вороная!
У Вавилы – то не едет,
У Демьяна не везет!
Вавило:
Эх, бросим – ка, брат Демьян,
С тобой это ремесло!
Демьян:
Давай – ка лучше, брат Вавило,
Деньги ковать!
Вавило:
Вот Вавило стал ковать,
А Демьян – то поддувать!
Демьян:
У Вавилы – то не дует,
У Демьяна не куёт!
Хозяйка:
Эх, Демьян да Вавило,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки!
Демьян:
Эх, бросим – ка ,Вавило,
С тобой это ремесло!
Вавило:
А давай – ка, брат Демьян,
По имениям ходить
Да народ веселить!
( кланяются)
Фома:
Это всем давным – давно признать пора-
Всюду русские в почете мастера!
Наш свободный удивительный народ
Он веками чудо сказку создает!
И хоть сказкой никого не удивишь
Знает Палех наш и Лондон и Париж!
Воздадим же честь большую и хвалу
Тем, кто сызмальства приучен к ремеслу!
Ерема:
Ну что ж, товары ваши хороши
Теперь попляшем от души!
Хозяйка:
Как кадриль – то заиграет,
Всех танцоров увлекает.
Запевай песню шуточную,
Прибауточную!
Песня « Ваня милый!» ( Муз.рук. №4/2004г.)
Танец « Кадриль» муз: 1ч. « Милкачё»
2ч. « Жила была бабка у самой речки»
Хозяйка:
Ярмарке уже пора закрываться,
А нам еще на карусели кататься!
Игра « Карусель»
Песня « Ехали купчики с ярмарки» ( Муз.рук. №5/2006г.)
Хозяйка:
Тут и Ярмарке конец,
А кто слушал – молодец!
Дети:
Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу!
Хозяйка:
А пока вы слушали,
Огурцы на огороде
Зайцы скушали.
Коль не вышло с огурцами,
Угощу вас леденцами.
А гостей дорогих угощу
Горячими крендельками.
( взрослые выносят лотки с угощением)
Получили леденец?
Вот и ярмарке конец!
Автор: Ходюшина Вера Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ «центр образования №3»
Населённый пункт: город Донской, Тульская область
Наименование материала: методическая разроботка
Тема: сценарий праздника «Ярмарка в городе Мастеров»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированной
совместной образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
«Ярмарка в городе
мастеров»
Автор:
Ходюшина В .Е. музыкальный руководитель
МБОУ «Центр образования №3» г. Донской, 2018 г.
Цель: воспитание лучших нравственно-духовных качеств
юного гражданина отечества на основе формировании
начальных знаний об истории родного края.
Задачи:
гармонично ввести ребенка окружающий мир через
призму национальной культуры быта и традиций своего
народа;
развивать познавательный интерес, обогащать
обществоведческий словарь детей;
способствовать развитию эстетического вкуса;
развитие креативности ребенка через способность
удивляться, удивлять и познавать мир; активизировать
индивидуальные способности детей;
познакомить детей с народной филимоновской игрушкой,
способом ее изготовления и росписи;
учить рассматривать глиняные игрушки, выделять
материал – глину, украшения игрушки, нарядность,
яркость;
познакомить со способом изготовления тульского
пряника, его историей;
создать радостное настроение от встречи с народной
игрушкой, тульской гармошкой, усиливая впечатление
использованием фольклорных произведений, костюмов;
Предварительная работа с детьми:
Беседы о родном крае, его достопримечательностях,
народных умельцах. Рассматривание картин художников,
иллюстраций народных промыслов Тульского края,
просмотр видео о изготовлении тульского пряника,
народных игрушках, художественно-творческая работа
детей, разучивание песен, танцев. Индивидуальная работа
с детьми.
Зал украшен иллюстрациями филимоновских игрушек,
тульских пряников, самоваров, большой куклой Тульская
барыня. На столах стоят самовары, гармошки,
филимоновские игрушки, лавка по изготовлению и
росписи филимоновской игрушки, лавка по изготовлению
тульских пряников.
Герои действия: две девушки (зазывалы-продавщицы в
русских народных костюмах), Тетушка Привередница,
медведь с гармонистом, торговцы товаром, мастера по
изготовлению филимоновской игрушки и тульского
пряника.
*-этим значком помечены слова и стихотворения, взятые
из интернета.
Ход:
В зал входят ведущие в русских народных костюмах.
Вед.1
Эй, народ честной, здравствуйте (кланяется)!
Всех на праздник приглашаем,
Веселья и хорошего настроения желаем!
Вед.2
В городе мастеров наш праздник открывается
Потому что мастера здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь, то сами убедитесь!
Вместе: Время и ярмарку начинать!
(танец «Ярмарка» )
(Появляется) Тетушка-Привередница:
Добры молодцы, девицы, мастера и мастерицы
Уменье свое покажите! Товар свой расхвалите!
Я ведь Тетушка-Привередница,
Меня одним красным словом товар купить не заставишь!
(*)
(подходит вместе с ведущими – зазывалами к столу
самоваров)
Торговцы самоварами (двое)
Первый:
Эй, народ честной, у стены не стой!
Второй:
Молод ты, аль стар – выбирай товар!
Первый: (показывает на второго)
Брат Назар!
Второй: (показывает на первого)
И брат Иван! Оба мы Лисицыны!
Изготовлен без изъян – нами первый самовар!
(указательный палец вверх)
Первый:(*)
Поэтами воспетый
Пузатый самовар
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом!
Второй: (*)
Само-само-самовар
На столе красуется
Дышит так, что виден пар
Все мы им любуемся.
Сапогом его качай,
Ох, как разгорается,
Само-само-самовар
Жаром обливается.
Пых-пыхтит как паровоз,
Ждем мы с нетерпением.
Сушки вот для вас принес-
С чаем — наслаждение!
Ведущие:(*)
Товар отменный!
Сам дымком дымит, сам чайком поит!
Тетушка – Привередница :
Вижу, хорош товар!( Выбирает самовар, рассматривает,
платит манетку. Ведущие расхваливают покупку
Тетушки,она идет к следующему столу)
Торговец гармошками:
А это – тульская гармошка, не стареет сотни лет!
В красоте, в таланте русском, весь находится секрет.
Николай Белобородов
Во всем мире знаменит —
Потому его гармошка
Всех на свете веселит!
Ведущие:
Разойдись, честной народ!
В гости к нам медведь идет.
С ним наш Костя выступает,
На гармошечке играет!
(в вперевалочку выходит Медведица с бубном в лапах,
мальчик гармонист «играет на гармошке», пляшет вместе
с медведем. Тетушка и все участники хлопают,
пританцовывают)
(звучат русские народные наигрыши на тульской
гармошке)
Ведущий 1:
Как растянутся меха
Не удержится нога!
(танец «Гармошка»)
Тетушка – Привередница:
Да товар у вас хорош,
Где еще такой найдешь!
Ведущий 2 :
В Туле выпускается,
Во всем мире славится!
Ведущий 1:
Чудный город мастеров
Удивить еще готов.
(идет к третьему столу)
Тетушка – Привередница:
Здесь товара я не вижу?
Аль забыли положить?!
Ведущие:
1.Тут у нас лежат загадки.
Чтобы дальше нам пройти,
Нужно нам ответ найти.
2. Растеряли мы картинки.
Нужно их в одну сложить.
Тетушка — Привередница:
Я не знаю, как тут быть?!
Может кто-то мне поможет
И со мной картинку сложит?
(дети вместе с Тетушкой выкладывают картинку(пазлы)
филимоновской игрушки)
Тетушка-Привередница: где это такую красоту чудесную
делают?
Ведущие: (показывают руками направление к лавке)
1. Вот и лавка не простая-
Это лавка-мастерская!
Можно здесь товар купить,
А можно вместе смастерить!
2. Вечера зимою длинны,
И лепим в Филимоново из белой глины
Торговец филимоновскими игрушками:
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные!
Голосисты, как и птицы, и нарядны словно, ситцы.
Хоть базар весь обойдете, лучше вряд ли вы найдете!
Игрушки наши повсюду славятся,
Подходи скорей, и вам понравятся!
Ведущие:
Свистульки чудесные, игрушки потешные!
Сопелки, да гудухи!
Тетушка – Привередница (спрашивает у мастериц):
А это, что за игрушка?
Первая Мастерица игрушек:
Корова- символ плодородия,
Птица — пробуждения земли, символ хорошего урожая,
счастливой семьи,
Конь — богатырская сила, время, свет.
Тетушка-Привередница:
А что за краски чудесные?!
Вторая мастерица: лимонка, малинка, зеленка – так
ласково, мы — мастерицы, называем свои краски.
Третья мастерица:
Начинаем писать всегда с центра, чередуем разноцветные
полоски и только голова окрашивается одним цветом,
чаще зеленым или красным.
Ведущая 1:
Животные и птицы всегда расписываются по
определенной схеме: поперек туловища и шеи идут,
чередуясь, разноцветные полоски.
Мастерица 1: сначала желтые полоски и пятна
Мастерица 2: потом красным, затем зеленым, синим
Мастерица 3: а иногда фиолетовым
Тетушка – Привередница: А можно и я попробую
расписать игрушку.
Мастера: можно!
(расписывают игрушки)
Тетушка-Привередница:
Как такую игрушку звонкую, чудесную не купить…
Это надо…(ищет и оглядывается) кошелек обронить!
Ой, забыла, ой, забыла, кошелечек обронила!
Никто не видал моего кошелечка?
Ведущие:
А ну-ка, беритесь за руки. Придется пойти и поискать.
(игра «Мы пойдем сейчас направо»)
Тетушка – Привередница:
Вот и кошелечек нашелся. Спасибо, ребята! (покупает
филимоновскую игрушку)спасибо вам, мастерицы, за
рассказ-обучение! (кланяется)
Торговец пряниками: (*)
А вот пряник! Пряник Тульский!
Аромат, как мед июльский!
Пряник мастером замешан,
На цвету рябины вешней.
Тетушка-Привередница:
Вот так чудо-мастера! Ароматный пряник ваш! С медом он
замешан? А без начинки можно испечь?
Мастер 1: можно и без начинки, самые первые пряники
именно такими и были, их еще жамками называли
Мастер 2: а потом появились печатные пряники разной
формы с затейливым узором.
Мастер3: (показывает) дощечки вырезались из липы с
зеркальным отражением узора. Для вкуса в пряники стали
добавлять орехи, мед и мяту, а теперь начинок и не
перечесть.
Мастер4: Все для того, чтоб народ удивить, да
порадовать!
Тетушка – Привередница:
Можно и я пряник сделаю?
Мастера пряников: можно!
(дети и Тетушкаизготавливают пряники, выкладывают их
на поднос)
Тетушка-Привередница: вот чудеса! Осталось только в
печи запечь, да сахарной глазурью покрыть. (передает
поднос с пряниками ведущему, он уносит)
Ведущие:
1.
А у нас сюрприз для вас:
Песню мы споем сейчас,
2.
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли!
(исполняется песня «Тульские чудеса» автор слов и
музыки Ходюшина В.Е., с обыгрыванием на шумовых
инструментах)
Дети во время исполнения выносят вперед: самовар,
пряники, филимоновские игрушки, гармошку.
Тетушка-Привередница: Ах, спасибо, ребятушки! Я ведь
почему Привередницей была? Это потому что, у меня не
было тульских чудес, да и мастера меня многому
научили. А теперь я кто? Я самая наипервейшая
Раскрасавица-Затейница буду! (скидывает с себя платок,
поправляет свой наряд). Вот вам и от меня подарочек –
кукла оберег Берегиня -Доможириха, пусть ваш дом
оберегает.
Поклон вам и до свидания!
Ведущие и дети :
Тут и ярмарки конец, а кто видел молодец!
Дети уходят под музыку.
«Ярмарка народных промыслов»
Автор: Шаповалова О.А., старший воспитатель,
МБДОУ «Колосок» с.Покровское
Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами — Закон Российской Федерации «Об образовании», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Любовь к родному краю, знание его истории — основа духовной культуры всего общества.
Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.
Тематическое направление — приобщение к культурному наследию
Тема воспитательного мероприятия — «Ярмарка народных промыслов».
Актуальность.Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами, и передачами, у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия – старший дошкольный возраст.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) – в Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель:создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.
Задачи:
Обучающие:
— продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымковская игрушка, Городец, Хохлома, Гжель, Матрёшка и т.д.
— активировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец»;
— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
— вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих доски.
2. Развивающие:
— развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
— способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
— развивать мелкую моторику рук, координацию движений, речедвигательную активность.
3. Воспитывающие:
— воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
— продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству;
— приобщать детей к истокам русской культуры.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия
— формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
— наличие у детей представлений о народном художественном творчестве и умения различать изделия разных народных промыслов;
— приобретение детьми практических умений по работе с различными материалами;
— развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.
6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора — развлечение, посвященное знакомству с русскими народными промыслами, с играми, забавами, песнями.
7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов – педагогическая игровая технология; словесные, наглядные, практические, игровые методы.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
В музыкальном зале столы расставлены полукругом. На столах выставлены предметы народных промыслов: Матрёшки, Дымка, Гжель, Хохлома, Городец.
Музыкальное сопровождение.
Атрибуты для проведения игр.
Канцелярские принадлежности для творческих работ детей
9.Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная работа:
Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций о мастерах гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи;
Беседы, пословицы, стихи, работа в раскрасках;
Роспись разделочной доски по мотивам «хохломской» росписи; городецкого панно; гжельской тарелки;
Слушание народных песен;
Знакомство с русскими народными играми.
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
«Приобщение детей к народным традициям»;
««Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
Мастер класс для родителей и детей «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ведущий:Добро пожаловать, гости дорогие.
Давно я вас жду поджидаю,
Праздника без вас не начинаю.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Большая, великая наша страна – много городов, деревень и сел в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Почти каждый уголок России имеет собственный вид декоративно-прикладного искусства и огромное количество мастеров-умельцев.
Ребята, приглашаю Вас совершить путешествие по торговым рядам ярмарки — Мастерским народных умельцев.
1 мастерская «Дымковская игрушка»
Мастерица:
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте?
— Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну-ка отгадайте-ка друзья!
Дети: Дымковская игрушка.
Мастерица:Откуда пришла эта игрушка? Вы знаете?
Дети: А мы сейчас расскажем! (дети читают стихи)
1 ребенок: Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
2 ребенок: У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок
Словно в дымке всё кругом.
3 ребенок: И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
4 ребенок: Всё игрушки не простые,
А волшебно- расписные
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
5 ребенок: Простой казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Ведущий: Ой ребята, посмотрите, что же здесь у нас лежит в коробочке, да это же наши дымковские игрушки! (Нечаянно роняет и высыпает картинки-осколки). Разбились нечаянно! Ребята, удружите и игрушки из осколков вы сложите.
Мастерица:Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки славные подарки.
А я дудочку возьму
Деток в пляску поведу.
Хоровод со свистульками и трещотками
Ведущий:
Не будем время терять,
Давайте праздник продолжать!!!
Любезный народ! Пришел черед.
Мастеров вам представлять,
Мастера и мастерицы,
Добры молодцы, девицы
Уменье свое покажите
Товар свой расхвалите!
2 мастерская «Золотая Хохлома»
Мастерица:
Посуда моя не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Дети: Золотая Хохлома!
Мастерица:
Расписная красота-
Золотая Хохлома!
Что вы знаете о ней?
Расскажите нам скорей
Легенда о хохломе:
1 ребёнок:
На Волгу в давние века
Пришел мужик издалека.
Он был веселый молодец,
Великий мастер и творец.
Он дом построил, начал жить,
Из липы стал он мастерить
Посуду, мебель и кадушки,
Детишкам всякие игрушки.
2 ребёнок:
Однажды, чуть заря зардела,
К нему жар – птица прилетела.
Он птицу кашей накормил,
Душистым медом угостил.
И в благодарность за добро
Она дала ему перо.
«Взмахни ты им над всей посудой,
И для тебя свершиться чудо».
Сказала так и улетела.
Мужик же принялся за дело.
Махнул жар – птицыным пером,
И засияло все кругом.
3 ребёнок:
А мастер будто — бы прозрел,
Он понял вдруг, чего хотел.
Потом встряхнулся, удивился:
«Какой мне чудный сон приснился»
И вот друзьям на удивленье
Он расписал свои творенья.
Народ от быстрого ума
Назвал ту роспись: «Хохлома».
4 ребёнок:
На черный фон, как ночь густая,
Ложилась краска золотая,
А сочных ягод красный цвет
Похож на утренний рассвет.
Вот кружевной листок калины,
Алеют кисточки рябины,
Вот здесь петух, а там цветы –
Все небывалой красоты.
Здесь ветки нежно изогнулись,
К траве – муравушке пригнулись.
И птица жар над всем сияет,
Все ярким светом озаряет.
5 ребёнок:
Талант свой мастер не скрывал,
Его он детям передал,
А дети внуков научили,
А те соседям раздарили.
О хохломе молва пошла,
И слава та до нас дошла
Как зачарованный стою,
На роспись дивную смотрю.
Ведущий:
Наш русский народ умеет не только расписывать посуду, но и играть на ложках.
Игра на ложках (музыкальный номер)
Мастерица:
Предлагаю, вам, свой ум и ловкость показать
И в игру со мной сыграть.
Игра «Возьми ложку»
Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детейиз колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый.
3 мастерская «Русская Матрешка»
Мастерица:
Есть задание для вас:
Вы загадку отгадайте,
Третью мастерскую узнаете!
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ну, подумайте немножко,
Куклу ту зовут….
Дети:Матрешка
Ребенок: Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
Мастерица:
Давайте сядем-посидим,
На матрешек поглядим.
Частушки(музыкальное сопровождение)
Мальчики:
Эх, платочек расписной,
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!
В хоровод вставай, Матрёшка,
Полюбуйтесь – красота!
Заиграют дружно ложки:
Тра-та-та, да тра-та-та!
Беленьким платком взмахни,
Покружись немножко,
Словно в вальсе: раз, два, три!
Потанцуй Матрёшка!
Девочки:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь –
Вам за нами не успеть!
Девочки исполняют танец «Матрешки»
Мастерица:
Засиделись вы, ребята!
Для всеобщего веселья побежим на карусели!
Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй
Звучит музыка «Карусель».
Ведущий (с каруселью в руках):
Шутки, прибаутки, веселье
Приглашаю кататься на карусели!
Закрутили, завертели колесо у карусели
Становитесь в круг скорее,
Всем нам ехать веселее!
Игра: «Карусель»
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Дети: Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
Ведущий: Мы отправимся в следующую мастерскую, а дорогу нам подскажут волшебные слова:
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста — взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем…
Дети: Гжель
Ведущий: Да, нас ждет хозяйка росписи — Гжель.
Чем же она прославлялась?
Ребенок: В Гжели из белой глины делают посуду.
И расписывают ее синей и голубой краской.
Больше такую посуду не делают нигде в мире.
Ведущий:
Чтобы ум и логику свои показать,
Нужно загадки мои отгадать.
1. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я … (Фарфор)
2. На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный… (самовар)
3. К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же? (Чайный)
4. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая… (Чашка)
5. Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)
6. Я хочу предостеречь!
Чтобы губы не обжечь,
К чаю подаются
Ложечки и … (блюдца)
7. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако это не река.
Зовут её… (тарелка)
8. Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром крученная,
В печи обожженная,
От кувшина – низка Глиняная … (Миска)
Ведущий:
Пришло время поиграть,
Быстроту и ловкость свою показать.
Игра «Матушка Гжель»
Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.
Ведущий:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг,
Правда, дети, тут красиво,
Аж захватывает дух.
Мастерица:
Ой вы, гости дорогие,
У нас доски расписные,
Собирали их, старались.
Показать вам собирались.
Мы с улыбкой на лице
Расскажем вам о Городце!
Ребенок 1: Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Ребенок 2: Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Ребенок 3: Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться рада
Съездить в город Городец
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Ребенок 4: Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
Ведущий:
Пришло время поиграть,
Быстроту и смекалку свою показать.
Игра «Найди Городецкую роспись»
Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Городецкой и Дымковской росписи. По команде ведущего первые дети берут Городецкий силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет силуэты и не допустит ошибок, та и победила.
Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Городецкий волшебный узор. Хотите стать художниками и изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.
Разделочная доска «Весёлый Городец»(аппликация с элементами рисования).Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.
Цветочныеэлементывырезаем из цветной бумаги.
Располагаем цветы на разделочной бумаге.
А теперь приклеиваем.
Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.
Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.
Ведущий:
Все ребята молодцы потрудились от души.
Красно солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья!»
Песня “Русский сувенир” /Слова и музыка Э. Чуриловой/
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к народным мастерам!