Юнг родительский сценарий

Семейная история, сопровождающая генограмму — эта коллективная легенда, которая при передаче от поколения к поколению впитывает в себя и ...

Семейная история, сопровождающая генограмму — эта коллективная легенда, которая при передаче от поколения к поколению впитывает в себя и кристаллизует всё личное, пережитое семьёй в нескольких поколениях, что со временем теряет авторство и становится похожим на миф. Что значит «передача семейного сценария»?

Как это происходит?

Травмы и комплексы родителей неизбежно отражаются в детях. «Тяжелейшее бремя ребёнка — непрожитая жизнь родителей» — так Юнг назвал бессознательные родительские комплексы, которые уже не требуют личного опыта потомков, а передаются сами по себе. Это происходит через сказанное и не сказанное, явное и тайное, эмоционально заряженное и лишенное чувств семейное поле, в котором актуализируются «семейные комплексы» и передаются по наследству от родителей детям в поколениях. «Находясь в актуализированном состоянии, комплекс действительно способен узурпировать Эго, захватывать его своей энергией и даже подчинять жизнь человека, не оставляя выбора» — пишет Джеймс Холлис в работе «Призраки вокруг нас».

Родительские комплексы, проявляясь в жизни детей, отражаются как наиболее «заряженные» или, наоборот, бесчувственные части семейных историй. Чем глубже в поколения, тем архитепичнее становятся рассказы о предках, их отношениях друг с другом и выкристаллизовываются семейные сценарии с их комплексами. Поэтому генограмма является благодатным полем для развёртывания архетипического бессознательного семьи.

Фантазии, семейные легенды, мысли и домыслы, чувства, телесные ощущения, возникающие при работе с генограммой — всё это ингридиенты для символизации личного с помощью архетипического. Через него человек может соприкоснуться с многогранностью, полнотой и ресурсами коллективного бессознательного. Приведем пример семейного сценария из одной генограммы. В этой генограмме интересно переплетаются факты, действительно имевшие место в жизни семьи и легенда, подлинность которой не известна. У трёх мужчин этой семьи в двух поколениях возникают схожие истории несостоявшегося отцовства: женщина еще до рождения ребенка возвращается от мужа (жениха) в родительскую семью, а после родов, полностью прерывает отношения с отцом ребенка. В генограмме этой семьи существует легенда, достоверность которой не подтверждена. Прадед был состоятельным промышленником, но после революции 1917 года большевики забирают его завод. Узнав об этом, мужчина бросает одного из двух своих сыновей в печь завода. Его жена, мать детей, бежит со вторым сыном к своим родителям в другую страну и отношений с мужем больше не поддерживает.

Является ли эта легенда правдой или же семейным вымыслом проверить не возможно. Но любой миф, легенда, сказка возникают там, где их содержание необходимо. Не случайно именно такая легенда возникла в этой семье. «Бросить ребенка в печь» в буквальном представлении — чудовищная жестокость. То есть, в семье передается идея того, что предок, обладающий властью, деньгами был жесток по отношению к ребенку. Но жестокость эта проявляется в тот момент, согласно легенде, когда появляется страх, связанный с потерей власти. Это значит, что потеря власти бессознательно воспринимается как потеря себя, смертельная опасность для мужчин этой семьи, о чём как бы предупреждает семейная легенда. И «топливом» для преодоления этого страха является ребёнок. «Пожертвовать ребёнком, чтобы не умереть» — такая символическая идея лежит в основе этой семейной легенды. Знакомый мифологический сюжет, не правда ли? ! Три поколения древнегреческих мифологических родителей проживают подобную драму — Гея и Уран, Рея и Кронос, Зевс и Метида.

Уран бросает рожденных Геей детей-титанов в Тартар, а Кронос пожирает своих детей. Всё это отцы делают под страхом потери власти. Рея скрывает маленького Зевса от Кроноса обманом. То есть, чтобы продолжить род, необходимо спрятать ребенка от жестокости отца, от власти отца. Зевс, в свою очередь, не избегает подобного страха и проживает эту драму в отношениях с первой женой Метидой. В их браке должен был появиться сын, который, по предсказанию, свергнет Зевса. Зевс проглатывает свою жену Метиду, будучи беременную Афиной. Но в дальнейшем порождает много других детей во втором браке, которые вместе с отцом правят Олимпом, в том числе из своей головы порождает некогда проглоченную Афину. Он разделяет власть и Олимп со своими детьми. Преодоление комплекса власти требует от отца доверия себе и ребёнку или «ребёнку в себе». Полюсами этого комплекса в психике является контроль и доверие, где доверие воспринимается лишь как отпускание контроля и подобно смерти. Как в мифе про Кроноса и Зевса, так и в семейных сценариях этой генограммы — женщина прячет ребёнка, спасая его от жестокости отца. Это и есть тот случай, когда комплекс замыкается сам в себе, не разрешается, но принимает новый оборот. Недоверие укрепляет недоверие и передаётся другим поколениям мифологических и реальных отцов.

Потерянный, отверженный внутренний ребенок царит в сценариях этой семьи, он боится отца и не может стать отцом одновременно. В рассказах о семье всегда можно различить второй полюс семейного сценария или комплекса. В этой генограмме — вторые браки этих не состоявшихся отцов с женщинами «материнского типа» — заботливыми и гиперопекающими (в том числе, у того прадеда и это уже не легенда), с которыми их «брошенный ребенок» может чувствовать себя не столь одиноко.

Но преодоление комплекса заключается в нахождение этого ребёнка в своем архетипическом духовном потенциале, а не в другом человеке. И мифологический сценарий, и семейная легенда предлагают нам такие ресурсы в образе первого поддерживающего своих детей божественного отца — Зевса, разделившего с ними Олимп, а в генограмме этой семьи таким ресурсом служит сама легенда, которая передаёт этот сценарий из поколения в поколение как яркое отражение актуального семейного комплекса и поля, где можно различить и дать символическую жизнь этим противоречиям.

Комплекс отца или власти отражается в легендарном семейном образе мужчины, страх которого перед «смертью» столь велик, что делает его безумно жестоким. Для мужчины увидеть за этим страхом человеческую уязвимость, испуганного маленького ребенка в своей душе — это как обрести и ребенка, и отца одновременно. Такой ресурс содержит эта семейная легенда и будет передаваться из поколений в поколения столь долго, сколько необходимо этой семье для рождения нового психического содержания. Как Зевс стал сохранённым божественным дитя и Отцом одновременно, пройдя свой путь, так и этой семье необходим свой духовный путь, соединяющий отца и ребенка. Семейные фантазии, легенды, оформленные в яркие семейные сценарии на генограммах — уже готовые для символизации пространства, которые содержат архетипический материал для аналитической работы.

Родительский комплекс по Юнгу

Родители – это первая действительность, с которой сталкивается ребенок и с которой он может вступить в конфликт, а следовательно, первым зарождается родительский комплекс. Его существование как ничто другое выдает наличие у человека особых свойств. Однако главное заключается не в факте присутствия родительского комплекса, а скорее, в том, КАК этот комплекс проявляется в человеке. Здесь имеются самые разные вариации, и, пожалуй, только малую их часть можно свести к особенностям влияния реальных родителей, поскольку многие дети в семье зачастую подвергаются одному и тому же влиянию и все-таки реагируют на это совершенно по-разному. Например, один ребенок в невротической семье реагирует на родительские воздействия истериками, другой неврозом навязчивых действий, а третий, похоже, вообще не реагирует. Основное же влияние на человека оказывают архетипы. В сердцевине отцовского комплекса проявляется архетип Духа или Мудрого Старца, а материнский комплекс произрастает из архетипа Великой Матери.

Между родителями и детьми существует так называемое мистическое соучастие. Известным для всех примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который наивно считает, что заботится о своем сыне, заставляя его выполнять свои (то есть отцовские) желания, например, в выборе профессии или жены. И, наоборот, столь же известной фигурой является сын, который отождествляет себя с отцом. Но особенно тесная связь существует между матерью и дочерью…….

Что же касается архетипических исследований вообще, то Юнг начинал аналитическую работу с пациентами с изучения их матерей, различая во множестве индивидуальных историй материнские комплексы, оказывавшие сильное влияние на жизнь этих пациентов, на их любовь. Достигшим брачного возраста молодым мужчинам и юным девушкам доступно лишь ограниченное понимание себя и других. Как правило, мотивы, лежащие в основе их поступков, преимущественно бессознательны. Конечно, субъективно, такие молодые люди считают себя в высшей степени сознательными и осведомленными, ибо все люди постоянно переоценивают существующее содержание сознания.

Для того, чтобы понять, КАК родительское влияние затрудняет выбор партнера, нужно прежде всего знать причины бессознательной привязанности к родителям и при каких обстоятельствах она насильственно изменяет или даже блокирует сознательный выбор. Прочность связи с родителями (взаимоотношения молодого человека с матерью, а девушки – с отцом) бессознательно влияет на выбор мужа или жены – либо положительно, либо отрицательно. Сознательная любовь к одному из родителей благоприятствует выбору похожего на него брачного партнера, тогда как бессознательная привязанность (которая вовсе не обязана выражать себя сознательно в виде любви) затрудняет выбор и навязывает характерные поправки. Например, когда мать бессознательно привязывает к себе сына, он женится на девушке, которая явно уступает его матери и поэтому не способна конкурировать с ней; или увлечется женщиной деспотичного и властолюбивого нрава, которой, возможно, удастся оторвать его от матери.

Если инстинкты не искалечены, то выбор партнера может остаться свободным от этих влияний, но раньше или позже они дадут о себе знать в виде разного рода препятствий. Вообще говоря, вся та жизнь, которую родители могли бы прожить, но не прожили, потому что следовали искусственным мотивациям, передается их детям. Другими словами, детей как бы вынуждают двигаться в направлении, которое предназначено компенсировать всё, что осталось неосуществленным в жизни их родителей.

Появившись на свет, ребенок сначала попадает под действие архетипа Великая Мать, который окрашивает и даже определяет в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение к женщине, к обществу, к чувствам и к матери. С развитием сознания ребенка в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу Великой Матери. Архетипический образ Отца – это образ всех стихийных сил, готовых помочь или навредить. Он определяет отношение к мужчине, к закону и государству, к разуму и духу, к динамике природы. Таким образом, Отец также представляет могущественный архетип, живущий в душе ребенка…….

У мужчин позитивный комплекс отца очень часто создает определенную доверительность в отношении к авторитету и отчетливо выраженную готовность подчиняться всем духовным установкам и ценностям. В самом общем виде он проявляется в Персоне, а также в виде аспектов Тени. У женщин отцовский комплекс приводит к ярким духовным устремлениям и интересам.

В отношении отца Юнг рассматривает следующие темы:

1. отец как противоположность матери – воплощение всех ценностей и свойств;

2. отец как «информирующий Дух», представляющий духовный принцип, персонифицированный двойник Бога-Отца;

3. отец как модель Персоны для сына, как то, из чего сын должен вычленить себя;

4. отец как первый «возлюбленный» и образ Анимуса для дочери.

По мере того как развивающееся сознание становится способным познавать, важность родительской личности тает. Место отца начинает занимать человеческое общество, место матери – семья…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Назад Вперед

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС

(Parental complex; elterlich Komplex) — группа или совокупность эмоционально нагруженных образов и идей, связанных с родителями. Юнг полагал, что нулшнозность, окружающая фигуры собственных родителей, когда их магическое влияние так или иначе очевидно, в значительной степени связана с архетипическим образом первобытных родителей, пребывающим в психике любого человека.«Важное значение, которое современная психология приписывает «родительскому комплексу», есть непосредственное продолжение первобытного переживания опасной действенной силы родительских духов. Даже та ошибка, которую совершают дикари, предполагая (не с помощью мышления), что духи суть реальности внешнего мира, находит свое продолжение в нашем (лишь отчасти верном) предположении, что действительные родители ответственны за родительский комплекс. В старой теории травмы фрейдовского психоанализа и даже за его пределами это предположение признается чуть ли не в качестве научного объяснения. Чтобы избежать этой двусмысленности я предложил выражение «родительское имаго»» (CW 7, par. 293; ПБ, с. 251).Имаго возникает как итог воздействия родителей и специфических реакций ребенка; поэтому она (Imago — женского рода) является образом, лишь весьма условно воспроизводящим объект. Наивный человек, конечно, верит в то, что родители таковы, какими он их видит. Этот образ проецируется бессознательно, и, когда родители умирают, спроецированный образ продолжает действовать, как если бы он был самостоятельно существующим духом. Первобытный в этом случае говорит о родительских духах, возвращающихся по ночам (revenants), современный же человек называет это отцовским или материнским комплексом (там же)Пока позитивное или негативное сходство с родителями остается решающим фактором в выборе объекта любви, освобождение от родительского имаго, а следовательно, уход из детства, остаются незавершенными (CW 10, par. 74).

Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К.
.
2002.

Смотреть что такое «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС» в других словарях:

  • Родительский контроль — комплекс правил и мер по предотвращению негативного воздействия сети интернет и компьютера на опекаемого человека (обычно ребёнка). Содержание 1 Источники угроз 1.1 Интернет 1.2 Программы …   Википедия

  • Фрейдизм — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… …   Википедия

  • Ювенальная юстиция в России — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. См. также: Ювенальная юстиция Ювенальная юстиция в России  создававшаяся (до 2010 года включительно) в России спец …   Википедия

  • Культура Азербайджана — Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку …   Википедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Материнский инстинкт — (инстинкт матери)  собирательное название норм поведения, характеризующихся стремлением особи защитить более слабую особь (особи) от вредного воздействия окружающей среды путём нежной заботы и внимания. Наблюдается как у людей и других… …   Википедия

  • Катманду — столица Непала. Название города объясняется из наименования одного из его многочисленных храмов Кастхамандап построенный из дерева . См. также Непал Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Катманду …   Географическая энциклопедия

  • Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud …   Википедия

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, явление передачи потомству материальных факторов, определяющих развитие признаков организма в конкретных условиях среды. Задачей изучения Н. является установление закономерностей в возникновении, свойствах, передаче и… …   Большая медицинская энциклопедия

Родительские сценарии: как «послания» программируют нашу жизнь

Когда на свет появляется малыш, все родители желают ему хорошей судьбы, счастливой жизни, полной радости и спокойствия. Каждый родитель в силу своих возможностей, особенностей личности и жизни, даёт ребенку всё, что возможно.

В первые годы жизни закладывается многое для будущего малыша: базовое доверие к миру, отношение к себе и окружающим.

Согласно транзактному анализу (одному из направлений психотерапии) в этот период закладываются и основы жизненного сценария – своеобразного плана жизни, который имеет определенное начало, вехи развития и, обязательно, развязку.

В общем виде жизненные сценарии подразделяются на два вида: проигравшего и выигравшего, соответственно имея либо трагическую, либо успешную развязку. Сценарии формируются на основе ранних решений ребенка и посланий от родителей.

Послания бывают двух видов: в форме разрешений (то, что можно делать, чувствовать, принимать в жизни) и запретов (указания на то, что запрещено).

В целом, транзактные аналитики (Мэри и Боб Гулдинги) выделяют 12 основных запретов, которые могут быть переданы детям. Они сформированы в виде вербальных посланий (обычно это указания, что и как делать или оценочное суждение по тому или иному поводу), но по факту редко передаются именно в формате фраз. Чаще всего такие послания передаются невербально и очень хорошо считываются и усваиваются детьми, у которых еще не сформировалась речь (это и выражение лица мамы или папы, и их интонации, движения, жесты, позы). Или же в виде сочетания обоих форм.

Например, обнимая малыша, гладя его по головке, мама передает ему послание: «Я люблю тебя и принимаю. Ты можешь на меня опереться». Если же, пока она держит ребенка на руках, делает резкие напряженные отстраняющие движения, то послание может быть следующее: «Я не могу тебя принять. Ты мне не нужен!». Ребенок всё считывает и интегрирует в свой опыт, который влияет на его дальнейшую жизнь.

В то же время, ребенок получает послания и наблюдая за взаимоотношениями в семье. Они важны для него, так как помогают понять, как себя вести, чтобы тебя принимали, и чтобы получить то, что ты хочешь!

Например, девочка может наблюдать, как мама, желая доказать свою правоту папе, сначала ругается с ним, а потом начинает сильно плакать. Ребенок выносит для себя убеждение, что чтобы добиться чего-то, нужно много доказывать, крича и ругаясь, а потом плакать.

Как уже утверждалось, родители могут давать послания и в форме прямых указаний. Например,

  • Хорошие девочки должны слушаться родителей!
  • Чтобы быть здоровой, нужно кушать!
  • Не вертись под ногами!
  • Сделай так, чтобы тебя искали!

Послания в форме оценочных суждений могут касаться и самого ребенка:

  • Наш неряшка!
  • У всех дети, как дети – гуляют, общаются, а мой всё время с мамочкой! Мамин сыночек!
  • Ты ленивый! Если бы больше старался, лучшие бы результаты имел!
  • Такой стеснительный ребенок! Слова из него не выудишь лишнего!

Последнее послание называют косвенным, то есть оно направленно не к самому ребенку, а к кому-то другому, но в его присутствии. Как утверждают транзактные аналитики, такое послание самое сильное, оно не поддаётся сомнению и принимается полностью.

Как уже упоминалось, для того, чтобы сценарий сформировался, одних посланий мало. Решающее значения, всё-таки, имеют ранние решения, которые принимает ребенок. На них влияет не только то, что содержит в себе послание, но и частота его повторения.

Какие же эти послания – запреты, определяющие жизненный сценарий?

Рассмотрим несколько основных из них более детально и то, какое оно выражение имеет во взрослой жизни (как проявляется в поведении, мироощущении, способности чувствовать и проявлять свои чувства).

  1. Послание-запрет «Не живи!»

Это очень глубокий запрет, который тяжело осознать и принять его наличие в своём жизненном сценарии.

Как правило, он идет из невербальных посланий. Например, многодетная мама, которая не хотела еще одного малыша, но в силу обстоятельств, религиозных или моральных соображений, всё же дала ему право появиться на свет, может быть очень холодна с ним. Она будет о нём заботиться, но ровно на столько, чтобы он был сыт, чист и здоров. Но эмоционально будет холодной и безответной на его реакции.

Такой же запрет формируется на послания по типу: «Если бы не ты, то я…» (окончила институт, стала известной звездой и тому подобное).

Люди, которые получили такое послание, как правило, ощущают себя очень недостойными. разметкаОни могут буквально чувствовать себя ничтожеством, полным неудачником, не достойным ни счастья, ни любви.

Люди с таким запретом, склонны к суициду или различным формам самоуничтожающего поведения (зависимости, трудоголизм, отсутствие заботы о себе, пренебрежительное отношение к своим потребностям).

Родительские сценарии: как «послания» программируют нашу жизнь

  1. Послание-запрет «Не будь собой!»

Формируется у ребенка, который получает послания от родителей, что он не такой, как им нужноразметка. У них есть образ «идеального ребенка» и реальный должен к нему стремиться. Только тогда он сможет заслужить их любовь!

Таких детей часто сравнивают с другими, дают им указания, какими они должны быть, а какими нет.

Взрослый человек с таким запертом может не до конца понимать себя и свои желания, знать свои особенности. Он может быть охвачен стремлением к совершенству и постоянному желанию соответствовать чьим-то ожиданиям, чтобы быть для них «хорошим». Только тогда он сможет заслужить любовь.

  1. Послание-запрет «Не будь ребенком»

Это дети, которым рано пришлось повзрослеть. Они постоянно получали от родителей послания, что он уже взрослый:

  • Ты взрослый уже и должен понимать меня.
  • Ты уже взрослый! А взрослые так себя не ведут!
  • Большие девочки не капризничают!

Как правило, воспитание очень строго, главной ценностью человека считаются его конкретные поступки и достижения. Просто быть свободным, веселиться – считается неприемлемым. Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности в свободном самовыражении, у него могут быть проблемы с юмором, расслаблением, отдыхом, творчеством. Всё то, что даёт нам наша детская часть.

  1. Послание-запрет «Не делай!»

Как правило, формируется, когда родители слишком опекают ребенка и остерегают от различных трудностей и опасностей. При этом они могут многое делать за него, не давая возможности пробовать что-то самостоятельно.

Во взрослой жизни человек с таким запретом может быть безответственным, не способным принимать решения и пробовать что-то новое. Он может быть зависимым от другого, испытывать много растерянности и неопределенности.

  1. Послание-запрет «Не будь близким»

Такой запрет может касаться как физической, так и эмоциональной близости. В семьях, где формируется такой запрет, может быть неприемлемо выражать свои чувства, прикасаться друг к другу, обнимать, целовать. Одной из вариантов такого запрета может быть также: «Никому нельзя доверять». Он формируется, как реакция на смерть одного из родителей («Он меня бросил, оставил одного. разметкаЗначит, никому нельзя доверять, потому что всегда может быть нарушено обещание быть рядом!») или постоянного обмана со стороны родителей, скрывания чего-то («Ты еще маленький лезть в дела взрослых!», «Не твоего ума дело!»).

Родительские сценарии: как «послания» программируют нашу жизнь

Как результат, во взрослой жизни человек становиться чрезмерно подозрительнымразметка. И даже самое хорошее отношение со стороны других будет сопровождаться поиском «подвоха» и подтверждения того, что его не принимают.

Это далеко не все запреты, которые дети получают от родителей. Возможно, проявления описанных здесь запретов вы отыщите и в своей жизни. Важно помнить, что они были сформированы в силу определенных причин, и имели определенное под собой основание и предназначение.

Они могут быть прочной частью вашей жизни и казаться чем-то, неизменно вписанным в ваше существование.  Но, важно помнить, что у нас всегда есть выбор жить по созданным автоматизмам, данным когда-то предписаниям, руководствуясь сценарными решениями, которые были необходимы тогда, давным-давно в детстве, чтобы выжить. Но, не сейчас. Или избрать путь автономии, ответственности, свободы выбора и свободы самовыражения.

Естественно, это не происходит моментально, по взмаху волшебной палочки! Для этого необходима иногда даже длительная работа над собой.

Но, поверьте, результат вас приятно порадует и позволит стать настоящим творцом своей жизни, а не просто исполнителем пьесы, которую писали не совсем вы и не всегда по собственному желанию!


Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. 
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/roditelskie-scenarii-kak-poslaniya-programmiruyut-nashu-zhizn/.

«Яблоко от яблони недалеко падает», «От осинки не родятся апельсинки» – эти и многие другие пословицы пришли к нам от предков не случайно.
Именно они как нельзя лучше отражают природу такого явления, как родительский сценарий. Когда ребенок, вырастая, становится похожим на своих родителей или кого-то одного из них и нередко повторяет их судьбу. О том, почему так происходит и почему тема нашей статьи посвящена изменению этих сценариев, поговорим дальше.

Елена Друма
Гештальт-терапевт, психолог международного уровня.
Работает со своим авторским подходом и интегрирует
гештальт-терапию, коучинг, арт-терапию, метафорические карты, подбирая индивидуальный подход к каждому запросу клиента.
Автор популярного блога в Instagram.
Создатель уникальных трансформационных онлайн-курсов по психологии.
Автор книги-бестселлера «Ты – сама себе психолог» и книги по преодолению финансовых блоков «Ты и деньги».
Награждена орденом Королевы Анны «Честь Отчизны» за заслуги в науке и образовании.


Изначально каждый из нас пришел в этот мир со своим набором качеств, способностей, определенной миссией.
Но пока ребенок мал и беспомощен, ему нужен кто-то, у кого он может научиться основным жизненным навыкам.
И этими кем-то, конечно, становятся наши родители (бабушки, дедушки и другие значимые взрослые). Учась у них элементарным бытовым навыкам, мы также перенимаем у них форму общения, реагирования, образ мышления, привычки и так далее. Таким образом жизненный сценарий, который будет определять всю нашу дальнейшую жизнь, формируется уже в возрасте шести лет и дальше лишь корректируется, утверждается либо частично меняется – в зависимости от личного опыта.

ЧТО ТАКОЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СЦЕНАРИИ И КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА НАШУ ЖИЗНЬ

Родительские сценарии – это наборы убеждений, установок, привычек, шаблонов поведения, которые наши родители, проявляя и повторяя много раз, бессознательно передают и нам.
В зависимости от того, какой характер носят эти установки – созидательный или негативный, такое же влияние они оказывают на нашу жизнь. Например, если девочка в детстве переняла такие убеждения, как «всем мужикам только одно и надо», «все мужья изменяют», «семью нужно сохранить в любом случае», то с вероятностью 99,9 % именно по таким принципам она и будет искать партнера и строить с ним отношения.
И соответственно совершенно иной будет картина, если родители этой же девочки передадут ей психологические послания: «ты достойна любви и счастья», «оба партнера несут ответственность за отношения», «мужчина – хороший и достойный человек, ему можно доверять».
То же самое касается и других важнейших сфер жизни:
• материальный достаток («не жили богато, нечего и начинать», «всех денег не заработаешь»);
• профессия («у нас в семье все учителя/врачи/музыканты»);
• отношения с детьми («дети понимают только крики»,
«чем строже – тем лучше для их будущего»);
• выбор окружения и положение в обществе («он/она не нашего круга») и так далее.
Но хорошая новость в том, что вы сами можете выбирать, оставаться вам в родительском сценарии или же поменять его и жить так, как хочется именно вам.
И прежде чем мы перейдем к практике, давайте посмотрим, своей ли жизнью вы живете или остаетесь под влиянием сценариев мамы и папы. Подумайте, не про вас ли это:

1. Вы не сознаете, какие желания ваши, а какие навязаны обществом, стереотипами.
Находясь в родительском сценарии, вы слепо повторяете выбор, судьбу родителей, особенно в той сфере, где ваши личные представления о желаемом размыты.
Например, в вашем роду лишь врачи, уже целая династия. И вы, не задумываясь о том, что у вас может быть свой личный выбор, идете в медицинский. Несмотря на то, что жутко боитесь крови, уколов и так далее. Можно ли так жить? Вполне. Больше того – именно так и живут миллионы людей. Но будет ли в этом случае жизнь приносить вам счастье, радость и удовольствие – уже вопрос.

2. Вы не готовы взять ответственность за себя и свою жизнь.
Это когда вечное «я сижу дома, потому что у меня муж, дети, собака», «я мало зарабатываю, потому что у меня нет возможностей» или «я не занимаюсь спортом, потому что у меня нет времени». Словом, когда самый важный вид ответственности — за свою жизнь — перекладывается на чужие плечи.
И если вам очень сложно дается самостоятельное принятие решений, которые касаются вашей жизни, если в вопросах «а что мне делать?», «как поступить?» вы больше полагаетесь на чужой опыт, знания, а не на себя и свои внутренние ощущения, тут есть над чем задуматься.

3. Вы продолжаете оставаться в детской позиции. Если процесс психологического отделения от родителей не пройден (а он не пройден, если идет речь о родительском сценарии), человек продолжает отождествлять себя с родителями, ставить их интересы, ценности, мнение во главу угла. А его собственные при этом остаются неопределенными.

Находясь в родительском сценарии, вы слепо повторяете выбор, судьбу родителей, особенно в той сфере, где ваши личные представления о желаемом размыты.

КАК ВЫЯВИТЬ И ИЗМЕНИТЬ РОДИТЕЛЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ: ТРИ СОВЕТА ПСИХОЛОГА

Изменить родительский сценарий на свой собственный можно. Это важно сделать в первую очередь для того, чтобы утвердиться как личность, занять взрослую позицию, понять свои собственные желания, приоритеты, ценности, цели и разрешить себе жить свою жизнь, строить экологичные отношения с родителями, даже если они в чем-то не одобряют ваш выбор. Как же выявить эти сценарии, изменить их и начать жить собственной жизнью?

СОВЕТ №1
Упражнение для выявления сценариев. Выпишите три самых ярких, эмоционально значимых события своего детства. Старайтесь делать это быстро, пишите, что придет в голову первым.
А теперь запишите по каждому пункту максимум подробностей, реакцию близких людей, ваши ощущения и мысли в этих событиях.
• Вы были поддержаны или вас обесценили?
• Вы видели себя победителем или испытали
беспомощность?
• Вы ощутили ликование победы или испуг от ре-
акции близких?
Выпишите, какие сценарии из приведенного ниже
списка вы заметили в этих значимых ситуациях.
• Не живи (не существуй)
• Не будь собой
• Не чувствуй
• Не будь ребенком
• Оставайся ребенком (не взрослей, не покидай меня)
• Не достигай
• Не делай (нельзя)
• Не выделяйся
• Не принадлежи группе
• Не будь близким
• Не будь здоровым
• Не думай

СОВЕТ №2
Для того, чтобы преодолеть эти сценарии, запишите для каждого выявленного «противоядие», которое будет начинаться словами «я имею право…».
Наиболее действенным оно будет в том случае, если вы пишете не общий лозунг, а разбираете конкретную ситуацию в вашем настоящем. Например, выявив сценарий «не будь ребенком», вы можете сформулировать антисценарное утверждение «я имею право развлекаться на выходных».
А влияние сценария «не достигай» можно уменьшать противоядием «я имею право каждый день ставить себе посильные цели и радоваться их реализации».
Проговорите получившиеся фразы, а затем представьте себе, что вы – уже тот самый человек, которые живет по этим правилам!

СОВЕТ №3
И наконец – действуйте! Для каждой фразы-противоядия запишите список действий, которые вы можете делать как можно чаще, а главное – регулярно. Это может быть картинг на выходных, 20 новых слов иностранного языка каждый день или нетворкинг для формирования новых социальных связей.
Поменять жизненный сценарий, который формировался с самого детства – задача не из легких и быстрых. Но важно помнить, что если вы будете работать над этим регулярно и не отступать от намеченного, у вас все получится!

Instagram: @lenadruma
YouTube: Елена Друма. Женский психолог
Сайт: lenadruma.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юнармия сценарий классного часа
  • Юид сценарии лучшее
  • Юнармейский бал сценарий
  • Юид правила дорожного движения сценарий
  • Юморные сценки на праздник