Язык родной дружи со мной сценарий

Материал из раздела сценарий День родного языка от 02.04.2018 – Внеклассное мероприятие "Язык родной, дружи со мной" доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Материал разработан для проведения внекласссного мероприятия в начальной школе в рамках Дня родного языка. Содержит письменные и устные задания творческого, познавательно-исследовательского характера по языковым особенностям. Способствует развитию интереса в изучении языковой направленности.

Цели и задачи: познакомить учащихся со значимым событием – днём родного языка, научить отмечать звуковые и письменные особенности языков, воспитывать толерантность, интернационализм, способствовать развитию словарного запаса, кругозора, мыслительной деятельности, интересу в изучении русского языка и иностранных языков.

Форма проведения: внеклассное мероприятие в начальной школе.

Предварительная работа: учащиеся получают задание – подготовить сообщения о значении и происхождении своего имени. Выучить стихотворения о русском языке и высказывания выдающихся людей о русском языке. Карточки с заданиями. Видео сюжеты. Оформление класса по данной тематике.

Ход мероприятия

Человек родился. Это счастливое событие происходит ежесекундно на всей нашей огромной планете Земля. Малыш будет слышать речь близких ему людей. Затем сам начинает запоминать и говорить этим же, ставшим родным для него языком. Мой родной язык – русский язык. Для кого из вас, ребята, русский язык также является родным? А для кого родной другой язык? Назовите, какой.

Задание 1. С первых дней своей жизни родители дают своему малышу имя. А знаете ли вы, что означает ваше имя? (Ответы детей).

Как же звучат ваши имена на других языках? Например, имя Ангелина аналогом является Анжелина (Португалия), Анджелина (Италия), Анхелина (Испания), Анжелин (Франция), Энджелина (Англия), Анделина (Чехия).

А вот как звучат некоторые привычные нам русские имена на других языках мира. (Видео)

Задание 2. Да, по имени человека часто можно определить, к какой культуре и нации он относится. Например, сказка про Ивана – русская. Мне попалась народная сказка, где главного героя звали Джузеппе. Какая это была сказка:

а) шведская, б)французская, в) чешская, г) итальянская, д) испанская?

Задание 3. Что триста лет назад означало слово виктория, ставшее затем именем:

а) госпожа, б) удача, в) чужбина, г) победа, д) разруха?

Задание 4. Педро Санчес Гарсиа – испанец. Его папу зовут Антонио Санчес Родригес, а маму – Мария Гарсиа Веласкес. Хуан Фернандес Гомес тоже испанец. Как могут звать его родителей:

а) Федерико Гомес Лопес и Тереса Санчес Фернандес

б) Диего Фернандес Гарсиа и Лусия Санчес Родригес

в) Хосе Гомес Фернандес и Хуана Гарсиа Лопес

г) Алехандро Фернандес Лопес и Луиза Гомес Гарсиа

д) Мигель Гарсиа Фернандес и Рамона Фернандес Санчес

Задание 5. По-русски Ваня, по-армянски Ованес. А как это имя по-испански:

а) Иоанн, б) Ян, в) Жан, г) Хуан, д) Юхан?

В мире насчитывается около 7 тысяч языков. Самые распространённые: китайский, английский, испанский, арабский, русский, немецкий, португальский и др.. Язык – это не только средство общения, в нём отражается жизнь каждого народа, его культура, его душа. Каждый язык уникален, интересен, достоин внимания и уважения. Давайте посмотрим, как звучат некоторые из языков мира.

Видео мульт “Смешарики говорят на разных языках мира

Из 7 тысяч языков мира более половины находятся на грани исчезновения, а некоторые уже совсем утрачены. Это связано с исчезновением носителей этих языков, с массовыми переселениями, объединением народов, когда люди начинают говорить на языке большинства. Во все времена языки рождались, жили, умирали. Но никогда ранее они не исчезали так быстро, как в наше время. Каждый месяц в мире исчезают два языка.

21 февраля объявлен Всемирным Днём родного языка. Он направлен на сохранение прежде всего исчезающих языков. В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них хранит в себе знания, связанные с традициями и культурой конкретной народности.

Задание 6. Какого языка не существует:

а) турецкого, б) грецкого, в) венгерского?

Многие языки похожи между собой по звучанию речи. Например, славянские языки – белорусский, украинский, русский, болгарский.

Задание 7. Какие профессии по-болгарски называются

РАЗУЗНАВАЧ, КОВАЧ и ЧИСТАЧ:

а) уборщик, разведчик, кузнец;

б) разведчик, кузнец, уборщик;

в) уборщик, кузнец, разведчик;

г) разведчик, уборщик, кузнец;

г) кузнец, разведчик, уборщик.

Некоторые слова звучат одинаково на разных языках мира.

Задание 8. По названию породы СПАНИЕЛЬ можно догадаться, что эта порода собак происходит из:

а) Сингапура, б) Японии, Г) Исландии, г) Испании, д) Италии

Задание 9. Какая часть дома по-голландски называется TRAP (читается ТРАП):

а) стена, б) крыша, в) лестница, г) окно, д) дверь.

Задание 10. Слова КАШНЕ, КАШПО и ПЕНСНЕ пришли в русский язык из французского. Во французском языке каждое из них составлено из двух слов. Как выглядят их буквальные переводы:

а) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос,

б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;

в) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;

г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;

д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.

Задание 11. Даны венгерские слова и их переводы на русский язык:

korso@-кувшин, korso@ba-в кувшин, ha@zbo@l-из дома, asztalba-в стол, ha@z-дом.

Как будет по-венгерски СТОЛ, ИЗ КУВШИНА, В ДОМ:

а) asztal, korso@ba, ha@za

б) asztalb, korso@bo@l, ha@z

в) asztal, korso@bo@l, hazbo@l

г) asztal, korso@bo@l, hazba@

д) asztal, korso@bo@l, ha@zba

Задание 12. Среди всех книг, созданных человечеством, первое место по общему тиражу изданий составляет Библия. Слово библия пришло в русский язык из греческого. Тем же путём в русский язык попали и некоторые другие родственные ему слова. Что означает слово библия по-гречески:

а) “мудрость”

б) “книги”

в) “святость”

г) “история”

д) “слово”

Задание 13. По-итальянски СПАСАТЬ-salvare, СПАСАЮ-salvo, ГОВОРИШЬ-parli, ПОЮ-canto, ГОВОРИТЬ-parlare, ПОЁШЬ-canti. Как будет по-итальянски ПЕТЬ и СПАСАЕШЬ:

а) cantore, salve

б) canti, salvare

в) cantare, salvi

г) canto, salvo

д) cantare, salva

Задание 14. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: Неторопливый сын быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Осетинская: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: Как заяц в ананасе.

Многообразие языков является огромным достоянием всего человеческого наследия.

В России государственный язык – русский. На нём говорят около 140 миллионов россиян. “Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ, его культура, его язык”, – сказал А.Н. Толстой.

 “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в умелых руках оно в состоянии творить чудеса”, – завещал всем нам И.С. Тургенев.

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ!»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ

ЦЕЛЬ: формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры.

ЗАДАЧИ:

-прививать любви к великому русскому языку;

-развивать пытливость, любознательность каждого ученика;

-способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала;

-содействовать развитию речи;

-совершенствовать у учащихся навыки лингвистического анализа;

-повышать уровень языковой компетенции младших школьников.

Примечания:

Участие принимают по 2 команды от 2-4-х классов, победители выходят на финальную игру. Участие принимают команды от каждого класса (8 человек).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий:

Слайд.1 Язык – бесценное сокровище каждого народа. Веками в нем собираются, шлифуются, кристаллизируются лучшие образцы народного опыта и человеческой мысли. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Слайд.2 Русский язык-язык национальной гордости и достоинства. Русский язык- это государственный язык для 145 миллионов россиян. Слайд. 3 Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

Родной язык (Саша Савоськин)

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный, то страстный,

То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Учитель: Нелегко изучать орфограммы русского языка, но сегодня мы проведём игру-соревнование «Язык родной, дружи со мной» и вы поймёте, что учиться можно весело и интересно. И в этой игре проявятся все лучшие качества наших участников:

— юмор;
— способность оценить шутку;
— товарищество;
— находчивость.

I. Представление жюри.

— Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри в лице ………(представление жюри).

Пожелание жюри от участников и болельщиков соревнования:

Слайд.4

1.Пусть глаз ваш будет остр, как игла, а совесть чиста, как вода.

2.Вам и слава и почет! Но все мы любим точный счет!

II. Знакомство с командами.

-Сегодня в конкурсе участвуют две команды: «Слово» и «Предложение». Сейчас вас ждут испытания, пройдя, которые мы сможем вас назвать грамотеями русского языка. Готовы? А ваши болельщики будут за вас болеть и помогать своими ответами, когда потребуется их помощь.

Слайд.5

Приветствие болельщиков (хором):

За команды мы болеем и друзьям помочь сумеем!

-Команды готовы к представлению?

Представление команд.

1 команда: «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово»

Приветствие соперникам: «Победу, а не пораженье

Мы Вам желаем, «Предложенье»!

2 команда: «Предложенье»

Девиз: «Мы команда «Предложенье»!

Пусть нам сопутствует везенье»

Приветствие соперникам: Соперник наш, не позабудь!

К победе очень труден путь»!

Учитель:

-А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила: Слайд.6

Работать дружно, все вместе;

Уметь выслушать своего товарища;

Не обижать товарища, который сделал ошибку;

Не смеяться над командой, которая проигрывает;

Не злиться, если вы проиграете.

III. Игровая часть

Учитель:

-Каждому классу за неделю до начала проведения недели русского языка давались темы исследовательских работ:

1и 3 классы – «Фразеологизмы»

2 класс – «Омонимы»

4 класс – «Устаревшие слова- архаизмы»

-Кроме того, что учащиеся 1-4 классов представили творческие работы на выставку, они также на сегодняшнем мероприятии презентуют нам коротко, о чём они узнали.

1 класс в этом году только осваивает грамоту. Они подготовили стихи про буквы.

А вы умело складываете из букв слова?

Конкурс 1. «Наборщик».

Учитель: Кто больше составит слов из букв слова Предложение. (5 баллов за 1 слово).

Учитель: А мы поиграем в игру «Назови пару».

К существительным мужского рода назовите существительные женского рода.

Козел- коза

Бобер- бобриха

Медведь- медведица

Осел- ослица

Оса- оса

Стрекоза- стрекоза

Ворон- ворона

Волк- волчица

Курица- петух

Баран- овца

Муха- муха

Обезьяна- обезьяна

Слон- слониха

Кот- кошка

Корова-бык

Вам нужно подобрать слова противоположенные по смыслу. 

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только КОНЬ сказал,

Что низко.

А МЫШОНОК …… (высоко)

ВОРОБЕЙ сказал, что близко,

А УЛИТКА — …..(далеко).

А ТЕЛЕНОК – озадачен

Тем, что яблоко мало.

А ЦЫПЛЕНОК – тем,

Что очень тяжело и …(велико).

А КОТЕНКУ все равно:

Кислое – зачем оно?

— Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –

…(Сладкий) у него бочок.

Учитель: Сколько значений у слова ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (2- единица речи и конструктивная идея). Как такие слова называются? Секреты «Омонимов», у которых несколько лексических значений изучали учащиеся 2 класса.

Блок-выступление 2 класса:

1.Сценка «Овсянка»

— А у меня дома овсянка!

— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

— Как я люблю овсянку!

— И я люблю!

— Она жёлтая, красивая такая!

— И вкусная. Особенно с молоком!

— Как это- вкусная?

— Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

— Да ты про что говоришь?

— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

— И я про овсянку!

— Ты про какую овсянку?

— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

— Каша песни пела?

— Какая каша? Не каша, а птица!

— Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.

— Идем ко мне – мою овсянку слушать!

— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

2 конкурс «Комплимент»

Учитель: Один из французских писателей говорил: одним словом можно осчастливить человека, но можно и убить.

Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Выйдем из-за столов. Построимся в две шеренги напротив друг друга. Возьмём в руки мяч и бросим его тому, кто стоит напротив из команды-соперника и скажем ему комплимент. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски выполняем ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

-А теперь команды и зрители обменяются несколькими комплиментами.

Инсценировка стихотворения «Знаки препинания».

ЧТЕЦ. У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (вбегая).

Ура! Долой!

Караул! Разбой!

ЧТЕЦ Притащился кривоногий

Вопросительный знак.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Кто? Кого? Откуда? Как?

ЧТЕЦ. Явились запятые,

Девицы завитые. (Входят запятые).

ЧТЕЦ. Живут они в диктовке,
На каждой остановке.

ЗАПЯТЫЕ. Мы особы занятые,

Не обходятся без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. Если нет над вами точки

Запятая — знак пустой.

ЧТЕЦ. Прискакало двоеточие

Прикатило многоточие. (Показываются двоеточие и многоточие).

ДВОЕТОЧИЕ. Нет. Постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу

За порядком я слежу.

МНОГОТОЧИЕ. Если вам угодно знать

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

ЧТЕЦ. Вопросительный знак удивился.

То есть как?

ЧТЕЦ. Восклицательный знак возмутился.

То есть как!

ЧТЕЦ. И сказала точка,

Точка – одиночка.

ТОЧКА. Мной кончается рассказ,

Значит я главнее вас.

Конкурс 3. «Путаница».

Каждая команда получила лист с текстом стихотворения, в котором отсутствуют знаки препинания. Команде нужно их поставить, чтобы не было путаницы.

ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

( За каждую точку один балл)

Игры для зрителей

Игра «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей.

«Га – га-  га ! — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Январским ясным утром,

В начале сентября

Взошла луна, а звезды

Упали на поля.

Нарцисс закукарекал,

Расцвел петух – чудак.

А я в чердак спустился,

Чтоб подмести подвал.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Игра «Потопаем – похлопаем».  Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.

— Сначала приходит лето, а затем осень.

— Снег тает весной.

— Кота в сапогах придумал  А.Пушкин.

— Утка крякает.

— На реках взламывается лед осенью.

— В алфавите  33 буквы.

— Учебный год в школе начинается летом.

— Все согласные звуки глухие.

— Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

— Если дорога мокрая, то идет дождь.

Учитель: А сейчас мы предоставим слово ученикам 3 класса, которые занимались изучением «Крылатых слов. Фразеологизмов». Что же это такое «крылатые слова»?

Блок-выступление 3 класса:

Стихотворение Усачева

«Летает быстро чайка,
И сокол, и сова,
Но всех быстрее мчатся
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА.
Они порхают стаей
И парами парят.
Они в дома влетают
и с нами говорят.
То журавлем курлычут
Высоко в облаках,
То через миг синицей
Окажутся в руках…
Мы их однажды встретим
В волшебном словаре
В краю, где на рассвете
Рак свищет на горе
И пышно расцветает
весною трын-трава…
Вот там и обитают крылатые слова»

Сценка “Кашу маслом не испортишь”.

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама.

А Саша стучит.

— Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

— Как об стенку горох, — говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток!

Стучит.

— Сказано — сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

— Отдай!

— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

— Я машину чиню.

— Всему свое время.

— Зачем молоток унесла?

— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

— Не все, мы не спим.

— Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

— Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.

— Кашу маслом не испортишь!

Учитель: «Сводом народной опытной премудрости» являются УНТ.

Конкурс 4. «Угадай пословицу»

Учитель: Этот конкурс мы посвятим жанру УНТ – пословицам. Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: лёгкий – тяжёлый, весёлый – грустный. Перед вами пословицы – перевёртыши. Кто сможет их прочитать? Подчёркнутые слова не изменены. Зачеркните в карточке неверные слова и напишите верные сверху.

За каждую правильно составленную пословицу даётся 1 балл.

— Как вы понимаете эти половицы?

Новый враг хуже старых двух.

Всё плохо, что плохо начинается.

Плохая слава дешевле бедности

Конкурс для болельщиков «Разминка» Девочки-мальчики

1. Мы слышим и произносим? 1. Мы пишем и видим?

2. Сколько букв в русском алфавите? 2. Сколько букв, не имеющих

3. Сколько гласных звуков? звука?

4. Назовите йотированные гласные звуки. 3. Сколько гласных букв?

4. Назовите парные согласные звуки

Игра со зрителями «Закончи пословицу».

1. Доброе слово человеку, что …(дождь в засуху).

2. Жизнь дана на …. (добрые дела).

3. Доброе слово железные …. (ворота отопрет).

4. Про доброе дело …(говори смело).

5. Слово серебро, молчанье — …(золото).

6. Доброе слово и кошке …(приятно).

7. Что посеешь, то и …(пожнешь).

8. От добра добра …(не ищут).

9.Ум хорошо, … (а два лучше).

10.Терпенье и труд, …(все перетрут).

Учитель: В книге К. Чуковского «От 2 до 5» говорится: «Когда мальчик услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела», он спрятал своего щенка.

— Может, мальчик напрасно испугался?

Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов.

— Что означает выражение «съесть собаку»? (Быть мастером в каком-либо деле) Объясните, когда так говорят:

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых …..(рукавицах)

Как это принято у змей,

Кусают за ноги гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги …. (в руки)

  • Валять дурака (бездельничать)

  • Золотые руки (умелые руки)

  • Медвежья услуга (плохая услуга)

  • Как снег на голову (неожиданно)

  • Спустя рукава (как попало, плохо)

  • Вылетело из головы (забыл)

Конкурс 5. «Исправьте ошибки»

Учитель: Сейчас команды получат тексты, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную и исправленную ошибку – один балл (8 баллов).

3 минуты

Зимние каникулы я правёл у дяди серёжи. Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к сторошке, а потом катались налыжах.

«Скажи правильно» — задание болельщикам

1.Я СДЕЛАЛ СВОЙ РИСУНОК РАСКРАШЕННЫМ. ( Я раскрасил свой рисунок).

2.МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).

3.МОИ ОЦЕНКИ СДЕЛАЛИ МОЮ МАМУ ГРУСТНОЙ. (Мои оценки огорчили маму).

4.ПОДАРОК ДРУГА СДЕЛАЛ КОСТЮ РАДОСТНЫМ. (Подарок друга обрадовал Костю).

5.ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ. (Дождик намочил нас, а солнышко обсушило).

— Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Отвечайте хором:

Нога — … (ноги)

Рука — … (руки)

Дуга — … (дуги)

Мука — … (нет мн.числа)

-Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.

Продолжаем дальше:

Ведро — … (вёдра)

Бедро — … (бёдра)

Метро — … (нет мн.числа)

День — … (дни)

Пень — … (пни)

Лень — … (нет мн.чила)

Цыплёнок — … (цыплята)

Козлёнок — … (козлята)

Бочонок — … (бочонки)

РЕЗЕРВ

6. Конкурс «Искусство общения»

ВЕДУЩИЙ:

— Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

( Двое учащихся разыгрывают сценку для команд)

1 УЧЕНИК:

-Ты сегодня собирался в кино?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-А билеты ещё не купил?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Будешь покупать, купи мне.

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Зайти за тобой?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

Ведущий:

-То, что вы услышали — обрывок телефонного разговора.

Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

Ведущий: Предлагаю жюри подвести итоги. А мы пока отдохнём.

Музыкальная физминутка «ЧИКА-РИКА»

IV. Итоги конкурса

Ведущий: Молодцы! Вы, действительно грамотные детки, раз прошли все эти испытания. А помог вам в этом – русский язык — это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. А теперь слово предоставляется нашему жюри.

— Закончить наше мероприятие хочется пожеланием от представителей каждого класса всем учащимся начальной школы.

Стихотворение «Выучи русский язык!»

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник — великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи русский язык!

— Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка и предлагаю командам сфотографироваться.

Команда «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово»

Приветствие соперникам:

«Победу, а не пораженье

Мы Вам желаем, «Предложенье»!

Команда «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово»

Приветствие соперникам:

«Победу, а не пораженье

Мы Вам желаем, «Предложенье»!

Команда «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово»

Приветствие соперникам:

«Победу, а не пораженье

Мы Вам желаем, «Предложенье»!

Команда «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово»

Приветствие соперникам:

«Победу, а не пораженье

Мы Вам желаем, «Предложенье»!

Команда «Предложенье»

Девиз: «Мы команда «Предложенье»!

Пусть нам сопутствует везенье»

Приветствие соперникам:

Соперник наш, не позабудь!

К победе очень труден путь»!

Команда «Предложенье»

Девиз: «Мы команда «Предложенье»!

Пусть нам сопутствует везенье»

Приветствие соперникам:

Соперник наш, не позабудь!

К победе очень труден путь»!

Команда «Предложенье»

Девиз: «Мы команда «Предложенье»!

Пусть нам сопутствует везенье»

Приветствие соперникам:

Соперник наш, не позабудь!

К победе очень труден путь»!

Команда «Предложенье»

Девиз: «Мы команда «Предложенье»!

Пусть нам сопутствует везенье»

Приветствие соперникам:

Соперник наш, не позабудь!

К победе очень труден путь»!

Бланк для жюри игры-соревнования

«Язык родной, дружи со мной»

Название конкурса

«Слово»

«Предложение»

Представление команд ( макс. 5 баллов)

«Наборщик» По 1б. за слово

«Комплимент»

«Путаница» За каждую точку один балл

«Угадай пословицу» По 1 б. за каждую

«Исправь ошибки» По 1 б. за каждую

Резерв

«Искусство общения»

( макс. 5 баллов)

Итого баллов

Зимние каникулы я правёл у дяди серёжи. Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к сторошке, а потом катались налыжах.

Новый враг хуже старых двух.

Всё плохо, что плохо начинается.

Новый враг хуже старых двух.

Всё плохо, что плохо начинается.

Предложение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Команда «Слово»

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке

Команда «Предложение»

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке

Исправь ошибки!

Зимние каникулы я правёл у дяди серёжи. Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к сторошке, а потом катались налыжах.

1 УЧЕНИК:

-Ты сегодня собирался в кино?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-А билеты ещё не купил?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Будешь покупать, купи мне.

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Зайти за тобой?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Ты сегодня собирался в кино?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-А билеты ещё не купил?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Будешь покупать, купи мне.

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Зайти за тобой?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

Игры для зрителей

Игра «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей.

«Га – га-  га ! — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Январским ясным утром,

В начале сентября

Взошла луна, а звезды

Упали на поля.

Нарцисс закукарекал,

Расцвел петух – чудак.

А я в чердак спустился,

Чтоб подмести подвал.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Закончи пословицу.

1. Доброе слово человеку, что …(дождь в засуху).

2. Жизнь дана на …. (добрые дела).

3. Доброе слово железные …. (ворота отопрет).

4. Про доброе дело …(говори смело).

5. Слово серебро, молчанье — …(золото).

6. Доброе слово и кошке …(приятно).

7. Что посеешь, то и …(пожнешь).

8. От добра добра …(не ищут).

9.Ум хорошо, … (а два лучше).

10.Терпенье и труд, …(все перетрут).

Игра «Потопаем – похлопаем».  Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.

— Сначала приходит лето, а затем осень.

— Снег тает весной.

— Кота в сапогах придумал  А.Пушкин.

— Утка крякает.

— На реках взламывается лед осенью.

— В алфавите  33 буквы.

— Учебный год в школе начинается летом.

— Все согласные звуки глухие.

— Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

— Если дорога мокрая, то идет дождь.

12

ГБОУ СОШ № 638

Потаранова Валентина Николаевна — воспитатель ГПД
КВН по русскому языку в 3 классе «Язык родной, дружи со мной»

Цель:

— прививать любовь к родному языку;

— закреплять знания и умения, полученные на уроках;

— воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

— развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

— расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

-формирование интереса к нему как к учебному предмету,

— повышение общей языковой культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная  доска, песня «Любит КВН наш дружный класс», песня «Улыбка» композитора  В. Шаинского, ребусы,  листы бумаги, стихи о грамматике.

План

1. Организационный  момент.

2. Приветствие команд.

3. Разминка.

4. Конкурсная программа.

       1.  Конкурс  «Грамотей»

       2.  Конкурс  «Редактор»

       3.  Конкурс капитанов

5. Ребусы

  1. Конкурс «Превращение слов»
  2. Конкурс.  «Можем мы диктант  писать  на «4»или «5».
  3. Конкурс «Отгадай слово»
  4. Конкурс «Фразеологический   зверинец»
  5. Конкурс «Оса»

6. Подведение итогов. Награждение  победителей.

Ход мероприятия.

1.   Организационный момент.

Сегодня мы собрались  на  наш  первый КВН.  КВН по русскому  языку. Русский  язык  наш родной язык,  язык на  котором мы  сказали  первое  в жизни слово; язык, на котором мы услышали первое слово одобрения  в свой  адрес. Язык на котором  мы  говорим,  красив   и  богат. На  русском языке  говорят не только  русские. А  как труден  он, как  тяжело  даётся  изучение правил, частей речи.   И всё же.

«Учите русский — с душой,  с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда и та награда —  в нём самом»

                                             ( Сабир  Абдулма.)

Итак, мы начинаем КВН  «Язык  родной, дружи со мной»

Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни “Улыбка” композитора В. Шаинского).

Любит КВН наш дружный класс,

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

2. Приветствие команд.

Все вместе.

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием  сегодня

Будем в КВН играть.

1 команда:

Мы отвечаем дружно,

И в том сомнений нет,

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2 команда:

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Ведёт к победе не судьба,

А только наши знания.

3 команда:

И соревнуясь с вами,

Останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

Представление названия команды.

1 команда:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

 (Существительное)

2 команда:

Что для меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

   (Глагол)

3 команда:

Даю я признаки предметам,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

   (Прилагательное)

3. Разминка.

Вопросы для 1-й команды:

1. Дети записывают предложение в тетрадь. Они пользуются устной речью или письменной речью.

2. Сколько букв в русском языке?(33)

3. Сколько слогов в слове “яма”?(2)

4. Антоним (противоположное по смыслу слово) к слову “вредный”.(Полезный.)

5. Сколько звуков в слове “лью”? (3)

6. Назовите слово с удвоенной “н”.  (Длинный, весенний, осенний, ванна, ранний…)

7. Назовите комнаты для занятий в школе. (Классы)

8. Третья буква алфавита (В)

9. Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (Одушевлённые – люди, животные.)

10. Для чего в языке нужны предлоги? (Связывать слова по смыслу.)

Вопросы для 2-й команды:

1. Бабушка рассказывает вам сказку. Она пользуется  устной речью или письменной речью.

2. Что мы произносим, когда говорим: звуки речи или  буквы.

3. Сколько слогов в слове “уроки”?(3)

4. Подберите антоним к слову “вредный”. (Полезный.)

5. Сколько гласных звуков в слове “герой”?(2)

6. Синоним (слово, близкое по значению) к слову “отважный”. (Храбрый.)

7. Перерыв между уроками. (Перемена)

8. Последняя буква алфавита. (Я)

9. Что обозначает глагол? (Действие предмета.)

10. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

Вопросы для 3-й команды:

1. Что мы пишем и читаем: а) звуки; б) буквы? (б)

2. Сколько согласных звуков в слове “майка”?(3)

3. Какие звуки произносятся с помощью шума? а) гласные; б) согласные (б)

4. Антоним (противоположное по смыслу слово) к слову “тихий”. (Громкий.)

5. Какой слог называют “безударный”? (Слог, на которые не падает ударение.)

6. Как правильно перенести слово “лилия”? (ли-лия)

7. Сколько звуков в слове “ель”?(3)

8. Сумка школьника. (Портфель.)

9. Какое предложение называют “повествовательным”? (Что-либо сообщается.)

10. Как называются слова, обозначающие признак предмета? (Прилагательные.)

 4.  Конкурсная программа

 Конкурс 1. «Грамотей» — поставьте правильно ударение. Слайд 1

1-я команда      2 – я команда          3 – я команда

звонит              портфель                 библиотека

магазин             алфавит                 километр

шофёр             столяр                   средство

— Как правильно сказать.

У рыб нет  зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей   нет  зубов.

Конкурс 2 «Редактор» — вставить пропущенную букву. Слайд 2.

1-я команда        2 – я команда            3 – я команда

тр…пинка              сн…жинка                м…рской

к…ртофель            м…рковь                    п…нал

оши…ка                 голу…ка                     тру…ка

л…пата                   т..пор                          пом…дор

шка…                     коллекти…                 моро…

с…лить                  м…сты                        ст…рик

 Конкурс болельщиков.

Задание: отгадать загадку и определить часть речи.

Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретает.( Школа)

Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Слезы проливает. Дети их читают и стирают. ( Мел)

Одной рукой всех встречаю, другой провожаю.( Дверь)

Конкурс 3. (Конкурс капитанов).

Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв  в словах.  Слайд 3

1-я команда                          2 – я команда                                    3 – я команда

Юла – (3 б, 4 зв.)                 ёж – (2 б, 5 зв.)                                 ямка – (4 б, 5 зв.)

Коньки – (6 б, 5 зв.)            деньки – (6 б, 5 зв.)                          письмо – (6 б, 5 зв.)

Обмоталась зебра чёрной лентой и принялась всех  спрашивать.

Ну отгадайте, какая я, чёрная или  белая?

Белая или чёрная?

 5. Конкурс болельщиков «Ребусы». Слайд 4,5,6.

Конкурс 4.«Превращение слов.   Слайд 7.

Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Пример: сом – дом.

Пара – фара,  роща – роза,  свет – цвет,  река – рука,  игла – икра, уха – ухо,  белка – булка, бинт – бант.

Конкурс 5. « Можем мы диктант писать на 4 и на 5.»

Командам даётся лист бумаги. Учитель диктует текст. Первый участник записывает слово и передаёт лист следующему участнику, тот записывает одно слово и передаёт дальше. И так до конца текста по одному слову.

Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить.

Конкурс болельщиков (пока команды пишут). Слайд 8.

Лингвистические загадки

1) Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.            (Очки)

2) Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.                      (Нос)

3) В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают.                   (Шашки)

4) Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.

Могу легко попасть я в птицу,

Но чаще попадаю … в щи.                  (Лук)

Конкур 6 «Отгадай слово».  Слайд 9.

1. Корень из слова СКАЗКА,

   Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,

   Приставка в слове РАСХОД,

   Окончание в слове ДОМ.

   ( рассказчик)

2.Корень в слове ВЯЗАТЬ,

   Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

   Суффикс в слове СКАЗКА,

   Окончание в слове РЫБА.

   ( завязка)

3. Корень в слове СНЕЖИНКА,

   Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

   Суффикс в слове ЛЕСНИК,

   Окончание в слове СТОЛ.

   ( подснежник)

Конкурс 7 «Фразеологический  зверинец»

Закончи фразеологизм названием животного.

Голоден, как … (волк)

Надут, как … (индюк)

Работает, как … (лошадь)

Упрям, как … (осёл)

Хитёр как……(лиса)

Труслив как …..(заяц)

Здоров как…….(бык)

Нем как………(рыба)

Болтлив как….( сорока)    

Конкурс болельщиков «Назови одним словом».

Рукой подать. (Близко).

Через час по чайной ложке. (Медленно).

Морочишь голову. (Обманываешь).

Во весь дух. (Быстро).

Склонять по падежам. (Ругать).

Засучив рукава. (Хорошо работать).

Опустив рукава. (Работать плохо).

Прикусить язык. (Замолчать).

Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи).

Конкурс « Осы». Слайд10

1. ОС_ _А                       На этой осе в октябре позолота. (осина)

2. ОС _ _ А                     А эта растёт на лугу у болота. (осока)

3. _ ОС _ А                     С этой спит в колыбели малыш. (соска)

4. _ О _ С _ _ _ _ А        А эта по классу крадётся, как мышь. (подсказка)

5. _ ОС _ _ _ А _ _         Эта оса на луну улетает. (космонавт)

6. _ ОС _ _ _ _ А            А эта на солнце худеет и тает. (сосулька)

Ведущий: Наш КВН подошёл к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе. Подошло время подвести окончательные  результаты, пока жюри совещается

Послушайте стихи о грамматике

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

6. Подведение итогов КВН.

Награждение победившей команды.
Жюри подводит итоги, проводит награждение команд и активных болельщиков.

Используемая литература:

1. «Воспитательная работа в 3 классе»-2010г. Издательство «Экстремум». Волгоград.

2.  О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.

3.  Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В.А.Иванова,З,А,Потиха,Д.Э.Розенталь.-Л.Просвещение,1997.

4.  Журнал для педагогов начальной школы “Педсовет” № 2 – 1998г

5   Внеклассные мероприятия   3 класс. Москва. «Вако». 2010г.

6.  Начальная школа № 1, 2007г.

Цель: развитие речи, логического мышления.

Задачи:


  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к
    другу.

I. Вступительная беседа.

На доске написано:

Корень учения горек, да плод сладок.
Умей взять, умей и дать.
С умным найти, с дураком потерять.
Ручка беленька, душа черненька.
Короткий счет, длинная дружба.

Слова “горек” и “сладок” выделены другим
цветом.

Учитель: Ребята, почему “слова “горек” и
“сладок” выделены?

(Далее рассуждения детей! Слова с
противоположным значением — антонимы)

Учитель: Какие слова можно выделить в
остальных пословицах?

— Какую пословицу вы считаете наиболее значимой
для вас?

Объясните ее значение.

(Далее рассуждения учащихся)

(Класс заранее поделен на команды. Каждая
команда придумывает свое название.

Учитель: Сегодня соревнуются две команды
“Слово” и “Предложение” на знание антонимов. А
в конце состязания вы ответите на вопрос “Для
чего нужны антонимы?”

II. Игра “Наоборот”. (Предлагает вам поэт Д.
Чиарди)

Учитель читает стихотворение, класс отвечает
хором:

Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко.
Скажу я слово
Далеко.
А ты ответишь
… Близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь…
Пол
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
Нашел.
Скажу тебе я слово Трус.
Ответишь ты:
Храбрец.
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай … Конец!

Учитель: Какие антонимы вы услышали?

III. Назовите еще пары слов “Кто больше”.

(Команды поочередно называют антонимы. Жюри
подводит итоги)

“Кто больше”.

Белый — черный

Добрый — злой

Жара – холод

Храбрый – трусливый

Отдыхать — работать

Учитель: А теперь вопрос для всех: какими
частями речи могут быть антонимы? (Ответы детей).

IV. “Отгадай загадку”.

1. Я антоним к слову “лето”, В шубу снежную
одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я …
(зима).

2. Я антоним к слову смех, Не от радости, утех —
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались?
Это … (плач).

3. Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я
враг, а деревьям друг. (Дятел)

4. Как столкнутся стук да стук!
Тишину спугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет —
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

5. Я антоним к слову “зной”,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня … прохлада.

(Назовите в загадках антонимы)

V. “Старая пословица недаром молвится”.

Корень ученья горек, да плод его сладок.
Короткий счет, длинная дружба.
Знай больше, говори меньше.
За маленьким погнался, большое потерял.
Мягко стелет, да жестко спать и т.д.

Учитель: В пословицах и поговорках часто
встречаются антонимы.

Назовите антонимы. Вспомните пословицы и
поговорки с антонимами.

VI. “Антонимы в произведениях”.

Учитель: Соревнование продолжается. Может ли
какой-нибудь предмет в одно и то же время быть
глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и
близким? Не спешите с ответом. Послушайте
стихотворения П. Ребро “Кто прав?”, Г. Сапгира
“Яблоко”.

Вьется синяя река
Убегает к морю.
Говорит отец:
— Мелка!
— Глубока! — Я спорю.
Так мелка
Иль глубока?
Как же быть
Нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне по шею.

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок
— Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка — далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
А цыпленок — тем,
Что очень Велико и тяжело.
А котенку все равно:
— Кислое, зачем оно?
— Что вы?
— Шепчет червячок.
— Сладкий у него бочок!

Учитель: Кто же прав? (Каждый прав по своему).
Назовите слова — антонимы.

VII. “Герои сказок и басен”.

Учитель: С помощью антонимов-прилагательных
охарактеризуйте животных из сказок и басен:

Волк — лиса, лев — заяц, стрекоза — муравей, муха —
слон, (по хитрости, по храбрости, по величине, по
трудолюбию)

VIII. “По одежке встречают, по уму провожают”.

Заключительный конкурс.

Участникам предлагаются карточки, на каждой из
которых написано по одному слову:

Добрый, щедрый, злой, скупой, ловкий, неуклюжий,
грустный, веселый, вежливый, грубый, лживый,
правдивый, отважный, трусливый, ленивый,
трудолюбивый.

Побеждает та команда, представитель которой
выбрал наибольшее количество антонимов.

Учитель: А какими вы хотите стать?

IX. Теперь вы сможете ответить на вопросы.

— Для чего нужны антонимы?

— Когда их употребляют?

(Антонимы употребляются для большей
выразительности, для сопоставления и
противопоставления)

X. Подведение итогов.

Список литературы:


  1. Александрова Г. “Занимательный русский язык”. —
    Санкт-Петербург. 1998.
  2. Нуртазина Р. “Занимательная грамматика”. —
    Алма-Ата. 1990.
  3. Толстой Л.Н. “Азбука”. – Москва. “Детская
    литература”, 1988.

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Язык родной, дружи со мной!»

Цели. Расширение  лексического запаса детской речи, развитие навыка разговорной речи; учить умению объяснять, точно описывать предметы. 

Ход занятия.

 I.Введение в тему. Русский язык — один из самых распространенных в мире: более 140 млн. человек считают его родным. О нем восторженно отзывались русские писатели, от М. В. Ломоносова до наших современников. Прекрасный мастер слова И. С. Тургенев называл русский язык великим, могучим, правдивым и свободным и добавлял: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

2.Стихотворение А. А. Шибаев Родной язык

В день солнечный июльский

Цветы, цветы вокруг!.

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой —

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти —

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

 II. Основная часть.

3. Ведущий. И, конечно, русский язык богат пословицами. Пословицы говорят нам о мудрости русского языка, показывают его красоту. На любое событие можно ответить пословицей.  Сейчас я прочитаю рассказ А.А. Шибаева «Кашу маслом не испортишь…», а вы посчитайте: сколько пословиц и поговорок в нём прозвучит?

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.

  • Прекрати стук! — сказал папа. А Саша стучит.
  • КАК ОБ СТЕНКУ ГОРОХ, — говорит бабушка. — ЕМУ ХОТЬ КОЛ НА ГОЛОВЕ ТЕШИ, А ОН ВСЁ СВОЕ. Отберу молоток!.

Стучит.

  • СКАЗАНО — СДЕЛАНО! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

—      Отдай!

  • Завтра. А сейчас молотка НЕ ВИДАТЬ ТЕБЕ КАК СВОИХ УШЕЙ!

Саша заплакал:

—   Я машину чиню.

А бабушка:

  • ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.
  • Зачем молоток унесла?
  • ЕМУ ПРО ЕРЁМУ, А ОН ПРО ФОМУ.

Да ты КАК С ЛУНЫ СВАЛИЛСЯ! РУССКИМ ЯЗЫКОМ СКАЗА­НО, поздно уже, все спят.

  • Не все: мы не спим.
  • Ну, хватит ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ. Марш в кровать!

Папа сказал:

  • Какая живая у нашей бабушки речь — вся пересыпана.

Что ни слово, то  пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

  • КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

4. Ведущий. Русский язык, со временем  меняется. Устаревшие слова исчезают из нашей речи, появляются новые. Сейчас мы посмотрим презентацию о значениях некоторых слов, которые вам неизвестны.

Презентация «В мире незнакомых слов».

5. Ведущий. Без хорошего знания родного языка — без умения грамотно говорить и писать, пользоваться большим запасом слов — нельзя быть культурным человеком. Посмотрите инсценированное стихотворение А.А. Шибаева «ПОГОВОРИЛИ»

Здравствуй! Давно не видел тебя!.

-Привет

  • Как живёшь?
  • Нормально!
  • Ас учёбой как?
  • Нормально.
  • Ты, говорят, болел.
  • Теперь — всё в порядке?
  • Нормально.
  • Хорошо, значит?
  • Ну я же говорю — нор­мально.
  • Странно ты говоришь.
  • Почему? Нормально.
  • Ты считаешь — нор­мально?
  • Нормально.

Ну, тогда до свидания.

Пока!

— Странно.

А ведь когда-то была вполне нор­мальным человеком!»

6. Ведущий. В русской речи часто слова располагаются в таком порядке, что даже можно понимать их по-разному.

Сценка «Несуразные вещи» (А. Шибаев)

7. Игра Алиас или «Скажи иначе» для малышей— это захватывающая игра, в ходе которой дети значительно расширяют свой лексический запас, учатся умению объяснять, точно описывать предметы, развивают навык разговорной речи. Игра заключается в том, что члены команды должны угадать слово, которое пытается объяснить им их партнер по команде, не называя само это слово и не используя однокоренные слова.

Время, за которое команда должна угадать слово, ограничено одной минутой (в каждом комплекте игры есть песочные часы, которые помогут игрокам контролировать время). В игре побеждает та команда, которая угадает больше слов.

III. Итог. Ведущий.

— Какой должна быть речь ученика?

— Что нужно делать, чтобы была красивая речь?

Просмотр содержимого документа

«Язык родной, дружи со мной!»

Викторина по
русскому языку

«Язык родной,
дружи со мной»

5 – 6  классы

«Как гибок
русский язык, и как его

ломают сами
же русские люди»

Цель
мероприятия:
 

·       
Углубить знания обучающихся
по русскому языку; Воспитывать у детей интерес к родному языку, его
многообразию и богатству;  Повторение и
обобщение языковых знаний посредством игры – викторины

Задачи:

·       
повторить
основные языковые (морфологические, синтаксические, лексико-семантические и
др.) единицы;

·       
развивать
логическое мышление и дух соревнования, внимание и быстроту; воспитывать
интерес и уважение к русскому языку, народу и культуре; мотивировать позитивное
отношение к русскому языку как школьному предмету.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, мы собрались, чтобы проверить свои 
знания русского языка.

В  самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из
стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех, он певуч,

он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о
богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался
тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку.

И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и
владеете им.

Наше занятие  будет в  форме  ВИКТОРИНЫ.

Кто из вас
может объяснить, что означает это слово?

(Викторина – это  когда ведущий задает вопросы, а дети
отвечают на них).

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные
одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.

Вы будете соревноваться, отвечая  на
вопросы по русскому языку.

Внимательно слушайте условия заданий и условия их выполнения.

Вперёд! К победе!

Мой верный
друг! Мой друг коварный!

Мой царь!
Мой раб! Родной язык!

Мои стихи —
как дым алтарный!

Как вызов
яростный мой крик!

Ты дал мечте
безумной крылья,

Мечту ты
путами обвил.

Меня спасал
в часы бессилья

И сокрушал
избытком сил.

Как часто в
тайне звуков странных

И в
потаенном смысле слов

Я обретал
напев нежданных,

Овладевавших
мной стихов!

Но часто
радостью измучен

Иль тихой
упоен тоской,

Я тщетно
ждал, чтоб был созвучен

С душой
дрожащей отзвук твой!

В. Брюсов

Задание 1.   Добавьте одну букву, чтобы
получилось слово.

БА    
КО     СО     МИ    ЛА  ЛЮ     СО     РА     СО    ЗУ     

 Задание
2
:   «Найти слово в слове».

В данных
словах найдите другие слова:

глобус, шутка,
экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка,
горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Выигрывает та
команда, которая найдёт больше слов.

(Лоб, ус,
утка, кран, лев, оса, ель,  зуб, стол, кол, дочка,  пост, ель, точка,
зонт, верх, дача, лото, рога, тина)

Мудрость народа в пословицах и поговорках

Задание 3.  Закончи пословицу:

1. Не сиди
сложа руки… (не будет скуки).

 2. В
гостях хорошо, … (а дома лучше).

 3. Один
за всех — … (все – за одного).

 4. Не
имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

 5. Без
труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

 6.
Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

 7. Семь
раз отмерь, … (один отрежь).

 8. За
двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

 9.
Поспешишь — … (людей насмешишь).

 10.
Любишь кататься … (люби и саночки возить).

Задание 4.
Вопросы — шутки

1.В каком
слове сорок гласных?  (сорока)
2. В каком слове сто согласных? (стол)
3. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького
грызуна? (камыш)
4. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? 
(нос)
6. В каком слове 100 отрицаний. (стонет)

Задание 5.  Практическая
часть

1.    
Разобрать слово
«кувшинка» по составу

(кувшин –
корень, к – суффикс, а – окончание)

2.    
Осуществить
синтаксический разбор предложения: Ранней весной расцвел первый подснежник.

(повествовательное,
не восклицательное,  простое, двусоставное, не осложненное)

3.    
Фонетический разбор
слова «лошадь»

(л –
согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая,
твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий
знак)

Задание 6.   «Назови одним словом».

(вместо
словосочетания надо назвать одно слово,  — имя существительное; например:
храбрый человек — храбрец)

БОЛТЛИВЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— болтун,
болтушка;

ЛЕНИВЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— лентяй,
ленивец;

МУДРЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— мудрец;

ДОБРЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— добряк;

БОГАТЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— богатый,
богач;

ГРУБЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— грубиян;

СИЛЬНЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— силач;

ВЕСЕЛЫЙ
ЧЕЛОВЕК
— весельчак.

Задание 7.    «Составь слова», найди
лишнее (подчеркни)

РАНАКАДШ,
ЧАУРК, ЧОТСИКАК, ОРЕВД

Ответ:
карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)

ЛЕЙК,
ЛИНСТИПЛА, СРАКИК, ТЕРЕВ

Ответ:
клей,  пластилин,  краски ветер. (лишнее слово — ветер)

Задание 8.
 «Сравнение».

Голоден как
…     (волк).

Труслив
как……  (заяц)

Хитёр как…..       
(лиса)

Упрям как…..    
  (осел)

Нем как …            (рыба).

Болтлив как
…     (сорока).

Физминутка
— игра «Наоборот»
-Вы хорошо
поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете
противоположное действие. 

1) Опустите
руки вниз. 
2) Поднимите руки вверх. 2 р. 
3) Голову поднимите. 
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо. 
6) Поворот туловища влево. 2 р.
7) Закройте глаза ( откройте) 2 р. 
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.

Задание 9.  «Заблудившиеся буквы».

1. Мы пришли
на огород,

Смотрим:   кепка
там растет. (репка)

2. Нарушая
тишину,

Воют вилки
на Луну. (волки)

3. Пышка
любит грызть зерно, –

Очень
вкусное оно! (мышка)

4.Утром
бабушка к рубашке

Прибивала
мне кармашки.

(пришивала)

5. Гром был
тихий, молчаливый.

Колпачок
носил красивый. (гном)

6. На
пожелтевшую траву

Роняет лев
(лес) свою листву. 

7. Говорят
один рыбак в речке выловил

башмак, но
зато ему потом

На крючок
попался дом (сом). 
8. Жучка будку (булку) не доела,

Не охота,
надоело! 

Задание
7. 
«Буквы
играют в прятки».

Уберите
буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ —
(петух)

ЛРКМНОДШРКВГА —
(кошка)

Задание 8. «Составь новые слова»

Составьте
новое слово, заменив в данном слове только одну букву:

БАК —  (бок, бык, бук, мак, рак),  ТОЧКА —
 (ночка, дочка, бочка, тучка)

СОМ –  (лом, ком, дом, том),         ДЕТКА
–  ( сетка, ветка, метка)

Задание 9. «Собери пословицу».

Из слогов
составить пословицу.

Хо, шая, ро,
кни, га, ший, друг, луч    (Хорошая книга – лучший друг.)

Кто зна мно
тот го та ет чи го ет         ( Кто много читает, тот много знает.)

Конкурс для болельщиков. 

Хоть не
шляпа, а с полями,

Не цветок, а
с корешком,

Разговаривает
с нами

Терпеливым
языком    (книга). 


Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд
– сейчас заговорят.    (буквы). 

Черный
Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом
проведет,

Там заметку
кладет.   (карандаш). 

Белый зайчик   
прыгает по черному полю. (мел и доска).


Новый дом несу в руке,

Двери дома
на замке.

Тут жильцы
бумажные,

Все ужасно
важные.  (портфель). 


Что в человеке есть одно,

А у вороны
двое,

В лисе не
встретится оно,

А в человеке
втрое.    (буква О). 


Что находится в центре слова «земля»?     (буква м).


В каком слове, состоящем из 5 букв,

встречается
пять О?    (Опять).


Чем кончается как день, так и ночь?      (мягким знаком).

Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать
родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности
больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как
скажите. 

Вот
закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?

Подведение
итогов, награждение.


Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, 
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Сценарий внеклассного мероприятия «Язык родной, дружи со мной» 6 класс

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

Турнир смекалистых «Язык родной, дружи со мной»
Цель: способствовать развитию мышления, интеллекта, смекалки, внимания памяти, воображения; обогащению словарного запаса; формированию познавательного интереса учащихся, их творческих способностей; формированию коммуникативной культуры, воспитанию любви к знаниям, языку
Лексика
Задание 1. Узнай слова-омонимы по из значениям:
1. собака (* * * * *) прейскурант такса
2. часть растения (* * * * * *) математический символ корень
3. сплетня (* * * *) медицинская принадлежность утка
Задание 10. Узнай слова-омонимы по их значениям
1. воинское подразделение (* * * *) кровопийца наоборот полк2. элемент одежды (* * * * *) механизм ворот3. молчание (* * * * * *) металл золото
Задание 15
Какие из этих названий – русские по происхождению:простокваша ( квасить ) ,сливки(сливать) ряженка, йогурт, варенец (варить)?
Задание 23
Подберите антонимы (слова с противоположным значением) к слову лёгкий в таких словосочетаниях:лёгкий чемодан –Тяжёлый лёгкий урок – Трудныйлёгкий ветер –Сильныйлёгкая музыка – Серьёзнаялёгкий собеседник – Сложный
Состав слова
Задание 2. Собери словечко.
Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей.
Его корень в слове снежинка
Приставка в слове подъехал
Суффикс в слове лесник
Окончание в слове ученики
Подснежники
Задание 6. Найди «четвертого лишнего»
Длинная, домишко, доставка, голосистый. ( «доставка», в нем есть приставка, у трех остальных слов состав слова – корень, суффикс, окончание)
Задание 10. Распредели слова по столбикам. Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.
(1 – переносица, носовой, носорог, носок;
2 – поднос, носилки, носящий, носить, заносы, носок)Задание 14
Представь, что есть язык, в котором корни слов не похожи на корни русских слов, а вот приставки, суффиксы и окончания такие же по звучанию и значению. Запиши, как будут на этом языке выглядеть слова:
Ребенок, детёныш КУЗДРЫ? куздренокЖитель планеты ШУКРИЯ? шукрианинСамка БОКРА? Бокриха, бокрицаМаленький КУЖАМ кужамчик
Ласковое название РУДРА? Рудрик, рудричекЗагадки
Задание 3. Расшифруйте ребус
вектор
Задание 8 Найди лишнее слово. Докажи.а) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;б) подстаканник, подснежник, подлесок, подорожник;в) джунгли, ельник, бор, луг,дубраваа) слово «башмаки» изменяется по числу, а остальные слова – нет;
б) в слове «подорожник» приставка по-, а в остальных словах приставка под-;
в) все слова называют какой-то вид леса, а слово «луг» – нет).Задание 16 Разгадай шарады
Мой первый слог – в линейках нотных.Два остальных – защита у животных.А целое соединит всегдаДеревни, сёла, города. Три буквы облаками реют,Две видны на лице мужском,А целое порой белеетВ тумане моря голубом.
(Ответы: дорога, парус)
Задание 22
Постройте смысловой ряд и догадайтесь, каким будет четвертое слово. Укажите способ решения:
А) Квадрат – куб
Б) Зерно – амбар
В) Утро – ночь
Г) Одежда – голыйД) Человек — ребенок круг – шар
деньги – Кошелек, банк
зима – весна
обувь – Босой, разутый
овца — ягнёнок
Звуки и буквы
Задание 5. «Необычные слова»
Мне недолго измениться : с с я рыба, с ф я птица. Сазан-фазан
Какой согласный звук нужно заменить в слове, чтобы домашняя птица превратилась в небольшого зверька с пушистым мехом? Курица- куница
Задание 13
Букв Звуков
лагерь 6 5
окрестность 11 9
аллея 5 5
бурьян 6 6
рояль 5 5
роль 4 3
Определи, сколько букв и звуков в каждом слове:
Задание 18 Определи орфограмму и продолжи ряд слов (1, 2 слова):1) завязал, коса, лениво, … Безударные гласные в корне , гласные в слабой позиции.2) стриж, сугроб, гвоздь, … Парные согласные в корне, согласные в слабой позиции3) капустный, поздний, устный, … Непроизносимые согласные в корне4) вьюга, обезьяна, ружье, … Разделительные знаки
Задание 21
Прочитайте звуки, из которых состоят слова ель, муж, шей, лето в обратном порядке. Напиши слова, которые при этом получились.
( лей, шум, ешь, отель)
Фразеология
Задание 4
Пословица, тебя мы знаем,Но не такою ты была:Неужто буква озорнаяВновь чье-то место заняла?
Один в золе не воин. поле
Трус своей лени боится. тени
Купить кита в мешке. кота
Задание 9 Отгадайте загадку и вспомните крылатые выражения, пословицы, в которых встречается слово отгадка:Кто над нами вверх ногами? С нами обедает – всего отведает. Станешь гнать – начнёт жужжать. (Муха) (Мухи не обидит; делать из мухи слона; как сонная муха; белые мухи)
Задание 17
Отгадай задуманное слово из фразеологизмов.
1. Ее толкут в ступе или носят решетом; ее набирают в рот; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают. (Уши)
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его следует искать в поле; на него бросают слова и деньги. (Ветер)
Задание 19
Что обозначают словосочетания:белое золото – хлопокчёрное золото – угольголубой уголь – Природный газголубой континент – Мировой океан
грамматика
Задание 7.
Как правильно сказать:– У рыб нет зуб.– У рыбов нет зубов.– У рыбей нет зубей.
У рыб есть зубы.
Задание 12
Поставь имена существительные в форму Р.п. мн.ч.яблокопомидортеленоккилограмм
нет яблок, помидоров, телят, килограммов
Задание 20
Определите части речи в предложении. Попробуйте перевести это предложение на русский язык.Верогузлая мокра трухавилась в корзлявом крувосте и литвинчиво крувостилась.
(признак, предмет, действие, предлог, признак, предмет, помощник (союз), признак действия, действие)Задание 24. Верните в существительные
Новый – новость.
Суровый – суровость.
Сосновый – сосна.
Полный – полнота.
Красный – краснота.
Ясный – ясность.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 251.41 Kb
Количество скачиваний: 20

Скачать

Просмотров: 61

Похожие материалы

  • Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения».
  • Сценарий интеллектуальной викторины «Своя игра» 10 класс
  • Урок русского языка в 10 классе по теме «Наречие как часть речи. Правописание наречий
  • Урок по теме «Родная природа в русской поэзии 20 века» входит в раздел «Из русской литературы 20 века».
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-9 классов, интеллектуальная викторина «Путешествие в страну Лингвоград»
  • Конспект урока «Функциональные стили речи» 9 класс
  • Технологическая карта к уроку Правописание приставок -пре- и -при-.
  • Урок в 6 классе по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» с использованием технологии проблемного обучения.
  • Технологическая карта урока по литературе в 6 классе. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг»
  • Квн по русскому языку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Языческий праздник вместо хэллоуина
  • Языческие праздники страшные
  • Язучылар бел?н очрашуга сценарий
  • Языческий праздник велес
  • Языческие праздники ставшие христианскими