Юные герои великой победы сценарий мероприятия

Час Памяти, посвящённый Дню Победы

КОГ КУСО « Мурыгинский детский дом- интернат                                                                         для умственно- отсталых детей « Родник»

Час Памяти

« Юным героям Великой войны посвящается…»

Составитель: Е.А. Чарушникова

воспитатель отделения ИМВ

Мурыгино

2015 год

« Юным героям Великой войны посвящается…»

Цели:

 — расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

— заинтересовать неизвестными фактами о детях военной поры;

— воспитывать уважение к защитникам  Родины;

— развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиа аппаратура, песни о войне, фильм « Ленинградская Симфония Шостаковича», отрывки из документального фильма « Великая Отечественная», видео презентация « Юные герои великой войны»

Звучит куплет песни « Не надо войны»

Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!

В сердцах наших будут жить вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

1 блок.   

       Ещё вчера девчонки и мальчишки списывали контрольные , читали стихи на уроках, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра…  Завтра была война…

Отрывок из д.ф. « Великая Отечественная»

Слайд 1.    Они встретили войну в разном возрасте. Кто- то совсем крохой, кто-то  подростком , кто- то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Война обрушилась на их плечи бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, сводки с фронтов вместо букваря, чёрные похоронки, осколки мин. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Они рано стали взрослыми.

     Суровое время чеканило характеры решительно и жестоко. Мальчишки и девчонки защищали Родину.

     И были дети смелы и отважны. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Не для смерти рождаются дети, но ударило в небо пламя, и Родина тихо сказала: « Вставайте, дети, на помощь!»

Уходили мальчики — на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков страшные собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху.

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В чёрный дым сражений на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Увидали мальчики- храбрые солдаты.

Волгу в сорок первом,

Шпрее- в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Блок 2.

    Многие подростки воевали в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские воинские эшелоны. Вот выдержка из приказа по немецкой армии 1942 года: « Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям.  Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…»  Дети показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

    Город Керчь. Крымский город, с улиц которого видны два моря- Чёрное и Азовское.  С сентября 1941 года в каменоломнях в районе Керчи находился партизанский отряд. Фашистские каратели неоднократно пытались уничтожить бойцов партизанского отряда. Вместе со взрослыми в отряде сражались и подростки. Один из них Володя Дубинин ( слайд 2) Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб он при разминировании вражеской мины, ему едва исполнилось 15 лет. За героизм и отвагу Володя Дубинин посмертно награждён орденом Красного Знамени.

        Володе поставлен памятник в г. Керчь ( слайд 3), улица, на которой он жил названа его именем, также ему посвящена книга Льва Кассиля и Макса Полянского  « Улица младшего сына», снят фильм с таким же названием.

        Белоруссия. Село Стеньково. Жил там четырнадцатилетний парнишка Марат Казей (слайд 4)

 Он был разведчиком штаба партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского. У села Хороменское он с начальником разведки  попал в окружение фашистов. Когда закончились патроны , Марат бросил гранату. А со второй, которую зажал в руке, шагнул в гущу врагов. Раздался взрыв…

       Марат Казей награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Памятники Марату Казею открыты в Минске и в его родном селе. ( слайд 6)

    Наде Богдановой ( слайд 7 ) было всего десять лет , когда она стала разведчицей в партизанском отряде  « дяди Вани» Дьячкова, действовавшем в районе Витебска.  Боевые друзья долгие годы после войны считали её погибшей, даже памятник поставили. А она выжила!.. Действительно, гитлеровцы казнили её дважды. Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой, бродила по фашистским тылам, всё подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом в составе боевых групп то участвовала в нападениях на вражеских штаб в каком- нибудь селе, то пускала под откос военный эшелон… Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым вывесила 7 ноября красный флаг в оккупированном врагом Витебске ( 7 ноября был главный советский праздник, в этот день состоялся военный парад в Москве) Надю били, пытали, а когда при вели ко рву расстреливать, сил у малышки уже не было. Она упала в ров, лишь на секунду опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

    Второй раз её схватили в конце 1943 года в деревне Карасёво. Пытали по- взрослому: обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Когда партизаны атаковали деревню, гитлеровцы бросили юную разведчицу, считая её мёртвой. Парализованну. И почти слепую, её выходили местные жители. После войны известный врач- офтальмолог В.П. Филатов вернул Наде зрение. А спустя 15 лет она услышала по радио, как её командир- начальник разведки отряда Слесаренко- говоря, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, назвал среди них и  девушка и объявилась Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда девушка и объявилась, только тогда коллеги по работе узнали, как, совсем малышка, воевала она во время Великой Отечественной.

Блок 3.

     Мальчик из легенды- так нарекла слава Лёню Голикова ( слайд 7 ). Когда началась война, школьнику из деревни Лукино, что под Старой Руссой, не было ещё и 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Лёня добыл винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел моложе своих лет. Под видом нищего ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Не раз бывал в разведке, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, склады. Наравне со взрослыми участвовал в 27 боевых операциях.  В августе 1942 года партизаны ходили в разведку на шоссейную дорогу, выполнив задание, командир дал  сигнал возвращаться в отряд. Лёня тоже поднялся, но вдруг увидел вдали немецкую легковую машину. Лёня лёг за груду щебня, приготовил гранату и стал ждать. Машина приблизилась, Лёня бросил гранату, раздался взрыв. Лёня увидел, что из горящей машины выскочил немец, схватил пистолет- автомат и бросился в сторону от дороги. Это был немецкий генерал- майор инженерных войск Ричард фон Виртц.  В погоню за ним бросился Лёня. Последним патроном Лёня попал в генерала. Подойдя к мёртвому офицеру, Лёня взял его портфель и отправился в отряд. То, что находилось в портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения немецкому командованию и ряд других бумаг. Документы были переправлены в Москву. Вскоре из столицы пришла радиограмма- предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве ещё не знали, что документы захватил один партизан и ему всего 14 лет.

    Но Лёня об этом не узнал. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором был Лёня Голиков, был окружён фашистами. После жесток их боёв,  отряду удалось прорваться и уйти в другой район. В строю осталось лишь 50 человек. Все попытки слиться с другими отрядами заканчивались неудачами. Ночью 23 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли уже лишь

27 обессилевших бойцов . Разведка ничего подозрительного не обнаружила- гарнизон немцев располагался в нескольких километрах  от  деревни.  Заняли три крайние избы. Но на утро сон партизан был прерван грохотом пулемёта- предатель сообщил в немецких гарнизон о партизанах. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…  В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Лёня Голиков.

    2 апреля 1944 года Леониду Голикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания.

    1 июня 1960 года Лёне Голикову был открыт в Москве памятник.( слайд 8 )

Блок 4.

    Сражались и погибали дети не только на фронтах…

Все знают о блокаде Ленинграда.8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей. В осаждённом городе  оказалось 2 млн. 887 тыс. чел. Среди них около 400 тыс. детей. Страшно было от ночных бомбёжек, дневных артналётов, страшно, когда рушились стены домов, в которых ещё недавно жили друзья. Юные ленинградцы наравне со взрослыми достойно защищали город. Они рыли окопы, проверяли светомаскировку, собирали цветной лом для изготовления патронов и снарядов. Школьник, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли « часовыми ленинградских крыш» . Но самым страшным в Ленинграде был голод. Запасы муки стремительно таяли, поэтому постоянно снижались нормы хлеба. За полтора месяца  с начала блокады паёк уменьшался 5 раз.

   Сто двадцать пять блокадных грамм

   С огнём и кровью пополам…

                                     О. Берггольц

Зимой 1942 года Ленинград доедал хлеб, посеянный ещё до войны. Но он мало напоминал тот, довоенный хлеб. Вместе с мукой , доля которой сокращалась каждый день, добавляли хлопковые жмыхи, ячменные и ржаные отруби, обойную и рисовую пыль, мучную пыль, годами оседавшую на стенах мельниц. В ход пошло и проросшее зерно со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки. А когда иссяк запас и этих заменителей, в хлеб стали добавлять целлюлозу. Но вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, взрослые устраивали детям праздники. Писатель Александр Фадеев сказал : « И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Фильм « Ленинградская симфония Шостаковича»

Блок 5.

     Но самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей или гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку- у  них отняли Родину и свободу. На одной только Украине насчитывалось 180 лагерей смерти. ( слайд 9 ) На территории Германии 1100. Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен, Дахау, Освенцим, Саласпилс, Майданск…

    У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами ( у многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием), расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья, неволи…

   Всего за время Второй мировой войны на земле погибло 13 млн. детей. Сколько белорусских, польских, французских? Погибли дети — граждане мира.

  ( Слайд 10) Солдаты знали, за что умирали. Одни — за Родину, другие- за идею. А за что умирали дети? Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты? Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена, братья и сёстры погибших , сироты и дети живых родителей… они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через  час, но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве , принёсшем нам Победу.

    Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно- Морского флота. Это были сыновья полков и юнги. Голодных и промёрзших , их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами убеждали вернуться домой. Но многим возвращаться было некуда — война отняла у них дом, родных.

Горланили « К бою!» трубы полковые.

Военный гром катился над страной,

Вставали в строй  мальчишки боевые

На левый фланг, на левый фланг

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать.

Но всё равно в боях они умели

Не отставать, не отставать

И побеждать.

Тянули связь военные мальчишки,

Катили в бой на танковой броне,

Валились с ног в минуты передышки

И в час ночной неслись домой

В коротком сне.

Жила в сердцах их взрослая отвага

В двенадцать лет по- взрослому сильны,

Сыны полков, сыны полков

Своей страны.

Где вы сейчас, мальчишки боевые?

Вы по весне прислушайтесь порой:

Зовут героев трубы полковые

На правый фланг, на правый фланг

В солдатский строй!

                                                 В. Суслов.

   После войны многие сыны полков снова сели  за парты, чтобы продолжить прерванную войной учёбу в школе. Кто- то окончив Суворовское или Нахимовское училища, открытые во время войны для детей, потерявших родителей, продолжил службу. Но не все дожили до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово « ПОБЕДА»

    Вам, юные защитники, — наша всенародная благодарность и память…

(Слайд 11)  Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Звучит метроном.

   Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, в небе, в партизанских отрядах, Брестской крепости. Их были десятки тысяч, отчаянно — смелых мальчишек и девчонок — сорвиголов. И ни на миг не дрогнули их детские сердца.

(Слайд 12 ) Не щадя себя

                                         В огне войны,

                                                                    Не жалея сил

                                                                                               Во имя Родины,

Дети героической страны

                                                   Были настоящими героями!

                                                                                                           Р. Рождественский

Снова звучит куплет песни « Не надо войны!»

Использованная литература:

Информационно- методический сборник « 2009 год – год молодёжи»,  Киров 2009 / Беседа

« Юные герои Великой войны» составитель Е. Татаринова

МКУ « Юрьянская ЦБС»  Юрьянская районная детская библиотека « Урок Памяти: Детям Ленинграда посвящается…» составитель  Ирбулдина Л.Ю. ( главный библиотекарь ЮРДБ)

2014 год Юрья

Ход мероприятия

Цель мероприятия: воспитание эмоционально-ценностного, патриотического отношения к своей Родине.

Задачи:

  • формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;
  • развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;
  • воспитание любви к Родине.

1-й ведущий.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС — ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. (слайд 3)

2-й ведущий.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! (слайд 4)

Подготовленный кадет читает стихотворение (слайд 5)

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной… 
(М.Вайцман)

2-й ведущий (7 слайд).
Война  не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них  Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портновабыли удостоены за героизм звания Героя Советского Союза.

В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 1014 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.

Сообщения учащихся о пионерах-героях.

1-й ведущий (слайд 8-9)

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву — расстреливать, сил у неё уже не оставалось — упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители.

2-й ведущий (Слайд 10-11)

Леня Голиков

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
(слайд 12-13)

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали.

Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

1-й ведущий (слайд 14)

Валя Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.

Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.

На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

(Слайд 15)

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам.
Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

2-й ведущий (слайд 16 -17)

Марат Казей

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.

В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…
Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

1-й ведущий(слайд 18-19)

Витя Черевичкин

Витя Черевичкин держал голубей и страстно любил небо. Как многие мальчишки тогда, мечтал стать летчиком. К началу войны окончил восемь классов, поступил в ремесленное училище.

Голубей своих просто обожал. В карманах у него всегда были для них семечки, — вспоминает его сестра Анна Ивановна Аксененко (Черевичкина).

В школе учился хорошо, а вот поведением примерным не отличался. Упрямый характер проявился и когда началась война и в Ростов впервые вошли немцы.

Витя стал связным у военных. Для того чтобы привязывать к лапкам голубей записки с данными, ему нужны были нитки. Нитки были дорогими, и найти в оккупированном городе их было непросто.

Помню, Витенька подходит ко мне и на ухо просит ниток принести. Мол, мамка ему не дает. Я говорю: давай я сама тебе пуговицу пришью. А он смеется: мне не пуговицы, а нитки нужны, — рассказывает Анна Ивановна.

Немцы обоснованно усмотрели в птицах-связистах угрозу, поэтому одним из первых указов оккупационных властей в Ростове было уничтожение почтовых голубей.

Витя указу не подчинился и птиц своих не уничтожил.

В тот день он ушел из дома как обычно, — продолжает сестра Виктора. — Не прошло и получаса, как вижу в окно: ведет Витеньку во двор немец с винтовкой.

И ведет к сарайчику. Все решили, что его застрелят там же, в голубятне. А оттуда вдруг взмыли в небо голуби.

Витя был расстрелян в сквере имени Фрунзе. Фотография убитого Виктора Черевичкина с мертвым голубем в руке фигурировала среди материалов обвинения на Нюрнбергском процессе.

На следующий день немцы были выбиты из Ростова.

Именем Виктора Черевичкина названа улица 2-я Майская, на которой жила до войны его семья, и парк в Ростове-на-Дону.

2-й ведущий (слайд 20-21)

В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров –юных защитников Родины были награждены орденами и медалями.

Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских.

Погибали дети!

(слайд 22)

Мы помним, мы гордимся!

Демонстрация видеоролика «Дети войны».

1-й ведущий (слайд 23)

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Министерство культуры РТ

МУ «Отдел Культуры» Черемшанского муниципального района РТ

Библиотека МБУ ДО «Детская школа искусств»

Беседа- презентация

« Юные Герои Великой Отечественной Войны и их подвиги».

Составитель:

Библиотекарь Фадеева В.Ю.

2018г.

Беседа- презентация « Юные Герои Великой Отечественной Войны и их подвиги» .

Цель. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

— углубление и расширение знаний школьников о героических страницах истории нашего Отечества и своей малой Родины;

-знакомство с историей возникновения праздника Победы;

-развитие фактических и временных исторических представлений;

-коррекция и развитие психических функций, познавательных интересов, коммуникативных навыков общения;

-воспитание восхищения мужеством русских людей, выполняющих свой гражданский долг, чувства гордости к историческому прошлому Родины.
 

Предшествующая работа:

Экскурсия к аллее Героев .посещение музея, заучивание, выпуск информационного листа « Дни воинской славы и памятные даты России».

Оборудование:

Мультимедия , компьютер, презентация. наглядность

Аудиозаписи песен:

1. Сл.Евтушенко Е., муз. Колмановского Э. « Хотят ли русские войны?»

Содержание беседы.

Слайд 1-2 Прослушивание песни « Хотят ли русские войны?»

Да, мы умеем воевать, Но не хотим, чтобы опять Солдаты падали в бою

На землю горькую свою…. Хотят ли русские войны? Нет. Мы не хотим войны. Мы за мир и процветание.Но, к сожалению, битв у нашей страны за всю её многовековую историю было больше, чем дней мирных. И всегда русские воины с честью защищали свою границу, давая достойный отпор иноземным завоевателям в разные исторические эпохи, проявляя мужество и отвагу. Любовь к своей земле, к отчиму дому, к Родине вселяла в них мужество и неудержимую отвагу. Им, верным сынам нашей Родины, посвящается сегодняшняя встреча

Во все века герои таковы:

В знак неизменной верности и дружбы

Целуют перед битвою оружье,

А в битве не жалеют головы!
 

Слайд 3-6

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях

Двенадцать из нескольких тысяч примеров беспримерного детского мужества

Юные герои Великой Отечественной войны — сколько их было? Если считать — а как же иначе?! — героем каждого мальчишку и каждую девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то — десятки, если не сотни тысяч.
 

По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При этом понятно, что далеко не каждый командир подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде. Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы-командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов, можно по неразберихе в наградных документах. На пожелтевших архивных листках у большинства несовершеннолетних военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальный выяснялся гораздо позже, через десять, а то и через сорок лет.

А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях! И там-то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить.

Так что «десятки тысяч» — это далеко не преувеличение, а скорее, преуменьшение. И, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда. Но это не причина не помнить о них.

Самые юные Герои Советского Союза

Эти четыре имени — Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик — вот уже свыше полувека являются самым знаменитым символом героизма юных защитников нашей Родины.

Слайд 7.Марат Казей (14лет),

..Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске… Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд 8. Валя Котик (14лет)

родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его… Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Слайд 9. Леня Голиков (16лет)

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня — за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады… 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Слайд 10. Зина Портнова (17 лет)

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. …Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее… Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза .
 

Слайд 11.Снайпер Василий Курка (16 лет)

Война застала Васю шестнадцатилетним подростком. В первые же дни он был мобилизован на трудовой фронт, а в октябре добился зачисления в 726-й стрелковый полк 395-й стрелковой дивизии. Поначалу непризывного возраста парнишку, который еще и выглядел на пару лет младше своего возраста, оставили в обозе: дескать, нечего подросткам на передовой делать. Но вскоре парень добился своего и был переведен в боевое подразделение — в команду снайперов.
 

Удивительная военная судьба: с первого до последнего дня Вася Курка провоевал в одном и том же полку одной и той же дивизии! Сделал неплохую военную карьеру, дослужившись до звания лейтенанта и приняв под командование стрелковый взвод. Записал на свой счет, по разным данным, от 179 до 200 уничтоженных гитлеровцев. Прошел с боями от Донбасса до Туапсе и назад, а потом и дальше, на Запад, до Сандомирского плацдарма. Там-то лейтенант Курка и был смертельно ранен в январе 1945-го, меньше чем за полгода до Победы.

Слайд 12. Летчик Аркадий Каманин(15 лет)

В расположение 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса 15-летний Аркадий Каманин прибыл вместе с отцом, назначенным на должность командира этой прославленной части. Летчики удивились, узнав, что сын легендарного пилота, одного из семерых первых Героев Советского Союза, участника спасательной экспедиции «Челюскина» будет работать авиамехаником в эскадрилье связи. Но вскоре убедились, что «генеральский сынок» совершенно не оправдывает их негативных ожиданий. Парнишка не прятался за спиной знаменитого отца, а просто хорошо делал свое дело — и изо всех сил стремился в небо.

Вскоре Аркадий добился своего: сначала он поднимается в воздух в качестве летнаба, потом — штурмана на У-2, а затем отправляется в первый самостоятельный вылет. И наконец — долгожданное назначение: сын генерала Каманина становится летчиком 423-й отдельной эскадрильи связи. До победы Аркадий, дослужившийся до звания старшины, успел налетать почти 300 часов и заслужить три ордена: два — Красной Звезды и один — Красного Знамени. И если бы не менингит, буквально в считанные дни убивший 18-летнего парня весной 1947 года, возможно, в отряде космонавтов, первым командиром которого был Каманин-старший, числился бы и Каманин-младший: в Военно-воздушную академию имени Жуковского Аркадий успел поступить еще в 1946 году.

Слайд 13. Фронтовой разведчик Юрий Жданко(10 лет)

В армии десятилетний Юра оказался случайно. В июле 1941 года пошел показывать отступающим красноармейцам малоизвестный брод на Западной Двине и не успел вернуться в родной Витебск, куда уже вошли немцы. Так и ушел вместе с частью на восток, до самой Москвы, чтобы оттуда начать обратный путь на запад.

На этом пути Юра успел многое. В январе 1942-го он, никогда раньше не прыгавший с парашютом, отправляется на выручку попавшим в окружение партизанам и помогает им прорвать вражеское кольцо. Летом 1942-го вместе с группой разведчиков-сослуживцев взрывает стратегически важный мост через Березину, отправив на дно реки не только мостовое полотно, но и девять проезжавших по нему грузовиков, а меньше чем через год оказывается единственным из всех связных, кто сумел прорваться к окруженному батальону и помочь ему выйти из «кольца».

К февралю 1944-го грудь 13-летнего разведчика украшали медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Но разорвавшийся буквально под ногами снаряд прервал фронтовую карьеру Юры. Он попал в госпиталь, откуда было направился в Суворовское училище, но не прошел по состоянию здоровья. Тогда отставной юный разведчик переквалифицировался в сварщики и на этом «фронте» тоже сумел прославиться, объехав со своим сварочным аппаратом чуть ли не пол-Евразии — строил трубопроводы

Слайд 14. Пехотинец Анатолий Комар(15 лет)

Среди 263 советских воинов, закрывших своими телами вражеские амбразуры, самым младшим был 15-летний рядовой 332-й разведывательной роты 252-й стрелковой дивизии 53-й армии 2-го Украинского фронта Анатолий Комар. В действующую армию подросток попал в сентябре 1943-го, когда фронт вплотную подошел к его родному Славянску. Произошло это у него почти так же, как и у Юры Жданко, с той лишь разницей, что мальчишка служил проводником не у отступающих, а у наступающих красноармейцев. Анатолий помог им пройти вглубь прифронтовой полосы немцев, а потом ушел вместе с наступающей армией на запад.

Но, в отличие от Юры Жданко, фронтовой путь Толи Комара был гораздо короче. Всего два месяца довелось ему носить недавно появившиеся в Красной армии погоны и ходить в разведку. В ноябре того же года, возвращаясь из свободного поиска в тылу у немцев, группа разведчиков раскрыла себя и была вынуждена прорываться к своим с боем. Последним препятствием на пути назад оказался пулемет, прижавший разведку к земле. Анатолий Комар метнул в него гранату, и огонь стих, но стоило разведчикам подняться, как пулеметчик снова начал стрелять. И тогда оказавшийся ближе всех к врагу Толя поднялся и упал на пулеметный ствол, ценой жизни купив товарищам драгоценные минуты для прорыва.

Слайд 15. Матрос Борис Кулешин(12 лет)

На потрескавшейся фотографии на фоне моряков в черной форме с патронными ящиками на спине и надстроек советского крейсера стоит мальчишка лет десяти. Руки его крепко сжимают автомат ППШ, а на голове красуется бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Ташкент». Это — воспитанник экипажа лидера эсминцев «Ташкент» Боря Кулешин. Снимок сделан в Поти, куда после ремонта корабль зашел за очередным грузом боеприпасов для осажденного Севастополя. Именно тут у сходни «Ташкента» и появился двенадцатилетний Боря Кулешин. Отец его погиб на фронте, мать, как только был оккупирован Донецк, угнали в Германию, а сам он сумел уйти через линию фронта к своим и вместе с отступающей армией добраться до Кавказа.

Пока уговаривали командира корабля Василия Ерошенко, пока принимали решение, в какую боевую часть зачислить юнгу, моряки успели выдать тому ремень, бескозырку и автомат и сфотографировать нового члена экипажа. А потом был переход в Севастополь, первый в жизни Бори налет на «Ташкент» и первые в жизни обоймы для зенитного артавтомата, которые он наравне с другими зенитчиками подавал стрелкам. На своем боевом посту он и был ранен 2 июля 1942 года, когда немецкая авиация попыталась потопить корабль в порту Новороссийска. После госпиталя Боря вслед за капитаном Ерошенко пришел на новый корабль — гвардейский крейсер «Красный Кавказ». И уже тут нашла его заслуженная награда: представленный за бои на «Ташкенте» к медали «За отвагу», он по решению командующего фронтом маршала Буденного и члена Военного совета адмирала Исакова был удостоен ордена Красного Знамени. И на следующем фронтовом снимке он уже красуется в новой форменке юного матроса, на голове которого бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Красный Кавказ». Именно в этой форме в 1944 году Боря и отправился в Тбилисское нахимовское училище, где в сентябре 1945 года был в числе других преподавателей, воспитателей и воспитанников удостоен медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Слайд 16. Музыкант Петр Клыпа(15 лет)

Пятнадцатилетний воспитанник музыкального взвода 333-го стрелкового полка Петр Клыпа должен был, как и другие несовершеннолетние обитатели Брестской крепости, с началом войны отправиться в тыл. Но покинуть сражающуюся цитадель, которую в числе других защищал и единственный родной человек — его старший брат лейтенант Николай, Петя отказался. Так он и стал одним из первых в истории Великой Отечественной войны солдат-подростков и полноправным участником героической обороны Брестской крепости.

Он воевал там до начала июля, пока не получил приказ вместе с остатками полка прорываться к Бресту. Отсюда и начались мытарства Пети. Переправившись через приток Буга, он в числе других сослуживцев попал в плен, из которого вскоре сумел бежать. Добрался до Бреста, прожил там месяц и двинулся на восток, за отступающей Красной армией, но не дошел. Во время одной из ночевок его с товарищем обнаружили полицаи, и подростков отправили на принудительные работы в Германию. Освободили Петю лишь в 1945 году американские войска, и после проверки он даже успел несколько месяцев прослужить в Советской армии. А по возвращении на родину вновь угодил за решетку, потому что поддался на уговоры старого приятеля и помогал тому спекулировать награбленным. Вышел на свободу Петр Клыпа только через семь лет. Благодарить за это ему нужно было историка и писателя Сергея Смирнова, по крупицам воссоздававшего историю героической обороны Брестской крепости и, конечно же, не пропустившего и истории одного из самых юных ее защитников, который уже после освобождения был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Слайд17 . Александр Чекалин (16 лет)

В июле 1941 Александр Чекалин вступил добровольцем в истребительный отряд, затем при отступлении советских войск с территории Тульской области в ходе Тульской оборонительной операции вместе с отцом ушёл в партизанский отряд «Передовой» (командир — Д. Т. Тетеричев; комиссар — П. С. Макеев), где стал разведчиком. Занимался сбором разведсведений о дислокации и численности немецких частей, их вооружении и маршрутах передвижения. На равных с другими членами отряда участвовал в засадах, минировал дороги, нарушал связь противника и пускал под откос эшелоны. Командование отряда отмечало, что «особая страсть была у него к оружию. Всегда норовил раздобыть лишнюю гранату, винтовку да патронов побольше». Также выполнял обязанности радиста.

Осенью 1941 года Саша Чекалин сильно простужается, состояние здоровья стремительно ухудшается и его отправляют лечиться в деревню Мышбор к доверенному лицу партизан – местной учительнице. Прибыв на место, Александр узнаёт, что женщина арестована фашистами и увезена в другое село. Тогда подросток принимает решение пробраться в родной дом. Местный староста Авдюхин, поступивший на службу к гитлеровцам, заметил дымок из печной трубы дома Чекалиных и донёс в немецкую комендатуру.

Отряд фашистов ночью окружил дом, Александру предложили сдаться. В ответ юный герой открыл огонь по офицерам, а когда закончились патроны, швырнул в них гранату. Но она дала осечку. Чекалина арестовали. В течение последующих нескольких дней юношу подвергли ужасным изощрённым пыткам с целью получить от него сведения о партизанах. Никаких показаний Александр не дал.

6 ноября 1941 года немцы устроили публичную казнь. На площади города Лихвин Александр Чекалин был повешен. Труп юного партизана на виселице с табличкой «Такой конец ждёт всех партизан», немцы не стали убирать с площади в течение ещё трёх недель после казни. Только после освобождения Тульской области от фашистских захватчиков, тело Александра Чекалина с воинскими почестями было предано земле в сквере города Лихвин.

4 февраля 1942 года посмертно Чекалину Александру Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина.А ещё через два года город Лихвин, в котором казнили героя-комсомольца, был переименован в его честь – Чекалин.

Герои. Герои. Подвиги. Подвиги. Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное –не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.

Источники

http://bigwar.msk.ru/index.html

http://parad-msk.ru/photo/portrety-soldat-iz-serii-knig-geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg/

http://www.rg.ru/2014/02/11/geroi-site.html

http://www.otvoyna.ru/index.htm

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11163.htm

http://iremember.ru/

«Их детство прервала война…»

Цели:

  • познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

  • развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;

  • воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Оборудование: плакаты и рисунки детей о войне, проектор, магнитафон, фотографии пионеров героев, презентации «Дети в годы войны», «День Победы», «Не отнимайте солнце у детей».

Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я.

Учитель. Сегодня наше мероприятие мы посвящаем пионерам-

героям, юным защитникам Отечества, отдавшим свою

жизнь за светлое , мирное будущее. Все эти мальчишки

и девчонки были лишены счастливого и радостного

детства. Их детство прервала война… У многих она

забрала всё: дом, родных, друзей, детскую беззаботную жизнь…

Послушаем, как это было…

1 Чтец. Июнь….Клонился к вечеру закат

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

2 Чтец. Было обычное жаркое лето. Бабушка мне рассказала об этом.

Все отдыхали: кто с мамой на даче, кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли, горя и бед до поры не видали.

На сцене дети играют в мяч, куклы и т.п.

3 Чтец. Страна цвела. Но враг из-за угла свершил налет,

Пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.

Звучит воздушная тревога и дети испуганно убегают.

Звучит песня «Священная война».

1 Ведущий. Год 1941 вошёл в историю, как начало Великой

Отечественной войны. Эту кровопролитную войну

развязала фашистская Германия. Наш народ встал на

защиту своей страны. Он мужественно сражался на

фронтах и в тылу, уничтожал ненавистных врагов,

защищал свою родную землю.

2 Ведущий. В тылу дети помогали взрослым. Они работали на полях,

заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших

защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и

чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли

подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для

постройки танков и самолетов.

Презентация «Дети войны».

Учитель . Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м

было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с

гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок,

совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью

вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и

вместе со взрослыми боролись против фашистов в партизанских

отрядах.

Выступление 2- А класса. Валя Котик.

Автор1. Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Автор2 . Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Автор 3. Перед строем несколько человек, вновь прибывших в отряд. Седи них самый маленький – Валя Котик. Он тоже вооружен. В руках у него автомат, один из нескольких десятков добытых им у немцев. Вслед за комиссаром Валя произносит слова партизанской присяги.

Валя – Клянусь, что скорей умру в жестоком бою с врагами, чем отдам себя, своих родных в рабство кровавому фашисту.

Все: Клянёмся! Клянёмся!

Автор 4. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.

Автор 5. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Чтец. У карателей – автоматы       и заправлена форма старательно.
Это звери – а не солдаты, но без страха пошёл на карателей
Валя Котик их выследил смело: и фашистский Главарь был убит.
За геройство, за правое дело Вале – Памятник бронзой горит!

Выступление 2- Б класса. Володя Дубинин.

Автор1. Если вы попадёте в город Керчь в Крыму и совершите прогулку по главной улице, пересечёте улицу маршала Ворошилова, на следующем углу вам бросится в глаза синяя табличка «Улица Володи Дубинина».

Как-то дома Володя нашёл медаль «За трудовую доблесть» и прикрепил её себе на рубашку, заметив: «Красиво». Сестра Валя, которая была старше Володи на два года, урезонила:

Сестра. – Но это ведь не твоя награда. Такую медаль надо заслужить. А ты ещё маленький!

Володя покраснел, снял медаль и ответил:

Володя – Вот увидишь, каким я стану.

Автор 2. После оккупации Керчи Володя ушёл с отрядом в каменоломни.

Когда гитлеровцы заблокировали все крупные лазы, в оставшиеся мог пролезть только маленький и юркий Володя. Тогда другие мальчишки стали работать как «группа прикрытия» — они отвлекали блокировавших входы солдат, давая возможность выбраться наружу. Также в условленное время ребята встречали возвращавшегося из разведки Володю.

Красная армия освободила Керчь. Но гитлеровцы окружили каменоломни сетью минных полей, и партизаны не могли покинуть их. Выйти там, где выходил Володя, взрослые физически не могли.

Автор 3. И тогда Володя вызвался быть проводником у сапёров. Первый день разминирования прошёл успешно, но 4 января 1942 года около 10 утра у входа в каменоломни прогремел мощный взрыв. На мине подорвались четыре сапёра и Володя Дубинин.

Автор 4. Погибших сапёров и Володю похоронили в братской партизанской могиле в Молодёжном парке Керчи.

Посмертно Владимир Никифорович Дубинин был награждён орденом Красного Знамени.

Чтец . Погиб с партизанами в катакомбах,  заминированных фашистами.
У предателей было оружье,  они всех выдавали врагу…
Лишь Володя прошёл там, где нужно, сосчитал все стволы на бегу,
Вывел наших из окруженья,  показал, где продукты лежат…
Даже в самых суровых сраженьях вёл себя, как отважный солдат!

Выступление 3-В класса. Зина Портнова.
Автор1. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову и её сестру Галю в Белоруссии, куда в июне 1941 года приехала на каникулы. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Автор 2. Работая официанткой в офицерской столовой, Зина, отравила пищу – погибло свыше ста фашистов. Помогала ей и её сестра Галя.

Автор 3. Однажды, готовясь уйти к партизанам, она должна была передать в село Мастище мины, которые были у неё спрятаны.

Зина. – Галочка, вставай! Дело есть.

Галя. – Снова буду помощницей?

Зина. – Ага. Отнесёшь эту корзину Марье Дементьевне. На дне лежат чёрные мячики.

Автор 1. Ночью пришли партизаны и забрали Зину и Галю в лес.

Автор 2. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее…

Чтец. На допросе орал на девчонку лютый враг, положив пистолет.
Бил её, но немного в сторонку отошёл,   был удобный момент:
Зина, корчась от боли, схватила пистолет и убила врага,
Всех обоймой одной уложила…   Нет, не выдав своих никогда!
Автор3. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

Выступление 3-Б класса. Марат Казей.

Автор1. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

Автор2. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Автор 3. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Ранняя весна 1944 года. Утро 8 марта

Солдат1. — Разведка донесла, что по разным дорогам, а где и полем, направляются большие группы женщин. Многие несут на руках детишек.

Солдат 2.- Опять где –то деревню спалили! Слушай мой приказ! Подготовить самые тёплые хаты для женщин и детей.

Солдат3.- Товарищ командир! Подходят не женщины – это переодетые немцы! Тревога!

Автор4. Начался бой. Уже горели хаты. В семи километрах стоял отряд Фурманова, но как им сообщить о помощи.

Марат . Товарищ командир, разрешите мне, я смогу сообщить нашим.

Автор1. Не раздумывая, вскочил на коня и поскакал навстречу пулям. Он выручил своих товарищей , но сам погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

Чтец. Там, где фашисты ползли по стране,  буйствуя и зверея,
Каждый их шаг был замечен, записан  в память Марата Казея.
Точные сведенья в лес доносил,  вражьи посты огибая…
Вечною Славою смерть победил,  честно в бою погибая!
Автор2. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Выступление 3- А класса. Лёня Голиков.

Автор1. Лёня Голиков жил в Лукино – маленькой глухой деревне. Ничто не омрачало детских лет мальчика. Был он счастлив. Но пришли другие дни. Фашисты напали на нашу страну, фронт приближался к Лукино. Однажды Лёня встретил своего школьного учителя Василия Григорьевича.

Учитель. -Лёня! Голиков! Какими судьбами? Ведь немцы вас, говорят, выгнали из деревни. Живёшь –то где? Пойдём, проводи меня, по дороге всё и расскажешь.

Лёня. — А вы – то где, Василий Григорьевич?

Учитель. — В партизанах я.

Автор. Они пришла к уцелевшим избам на краю села, где разместился на отдых партизанский отряд.

Лёня. — Василий Григорьевич, а мне в партизаны можно?

Учитель. — Тебе? Вот уже не знаю. Лет – то тебе сколько?

Лёня — Пятнадцать.

Солдат -Возьми его, Василий Григорьевич, к себе в разведку. Парень, видать, шустрый.

Учитель. – А может, и правда взять? В школе атаманом был.

Автор. С этого дня пионер Лёня Голиков был зачислен в партизанский отряд.

Автор 2.Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Автор 3. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня — за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Чтец. Бил захватчиков Лёня  не мало,   и однажды настиг Генерала:
Долго по лесу враг уходил, только Лёня его – победил!
А в портфеле того генерала вся фашистская тайна лежала. 
Ценных сведений в  толстом портфеле  партизанам хватило…

На деле — партизаны прошли  там,  где нужно,

взяли пленных и много оружья. 

Автор 4. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

2 Ведущий. 2016-й год:

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет, нет!

Два слитые слова – они пионеры,

Герои на сотни, на тысячи лет.

Под песню «Пионеры – герои» выходят дети с портретами в руках.

  1. В суровые годы великих сражений
    Советские люди планету спасли.

  1. Но шрамы тяжелых военных ранений
    Навеки остались на теле земли.

  2. …Ветры в походные трубы трубили,
    Дождь отбивал барабанную дробь…

  3. Ребята-герои в разведку ходили 
    Сквозь чащу лесов и болотную топь…

  4. А нынче в разведку идут следопыты, 
    Туда, где когда-то ровесники шли… 

  5. Не будут, не будут, не будут забыты 
    Ребята — герои родимой земли!

  6. В мирные дни, побеждая и строя,
    Помнит Отчизна года боевые.

  7. Славьтесь в веках, пионеры-герои! 
    Славьтесь, товарищи, вечно живые!

  8. Помните, через века, через года! Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,

Помните! Помните эти имена…

Дети называют имена пионеров на портретах.

Учитель. Но не только эти ребята в годы войны боролись против

фашистов, их было тысячи, сотни тысяч. Про их подвиги вы можете

узнать больше. Слово предоставляется библиотекарю нашей школы.

1 Ведущий. Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу.

Пионеры – и тысячи их,

Кто погиб за страну и свободу.

2 Ведущий. Их могилы ты всюду найдёшь

На дорогах минувших пожарищ;

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдёшь,

То сними свою шляпу, товарищ!

Минута молчания.

Учитель. Шумела гроза над землёю, мужали пионеры в бою…
Знает народ: они – герои, навечно остались в строю!

Танец под песню «Журавли».

Учитель. И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Презентация и исполнение песни «День Победы».

  1. Чтец. Мы — дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы –

За мир, за свободу, за счастье борцы!

  1. Чтец. Мы учимся в школе, растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

  1. Чтец. Пусть в защиту людей всюду голос наш слышен:

Расцветать на просторе лесам и полям.

Солнцу мира и дружбы подниматься всё выше,

Не смолкать, в мощном хоре:

Все : «Нет – войне!», «Миру – да!»

Презентация песни «Не отнимайте солнце у детей!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юл кагыйдэлэре буенча сценарий
  • Юл й?р? кагыйд?л?ре буенча сценарий башлангыч сыйныфлар
  • Юнки пур праздник
  • Юл й?р? кагыйд?л?ре буенча сценарий балалар бакчасында
  • Юнеско праздники список