Языческий праздник сороки

Праздник "Сороки" - 9 марта (или 22) марта - весеннее равноденствие. Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине: Благослови, мати,

Праздник «Сороки» — 9 марта (или 22) марта — весеннее равноденствие. Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине:

Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

На Сороки ждали прилета 40 птичьих стай, и для их встречи женщины пекли из теста фигурки жаворонков – «сорак жаваранкаў». Мальчики рано утром босые выбегали во двор и пробовали перекинуть через крышу 40 щепок — верили, что будет успешным поиск птичьих гнезд летом.

Вечером парни и девушки собирались на танцы, угощались пивом, сваренным специально для этого дня. Девушки исполняли магические обряды, которые должны были содействовать быстрейшему наступлению теплых весенних дней.

Уже в христианской традиции праздник стал Днем сорока мучеников Севастийских (9 марта) на языке народа же название Сороки, а иногда Кулики. В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те не путящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет».

Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают их детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу — закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц всех вместе на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают что есть мочи кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». В некоторых местах (например, в Орловской губернии) эта детская песня заменяется другой: «Уж вы, кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошадиной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!.. »

Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песней бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает голову жаворонка матери со словами: ‘»На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Так протекает этот прекрасный детский праздник в Орловской губернии. В Пензенской же жаворонки пекутся и для взрослых, которые по этим птичкам гадают. Прежде чем посадить жаворонков в печь, закладывают в каждого какую-нибудь вещицу: кольцо, щепку, копейку. Каждая из этих вещей имеет символическое значение: кольцо, например, обозначает свадьбу, щенка _ гроб, копейка — деньги и т.д. Но в других губерниях взрослые предоставляют жаворонков в исключительное распоряжение детей, сами же занимаются более гаданиями о будущем урожае, стараясь по погоде, какая была на Сороки, определить погоду весны и лета. Если, например, на Сороки было морозное утро — то, значит, жди весной сорок утренников.

Источник

Сороки, Жаворонки Таких вот птичек пекут в этот весенний праздник (Фото: Natalia Korshunova, по лицензии Shutterstock.com)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни славян.

На Руси существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Со́роки
Обрядовое печенье жаворонки
Обрядовое печенье жаворонки (b)
Тип народно-христианский (b)
Иначе Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в
Также Сорок мучеников (b) (церк.) (b)
Значение встреча Весны
Отмечается восточными (b) и южными (b) славянами
Дата 9 (22) марта (b)
Празднование «закликают» Весну[1]
Традиции пекут жаворонков (b) [2], выбирается семейный засевальщик
Связан с весенним равноденствием
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Со́роки, Жаворо́нки — день народного календаря у славян (b) , приходящийся на 9 марта (22 марта (b) ). В народной этимологии (b) название дня произошло от Сорока мучеников севастийских (b) [3]. По народному календарю (b) , в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется (b) [4].

Жаворонками (b) (куликами, тетёрками (b) ) также называли мучные изделия, как правило, булочки (b) в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику[5]. Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии – песня этих птиц напоминает молитву Севастийских мучеников Богу[6].

Другие названия

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики[7], Тетёрочный (b) день (каргопол.)[8], Сорок мучеников; укр. (b) Сорочини; белор. (b) Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў[9], серб. (b) Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан[10][11]; болг. (b) Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца[12].

Ещё один распространённый тип названия праздника — «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. (b) и серб. (b) Младенци) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев[13].

Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью (b) в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего[14].

Традиции

Восточные славяне считали, что в этот день следует молиться перед Албазинской иконой Божией Матери (b) : о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует людям, при беременности, во время родов[15].

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран (b) [16] прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну[17]. «9 марта — «кулик». В этот день «путящий» жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.)[7]. В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия (b) [18] и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области (b) первых птиц так и называли «выреями»[18].

В этот день вторые «Заклички» весны (b) (по А. Афанасьеву (b) [19][страница не указана 2335 дней] первые — 1 марта (b) , третьи — 25 марта (b) по ст. ст.).

По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым[20].

на Евдокию-капельницу, весенницу (b) (1/14 марта), а затем на Герасима-грачевника (b) (4/17 марта) пекли «грачиков»[8]. А на Сороки и на пятой неделе Великого поста (b) (включающей «Мариино стояние» и чтение Акафиста Богородице (b) ), пекли жаворонков (b) [2] (кое-где «куликов»[21], «воробушков»[18] или «орешки»[22]) из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению жаворонков (b) охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков (b) прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали[23]:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

(Воронеж. губ.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду»[21]. С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать»[24]. Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!»[24].

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями — веснянками (b) [25].

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был»[26]. В Воронежской губернии (b) жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино (b) Хохольского района (b) пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям[24]. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж[21].

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок (b) запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева[27].

В Каширском районе Воронежской области (b) блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье[22].

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области (b) в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог (b) посылает исполнить ответственную миссию:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») — «сороки святые — колобаны золотые»[30] и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая[31]:

Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах[15].

На Переяславщине (b) [uk] в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней — «чтобы мороз любисток (b) не побил»[32].

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек[33].

Сороки в Каргополье (b) зовётся Тетёрочным (b) днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия (b) [8].

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде (b) в 1880-х годах этнограф Зинаида Радченко (b) вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»[34].

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Где твои куры несутся?» (полес. (b) Дзе твои куры несуцца?), на что надо было ответить: «Дома»[35].

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком (b) Поморавье (b) в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил (b) !» (сербохорв. (b) Да си здрав како дрен)[11][36][страница не указана 2335 дней]. В этот день молодые, прожившие совместно менее года (сербохорв. (b) младенци), в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям[37].

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев — ласточки[13].

В Софийском округе (b) Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна»[38].

См. также

  • Благовещеньев день (b)
  • Новруз (b)
  • Птичья свадьба (b)
  • Тетёры (b)
  • Селезень (карагод) (b)
  • Ранило (b)

Примечания

  1. Кликанье (закликание) весныАрхивная копия от 2 июня 2012 на Wayback Machine (b) // Российский Этнографический Музей
  2. 1 2 ЖаворонкиАрхивная копия от 1 мая 2012 на Wayback Machine (b) // Российский Этнографический Музей
  3. Агапкина, 2012, с. 128.
  4. Приметы дня (На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается) осмысляют близость дня к точке весеннего равноденствия, аналогично приметам таких дней, как Спиридон (b) -солноворот 12 (25) декабря (b) / Тёмный день 9 (22) декабря (b) , Кирилл (b) -солноворот 9 (22) июня (b) . В обрядности дня 40 мучеников отражаются воззрения, связанные с инициальной магией (магией «первого дня») и числом 40. Считалось необходимым проделать в небольшом объёме все работы, чтобы в течение всего года сопутствовала удача. Воззрения, связанные с магией числа 40, распространены как у христиан, так и у мусульман [Квилинкова Е. Н.].
  5. Как испечь жаворонков в день святых сорока мучеников. Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
  6. Жаворонки. История и рецепт. Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
  7. 1 2 Агапкина, 2000, с. 248.
  8. 1 2 3 Александров и др., 1999, с. 629.
  9. Лозка, 2002, с. 77.
  10. Агапкина, 2001, с. 359, 360.
  11. 1 2 Петровић, 1970, с. 218.
  12. Плотникова, 1996, с. 22.
  13. 1 2 Голант, 2007.
  14. Гальковский, 1916, с. 91.
  15. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 108.
  16. Левкиевская, 2004, с. 422.
  17. Сахаров, 1885, с. 38.
  18. 1 2 3 Агапкина, 2000, с. 249.
  19. Афанасьев, 1995.
  20. Гура, 2004, с. 86.
  21. 1 2 3 Пухова, Христова, 2005, с. 78.
  22. 1 2 Пухова, Христова, 2005, с. 79.
  23. Максимов, 1903, с. 54–355.
  24. 1 2 3 Пухова, Христова, 2005, с. 13.
  25. Заклички весенние (веснянки)Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine (b) // РЭМ (b)
  26. Шангина, 2003, с. 79.
  27. Некрылова, 2007, с. 155.
  28. Скуратівський, 1995, с. 80.
  29. Перевод В. Лобачёва.
  30. Даль, 1880—1882.
  31. Мадлевская, 2005, с. 199.
  32. Воропай, 1958, с. 172.
  33. Некрылова, 2007, с. 152.
  34. Соколова, 1979, с. 81.
  35. Толстая, 2005, с. 231.
  36. Антониjевиħ, 1971.
  37. Агапкина, 1999, с. 493.
  38. Агапкина, 1995, с. 349.

Литература

  • Балуевская С. В., Лебедева К. Л. «Жавороночный день» в народной традиции Великоустюгского района Вологодской области // Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конфе-ренции – Вологда: ВоГУ, 2017. — ISBN 978-5-87851-733-1 — С. 49—54
  • Весна / Т. А. Агапкина (b)  // Славянские древности (b) : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого (b) ; Институт славяноведения РАН (b) . М. : Межд. отношения (b) , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 348–352. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Кизил / Т. А. Агапкина (b)  // Славянские древности (b) : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого (b) ; Институт славяноведения РАН (b) . М. : Межд. отношения (b) , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 492–494. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Сорок мучеников / Т. А. Агапкина (b)  // Славянские древности (b) : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого (b) ; Институт славяноведения РАН (b) . М. : Межд. отношения (b) , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 128–132. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Индрик (b) , 2000. — 338 с. — ISBN 5-85759-108-2.
  • Афанасьев А. Н. (b) Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу (укр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
  • Гальковский Н. М. Масленица. Сороки // Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — С. 90—92. — 376 с.
  • Голант Н. Г. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2007.
  • Ласточка / Гура А. В. (b)  // Славянские древности (b) : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого (b) ; Институт славяноведения РАН (b) . М. : Межд. отношения (b) , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 85–88. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Колоб // Толковый словарь живого великорусского языка (b)  : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль (b) . — 2-е изд. СПб. : Типография М. О. Вольфа (b) , 1880—1882.
  • Жаворонки // Кулинарный словарь В. В. Похлебкина (b) , 2002
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. — 2001. № 9, 16, 23 октября. Архивировано 20 июня 2012 года.
  • Ирей / Левкиевская Е. Е. (b)  // Славянские древности (b) : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого (b) ; Институт славяноведения РАН (b) . М. : Межд. отношения (b) , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 422–423. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Максимов С. В. (b) Сороки // Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. С. 354—356.
  • Мадлевская Е. Л. Мороз // [royallib.com/book/madlevskaya_e/russkaya_mifologiya_entsiklopediya.html Русская мифология. Энциклопедия]. М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Даль В. И. (b) Месяцеслов // Пословицы русского народа (b) , 1862
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Петровић П. Ж. Младенци // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 218. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)
  • Плотникова А. А. Материалы для этнолингвистического изучения балканославянского ареала. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1996. — 76 с.
  • Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 558 с. — ISBN 5-352-00650-6.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Рыбаков Б. А. (b) Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. — 608 с.
  • Сахаров И. П. (b) Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (b) . М.: Наука, 1979. — 286 с.
  • Толстая С. М. (b) Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  • Агапкина Т. А. Младенци // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој (b) , Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. С. 359—360. ISBN 86-7494-025-0. (серб.)
  • Антониjевиħ Д. Алексиначко Поморавље // Српски етнографски зборник. Књ. 83. — Београд: С.А.Н.У., 1971. (серб.)
  • Скуратівський В. Т. (b) Дідух. К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)

Ссылки

  • Со́роки // Российский Этнографический музей (ethnomuseum.ru)
  • Жаворонки // Российский Этнографический музей (ethnomuseum.ru)
  • Встреча весны: заклички, Сороки 22.03, Благовещенье 7.04 (krainov.blogspot.com)
  • Свети четиридесет мъченици (Младенци) — 9 март (Horo.bg)  (болг.)
Перейти к шаблону «Славянские праздники» 

Народные праздники славян (b)

  • Коляда (b) / Божич (b)
  • Святки (b)
  • Васильев вечер (b)
  • Крещенский вечер (b)
  • Сретенье (b)
  • Власьев день (b)
  • Масленица (b) / Мясопуст (b)
  • Со́роки (b)
  • Благовещенье (b)
  • Вербное воскресенье
  • Пасха (b)
  • Светлая неделя (b)
  • Красная горка (b)
  • Радоница (b)
  • Егорий Вешний (b)
  • Никола Вешний (b)
  • Вознесенье (b)
  • Зелёные святки (b)
  • Троицкая суббота (b)
  • Троица (b)
  • Зелёные святки (b)
  • Иван Купала (b)
  • Петров день (b)
  • Ильин день (b)
  • Медовый Спас (b)
  • Яблочный Спас (b)
  • Третий Спас (b)
  • Обжинки (b)
  • Рождество Богородицы (b)
  • Покров (b)
  • Дмитриевская суббота (b)
  • Дмитриев день (b)
  • Кузьминки (b)
  • Никола Зимний (b)
Фото из свободных источников

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.

Традиции

В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы

  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

— Реклама —

День памяти сорока Севастийских мучеников отмечается 22 марта. Они были римскими легионерами и приняли мученическую смерть за отказ поклониться языческим богам.

Севастийские воины, ставшие мучениками, были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан.

В народе этот день считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение 15 февраля, третью ждут на Благовещение 7 апреля) и одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Предвестниками весны считались жаворонки.

Традиции праздника, или Зачем сегодня пекут жаворонков?

По одной из версий, традиция печь весной жаворонков пришли из древних языческих времен. Наши предки праздновали день весеннего равноденствия, который приходился на 22 марта. Они считали, что именно в это время после зимовки птицы возвращаются в родные края. Прилетел жаворонок — значит можно начинать работы в полях.

На Руси со временем стали печь птиц из постного теста 22 марта к празднику Сорока святых Севастийских мучеников. Жаворонки из теста означают летящие к Богу души или их молитву.

А в наши дни жаворонки – вкусное весеннее угощение, которое символизирует приход весны, тепла, возвращение перелетных птиц. А также способ прекрасно провести время с детьми: замесить тесто, сделать птичек, запечь и позвать жаворонков принести на крылышках весну: «Жавороночки, прилетите к нам, принесите нам весну-красну. Нам зима надоела — весь хлеб поела».

Рецепт жаворонков для тех, кто не держит пост

Ингредиенты:

  • 1 л молока;
  • 200 г сметаны (25 % или домашняя);
  • 100 г сахара;
  • 350 г муки (замешивать до пластичной консистенции, но не туго);
  • 1 ст. ложка мёда;
  • 100 г изюма (по 1 ягоде на птицу);
  • 1 пачка разрыхлителя теста;
  • 1 пачка ванилина.

Молоко и сметану смешиваем в глубокой миске. Добавляем соль и сахар по вкусу, кто-то любит сладкие булочки, кому-то нравятся менее сладкие. Для аромата можно положить столовую ложку меда. Муку будем добавлять через сито и постоянно размешивать тесто, чтобы оно было без комочков. Не забудем добавить в муку разрыхлитель, чтобы оно вышло пышным.

Размешиваем тесто до тех пор, пока оно не начнет отставать от деревянной лопатки, затем выложим массу на стол и продолжим месить руками, по необходимости добавляя муку. Не переборщите, иначе жаворонки получатся жесткие.

Формируем птичек.

Выкладываем готового жаворонка на противень, застеленный листом пергамента. Отправляем в духовку, разогретую до 180 градусов, на 20 минут. Чтобы булочки-жаворонки получились румяные, можно перед тем, как поставить в духовку, смазать их взбитыми желтками или уже готовые смазать сливочным маслом.

Жаворонки из постного теста

Ингредиенты:

  • 3,5 стакана муки;
  • 1 стакан воды;
  • 0,5 стакана сахара;
  • 1 ч. ложка соли;
  • 1 ч. ложка сахара ванильного;
  • 20 г дрожжей;
  • 1/3 стакана растительного масла;
  • изюм — по вкусу;
  • кунжут — по вкусу.

Дрожжи разведите в миске с сахаром обычным и ванильным, солью. Залейте всё водой. Потом просеивайте в эту смесь муку, начиная замешивать тесто. И влейте масло. Месите, пока оно не перестанет прилипать к рукам.

Готовое тесто уберите под полотенце в тёплое место, где-то на 30 минут. После этого оно должно подняться, затем его необходимо ещё раз обмять.

Тесто разделите на равные шарики, из каждого раскатайте жгутики по 15 см длиной и завяжите их в узелок. Теперь надо сделать правильный декор. В верхней части вытяните тесто в клюв и по бокам прикрепите маленькие кусочки изюма, как глазки. Посадите «птичек» в форму для выпекания на пергамент. Сделайте надрезы снизу, чтобы получился «хвостик».

Разогрейте духовку до 180 градусов. Обмажьте жаворонков растительным маслом, «хвостик» посыпьте кунжутом. Выпекайте булочки 23 минуты. Как они остынут, можете пробовать.

Что нельзя делать 22 марта 

    • В этот день не разрешается кормить птиц хлебом, так можно привлечь в жизнь голод и разорение. 
    • Также нельзя мыть полы или заниматься рукоделием — к слезам или к бесполезной работе. 
    • Не стоит давать в долг — иначе обратно деньги не скоро получишь. 
    • Нельзя застилать стол белой скатертью, поскольку есть риск попасться на обманщика. 
    • Девушкам нельзя надевать блестящее, иначе сорока всю удачу заберет. 
    • Нельзя ругаться или оскорблять кого-либо — в противном случае бед и неприятностей не миновать. 

Приметы погоды  

  • Если день теплый — то такими же будут и ближайшие 40 дней. 
  • Если ветер греет — то лето будет дождливым. 
  • Первый гром — к голодному году. 
  • Морозный день — к урожайному году. 

Сороки (праздник)

Сороки (праздник)

Обрядовое печенье «Жаворонки»

Тип:

народно-христианский

Иначе:

Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в

также:

Сорок мучеников (церк.)

Значение:

встреча Весны

Установлен:

обрядность имеет древние дохристианские корни

Отмечается:

восточными и южными славянами

Дата:

9 (22) марта

Празднование:

«закликают» Весну

Традиции:

пекут «жаворонков», выбирается семейный засевальщик

Связан с:

весенним равноденствием

СОДЕРЖАНИЕ

Сороки (праздник)

Сороки, Жаворонки — день народного календаря у славян, приуроченный к дню памяти Сорока Севастийских мучеников в Русской православной церкви — 9 марта (22 марта). Согласно народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику.

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў, серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца.

Ещё один распространённый тип названия праздника — «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб.Младенци) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.

Обряды праздника

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует нам, при беременности, во время родов.

Название «Сороки» произошло от 40 севастийских мучеников, память которых совершается православными церквями в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта — «кулик». В этот день «путящий» жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта по ст. ст.).

По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

(Воронеж. обл.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями — веснянками.

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Оригинал

Ой ти, соловейку, ти, раннiй пташку,

Ой, чого так рано з вир’їчка вийшов?

Не сам вийшов, Дажбог мене вислав

З правої ручейки, i ключики видав:

З правої ручейки — лiто вiдмикати,

З лiвої ручейки — зиму замикати <…>

Перевод с укр.

Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,

Ой, что так рано с Вырия вышел?

Не сам вышел, Дажбог меня выслал

С правой рученьки, и ключик дал:

С правой рученьки — лето отмыкать,

С левой рученьки — зиму замыкать <…>

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») — «сороки святые — колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Переяславщине в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней — «чтобы мороз любисток не побил».

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?».

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговаривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года — «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детямвместо.

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев — ласточки.

В Софийском округе Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Якташ язучылар бел?н очрашу сценарий
  • Языческий праздник сообщение
  • Який сьогодні праздник
  • Языческий праздник славян ивана купала
  • Який сегодня праздник