Ыбырай алтынсарин 180 жылды?ына сценарий

классный час, посвященный 180 летию Ы.Алтынсарина

Классный час на тему: 180 лет — Ыбраю Алтынсарину

Цели и задачи классного часа:

 ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина.

 развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.

 воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа. Воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия.

Ход классного часа

1 Орг. Момент

2 Введение в тему

Просмотр видео Ыбрай Алтынсарин «В памяти предкам» «Культурное наследие»

— Ребята, скажите , пожалуйста о ком пойдет наш разговор?

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.

В этом году Ыбраю Алтынсарину исполняется 180 лет. Поэтому наш классный час посвятим этой знаменательной дате.

3 Знакомство с биографией и творчеством педагога -новатора

1. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Просмотр видео

— Что нового вы узнали об Алтынсарине?

Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.

Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.

-Какие произведения великого поэта вы знаете?

Творческая деятельность

Индивидуальная работа

Создание книжек- малышек по сказкам Ы.Алтынсарина.

В заключении нашего классного часа я хочу провести небольшую викторину

Вопросы викторины:

  • В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).

  • Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).

  • Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).

  • В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)

  • Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).

  • Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).

  • В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).

  • Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)

  • Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста)

Муравей, паук и ласточка.

Сказка

Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:

— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

— Он плетет свою паутину.

— А вон муравей, видишь?

— Вижу, бежит с крошкой во рту.

— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.

Тогда отец говорит сыну:

— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.

Рассказ «Садовые деревья.»

Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.

— Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе , — ответил отец.

— Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, — сказал сын.

— Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, — ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, — закончил отец

Сказка «Спор животных»

Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.

— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.

— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.

— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.

— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.

— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.

— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.

Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:

— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления…

Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.

Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.

Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».

Ыбырай Алтынсарин, как поэт,

И просветитель, своих лет.

Он, наш учитель, яркий свет,

Таких примеров, больше нет. 

В семье богатых, проживал,

И грамоту, он с детства знал.

Всю истину, он понимал,

Всех бедных, он учится, звал. 

Не легким, сложным был тот путь,

Народ, кочевий там, то тут.

Он объяснял, всем знаний суть,

Не знание тьма и трудный путь.

Он первый строил, школы всем,

И укреплял, доверие тем.

Кто сомневался, в нем тогда,

Отдал он знаний, все года.

Казах, оседлым в жизни стал,

Детей, учится, он отдал.

И книги, сам Ыбырай писал,

По ним учил и к свету звал.

Во многом он, талантлив, был,

Любил природу, свой народ.

Он укрепил всем, в знания тыл,

В единстве, он с народом жил.

Огромный вклад, он в степь принес,

Ведь знание, знаем, есть нам честь.

Гордимся, чтим мы Вас, ата,

В Вас интеллигентность, доброта.

Пришли другие, времена,

Но память, все еще жива.

Прочтем молитвы, мы слова,

Приехав к Вам, издалека.

Кто ищет знаний, яркий свет,

Здесь у ата, найдет ответ.

Ведь знаний знаем, грань тонка,

В народе память к Вам, крепка

Классный час

« 180 лет Ыбраю Алтынсарину»

Подготовила: Гапонова Л.В.

2021-2022 учебный год

Бекітемін

Ораз Жандосов атындағы

30 жалпы орта білім беретін

мектеп директоры

_______________ З.Х.Сапаркулова

Ораз Жандосов атындағы № 30 жалпы орта білім беретін мектептің 2021-2022 оқу жылында бастауыш қазақ сынып әдістемелік бірлестігінің ашық сабақтар апталығында өткізілетін іс-шаралар жоспары

Тақырыбы: : « Бастауыш — білім бастауы»

Мақсаты: Білімнің сара жолы мектептен басталатынын, білімнің кең дүниеде өмірге есік ашатынын сездіру.Білімге деген құштарлығын арттыру,оқуға, білімді болуға шақыру.

Міндеттері:

1. Бастауыш сынып балаларының оқу барысында алған білімдерін тиянақтау,ойлау қабілеттерін дамыту.

2. Білімге деген сенімін нығайту,іскерлігі мен дүниетанымын қалыптастыру,оқуға деген қызығушылығын оятып,ынтасын арттыру.

3. Өзін-өзі басқару мен ана тілін сүйіп ,қастерлеуге тәрбиелеу.

Жауапты мұғалімнің

аты-жөні

Сыныбы

Пәні

Өткізілетін іс -шаралардың тақырыбы

Өткізілетін орны,

уақыты

1

Керимбекова Г.Т.

Досалы Э. К.

1.Апталықтың ашылуы.Алғыс сөз. Ашылу презентациясы.

2.Бірінші сынып оқушыларының өнер көрсетуі.

3.»Менің бақытты балалық шағым» тақырыбында суреттер көрмесі.

14.02.2022

8 кабинет

2

Ералина Ш.Т.

3« А»

Әдебиеттік оқу

«Алғашқы қоңырау» Ғ.Қайырбеков

15.02.2022

15.35-16.15

8 кабинет

3

Жұмабекова А.Ә.

3 «Ә»

Дүниетану

«Менің бабаларым — қыпшақтар»

17.02.2022

9.35-10.15

2 кабинет

3

Сыздыкова А.Е.

4 «Ә»

Математика

Қорытынды

лау. Логикалық есептер

18.02.2022

16.30-17.10

3 кабинет

4

Айтбаева Б.К.

2″ А»

Әдебиеттік оқу

«Атадан қалған асыл мұра». «Аңқау арыстан»

18.02.2022

13.15-13.55

3 кабинет

5

Ильясова А.Ж.

4″ А»

Қазақ тілі

Тәуелдеулі зат есімдердің септелуі.

17.02.2022

14.50-15.35

2 кабинет

Айтбаева Б.К.

Ильясова А.Ж.

Дөңгелек үстел «Бағалау критерилерінің дескрипторларын қалай құру керек?»

16.02.2022

16.30-17.10

3 кабинет

4 сыныптар

Сыздыкова А.Е.

Ильясова А.Ж.

«Менің бақытты балалық шағым» тақырыбында шығарма жазу байқауы.

16.02.2022

17.15-17.55

3 сыныптар

Ералина Ш.Т.

Жұмабекова А.Ә.

«Көбейту кестесінің білгірлері» байқауы

17.02.2022

11.10-11.50

2 кабинет

14.00-14.40

8 кабинет

2 сыныптар

Айтбаева Б.К.

Сыздыкова А.Е.

“Бала тілі бал” атты мәнерлеп оқу сайысы

17.02.2022

13.15-13.55

8кабинет

Керимбекова Г.Т.

Досалы Э.

Апта қорытындысы.

1. Сурет көрмесі, шығарма жазу, байқау жеңімпаздарын, жүлделі орын алған оқушыларды марапаттау.

19.02.2022

Ә.Б .жетекшісі: Керимбекова Г.Т.

Ашық сабақтар апталығында өткізілетін іс-шаралар сценариі

Тақырыбы: : « Бастауыш — білім бастауы»

Мақсаты: Білімнің сара жолы мектептен басталатынын, білімнің кең дүниеде өмірге есік ашатынын сездіру.Білімге деген құштарлығын арттыру,оқуға, білімді болуға шақыру.

Міндеттері:

1. Бастауыш сынып балаларының оқу барысында алған білімдерін тиянақтау,ойлау қабілеттерін дамыту.

2. Білімге деген сенімін нығайту,іскерлігі мен дүниетанымын қалыптастыру,оқуға деген қызығушылығын оятып,ынтасын арттыру.

3. Өзін-өзі басқару мен ана тілін сүйіп ,қастерлеуге тәрбиелеу.

Көрнекілігі: Қанатты сөздер, шар, АКТ, суреттер, жалау т.б


Мұғалім: Құрметті ұстаздар, оқушылар! Білімнің сара жолы мектептен басталады, ал білімнің алғаш есігін ашатын кілті – бастауыш екенін барлығымыз білеміз. Ең алғаш әріп танып, оқуға,
санауға, есептеуге үйреніп, білімге деген құмарлығымызды бастауыштан бастаймыз.

— Бүгін, біз 14ақпан мен 19- ақпан аралығында өтетін « Бастауыш — білім бастауы»» атты бастауыш сынып әдістеме бірлестігінің ашық сабақтар апталығын ашқалы отырмыз.

Бастауыш сынып апталығының  жұмыс жоспарымен таныстырып өтейін:

Мұғалім:

Ғылымның сырын ұғына,
Шығыңдар білім шыңына.
Ұқыптылық пен зеректік
Жеткізер білім шыңына.
Бастауыштан қанасың,
Білімнің нәрлі сырына

Ән «Егемен ел-Қазақстан». Үміт


Мұстафа:

Бастауышым — бастамам,
Білімжолынбастаған.
Білімшыңыбиікте,
Белдібужасданам.
Мектеп — кеме, білім — теңіз,
Бараржерге тез жетеміз.
Адаспаймыз ұлы жолда,
Ұстазберген білім қолда.

Алмат:

Қоссаңдар бірді екіге үш болады,
Деуші едің,- білімменен күш толады
Алғыр бол, әдепті бол, сабырлы бол,
Ақылмен іс істесең іс болады..


Қазақша би «Көктемгі самал»(қыздар)

Үштілділік-қазіргі заман талабы.Қазақ тілінің мәртебесін көтеру.Ағылшын тілін меңгерту,Орыс тілін жетік білу.

Үміт

Ақсұңқар

Рамазан

Сабыр

Ән «Ұстазым». Үміт
Нұрислам:

Кітапты оқымайды сыйламаған,
Білімге жанын танып қинамаған.
Өсірген кімнің болсын ой — өрісін,
Сол кітап бас ақылшы күнде маған.

Шаттық шеңбері «Сыйлаймын»(хор)

Нұрлыбек:

Кітап білім бұлағы,
Білім өмір шырағы,-
Деген сөзді мен ұқтым
Биікте ол тұрады.

Шымырали:

Ақыл, сана, біліммен,
Өнерімесенемін.
Арым таза, ақкөңіл,
Адалдыққасенемін.
Абыройлыақниет,
Адамдыққасенемін.

Би вальс(оқушылар)

Аян:

ӘрбіртілдесөйлеӘлемдітаң қылып.

Анатілінбілмеуқандай заңдылық,

Өсер бабаң ,байтақ далаң тұрғанда.

Анатіліжасаукерекмәңгілік.

Ибрахим:

Қосыпсосыналамын.

Көбейтіндіні мақтаймыз,

Бөліндіге қараңыз.

Бізережесақтаймыз,

Барлығы дұрыс қараңыз-деп.

Математика сабағы,

Сәулесі де сананың.

Жақсылапұғыпаламыз

Мәніненойтабамыз.

Қорытынды: Балалар ата — аналарың сендердің сапалы білім алуларың үшін бәрін істейді. Сондықтан ел алдындағы,аға ұрпақ алдындағы жауапкершілікті ұмытпайық. Ерінбей, жалықпай білім алайық. Ел — болашағы мына сендердің қолдарыңда!

Сынып жетекшілер: Керимбекова Г.Т. Досалы Э.

Құрметті ұстаздар, оқушылар! Білімнің сара жолы мектептен басталады, ал білімнің алғаш есігін ашатын кілті бастауыш екенін барлығымыз білеміз.

Ең алғаш әріп танып, оқуға, санауға, есептеуге үйреніп, білімге деген құмарлығымызды бастауыштан

бастаймыз.
— Бүгін, біз 14ақпан мен 19- ақпан аралығында өтетін

«Бастауыш — білім бастауы» атты бастауыш сынып ашық сабақтар апталығын ашқалы отырмыз.

Ғылымның сырын ұғына,
Шығыңдар білім шыңына.
Ұқыптылық пен зеректік
Жеткізер білім шыңына.
Бастауыштан қанасың,
Білімнің нәрлі сырына

Үштілділік — қазіргі заман талабы. Қазақ тілінің мәртебесін көтеру. Ағылшын тілін меңгерту, Орыс тілін жетік білу.

Қорытынды: Балалар ата — аналарың сендердің сапалы білім алуларың үшін бәрін істейді. Сондықтан ел алдындағы, аға ұрпақ алдындағы жауапкершілікті ұмытпайық. Ерінбей, жалықпай білім алайық. Ел — болашағы мына сендердің қолдарыңда!

  • Басты бет
  • Тәрбие жұмысы
  • Разработка классного часа «180…

КГУ «Общеобразовательная школа села Окжетпес отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»

Классный час

  «180 лет со дня рождения видного казахского педагога-просветителя Ыбрая Алтынсарина»

Классный руководитель  7 «А» класса

Даниленко А.В.

Студент-практикант: Данилова Н.П.

Воспитательные цели классного часа:

— пробуждение у учащихся интереса к творчеству И. Алтынсарина;

— пропаганда педагогических  идей И. Алтынсарина, развитие интереса к книге, поэтическому слову;

— создание соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности;

— формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

— формирование духовных и эстетических ценностей, убеждений и модели поведения, развитие творческих способностей;

— формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;

— развитие художественного и эстетического вкуса;

— формирование нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

— укрепление чувства любви и уважения к Родине, развитие  стремления говорить на государственном языке;

— укрепление чувства национальной гордости, национального самосознания;

— развитие у школьников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего государства.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Наглядность и материалы:

Презентация «Ыбрай Алтынсарин», Мелодии Курмангазы.

Ход классного часа

1. «Снежный ком».

Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.

Правила: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и называет своё любимое занятие (например, меня зовут Иван — и я люблю читать книги); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои — имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д. В итоге крайний участник, должен повторить все, что говорили предыдущие ученики.

Александра Владимировна: «Мы учимся, пока живем». И в этом году исполняется 180 лет со дня рождения первого учителя казахского народа Ибрая Алтынсарина.»

— Что вам уже известно о его творчестве?

Наталья: Ибрай Алтынсарин — казахский педагог, писатель, человек который положил начало образования казахского народа.   Сегодня мы можем сказать, что Ибрай Алтынсарин гордость не только казахского народа, а всей просвященной части человечества. Тропа творчества великого педагога, по которой пройдет будущее поколение, показывает его значение для всего народа.

В нашей республике его имя носят 50 школ, Рудненский социально-гуманитарный колледж, Аркалыкский государственный педагогический институт и с 1996 года — Национальная академия образования.

Александра Владимировна: Имя Ибрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Многогранная творческая и общественная деятельность Ибрая Алтынсарина была направлена на приобщение казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.

Работа в группах: (предварительно раздать листочки, ручки)
Ученики разбиваются на группы и придумывают название своей команде/выбирают капитана.
Ведущие задают вопросы ученикам, задача каждой группы записать на листочке ответ. Затем ведущие забирают листочек с ответом, озвучивают его, если ответ верный, тогда команде начисляется 1 балл и капитану команды выдается жетон.( у каждой команды жетон опредленного цвета: А – желтые, Б — синие, В — зеленые жетоны.)
Ведущий зачитывает полный правильный ответ + интересные факты об этом вопросе.

Вопросы (ведущие зачитывают поочередно):

  1. В каком году родился Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин?
    —  2 ноября 1841 года у известного бия Балгожи Жанбурчина родился внук Ибырай. Дед сыграл в судьбе мальчика главную роль, так как отца Ибырай лишился очень рано, в три года. Мальчик воспитывался в доме своего деда, Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев, во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества.
  2. К какому роду он принадлежал?
    — Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак».
  3. В каком возрасте Ибрай Алтынсарин был принят учеником в школу?
    — В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
  4. Как вы считаете, сколько лет обучения в школе было у Ы. Алтынсарина?
    — 7 лет обучения. В 1857г.  Ы. Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком  Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
  5.  Летом 1860 года, в самом начале своей карьеры, Ы.Алтынсарин сделал очень важный шаг, как вы думаете, о чем речь?
    — Ему разрешили открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь.
  6. С какого произведения началась литературная деятельность Ы.Алтынсарина?
    — С написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем.
  7. Какие чувства воспевались в стихах великого поэта? Опишите их (чем красочнее, тем лучше).
    — Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др.
  8. Как вы считаете, чему посвящал себя Ыбрай в свободное время?
    — Наряду с занятиями в школе, Ибрагим всё свободное время посвящает чтению. В числе его любимых произведений мировой литературы – стихи Байрона, Гете и Шекспира, поэмы Пушкина и Лермонтова, творения восточных авторов Фирдуоси и Навои.
  9. Какие человеческие качества в своих учениках воспитывал И.Алтынсарин?
    — «Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость», говорил поэт.
  10. Ы.Алтынсарин активно занимался открытием школ. Как вы думаете, сколько школ было открыто в 1884 году под руководством великого поэта?
    — Занимая ответственные посты в системе образования, Ибрай Алтынсарин добивается открытия новых школ в различных городах Николаевского уезда. Только в течение 1884 года были построены здания учебных заведений в Актюбинске, Николаевске, Иргизе, Елецкой и Тургайской крепостях. (5 школ) Чуть позже при непосредственном участии Алтынсарина были созданы Тургайское ремесленное училище и Иргизская семинария.
  11. Как вы считаете, что из списка является одним самых значимых вкладов в национальную культуру?
    а) музыкальные произведения на домбре
    б) создание алфавита
    в) строение медресе
    — Одним из самых значимых вкладов Алтынсарина в национальную культуру является создание алфавита на основе кириллицы, давшее толчок развитию казахской письменности. Творческое наследие великого педагога представлено этнографическими очерками, переводами произведений русской и мировой литературы, авторскими стихотворениями, рассказами, баснями. Огромную нишу занимают народные сказки, бережно собранные и обработанные писателем. Ибрай Алтынсарин по праву считается родоначальником казахской литературы для детей и юношества. Его стараниями разговорная казахская речь приобрела современные литературные формы.
  12. В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери?

— «Любовь к матери». (Ученик читает полное стихотворение)

13. Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).      

— Около трех лет. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе книги И. Алтынсарина занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.

14. Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным?

— Более ста. И.Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ.

15. Стихи каких русских поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин?

— А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов.

Подведение итогов, выявление лидера.

Ученики читают стихи:

Чтец 1:

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.

Чтец 2:

Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

Наталья: Поэтом создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора.
Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев.

Александра Владимировна: В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков.

Наталья: Вот и подошел к завершению наш классный час, мы сегодня с вами узнали много нового о великом человеке, поэте, педагоге, о человеке, который оставил после себя большое наследие, внес огромный вклад в развитие национальной культуры нашей страны.
 Я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда учились чему-то новому, не только зубрили уроки, но и саморазвивались. Все только в ваших руках, я желаю вам творить и быть художниками, неважно кем вы будете по профессии, главное, чтобы вы любили то, чем занимаетесь, это главное, и у вас обязательно получится оставить след  на нашей прекрасной необъятной земле, так чтобы вас знали и помнили столетиями!

Жаңартылған күні: 02.11.2021 16:04
Құрылған күні: 02.11.2021 16:07

где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот

родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали

надпись, то один из них, повидимому, купец, сказал:

Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не

переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше

вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку.

Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай,

никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так,

то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».

Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:

Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем

вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары,

тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет

жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой

надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность,

ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи

спросили его, как он думает. Юноша ответил:

Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном

месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда

люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет

беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если

так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник,

ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и

отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник,

держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по

моему, говорит надпись

3 группа Рассказ «Садовые деревья.»

Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном

прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почемуто криво? –

спросил сын.

Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали,

срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло

само по себе , ответил отец.

Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, сказал сын.

Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, ответил

отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое

дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду

тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то

ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти

без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, закончил отец.


  • Тәрбие сағаттары
  • Kyzylgul
  • 27.05.2021
  • 1
  • 0
  • 4217

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, Дүниежүзі тарихы, тарихнама және деректану кафедрасының ұйымдастыруымен 2021 жылдың 8 сәуірінде қазақтың ұлы ағартушыларының бірі, ұлы ғалым, педагог, жазушы әрі этнограф Ыбырай Алтынсариннің 180 жылдық мерейтойына орай «Білім беру ісінің көшбасшысы, ұлы ағартушы» атты онлайн форматта дөңгелек үстел өткізілді. Дөңгелек үстел ұлты үшін аянбай қызмет қылып, халқына жанашыр, адал болған Ыбырай Алтынсариннің есімін Абай Құнанбайұлының деңгейінде ұлықтау, өскелең ұрпаққа дәріптеу мақсатында ұйымдастырылды. Бұл шараға «Тарих», «Тарих және география» мамандығының магистранттары мен «Ника» студенттік ғылыми клубының мүшелері белсене қатысып, ғалымның халық ағарту ісіндегі рөлі жайында өзара пікір алмасты. Алдымен спикерлердің баяндамалары тыңдалып, Ы.Алтынсарыұлының ұстаз, ағартушы-ғалым және қоғам қайраткері ретіндегі тұлғасы жан-жақты ашыла түсті. Тарих факультетінің 1 курс магистранттары Сейсенбек Бауыржан, Дәуіт Базарбай ғалымның ағартушылық көзқарастары мен жәдидшілдікке ықпалына тоқталса, Ы.Алтынсариннің діни көзқарастарына Жаңғали Шыңғыс тоқталып өтті.

Кеңестік билік тұсында Ы.Алтынсариннің көзқарастарына қатысты «миссионерлердің іргесі», «шоқынды» деп оны атеист етіп көрсетуге тырысушылық байқалған. Шын мəнісінде, Ы.Алтынсариннің өз халқы ұстанған дінді қадірлегені, мұсылман дінінің жақсы жақтарын бағалағаны жəне оның рухани құндылықтарын қазақ халқының өркендеуіне жəне алға басуына пайдалануға шақырғандығы кеңінен белгілі.

Ыбырай өмір сүрген заман XIX ғасырдың екінші жартысы Ресей отаршылдығының күшейе түскен уақыты болатын. Н.Ильминский бастаған орыс миссионерлері қазақтар арасында патша өкіметінің орыстандыру саясатын қазақ оқығандары арқылы жүргізуге тырысты. Және бұл айла-амалдың қарамағына ілінбегендер сирек еді. Осы жағдайды кезең шындығына сәйкес дұрыс талдай білген Алаш зиялылары: «А.Байтұрсынұлы Ыбырай тұсында өмір сүрсе – Ыбырайдай, ал Ы.Алтынсарин Ахмет тұсында өмір сүрсе – Ахметтей болары сөзсіз», — деп байыптады. Н.Ильминский Ыбырайды үгіттеп, орыстың қолшоқпары еткісі келгенімен, Ыбырай оны бойына дарытпады, өз жолымен жүрді. Өз халқының қамын ойлап, барлық  істі өз елінің пайдасына шеше білді. Ол қазақ ағартушыларының арасынан алғашқылардың бірі болып, шын мəнінде қазақ халқын білім деңгейі едəуір алға кеткен орыс және еуропа халықтарының деңгейіне жеткізіп жəне сонымен бірге өз халқының тілдік, мəдени және рухани мұраларын қорғайтын, қолдайтын, алдағы уақытта оны үздіксіз өркендететін, мəдениетті, рухани тұлғалы қазақ интеллигентін қалыптастыруды көздеген болатын.

Қазақ халқының қалың бұқарасының сауатын ашып, көпшілікті оқу-білімге тарту –Ыбырайдың азаматтық борышы мен қоғамдық қызметінің негізгі бағыты болды. Ол өз тұсында діни оқуды емес, азаматтық оқу-білімді қолдады. Ы.Алтынсариннің көзқарасы біріншіден, қазақтың келешегін дұрыс жолға қоюға, екіншіден дүмше молдалардың өлшеусіз қанауынан халықты құтқаруға және қазақтың ешқандай дін ықпалына түспеген дәстүрін сақтауға саятын. Ғалым өзінің 1884 жылы Қазан қаласында араб қарпімен басылған «Шариат-ул ислам» еңбегін жазудағы мақсаты туралы миссионер Ильминскийге жазған хатында: «қазақ жастарының дін жөніндегі түсініктері теріс бағытқа түсіп кетпеуі үшін, екіншіден, қазақ жазба тілінде татар тілі орынсыз етек алмауы үшін мен соңғы кезде Мұхаммед шариғатын үйреніп, Сізге жолдап отырған осы оқу құралын құрастырып бітірдім» дейді. Бұдан Ы.Алтынсариннің қазақ даласында ғана емесғ күллі ресейлік Шығыста жүйесіз оқытылып жүрген дінтануды реттеу мен тіл тазалығын сақтауды дәйектегені байқалады.

Ыбырай Алтынсарин – қазақ даласына жәдидшілдік өзгерістердің келуіне алғышарт жасаған ұлы ағартушыларымыздың бірі.  Қазақ балалары үшін мектеп ашып, оларды оқуға тартып, алғаш рет ана тілінде оқытып, тұңғыш оқу құралын жазып, зор еңбек еткен ірі педагог.

Бекетай Қызылгүл

Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ-нің Тарих факультетінің 1 курс магистранты


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Сценарий мероприятия к празднованию Ы. Алтынсарина

Сценарий мероприятия:
«Қазақ халқының дарынды ұлы»
Читательской конференции,
посвящённой 175-летию со дня рождения
Ибрая АлтынсаринаВедущая: Календарь-2016, как и календарь любого другого года богат датами, юбилеями и событиями из жизни человечества. Но есть особенные даты, мимо которых просто так не хочется проходить. В ноябре 1841 года в казахской степи родился человек, которому было суждено пережить своё время. В этом году мы отмечаем 175-летие со дня рождения казахского просветителя Ибрая Алтынсарина. Он родился где-то здесь на Затобольских землях. После трагической гибели отца, Алтынсары был убит при нападении на их аул отряда Кенесары Касымова, воспитанием трёхлетнего Ибрая занимается родной дедушка Балгожа Джанбурчин — известный в округе бий и бай, а также он занимал пост войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. Словом, дед был человеком знатным и влиятельным. Понимая всю ценность и необходимость образования, своего любимого внука он отвозит обучаться грамоте в Оренбург, предварительно устроив по этому поводу в ауле большой той. Девятилетний Ибрай поступает в специально открытую школу для детей степной аристократии, после окончания которой её выпускникам предстояло работать писарями и переводчиками в административных учреждениях царизма в Казахстане. Способности Ибрая просто восхищают преподавателей, и учится он только на «отлично». Об этом периоде жизни Алтынсарина сохранился один из архивных документов, в котором говорится, что в занятиях он отличался настойчивостью и самостоятельностью. Учащихся обучали русскому и некоторым восточным языкам: татарскому, арабскому, персидскому. Воспитанники школы также основательно изучали Коран. За успехи в постижении наук и благонравное поведение он неоднократно получает благодарности. И вот семь школьных лет уже позади. Осенью 1857 года воспитанникам был устроен церемониал торжественных проводов из города, все они одеты в специально сшитое обмундирование, в котором они возвратятся в родные аулы, вызывая восхищение девушек и зависть у сверстников. Он около трёх лет Ибрай работает писарчуком у деда, потом сменит много других занятий, но занимается только не тем, чем охвачена его душа. Пройдёт ещё очень немало времени, прежде чем Ибрай Алтынсарин вступит на ниву народного просвещения, ведь он мечтает о педагогической работе, именно в ней он видит своё призвание.
* * * Люди ещё в древности догадывались, что имя влияет на личность человека и на его судьбу. Ведь имя – это слово, а слово с давних времён имеет над человеком огромную власть. Имя человека, о котором я вас хочу спросить, происходит от еврейского, это одно из имён пророка Авраама. По-казахски оно означает — ел агалары, то есть видные люди, опора страны. Сам он любил называться Иван Алексеевич. Его называют в ряду великих людей Степи, а также в числе первых просветителей казахского народа. Кто он? (Ибрай Алтынсарин)
* * * Назовите видных деятелей русского общества, которые оказали влияние на формирование мировоззрения Ибрая Алтынсарина?
(А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Добролюбов)
Ведущая: Теперь давайте подведём итоги некоторых моментов просветительской деятельности Алтынсарина: он открыл ремесленное училище в Торгае, четыре двухклассных русско-киргизских училища, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русского посёлка! И всё это на территории Костанайской области. К этому добавьте, что он создатель казахского алфавита на основе русской графики, автор двух учебных пособий для русско-казахских школ. «Киргизская хрестоматия», которая вышла в 1879 году, несла просветительскую функцию для детей казахов, ведь они по ней знакомились с географией, мировой историей. Алтынсарин не только педагог-просветитель, общественный деятель, но ещё учёный-этнограф и писатель. Трясясь по бездорожью от селения к селению, вместе с решением своих просветительских задач, он обеспокоен тем, как сохранить всю прелесть и богатство традиций и обрядов своего народа. И он пишет, например, очерки о свадебных обрядах, систематизирует образцы казахского устного творчества. Его слова: «Учение даст вам счастье, оно озарит как свет» будут актуальными во все времена, и как хочется, чтобы вы, молодежь, как можно быстрее уяснили глубокий смысл завета великого учителя. Каков наследный капитал великого просвещенца?! Тянет на то, чтобы потомки помнили это имя? Думаю, более чем…
Показ видеофильма
И вновь вопросы знатокам жизни и деятельности Ибрая Алтынсарина.
В 1860 году Ибрай Алтынсарин получил задание открыть первую в своей жизни школу? Сколько было Алтынсарину тогда лет?
(Сейчас трудно представить, что 19-летнему молодому человеку можно дать задание открыть школу, именно столько было Алтынсарину, когда он начал свою просветительскую деятельность. Случилось это в 1860 году, именно тогда Ибрай Алтынсарин получил задание открыть начальную школу в Оренбургском укреплении, это в Тургае, и в эту новую школу Алтынсарин был назначен учителем русского языка)
Нужно продолжить фразу: я называю строчку из произведений Ибрая Алтынсарина, вы её завершаете.
Учение даст вам счастье, … Оно озарит, как свет.
Живущие всюду народы … для радости сотворены.
В апреле наступает благодать: весенних в небе … птиц не сосчитать.
Бір Аллаға сыйынып, … кел балалар оқылық.
Послушайте, пожалуйста, стихи, посвящённые Ибраю Алтынсарину. Читают учащиеся средней школы.

«Баллада о великом учителе»
Даль ковыльную колышет
Ветер дум – былых времен…
В них историй голос слышен,
Славных Родины имен.
Ыбырай ты наш родной,
В сердце всех народов края
Стал ты знания душой,
Школой Костаная.

Двери классов – поколеньям
Щедро, настежь распахнул!
В царстве тьмы и притесненья
Просвещенья флаг взметнул.
Ыбырай на век родной,
Первый наш учитель края.
Стал ты знания душой,
Школой Костаная.
С книгой, в мрамор облачённый
Смотришь в даль, ты — как живой!
Интернат, тобой рождённый,
Бьет поклон тебе земной!
Ыбырай ты наш родной,
Радость детства – гордость края
Стал ты знания душой,
Школой Костаная.
Акылбек Шаяхметов
«Ыбырайдың мектебі»
Көміліп көк шалғынға дала көктеп,
Шуағын алақанда ала жетпек.
Атымен Ыбырайдың асқақтаған
Ассалаумағалейкум ата мектеп.
Ағады алға қарай бұлақ – білім,
Жас ұлан жағасында құрақ бүгін.
Бағбан баласымен бақытты деп,
Тұрғандай сүйіншісін сұрап күнім.
Күлімдеп келгенінде маңыма күн,
Ыстық бір жүректерді сағынамын.
Қазақтың қаулап өскен біліміне,
Шымылдық шығарсың сен шаңырағым.
Саяхат жасап қойып бала шаққа,
Шәкіртке шын сүйсініп қарасақ па.
Білімнің көш бастаған кемесісің.
Жүзе бер жүзі нұрлы болашаққа.
Поэт Нагашыбай Мукатов
После назначения инспектором школ Тургайской области Алтынсарин не переехал в Оренбург, а избрал местом своего проживания Тургай. А вот с 1883 года он переезжает в Кустанайский уезд. В родном местечке Аракарагайской волости, в трёх километрах от города Костаная на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее в последствии название «Инспекторское» он построил деревянный дом с железной крышей, строение по тем временам очень хорошее и добротное. Здесь Алтынсарин и жил до самой смерти. С конца апреля 1889 ему нездоровится. Весть об ухудшении его здоровья разнеслась по всей Тургайской области, и к нему стали стекаться люди не только из ближайших аулов, но из далёких уездов области. Алтынсарин был любимцем особенно у молодёжи. «Со мною вся молодёжь Восточной части и право не скучно, они меня любят», — писал он. С большим уважением к нему относился весь народ огромного края.
Ибрай Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет без трёх месяцев и трёх дней от роду. И как повелось издревле, долго звучал над степью плач-жоктау по усопшему. И всё свершалось в строгом соответствии с казахскими обычаями при похоронах и поминках, подробный очерк о которых Алтынсарин написал в своих этнографических исследованиях. Народ прощался с одним из своих самых достойных сыновей. При огромном стечении людей, недалеко от своего дома на берегу Тобола, рядом с могилой отца был похоронен великий учитель Степи. После его смерти родственники и уездное начальство соорудили ему памятник из зелёного гранита. На каменном надгробии Ибрая были высечены слова посвящения поэта-импровизатора, современника Ибрая Нуржана Наушабаева.
Алтынсарин был женат на дочери знатного казаха из Сырдарьи, у него было два сына и две дочери. Если говорить о достижениях детей Алтынсарина, то дальше всех пошёл его старший сын Абдулла, он принимал активное участие в установлении советской власти в Тургайском уезде.
Мавзолей Ибрая Алтынсарина – любимое место паломничества молодожёнов. И этот факт радует. В самый счастливый день своей жизни они находят время посетить мавзолей нашего знаменитого предка. Привязывают платочки с пожеланиями не только к решёткам ворот, но даже на ветки близлежащих кустов. Одно огорчает, что некоторые из них не умеют вести себя в подобных местах. Кощунством считается у мусульман распитие спиртного на могиле, курить, произносить бранные слова. И на что хорошее рассчитывают такие посетители после того как в прямом смысле осквернили кладбище и оставили после себя горы мусора! Горько говорить об этом, горько видеть такое.
Знакомясь с деятельностью Ибрая Алтынсарина, невольно ищешь аналоги в истории других народов. Сравнение «казахский Ломоносов» очень даже оправдано. Алтынсарин как никто другой отчётливо понимал, что слава Великой степи будет прирастать знаниями. Краеугольные камни современной системы образования были заложены им.
Я тоже хочу проверить, насколько знает сегодняшняя молодёжь о знаменитом выходце Костанайской земли.
Какое звание присвоило царское правительство Ибраю Алтынсарину незадолго до его смерти?
(статский советник, что по тем временам соответствовало генерал-майору от инфантерии, инфантерия – устаревшее название пехоты)
Сейчас никого не удивляет, что в нашей стране открыты музеи, поставлены памятники нашему прославленному земляку. В каком году, и в честь какого события на месте захоронения Ибрая Алтынсарина был возведён мавзолей?
(В 1991 году, в честь 150-летия со дня рождения великого сына
казахской степи на месте разрушенного захоронения предков Ибрая Алтынсарина «Ак-бейит» построили в 1991 году мавзолей)
Ибрай Алтынсарин много сделал для сохранения казахского устного народного творчества, он собирал его образцы, систематизировал. Он много внимания уделил также и пословицам, разделив их по темам.
Закончите пословицу:
Доброе имя лучше … богатства
Учиться – это рыть колодец … иглой
Ведущая: Ибрай Алтынсарин. Он был одержим страстью просветительства. Бог любит таких и покровительствует им, ведь они вносят разнообразие в этот мир, делают его ярким. Весь свой педагогический дар и талант он постарался направить на просвещение своего народа, чтобы приобщить его к общечеловеческим ценностям. Ибрай Алтынсарин благодаря тонкой политике и дипломатическому подходу к вопросу просвещения в Казахской степи сумел создать за короткий срок целую сеть начального общеобразовательного воспитания для детей казахов. В условиях того времени это был огромный просветительский подвиг. Своими русско-казахскими школами Ибрай Алтынсарин сделал прорыв в образовании казахов. Спандияр Кубеев, Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Ахмет Байтурсынов, практически вся огромная плеяда казахской интеллигенции конца XIX и начала XX века получила образование именно в начальных классах казахско-русских школ, открытых Ибраем Алтынсариным.
Он сумел соответствовать своему имени, напомню, что по-казахски оно означает — ел ағасы. Алтынсарин действительно стал духовной опорой своей страны. Он был великим оптимистом. Он знал, что делал, когда собирал бедняцкие гроши на покупку книг, когда, используя современную лексику, искал спонсоров для осуществления своих проектов. Он спешил и успел за свою короткую жизнь (наш знаменитый земляк не прожил и пятидесяти лет) очень многое, словно чувствовал, что ему отведено быть на этой земле недолго. Короткая, яркая, прекрасная жизнь!
И ещё один вопрос знатокам жизни и творчества Ибрая Алтынсарина. В 1884 году в Казани выходит книга под названием «Исламский шариат». В ней автор с большим мастерством соединил с казахской культурой основные положения ислама. И как актуально звучит сегодня главная мысль книги: какую бы веру не исповедовали люди, они должны уважать друг друга. Кому принадлежит этот гениальный философско-просветительский труд? (Ибраю Алтынсарину)
Завершит наше мероприятие айтыс по произведениям Ибрая Алтынсарина, которыё подготовили учащиеся нашей школы.

1-й учащийся:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет — вдвойне…
Знайте — неграмотный бродит,
Словно слепой во тьме. 2-й учащийся:
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Стада — богатство степное —
Сметает суровый джут.
Богатство ученых иное —
Растущее, вечно живое —
Вьюги не заметут.
3-й учащийся:
Как добрый конь не устанет,
Так знание не подведёт.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.
4-й учащийся:
Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.
Мать и отец постареют.
А в старости, может быть,
Придёт к ним внезапно бедность…
Как им её пережить?
Тогда-то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведёте
Уверенною рукой.
5-й учащийся:
Грамотный жизнь познает
Во всей её красоте.
Грамотный дотянуться
Сможет к своей мечте.
Отцы и матери ваши
Хотят одного сейчас:
Знающего человека
Увидеть в каждом из вас.
6-й учащийся:
Строит дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живёт.
Не успеешь и моргнуть —
Весть пришла из дальных стран.
Сколько месяцев сюда
Шел бы тихий караван!
1-й учащийся:
Люди спорят с быстротой
Птиц, парящих в небесах.
А друзья — огонь, вода —
Совершают чудеса.
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых.
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.
2-й учащийся:
Знающему — это всё
Стало ясным навсегда.
А безграмотный, дивясь,
Будет жить впотьмах года.
О достоинстве коня
Не узнаешь без байги.
Пусть услышит мир большой
Наши смелые шаги
3-й учащийся:
Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
Пусть пословица живёт
В каждой ясной голове:
«Честь джигита, красота —
В совершенстве, мастерстве».
4-й учащийся:
Живущие всюду народы
Для радости сотворены.
Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны.
Особо рождённых не было
И нет на этой земле,
Мы друг перед другом с детства
Во всём быть должны равны.
От одного человека
Все мы произошли.
Друзья! Надо жить нам дружно
Ведь хватит на всех земли.
5-й учащийся:
Если можете, добрым делом
Помогайте народу вы.
На поклон ни к кому не ходите,
Чтобы не было злой молвы.
У хорошего человека
На лице лучится привет.
Научитесь с первого взгляда
Узнавать, каков ваш сосед.
6-й учащийся:
Не берите пример, джигиты,
С нехороших людей и злых.
Отходите от них подальше,
В стороне держитесь от них.
1-й учащийся:
Но хорошего человека
Не советую избегать.
А не то – придётся позднее
Вам самих себя упрекать.
Не мешайте тому, кто славу
По достоинству завоевал,
Кто на наших глазах почётным,
Уважаемым всеми стал.
2-й учащийся:
В каждом племени и народе
Находить умейте всегда
Лучших качеств его богатство,
Не дающееся без труда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ыбырай алтынсарин ?нер білім бар ж?рттар сценарий
  • Щукинская тц праздник
  • Щинще чувашский праздник
  • Щербинка праздник сегодня
  • Щербинка детские праздники