Юбилей округа хмао сценарий

Cкачать: Сценарий концерта к юбилею ХМАО Югра

Концерт
«Сказание о земле югорской» к юбилею ХМАО.

Вед.: (Слайд 1) Я
Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…

Вед.: Добрый
день! Сегодняшний концерт посвящен юбилею нашего замечательного Ханты-Мансийского 
автономного округа.

85 лет – небольшой по историческим меркам отрезок
времени. Но он вобрал в себя множество больших и малых событий, связанных с
судьбами, жизнью, трудом, успехами и огорчениями десятков тысяч людей.

У
каждого из нас есть одна общая для всех, могучая Родина, которую мы безгранично
любим и которой гордимся. Но в этой большой Родине у каждого есть частица
Отечества — свой родной край. Наш Ханты-Мансийский автономный округ, район,
Югорская земля.

Мы ни где-то проживаем,
а в таёжном королевстве,

И никто-нибудь, мы сами
в этом мире короли!

«Песня о родной сторонке».     (Слайд 2-3)

Вед.: Первопроходцы
прошли босые, (Слайд 4)
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия
Добрым именем помянуть.

Народы
Сибири навсегда, навеки объединились в пределах одного могущественного государства
с русским народом и другими народами нашей Родины, нашей России, которая для нас
родной дом.

В исполнении 2-а класса звучит песня «Россия».    (Слайд 5 — 8)

Вед.: От дружбы Родина сильней,  (Слайд
9)

И солнце светит веселей.
Пусть краше будет вся страна.
Россия — Родина моя!

Песня «Три цвета».    
(Слайд 10)

Вед.: (Слайд 11) Югра — так называли русские люди до 16 века район расселения
угроязычных племён и сами эти племена, составившие позднее основу для
формирования (Слайд 12 — 15) народов ханты и манси. Из летописей, из
истории известно, что жителей Югры называли тогда остяками и вогулами. Первыми
в Сибирь проложили путь в 11 веке мореходы и землепроходцы Новгорода. Их
привлекали места, богатые пушным зверем.

Неведомая, дикая, глухая, (Слайд 16)
Закрытая пока от россиян,
Земля лежала, тайнами играя
И привлекая взор новгородчан.

Манили земли, что лежат за камнем
Купеческий новогородский люд.
И смельчаков Улеба созывает
Проложить новый северный маршрут.
Влекли купцов несметные богатства
Лесов Югорских и Югорских рек.
Им не страшны «Железные ворота»,
Пройдёт повсюду русский человек.
Долбились волны о борта сердито, (Слайд 17)
Суровый ветер лица обдувал.
Упорно к цели плыли мореходы,
И поклонился смельчакам Урал.
Но север не ласкал своих пришельцев
И не спешил богатством осыпать.
Народ Югорский не желал мириться, (Слайд 18)
Готов был долго с ними воевать.
Но не сдавался Новгород Великий,
И снова шли отряды смельчаков,
Чтоб собиралась дань с земли сибирской:
Моржовый клык и множество мехов.

Вед.: (Слайд 19) Труден и опасен
был путь смельчаков в сказочную страну Югру. На их пути были высокие горы,
широкие реки, тайга дремучая без конца и без края. Предлагаю посмотреть ролик,
как это было.

Фильм «Завоевание земли югорской».   (Слайд 20)

В исполнении 4 класса звучит песня: «Здравствуй, край
югорский».
   (Слайд 21-22)

Вед.: Белая симфония моя —   (Слайд
23)

Это голос снега и ручья.
Это звоны-стоны Иртыша
В день,
Когда поёт его душа.
Льдины ввысь взлетают, грохоча,
От ударов синего мяча.
И Иртыш смеется, будто гром,
Весело работая веслом.
Он торопит льдины: рыбаки
Ждут своей минуты у реки.
И подснежник ждёт лучей в бору,
Он озяб сегодня поутру.
Тает снег последний.
Гром гремит.
Белая симфония звучит.

Песня: «Белый олень».    
(Слайд 24 — 32)

Вед.: В тайге обилие зверя и
птицы, среди них много промысловых. Здесь известно около 100 видов
млекопитающих, 350 видов птиц. Царь пушных зверей — соболь. (Слайд 33) Недаром
говорят, что открытие Сибири шло по «соболиному следу». Реки и озёра богаты (Слайд
34)
ценной рыбой: осётр, стерлядь, нельма, муксун, щука, окунь, карась и
другие. Задача нашего поколения — сохранить природу Сибири для потомков.

Встречайте Паша Привалов с песней «Родники».    
(Слайд 35)

Вед.: (Слайд 36) Прекрасное
чувствование природы, дыхание мира позволило создать народам севера богатое
самобытное народное творчество: лирические и героические песни, (Слайд 37) сказки,
легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, стихи, (Слайд 38) удивительные
по красоте.

(Слайд 39) Юван Шесталов – знаменитый
мансийский писатель и поэт Его книги: «Таёжная поэма», «Сказка в синий
полдень».

Лесное заклинание.
Ноги соболиные у бесснежной осени,    (Слайд 40)
Ноги лося быстрого у бесснежной осени.
Зверь с красивой шеей,
Шею свою вытяни,
Лось, рогами острыми путь к спасенью выбери.
Пусть тебя не смогут — сын лесной метели —
Одолеть вовеки железные звери!
Пусть тебя не смеют по спине потрогать,
Крылья вертолёта пусть поднять не смогут!
Пусть же не ослепят, пусть отступят сами
Юноши с железными хмурыми глазами.
И живи не пойманным, а на вольном выпасе,
Ржавчиною рыжею шерсть свою не выкраси!
Очаруй их силой, красотою звонкой,
Доноси всё это до моих потомков.

Песня «Жестокость». В исполнении Павла Привалова и Ульяны Шепель.   (Слайд 41)

Вед.: Западно-Сибирская
равнина, где расселились ханты и манси, одна из величайших в мире. Тут
бесчисленное множество озёр, рек, болот. (Слайд 42) Обь — одна из
величайших рек мира, имеющая самый большой приток — Иртыш. (Слайд 43)  Западно-Сибирская
тайга удивляет своей молчаливой красотой. В густых, дремучих, порой
непроходимых лесах растут пихты, ели, сосны, и др. деревья. (Слайд 44)

Сибирь… напишешь это слово —      (Слайд 45)
И вдруг свободная мечта
Меня уносит в край суровый.
Природы дикой красота
Вдали встаёт передо мною.

Песня «Родные места».    (Слайд 46-48)

Вед.: (Слайд 49) В рамках
празднования юбилея округа, в нашей школе прошел конкурс рисунков, среди 1-9-х
классов.  Слово для награждения предоставляется _______________ Работы
оценивались по трем номинациям «Природа родного края», (Слайд 50) «Хозяин
тайги», (Слайд 51) «Жизнь округа».

Вед.: (Слайд
52)
У каждого есть маленькая Родина, где родился и вырос, для нас — это Советский.

Мне всё здесь близко,
всё родное,     (Слайд 53)

И здесь мой дом, мои
друзья.

Здесь всё для сердца
дорогое,

Всё, без чего прожить
нельзя.

Песня  «Дом».           (Слайд 54)

Вед.: Гордись, Сибирь, своей
тайгою    (Слайд 55)
И силой всемогущих рек.
Гордись сынами, как тобою
Гордятся чудо-земляки              (Слайд 56)
По имени СИБИРЯКИ!

На этом наш праздничный концерт «Сказание о земле Югорской»
окончен. Спасибо всем за внимание.

С Днем рождения, Югра!

Концерт – презентация

15.12.2012г.

СЛАЙД 1 (гиперссылка — музыка)

Добрый день, дорогие друзья!

    Сегодня мы собрались с вами в нашем уютном концертном зале, чтобы отметить День рождения нашего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. 10 декабря ему исполнилось 82 года. А поздравлять всех нас с этим замечательным праздником будут юные музыканты и педагоги  музыкальной школы.

1.Д.Россини фрагмент из оперы «Золушка»

Исп. фортепианный ансамбль в составе Е.Бондарева и Медведенко Веры, преп. З.С.Напненко

СЛАЙД 2

Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

2.Р.н.п. «Во саду ли»

Исполняет Дмитрий Сарвира,класс преподавателя П.С.Воронова, концертмейстер Ю.В.Ковальчук

…Земля, моя земля!

 Тебя увижу я –

 И новую струну

 Нежданно шевельну

 И в дрожи той струны,

 Как в глубине глубин,

 Услышу шум волны

Разлившейся Оби.

 3.К. Мострас «Хоровод»Исполняет Молодых Ксения преподаватель Л.Н.Шапко, концертмейстер И.Н. Чухрова

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям, общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. И чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живем.

  1. М.Глинка «Полька»

Исполняет Бредихин Александр

Преподаватель А.И.Голофеев, концертмейстер А.Ю.Давлетова

И, солнца золотей,

 Сверкнет далекий плес!

 И лепет лебедей,

 И звонкий смех берез!

 И этою струной

 Звенит весь край родной!

ЮванШесталов.

5. «Романс», Шаповалова Ирина, конц. Ю.В.Ковальчук, класс преподавателя Л.В.Вороновой     

А теперь, дорогие друзья я приглашаю вас к путешествию по нашему прекрасному краю, в страну Югорию.

СЛАЙД 3

ХМАО – один из десяти автономных округов Российской Федерации. Столица округа – город Ханты-Мансийск.

Слайд 4.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.

6.А.Косма «Игрушка» » исполняет Гилева Александра, преподаватель М.В.Евдокимова, конц.Е.Ю.Филипьева 

Слайд 5

Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России.

Первое письменное сообщение было записано в «Повести временных лет» в 1096 году. Летопись рассказывала о неизвестном народе угры — (остяки (ханты) , вогулы (манси) — с которым столкнулись русские первопроходцы.

7.Обер «Тамбурин» исполняет А.Давыдова, преподаватель Н.А.Базанова, конц. Е.П.Скидан

Слайд 6.

С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

8.Народный танец  исполняет Анастасия Орешко, преподаватель Н.П.Катков

Слайды    7,  8,    9,    10,   11

— С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень.

Появившиеся на Обском Севере городки стали служить местом торговли.

На наиболее оживленных направлениях возникли особые станции для перемены лошадей – «ямы». В 1637 известным стал Самаровский Ям, нынешний г.Ханты-Мансийск, история которого тесно переплелась с именами выдающихся путешественников, таких как

Слайд 12.

Витус Беринг, Д.А. Овцын, Г.Ф. Миллер, историк И.Э. Фишер, астроном Н.И. Демиль.

9.В.Богданов «Хотим побывать на луне » исполняет Марков Андрей, преподаватель М.В.Евдокимова, конц.Е.Ю.Филипьева

Слайд 13.

Сегодня наш  Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:

I — по добыче нефти;

I — по производству электроэнергии;

I — по объему промышленного производства;

10.К. Бом «Тремоло» Исполняет Шкунденкова Виктория  преподаватель Л.Н.Шапко, концертмейстер И.Чухрова

Слайд 14.

Огромны  просторы нашего края, значительны дела его людей. Богатствами своих земель прославился он в веках. И пусть сурово встретил современников, вдоль и поперек исходивших его в поисках  «черного» и «голубого» золота, но позволил обжиться людям, взрастить здесь своих детей, накормить своими дарами.

11.Д.Кабалевский «В пути» исп. ансамбль скрипачей «Пикколо», рук. Шапко Л.Н., конц. Чухрова И.Н.

Но самым большим богатством нашей страны и нашего округа является наше подрастающее поколение, вы, наши дети. Много делается  для того, чтобы вы росли на доброй, счастливой Земле. И особенно радует то, что ваше отношение к жизни, Отечеству воспитывается через великое искусство – Музыку. Заканчивается 2012 год, а с ним и объявленный нашим округом год Музыки.  В конце года принято подводить итоги, и сегодня мы вручаем Грамоты победителям конкурсов, проходивших в течение года Музыки в нашей школы. И для торжественного вручения, я приглашаю на сцену заведующую учебной частью И.Н.Чухрову.

НАГРАЖДЕНИЕ

За победу в конкурсе «На лучшее чтение нот с листа» Дипломом 3 степени награждаются:

  1. Афоничкина Елизавета (Ю.В.Ковальчук)
  2. Лепихина Анастасия (ГайнаншинаТ.М.)
  3. Альмухаметова Аделина(С.В.Боровкова)

За победу в конкурсе «На лучшее чтение нот с листа» Дипломом 2 степени награждаются:

  1. Бондарева Екатерина (З.С.Напненко)
  2. Ханбеков Рамиль (С.В.Боровкова)
  3. Крутель Мария(З.С.Напненко)
  4. Толкачев Яков(С.В.Боровкова)
  5. Фадеева Дарья(Е.П.Конарева)
  6. Татарчук Анна(С.В.Боровкова)

За победу в конкурсе «На лучшее чтение нот с листа» Дипломом 1 степени награждаются:

  1. Зарипова Земфира(С.В.Боровкова)
  2. Краснова Елизавета(З.С.Напненко)
  3. Картауз Чеслава(С.В.Боровкова)
  4. Костыра Екатерина(Гайсина В.П.)
  5. Малахов Владимир(Гайсина В.П.)
  6. Анисахарова Алена(Скидан Е.П.)
  7. Рейсих Ольга(С.В.Боровкова)

За победу в конкурсе «Юный виртуоз» на фортепианном отделении Дипломом 3 степени награждаются:

  1. Сыстерова Маргарита(С.В.Боровкова)
  2. Мишутина Алиса(Скидан Е.П.)
  3. Краснова Елизавета(З.С.Напненко)
  4. Картауз Чеслава(С.В.Боровкова)
  5. Костыра Екатерина(Гайсина В.П.)
  6. Крутель Мария(З.С.Напненко)
  7. Альмухаметова Аделина(С.В.Боровкова)
  8. Абдрахманова Арина(Конарева Е.П.)
  9. Зейтунян Артур(Филипьева Е.Ю.)

За победу в конкурсе «Юный виртуоз» Дипломом 2 степени награждаются:

  1. Лучко Лилия(С.В.Боровкова)
  2. Малинина Екатерина(Чухрова И.Н.)
  3. Насибуллина Анастасия(Гайсина В.П.)
  4. Рейсих Ольга(С.В.Боровкова)
  5. Бондарева Екатерина(З.С.Напненко)

За победу в конкурсе «Юный виртуоз» Дипломом 1 степени награждаются:

  1. Соколова Мария(Филипьева Е.Ю.)
  2. Первухина Полина(Ю.В.Ковальчук)
  3. Горшунова Мария(Гайсина В.П.)
  4. Зарипова Земфира(С.В.Боровкова)

За победу в конкурсе «Юный виртуоз» на струнно-смычковом отделении Дипломом 3 степени награждаются:

  1. Стеценко Анастасия(Базанова Н.А.)
  2. Шкунденкова Виктория(Шапко Л.Н.)
  3. Бутенко Дарья(Базанова Н.А.)
  4. Чайкина Полина(Базанова Н.А.)

За победу в конкурсе «Юный виртуоз» Дипломом 2 степени награждаются:

  1. Коломиец Елизавета(Шапко Л.Н.)
  1. Илясов Семен(Базанова Н.А.)
  2. Ружицкий Илья(Базанова Н.А.)
  3. Кондратьева Ольга(Базанова Н.А.)

За победу в конкурсе «Юный виртуоз» Дипломом  степени награждается:

  1. Зейтунян Карен(Шапко Л.Н.)

Слайд 15 (без гиперссылки)

И в заключение сегодняшнего концерта я приглашаю на

 сцену вокальный ансамбль «Делиция», концертмейстер Екат.Ю.Филипьева

12. «С Днем рождения, любимый край»

Я Родины себе не выбирал.

 Она, как жизнь, дается от рожденья,

 Мне стала вьюжная суровая Югра

 Отечеством, той точкой становленья,

 Откуда в жизнь шагнул и где иду

 У всех, как свечка в юрте, на виду.

Мы благодарим всех вас за внимание и ждем новых встреч.

ГИПЕРССЫЛКА  «Сестра моя — Югра» — ФОНОГРАММА

С Днем рождения, Югра!

Концерт – презентация

15.12.2012г.

  1.Д.Россини фрагмент из оперы «Золушка»

Исп. фортепианный ансамбль в составе Е.Бондарева и В.Медведенко, преп. З.С.Напненко

 2. Р.н.п. «Во саду ли»

Исполняет Дмитрий Сарвира преподаватель П.С.Воронов, концертмейстер Ю.В.Ковальчук

3. К. Мострас «Хоровод»Исполняет Молодых Ксения преподаватель Л.Н.Шапко, концертмейстер И.Чухрова

4.М.Глинка «Полька» Исполняет Бредихин Александр

Преподаватель А.И.Голофеев, концертмейстер А.Ю.Давлетова

5.  «Романс», исп. Шаповалова Ирина, конц. Ю.В.Ковальчук, класс преподавателя Л.В.Вороновой     

6.А.Косма «Игрушка» » исполняет Гилева Александра, преподаватель М.В.Евдокимова, конц.Е.Ю.Филипьева

7.Л.Обер «Тамбурин» исполняет А.Давыдова, преподаватель Н.А.Базанова, конц. Е.П.Скидан

8.Французский народный танец  исполняет Анастасия Орешко, преподаватель Н.П.Катков

9. В.Богданов «Хотим побывать на луне » исполняет Марков Андрей, преподаватель М.В.Евдокимова, конц.Е.Ю.Филипьева

10. К. Бом «Тремоло» Исполняет Шкунденкова Виктория  преподаватель

Л.Н.Шапко, концертмейстер И.Чухрова

11.Д.Кабалевский «В пути» исп. ансамбль скрипачей «Пикколо», рук. Шапко Л.Н., конц. Чухрова И.Н.

12. А.Ермолов «День рождения»

исполняет вокальный ансамбль преподавател «Делиция»  руководитель Т.М.Гайнаншина, конц.Е.Ю.Филипьева

Сценарий тематического мероприятия «Наш край — Югория» , посвящённого Дню рождения ХМАО-Югры

Форма проведения: информативная историко-литературно-музыкальная композиция

Цель проведения:

приобщение обучающихся к историческим событиям Ханты-Мансийского АО-Югры;

— дать общее представление об истории возникновения, национальных традициях, современном развитии региона;

Задачи:

— создать у обучающихся целостную картину истории развития региона, культурных традициях;

— развитие исторического мышления;

— воспитывать чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своего региона, бережному отношению;

— формировать чувства сопричастности к истории своего региона;

— продолжать формировать информационные и коммуникативные

компетенции.

Просмотр содержимого документа

«»Наш край — Югория» , информционный сценарий, посвящённый Дню рождения ХМАО-ЮГРЫ»

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…
В. Плесовских

Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.

Десятки лет в крае занимались нефтью, но не очень-то задумываясь о последствиях для природы. Поэтому сегодня экологические проблемы особенно актуальны. Делается все возможное для создания щадящих режимов природопользования, позволяющих уменьшить ущерб, наносимый окружающей среде промышленным освоением территории.

Особое внимание уделяется сохранению уникальных северных этносов, возрождению их культуры и традиций.

Потенциал округа огромен. Это крупные запасы драгоценных металлов, в том числе золота, полудрагоценных камней, горного хрусталя. Велики лесные и рыбные богатства округа.

Но главное богатство – это люди, которые создали мощный экономический потенциал и которые заслуживают лучшей жизни.

Потребность знать свой край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Поэтому задача мероприятия «Сказание о земле Югорской», проведенного в форме устного журнала в рамках внеклассной работы по географии и истории ХМАО – глубже познать и изучить свой край.

На протяжение сценария иллюстрируются слайды. (Презентация Югра — Приложение 3).

Вед. 1. Великий Югорский край… (Слайд 1).

Вед. 2. Огромны его просторы, значительны дела его людей. Богатствами своих земель прославился он в веках. И пусть сурово встретил современников, вдоль и поперек исходивших его в поисках «черного» и «голубого» золота, но позволил обжиться людям, взрастить здесь своих детей, накормить своими дарами.

Вед. 1. История же Югры уходит корнями в глубокую старину…

Мы с вами сегодня, друзья дорогие.
Начнём про Сибирь интересный рассказ.
Нас ждут на пути и увалы большие,
И тайны шаманов, и предков наказ.
Мы вспомним приход Новгородского люда,
Колчаны Кучума, отряд Ермака,
Узнаем немало о нашей Сибири
И станет нам ближе родная Югра.
Мы вскоре узнаем, что делали люди
В суровом и диком сибирском краю.
И как наши предки свободу любили,
И как защищали свободу свою.
А.А. Босамыкина

Вед. 2. У каждого из нас есть одна общая для всех, могучая Родина, которую мы безгранично любим и которой гордимся. Но в этой большой Родине у каждого есть частица Отечества — свой родной край. Наш Ханты-Мансийский автономный округ, район, Югорская земля.

Песня: «Ханты-Мансийские края». (Слайды 2-9) Сл. и Муз. Ж. А. Грузных (Приложение 1)

Вед. 1. Угрой, или Югрой новгородцы называли северную часть Западной Сибири к востоку от Урала.

Вед. 2. Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры — предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обской Север пришли предки ненцев.

Вед. 1. Югра — так называли русские люди до 16 века район расселения угроязычных племён и сами эти племена, составившие позднее основу для формирования народов ханты и манси. Из летописей, из истории известно, что жителей Югры называли тогда остяками и вогулами.

Вед. 2. (Слайд 10).Остяки — ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

(Слайд 11). Вогулы — манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде. (Слайд 12). Жили ханты и манси в паулах — маленьких посёлках и укреплённых поселениях — городищах, которые располагались всегда в очень удобных в промысловых отношениях местах.

Неведомая, дикая, глухая, (Слайд 13)
Закрытая пока от россиян,
Земля лежала, тайнами играя
И привлекая взор новгородчан.
Манили земли, что лежат за камнем
Купеческий новогородский люд.
И смельчаков Улеба созывает
Проложить новый северный маршрут.
Влекли купцов несметные богатства
Лесов Югорских и Югорских рек.
Им не страшны «Железные ворота»,
Пройдёт повсюду русский человек.
Долбились волны о борта сердито, (Слайд 14)
Суровый ветер лица обдувал.
Упорно к цели плыли мореходы,
И поклонился смельчакам Урал.
Но север не ласкал своих пришельцев
И не спешил богатством осыпать.
Народ Югорский не желал мириться,
Готов был долго с ними воевать.
Но не сдавался Новгород Великий, (Слайд 15)
И снова шли отряды смельчаков,
Чтоб собиралась дань с земли сибирской:
Моржовый клык и множество мехов.
А.А. Босамыкина

Вед. 1. Первыми в Сибирь проложили путь в 11 веке мореходы и землепроходцы Новгорода. Их привлекали места, богатые пушным зверем. Они приплывали на ладьях — охотились по большим и малым рекам, пробирались лесными чащобами, обменивали русские изделия на драгоценную пушнину. Позднее по путям, проложенным землепроходцами, новгородские бояре и купцы стали посылать в Югру отряды вооружённых людей. Они нападали на местных жителей, отбирали у них дорогие меха, облагали данью. После присоединения Новгорода к Московскому государству походы в Югру стали снаряжать московские князья. Великий московский князь Иван III именовал себя князем Югорским. (Слайд 16)

Вед. 2. Труден и опасен был путь смельчаков в сказочную страну Югру. На их пути были высокие горы, широкие реки, тайга дремучая без конца и без края. (Слайд 17). Тайга… на юг ли пойдёшь иль на север, на запад или на восток, иди сотни километров — тайга… эта Югра и есть Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Расскажите, леса, как впервой косяком (Слайд 18)
Шла Россия сюда впереди с Ермаком.
Да как много спустя по веленью владык, (Слайд 19)
Шла Россия сюда в кандалах напрямик.
Как навстречу мечте, к сердцу русских умов (Слайд 20)
Уходили к Неве Менделеев, Перов.
Время взлётов, дерзаний, время новых дорог, (Слайд 21)
Засветился в тумане буровой огонёк.
По прогнозам учёных нефть должна быть, должна!
Сколько метров погонных до неё глубина?
Бур прогрыз за неделю пласт ледопудный давно,
Вдруг не встретимся с целью? Там же очень темно…
Вдруг… и к новой отметке с твёрдой верой идти.
И в два голоса: «НЕФТЬ!» прозвучало в глуши!

Вед 1. (Слайд 22). Усилиями первопроходцев — геологов и буровиков — были подтверждены смелые предположения академика И.М. Губкина о наличии за Уралом нефти и газа. Первым был получен в 1953 году газовый фонтан вблизи старинного села Берёзова. В 1960 году дала нефть скважина около селения Шаим.

Люди долго искали клад,
Хлынул в небо нефти каскад!

Вед. 2. (Слайд 23). А затем на карте Западной Сибири появляются одно за другим месторождения: за Берёзовым — Игрим, Пунга; за Шаимом — Мегион, Усть-Балык, Сургут, Самотлор и другие. Прокладываются нефте- и газопроводы.

Вед. 1. Сегодня добта 9-миллиардная тонна нефти. На нашей территории работает 56 нефтяных компаний. Среди них такие крупные, как «Лукойл — Западная Сибирь», «Сургутнефтегаз», «Юкос», «ТНТ», «Русснефть», «Юганскнефтегаз». В округе добывается более 15 миллиардов кубометров природного газа компанией «Газпром».

«Мы ни где-то проживаем, а в таёжном королевстве,
И никто-нибудь, мы сами в этом мире короли!»

Главное, ребята, сердцем не стареть! Слова С. Гребенникова и Н. Добронравова Музыка А. Пахмутовой Приложение 1.

Вед. 2. Прекрасное чувствование природы, дыхание мира позволило создать народам севера богатое самобытное народное творчество: лирические и героические песни, сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, стихи, удивительные по красоте.

Вед. 1. Всем знакомы писатели и поэты округа:

(Слайд 24). Конькова Анна Митрофановна — мансийская сказительница. Её книги «И лун медлительный поток», «Сказки бабушки Аннэ».

Постановка сказки «Зайчонок и Комполэн». (Приложение 2).

Вед. 2. (Слайд 25). Тарханов Андрей Семёнович — мансийский поэт, его сборники стихов: «Первая завязь», «Морошковое лето», «Утренний лыжник».

Белая симфония.
Белая симфония моя —
Это голос снега и ручья.
Это звоны-стоны Иртыша (Слайд 26).
В день,
Когда поёт его душа.
Льдины ввысь взлетают, грохоча,
От ударов синего мяча.
И Иртыш смеется, будто гром,
Весело работая веслом.
Он торопит льдины: рыбаки
Ждут своей минуты у реки.
И подснежник ждёт лучей в бору,
Он озяб сегодня поутру.
Тает снег последний.
Гром гремит.
Белая симфония звучит.

Песня: «Белый олень». Сл. А. Тарханова муз. В. Пшеничникова (Приложение 1).

Вед. 1. (Слайд 30). Юван Шесталов — мансийский писатель и поэт. Его книги: «Таёжная поэма», «Сказка в синий полдень».

Лесное заклинание.
Ноги соболиные у бесснежной осени,
Ноги лося быстрого у бесснежной осени. (Слайд 31).
Зверь с красивой шеей,
Шею свою вытяни,
Лось, рогами острыми путь к спасенью выбери.
Пусть тебя не смогут — сын лесной метели —
Одолеть вовеки железные звери!
Пусть тебя не смеют по спине потрогать,
Крылья вертолёта пусть поднять не смогут!
Пусть же не ослепят, пусть отступят сами
Юноши с железными хмурыми глазами.
И живи не пойманным, а на вольном выпасе,
Ржавчиною рыжею шерсть свою не выкраси!
Очаруй их силой, красотою звонкой,
Доноси всё это до моих потомков.

Вед. 2. (Слайд 32). Вторушин Николай Михайлович – наш земляк, член Союза Писателей России. Особую дань души и сердца отдает природе – источнику жизни и красоты на Земле.

Журавли. (Слайд 33)
Снова осень вступила в права,
Дальний лес за дождями седеет.
В речке стала свинцовой вода,
Обречённая зелень желтеет.
Вон опять журавли полетели,
Осень тянут на юг за собой.
Грустным голосом в путь приглашают
И кричат, что вернутся весной.
Я им тоже желаю вернуться,
Прилетайте назад, журавли.
И запели родимые, вскоре
Серой лентой исчезли вдали.
Вторушин Н.М.

Ледоход. (Слайд 34)
Снова снег на пригорках растаял,
Речка сушит свои берега,
И по небу, в воде отражаясь,
Неустанно бегут облака.
Воздух чистый и в меру прохладный,
Нынче дышится в полную грудь.
И безумные мысли несутся
Снова в свой неизведанный путь.
Солнце греет с удвоенной силой,
Каждый день совершая поход,
Приближая весенние трели,
Приближая речной ледоход.
Вот и мы дождались той минуты
Начался у весны перелом.
Все большие да малые льдины
Понесло по реке напролом.
Затопила река всю низину,
Хочет силой деревья согнуть.
Вон уже ветка целует, целует
У воды бесноватую муть.
Год за годом гуляет стихия,
Каждый раз повторяя свой путь,
Но ледовых полей баррикады
По весне посмотреть не забудь.
Вторушин Н.М.

Вед. 1.

Сибирь… напишешь это слово —
И вдруг свободная мечта
Меня уносит в край суровый.
Природы дикой красота
Вдали встаёт передо мною.

Вед. 2. (Слайд 35) Западно-Сибирская равнина, где расселились ханты и манси, одна из величайших в мире. Тут бесчисленное множество озёр, рек, болот. Обь — одна из величайших рек мира, имеющая самый большой приток — Иртыш. (Слайд 36) Западно-Сибирская тайга удивляет своей молчаливой красотой. В густых, дремучих, порой непроходимых лесах растут пихты, ели, сосны, лиственницы, осины, красавицы берёзы и др. деревья. (Слайд 37)

Горбится кедр
Над сонной водой,
В омут глубокий
Уйдя бородой.
Ею играет
Тихоня карась.
Кедр бородою
Мотает, сердясь
Только не в силах
Он рыбу унять.
Бороду грозно
И важно поднять.
Так и висит он
Над тихой водой.
Жилистый старец
С седой бородой.
Тарханов А.С.

Вед. 1. Щедра тайга на дары природы. Грибы тут растут, как на плантациях. Здесь и белые, и маслята, и рыжики, и грузди. Ханты грибов почти не собирают. По их мнению — это пища оленей.

Грибами пахнет каждый куст. (Слайд 38)
Под куполом — под елью
В рубашке жёлтой дремлет груздь,
Чуток посыпан прелью.
Волнушка издали видна — (Слайд 39)
Красавица с пелёнок.
Она всегда окружена
Гурьбой своих сестрёнок.
И роща белая зовёт, (Слайд 40)
У ней свои подарки:
Тут подберёзовик растёт,
Лисичка в шапке яркой. (Слайд 41)
Идём, как в сказку, по грибы.
Идём тропинкой узкой. (Слайд 42)
И не устанем от ходьбы
В тайге грибной, июльской.
Тарханов А.С.

Вед. 2. Богата тайга и ягодами — ароматной княженикой, сладкой морошкой, сочной брусникой, крупной голубикой и черникой, вкусной смородиной, полезной клюквой.

Есть у Конды протока Голубика. (Слайд 43)
Верховья той протоки посмотри-ка.
Кусты сплелись и ягоды повисли
Над ручейком, бегущим шагом лисьим.
Когда туман вершит на зорьке чудо,
Протока кажется большущим блюдом. (Слайд 44)
В том блюде, полном молока парного
Синеют ягода ручья лесного.
Тарханов А.С.

Морошковое лето.
Пояса цветущие надели (Слайд 45)
Тысячи улыбчивых озёр.
И выходят окуни на мели
На морошковый взглянуть простор.
И глядят завистливо кувшинки
На морошку — зоренька она.
От рожденья белые крупинки
Солнце раскалило до красна.
Опьянев от ягоды бардовой, (Слайд 46)
Веселят озёра, посмотри,
На опушке солнечной, сосновой,
Распевают песни глухари.
Ароматной ягодой согреты, (Слайд 47)
Оленята счастливы в лесах.
И цветёт морошковое лето (Слайд 48)
У меня в душе и на губах.
Тарханов А.С.

Вед. 1. В тайге обилие зверя и птицы, среди них много промысловых. Здесь известно около 100 видов млекопитающих, 350 видов птиц. Царь пушных зверей — соболь. (Слайд 49). Недаром говорят, что открытие Сибири шло по «соболиному следу». Реки и озёра богаты ценной рыбой: осётр, стерлядь, нельма, муксун, щука, окунь, карась и другие. Задача нашего поколения — сохранить природу Сибири для потомков.

Вед. 2.

Да, лишь тогда достоин человек
Похвал, когда он долг исполнит высший —
И в битве, сотрясающей наш век
Порою до грозы и пепелища,
В труде, когда ОГНЯ, ВОДЫ цена
Во имя жизни каждого народа
Лишь главному всегда подчинена —
Гармонии ликующей природы.
Юван Шесталов.

Песня: «Прости, Земля». В. Добрынин Л. Дербенев Приложение 1. (Слайды 50-68)

Вед. 1. У каждого есть маленькая Родина, где родился и вырос, для нас — это Бобровка. В нашем поселке живет Воронцова Анна Павловна, которая с трепетной любовью пишет о Бобровке, ставшей для неё родной с 1958 года.

Мне всё здесь близко, всё родное, (Слайд 59)
И здесь мой дом, мои друзья.
Здесь всё для сердца дорогое,
Всё, без чего прожить нельзя.
Я не смогу без этой шири (Слайд 70)
Ни жить, ни петь и ни дышать.
Нет уголка красивей в мире,
Я знаю точно — не сыскать.
А мой Иртыш воспел Рылеев,
Назвав могучею рекой.
Нет для меня реки милее,
Я вырос здесь, здесь край родной.
А лес кругом — простор таёжный, (Слайд 71)
Люблю тебя, мой край родной,
Край не любить мой — невозможно!
Нет красоты нигде такой!
Воронцова А.П.

Песня: «Югорская звезда» (Слайд 72) Муз. О. Кваша сл. В. Костин Приложение 1.

 

Гордись, Сибирь, своей тайгою (Слайд 73)
И силой всемогущих рек.
Гордись сынами, как тобою
Гордятся чудо-земляки
По имени СИБИРЯКИ!
Шихова И.В.

Вед. 2. На этом наш устный журнал «Сказание о земле Югорской» окончен.

Вед. 1. Спасибо всем за внимание.

Автор:

Величко Татьяна Валентиновна,

музыкальный руководитель,

МДОУ  «Детский  сад № 1  «Колокольчик» 

г. Ханты-Мансийска

Цели:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Предварительная работа:

• Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство

• Чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, стихов из книги О. Аксеновой «Приезжайте в тундру к нам»

• Тематические занятия

• Слушание хантыйской музыки, разучивание народного танца, песня о России  композитора Струве.

• Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра »

•Предложить родителям принести предметы национальной культуры.

Интеграция областей: Физическая культура, Познание, Коммуникация.

Оборудование и материалы: чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных, палки гимнастические, картинки зверей и их следы с национальными орнаментами, солнце, вырезанное  на  пазлы, музыкальный материал, литературный материал, национальные костюмы ханты, символика России и Югры.

Зал украшен выставкой народно — прикладного искусства народов Севера. В центре зала оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных).

Ход НОД

Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России и флаг Югры, у центральной стены они расходятся на две колонны. 

    

Звучит стихотворение в записи:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась.

Воспитатель:   Перед  вами  огромная   карта  России:

                           Какое  красивое слово! И роса, и сила,  и синее  что-то.

Дети:                      Россия…   как  из  песни   слово,

                               Берёзок   юная   листва.

                               Кругом   поля,   леса  и   реки,

                               Раздолье,   русская   душа.

                                                Люблю  тебя моя  Россия,

                                                За   ясный  свет   твоих очей,

                                                За   ум,  за  подвиги   святые,

                                                За   голос   звонкий,  как  ручей.

                               Люблю,  глубоко  понимаю

                               Степей  задумчивую  грусть.

                               Люблю  все  то,  что   называю,

                               Одним   широким   словом   «Русь».

«Песня   о    России»  композитора Струве.

Дети:

1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

2: Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

3: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

4: Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

5: Ты — святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

6: Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем.

Звучит Гимн Югры.

Затем под торжественную музыку дети проходят на места по обе стороны зала.

Звучит национальная мелодия народов ХМАО, из импровизированного чума выходит ведущая в национальной одежде.

Ведущая:   Среди  просторов   нашей  необъятной  страны,  есть 

                    северный  край   в   котором  мы  с вами  живём.

                    А  как  он  называется?    А   столица  его?

                    И  сегодня день  рожденье нашего  округа.  А  сколько

                    же   ему   исполняется   лет?  /Ответы детей/                 

                   Среди  просторов  нашей   большой  страны  есть  край,

                   где  твой  родной  дом,  твоя  родная  земля.  И  где  бы

                   ты   ни  был,  куда   бы   ты    не   ездил,  всегда  будешь

                   вспоминать  свой   родной   Ханты-Мансийский   округ,

                   и  свой  город   Ханты-Мансийск.

                   Вот  таким  видит  свой  родной  край  наш  мансийский

                   поэт  —   Андрей   Тарханов.

Дети:   

                         Ханты-Мансийские   холмы,

                         В  почёте  нынче  у  зимы

                         Из  меха  огненной  лисицы

                         У   кедров  утром  рукавицы.

                                         Цветёт   душничка  луговая,

                                         С  волной  играют  муксуны.

                                         Мелодией   родного  края

                                         Мы  с  колыбели  вспоены.

                         И    небо  нам  отцовски   ближе,

                         И  бор  таёжный – брат   родной

                         От  молока   кедровых шишек,

                         И  от   тебя,  хвои  настой.

Национальный танец 

1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

2: Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

3: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

4: Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

5: Ты — святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

6: Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем

Звучит   песня   об  округе.

Ведущая:   Давайте  вспомним   пословицы   о  Родине.

1.   «Родина  любимая,  что  мать   родимая».

2.   «Если  дружба   велика,  —  будет   Родина   крепка».

3.   «Жить   —   Родине   служить».

4.   «На   чужой   стороне,  что  соловей  без  песни».

5.   «Для Родины  своей  ни  сил,  ни  жизни не жалей».

6.   «Родина  —  мать,  умей  за  неё  постоять».

Ребёнок:      Поезжай  за  моря – океаны,

Надо   всею   страной  пролети,

Нету  краше,  богаче,   привольней,

Нашей  милой   Югорской   земли.

Ведущая:    А  кто мне  скажет,  как называется жилище хантов и манси?

Давайте  из этих  палочек  попробуем  изготовить такие маленькие чумы.

Игра:  «Построй  чум». 

Дети:    Люблю  столицу  ранним  утром  я,

Когда все улицы  его  пустынны

И наполняется душа моя

Спокойствием  чарующей картины.

Я  город свой  люблю  в  разгаре дня,

Когда вокруг  снуют, бегу  и мчатся.

В  водовороте  этом,  голову  сломя,

И  пробуем  куда-то мы прорваться.

И  вечером,  когда  горят  огни,

Сияют  улицы  и  яркие  витрины,

Мы  с городом  останемся  одни,

Чтобы  влюблялись  все  в его  картины.

Мы  исчезаем  в городе  ночном

Средь  ярких  звезд  и  тишины  безлюдной.

Накрыла  город  ночь  своим  зонтом,

Чтоб  отдохнуть  успел  от  жизни  трудовой.

Люблю  я  округ  свой  прекрасным, ясным днем

И в холод,  и  в  жару, ив  непогоду,

Люблю  в  нем  каждый  уголок  и  дом,

Люблю  неповторимую   природу.

Люблю  я  округ  с  детства  всей  душой,

Не  требуя  взамен   любви  взаимной.

За  что?   За  то,  что  этот  округ  мой

И  для  меня  он  в  жизни  самый  дивный.

Танцевальная   композиция: «Ханты-Мансийсий Округ»

Ведущая:    А  чем богат  наш  Югорский   край?

Кто    мне    скажет, а  чем   же    украшают      меховые

изделия   народы  ханты  и  манси? Я  приготовила     для  вас    вот    эти    картинки. Они необычные,   на      них      изображены следы зверей, с изображением    национального орнамента.

Я    предлагаю  вам   поиграть  со  мной.

Игра   «Найди    пару». 

Ведущая:    А  теперь  у  нас  «Загадочная викторина», мы с вами попробуем «прогуляться подостопримечательностям нашего города», а  экскурсоводами будите вы сами.

Отгадайте-ка,  ребятки,

Вы  о  городе  загадки.

Я  начну  стихи  читать,

Вам  придется  продолжать.

Шумят  повсюду  катера,
                               И  едут  люди  кто  куда.

Со  всех  сторон,  со  всех  концов,

Кто  ждет   прибытие  судов

Того  мы  приглашаем  в зал,

Он  имя  носит …

Речвокзал

В  нем  есть   картины  удивительные

Картины   редкие  и  восхитительные,

Но  покупать  их  не  позволят.

Не  потому,  что  много  стоят,

Ведь  это клад страны  моей.

Не  магазин  здесь, а …

Музей.

Здесь  можно  опустить  письмо,

Отправить  телеграмму,

За  телефон  здесь  заплатить.

Купить  открытку  маме.

Ты  можешь  здесь  купить  конверт,

Послать  посылку  срочно,

Всем  передав  большой  привет,

Ведь  это   здание — ….

Почта.

Люди  в  белом    не  скучают,

Не  сидят  без   дела,

Курс  леченья  назначают

Эти  люди в белом.

Если  кто-то  заболел,

Все  идут  лечиться

В  городскую,  окружную,

Детскую …

Больницу.

Это   что  за  чудный  дом?

Сто  детишек  в  доме   том,

Дом  детишкам  очень  рад.

Что  же   это?

Детский  сад.

Если  холодильник  пуст,

Кушать  если нечего,

Нет  ни  хлеба,  ни  капусты,

Масла нет  и  гречки,

Ты  сюда  входи  скорей

И  бери  корзину,

Покупай,  что  повкуснее

В  нашем …

Магазине.

Ведущая:    А  вы  знаете,   как   называется у   народов   ханты   и манси  солнце?    Я   предлагаю   вначале    сложить   из   этих  маленьких кусочков   солнце.    Кто   быстрей. 

Игра:    «Сложи   солнце».   /Из пазл сложить солнце/

Ведущая:  Давайте  поиграем   в  игру   «Хей-ро».

Игра:    «Хей-ро».

Дети:     Давайте  же, друзья,

Любить  свой округ!

Ценить,  беречь  и  украшать,

Писать стихи  и  песни  сочинять,

Растить  деревья  и  цветы  сажать!

Дети:   Посмотри,   как  он  хорош

Край,   в  котором   ты   живёшь.

Край,   наполненный  свежей  листвой…

Береги  его,  он  твой!

Всё  твоё   восходы  и  закаты,

В  речку  заглядевшийся   камыш.

В  жизни   не  разлюбишь  никогда  ты

Запах   трав,   полей  ночную   тишь.

Добротой  земля  моя  прекрасна.

Так  давай  на  долгие  века

Сохраним  земле   её   богатства  —

Эти    недра,   поля  и  леса.

Ведущая: Сегодня мы и пели, и танцевали, в игры народные играли, и много о жизни народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.

Угощение

Ведущая: Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,

Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить.

/Ведущая кланяется и уходи. Под хантыйские напевы дети выходят из зала/.

Список литературы и использованных  материалов:

1. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. — Екатеринбург, 2000.

2. «Золотое перышко», сборник стихов детей  Нефтеюганского района, —

Екатеринбург, 2004.

3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной».

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Сценарий ко дню рождения округа.

Праздник день образования ХМАО-Югры.

Автор: Машунина Яна Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУ «Ларьякская ОСШ»

Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМАО.

Цель:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Предварительная работа:

• Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство

• Чтение сказок народов Севера, загадок, пословиц и поговорок, стихов.

• Тематические занятия

• Слушание хантыйской музыки, разучивание народной песни

• Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра »

• Изготовление с детьми поделок (хантыйские куклы)

• Изготовление поделок родителями из природного материала.

Сценарий ко дню рождения округа.

Зал украшен выставкой народно — прикладного искусства народов Севера. В центре зала оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды).

Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России, флаг Югры и герб.

Звучит национальная мелодия народов ХМАО, из импровизированного чума выходит ведущая в национальной одежде.

Вед: Петявэла! Здравствуйте, дорогие ребята!

Югорский край, как ты велик. Гостеприимен, щедр, красив.

Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!

Я здесь родилась, выросла, живу! Югра, как я тебя люблю!

Вед: «Югорский край» — какую территорию так называют? (ответы детей – ХМАО)? А как называется наш район? В каком поселке живем мы с вами?

Сегодня дорогие ребята, мы собрались, чтобы отметить день рождение нашего округа.

Звучит стихотворение в записи:

***

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась.

(О. Морозюк. Сб. Золотое перышко, с 44)

***

Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

***

Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

***

Ты — святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

***

Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем.

Раздаются уздечки( музыка), Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:Здравствуйте ребята!Я – Хозяйка Тайги,Охраняю лес волшебный,От рассвета до зари.Много сказочных легенд я знаюк себе в гости приглашаю!Только я хочу узнатьСможете ли загадки отгадать? (ДА!)Тогда слушайте…

Вед: загадки

На Севере далеком обитаетИ жителей тех мест и греет и питает. (олень)

Не мышь, не птица, В лесу резвится,

На дереве живет

И орешки грызет. (белка)

Без рук, без ног,А на небо лезет.(дым)

Хозяин лесной, Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Сам деревянный, Голова железная.

Что это?(топор)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

Ручка деревянная, Тело стальное.

Что это?(нож)

Водяные мастера строят дом без топора,Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр) Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,Спит под кустом, там его дом.Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)На спине иголки – длинные да колкие, А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:Молодцы ребятки, отгадали все загадки. А сейчас я с вами поиграю в одну из национальных игр. Называется эта игра «Кто кого перетянет» правила: два участника садятся напротив друг друга на пол, упираются ступнями прямыми ногами, берутся за палку. По команде они начинают тянуть палку на себя, стараясь приподнять соперника от пола. Победителем становится тот участник, который приподнимет соперника от пола.

Вед: песня про эскимоса.

Вед: Спасибо, Вова большое за такую замечательную песенку, мы теперь с ребятами знаем, что есть еще один интересный народ — эскимосы.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам… Каким? (ханты и манси)Молодцы, ребята.

***

«Всех людей мы называем ханты,

ханты — русский, ненец и узбек.

Потому что слово это

«ханты» — в переводе значит «человек».

Вед.: Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько — сколько смогут съесть.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:А теперь давайте мы с вами поиграем и посмотрим кто из вас самый ловкий.

Игра рыболовов.

Вед.: Сегодня праздник, у нас гости, и они тоже хотят нас поздравить с рождением Югры. Танец (ДШИ).

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: А сейчас поиграем в еще одну национальную игру для девочек

Вед: Заключительная песня о родном крае.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ и Вед: Вот и подошел к концу наш праздник, сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли. Вам понравилось? И мне понравилось!

Досвидания ребята, спасибо вам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юбилей уткэру сценарий татарча хатын кызга
  • Юбилей области сценарий торжественного мероприятия
  • Юбилей уткэру очен сценарий
  • Юбилей нянечки детского сада сценарий
  • Юбилей у папы 60 лет сценарий праздника