Языческий праздник день всех святых

В алентина Ангел света Артемчук написала 29 октября 2012 года, 06:51 КаленДарь наших ПраЩуров , Наследие ПравоСлавного Рода Покров, Осенние Деды, Макошье, Самайн, День всех святых, Хэллоуин. В конце октября наши древние предки по всей Европе отмечали встречу осени с зимой -…

В конце октября наши древние предки по всей Европе отмечали встречу осени с зимой — наступление «темной» половины года. Они также праздновали «последний урожай» и с почтением поминали своих предков.

Языческие празднования перехода осени в зиму

В конце октября – начале ноября наши древние предки отмечали наступление зимы — темного и холодного периода года. Зима для древних людей знаменовалась наступлением холода, ограничениями в еде, переходом к жизни в помещении. Сакральный смысл зимы — «сон Земли в небытии» перед «рождением новой весны» (см. Масленица, Пасха). Самайн (Самхейн) у кельтов, Осенние Деды и Макошье у славян наполнены одним и тем же смыслом и ритуалами. Поминание умерших предков, просьбы о покровительстве и общение с усопшими являлись важными духовными практиками для древних.

Самайн — праздник последнего урожая и поминания усопших. День всех святых. Истоки современного Хэллоуина

К концу октября скот загоняли в зимние стойла и завершали сбор последнего урожая. Часть скота резали и делали запасы мяса, которое хранили на холоде и старались дотянуть до весны. Конец годового цикла земледелия ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни. Таким образом Самайн также являлся и «праздником смерти» в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы «оплодотворить Землю семенем умирающего Солнца» и сделать возможным будущее рождение весны. От большого костра каждая семья могла зажечь свой собственный костер. Вокруг костров собиралась вся община, чтобы греться, пировать и общаться. Считалось,что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.

В Самайн существовал ритуал молчаливого ужина (Dumb Supper), когда за столом накрывали свободное место для умершего предка. Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной, магическое время, когда, по поверьям кельтов, открывается дверь между физическим, «реальным» миром и миром духов. Это значило, что с приходом темноты духи могут проникать в мир людей.

В Самайн существовала традиция переодевания в костюмы злых духов. Молодые люди надевали устрашающие маски мертвецов, скрывающие их настоящие лица, и ходили от дома к дому с лампадами. Лампады в то время изготавливали из репы, для чего овощ опустошали изнутри, а в стенах вырезали лица. Внутрь репы помещали свечу, чтобы отпугивать злых духов. Молодые люди в устрашающих масках и костюмах стучались в двери и развлекали деревенских жителей в обмен на угощение или монетки.

Еще одним популярным занятием на Самайн было гадание. Молодые кельты гадали на яичном белке, яблочной кожуре, жареных орехах (яблок и орехов было много в это время года). Целью гадания было узнать имя будущего супруга, количество детей и место жительства новой семьи.

Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших, конечно же, не могли быть искоренены Христианством. В VIII веке Католическая церковь связала языческие фестивали с христианскими Днем всех святых (официально отмечается 1 ноября) и Духовым днем (2 ноября). Однако традиция разжигания костров в ночь 31 октября просуществовала в отдаленных европейских деревушках до начала 20 века. Причудливо объединившиеся в фольклоре языческие и христианские суеверия предписывали жечь много соломы и хвороста в очистительных кострах накануне Духова дня, чтобы помочь усопшим на их пути из чистилища в рай. См. также: Календарь. Ноябрь.

Староанглийское название Дня всех святых за века претерпело забавные лингвистические метаморфозы: All hallow eesмесса всех святых,All Hallow’s Eveканун Дня всех святых, Hallowe’enХэллоуин. С массовой иммиграцией из Ирландии и Шотландии ритуалы и традиции Дня всех святых оказались в США, где со временем Хэллоуин превратился в популярный праздник детей и молодежи. Сегодня Хэллоуин — всего лишь часть массовой культуры и начисто лишен какого-либо сакрального смысла.

Покров, Осенние Деды, Макошье. Древние русские праздники перехода осени в зиму

На север и восток Европы зимние холода приходят раньше, поэтому на Руси приход зимы отмечали раньше. В середине октября на Руси отмечали Покров, или Покровское Свято. Название Покров связано с первым инеем, который покрывал землю. Покров являлся «официальным» переходом жизни в зимнее русло: к этому дню скот переводился в стойла, завершались полевые работы, начинали топить в домах, девушки усаживались за пряжу, шитье, вышивание и посиделки, наступала пора свадеб. С установлением Христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).

Вскоре после Покрова наступал период поминания усопших, который назывался Осенние Деды (Дзяды) — этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника — весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. На столе обязательно ставили прибор и оставляли еду для недавно умершего родственника, а двери во время трапезы оставляли открытыми для духов. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай.

Наконец, в самом конце октября наступало Макошье — день «замыкания земли и воды» на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом).Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) — древневосточнославянская богиня семьи, «прядница судьбы» и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы — старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.

Нельзя не обратить внимание на сходство поверий и ритуалов народов, населявших Европу в доисторический период.

Материал: Оксана Джетер, CountrysideLiving.net

ИСТОЧНИК

День всех святых

См. также День всех святых, в земле Российской просиявших

День всех святых (лат. Sollemnitas Omnium Sanctorum, нем. Allerheiligen, англ. All Saints, фр. Toussaint) — христианский праздник, день памяти всех почитаемых Церковью святых.

По закону, в Австрии, 1 ноября — это нерабочий, праздничный день, включенный в перечень законных праздников. В этот день католики посещают церковь. 2 ноября, в День поминовения усопших, австрийцы отправляются на кладбище, иногда объединившись в общую процессию, приводят в порядок могилы и ставят зажжённые свечи. Большое количество поминальных свечей — символ этого праздника. Это последний важный праздник в католическом литургическом году.

В Православной церкви

В православии день всех святых, или иначе Неделя всех святых, празднуется в первое воскресение после дня Пятидесятницы (переходящий праздник, но всегда понедельник), т.е. в 8-ое воскресенье поcле Пасхи.

Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших» в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным:

  • Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха
  • На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом.
  • В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна)
  • В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых:

  • Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»)
  • Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)
  • Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»)

Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня…Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

В западной традиции

Пантеон (Рим) — первый западный храм, посвящённый Всем святым

В отличие от православной традиции, в Католической и некоторых лютеранских церквях День Всех святых является неподвижным праздником и отмечается 1 ноября. На следующий день, 2 ноября празднуется День всех душ. День всех святых имеет высший ранг в латинском календаре — «торжество». Он также является одним из так называемых «обязательных дней», когда посещение мессы для верных обязательно, а пропуск является грехом. Одеяния священнослужителей — белые.

Коллекта праздника всех святых:

В 609 или 610 году 13 мая папа Бонифаций IV освятил в честь Богородицы и всех мучеников бывший языческий храм Пантеон, построенный в Риме Марком Агриппой. 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых.

По наиболее распространённой версии дата празднования 1 ноября восходит к кельтскому празднику Самайн. Переосмысливая языческую сущность праздника христиане Англии и Ирландии начали праздновать в VIII веке в день 1 ноября память всех святых. Вскоре эта дата была перенята Римом. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и установил праздник в честь этого события. Столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической церкви праздником в честь Всех святых, а позднее этот праздник был «унаследован» многими протестантскими деноминациями. В XV веке папа Сикст IV добавил к празднику октаву (восьмидневное постпразднование), в середине XX века она была отменена.

День всех душ, следующий за днём всех святых в католицизме традиционно является днём поминовения усопших. В этот день католики по всему миру поминают покойных членов семьи и родственников, посещают их могилы на кладбищах. Литургические тексты 2 ноября посвящены молитвам за усопших и выражают веру в грядущее воскресение мёртвых.

См. также

  • Деды
  • Хэллоуин

Ссылки

  • Всех святых Неделя // Православная энциклопедия
  • Текст службы в День Всех святых на Православие.ру

Wikimedia Foundation.
2010.

Все большую популярность в нашей стране приобретает праздник под названием Хеллоуин. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы об этом дне. Но в настоящее время в сети все чаще появляется информация о славянском празднике, именуемом Велесова ночь. В данной статье мы ответим на вопросы: Почему Хеллоуин такой популярный и что же это за праздник — Велесова ночь?

История Хеллоуина


История ХеллоуинаХеллоуин (Helloween) праздник кельтского происхождения. Первоначальное его название — Самайн или Самхейн. Это языческий кельтский праздник, который отмечался на территории современных Великобритании и Северной Ирландии в ночь с 31 октября на 1 ноября. Самайн у кельтов являлся началом нового календарного года. Именно в этот день духи предков появляются в живом мире. Вместе с ними приходила и нечисть. С приходом христианства народ пытались отвлечь от языческих обычаев, обозначив 1 ноября Днем Всех Святых. Но все попытки оказались напрасными. Со временем праздник изменил свое название, люди стали наряжаться в костюмы нечисти, а о предках в этот день совершенно перестали думать. Вряд ли католическая церковь ставила перед собой такие цели.

Сегодня Самайн известен во всем мире как Helloween. В полном варианте фраза звучит как All Hellows Even. Где Even подразумевается, как evening — вечер. Поэтому вся фразу переводится, как «Вечер Всех Святых». 

Нашлись те, кто сделал из древнейшего праздника способ заработать, и Хеллоуин превратился в своего рода коммерческий проект. Только в США компании зарабатывают от продажи костюмов и атрибутов к празднику более 5 млн. долларов.

Велесова ночь: история праздника и обряды


Разобравшись с Хеллоуинов, следует перейти к празднику славян, который на просторах интернета называется Велесова ночь. Отмечается он 31 октября. Что же делают в Велесову ночь? Почему ночь с 31 октября на 1 ноября называют так, и откуда появилась данная информация история умалчивает. Но у славян действительно в конце октября существовал праздник. Огромное сходство Велесова ночь имеет с праздником Осенние Деды. Поэтому не исключено, что это одно и то же. Желающие могут ознакомиться с данным праздником в одной из нашей статей и убедиться в поразительном сходстве Велесовой ночи и Осенних Дедов.

 Велесова ночьТрадиционно в Велесову ночь славяне поминают своих предков. Это день, когда ворота между миром Нави и Яви открыты. Поэтому умершие предки и нечисть попадают в мир живых. В этом мы наблюдаем сходство с кельтским праздником Самайн (современный Хеллоуин). Но славяне в этот день стараются получить защиту от своих предков, а отмечающие Хеллоуин прикладывают все силы, чтобы отвратить от своего дома злых духов из мира Нави. Наши предки в это день ставили на подоконники зажженные свечи, чтобы указать предкам путь к дому. А для защиты от нечисти украшали дом рябиной и под порог сыпали соль. В этот день славяне накрывали праздничный стол. Перед трапезой хозяин дома призывал предков к столу (для них угощения откладывались отдельно, а потом скармливалось птицам):

«Деды приходите, с нами пейте, едите… «

 Во время трапезы вспоминались все предки и их благие деяния. Поэтому трапеза длилась по нескольку часов. После того, как праздник завершался, главный в Роду прощался с предками со словами:

«Прощайте Деды, идите, с собой (беду, болезнь, и т.п.) заберите, нас долго ждите…»

Хеллоуин и Велесова ночьПосле окончания праздника мир Нави закрывался окончательно, поэтому предки не могли посещать мир Яви до весны.

 Хеллоуин сегодня больше похож на ночь поклонения нечисти. Не случайно Русская Православная Церковь отрицательно отзывается об этом празднике. Видя то, что творится в этот день, с РПЦ сложно спорить. О Велесовой ночи такого сказать нельзя. К названию праздника есть много вопросов, но поминальные дни предков существуют у славян издревле.

По случаю Дня всех святых и Дня поминовения усопших большинство поляков посещают могилы близких. Они оставляют там цветы, свечи, лампадки, благодаря чему кладбища наполняются светом и напоминают храмы под открытым небом. Расскажем немного о празднике Всех Святых в Польше. Об истории, традициях и современности.

Старые традиции, связанные с праздником, хоть и не культивируются массово по всей Польше, но память о них жива, и некоторые можно встретить и в наши дни.

День всех святых — церковный праздник, но во времена Польской Народной Республики власти пытались присвоить празднику светскую роль. Поэтому уже несколько десятков лет в Польше говорят о Празднике Мертвых «Święcie Zmarłych». Это название используется и сегодня, хотя оно неверно и не имеет ничего общего с традиционной религиозной природой того времени.

Учреждение Дня всех святых должно было заменить языческие обряды, связанные с верой в возвращение мертвых на землю. Ритуалы, практиковавшиеся в средние века, позже стали включать в себя хорошо известный нам Хэллоуин.  

Другим немаловажным акцентом праздника было разжигание костров. Изначально их разводили у развилок дорог, чтобы указать путешествующей душе путь и чтобы она могла обогреться от тепла огня. Примерно на стыке XVI и XVII веков костры начали жечь на могилах.

День Всех Святых — интересные факты 

В наше время их заменили свечи. В первые ночи ноября в Польше можно увидеть реки света, заливающие кладбища. Это горят свечи, зажженные людьми в память о своих ушедших родственниках. Также в костеле подаются поминальные записки с просьбой помолиться за усопших. 

У поляков не принято приносить на кладбища еду и прямо на могиле поминать ушедших спиртным. На День всех святых они семьями отправляются в храмы, на кладбища, зажигают лампады, молятся за души родных и близких, а иногда даже пускаются в паломничество.

Задушки

День Всех Святых или День Мертвых?

День всех святых и День поминовения усопших — это не одно и то же. Первоначально все святые чествовали мучеников, павших во имя христианства, но со временем это стало праздником в честь тех, кто был спасен. Как мы уже упоминали выше, в Польше этот праздник называют двояко: «Всех Святых» или «День поминовения усопших», что является «благодарностью» властям Польской Народной Республики, которые не хотели, чтобы праздник оставался неизменным. связаны с церковью. 

Задушки (Zaduszki) или День Задушный (Dzień Zaduszny), отмечается на следующий день после Дня Всех Святых. День этот является для христиан днем молитвы за всех усопших, веровавших в Христа, но находящихся в чистилище и нуждающихся в молитвах живых, чтобы получить спасение. День этот установлен в 998 году святым Одилоном Клюнийским в противовес языческому празднику поминания усопших, приходившемуся на этот день. В XII веке эта традиция пришла и на польские земли, а уже в XV была известна во всей Польше.

В старину на День Всех Святых особенным вниманием и почтением одаривали нищих и так называемых просильных дедов (Proszalny dziad), которые обычно сидели у входа в костел и на кладбищах. Чтобы почтить память предков, за день или два до 1 ноября женщины выпекали специальные небольшие хлебцы — повалки (powałki). Делалось это для того, чтобы не жечь огонь в печи в сам день поминовения. Считалось, что души предков, возвращающиеся в свой дом в этот день, собираются именно в печи. Печь вообще считалась любимым местом обитания духов. Если же кто-то разводил огонь 1 ноября, то это считали плохой приметой, грозящей хозяйству пожаром. Согласно традиции, пеклось столько хлебцев, о скольких умерших вспоминали в семье. Хлебцы эти вручались нищим с просьбой помолиться о душе усопших родных.

Праздник всех святых — это праздник 1 ноября в честь всех христиан, которые, как считается, были спасены и находятся на небесах. Это связано с верой в общение святых, связью между спасенными и верными на земле. В этот день поляки убирают могилы на кладбищах, зажигают свечи, возлагают цветы и вспоминают об ушедших родственниках, друзьях и знакомых. Это государственный праздник.   

По мнению историков, празднование Дня Всех Святых восходит к глубокой древности, когда в выбранный день поминали всех христианских мучеников. Считается, что уже в 4 веке подобное поминовение было введено во многих церквях восточных провинций Римской империи. В средние века празднование Дня Всех Святых первоначально проводилось 13 мая. Именно тогда в первое воскресенье после Пятидесятницы чествовали всех христианских мучеников со всего мира. Однако в 741 году папа Григорий III, скорее всего, перенес этот праздник на 1 ноября, а в 835 году папа Григорий IV попросил императора Людовика Благочестивого сделать празднование 1 ноября обязательным во всей империи.

В 935 году Папа Иоанн XI решил, что 1 ноября будет отдельным праздником в честь Всех Святых. С тех пор это должно было применяться ко всей Церкви. Более того, он также представил канун этого праздника. В 1475 году папа Сикст IV сделал праздник обязательным для христиан. 

В некоторых регионах Польши нищим давали также кашу, сыры и мясо. Хлебец также преподносился кзёндзу, чтобы тот молился о душах, о которых никто не помнил.

В народной традиции в этот день также проявляется поход на кладбище и установка свеч, а также часть из ряда ограничений, сопутствующих этому дню исторически. Так от людей преимущественно старшего поколения можно услышать, что в этот день выполнять работу — грех. В наше время придерживаться запрета на работу в этот день, конечно, уже достаточно сложно. Современный ритм жизни не позволяет провести два дня подряд в походах на кладбища и встречах с родными, но традицию стараются соблюдать. Хотя, что касается кладбищ, то свечи все больше сдвигаются на праздник Всех Святых. В Задушки в Польше уже многие годы организуются концерты, различные представления, музыкальные мероприятия.

Праздник также был тесно связан с историей Польши, и в этот день власти и простые люди следят за тем, чтобы цветы и свечи появлялись не только на могилах умерших, но и в памятных местах, перед памятниками и досками, в местах сражения и важные исторические события. Правительство вступило в «симбиоз» с религией, чтобы отдать дань уважения своим предкам.

Популярный «День поминовения усопших» сочетается с народными гуляниями. Именно связанные с ними обряды описаны Адамом Мицкевичем в «Дзядах». В этот день следует молиться за всех умерших, особенно за тех, чьи души находятся в Чистилище. 2 ноября нужно посетить могилы родственников, но обычно поляки делают это 1 ноября, потому что в этот день выходной. 

В веке XIV появилась традиция процессий на кладбище с четырьмя остановками. Во время остановок произносились молитвы и специальные песни за души всех усопших (отсюда и Задушки — за души), пятая же молитва возносилась при возвращении процессии с кладбища в здание храма.

День Всех Святых — история

День Всех Святых и День поминовения усопших (Dzień Zaduszny)

Всех Святых — традиции

Вечером 1 ноября вся семья собиралась в доме на молитву по умершим. На заранее приготовленном столе, покрытом белой скатертью, хозяйки также ставили испеченные хлебцы, чтобы души родных не ушли голодными. Традиция «кормления умерших» восходит к древнеславянским традициям, когда на могилах предков оставляли кашу, мед и хлеб. Часто на кладбищах или рядом с ними устраивались чествования «дедов». Призывались души умерших, столы заставлялись кушаньями, люди пели, считая, что это нравится духам их предков.

День всех святых — христианский праздник, день памяти всех святых. В православной традиции празднуется в первое воскресенье после Дня Святой Троицы, в католицизме — 1 ноября.

История празднования Дня всех святых восходит к кельтскому празднику Самайн — поклонению языческим богам. Переосмысливая языческую сущность праздника, христиане Англии и Ирландии начали праздновать 1 ноября день памяти всех святых.

Вскоре эта дата была перенята Римом. В 7-ом веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября Днем всех святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. В канун Дня всех святых празднуется Хэллоуин, однако традиции, связанные с ним, в наше время носят светский характер и осуждаются многими христианами, включая католиков.

День всех святых имеет высший ранг в латинском календаре — «торжество», и является одним из так называемых «обязательных дней», когда посещение мессы для верных обязательно. Одеяния священнослужителей — белые.

В Чехии этот праздник называют Den Všech svatých или Slavnost Všech svatých, а на следующей день после него здесь отмечаются «Душички» (Dušičky) — День всех усопших верных.

автор: Светлана Кузьмина

День всех святых

День всех святых или Духов день отмечается 1 ноября, этот праздник уходит своими корнями в языческие дохристианские верования западной Европы. Две тысячи лет назад племена кельтов в это же время отмечали наступление Нового года, в канун которого отмечали особый праздник Самайн (Samhain).

Это время – время перехода обожествляемой кельтами природы к зиме — считалось волшебным и мистическим. По мифам и легендам, именно в это время граница между миром нашим и миром волшебным почти исчезала и различные волшебные существа — сиды проходили в мир людей, которым могли вредить или наоборот, помогать, а люди могли легко попасть в потусторонний мир. В этот же день души умерших возвращались в свои дома и требовали у живых жертвенной пищи.

Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника — Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.

Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) — таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» — это не более чем «Канун Оллхолуиса».

При этом, языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 году папа Бонифаций IV освятил в честь Богородицы и всех мучеников бывший языческий храм Пантеон. 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых.

В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. Столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической церкви праздником в честь Всех святых, а Карл Великий повелел отмечать этот праздник во всей империи франков.

Позднее этот праздник был «унаследован» многими протестантскими деноминациями. В XV веке папа Сикст IV добавил к празднику октаву (восьмидневное постпразднование), в середине XX века она была отменена.

Традиции и обряды

— Как и любой религиозный праздник, День всех святых обычно начинается в храмах, поэтому 1 ноября все католики торопятся в костелы и исполняют так называемую Литанию, то есть молятся всем святым. Стоит обратить внимание на то, что Литания является самой древней молитвой у католиков.

— После костела, все торопятся на кладбище, почтить память умерших. По своему характеру, этот праздник еще можно сравнить с нашей Пасхой. Ведь его отмечают не только верующие, но и люди, которые не посещают храмы. День всех святых стал уже более народным праздником. Если же прийти на могилы родственников не удалось первого числа, то 2 ноября это также можно сделать, не зря ведь это день поминовения усопших.

— В Австрии для утопленников в этот день повсеместно опускаются на воду венки. Во многих провинциях существует обычай одаривать хлебом. В Тироле в ночь и день поминовения усопших ставят еду для «бедных душ» и зажигают свечи.
В Бельгии в День всех святых по традиции следует посетить могилы умерших родственников, возложить букеты цветов и зажечь свечи.

Приметы на День всех святых

  • В День Всех Святых сквозняк, пройдя над ногами покойника, приносит стоны в дома тех, кому суждено умереть в этом году.
  • Девушка, которая выстирает свою сорочку и, никому не говоря об этом, повесит сушиться на стул, и постарается не заснуть ночью, увидит своего будущего супруга, пришедшего, чтобы забрать сорочку.
  • Если выйти на перекресток в День Всех Святых и прислушаться к ветру, то можно услышать о самых важных событиях, которые должны случиться в ближайшие двенадцать месяцев.
  • Накануне Дня Всех Святых всем душам чистилища позволено выйти на Землю на 48 часов. В эти ночи они полностью свободны.
  • Пусть девушка возьмет в правую руку ветку вербы, незаметно выйдет из дому и трижды обежит вокруг него со словами:»Суженый, ряженый, приходи, забирай!» Во время третьего круга призрак ее будущего супруга появится и схватит ветку за другой конец.
  • Чтобы обеспечить плодородие в будущем году, в День Всех Святых обойди поля с факелом в руке.

1 ноября – День всех святых

День всех святых или «Духов день» уходит своими корнями в языческие дохристианские верования западной Европы. Две тысячи лет назад племена кельтов в это же время отмечали наступление Нового года, в канун которого отмечали особый праздник Самайн (Samhain). Это время – время перехода обожествляемой кельтами природы к зиме — считалось волшебным и мистическим. По мифам и легендам, именно в это время граница между миром нашим и миром волшебным почти исчезала и различные волшебные существа — сиды проходили в мир людей, которым могли вредить или наоборот, помогать, а люди могли легко попасть в потусторонний мир. В этот же день души умерших возвращались в свои дома и требовали у живых жертвенной пищи.

У древних римлян в конце октября отмечали сразу два праздника — Фералии, которые были посвящены памяти усопших, и дни Помоны — богини древесных плодов. Это совпадение праздничных дат, скорее всего, и было причиной того, что традиция поминовения умерших в конце октября сохранилась и во время Римской Империи.

С принятием христианства языческий праздник слился с праздником церковным, так появился День всех святых, ежегодно отмечаемый католической церковью 1 ноября. Примечательно, что другой праздник — «Канун Дня всех святых» или «Хэллоуин» обязан своим названием староанглийскому варианту названия Дня всех святых — All hallow ees (Месса всех святых). Таким образом, «Хэллоуин» — это «Канун Оллхолуиса».

Изначально День всех святых отмечали 13 мая: в этот день в 609 году (или в 910 году в других источниках) папа Бонифаций IV освятил римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века празднование было перенесено на 1 ноября папой Григорием ІІІ. Посвящался праздник тем святым, как официально канонизированным, так и безвестным, у которых не было своего праздника в течение года.

Со временем языческие предания о сидах превратились в средневековые представления о нечистой силе, которая в этот день обретает силу и пугает добропорядочных обывателей. Именно с эпохи Средневековья Хэллоуин в народном сознании связан с ведьмами, шабашами, колдовством и прочей нечистой силой.

Однако, с этим праздником связано множество других поверий и легенд. Например, считалось, что тот, кто ночью проползет под опустившимися до земли ветками куста черной смородины, увидит тень своей суженой. Согласно другому поверью, игрок, который спрячется под отростками смородинового куста и призовет Князя Тьмы, всегда будет иметь удачу в картах.

Сегодня День всех святых и следующий сразу за ним День поминовения усопших – единый праздник – День святых и усопших — последний крупный праздник римско – католической литургии и официальный праздник во многих государствах. В это время прихожане посещают службу, поминают всех усопших, ставят для них подарки и еду, зажженные свечи.

День всех святыхДень всех святых

В традициях разных народов формы поминовения усопших различны. Например, в Австрии для утопленников в этот день повсеместно опускаются на воду венки. Во многих провинциях существует обычай одаривать хлебом. В Тироле в ночь и день поминовения усопших ставят еду для «бедных душ» и зажигают свечи.

В Бельгии в День всех святых по традиции следует посетить могилы умерших родственников, возложить букеты цветов и зажечь свечи.

День всех святых незаметно переходит в день всех усопших, отмечаемый второго ноября. В этот день с самого утра приходят на кладбище, часто процессией, с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы и ставят горящие свечи. Большое количество зажженных поминальных свечей — символ этого праздника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Языками сценариев являются
  • Языческий праздник во время пасхи
  • Язык сценариев общего назначения
  • Язык сценариев javascript лекция
  • Язык сценариев html