Ю́РЬЕВ
ДЕНЬ
Словосочетание «Юрьев день» обозначает 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — единственный день года, во время которого в XI–XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Это явление также называют «крестьянским выходом». Оно связано с одноименным православным праздником, днем почитания Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев. Именно к 26 ноября по старому стилю завершался сбор урожая и наставало время выдавать крестьянам заработанные деньги. Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось. Так как Юрьев день еще называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчетах.
“
— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.
«Юрьев день» регламентировал Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, который утвердили при великом князе Иване III. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него.
В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает сожаление о несбывшихся надеждах.
“
Рассказывали потом, что, когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеича не на кровати, а в двух шагах от нее. И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.
Однако в 1597 году у крестьян еще оставалась возможность уйти от своего помещика согласно указу об урочных летах. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение.
Сергей Иванов. Юрьев день. 1908
Частное собрание
Николай Неврев. Торг. Сцена из крепостного быта. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Трутовский. Отдых помещика. XIX век
Частное собрание
Михаил Зощенко. Волостной суд. 1888
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Мясоедов. Чтение положения 19 февраля 1861 года. 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Максимов. Аукцион за недоимки. 1880–1882
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского, Бердянск, Запорожская область, Украина
Борис Кустодиев. Чтение манифеста об отмене крепостного права. 1907
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Илья Репин. Крестьянский дворик. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Сходка. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Трутовский. Разъезд гостей. 1867
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
Сергей Коровин. На миру. 1893
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Крестьянин в поле. 1876
Национальный художественный музей, Рига, Латвия
Владимир Маковский. Свидание. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Старый крестьянин. 1885
Национальный музей истории Украины, Киев, Украина
Константин Маковский. Крестьянский обед в поле. 1871
Таганрогский художественный музей, Таганрог, Ростовская область
Никифор Крылов. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка. Не позднее 1830
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Герасимов. Старая крестьянка. 1924
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
9 декабря православные христиане чтут память святого великомученика Георгия Победоносца. Этот церковный праздник возник 26 ноября 1051 года по старому стилю во времена Ярослава Мудрого. В народе его изначально прозвали Егорий осенний, а позднее – Юрьев день.
Как появился праздник? Почему он был так важен для крестьян? И какие традиции соблюдались в Юрьев день? Рассказываем в материале РЕН ТВ.
История праздника
Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитали святого Георгия – именно в его честь назван Юрьев день. Праздник приходится на день освящения Георгиевского храма в Киеве, воздвигнутого в честь Георгия Победоносца.
Почитаемого на Руси святого считали покровителем воинов и земледельцев. Он известен тем, что убил копьем жестокого змея, который совершал набеги на земли языческого царя, за что его и прозвали Победоносцем. На иконах он обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьем в пасть.
Изначально церковный праздник называли Осенним Егорием, а затем название превратилось в Юрьев день. По старому стилю его отмечали 26 ноября, по новому – 9 декабря.
Фото: © Сергей Васильевич Иванов. Крестьяне уходят от помещика в Юрьев день
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Юрьев день имел большое значение на Руси, поскольку в этот день крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. Впервые это правило упоминается в 1479 году в Судебнике, принятом великим князем Московским Иваном III Васильевичем и подтверждается в Судебнике Ивана Грозного 1550 года. По закону крестьянину давалось «окно» в две недели – одна до Юрьева дня и вторая – после Юрьева дня, чтобы он, заплатив «пожилое», мог сменить владельца.
Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» возникла, когда Юрьев день на Руси отменили. Она означала сожаление о потерянной свободе.
Обычаи и традиции на Руси в Юрьев день
Возможность переходить от одного помещика к другому предоставлялась не всем крестьянам, а только тем, кто трудился не покладая рук и расплатился с долгами. При наличии долгов поменять барина было нельзя.
Традиция была отменена в 1649 году, однако примета сохранилась до наших дней: считается, что до наступления Юрьева дня необходимо отдать все долги.
Другой обычай праздника касался подготовки дома и подсобного хозяйства к зиме. В отличие от других церковных дат, встречать Юрьев день было принято трудом, а не отдыхом.
Фото: © Максим Киселев/ТАСС
Что нельзя делать в Юрьев день
Если в Юрьев день планировалась поездка, то было принято служить молебен о благополучии на предстоящий путь. Однако по возможности поездку лучше отложить и не начинать в этот праздник новые дела.
Кроме того, в Юрьев день нельзя было:
- охотиться, иначе в дом нагрянет беда;
- ссориться и сквернословить;
- брать и давать деньги в долг;
- долго лежать в постели, бездельничать и лениться.
Приметы на Юрьев день
На Руси считалось, что на Юрьев день зима наконец вступает в права и начинаются морозы. Именно поэтому в этот день ходили «слушать» колодцы: если в них было тихо, то ждали теплой зимы, а если доносился плеск или треск, то суровой.
Были и другие приметы, связанные с погодой:
- если к Юрьеву дню выпадет много снега, тогда весна наступит рано;
- если на улице морозно, то стоит ожидать холодной зимы;
- если на окнах к утру появился иней, тогда быть богатому урожаю на будущий год;
- если собаки выражали беспокойство или волки выли в лесу, предсказывали сильное похолодание.
Кроме того, добрым предзнаменованием считалось отдать долги к Юрьеву дню – это сулило благополучие и достаток.
Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)
26 ноября / 9 декабря
26 ноября по старому стилю (= 9 декабря в XX–XXI вв.) в Православном календаре значится праздник Освящения церкви великомученика Георгия, которая находилась перед вратами Святой Софии Киевской (1051–1054). В народе – «осенний Юрьев день».
Примечательно, что это был первый собственно русский церковный праздник, внесённый в православные Месяцесловы. Уже вскоре после крещения Русь стала предощущать себя будущей преемницей слабеющей Византийской империи, а стольный град Киев – преемником Царьграда. В нём (по аналогии с Константинополем) был уже выстроен и свой собор в честь Софии – Премудрости Божией. А напротив Софии великий князь Ярослав Мудрый (в крещении – Георгий) поставил храм во имя своего небесного покровителя. Дата освящения тоже не была случайной: именно в этот день был освящён один из четырех Георгиевских храмов Константинополя. По преданию, и сам чин освящения совершил не грек, а первый русский глава нашей Церкви митрополит Киевский Иларион (1051–1054), что было прямым вызовом Константинопольскому патриархату, в состав которого входила тогда Русская Церковь на правах митрополии.
В Московской Руси этот национальный праздник стал официальным сроком, когда поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем порядную грамоту крестьянин имел право уйти от хозяина. Для этого ему требовалось лишь выполнить по отношению к нему все обязательства. Это было единственное время в году (неделя до и после Юрьева дня), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. В конце XVI века право перехода отменили, наступила полная крепостная зависимость, и сожаление о потерянном дне свободы запечатлели народные пословицы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день» (кто-то впервые узнал о запрещении перехода). «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора» (да теперь уж нельзя)!
Для нашего времени это созвучно с сетованиями о внезапных денежных реформах, дефолтах и иных потрясениях. В России любят преподносить народу «сюрпризы», а он лишь охает и восклицает. Что поделать: долготерпение – даже бессмысленное – почитается у нас главной христианской добродетелью.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Юрьев день отмечался на Руси с давних времен. Изначально это был только церковный праздник, когда поминали Георгия Победоносца. Но в истории этот день имеет особое значение – его связывают с положением крестьян при становлении крепостного права.
Что такое Юрьев день?
Святого Георгия Победоносца христиане называют еще Юрием и Егорием. По легенде, он сразил копьем змея, нападавшего на владения язычников. Долгое время чудищу отдавали в жертву людей. Когда дошла очередь до царской дочери, появился Георгий и сумел сразить змея. Для язычников освобождение от дракона положило начало новому этапу в жизни – они обратились в христианскую веру. За мужество и совершенный подвиг юноше дали прозвище «Победоносец», а 26 ноября (по новому стилю 9 декабря), когда произошло сражение, стали именовать Юрьевым днем.
Такое значение христианский праздник имел на Руси до конца XV века. Люди ходили в церковь и молились перед иконой, на которой Георгия Победоносца чаще всего изображали сидящим на коне и направляющим свое орудие прямо в пасть дракону.
Святой Георгий Победоносец
Интересно! Святого наделяли многими способностями. Христиане верили, что он дает урожай и помогает его сохранить, защищает дом и семью от бед, приносит удачу и успех.
Юрьева дня крестьяне ждали еще по одной причине. За неделю до и после праздника крестьянский люд чувствовал себя относительно свободным.
Значение Юрьева дня для крестьян
До правления Ивана 3 помещики наделялись правом иметь землю, а крестьяне могли у землевладельца ее «арендовать». Под арендой понимались оброк с барщиной, которые крестьяне были обязаны платить помещику. При этом бедняки, выплатив денежный сбор, могли переходить от одного землевладельца к другому без ограничений. Такая система действовала с XI века.
Важно! 1497 год стал переломным в отношениях крестьян и помещиков — он положил начало закрепощению первых. Иван 3 издал новый судебник. Это был свод законов, установивший конкретные сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому. Речь шла о Юрьевом дне, а также о неделе до и неделе после него. Теперь только в этот период крестьяне могли при желании уйти от ненавистного помещика, чтобы попытать счастье в другом месте.
Юрьев день был выбран не случайно. На Руси к этому времени заканчивались все полевые работы. Урожай был собран, уложен на хранение. Помещикам надлежало рассчитаться с крестьянами за их работу. И хотя большая часть землевладельцев хитрила и выплачивала меньше, чем полагалось, обязательства крестьян и помещиков друг перед другом считались после такого расчета выполненными. По этой причине первые могли спокойно уйти к другому хозяину и начать трудиться в будущем году на новом месте.
Интересно! Сохранились сведения о том, как помещики придумывали уловки, помогающие им удержать крестьян. Одна из них – угощение крепостных крепким пивом. Начинался такой праздник как раз за неделю до Юрьева дня, продолжался обычно две недели. Охмелевшие крестьяне забывали о своем праве. Когда же попойка заканчивалась, выяснялось, что Юрьев день уже прошел.
Такова была подоплека принятого Иваном 3 закона, названного впоследствии «крестьянским выходом». На деле принятие судебника стало началом закрепощения.
Отмена Юрьева дня
Правила, установленные Иваном 3, действовали без изменений до 1550 года. Пришедший к власти тремя годами раньше Иван 4 (Грозный) провел ряд реформ. Одна из них – пересмотр сборника 1497 года. Основные его положения, включая правило перехода крестьян в Юрьев день к другому помещику, оставались прежними. Но были сделаны поправки:
- размер платы помещику (оброк, барщина) при смене хозяина для крестьян увеличивался;
- стоимость аренды земли зависела от качества почвы, которую предстояло возделывать крестьянину, и статуса помещика;
- землевладельцы несли ответственность за своих крестьян.
Это привело к тому, что более зажиточные владельцы стали переманивать работников. Ситуацию осложнила Ливонская война. Итогом стала временная отмена Юрьева дня и введение понятия «заповедные лета» (заповедь – «запрет»).
Важно! Новым указом (1581 год) Иван Грозный признавал Юрьев день, но запрещал крестьянам покидать своих хозяев при составлении писцовых книг. Причина — проводили перепись населения и земельных угодий.
Новое ограничение «крестьянского выхода» относят к 1597 году. Царь Фёдор Иоаннович принял указ, по которому убежавших от помещика крестьян могли разыскивать пять лет. В случае успеха беглеца вместе с семьей и детьми возвращали назад. Если же в течение указанного срока хозяин не подавал челобитную на розыск, крестьянина закрепляли за его новым владельцем. Положенный для поиска срок стали называть урочными летами, а бегством считался любой уход от помещика (вне зависимости от причин).
Интересно! С отменой указа о Юрьевом дне связывают появление в русском языке фразеологизма «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Смысл его в контексте сказанного вполне понятен: так говорят о несбывшихся мечтах, потерпевших крах надеждах. С данным историческим событием связано еще одно слово – объегоривать. Речь об обмане крестьян помещиками при расчете за работу накануне Юрьева дня (от имени Егорий).
В 1607 году срок розыска беглых крестьян увеличили до 15 лет. Точку в отмене Юрьева дня и окончательном закрепощении крестьян поставило Соборное уложение 1649 года. По нему урочные лета стали бессрочными. Теперь крестьяне и их дети попадали в полную зависимость от помещика до конца жизни.
Историческое значение даты
Введение правила Юрьева дня (конец XV века) стало первой ограничительной мерой в отношении крестьян, не имевших своей земли и работавших на помещиков. С течением времени разными правителями эти правила изменялись и дополнялись. Итог — уже через полтора столетия после введения Юрьева дня уход от помещика стал невозможным.
Сейчас историки спорят по поводу того, кто именно из русских правителей больше других виновен в установлении крепостного права. Одни возлагают вину на Ивана Грозного, другие называют Бориса Годунова, третьи вспоминают урочные лета Федора Иоанновича. Как бы то ни было, именно попустительство власти на протяжении нескольких десятилетий в конечном итоге привело к полному закабалению крепостных — одному из самых позорных явлений в истории России.
Источники:
- Шевченко М. М. История крепостного права в России – Воронеж: Воронежский университет, 1981.
- Глухов В. П. Россия в XVI-XVII вв. — М.: 2001.
- Юрьев день // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
Русь издавна была аграрной державой. Большую часть населения составляли крестьяне, жизнь которых была очень нелёгкой, однако существовал старинный крестьянский праздник – Юрьев день. До XVI века этот праздник считался особенным днём в году. Именно тогда крестьяне получали возможность уйти от помещика – и хотя свободу они не получали, то имели право поменять хозяина.
Конечно, обычай этот нравился далеко не всем землевладельцам, однако благодаря Юрьеву дню зажиточные помещики и бояре вынуждены были держать себя в рамках допустимого по отношению к своим крестьянам. Конечно, на Руси были известны и жестокие губители душ, и крайне жестокие богачи, но в большинстве случае к Юрьеву дню помещики старались хотя бы незначительно облагодетельствовать своих людей. Когда же появился этот праздник? Каковы были его обычаи?
Появление праздника
Уже с XI века на Руси были установлены правила для крестьян, согласно которым диктовались условия перехода под власть определённого помещика. Кроме того, оговаривались особенности перехода к другому землевладельцу. Когда к помещику приходил крестьянин, тот должен был выделить ему земельный надел и некоторое имущество, которое именовалось «пожилым». Взамен на это крестьянин обрабатывал землю, отдавая часть выращенного барину.
Бывали ситуации, когда крестьянин приобретал какое-либо собственное имущество, а в распоряжение помещика переходила вся доля. В этом варианте барин обязывался отпустить «подчинённого» искать лучшей участи. Но, как понимаете, жизнь простого люда на Руси была совсем не сладкой. Многие не имели возможности накопить средства на приобретение собственного участка, из-за чего на протяжении всей жизни оставались под властью землевладельца.
Постепенно законодательством был определён период, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому, если их не устраивала ситуация у прежнего помещика. Особенностями Юрьева дня могли воспользоваться и землевладельцы для привлечения новых людей на свои наделы.
Местонахождение: Частная коллекция
Особенности Юрьева дня
Появление праздника имело огромное значение для народа Руси. С одной стороны, этот день открывал возможности для крестьян. Но с другой, он создавал условия для их закрепощения.
И если прежде земледелец был относительно свободным человеком, то теперь зависел от определённого периода в году. Кроме того, важно обратить внимание на дату Юрьева дня – 26 ноября (9 декабря). К этому времени уже завершались полевые работы, а потому крестьянин должен был отработать полный сезон, прежде чем получить возможность покинуть помещика.
Наталья Тур «Егорий Вешний»
Крестьянский праздник
Интересно, что в году было два Юрьева дня – в мае и в декабре. Люди даже сложили интересные поговорки об этом празднике. К примеру «Егорий (Юрий) работы в поле начинает, Егорий их и заканчивает». Юрьев день был связан с почитанием Святого Георгия, покровителя земледельцев и диких животных.
К декабрю урожай уже был собран, однако помещики не учитывали труд крестьян, часто выдавали им гораздо меньшую долю, нежели полагалась. Иногда Юрьев день называли Егорьевым, из-за чего в простонародье появилось слово «объегорить», то есть «обмануть». Михаил Загоскин в своей книге «Юрий Милославский, или Русские в 1618 году» очень точно объясняет суть крестьянского праздника:
“Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь”.
Позднее правила для крестьян, желающих перейти от одного помещика к другому, были упразднены, а празднование Юрьева дня отменено. Несмотря на это, некоторое время ещё сохранялась возможность уйти от землевладельца согласно закону об урочных летах.
Правда, теперь уход от барина имел своеобразную специфику. В конце XVI века крестьянин мог сбежать от хозяина, после чего тот требовал разыскать беглеца. Если сделать это не удавалось на протяжении пяти урочных лет, крестьянин считался свободным, а помещик уже не имел на него прав. Правда, уже совсем скоро был утверждён бессрочный сыск для беглых крестьян.
Икона великомученика Георгия, XII век
Местонахождение: Успенский собор Московского Кремля, Москва, Россия
Обычаи Юрьева дня
Юрьев день, отмечаемый в декабре, считался особенным не только для земледельцев, но и для диких зверей, покровителем которых выступал святой. С особенным почтением народ относился к волкам.
Говорили, что в Юрьев день они тоже «подводят итоги» лета. «Волк сыт тем, что нашёл до Егория», – говорили на Руси. Это означало, что впереди и животных, и людей ожидали голодные зимние месяцы, а потому требовалось заранее позаботиться о провианте.
На Юрьев день люди обращались к Святому Георгию с просьбой защитить от диких животных скот и членов семьи. Верили, что провинившегося перед Егорием человека святой может сурово наказать. Часто исполнителями воли его являлись те же волки, которые могли напасть на пасущихся домашних животных или путника в лесу. Кроме того, на Юрьев день строго возбранялось работать. Того, кто осмеливался нарушить запрет, ожидало несчастье.
Василий Максимович Максимов «Аукцион за недоимки», 1880-1881 годы
Местонахождение: Художественный музей имени И.И. Бродского, Бердянск, Украина
Юрьев день – особенный праздник, связанный в большей степени не с поверьями или традициями, а с историей нашего народа. Он раскрывает нам, насколько сложной и тяжёлой была жизнь крестьян на Руси. В ней было много несправедливости – в частности, в отношении помещиков к своим работникам. Юрьев день помогает лучше понять те далёкие времена и открывает суть крестьянской жизни на Руси.
На обложке: Фрагмент картины Семёна Васильевича Каминского «Своз крестьян в XVIII веке». Местонахождение: Историко-краеведческий музей, Магнитогорск, Россия
Кто придумал Юрьев день, и кто его отменил.
Содержание
- Что такое Юрьев день в истории: определение
- Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата
- «Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма
- ВИДЕО: Юрьев день
Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.
Что такое Юрьев день в истории: определение
Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 столетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.
Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.
Многие крестьяне ждали Юрьево дня, потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.
Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата
Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.
С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.
Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.
Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.
Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.
Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.
Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.
«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма
После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.
Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.
Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Алексее Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.
Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.