Ысыах праздник встречи лета

Ысыах является главным якутским праздником. Якутский праздник ысыах по другому называется Ысыах олонхо. Обо всем этом вы узнаете в нашей статье.

Ысыах

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Ысыах — что это за праздник?
  • Национальный праздник Ысыах
  • Ысыах Олонхо
  • Ысыах в Якутии
  • Осуохай
  • Ысыах Туймаады
  • Ысыах. Фото

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

СэргэСэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Ысыах

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами с якутскими орнаментами и узорами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

Ысыах

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

Ысыах

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Ысыах

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Ысыах

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже мэр Якутска принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Республика Саха (Якутия)

Праздник просыпающейся природы Ысыах

Торжество жизни и солнца в Якутии

13.01.2023 // Ысыах – это национальный праздник якутов номер один. Его еще называют «якутским Новым годом», а приходится он на первый месяц лета. Дату праздника определяют каждый год заново, в период с 10 по 25 июня, причем учитываются не только традиционные факторы, но и вполне практические основания – график выходных и рабочих дней, а также мероприятий во всех улусах Республики Саха. Для каждого якута Ысыах имеет особое значение, так что администрация старается выбрать наиболее удобный день для всех жителей региона.

Ысыах – это летнее торжество в честь божеств Айыы и возрождения природы после долгой зимы. Традиционно в дни Ысыаха проходят обряды молений и кумысопития, исполняются якутские танцы, проводятся народные игры и скачки. Каждый элемент имеет особое, символическое значение.

Так, якутский национальный танец Осоухай – это, прежде всего, танец солнца. Гигантский хоровод, в котором принимают участие почти все гости праздника, приветствует тепло нового жизненного цикла и окончание холодов. Считается, что люди, танцующие его на Ысыахе, получают энергию и позитив на год вперед.

В некотором смысле слаженность и длительность танца способствуют исполнению желаний. Поэтому осуохай можно назвать танцем благословения, потому что через участие в нём каждый получает частичку солнечного тепла для себя. На него собираются сразу после обряда встречи солнца, обычно проводимого под руководством шамана.

Перед тем, как впустить гостей на территорию проведения праздника, их необходимо очистить от влияния злых духов. В этом помогает специальный обряд – Алгыс. Новоприбывших следует окурить дымом от тлеющих трав и пропеть соответствующие моления.

Угощения во время Ысыаха тоже имеют важное символическое значение. Гвоздем программы являются кумыс и жеребятина. Есть даже отдельный ритуал кумысопития. Хмельной напиток из молока требуется пить из особого кубка на трех ножках, чороона. Он изготавливается, как правило, из дерева, украшается резьбой и инкрустацией. В нём же кумыс и хранят. Лошадь в Якутии – животное священное, так что его мясо и молоко не просто насыщают, но и даруют силу, удачу и здоровье.

Праздник встречи солнца часто проводят в улусах Республики Саха на локальном уровне, а потом собирают общий праздник. Для него выбрано место недалеко от Якутска – Ус Хатын. Её название переводится как «три березы». Специальные автобусные маршруты до местности запускают каждый год к празднику, на два-три дня. Недавно для празднования соорудили постоянный комплекс построек – ворота, ипподром, несколько концертных сцен, детскую площадку и другие.

Чем заняться туристу?

Ысыах – это не только праздник поклонения солнцу, но и праздник традиционной якутской культуры. В Ус Хатыне широко представлены народные промыслы, проводятся соревнования и концерты. Так, ежегодно на Ысыах собираются лучшие запевалы и виртуозы хомуса. Это национальный язычковый музыкальный инструмент. При игре хомус прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания позволяет менять тембр инструмента.

Для туристов проводятся мастер-классы, а также можно приобрести себе хомус на память.

Во время Ысыаха проводятся особые спортивные соревнования, Игры Дыгына. Их участников называют боотурами. Они состязаются в прыжках, борьбе, стрельбе из лука, переносе каменных глыб и других турнирах. К традиционным соревнованиям спортсмены готовятся весь год, существуют секции для детей и подростков. Для болельщиков возводят временные трибуны, на которых можно всласть покричать, подбадривая якутских силачей.

В последние годы, помимо конкурса традиционной одежды, на Ысыахе устраивают конкурс высокой моды национального костюма. Местные кутюрье органично сочетают старые традиции и современные мотивы, создавая уникальные шедевры. Там же можно попросить визитку и заглянуть в бутик где-нибудь в центре Якутска.

Что означает слово «ысыах»? «Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

Ысыах – обряд кропления – вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник – праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец – ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» – «танец» – происходит от глагола «унк» – «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах — светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь — сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Кумыс — это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике – это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: — церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай — обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

2
3

Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

4
Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.

5

Россия — многонациональная страна. Многообразие культуры ее народов отражено и в национальных праздниках. Дальневосточная Республика Саха-Якутия имеет обширную территорию и довольно суровый климат. Культура якутов весьма колоритна и запоминается своими необычными обрядами и яркими костюмами. Якутский народ любит отмечать праздники как зимой, так и летом. Отправимся на берега великой реки Лены и расскажем о летнем якутском празднике Ысыах, его истории и традициях, соблюдаемых и в 2023 году.

Когда отмечается Ысыах в России в 2023 году

Ысыах на протяжении многих веков отмечался в день летнего солнцестояния. Он, как известно, выпадает на 21 июня. Правда, в последнее время дата праздника стала «плавающей». В зависимости от ситуации в улусах (так называется большинство районов республики), народный праздник лета якуты отмечают в период с 10 по 25 июня. При определении даты празднества учитывают ситуацию в различных улусах, выходные и рабочие дни, а затем планируют под них мероприятия.

В настоящий момент обстановка с короновирусом в Республике Саха-Якутия остается напряженной. Поэтому большинство мероприятий Оргкомитет праздника, созданный на правительственном уровне, перенес в онлайн-формат. Празднество в улусах намечено на 20-21 июня, в окрестностях Якутска дистанционный формат растянут почти на две недели – с 15 по 27 июня.

История праздника Ысыах

Как и многие праздники народов мира, Ысыах связан с языческими обрядами, темой плодородия. Отголоски этого дня встречаются и у других тюркских народов России. Легенда связывает праздник с прародителем всех якутов — Эллей Боотуром. Примечательно, что в древности у скотоводческих племен годичный цикл делился на две половины. Такие даты, как праздник Ысыах, являлись своеобразной чертой, делившей очередной плодородный сезон (Тегурук Сыл) пополам. Поэтому до недавнего времени Ысыах ошибочно принимали за якутский Новый год. Праздник на самом деле близок к новогоднему торжеству по смыслу, но, естественно, таковым не является.

Якуты с древних времен умели красочно проводить свои празднества. Этим они даже очаровывали иностранных путешественников. Открывший для себя холодную Якутию датский торговец и дипломат Эверт Идес оставил после себя первые записи о праздновании Ысыаха. Во время своего пути в Китай в конце XVII века Идес записал ценные свидетельства для европейцев о летних торжествах неведомых доселе якутов.

Местные этнографы выделяют еще одну немаловажную роль праздника. Зима в Якутии долгая и суровая. Поэтому Ысыах — это еще и многовековой повод собраться своими семьями на природе и порадоваться долгожданному теплу.

Традиции праздника Ысыах

Традиция празднования Ысыах прочно связана с эпосом народа Саха Олонхо. Поэтому торжества в улусах республики иногда так и называют — Ысыах Олонхо. Праздник в окрестностях города Якутска, в местности Ус Хатын называют с уважением Ысыах Туймаады.

Наиважнейший элемент праздника Ысыах — хоровод Осуохай. Осуохай выполнен в виде большого людского диска. Сотни участников хоровода танцуют, переминаясь с ноги на ногу, в неторопливом темпе. Якуты — люди неспешные и основательные, что и находит отражение в танце. Ускоряется вся эта живая масса при припеве. Несколько лет назад такой хоровод Осуохай был занесен в книгу рекордов Гиннесса по числу танцоров, задействованных в нем. В юбилейный для Якутска 2012-й год в хороводе закружилось более пятнадцати тысяч человек!

хоровод Осуохай

Хоровод Осуохай. Фото: ru.wikipedia.org

Хороводит этой всей людской массой ведущий, который зовется осуохайдыытом. Не стоит пытаться выговорить это слово вслух, лучше запомнить, что Осуохай может продолжаться до самого утра. Нередко большие хороводы устраиваются в течение трех дней и ночей. Не обходится без традиционного для якутов напитка — кумыса, приготовленного из молока кобылы. В хороводе Осуохай также присутствуют языческие мотивы.

Еще один атрибут праздника — коновязь в центре праздничного круга. Она называется сэргэ. Сэргэ полностью состоит из причудливой деревянной резьбы. С целью задобрить «небесных кобылиц» сэргэ украшают цветными лентами (саламой). Столб коновязи представляет собой некую модель мироздания. Рядом со столбом находится разновидность языческого берестяного капища, которое женщины также переплетают разноцветными лентами.

Сэргэ полностью состоит из причудливой деревянной резьбы

Фото: Пыхалова Юлия

С XIX века в праздник активно внедряется игровой элемент. В современной Якутии элементы праздника Ысыах модернизируются. Под Ысыах подстраивается улусные (районные) бюджеты. Молодежь привносит в них что-то новое. Различные народные игры помогали молодым якутам найти свою вторую половину. Такие судьбоносные встречи между юношами и девушками происходят и на современном Ысыахе. Лето, как-никак, пора любви!

Ысыах отмечают и Москве. Место проведения праздника в столице на протяжении более чем пятнадцати лет остается неизменным — парк Коломенское. Проходит якутский Ысыах и в Санкт-Петербурге.

Популярные вопросы и ответы

Как дословно переводится слово Ысыах?

Слово Ысыах можно перевести с якутского как «изобилие». Другие версии перевода — «кропить», «окроплять».

Что нельзя делать в Ысыах?

Запрещено пьянствовать, сердиться и ссориться. Нельзя отказываться от веселья и угощения — каждый гость должен попробовать мясо и кумыс и пройти хотя бы один круг в общем хороводе. Еще один запрет связан с собаками — их нельзя брать с собой на торжество. Это табу очень древнее, и никто наверняка уже не сможет сказать, с чем оно связано.

Что символизирует хоровод Осуохай?

Это древний танец поклонения Солнцу. Движение по кругу напоминает движение Земли вокруг небесного светила, которое она совершает за год. Считается, что участие в Осуохае сулит благополучие и наполнение энергией и новыми силами.

Ысыах принадлежит к одним из самых древних праздников Якутии. Края проживания якутов редко радуют тёплыми солнечными нями, а потому приход весны и лета у этого народа почитался по-особенному. Об Ысыахе сложено немало преданий и историй, однако ни один исследователь не скажет точно, когда впервые в Якутии начали отмечать этот праздник. 

Он связан с чествованием духов Неба, ярчайшим воплощением которых является солнце. Интересно, что этническое название якутов, саха, переводится как “свет”, “солнечный огонь”. И то тоже указывает на большое значение Ысыаха в жизни людей. Как же отмечали в старину этот праздник? И как его празднуют в Якутии сегодня?

Ысыах называют якутским Новым годом
Ысыах называют якутским Новым годом

Праздник солнца Ысыах

Якуты – удивительный народ, что сумел сохранить многие старинные обычаи и традиции, полученные от предков. Вторая половина июня у многих народов Сибири издавна ассоциируется с приходом нового года, периодом возрождения и надежд.

День летнего солнцестояния, 22 июня, является главной датой Ысыаха. Несмотря на то, что праздник этот зародился много столетий тому назад, его традиции не слишком поменялись, а многие ритуалы якуты и вовсе соблюдают в строгом соответствии с древними обычаями.

Как рассказывают предания, во время Ысыаха на землю прибывают солнечные боги Айыы. Именно для них народ Якутии устанавливает коновязь, что называется Айыы Сэргэ.

Такие ритуальные столбы считаются главным символом праздника. Устанавливают их неспроста, ведь, как верят якуты, боги приезжают на землю на своих необыкновенным огненных конях, что всюду сопровождают всадников.

Символы Ысыаха

Сэргэ, коновязь, в Якутии с давних времён связана с почитанием божеств и культом лошадей. Кочевой народ считал коней своими покровителями, а столбы коновязи устанавливали рядом с жилищами.

Сэргэ нельзя было выкопать и выбросить – деревянный столб должен был сам, от времени, прийти в негодность. Коновязь олицетворяла духа-хранителя данного участка. На каждом из столбов куты вырезают три горизонтальных полосы.

Верхняя предназначена для лошадей богов небес, средняя – для человечески коней, а нижняя – для животных властителей подземного мира. На мой взгляд, в сэргэ якуты видят особый ритуальный предмет, вместилище энергий трёх миров, что обладает необыкновенной силой.

Коновязь - символ Ысыаха
Коновязь – символ Ысыаха

История, взятая из легенд

Когда появился Ысыах, сказать невозможно. Известно лишь, что этот праздник уходит корнями в такую древность, где не могло быть источников или сохранившихся свидетельств.

О происхождении праздника рассказать могут якутские легенды. Если верить им, прародитель племён Якутии, Эллэй Боотур, ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования.

Особенное место в празднестве уделялось чествованию солнца, что дарит урожай, даёт жизнь всему живому на земле. Ысыах и сегодня сохраняет этот смысл. Кроме того, это торжество означает пору восстановления сил после суровой северной зимы и время возрождения.

Как гласят предания, во время десятидневного празднования Ысыаха Эллэй Боотур каждый день повторял: “Пускай таким же будет удел наших детей!”. Так он желал последующим поколениям якутов счастья и процветания которое приносят летнее время и солнце.

Традиции Ысыаха

Если вы хотите побывать на настоящем этническом празднике, что практически не изменился со времён своего появления, отправляйтесь на Ысыах. В наши дни сохранилось большинство древних ритуалов и обрядов, которые якуты свято хранят.

Чаще всего Ысыах проводят на открытых участках. Идеальным местом считается полянка, окружённая берёзами (это дерево, как говорят поверья якутов, отпугивает нечисть и злых духов).

В центре выбранного участка устанавливают главный символ праздника – коновязь. Для Ысыаха якутские мастера резьбы по дереву готовят особенные сэргэ. Такие столбы украшают сложными вырезанными узорами, их венчает деревянная лошадиная голова.

Небесные лошади богов должны быть благосклонны к людям, а потому коновязь украшают лентами разных цветов. Сами сэргэ – это священные столбы, которые могут одарить человека особой силой. Чтобы год был благополучным, а мечты непременно исполнились, якуты касаются всех сторон коновязи.

Неподалёку от установленный сэргэ создаётся своего рода капище. В центре маленького круга, созданного из бересты и лент, строится миниатюрный шалаш. Он представляет собой уменьшенную копию настоящего жилища якутов. Неподалёку от него, возле огня, якуты расставляют посуду, наполненную кумысом, напитком, что готовится из кобыльего молока.

Главным обрядом Ысыаха является Кюн Керсютэ – встреча восходящего солнца. В день летнего солнцестояния не принято ложиться спать, ведь можно пропустить рассвет. Появление светила на небосклоне для якутов связано с необыкновенным чудом.

Солнце возвещает о наступлении поры возрождения, о новом цикле жизни. Именно при проведении Кюн Керсютэ совершается окуривание и разведение костра, дым которого призывает небесных богов спуститься на землю.

На Ысыах якуты встречают солнце
На Ысыах якуты встречают солнце

Ысыах – один из самых причудливых и таинственных праздников, что успешно сохранился до наших дней и продолжает жить. Его обряды могут показаться необычными или странными, но в них заключена суть верований предков якутов, их культура, которая бережно сохраняется, переходя от одного поколения к другому. Узнавая об особенностях обычаев, невольно проникаешься безграничным уважением к якутскому народу, что сумел сберечь для нас удивительный и очень древний праздник Ысыах.

В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах —
светлый праздник народа Саха. Предания
утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй
Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада
приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст,
записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов
жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй
налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал
ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись
лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел
к огню и вылил трижды на него из чаши немного
кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону.
Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою
чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также
троекратно полил кумыс в огонь. Дальше,
повернувшись еще правее, держал чашу, именуя
Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь
раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели
белую птицу, которая кругами парила под облаками
над урасой. Так вот до теперешней поры якуты,
впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение
поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

В старину день ысыаха признавался как якутский
новый год. Народ славил приход лета и плодородие
земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем
хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили
аласами, богатые устраивали праздник для всех
земляков. В этот день забивали скот, готовили
кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели
олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай.
Мужчины соревновались в силе и ловкости,
сильнейшие завоевывали призы, походили конные
скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот
день народ объединялся, невзирая на то богат он
или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен
государственным праздником Якутии. Сейчас он
символ единения, праздник дружбы всех жителей
многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное
духовное богатство народа Саха, символизирующее
торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это
праздник, который отражает традиционную картину
мира и мировоззрение саха, праздник, которого все
с нетерпением ждут весь год. В нем ярко
проявляются весь национальный колорит и
фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка,
обряды и обычаи, национальная одежда, пища,
праздничная утварь, ремесла и архитектура,
народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах
устраивается внутри ритуального круга из чэчир
(молодых берез). В центре праздничного круга
устанавливается коновязь — сэргэ с арочными
украшениями из берез. По традиционным
представлениям саха, сэргэ является символом
Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая
его, саха сооружали как бы модель Вселенной-
девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас
источают белую благодать. В наше время символика
сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и
единство всех народов, населяющих нашу северную
республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ,
огражденный разноцветной саламой из пучков
конских волос, кусочков ткани, берестяных
изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в
виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной
утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным
напитком и символом илгэ – белой благодати
изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех
не рожденных людей, лошадей и коров.

Во время Ысыаха через распитие кумыса
осуществляется приобщение людей к высшим
таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона,
сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала –
окропления огня и земли кумысом, благословения
присутствующих и просьбы к Верхним Божествам
ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей:

— церемония открытия праздника, куда входят
обряд очищения местности и распитие кумыса. В
сопровождении девяти юношей и восьми девушек в
центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к
верховным божествам, заклинает их о ниспослании
всем собравшимся благополучия и процветания. На
заключительные слова алгысчыта все встают и
поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним
“Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки
преподносят чороны с кумысом гостям.

— театрализованное действие;

— осуохай — обрядовый танец должен состоять из
девяти кругов, символизирующих Солнце.

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в
которых удальцы стремятся показать свою
ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы
(прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих
ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног),
борьба хапсагай – якутская борьба, где
проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем,
стрельба из лука. Победителями становятся самые
сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и
награждают мюся (мясными лытками) и ценными
подарками.

Якуты – большие любителя конных скачек, без
которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с
первого на второй проходит обряд встречи солнца.
Считается, что с первыми лучами восходящего
солнца происходит магическое сближение мира
людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются
энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.

Кюн Керсютэ — обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек…

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха — лошадью:

3.

Запах терпимый, но точно не благовония:

4.

5.

6.

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь — это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):

7.

В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

8.

9.

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:

10.

Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.

11.

Уруй-Айхал — приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:

12.

В небе стали появляться первые солнечные лучи:

13.

Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.

21.

Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:

22.

В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:

23.

Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:

24.

Много молодых девчонок и парней:

25.

Причем, напомню, время — пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:

26.

27.

Наши девчонки — Нина (слева) и Айта (вторая слева) — тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!

28.

Танцующий в центре — Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, — даже он присоединился к обряду:

29.

Некоторые складывали сумки в центр и танцевали — прямо как у нас на дискотеках:

30.

31.

32.

Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:

41.

42.

43.

Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!

44.

Кроме праздника Ысыах мы плавали по Лене, забирались и пролетали над Ленскими столбами и отдыхали в баре в вечной мерзлоте. Обо всем об этом в следующих постах!

Stay Tuned!

Я в других социальных сетях:

Присоединяйтесь!

Уголок партнеров блога

Все мои фотографии лежат на www.4sync.com. 4Sync не меняет название файлов и предоставляет бесплатно 15 Гб

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце.

61CCA6D1-EC52-4BDF-92B7-1E10043B2F4E.jpeg

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

lippe-atah-e1523681772127-750x500.jpg

Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт.

wZ1XCwa2Tk.jpg

Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению.

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия.

RuN4JSzVha.jpg

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха — встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы — выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех.

unnamed.jpg

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

1. Считается, что женщина обязательно должна надеть новую одежду. Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.

2. Посетить в начале праздника алгыс (благословение). Думаем, что не надо объяснять почему.

3. Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.

4. Встреча солнца. Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.

5. Кумыс и мясо – попробовать обязательно, в наслегах их раздают всем. Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на Ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на Ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «Ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Что запрещено на Ысыахе:

1. Нельзя быть пьяным на Ысыахе – Айыы (светлые божества) огорчаются.

2. В дни Ысыаха нельзя сердиться, раздражаться, ссориться – по той же причине.

3. По неизвестной причине существует запрет на присутствие на Ысыахе собак. Это старинный обычай.

4. «Черным шаманам» запрещено посещать Ысыах. Тоже из глубин веков.

5. Не отказывайтесь от угощения, общения, веселья! 

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».

July 16 2018, 11:23

Categories:

  • Праздники
  • Россия
  • Cancel

Якутский праздник Ысыах.

В честь наступления долгожданного лета в день летнего солнцестояния в Якутии повсеместно проводится национальный праздник Ысыах.
После долгой суровой зимы праздник наступления лета считался особым событием. С этим праздником связаны все самые лучшие чаяния и помыслы. Он олицетворяет собой счастье, благополучие и изобилие, пробуждение природы после долгой зимы, торжество солнца и начало новой жизни.

Каждый раз Ысыах не перестает поражать красочным национальным колоритом, красивыми ритуалами, интересными традициями.

1. Национальные одежды не перестают удивлять своим колоритом.

DSC_0304копия.jpg

2. На площадках выступают творческие коллективы из разных уголков Якутии.

DSC_0241копия.jpg

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять» кумысом. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. В этот день говорят и поют добрые напутствия. Они обращаются и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

3. Кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

DSC_0367копия.jpg

4.

DSC_0361копия.jpg

5.

DSC_0358копия.jpg

6.

DSC_0357копия.jpg

7.

DSC_0346копия.jpg

8.

DSC_0336копия.jpg

Небольшое видео.

9.

DSC_0331копия.jpg

10.

DSC_0325копия.jpg

11.

DSC_0324копия.jpg

12.

DSC_0322копия.jpg

13.

DSC_0315копия.jpg

14.

DSC_0289копия.jpg

15.

DSC_0283копия.jpg

16.

DSC_0293копия.jpg

17.

DSC_0263копия.jpg

18. В этот праздник проводятся различные соревнования. В том числе и конные скачки.

DSC_0491копия.jpg

19.

DSC_0481копия.jpg

20.

DSC_0380копия.jpg

21. Дерево изобилия. Священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

DSC_0256копия.jpg

22.
DSC_0250копия.jpg

23. Так выглядит местность, где проводят праздник Ысыах. Еще Ысыах называют якутским Новым Годом. Зимой в Якутии очень холодно (температура может достигать до -60) и особо не погуляешь. А летом как раз. Тем более что лето тут хоть и жаркое, но короткое.

DSC_0514 копия.jpg

24.

DSC_0506 копия.jpg

25.

DSC_0504 копия.jpg

26.

DSC_0246копия.jpg

Кульминацией праздника является обряд встречи солнца. Он очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов. С появлением первых лучей солнца люди вытягивают к нему руки.
Но в этот день восхода не было. Солнце еще вечером спряталось за тучи до обеда следующего дня.
Да и я немного подустал от длительного перелета и смены часовых поясов. Поэтому этого обряда так и не дождался. Поехал в гостиницу отсыпаться. Тем более что на следующее утро уже надо было выдвигаться — сплав по Синей и Лене.

Еще видео с праздника.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-Детский сад № 2 «Оленёнок»

Сценарий якутского национального праздника «Ыьыах» якутского праздника лета.

Выполнила: Кузьмина

Татьяна Дмитриевна

г.Якутск 2019г

Сценарий якутского национального праздника «Ыьыах», якутского праздни ка лета.

(дети в национальных костюмах торжественно выходят на место проведения праздника, за ними идут ведущие, дети занимают свои места)

Цель: Закрепить знания детей об обычаях якутов, о взаимосвязи уклада жизни с сезонными изменениями. Воспитывать у детей уважение предков, желание больше знать о жизни предков, соблюдать обычаи. Дать понятие, что якуты на празднике ысыах веселились, пели, танцевали, устраивали состязания.

Предварительная работа: Разучивание песен, стихов, ознакомление с якутским фольклором, обучение детей якутским подвижным играм, беседы о жизни предков.

Организационная работа: Оформление место проведения праздника в якутском стиле, повесить красочное панно, на столе или на коврике национальная якутская посуда (чороны, кытыйа, Ыа5ыйа). Дети и ведущие в якутских национальных костюмах.

Ход развлечения: Звучат якутские народные песни, мелодия, песни. Дети с воспитателями выходят и рассаживаются на заранее определенные места.

1.Ведущая: Кунду оголоор! Кунду ыалдьыттар!

Кыргыттар уонна уолаттар!

Сэттэ ый тухары сэтэрээбит

А5ыс ый тухары аарыгырбыт,

Тымныылаах кыьыммыт ааьан

Самаан сайын салаллан кэллэ,

Куех сирэм чэлгийдэ,

Кэрии тыа5а кэ5э эттэ,

Кундэл халланна куерэгэй ыллаата,

Маннык утуе куннэ,маннык кэрэ кэмнэ,

Саха киьитэ ыьыах ыьар угэстээх!

Ведущая: Дорогие дети, дорогие гости, посмотрите какой сегодня день, как ярко и весело светит солнце, послушайте, как поют птицы, шумят деревья, как пахнет трава — это значит, наступило долгожданное лето после долгой, холодной, суровой якутской зимы. У нас в Якутии праздник встречи лета, встречи друзей, родственников называется «Ысыах». А традиция эта началась давным-давно с времен Эллэй Боотура, впервые вступившего на нашу священную землю.

(входит тойуксут в якутской национальной одежде)

Дьэ буо! Дьэ буо!
Саха ому к оонньуутун

ЫьыаБы ыьыаБын,
ЫллыаБын, туойуоБун!
Кырачаан оголор

КырдьаБастыын сиэттиьин
ОБонньордуун оголуун
Оьуохайга киириэБин.
Куустээх курэх былдьастын
Кытыгырас кылыйдын
Кырасыабай кыргыттар
Кынталдьыйа суурдуннэр
Уолан дьон уолаттар
Охтубакка ойдуннар.
Кэлин бары биьиэхэ
Кэрэ куеБу туойуоБун,
ЫьыаБы айхаллаан,
ЫллыаБы уруйдаан,
Уруй-тускул буолуохтун,

Уруй-айхал буолуохтун!

(уот умайар,уоту аьатар,кымыс кутар,арыылаах олоадьы, лэпгшэскэ биэрэр).

Бырдьа бытык,

Кыырах туьумэх

КырдьаБас тойон эьэм!

Хатан тэмиэрийэ,Аан уххан

Этэртылбын иьит

Киьи буолар кэскилбитин

Саха буолар саргыбытын

Аан чаБыл

Дал уотум абыраатын!

Дал уотум иччитэ
Кердеьебун-
Мин куттаах- сурбун
Киэннэр кистээ,

КыараБаскар кыбыт,

Тойон эьэккээм!

1.Ведущая: Сахам ыллыыр ырыалаах,

Сахам туойар тойуктаах

Сахам нарын ункуулээх,

Сахам ойор оьуохайдаах!

(исполняется песня на якутском языке «Чэ, иккиэн оонньуохха» в исп. детей старшей группы)

2.Ведущая: Во время ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа,который посредством древних,священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни нравственные принципы,обычаи и мировоззрение народа.

(в исполнении девочек танец с саламой)

1 ведущая: Уйгу быйан ыьыахха

Уйгу туску улааттын,

(танец в исполнении детей младшей группы)дьоллоох олох туьугар

ырыа-тойук дьиэрэйдин!

(выходят дети младшей группы)

1 реб: Летний вечер тих и ясен

Посмотри, как дремлют ивы

Запад неба бледно-красен

И реки блестят извивы

2 реб: в душном воздухе молчанье

Как предчуствие грозы,

Жарко роз благоуханье
Резче голос стрекозы.

3. Реб:Чу!За белой дымной тучей
Глухо прокатился гром
Небо молнией летучей
Опоясолась кругом.

4. Реб: Бука бары ыьыахха

Буттуун саха кунугэр

Бэлэмнэнэн тэринэн

Барыаххайын дьиэ дьиэннэн

(песня висполнении детей младшей гр. «Лесная песенка»)

2 ведущая: на благодатной тюсюлгэ празднуем ысыах детворы – радость и веселье дарим нашим гостям и родителям.

(танец в исполнении детей младшей группы)

1. Ведущая: Уруй — туску урдээтин Саргы — дьаалы салал ыннын Уеруу — кетуу уксээтин Ырыа — тойук дьиэрэйдин!

2. Ведущая: Дорогие дети, дорогие гости, начинаем показ якутской, национальной одежды. Давайте, посмотрим какие красивые и нарядные наши дети!

(показ национальной одежды по группам).

1. Ведущая: Элбэх догордоох буолар

Олус,олус учугэй

Илии илииттэн ылсыьан

Бары бииргэ сылдьыахпыт!

2.Ведущая: Встречаем наших участников праздника из средней группы!

(выступление детей из средней группы: стихи «Люблю Якутию родную» песня «Тереебут дойдубут»)

1.Ведущая: Кун сылаас мичээринэн

Куех от чэлгиэнинэн

Чыычаах ырыатынан

Самаан сайын Дьэ, кэллэ!

(входит девушка в национальном костюме)

Лето: Хатын маспыт куегунэн
Сибэкки симэгинэн

Лыахтар ункуулэринэн

Самаан сайын тиийэн кэллим.

Дорооболорун, кунду оголор, ыалдьыттар!

Золотые искры солнца

Жаворонки принесли

Это значит, что проснулся

Золотой простор земли.

Пробудились наши горы,

И могучая река,

И аласы, и озера,

И дремучая тайга.

Дни заметно потеплели

Лето к вам пришло,

Здравствуйте, дети!

Примите мои искренние поздравления с этим прекрасным днем- днем праздника «Ыьыах», встречи солнца, тепла и встречи летнего рассвета !А сейчас я хочу пригласить детей — они нам расскажут стихи про лето на якутском языке.

(дети читают стихи про лето на якутском языке)

Лето: Спасибо за прекрасные стихи. А сейчас, я хочу с вами поиграть.

(игры «Кто больше наберет земляники» эстафета «Передай туесок», «Кто больше воды перенесет в туесочке»).

Лето: Молодцы, ребята какие же вы все ловкие и быстрые! А теперь, хочу с вами потанцевать. Все встали (в ряд 1. Мл. гр . 2. Ср. гр. 3. Ст. гр.)

(Флеш -моб на якутскую музыку)

2.Ведущая. Спасибо тебе, лето! Мы хорошо запомнили движения будем твой танец всегда повторять. Оставайся с нами, будем праздник продолжать.

1. Ведущая :Хомусчааным дьуруьуй
Доргоонноргун бэлэхтээ.

Дьоннор сэргии истэллэр
Хатыламмат оонньууну.

2. Ведущая: Послушайте стихи про самый мелодичный, завораживащий рациональный, якутский инструмент- хомус.

(дети из старшей группы читают стихи «Хомус»)

А теперь, слушайте эти завораживающие звуки хомуса.

(игра на хомусе)

Слово предоставляем жюри для вручения грамоты победителям и призерам якутских настольных и спортивных игр, которые проходили в рамках проведения якутской недели.

(награждение победителей)

1.Ведущая: Чэйин эрэ, доготтоор,

Дьиэрэьитэ туойаммыт,

Ийэ тыл быт аатынан

Оьуокайы сагалаан

Огуруолуу тиьиллэн

Тогуоруччу туруогун!

2. Ведущая: Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг,танцующие двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот во времени и в прстранстве. Учавствующие, взявшись за руки чувствуют положительную бионергию друг друга.Ведь осуохай способствует формированию этническай общности, восприятию красоты и самовыражения человека.

А теперь, возьмемся за руки встанем на танец-осуохай!

1.Ведущая: Чэйин, доготтоор, тононохтон ылсыьан оьуохайга туруогун! (круговой танецосуохай)

1.Ведущая: Кунду бар дьоммут! Тереебут норуоппут саамай кунду, кэрэ бырааьынньыгын Ыьыагы таптыы, убаастыы улаатыагын, оччого эрэ биьиги утуе дьон буола улаатыахпыт. Ессе тегул барыгытын маннык кэрэ,утуе, сырдык бырааьынньыгынан эгэрдэлиибит! Багарабыт кытаанах доруобуйаны, уерууну — кетууну, дьоллоох ого сааьы!

2.Ведущая: Мы еще раз поздравляем от всей души наших дорогих детей, гостей с этим чудесным праздником. Пусть лето и солнце принесут не только тепло и радость, но и благополучия, и счастья в ваш дом! Желаем всем всего самого наилучшего! До новых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ысыах описание праздника
  • Ысыах национальный праздник народа саха
  • Ысыах какой народ празднует этот праздник
  • Ысыах главный национальный праздник этого народа какого народа
  • Ысыах главный национальный праздник это