Ысыах это чей праздник

Якутский праздник Ысыах в [year m=6 hide_month] году отметят в июне. Рассказываем про необычные традиции этого дня и делимся точными датами проведения торжества

Россия — многонациональная страна. Многообразие культуры ее народов отражено и в национальных праздниках. Дальневосточная Республика Саха-Якутия имеет обширную территорию и довольно суровый климат. Культура якутов весьма колоритна и запоминается своими необычными обрядами и яркими костюмами. Якутский народ любит отмечать праздники как зимой, так и летом. Отправимся на берега великой реки Лены и расскажем о летнем якутском празднике Ысыах, его истории и традициях, соблюдаемых и в 2023 году.

Когда отмечается Ысыах в России в 2023 году

Ысыах на протяжении многих веков отмечался в день летнего солнцестояния. Он, как известно, выпадает на 21 июня. Правда, в последнее время дата праздника стала «плавающей». В зависимости от ситуации в улусах (так называется большинство районов республики), народный праздник лета якуты отмечают в период с 10 по 25 июня. При определении даты празднества учитывают ситуацию в различных улусах, выходные и рабочие дни, а затем планируют под них мероприятия.

В настоящий момент обстановка с короновирусом в Республике Саха-Якутия остается напряженной. Поэтому большинство мероприятий Оргкомитет праздника, созданный на правительственном уровне, перенес в онлайн-формат. Празднество в улусах намечено на 20-21 июня, в окрестностях Якутска дистанционный формат растянут почти на две недели – с 15 по 27 июня.

История праздника Ысыах

Как и многие праздники народов мира, Ысыах связан с языческими обрядами, темой плодородия. Отголоски этого дня встречаются и у других тюркских народов России. Легенда связывает праздник с прародителем всех якутов — Эллей Боотуром. Примечательно, что в древности у скотоводческих племен годичный цикл делился на две половины. Такие даты, как праздник Ысыах, являлись своеобразной чертой, делившей очередной плодородный сезон (Тегурук Сыл) пополам. Поэтому до недавнего времени Ысыах ошибочно принимали за якутский Новый год. Праздник на самом деле близок к новогоднему торжеству по смыслу, но, естественно, таковым не является.

Якуты с древних времен умели красочно проводить свои празднества. Этим они даже очаровывали иностранных путешественников. Открывший для себя холодную Якутию датский торговец и дипломат Эверт Идес оставил после себя первые записи о праздновании Ысыаха. Во время своего пути в Китай в конце XVII века Идес записал ценные свидетельства для европейцев о летних торжествах неведомых доселе якутов.

Местные этнографы выделяют еще одну немаловажную роль праздника. Зима в Якутии долгая и суровая. Поэтому Ысыах — это еще и многовековой повод собраться своими семьями на природе и порадоваться долгожданному теплу.

Традиции праздника Ысыах

Традиция празднования Ысыах прочно связана с эпосом народа Саха Олонхо. Поэтому торжества в улусах республики иногда так и называют — Ысыах Олонхо. Праздник в окрестностях города Якутска, в местности Ус Хатын называют с уважением Ысыах Туймаады.

Наиважнейший элемент праздника Ысыах — хоровод Осуохай. Осуохай выполнен в виде большого людского диска. Сотни участников хоровода танцуют, переминаясь с ноги на ногу, в неторопливом темпе. Якуты — люди неспешные и основательные, что и находит отражение в танце. Ускоряется вся эта живая масса при припеве. Несколько лет назад такой хоровод Осуохай был занесен в книгу рекордов Гиннесса по числу танцоров, задействованных в нем. В юбилейный для Якутска 2012-й год в хороводе закружилось более пятнадцати тысяч человек!

хоровод Осуохай

Хоровод Осуохай. Фото: ru.wikipedia.org

Хороводит этой всей людской массой ведущий, который зовется осуохайдыытом. Не стоит пытаться выговорить это слово вслух, лучше запомнить, что Осуохай может продолжаться до самого утра. Нередко большие хороводы устраиваются в течение трех дней и ночей. Не обходится без традиционного для якутов напитка — кумыса, приготовленного из молока кобылы. В хороводе Осуохай также присутствуют языческие мотивы.

Еще один атрибут праздника — коновязь в центре праздничного круга. Она называется сэргэ. Сэргэ полностью состоит из причудливой деревянной резьбы. С целью задобрить «небесных кобылиц» сэргэ украшают цветными лентами (саламой). Столб коновязи представляет собой некую модель мироздания. Рядом со столбом находится разновидность языческого берестяного капища, которое женщины также переплетают разноцветными лентами.

Сэргэ полностью состоит из причудливой деревянной резьбы

Фото: Пыхалова Юлия

С XIX века в праздник активно внедряется игровой элемент. В современной Якутии элементы праздника Ысыах модернизируются. Под Ысыах подстраивается улусные (районные) бюджеты. Молодежь привносит в них что-то новое. Различные народные игры помогали молодым якутам найти свою вторую половину. Такие судьбоносные встречи между юношами и девушками происходят и на современном Ысыахе. Лето, как-никак, пора любви!

Ысыах отмечают и Москве. Место проведения праздника в столице на протяжении более чем пятнадцати лет остается неизменным — парк Коломенское. Проходит якутский Ысыах и в Санкт-Петербурге.

Популярные вопросы и ответы

Как дословно переводится слово Ысыах?

Слово Ысыах можно перевести с якутского как «изобилие». Другие версии перевода — «кропить», «окроплять».

Что нельзя делать в Ысыах?

Запрещено пьянствовать, сердиться и ссориться. Нельзя отказываться от веселья и угощения — каждый гость должен попробовать мясо и кумыс и пройти хотя бы один круг в общем хороводе. Еще один запрет связан с собаками — их нельзя брать с собой на торжество. Это табу очень древнее, и никто наверняка уже не сможет сказать, с чем оно связано.

Что символизирует хоровод Осуохай?

Это древний танец поклонения Солнцу. Движение по кругу напоминает движение Земли вокруг небесного светила, которое она совершает за год. Считается, что участие в Осуохае сулит благополучие и наполнение энергией и новыми силами.

Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается [ысыах]) — Праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками[1]. Национальный праздник, знаменующий собой завершение «Дьыл» (прошлый год) и начало нового «Сыл» (новый год), завершение хозяйственного годового цикла.

Содержание

  • 1 Празднование
  • 2 История
  • 3 Осуохай
  • 4 Места и центры проведения
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Использованная литература

Празднование

Якутия — крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыах проводился 22 июня — в день летнего солнцестояния. После 1941 года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т. д.

История

Обряд кормления огня

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

Осуохай

Осуохай

Всеобщее единение людей символизирует хоровод солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (олонхосут), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг[источник не указан 635 дней]. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Места и центры проведения

  • Багаччах
  • Туймаада

Примечания

  1. Сост. Н. А. Алексеев, Н. В. Емельянов, В. Т. Петров Предания, легенды и мифы саха (якутов). — Новосибирск: Сибирская издательская фирма РАН, 1995. — ISBN 5-02-030901-X (c. 382)

Ссылки

  • Официальный сайт, посвящённый празднику
  • Ысыах — якутский национальный праздник
  • Список литературы о празднике Ысыах на сайте «Орто Дойду»
  • Журнал «ИЛИН», № 3 (50), 2006 Содержит посвященные Ысыаху статьи Е. Н. Романовой и других авторов.

Использованная литература

  • Людям о людях. Лица Якутии. Республиканская газета, № 1, 23 июня 2007 г.

Ысыах принадлежит к одним из самых древних праздников Якутии. Края проживания якутов редко радуют тёплыми солнечными нями, а потому приход весны и лета у этого народа почитался по-особенному. Об Ысыахе сложено немало преданий и историй, однако ни один исследователь не скажет точно, когда впервые в Якутии начали отмечать этот праздник. 

Он связан с чествованием духов Неба, ярчайшим воплощением которых является солнце. Интересно, что этническое название якутов, саха, переводится как “свет”, “солнечный огонь”. И то тоже указывает на большое значение Ысыаха в жизни людей. Как же отмечали в старину этот праздник? И как его празднуют в Якутии сегодня?

Ысыах называют якутским Новым годом
Ысыах называют якутским Новым годом

Праздник солнца Ысыах

Якуты – удивительный народ, что сумел сохранить многие старинные обычаи и традиции, полученные от предков. Вторая половина июня у многих народов Сибири издавна ассоциируется с приходом нового года, периодом возрождения и надежд.

День летнего солнцестояния, 22 июня, является главной датой Ысыаха. Несмотря на то, что праздник этот зародился много столетий тому назад, его традиции не слишком поменялись, а многие ритуалы якуты и вовсе соблюдают в строгом соответствии с древними обычаями.

Как рассказывают предания, во время Ысыаха на землю прибывают солнечные боги Айыы. Именно для них народ Якутии устанавливает коновязь, что называется Айыы Сэргэ.

Такие ритуальные столбы считаются главным символом праздника. Устанавливают их неспроста, ведь, как верят якуты, боги приезжают на землю на своих необыкновенным огненных конях, что всюду сопровождают всадников.

Символы Ысыаха

Сэргэ, коновязь, в Якутии с давних времён связана с почитанием божеств и культом лошадей. Кочевой народ считал коней своими покровителями, а столбы коновязи устанавливали рядом с жилищами.

Сэргэ нельзя было выкопать и выбросить – деревянный столб должен был сам, от времени, прийти в негодность. Коновязь олицетворяла духа-хранителя данного участка. На каждом из столбов куты вырезают три горизонтальных полосы.

Верхняя предназначена для лошадей богов небес, средняя – для человечески коней, а нижняя – для животных властителей подземного мира. На мой взгляд, в сэргэ якуты видят особый ритуальный предмет, вместилище энергий трёх миров, что обладает необыкновенной силой.

Коновязь - символ Ысыаха
Коновязь – символ Ысыаха

История, взятая из легенд

Когда появился Ысыах, сказать невозможно. Известно лишь, что этот праздник уходит корнями в такую древность, где не могло быть источников или сохранившихся свидетельств.

О происхождении праздника рассказать могут якутские легенды. Если верить им, прародитель племён Якутии, Эллэй Боотур, ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования.

Особенное место в празднестве уделялось чествованию солнца, что дарит урожай, даёт жизнь всему живому на земле. Ысыах и сегодня сохраняет этот смысл. Кроме того, это торжество означает пору восстановления сил после суровой северной зимы и время возрождения.

Как гласят предания, во время десятидневного празднования Ысыаха Эллэй Боотур каждый день повторял: “Пускай таким же будет удел наших детей!”. Так он желал последующим поколениям якутов счастья и процветания которое приносят летнее время и солнце.

Традиции Ысыаха

Если вы хотите побывать на настоящем этническом празднике, что практически не изменился со времён своего появления, отправляйтесь на Ысыах. В наши дни сохранилось большинство древних ритуалов и обрядов, которые якуты свято хранят.

Чаще всего Ысыах проводят на открытых участках. Идеальным местом считается полянка, окружённая берёзами (это дерево, как говорят поверья якутов, отпугивает нечисть и злых духов).

В центре выбранного участка устанавливают главный символ праздника – коновязь. Для Ысыаха якутские мастера резьбы по дереву готовят особенные сэргэ. Такие столбы украшают сложными вырезанными узорами, их венчает деревянная лошадиная голова.

Небесные лошади богов должны быть благосклонны к людям, а потому коновязь украшают лентами разных цветов. Сами сэргэ – это священные столбы, которые могут одарить человека особой силой. Чтобы год был благополучным, а мечты непременно исполнились, якуты касаются всех сторон коновязи.

Неподалёку от установленный сэргэ создаётся своего рода капище. В центре маленького круга, созданного из бересты и лент, строится миниатюрный шалаш. Он представляет собой уменьшенную копию настоящего жилища якутов. Неподалёку от него, возле огня, якуты расставляют посуду, наполненную кумысом, напитком, что готовится из кобыльего молока.

Главным обрядом Ысыаха является Кюн Керсютэ – встреча восходящего солнца. В день летнего солнцестояния не принято ложиться спать, ведь можно пропустить рассвет. Появление светила на небосклоне для якутов связано с необыкновенным чудом.

Солнце возвещает о наступлении поры возрождения, о новом цикле жизни. Именно при проведении Кюн Керсютэ совершается окуривание и разведение костра, дым которого призывает небесных богов спуститься на землю.

На Ысыах якуты встречают солнце
На Ысыах якуты встречают солнце

Ысыах – один из самых причудливых и таинственных праздников, что успешно сохранился до наших дней и продолжает жить. Его обряды могут показаться необычными или странными, но в них заключена суть верований предков якутов, их культура, которая бережно сохраняется, переходя от одного поколения к другому. Узнавая об особенностях обычаев, невольно проникаешься безграничным уважением к якутскому народу, что сумел сберечь для нас удивительный и очень древний праздник Ысыах.

Ысыах

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Ысыах — что это за праздник?
  • Национальный праздник Ысыах
  • Ысыах Олонхо
  • Ысыах в Якутии
  • Осуохай
  • Ысыах Туймаады
  • Ысыах. Фото

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

СэргэСэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Ысыах

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами с якутскими орнаментами и узорами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

Ысыах

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

Ысыах

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Ысыах

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Ысыах

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже мэр Якутска принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Это интересно

Ысыах: почему в Якутии Новый год отмечают в июне

Новый год летом, самый большой хоровод и сотни тысяч гостей — это все Ысыах, который ждут все жители республики. 

Ысыах: почему в Якутии Новый год отмечают в июне

Новый год в России везде встречают с 31 декабря на 1 января, а вот якутам повезло вдвойне: у них два таких праздника. Свой национальный Новый год они отмечают в самый разгар лета, в день солнцестояния, и по своему размаху он ничем не уступает новогодним праздникам в других российских регионах. Всеобщую любовь местных жителей к Ысыаху (именно так называется праздник) легко понять: в зимнее время тут очень холодно, особо не разгуляешься. Ведь Республика Саха — самый холодный регион России, да и не только России: здесь расположен полюс холода. О нем и других интересных фактах об Якутии вы можете прочитать в другом нашем материале. Ну а мы предлагаем узнать, что такое Ысыах и как раз в год все якуты переодеваются в традиционные одежды и водят огромные хороводы.

Фото: ysia.ru

Фото: ysia.ru

Ысыах с местного языка переводится как «изобилие». Этот праздник якуты праздновали всегда, после длительной и холодной зимы он символизировал приход лета и начало Нового года. На Ысыах собирались со своими близкими людьми, чтобы повидать друг друга и узнать, как прошел самый суровый период в году.

Фото: yakutia.kp.ru

Фото: yakutia.kp.ru

Традиция сохранилась и в наши дни: для проведения Ысыаха даже отстроили целый комплекс в нескольких километрах от Якутска. Находится он в местности «Ус Хатын», где стоят традиционные якутские постройки, такие как сэргэ (сакральные столбы) и ураса (летний домик в форме конуса). Сюда приезжают тысячи людей со всей Якутии, а также из соседних регионов, бывают тут и иностранные гости.

Вход на территорию праздника. Фото: ykt.ru

Вход на территорию праздника. Фото: ykt.ru

Вообще Ысыах празднуется в каждом районе и улусе, а в «Ус Хатын» праздник проводится в первые выходные после солнцестояния (после 21 июня): в этом году он пришелся на дни с 25 по 26 июня. В этом году на фестиваль съехались 220 тысяч человек.

В целом Ысыах — это праздник чествования солнца, тепла и солнечного света. Якуты верили, что в этот день вместе с рассветом спускаются на землю солнечные боги Айыы. Конечно, они спускаются на своих лошадях, и именно для них на всей территории «Ус Хатын» установлены сэргэ — это столбы-коновязи. Их украшают цветными лентами в знак приветствия богов.

Встреча рассвета. Фото: Анна Сорокина

Встреча рассвета. Фото: Анна Сорокина

На празднике традиционно пьют кумыс, здесь проходят спортивные состязания. В эту ночь не принято ложиться спать, поэтому празднуют Ысыах до самого рассвета, а его кульминацией становится восход солнца, который называют Кюн Керсютэ. Ну а встречают светило хороводом: его водят несколько часов (а раньше непрерывно водили три дня и три ночи), и он просто огромный. Танец получил название Осуохай, и он символичен: это непрерывный жизненный круг.

Фото: wikipedia.org

Фото: wikipedia.org

Но конечно, кружиться в танце можно не до самого утра, участники постоянно меняются. Смысл Осуохая в другом: почувствовать энергию единства и наполнится ей, осознать, какова наша связь с природой. И в хороводе это непременно удастся, ведь ритмично двигаются тут тысячи человек, а хоровод направляет ведущий. Так, десять лет назад здесь даже установили рекорд: в обряде Осуохай насчитали 15 293 участников!

Но Якутия интересна не только своими праздниками, но и многим другим. И среди прочего — алмазные шахты. Почитайте об одном из самых известных карьеров, на краю которого стоит город Мирный: алмазная трубка Мир.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене — там еще больше интересного и полезного о путешествиях, странах и людях.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Автор:

06 июля 2022 09:18

Многие из них до сих пор исповедуют язычество и каждый год собираются на главный праздник Ысыах. Это незабываемый опыт!

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

«Уруй-айхал! Уруй-тускул!», — радостно восклицает многотысячная толпа в якутских национальных одеждах и мгновенно закручивается в гигантский хоровод-«осуохай». По-якутски эти возгласы означают пожелания благополучия и изобилия в следующем году. А осуохай — это танец-молитва солнцу, символизирующий движение жизни. Сначала неторопливо, затем все быстрее и быстрее — кажется, что ноги вот-вот оторвутся от земли, и душа взлетит ввысь.

Встреча тех, кто пережил зиму

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Якутск — хоть и далекий от Москвы город (лететь больше 6 часов), но очень современный и преуспевающий. Его никак не назовешь провинциальным. Здесь крупнейшие алмазодобывающие компании (и у редкой девушки нет пары-тройки красивых бриллиантовых сережек), первый на Дальнем Востоке IT-парк (среди якутов много разработчиков игр и приложений), арктический инновационный центр, где ученые занимаются исследованиями вечной мерзлоты. Молодежь увлекается корейской поп-культурой, ездит на японских праворульных авто, слушает якутский рэп, пьет модную голубую матчу со льдом и ест рамен в уютных кафе.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Но с наступлением якутского нового года все до неузнаваемости меняется. Практически все якуты вспоминают, что они практикующие язычники, меняют джинсы на национальные костюмы и устремляются на празднование.

Испокон веков в этот день якуты собираются в определенном месте, чтобы увидеть родных после долгой и суровой зимы. Якутия — это самый холодный регион России, зимой здесь обычно минус 50, и чтобы выжить, приходится много работать. Лишь с наступлением лета можно ненадолго передохнуть и порадоваться жизни.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Само это слово «ысыах» (или «ысэх»)  можно перевести как «изобилие». Этот праздник проводится каждый год в каждом районе (улусе) Якутии в день летнего солнцестояния. Эта традиция никогда не прерывалась, разве что в советские годы мероприятия были куда скромнее. Некоторые жители успевают побывать на праздновании сразу в нескольких районах, благо, они проходят с разницей в пару дней.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Праздник в Якутске — самый популярный и многолюдный. Как правило, он проходит в первые выходные после 21 июня (в этом году 25-26 июня). В столицу Якутии приезжает более 200 тысяч человек! А это, на минуточку, каждый пятый житель республики. Проходит он в этнографическом комплексе «Ус Хатын» («Три березы») примерно в 25 км к северу от Якутска. По преданию, именно в этой местности жили предки народа саха, как себя называют якуты. Вся этнографическая деревня, больше напоминающая город и вмещающая более 250 тысяч человек, была построена исключительно ради этого ежегодного двухдневного празднования. Все оставшееся время года она стоит закрытой.

Очищение, благословение и якутский народный спорт

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

«Этот праздник мы ждали три года, так как во время пандемии он проходил онлайн», — радостно говорят две подруги и предлагают выпить кумыс, кисломолочный напиток из молока кобылицы. «Совместное распитие свежего кумыса — это у нас символ окончания зимы, мы радуемся, что есть молоко, еда, что мы перезимовали и набираемся сил на следующий год», — говорят они.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

На улице жара больше 30 градусов, но они пришли не только в длинных закрытых платьях и головных уборах, но и тяжеленных украшениях на груди, спине и руках (шорты и прочие вольности строго запрещены). «По традиции, украшения должны быть серебряными, но наши из мельхиора, иначе долго не проходишь на такой жаре».

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Чтобы попасть на праздник, человек должен сначала пройти обряд очищения: под главными воротами горят дымокуры, и женщины обмахивают гостя махалкой из конского волоса, желая всех благ. Махалка — это вообще часть национального костюма якутов. «В этом есть и практический смысл, — говорят посетители, — так мы отгоняем комаров» (а они в это время очень активные).

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

кина

После этого следует попросить благословения и благополучия у «Великого гигантского дерева» — «Аал луук маса». Дерево — это символ единства трех миров, и его можно увидеть на любом празднике Ысыах.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Следом человек идет по дороге, по обеим сторонам которой стоят 99 столбов-коновязей. Кони у якутов — священные животные, а потому их символы встречаются буквально на каждом шагу. В конце дороги —  огромная коновязь «Алтан сэргэ» на возвышении. Подходя к ней, нужно поклониться, прислонить к ней ладони и загадать желание. «Просить можно о чем угодно и для кого угодно, и мы верим, что загаданные здесь желания сбудутся», — говорит девушка, ожидая свою очередь. От этого места и правда веет особенной энергетикой, ощущением надежды на лучшее.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

После этого гости попадают непосредственно на основную часть комплекса, который представляет собой реконструкцию старинных якутских берестяных домов, похожих на огромный чум. Где-то показывают кино, где-то продают сувениры, где-то проводят конкурсы. Свои площадки есть и у других народов Якутии: чукчей, эвенов, юкагиров. Республика многонациональная!

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Однако многие приходят на Ысыах только ради спортивных соревновний. В Якутии, как нигде больше, популярны национальные виды спорта. Самый известный из них — мас-рестлинг (перетягивание палки), и в эти дни здесь проходит финал международных соревнований с участием атлетов из России, Венгрии, Словакии, Сербии, Аргентины, стран Африки и СНГ. На другой площадке тысячи людей не отрываясь смотрят «Игры Дыгына». Дисциплины весьма необычные. Например, бег за девушкой. «В старину, — объясняет один из зрителей, — кто девушку догонит, тот на ней и женится. Но сейчас определяют просто по времени». Сегодня догнать девушку практически нереально, ибо для этой роли выбирают чемпионку республики по бегу.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

А вот еще интересный вид спорта — перетаскивание 115-килограммового камня на дистанцию. Его и поднять-то нереально: тяжелый, с острыми краями, скользит от пота. Но как болеют зрители за своих кумиров! С такой поддержкой спортсмены готовы идти до победного.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Около 2 часов ночи на поле раздается голос из громкоговорителей с просьбой выключить всю аппаратуру и пройти на главную церемонию.

Встреча нового солнца

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Кульминация праздника — это встреча солнца, которая знаменует начало лета — и нового года.

Только представьте: предрассветный час, по полю стелется туман, и тысячи людей встают в круг. Заклинатель добрый сил «алгысчыт» (не шаман!) и его свита в белых одеждах с махалками с колокольчиками в руках машут все сильнее. Алгысчыт поклоняется четырем направлениям света и разводит огонь угощая божеств кумысом, саламатом и оладьями.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Люди в белых одеждах окуривают поляну, проходя с дымящимися чашами по кругу,  сажают молодые деревья и приветствуют рассвет пожеланием благополучия и изобилия.

И вот наконец из-за горизонта показывается неоново-красная полоска солнца.

Как в середине лета якуты празднуют Новый год

Источник:

Источник:

Ссылки по теме:

ЫСЫА́Х (букв. – ок­ро­п­ле­ние), Но­вый год у яку­тов. По пре­да­нию, уч­ре­ж­дён пер­во­пред­ком якутов Эл­лэй Бо­оту­ром. От­ме­ча­ет­ся в се­ре­ди­не ию­ня, при­уро­чен к на­ча­лу се­но­ко­са, по­яв­ле­нию но­во­го при­пло­да у ко­бы­лиц и из­го­тов­ле­нию но­во­го ку­мы­са. Ку­мыс счи­та­ет­ся сим­во­лом «бе­лой бла­го­да­ти» (ил­гэ), во­пло­ще­ни­ем не­бес­но­го мо­лоч­но­го озе­ра.


Якутские коновязи сэргэ с резными навершиями (среди них – кубки чоорон).


Фото В. М. Дьяконова

Об­ря­ды Ы. про­дол­жа­ют­ся неск. дней, ими ру­ко­во­дит оде­тый в бе­лое ша­ман (ал­гыс­чыт). Про­во­дят­ся на пло­щад­ке (тю­сюл­гэ), ок­ру­жён­ной ог­ра­дой из сруб­лен­ных бе­рёз (чэ­чир), в цен­тре ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ко­но­вязь (сэр­гэ), ря­дом с ней – ал­тарь с ри­ту­аль­ной ут­ва­рью и по­су­дой, на­пол­нен­ной ку­мы­сом, ок­ру­жён­ный ог­ра­дой из пуч­ков кон­ских во­лос, ку­соч­ков тка­ни, бе­ре­стя­ных из­де­лий (тю­сюл­гэ). Об­ря­ды вклю­ча­ют пи­тьё и ок­ро­п­ле­ние ку­мы­сом из вы­со­ких де­рев. рез­ных куб­ков (чо­орон), бла­го­слов­ле­ние но­во­го ог­ня, хо­ро­вод­ный та­нец (осуо­хай), спор­тив­ные со­стя­за­ния (в т. ч. ме­ж­ду бор­цами, один из ко­то­рых оли­це­тво­ря­ет до­б­рых ду­хов, дру­гой – злых) и др.

С 1992 Ы. – нац. празд­ник Яку­тии.

Первые исследователи

Ысыах представлял собой загадку для первых его исследователей.  Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника. Член Сибирского Отдела русского Географического общества Ричард Маак, начавший в 1854 году исследования Вилюйского округа, писал: «С наступлением весны все якутское население предается радости и веселью, в числе прочих вилюйские якуты устраивают в честь виновника оживления природы  большие пиршества. Празднества эти называются ысыах и устраиваются обыкновенно в конце весны и начале лета. Главной целью, по крайней мере во время язычества, были жертвоприношения верховному божеству (имеется в виду верховный правитель мира и зиждитель жизни на земле Ар тойон или Ар -айы). С такой целью к месту собирались, иногда издалека, лучшие шаманы и правители народа, и празднества походили на народные вече, на которых выбирались князьки и правители народа и решались споры в важных делах, нередко с оружием в руках. Впрочем, главную роль на таких празднествах играли шаманы: они тут совершали жертвоприношения духам и предсказывали окружающему народу будущую судьбу». Здесь стоит отметить, что Маак писал свое исследование, когда Православная Церковь усиленно проводила миссионерскую деятельность, что можно заметить в его исследовательской работе по некоторым нюансам. «В настоящее время на кумысных празднествах главным образом веселятся и пируют, и хотя возлияния кумысом, как увидим далее, и теперь совершенствуются, но шаманы не играют уже главной роли и присутствуют разве только втайне. Теперь ысыах устраивается каждым богатым якутом, если он пожелает повеселиться  с родными, друзьями и знакомыми и в то же время угостить бедных».  Но опустим его живописания, которые по большому счету были не самыми точными.

Каноны праздника

Ысыах действительно являлся самым значительным праздником якутского народа. По старинным календарным представлениям якутов, год делился на две половины: зимнюю, которая начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном, и летнюю, примерно с мая, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища, природа оживала после долгой зимней спячки и одевалась в летний наряд: кобылицы и коровы приносили приплод, озера и реки изобиловали рыбой. Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники – ысыахи. 

На старинных ысыахах жрец-белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конские скачки, а также круговые танцы-осуохай. 

По историческим преданиям, на якутской земле первым устраивал ысыах и готовил кумыс один из первопредков – Эллеэй. Ысыахи могли устраиваться весной — малые, без особой обрядности — Кулун кымыса, летом – Улахан ысыах — большой ысыах, осенью в честь Улуу Тойона Большого господина устраивали или отдельные богачи, или группа родовичей, проживавших летом в одном урочище — Сайыллык в складчину. Для ысыаха приготовляли много кумыса и масла и забивали жирную скотину для угощения собравшихся. Перед праздником выбирали место, где должно происходить пиршество. Ставили столбики высотой в сажень и соединяли их перекладиной, количество их могло быть 2-3-4, смотря по достатку устроителей. Вокруг этого места втыкали молодые срезанные березки в ряд по обе стороны выбранного места. Это украшение называлось «Чэчир». Между березками протягивали пеструю волосяную веревку, на которую нанизывали лоскутки цветных матерей, утиные крылья, маленькие телячьи намордники, шитые из бересты. На восточной стороне Тусулгэ место пиршества воздвигали высокий коновязный столб Аар бабах с резными узорами выше и ниже шейки, во время ысыаха к этому столбу привязывали коня бело-молочной масти и посвященную лошадь – Ытык Сылгы. К столбам с перекладиной подвешивали кожаные бадьи Сири Исит, полные кумыса, кожаные меха горловиной Симир, берестяные посуды — Кыллаах Чабычах; на чистой белой подстилке или шахматном меховом коврике ставили деревянные кубки-Чороны и Матарчахи и другую кумысную посуду. Особо ставилась большая берестяная посуда — Далбар Чабычах с кумысом, в нее опускали жертвенную ложку — эбир хамыйах.

Испрошая счастья и благоденствия

Обрядовая часть начиналась утром в помещении, где сидел сам хозяин-князец наслега и гости, с ними и «кудесник»-шаман с помощниками. Два мальчика вставали лицом к востоку, держа в руках чорон с кумысом, за ними сидели четверо мужчин с кумысным чороном, за ними еще четверо с кумысом в берестяных сосудах. Белый шаман или заклинатель, сев впереди собравшихся с кубком кумыса в руках, начинал произносить посвятительную речь — алгыс. В конце речи трижды издают радостный клич «Уруй!» Затем все присутствующие по два раза отпивают кумыс. После этого белый шаман, стоя, обмахиваясь конским хвостом, произносил алгыс в честь божеств, духов-хозяев земли и других духов. При этом помощник шамана жертвенной ложкой брызгал вверх кумыс, черпая его из двух кубков, которые держали мальчики. Тем же порядком призывали и угощали духа-хозяйку местности и покровителей рогатого скота. Имя каждого призываемого существа украшалось эпитетами, характеризующими его образ, славящими его добродетели, например:

С масляными полянами,

С молочными озерами,

С солончаками из варенца,

Обитающая в зарослях травы,

С красивым, что лисица, скотом

Госпожа Ынахсыт коровница…

У них же просили наделить счастьем и скотом устроителей ысыаха. Завершив такое молебствие, шаман подбрасыванием жертвенной ложки гадал хозяину о счастье и благоденствии. Затем собравшиеся выходили из жилища и садились вокруг нескольких березок, около которых стоял остальной запас кумыса. Образовались еще круги менее важных гостей и особый круг женщин. Юноши приносили чороны, и собравшиеся пили из них в круговую. После общего распития кумыса начиналось веселье, боролись, скакали на одной ноге, бежали взапуски. Женщины затевали круговые танцы с пением. 

Поэтический ысыах

Самое большое по объему поэтическое произведение — «Наступление лета»  Алексея Елисеевича Кулаковского – Ексекюлях Алексея, написано в 1924 г. Поэма создана по мотивам и формам народных песен. Большая часть поэмы посвящается ысыаху, самобытному духовному богатству народа саха. Кулаковский называет также три вида ысыаха: первое весеннее празднество организуется в кругу семьи; после этого собираются встречать лето большее число людей. Третий вид – праздник, организуемый видными людьми улуса со стечением огромного количества народа. Форма большого праздника описывается в поэме «Наступление лета» в следующей последовательности: подготовка к празднику места проведения ысыаха; встреча гостей – первые два этапа праздника. Третий период в описании поэта представляет специальное исполнение алгыса – это, собственно, начало праздника, после чего идут спортивные соревнования и конные скачки. Завершается ысыах песнями и хороводными танцами осуохай. Из этих эпизодов Кулаковский более подробно описывает алгыс как самое значительное обрядовое действо в честь божества Айыы и возрождения природы после долгой холодной зимы. В своей поэме Кулаковский пишет не о белом шамане или заклинателе, а представляет благословение в исполнении самого уважаемого человека из гостей, который по просьбе, равной знаку почтения, исполняет светлый алгыс. Как написал Алексей Елисеевич, гостями ысыаха является весь народ. Впрочем, это надо читать самому и на языке поэта. Читать и понимать, что ысыах — это великая песня северной земли и ее народа!

Ысыах Победы 

Интересная история связывает ысыах с Днем Победы. Изначально День Победы широко отмечался в СССР только в первые два года. С 1948 года указом Сталина он стал обычным рабочим днем. А установленный прежде выходной был перенесен на Новый год. Лишь спустя два десятилетия, уже при Брежневе, в юбилейном 1965 году 9 Мая снова стало нерабочим. Впрочем, вся страна, и при Сталине и при Хрущеве вместе с ветеранами минувшей войны, отмечала День Победы, невзирая на отсутствие официального выходного. Ветераны Якутии пошли своим путем. В июне 1945 года по предложению члена бюро обкома, секретаря по пропаганде и агитации А. И. Захарова Якутский ОК ВКП(б) рассмотрел вопрос об организации ысыахов Победы и чествовании воинов. Так что пока по всему СССР существовал негласный запрет на празднование 9 Мая, Якутия вполне легально и с народным размахом справляла День Победы как полагается во всех районных центрах и наслегах. С праздником партийные органы не боролись. А как с ним бороться, если алгысчыт проводит свое благословение в честь Сталина?    

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ысыах это какой праздник
  • Ысыах чей народный праздник
  • Ысыах праздник чего
  • Ысыах праздник встречи лета
  • Ысыах описание праздника